Иоанн кассиан римлянин

Биография

Родом из Марселя (по другой версии — из Добруджи), он прибыл в Палестину и в Вифлеемском монастыре принял монашество. С 390 года около десяти лет провёл в странствованиях по монастырям и скитам Египта, изучая правила и обычаи монашества. Около 400 года прибыл в Константинополь, где Иоанном Златоустом был посвящён в диаконы.

В 405 году отправлен Константинопольской Церковью в Рим искать защиты для Иоанна Златоуста. Затем поселился в Марселе. Был рукоположён в пресвитеры. Основал в Марселе два монастыря — мужской и женский, по типу египетских монастырей.

Написал 12 книг «О пра­ви­лах об­ще­жи­тель­ных мо­на­сты­рей» (лат. De coenobiorum institutis) и 24 «Собеседования» (лат. Colla­tiones) с египетскими аввами о разных понятиях нравственного христианского учения. Cочинение Иоанна «О воплощении Господа, против Нестория» (лат. De incarnatione Domini contra Ne­sto­rium) в семи книгах — дог­ма­ти­ко-по­ле­мический трак­тат, на­пи­сан­ный Кассианом в 429–430 гг. по прось­бе римского ар­хидиа­ко­на Льва (бу­ду­ще­го па­пы). Не­смот­ря на не­ко­то­рые тер­ми­но­ло­гичические не­точ­но­сти и по­вто­ры, яв­ля­ет­ся од­ним из са­мых ран­них за­пад­ных со­чи­не­ний про­тив ере­си не­сто­ри­ан­ст­ва.

Высказывания Иоанна Кассиана вошли в сборник «Филокалия» («Добротолюбие»), изданный в 1782 году в Греции и переведённый в России в 1793 году на славянский Паисием Величковским, и затем на русский язык Феофаном Затворником, и содержащий писания и речения Отцов церкви с III века н.э.

В Православной Церкви прославлен как святой, у католиков, согласно Католической Энциклопедии, отдельные его взгляды после его смерти осуждены как полупелагианские, однако сам он неофициально почитается в Марселе и упоминается в качестве святого папой Урбаном V (1362—1370).

Почитание православной церковью — в невисокосные годы 28 февраля (13 марта), в високосные годы 29 февраля (13 марта).

Литература

Иоанн Кассиан в Викицитатнике

Иоанн Кассиан на Викискладе

  • Барсов Н. И. Иоанн Кассиан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Иоанн Кассиан. Писания. — Сергиев Посад: РФМ, 1993.
  • Устав преподобного Иоанна Кассиана // Древние иноческие уставы: пр. Пахомия великого, св. Василия великого, пр. Иоанна Кассиана и пр. Венедикта, собранные Епископом Феофаном / Сост. епископ Феофан Затворник; Репринт изд. 1892 г. — Рига: Паломник-Благовест, 1995. — С. 511-584. — 654, VIII, с. — 6000 экз. — ISBN 5-87310-019-5.
  • Jean Cassien. Institutions cénobitiques. Texte latin revu, introduction, traduction et notes par J.-C. Guy. Paris, 1965 (критическое издание и комментированный перевод на франц. яз. De coenobiorum institutis).
  • Отрывки // Памятники средневековой латинской литературы IV—VII вв. М.: Наследие. 1998. С. 233—269.
  • Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 5-85759-143-0.
  • Шангина И. И. Русский народ: будни и праздники. Энциклопедия. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — 552 с. — ISBN 5-352-00650-6.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BAV: ADV12216049, ADV12001488 · BIBSYS: 90698516 · BNC: a11468919 · BNF: 12044269r · CONOR: 205255011 · EGAXA: 001786621 · GND: 118712489 · ISNI: 0000 0001 1781 0585 · LCCN: n82220110 · NKC: js20020318010 · NLA: 48221408, 35648566 · NSK: 000553309 · NTA: 069444218 · NUKAT: n97060021 · PTBNP: 39811 · LIBRIS: 45055 · SUDOC: 031557341 · VIAF: 7408676, 307198659 · WorldCat VIAF: 7408676, 307198659

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

День памяти: 1 марта

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин по месту рождения и языку, на котором писал, принадлежал Западу, но духовной родиной святого всегда был православный Восток. В Вифлеемской обители, расположенной недалеко от того места, где родился Спаситель, Иоанн принял иночество. После двухлетнего пребывания в обители в 390 году преподобный с духовным братом Германом в течение семи лет путешествовал по Фиваиде и Скитской пустыне, черпая из духовного опыта многочисленных подвижников. Вернувшись в 397 году на короткое время в Вифлеем, духовные братья три года подвизались в полном уединении, а затем отправились в Константинополь, где слушали святого Иоанна Златоуста. В Константинополе преподобный Кассиан принял сан диакона. В 405 году константинопольский клир направил преподобного в Рим к папе Иннокентию I во главе посольства — искать защиты безвинно страдающему святителю.

В сан пресвитера преподобный Кассиан был посвящен у себя на родине. В Марселе он впервые в Галлии устроил два общежительных монастыря, мужской и женский, по уставу восточных обителей. По просьбе епископа Аптского Кастора преподобный Кассиан в 417 — 419 годах написал 12 книг «О постановлениях киновий» палестинских и египетских и 10 бесед с пустынными отцами, чтобы дать соотечественникам образцы общежительных монастырей и познакомить их с духом подвижничества православного Востока. В первой книге «О постановлениях киновий» речь идет о внешнем виде монаха; во второй — о чине ночных псалмов и молитв; в третьей — о чине дневных молитв и псалмов; в четвертой — о чине отвержения от мира; в восьми остальных — о восьми главных грехах. В беседах отеческих наставник в подвижничестве святой Кассиан говорит о цели жизни, о духовном рассуждении, о степенях отречения от мира, о желаниях плоти и духа, о восьми грехах, о бедствиях праведников, о молитве. В последующие годы преподобным Кассианом написано еще четырнадцать бесед: о совершенной любви, о чистоте, о Божией помощи, о разумении Писания, о дарованиях Божиих, о дружбе, об употреблении языка, о четырех родах иноков, о жизни отшельнической и общежительной, о покаянии, о посте, о ночных искушениях, об умерщвлении духовном, дано толкование слов «не еже хощу, сие творю». В 431 году святой Иоанн Кассиан написал свое последнее сочинение против Нестория, в котором собрал против ереси суждения многих восточных и западных учителей. В своих сочинениях преподобный Кассиан основывался на духовном опыте подвижников, замечая поклонникам Блаженного Августина (память 15 июня), что «благодать далеко менее всего можно защищать пышными словами и говорливым состязанием, диалектическими силлогизмами и красноречием Цицерона». По словам преподобного Иоанна Лествичника (память 30 марта), «великий Кассиан рассуждает превосходно и возвышенно». Святой Иоанн Кассиан Римлянин мирно почил в 435 году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *