Иконы иисуса христа

Основные обозначения. ΟΩΝ. ΜΡ ΘΥ. IC XC

В Ветхом завете Бог открывает Моисею одно из Своих имён.

(Исх 3:13-15)

«И сказал Моисей Богу, вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род»

Библия на греческом языке содержит написание ΟΩΝ. Это имя вписывается в нимб Иисуса Христа, Бога и Человека.

Казанская икона Божией Матери. XVIII век. На трёх сторонах Креста в нимбе вписано имя Бога. ΟΩΝ — Сущий

Надписи поясняют, кто изображен на иконе. Часто сокращают всё слово, кроме начальной и последней буквы. Этот пример называется «контрактура». Над такими обозначениями стоит знак «титло» ( ҃). Например, на иконе Казанской Божией Матери нанесены сокращенные надписи: Матерь Божия; Иисус Христос. Сущий.

Другие распространенные сокращения:

IC XC Иисус Христос
ЦРЬ СЛВЫ Царь Славы
СНЪ БЖIЙ Сын Божий
НИКА Победа. Крестом Христос победил смерть и ад
К Копье. Согласно Евангелию, римский сотник Лонгин пронзил им ребра распятого Христа
Т Трость. На ней подняли к лицу умиравшего Христа губку, пропитанную уксусом
МЛ РБ Место Лобное Рай Бысть.

Спаситель Своей Крестной Жертвой вернул людям утерянный Рай

ГГ Гора Голгофа. Место распятия Спасителя. На еврейском языке означает «череп»
ГА Голова Адама. По преданию, здесь был погребен первый человек — Адам. Его череп и кости изображены внизу

Ихтис

Древние христиане Римской империи подвергались тяжелым гонениям за веру. Приходилось скрывать православное значение священных знаков. Это привело к появлению сложной символики. Один из древнейших примеров — рыба, по-гречески — «ΙΧΘΥΣ» (ихтис). Его составляют начальные буквы слов Иисус Христос Божий Сын Спаситель (Ιησους Χριστος Θεου Υιος, Σωτηρ). Символ распространился в римских катакомбах — тайных храмах первых христиан.

Символы Иисуса Христа — греческая аббревиатура «рыба» и хризма

Хризма

Другой древнейший символ христиан образован из двух начальных букв слова «Христос». В греческом написании слова (ΧΡΙΣΤΌΣ) это буквы «хи» и «ро».Скрещённых между собой, они стали монограммой Спасителя. После победы христианства в Римской империи, хризма венчала штандарты военных знамён.

Альфа и Омега

Α ω — первая и последняя буквы греческого алфавита. Упоминаются Христом в Апокалипсисе Иоанна Богослова: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель». Эти греческие буквы на иконе Спасителя часто встречаются на современных иконах.

Крест на Голгофе

Символ, хорошо известный в России даже людям, чуждым веры. Эти изображения священник оставляет на стенах после освящения квартиры. Изображения при Кресте относятся к событиям Распятия Христа. События описаны во всех Евангелиях. «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса» (от Иоанна, 19 глава).

Орудия Страстей Христовых поясняются начальными буквами слов

Значение надписей — в таблице:

Символы на иконах Что означает надпись на иконе
ΟΩΝ Сущий. Имя Бога, открытое Им Моисею.
IC XC

IИС ХС

IСЪ ХСЪ

ΙΣ ΧΣ (греческий)

Иисус Христос
ΜΡ ΘΥ. Б.М. БЦА. П. Б. Матерь Божия. Сокращенное от греческого Μητερ Θεου. Богородица. Пресвятая Богородица
Θεος Бгъ Бог
ΑΓΙΟΣ. αγιος. АГИOС. СВЯТЫЙ. СТЫ. СТН. СТИ. СТ. СВ Святой
ΑΓΙΑ. αγια. АГИА СТАЯ Святая
ПРО Пророк
АПЛЪ Апостол
СТЛЬ Святитель
МЧ. МЧНК Мученик
ПР Преподобный

Иисуса Христа распяли к северо-западу от Иерусалима, у сада. Под камнями Голгофы покоятся останки Адама, первого сотворенного человека. Искупительная Кровь Христа омыла его кости. Так в лице Адама все человечество очистилось и освятилось Кровью Спасителя.

Сокращения на образах святых говорят о чине святости

Очень многочисленны сокращения на образах подвижников. Кроме имени указывают чин святости:

ап апостол свт святитель
бесср бессребреник прор пророк
блгв благоверный просвет просветитель
блж

блаж

блаженный прмч преподобномученик
вмц

влкмц

великомученица прмц преподобномученица
вмч великомученик прп преподобный
исп

испов

исповедник прп исп преподобноисповедник
кн князь равноап равноапостольный
кнг княгиня св святой
митр митрополит сщмч священномученик
мч мученик страст страстотерпец
мц мученица чудотв чудотворец
прав праведный юрод юродивый

Икона без надписи расскажет о святом чертами образа. О чине святости говорят цвет одежды подвижника, предметы в его руках.

  • Цвет мучеников — красный. В руке держат крест. Изображаются часто с орудиями страданий.

Святые мученики Наталия и Адриан держат в руках Кресты. Красные одежды — цвет крови, пролитой за Христа

  • Святители — изображены в богослужебном облачении своего сана. Пальцы правой руки сложены для благословения.

Святитель Лука Крымский облачен в мантию епископа. Пальцы сложены для благословения

  • Открытая ладонь. Чин святости — праведник. Встречается у других чинов.

Святой Иосиф Обручник с открытой ладонью. Чин святости — праведный.

  • Две открытые ладони толкуют как знак принятия благодати или дара молитвы.

Святая Анна с двумя молитвенно открытыми ладонями

  • Рука у сердца — святой преуспел в сердечной молитве.

Рука у груди святого Симеона Верхотурского говорит о даре сердечной молитвы

Икона — написанная красками книга о святом. По предмету в руках святого заключают о его занятии при жизни. Священники держат Евангелие, Потир. Воины — оружие. Целители — ложечку для лекарств, монахи — четки; основатели храмов и обителей — миниатюрные церкви.

Святой Иоанн Дамаскин, рассуждая о почитании святых, писал:

Иоанн Дамаскин Святой

«Поклоняемся им, потому что сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека не как Царя, но как послушного слугу и благорасположенного к Нему друга».

Православные почитают святых, как старших наставников, достигших высоты Любви к Богу и людям. Путь спасения узок и тернист. Внешним людям он может показаться полным одиночества. Но на деле христианин имеет немалые «связи» на Небесах.

Святые помогают в делах временной жизни и молятся Богу о ныне живущих христианах. Искренняя просьба к небесному покровителю не останется без ответа.

Публикации

Какие бывают иконографические типы иконы Христа 05.03.2018 14:46

Изображение Христа имеет крестчатый нимб. Что такое нимб? Слово это переводится с латинского как «облако», «туман», «ореол». Нимб — символ нетварного Божественного света, который Спаситель явил ученикам на горе Фавор: «И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце » (Мф.17.2). Нимб на иконах Спасителя имеет еще и вписанный Крест. Внутри него три греческие буквы, передающие слова Бога «Я есмь Сущий» (Исх.3.14), сказанные Моисею. Обычно Богочеловека Христа изображают облаченным в красный хитон (одежда в виде рубахи) и синий гиматий (плащ, накидка). Красный цвет символизирует земную и человеческую, синий — небесную и Божественную природы Спасителя. Обычно на правом плече хитона можно увидеть еще нашивную темную полосу — это клав, в античном мире — знак патрицианского достоинства. На иконах он является символом чистоты и совершенства земной природы Спасителя и признаком его особой мессианской роли.

Рассмотрим иконографические типы иконы Христа:

Спас Нерукотворный

Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа «Спас на убрусе» лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. В предании сохранились две версии происхождения нерукотворного образа: одна из них была распространена на Западе, другая — на Востоке. В первой повествуется о праведной женщине Веронике, которая из чувства сострадания отерла лик Спасителя своим платком, когда он нес на Голгофу крест. И чудесным образом лик Христа запечатлелся на ткани (потому существуют западные изображения Христа на плате, где Он изображен в терновом венце, с кровавыми подтеками, со скорбным и мученическим выражением, часто с закрытыми глазами). Вторая история приводит нас в восточный город Эдессу, где царем был Авгарь. Заболев проказой, царь долго и тщетно ищет того, кто бы мог его вылечить. Услышав о Христе, он посылает к нему своего слугу с приглашением посетить Эдессу. Христос отказывается идти, но не отказывается исцелить царя. Попросив принести чистый плат, Спаситель прикладывает свой лик к ткани, и его образ нерукотворно запечатлевается на нем. Когда слуга доставляет чудесный кусок ткани в Эдессу, царь, приложившись, тут же получает исцеление от страшной болезни. Авгарь хранит чудотворный лик как величайшую святыню.

Появление иконы «Спас на чрепии» объясняется следующим преданием. Царь Авгарь установил Нерукотворный Образ в нише над городскими воротами. Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу, когда проходили через ворота. Но один из правнуков Авгаря, правивший Эдессой, вернулся в язычество. Он решил снять Образ с городской стены. Господь повелел в видении Эдесскому епископу скрыть Его изображение. Епископ, придя ночью со своим клиром, зажег перед ним лампаду и заложил глиняной доской и кирпичами. Прошло много лет, и жители забыли о святыне. Когда в 545 году персидский царь Хозрой I осадил Эдессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ. Но при этом увидел, что изображение Спасителя отпечатлелось на черепице, где был скрыт Нерукотворный Образ (отсюда и название «Спас на чрепие»). После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило.

Обе святыни — Спас на убрусе и Спас на чрепии –утеряны.

Спас Вседержитель

Спас Вседержитель (Пантократор) — это икона, которую можно увидеть в каждом православном храме. Обычно фреска или мозаика «Пантократор» находится в центральной купольной части церкви. На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие. Различаются несколько вариантов композиций — изображение фигуры в рост, поясное изображение (огрудное) и оплечное.

Спас на Престоле

Фигура Христа всегда изображаемся восседающей на престоле в полный рост. Престол — символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того — знак царственной славы Спасителя. Особенно любили такие изображения в Византии, где рядом со Спасителем изображали императоров и императриц, выражая тем самым идею сакральности императорской власти. Византия часто рассматривала небесную и земную иерархии как зеркальные по отношению друг к другу.

Спас в силах

Спас в силах — центральное изображение в иконостасе православного храма. Христос, в хитоне и гиматии сидящий на престоле с книгой, изображен на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат — это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов, разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал — мир духовный. В синем овале изображены ангелы — силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала — красный ромб (символ мира невидимого). Эта икона Спаса — настоящий богословский трактат в красках. Иконография иконы опирается в основном на Откровение Иоанна Богослова; образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Спас Эммануил

Спас Эммануил — образ Христа в возрасте двенадцати лет. (Лик Спасителя соотносится с евангельским текстом: «И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник» Лук.2.42). Эммануил переводится как «с нами Бог». У Исайи, старшего из четырех ветхозаветных пророков Израиля, читаем: «Итак, Сам Господь даст вам знамение: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил»(Ис.7.14).

Христос Ветхий Деньми

Спаситель изображен по видению пророка Даниила в облике седовласого старца, Ветхого днями: «Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна» (Дан.7.9). Также в Книге Откровений мы читаем: «Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел… подобного Сыну Человеческому, глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег» (Откр.1.12-14). Широта употребления этого образа ограничена его эсхатологической тематикой (т.е. темой конца мира и Второго Пришествия). По этой причине он не встречается в моленных иконах. Преимущественная сфера бытования — храмовые росписи.

Икона на холсте «Иисус Христос моргающий Плат Вероники»

Редкое изображение Спасителя, которое называют «Иисус Моргающий» или «Плат Святой Вероники» расположено на одной из колонн храма Рождества Христова в Вифлееме, а также есть в Грузии, в мужском монастыре Святого Креста Джвари.
Особенность этого изображения в том, что «лик на иконе открывает и закрывает очи»: на одних людей, входящих в храм и подходящих к иконе, Иисус смотрит,… а на других — нет.Согласно преданию, это зависит от чистоты души человека: если он грешен или готовится совершить грех, Христос не поднимает на него глаз.Легенда о святой Веронике была распространена в Европе в Средние века: когда Иисуса вели на Голгофу, некая сердобольная женщина по имени Вероника платком отёрла с его лица застилавший глаза пот, и на платке чудесным образом отпечатался лик Спасителя в терновом венце. Это предание легло также в основу православной иконы «Спас Нерукотворный», которую почти всегда можно узнать по изображению платка, на котором написан лик Иисуса. Подобное изображение можно также встретить в Вифлееме – это фреска, написанная на колонне в храме Рождества.Известно, что среди экспонатов Александровского дворца находятся деревянные пяльцы Александры Федоровны с неоконченной вышивкой «Иисуса Моргающего». А в 1879 году в Петербурге на выставке немецких художников Габриель фон Макс представлял картину «Платок Святой Вероники» с изображением прибитого гвоздями к стене куска грубого холста с лицом Христа в центре. Входящие в зал зрители могли видеть глаза Спасителя то закрытыми, то открытыми. Газеты того времени писали, что устроителям пришлось поставить стулья в зале, так как некоторые дамы падали в обморок, восклицая: «Смотрит! Смотрит!»

Облик Христа

Раннее христианство

Самые ранние христианские писатели не описывали внешность Иисуса Христа. Ведущий богослов II века Ириней Лионский, цитируя апостола Иоанна, так выразил представление Отцов Церкви о роли воплощении Христа: «Слово Божие стало плотию … чтобы разрушить смерть и оживотворить человека». Однако, стоит заметить, что приведённые выше слова видимо означают Боговоплощение как таковое.

В Новом Завете многие воспринимают Христа как обычного человека, странника, сына простого плотника: «не Иосифов ли это сын?» (Лк. 4:22), «Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?» (Мк. 6:3), Поэтому Его обвиняют в богохульстве за то, что Он назвал Себя Сыном Божьим (Мк. 14:61-62).

Стоит также заметить, что римский философ II века Цельс в своём сочинении «Правдивое слово» (2-я половина II века) среди критических высказываний в адрес христианства бегло упоминал и о внешности Иисуса: «Раз в теле был дух Божий, то оно должно было бы резко отличаться от других ростом, красотой, силой, голосом, способностью поражать или убеждать; ведь невозможно, чтобы нечто, в чём заключено больше божественного, ничем не отличалось от другого; а между тем ничем не отличалось от других и, как говорят, не выделялось ростом, красотой, стройностью.» Это свидетельствует, что и ранние христиане считали образ Христа человеческим.

Отец церковной истории Евсевий Памфил, на рубеже III—IV веков, рассказывая о виденной бронзовой статуе Христа, неодобрительно отзывается об изображениях Христа и Апостолов: «Я ведь рассказывал, что сохранились изображения Павла, Петра и Самого Христа, написанные красками на досках. Естественно, что древние привыкли, особенно не задумываясь, по языческому обычаю, чтить таким образом своих спасителей.».

Ириней Лионский, критикуя движение карпократиан, упоминает изображения Христа:

«Они… имеют частью нарисованные, частью из другого материала изготовленные изображения, говоря, что образ Христа сделан был Пилатом в то время, когда он жил с людьми. И они украшают их венцами и выставляют вместе с изображениями светских философов, именно с изображением Пифагора, Платона, Аристотеля и прочих; и показывают им другие знаки почтения, так же, как язычники.»

Впрочем, он возможно критиковал то, что изображение Христа ставится вместе с изображениями языческих философов и языческую манеру поклонения.

Предание о создании первого портрета Иисуса Христа передал один из Отцов Церкви Иоанн Дамаскин:

«Царствовавший в осроенском городе Эдесса царь Авгарь послал живописца нарисовать похожее изображение Господа. Когда же живописец не мог этого сделать по причине сиявшего блеска лица Его, то сам Господь, приложив кусок материи к своему божественному и животворящему лицу, напечатлел на куске материи Свой образ и при таких обстоятельствах послал это Авгарю по его желанию.»

Описания внешнего вида Христа сохранились по рассказам «самовидцев» и к IV—IX вв. сложились в подробные тексты, совпадающие в основных подробностях. Однако в VIII веке набрало силу религиозно-политическое движение против почитания икон и других изображений Христа и святых (иконоборчество). Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди: «не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им» (Исх. 20:4-5). В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. Результатом иконоборчества стало уничтожение тысяч икон, мозаик, фресок и статуй святых во многих храмах, также подверглись преследованиям почитатели икон.

Стоит отметить, что в Ветхом Завете изображать запрещалось чужих богов. Допускались к примеру, изображения херувимов в Храме (Исх. 26:1, Иез. 41:17-25). В Ветхом Завете также запрещалось изображать Бога так как люди не видели Его Образа: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь» (Втор. 4:15). То есть запрещалось давать волю своей фантазии и придумывать образ Бога, Которого никто не видел. Также в Новом Завете Иисус Христос говорит: «Истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.» (Мф. 13:17).

На VII вселенском соборе в 787 году был установлен догмат вселенской христианской церкви — иконопочитание. Основная мысль иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз».

Канонический облик

В христианской литературе встречаются несколько описаний внешнего вида Христа, в целом воспроизводя один и тот же основной тип. В живописи этот тип несколько видоизменялся согласно с развитием иконографии и под влиянием местных условий. Считается, что самое раннее описание принадлежит проконсулу Иудеи Публию Лентулу, предшественнику Понтия Пилата. В своём письме римскому сенату Лентул сообщает про Иисуса Христа:

«Этот человек высок ростом, важен и имеет наружность, полную достоинства, так что внушает взирающим на него в одно и то же время страх и любовь. Волосы у него на голове гладкие, темноватого цвета (каштановые), падают с плеч прядями и разделены пробором посреди, по обычаю назореев. Лоб у него открытый и гладкий, на лице нет пятен и морщин, цвет лица слегка красноватый. Борода рыжая и густая, не длинная, но раздвоившаяся. Глаза голубые и необыкновенно блестящие. Стан его высок, руки прямы и длинны, плечи красивы. Речь его обдуманная, верная и сдержанная. Это прекраснейший из земнородных.»

Весь стиль письма не соответствует посланию римского наместника и выдаёт его христианское происхождение, хотя определить точную дату его составления не представляется возможным. Сам документ обнаружен в латинском переводе в рукописи между сочинениями Ансельма Кентерберийского, архиепископа и богослова XI века, однако историки не сомневаются в его гораздо более раннем греческом происхождении. Также о прокураторе Иудеи по имени Публий Лентул неизвестно из других источников, а предшественником Пилата был Валерий Гратус.

Похожее описание Христа дал константинопольский монах Епифаний в «Житии Андрея Первозванного» (первая половина IX века)

Спаситель «былъ весьма прекрасенъ видомъ (какъ глаголетъ пророкъ (Пс. 44, 3): „красе́нъ добро́тою паче сыновъ человѣческихъ“), ростомъ же или тѣлеснымъ возвышеніемъ шести полныхъ футъ; русые имѣя волосы и не особенно густые, скорѣе напоминавшіе колосья; брови же черныя и не особенно согнутыя; очи свѣтлыя и блестящія (подобно тому, какъ разсказываетъ исторія о праотцѣ Его Давидѣ (I кн. Царствъ, XVII, 42): „той дѣтище бѣ, и черменъ и лѣпъ очима“ (Пс. 44, 3); подобно и Сей) красноокій, съ долгимъ носомъ, с русою брадою, имѣя длинные волосы — ибо никогда бритва не коснулась главы Его, ни рука человѣческая, кромѣ Матери Его, въ дѣтскомъ Его возрастѣ; съ легкимъ склоненіемъ выи, настолько, чтобы не вполнѣ прямо держаться Ему во весь ростъ; пшеничнаго цвѣта тѣла, лицо не круглое, но какъ у Матери Его, слегка съуживающееся къ низу, слегка покрывающееся румянцемъ, настолько, чтобы выказать благочтивый и разумный нравъ и кроткій обычай и во всемъ безгнѣвную благость, какую описало Слово незадолго въ Его Матери, ибо во всемъ Онъ Ей уподоблялся и приравнивался».

История иконографии

Добрый Пастырь. Римская мраморная скульптура, IV век.

В раннехристианские времена часто использовались аллегорические изображения Христа в виде ягнёнка (агнца) (Ин. 1:29), пеликана (символ милосердия, разорвал себе грудь, чтобы кровью накормить птенцов), дельфина (спаситель утопающих), пронзенного трезубцем, ягнёнка под якорем, символизирующим крест, рыбы (ихтис).

Среди антропоморфных изображений особой популярностью пользовались Орфей, играющий на арфе, или «Добрый Пастырь» — пастух, несущий заблудшую овцу на плечах. Постановлениями Пято-Шестого (Трулльского) собора в 692 г. аллегорические изображения Христа были запрещены.

Близкие традиционным иконописным образам изображения Христа известны уже по римским катакомбам. Своё развитие иконография Спасителя получила во фресках и мозаиках христианских церквей Восточной и Западной Римских империй. В иконописи первые сохранившиеся станковые изображения известны с VI века, в то же время предание относит некоторые образы, например, Спас Нерукотворный к евангельским временам.

Обязательные элементы изображения

Одно из первых изображений Иисуса Христа с нимбом. Фрагмент росписей римских катакомб (катакомбы Коммодиллы, IV в.)

Нимб у изображений Христа появился как ответ Церкви на ересь Ария (см. статью арианство). Чаще всего Иисус Христос изображается с особым, свойственным только Ему крестчатым нимбом. Первоначально для обозначения единой сущности второй ипостаси Святой Троицы использовались греческие буквы α и ω (Отк. 1:8, 1:10, Отк. 21:6, 22:13).

С XI века «земное» имя подписывается ІС ХС (сокращение от Иисус Христос) слева и справа от изображения, а «небесное» имя — греческими буквами ὁ ὢν (от др.греч. «Су́щий» в тексте Исх. 3:14 — יהוה — произносится «Яхве» или «Иегова») в трёх видимых лучах крестчатого нимба. В русской иконописи греческие буквы часто заменяются кириллическими: ѾОН с различными вариантами толкования.

После раскола, как ответ старообрядцам на написание имени Ісус с одной «и», в среде «правящей» Русской Православной церкви появились нововведения в подписи ІИС ХС, не получившие широкого распространения.

Традиционные одежды Христа: нижняя — пурпурный хитон с полосой — клавом на плече, верхняя — синий гиматий

Мощи Христа

Христианская традиция поклонения мощам удивительным образом обошла стороной мощи самого Иисуса Христа.
Чтобы никому из фанатичных последователей Иисуса не пришла в голову шальная мысль поклоняться его мощам предусмотрительные евангелисты исключили саму такую возможность.
Матфей пишет (28: 1 – 7):
«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели (воскресение), пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть на гроб.
И вот сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали как мертвые;
Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого; Его здесь нет – Он воскрес, как сказал. Пойдите, посмотрите место где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что он воскрес из мертвых и предваряет вас Галилее; там Его увидите.»
Ему вторит Лука (24: 1 – 10):
В первый день недели (воскресение), очень рано неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие; они нашли камень отваленным от гроба. И войдя, не нашли тела Господа Иисуса. Когда же недоумевали они о сем, вдруг предстали перед ними два мужа в одеждах блистающих. И когда они были в страхе и наклонили лица свои к земле, сказали им: что ищите живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как он говорил вам, когда был ещё в Галилее, сказывал, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова его; и, возвратившись от гроба, возвестили всё это одиннадцати и всем прочим. То были Магдалина Мария и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сём Апостолам.»
В житие апостола Фомы то же происходит и с матерью Иисуса Марией. Когда Фома, прибыл к её гробу на третий день после её смерти, он не обнаружил тела Марии. Её уже не было ни среди мертвых, ни среди живых.
По поводу того, что Иисус воскрес, то есть как Лазарь стал вновь живым, возникает серьёзное сомнение. Все живые рано или поздно становятся мертвыми, даже если они уже один раз и умирали, но Иисус после своего воскрешения не умер, а просто исчез. Вот как об этом пишет Марк (16: 19):
«И так Господь, после беседования с ними (апостолами), вознёсся на небо и воссел одесную Бога».
Лука также свидетельствует (24: 50 – 51):
«И вывел их (апостолов) вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдалятся от них и возноситься на небо.»
Иными словами Иисус после воскрешения ведет себя не как обычный живой человек воплоти, а как материализованный дух, который можно не только видеть, но и щупать. О материализации духов, надо понимать в то время еще не знали, поэтому он подчеркивает, что он именно живой человек:
«Посмотрите на руки Мои и на Ноги; это Я Сам; осяжите Меня рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня. И сказав это, показал им руки и ноги. Когда же они от радости ещё не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И, взяв, ел перед ними.» Лука (24: 39 – 43)
То есть, Лука словами Иисуса уверяет своих читателей, что Иисус, воскрес и стал таким же живым человеком как и они. Но после этого происходит необъяснимое, доказав им что он такой же живой как и они, он вдруг вместо того, чтобы продолжать их просвещать начинает возноситься на небеса, второй раз захватывая с собой свое тело.
Вопрос: а для чего ему тело не небесах? Что он с ним там собирался делать?
Вопрос без ответа.
Чтобы хоть как то обосновать догмат о втором пришествии и воскрешении праведников христианские апологеты вынуждены были любой ценой поддерживать идею нетленности тела после смерти, давая миллионам своих последователей надежду на посмертное воскрешение в будущем. Конечно лучшим примером этого было бы обретение нетленных мощей Иисуса Христа, но евангелисты лишили их этой благодати. Поэтому начиная с 64 г. то тут, то там, время от времени появляются нетленные мощи тех или иных праведников, которые со смирением ждут своего часа воскрешения. Правда мало вероятно, что они этого дождутся. Что удивительно, среди списка «нетленных» нет ни одного апостола, получается что они не такие уж праведники по сравнению с теми, кто такую нетленность приобрел.
Ввиду редкости этого явления, да и состояние большинства этих «нетленных тел» вызывает сомнение, что они когда-либо воскреснут, отцы церкви не гнушались банальными фальсификациями.
В 1919 г. на волне культовых разоблачений большевики провели массовые вскрытия захоронений почитаемых церковью праведников. Вот только не большая часть этого списка.
1. Артемия Веркольского, Архангельская губ.
20 дек. 1918.
Разделенный на 3 части гроб, в первой части вата, во 2-й церковное облачение, в 3-й небольшой красным сундук, перевязанный шнуром и запечатанный печатями Веркольского монастыря. По вскрытии сундука обнаружено: обыкновенный уголь, перегорелые гвозди и мелкий кирпич. Признаков костей нет.
При вскрытии присутствовали монахи и архимандрит Иоаникий.
2. Авраамия мученика. г. Владимир Владимирская губ.
12 фев. 1919.
По снятии покровов была обнаружена вата свежего происхождения, в которой лежала группа костей не одного лица, по крайней мере двух. Одна кость по внешнему своему виду отличается от всех других свежестью, вследствие своей плотности и белизны. Внутри черепа вата.
3. Князя Георгия, г. Владимир.
15 фев. 1919
В княжеских одеждах недавнего происхождения мумифицированный труп. Длинные белые шелковые чулки с фабричным клеймом.
4. Князя Глеба, г. Владимир.
13 фев. 1919
Скелет, обтянутый высохшей бледно-серого цвета кожей.
5. Князя Андрея. г. Владимир.
13 фев. 1919
Под княжескими одеждами большое количество ваты, в вате кости со следами явного разрушения.
6. Князя Гавриила. Юрьев-Польский.
17 фев. 1919
Кости скелета, лежащие на слое ваты. Мелкие кости кистей рук и ступеней ног отсутствуют. Обнаружено 2 лишних височных кости.. Пяточные кости лежали в позвоночнике. Кроме всего найдена тонкая кость, похожая на ребро ребенка.
7. Даниила преподобного, г. Переславль.
20 фев. 1919
Кости
8. Петра и Февронии. г. Муром.
10 фев. 1919
Ящик, вышиною 5 верш., разделенный деревянной переборкой на 2 половины. Как в той, так и в другой половине человеческие кости, далеко не все, очень немногие, самые крепкие, как-то бедра, плечевые кости, череп. Все это издавало характерный гнилой запах.
9, 10, 11, 12. Князя Константина, «чад его» Михаила и Феодора, матери Ирины, г.Муром.
10 фев. 1919
Четыре мешка с костями. Вата и тряпки, которым придана форма груди. При вскрытии мешка, в котором должна была находиться голова Ирины, оказался череп с провалившейся срединой, набитый, как и другие, ватой и тряпками. На дне раки под головами фигур с левой стороны найдена костяная брошка с надписью «Шура».
13. Епископа Иоанна. Суздаль.
7 фев. 1919
Толстый слой ваты, под которым находились человеческие кости темно-бурого цвета, носящие ясный отпечаток костлявой трухлявости, смешанные с землей. Среди костей череп без нижней челюсти, обложенный новой холстиной.
14. Епископа Феодора. Суздаль.
11 фев. 1919
Под густым слоем ваты человеческий скелет. Верхняя часть скелета местами покрыта засохшей кожей. Нижняя часть представляет разрозненные кости, смешанные с землей.
15. Ефросинии Суздальской.
12 фев. 1919
Матерчатая кукла с кусками костей.
16. Евфимия Суздальского.
12 фев. 1919
Груда истлевших и рассыпающихся от времени костей.
17. Феодосия Тотемского. г. Тотьма Вологодская губ.
17 апр. 1919 г.
Мумифицированный труп. Остов высох, подвергся значительному тлению, состоит из частей, покрытых высохшими частями кожи, превратившейся в крошковатую массу, при растирании обращающуюся в порошок. Плечи, голени и стопы совершенно истлели. Остались одни только кости. Ныне в московском музее.
18. Прокопия Устьямского. г. Вельск.
6 мар. 1919
Мумифицированный труп.
19. Митрофана Воронежского. г. Воронеж. Воронежская губ.
3 фев. 1919
Череп с прилепленными волосами, несколько костей, груда тряпок и ваты, несколько перчаток и, наконец, вместо центральной части «тела» — мешок, набитый разной трухой без костей.
20. Тихона Задонского. г. Задонск.
28 янв. 1919
Череп. Высохшая, превращающаяся при прикосновении в порошок часть берцовой кости. Картон, выкрашенный под телесный цвет. Фальсификация рук к ног при помощи ваты и картона. В перчатке прорез, в котором вложен картон телесного цвета, и к нему прикладывались верующие. Дамские чулки, ботинки, перчатки. Вместо груди, железный каркас.
21. Симиона Праведного. г. Верхотурье. Екатеринбургская губ.
25 сен. 1920
Кости темно-бурого цвета, покрытые плесенью. Череп, внутри пустой. Нижняя челюсть отстала, верхняя отсутствует. Скелет грудной клетки и позвоночника отсутствует. Между костями таза лежит 4 шейных позвонка, остатки лопаток и 4 ребра. Костей обоих стоп нет. Между бедрами лежат в беспорядке мелкие обломки костей, которые настолько истлели, что установить с определенностью их принадлежность к каким-либо костям скелета не представляется возможным. Между черепом и тазом находится толстый слой ваты, соответствующий длине туловища. Что касается верхних конечностей, то справа лежит одна плечевая кость, а под костями таза оказались лежащими одна лучевая и одна локтевая кости. Мягких частей не обнаружено. снаружи от левого бедра и левой берцовой кости имеется небольшое количество тёмно бурой сухой массы, крошащейся в порошок.
22. Сергия Радонежского, г. Сергиев. Московская губ.
11 апр. 1919
Изъеденные молью тряпки, вата, полуразвалившиеся человеческие кости, масса мертвой моли, бабочек, личинок. В черепной коробке в провощенной бумаге недавнего происхождения русо-рыжеватые волосы.
23. Саввы Сторожевского. г. Звенигород.
17 мар. 1919.
Кукла из ваты. В вате 33 сильно разрушившихся и переломленных кости. Среди «мощей» две денежных марки, одна в 20 к. другая в 10.
24, 25. 26 «Виленские угодники» Антоний, Иоанн и Ефстафий. г. Москва.
Мумифицированные трупы. В музее Наркомздрава (Петровка, 14)
27. Гавриила мученика г. Москва.
Продолговатый гробик, длиною около полутора аршина. Под крышкой икона, в коей имеется четырехугольное отверстие, наполненное воском. В воск вложен маленький ковчежец-пустой. На поверхности воска в шелковой материи небольшая кость (правая, боковая часть затылочной кости) размером в 2,5 сант, ширины и 3,7 сант. длины. В музее Моск. милиции
28. Епископа Никиты. Новгород. Новгородская губ.
3 апр. 1919.
Полуразрушенный костяк, кое-где обтянутый кожей (засохшей). На спине кожи нет. Сохранилась всего одна ступень. На руке, к которой обыкновенно прикладываются богомольцы, кусок ваты.
29. Мстислава Удалого. Новгород.
3 апр. 1919
Человеческий череп, отделенный от туловища, правой руки нет, левая от туловища отделена. Скелет разрушен, конечностей нет. На месте правого бока груда трухи, истлевших тряпок и почерневших костей.
30. Князя Владимира. Новгород.
3 апр.
Груда чёрных костей, тряпок и трухи, череп, расколовшийся на две половины. Никакого сходства с человеческим скелетом грудь не имеет. На костях никаких конечностей. Остатки кожаных сапог машинного производства. В груде трухи видны коконы засохших червяков.
31. Анны, жены Ярослава. Новгород.
3 апр.
Костяк не сохранился. Кое-где на остатках костей засохшая кожа. Череп разрушен совершенно, кроме нижней челюсти. Вместо одежды труха, при развертывании которой отделяется масса моли и пыли. Кости лежат в беспорядке.
32. Князя Феодора, брата Александра Невского. Новгород.
3 апр. 1919
Малоберцовой кости нет, ступней нет, череп лежит отдельно от костей туловища, шейных позвонков нет, кожа на спине совершенно истлела. Сам костяк, по заключению врачей, в состоянии гниения.
34. Иоанна Новгородского. Новгород.
3 апр. 1919
В бесформенной груде костей трудно что-либо определить. Полуразвалив-шийся череп от времени почернел, кожи на остатках костей нет. При развертывании остатков одежды выделяется удушливый запах и масса пыли.
35. Кирилла Новоезерского. Белозёрск.
февр. 1919
Кукла, изображающая человека, с формою лица человеческого и со всеми его частями, как-то: носом, подбородком и т. д. Казалось, что под этим покровом действительно находится человек. Под покровом в действительности нашли лишь груду костей, при чем некоторые, как-то: бедренная кость, задняя часть головной коробки сохранили свою фирму, все же остальные кости прекратились в порошок. В черепе две медных монеты 1740 и 1747 гг.
36. Иакова Боровичского.
30 мар. 1919
Кости, частично соединенные высохшими связками.
37. Александра Свирского. Лодейн. у. Олонецкая губ.
22 окт. 1918
Литая рака, весом в 40 пудов, в раке восковая кукла.
38. Всеволода-Гавриила.
27 фев. 1919
Цинковый ящик, размером 18/10 вершков, в котором оказались остатки разрозненных обгоревших костей, во второй нижней половине мусор из золы, земли, остатков извести и кусочков дерева.
39, 40, 41. Афонские мученики Ефимий, Игнатий и Акакий. г. Балашев Саратовская губ.
21 фев. 1919.
В серебряном ящике на зеленой бархатной подушке три части отпиленных человеческих костей, одна от локтевой, а две от большой берцовой. Вид костей обычный, какими бывают все кости умерших.
42 Питирима Тамбовского. Тамбовская губ.
29 фев. 1919
Металлическая кукла, ящик-футляр в форме человеческого тела и длиною в средний рост человека, створчатый, раскрывающиеся спереди и посередине в обе стороны. Внутри залитые воском кости. восковой слепок с головы и в нём небольшие обломки теменных, затылочных и височной костей.
43. Михаила Тверского. Тверь Тверская губ.
18 мая 1919.
Под большим количеством покровов обнаружена схима белого цвета и в ней в беспорядочном виде кости. Череп лежит с отделившейся нижней челюстью, позвонки вместе с ребрами.
44. Арсения «чудотворца» в Желтиковом монастыре. Тверь.
25 мая 1919
Мумифицированный труп.
45. Ефрема Новоторжского. г. Торжок.
5 фев. 1919
Череп кирпичного цвета, внутри черепа вата. Кости, при чем оказалось 6 лишних костей, 2 бедренных, 2 тазовых, 1 плечевая. Лишние кости по наружному виду свежие.
Таким образом, отцы церкви выдавали желаемое за действительное. Но желание обретения мощей святых праведников столь велико, что остановить его не может ни здравый смысл, ни боязнь быть уличенным в фальсификации. Это особенно хорошо видно на примере мощей апостола Павла.
В подземной крипте базилики св. Апостола Павла в Риме как уверяют отцы церкви хранятся мощи одного из первых вновь обращенных христиан и ярого сторонника Иисуса Христа, приравненного к апостолам, Павла.
В 2008 году впервые гробница была открыта для исследователей. В саркофаге были обнаружены «…мельчайшие фрагменты костей, которые были подвергнуты исследованию с использованием углерода-14 экспертами, не знавшими об их происхождении. Согласно результатам, они принадлежат человеку, жившему между I и II веком». «Это, похоже, подтверждает единодушную и бесспорную традицию, согласно которой речь идет об останках апостола Павла», – отчитался Папа Римский об исследованиях на торжественной церемонии в день памяти св. Апостола Павла.
«Гробница была открыта», но это не совсем так. Открывать гробницу, которая была заперта больше полутора тысячи лет, опасно во многих отношениях. И в первую очередь – для самих останков. При соприкосновении с воздухом они могут мгновенно рассыпаться в прах. Сначала саркофаг пытались просветить рентгеновскими лучами, но камень оказался слишком толстым. «В саркофаге, никогда ранее не открывавшемся на протяжении веков, было проделано небольшое отверстие для введения зонда, посредством которого были обнаружены следы драгоценной льняной ткани, окрашенной в пурпурный цвет, пластина из чистого золота и ткань голубого цвета с волокнами льна. Было обнаружено присутствие красного ладана, а также белковых и известковых соединений» (сообщение пресс-службы Ватикана).
Основным доказательством, что во вскрытом захоронении находятся мощи Павла является утверждение Папы Римского, иных доказательств общественности представлено не было.
Так можно любую найденную косточку приписать к любой исторической личности и при желании покланяться ей как святой реликвии.
Отсутствие мощей Иисуса Христа ставит под сомнение его историчность и переводит его в ранг литературного героя, с которым могут происходить любые чудеса по воле его создателей, в данном случае евангелистов.

Решив на днях заняться поисками изображений раннехристианских икон в технике энкаустики, в очередной раз задержалась на одной, чтобы полюбоваться на изумительный в своем исполнении облик Христа, названный «Христос-Пантократор».

Удивительная в своем соединении экспрессии и покоя икона 6 века из Синайского монастыря, считается одним из самых ранних иконографических изображений Христа и положила основу для дальнейшего иконографического изображения лика Спасителя в куполах Византийских храмов, в частности – асимметрии лица. Эта асимметрия, по мнению искусствоведов, разумеется, и является причиной той необычной притягательности для зрителя в облике Спасителя, где две половины лица принято рассматривать как аллегорическое исполнение Христа – Милующего и Христа – Отвергающего, соединение земного и небесного. Вполне сухое и академичное объяснение. Свет, дескать, изображенный скользящим справа налево (слева направо со стороны смотрящего) создает сильно утрированную светотень в левой стороне лица (правой для зрителя), рождая искажение в районе глаза, губ, носа и бороды, а переброшенный гиматий, сильно закрывающий левую часть шеи, создает еще большее усиление асимметрии, дополненной удлиненной прядью волос в левой части головы. Соответственно правая часть лица представляется полной сияния и света, с ровной дугой брови, спокойным, даже скорбным взглядом глаза, со зрачком, направленным ввысь, немного над головой зрителя. За счет немного сдвинутой точки зрачка правого глаза, и создается визуальный обман взгляда, словно смотрящего сквозь и поверху зрителя. В свою очередь зрачок левого глаза затемненной стороны направлен немного левее своей обычной анатомической точки, буквально на миллиметр, чем и усиливает необычный взгляд Христа – Он словно смотрит на зрителя с любой точки перемещения и одновременно – сквозь и через зрителя. Этот хитрый прием впоследствии достаточно часто использовался в портретной живописи, чем и обусловлен магнетический взгляд некоторых старых портретов. Но в отличии от них, а также и от фаюмских портретов, техника которых была использована для написания Пантократора, у глаз отсутствуют блики. Этот прием в дальнейшем стал стандартом для написания лика Христа в иконописи. Считается, что такая нарочитая асимметрия была обусловлена церковными дискуссиями того времени, когда обсуждалась концепция двойственной природы Христа. Двойственной….Два Христа, два облика в одном изображении. Но разве они похожи? Я задаю этот вопрос, потому что именно он первый пришел мне в голову, рассматривая этот образ. А натолкнул на него пресловутый левый, затемненный, глаз. Если смотреть на полное изображение, то именно он создает странное ощущение, будто глаз Христа или обведен гематомой, или незряч. Именно за счет сильной, неестественной асимметрии темной половины лица и усилению лиловатого оттенка тени вокруг левого глаза

Но сравнивая оба глаза по отдельности, этот странный эффект пропадает – глаза выглядят вполне здоровыми, но…совершенно разными.

Такая асимметрия невозможна для человеческого лица, при его здоровой физиологии и анатомии. Разумеется, небольшая асимметрия присутствует у каждого из человеческих лиц, но как правило, она не так сильно выражена, и изображение двух половинок лица и глаз сохраняют общие черты полного облика лица человека. Здесь же нам открывается образ глаз, принадлежащих двум различным лицам. Брови, глазницы, глубина глазных впадин, надбровные дуги, крылья носа, губы, даже контуры усов и бороды двух половинок лица – совершенно разные, как будто взяты у двух разных людей и соединены вместе.

Даже ширина скул, линия расположения ушной мочки и самого уха, ширина шеи – тоже совершенно разные. Причем такую визуальную деформацию невозможно объяснить 3\4 поворота головы, как это распространено в портретной живописи. Лицо Христа изображено анфас, соответственно, все черты лица, с погрешностью на естественную физиологическую асимметрию, должны быть идентичны. Даже восстановленное изображение с плащаницы показывает, что лицо Христа не имело таких сильных анатомических искажений.

Так в чем же причина, если не принимать во внимание гипотезы искусствоведов? Продолжая ломать голову над заданным себе вопросом, я машинально приложила первое попавшее под руку – пачку сигарет – к экрану и закрыла правую, светлую, сторону лица Христа. А затем – левую…И меня словно парализовало: на меня смотрело ДВА человека. Совершенно два, разных человека, с разным взглядом, с разным строением черепа, с разными расположением и анатомическими особенностями черт, с разной прической и даже разной бородой. Причем даже одеяние было разным – правая сторона лишь немного облегала шею и оставляло открытым нижнюю часть челюсти, левая – создавала своего рода высокий ворот и горделивую посадку головы. Даже цвет одеяния отличался, гиматий превратился в лилово-синий хитон.

И я решилась на эксперимент: соединить в зеркальном отражении две половинки в два лица, даже полная симметричность при такой манипуляции не должна исказить общий облик, даже учитывая светотень. В итоге меня ожидал второй приступ шока:

На меня действительно смотрели два разных человека, со своими уникальными чертами, со своим уникальным взглядом. Глаза уже перестали смотреть сквозь и поверх меня, они смотрели на меня: страдальческий, печальный взгляд светлого лика, с опущенными уголками губ, клиноподобной бородкой, убранными назад волосами и в пурпурном хитоне. И жесткий, грозный взгляд другого лица, темного, широкого, с полными губами, с раздвоенной бородой, более широким носом и мрачным взглядом, усиленным обведенными темным радужками глаз, с носогубными складками приподнявшими острые усы. Это уже не две природы Христа, не два облика Христа: Милующий и Отвергающий. Это два человека, очень похожих, но разных, как двойняшки. Темный двойник… Он и Я – два в одном, мы из одного корня, мы порождения Одного, Я – это Он, Он – это Я, но мы из разных царств, Я – светлый, а Он — темный…Темный двойник… Но кто из них — двойник?

Что хотел этим сказать неизвестный художник, который так искусно замаскировал двух людей в одном облике, оставив поверхностную церковную аллегорию? Было ли это случайным художественным приемом, или же намеренной идеей? Этого нам никогда уже не узнать. Но Светлый Христос и Темный Христос навеки остались спаянным в причудливом надломленном лике, как сиамские близнецы-двойняшки, один из которых владеет Евангелием и миром, а второй устремил свой взор в иное царство, благословляя каждого проходящего мимо…
Я.Гриневич, Рига, 2012 г.

Tags: Темный двойник, Христос-Пантократор, два Христа, два облика Христа, двойник, икона

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *