Ипатьевский монастырь в костроме

Ипатьевский монастырь

В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.

В XIV-XV веках, в период «собирания» Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.

В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название — «колыбель» Дома Романовых.

Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли «стрелкой», а с появлением здесь монастыря оно получило название «Ипатьевский (Ипацкий) мыс».

История Ипатьевского монастыря

В настоящее время, переданный в конце 2004-го года Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь, без которой востребованные современной действительностью все другие виды монастырской деятельности не смогут принести настоящей пользы. И миссия и социальная работа здесь начинаются с молитвы.

Немногочисленная братия обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ.

Священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря является Высокопреосвященнейший Ферапонт, митрополит Костромской и Нерехтский, а его Наместником — игумен Петр (Ерышалов).

Святыни монастыря

  • Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
  • Частица Ризы Господней.
  • Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе).
  • Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
  • Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Тихвинская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.

В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место.

Музей в Ипатьевском монастыре

Монастырь

Ипатьевский монастырь


Вид со стороны старого русла реки Костромы

57°46′35″ с. ш. 40°53′40″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Кострома

Конфессия

Православие

Епархия

Костромская

Тип

мужской

Основатель

Захария (Чет)

Первое упоминание

1432 год

Дата основания

около 1330 (или 1275)

Здания

Троицкий собор (1650—1652) • Звонница (1603—1605) • Архиерейский корпус (XVIII в.) • Палаты бояр Романовых (XVI в., реконстр. сер. XIX в.) • Братский корпус (XVIII в.)

Настоятель

священноархимандрит Ферапонт, епископ Костромской и Галичский; наместник: игумен Пётр (Ерышалов)

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 441520312770006 (ЕГРОКН). Объект № 4410051000 (БД Викигида)

Состояние

реставрация

Сайт

Ипатьевский монастырь на Викискладе

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь — мужской монастырь в западной части Костромы на берегу одноимённой реки недалеко от её впадения в Волгу. Относится к Костромской епархии Русской православной церкви. Обитель сыграла заметную роль в событиях Смутного времени. В честь монастыря названа найденная там Ипатьевская летопись.

История

Основание монастыря

Согласно поздней легенде, монастырь основан около 1330 года татарским мурзою Четом, родоначальником рода Годуновых и Сабуровых, бежавшим из Золотой Орды к Ивану Калите и принявшим в Москве крещение под именем Захария. В этом месте ему было видение Божией Матери с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, результатом которого стало его исцеление от болезни. В благодарность за исцеление на этом месте был основан монастырь. Современные исследователи считают мурзу Чета мифической фигурой, а «Сказание о князе Чете» генеалогической легендой, призванной придать княжеский статус роду Годуновых.

Историк, академик Степан Веселовский относил основание монастыря к концу XIII века. Первоначально был построен храм Святой Троицы, затем храм Рождества Богородицы, несколько келий и мощная дубовая стена. Вокруг располагались жилые и хозяйственные постройки. Все строения были деревянными.

По одной из версий, монастырь основал князь Василий Ярославич, брат Александра Невского, ставший уже великим князем Владимирским, но предпочитавший жить в Костроме. Деяния Василия Ярославича приписываются также легендарному князю XIII века Василию по прозвищу Квашня. По другой версии, монастырь основали новгородцы, так как Святой Ипатий почитался в Новгороде как покровитель посадников, а река Кострома издавна служила одним из путей продвижения новгородцев на Волгу.

Башни и стены Нового города

После смерти князя Василия и упразднения Костромского княжества монастырь попал под покровительство рода Годуновых, возвысившегося в середине XVI века. Годуновы, как и некоторые другие знатные боярские роды (Захарьины, Вельяминовы, Сабуровы, Шеины), считали Захарию (Чета) родоначальником. Его представители становились ктиторами Ипатьевского монастыря. На территории монастыря расположена усыпальница этого древнего и знаменитого боярского рода, в том числе могилы отца и матери Бориса Годунова.

В этот период происходит бурное развитие монастыря. Только с 1586 по 1591 год монастырь получил от Годуновых 1000 рублей и несколько сёл. В результате земельный фонд монастыря вырос вчетверо, и к 1600 году обитель стала четвёртой среди всех российских монастырей-землевладельцев, владея более чем 400 сёлами.

На средства Дмитрия Годунова, дяди будущего царя Бориса Годунова, вокруг монастыря были возведены каменные стены с шестью башнями и заложен Троицкий собор с приделами во имя апостола Филиппа и священномученика Ипатия Гангрского. В 1564 году завершилось строительство зимней церкви Рождества Пресвятой Богородицы с приделом святителя Иоанна Златоуста. Над Святыми вратами в 1595—1597 годах был возведён храм, посвящённый священномученикам Феодору Стратилату и Ирине — небесным покровителям царя Фёдора Иоанновича и его супруги царицы Ирины Фёдоровны, родной сестры Бориса Годунова; каменные звонница, кельи настоятеля и монастырского эконома. Кроме этого, Годуновы сделали многочисленные пожертвования церковных книг и утвари. В монастыре были созданы мастерская живописи и большая библиотека книг и рукописей.

Благодаря усилиям Годуновых к концу XVI века монастырь получил особую значимость в политической и духовной жизни средневековой Руси. Современники нередко называли обитель «Преименитой Лаврой», а настоятелю монастыря игумену Иакову в 1599 году был пожалован сан архимандрита, что подчёркивало особую церковную и государственную значимость обители.

Смутное время

Призвание на царство Михаила Фёдоровича / Книга венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова. 1672 год. Иосиф Шелковников

В годы Смуты монастырь пережил период упадка: после обращения царя Василия Шуйского за финансовой помощью для войны с Иваном Болотниковым и Тушинским вором архимандрит обители Феодосий и игумен соседнего костромского Богоявленского монастыря Арсений в октябре 1608 года отправились в Тушино, где и принесли присягу Лжедмитрию II. С этого времени монастырь находился в руках сторонников Лжедмитрия II и патриарха Филарета.

В конце февраля 1609 года костромичи восстали, перебили тушинский гарнизон и осадили Ипатьевскую обитель. Однако взять её сразу не удалось — она представляла собой сильную крепость, окружённую мощными каменными стенами, на которых были установлены 27 пушек. В конце апреля к монастырю подошло войско Василия Шуйского во главе с мангазейским воеводой Давыдом Жеребцовым и приступило к осадным работам. В мае того года Александр Лисовский, сняв часть войска из-под Троице-Сергиевой лавры, попытался деблокировать Ипатьевский монастырь, но потерпел неудачу. Тем не менее костромская цитадель была захвачена Жеребцовым лишь в сентябре 1609 года.

В кельях монастыря, построенных в 1583 году, с осени 1612 года жили юный Михаил Романов со своей матерью монахиней Марфой. 13 марта 1613 года в монастырь прибыло посольство Земского собора, избравшего 16-летнего Михаила царём, во главе с архиепископом рязанским Феодоритом, келарём Троице-Сергиева монастыря Авраамием Палицыным и боярином Фёдором Шереметевым. 14 марта в Троицком соборе монастыря был совершён торжественный обряд призвания на царство Михаила Романова, положивший конец Смутному времени.

Колыбель династии Романовых

Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре и закончилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском же доме (в Екатеринбурге).

При Романовых монастырь как «колыбель династии» занял привилегированное положение, история родовой обители Годуновых тесно переплелась с историей царствующего дома Романовых, которые стали щедрыми покровителями Ипатьевской обители. Члены царской семьи почитали Ипатьевский монастырь как свою фамильную святыню. При вступлении на престол каждый из царей считал своим долгом посетить обитель и сделать щедрые вклады.

Троицкий собор

По указу Михаила Фёдоровича Романова вдоль западной стены был отстроен Новый город. Он был обнесён высокими стенами с двумя воротами и тремя башнями: двумя наугольными и надвратной, средней между ними. Последняя (известная также как «Зелёная» по цвету черепичной крыши) с восьмигранным каменным шатром была заложена в месте, где 19 марта 1613 года остановился крестный ход, провожавший Михаила Фёдоровича в Москву после его избрания на царство.

Однако взрыв порохового погреба, разрушивший в 1649 году Троицкий собор, мало что оставил от вкладных икон предшествующего времени. Вновь выстроенный собор значительно превосходил по размерам погибшую церковь. В 1685 году он был расписан артелью мастеров-изографов под руководством Гурия Никитина. Фрески собора — одно из замечательных произведений фресковой живописи второй половины XVII века, уникальные по своему исполнению, композиции и разнообразию сюжетов.

В 1767 году к приезду в Кострому императрицы Екатерины II в северном прясле крепостной стены были устроены Екатерининские ворота, ставшие основным входом в монастырь. Нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко оформлено триумфальными арками. На внешнем фасаде в основании высокого аттика размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II. Со стороны Старого города ворота украшены фронтоном с рельефным изображением «всевидящего ока».

В 1839 году в центре Старого города на монастырской площади была поставлена памятная колонна в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря.

В 1837—1863 гг. под руководством архитектора К. А. Тона была проведена масштабная реконструкция монастыря. Вдоль стен по низкому берегу реки Костромы был возведен т. н. «обруб» — плотинное сооружение, защищавшее монастырские здания и крепостные сооружения от затопления во время весенних разливов. К. А. Тон заново оформил фасад монастыря, спроектировал шатровую церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии над Святыми воротами (со стороны реки Костромы) и соединенный с Троицким собором пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы (уничтожен в 1934 году). Тогда же под видом реставрации были надстроены Романовские палаты и возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны «в шашку». Интерьер постройки украсили изразцовые печи, выполненные по проекту Ф. Ф. Рихтера.

В мае 1913 года монастырь стал средоточием празднования трёхсотлетия дома Романовых. Во время празднования юбилея в монастырь приезжал Николай II и жил в специально построенном для него деревянном доме, возведённом за стенами обители.

Настоятели

Список настоятелей

  • Феогност, игумен (1511)
  • Паисий, игумен (1537)
  • Вассиан, игумен (1558—1566)
  • Никандр, игумен (1572—1574)
  • Порфирий, игумен (?-1582)
  • Варлаам, игумен (1582—1584)
  • Гурий Ступишин, строитель (1585—1598)
  • Иаков, архимандрит (1597—1606) Соловецкий архимандрит
  • Феодосий, архимандрит (1608)
  • Кирилл, архимандрит (1613—1616)
  • Иосиф, архимандрит (1617—1622)
  • Пафнутий, архимандрит (1622—1631)
  • Тихон, архимандрит (1631—1640)
  • Иосиф, архимандрит (1640—1641)
  • Авраамий, архимандрит (1642—1646)
  • Сергий (Шелонин), архимандрит (1646—1649)
  • Гермоген, архимандрит (1649—1653)
  • Тихон, архимандрит (1653—1663)
  • Мисаил, архимандрит (1663—1666)
  • Кирилл, архимандрит (1666—1670)
  • Феодосий, архимандрит (1670—1674)
  • Антоний, архимандрит (24 января 1675—1683)
  • Пахомий, архимандрит (1683—1684)
  • Феодосий, архимандрит (1684—1692)
  • Паисий, архимандрит (1692—1698) скончался в Москве 28 мая 1701 года
  • Симеон, архимандрит (12 сентября 1698 — 22 января 1711)
  • Тихон, архимандрит (1711—1720)
  • Гавриил (Бужинский), архимандрит (22 января 1721 — 24 марта 1722)
  • Серапион, архимандрит (1722—1730)
  • Платон (Малиновский), архимандрит (14 апреля 1730 — 12 августа 1732)
  • Амвросий (Юшкевич), архимандрит (1732—1734)
  • Никодим (Сребницкий), архимандрит (июль 1734 — 18 января 1736)
  • Пимен (Савёлов), архимандрит (февраль 1736 — 29 июня 1740)
  • Феофилакт (Губанов), архимандрит (9 октября 1740 — 14 сентября 1743)
  • Симон (Тодорский), архимандрит (12 сентября 1743 — 31 марта 1745)
  • Платон (18??—1845)
  • Иаков (в миру Беневоленский Мартын Евплаксиевич), архимандрит
  • Николай (Покровский), архимандрит (1918 — 1 марта 1919)
  • Иероним (Тестин), архимандрит (17 июля — 31 октября 1996)
  • Павел (Фокин), архимандрит (1996—2002)
  • Иоанн (Павлихин), архимандрит (2004—2011)
  • Алексий (Фролов), архиепископ (2011—2013)
  • Ферапонт (Кашин), епископ (2013—по наст. вр.)

Советский период

Уничтоженная в 1934 г. церковь Рождества Богородицы (автор фото С. М. Прокудин-Горский, 1910 год)

После Октябрьской революции, в 1919 году, монастырь был упразднён, а его материальные ценности национализированы. Большая часть монастырской ризницы комиссиями Гохрана была вывезена в Москву, остатки поступили на хранение в Костромской краеведческий музей.

Монастырские постройки были приспособлены для жительства рабочих костромских текстильных предприятий, тут же размещались детский приют и военные казармы, были устроены стадион и танцплощадка. Во время массового уничтожения костромских храмов в 1934 году был разрушен храм Рождества Пресвятой Богородицы.

В середине 1950-х годов общежития в монастырских корпусах расселили, а в 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской государственный историко-архитектурный музей-заповедник. Работы, произведённые костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений.

В середине 1950-х при затоплении Костромской низины в Новый город монастыря были перевезены Спасо-Преображенская церковь из села Спас-Вёжи и четыре бани (д. Ведёрки), ставшие первыми экспонатами нового музея деревянного зодчества. В конце 1960-х гг. музейный комплекс существенно расширился на участке к югу от монастыря, на мысу, образованном впадением реки Костромы в Волгу. Выстроенные вдоль левого берега речки Игуменки церкви, жилые дома и всевозможные хозяйственные постройки формируют композиционный стержень музейного комплекса

В 1980-е гг. вокруг монастыря не раз проходили киносъёмки. Архитектурный ансамбль можно видеть в таких фильмах, как «Жестокий романс» Эльдара Рязанова и «Очи чёрные» Никиты Михалкова. В 1986 году автопешеходный мост через реку Кострому соединил территорию Ипатьевской слободы с центральной частью города.

Современная жизнь монастыря

Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон.

Ипатьевский монастырь с высоты птичьего полёта Ипатьевский монастырь — серебряная памятная монета Банка России, 2003 г.

23 ноября 1989 года состоялось первое после закрытия монастыря богослужение, в 1991 году была зарегистрирована Свято-Троицкая Ипатьевская монашеская община. В 1993 году, несмотря на протесты со стороны музея-заповедника и общественности, в пользование монашеской общины была передана территория Нового города.

В сентябре 2002 года в результате халатности насельников полностью сгорел главный экспонат музея деревянного зодчества внутри Нового города — церковь Спаса Преображения 1628 года постройки, привезённая из села Спас-Вёжи.

30 декабря 2004 года Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом Российской Федерации, согласно поручению Президента России В. В. Путина от 20.12.2003, было подписано распоряжение № 1555-р о передаче зданий и строений Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря г. Костромы Костромской епархии. 31 декабря Костромской епархией с территориальным отделением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ были подписаны договор безвозмездного пользования и акты приёма-передачи на весь комплекс строений Свято-Троицкой Ипатьевской обители. В новый 2005 год Костромская епархия вступила законным пользователем ансамбля Ипатьевского монастыря города Костромы. Данное решение вызвало возмущение журналистов, так как музей-заповедник фактически оказался на улице.

Священноархимандритом монастыря является епископ Костромской и Галичский Ферапонт (Кашин), его наместником — иеромонах Пётр (Ерышалов).

Монастырь посещался всеми Президентами Российской Федерации в период исполнения ими полномочий:

  • 19 июня 1998 года монастырь посетил Президент Борис Ельцин.
  • 24 марта 2005 года монастырь посетил Президент Владимир Путин.
  • 15 мая 2008 года (на 8-й день после вступления в должность) монастырь посетил Президент Дмитрий Медведев;

Вход на территорию и в Троицкий собор бесплатный. Взимается плата за посещение экспозиций Церковного Историко-археологического музея: взрослым 100 руб., иностранным гражданам 130 руб., плата за фотосъёмку составляет 100 руб., есть скидки для студентов, школьников и пенсионеров (на 9 марта 2013 г).

По состоянию на 24 ноября 2017 года вход на территорию монастыря контролируют музейные работники, которые требуют входную плату 150 руб. Бесплатно можно пройти только в храмы во время совершения богослужений.

Примечания

  1. Веселовский С. Б. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. — М., 1969. — С. 162—168; Кобрин В. Б. Опричнина. Генеалогия. Антропология. Избранные труды. — М., 2008. — С. 36.
  2. 1 2 Когда и кем был основан Ипатьевский монастырь?.
  3. Усыпальница бояр Годуновых Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  4. Арсюхин Е., Андрианова Н. Кострома: былое и небылое. Ипатьевский монастырь (Проверено 21 августа 2011)
  5. Звонница. Колокольня Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine
  6. Кельи над погребами Архивная копия от 2 июня 2011 на Wayback Machine
  7. История обители Архивная копия от 21 ноября 2011 на Wayback Machine
  8. 1 2 Широкорад А. Б. Тщательно забытые факты Смутного времени// Независимая газета. — 26.9.2008.
  9. Екатерининские ворота Архивная копия от 2 июня 2011 на Wayback Machine
  10. Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии Архивная копия от 2 июня 2011 на Wayback Machine
  11. Тихон (архимандрит Ипатьевского монастыря) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  12. И. Ефимович. Платон (архимандрит) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  13. В Костроме сгорела уникальная церковь
  14. Кострома|Музей деревянного зодчества. Церковь Спаса Преображения из с. Спас-Вежи. Фотографии и описание
  15. История Ипатьевского монастыря
  16. Музей-заповедник «Ипатьевский монастырь» переводят в здание вытрезвителя
  17. Голодовке баста!. Архивировано 3 августа 2012 года.
  18. Борис Ельцин в воспоминаниях костромичей (недоступная ссылка)
  19. Президент пообещал выделить на Ипатьевский монастырь 50 млн рублей
  20. Медведев посетил Ипатьевский и Богоявленский монастыри в Костроме РИА «Новости» 15 мая 2008 г
  21. Церковный Историко-археологический музей Костромской епархии
  22. Васильев Л. С., Зонтиков Н. А. Правильно ли мы датируем Троицкий собор Ипатьевского монастыря?

Литература

  • Куколевская О. С. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря. В 2-х томах / Авт.-сост. О. С. Куколевская (при участии А. А. Адашинской и Л. В. Нерсесяна). — М.: Северный паломник, 2008. — 288 стр. + 432 стр. ISBN 978-5-94431-258-7 (Т. 1), ISBN 978-5-94431-259-4 (Т. 2)
  • Брюсова В. Г. Ипатьевский монастырь: Памятники архитектуры и искусства: Очерк / Художник Е. Радченко. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1968. — 104 с. — 40 000 экз. (обл., суперобл.)
  • Брюсова В. Г. Ипатьевский монастырь. — М.: Искусство, 1982. — 208 с. — 30 000 экз. (в пер.)
  • Лукомские Г. и В. Кострома. — СПб., 1913.
  • Разумовская И. М. Кострома. — Л.: Художник РСФСР, 1990. — 208 с. — (Памятники городов России). — 50 000 экз. — ISBN 5-7370-0037-0. (в пер.)
  • Рогов И. В., Уткин С. А. Ипатьевский монастырь. Исторический очерк. — М., 2003.
  • Бусева-Давыдова И. Л. Декор русской архитектуры XVII в. и проблема стиля // Архитектурное наследство. Вып. 38. Проблемы стиля и метода в русской архитектуре / Российская Академия архитектуры и строительных наук. НИИ теории архитектуры и градостроительства; Под ред. Н. Ф. Гуляницкого. — М.: Стройиздат, 1995.
  • Островский П. Ф. Историко-статистическое описание Костромского первоклассного кафедрального Ипатиевского монастыря. — Кострома, 1870. — 305 с.
  • Чернецов А. В. Золоченые двери XVI века: (Соборы Московского Кремля и Троицкий собор Ипатьевского монастыря в Костроме) / А. В. Чернецов. — М.: Наука, 1992. — 216 с. — 1 550 экз. — ISBN 5-02-010086-2. (обл.)

Экскурсия по Ипатьевскому монастырю в Костроме

Уважаемые путешественники, если Вы хотите познакомиться с известным Ипатьевский монастырем, который когда-то сыграл немаловажную роль в спасении юного царя Михаила Романова, я приглашаю Вас на увлекательную экскурсию.
Экскурсия по Ипатьевскому мужскому монастырю – это погружение в насыщенное и интересное прошлое Российской империи. Именно здесь, в стенах этого древнего монастыря, произошло важное событие – возведение на престол Михаила Романова.
История монастыря окутана тайнами. Говорят, что основателю монастыря на месте слияния двух рек – Костромы и Волги, пришло во сне видение. Он увидел Пресвятую Богородицу, апостола Филиппа и мученика Ипатия, и решил возвести на этом месте иноческую обитель. Это случилось в 1330 году.
Сперва на этом месте, где сегодня расположен монастырский комплекс, появился небольшой деревянный храм, затем был возведен каменный собор и церковный придел, а в 1564 году появился и второй каменный храм. Во время экскурсии я расскажу Вам все самое интересное о строительстве монастыря.
Экскурсия по Ипатьевскому монастырю будет интересна всем ценителям истории, ведь Вы увидите не только храмы, но и усыпальницу семьи Годуновых. И, конечно же, во время экскурсии я расскажу Вам, почему Ипатьевский монастырь называют «колыбелью рода Романовых».

Мужской монастырь в Костроме, известный во всех уголках России, именуют Свято-Троицким Ипатьевским. А все потому, что посвящена обитель монахов сразу и Троице, и почитаемому церковью епископу Гангрскому, Ипатию, погибшему за веру в IV в. Но имя – не все, чем богат монастырь: его стены помнят неповторимых зодчих, бояр Руси, царскую семью Романовых и не один политический переворот.

История Ипатьевского монастыря в Костроме

  1. Говорят, татарин Чет основал этот монастырь в 1330 г. Потом обитель получила именитых покровителей, меценатов в лице рода бояр Годуновых (род того самого царя Бориса), которых даже хоронили в монастыре. На их же деньги соорудили на территории монастыря постройки из камня (XVI в.), в частности, Троицкий собор, храм Рождества Богородицы, храм Феодора Стратилата и Ирины, а также стены с башнями.
  2. С 1613 г. Ипатьевский монастырь почти на 200 лет сменил покровителей: Михаилу Романову прямо в его стенах сообщили об избрании царем, так что до 1917 г. Романовы были его меценатами.
  3. Кроме царской семьи, монастырь облюбовали и православные архиереи, и дворянские фамилии: он служил и резиденцией для епископов с 1744 г., и кладбищем. Несколько лет в обители действовала семинария, а потом сюда снова зачастили императорские семьи (в один из таких приездов в 1913 г. и открыли музей Церковно-исторического общества).
  4. Советская власть устроила на территории монастыря сначала поселение для рабочих, потом стадион и антирелигиозный музей, разрушила постройки и кладбище. В 1989 г. здесь отслужили первую службу за многие годы, глава страны посетил Ипатьевский монастырь в 1998 г. (впервые с 1913 г.), но полностью во владение церкви эта территория отошла только в 2005 г.

Архитектурные и культурные достопримечательности

Среди уникальных древностей, на которые стоит обратить внимание, есть и старинные постройки, и плоды рук художников. На территории Ипатьевского монастыря разместились:

  • Троицкий собор, главное религиозное место всего комплекса. Его золоченые «луковицы» видимы за несколько километров, а внутри могут потрясти барочный иконостас и росписи на стенах, которым несколько сотен лет;
  • 8 башен (Кузнечная, Пороховая, Водяная, Квасная, Воскобойная, Зеленая, Юго-западная и Северо-западная);
  • корпуса архиерея, наместника, братьев и трапезный корпус;
  • колонна с памятными надписями обо всех, кто оставил след в истории монастыря, 1839 г.;
  • Церковь Рождества Богородицы, постройка XVI – XIX вв. в процессе восстановления;
  • склеп бояр рода Годуновых. Третий по счету на территории монастыря (два прежних расположены были под церковью Рождества Богородицы). В Ипатьевской обители Годуновых с блеском хоронили с XIII в.
  • палаты Романовых. Тут можно коснуться царской роскоши, созданной руками зодчего Ф.Ф. Рихтера, и увидеть разукрашенный в стиле шахматной доски фасад;
  • колокольня. Стоит с XVII в. по заказу Годуновых, и с 2006 г. с нее громко отзывается 500-пудовый колокол, носящий имя царя Михаила (подарок потомка императора Николая);
  • Екатерининские ворота, 1767 г. Созданы в стиле барокко специально к приезду великой императрицы с ее монограммой на карнизе.

Святыни

  • Хранится в Ипатьевском монастыре в Костроме икона, которую, не сомневаясь, зовут чудотворной. Изображена на ней Божья Матерь, а попала Тихвинская икона в монастырь с новостью о возведении на престол Михаила Романова в 1613 г. Любоваться на икону можно было до 1919 г., пока власть советов ее не конфисковала. На родное место в иконостас Троицкого собора Тихвинская икона вернулась в 2004 г., где и находится в новом драгоценном облачении.
  • С 1626 г. Ипатьевский монастырь берег в небольшом золоченном ковчеге подарок царя Михаила Романова, полученный им от персидского шаха, – часть хитона Иисуса Христа. С 1990 по 2005 гг. святыня находилась на хранении вне стен монастыря, до возвращения его церкви.
  • Память о святом покровителе монастырь бережет в иконе мученика Ипатия, но не только в портрете – часть останков епископа заложена в икону.
  • Обломок дома (точнее камень из комнаты), где расстреляли семью Романовых.
  • Икона Романовых (император Николай с семьей) и крест хранятся в монастыре с 2002 г. (семья была канонизирована православной церковью в 2000 г.).
  • части гробов Николая Чудотворца и Матроны Московской – очень уважаемых в православии святых покровителей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *