Илия пророк житие

Пророк Божий Илия

Краткое житие святого Пророка Божия Илии.

память святого празднуется 20 июля/2 августа

Немного найдется таких святых, в чьей жизни так тесно переплелись бы судьбы Ветхого и Нового Заветов, как у пророка Илии. Родившийся за девять веков до пришествия в мир Христа Спасителя, пророк Илия видел славу Его Преображения на горе Фавор (Мф. 17, 3; Мк. 9, 4; Лк. 9, 30). Святой пророк первым в Ветхом Завете совершил чудо воскрешения мертвого (3 Цар. 17, 20—23), и сам был живым взят на Небо, прообразуя этим грядущее Воскресение Христово и всеобщее разрушение владычества смерти. Его горячий призыв к покаянию и грозные обличения были обращены к современникам, его соотечественникам, погрязшим в нечестии и идолопоклонстве. Такие же обличения и призыв к покаянию услышат жители Земли перед Вторым пришествием Христовым, когда многие, уклонившись от истинной веры и благочестия, будут жить во тьме заблуждений и пороков. Как в Ветхом Завете, так и в Новозаветной Церкви святой пророк Илия почитается за свою несокрушимую твердость веры, безупречную строгость девственной жизни, огненную ревность о славе Божией. Его часто сравнивают с «величайшим из рожденных женами» Предтечей и Крестителем Господним Иоанном, о котором сказано, что он пришел «в духе и силе Илии» (Лк. 1, 17).

Святой пророк Илия родился в X веке до Рождества Христова в Фесвии Галаадской, происходил из колена Левиина. По преданию, его отец Совах при рождении сына видел, как светлые ангелы беседовали с младенцем, пеленали его огнем и питали пламенем огненным. С юных лет святой Илия удалился на пустынную гору Кармил, где возрастал и укреплялся духовно, проводя жизнь в строгом посте, молитве и богомыслии.

После смерти царя Соломона государство разделилось на два царства — Иудейское со столицей в Иерусалиме и Израильское со столицей в Самарии. И если в Иудее в какой-то мере сохранялось прежнее благочестие, то Израильское царство очень быстро уклонилось от веры отцов к служению языческим богам. Особенно возросло нечестие при царе Ахаве, жена которого Иезавель, будучи язычницей, усиленно насаждала культ идола Ваала.

Святой пророк Илия, ревнуя о славе Истинного Бога, выступил на общественное служение грозным и смелым обличителем резко усилившихся идолопоклонства и нравственной распущенности. Он объявил царю, что в наказание за беззакония израильтян длительное время не будет ни дождя, ни росы, и прекратится это бедствие только по молитве пророка (3 Цар. 17, 1). Ахав не послушался пророческого гласа и не раскаялся. Тогда грозный приговор святого Илии был приведен в исполнение — три с половиной года народ израильский страдал от зноя, засухи и голода. Сам пророк, по повелению Божию укрылся от гнева единоплеменников и преследований Ахава в уединенном месте у потока Хораф, куда каждое утро и каждый вечер вороны приносили ему пищу—хлеб и мясо. По изъяснению святителя Иоанна Златоуста, Господь повелел заботиться о пропитании пророка именно воронам для того, чтобы научить его быть более милосердным и снисходительным. «Смотри, Илия,— говорит святитель как бы от лица Самого Бога,— на их (воронов) человеколюбие; те, которые не имеют любви к собственным птенцам, тебе служат, как гостеприимны… Подражай перемене воронов, и будь снисходительным к иудеям».

Примерно через год, когда высох поток Хораф, Господь послал пророка Илию в небольшой финикийский город Сарепту Сидонскую к бедной вдове, которая вместе со своим семейством находилась в крайней нужде. Пророк Илия, желая испытать веру и добродетель вдовицы, велел ей из последних остатков муки и масла испечь хлеб для него. Вдовица исполнила повеление, и ее самоотвержение не осталось без награды: по слову пророка мука и масло в этом доме чудесным образом постоянно пополнялись во все время голода и засухи. Вскоре Господь послал новое испытание веры вдовы: умер ее сын. В безутешном горе она решила, что святость пророка Илии, несовместимая с ее греховной жизнью, стала причиной смерти отрока. Вместо ответа святой пророк взял на руки ее умершего сына и после троекратной усиленной молитвы воскресил его (3 Цар. 17, 17—24).

По прошествии трех лет засухи Господь послал святого Илию к Ахаву возвестить о прекращении бедствия. При этом пророк велел царю провести «испытание веры». На горе Кармил собрались все жители Израиля и все жрецы Ваала. Когда соорудили два жертвенника, святой Илия предложил жрецам Ваала помолиться своим богам о схождении с неба огня на жертву. Жрецы молились целый день, но огня не было. Тогда святой пророк Илия приказал полить приготовленный им жертвенник большим количеством воды, так что она наполнила весь ров вокруг жертвенника. Затем он обратился с горячей молитвой к Истинному Богу и тотчас с неба сошел огонь и попалил жертву и даже каменный жертвенник и воду вокруг него. Видя это, народ в страхе упал на землю и восклицал: «Воистину Господь есть Бог!» (3 Цар. 18, 39). Пророк Илия приказал схватить жрецов Ваала и умертвил их у потока Киссова. По молитве святого небо разверзлось и пошел дождь.

Несмотря на горячую ревность пророка и обилие благодати Божией, укреплявшей его, он не был чужд и естественной человеческой немощи, особенно проявлявшейся в Ветхом Завете, до пришествия Спасителя. Пророк Илия после совершенного чуда на горе Кармил ожидал обращения Израиля к Богу, но произошло иначе. Ожесточенное сердце Иезавели пылало гневом и она грозила убить пророка за истребление жрецов Ваала. Слабовольный Ахав, покаявшийся было от грозного знамения, стал на сторону жены, и пророк Илия должен был бежать на юг Иудеи, в Вирсавию. Ему представились беспомощными все его усилия по искоренению нечестия, и в сильной печали он ушел в пустыню и там взывал к Богу: «Довольно уже, Господи, возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих» (3 Цар. 19, 4). Господь утешил святого видением Ангела, который укрепил его пищей и повелел идти в дальний путь. 40 дней и 40 ночей шел пророк Илия и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь Господь особым видением снова призвал его быть более милосердным. В чувственных образах — буре, землетрясении и огне — ему был открыт смысл его пророческого служения. Для контраста с этими видениями Господь явился ему в веянии тихого ветра, давая понять, что сердца грешников смягчаются и обращаются к покаянию более действием милосердия Божия, а грозные явления силы Божией способны привести скорее в ужас и отчаяние. В этом же видении Господь открыл пророку, что не один он почитает Истинного Бога: есть еще семь тысяч человек в Израиле, которые не преклонили колена перед Ваалом. По повелению Божию пророк Илия снова пошел в Израиль, чтобы посвятить на пророческое служение Елисея.

Еще дважды приходил святой пророк Илия ко двору израильских царей. Первый раз — чтобы обличить Ахава в незаконном убийстве Навуфея и присвоении его виноградника (3 Цар., 21). Услышав обличение пророка, Ахав раскаялся и смирился, и за это Бог смягчил Свой гнев. Во второй раз — чтобы обличить нового царя Охозию, сына Ахава и Иезавели за то, что тот в болезни обратился не к Истинному Богу, а к Аккаронскому идолу. Святой пророк предсказал Охозии смертельный исход его болезни за такое неверие, и вскоре слово пророка сбылось (4 Цар., 1).

За свою пламенную духовную ревность о славе Божией пророк Илия был взят живым на Небо в огненной колеснице. Его ученик Елисей был свидетелем этого восхождения и вместе с упавшей из колесницы милотью святого Илии получил пророческий дар вдвое больший, чем имел пророк Илия.

По преданию Церкви, пророк Илия вместе с праотцем Енохом, который тоже был взят живым на Небо (Быт. 5, 24), будет Предтечею Второго Пришествия Христа на Землю. Три с половиной года святые Енох и Илия будут проповедовать покаяние и совершат много чудес. Своей проповедью они будут обращать людей к истинной вере. Им будет дана власть, как и при земной жизни пророка Илии, «затворити небо, чтобы не шел дождь во дни пророчествия их» (Откр. 11,6). Через три с половиной года их проповеди антихрист сразится с ними и убьет их, но силой Божией они воскреснут через три с половиной дня.

Иконописная традиция часто изображает святого пророка Илию возносящимся на огненной колеснице на Небо.

К памяти святого пророка Илии русский православный народ всегда относился с благоговением. Он почитался славянами еще в дохристианскую эпоху нашей отечественной истории. Первый храм в Киеве еще при князе Игоре (до Крещения Руси) был посвящен святому пророку Илии, в летописи преподобного Нестора этот храм назван соборным, т. е. главным. В Константинополе, где на службе у греческих императоров до X века было много варягов-руссов, также была устроена церковь во имя пророка Илии, которая предназначалась для крещеных русских людей, о чем известно из договора киевлян с греками в 944 году.

После Крещения Руси в 988 году Ильинские храмы стали во множестве воздвигаться по всей стране. В святом пророке Илии верующий русский народ с древних времен почитает покровителя урожая, поэтому с особым усердием и любовью обращается к угоднику Божию в день его памяти с молитвой о благословении нового урожая. О глубине почитания праздника пророка Илии свидетельствуют рукописные церковные месяцесловы (календари), в которых этот праздник называется «святое восхождение пророка Илии» или «огненное восхождение святого пророка Илии». Обычно в день праздника совершаются крестные ходы и водоосвящение в тех местах, где расположены Ильинские храмы.

Об истории установления одного из таких крестных ходов известно из отечественной истории следующее. В 1664 году Москву и ее окрестности постигла ужасная засуха, продолжавшаяся с 15 мая по 20 июля (по старому стилю). Достоверность этого события подтверждается историческими свидетельствами.

Происшедшее бедствие побудило москвичей к всенародной горячей молитве, и жители Москвы положили особенно чтить того святого, в день памяти которого прекратится засуха и ниспошлется дождь. 20 июля пошел обильный дождь, земля ожила и множество народа благодарило Бога за милосердие. Усматривая в этом событии Промысл Божий и дерзновенные молитвы святого пророка Илии, было положено совершать крестный ход из Успенского собора в церковь пророка Илии на Воронковом поле. При установлении этого крестного хода царь Алексей Михайлович сказал: «Как некогда пророк Илия ниспослал дождь на поля израильского царства, так же точно и ныне тот пророк оросил посохшие поля Российского государства».

Этот блаженный провидец выказывал ревностную любовь к Господу и справедливо обличал царей, отступившихся от истинной веры. Он совершил многочисленные чудеса и предсказывал пришествие Спасителя человечества. Житие пророка Илии и молитвы ему всегда воспринималось народом и правителями Руси с колоссальным благоговением.

Божественное предназначение пророка

Блаженный провидец был послан на святую землю Господом, так как народ Израиля потерял веру и впал в полнейшее беззаконие. Идолопоклонство установилось здесь по инициативе трусливого царя Иеровоама, который испугался, что население раскроет несправедливость его правления. Умышленно сотворив золотые статуи для поклонения, он сам отпал от истинной веры и ужасно совратил подопечный народ.

По утверждениям летописей блаженный провидец родился в городе Фесвит, в стране Галаадской. Он происходил из рода Аарона, его отцом стал Савах, который узнал о появлении на свет необыкновенного сына по божественному знамению. Во время самого рождения с младенцем разговаривали мужи в белых одеждах, кормили его и пеленали символическим пламенем. Ангелы делали Илию тем пророком, который будет свергать идолопоклонства пламенем своих речей или гневом своего оружия.

Святой пророк Илия

Ребенок, имеющий священническую родословную, обучался в среде праведных мужей. С раннего возраста Илия предавался милости Господа и возлюбил девственность, будучи чистым душою и телом. Пророк часто уединялся в пустынном месте, чтобы безмятежно размышлять о могуществе Всевышнего Творца. Здесь блаженный провидец подолгу разговаривал с Ним и был подобен серафиму — самому приближенному созданию.

Бог исполнял любое пожелание, которое исходило из чистого сердца провидца, потому что тот обрел истинное видение и Его благоволение. Пророк скорбел о нечестивых царях, несправедливых судьях и закосневших в идолопоклонстве простом народе. Он сознательно стремился исправить такой порядок настоящих вещей и просил Бога обратить грешных к смиренному покаянию.

Читайте о пророках:

  • Книга пророка Даниила
  • Икона святого пророка Илии
  • Житие святого пророка Исайи

Зная же, что Всемогущий принимает только добровольное извинение, Илия милостиво требовал временного наказания для падших душ. Наконец, блаженный пророк выпросил у Вершителя судьбу проповедника. Благой Отец разрешил безгрешному провидцу идти и вразумлять невежественных людей.

Интересно! Начало проповедей пророка приходилось на время царствования великого грешника Ахава. Он построил капище и жертвенник языческому идолу Ваалу, наказав народ израильский поклоняться ему. Именно к Ахаву пришел Илия с большим намерением остановить царя от беззаконий, связанных с нечестивыми ритуалами.

Деятельность проповедника

Красноречивые уговоры не смогли убедить беззаконника, поэтому провидец пошел на крайние меры и прогнозировал великую засуху, если правитель не изменит своего мнения. Наступило неурожайное время, и пришел страшный голод. Однако царь Ахав все более ожесточался и убивал людей без разбору, поэтому Илия сохранял засуху: за прегрешения правителя страдает весь народ.

  • Господь направил Своего Слугу на восток, где Илия получал пищу от воронов. Бог сделал это, чтобы спасти жизнь пророка, которого хотели умертвить. К тому же Всевышний желал показать дорогому провидцу, что невинные люди погибают в мучениях от голода и жажды.
  • Хитрые и прожорливые вороны приносили пищу Илие, этим Господь хотел убедить пророка послать дождь на земли израильские. Однако провидец оставался непоколебимым и требовал покаяния из уст грешников.

    Икона святого Илии пророка

  • Бог отправил Илию к бедной вдове, терпящей голод даже во время урожайного года. У неё и сына оставалась небольшая горсть муки и немного растительного масла. Вдова хотела приготовить последний обед. Пророк сжалился над несчастными и чудесным образом сделал запасы муки неистощимыми. Он воскресил мертвого сына, которого звали Иона.
  • Ахав уже готовился к искреннему покаянию, поэтому провидец поспешил к нему, услышав повеление Всемогущего и Всеблагого.

Интересно! У правителя Израиля в качестве управляющего выступал богобоязненный человек по имени Авдий. Он известен тем, что скрыл от убиения сто божественных провидцев, спрятав их в пещерах и давая воду с хлебом. Именно этот домоправитель привел Илию к Ахаву.

Встреча в Самарии

Божественный пророк авторитетно велел собрать нечестивых первосвященников и привести их на гору, чтобы дискутировать с ними о Боге. Илия напомнил, что Господь вывел народ из Египта, а Ваал-идол только навязан хитрым и трусливым правителем. Блаженный провидец предложил совершить некое соревнование для определения истинного Бога.

  • С одной стороны нечестивые пророки начали молить языческого Ваала о том, чтобы послал огня небесного на ритуального тельца. У них ничего не получилось, никакие телодвижения и воззвания не смогли разбудить Ваала. Пришло время показать Илии Фесвитянину собственную веру.
  • Соорудив алтарь из 12 камней, пророк взывал к Всевышнему, чтобы показать Его могущество и убедить присутствующих. С небес был послан всепоглощающий огонь, уничтоживший дрова и жертву. Народ израильский пал ниц и признал истинного Бога.
  • Вааловских пророков же Илия отвел к побережью Великого моря и собственноручно умертвил их, а трупы выбросил в воду. Далее, он взошел на священную гору Кармил и молитвенно просил о дожде. Господь услышал провидца и послал на землю колоссальные осадки.

Илия и пророки Ваала

  • Царь Ахав осознал собственное заблуждение и оплакивал грехи, которые принесли столько несчастий. Провидец Илия бежал в царство Иудейское, когда узнал, что Иезавель, жена правителя, желает отомстить за своих пророков и убить блаженного Слугу Господа. Он стал просить о смерти, чтобы уже никогда не наблюдать человеческой злобы и богохульства.
  • Однако ангел кормил и поил провидца, укреплял силы для долгого путешествия. Блаженный сорок дней добирался до горы Хорива и поселился в пещере, чтобы общаться с Предвечным Отцом.

Интересно! Господь утешил праведника, возвестив о том, что семь тысяч последователей истинной веры находится в Израиле. Поэтому Илия должен вернуться домой и увидеть падение Ахава и всего нечестивого идолопоклонства.

Возвращение

На обратном пути к провидцу присоединился Елисей, ставший его верным слугой и послушным учеником. Правитель Ахав совершил новое прегрешение, послушав коварный навет своей супруги. Пророк напугал царя скорой и суровой кончиной, поэтому последний сбросил с себя дорогие одежды и наложил строгий пост.

  • Ахав был убит спустя три года, в битве. Когда труп его везли в Самарию, еще свежую кровь лизали псы. Это было предсказано божественным провидцем. Новым правителем стал Охозия, сын Ахава, также поклоняющийся Ваалу.
  • Когда он сильно заболел, послы отправились просить исцеления у демона, находящегося в идоле. В пути их встретил ясновидящий Илия, который возвратил людей Охозии обратно. Пророк утверждал, что поклонение Ваалу принесет только смерть.
  • Царь возжелал увидеть проповедника Божьего. Те первосвященники, кто приходил с гордостью к Илии, сгорели от небесного огня, а навестившие его со страхом и смирением остались в живых. Так как Охозия не признал истинного Бога, то умер на своем одре. На царство стал его брат Иорам, который явился последним правителем в колене Ахава. Таким образом, исполнилось повеление Всевышнего, и нечестивый род прекратил существование.

Пророки Илия и Елисей

Последние дни

Илия со своим учеником Елисеем держали путь в город Вефиль, когда подходило время ухода божественного провидца в обитель Господа. Чтобы поддержать пророка в последние минуты, за ним шло 50 верующих. Вскоре они перешли Иордан посуху, который расступился от взмаха посоха Илии.

Елисей просил у пророка большого присутствия духа. Провидец пообещал исполнения, если ученик увидит, как Бог живого заберет Илию к Себе. Блаженный Елисей, унаследовавший проповедническую деятельность, узрел чудесное явление огненной колесницы, пришедшей за Слугою Божьим. Провидец Илия до настоящего момента жив и обитает в райских селениях. Человечество увидит его сразу перед вторым пришествием Всевышнего, где он станет великомучеником и пострадает от меча антихриста.

На заметку! В русских церквях, освященных в честь блаженного пророка, часто совершаются богоугодные крестные ходы. День его памяти назначен на 20 июля. Эта дата традиционно считается границей сезонных начал. После Ильина дня православные ожидали большого количества дождей. В это время запрещали купаться, чтобы не навлечь болезней. В день памяти преподобного провидца молятся о богатом и здоровом урожае или о благоприятном браке. Но не следует предавать слишком большого значения народным поверьям, поскольку они часто искажают истинный смысл.

Читайте о суевериях:

  • Можно ли носить чужой крестик
  • О сглазах, порчах и заговорах
  • Можно ли дарить иконы в подарок

Важно! Житие пророка Илии показывает, что этот святой всю жизнь отдал Всеблагому Отцу. Он ревностно соблюдал божественные заповеди и стремился возвратить правление Израилем колену Давида.

Проком прошел честный жизненный путь, истребил множество нечистоты и вознесся в райские обители, где продолжает слушать милосердные и справедливые речи Всевышнего.

Протоиерей Андрей Ткачев. Святой пророк Илия

Жизнь

Илия был ревностным поборником чистоты веры в Израильском царстве и грозным обличителем идолопоклонства и нечестия. Его деятельность относится к царствованию Ахава, когда гордая и властолюбивая жена слабохарактерного царя, финикиянка Иезавель, решила установить культ Ваала и Астарты.

Предание гласит, что истинные ревнители благочестия были изгнаны из страны, и при дворе был учреждён штат жрецов Ваала. Грозным обличителем за попрание святыни явился пророк Илия, который совершал много чудес, чтобы вразумить нечестивого царя. История его жизни и деятельности излагается в Третьей и Четвёртой Книгах Царств (3Цар. 17—20 и 4Цар. 1—3).

Когда нечестие Ахава достигло крайней степени, пророк возвестил царю, что за его нечестие страну на несколько лет постигнет голод (3 Цар. 17:1). Но Ахав не раскаялся, началась борьба между царём и пророком, окончившаяся торжеством последнего. Во время жертвоприношения на горе Кармил (Кармель), устроенного с целью испытания и сравнения могущества Яхве и Ваала, жрецы последнего потерпели полное поражение и собственноручно были казнены пророком (3Цар. 18:40). Это ещё более разъярило Иезавель, которая поклялась убить Илию.

Но пророк ушёл в пустыню. Побывав у горы Синай, Илия опять вернулся в царство Израильское, по воле Господа избрал себе ученика и преемника в лице Елисея, обличил Ахава в бесчестном захвате виноградника у Навуфея, окончательно смирил Ахава и обличил его преемника Охозию за его обращение по случаю болезни к аккаронскому идолу Веельзевулу.

Чудеса, связанные с Илией, описанные в Ветхом Завете

Конингсло. Ворон, кормящий пророка Илию в пустыне. Конец XVI в. Королевский музей изящных искусств. Брюссель

  • По молитве пророка Илии «заключилось» небо и не давало дождя (3 Цар. 17:1) из-за чего случился голод.
  • По слову Бога пищу ему приносили вороны (3 Цар. 17:6) и Ангел (3 Цар. 19:5-6). Позднейшие переводчики предполагали, что слово могло означать не воронов, а арабов, тем более что речь шла о пустыне (оба данных слова писались на иврите одинаково, но с разными огласовками: orvim — arabim).
  • По слову пророка пища в доме сарептской вдовы не кончалась (3 Цар. 17:13-16).
  • Воскресил отрока сарептской вдовы (3 Цар. 17:21-22), который, предположительно, впоследствии стал пророком Ионой — см. сарептская вдова.
  • Низвёл огонь на жертвенник (3 Цар. 18:36-38).
  • По его молитве Бог дал дождь на землю после трехлетного «заключения» неба (3 Цар. 18:41-45).
  • Говорил с Богом лицом к лицу, закрыв при этом своё лицо (3 Цар. 19:9-14).
  • Низводил огонь с небес как для наказания грешников, так и для знамения истинного Богопочитания (4 Цар. 1:10-12).
  • Разделял реку Иордан подобно Моисею, ударив по ней своей одеждою (4 Цар. 2:8).
  • Был вознесён живым на небо за особую праведность перед Богом (4 Цар. 2:11).

Пророк Илия в Новом Завете

Преображение Господне

Пророк Илия упоминается несколько раз в Новом Завете. Так, описан эпизод как старейшины и народ спрашивали Иоанна Предтечу, когда он проповедовал на берегах Иордана в духе и силе Илии и даже по внешности походил на него, не он ли Илия? Также ученики Иисуса Христа, согласно Евангелию от Матфея, спрашивали Его, не должен ли перед Мессией прийти Илия. На что Христос ответил: «правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф. 17:11-12). Тогда ученики поняли, что Иисус говорил об Иоанне Крестителе, который был обезглавлен (Мк. 6:28).

Во время Преображения Иисуса Христа Илия пророк явился вместе с Моисеем, и они беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31). По мнению Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей». Предполагается, что он есть один из двух светильников предстоящих перед Богом и должен явиться пред вторым пришествием Христа на землю (Откр. 11:3-12). Во время страданий Христа на кресте некоторые из людей думали, что Христос зовёт пророка Илию на помощь, и ожидали его прихода.

Пророк Илия в исламе

Основная статья: Ильяс

Илья́с (араб. إلياس‎) — исламский пророк (наби), посланный к народу Израиля. Упоминается в Коране дважды. В Коране назван посланником (мурсал), праведником (салих), верующим (мумин).

Ильяс был послан к израильтянам, которые отступили от заповедей Аллаха, и стали поклоняться идолам. Он руководствовался шариатом Мусы (Моисея). Племя пророка Ильяса воздвигло в Баальбеке своему главному идолу Баалу гигантский памятник высотой в 8-10 метров. Ильяс призывал своих соплеменников отказаться от поклонения Баалу, но его проповедь не была воспринята его народом. Соплеменники Ильяса сочли его слова ложью и изгнали, за это понесли суровое наказание. Начавшаяся засуха вызвала неурожай, гибель скота и голод. Израильтяне вернули Ильяса, и они вновь стали слушаться его и поклоняться Аллаху. Благодаря молитвам Пророка пошли дожди, и жизнь в племени нормализовалась. Со временем народ вновь вернулся к идолопоклонству, за что стал обречён на вечные муки ада.

Покинув своё племя, Ильяс стал проповедовать среди других израильских племён, одно из которых хорошо приняло его. С помощью молитвы Ильяс излечил юношу по имени Аль-Яса, который стал его верным учеником и следующим израильским пророком.

Исламское предание повествуют о праведнике Ильясе, которому Аллах даровал власть над дождем, а затем вознёс на небеса. Он всё время путешествует по миру вместе с Хидром, регулярно посещает Иерусалим и Мекку. Когда он и Хидр расстаются, то произносят друг другу славословия, повторяя которые люди могут уберечься от пожара, потопления, воровства, укусов ядовитых змей и насекомых и т. д. Иногда Ильяса идентифицируют с Хидром или пророком Идрисом.

В славянской традиции

Изображение св. Ильи, сходное с античными изображениями Аполлона«Святы́й Илия Муромец». Русская икона конца XIX века.

Пророк Илья в славянской народной традиции — повелитель грома, небесного огня, дождя, покровитель урожая и плодородия. Илья — «грозный святой». На Руси он ассоциировался со своим предшественником — языческим Перуном–громовержцем. Представления о том, что Илья ездит по небу на колеснице, гремит и пускает молнии, преследуя змея, не являются славянской новацией. Об их широком бытовании ещё среди византийцев свидетельствует «Житие Андрея Юродивого», написанное не позднее X века. Согласно С. А. Иванову, «образ Илии как громовержца, разъезжающего по небу на колеснице, есть плод позднего народно-религиозного переосмысления». Н. М. Гальковский утверждает, что в связи с введением христианства на Руси древние верования в Перуна смешались с новыми христианскими, где многие черты Перуна были перенесены на Илью пророка. Концепцию прочного заслонения пророком Ильей бога Перуна высказывает и Б.А. Рыбаков. Ильин день торжественно отмечался по всей России 20 июля и праздновался со всеми признаками древнего языческого культа. Полагается, что этот грозовой день и был исконным днем громовержца Перуна. Подмена Перуна Ильей случилась еще до крещения Руси, когда только часть киевского боярства приняла христианство: в договоре Руси с Византией 945 г. говорится о русах-язычниках, клявшихся Перуном, и о русах-христианах, приносивших присягу в соборной церкви св. Ильи.

Согласно славянским народным легендам, опирающимся на книжную (библейскую, богомильскую) традицию, Илья был взят живым на небо. До 33 лет Илья сидел сиднем и был исцелён и наделён огромной силой ходившим по земле Богом и св. Николаем (ср. Богатырь), после чего был вознесён на небо (орлов.), ср. былинный сюжет об Илье Муромце. Святой ездит по небу на огненной (золотой) колеснице. По украинским поверьям, солнце — колесо от колесницы Ильи-пророка, Млечный путь — дорога, по которой ездит пророк, запряжённой огненными (белыми, крылатыми) конями (в.-слав.), или на белом коне (болг.), отчего и происходит гром. Зимой Илья ездит на санях, поэтому грозы и грома не бывает (орлов.). Сила Ильи-громовержца столь велика, что её приходится сдерживать: Бог возложил на голову Ильи камень в 40 десятин (орлов.), сковал ему одну руку и ногу (карпат.); сестра Ильи Огненная Мария скрывает от него день его праздника, иначе он от радости побьёт молниями весь свет (серб.); у св. Ильи есть только левая рука; если бы он имел обе руки, то перебил бы всех дьяволов на земле (банатские геры). Перед концом света Илья спустится на землю и три раза объедет свет, предупреждая о Страшном Суде (орлов.); явится на землю умирать или примет мученическую смерть через отсечение головы на шкуре огромного вола, который пасётся на семи горах и выпивает семь рек воды; пролившаяся при этом кровь пророка сожжёт землю (карпат.). По легенде из Галиции, конец света наступит, когда Илья «так впалит громами, що земля росипитси i спалитси»; ср. русский духовный стих «О Страшном Суде», в вариантах которого святой выступает в роли исполнителя воли Господа, карающего грешный человеческий род.

Н. Веселовский, ссылаясь на греческого исследователя Николая Полита, указывает, что на святого перешли некоторые черты Гелиоса и Зевса, а также о схожести греческих обычаев дня Ильи-пророка (Ильи Громовника) и германо-славянских обычаев Иванова дня.

Вершины греческих гор часто носят имя св. Илии, и на большей их части возвышаются посвященные ему часовни. Наиболее известная из них стоит на высочайшей вершине Тайгета, прозванного «горой св. Ильи» уже в XVIII веке, по свидетельству лаконского поэта Никиты Нифаки. Двадцатого июля/, в день, посвященный Восточною Церковью памяти пророка, паломники, с трудом взобравшиеся на вершину горы, разводят вечером множество костров, в которые бросают в честь святого ладан. Как только завидят эти огни окрестные жители, сами начинают палить вороха сена и соломы, пляшут вокруг и прыгают через них. Замечательно, рядом с обычаем жечь на Тайгете костры в праздник св. Ильи, отсутствие там такого же обычая на 24 июня/, известного в других частях Греции и по всей Европе.

Нередко встречается смешение Ильи Муромца с Ильёй-пророком. Смешение это произошло и на предполагаемой эпической родине Ильи Муромца, в представлении крестьян села Карачарово (близ Мурома), причём в рассказах этих крестьян связь Ильи Муромца с Киевом и князем Владимиром вовсе отсутствует.

Примечания

  1. см. Krumm Acher, Stanley, а также в монографии Milligan, «Elijah, his life and times».
  2. Ильин день в Москве — pravoslavie.ru
  3. Патриарх Алексий посетил штаб дальней авиации Военно-воздушных сил России — pravoslavie.ru
  4. Святитель Димитрий Ростовский. Житие и чудеса святого пророка Илии. Память 20 июля.
  5. Восходили ли Енох и Илия на небо?
  6. Енох, Энох // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
  7. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Кн. 4. 1894. С. 267.
  8. Митрополит Вениамин (Федченков). О конце мира.
  9. Gray, John. Old Testament Library, I & II Kings, SCM Press, London, 1964
  10. Преображение Господне — праздник Божественного света
  11. Мк. 15:35-36
  12. ас-Саффат 37:123
  13. аль-Ан‘ам 6:85
  14. 1 2 Ислам: ЭС, 1991, с. 94.
  15. 1 2 3 Али-заде, 2007.
  16. Ислам: ЭС, 1991, с. 95.
  17. 1 2 3 4 Белова, 1999, с. 405.
  18. Баранова О. Г. Ильин день // Российский этнографический музей
  19. Веселовский, 2009, с. 207—208.
  20. Илия // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2009. — Т. XXII. — С. 236-259. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-040-0.
  21. Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. — Епархиальная типография, Каплуновская ул. д. №4. — Харьков, 1916. — С. 22. — 376 с.
  22. 1 2 Б.А. Рыбаков. Язычество древних славян. — Москва: «Наука», 1981. — 406 с.
  23. Белова, 2004, с. 139.
  24. 1 2 Веселовский, 2009, с. 205.
  25. Колосова М. Заметки о языке и народной поэзии в области северо-великорусского наречия Владимиро-Суздальский и Ярославский край. Отчеты отделения русского языка и словесности. Приложение к XXX тому Записок Имп. Академии Наук № 3. — СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1877. — Стр. 309 и след.

Ссылки

  • Илия — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Пещера Ильи Пророка в Хайфе
  • Подборка церквей и часовен на территории России, освящённых во имя святого пророка Илии
  • Александр Валентинович Амфитеатров. «Илья-Громовник»

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNF: 11944721j · GND: 118529811 · LCCN: n80144651 · NKC: jn20000700479 · VIAF: 50535071 · WorldCat VIAF: 50535071

  • Иезекииль (Йехезкель)
  • Иеремия (Йирмеяху)
  • Исаия (Йешаяху)
  • Даниил (Даниэль)

  • Аввакум (Хаваккук)
  • Авдий (Овадья)
  • Аггей (Хаггай)
  • Амос (Амос)
  • Захария (Зхарья)
  • Иоиль (Йоэль)
  • Иона (Йона)
  • Малахия (Малахи)
  • Михей (Михa)
  • Наум (Нахум)
  • Осия (Хошеа)
  • Софония (Цфанья)

Пророки до Моисея и во времена Моисея
  • Енох (Ханох), Ной (Ноах), Евер (Эвер), Иов (Ийов)
  • Авраам (Авраам), Исаак (Ицхак), Иаков (Яаков)
  • Моисей (Моше), Аарон (Аарон), Мириам (Мирьям), Иисус Навин (Йехошуа бин Нун), Валаам (Бильам), Финеес (Пинхас)
Пророки в эпоху Судей
и объединённого царства
  • Девора (Двора), Анна (Ханна), Самуил (Шмуэль)
  • Давид (Давид), Соломон (Шломо)
  • Гад (Гад), Нафан (Натан), Ахия Силомлянин (Ахия ха-Шилони)
Письменные пророки Великие пророки Малые пророки
Другие пророки Израиля и Иудеи
  • Самей (Шмая)
  • Илия (Элияху)
  • Елисей (Элиша)
  • Олдама (Хульда)

Святой Илия пророк

Вскоре после разделения Израиля на Иудейское и Из­ра­ильское царства из­ра­ильские цари отпали от Истинного Бога. Царь Ахав и его жена Иезавель были идолопоклонниками. Они приносили жертвы Ваалу и склоняли к этому народ. Пророк Илия возвестил царю волю Господа: за нечестие Ахава Израиль постигнет великая засуха.

Три года во всей стране не было дождя, люди умирали от голода. Но сердце Ахава оставалось глухим. Долгое время Илия скрывался от царя у ис­точ­ника в пустыне. Каждый день вороны приносили ему мясо и хлеб. Когда источник высох, Господь повелел Илие идти в Финикию, в селение Сарепта.

Он поселился в доме бедной вдовы. По молитве Илии мука в ее доме не заканчивалась все время засухи.

Однажды сын вдовы тяжело заболел и умер. Илия взял мальчика, положил в своей комнате и, склонившись над ним, трижды воззвал к Богу… — и мальчик ожил.

По прошествии трех лет Илия снова пришел к Ахаву. Он велел собрать на гору народ Израиля. Собралось несколько тысяч человек и 850 жрецов Ваала. Илия велел сделать два жертвенника: один Ваалу, другой Истинному Богу. Целый день жрецы Ваала взывали к своему богу, но небо молчало.

Пророк Илия и жрецы Ваала. Лукас Кранах (Младший). 1545

Тогда Илия воздвиг свой жерт­вен­ник, возложил жертву, приказал выкопать вокруг ров и велел поливать жертву и дрова водой. По молитве пророка с неба сошел огонь и сжег жертву, дрова, воду и даже камни. Народ пал на землю, взывая: «Воистину Господь есть Бог Един
и нет другого Бога, кроме Него!»

Тогда небо отверзлось, и пошел проливной дождь.

Несмотря на покаяние Ахава, его жена Иезавель грозилась убить пророка. Илия бежал в Иудею. Сорок дней шел пророк и, дойдя до горы Хорив, поселился в пещере. Здесь после грозной бури, землетрясения и пламени Господь «в тихом ветре» Сам явился скорбевшему Илие.
За свою ревность о Славе Божией пророк Илия был взят на Небо живым. Его ученик, пророк Елисей, стал свидетелем восхождения Илии на небо в огненной колеснице.

Другие известные святые с именем Илия

В святцах Православной Церкви более 30 святых с именем Илия. Многие из них — новомученики.

Преподобный Илия Муромец, Печерский

Церковь почитает этого святого как преподобного Илию Печерского. Народные сказания знают его как былинного богатыря Илью Муромца.

Илья Муромец. Виктор Васнецов. Фрагмент картины “Богатыри”. 1881-1898

Илья Муромец жил в XII веке. Он был родом с Черниговщины, и он действительно был сильным воином. Под конец жизни Илья принял монашество в Киево-Печерской лавре. В 1643 году причислен к лику святых.

В 1988 году комиссия Минздрава УССР провела экспертизу мощей святого Илии Муромца. Исследования показали, что преподобный был сильным человеком, имел довольно высокий для Средневековья рост 177 см. У него обнаружены признаки заболевания позвоночника (былинный Илия от рождения и до 33 лет не мог двигаться) и следы от многочисленных ранений.
Сегодня мощи Илии Печерского покоятся в Ближних Пещерах Киево-Печерской лавры.

Илья Муромец — главный герой 15 из 53 сюжетов русских героических былин. Подвиги богатыря — традиционный сюжет народного лубка. Самое известное изображение Ильи Муромца — картина Виктора Васнецова «Богатыри» (1881).

Интересные факты об Илие Пророке

1. Пророк Илия — один из величайших пророков Ветхого Завета. Во время Преображения апостолы видят Христа, беседующего с Моисеем и Илией.

2. Тайновидец Апо­ка­лип­сиса рассказывает, что пророк Илия будет предтечею Второго Пришествия Хрис­та на землю и примет смерть от слуг Антихриста.

3. Храм пророка Илии «на ручае» — первый храм на Руси. Он упоминается в договоре князя Игоря с Визан­тией 944 года. В церкви пророка Илии крещеные варяги клялиясь соблюдать условия договора.

4. Ильинка — одна из старейших улиц Москвы. Она ведет от Красной площади до площади Ильинских ворот. Название улица получила от Ильинского мужского монастыря XVI века с каменной церковью Илии Пророка. Монастырь был упразднен после пожара 1626 года, церковь стала приходской и существует по сей день.

5. Имя Илья было достаточно распространенным в России. Происходящая от него фамилия Ильин довольно часто встречается уже в XVIII веке. Например, капитан 1-го ранга Дмитрий Ильин был одним из героев Чесменского морского сражения (1770). А русский религиозный философ Иван Ильин известен по всему миру.

6. Ильин день — один из самых известных русских народных праздников. Когда язычники принимали христианство, многие народные обычаи «воцерковлялись», замещались христианскими. Так, например, языческие проводы зимы вошли в православную традицию как Мас­ле­ница — подготовительная Сырная седмица перед началом Великого поста. Похожая история произошла и с днем памяти пророка Илии.

7. Поговорка «Петр и Павел час убавил, Илия пророк два уволок» не имеет никакой связи со Священным Писанием. Дело в том, что после 2 августа начинает темнеть на два часа раньше.

8. Пророк Илия считается покровителем воздушно-десантных войск. Это почитание сложилось из календарного совпадения дня памяти пророка и дня ВДВ: 2 августа на учениях Московского военного округа под Воронежем в 1930 году был высажен первый парашютный десант. Многие десантники молятся пророку Илии как своему «профессиональному» защитнику.

2. Проповедник Единого Бога

Современный Илии царь Израиля Ахав и его жена Иезавель были идолопоклонниками: они приносили жертвы языческому божеству Ваалу (Иезавель происходила из финикийцев, поклонявшихся ему, и сама была жрицей) и склоняли к этому народ. Илия открыто обличал царя и царицу, снискав тем самым ненависть последней.

В наказание за упорство царя в идолопоклонстве Господь посылает на страну зной. Три года не было с неба ни дождя, ни росы. Засуха прекратилась только по посрамившей жрецов Ваала молитве Илии.

Произошло это при следующих обстоятельствах.

Илия собрал на горе Кармил народ Израиля и жрецов Ваала и предложил сложить два жертвенника — Богу и Ваалу — и принести на них жертвы, но не поджигать ее. Если Ваал попалит свою жертву огнем с неба, то он и есть истинный Бог. Если Господь — истинный Бог Он.

Ваал, разумеется, своей жертвы «не принял». Бог же попалил не только жертву, но и дрова, каменный жертвенник и даже ров с водой, который по приказу Илии окружал жертвенник.

Народ Израиля покаялся и восславил Бога, а Илия собственноручно убил всех жрецов Ваала как тех, кто совращал людей. После этого он взмолился к Господу о дожде, и Господь призрел на его молитву.

4. Илия — предтеча Христа

Согласно церковному преданию, основанному на пророчестве Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал.4:5), пророк Илия станет предтечей Второго Пришествия Христа на землю и будет убит за проповедь Христа, повторив тем самым судьбу Иоанна Крестителя, пришедшего «в духе и силе Илии» в качестве Предтечи Спасителя («Илия должен придти прежде и устроить все; но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф.17:11-12), – говорит Христос).

О том, что Илия является одним из провозвестников Христа, свидетельствуют его чудеса. Во время засухи, последовавшей за грехи царя Ахава и народа Израиля, он поселился в доме вдовы из Сарепты Сидонской, язычницы по происхождению — подобно тому, как Христос пришел к погибающему народу Израиля, но, будучи отвергнутым, был принят язычниками.

В доме вдовы Илия воскресил ее единственного сына, умершего от болезни — как Христос будет воскрешать мертвых в земной Своей жизни.

Еще одно чудо в доме вдовы — пока в нем находился пророк, не иссякало масло в кувшине и не заканчивалась мука — предвосхищает чудо о хлебах и рыбах, которыми Господь насыщал слушающих Его.

10. Чей покровитель пророк Илия?

2 августа – «день ВДВ». Воины в голубых беретах отмечают свой праздник широко, а те из них, кто исповедует себя православными, не без гордости вспоминают, что в этот же день Церковь вспоминает пророка Илию. Поэтому в последнее время пророка Илию все чаще называют покровителем воздушно-десантных войск.

Нет ничего плохого в таком календарном символизме, тем более, что многие чудеса пророка были по-ветхозаветному воинственными. Важно вместе с тем не забывать главного: пророк Илия — покровитель верных Господу, ибо сам был верен Ему вопреки всем обстоятельствам, он же — наставник заблудших, ибо своими чудесами вразумил заблудший народ, он же — образец целомудренной жизни, ибо жил в чистоте, не состоя в браке…

Каждому он близок по-своему. Потому пророк Илия, от которого нас отделяют тысячелетия, – один из самых любимых в народе святых.

В числе сохраненных национально-культурных достояний существует огромное количество величайших художественных произведений, главные герои которых относятся к старинным религиозным персонажам. Их иллюстрации, представленные на деревянных полотнах, наглядно отражают священные образы, которые были взяты из библии. Среди наиболее почитаемых композиций, которые с древних времен по-прежнему продолжают быть значимыми для общества, следует выделить одну, чьи чудотворные свойства являются особенно важными даже для воздушно-десантных войск.

Речь идёт о великой иконе Ильи Пророка. Первый её образ появился на свет еще со времен существования Византийского государства. В нем, пророк Илья предстаёт в качестве грузного мужчины с суровым хмурым взглядом. На теле его можно увидеть шерстяной плащ красного цвета, который покрывающий сзади спины. А на нижней части лица прорастает густая и длинная борода. В других более поздних работах, у Ильи можно будет заметить кинжал, который он держит в руке. Согласно некоторым определениям, данный предмет позволяет передать особую ярость, которую испытывает главный герой по отношению к иноверам.

Изображение Святого Ильи

На сегодняшний день в отдельных монастырях можно встретить две иконы святого Ильи. Их проиллюстрированные образы значительно отличаются друг от друга. Первый вариант изображает пророка, который сидит на камне возле пещеры посреди безлюдной пустыни, и погрузившись в свои мысли, о чем-то думает. Его голова при этом повернута в сторону, а прирученный ворон, которого можно увидеть в правом верхнем углу данной композиции, клювом удерживает еду, которую он нашел специально для Ильи. Согласно легенде, данный вариант работы демонстрирует тот самый промежуток времени, когда главный герой еще находился на земле и являлся обычным человеком. Другое произведение с участием пророка, уже демонстрирует продолжение его жизни в Небесном Царстве. А для того, чтобы люди полностью смогли в этом удостовериться, иконописец изобразил святого, который несётся сквозь облака, смотря при этом вниз на землю, от которой он постепенно отдаляется.

Следует отметить, что икона Ильи пользуется у религиозно верующих невероятной популярностью. По народному календарю, в честь данного святого, 2 августа отмечается старинный праздник, который так и называется день Ильи.

В чем помогает икона Ильи Пророка

Значение иконы Ильи Пророка крайне велико. Особенно это касается плодовитого урожая на засеянных территориях, появление которого бывает весьма затрудненным без божией помощи. Поэтому, с древних времен, крестьяне, а в нынешние времена сельскохозяйственные фермеры, обращаются к нему за помощью во время засухи для того, чтобы предотвратить её, обогатив почву проливным дождем.

Бывает и обратное, когда люди наоборот обращаются к святыне с целью установления хорошей солнечной погоды. Считается, что икона Ильи Пророка помогает человеку избавить свою душу от скверны и очернённой злобы. Молящиеся, во время совершения определенных религиозных канонов и прочтения молитвы, может быть услышан, и исцелен от сопровождающих его болезней. Находясь дома, в специально предназначенном для этого домашнем уголке, она способна подарить проживающей семье уют и особую теплоту.

Отдельное внимание следует уделить воздушно-десантным войскам. В каждой части такого военного подразделения обязательно существует часовня, главной иконой которой является образ святого Ильи Пророка.

В России, данную почитаемую святыню можно увидеть в церковном храме, который расположен на Обыденском переулке в городе Москве. Другой её образ находится в Новгородском храме, который называется Храм Пророка Божия Илии.

Молитва иконе святого Ильи

Перед началом молитвы, сперва, необходимо поставить свечки. Для того, чтобы икона Ильи Пророка смогла полностью помочь, в ответ на услышанные молитвы, человек, просящий о помощи, должен полностью верить в её чудотворную силу и последующее благополучие, которое обязательно настанет.

Во время молитвы, очень важно, чтобы сознание человека было полностью освобождено от каких-либо посторонних мыслей, а вся концентрация и внимание были направлена на просьбу о помощи. Её слова звучат следующим образом:

О святый пророче Божий Илие, моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам, рабам Божиим (имена), дух покаяния и сокрушения о гресех наших, и всесильною Своею благодатию да поможет нам пути нечестия оставити, преспевати же во всяком деле блазе, и в борьбе со страстьми и похотьми нашими да укрепит нас; да всадит в сердца наши дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности ко славе Божией и о спасении своем и ближних доброе попечение. Отврати от нас предстательством твоим праведный гнев Божий, да тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ во Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ему же подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Пророческий чин

Происхождение не установлено. Поступила в музей до 1951 г.
Реставрировалась в 2002 г. Е. И. Куприяновой.

Пророческим чином называется один из рядов высокого иконостаса. В центре этого ряда обычно помещалось изображение Богоматери с Младенцем в типе «Воплощение» или Богоматери с Младенцем на престоле. Справа и слева от Богоматери изображались ветхозаветные пророки со свитками, на которых писались тексты их пророчеств, а иногда и с символическими предметами — прообразами Богоматери. Пророческий ряд иконостаса напоминал о ветхозаветном прошлом человечества и о предначертаниях Божественного промысла, так как пророки предсказали важнейшие события новозаветной истории — прежде всего, воплощение Бога от Девы.

В центре публикуемого пророческого чина, написанного на одной доске, находится изображение Богоматери на престоле в типе Богоматери Печерской — с припадающими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Считается, что этот иконографический тип восходит к изображению Богоматери на стене алтарной апсиды Великой церкви Печерского монастыря. Согласно преданию, вошедшему в состав Киево-Печерского патерика, образ Богоматери чудесно появился на алтарной стене во время работ по украшению храма греческими живописцами (1080-е годы). Изображения Богоматери на престоле с предстоящими Антонием и Феодосием известны с XIII века. Иногда этих преподобных изображали припадающими к ногам Богоматери. Со второй половины XVII века иконы Богоматери Печерской (в том числе — с фигурами Антония и Феодосия) встречаются в составе пророческих рядов иконостасов.

По сторонам от Богоматери представлены восемь пророков со свитками в руках. Вопреки традиции, согласно которой рядом с Богоматерью изображали царей Давида и Соломона, на ярославской иконе их места отведены пророкам Моисею и Елисею. Надпись на свитке Моисея: «Аз купину тя прозвах человеком покрове тайну бо видех в купине» посвящена видению пророком Неопалимой купины, прообраза Богоматери, и восходит к тексту III главы книги Исход. Текст Елисея: «Прият милоть Илиину и прообразова святую Троицу» основан на тексте IV книги Царств (II, 9–15). За Моисеем и Елисеем изображены Симеон Богоприимец и пророк Исайя. Текст на свитке Симеона: «Сей лежит на падение и на восстание многим во Израили, и тебе же…» обращен к Богоматери, принесшей Младенца Христа в Иерусалимский храм (Лк. II, 34–35). На свитке Исайи — текст его знаменитого пророчества о Боговоплощении: «Се Дева во чреве приимет, , и нарекут ему имя Еммануил» (Ис. VII, 14). Следующую пару образуют судия израильский Гедеон с текстом пророчества о Деве Марии: «Аще спасеши рукою моею Израиля, тогда будет на руне роса, а по всей земле суша» (Суд. VI, 36–37) и пророк Иезекииль, на свитке которого помещена надпись, сообщающая о другом ветхозаветном прообразе Богоматери — затворенных вратах Нового Иерусалима: «И будут врата сия затворены, и никто же пройдет сквозь их, но токмо…» (Иез. XLIV, 2). У левого края иконы изображен пророк Илия Фесвитянин. На его свитке находится необычная надпись, которая восходит к тексту III книги Царств (XVIII, 34; XVII, 21): «Прообразовах святую Троицу утроением воды на полена и тремя духовением вдовичья сына воскреси». Пророк представлен с ножом, напоминающим об убиении Илией жрецов языческого божества Ваала (III Цар. XVIII, 40). Правый ряд пророков замыкает фигура Михея. На его свитке — текст предсказания о рождении Спасителя в Вифлееме: «И ты, Вифлееме, земля Иудина, ничем же менши будеши во владыках Июдовах» (Мих. V, 2). Тексты на свитках пророков прославляют Богоматерь, родившую Сына Божия, — второе лицо Единосущной Троицы, и свидетельствуют о связи Ветхого и Нового заветов.

Пророческий чин — один из лучших образцов ярославской живописи начала XVIII столетия. По стилю и размерам ему удивительно близка икона «Деисус с Христом Эммануилом», хранящаяся в собрании Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. Вероятно, обе иконы, происхождение которых пока не установлено, входили в состав единого ансамбля. Не исключено, что они размещались над боковыми вратами иконостаса.

Илья Пророк в пустыне с житием. XVI век. Цикл «Искусствовед рассказывает»

Царёва Татьяна Борисовна — заведующий отделом

Все материалы рубрики

«Искусствовед рассказывает…»

С XIV века в древнерусской живописи все чаще начинают появляться житийные иконы. В центральной чести иконы, которая называется средник, изображается святой, а по бокам размещаются небольшие, одинаковые по размеру изображения, которые называются клейма, в них представлены главные события из жизни святого. Подобные иконы существовали и в Византии, но там они не получили столь широкого распространения, как в славянских странах и особенно на Руси. На Руси житийную икону называли «памятником, прежде жившим и книгой для тех, кто грамоте не разумеет». Сюжеты житийных сцен нередко восходили к апокрифическим источникам, что давало художнику возможность более вольного их толкования. К тому же, по мере развития искусства в XIV и XV веках, в этих сценах часто находили свое отражение жизненные наблюдения иконописца. Так в житийные сцены начали проникать элементы реальной архитектуры и реального быта, но в то же время житийная сцена никогда не превращалась в простую жанровую картину. В ней всегда сохранялась дистанция между миром идеальным и миром реальным.

К разряду житийных икон относится и икона «Илья Пророк в пустыне с житием», написанная в XVI веке. Повествование о жизни и деятельности пророка Ильи можно прочитать в Библии, в Третьей и Четвертой книгах Царств.

Святой Илья был одним самых почитаемых на Руси ветхозаветных пророков. Он жил во времена царя Ахава, правившего в Иудее. Образ Ильи Пророка, гневливого и неистового ревнителя Бога, взятого живым на небо в огненной колеснице, органично соединился в сознании русского человека с образом грозного Перуна, главного божества славян, повелителя грома и дождя. Постепенно, вытеснив его, Илья стал одним из самых популярных в народе святых, который, по представлению крестьянина, дает дождь или ведро, хранит дом и урожай от пожара, наказывает неправедных огнем. Его лику придавали обычно суровое, гневное выражение, в полном соответствии с его характером. В среднике иконы изображение «сидения» пророка Ильи на горе Хориве, у Хоравского источника, куда он удалился после обличения царя Ахава, поклонявшегося языческим божествам, а вороны приносили ему пищу. Илья на иконе предстает седовласым старцем, сидящим на фоне холмов, их неяркие охристые тона, призваны создать ощущение «дикой» пустыни. Илья облачен в светлый хитон, а на его плечи накинут плащ, подбитый овчиной, называемый милотью. Левая рука святого покоится на колене, а лицо обращено к летящему ворону. Поворот головы и массивной фигуры Ильи, детали окружения: горки, условные деревья, текущий у ног ручей, летящий ворон характерны для иконографии святого. Однако искусство XVI века, более декоративное и радостное, оказало влияние на трактовку образа. Суровый старец с развевающимися космами волос становится более благообразным. Черты лица смягчены, сглажены, линии округлы и плавны.

На полях иконы в двенадцати клеймах рассказывается житие Ильи. В основе изображений лежат как библейские Книги Царств, так и апокрифические сюжеты.

Клеймо I .Согласно апокрифу ангел является во сне отцу Илии — Саваху. Ему было видение: прекрасные мужи в белом пеленают новорожденного Илию в огненные пелены и дают ему вкусить огнь, как пророку Исайе угль, пророческий дар.

Клеймо 2. Центральное место в житии пророка занимают ветхозаветные сказания времен израильских царей Ахава и Охозии. По наущению жены своей, финикиянки Иезавели царь вводит в стране поклонение языческим (финикийским) богам Ваалу и Астарте. Явившийся царю Ахаву Илья Пророк возвестил, что за бесчестие страну ждут засуха и г Средник иконы. После этого Илья удалился в пустыню, где жил у потока Хорав, а ворон приносил ему пищу.

Клеймо 3. Скоро поток высох, и Илья ушел в город Сарепт, по гласу Господню в Сарепт, когда везде уже был голод. Ему было сказано, чтобы пришел он к вдове, которая накормит его. Он пришел к этой женщине, а у нее нет воды, последняя мука и последнее масло, но он сказал ей: «Дай мне напиться и кусок хлеба». И по слову Илии, и по воле Господа неисчерпаемы были запасы хлеба и масла у этой вдовы.

Клеймо 4. Но тут случается страшное — заболевает сын вдовицы, и она покорно говорит Илии: «Да, ты пришел наказать в моем лице всех неправедных, но ты отнял у меня единственного сына». И пророк Илия воскрешает сына вдовицы. Как сказано в писании: «Трижды наклонился Илия пророк над отроком и вдохнул в него жизнь».

Клеймо 5. На третий год засухи повелел Илья Пророк собрать жрецов Ваала на горе Кармил, чтобы принести жертвы Богу. Жрецы Ваала положили тельца на дрова и призвали небесный огонь, но не было им «ни голоса, ни ответа».

Клеймо 6. Когда же Илья воззвал к Богу, тот поглотил своим огнем его жертву и сразу пошел большой дождь.

Клеймо 7. После этого Илья побил лжепророков (клеймо 7).

Клеймо 8. Илья слушает повеления Бога.

Клеймо 9. Илья совершает помазание на царство над Сирией царя Азаила

Клеймо 10. Он побивает войска из 50 человек, посланных за ним царем Охозией, обратившимся к Вельзевулу.

Клеймо 11. И предрекает гибель неверному царю.

Клеймо 12. И последнее изображение — Бог забирает праведного Илию живым на небо. В этот день перед Илией и его учеником, пророком Елисеем, расступаются воды Иордана, является огненная колесница, которая уносит Илию, на небо, минуя смерть. Он оставляет милость своему ученику Елисею в знак преемственности пророческого дара.

Клейма иконы повествовательны, иллюстративны, перед нами богословская книга, написанная кистью и красками. Словесный образ заменяется образом живописным.

Расположение сюжетов клейм на иконе «Илья Пророк в пустыне с житием».

1. Рождество Ильи пророка с явлением Саваху, отцу Ильи, во сне ангела с младенцем, повитым огнем

2. Илья Пророк обличает царя Ахава.

З. Илья Пророк в доме вдовицы Сарептской.

4. Илья Пророк воскрешает сына вдовицы.

5. Жертвоприношение жрецов Ваала.

6. Жертвоприношение Ильи Пророка.

7. Илья Пророк побивает жрецов Ваала.

8. Явление Бога Илье Пророку.

9. Помазание на царство над Сирией царя Азаила.

10. Илья Пророк попаляет пятидесятников.

11. Илья Пророк обличает царя Охозию.

12. Огненное восхождение Ильи Пророка.

Пророк Илия

На фото: «Явление ангела пророку Илии» (1464—1467), работа известного голландского художника Дирка Баутса, представляющая собой створку алтаря в церкви святого Петра в бельгийском городе Лёвене.

Самым широко известным эпизодом из жизни пророка Илии является борьба с одним из израильских царей по имени Ахава, насаждавшим на своей земле культ языческого бога Ваала, которая закончилась победой Илии.

История жизни пророка Илии (имя это переводится как «Бог мой Яхве»), единственного из всех святых живым взятого на небо, описана в 3-й и 4-й Книгах Царств Ветхого Завета. Вот ее основные вехи.

Илия Фесвитянин (то есть родившийся в городе Фесвии) жил в IX веке до нашей эры, при израильском царе Ахаве, чья жена Иезавель была язычницей. Иезавель увлекла своего царственного мужа культом Ваала до такой степени, что тот поставил ему капище и принудил всех израильтян поклоняться этому языческому идолу. Пророков Божиих при этом преследовали и убивали. Разгневанный Илия, по слову Господню, поразил отпавшую от Бога страну жестокой трехлетней засухой, сам же скрылся в пустыне, у потока Хорафа, где его, опять же по Божию велению, кормили вороны. Когда и этот поток иссяк от зноя, Илия некоторое время жил у Сарептской вдовицы, откуда отправился «показаться Ахаву».

Явившись к царю, пророк вновь гневно обличил его в том, что тот «презрел повеления Господни и идет вслед за Ваалом», после чего предложил устроить испытание: соорудить два жертвенника, один — от него самого, другой — от 450 жрецов Ваала, и посмотреть, чья молитва о ниспослании огня на жертвенник будет услышана. Жрецы Ваала как ни плясали, ни истязали себя до крови, ни бесновались, так и не смогли добиться желаемого — огонь сошел на жертвенник Илии по его молитве, после чего устрашенный народ схватил Бааловых жрецов, а Илия «заколол их». И пролился благодатный дождь, и засухе настал конец.

Илии же между тем пришлось бежать от гнева Иезавели в пустыню, откуда, он, усталый, почти отчаявшийся, был изведен ангелом, чтобы при горе Хорив, после «большого ветра, землетрясения, огня и веяния тихого ветра» услышать глас Господень (именно эта встреча пророка с Богом изображена в центральной части выбутской иконы Илии Пророка). Господь утешил его словами о том, что Илия не одинок в своей борьбе, что Им оставлены между израильтянами «семь тысяч мужей», чьи «колена не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его», и что Илии уже подобран преемник — «Елисей, сын Сафатов, из Авел-Мехолы», которого следует помазать в пророки.

Именно Елисей стал свидетелем последнего чуда жизни Илии — его «огненного» восхождения на небо. «Когда они шли и разговаривали, — повествует 4-я Книга Царств, — вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучила их обоих, и понесся Илия в вихре на небо».

Нетрудно заметить, что большинство чудес, совершенных Илией, как бы прообразуют чудеса Иисуса Христа, о которых рассказывают евангелисты. Неслучайно именно Илия (вместе с пророком Моисеем) является на гору Фавор в момент Преображения Господня, чтобы беседовать с Иисусом.

И на этом миссия его не заканчивается. Согласно церковному преданию, пророк Илия явится на Землю перед Вторым Пришествием Иисуса Христа и примет мученическую смерть за свою проповедь.

Почитание Пророка Илии в мировых религиях

Пророка Илию почитают практически во всех религиях. В исламе это праведник Ильяс, отправленный к израильтянам. Среди прочего, он обладал даром врачевания, ему были подвластны выпадавшие (или не выпадавшие) на землю осадки.

В Ветхом Завете описано немало чудес, совершенных Илией для подтверждения всемогущества Бога. И иудеи, и христиане верят, что пророк был взят живым на небо, вознесшись туда на огненной колеснице. Также верят, что Иоанн Предтеча однажды проповедовал «в духе и силе Илии» и что почитаемый пророк снова вернется на грешную землю незадолго до второго пришествия Христа. Еще в Священном Писании содержится эпизод, когда по велению Бога птицы и ангелы стали приносить Илии еду. Кроме того, именно Илия вместе с другим пророком — Моисеем — был удостоен чести присутствовать при Преображении Господнем.

Интересно, что в славянской народной традиции Илию иногда отождествляют с русским богатырем Ильей Муромцем. В память о том, как он умел насылать неурожаи, святому молятся о дожде и почитают его как повелителя грома и плодородия. Недаром в русском народе о пророке Илии сложено немало поговорок:

  • «Илья грозы держит, Илья хлебом наделяет»
  • «Илья лето кончает, жито зажинает; первый сноп — первый осенний праздник»
  • «На Илью до обеда лето, а после — осень»
  • «Илья Пророк — косьбе срок»
  • «С Ильина дня ночь длинна и вода холодна»
  • «До Ильи мужик купается, а с Ильи — с рекой прощается»

Как ни странно, Илии пророку «нашлось место» и в современном мире технического прогресса. В наши дни его особо почитают военные — как покровителя воздушно-десантных войск и вообще всех авиаторов. Ведь недаром он и сам ездит по небу на огненной колеснице!

В Греции вершины многих гор принято называть в честь святого Илии, а также ставить там часовни в его честь. Самая известная из них, пожалуй, вершина Тайгета, которую уже с XVIII века местные жители стали величать горой Святого Илии. В день памяти пророка туда стекаются сотни паломников, разводят костры и бросают в огонь ладан. Рассказывают, что как только вспыхивает огонь на вершине, жители окрестных деревень тоже зажигают ворохи сена и соломы, пляшут и прыгают через них.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *