Иоанна предтечи икона

Библейский пророк

Приход Крестителя в мир описан в евангелии от Луки. Евангелист указывает, что его родителями были праведные люди — священник Захария и его жена Елизавета. Рождение Иоанна было предсказано Захарии самим архангелом Гавриилом, как и рождение Иисуса Христа. Захария был преклонных годов, когда архангел сообщил ему неожиданную весть, да и детей у супружеской четы не было.

Захария не поверил явлению архангела Гавриила, за что и был наказан немотой. Старец мог говорить лишь после рождения сына и наречения его именем Иоанн, что на арамейском обозначает благодать. Захария написал на глиняной табличке имя Иоанн, и только после этого бог разверз его уста. Родственники хотели наречь младенца в честь отца Захарией, но старец воспрепятствовал этому и определил имя, сказанное ему в видении архангелом Гавриилом.

Захария был убит воинами Ирода, когда те искали новорожденного Иисуса. Елизавета с младенцем Иоанном смогла укрыться внутри горы по молитве богу. Сорок дней Елизавета и Иоанн находились в укрытии, питаясь финиками и водой из ручья. После этого Елизавету умерла, а младенца выращивал ангел.

Повзрослевший Иоанн питался акридами (дикими муравьями) и диким медом. На нем была надета накидка из верблюжьей шерсти, и весь его облик выражал праведность и аскетизм. Когда Предтеча появился в пустыне и стал пророчествовать, иудеи признали в нем пророка Илию, который был вознесен на небеса живым. Иоанн был очень похож на Илию, поэтому иудеи приходили слушать его и верили всем словам.

В те времена народ каждый день ожидал пришествие Мессии, который спасет их от римского деспотизма. Люди с большим трепетом слушали слова пророка, ведь он предвещал им исполнение желаемого — приход Мессии. Иоанн отпускал раскаявшимся грехи и омывал от них в водах Иордана. Поэтому был назван Крестителем.

Однажды среди людей появился Иисус, чтобы смиренно принять омовение в Иордане от пророка. Иоанн сразу же признал в нем Миссию и сказал, что недостоин развязать ремни на его сандалиях. Но Иисус ответил, что должно делать то, что предречено. В тот момент на Спасителя спустился Святой Дух в виде голубя и прозвучали слова Господа:

Окрестив Иисуса, Иоанн продолжал пророчествовать в пустыне. Через некоторое время он был помещен в темницу Иродом за обличение в грехе его прелюбодеяния с женой брата. Безумная женщина решила отомстить Иоанну за обличение в грехе и обманула Ирода. Она подговорила свою дочь Саломею станцевать танец на большом пиру в честь дня рождения царя. Станцевав эротический танец, Саломея выпросила у царя голову Крестителя. Ирод не мог нарушить слово, данное публично, и приказал отрубить пророку голову. Так погиб один из величайших пророков Иудеи, крестивший самого Господа и Спасителя.

С приходом пророка Иоанна завершается ветхозаветная история еврейского народа и открывается новый завет — пророчество о Мессии, Спасителе всех людей на земле. Он возвестил о приходе новой эры в истории человечества, когда путь спасения открывается любому человеку.

Икона Крестителя

В православной традиции святого Иоанна почитают первым после ангельских чинов. Самой известной иконой в православии является икона под названием «Голова на блюде». На ней изображена усеченная голова святого с закрытыми глазами и нимбом над ней. По преданию, нечестивая Иродиада сильно боялась воскресения пророка, поэтому потребовала захоронить голову Иоанна отдельно от туловища.

К иконе пророка обращаются те, кто стремится вернуться к вере и раскаивается в грехах. Так как предтеча принимал покаяние грешников и очищал от грехов, именно к нему обращаются с этой просьбой. Святой помогает найти правильный путь в жизни, осознать свою греховную природу и обрести светлый разум.

Если человека одолевают греховные мысли, он может обратиться к пророку для избавления от морока и соблазна дьявольского. Святой очищает разум и укрепляет дух, а также успокаивает мятежное сердце.

Также к пророку обращаются с просьбой в укреплении духа во время длительных церковных постов, ведь святой всю жизнь питался медом и акридами. Он не страдал от голода или недоедания и показал пример аскетической жизни.

Бездетные пары обращаются с просьбой к родителям Предтечи, которые причислены к лику святых, о даровании потомства.

Пчеловоды уверены, что пророк поможет им в разведении пчел, так как сам питался диким медом.

Первая молитва Предтече:

Вторая молитва Предтече:

Суеверия

Церковная традиция не поддерживает народных верований насчет Иоанна Крестителя. Например, непонятным считается вера в магические способности святого. Некоторые люди уверены, что святому можно молиться для исцеления головы.

Другие верят, что в день почитания усекновения главы святого нельзя вкушать пищу круглой формы — капусту, репу и т. д. Не разрешается даже держать в руках круглые предметы и большое блюдо, вплоть до отказа ставить тарелки на стол. Церковь считает эти верования наивными и не содержащими в себе истины.

Суеверные люди опасаются пользоваться ножами и острыми предметами в день памяти Крестителя. Считается, что держащий в руке нож, берет на себя грех убийц Иоанна. Однако церковная традиция не одобряет подобных верований, так как считает их вымышленными.

Иоанн Предтеча был послан богом на землю, чтобы очистить заблудшие души и обновить веру. Он готовил мир к приходу Спасителя Иисуса Христа. Не следует забывать о величии миссии Крестителя и праздновать в день его Рождества языческий праздник Ивана Купалы. Это большой грех.

Иоанн Предтеча является самым почитаемым святым после Пречистой Богородицы. Его рождение — явленное свидетельство силы молитвы его престарелых родителей и указание на предстоящую особую миссию будущего святителя Божиего.

Житие пророка Иоанна Крестителя уникальное и удивительное, строгое и добродетельное.

История жизни пророка Иоанна

Родителями Иоанна Предтечи являются праведные и богобоязненные Захария и Елисавета, проживавшие в Хевроне. Они всю жизнь умоляли Бога о даровании им чада, но чудо свершилось лишь при достижении ими преклонных лет.

Младенец Иоанн был рожден на полгода раньше Иисуса Христа. О предстоящем его рождении старец-священник Захария был извещен во время совершаемого им богослужения в церкви.

Однажды будущий отец лицезрел по правую сторону от жертвенника архангела. Он и произнес заветную весть, что мольба будущих родителей услышана Богом и скоро Елисавета родит сына Иоанна. Он и обратит к Богу множество народа и станет Предтечей Мессии.

Читайте о Предтече:

  • Праздник Усекновения главы Иоанна Крестителя
  • Икона Предтечи Господня Иоанна
  • Акафист Иоанну Крестителю

Захария усомнился в радостной вести и попросил некого знамения с Небес. Знамение случилось — священник был поражен немотой за неверие.

Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн

Рождение Иоанна Предтечи

Вскоре у Елисаветы совершилось зачатие и через 5 месяцев ее посетила Дева Мария, приходившаяся ей дальней родственницей. Она пришла с радостной вестью о том, что Ее посетил архангел Гавриил и возвестил о непорочном зачатии и рождении от Нее Христа Спасителя. Также он дал знать Пречистой Деве, что неплодная Елисавета шестой месяц носит во чреве сына.

Вскоре непраздная Елисавета родила мальчика. На удивление всех, мать нарекла сына Иоанном. Немой Захария попросил дощечку и начертал на ней, что имя его сыну — Иоанн. Тут же его уста открылись и он снова смог говорить. Он ликовал, благодарил Всевышнего и возносил пророчества о скором пришествии Спасителя Мира — Мессии, которому его сын Иоанн станет Предтечей.

Интересно.После Рождества Иисуса Христа царь Ирод приказал истребить всех младенцев-мальчиков, дабы продолжить царствование и не иметь соперников. Услышав страшную весть, Елисавета ушла с сыном Иоанном в пустыню и спряталась в пещере.

Захария же нес священническое послушание. Воины Ирода пытались разузнать у него место, где скрывается его супруга с младенцем, на что получили отказ и разъяренные, убили клирика прямо в церкви. Через некоторое время Елисавета тоже умерла, но местом ее смерти стала пустыня. А Иоанна всегда охранял Ангел Небесный.

Начало служения

Будучи юношей, Иоанн удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и поселился в дикой пещере. До 30 лет он прожил здесь, находясь в беседе с Богом, в молитве и полнейшем уединении.

О нем говорят, что жил на земле, как на небе. Его облачение было наипростейшим, сшитым из ткани из верблюжьих волос, было подпоясано кожаным поясом. Питался Иоанн диким медом, корнями и растениями.

Он постоянно ожидал призыва Божиего на дело общественного служения.

Пророчество Святителя

Узрев о величественном учении Иоанна, к нему поспешили люди и крестились от него в водах Иордана, исповедуя свои согрешения. Проповеди святителя были напитаны необычайной силой, тем самым многие крещаемые были уверены, что он и есть ожидаемый Мессия. Но Иоанн развеивал их домыслы словами, что вслед за ним идет Сильнейший, который будет крестить Святым Духом и Огнем.

Тем самым Иоанн дал понять людям, что он не Христос, а только Его Предтеча. Так и заканчивается история Ветхого Завета и открывается Новозаветная Церковь.

«Иоанн Предтеча. Рождество». Храм Вениамина Петроградского г. Москва
Храм Вениамина Петроградского г. Москва

Крещение Иисуса

Богоизбранный народ жил в ожидании принятия Единородного Сына Божия. Иоанн Предтеча сподобился крестить Мессию в Иордане, а когда Иисус выходил из воды, на Него сошел Дух Святый в виде голубя, и громогласный глас с Небес возвестил, что «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Усекновение головы

После Господня Крещения Иоанн был заключен под арест царем Иродом Антипой. Галилейский правитель был разгневан на Крестителя за то, что он открыто обличал правителя в беззаконном сожительстве с Иродиадой, которая была супругой его брата Филиппа.

В свой день рождения Ирод устроил званный пир, где Соломия — дочь Иродиады, очень красиво танцевала, чем угодила царю. Он пожелал отблагодарить девицу и поклялся дать ей все то, о чем она пожелает. Соломия, по сговору с матерью, пожелала принять в качестве ценного дара честную главу Иоанна Крестителя на блюде.

Тут же тюремный стражник отсек святому голову и Соломия получила желаемое.

Позже супруга домоправителя Иродова погребла главу мученика в глиняном сосуде на Елеонской горе, а тело Иоанна забрали его ученики и захоронили в Севастии.

История десницы Иоанна Крестителя

Интересна судьба Иоановой десницы. В разные годы она пребывала во многих странах и более сотни лет благословляла землю русскую. Этот факт служит свидетельством незыблемости православной веры.

Пришедший с проповедью в Севастию апостол Лука испросил разрешения о перезахоронении обезглавленного тела Иоанна в Антиохии. Но севастийцы не пожелали расставаться с нетленной святыней и позволили апостолу взять лишь правую руку пророка. Именно ею он и крестил Спасителя. Десница пробыла в Антиохии более 9 веков, здесь же от нее проявились первые чудотворные дары.

Когда Юлиан Отступник пожелал сжечь святыню, христиане ее спрятали, а сам император вскоре был убит воинами-персами.

С 1453 года десница хранилась в сокровищнице хана Магомета, но его сын отдал святыню родосским рыцарям, которые перенесли ее на Мальту. Но в конце XVIII века мальтийцы спасли десницу от наполеоновских войск и перенесли в Россию в Гатчину. Здесь для святыни был изготовлен специальный ковчег, украшенный золотом и драгоценными каменьями.

В период революционных гонений на Церковь десница была спрятана от разорителей в Эстонии, а затем переправлена в Данию. Позже она побывала в Германии, Сербии, а с 1978 года находится в Цетинском Богородицком монастыре в Черногории.

Десница Иоанна Крестителя

Несколько случаев исцеления

  • Зимним вечером женщина поскользнулась, упала и сильно ударилась головой. При обращении в больницу ей был выставлен диагноз: трещина лобной кости, сотрясение головного мозга. Требовалась срочная операция, но больная от нее отказалась. Родственники отвезли ее в церковь, где она с сердечной молитвой желала приложиться к лику Иоанна Предтече с обручем. Но как оказалось, несколько дней назад образ увезли в монастырь. Больная не унывала, она набралась сил, без чьей-либо помощи дошла до монастырской часовни и осуществила желаемое. Сразу же она почувствовала облегчение. А на следующий день больной была сделана томограмма. Результат ошеломил всех: повреждений костей черепа нет, сотрясение мозга отсутствует.
  • У девушки случилось обострение гайморита. Ей было проведено лечение антибиотиками и прокол пазухи носа. Врачи советовали решиться на операцию по поводу перфорации кости. Но накануне операции больная направилась в монастырь и пред иконой Иоанна Предтече стала умолять пророка о помощи. После моления прочитала канон и приложилась к иконе. В результате хирургического вмешательства не случилось, к нему не было абсолютно никаких показаний.
  • У одной неверующей дамы была диагностирована опухоль мозга. Ей предстояла операция с трепанацией черепа. В последней надежде на исцеление она пришла в монастырь и приложилась к чудотворной иконе Иоанна Крестителя с обручем. Перед операцией ей было назначено дополнительное обследование и после просмотра рентгеновских снимков врачи недоумевали: куда пропала опухоль?
  • После моления пред иконой Предтечи одна прихожанка получила исцеление от болезни щитовидной железы. Она три дня подряд прикладывалась к лику и молила святого об исцелении. В день очередного обследования щитовидка оказалась совершенно здоровой. А сама девушка выразила желание поступить в обитель.

ХРАМ РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Житие Святого Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

В царствование Ирода, царя иудейского, жил в городе Хевроне один благочестивый священник по имени Захария с женою своею Елисаветою. Оба они были праведны пред Богом и с усердием исполняли заповеди и уставы Господни. Одно только возмущало их благочестивую и тихую жизнь: они не имели детей, что у евреев почиталось явным наказанием Божиим за грехи и нередко подвергало бездетных супругов людским нареканиям. Глубоко сокрушаясь о своем бесчадии, Захария и Елисавета дожили до таких лет, когда отрадная надежда иметь детей сделалась уже невозможною. Но там, где надежда человеческая ослабевает, является благопромыслительная воля Божия, побеждающая законы нашего естества.

Однажды, когда старец Захария отправлял свое очередное священническое служение в храме иерусалимском, вошел он во святилище для каждения и возложил фимиам на алтарь кадильный, вдруг увидел по правую сторону алтаря явившегося ему Ангела. Захария смутился и затрепетал от страха. «Не бойся, Захария, — сказал Ангел, — ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются; ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, … дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1, 13—17).

Изумленный видением и обрадованный словами Ангела, Захария был глубоко потрясен: изумление и радость его были так велики, что он не вдруг мог поверить тому, что уже привык считать несбыточным. «По чему я узнаю это? — в смущении спросил он Ангела, — ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лк. 1, 18). «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, — отвечал ему Ангел, — и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк. 1, 19—20). Сказав это, Ангел скрылся, а Захария в ту же минуту сделался нем.

Между тем народ, собравшийся в храм для молитвы, ожидал Захарию и дивился, что он так долго медлит в святилище. Но вот в смущении и волнении выходит Захария; напрасно усиливается он произнести молитву благословения, и, почувствовав, что язык его связан немотою, стал знаками объяснять необыкновенность своего положения. Народ понял, что Захария видел видение во храме.

Пробыв во храме до конца очереди своего служения, Захария возвратился в дом свой; и Елисавета, несмотря на свое неплодие и свою старость, зачала. Обрадованная благодеянием Божиим, которым снималось с нее поношение бесчадия, она в продолжение пяти месяцев тщательно скрывала свою беременность от людей, чтобы в ненарушимом спокойствии изливать свою радостную благодарность пред Богом, избавившим ее от нарекания между людьми. Однако же одна родственница, жившая в то время в отдаленном от нее месте, узнала об этом сверхъестественным образом: то была Пресвятая Дева Мария. Тот же Архангел Гавриил, который возвестил Захарии о рождении ему сына, благовествуя Пресвятой Деве всемирную радость о рождении от Нее Христа Спасителя, между прочим открыл Ей, что Елисавета, родственница Ее, называемая неплодною, зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц (Лк. 1, 36). Услышав о радости, какая готовится Елисавете, Пресвятая Дева, уже зачавшая Сына Божия, поспешила навестить ее, причем Иоанн, как будущий Предтеча Господа, выразил свою радость пришествия Его особыми, необыкновенными движениями в чреве матери. Матерь Божия пробыла с Елисаветою в доме ее три месяца.

Рождество Святого Пророка и Крестителя Господеня Иоанна

Для Елисаветы, наконец, настало время родить; и она, согласно с предсказанием Ангела, родила сына. Родственники, соседи и знакомые, услышав об этом, спешили в дом Захарии поздравить его с такою неожиданною милостию Божиею. Прошло от дня рождения Иоаннова восемь дней. По закону Моисея в этот день надлежало обрезать младенца и дать ему имя. День этот был большим семейным праздником, и к нему приглашалась большая часть родственников. Родные, ничего не знавшие о том, что имя младенцу уже было указано Ангелом еще до его зачатия, хотели назвать новорожденного именем отца его, т.е. Захариею, так как у евреев был обычай давать новорожденным детям имя отца или ближайшего из родственников. «Нет, — отвечала на это желание мать младенца, — а назвать его Иоанном». Родные говорили ей, что «никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем», но Елисавета настаивала на своем. За решением недоумения обратились к отцу и знаками спрашивали его: как бы он хотел назвать рожденного сына? Захария потребовал, чтобы принесли ему дощечку, и написал на ней: «Иоанн — имя ему» (Лк. 1, 60—63). Написанное он произнес вслух, и с того времени разрешился язык его, и он стал благословлять Бога и пророчествовать о близком пришествии Мессии Христа и о том, что Иоанн будет Ему Предтечею: «И ты, младенец, — сказал Захария, обращаясь к сыну своему, — наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему» (Лк. 1, 76). Рождение Иоанна от бесплодных и престарелых родителей, немота Захарии до рождения и чудесное возвращение дара слова при обрезании сына его и наречении ему имени, все это указывало на особенное промышление Божие об Иоанне. Все присутствующие исполнились священного страха и благоговения к откровению силы Божией и говорили о новорожденном, рассуждая в сердце своем: «Что будет младенец сей?»

Высокие надежды, указанные обстоятельствами рождения Иоанна, в непродолжительном времени начали оправдываться. Еще в юных летах Иоанн избрал необыкновенный образ жизни: он удалился в необитаемую Иудейскую пустыню и, поселясь в одной из диких пещер, среди молитвы и благочестивых раз мышлений, пробыл в ней до тридцатого года своей жизни. «Он жил в пустыне, как на небе — говорит святой Златоуст, — вознесшись над всеми нуждами природы, шел путем необыкновенным, препровождая все время в песнопениях и молитвах, и уда лившись от общества людей, непрестанно беседовал с Единым Богом». Одежду носил он самую простую, жесткую, сшитую из ткани, приготовленной из верблюжьих волос, препоясывая ее кожаным поясом. В пище он наблюдал крайнюю воздержность: да и вся пища его состояла только из корней и растений, доны не еще употребляемых бедными жителями Палестины и известных под именем дикого меда и акрид. Скрываясь в глубине пустыни, ведя жизнь свободную от близких сношений с людьми, ища только общения с Богом, он спокойно ожидал, когда Сам Господь призовет его на дело общественного служения.

В пятнадцатый год царствования Тиверия, когда Иоанну исполнилось тридцать лет, был голос Божий к нему, повелевавший оставить пустыню, идти к народу иудейскому и проповедью покаяния и крещением возбуждать народ к раскаянию во грехах: ибо наступило время пришествия Мессии. Повинуясь небесно му голосу, Иоанн оставил свое пустынное убежище и явился на многолюдных берегах реки Иордана. Давно уже иудеи не слыхали голоса пророков; и потому, когда явился пророк Иоанн, то со всех сторон народ начал стекаться к нему. «Покайтесь, — говорил Иоанн к собравшемуся народу, — ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2). Принесите искреннее раскаяние в содеянных грехах своих, всячески удаляйтесь от них и на мес то греховных склонностей питайте в себе лучшие и богоугодные расположения; очистите свое сердце от всех лукавых страстей и делами добродетели приближайтесь к Богу: ибо наступило время, предреченное пророками и так долго ожидаемое вами; нас тупило время пришествия Мессии Христа, Который откроет для вас и всего человеческого рода Царство Небесное; в этом-то Царстве исполнятся обетования Божии о спасении людей; члены его будут исполнены Духа Божия; царство это не земное и чувственное, а духовное и небесное, где все достойные будут наслаждаться духовными, небесными, вечными радостями.

Чтобы яснее представить людям существенные их обязанности, какие они должны были исполнять, и те пороки, от которых должны удаляться, Иоанн давал наставление каждому сословию порознь. Так, людям скупым и своекорыстным он проповедовал о том, чтобы они уделяли нуждающимся из своего собственного достатка и имущества; мытарям, или сборщикам податей, которые взыскивали пошлины больше надлежащего и тем обогащались, Иоанн напоминал об обязанности не брать с народа больше того, что постановлено законом. Являлись к нему и воины, насилия которых становились тяжки для народа; Иоанн увещевал воинов воздерживаться от всяких насилий, не клеветать ни на кого и довольствоваться определенным жалованьем. Так, простую и великую заповедь «люби ближнего как самого себя» умел Иоанн ясно и понятно передавать каждому!

Кроме людей из простого звания, приходили к Иоанну и лица, пользовавшиеся народным уважением, — фарисеи и саддукеи. Фарисеи были люди, гордившиеся мнимою святостью: они были строгие исполнители закона, громко молились на улицах, раздавали милостыни на площадях, но сердца их исполнены были тщеславия, зависти и лукавства; они мечтали, что, как природные чада Авраама, они необходимо войдут в Царство Мессии. Саддукеи были люди неверующие и отличались вольнодумством: они отвергали бытие мира духовного и потому не верили в существование Ангелов, в загробную жизнь и ожидающие там мучения и блаженства. Пришедшим к нему фарисеям и саддукеям Иоанн высказал истину сильно; он встретил их грозною речью: «Порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Лк. 3, 7—9). Многое и другое благовествовал Иоанн на роду, поучая его.

Видя строгую и добродетельную жизнь Иоанна, слыша его учение, полное силы и могущества, приходили к нему очень многие жители страны иудейской и иерусалимской и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Успех его проповеди был так велик, приходящего к нему народа для крещения было такое множество, что втайне многие начали думать об Иоанне: не он ли Христос? «Я крещу вас водою, — торжественно говорил Иоанн, — но идет Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» (Лк. 3, 16). Этими словами Иоанн как бы отвечал на тайные мысли народа о нем и ясно свидетельствовал о себе, что он не Христос, а только слуга и Предтеча Его.

Около полугода Иоанн с неутомимою ревностью и постоянно возрастающею славою проповедовал покаяние и крестил приходивших к нему иудеев. Наступило, наконец, время явиться Самому Тому, о Котором Иоанн проповедовал. И вот, когда проповедью Иоанна о покаянии и его крещением путь Господень был уготован, когда ожидание скорого пришествия Мессии достигло высокой степени, тогда выступил Иисус из Назарета и среди множества народа пришел на Иордан креститься от Иоанна. Нет сомнения, что Дух Святый, осенявший Иоанна от чрева матери и руководивший его в служении, при появлении Иисуса озарил душу его особенным небесным светом и возбудил в сердце его нечто такое, чего он (Иоанн) не чувствовал ни при ком из прежде приходивших к нему для крещения. Зная Иисуса, как сына Марии, как родственника своего по плоти, отличающегося необыкновенною чистотою и святостью жизни, Иоанн теперь почувствовал, что Он-то и есть Тот, о Котором он возвещал людям; что пред ним стоит теперь Господь и Бог его, Владыка неба и земли, свет истинный, просвещающий всякого человека. Иоанн с трепетным благоговением стоял пред Иисусом и внимал, что повелит ему Владыка. В изумлении и страхе Иоанн услышал, что Иисус требует от него крещения. Мое крещение, думал Иоанн, служит знаком покаяния и следовательно греховности; как же я могу крестить Того, Который не сотворил ни одного греха и Сам пришел с неба на землю для то го, чтобы освободить всех людей от греха, проклятия и смерти? Мое крещение служит только приготовлением к принятию Христа; как же я могу крестить Самого Христа — наше искупление, оправдание и освящение? Поэтому Иоанн смиренно осмелился возразить Ему: Ты ли, Господи, требуешь от меня крещения? «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» Но Иисус кротко отвечал Ему: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14—15). Мне, как Искупителю мира от греха, нужно стать наряду с грешниками и за них исполнить все предписания закона. Самому пройти и для всех освятить путь, ведущий в новую жизнь. Не удерживай, не возражай; нужно исполнить все, к чему ты и Я призваны. Выслушав слова Спасителя, Иоанн не стал прекословить Ему и допустил Его к крещению. «Христос не нуждался в крещении, — замечает св. Златоуст, — ни в этом (Иоанновом), ни в каком-либо другом; а лучше сказать, крещение имело нужду в силе Христовой». Иисус, войдя в реку Иордан, был погружен в нее рукою Иоанна. Когда же Господь выходил из воды и в то же время молился, Иоанн увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И был голос с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 17). Так совершилось преславное крещение Господа нашего Иисуса Христа рукою святого Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна в водах Иорданских. Здесь очевидно и торжественно открылось Иоанну и другим бывшим с ним на Иордане Божество Иисуса Христа, обетованного Мессии. Если до сего времени Иоанн только по особенному, внутреннему озарению от Духа Святого мог предощущать в пришедшем к нему Иисусе Божественное величие Сына Божия, то теперь он видимым и, так сказать, осязательным образом убедился в истине Божественного достоинства Иисуса. Иоанну было открыто свыше, что на Кого (при крещении) он увидит Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. Он теперь видел этого Духа, в телесном виде, как голубя, сходящего на Иисуса, и его предощущение перешло в полную, совершенную уверенность. «Я видел и засвидетельствовал, — говорил Иоанн народу, указывая на Иисуса после Его крещения, — что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 34).

Крещение Господне

После крещения Господа Иоанн продолжал привлекать к себе бесчисленные толпы народа. Свидетельство об Иисусе, как о Сыне Божием, как об Агнце, принявшем на Себя грехи всего мира, как о Мессии, пришедшем открыть новое духовное царство, составляло главный предмет его проповеди. Толпы на рода, постоянно окружавшего Иоанна, и сила его проповеди произвели всеобщее ожидание скорого пришествия Мессии и Его торжественного явления миру. Несмотря однако же на то, что Иоанн не раз указывал в Иисусе Мессию, многие и теперь думали видеть Мессию в самом Иоанне: смиренный образ Христа Спасителя не сообразовывался с иудейскими понятия ми о величии Мессии. Чтобы решить недоумение, старейшины народа иудейского отправили к Иоанну торжественное посольство из священников и левитов, чтобы спросить его: кто он? На предложенный вопрос Иоанн твердо и спокойно отвечал, что он — не Мессия. Так как многие из иудеев верили, что до пришествия Мессии явится на землю Илия, то они спрашивали Иоанна: «Что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет. Сказали ему: кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом? Он сказал: я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу, как сказал пророк Исаия». Тогда посланные предложили Иоанну еще вопрос: «Что же ты крестишь, если ты не Христос, ни Илия, ни пророк?» — «Я крещу в воде, — отвечал Иоанн, — но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я не достоин развязать ремень у обуви Его» (Ин. 1, 19—27). Таким образом, Иоанн, как и прежде, и теперь торжественно называет себя только Предтечею Господа, в сравнении с высоким достоинством Которого он считает себя ниже последнего слуги.

На другой день Иоанн, увидев Иисуса, идущего к нему, в слух всего народа сказал о Нем: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин. 1, 29-30). Еще полнее и яснее раскрывал Иоанн Божественное достоинство Иисуса Христа пред своими учениками. Однажды ученики Иоанна в простоте своего сердца жаловались ему, что Иисус, Которого крестил он и Который по обыкновенному порядку вещей должен был почитать Крестителя учителем Своим, вместо того собирает собственных последователей, Сам начинает крестить и скоро помрачит славу их учителя. В ответе своем, исполненном глубокой мудрости, Иоанн прежде всего замечает им, что если Иисус начинает крестить (чрез учеников Своих, Ин. 4, 2), то на это Он получил власть и повеление свыше: «Не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба». Я и прежде говорил, и теперь повторяю вам: «не я Христос, но я послан пред Ним». Чтобы нагляднее представить им свое отношение к Иисусу, Иоанн употребляет сравнение, в котором, уподобив Христа жениху, а последователей его невесте, себя называет другом жениха: «Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась», т.е. я привел к Мессии народ, очистил путь Господу; теперь служение мое исполнено; потому, — продолжает кроткая и возвышенная душа Иоанна, — «Ему должно расти, а мне умаляться». Он пришедший свыше и есть выше всех; сравниться с Ним никто не может, потому что Он есть Сын Божий, Которому Отец все предал во власть. Посему, — заключает Креститель, — «верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3, 27—36).

Это было последнее свидетельство Иоанна об Иисусе Христе. Оно произвело благодетельное влияние на умы и сердца учеников его. При первом же случае те из них, которые имели более чистое сердце и более светлое уразумение тайн Божиих, охотно последовали за Иисусом; это были: Андрей — названный Первозванным, Иоанн — возлюбленный ученик Господа, и Петр. Великий учитель их Иоанн, между тем, вскоре заключен был в темницу; но и оттуда своим посольством к Иисусу оставшихся учеников своих для убеждения их в Божественном достоинстве Его, как Мессии, Иоанн снова доказал, сколь верен был он цели своего великого служения. За то и Спаситель, в Своем отзыве об Иоанне, украсил его такими великими похвалами, каких не удостаивался никогда никакой человек. «Истинно говорю вам, — сказал Господь окружавшему Его народу, — из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11).

Святой Пророк и Креститель Господень Иоанн

В темницу Иоанн заточен был по приказанию галилейского правителя Ирода Антипы. Узнавши Иоанна, Ирод почувствовал к нему невольное уважение, доходящее до того, что по его советам он предпринимал некоторые исправления в делах гражданских и с удовольствием беседовал с ним. Вскоре однако же Ирод оказался недостойным дружбы великого Пророка Божия. К различным своим злодеяниям он присоединил, наконец, и то, что, вопреки ясному закону Божию, вступил в брак с Иродиадою, женою брата своего Филиппа, находившегося еще в живых, прогнав от себя свою законную супругу, дочь Ареты, владетеля каменистой Аравии. Иоанн, строгий хранитель закона, ревнитель правды и благочестия, не мог спокойно переносить зрелище соблазна, допущенного Иродом; он возвысил голос против такого беззакония и говорил Ироду: «Не должно тебе иметь жену брата твоего» (Мк. 6, 18). Голос правды святого мужа оскорбил повелителя и возбудил страшную ненависть в Иродиаде; она решилась во что бы то ни стало погубить праведника и своими настойчивыми происками успела, наконец, в том, что Ирод дал приказание заключить Иоанна в темницу. Вскоре эта злобная женщина нашла случай вполне удовлетворить своей злобе и мщению. Ирод праздновал день своего рождения. На этот праздник были созваны все вельможи и старейшины иудейские. Саломия, дочь Иродиады, перешедшая с матерью от отца своего к Ироду, искусная танцовщица, своею пляскою во время пиршества так угодила Ироду и возлежащим с ним, что он сказал ей: «Проси у меня, чего хочешь, и дам тебе»; и с клятвою прибавил: «Чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства» (Мк. 6, 22—23). Саломия по наущению матери потребовала головы Иоанна Крестителя. Царь, услышав такую просьбу девицы, опечалился. Совесть, еще не совсем погасшая в душе нечестивца, говорила ему, что по причине безумной просьбы клятва может быть нарушена; но Ирод, слабый по характеру, из боязни показаться лжецом пред другими, заглушил в себе голос совести и согласился на гнусное убийство Предтечи Христова. Послав своего оруженосца в темницу, царь приказал ему тотчас же принести голову Иоанна. Он пошел, отсек ему голову в темнице и принес ее на блюде, подал девице, а девица отдала ее матери своей. Так Иоанн, великий между пророками, светильник горевший и светивший, был верен Господу Богу до смерти и, доблестно окончив поприще земного служения мученическою кончиною, получил от Господа венец вечной блаженной жизни, подавая нам собою пример, как и мы должны стараться всеми силами пребывать верными Господу до последнего дня и часа, чтобы наследовать нескончаемую жизнь в обителях небесных. Этой блаженной части да сподобит Господь Спаситель всех нас, во славу Всесвятого Имени Своего, со Безначальным Его Отцом и Всесвятым Духом во веки веков!

Аминь.

При подготовке статьи были использованы материалы сайта ioannpredtecha.ru

Житие Иоанна Предтечи: “Не восставал пророк больший…”

Все житие святого пророка и Крестителя Господня Иоанна Предтечи основывается в первую очередь на текстах Священного Писания. Часть сведений сохранило для нас Священное Предание Церкви.

Иоанн Предтеча сочетал в себе священническое и царское происхождение, так как его отец – Захария – был священником и происходил из рода Аарона, брата пророка Моисея. Именно из рода Ааронова, по слову Божию, должны были поставляться для служения в храме Иерусалимском священнослужители. Что касается праведной Елисаветы – матери святого Иоанна Предтечи, то она происходила из рода царя Давида. Жили они на юге от Иерусалима, около города Хеврон.

История рождения Иоанна Предтечи непосредственно связана с чудом Божиим и во многом схожа с историей рождения Пречистой Богородицы. Дело в том, что праведные Захария и Елисавета долго не имели детей, и казалось, что у них уже никогда их и не будет, ведь в бесчадии они достигли преклонных лет. Но, как повествует нам святой евангелист Лука (Лк. 1), однажды, когда Захария совершал в свой черед служения в храме, ему явился архангел Гавриил и возвестил о скором рождении сына. Однако Захария смутился от такого видения и обетования архангела Гавриила. За это на него снизошла немота, и он не мог говорить до самого рождения ребенка. В своем обетовании архангел Гавриил также сообщил, что младенца необходимо назвать Иоанном.

Посещение Марией Елизаветы, 1491 год. Гирландайо Доменико

Спустя положенное время Елисавета родила младенца, которому и нарекли имя Иоанн. Будущий пророк родился на шесть месяцев раньше Господа Иисуса Христа. Также стоит отметить, что по материнской линии (Елисавета – Мария) Иоанн Предтеча был родственником Господа. Во время наречения имени народ удивился тому, что именно так родители хотят назвать своего сына, ведь это нарушало традицию: в их роду не было людей с таким именем. В момент, когда народ дивился этому, у Захарии отверзлись уста, и он смог говорить. При этом он произнес пророчество о будущем служении своего сына, а также о приходе в мир Спасителя. Стоит заметить, что рождение ребенка для праведных Захарии и Елисаветы было важным еще и потому, что в то время у евреев было принято считать, что если Бог какой-либо семье не дает детей – это признак серьезных грехов, которые имеются у этих людей. Такие пары не просто подвергались насмешкам и укоризнам, но и в принципе не имели возможности быть полноправными членами общества.

Когда Иоанн был еще ребенком, царь Ирод, желая уничтожить уже родившегося Мессию, приказал убить всех младенцев в возрасте от рождения и до двух лет.

Рождество Иоанна Предтечи

Святое семейство (праведный Иосиф Обручник, Пречистая Матерь Божия и Богомладенец Христос) на это время покинули Израиль и скрылись в Египте. Бог уберег и младенца Иоанна, так как в это время он уже подвизался в пустыне, где и прошла вся его жизнь до момента выхода на проповедь. Как сообщает нам Евангелие (Мк. 1, 6), Иоанн вел в пустыне самый строгий образ жизни – он носил грубую одежду из верблюжьей шкуры, препоясанной кожаным поясом, не пил вина, питался только диким медом и акридами (род саранчи), постоянно пребывал в молитве. Именно таким образом Иоанн готовил себя к служению народу Израиля и Своему Господу.

Как и Сам Господь Иисус Христос, пророк Иоанн выходит на служение в тридцать лет возрасте – именно в таком возрасте в древнееврейском обществе человек мог выйти на общественное служение и начать что-либо говорить публично. До этих лет человек считался еще не готовым к серьезным речам и поступкам.

Иоанн Предтеча впервые является на берегах реки Иордан – именно здесь он мог совершать свое главное действо: призывая людей к покаянию, совершать над ними крещение водой. Дело в том, что для религиозных омовений в честь праздника очищения народ Израиля приходил именно к реке Иордан. Здесь к людям и обращается святой пророк Иоанн Предтеча.

Важно отметить, что крещение, которое он совершал, было направлено на приуготовление народа Израиля к принятию Господа Иисуса Христа и Его Нового Завета. Это крещение не было таинством в христианском понимании этого слова. Тем не менее в этом крещении человек получал прощение грехов и очищался для дальнейшей жизни и для встречи Мессии. Крещение же, которое дарует людям Христос, совершеннее тем, что в нем человек стяжает благодать Самого Святого Духа, освобождается от рабства греху и смерти.

Для того, чтобы в полной мере исполнить ветхозаветный закон, к Иордану приходит Сам Господь – и принимает крещение от пророка Иоанна. Именно поэтому Иоанна Предтечу (т. е. предшествующего Господу) часто называют еще Крестителем. Крестившись от пророка, Господь тем самым подал пример каждому человеку на все времена. Крещение Господа ознаменовалось одним из самых ярких чудесных событий – Богоявлением, то есть явлением в той или иной форме всех трех Лиц Пресвятой Троицы. Бог Отец явился здесь в виде гласа с небес, обращенного к Иисусу Христу: «Ты Сын Мой Возлюбленный, в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3, 22). Святой Дух был явлен в образе голубя, сошедшего на Иисуса Христа, Сам же Господь уже явился людям, воплотившись в нашем мире.

Важны также те слова, которые сказал пророк Иоанн людям о Господе Иисусе Христе (имея в виду смысл прихода Господа в мир): «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Ин. 1, 29).

Однако служение Иоанна Предтечи не завершилось только лишь крещением Господа Иисуса Христа в Иордане. Как и его предшественники, другие ветхозаветные пророки, Иоанн призывал народ Израиля к жизни по заповедям Божиим, к отречению от греха, к служению только истинному Богу, а не языческим богам, которых в окружении Израиля было достаточно много. И, как и другие пророки, Иоанн Предтеча обличал грехи царя. Дело в том, что царь Ирод Антипа находился в беззаконном сожительстве с женой своего брата Филиппа – Иродиадой, которая к тому же приходилась ему племянницей. Именно за это и обличал пророк его Иоанн. В ответ царь заключил пророка в темницу.

Однажды, в день своего рождения, царь Ирод устроил пир, на котором собралось много знати. Дочь Иродиады Саломия поразила всех присутствующих, и прежде всего самого царя, одним непристойным танцем. За это Ирод пообещал ей дать все, что она пожелает, вплоть до половины своего царства. Наученная своей матерью, Саломия потребовала голову пророка Иоанна. Будучи частью еврейского общества и традиции, царь Ирод был удручен этой просьбой, так как он уважал пророка Божия и понимал основу пророческого служения. Однако он не мог не сдержать царской клятвы, и именно поэтому отдал приказ казнить святого. Иоанну Предтече отрубили голову и отдали Саломии, а та отнесла ее своей матери.

На этом свидетельство Священного Писания заканчивается, однако Священное Предание донесло до нас дальнейшую историю, связанную с мощами святого пророка.
По преданию, Иродиада кинула главу пророка Иоанна в нечистое место. Тело же пророка Божия его ученики погребли в городе Севастия, что находился в Самарии. Апостол Лука, обходя с проповедью Евангелия разные селения, взял из Севастии правую руку от мощей святого пророка Иоанна.

В 959 году, когда арабы захватили Антиохию, где на тот момент хранилась рука пророка Иоанна, святыню спас некий дьякон, который перенес ее в Халкидон. Из Халкидона честная рука пророка попала в столицу Византии – Константинополь, где и хранилась до захвата города турками в 1453 году. После этого правая рука пророка хранилась уже в России, а именно – в Петербурге, в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем дворце.

Честная глава пророка Иоанна Предтечи была найдена благочестивой Иоанной и погребена на Елеонской горе. А на самой горе было основано несколько православных монастырей и еще больше храмов.

В свое время Господь Иисус Христос сказал о пророке Иоанне Предтече следующие слова: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя…» (Мф. 11, 11). Почему же Господь так сказал? Дело в том, что этими словами Он указал на уникальность Иоаннова служения. Святой Предтеча стал пророком на рубеже Заветов – Ветхого и Нового. Своим ветхозаветным служением он завершил всех пророков до Христа, а своим новозаветным служением – открыл (приуготовил) путь Господу.

Поэтому святой пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча является самым значимым и почитаемым праведником после Пречистой Богородицы.

На анонсе фрагмент картины Леонардо да Винчи “Крещение Христа”

7 июля – Рождество Иоанна Предтечи

С рождением Иоанна Крестителя связано первое чудо в его жизни.

Отец Иоанн, священник Захария и его супруга Елизавета были уже весьма пожилыми людьми, но их многолетний брак так и оставался бездетным. В те времена на такие семьи в обществе смотрели косо – считалось, что бездетность является наказанием за какой-то большой грех. Будущие родители Иоанна Крестителя уже смирились с косыми взглядами окружающих и незавидным общественным статусом, когда с Захарией произошло чудо.

Евангелие рассказывает нам о том, как однажды Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме. По ветхозаветной традиции на какой-то момент, он остался в храме один, и именно тогда в самом священном для иудеев месте ему довелось увидеть Божьего посланника – архангела Гавриила, который объявил ему о скором рождении сына. «Многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится ещё от чрева матери своей» (Лк. 1:13-17)

Захария не поверил, что у него и Елизаветы еще могут появиться дети, и за это был наказа временной немотой, которая прошла лишь после рождения его сына — Иоанна.

20 января – Собор Иоанна Предтечи

Вся жизнь Иоанна Крестителя была примером для его современников, однако одно событие стоит в ней особняком. Это Крещение им в водах реки Иордан Иисуса Христа. Поэтому еще один праздник в честь Иоанна отмечается через день после праздника Крещения Господня.

Известно, что еще в молодости Иоанн Креститель добровольно удалился жить в пустыню, где придерживался строго поста, носил самую простую одежду и отказывал себе в любом комфорте. Однако, Иоанн никогда не требовал того же от всех остальных иудеев. Приходящих послушать его проповедь он призывал, в первую очередь, к нравственному очищению. В отличии от членов влиятельных тогда сект, Иоанна Креститель никогда не делил людей на привилегированных праведников и обреченных грешников. Напротив, он всегда напоминал, что любой грех может быть прощен Богом, к чему и следует стремиться каждому человеку.

В водах реки Иоардан он совершал надо всеми желающими особый обряд очищения, который сегодня называют еще «иоанновым крещением». Именно из-за него сам Иоанн получил имя Креститель. Похожий обряд был принят и в ветхозаветной традиции – с его помощью, очищались те, кто, например, прикоснулся к запретной для иудеев пище или как-то иначе согрешил против древнего закона. Но Иоанн Креститель проповедовал иное – он призывал очищаться и каяться не только в нарушении формальных правил, но и в дурных помыслах и поступках против других людей, способных осквернить душу человека.

Иоанна зовут также Предтеча, потому что важнейшей частью его служения была проповедь о скором пришествии Мессии, Помазанника Божьего, обещанного Богом народу Израиля. И вот однажды, совершая крещение в иорданских водах, Иоанн с удивлением увидел среди пришедших к нему людей Иисуса из Назарета.

Иоанн сразу узнал Спасителя и, как сообщает Евангелие, немало удивился.

«Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?», сказал Иоанн Иисусу, на что Спаситель ответил: «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

11 сентября – Усекновение главы Иоанна Предтечи

Иоанн был бескомпромиссен в своем обличении общественных грехов. Не побоялся он выступить и против тогдашнего правителя Галилеи Ирода Антипы, который силой отнял у своего брата жену Иродиаду и сам женился на ней. За эти выступления против Ирода Иоанна Крестителя заключили в тюрьму. Первое время Ирод боялся причинять ему вред: народ любил Иоанна, да и сам правитель чувствовал, что убийство праведника станет великим грехом.

Однако его незаконной супруге Иродиаде хотелось избавиться от Иоанна Крестителя как можно скорее и навсегда.Она задумала сложную придворную интригу:во время крупного праздника Ироду понравился танец его падчерицы Саломеи, дочери Иродиады, и он прилюдно пообещал девушке любой подарок, о котором она попросит. Наученная матертью, Саломея попросила о казни Иоанна Крестителя. Отступить от своего слова означало для правителя попасть в неудобную ситуацию. По приказу Ирода святой пророк, Креститель и Предтеча Господень Иоанн был убит – ему отрубили голову.

8 марта в високосном году / 9 марта в невисокосном году – Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи

Материал по теме

Где находится подлинная глава Иоанна Предтечи

История честной главы Крестителя Господня– на ее счету было три обретения – очень не простая и, более того, до сих пор до конца не выясненная. Италия, Франция, Сирия, Греция, Армения: каждая из этих стран заявляет, что именно у них хранится подлинная глава Иоанна Предтечи. Рассказать, какие аргументы ученый мир приводит пользу той или иной святыни, мы попросили Тимофея Китниса, историка и руководителя Паломнического центра апостола Фомы в Европе.

По преданию Ирод Антипа подарил отрубленную голову Иоанна Крестителя своей супруге Иродиаде, поэтому тело Иоанна похоронили обезглавленным. Глава великого праведника и пророка хранилась у жены правителя в качестве «боевого трофея», но одна из ее служанок не вынесла такого обращения с останками Иоанна. Она выкрала его голову и тайно похоронила.

Через годы глава Иоанна Крестителя была найдена, на месте находки появился христианский храм, но в годы гонений на христиан он обветшал и святыня вновь была утрачена. Повторно ее нашли лишь после того как император Константин Великий издал в Римской империи закон о веротерпимости, прекративший гонения на верующих.

Два этих события называются в церковном календаре Первым и вторым обретением главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Икона Иоанн Креститель

Иоанн Креститель является самым известным и любимым Божьим угодником, которого также почитают, как и Пречистую Деву Марию. Вот это и объясняет, почему у этого святого существует несколько дней почитания: в январе седьмого числа, двадцать четвертого февраля, двадцать пятого мая, двадцать четвертого июня, двадцать девятого августа, двадцать третье сентября, и двенадцатое октября.

Молитва Иоанну Крестителю

В большинстве случаев молитву Святому Иоанну Крестителю произносят для:
• Понимания своих недостойный дел и их возникновение;
• Просвещение заплутавших;
• Обращение к Господу неверующих, некрещеных и общинников;
• Для поддержке людям отбывающим наказания;
• Для получения прощения грехов;
• Для хорошего урожая.

Горячие мольбы к божественному образу Предтече помогут усилить веру и подарят помощь в сложное время.
Иоанн Пророк, Креститель считается святым предвестником и Спасителем, рождение которого явило собой новую ступень в развитии христианства. Бытие Иоанна стало образцом для всех верующих, потому как в нем милость Господняя постоянно одерживала верх над нечистым, чтобы рассказать миру о могуществе вероисповедании, и благодаря чему преодолевается все трудности в достижении поставленной цели, ведущей к добру и терпению.

Святой лик Иоанна Крестителя

Икон Крестителя существует в христианском мире очень много, однако оригинал святого изображения Иоанна Предтече, обладает вот какими неповторимыми штрихами:
• Человек еврейской внешности, немолодой, довольно худощавого телосложения, немного смугловатый, с маленькой чернявой бородой, заплетенной в косу, и густые волнистые черные волосы;
• Его одежда сшита из довольно грубого материала — из шерсти верблюда, и подпоясывался он ремнем из кожи;
• В большинстве случаев Крестителя изображают не в полный рост, а по пояс и всегда лицом к обратившемся;
• Изображается Иоанн с одной поднятой рукой, благословляющей молящегося, а в другой — держащий пергамент, содержащий священную молитву, ведущей к исповедованию;
• И на одном плече он держит длинную трость, которая является целью жития в безлюдной пустоши и несет в себе смысл видение о Небесном Спасителе.

Лик Иоанна Предтечи считается образцом христианского жития, наполненного терпением и раскаяньем, с которого должны брать пример всякий православный верующий, чтобы понять Господнее Слово и узнать его святую милость.

Чудеса, свершенные иконой Иоанна Крестителя

Несколько историй чудесных избавлений от недугов по мольбам перед иконой Иоанна Пророка, поделилась одна женщина. В двух случаях ей назначили операцию на главе.

«Зимой в январе я поскользнулась и упав больно стукнулась головой об землю. Сделав необходимые анализы мне сказали результат: Обнаружено повреждение лобной кости, костный мозг ничем не защищен и в придачу сотрясение мозга. Такой диагноз сказали в двух больницах: в Первой городской и Пятидесятой клиники. Мне назначили операцию, но ехать в больницу я отказалась. В конце января я поехала в церковь святых апостолов Петра и Павла друзья из этого храма рекомендовали мне помолиться перед иконой Иоанна Крестителя с венцом. В монастыре мне поведали, что этот лик лишь не так давно вернули сюда домой. С большими усилиями я подошла к обительской церквушке. Произнесла прошение пред иконой и преклонилась перед ней и венцом, потому как я не ведала, что его надо надеть на себя. И сразу после этого я почувствовала себя гораздо лучше. Назад я вернулась своим ходом. Утром следующего дня мне сделали компьютерный рентген головы. И результат все поверг в шок, на снимке и в помине не было трещин в лобовой кости.

Второй раз Иоанн Креститель пришёл мне на помощь в апреле двухтысячного года. Когда у меня обострился хронический гайморит, а обычное лечение не помогло, мне делали два прокола носовой пазухи, я пила двойную дозу антибиотиков, а результата было ноль, и мне назначили лечение с помощью операционного вмешательства. Перед днем операции я решилась снова наведаться в Иоанно-Предтеченскую обитель помолиться у святых мощей Иоанна Крестителя. Я произнесла акафист преподобному, и приклонилась к лику с венцом. На утро следующего дня операцию отменили, потому что результаты обследования показывали, что операция не требуется.

Летом в 2002 году пришла девушка и поведала инокине монастыря о чудесном выздоровлении «У меня диагностировали опухоль головного мозга и мне назначили операцию для того чтобы эту опухоль вырезать, операция должна была проходить с разрезанием черепа. Я честно признаюсь, никогда особа не верила в Господа. Однако я решила, что терять мне нечего и послушав совета друзей, я поехала в монастырь и преклонилась перед чудодейственном образом Святого Крестителя. На следующий день я сдавала анализы перед предстоящей операцией, и они показали невероятное — опухоль не исчезла. Доктора отказывались в это верить.

Значение молитвы перед иконой Иоанну Крестителю

Посланник Господа Иоанн, взаправду известен, как и проситель и защитник всего человечества. Он предстает пред Всевышним за всех верующих, которые возносят ему мольбы.

Считается, что каждый второй день недели является днем Святого, и в этот день рекомендуют возносить песнопение посвященное этому преподобному, разрешается даже читать не полностью весь текст, а только его часть. И Святой Провидец Креститель будет защищать вас всегда.

Песнопение, посвященное Иоанну Предтече, считается одной из самых мощных молитвословий. Креститель является не обычным Святым, а тем, кому воздают молитвы сразу после Всевышнего и Небесных Хранителей. Самым известным из молитвенных обращений, с помощью которого обращаются за помощью к Иоанну Предтече считается акафист.

Акафистом является довольно сильный святой текст, который может оказать помощь христианам в любой момент. Когда у вас внутри бушует ураган и вы желаете обрести душевный покой и сочувствие, то вам на помощь придет песнопение, посвященное Иоанну Крестителю.

Сперва верующие подают молитвы Иисусу Христу, потому как он является самым главнейшим из святых. Далее возносят прошения Деве Марии и Небесным Защитникам. А после них по значимости идет молитва Предтече. Акафист к Иоанну Крестителю усиливает веру в Всевышнего, поддерживает во время трудных времен и помогает найти выход, даже из самых безнадёжных случаев и дарит умиротворенность и покой.

Просьбы к чудодейственной иконе может даровать верующим душевное исцеление, и это само по себе является чудом. Чаще всего, люди просят Иоанна, о том, чтоб летом и осенью огород хорошо уродил плоды, и чтобы грешники, осмыслили свои деяния, поняли их неправильность, и стали задумываться о их исправлении.

Еще молитвы Иоанну Крестителю произносят:
• В случаях обращении к Господу неверующих в Господа приобщении;
• Для установления душевного контакта некрещенных и Всевышнего (затем надо срочно покреститься в храме);
• От ужасных головных болей;
• Для получения духовной гармонии, и господней милости;
• Для возвращения на путь истинный и очищение мыслей.

Дни почитания памяти Иоанна Крестителя

В христианском календаре дни памяти святого следующие:
• 6 октября;
• 7 июля;
• 11 сентября — лишение головы;
• 20 января — Храм Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения;
• 9 марта — первое и второе обретение его главы;
• 7 июня — третье обретение его главы;
• 25 октября — праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину (по новому стилю).

Также напоминаем Вам, что наша церковная лавка поможет Вам найти множество других православных товаров, а также даже купить храмовые иконы в Москве!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *