Инкерманский пещерный монастырь

История возникновения и развития

О дате возникновения Инкерманского монастыря спорит огромное количество ученых. Многие из них уверенны, что он был образован еще в восьмом веке, но некоторые утверждают – основан мужской монастырь не ранее 14 – 15 века. В то же время точно известно – жизнь в этом месте возникла еще в шестом веке.

В то время тут находилось поселение рабской силы, участвовавшей в добыче камни для строительства еще одной достопримечательности – «Херсонес Таврический». В шестьдесят третьем году до нашей эры, когда южная сторона Крыма была в составе Римской империи, на горе Монастырской была возведена крепость Каламита.

Пещерный монастырь, Инкерман

Уже в пятом веке до нашей эры, земля стала собственностью византийцев, именно они обосновали тут город. Возвели одиннадцати километровую крепостную стену, выкопали ров. Считается, что именно в это время тут появилось огромное количество различных сооружений. И не только на самой скале, но и в ее стенах. Считается, что уже тогда появились пещерные храмы и кельи.

Когда Византийская империя утратила свою мощь (8 век), Каламита опустела. В девятом веке крепость восстановили, а в 1475 году городок получил название Инкерман. По сути монастырь не создавался специально. Монахи просто оборудовали большие каменоломни для своих целей. Хоть со временем тут было сооружено несколько храмов.

Главный храм освятили в тысяча восемьсот пятьдесят втором году, в то же время весь комплекс и получил сегодняшнее название – Инкерманский пещерный монастырь. В 1867, после перестройки, открыли храм Святого Мартина, в 1895 – Пантелеймона. В 1905 открыта церковь Николая Мирликийского.

Пещерный монастырь, Инкерман

С 1924 года церкви и храмы начали массово закрывать, не обошла эта участь и пещерный монастырь в Инкермане. И только после знаменательного 1991 года жизнь в монастыре стала возрождаться. По сути это было второе открытие святыни и основной достопримечательности полуострова.

Все храмы Крыма здесь.

Что интересного в пещерном монастыре, особенности

Благодаря архимандриту Августину на протяжении двадцати лет огромное количество храмов, келий в пещерах и корпусов восстановили. Причем восстанавливать в прямом смысле слова надо было из пепла. Сегодня комплекс включает в себя пять храмов, корпус братства, различных хозпостроек и огромного количества пещер.

Мое внимание сразу привлекли две церкви, сооруженные на земле, прямо под отвесом скалы Монастырской. Именно это и придает строениям, особенной неповторимости. Главной из них считается церковь Святой Троицы, это в ней храниться рака с остатками святого Климента. А вот Пантелеймоновская церковь славиться своим стилем Византии и алтарем, расположенным прямо в скале.

Конечно меня, впрочем, как и большинство других туристов, поразили именно храмы в пещере: Свято-Климентовская базилика, Мартина Исповедника и Андрея Первозванного. Попасть к ним можно только через один вход, с запада Монастырской скалы. Путь не из легких по крутой лестнице в длинном коридоре с множеством разветвлений.

Пещерный монастырь, Инкерман

Внутри много простора и света, благодаря оборудованным оконным и дверным проемам на балконы. Именно балконы поражают больше всего. Когда смотришь на них с улицы, создается впечатление, что видишь необыкновенные гнезда птиц, устроенные на склонах скалы.

Если хотите повидать больше и относитесь к храбрым людям, можете посетить заброшенные храмовые сооружения и неизведанные пещеры. Зрелище потрясающее, но опасное. Большинство из них аварийны. При необузданном желании есть возможность подняться на плато Монастырской скалы и познакомиться с руинами древней крепости. Именно отсюда открывается завораживающий вид на горы и долины, а также озеро, появившееся на карьере и, конечно же, море. Пещерные храмы имеют общий вход с общими лестницей и коридорами.

Чтобы описать все прелести мужского монастыря в скале, мне не хватит одного поста. Но надеюсь, что предоставленной информации вполне достаточно для принятия решения о посещении этого удивительного места. А доехать до него не так и сложно, как может показаться на первый взгляд.

Ищите где остановиться в Крыму?

Найти жилье в Крыму
Найти жилье в Севастополе
Найти жилье в Ялте
Найти жилье посуточно на Booking.com

Точное место на карте. GPS Координаты: 44°36′14″N (44.603757), 33°36′29″E (33.607923)

На этом закончу свое повествование. Надеюсь, информация принесет вам пользу. Если вы уже решили посетить это удивительное место, советую заранее подобрать и забронировать номер в отеле или комнату в частном секторе. Согласитесь, удачный выбор жилья поможет получить максимум удовольствия от отдыха на Крымском побережье.

Туры в Крым, и не только!!!

Искать на «Level.Travel»
Горящие туры на «Travelata»

от Yulia Samarina — Октябрь, 27th 2010

Промыслом Божиим Крымской земле была уготована особая судьба в зарождении христианства и распространении его в северные славянские страны. Древнее предание повествует об апостольской проповеди Андрея Первозванного. Но спустя тридцать лет в Крым пребывает святитель Климент Римский. Некоторые сведения об этом святом известны из самого текста Священного писания. Апостол Павел в послании к Филиппийцам среди своих сподвижников упоминает Климента. Его имя встречается также в свидетельствах II, а также IVвв.

Святой священномученик Климент родился в Риме в семье сенатора из рода Флавиев. В раннем возрасте его постигло несчастье – все члены его семьи были разлучены друг с другом. Сам он был лишен родительской опеки, но по знатности своего происхождения получил хорошее образование. С возрастом Климент осознал потерю своих близких и всегда ходил печален.

Не находя утешения в родных местах, юноша отправляется в путешествие и попадает в Александрию, где слышит проповеди и поучения апостола Варнавы. Он внимает им и просветленный отправляется дальше – в Кесарию (Малую Азию), где встречает апостола Петра. Будучи крещен самим Петром, Климент разделяет с ним все тяготы и лишения, сопутствующие апостольскому подвигу. Из рук того же первоверховного апостола Климент принимает и рукоположение на Римскую кафедру – становится третьим по счету епископом Рима (после Лина и Анаклета) и управляет церковью с 92 по 101 год. Начало его служения совпало как раз с особо жестокими гонениями на христиан. Однако ни физическое уничтожение последователей Иисуса Христа, ни постоянная опасность самому погибнуть от рук гонителей не поколебали твердую веру и крепкое мужество архипастыря.

Он продолжает дело Христово, обращая в христианство многих язычников, в том числе и знатных римлян. Успешные проповеди образованного и благочестивого иерарха не могли не обозлить императора, который принимает решение удалить Климента «на вечную ссылку за море, в какой-нибудь пустынный город из прилежащих Херсонесу». Вместе со своим архипастырем в далекие земли поехали и многие христиане, решившие, что лучше жить с пастырем в изгнании, чем остаться без него на свободе.

Когда святитель-исповедник прибыл в Херсонес, то его встретило около двух тысяч христиан, ранее сосланных в эти места, где эти несчастные должны были тяжко работать, добывая камень для строительства зданий империи. Они пожаловались Клименту на горькую жизнь на чужбине, но особенно на недостаток воды. Чтобы утолить жажду после тяжкого дневного труда, нужно было далеко идти к воде. После искренней и дерзновенной молитвы Климента Господь извел из камня источник вкусной и чистой воды. Слух об этом распространился по всей округе. Люди приходили, чтобы увидеть чудесный источник и услышать евангельское благовестие из уст ученика самих апостолов. Многие тут же крестились в водах Климентовского источника.

Святая жизнь Климента, его чудеса и проповеди привели к тому, что бывали дни, когда ежедневно крестилось до сотни человек. Года не прошло со времени прибытия в Крым Св.Климента, а его самоотверженными трудами значительно увеличилось число последователей Христа, которыми по всему побережью Крыма ниспровергались идолы языческих богов, разорялись капища и строились храмы во славу Живого Истинного Бога. Есть данные, по которым в Крыму руками святого изгнанника было построено около 75 церквей! При этом нужно, конечно, учесть, что в первые века существования христианства внешнее и внутреннее убранство храмов было очень скромным, и всего лишь выдолбленная в скале пещера с вытесанным из камня престолом уже считалась храмом, но и в нем, как и в любом другом храме, совершалось главное – служба Богу.

Сегодня близ Севастопольской бухты на вершине горного выступа видны остатки старинной крепости Каламита и пещерного города Инкермана, а у подножия горы приютился монастырь, возникший из пещерного храма. Та древняя церковь и была некогда иссечена в скале самим святителем Климентом Римским. Эта пещерная церковь имеет два придела: во имя апостола Андрея и св.Мартина исповедника – и является фактически старейшим храмом не только в Крыму, но и на Руси.

Вскоре молва об успешной миссионерской деятельности святителя Климента дошла до императора Траяна, и разгневанный цезарь послал своего игемона Авфидиана с приказанием пресечь дельнейшее распространение христианства в Крымской колонии. Прибывший на место мучитель подверг христиан различным пыткам, но понял, что здесь действительно очень многие уверовали во Христа и готовы ради него на любые мучения. Тогда вся злоба Авфридиана обрушилась на главного, по его мнению, виновника событий – святителя Климента. 25 ноября 101 года он претерпел жестокие унижения и поругания. Связанного по рукам и ногам, его с ругательствами таскали по улицам Херсонеса, а затем, привязав на шею якорь, бросили в море (чтобы тело его не досталось христианам для почитания и поклонения). Среди свидетелей кончины священномученика были и ближайшие его ученики Корнилий и Фив. Ярость гонителей повергла честные его останки в морскую пучину, но Промысел божий судил иначе: море отступило и обнажило скалу в виде храма, где почивали мощи священномученика.

Ученикам Корнилию и Фиву было откровение не переносить мощи святого, а оставить все, как есть. «И каждое годовое круговращение ко времени кончины мученика море отступает на 7 дней, открывая доступ для приходящих к мощам пешком. И это с того дня совершается и поныне, обозначая во всенародное известие срок памяти святого… Там на память мученика совершаются знамения и чудеса, руководящие всех к познанию и ясно направляющие к истине» — так записано в одной греческой рукописи XII-XIIIвв. Многие достоверные письменные источники, как греческие, славянские, так и западные, свидетельствуют о том, что мощи священномученика Климента покоились на небольшом островке в нынешней казачьей бухте, в небольшой пещерной церкви, построенной «руками ангельскими». Но ко времени прибытия в Крым равноапостольных учителей Кирилла и Мефодия, направляющихся на проповедь к хазарам, море уже более пятидесяти лет не отступало, чтобы открыть доступ к гробнице святителя. Святые братья чудесным образом обрели святые мощи Климента Римского и перенесли их на сушу в храм святых апостолов (краткий рассказ об этом событии помещен в восьмой главе жития Св.Кирилла).

Следует добавить, что в 1890г. при раскопках на островке в Казачьей бухте был действительно обнаружен маленький храм, а расположение острова и то обстоятельство, что тот часто заливается морскими волнами, вполне согласуется с данными, которые содержатся в письменных источниках, рассказывающих о мощах святителя Климента. Обнаруженный археологами храм в Казачьей бухте, по-видимому, и есть то место, где некогда были мощи святого и где они были обретены Кириллом и Мефодием. Обретение мощей имело важнейшие последствия. Часть их святые братья взяли с собой, и прибыв в 866г. в Рим, передали святыню папе римскому Адриану II, который торжественно поместил ее в храме Св.Марии.

Далее в «Повести временных лет» рассказано о дальнейшей судьбе мощей Св.Климента следующее: после крещения в Херсонесе князь «Владимир взял царицу и Анастаса, и священников Корсунских (так славяне называли Херсонес) с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял сосуды церковные и иконы на благословение себе». Где находится основная часть мощей, на сегодняшний день неизвестно. Но после восстановления в начале 90-х годов ХХв. Свято-Климентского Инкерманского монастыря (у Севастополя), по благословлению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, частица мощей Святителя Климента была передана из Киево-Печерской Лавры в новоотрытую обитель. А немного раньше, в 1992г., частица мощей того же святого была передана в Свято-Никольский храм Севастополя. Таким образом, крымские православные вновь обрели небесного заступника и молитвенника в лице Святого священномученика Климента Римского, что подтверждается присутствием его честных останков снова на том самом месте, где святой страдалец предал свою чистую и непорочную душу Богу.

Юлия Самарина

Путешествия

07 августа 2015, 00:00 | Галина Замыслова

11 выбрали

Сегодня мы отправимся в необычное путешествие, путешествие не только по самым прекрасным местам России, но и по ее истории, по тайнам ее загадочной русской души. Пещерные монастыри России – удивительные творения природы и человеческих рук На территории нашей страны пещерные монастыри возникали на протяжении столетий с Х по XIX век: в Киевской, Волынской, Черниговской, Харьковской, Воронежской, Курской, Тамбовской, Нижегородской, Пензенской, Московской, Петербургской, Псковской губерниях и пользовались особым уважением и любовью в народе за древность и святость мест, за строгий уклад иноческой жизни. С начала основания самого первого Киево-Печерского пещерного монастыря были они самым излюбленным местом паломничества, тянулись сюда люди со всей России…

Дивногорский Успенский монастырь, Воронежская область

Дивногорье – иначе об этих местах и не сказать! На невысоком плато над поймой реки Тихая Сосна местами возвышаются меловые «останцы» или «дивы», давшие имя всей этой живописной местности. Малые Дивы и Большие Дивы – два монастырских комплекса, расположенных друг от друга на расстоянии 2 км, начали свои историю по одним сведениям в первой половине XVII столетия, по другим иноки начали селиться здесь еще в 14-15 веке. А в 1851 году, недалеко от комплекса Малых Див, в окрестностях слободы Селявной начал копать пещеры крестьянин , через два года ему на помощь пришел крестьянин Шатов, вскоре выкопанные ими пещеры были присоединены к комплексу Дивногорского монастыря, а сами «копатели» причислены к составу братии. Если ж обратится к церковным летописям и преданиям первые пещеры были вырыты греческими монахами Иосафом и Ксенофонтом, бежавшими из Сицилии в период гонения православной церкви и принесшими сюда икону Божьей Матери, указавшей им место для пещерной церкви. Официальной же датой основания монастыря принято считать первое письменное упоминание, датируемое 1653 годом.

Попав сюда, честно говоря, все исторические подробности, вы просто отбросите на задний план, захваченный необыкновенной красотой Дивногорья, его особенной атмосферой, уникальной архитектурой и духом умиротворения, витающим над местом слияния Дона и Тихой Сосны. В советское время Успенский Монастырь был разграблен, библиотека уничтожена, а монахи расстреляны. Во время Великой Отечественной Войны в стенах монастыря оккупанты организовали военный госпиталь, который в послевоенное время был реорганизован в туберкулезный санаторий

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь является и музеем-заповедником, и если по прилегающей территории можно передвигаться совершенно свободно, то в пещерную Церкви Сицилийской иконы Божьей Матери попасть можно только с групповой экскурсией. При входе в церковь находится икона Сицилийской Божьей Матери, хранящаяся в стеклянной камере при постоянной температуре и влажности. Вокруг церкви вырублен длинный тоннель для совершения крестного хода, который, разветвляясь, отрывает проход на второй уровень, где располагались кельи монахов.

С другой стороны мелового плато расположен действующий Дивногорский Успенский Монастырь и пещерная церковь Рождества Иоанна Предтечи, которая пока еще находится на реконструкции.

Костомаровский Свято-Спасский женский монастырь Воронежская область

По преданию эти места 2 тысячи лет назад поразили своей необыкновенной красотой и каким-то удивительным светом святого апостола Андрея Первозванного, указавшего вершину одной из меловых гор увенчать каменным крестом и основать у его подножия монастырь.

Большой пещерный Спасский храм строился в три этапа: в XII, XVI-XVII и XVIII-XIX веках. Своды храма, вмещающего до двух тысяч человек, удерживаются на 12 меловых колоннах, а в его стенах высечены монашеские кельи для отшельников, которые общались с братией и паломниками только через узкие окошки. Ранее храм мог использоваться как укрепление на случай осады, имел тайный ход и колодец. После революции Спасский монастырь был закрыт, но был вновь открыт во время Отечественной войны, хотя после войны произошло не поддающееся оправданию событие — в 1958 году монастырь закрыли, пещеры взорвали и залили водой, а корпус, где проживали монахини, облили соляркой и подожгли…

Второй раз Свято-Спасская женская обитель открылась только в 1997 году. Ее часто называют «русской Палестиной». Есть здесь и Голгофа с крестом на вершине, гора Фавор, Кедрон и Гефсимания. Есть здесь и одно совершенно удивительное место — пещера Покаяния. К пещере ведет длинный коридор, свод которого становится все ниже и ниже, в стены вмурованы небольшие керамические иконы, а в его нишах когда-то горели свечи, освещая путь кающимся к келье старца, к которой они приближались уже в глубоком покаянном поклоне. А на горах близ монастыря горах растет удивительная травка — ладанка, завезенная сюда с Афона, если слегка растереть ее между пальцев, послышится тонкий аромат ладана… .

Троицкий Сканов монастырь, Пензенская область

У подножья горы Плодской (Городок) расположен пещерный трёхуровневый комплекс с целебным источником Киевско-Печерских чудотворцев Феодосия и Антония и Троице-Сканов монастырь. Основателем пещерного монастыря был Арсений II, удалившийся от мира в подземную келью в 1826 году, позже ( 1866-1880 г.г.) сюда пришли еще несколько монахов-отшельников, построивших каменную церковку и часовню у входа в пещеру. От основного входа в монастырь вглубь идет длинный проход – боле 2, 5 км до самого нижнего уровня пещеры (всего их по преданиям было 7) к роднику с чистейшей водой.

В 30-е годы прошлого века церковь и часовня были уничтожены, а пещера разобрана буквально на кирпичики, вследствие чего произошли обвалы нижних ярусов. Поэтому сегодня лабиринт подземных сооружений и келий имеет всего три яруса и протяженность около 600 метров. Последние 10 лет ведутся активные работы по восстановлению утраченных частей пещеры, изначально превосходящей по протяженности знаменитые пещеры Киево-Печерской лавры.

Посещение монастыря возможно как самостоятельно, так и в сопровождении послушника.

Белогорский Воскресенский монастырь, Воронежская область

Белогорский Воскресенский монастырь был открыт в 1882 году в Острогожском уезде Воронежской губернии. Основана обитель была на месте Белогорских пещер, существовавших с 1796 года. По преданию выкопали пещеры казачка Мария Шерстюкова и крестьяне Иван Тищенко и Андрей Васильченко.

По неполным данным в России существует еще немало пещерных монастырей, возможно многие из них сосем близко от вас и самое интересное путешествие ждет вас буквально у порога: Гефсиманский и Черниговский скиты (1844, 1847 г.г.) при Троице-Сергиевой лавре в Московской области, Саровская Успенская пустынь (1700 г.) в Тамбовской области, Молчанская Рождество-Богородицкая Софрониева пустынь (XIII в.) в Курской области, Печерский Вознесенский мужской монастырь (1330 г.) Нижегородской области основанный св. Дионисием, Троице-Никольский Холковский монастырь (1620 г.) Курской в Курской области, Шатрищегорский Преображенский монастырь (1652 г).

Пещерные храмовые сооружения существуют также в Иоанно-Богословском монастыре Рязанской области, в г. Старая Ладога и в Тульской области. Пещеры с церковью Антония и Феодосия Печерских были открыты под кремлевским холмом в г. Тобольске.

Нельзя обойти вниманием один из самых красивейших монастырей России —

Псково-Печерский монастырь в Псковской области

По легенде основателями обители были выходцы из Киево-Печерского монастыря. Пещеры «Богом зданные» были известны местным жителям с 1392 года, а первая церковь Успения Божией Матери здесь была освящена в 1473 году. Сегодня в обители шесть храмов, не считая пещерного Воскресенского, где служба совершается только для братии: Успенский, Сретенский, во имя архистратига Михаила, во имя прпмч. Корнилия, Никольский и Покровский. Удивительно, но монастырь никогда не был закрыт, хотя постоянно над ним висела эта угроза. Немало старинных легенд и современных уже преданий связано с этим удивительным местом. Сегодня доступ в пещеры открыт для посещения только в сопровождении монаха по предварительной договоренности, на территорию монастыря вохд свободный. В пещерах Псково-Печерского монастыря время как будто останавливается, находясь там более часа, кажется, что пролетело не более 10 минут.

Кстати…

В песчаных пещерах удивительный микроклимат, постоянная температура и влажность, буквально приостанавливающие действие времени. Даже недолгое пребывание в глубине пещер удивительны образом очищает не только мысли, но будто умывает прохладной росой…

Biosource Мицеллярная вода, Biotherm

Xtend Your Youth Мицеллярная вода, Dr. Brandt

Мицеллярная вода для снятия макияжа, Sephora

Галина Замыслова, iledebeaute.ru

Фото: sobory.ru (Виктория Черникова, Елена Печёнкина, Олег Трегубов, Илга Гондарева, Алексей Александров, Илья Киселев), фото автора

Релевантные товары в Online-магазине:

СРОЧНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ВИЗЫ В ИНДИЮ! На 365 дней, мульти!
Для граждан РФ и Украины полная стоимость со всеми сборами = 8200 руб.
Для граждан Казахстана, Азербайджана, Армении, Грузии, Молдавии, Таджикистана, Узбекистана, Латвии, Литвы, Эстонии = 6900 руб

Однажды, в начале 19 века, один британский офицер решил поохотиться на тигра. Ну что ж, дело обычное. Происходило оно на западе Индии. Тоже ничего удивительного. Но! Если бы он только знал, куда приведет его этот тигриный след!..
А привел он его в древние заброшенные пещеры. Да не просто пещеры, а высеченный в скалах огромный храмовый комплекс.
Так была открыта Аджанта.

Аджанта — это 29 пещер, подземные храмы и монастыри, которые высекались в скалах на протяжении нескольких столетий – со 2-го века до н.э. по 5 век н.э. Внутри – удивительные настенные росписи, которые теперь известны на весь мир и находятся под защитой ЮНЕСКО.

Настенная живопись Аджанты настолько высокого уровня, что ученые говорят, что расписывали эти пещеры не сами монахи, а лучшие художники тех времен на протяжении нескольких веков, и было их довольно много. Называют эту живопись уникальной энциклопедией индийской жизни. На стенах, потолках и даже на колоннах изображены сюжеты из жизни разных народов, населявших Индию, и разных социальных слоев, это кроме многочисленных изображений Будд, бодхисаттв, богов и полубогов.

Храмы Индии
Есть ли в мире еще хоть одна такая страна, где было бы столько разнообразных храмов, как в Индии?

Кроме росписи, архитектура этих храмов тоже, конечно, потрясает – ведь они не построены, а выдолблены! Все эти поразительные храмы высечены внутри огромной скалы!

Некоторые ученые до сих пор не могут понять, как монахи могли создать такое чудо, и не отрицают, что им помогали представители внеземных цивилизаций с их технологиями.

Загадочная она, эта Аджанта… В седьмом веке по непонятным причинам монахи ее покинули, и этот комплекс был заброшен. Эти необыкновенные залы, эти фрески, это чудо было покинуто на целых 12 веков! И целых 12 веков Аджанта оставалась ненайденной и нетронутой благодаря своему укромному расположению в подковообразном каньоне, пока на нее не наткнулся этот британский офицер. Я представляю, каково же было его изумление!..

Самое простое объяснение ухода монахов из Аджанты — якобы буддизм в Индии стал угасать, и монахи опасались набегов мусульман. Но почему-то в соседней Эллоре пещерные монастыри в это время активно строятся…

В древние века в тех краях проходили торговые пути. Монахи любят выбирать такие места. С одной стороны – уединенная пещера, все условия для отшельнической жизни, для медитаций, а с другой – за подаянием далеко ходить не надо: рядом торговый путь с богатыми караванами. И усталым путникам можно дать приют.

В нескольких пещерах располагались вихары (буддистские монастыри с кельями для монахов), в остальных – чайтьи (молельные залы).

Перед входом в пещеру не забудьте разуться, т.к. это храм.

Попасть в Аджанту можно на автобусе из Джалгаона или Аурангабада.

>Инкерманский пещерный монастырь

Географические координаты Инкерманского пещерного монастыря на карте Крыма GPS N 44.604320, E 33.607760.

Инкерманский Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь — одна из самых древних святынь Крымского полуострова. Первые молебны проходили в пещерах монастыря уже в 92 году нашей эры. Проводил богослужения 4-й папа Римский Климент, высланный из Рима на крымские каменоломни.
На сегодня Инкерманский пещерный монастырь — действующий храм, в котором проводят службы и обряды богослужения. Оставив машину на стоянке возле храма, пройдясь около 1-й минуты пешком, Вы попадаете к монастырским воротам. Возле ворот находится касса. Вход на территорию монастыря бесплатный, но в кассе можно заказать экскурсию по монастырю: стоимость 500 рублей на группу не более 5 человек. Зайдя в ворота храма, Вы увидите недавно отстроенное панно, посвященное святым, так или иначе связанных с храмом.

Пройдя от панно всего 10-15 метров, Вы попадаете к святому источнику, с которого начались первые чудесные деяния Святого Климента. Источник более 70 лет назад полностью пересох из-за строительных работ, проводимых в карьерах с другой стороны горы. Возле источника находится старинное кладбище, и именно через него начинается подьем к Каламитской крепости и прекрасные обзорные площадки на Инкерманское озеро.

После кладбища находятся жилые помещения монахов, а после них непосредственно начинается череда пещер, которые объединены в Храмы. В первом храме находится пещера, в которой и проходили первые обряды крымских христиан. Если Вы берете экскурсию, то обязательно уточните проходит ли сейчас служба, потому что во время службы экскурсия проходит на улице и все описания храма нужно рисовать себе в воображении, а потом заходить во внутрь и пытаться по воспоминаниям восстановить картину.
Адрес Инкерманского пещерного монастыря: г. Севастополь, Инкерман, а/я №3.

Инкерманский пещерный монастырь был основан в первом веке нашей эры. История монастыря началась с Римской империи. В те годы в Римской империи велись гонения на христиан. За проповеди и молитвы можно было угодить на каторгу или попросту быть убитым в гладиаторской яме. Один из учеников святого апостола Петра, Климент, проповедовал и нес христианство людям. На одной из проповедей в Риме он был схвачен и сослан в Херсонес, сейчас Севастополь, а оттуда отправлен на каменоломни в район Инкермана.

Климент по прибытию на каторгу очень быстро обзавелся паствой. На каменоломнях было около 2-х тыс. христиан с Греции и Рима. Местом для собрания была выбрана одна из каменоломней, небольшая и удобная пещера, где Климент проповедовал, читал молитвы и совершал христианские обряды.
Поскольку Климент был учеником апостола Петра, то за ним постоянно велась слежка и практически любой его шаг доносился императору. В те времена правил император Троян, который прославился чрезмерной жестокостью и ненавистью к христианам. Ему и принесли донос на Климента и на его деятельность в каменоломнях. Троян принял решение убить Климента, и, по одной из версий, святого Климента привязали к якорю и под покровом ночи сбросили в Чёрное море. Случилось это в 101 году нашей эры. В расчете запугать христиан Инкермана были еще несколько казней простых прихожан и ужесточение условий содержания каторжников.

Полноценный монастырь в этих местах появился в 8-9 веках, на месте первого святого места, где проповедовал святой Климент. Название монастыря было дано в честь святого, а от небольшой пещеры начали расстраивать кельи, церковный двор, и вскоре монастырь стал одним из почитаемых в Крыму, с большим количеством прихожан, которые съезжались не только с округи, но и приплывали с Греции, Италии, России и других стран.
В 1475 году Крым захватили турки. Большая часть монастырей и храмов была уничтожена и разграблена. Начались новые гонения на христиан. Так, под гнетом турков, храм приходит в упадок и практически прекращает принимать прихожан.
В 1850 году началось возрождение Инкерманского пещерного монастыря. Было выстроено несколько храмов, обустроены кельи, сделан красивый внутренний дворик. Обустройством храма занимался художник и архитектор Д.М.Струков. Он по-новому украсил храм. Весь потолок выкрасили в серебряную краску, заново расписали храм и нарисовали иконы.

Русско-турецкая война, всего через четыре года после открытия, прокатилась практически возле храма. В боевых действиях храм не участвовал и стены его не пострадали, только внутреннее убранство было полностью разграблено союзниками Турции, а именно англичанами.
После Турецкой войны храм восстановили и он был действующий до середины 30-х годов прошлого века. С приходом коммунистов, храм был закрыт, а всё церковное имущество передано в Симферопольский музей.

В 1991 году храм был вновь открыт для прихожан и гостей Крыма. Достопримечательности Инкермана довольно-таки разнообразны и интересны, но, пожалуй, самой значимой из них является Инкерманский пещерный монастырь. Его возраст и историческое значение по праву ставят его на первое место. Попав на отдых в Севастополь, Балаклаву или Инкерман, обязательно посетите монастырь. Вы обязательно ощутите духовное очищение и физическое успокоение.

Инкерманский пещерный монастырь на карте Крыма

Инкерманский пещерный монастырь

Монастырь
Инкерманский Свято-Климентовский мужской пещерный монастырь

Храм Святого великомученика и целителя Пантелеимона
Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 921540368610006 (ЕГРОКН)
Памятник культурного наследия Украины национального значения
охр. № 270012-Н
44°36′13″ с. ш. 33°36′26″ в. д.HGЯOL
Страна Россия/Украина
Город Инкерман
Конфессия Православие,УПЦ МП
Епархия Симферопольская
Дата основания VIII—XIV, XIX, XX века
Известные насельники Архимандрит Тихон (духовник св. Луки Войно-Ясенецкого), архимандрит Августин (Половецкий, умер в 1996 году)
Реликвии и святыни Частица мощей от честной главы св. сщмч. Климента, епископа Римского, апостола от 70-ти
Настоятель Архимандрит Каллиник
Статус Мужской монастырь
Состояние Действующий
Сайт kliment-monastery.ru
Инкерманский пещерный монастырь на Викискладе

Инкерма́нский Свя́то-Климе́нтовский пеще́рный монасты́рь — мужской монастырь Симферопольской епархии Украинской православной церкви (Московского патриархата), расположенный в Инкермане, пригороде Севастополя. Один из старейших пещерных монастырей в Крыму.

История

Основные помещения монастыря — пещерные, высечены в западном обрыве Монастырской скалы, на плато которой сохранились руины средневековой крепости Каламита, основанной в VI веке; в XIV—XV веках крепость вошла в состав православного княжества Феодоро, защищала его порт; в 1475 году захвачена турками. Время основания монастыря определяется историками неоднозначно: от VIII—IX до XIV—XV веков.

Возникновение монастыря предание связывает с почитанием Климента, римского епископа (папы) в 92—99 (101) годах, сосланного императором Траяном за проповедь христианства в каменоломни близ Херсонеса, проповедовавшего и убитого (утопленного) по тайному приказу императора здесь в 101 году. Мощи святого Климента, обретённые через год после его кончины, хранились сначала в подводном гроте близ Херсонеса (где были обретены), доступ в который открывался, по преданию, раз в год, когда — в день смерти праведника — море отступало; потом они были перенесены на небольшой остров (ныне — Казачий остров) посреди бухты, на котором, согласно преданию, руками ангелов была построена церковь. Около 861 года мощи святого Климента были обретены святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием при участии херсонесского епископа Георгия блаженного и священников из константинопольского собора святой Софии. Мощи были внесены в Херсонесский храм, и по молитвам святого Климента совершалось много чудес.

Возле монастыря находился водный источник, по преданию открытый чудесным образом святым Климентом для облегчения участи каторжан. Источник пересох в 1970-х годах (возможно — в связи с проводившимися строительными работами), а его вода, постепенно затопила карьер по добыче инкерманского камня, находящийся по другую сторону Монастырской скалы.

Церковь святого Климента (бывшая Георгиевская) в Инкерманском монастыре

После захвата в 1475 году крепости Каламита турками монастырь постепенно пришёл в упадок. Крепость была переименована в Инкерман, что и дало название возникшему здесь городу. С 1783 года город принадлежал России.

В 1850 году монастырь был возрождён и получил современное двойное наименование — по имени города и в честь святого Климента.

В 1867 году был перепланирован и заново открыт пещерный храм святого Мартина-исповедника. В 1895 году в память о спасении царской семьи в железнодорожной катастрофе был построен храм во имя великомученика Пантелеимона. В 1905 году в память о Крымской войне на верхнем плато была построена церковь во имя святого Николая Мирликийского (по проекту архитектора Георгия Долина).

C 1924 года храмы монастыря стали постепенно закрывать. В 1927 году землетрясение сильно повредило Благовещенскую и Николаевскую церкви, было принято решение их разобрать (закрытая в 1926 году церковь святого Николая на верхнем плато была полностью уничтожена в 1932 году). В 1928 году был закрыт храм иконы «Всех скорбящих Радость».

В 1931 году в пещерных храмах прекратились богослужения, монастырь был окончательно закрыт, его имущество передано Севастопольскому музейному объединению. После закрытия монастыря в нём остались жить его настоятель Венедикт, отец Прокопий и два 85-летних старца.

Во время Великой Отечественной войны в пещерах монастыря размещался штаб 25-й Чапаевской дивизии Приморской армии. В июне 1942 года солдаты этой дивизии на Инкерманских высотах сдерживали немецкие войска, рвавшиеся к Севастополю.

С 1991 года трудами настоятеля архимандрита Августина (Половецкого †1996), братии и мирян началось постепенное возрождение монастыря, были восстановлены храмы и келейные корпуса. Из Киева была передана частица честной главы святого священномученика Климента; рака со святыми мощами установлена в боковом нефе Свято-Климентовского храма.

26 января 2019 года были возобновлены ежеседмичные богослужения в пещерном храмовом комплексе, в храме Климента Римского.

Пещеры Инкерманского монастыря

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *