Иов почаевский мощи

Содержание

Железное стояние преподобного Иова Почаевского

Преподобный Иов Почаевский В землях северной Тернопольщины был свой знаменитый преподобный, неколебимо стоявший против унии как против отступления, против измены Православию – уроженец Коломыи игумен Иов Почаевский (1551-1651), проживший сто лет и в миру носивший несокрушимое имя Иоанн Железо.

10 сентября (28 августа по ст.ст.) празднуется обретение мощей этого святого, стоявшего железной стеной за Русское Православие. Не забудем, что территория, где располагается нынешняя Западная Украина, в 1596 году приняла так называемую Брестскую унию, что означало «присоединение к Римско-католической церкви ряда епископов и епархий православной Киевской митрополии (в составе Константинопольского патриархата) во главе с митрополитом Киевским Михаилом Рагозой, на территории Речи Посполитой».

Но несокрушимо стоял в вере преподобный Иов Почаевский, настоятель Почаевского монастыря, и, оправдывая свою фамилию, с железной твердостью боролся с униатами, отошедшими от Православия под покровительство Римского папы. Крепок духом и верой был преподобный Иов, не случайно и сегодня к его святым мощам, упокоенным в раке возле пещерки, где он молился на Почаевской горе, притекает множество людей со всего Русского Мiра.

А униатам (греко-католикам) – как тогда, четыреста с лишним лет назад, так и сейчас – палец в рот, меж тем, не клади. Мало того, что они, начиная с 1991 года захватывали храмы и приходы нашей канонической Церкви, которая после судьбоносного Харьковского архиерейского собора 1992-го года стала именоваться Украинской Православной Церковью Московского Патриархата, но и беспрецедентно, впервые в истории, в период правления президента Виктора Ющенко, выстроили свой кафедральный храм на левом берегу Днепра, в Дарнице. В нынешние дни они активно свершали свои «молитвенные действия» на «евромайдане», вплоть до призыва некоторых «священников»-униатов к убийству «москалей», «коммуняк» и иных. Похоже, греко-католики восприняли неонацистский, необандеровский переворот на Украине как свой собственный, родной, позволяющий резко усилить свою экспансию на восток Украины, на территорию канонического Православия, где они прежде бывали лишь в период немецко-фашистской оккупации.

* * *

Благочестивых князей нет, благородных вельмож оскуде, все от Восточного Православия на Запад уклонишася, едва кто уже от худых и не славных при православной вере обретается

Богу было угодно явить на Западной Руси сего угодника Своего в час великих и страшных испытаний, обрушившихся на православных в тех краях. Вот что писал в 1632 году митрополит Исаия Копинский Московскому Патриарху: «Благочестивых князей нет, благородных вельмож оскуде, все от Восточного Православия на Запад уклонишася, едва кто уже от худых и не славных при благочестии и православной вере обретается». Именно им – «худым и не славным» – крестьянам, ремесленникам, купцам, духовенству предстояло бороться с влиянием иезуитов, особо активизировавшихся в то время. Духовным стержнем, символом этой борьбы стал игумен Почаевской обители преподобный Иов.

Преподобный жил в трудные для России годы, когда на западных ее окраинах православный народ Волыни и Галиции подвергся жестоким церковным и политическим притеснениям со стороны польско-литовских магнатов. Преподобный Иов был свидетелем Брестской унии и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возраставшего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преподобный использовал все свои возможности для укрепления Православия, для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание.

* * *

Преподобный Иов Почаевский Родился будущий святой на Покутье в Галичине (ныне Львовская область, неподалеку от города Коломыя) в благочестивой семье Ивана и Агафьи Железо, принадлежавших дворянскому роду, хранившему верность Православию. Согласно Житию преподобного, написанному его учеником, преподобным Досифеем, известно, что в десятилетнем возрасте Иван, «уклонившись от очей любимых родителей», пришел в Угорецкий Спасо-Преображенский монастырь в Карпатах, где через 2 года был облечен в малую схиму с именем Иова. Много позднее (очевидно, незадолго перед кончиной, точная дата неизвестна) принял и великую схиму.

Молитвенные подвиги и благочестивая жизнь подвижника не укрылись от людей. Известность о нем широко распространилась по всему краю.

К преподобному стали тянуться вельможи, просившие духовного окормления. Он стал пользоваться особым доверием и покровительством известного защитника Православия князя Константина Острожского. Князь Константин обратился к игумену Угорницкого монастыря с просьбой отпустить преподобного Иова в его княжеский Дубенский Крестный монастырь. Игумен согласился, и через некоторое время Иов был поставлен во главе Дубенской братии. В сане игумена он пробыл более двадцати лет, именно к тому времени относится заключение Брестской унии и последовавшие притеснения православных. Князь Константин, под защитой которого находился преподобный Иов, имел огромное влияние на Волыни, пользовался уважением польского короля Сигизмунда III и папы Римского Климента VIII. Поэтому униаты и иезуиты не решались препятствовать действиям Дубенского игумена.

По благословению святого в 1581-1582 годах в Остроге была издана первопечатная славянская Библия, известная как Острожская Библия

Во время пребывания в Дубне святой приступил к распространению православных книг. С этой целью он подвигнул некоторых на переводческую деятельность и переписку книг. По свидетельству жития, преподобный и сам участвовал в том труде. По благословению святого в 1581-1582 годах князь Константин издал в Остроге первопечатную славянскую Библию, известную историкам и литературоведам всего мира как Острожская Библия.

Заботы и волнения, связанные с издательскими трудами, а также неприязнь латинян отвлекали святого Иова от монашеского делания. С Дубенским монастырем преподобного вязали без малого 20 лет настоятельства, тем не менее, тяготясь игуменством, он оставил эту обитель и около 1604 года, стремясь к отшельническим подвигам, нашел пристанище в скромной обители неподалеку – на горе Почаевской, где издавна селились многочисленные рачители безмолвия.

* * *

Преподобный Иов искал в Почаевской обители безвестности и свободы для молитвы, но иноки, вскоре почувствовавшие в пришельце духовную силу, единодушно и со слезами просили его стать их игуменом. Святой был вынужден уступить, и вскоре его трудами монастырь Почаевский упрочил свое положение и возвысился над прочими западнорусскими обителями. Он стал пользоваться материальной поддержкой местных дворян, избежавших отпадения в унию. Так, в 1649 году на средства помещиков Феодора и Евы Домашевских в обители был построен каменный храм во Имя Пресвятой Троицы, в который был передан запечатленный в камне отпечаток цельбоносной Стопы Божией Матери и Ее чудотворная Почаевская икона.

Почаевская Лавра на старой открытке

Но вскоре последовали бедствия. В 1607 году на обитель напали татары и, ограбив, убили одного из иноков. В 1620 году внук Анны Гойской, протестант Андрей Фирлей, задумал прогнать иноков с Почаевской горы, для чего отобрал у них земельные угодья и, ворвавшись со слугами в монастырь, унес чудотворную икону. После этого дом Фирлея постигли бедствия и болезни, не прекращавшиеся до тех пор, пока икона не была возвращена в монастырь.

Чудотворная икона Почаевской Богородицы Эти события побудили преподобного Иова к немалым суетным трудам. В течение нескольких лет он был принужден ездить по судам и конторам, пока, наконец, тяжба с Фирлеем не решилась в пользу монастыря.

В результате огромных усилий удалось вырыть на Почаевской горе колодец и тем самым дать обители воду (соседние источники были отобраны Фирлеем).

Особенно важной для укрепления Православия на Волыни стала книгоиздательская и литературная деятельность святого. В начале XVII века в этом крае осталась всего одна славянская типография – Почаевская. Ее-то и использовал преподобный в целях борьбы с иноверием. Здесь печатались книги обличительного и догматического характера, православные молитвы, послания, особо важные в условиях католической экспансии в Западной Руси.

Долгие годы (до 1932-го!) в Почаевском монастыре хранился труд самого преподобного «Книга блаженного Иова Почаевского, властною рукою его писанная», содержащая до 80-ти бесед, поучений, проповедей, а также выписки из святоотеческих, аскетических и полемических сочинений (издана в 1884 году в Киеве на русском языке под названием «Пчела Почаевская»).

Главной для святого старца была борьба с католиками и протестантскими сектантами. Преподобный присутствовал на Киевском Соборе 1628 года, состоявшемся в связи с возвращением в Православие отпавшего в унию архиепископа Мелетия Смотрицкого. Именно преподобный Иов писал соборное определение, свидетельствующее о верности восточному Православию.

* * *

Вместе с видимыми трудами проходила и незримая молитвенная жизнь святого. Одиночество, столь им искомое, преподобный Иов находил в дикой пещере на горе Почаевской. Эта пещерка была весьма узкой и крохотной, в ней им было пролито немало сердечных слез «о мире, во зле лежащем», как выразился преподобный Досифей в житии святого.

Однажды, когда преподобный молился в пещере, «необычайный свет вдруг озарил его пещеру и в течение двух часов отражался из глубины ее…»

В нее преподобный удалялся порой на целую неделю, где в строгом посте молился о мире. («В тесной пещере каменней богомыслия ради и молитвы многократно заключался еси», – речет тропарь 4-го гласа преподобному Иову). Что делалось в те часы в этой пещере, никому из смертных знать не дано, но однажды, когда преподобный молился в ней, «необычайный свет вдруг озарил его пещеру и в течение двух часов отражался из глубины ее на противоположной церкви».

Кто сподобился побывать в храмовой пещерке Почаевской обители, где покоятся в раках мощи двух столпов Почаевских – преподобных Иова и Амфилохия, тот помнит благоговение, которое охватывает, когда «прислоняешься» сердцем и душой к этому месту, к честным мощам духоносных старцев, стоявших с разницей в три с лишним века на духовных рубежах православной Руси. Верно заметил известный русский церковный писатель и паломник А. Н. Муравьев (в эти дни отмечается 140-летие со дня его кончины), первоначальную историю горы Почаевской следует искать «не на высоте скалы», а в глубине ее пещер.

Руки преподобного, нетленного и почившего много веков назад, и сегодня теплы и мягки, как у живого. И источают дивный аромат

Мощи преподобного Иова покоятся с большим почетом и в великом бережении. Дивно изукрашенная рака с мощами преподобного Иова помещена в природной пещере, рядом с лазом в пещерку преподобного, где он столько часов и дней провел в молитвенном бдении. Мощные каменные своды из серого необработанного камня в пещере, тут же – небольшой богатый иконостас, лампады, свечи и мощи святого. Мощи сокрыты стеклом, но не полностью. Руки нетленных мощей открыты, и прикладываются к ним как к руке живого праведника. Руки преподобного, нетленного и почившего много веков назад, и сегодня теплы и мягки, как у живого. И источают дивный аромат.

Желающие могут забраться и помолиться в пещерке преподобного. Изустная молва приписывает этому лазу чудесную особенность пропускать свободно людей, чистых сердцем, смиренных, покаявшихся, а вот нераскаявшихся «прихватывает» и не отпускает, покуда не покаются при всех.

Ощущение в молитвенной пещерке преподобного Иова такое, будто ты упал в десницу Господа

Кто нырял (именно нырял, головой вперед и вниз!) в совсем малюсенькую «печерку», в маленькое отверстие в скале, как кажется, размером чуть ли не с два кулака, никогда не забудет этого. Поначалу ты даже не понимаешь, как туда может проскользнуть взрослый человек. Но пробуешь, и протискиваешься в полный мрак. Дыхание перебивается, грудь сжимается при вползании во тьму, сердце колотится от неизвестности, словно хочет выпрыгнуть. Внутри тебя поддерживает невидимый служитель. Ты нащупал иконку, прикоснулся губами, с трудом собрался с собой и прочитал три молитвы. Ощущение в молитвенной пещерке преподобного Иова такое, будто ты упал в десницу Господа, она сжала тебя, как кусок сыра, выжала все лишнее, и вновь возвращает в реальный мир. Прямое, полное, ясное ощущение, что пребываешь пред Лицем Господним.

* * *

Кроме молитвы и богомыслия, преподобный занимался и физическим трудом. Он работал в монастырском саду, при его участии были вырыты два пруда вблизи обители, сделаны плотины.

В период военных действий Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой преподобный Иов давал многим людям убежище в своем монастыре. Известно также, что преподобного избирали своим духовником многие влиятельные люди того времени. Вплоть до 1649 года игуменствовал преподобный Иов, и назначил себе преемника лишь в 98-летнем возрасте, но и после того участвовал в важнейших делах обители.

21 октября 1651 года святой получил откровение о своей близкой кончине. 28 октября он, совершив Божественную Литургию, мирно отошел ко Господу. Преподобный был погребен близ пещеры, где подвизался. Над его могилой часто видели чудесное сияние. Через семь лет после кончины святой Иов трижды явился во сне митрополиту Киевскому Дионисию (Балабану) и известил о том, что пришло время открыть его мощи.

Семь лет и 9 месяцев пролежало в земле его тело после погребения. Обретение честных мощей происходило так: 28 августа 1659 года митрополит Дионисий возглавил торжественное обретение нетленных мощей («безо всякого истления, как бы того же часа погребенные, и исполненные недоразуменного благоухания») преподобного, на которых остались заметны даже язвы на ногах после отеков от длительного молитвенного стояния. Житие преподобного Иова почти ничего не сообщает об этих язвах. Но весьма вероятно, что усвоение за преподобным имени Иова в честь праведного Иова Многострадального, которое он носил, будучи в малой схиме, непосредственно связано именно с величайшим терпением преподобным многих болезней, при соблюдении им глубочайшего смирения и столпнического молитвенного стояния.

Тогда же нетленные останки преподобного Иова были перенесены в храм Живоначальной Троицы.

От них произошло много чудес, например, получил исцеление смертельно больной Досифей, описатель жития святого. В 1675 году по молитве преподобного Матерь Божия спасла Почаевскую обитель от осадивших ее татар и турок. Пресвятая Богородица явилась над Почаевской горой вместе со святым Иовом; стрелы, направляемые в Нее врагами, возвращались назад и поражали тех, кто их пускал. От ужаса перед чудом мусульмане бежали.

В начале XVIII века Почаевская обитель отошла к униатам. Но чудеса и исцеления от мощей преподобного Иова не прекращались. И даже униаты уверовали в святость преподобного, составили ему службу с акафистом и стали просить папу Римского канонизировать Иова. В чем им было отказано по причине ревности святого о Православии.

В 1831 году Почаевская обитель вновь вернулась в ведение Русской Церкви. Чудесные исцеления от мощей преподобного побудили Святейший Синод вторично открыть их, что и было совершено 28 августа 1833 года. Обратим внимание на совпадение дат первого и второго обретений-открытий.

Рака с мощами преподобного Иова Почаевского в пещерной церкви Иова Почаевского

В 1858 году на месте пещерной церкви был устроен новый храм во имя преподобного Иова.

Акафист преподобному Иову гласит: «О всеблаженне и богоносне отче наш Иове, иноческаго ангелоподобнаго жития богомудрый наставниче, веры православныя восточно-кафолическия против лжемудрований запада непреоборимый защитниче и поборниче, богопреданных уставов Церкве и преданий отеческих верный блюстителю и строгий взыскателю, святости и чистоты, целомудрия и нестяжания, трудолюбия и богомыслия, поста и бдения великий ревнителю, долготерпения и злострадания неутомимый и непобедимый ратоборче, образ кротости, зерцало смирения, пример незлобия, постников удобрение, девственников похвало, монахов и схимонахов радосте… Огради нас молитвами твоими от всякаго навета вражия и злаго обстояния, сохраняя и соблюдая всех и каждаго в мире и тишине, в вере нелицемерней и богоугодном жительстве».

По сей день Почаевская обитель стоит оплотом русского Православия среди земель, непрестанно подвергающихся греко-католическому нашествию, и не сдается

Статус лавры Почаевский Свято-Успенский Богородичный монастырь получил много позже священной борьбы преподобного Иова. И по сей день Почаевская обитель стоит оплотом русского Православия среди земель, непрестанно подвергающихся греко-католическому нашествию, и не сдается. Учиться бы нам всем стойкости и нерушимости, положенной в основу этого стояния Иоанном Железо.

Преподобный Иов, моли Бога о нас!

преподобный Иов Почаевский

Дни памяти: 6(19) мая, 28 августа (10 сентября) (обретение мощей)

Преподобный Иов – в миру Иоанн Железо, родился около 1551 года в Покутье в Галиции. В возрасте 10 лет он пришел в Угорницкий Преображенский монастырь, а на 12-м году жизни принял монашество с именем Иова, по достижении совершенного возраста, то есть тридцати лет, возведен в священнический сан, и через малое время удостоен великой схимы, причем ему было возвращено имя Иоанн. Он особенно любил это имя и всегда им подписывался, хотя к лику святых он был причислен с именем Иова.

Вскоре, по просьбе князя Острожского, был переведен в находившийся в его владениях Дубенский Крестовоздвиженский монастырь, где сталнастоятелем и управлял монастырем более 20 лет в обстановке нараставших гонений на Православие со стороны римо-католиков и униатов. Много писал в защиту Православия.

В начале XVII века преподобный удалился на Почаевскую гору и поселился в пещере неподалеку от древней Успенской обители. Полюбив святого отшельника, иноки избрали его своим игуменом.

Однажды, придя ночью на гумно монастырское, он увидел вора, который хотел взвалить себе на спину куль зерна. Преподобный помог ему поднять этот куль, но напомнил ему об ответе на страшном Суде Христовом. Потрясенный кратким словом святого, грешник упал ему в ноги с мольбой о прощении.

В обители преп. Иов ввел общежительный устав. Обитель он окружил оградой с помощью благочестивых помещиков Феодора и Евы Домашевских и воздвиг Свято-Троицкий собор, а потом и еще шесть меньших церквей. Ревностно исполняя должность настоятеля, он был кроток и ласков с братьями, сам много работал, сажал в саду деревья, укреплял плотины близ монастыря.

Он создал Почаевскую типографию и продолжал писать в защиту православия. Сохранилась одна из его книг под заглавием «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». В 1889 году она была издана под заглавием «Почаевская Пчела». Типография преп. Иова, возобновленная в начале XX века архимандритом Виталием (Максименко), была им вывезена после русской революции за границу и ныне продолжает существовать в Америке, в Джорданвилльском Троицком монастыре, обслуживая духовные нужды русской эмиграции.

Много скорбей принес преподобному Иову наследник Анны Гойской, лютеранин Фирлей. Он завладел монастырскими землями и даже чудотворной иконой. Но святая икона была возвращена монастырю, после того как жену Фирлея постигло за кощунство над ней Божие наказание, а земли были возвращены судом незадолго до кончины преподобного.

В 1628 году принимал участие в Киевском Соборе, осудившим унию и постановившем твердо стоять за Православие. Под постановлением этим есть подпись: «Иоанн Железо, игумен Почаевский».

Иногда полностью затворялся в пещере на три дня или на целую неделю. Иисусова молитва была непрестанным деланием его кроткого сердца. По свидетельству ученика и составителя жития преподобного Иова Досифея, однажды во время молитвы преподобного пещеру осиял небесный свет.

Скончался 28 октября 1651 года после пятидесятилетнего управления Почаевской обителью, прожив чуть более 100 лет.

Мощи и почитание

Мощи его были открыты митрополитом Киевским Дионисием и архимандритом Феофаном (Креховецким) и со братиею 8 августа 1659 году после трехкратного его явления митрополиту. 28 августа того же года совершилось прославление преподобного Иова.

Вскоре после этого в обитель приехала на богомолье Ева Домашевская. Ночью она увидела, что в Троицкой церкви сияет свет и услышала пение. Служанка ее, девица Анна, пошла узнать, какое служение совершается, и к своему ужасу увидела, что церковные двери открыты, а посреди церкви, между двумя ангелами, молится в необычайно светлом одеянии преподобный Иов. Обратившись к девице, он приказал ей позвать игумена Досифея, в это время безнадежно больного, и дал ей для него плат, омоченный в миро. Больной, получив этот плат, помазался им и получил исцеление.

В начале XVIII века Почаевским монастырем завладели униаты. Чудотворную икону Божией Матери они чтили, но доступ к мощам преподобного для верующих закрыли. Однако же через 20 лет чудеса преподобного заставили их допустить к ним верующих.

В 1831 году униаты были воссоединены с Православной Церковью, после чего 28 августа 1833 года мощи преподобного Иова были повторно осведетельствованы и торжественно открыты для всеобщего поклонения. В 1902 году Святейший Синод определил в этот день обносить святые мощи преподобного Иова вокруг Успенского собора Почаевской Лавры после Божественной литургии.

Тропарь преподобного Иова игумена Почаевского, глас 4

Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/ Крестителеву воздержанию уподобляяся,/ Божественныя же ревности обою приобщаяся,/ тех имена достойно прияти сподобился еси/ и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен;/ темже монахов множества ко Христу привел еси,/ и вся люди в Православии утвердил еси,/ Иове преподобне отче наш,/ моли спастися душам нашим.

Тропарь на обретение мощей преподобного Иова Почаевского, глас 4

Возложь на ся иго Христово от юности,/ преподобне отче Иове,/ многолетне свято подвизался еси/ на поприще благочестия во обители Угорницстей и на острове Дубенстем,/ и, пришед к горе Почаевстей,/ знаменанней цельбоносною стопою Пресвятыя Богородицы,/ в тесней пещере каменней/ богомыслия ради и молитвы многократно заключался еси,/ и, благодатию Божиею укреплялся,/ мужественно потрудился еси/ на пользу Церкве Христовы и обители твоей,/ купно же и противу врагов Православия и благочестия христианскаго,/ и, наставив сицевому ополчению иночествующих,/ победители тех представил еси Владыце и Богу./ Того моли спастися душам нашим.

Многострадальнаго праотца долготерпение стяжав,/ Крестителеву воздержанию уподобляяся,/ Божественныя же ревности обою приобщаяся,/ тех имена достойно прияти сподобился еси/ и истинныя веры был еси проповедник безбоязнен;/ темже монахов множества ко Христу привел еси,/ и вся люди в Православии утвердил еси,/ Иове преподобне отче наш,/ моли спастися душам нашим.

Кондак преподобного Иова игумена Почаевского, глас 4

Явился еси Истинныя веры столп,/ Евангельских же заповедей ревнитель,/ гордыни обличение, смиренным же предстатель и научение:/ темже и ублажающим тя грехов отпущение испроси/ и обитель твою невредиму сохрани,/ Иове отче наш,/ Многострадальному подобный.

Кондак на обретение мощей преподобного Иова Почаевского, глас 8

Возсия от спуда земнаго сокровище нетленное мощей твоих,/ угодниче Божий,/ яко, благочестно пожив в вере Христа Бога нашего,/ достигл еси добродетелей совершенства,/ и, оставль сладость жития преходящаго,/ в пещере горы Почаевския в пощениих, молитвах и трудех свято подвизался еси,/ и теми тело твое увядил еси./ Ныне же, прешед к Богу в безмятежный и вечный покой,/ молишися о всех с верою к тебе прибегающих./ Радуйся, Иове, преславный угодниче Божий/ и обители Почаевския украшение.

Явился еси Истинныя веры столп,/ Евангельских же заповедей ревнитель,/ гордыни обличение, смиренным же предстатель и научение:/ темже и ублажающим тя грехов отпущение испроси/ и обитель твою невредиму сохрани,/ Иове отче наш,/ Многострадальному подобный.

Величание Преподобному Иову Почаевскому

Ублажаем тя, преподобне отче наш Иове, и чтем святую память твою, наставниче монахов, и собеседниче Ангелов.

Молитва Преподобному Иову Почаевскому

О преподобне отче Иове, иноков трудолюбнаго жития богомудрый наставниче, кротости и воздержания, чистоты и целомудрия, братолюбия и нищелюбия, терпения и бдения от ранней юности до поздней старости неутомимый подвижниче, веры православныя великий ревнителю и непреоборимый поборниче, земли Волынския и Галицкия светило богосветлое и святыя Почаевския обители непобедимый защитниче! Призри оком благоутробия твоего на нас недостойных чад твоих, к тебе усердно по вся дни прибегающих и на боголюбивыя люди сия, пред твоими духоносными и многоцелебными мощами собравшияся и благоговейно к тем припадающия, и испроси предстательством твоим ко Всевышнему Владыце им и нам вся, яже к животу и благочестию, полезная и благопотребная: болящия исцели, малодушныя ободри, скорбящия утеши, обидимыя заступи, немощныя подкрепи и поверженныя долу возстави, всем вся, благодатию тебе от Бога данною, даруй по коегождо нужде и потребе, во спасение души и во здравие телу. Вознеси, угодниче Божий, всемощную молитву твою, да будет в стране нашей выну мир и тишина, благочестие и благоденствие, в судах правда и милость, в советех мудрость и благое преспеяние, да утверждается же во благих человецех верность, в злых же страх и боязнь, во еже престати им от зла и творити добрая, да тако в стране нашей Царство Христово растет и множится и да прославится в нем Бог, дивный во Святых Своих: Ему же единому подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

19 мая Православная Церковь празднует день памяти праведного Иова Многострадального и преподобного Иова Почаевского.

О чем с Божьей помощью хочется поговорить в этот день? Конечно, о страданиях, болезнях и скорбях.

Святые отцы говорили: «Скорбь – сокровенная милость Божия», а «болезнь – это посещение Богом человека». И действительно: больному человеку врач предлагает не сладкую конфетку, но скальпель и горькую пилюлю для того, чтобы он излечился от хвори. И гнойный нарыв нужно вскрыть и очистить от гноя, как бы больно это ни было. И выбитый сустав также нужно с болью вправить на место.

Поэтому мы часто унываем от скорбей и болезней и забываем о том, что они суть – наше очищение. Именно в их огне закаляется душа и превращается в негиблющее и прекрасное золото, достойное Царствия Небесного.

И правда, если бы у нас в земном отношении было бы все хорошо, наступила бы, так сказать, наша личная эра материального благополучия и процветания, то тогда бы мы стали глубоко несчастными людьми, охваченными жаждой стяжательства, накопительства, упоения наслаждением от всяческих грехов, связанных с материальными благами. Но душа бы тогда погибла. Она была бы глубоко несчастной и бросилась бы реализовывать себя в материальном мире с ненасытимой жаждой. И эту сладкую гибельность греха можно остановить только горькой пилюлей скорби, которая встряхивает нас, заставляет посмотреть на мир по-иному.

А как?

Господи, оказывается, я болен грехом. Эта болезнь поражает каждую клеточку моего тела и каждый уголочек души. И Ты только можешь мне помочь. Ты только можешь меня спасти! Ведь я так болен…

Нужно понять, что Бог каждую секунду нашего личностного бытия находится с нами. И наша земная жизнь – это училище для души. Все, приключающееся с нами, все люди, нам встречающиеся – все «От Меня это было», как писал в известной духовной поэме преподобный Серафим Вырицкий.

Главное же для нас в жизни и во всем искать Его – Бога, видеть Его святую волю и Его спасительное попечение о нас. Как писала преподобная Арсения Усть-Медведицкая (Себрякова), ничего не прошу у Бога, кроме двух вещей: чувства покаяния и желания полностью предаться в Его святую волю.

Главное, чтобы мы искали Бога в жизни… Потому что если будем искать другого, окажемся глубоко несчастными и неудовлетворенными людьми, изнывающими от тоски да печали в роскошных квартирах.

А праведный Иов в струпьях и проказе нашел свое счастье и упокоение в Бозе. И из скорбной тесной узенькой и темной пещерки преподобного Иова лился Божественный свет.

Преподобный Иов Почаевский

Православный мир богат множеством образов святых. Люди глубоко почитают их, молятся им в надежде на исцеление от заболеваний и избавление от житейских неприятностей. Если сердце и помыслы молящего чисты, то такая молитва обязательно поможет. Одним из таких святых является Преподобный Иов Почаевский. К его нетленным мощам, которые находятся в Свято-Успенской Почаевской лавре приезжает очень много верующих.

ЖИТИЕ ИОВА ПОЧАЕВСКОГО

Будущий православный святой появился на свет в Галиции. Имя, данное ему при крещении — Иоанн. Родители, будучи смиренными и высоконравственными людьми, с детства привили ему тягу к изучению духовной жизни.

Такое учение сильно повлияло на мировоззрение парня, и впоследствии оказало сильное влияние на его жизнь. Еще в юношеском возрасте он покинул родительский дом и отправился в Преображенский храм, где и принял постриг под именем Иов. В монастыре он был известен как благочестивый юноша, ведущий строгую подвижническую жизнь.

В дальнейшем, Иов Почаевский управлял Крестовоздвиженским монастырем в течение 20 лет. Время его управления пришлось на очень неспокойную пору. Православная церковь подвергалась преследованиям со стороны униатов, из-за чего Иоанну пришлось покинуть монастырь. Он все больше стремился к уединению и стал жить в пещере, находящейся на горе Почаевской.

Гора находилась рядом с Успенским монастырем и преподобный исполнял в нем службу. Он был добросердечен с людьми и всегда помогал им мудрым словом. Однажды ночью Иов застал в храме человека, который хотел украсть мешок зерна. Он подошел к вору и помог тому взвалить куль зерна на спину, со словами о том, что ему предстоит отвечать за этот грех перед богом. Воззвание оказало на воришку такое воздействие, что он забыл свои злые помыслы и тут же стал на коленях молить о прощении.

МОЛИТВА ИОВУ ПОЧАЕВСКОМУ

Верующие, возносящие молитву святому Иову Почаевскому просят в ней:

  • об избавлении от нападений
  • об укреплении своей веры
  • об излечении от недугов
  • о разного рода нужде

Стоит также упомянуть о том, что такая молитва имеет особую силу в определенные дни:

  • день памяти святого (19 мая)
  • день обретения его нетленных мощей (10 сентября)
  • день его кончины (10 ноября)

Молитва Преподобному Иову Почаевскому

О, всесвятый и преславный угодниче Божий, преподобне отче наш Иове, присный о нас ко Господу молитвенниче и теплый предстателю о душах наших, к тебе всеумиленно ныне притекаем, и поминающе подвиги и чудеса твоя, яже сотворил еси и твориши на земли, просим и молим твою благостыню: якоже твердо и неизменно потрудился еси в вере Христа Бога нашего, и сию до конца в себе и во всех присных твоих целу и невредиму сохранивый от всяких приражений вражиих и ересей тлетворных, сице и нас в Православии и единомыслии укрепи, отгоняя молитвами твоими всякую тьму неверия и неправомыслия от сердец и помышлений наших; послуживый Господу и Богу твоему делы благими и неизреченным самоотвержением в трудех, бдениих и пощениих, настави нас на путь всякия добредетели и благостыни, избавляя от искушений и грехов, удаляющих нас от Бога и повергающих в бездну зла все житие наше; явивыйся иногда с Пречистою Девою Богородицею верху горы Почаевския во спасение обители твоея от нашествия и обложения агарянскаго, и ныне ускори на помощь всей православней и боголюбивей державе нашей противу всех врагов наших внешних и внутренних, утверждая мир и тишину в земли нашей, да твоими молитвами и предстательством тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте;
и всем, к тебе притекающим, и припадающим к раце честных и многоцелебных мощей твоих и твоея помощи и заступления требующим неоскудныя милости независтно подаваяй, не остави и нас, сирых и безпомощных, тебе молящихся, избавляя от всякия скорби, гнева и нужды, от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменник и междоусобныя брани.
Ей, угодниче Божий, призри милостивно от Престола Царя славы, Емуже ты ныне предстоиши со архангелы и ангелы и со всеми святыми, на обитель твою сию Почаевскую, еюже ты древле мудро правил еси, наздав ю всехвальным и дивным житием твоим, и сохрани ю молитвами твоими, и всякий град, и страну, и всех отовсюду, на мори и на суши, в пустынех и в злоключениих многоразличных тебе призывающих, от всех зол видимых и невидимых, да, тако твоею помощию и ходатайством спасаеми, в веце сем и по скончании живота нашего сподобимся купно с тобою славити и воспевати Всечестное имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Старинная намоленная икона Святой Праведный Иов Многострадальный и Архангел Михаил. Россия 1850-1860 год

Безплотных Ангелов первый еси и служитель Божественнаго светозарения онаго самовидец же и таинник, спаси ны, Михаиле Архистратиже, летно чтущия тя благочестно и поющия Троицу Верно.
Житие святого праведного и многострадального Иова.
Святой праведный Иов по рождению своему происходил из племени Авраамова; жил он в Аравии, — местом пребывания его была земля Хус, которую населяли потомки Уца, племянника Авраама, сына — первенца Нахора, брата Авраамова (Быт.22:20-21).
Иов был человеком истины (Иов.6:24-30; ср. 27:2-4), — он отличался безукоризненным поведением, справедливостью с доброжелательством ко всем и благотворительностью, а всего более богобоязненностью с соблюдением невинности своего сердца и удалением от всего злого не только в делах своих, но и во внутренних помышлениях.
У него было семь сыновей и три дочери. Известен он был в своей стране и богатством: у него было семь тысяч овец, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов, пятьсот ослиц и множество слуг; принимал он живое и деятельное участие в жизни своих соплеменников и оказывал большое влияние на дела общественные, ибо по всему Востоку он был в великом почете за свои благородство и честность (Иов.30:5-10; ср. 1-3).
Сыновья Иова, хотя и проживали каждый отдельно, в своем шатре — доме, но питали в себе столь крепкую взаимную любовь и жили в таком согласии между собою, что никогда не дозволяли себе есть и пить раздельно, помимо своего родственного содружества. Каждый день, по очереди они делали у себя пиры и проводили время в братском кругу, вместе с своими сестрами, среди невинных увеселений, свободных от всяких неумеренностей, чуждых пьянства и бесчиний. Собраний неблагочинных не допустил бы и добрый и праведный отец их.
Но так как пиры детей Иова были выражением их братской любви и тихого благонравия, то праведный муж не только не запрещал их, по даже поощрял, утешаясь семейным миром. Каждый раз, по прошествии семи дней, по окончании очередных братских собраний, Иов предлагал своим детям тщательно, по искренней совести проверять свое поведение — не погрешил ли кто-либо из них против Бога словом или помыслом; ибо он весьма боялся Бога, но боялся не страхом раба, а опасением сыновней любви, и внимательно наблюдал и за самим собою и за домом своим, чтобы не случилось у них чего-либо такого, что прогневляет Господа Бога.
Впрочем, богобоязненный праведник не ограничивался только наблюдениями за своими домочадцами и увещаниями к ним, чтобы проводили они жизнь непорочную, чтобы никто из них и в мыслях не погрешал пред Создателем своим, — но всякий раз, когда оканчивался круг пиршественных дней, Иов в присутствии всей семьи ранним утром приносил жертвы всесожжения по числу всех детей своих и одного тельца за грех о душах их, ибо, говорил он, может быть сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем; так делал Иов во все такие нарочитые дни (Иов.1:5).
В одно время, когда на небе Ангелы Божии, хранители рода человеческого, собрались пред престолом Вседержителя Бога, чтобы предстательствовать пред Ним своим ходатайством за людей и принести Ему человеческие моления о всяческих жизненных нуждах, — пришел между ними и диавол, клеветники искуситель рода человеческого. Сатана, низверженный с неба, попущением Божиим явился там, среди Ангелов, не изменив своей падшей природе, не по доброму желанию ходатайствовать о благе, а для того, чтобы изрыгнуть свое озлобление и похулить добро. Сатанинская гордыня в своем внутреннем ослеплении никогда не мирится с истиною, не усматривает радостного мира в смирении и покорной преданности воле Всеблагого Бога; она смело вносит переоценку существующего, по своему мрачному взгляду и в чуждую ей, светозарную область жизни Божественной, дерзко измеряя все мерою своего самомнения!
И сказал Господь сатане, представшему вместе с Ангелами:
— Откуда ты пришел?
Сатана отвечал:
— Я ходил по земле и обошел ее всю.
Господь сказал ему:
— Обратил ли ты внимание свое на раба Моего Иова? Не найти на земле другого человека, который бы, как он, был так непорочен, справедлив, богобоязнен, чужд всякого порока!
На это сатана отвечал Господу:
— Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли бережешь его? Не Ты ли кругом оградил и дом его, и все, что у него? Ты благословил дела рук его и стада его умножил и распространил по земле. Но простри руку Твою и коснись всего, что есть у него, отними то у него, тогда увидишь, станет ли он благословлять Тебя?
Тогда Господь сказал сатане:
— Все, что есть у него, Я предаю в твои руки, делай по воле твоей, только его самого не касайся.
Сатана отошел от лица Господня (Иов.1:6-12). Был день, в который сыновья и дочери Иова пировали в доме старшего брата. И вот приходит вестник к Иову и говорит:
— Волы твои в поле попарно под ярмом пахали, и ослицы паслись подле них; вдруг напали савеяне и угнали их, а слуг перебили; спасся только я и прибежал донести тебе.
Пока говорил этот, приходит другой вестник к Иову, и рассказывает:
— Огонь упал с небес и попалил весь мелкий скот и пастухов; спасся я один и пришел сказать тебе.
Еще не кончил этот своей речи, приходит новый вестник и доносит:
— Подошли халдеи и, разделившись натри отряда, окружили верблюдов и угнали их, а слуг перебили; спасся я один и пришел возвестить тебе.
Еще этот говорил, вот приходит иной вестник и сказывает Иову:
— Сыновья твои и дочери твои пировали в доме старшего брата своего; вдруг страшный вихрь понесся из пустыни, обхватил дом с четырех углов и обрушил его на детей твоих; все погибли; спасся только я один и пришел известить тебя.
Выслушав одну за другой эти ужасные вести, Иов встал, в знак тяжелой скорби своей разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову свою, пал на землю и, преклонившись пред Господом, сказал:
— Нагим я вышел из чрева матери своей, нагим и возвращусь в чрево матери земли. Господь дал, Господь и взял! — как угодно Ему, так и сделалось; да будет имя Господне благословенно!
Так во всем этом Иов не согрешил пред Богом ни одним безрассудным словом (Иов 1:13-22).
Был день, когда Ангелы Божий опять предстали пред Господом; между ними пришел опять и сатана.
И сказал Господь сатане:
— Откуда ты пришел?
Сатана отвечал:
— Я был на земле и обошел ее всю.
Господь сказал ему:
— Обратил ли ты внимание свое на раба Моего Иова? Нет на земле человека, который бы был подобен ему: так он добр, правдив и благочестив, так он далек от всего злого! И при постигших его несчастиях, он и доселе остается тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно!
И отвечал сатана Господу и сказал:
— Кожу за кожу, а за жизнь свою человек отдаст все, что есть у него, — то есть: в чужой коже человеку страдать можно; в чужой коже удары не так чувствительны, даже снятие этой кожи сносно, не болезненно для него и он может оставаться спокойным; а вот попробуй коснуться его собственного тела, простри руку Твою и коснись кости его и плоти его и увидишь — благословит ли он Тебя?
Тогда Господь сказал сатане:
— Вот, он в руке твоей. Я попускаю тебе сделать с ним, что захочешь; только душу его сбереги, — не посягай на основу его существа, свободное изволение (Иов.2:1-6).
Сатана отошел от лица Господня и поразил все тело Иова страшною проказою от подошвы ног его по самое темя головы. Страдалец должен был выселиться из среды живых людей, так как был нетерпим между ними по заразительности охватившей его болезни. Тело его покрылось отвратительными, смрадными струпьями; по всем суставам разливался жгучий внутренний огонь; сидя, вне селения, в пепле, Иов обломком черепка скоблил свои гнойные раны. Все соседи его и знакомые отстранились, оставили его. Даже жена его утратила сострадание к нему.
Спустя много времени она, в состоянии отчаяния, сказала однажды Иову: «Доколе ты будешь терпеть? — Вот, подожду еще немного в надежде спасения моего; ибо погибли с земли память твоя, сыновья и дочери, болезни чрева моего и труды, которыми напрасно трудилась. Сам ты сидишь в смраде червей, проводя ночь без покрова, а я скитаюсь и служу, перехожу с места на место, из дома в дом, ожидая, когда зайдет солнце, чтобы успокоиться от трудов моих и болезней, которые ныне удручают меня. Не упорствуй, не отстаивай неуклонно свою непорочность; но скажи некое слово к Богу, похули Его и умри, — в смерти ты найдешь освобождение от своих страданий, она избавит и меня от мучений».
Так просто и естественно, по-видимому даже и удовлетворительно, разрешала жена Иова для него и для себя вопрос о жизни, не простираясь далее земного понимания ее значения и назначения, по внушению сатаны — «кожу за кожу». Измученная и усталая нравственно, она готова была погасить последний светоч истинной жизни: «похули Бога и — умри».
Не так однако рассуждал о своем состоянии сам страдалец, Иов, смотря на свою человеческую природу не с точки зрения узкого себялюбия. С сожалением взглянув на жену, он сказал ей:
— Зачем ты говоришь так, как одна из безумных жен? Если доброе мы принимали от Бога, то неужели злого мы нестерпим, — не будем принимать!
И в этот раз таким образом Иов не согрешил пред Богом — уста его не произнесли ничего хульного на Бога (Иов.2:7-10).
Слух о несчастии, постигшем Иова, распространился по окрестным странам. Три друга его: Елифаз Феманитянин, Вилдад Савхеянин и Софар Наамитянин2, осведомленные о злополучии его, собрались вместе, чтобы идти утешать страдальца, разделив его скорбь. Но, приближаясь к нему и не узнавая его, потому что лицо его представляло сплошной гнойный струп, они еще издалека от ужаса вскричали и зарыдали, разодрали каждый верхнюю одежду свою и в сильной горести бросали пыль кверху над головами своими. Семь дней и семь ночей провели они потом, сидя на земле насупротив своего друга и не промолвив ни одного слова, ибо видели они, что страдание его весьма велико и не находили средств утешить его в таком состоянии (Иов.2:11-13). Томительное молчание это было прервано самим Иовом. Он первый открыл уста свои: проклял день своего рождения и выразил глубокую скорбь о том, зачем ему дано было увидеть свет, который теперь покрыт для него мраком? Зачем дана ему жизнь, когда она для него является безотрадным мучением?
— Ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня, — говорил страдалец, — и страшное, чего я боялся, то и пришло ко мне. Нет мне мира, нет покоя, нет отрады! (Иов.3:1-26).
Тогда в разговор с ним вступили и друзья его, хотя своими рассуждениями, которыми они хотели утешить его, только еще более отравляли исстрадавшееся сердце его (Иов.21:34; 16:2 и дал.). По своему искреннему убеждению, по своей вере, что Правосудный Бог награждает добрых и наказывает злых, они почитали за неоспоримое и несомненное, что если кто подвергается несчастию, тот — грешник, и чем больше это несчастие, тем — значит — мрачнее его греховное состояние. Потому и об Иове они думали, что у него существуют какие-либо тайные грехи, которые он умел искусно скрывать (Иов.32 — 33 и др.) от людей и за которые Всевидящий Бог и наказывает их друга. Это они дали почувствовать страдальцу с самого начала своих разговоров и потом, в продолжении длинных своих рассуждений, убеждали его сознаться и раскаяться в своих преступлениях. Иов, в сознании своей непорочности при всей, по-видимому, убедительности речей, почитал себя внутренне далеким от того, чтобы признать их рассуждения справедливыми (Иов.27:1-7; ср. 10:17); со всею силою невинности защищал он свое доброе имя.
— Доколе будете мучить душу мою и терзать меня речами своими? Вот, уже раз десять вы срамили меня и не стыдитесь терзать меня! Жалкие утешители! — будет ли конец ветреным словам вашим? (Иов.19:2-3; ср. 16:2).
Иов разъяснял своим друзьям и уверял их, что он страдает не за грехи, но что Бог по Своей, непостижимой для человека, воле посылает одному тяжелую, а другому счастливую жизнь. Друзья Иова, полагавшие, что и Бог поступает с людьми по тем же законам возмездия, по которым произносит Свой суд и человеческое правосудие, не убеждались его оправдательными словами, хотя и прекратили свои обличения, направленные против него и перестали отвечать на слова его (Иов.32:1-15). В это время принял горячее участие в общем разговоре молодой летами некто Елиуй, сын Варахиилов, из племени Рамова, вузитянин; с пламенным дерзновением он ополчился на почтенного возрастом страдальца «за то, что тот оправдывал себя, свою невинность, больше, нежели Бога» (Иов.32:2 и дал.). Воздавая Создателю справедливость, недоступную человеку, и этот собеседник усматривал причину страданий Иова в его порочности, хотя бы и не заметной для взоров людских.
— Бог могуществен и не презирает сердца сильного крепостью. Он не поддерживает нечестивых и не отвращает очей Своих от праведников; но ты, — говорил Елиуй Иову, — ты преисполнен суждениями нечестивых, ибо, по твоему суждению, наказание, посланное тебе от Бога, незаслуженно, «но ведь суждения и осуждение близки», так близко соприкасаются между тобою (Иов.36:5-17).
Наконец страдалец обратился с молитвою к Богу, чтобы Он Сам засвидетельствовал о его невинности.
Действительно Бог явился Иову в бурном вихре и укорил его за намерение требовать отчета в делах мироправления. Вседержитель указал Иову, что для человека весьма много непостижимого в явлениях и творениях даже одной видимой, окружающей его природы; а после этого — желание проникнуть в тайны судеб Божиих и объяснять, почему Он поступает с людьми так, а не иначе, — такое желание представляет собою уже дерзкую самонадеянность.
— Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? — вопрошал Господь Иова из бурного вихря. — Препояшь ныне чресла твои, как муж и отвечай: где был ты, когда Я полагал основания земли? — скажи, если знаешь. На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее при общем ликовании светил небесных и радостных хвалебных восклицаниях сынов Божних? Давал ли ты когда-нибудь в жизни своей приказание утру и указывал ли место заре? Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли возвысить голос твой к облакам, можешь ли посылать молнии?.. Ты хочешь ниспровергнуть суд Мой, обвинить Меня, чтобы оправдать себя: — такая ли у тебя мышца как у Меня? — Укрась себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и высокомерное и смири его, сокруши сильных нечестивых на местах их. Тогда и Я признаю, что десница твоя сильна, чтобы защитить тебя. Состязающийся с Вседержителем, обличающий Бога пусть отвечает Ему.
И отвечал Иов Господу и сказал:
— Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое неизменно.
— Кто сей, помрачающий провидение, ничего не разумея?
— Это я, говоривший о том, чего не понимал, — о чудных для меня делах, которых я не знал. Я слышал о Тебе прежде только краем уха своего, теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прах и пепел; я ничтожен и что я буду отвечать Тебе? — Полагаю руку мою на уста мои (Иов.38 — 40).
И было после того повеление от Господа друзьям Иова, чтобы они обратились к нему и просили его принести за них жертву, ибо только лицо Иова, сказал Господь Елифазу Феманитянину, Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили обо Мне не так верно, как раб Мой Иов (Иов.42:7-9). Друзья исполнили это Господне повеление и привели к Иову для жертвы семь тельцов и семь овнов. Иов принес жертву Богу и помолился за друзей своих. Бог принял его ходатайство за них, возвратил ему самому телесное здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Родные и все прежние знакомые Иова, услыхав об его исцелении, пришли навестить его и соутешиться и порадоваться с ним, и каждый из них принес ему дар и золотое кольцо. Господь же ущедрил Иова Своим благословением: у него было после того четырнадцать тысяч мелкого скота, шесть тысяч верблюдов, тысяча пар волов и тысяча ослиц. Родились у Иова, вместо умерших, и семь сыновей и три дочери; и на всей земле не было таких прекрасных женщин, как дочери Иова, и дал им отец их наследство между братьями их (Иов.42:10-15). Господь не удвоил количества детей Иова, как Он удвоил его пастушеские богатства: это потому, чтобы не подумал кто-либо, что его первые дети умершие погибли совсем, — нет, они хотя и умерли, но не погибли, — они восстанут в общее воскресение праведных.
Иов, после терпеливо перенесенных им испытаний прожил сто сорок лет (всего же он жил на земле двести сорок восемь лет), и видел он потомство свое до четвертого рода; умер он насыщенный днями в глубокой старости (Иов.42:16-17); ныне же он живет жизнью не стареющейся и не болезненною в царствии Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице славимого Бога, ибо еще среди понесенных им на земле несчастий он уже видел, как и Авраам, великий день Господень, видел его и радовался (Ин.8:56).
— Я знаю, — говорил он, пораженный смрадною язвой, — знаю, что Искупитель мой жив и Он восставит из праха в последний день распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его. Чаянием сего истаевает сердце мое в груди моей! (Иов.19:25-27)
Это исповедал праведный Иов пред своими друзьями, внушая им «бояться» не телесных страданий и лишения благ земных, а «меча Господня», гнева Вседержителя, «Который есть отмститель неправды».
— Знайте, что есть суд (Иов.19:29), — вещает он в наставление нам, — суд, на котором оправдается только имеющий истинную премудрость — страх Господень и — истинный разум — удаление от зла (Иов.28:28).
Молитва праведному Иову Многострадальному
О великий праведниче, Иове Многострадальне, чистым житием своим и святою близостию к Богу просиявый. Ты до Моисеа и Христа на земли пожил еси, вся же заповеди Божия, нося их в сердце своем, исполнял еси. Явленныя миру чрез Христа и Его Святых апостолов тайны, глубокими своими откровении уразумев, причастник веяний Духа Свята быти сподобился еси. Всякия козни диавольския, в посланных тебе от Господа особых искушениих, истинным смирением своим препобедив, образ злострадания и долготерпения всей вселенней явился еси. Любовь велию к Богу и ко всем людем в безмерных своих скорбех сохранив, чистым сердцем за гробом единения с Господем радостно ожидал еси. Ныне же в селениих праведных пребываеши и Престолу Божию предстоиши. Услыши нас грешных и непотребных, пред святою иконою твоею предстоящих и усердно к ходатайству твоему прибегающих. Моли Человеколюбца Бога, да к вере крепцей, непорочней и нерушимей нас утвердит, от всякаго зла враг видимых и невидимых защитит, в скорбех и искушениих нам крепость подаст, в сердцах наших память смертную присно сохранит, в долготерпении и братолюбии укрепит, и сподобит нас на страшнем суде Христове добрый ответ дати и в воскрешенней плоти нашей Триединаго Бога созерцати и славу Ему со всеми святыми воспевати во веки веков. Аминь.

Житие

Святой праведный Иов жил за 2000-1500 лет до Рождества Христова в Аравии. Его история описана в Библии в Книге Иова. Иов был человеком праведным и благочестивым. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством. Так он прожил 78 лет, после чего дьявол начал клеветать на Иова, что якобы недаром богобоязнен Иов — Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать а него несчастья, то он перестанет благословлять Бога. Чтобы посрамить дьявола Господь попустил праведнику тяжелейшие испытания, которые Многострадальный Иов перенес с терпением и благодарением Богу. Господь дал, Господь и взял; будет имя Господне благословенно (Иов. 1, 21), произнес он, когда ему сообщили о гибели всех детей и потере всего имущества.

Не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова и тогда, когда на него напала жестокая болезнь проказа, и он принужден был выселиться из общества людей. Даже его жена и друзья считали, что он наказан Богом за тяжелые, неизвестные никому грехи. Жена посоветовала ему похулить Бога и умереть, на что Иов отвечал: «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, злого не будем принимать?».
После всех перенесенных страданий Господь возвратил праведному Иову здоровье и дал ему вдвое больше того, что он имел прежде. Вместо умерших детей у Иова родилось семь сыновей и три дочери, прекраснее которых не было на земле. После перенесенных страданий Иов прожил еще 140 лет (всего же он прожил 248 лет) и видел потомство свое до четвертого рода.

Преп. Иов, в крещении Иоанн, сын православных родителей из Покутья, прозываемых Железо, полагал начало подвижнической жизни в Угорницком Спасском монастыре, одном из карпатских. Сюда поступил он 10 лет и спустя два года пострижен был в монашество. — Возрастая послушанием, чистотою и кротостью в жизни духовной, он утешал друзей благочестия жизнью своею. Здесь же удостоился он, против воли своей и по воле настоятеля, сана священства, что было конечно не прежде, как на 30 году жизни его.В сане священства Иов удвоил ревность свою к подвижничеству. Известность добродетелей его разносилась по Украине. По любви к благочестию и чистой вере кн. Константин Константинович Острожский, узнав о духовной твердости его, выпросил его у угорницкого игумена для должности настоятеля Дубенской обители своей. Дубенский крестный монастырь расположен был на острову, омываемом с трех сторон рекою, близь г. Дубно. Благочестивый князь с тем вызвал блаж. Иова в свою обитель, чтобы поддержать искреннее благочестие в иноках обители, среди разливавшейся порчи нравов, растлеваемых папизмом. Кн. Константин, при всем том, что владел огромным богатством, старался жить по уставу православной Церкви, в великий пост вкушал хлеб с водою и занимался только молитвою. Для поддержания православия содержал он училища, издавал книги, — как то библию, творения Василия В. и другие. Но папизм незримо портил людей. Вот явилась и уния — проводник растлевающего папизма. Пока жив был князь, он, сколько мог, охранял православие даже за пределами своих владений. Но в 1608 г. он умер. Униат Поцей, сперва епископ владимирский, потом митрополит, поступал с православными как палач, иезуиты, наставники его, поступали еще жесточе. По их наставлениям недостойный, полупомешанный сын великого отца, кн. Януш Острожский стал фанатиком папизма; в 1615 г. чрез иезуитов лишил он наследства племянников своих, князей Константина и Ивана, за то, что не согласились они быть папистами. Так и г. Дубно попал в когти иезуитов. — Можно представить себе, каково было блаж. игумену дубенскому при таком положении дел православия! Он собрал в обитель свою многочисленное братство, которое по его наставлению усердно занималось изучением писаний св. отцов. — К нему приходили многие слушать наставления его в благочестии. Строгий подвижник твердо боролся с скорбями времени и утешал других в скорбях. Жестокие страдания, переносимые православием от Иезуитов и прельщенной ими шляхты, не только не ослабляли благочестия, напротив возвышали его. Вот что пишет современник Копыстенский о галицкой Руси: «в России нашей року 1621 преставися пустынножитель в галицкой пущи, в ските над речкою, Бартемова прозываемою, был муж преподобный, в великой схиме нареченный Иов, в малой Иезекииль, в крещении Иоанн, который в святой горе афонской многи лета в трудах и подвигах иноческих чесно прошедши, в отчизний край изволением Божиим завитавши, на предреченном местцу скит заложив и многи в нем любоподвижнии чада, наследники святых оных первых пустынножителей отшельников зоставил». Блаженный настоятель Дубенской обители более 20 л. управлял иноческой Дубенской обителью, но когда увидел, что нельзя уже ему оставаться более в том крае без вреда себе и другим, удалился в Почаевскую обитель.

Карпатская Успенская обитель православия уже славилась тогда чудесами Богоматери. А блаженному Иову пришлось видеть их вместе с делами папизма и протестантства. Последнее любит величать себя именем евангельского учения. А это-то самоуслаждение и есть верный признак печального заблуждения. Практика протестантская слишком далека от духа евангельского, с какой стороны ни посмотрите на нее. Наследник имений Анны Гойской, благочестивой благотворительницы Почаевского монастыря, был тем же в одежде протестанта, чем Поцей — в рясе униатской. — Он отнял у обители имения, пожертвованные ей Гойскою, и всячески теснил иноков, разгонял богомольцев ее и хотел совсем разорить ее. В 1623 г. июня 19 д. послал он толпу слуг в монастырь разграбить его. — В исполнение воли пана ограблены были все драгоценные утвари обители и унесен был чудотворный образ Богоматери. Для Фирлея и этого было мало. Он нарядил свою жену в священные одежды, дал ей в руки св. потир и она стала произносить хулы на св. евхаристию православия и на Богоматерь. Но в то же время злой дух овладел богохульною женою. Страшные ее муки прекратились лишь тогда, как чудотворная икона благоговейно возвращена была в монастырь. Это было тогда, как бл. Иов был игуменом Почаевской обители. — Он выполнял здесь должность настоятеля с ревностью подвижника. Днем трудился он для обители: то садил сам деревья в садах монастырских, то укреплял плотины около монастырской ограды; работал от души, как поденщик, но для Господа. С братьями обходился кротко и ласково: никто не слыхал от него слова резкого. Из уст его всего чаще слышались слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Раз, проходя чрез гумно монастырское, застал он крадущего пшеницу. — Вор в испуге пал к ногам игумена и умолял не объявлять о его поступке. Преподобный не только не укорил его ни одним словом, но еще сам поднял на плеча его мешок и отпустил с миром, напомнив ему только о том ответе, который должны мы дать за дела свои пред судом Божиим. — Гонители православия Фирлеи окончили наконец актом примирения свои распри «с иноками не в унии состоящими» это было в 1642 г. При преп. Иове.

Блаж. Иов, окончив дело с Фирлеями, принял великую схиму, с именем Иоанна. Большую часть времени проводил он теперь в пещере, в строгих подвигах поста и молитвы. «Если бы каменная пещера, в которой тайно подвизался преподобный, имела уста, говорит ученик его Досифей, она о многом поведала бы». Впрочем не оставлял он забот и об иноках обители и в 1649 г. Под его смотрением построен был великолепный храм св. Троицы! В пещеру затворялся он иногда на три дня, иногда на целую неделю, чтобы проливать слезные молитвы за себя и за бедствующее православие края. Однажды во время пламенной молитвы его небесный свет осиял пещеру его и отразился из глубины пещеры на храме обители. — Свидетель сего чуда Досифей пал в ужасе. — От подвигов стояния молитвенного отекли ноги у преподобного и покрылись ранами. — Это можно видеть и поныне на нетленных мощах его. Гниение страдавших ног было так сильно, что тело кусками отпадало от костей, но преподобный переносил все с терпением, по примеру древнего Иова. Тогда как проводил он такую подвижническую жизнь, дожил он до 100 лет и, назначив день смерти своей, тихо, без всякого страдания, почил 28 октября 1651 г.

Над мощами преподобного явился свет. Сам преподобный явился Дионисию Болобану, митрополиту Киевскому, и сказал, что Господу угодно открыть мощи его. Видение было в другой и в третий раз. В последний раз св. старец являлся с угрозою гнева Божия за невыполнение Божией воли о нем. Наконец митроп. Дионисий с архимандритом Феофаном и с братией Почаевской обители (авг. 8 1659 г.) открыл гроб преподобного и мощи его найдены нетленными. При этом последовали исцеления.

Самое замечательное исцеление совершилось над больным почаевским игуменом Досифеем. Накануне праздника воздвижения креста Господня прибывшая в обитель благородная панна Домашевская услышала с прислугою своею необыкновенное пение, исходившее из храма, тогда как в окнах светился огонь. — Сперва подумали, что иноки совершают всенощное служение. Посланная служанка Анна нашла церковные двери отворенными, в храме слышала пение и, когда вошла в храм, увидела преподобного Иова среди светлых мужей, совершающих молитву. — В страхе стояла она неподвижно, но преподобный, обратясь к ней, сказал: «не бойся, девушка, — иди и позови ко мне игумена обители Досифея». — «Он лежит на смертном одре, отвечала Анна». — Преподобный подал ей шелковый плат, омоченный в миро, и велел отнести к больному. Анна пошла и у дверей кельи стала звать игумена в храм от имени преп. Иова. Больной сперва принял этот зов за мечту; потом, оградив себя крестным знамением, взял плат, положил его на себя и, почувствовав себя окрепшим, встал с постели и пошел в храм. Экклесиарх, пришедший к началу утрени, изумился, увидав того, кто вчера лежал на смертном одре. «Как это ты, отче, пришел сюда?» спросил он игумена. — «Отец наш Иов молится за нас и прислал мне исцеление», отвечал игумен с восторгом и рассказывал, что было. — Храм, построенный панною Домашевскою, поныне еще цел и цело завещание ее 1655 года, которым просит она похоронить ее в церкви, построенной ею, «по чину восточного православного исповедания».

Оставляя давние чудеса преп. Иова, припоминаем чудо. — В 1832 году девица Матрона, Оренбургской губернии, три года страдавшая головною болью и отвращением ко всему святому, в Киеве видела во сне старца, украшенного сединою, и близ него некую жену в белом одеянии. По слухам о чудесах почаевской иконы Богоматери, отправилась она в Почаевский монастырь и здесь над мощами преп. Иова получила облегчение, а пред чудотворною иконою полное исцеление.

Ушел в монастырь… в 10 лет

Преподобный Иов Почаевский родился около 1551 года в Западной Украине, на территории Галиции. Сегодня это село Угорники Коломыйского района Ивано-Франковской области. Родители его были глубоко верующими, они назвали своего сына Иваном — в память об Иоанне Предтече.

Когда мальчику исполнилось лишь 10 лет, он тайно ушел из дому в Угорницкий монастырь. До нас не дошло историй о том, что родители искали сына, а настоятель обители не пускал мальчика без согласия отца и матери. Наоборот: все увидели в случившемся волю Божью, а игумен сумел разглядеть в Иване будущего подвижника.

Через два года мальчика постригли в иноки с наречением имени Иов — в память о ветхозаветном праведнике Иове Многострадальном.

Для современного человека кажется очень странным, как 12-летний мальчик может быть «настоящим монахом». Но именно таким, не по годам духовно взрослым, был Иов Почаевский.

В 30-летнем возрасте его постригли в великую схиму. Схимники, в некотором смысле, — это высшая степень монашества. Принявшие схиму освобождаются от всех послушаний, кроме служения Литургии и духовничества. Схимонахи живут уединенно и все возможное время посвящают молитве. В таком духовном подвиге преподобный прожил 70 лет.

Еще интересно, что во время пострига в схиму ему вновь нарекли имя Иоанн, но в церковный календарь он вошел именно как Иов.

Дубенский монастырь и испытание веры

Это было нелегкое для Православной Церкви время, в связи с тяжелой политической ситуацией Западная Украина все более втягивалась в унию. В 1596 году как компромиссный вариант возникла Греко-католическая церковь, сохранявшая православный обряд, но принимавшая главные католические догматы и подчинявшаяся Папе Римскому.

Даже тогда, когда многие интеллигентные люди того времени принимали униатство, Иов Почаевский твердо отстаивал православие. О его твердости указывала даже фамилия — Железо.

С 1580 года по многочисленным просьбам князя Константина Острожского преподобный переходит в Дубенский Крестный монастырь.

Здесь их общими усилиями — князя и монаха — образуется кружок духовного просвещения и твердого стояния в православии. Иов поддерживает просветительскую деятельность. По его благословению в 1581 году Иван Федоров издает Острожскую Библию, усилиями преподобного при монастыре переводят труды отцов Церкви.

За короткое время Иов стал известной личностью:

  • о нем распространилась слава монаха, подвижника и просветителя;
  • из-за его просветительской деятельности растет недовольство со стороны принявших католичество или более компромиссную унию.

В сложившейся ситуации Иов Почаевский принимает решение уединиться где-то вблизи Почаевской горы. Но совсем уединиться ему не удалось. Через некоторые время его разыскали почаевские иноки и пригласили стать их игуменом.

Игумен почаевский

За время настоятельства Иова в обители был установлен общежительный устав, сооружен Свято-Троицкий собор и шесть храмов. Не забыл игумен и о просветительской деятельности, а также о своих схимнических обетах.

Многие источники свидетельствуют о том, что в 1626 году преподобный создал типографию при монастыре, также написал изрядное количество сочинений в защиту православной веры. Он был автором «Книги Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная». Труд вышел спустя почти 200 лет под иным названием («Пчела Почаевская»).

Пещерка святого Иова

Почти все свое время Иов Почаевский проводил в уединении. Сегодня каждый приехавший в Почаевскую лавру может увидеть пещерку преподобного. Некоторые паломники даже боятся туда залазить: в ней тесно, влажно и неудобно. Но святого Иова это отнюдь не пугало: он целыми часами стоял на коленях и молился. Как пишет его биограф монах Дионисий, у святого от этого болели ноги, покрывались кровавыми ранами. Но боль не останавливала подвижника.

Божественный свет

Один из учеников святого видел, как тело преподобного просияло неземным светом. Так в свое время перед Мотовиловым озарился Серафим Саровский. Так сиял Сергий Радонежский после встречи с Богородицей. Так, наверно, просиял Христос в день преображения. Это неземной свет, и к нему призваны все мы. Иов Почаевский удостоился его уже на земли.

Нетленные мощи

Тело святого, которого коснулась Божья благодать, даже после смерти осталось нетленным. А умер святой в 1651 году, в возрасте 100 лет. Ни постоянные посты, ни кровавые струпы на ногах, ни скудная пища не подкосили его телесное и душевное здоровье. Испытание временем не повлияло на его нетленные мощи. Ведь святость не подвластна земным законам.

Чудеса Иова Почаевского

Чудесные явления сопровождали преподобного как при жизни, так и после смерти.

«…Тобой Господь хочет открыть кости мои»

Через восемь лет после смерти преподобного были обретены его чудотворные мощи. Этому событию предшествовало явление святого киевскому митрополиту Дионисию. Во сне почаевский игумен обратился к митрополиту: «…Тобой Господь хочет открыть кости мои».

Митрополит Дионисий, как и подобает верующему человеку, не сразу поверил снам, ведь согласно церковному учению, большинство сновидений — от лукавого. Но Иов Почаевский явился и второй раз, и третий. Только после этого киевский митрополит направился в Почаев и повелел открыть гроб с останками святого. Мощи лежали нетленными, от них исходило удивительное благоухание.

Явление Богородицы и преподобного Иова

В 1675 году, когда Почаевский монастырь окружили турки, иноки всю ночь коленопреклонно молились перед чудотворной Почаевской иконой. О ней мы уже писали в статье «Почаевская икона Богородицы: самые интересные факты о святыне». На утро монахи не прекращали молиться. Во время пения «Взбранной воеводе…» они увидели в небе Деву Марию с сонмом ангелов. Перед Царицей Небесной на коленях молился Иов Почаевский.

Как греко-католики поверили в святость преподобного

В 1713 году монастырь перешел в подчинение греко-католиков, но и тогда чудеса от мощей святого не прекращались. Говорят, что униаты уверовали в праведность преподобного, даже составили ему службу и просили Папу Римского причислить праведного Иова и к католическим святым. Но к этому не дошло: уж больно Иов Почаевский отстаивал православие и был против унии.

В 1831 году Почаевская обитель снова вернулась к Православной Церкви. Чудотворения от Почаевской иконы и мощей преподобных Иова, а спустя века и Амфилохия, не прекращаются.

Если вас заинтересовало жизнеописание преподобного Иова, предлагаем дополнительно посмотреть это видео:

Жизнеописание

Родился на территории Галиции, в возрасте 10 лет поступил в Угорницкий монастырь. В 12 лет принял монашеский постриг с именем Иов, по достижении совершеннолетия был рукоположен в иеромонаха. В 30 лет принял великую схиму с именем Иоанн (несмотря на это прославлен в лике святых с именем Иов).

По просьбе князя Константина Острожского Иов был переведён в находившийся в его владениях Дубенский Крестный монастырь и более 20 лет был его настоятелем. Будучи настоятелем Иов проводил просветительскую деятельность, при нём в типографии князя Константина была Иваном Фёдоровым напечатана Острожская Библия (первая полная славянская Библия). Под его руководством выполнялись переводы трудов Отцов Церкви. Недовольство по поводу его просветительской деятельности со стороны католиков и униатов заставили его около 1604 года перейти в окрестности Почаевской горы в поисках места для аскетических подвигов. Он поселился в пещере и изнурял своё тело постом.

Монахи Почаевской обители, видя благочестие Иова, сделали его игуменом монастыря. Иов ввёл в монастыре общежительный устав. При нём началась активная строительная деятельность: возведены новые монастырские стены, построен Свято-Троицкий собор, а затем ещё шесть церквей. Продолжая свою просветительскую деятельность Иов создал Почаевскую типографию. Также он не оставил работу по написанию сочинений в защиту православия. Известна хранившаяся в Почаевской лавре «Книга Иова Железа, игумена Почаевскаго, властною его рукою написанная» (в 1884 году была издана под названием «Пчела почаевская»); оригинал рукописи не сохранился.

Умер в возрасте ста лет, в 1651 году. Мощи его найдены нетленными в 1659 году. 28 августа 1833 года по решению Священного Синода мощи Иова были открыты второй раз для освидетельствования. В 1902 году Святейший Синод определил в этот день обносить святые мощи преподобного Иова вокруг Успенского собора Почаевской Лавры после Божественной литургии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *