Иоанн богослов на патмосе

Патмос

Святыни и монастыри острова Патмос

Патмос – одно из главных святых мест Христианского мира. Если Иерусалим –это начало Евангелия, то Патмос его завершение. Две тысячи лет стремятся на него паломники, чтобы попасть в Пещеру Откровения, где любимый ученик Спасителя апостол любви Иоанн Богослов получил Откровение и записал его в книгу, которую сегодня весь мир называет «Апокалипсис». Попадая на остров сразу ощущаешь особый покой, умиротворённость, остановку течения времени. Для римлян Патмос был местом ссылок. Все мы знаем из церковного предания, что святой апостол и евангелист Иоанн был отправлен на остров Патмос в вечную ссылку за проповедь христианского учения. Он прибыл на остров в цепях, как узник. Эти цепи как величайшая святыня, сейчас хранятся в монастыре святого Иоанна Богослова. Верующие свидетельствуют, что от них исходит сильное благоухание. После Литургии в Пещере Апокалипсиса паломники служат молебен с акафистом святому Иоанну Богослову.
В монастыре покоятся мощи св. Христодула основателя монастыря в часовни его имени, голова ап. Фомы, голова св. диакона Филиппа, мощи св. Антипы Пергамского, св. Тита, св. Тимофея, св. Феодора Стратилата, св. мученика Пахомия. На острове сохранилась пещера Апокалипсиса — место, где спал апостол Иоанн; в ней также есть тройная расщелина, из которой доносился голос, диктовавший святому, что ожидает Церковь и все человечество в конце времен. Именно здесь находится то самое место, которое называют «Пятым Евангелием». Сохранилось место, где лежала рука Иоанна Богослова отмечено серебряной нишей; справа – место, на котором св. Прохор записывал слова Апокалипсиса. Очень интересна Патмосская школа, которая является частью наследия преп. Христодула.

Монастырь Богородицы – Живоносный Источник (Зоодохос Пигис) в деревне Хора. В монастыре хранится чудотворная икона Божией Матери. Также в этом монастыре есть удивительная фреска с изображением Богородицы с «тремя глазами». В 1956 году фреска фактически исчезла со стены на несколько часов, а вместо неё было подобие белого тумана. Когда же фреска появилась вновь, но уже с тремя глазами, одна из монахинь услышала исходящий от неё голос, который поведал о будущей судьбе этого монастыря и христианской Церкви в конце времен. От святыни и сейчас исходит очень сильное благоухание. В монастыре жива ещё монахиня, которая была свидетельницей этого чуда. Она рассказывала, что через месяц после этого события в монастырь пришло письмо от девушки из Америки, которая написала, что в тот самый день и время, когда фреска исчезла со стены, к ней являлась Божия Матерь с Патмоса и исцелила её от смертельной болезни.

Также на острове есть часовня святого апостола Иоанна и древняя купель, частью которой является паромный причал в портовом городке Скала. По преданию это место, где апостол Иоанн совершал крещение.

Скала Кинопс, отмеченная оранжевый буем. Многие считают, что это тот окаменевший волхв, которого победил апостол Иоанн.

Белая пещерная часовня Сикамия, в которой апостол Иоанн обучал новообращенных основам христианской веры. Возле мыса Генупа на склоне холма находится пещера Кинопс (Генупас) – жилище волхва, побежденного апостолом Иоанном.

Сохранилась маленькая глиняная церковь – самое первое место, где жил апостол Иоанн на Патмосе.

В монастыре Благовещения можно увидеть фреску или икону, которая исчезала, а потом возвращалась.

К востоку от Кампоса находится монастырь Богородицы Аполлу и церковь Богородицы Герану.

Отзыв: Женский монастырь на острове Патмос (Россия, Республика Алтай) — Одно из рукотворных чудес Горного Алтая.

Приветствую всех, заглянувших на отзыв. Хочу немного рассказать об удивительном месте — женском ските Барнаульского Знаменского монастыря на острове Патмос. Как говорится: Господи, благослови. Но речь пойдет ни о знаменитом греческом острове. Скалистый Патмос есть и на Алтае, прямо по середине бурлящей Катуни в районе села Чемал. Зрелище удивительное!

Начнем же повествование по-сказочному. Ведь все не так просто. Почему назван остров в Горном Алтае так же, как в Греции? По легенде, знаменитому Иоанну Богослову приснились два храма, будто парящих над водой: один в Эгейском море, другой — в своенравной реке Катунь.
В Чемале в 1849 году был построен храм в честь апостола Иоанна Богослова, имелись миссионеры, чтобы алтайцев, местных жителей, обращать в христианство. Ну вот так, слово за слово, и прижилось название острова — Патмос. Остров на Катуни, как водится, осветили в 1855 году в честь острова, на котором молился Иоанн Богослов, автор Апокалипсиса.
Теперь здесь действующий женский скит, однако, он открыт для всех желающих, бесплатно.

Другое название острова — Макарьевский — назван в честь двух местных священнослужителей, двух Макариев, кстати, в 2000 году причисленных к лику святых. Именно небольшая часовенка Митрополита Макария первой встречает нас по дороге к скиту и монастырю.
Как видите, вокруг — удивительная благодать, природная. Все зелено-ликующе: сосны, трава, папоротники.

Народу теперь очень-очень много! Предупреждающие таблички для «рьяных паломников».

Мы подъезжаем рано-рано, когда людей еще мало, почти каждый год, в июле. Воздух чудесный, на душе — праздник, идем к острову.

Когда-то мы в одиночестве гуляли среди сосен, женский монастырь, его постройки, еще не отгорожены от любопытных глаз.

Теперь монастырь иной. Никто не может потревожить отшельниц: глухая стена отделяет его. На фотографии видно, насколько высока, ни щелочки. Зато проложена вместо тропинки комфортная, широкая, вымощенная досками, дорога.

Эстетично, но надежно оформлены скамеечки. Это правильно! Если бы вы видели: какая красота вокруг! Никуда не хочется уходить, а любоваться и слушать мерный гул Катуни. По этому деревянному настилу идем : впереди видны крыши часовни острова Патмос. Внизу бурлит Катунь.

Еще немного истории. В 1915 году на скалистом острове на Катуни был построен впервые небольшой храм. Остров ведь крохотный. Напоминает треугольник. Самая широкая сторона — где-то 70 метров, а длина 150 метров. Удивительно, что высота скалы — острова, выходящей из Катуни, около тридцати пяти метров, стены ее отвесны, попасть можно только по рукотворному подвесному мосту, как и в прошлом веке.

Обратите внимание, слева от построек скита, возвышается скульптура Богоматери с младенцем, выбитая в скале послушницей Фелофеей.

Такая табличка предупреждает, каким образом следует двигаться по мосту.
После революции и мост, и храм были разрушены. Замечательно, что нашлись люди, восстановившие все в точности: миссионер Павлов В. Н. — фотохудожник, москвич, неравнодушный человек.
Знаете, приезжая каждый год в Чемал, удивляюсь, как преображается территория, облагораживаются постройки.
Например, перед входом на мост — иконная лавка, в 2006 году была такой. Теперь же, все уже иначе: Мекка для верующих и атеистов.Проходим мимо избушки, спускаемся вниз, к воротам моста. Движение — реверсивное: проходят на остров сначала в одну сторону, потом — в другую. Знаете, страшновато идти по раскачивающемуся от ветра, дрожащему от движения людей, мосту. Под тобой несется Катунь, а мосток, кажется, норовит сбросить тебя в бурлящую бездну. Посмотрите! Каково? Без молитвы и не пройдешь! Как послушницы в любую погоду проходят в скит?Храм совсем небольшой. Сделан полностью из кедра. На входе висят чистые платочки и юбочки, чтобы туристы смогли войти прилично в скит.
Фотографировать внутри храма не разрешают. Расскажу на словах: удивительно светло внутри! Солнечный свет бьет в окна, горят свечи, множество икон и светлые кедровые стены, как зеркало, отражают окружающее. Никогда я не видела столь прозрачно-чистого храма! Глянешь мельком в окна — а из них видна бирюзовая Катунь, вековые сосны. Очень красиво!
Во дворе перед скитом есть небольшая пещерка с водой, заросшая местной буйной растительностью. Я даже вздрогнула от неожиданности, когда увидела впервые.
Стены расписаны монахинями: так ярко, сочно. Это вертеп: библейская сцена рождения Христа.
В воду люди традиционно бросают монетки, подолгу стоят на небольшом мостике перед пещерой.
Вся территория острова, пусть небольшая, очень чистая и в то же время, здесь сохранена первозданная красота природы. Травки растут, цветочки, папоротники — то, что посадила природа.
Катунь от скита поворачивает направо и несется к ущелью. И берега, заросшие реликтовыми рощами, и река в этом месте по-особенному, дивно хороши!Мы с благостью в душе покидаем скит. На мосту уже полно народа. Как я понимаю их нетерпение. Скоро и они посетят удивительное место.
Замечательный скит на Патмосе, в редком по красоте месте находится!
Разумеется, я желаю всем посетить его!

Спасибо за внимание! С вам были остров Патмос, Чемал, Горный Алтай.

Остров Патмос апостол любви исходил своими ногами (+Фото)

Святая Церковь празднует память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова 8 мая (21 мая по новому стилю) и 26 сентября (9 октября по новому стилю), в день его кончины. Нынче в первую декаду мая мы находились на греческом острове Патмос, где возлюбленный ученик Господа Иисуса Христа написал пророческую книгу Нового Завета — Апокалипсис, и вместе со всеми верующими, приехавшими сюда из разных уголков мира, вспоминали событие, произошедшее 8 мая.


Произошло оно в Эфесе (в нынешней Турции). Когда настало время отшествия апостола Иоанна к Богу, он удалился за пределы города с семью своими учениками, велев им взять с собой лопаты. Помолившись в уединенном месте, апостол сказал ученикам «Копайте вашими лопатами могилу в форме креста, в длину моего роста». Затем попросил засыпать его землей. Ученики не решились ослушаться учителя и исполнили его повеление. Они закрыли лицо святого платом и закопали могилу.

Узнав об этом, христиане Эфеса пришли вместе с другими учениками апостола к месту его погребения и раскопали могилу, но ничего в ней не нашли. Прохор (тот самый Прохор, что под диктовку святого Иоанна записывал великое и таинственное откровение Апокалипсиса), пишет: «Тогда мы вспомнили слова Господа, сказанные апостолу Петру: «Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе ?” (Ин. 21, 22). И мы восславили Бога, Отца и Сына и Святого Духа, Коему подобает слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь».

Затем, по свидетельству Прохора, каждый год из могилы святого евангелиста Иоанна 8 мая выступал тонкий прах. Верующие его собирали и врачевали им различные недуги.

На самом же острове Патмос — его еще называют островом Откровения и младшим братом монашеской республики Афон — в этот день совершается праздничный крестный ход. Монахи обители святого Иоанна Богослова вместе со священниками из приходских храмов несут чудотворные иконы и цельбоносные мощи великих угодников Божиих к источнику, погружают ковчежцы с мощами в воду, и вода освящается. Люди ею с благоговением умываются, набирают в бутылки и уносят с собой как святыню.

Крестный ход. Вокруг монастыря

По пути следования крестного хода все время к нему присоединяется народ. В руках одного из мальчишек мы увидели икону святителя Луки (Войно-Ясенецкого). Оказывается, нашего русского святителя здесь любят и чтят. Как и преподобного Серафима Саровского, и блаженную Матрону Московскую.

В небольшой пещере, известной всему миру как святая пещера Апокалипсиса (а находится она на полпути между монастырем и портовым городком Скала), накануне праздника совершается вечерняя служба и утром — Божественная литургия. Как у нас в праздник Святой Троицы полы храмов устилают зеленой, пахнущей полем травой, так и здесь в день памяти святого Иоанна Богослова, на каменном полу пещеры лежало много зеленых листочков (правда, нам так и не удалось узнать, от какого они дерева, но несколько листьев по примеру других паломников мы взяли себе на память).

Вход в пещеру Откровения

Служба проходит на одном дыхании. Вообще византийское церковное пение глубоко соответствует молитвенному духу, а в этой пещере с низким скалистым сводом молитва звучала особенно сильно. И Иисусова молитва -«Кирие, элейсон» (это на греческом языке) — объединяла всех нас, предстоящих перед Господом.

Благочестивую семью паломников из Подмосковья — папу, маму и дочь лет девятнадцати, — которые приезжают на Патмос ежегодно, начиная с 2005 года, мы встречали повсюду: и на крестном ходе, и на праздничной службе в пещере Откровения, и на праздничной службе возле храма-часовни в честь Иоанна Богослова, расположенного недалеко от порта. По церковному преданию, как раз на этом месте апостол любви крестил первых христиан острова. Но поскольку крохотный храм-часовня не может вместить всех молящихся, то праздничные службы обычно совершаются на улице, где слышно ровное дыхание моря.

Нам было близко по духу стремление семьи русских паломников каждый свой отпуск проводить тут, на Патмосе — острове, который апостол и евангелист Иоанн Богослов, отличавшийся редкой чуткостью к другим, состраданием и болезнованием сердца о погибающих, исходил своими ногами. И место его заточения стало местом Откровения для грядущего человечества.

Нина Ставицкая

Перед крестным ходом в монастыре Иоанна Богослова

Крестный ход. На выходе из монастыря

Крестный ход. Вокруг монастыря

Водосвятный молебен на городской площади в Хора

Русские паломники

Небольшой храм-часовня в честь Иоанна Богослова стоит недалеко от порта, на месте, где апостол любви крестил первых христиан острова

Один из храмов Патмоса

Вид на остров с купола пещеры Откровения

После освящения хлебов

Всенощная в пещере Откровения в день Иоанна Богослова

В пещере Откровения

В пещере Откровения

Соседние острова

Флаг на храме обозначает, что в этот день будет богослужение (на дальнем плане – монастырь Иоанна Богослова)

Пастырь добрый

Женский монастырь Благовещения Пересвятой Богордицы, основанный старцем Амфилохием (Макрисом)

Вид на Хору и монастырь

Литургия в храме-часовне недалеко от порта

Чин освящения артоса (вечером после литургии)

Фото Владимира Ходакова

  • Российский православный университет Святого Иоанна Богослова — Росси́йский правосла́вный университе́т Свято́го Иоа́нна Богосло́ва . Учреждён по благословению патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в 1993. Готовит специалистов гуманитарного профиля… Москва (энциклопедия)
  • Церковь Иоанна Богослова на Бронной — Церковь Иоанна Богослова на Бронной.Москва. Це́рковь Иоа́нна Богосло́ва на Бро́нной . Построена в слободе царских оружейников в 1652—65… Москва (энциклопедия)
  • Церковь Иоанна Богослова под Вязом — Церковь Иоанна Богослова под Вязом.Москва. Це́рковь Иоа́нна Богосло́ва под Вя́зом у Китайской стены . Построена в 1825—37, сменив кирпичный храм, сооружённый в 1658… Москва (энциклопедия)
  • Церковь Иоанна Богослова под Вязом у Китайской стены — Построена в 1825—37, сменив кирпичный храм, сооружённый в 1658… Москва (энциклопедия)
  • ИОАННА — Не ждите, принц, скупой и невеселый, Бескровный принц, не распрямивший плеч, Чтоб Иоанна разлюбила – голос, Чтоб Иоанна разлюбила – меч. РП Цв917 … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён
  • Откровение Иоанна Богослова — Апокалипсис — название последней книги Нового Завета . Часто также упоминается как Апокалипсис … Католическая энциклопедия
  • Апокалипсис (Откровение Св.Иоанна Богослова) — I В обще-библейском понимании — любое откровение, пророчество, как правило, о судьбе избранного народа. Изучением откровений и пророчеств в аспекте их отношений к избранному народу занимается апокалиптика… Религиозные термины
  • Мандеизм (Назореи, Последователи Св.Иоанна, Сабии, Христиане Св.Иоанна) — Гностическая синкретическая религия, оформившаяся ориентировочно во II — III веке н.э. … Религиозные термины
  • Вопросы Иоанна Богослова — см. Вопросы и ответы… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • Каменный остров остров — близ устьев реки Урал, в 3 верстах от берега. Единственный о-в в сев.-вост. части Каспийского моря, образованный из твердых пород ; все другие о-ва образованы из ракуши и песка… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • Каменный остров, остров — близ устьев реки Урал, в 3 верстах от берега. Единственный о-в в сев.-вост. части Каспийского моря, образованный из твердых пород ; все другие о-ва образованы из ракуши и песка… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
  • Рождества остров (остров в Индийском океане) — Рождества остров, Кристмас , остров в восточной части Индийского океана. Находится под управлением Австралийского Союза. Площадь 156 км2. Население 3,4 тыс. чел. . Высота до 356 м. Тропическая растительность… Большая Советская энциклопедия
  • Тюлений остров (остров в Каспийском море) — Тюлений остров, низменный песчаный остров в северо-западной части Каспийского моря. Длина около 5 км, ширина до 2 км. На острове ‒ посёлок и метеорологическая станция. Промыслы ‒ рыбный и тюлений … Большая Советская энциклопедия
  • Тюлений остров (остров в Охотском море) — Тюлений остров, остров в Охотском море, близ берегов острова Сахалин, к Ю. от полуострова Терпения … Большая Советская энциклопедия
  • Откровение св. Иоанна Богослова — Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся… Сводная энциклопедия афоризмов
  • На Ивана Богослова посев пшеницы: паши под пшеницу. — На Ивана Богослова посев пшеницы : паши под пшеницу… В.И. Даль. Пословицы русского народа

torbina

Недалеко от села Чемал, на катунском острове под названием Патмос, воссоздана деревянная копия старинного храма Иоанна Богослова. Первый православный храм в Чемале имеет интересную историю, как, впрочем, и сам остров, не случайно знаменательно названный Патмосом.

Патмос — святое место, о котором гласят легенды и предания. Самая известная легенда гласит, что евангелисту Иоанну в видении свыше привиделись два парящих над водой храма. Один храм — в Средиземном море, а второй — на противоположном конце земли. Интересен тот факт, что два острова, разделенные половиной планеты, носят одинаковое название — Патмос.

Свое название остров Патмос на Катуни получил в честь одноименного греческого острова, где когда-то молился святой апостол Иоанн Богослов. Сам остров Патмос был освящен епископом Парфением в 1855 году, при этом архиерей сделал собственноручную надпись на камне: «1855 года августа 9-го дня, на память святого апостола Матфея, освящен остров сей во славу Единосущныя и Живоначальныя Троицы и в честь Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна». А первый чемальский храм Святого апостола-евангелиста Иоанна Богослова был построен в 1849 году, в год основания Чемальского стана Алтайской духовной миссии. Построен он был не на острове, а примерно на том месте, где сейчас находится здание чемальской средней школы.
В 1915 году старый Иоанно-Богословский храм был перенесен на остров Патмос. Его освящение было совершено 9 августа 1915 года — ровно через 60 лет после освящения самого острова Патмос. В 1920-е годы храм и мост на остров были полностью уничтожены. И только через 80 лет православные святыни были восстановлены приехавшими из Москвы в село Чемал миссионерами Павловым Виктором Николаевичем с супругой. Сначала был построен подвесной мост на остров Патмос через реку Катунь, а к весне 2000 года возрожден Храм Иоанна Богослова (точная копия первого старого деревянного храма). 10 января 2001 года храм освящен во имя апостола Иоанна Богослова и передан Барнаульскому Знаменскому женскому монастырю…
В настоящий момент храм Иоанна Богослова на острове Патмос является действующим женским скитом, там проводятся службы. В то же время он доступен для посещения всеми желающими. Пройти на остров можно по подвесному мосту над Катунью. Летом к храму довольно большая очередь паломников, готовьтесь где-то к часовому ожиданию (нет, лавочек-скамеек почти нет, зато есть куча лавочек-ларьков с сувенирами и христианской атрибутикой, в том числе платками и юбками-накрутками — а покупать их необязательно, в самом храме можно их бесплатно взять при входе).
Само возрождение храма можно посчитать за чудо, но затем начали происходить настоящие чудеса. Несколько икон для храма были принесены верующими. В их числе оказалась старинная икона Божьей Матери. Вид ее удручал, лика практически не было видно, и Павлов решил было отдать ее в реставрацию. В суете прошло немало времени и вдруг оказалось, что икона начала самовосстанавливаться. Показался лик, появились одежды, изображения цветов. Неожиданно замироточила соседняя икона «Господь Вседержитель». На лике, скрытом стеклом, появились капельки влаги, а кроме того, по уверениям священников, она еще и слышит молитвы и у нее можно попросить то, что человек очень сильно желает.
Еще с берега можно увидеть образ Богородицы с младенцем, высеченный в скале. Такой образ был видением настоятельницы скита Натальи, а непосредственное его исполнение было осуществлено монахиней Барнаульского Знаменского монастыря, бывшей альпинисткой и скульптором Фелофеей. Рассказывают, что когда вокруг образа выросла высокая трава, закрывающая его от глаз паломников, вдруг появились кролики, съевшие всю траву вокруг.
Наконец, подошла наша очередь. Движение по мосту реверсивное: одни паломники покидают храм, другие — вступают в него.
Если честно, нужно обладать внушительной способностью к концентрации, чтобы прочувствовать это место. Уж очень много туристов, паломников, шумных разговоров, любителей селфи и т.п. К тому же территория храма очень мала, и не может вместить всех желающих. Поэтому постоянно помнишь о том, что должен побыстрее уйти, чтобы могли войти другие желающие. Суета, одним словом. Лучше приезжать не в сезон, тогда можно побыть там подольше, своими глазами увидеть чудотворные иконы и вдумчиво обратиться к ним.
Слева от тропы можно увидеть вертеп с библейским сюжетом поклонения волхвов младенцу Христу в Вифлеемской пещере. Этот вертеп был изготовлен одной из монашек в нише скалы.
Вокруг острова много тропинок, там вообще оживленное место. Если побродить по дорожкам, можно посмотреть на Патмос со стороны.
До встречи!
Окончание следует.

Tags: Алтай, Патмос

История храма

Это особое место на Алтае. С ним связано предание, что евангелисту Иоанну Богослову в ниспосланном видении пригрезились два храма, словно парящие над водой, один — в Средиземном море, другой — далеко от него, в алтайской глубинке. Любопытно, что название острова — Патмос — в Средиземноморье и на Алтае совпадает. Остров Патмос на Катуни — небольшой каменный остров, до которого добраться ранее можно было только на лодке по бурным водам.

Местные люди именуют каменный остров кто Макарьевским, а кто Патмосом. Макарьевским — потому что он имеет прямое отношение сразу к двум алтайским священнослужителям, причисленным в 2000 году к лику местночтимых святых — Макарию Глухареву(Михаил Яковлевич Глухарев) и Макарию Невскому . Они служили здесь в разное время. Первый был причастен к открытию Чемальского стана Алтайской духовной миссии, второй прожил здесь 15 лет.

Первый Чемальский храм был построен трудами иеромонаха Иоанна в 1849 году во имя святого апостола — евангелиста Иоанна Богослова на берегу реки Катунь. С постройкой храма здесь основывается Чемальский стан Алтайской духовной миссии. Напротив стана находился скалистый островок, который местные миссионеры назвали Патмос, избрали его местом уединенной молитвы.

В 1855 г. томский архиепископ Парфений, обозревая епархию, прибыл в Чемал, где, отслужив молебен в миссионерском храме, переправился на остров Патмос.

Патмос был освящён епископом Парфением 9 августа 1855 года. Об этом свидетельствовала собственноручная надпись архиерея на камне: «1855 года августа 9-го дня, на память святого апостола Матфея, освящён остров сей во славу Единосущныя и Живоначальныя Троицы и в честь Предтечи и Крестителя Спасова Иоанна». Вскоре усилиями прихожан Чемальского храма надпись, сделанная епископом Парфением, была увековечена в чугуне.

В 1867 году в стан был назначен молодой помощник иеромонах Макарий (Невский Михаил Андреевич), в последствии ставшим Митрополитом Московским и Коломенским.

В Чемале святитель Макарий мог отдохнуть и душой и телом, уединяясь на своем островке, который так и называли Владыкин Патмос. «Владыка — душа Храм на о. Патмос в 20-е годы Чемальской общины, ее защитник и хранитель, молитвенник за нее перед Богом. Тут некогда он начинал служение, и дорогое ему место стало обителью всех скорбящих радости. Там, где ранее дико камлали камы, звучат теперь колокола, и Катунь вторит не диким завываниям, а чистым голосам детей, собранных в одну дружную семью», — писала А.И. Макарова-Мирская. Сам Святитель писал своей духовной дочери: «Находясь сейчас в Чемальской общине, отдыхаю на свободе. Добрые сестры не дают мне ни скучать, ни хворать. Среди величественных гор, соснового леса, на берегу быстротечной реки Катуни душа и тело чувствуют себя слишком удовлетворенными после городской жизни — шумной, пыльной, душной и утомительной…»

С течением времени Иоанно-Богословская церковь стала мала. В 1875 г. был построен новый просторный храм, освященный во имя святителя Николая. В 1895 г. храм был заново освящен как молитвенный дом в честь иконы Всех Скорбящих Радость. Благодаря стараниям священников-миссионеров на месте, где когда-то стоял первый миссионерский стан и храм Иоанна Богослова, был образован детский приют. Вокруг приюта начала складываться женская община.

Находясь во главе Томской епархии, епископ Макарий проявлял особую заботу и о приюте, и об общине. Он направлял сюда пожертвования, заботился об оборудовании приютской школы.

В 1914 году в Чемале была построена новая церковь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», а старую перебрали, заменили нижние венцы и установили на выровненную площадку на скале.

Освящение храма было совершено епископом Бийским Иннокентием (Соколовым) также 9 августа 1915 года, ровно через 60 лет после первого освящения. Храм был освящен (как и в первый раз) во имя святого апостола-евангелиста Иоанна Богослова.

К этому событию на остров со стороны территории общины-приюта был смонтирован пешеходный мост с опорой на лиственничных укосинах.

В 1916 году, накануне трагических событий, святитель Макарий в последний раз посещает Алтай. В Чемале он пробыл месяц, с 7 июля по 7 августа. В течение месяца он, по свидетельствам современников, ежедневно уединялся на Патмос на два-три часа…

По его словам, «нет на Земле места, где бы он так хорошо слышал Господа, а он его». На Архиерейском Соборе в 2000 г. святитель Макарий был причислен к лику святых.

Храм на острове, по разным сведениям, был разрушен в конце 1920-го или в начале 1930 годов. Возможно, это произошло в 30-х годах прошлого века, и спалил храм один из отдыхающих Чемальского санатория, увлекавшийся рисованием. Очевидцы трагедии так рассказывали: «Закончил писать картину, вошел в храм, спичкой чиркнул. Сухому дереву много ли надо». Нечто похожее твердят туристам и старожилы: живописцу, нарисовавшему островной храм, настолько понравилась собственная работа, что он приревновал холст к реальному пейзажу. И чтобы храм остался только на его картине, художник поджёг его, а головешки сбросил в Катунь.

Новый храм

В конце 1980-х годов в Чемал приехал фотограф Виктор Николаевич Павлов, чтобы снять сюжеты для задуманной им книги «Православие Сибири и Дальнего Востока: на рубеже веков и тысячелетий». Привычно принялся изучать тему, и был поражён тем, что в небольшом курортном посёлке в начале XX века было аж три храма и две православных общины: для прихожан и монашек местного скита. Такого не было, кажется, ни в одном сибирском селе. А когда местный краевед за чаепитием показал Павлову старую фотографию с изображением церкви, вознесённой на вершину острова, так заинтересовался историей этого места, что стал расспрашивать старожилов, работал в архивах Новосибирска и Барнаула.

И неожиданно для себя понял: его место — здесь, в Чемале, а главная жизненная цель — возродить необычный храм над бурлящими водами Катуни.

Павлов привлёк московского архитектора, под наблюдением которого по благословению епископа плотники лесхоза сработали кедровый сруб.

Проблемы возникали ежедневно, а Павлов частенько бывал в отъездах. Вроде бы землю оформил, закупил стройматериалы, оставил деньги доверенному человеку, определил объём работ, но возвратится из Москвы через неделю-другую, а тут — хуже, чем до отъезда. К тому же кроме организационных проблем появились финансовые: накопления съедала инфляция. Приходилось брать взаймы, в долг.

Почти никто всерьёз не верил, что у него что-то получится. В том числе родственники, друзья. Да и самого Павлова подчас посещали мысли о тщетности усилий.

Промаявшись так три года, он понял, что для того чтобы завершить задуманное, необходимо жить в Чемале. Наконец, и его жена Гаянэ, инженер-конструктор микроэлектроники, решилась на переезд. Продали квартиру в центре Москвы, обстановку, собственную фотостудию с современнейшей аппаратурой и переехали на Алтай.

Деньги потратили на строительство храма. Сами сначала жили во времянке. Потом соорудили деревянный дом на берегу Катуни, напротив острова.

Поначалу в нём ещё не было окон, крыши, мебели. Всю зиму 1994-1995 годов они изнутри конопатили дыры.

Долго ломал голову Виктор Павлов, советовался со специалистами, как строить мост к острову. Знал, что прежде здесь был деревянный настил оригинальной конструкции, покоящийся на лиственничных сваях. Но и он, как рассказывали старожилы, не выдержал водной стихии. Однажды во время сильной бури плывущее по Катуни огромное дерево с корнями взломало опоры.

Летом в лодке плавал, зимой по льду ходил — думал соорудить конструкцию на опорах, но однажды весной увидел, как двинулся толстенный лёд, и понял, что он просто срежет сваи. Нужно делать подвесной. И размещать мост надо будет в другом месте — не с восточной, а с южной стороны острова — там позже появится монашеский скит.

С трудом нашёл человека, который проектировал и строил подвесные мосты… И тот спроектировал мост. Да ещё и порекомендовал людей, которые знали, где добыть тросы, как их правильно натянуть, соорудить настил.

В 1998 году за 50 дней три человека прокинули мост с берега к острову. Для Чемала это было событием! Народ валом повалил на остров, где ещё только предстояло возвести деревянный храм.

В 1999 году на пасхальную седмицу освятили место под будущий духовный дом. Когда Павлов ставил на этом месте новый храм, обнаружил на острове головёшки. Но вновь закопал их — незачем ворошить старое…

И начали доставлять на остров бревна сруба, ставить их на паклю. Но возвести стены — это ещё не воздвигнуть православную обитель. Нужны иконы, каноническая церковная утварь, многое другое.

По просьбе родителей всё это закупали в Москве дочь с зятем. Присылали, привозили сами. В итоге к осени 2000 года храм был обустроен, обрёл иконостас, светильники, иконы. Приехали монахи и в присутствии прихожан провели малое водосвятие и крестный ход.

Освящение храма во имя апостола Иоанна Богослова тогдашний владыка Барнаульский и Алтайский Антоний наметил на Святки, 10 января 2001 года. Но сразу после Рождества установились морозы под 40 градусов.

Нашлись доброхоты, которые предлагали отложить священнодейство до прихода тепла. На что владыка отрезал: «Пусть будет хоть под пятьдесят, всё равно храм освятим!» И словно по промыслу божьему в ночь на 10 января морозы ослабели до пяти градусов. Епископ проводил торжественный молебен вместе с семнадцатью священниками и десятками прихожан.

Тогда же Виктор Павлов принял решение подарить храм Барнаульской и Алтайской епархии. Епископ Антоний издал документ о его передаче Знаменскому женскому монастырю в Барнауле.

В Чемале, на берегу Катуни, открыли монашеский скит, куда приехали настоятельница, инокини. Как и сто лет назад, над островом вновь зазвучали медный звон и истовые молитвы.

За труды по восстановлению храма и усердные миссионерские заботы Виктор Павлов награждён орденом Серафима Саровского третьей степени и медалью Святителя Иннокентия, митрополита Московского.

Но он трудился не за награды. Исполнял скромную должность эконома при ските. И преподавал вместе с женой в созданной ими воскресной школе.

Немало времени пришлось потратить на борьбу с бюрократическими препонами по оформлению в аренду земли, прилегающей к скиту.

Сегодня Чемал превратился в самое посещаемое и доходное место в Барнаульской и Алтайской епархии. В летние месяцы здесь ежедневно бывают сотни человек, а в выходные — и того больше. В храме на острове исполняют все церковные требы. Недаром же именно сюда стремятся молодожёны для венчания, чтобы скрепить духовными узами свой брак.

Монашки и местные прихожане утверждают, что в храме обновилась деревянная икона Божьей Матери. Будто бы Виктор Павлов намеревался отдать ее на реставрацию, но она стала самовосстанавливаться. Проявились лик, прежде размытые одеяния, цвета. Словно кто-то рисовал икону. Еще говорят, что она слышит. То есть у нее можно просить о сокровенном.

Есть здесь и рукотворное чудо. Называется оно «билами». Билы — предшественники церковных колоколов. Они представляют из себя металлические пластины, различные по размеру. Когда по ним ударяют специальными колотушечками, над Чемалом долго плывут необыкновенные звуки.

При некотором воображении посетители храма могут различить абрис Божьей Матери с нимбом над головой и ребёнком на руках.

Это видение открывается при взгляде на небольшую скалу, возвышающуюся на острове Патмос. Образ Богородицы разглядела настоятельница женского скита Надежда, после чего его высекла в камне бывшая альпинистка и скульптор, а ныне монахиня барнаульского Знаменского монастыря Фелофея.

Это её руками изготовлена настенная величественная икона «Молитва Спасителя об Иерусалиме» в монастыре. А для Чемальского скита она по благословению епископа написала большую настенную икону святой великомученицы княгини Елизаветы.

Украшением островного храма являются также иконы «апостола Алтая» святителя Макария Невского, который позже являлся митрополитом Московским и Коломенским, а также святого евангелиста Иоанна Богослова.

Последние два года Виктор Николаевич жил идеей создания монастырского подворья рядом со скитом… да и сделано было немало, правительством республики Алтай по его прошению было выделено под эти цели земельный участок около 9 га, который был передан Барнаульской епархии (вообще все, что восстанавливал Виктор Николаевич в Чемале передавалось Барнаульской епархии), был освящен и заложен крест под строительство нового большого храма, рядом с часовней, Николаю Чудотворцу.

Для осуществления своих идей Виктор Николаевичем в 2010 году создается Благотворительный Фонд имени Святителя Макария, главной целью которого было строительство храма и восстановление монастырского подворья, которое существовало на этой земле во времена Алтайской Православной Миссии в конце 19 века. В фонде он был директором.

7 ноября 2011 — Павлову Виктору Николаевичу должно было быть 74, но, к сожалению, именно должно… 21 августа он скоропостижно скончался.

По истине не стало очень замечательного человека…

Похоронен он был рядом с часовней Святителю Макарию (рядом со скитом). Панихиду отслужил епископ Барнаульский и Алтайский Максим, также на похоронах были представители правительства республики Алтай и сельской администрации, много простых людей.

Сейчас дело Виктора Николаевича продолжает его супруга Гайане (Галина) Степановна. Она стала директором фонда…

А Храм на острове Патмос сегодня является действующим. В нем наблюдается постепенное обновление старых икон. Это свидетельство того, что это место действительно связано с небесами, как говорят христиане.

Пройти в храм может всякий желающий по подвесному мосту. Перед мостом, на правом берегу Катуни, расположена духовная лавка. По мосту через Катунь нужно проходить без спешки, не раскачивая мост. В храм нужно входить в виде, не оскверняющие чувства верующих. Шорты и майки здесь неуместны. Женщины должны быть в головном уборе.

P.S. Павлов Виктор Николаевич (7.11.1937, Москва — 21.08.2011, Чемал, Алтай), фотохудожник, член Союза Журналистов, эконом Иоанно-Богословского скита, строитель Иоанно-Богословского храма на острове Патмос в селе Чемал. Фотографировать начал в 1959 г., а в 1967г. пришел в фотожурналистику, много учился и в 1970 г. был принят штатным фотокорреспондентом в Союз журналистов СССР, но уже через два года ушел на «вольные хлебы», т.е. работал по договорам до выхода на пенсию в 1997 г. Первый раз приехал в Сибирь по заданию редакции в начале 1973 г.

Фильм «Алтайская повесть» российского православного режиссера Сергея Роженцева о Викторе Николаевиче Павлове был награжден Патриаршей грамотой, которую вручил Его Святейшество Алексий II на международном благотворительном кинофестивале «Лучезарный Ангел» (г.Москва, 2007), дипломом XVI Международного кинофорума славянских и православных народов «Золотой Витязь» (г.Пятигорск 2007 год), почетным Дипломом 1 Всероссийского фестиваля духовного кино «Десять заповедей» (г.Тамбов 2007 год), призом зрительских симпатий и медаль Память России фестиваля «Бородинская осень» (г.Можайск, 2008 год).

Е. Гаврилов, 13 января 2013 г. Ссылка на сайт обязательна!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *