Икона воздвижения креста господня

Что изображено на иконе Воздвижения Креста Господня?

В общих чертах канонический иконографический сюжет Крестовоздвижения выглядит следующим образом: в центре композиционного поля находится крест. Он стоит на высоком ступенчатом возвышении, а его поддерживают несколько священнослужителей, при этом хотя бы один из них всегда облачен в епископские одеяния. Помост, на котором стоят клирики, окружен верующими людьми, а позади помоста виднеется большой однокупольный храм. На разных изображениях некоторые их перечисленных деталей могут отсутствовать, но центральная часть — Крест и держащие его священнослужители — всегда остается неизменной. Собственно, центральная часть — это и есть первоначальный и наиболее древний вариант иконы Крестовоздвижения, который сформировался в IX веке и передает сразу три исторических события.

Первое произошло в 326 году. Провозгласив в Римской империи политику веротерпимости и лично симпатизируя христианству, император Константин на государственном уровне развернул программу по поиску и сохранению тех артефактов, которые так или иначе связаны с жизнью Христа, Богородицы и наиболее известных святых. Непосредственное руководство программой взяла на себя мать Константина — императрица Елена. Стараниями этой сильной женщины были найдены и привезены в Рим многие христианские святыни, но практически всю свою жизнь в Церкви Елена посвятила поиску одной-единственной реликвии — Креста, на котором был казнен Спаситель.

Поиски были долгими и трудными. Агенты римских спецслужб исходили поначалу всю Палестину, но после нескольких лет неудач надежда почти покинула их. Однако Елена оставалась непоколебимой, и после очередного извещения о безрезультатных поисках села на корабль и отплыла в Святую Землю, чтобы лично возглавить экспедицию. Императрица верила, что Крест цел. Не мог же Господь допустить, чтобы такой ценный предмет, связанный с нашим спасением, бесследно пропал!

Обретение Креста. Афон, монастырь Пантократор. XVII в.

Царица решила сконцентрировать поиски в Иерусалиме, и интуиция не подвела ее. После того, как были допрошены все старожилы, один старый еврей сказал, что знает место, где его предки закопали Крест. Это был холм, на котором стоял храм римской богини Венеры. Елена приказала разрушить святилище и буквально по миллиметру снести холм. Старания экспедиции увенчались успехом. Была найдена гробница Спасителя, где Он покоился три дня до Своего воскресения. А спустя некоторое время нашли и сам Крест, засыпанный различным строительным мусором. Когда святыню, в конце концов, нашли, ликованию народа не было придела — все хотели видеть бесценную реликвию. И тогда иерусалимский святитель Макарий с помощью нескольких священников поднял Древо на высокий помост, и все присутствовавшие могли узреть великую святыню.

Русская икона. Кон XVI в. Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник Как известно, в пещере был найден не один крест, а три, и табличка от Креста Христова, лежащая отдельно. В нижнем регистре русской иконы XVI века изображено это и последующие события: внесение трех крестов в Иерусалим, опознание святого Креста возложением на умершего.

Второе событие, к которому возводит зрителя икона праздника, произошло в первой половине VII столетия. Незадолго до начала арабских завоеваний между Византией и Персией развязалась война, в ходе которой персидский царь Хозрой II разграбил Иерусалим, пленив патриарха и увезя с собою Крест Христов. Однако спустя 14 лет императору Ираклию удалось разгромить персов и освободить патриарха вместе с главной реликвией христиан. Торжественной процессией святитель и монарх несли Крест в Иерусалим, но у входа в Храм Гроба Господня их остановил ангел и приказал Ираклию снять с себя все царские знаки отличия и нести Древо так, как его нес Сам Христос — то есть как простой человек. Только выполнив веление ангела, император смог внести Крест в храм. И снова — как и при Елене — Крест был воздвигнут на высоком помосте, чтобы весь собравшийся люд мог увидеть орудие нашего спасения.

Третье же событие — это не столько некое «одноразовое» происшествие, сколько традиция, которую свято блюли в Константинополе. В особые дни года на возвышение перед алтарем храма Святой Софии выносилась часть Животворящего Древа, и патриарх поднимал ее над всеми верующими. Этот чин возник как подражание тому воздвижению, которое произошло в Иерусалиме. Церемонию поднятия Креста можно увидеть до сих пор в большинстве православных и униатских кафедральных соборов. Посреди храма устанавливается помост (кафедра), куда восходит епископ и на четыре стороны осеняет верующих крестом, хранящемся в алтаре. По благословению правящего владыки этот чин может совершать и заслуженный приходской священник, но это почетное право дается единицам как особая привилегия.

Символика иконы Крестовоздвижения

Изначальная композиция праздничного изображения, как мы уже отмечали, была весьма простой. На ступенчатом возвышении стоит священнослужитель в епископских одеяниях и держит Крест. Руки человека нарисованы так, что создается впечатление, будто он либо только-только начинает поднимать Крест, либо уже его опускает. То есть налицо желание художника передать момент благословения молящихся. Со временем фигура архиерея дополнилась предстоящими клириками — священниками и диаконами, которые помогают епископу держать тяжелый Крест.

С течением времени вместе со священнослужителями на возвышении стали изображать императрицу Елену. Она либо просто стоит вполоборота к Кресту, либо еще и держит в руках блюдо с гвоздями, найденными вместе с Крестом. Иногда к Елене присовокупляется Константин. Исторически такой вариант композиции неверен, но изображение императора на иконе вполне логично, ведь это он был инициатором собирания воедино христианских реликвий. Иногда Крест держат исключительно Константин и Елена, как это показано, например, на мозаике Святой Софии в Константинополе.

В Московском государстве XVII века встречались и такие иконы, на которых рядом с римскими государями можно увидеть русского царя и московского патриарха. Это, конечно, крайность с точки зрения истории, но, тем не менее, эта деталь была очень важна для московитов, поскольку подчеркивала идею духовного единства и преемственности Рима Древнего, Рима Нового и Рима Третьего, коим Москва себя и считала.

Икона. Кон. XVIII в. Из праздничного ряда иконостаса церкви села Селезениха Тверской обл. Государственный институт реставрации, Москва.

Нижнюю часть иконы занимает народ. Иногда изображено много людей, иногда — мало, а иногда — и вовсе нет никаких фигур. Однако такое бывает довольно редко, и чаще всего на иконах есть изображения молящихся. По одной трактовке — это жители Иерусалима, которые с ликованиями встречали обретенную святыню. По другой версии, фигуры символизируют собою всех христиан, всю совокупность земной Церкви, которая почтительно покланяется Святому Кресту, сделавшемуся орудием нашего спасения.

Икона “Воздвижение Честного Креста” Россия, XIX – ХХ век.

И, наконец, позади центральной композиции просматривается схематическое, но очень отчетливое и ни с чем не перепутываемое изображение храма (чаще всего – однокупольного). Иногда храм показан не снаружи, а как бы изнутри, как бы в разрезе, а само воздвижение происходит, по сути, под его сводами. Этот элемент можно трактовать по-разному. Исторически и первый Храм Гроба Господня, и Святая София имели по одному гигантскому куполу. Также это изображение символизирует любой христианский храм, в котором совершаются Евхаристия и Таинства. Но еще важно вспомнить, что храмовые или городские постройки на канонической иконе имеют и более глубокий аллегорический смысл. Они символизируют собою Небесный Иерусалим — нашу небесную отчизну и главную вожделенную цель, которую стремятся достичь все те, кто истинно и искренне верит во Христа Спасителя.

Икона Воздвижение Креста описывает обретение царицей Еленой Креста Святого, на котором был распят Иисус Христос. После Распятия, Воскресения и Вознесения Господнего орудие пыток Спасителя было утеряно. Отыскать его удалось царице Елене, матери императора Константина Великого, лишь в 326 году после изнурительных поисков.

Дата празднования Воздвижения Животворящего и Честного Креста

Праздник Воздвижения Животворящего и Четного Креста является Святым днем для православной церкви, празднование которой у верующих приходится на 27 сентября. В этот день верующим дано вспомнить о чудесном обретении Креста во время распятия Иисуса.

Этот праздник считается двунадесятым днем, который посвящен Иисусу, поэтому называется Господским днем.

Праздник Воздвижения обладает глубоким значением в христианских судьбах по всему миру. В связи с тем, что крест был дарован перед Праздником Святой Пасхи, то празднество его припадало на второй день Пасхи.

Этот день является празднованием двух событий:

  1. Обретением Креста около горы Голгофы (в Иерусалиме) в 326 году на месте святого распятия.
  2. Возвращением Животворящего Креста из перского плена в VII веке – святые знамена вернул в Иерусалим Ираклий, греческий император.

Приход святого дня христиане встречают строгим постом – нельзя есть пищу из мяса, рыбы, яиц или молочных продуктов. В качестве приправы к пище рекомендовано пользоваться только растительными маслами – оливковым или подсолнечным.

Молитва Воздвижения Креста Господня является короткой и искренней:

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

«Прошу непостижимую и непобедимую Божественную Силу Честного и Животворящего креста не оставить нас, грешных».

Воздвижение Креста Господня икона — в чем помогает



Икона Воздвижения Креста известна своими чудотворными способностями. После искренней молитвы Святому Кресту тяжелобольной женщине удалось пойти полноценный путь исцеления от хвори.

В 2012 году у приехавшего из Рославля электрика сильно воспалились десна. И ночью, и днем, не мог несчастный найти себе покоя и выполнить возложенную на него работу. Он не считал себя человеком церковным, и сама икона мало его интересовала. Ему предложили взять неугасимую лампаду, смазать ее маслом полость рта и попросить исцеления у иконы.

С глубокой верой в свое излечение электрик выполнил указанное – и хворь отступила. Следующим утром он на коленях со слезами читал молитву перед чудотворным образом.

Помогает икона Воздвижение в искренних молитвах, их произносят перед образом, чтобы:

  • Справиться с бесплодием.
  • Избавиться от неизлечимых болезней.
  • Вылечить больные кости и суставы.
  • Справиться с хроническими мигренями.
  • Вылечить зубную боль.

Икона Воздвижение Креста Господня является отображением находки святого Креста царицей Еленой. Это святое полотно помогает нужденным вылечиться даже от хронических или неизлечимых болезней.

Храни Вас Господь!

Из этого видео Вы сможете узнать историю этой святыни православия:

«АЛЁША — ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ» Очередь волновалась — всем надо ехать, а в автобусе всё меньше и меньше мест. Поглядывали на молоденькую беременную русскую. Пропустить, что ли, её вперёд? А если самим не хватит билетов? Нет уж, пусть дома сидит, а не разъезжает со своим животом! И когда, наконец, очередь дошл… «Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!!» Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как Бог даст!Невзирая на кучера («ишь, мол, пьяниц»), велел барин остановить карету. Позвал мужика, спросил его чего он тут сидит. П… 60 фраз, которые очень нужно говорить своему ребенку Бывает, что мы не знаем, как, воспитывая ребенка, выразить ему всю свою любовь, сделать его счастливым и одаренным. А ведь это так важно! Педагог Людмила Туранцева составила список фраз, которые помогут при общении с вашим ребенком.Говорите: 1. «Я люблю тебя». 2. «Люблю теÐ… Кто-то поедет на бал… А кто-то не поедет. Потому что надо остаться дома с больным ребёнком. С престарелым родителем. Или пойти на тяжёлую работу и заработать деньги на еду и одежду для всех. И надо копать грядки, мыть полы, варить суп, переодевать лежачего старика или ехать с мамой в больницу. И это…

Крест

(44 голоса: 4.7 из 5)

См. раздел КРЕСТ — ОРУДИЕ НАШЕГО СПАСЕНИЯ

  • Крест Богословско-литургический словарь
  • Слово о Кресте митрополит Кирилл
  • История развития формы креста
  • Крест свой и крест Христов святитель Игнатий Брянчанинов
  • Беседа о Кресте Христовом протоиерей Серафим Слободской
  • Крест Христов – путь, сила и знамя Церкви протопресв. Михаил Помазанский
  • О кресте и еще о вере преподобный Иоанн Дамаскин
  • Распятие, крестная казнь архим. Никифор (Бажанов)
  • О блаженстве несения креста схиигумен Савва (Остапенко)
  • Что значат иконы и крест? иеромонах Сергий (Рыбко)
  • Письмо 100 К. К., на вопрос, можно ли гадать на кресте свт. Николай Сербский
  • О честном и животворящем Кресте свт. Григорий Палама
  • Что изображено на Голгофском Кресте
  • Крест. Фотоальбом
  • Молитва Честному Кресту

Крест – 1) орудие казни Богочеловека Иисуса Христа, на котором Он был распят ради искупления людей; 2) главный символ христианства, знамение победы Христа над адом и смертью. Крест является символом жертвенной любви всеблагого Бога к падшим людям, всепобеждающим духовным оружием христиан, основанием и средоточием церковной жизни.
Крест — символ победы жертвенной любви над злом и насилием.

Далёким от Церкви людям кажется, что христиане поклоняются кресту – орудию казни. Это поверхностный взгляд, мы поклоняемся кресту не как символу смерти, а как символу вечной жизни – Кресту животворящему – ибо Христос, подвергнутый на кресте мучительной казни, своими страданиями искупил нас от древнего греха и даровал нам жизнь вечную. На Кресте произошла не трагедия, а триумф жизни, победа над смертью. Крест — воплощение любви Бога к людям.

Крест Христов, который каждый православный христианин, получив при крещении, носит всю жизнь, есть символ нашего спасения, оружие духовной борьбы, символ исповедания веры.

На Кресте мы видим Бога Распятым. Но в Распятии таинственно пребывает Сама Жизнь, подобно тому, как в пшеничном зерне таятся многие будущие колосья. Поэтому Крест Господень почитается христианами как «живоносное древо», то есть дерево, дающее жизнь. Без Распятия не было бы Воскресения Христова, и поэтому Крест из орудия казни обратился в святыню, в которой действует Благодать Божия.

Православные иконописцы изображают возле Креста тех, кто неотступно сопровождал Господа во время Его Крестных мук: Божию Матерь и апостола Иоанна Богослова – любимого ученика Спасителя.

А череп в подножии Креста – символ смерти, вошедшей в мир через преступление прародителей Адама и Евы. Согласно преданию, Адам был похоронен на Голгофе – на холме в окрестностях Иерусалима, где многими столетиями позже распяли Христа. Божиим промыслом, Крест Христов был установлен как раз над могилой Адама. Честная Кровь Господня, пролитая на землю, достигла останков прародителя. Она уничтожила первородный грех Адамов и освободила от рабства греху его потомков.

Крест Церковный (в виде изображения, предмета или крестного знамения) – освященный Божественной благодатью символ (образ) человеческого спасения, возводящий нас к своему Первообразу – к распятому Богочеловеку, принявшему крестную смерть ради искупления человеческого рода от власти греха и смерти.

Почитание креста Господня, неразрывно связано с Искупительной Жертвой Богочеловека Иисуса Христа. Почитая крест, православный христианин воздает почитание Самому Богу Слову, изволившему воплотиться и избрать крест знамением победы над грехом и смертью, примирения и соединения человека с Богом, дарования новой, преображенной благодатью Святого Духа жизни.
Поэтому образ Креста исполнен особой благодатной силы, ибо через распятие Спасителя явлена полнота благодати Святого Духа, которая сообщается всем истинно верующим в Искупительную Жертву Христа людям.

***

«Распятие Христово – это действие свободной Божественной любви, это действие свободной воли Спасителя Христа, отдающего Себя на смерть, чтобы другие могли жить – жить вечной жизнью, жить с Богом.
И этому всему знаком является Крест, потому что, в конечном итоге, любовь, верность, преданность испытываются не словами, даже не жизнью, а отдачей своей жизни; не только смертью, а отречением от себя таким полным, таким совершенным, что от человека остается только любовь: крестная, жертвенная, отдающая себя любовь, умирание и смерть самому себе для того, чтобы жил другой».

архиепископ Сурожский Антоний

«Образ Креста показывает примирение и содружество, в какое вступил человек с Богом. Посему и демоны боятся образа Креста, и не терпят видеть знамение Креста изображаемым даже и на воздухе, но бегут от этого тотчас, зная, что Крест есть знамение содружества человеков с Богом и что они, как отступники и враги Богу, удаленные от Божественного лица Его, не имеют более свободы приближаться к тем, кои примирились с Богом и соединились с Ним, и не могут более искушать их. Если и кажется, что они искушают некоторых христиан, да ведает всякий, что это борют они тех, которые не познали как следует высокого таинства Креста».

святой Симеон Новый Богослов

«…Надо обратить особое внимание на то, что каждый человек на своем жизненном пути должен поднять именно свой крест. Крестов бесчисленное множество, но только мой врачует мои язвы, только мой будет мне во спасение, и только мой я понесу с помощью Божией, ибо он дан мне Самим Господом. Как бы не ошибиться, как бы не взять крест по своему произволу, тому произволу, который в первую очередь и должен быть распят на кресте самоотвержения?! Самовольный подвиг – это самодельный крест, и несение такого креста всегда оканчивается падением великим.
А что же значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого Промыслом Божиим, и на этом пути подъять именно те скорби, что попустит Господь (Дал обеты монашества – не ищи женитьбы, связан семьей – не стремись к свободе от детей и супруги.) Не ищи больших скорбей и подвигов, чем те, что есть на твоем жизненном пути,– это гордость сбивает с пути. Не ищи освобождения и от тех скорбей и трудов, что посланы тебе, – это саможаление снимает тебя с креста.
Свой крест – это значит довольствоваться тем, что по твоим силам телесным. Дух самомнения и самообольщения будет звать тебя к непосильному. Не верь льстецу.
Как разнообразны в жизни и скорби, и искушения, которые посылает нам Господь для врачевания нашего, какое различие у людей и в самих телесных силах и здоровье, как разнообразны и наши греховные немощи.
Да, у каждого человека – крест свой. И этот свой крест заповедано каждому христианину принять с самоотвержением и последовать Христу. А последовать Христу – это изучить Святое Евангелие так, чтобы только оно стало деятельным руководителем в несении нами нашего жизненного креста. Ум, сердце и тело всеми своими движениями и поступками, явными и тайными, должны служить и выражать спасительные истины Христова учения. И все это значит, что я глубоко и искренне сознаю врачующую силу креста и оправдываю суд Божий надо мною. И тогда мой крест становится Крестом Господним».

старец Иоанн Крестьянкин

«Следует поклоняться и почитать не только тот один Животворящий Крест, на котором был распят Христос, но и всякому Кресту, сотворенному по образу и подобию того Животворящего Креста Христова. Следует поклоняться, как тому самому, на котором был пригвожден Христос. Ведь там, где изображается Крест, из любого вещества, – туда приходит Благодать и Освящение от Пригвожденного на Кресте Христа Бога нашего».

Преподобный Иосиф Волоцкий

«Крест без любви нельзя мыслить и представлять: где Крест, там и любовь; в церкви вы везде и на всем видите кресты, для того чтобы все напоминало вам, что вы во храме Бога любви, в храме Любви, распятой за нас».

святой праведный Иоанн Кронштадтский

На Голгофе возвышались три креста. Все люди в своей жизни несут какой-нибудь крест, символом которого является один из голгофских крестов. Немногие святые, избранные други Божии, несут Крест Христа. Некоторые сподобились креста покаявшегося разбойника, креста покаяния, который вел ко спасению. А многие, к сожалению, несут крест того разбойника, который был и остался блудным сыном, так как не захотел принести покаяние. Хотим мы этого или нет, но все мы – «разбойники». Постараемся же, по крайней мере, стать «благоразумными разбойниками».

архимандрит Нектарий (Антанопулос)

Тайна Креста Господня – тайна спасения мира

Кто может достаточно изъяснить тайну Креста, послужившего орудием страданий Спасителя? В самом деле, сколько было других способов, посредством которых Он мог исполнить совет Свой относительно страдания за нас! И однако из всех Он пожелал и избрал один этот, как Сам предрек о Себе: «Сыну Человеческому должно много пострадать»… (Лк. 9:22). Заметь, как говорит Он здесь: не просто только и в общих чертах предсказывает Свои страдания, как сделал бы кто другой, но, по некой таинственной необходимости, обозначает и как бы узаконивает для Себя один род смерти: «Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 24:7).

Вникни в значение этого «надлежит», и ты увидишь, что в нем заключается именно нечто такое, что не допускает другого рода смерти, кроме Креста. В чем же причина этого? Один Павел, восхищенный в притворы рая и слышавший в них неизреченные глаголы, может изъяснить ее… может истолковать эту тайну Креста, как отчасти и сделал это в послании к Ефесянам: «чтобы Вы… могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» (Еф. 3:18-19). Не произвольно, конечно, божественный взор апостола созерцает и начертывает здесь образ Креста, но уже это показывает, что чудесно очищенный от тьмы неведения взор его ясно прозрел в самую суть. Ибо в очертании, состоящем из четырех противоположных перекладин, выходящих из общего средоточия, он усматривает всеобъемлющее могущество и дивное промышление Того, Который благоволил явиться в нем миру. Потому-то апостол каждой из частей этого очертания усваивает особое наименование, а именно: ту, которая нисходит из середины, называет глубиной, идущую вверх – высотой, обе же поперечные – широтой и долготой. Этим он, как мне кажется, ясно хочет выразить, что все, что ни есть во вселенной, превыше ли небес, в преисподних ли, или на земле от одного края ее до другого, – все это живет и пребывает по Божественной Воле – под осенением крестным.

Можешь еще созерцать божественное и в представлениях души твоей: воззри на небо и умом обними преисподнюю, простри мысленный взор твой от одного края земли до другого, помысли при этом и о том могучем средоточии, которое все это связывает и содержит, и тогда в душе твоей само собою вообразится очертание Креста, простирающего свои концы сверху вниз и от одного края земли до другого. Это очертание представлял и великий Давид, когда говорил о себе: «Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо (это высота) – Ты там; сойду ли в преисподнюю (это глубина) – и там Ты. Возьму ли крылья зари (то есть с востока солнца – это широта) и переселюсь на край моря (а морем у Иудеев назывался запад – это долгота), — и там рука Твоя поведет меня» (Пс. 138:7-10). Видишь ли, как Давид изображает здесь начертание Креста? «Ты,- говорит он Богу,- повсюду существуешь, все Собою связуешь и все в Себе содержишь. Ты вверху и Ты внизу, рука Твоя одесную и рука Твоя ощуюю». По той же причине и божественный апостол говорит, что в это время, когда все будет преисполнено веры и ведения. Сущий превыше всякого имени будет призываем и поклоняем о имени Иисуса Христа от небесных, земных и преисподних (Еф. 1:21; Флп. 2:10). По моему мнению, тайна Креста скрыта также и в иной «йоте» (если рассматривать ее с верхней поперечной чертой), которая крепче небес и тверже земли и прочнее всех вещей и о которой говорит Спаситель: «доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона» (Мф. 5:18). Мне кажется, что эти божественные слова имеют в виду таинственно и гадательно (1Кор. 13:12) показать, что образом Креста все содержится в мире и что он вековечнее всего содержимого им.
По этим-то причинам Господь не просто сказал: «Сыну Человеческому надлежит умереть», но «быть распяту», для того, то есть, чтобы созерцательнейшим из богословов показать, что в образе Креста сокрыта всемогущая сила Того, который почил на нем и благоизволил, чтобы Крест стал всем во всем!

Святитель Григорий Нисский

Если смерть Господа нашего Иисуса Христа есть искупление всех, если смертью Его разрушается средостение преграды и совершается призвание народов, то как бы Он призвал нас, если бы не был распят? Ибо на одном Кресте претерпевается смерть с распростертыми руками. И потому Господу нужно было претерпеть смерть такого рода, распростереть руки Свои, чтобы одной рукой привлечь древний народ, а другой – язычников, и обоих собрать воедино. Ибо Сам Он, показывая, какой смертью искупит всех, предсказал: «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32)

Иисус Христос не претерпел ни смерти Иоанна – отсечением головы, ни смерти Исаии – перепиливанием пилой, чтобы и в смерти Тело его сохранилось не рассеченным, чтобы этим отнять повод у тех, которые бы дерзнули разделять на части Его Церковь.

Святитель Афанасий Великий

Как четыре конца Креста связываются и соединяются в центре, так Божией силой содержатся и высота, и глубина, и долгота, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Преподобный Иоанн Дамаскин (116, 596)

Крест четверочастен ради пригвожденного на нем Христа, Сына Божия, сотворившего и содержащего горнее и дольнее, и все существующее, соединившего горнее с тем, что на земле, свыше нисшедшего, чтобы возвысить нас, воздвигшего из ада и из земных сделавшего нас небесными, соединившего все в Себе Самом и созвавшего концы мира к поклонению Истинному и Живому Богу, все усвоившего Себе, воссоздавшего нас высотой славы и глубиной нищеты и смирения, и широтой милости и любви.

Святитель Симеон Солунский

Все части мира были приведены к спасению частями Креста.

Святитель Василий Великий

Кто не умилится, взирая на Странника, так бедно возвращающегося в Свой дом! Был Он у нас в гостях; мы дали Ему первый ночлег в стойле между животными, потом выпроводили Его в Египет к народу идолопоклонническому. У нас Он не имел где приклонить голову, «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин.1:11). Теперь же отправили Его в дорогу с тяжелым Крестом: возложили на плечи Его тяжкое бремя грехов наших. «И, неся Крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное» (Ин.19:17), держащий «все словом силы Своей» (Евр.1:3). Несет Крест истинный Исаак – древо, на котором должен быть принесен в жертву. Тяжкий Крест! Под тяжестью Креста падает на дороге крепкий в бранях, «сотворивший державу мышцею Своею» (Лк. 1:51). Многие плакали, но Христос говорит: «не плачьте обо Мне» (Лк. 23:28): этот Крест на плечах есть власть, есть тот ключ, которым Я отопру и изведу из заключенных дверей адских Адама, «не плачьте». «Иссахар осел крепкий, лежащий между протоками вод; и увидел он, что покой хорош, и что земля приятна: и преклонил плечи свои для ношения бремени» (Быт. 49:14-15). «Выходит человек на дело свое» (Пс. 103:23). Несет престол Свой Архиерей, чтобы благословить с него простертыми руками все части света. Выходит на поле Исав, взяв лук и стрелы, чтобы достать и принести дичи, «уловить лов» отцу своему (Быт. 27:5). Выходит Христос Спаситель, взяв Крест вместо лука, чтобы «уловить лов», чтобы привлечь всех нас к Себе. «И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин. 12:32). Выходит мысленный Моисей, берет жезл. Крест Свой, простирает руки, разделяет Чермное море страстей, переводит нас от смерти к жизни, и диавола. как фараона, потопляет в бездне адской.

Святитель Димитрий Ростовский

Крест – знамение истины

Крест есть знамение мудрости духовной, христианской, крестной и сильной, как оружие крепкое, ибо премудрость духовная, крестная, есть оружие против противящихся церкви, как говорит апостол: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну», и далее: «Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого… Божию силу и Божию премудрость» (1Кор. 1, 18-19; 22-24).

В поднебесной живет двоякая мудрость у людей: мудрость мира сего, которая была, например, у эллинских философов, не знающих Бога, и мудрость духовная, какова она у христиан. Мирская премудрость есть безумие перед Богом: «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» – говорит апостол (1Кор. 1, 20); духовная же премудрость почитается безумием у мира: «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1:23). Мирская мудрость – слабое оружие, бессильное воинствование, немощная храбрость. Но какое оружие премудрость духовная, это видно из слов апостола: оружия воинствования нашего… сильные Богом на разрушение твердынь» (2Кор. 10:4); и еще «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4:12).

Образом и знамением мирской эллинской мудрости являются содомогоморрские яблоки, о которых повествуется, что извне они прекрасны, внутри же их прах смрадный. Образом же и знамением христианской духовной мудрости служит Крест, ибо им явлены и как бы ключом открыты нам сокровища премудрости и разума Божия. Мудрость мирская – прах, а словом крестным мы получили все блага: «се бо прииде Крестом радость всему миру»…

Святитель Димитрий Ростовский

Крест – знамение будущего бессмертия

Крест – знамение будущего бессмертия.

Преподобный авва Исаия (66, 338).

Видишь ли, чем диавол победил, тем и сам побежден; он через древо одолел Адама, и Христос древом же победил его. То древо низвело нас в ад, а это и низверженных в ад извело оттуда. То древо скрыло нагого пленника, а это обнаженного на высоком месте явило победителем. Та смерть пала и на потомков, а эта воскресила и бывших прежде Христа. Кто возвестит силы Господни? Из мертвых мы сделались бессмертными. Таковы действия Креста.

Святитель Иоанн Златоуст

Все, что совершилось на древе крестном, было врачеванием нашей немощи, возвращающим ветхого Адама туда, откуда он ниспал, и приводящим к древу жизни, от которого удалил нас плод древа познания, безвременно и неблагоразумно вкушенный. Поэтому древо за древо и руки за руку, руки, мужественно распростертые,- за руку, невоздержанно протянутую, руки пригвожденные – за руку, извергнувшую Адама. Поэтому вознесение на Крест – за падение, желчь – за вкушение, терновый венец – за худое владычество, смерть – за смерть, тьма – за погребение и возвращение в землю для света.

Святитель Григорий Богослов

Как грех вошел в мир посредством древесного плода, так и спасение – посредством древа крестного.

Святитель Афанасий Великий

Иисус Христос, истребляя то непослушание Адама, которое вначале совершилось через древо, был «послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:8). Или иначе: то преслушание, которое совершено через древо, исцелил послушанием, совершенным на древе.

Святитель Ириней Лионский

Имеешь у себя честное древо – Крест Господень, которым, если пожелаешь, можно усладить горькую воду твоего нрава.

Преподобный Нил Синайский

Крест – это грань Божественного попечения о нашем спасении, это – великая победа, это – трофей, воздвигнутый страданиями, это – венец праздников.

Святитель Иоанн Златоуст

«А я не желаю хвалиться, разве только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, а я для мира» (Гал. 6:14). Когда Сын Божий явился на земле и когда развращенный мир не мог вынести Его безгрешности, беспримерной добродетели и обличительной свободы и, осудив это святейшее Лицо на позорную смерть, пригвоздил ко Кресту, тогда Крест стал новым знамением. Он стал жертвенником, ибо на нем принесена великая Жертва нашего избавления. Он стал божественным алтарем, ибо окропился бесценной Кровию непорочного Агнца. Стал престолом, ибо на нем опочил от всех своих дел великий Посланник Божий. Стал пресветлым знамением Господа сил, ибо «воззрят на Того, Которого пронзили» (Ин.19:37). И эти пронзившие не по чему иному Его узнают, как только увидев это знамение Сына Человеческого. В этом значении мы с почтением должны взирать не только на то самое древо, которое прикосновением Пречистого Тела освятилось, но и на всякое другое, являющее нам тот же образ, не привязывая нашего почтения к веществу дерева или золота и серебра, но относя его к Самому Спасителю, на нем совершившему наше спасение. И этот Крест не столько был тягостен для Него, сколько облегчителен и спасителен для нас. Его бремя – наше успокоение; Его подвиги – наша награда; Его пот – наше облегчение; Его слезы – наше очищение; Его раны – наше исцеление; Его страдание – наше утешение; Его Кровь – наше искупление; Его Крест – наш вход в рай; Его смерть – наша жизнь.

Платон, митрополит Московский (105, 335-341).

Нет другого ключа, который бы отверзал врата в Царство Божие, кроме Креста Христова

Вне Креста Христова нет христианского преуспеяния

Увы, Господь мой! Ты на Кресте – я утопаю в наслаждениях и неге. Ты подвизаешься за меня на Кресте… я лежу в лености, в расслаблении, ищу повсюду и во всем спокойствия

Господь мой! Господь мой! Даруй мне уразуметь значение Креста Твоего, привлеки меня к Кресту Твоему судьбами Твоими…

Епископ Игнатий (Брянчанинов)

О поклонении Кресту

Молитва Кресту это поэтическая форма обращения к Тому, кто распят на Кресте.

«Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых,- сила Божия» (1Кор.1:18). Ибо «духовный судит о всем, а душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1Кор.2:15,14). Ибо это есть безумие для тех, которые не принимают с верой и не помышляют о Благости и Всемогуществе Бога, но божественные дела исследуют посредством человеческих и естественных рассуждений, ибо все, что принадлежит Богу, выше естества и разума, и мысли. И если кто-либо станет взвешивать: каким образом Бог вывел все из небытия в бытие и ради чего, и если бы он захотел постигнуть это посредством естественных рассуждений, то он не постигнет. Ибо это знание – душевное и бесовское. Если же кто, руководствуясь верой, примет во внимание, что Божество – благое и всемогущее, и истинное, и мудрое, и праведное, то он найдет все гладким и ровным и путь – прямым. Ибо вне веры спастись невозможно, потому что все, как человеческое, так и духовное, основано на вере. Ибо без веры ни земледелец не разрезает борозды земли, ни купец на малом древе не вверяет своей души беснующейся бездне моря; не происходят ни браки, ни что-либо иное в жизни. Верою Уразумеваем, что все приведено из небытия в бытие могуществом Божиим; верою правильно совершаем все дела – как божеские, так и человеческие. Вера, далее, есть нелюбопытствующее одобрение.

Всякое, конечно, деяние и чудотворение Христово – весьма велико и божественно, и удивительно, но удивительнее всего – Честной Его Крест. Ибо смерть ниспровергнута, прародительский грех уничтожен, ад ограблен, даровано Воскресение, дана нам сила презирать настоящее и даже самую смерть, возвращено первоначальное блаженство, открыты врата рая, наше естество село одесную Бога, мы сделались чадами Божиими и наследниками не через другое что, а через Крест Господа нашего Иисуса Христа. Ибо все это устроено через Крест: «все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, — говорит апостол, — в смерть Его крестились» (Рим.6:3). «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал.3:27). И далее: Христос есть Божия сила и Божия премудрость (1Кор.1:24). Вот смерть Христа, или Крест, одел нас в ипостасную Божию Мудрость и Силу. Сила же Божия есть слово крестное или потому, что через него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что, подобно тому как четыре конца Креста, соединяясь в центре, твердо держатся и крепко связываются, так и через посредство силы Божией содержатся и высота, и глубина, и длина, и широта, то есть вся видимая и невидимая тварь.

Крест дан нам в качестве знамения на челе, как Израилю – обрезание. Ибо через него мы, верные, различаемся от неверных и узнаемся. Он – щит и оружие, и памятник победы над диаволом. Он – печать, для того чтобы не коснулся нас Истребляющий, как говорит Писание (Исх. 12:12,29). Он – лежащих восстание, стоящих опора, немощных посох, пасомых жезл, возвращающихся руководство, преуспевающих путь к совершенству, души и тела спасение, отклонение от всяких зол, всяких благ виновник, греха истребление, росток воскресения, древо Жизни Вечной.

Итак, самому древу, драгоценному по истине и досточтимому, на котором Христос принес Самого Себя в жертву за нас, как освященному прикосновением и Святого Тела, и Святой Крови, естественно должно поклоняться; подобным образом – и гвоздям, копью, одеждам и святым Его жилищам – яслям, вертепу, Голгофе, спасительному животворящему гробу, Сиону – главе Церквей, и подобному, как говорит богоотец Давид: «Пойдем к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». А что он разумеет Крест, показывает то, что сказано: «Стань, Господи, на место покоя Твоего» (Пс.131:7-8). Ибо за Крестом следует Воскресение. Ибо если вожделенны дом, и ложе, и одежда тех, которых мы любим, то насколько более – то, что принадлежит Богу и Спасителю, через посредство чего мы и спасены!

Поклоняемся же мы и образу Честного и Животворящего Креста, хотя бы он был сделан и из иного вещества; поклоняемся, почитая не вещество (да не будет!), но образ, как символ Христа. Ибо Он, делая завещание Своим ученикам, говорил: «тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф.24:30), разумея Крест. Поэтому и Ангел воскресения говорил женам: «Иисуса ищете Назарянина, распятого» (Мк.16:6). И апостол: «мы проповедуем Христа распятого» (1Кор.1:23). Хотя много христов и иисусов, но один – Распятый. Он не сказал: «пронзенного копьем», но: «распятого». Поэтому должно поклоняться знамению Христа. Ибо где будет знамение, там будет и Сам Он. Веществу же, из которого состоит образ Креста, хотя бы это было золото или драгоценные камни, после разрушения образа, если бы такое случилось, не должно поклоняться. Итак, всему тому, что посвящено Богу, мы поклоняемся, относя почтение к Нему Самому.

Древо жизни, насажденное Богом в раю, предызобразило этот Честной Крест. Ибо так как смерть вошла через посредство древа, то надлежало, чтобы через древо же были дарованы Жизнь и Воскресение. Первый Иаков, поклонившись на конец жезла Иосифа, посредством образа обозначил Крест, и, благословив своих сыновей перемененными руками (Быт.48:14), он весьма ясно начертал знамение Креста. То же обозначали жезл Моисеев, крестообразно поразивший море и спасший Израиля, а фараона потопивший; руки, крестовидно простираемые и обращающие в бегство Амалика; горькая вода, услаждаемая древом, и скала, разрываемая и изливающая источники; жезл, приобретающий Аарону достоинство священноначалия; змий на древе, вознесенный в виде трофея, как будто бы он был умерщвлен, когда древо исцеляло тех, которые с верой смотрели на мертвого врага, подобно тому как и Христос Плотию, не знавшей греха, был пригвожден за грех. Великий Моисей говорит: увидите, что жизнь ваша будет висеть на древе пред вами (Втор.28:66). Исаия: «всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» (Ис. 65:2). О, если бы мы, покланяющиеся ему (то есть Кресту), получили удел во Христе, Который был распят!»

Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.

Крест — это великая святыня для православного люда, главный символ христиан, надежда, защита и опора. Икона Воздвижение Креста Господня рассказывает об обретении Святого Креста царицей Еленой. Именно на нем был мученически казнен Спаситель. Этому событию в Православной церкви посвящен праздник, который отмечается христианами всего мира 27 сентября, он так же называется Господским днем — Воздвижение Креста Господня. Великий смысл его состоит в том, чтобы напоминать верующим о том, что ценой Своей жизни Христос даровал грешным людям Спасение и Вечность.

Воздвижение Креста Господня. Русская икона XVIII века. Частное собрание

Икона обретения Креста Господня

Событие Воздвижения случилось по промыслу Божию, намного позже событий, описанных в Евангелие.

Равноапостольная царица Елена осуществила обретение того самого Креста — орудия казни, на котором принял мученическую смерть сам Спаситель Мира.

Еще об иконах Господа:

  • Спас Нерукотворный
  • Икона Пресвятой Троицы
  • Икона Иисуса Христа Вседержителя

Ее сын, равноапостольный царь Константин, возжелал на местах рождения, страданий, воскресения Христа воздвигнуть храмы и найти Крест. Его мать с трепетом и великим желанием взялась исполнить царскую волю. Для этого в 326 году она направилась в Иерусалим.

Враги Иисуса тщательно сокрыли святыню, закопав ее глубоко под землей. Но горожане указали царице на пожилого еврея по имени Иуда. Именно он знал место тайника. Оказалось, что святыня была брошена в пещеру, ее завалили мусором и землей, а сверху был возведен идолопоклоннический храм.

Елена повелела своим помощникам уничтожить статуи идолов и капища, но поиски не увенчались успехом. Но позже ей указано было место, где возвышался храм Венеры. Вскоре он был разрушен и христиане, творя Иисусову молитву, начали копать землюа т

После того как гора Голгофа была раскопана практически до своего основания, люди увидели пещеру Гроба Господня. Именно в ней после Распятия было захоронено тело Творца, тут же лежало три одинаковых креста. Никто не знал, как понять то, какой из них есть Крест Иисуса. Но Елена и сопровождающий ее патриарх иерусалимский Макарий были уверены, что Господь Сам укажет на Свой Крест.

Патриарх посоветовал подносить каждый из них к тяжелобольной женщине, которая находилась рядом с ними. Когда к ней поднесли первый и второй, то ожидаемого чуда не случилось. Но когда на болящую возложили третий крест, она тотчас выздоровела. В это же время мимо собравшихся шествовала траурная процессия. Епископ возложил Крест на покойного, тот встал живым и возблагодарил Христа.

Важно! Таким образом, христиане узнали Крест Господень, через который Он сотворил видимые чудеса и показал его животворящую силу.

Елена, патриарх и окружавшие их православные христиане, во множестве собравшиеся, возрадовались обретению святыни, благоговейно преклонили колена пред Крестом и целовали его. Не каждый из желающих приложиться к святыне мог это сделать, ведь народу собралось бесчисленное множество. Поэтому патриарх взял в свои руки святыню и взобрался на возвышение так, чтобы всем был виден Крест, а народ восклицал «Господи, помилуй нас грешных».

Частицу Животворящего Креста Господня Елена привезла своему сын Константину, другую часть оставила в Иерусалимской земле. Этот величайший дар царицы до сих пор покоится в храме Воскресения Христова.

Воздвижение Креста Господня. Икона первой половины XVI века из собрания Сергиево-Посадского музея-заповедника.

Воздвижение Креста Господня: история

Исторические факты гласят, что возвращение Животворящего Древа произошло благодаря императору Константину Великому и его матери Елене. Константин был по роду римлянином, по вере, как и его отец, язычником, а мать была христианкой. После смерти отца императрица Елена активно занялась распространением христианства. Сын пришел к этой вере не сразу. Этому способствовало знамение перед одной важной битвой. Долгие сомнения, истязания, обращения, мольбы к Богу способствовали знамению — появлению креста на вечернем небе. Это видел император со своим войском. Ночью ему тоже приснился Иисус, который известил его о грядущей победе над противником, если на одежде, оружии, знаменах воинов будет изображен Его символ.

Константин, исполнив божью волю, выиграл битву. Посреди побежденного города воздвигли статую, держащую крест. Но этот случай не привел к появлению нового религиозного праздника — «Воздвижение Креста Господня». Значение его было осознано людьми позже. А пока сын Константин просит мать найти Животворящее Древо.

Поиски императрицы

Она поехала на родину Христа (Иерусалим), узнала у старого еврея точное расположение гробницы. Крест находился под языческим храмом (язычники на христианских святынях строили свои храмы, алтари жертвоприношения, пытаясь запомниться человечеству, но тем самым делали метки для христиан).

Когда землю раскопали, то увидели три креста. Согласно легенде, императрица Елена с патриархом Макарием определили Крест Иисуса по его чудесной силе. Каждую найденную дощечку по очереди прикладывали к больной женщине, а затем к покойнику. Результат был мгновенный: женщина выздоровела, а покойник воскрес. Все присутствующие еще больше уверовали в Бога, захотели приложиться к кресту. Но так как народу было много, то епископ с возвышенного места стал воздвигать Животворящее Древо над всеми собравшимися со словами «Господи, помилуй». Отсюда пошло название — Воздвижение Креста Господня. Молитва была составлена позже. В ней христиане кланяются Кресту и прославляют имя Господа.

Император Константин с матерью Еленой сделали многое для христианства. При их правлении гонения на христиан прекратились, строились храмы, монастыри, соборы, церкви. Только после найденного Креста Иисуса было основано восемьдесят храмов на палестинской земле, где ступала нога сына Господа. Императрица Елена привезла сыну часть Животворящего Креста с гвоздями. Константин повелел воздвигнуть храм в честь этого события, который и был построен и освящен спустя десять лет. День его открытия (четырнадцатое сентября 335 года) становится датой празднования Воздвижения.

Мать не дожила до этого события, а сам Константин стал христианином незадолго перед смертью, считая невозможным принять таинство ранее. За их заслуги церковь отнесла сына с матерью к святым, присвоила статус равноапостольных. Их лики отображает икона «Воздвижение Креста Господня».

Значение этого церковного праздника

Существует еще одна легенда о Животворящем Древе. При нападении персов под предводительством Хозроя Второго был украден Крест Господа вместе с патриархом Захарием. Спустя четырнадцать лет император Ираклий одолел персов, освободил патриарха, возвратил христианам их святыню. Когда же он нес крест в храм Воздвижения Креста Господня, то на горе Голгофа не смог сделать ни шага. Патриарх Захарий объяснил причину этого явления, поэтому император снял свои царские одежды и занес Животворящее Древо внутрь здания. Какова из двух легенд является основанием празднования Воздвижения? Никто до сих пор не определился, а историки не могут дать точное объяснение. Потому православные христиане чествуют заслуги Елены с Константином, а католики рассказывают про императора Ираклия.

Церковный праздник Воздвижение отмечается католиками и православными христианами в разные дни с триста двадцать шестого года, когда нашли Голгофский крест. У католиков это четырнадцатое сентября, а у православных — двадцать седьмое сентября (подразумевается исчисление по Григорианскому календарю).

Торжество имеет определенную последовательность, главную роль играет икона «Воздвижение Креста Господня». Значение праздника отображает его другое название — Воздвижение Честного Животворящего Креста Господня, то есть слава имени Господа через воздвижение креста. Торжество входит в число двенадцати важных праздников, идущих после Пасхи (потому другое его название — двунадесятый). Как Пасха, он имеет предпраздничный (сутки) и постпраздничный (неделя) периоды.

Отличие католического и православного праздника

Ранее православные христиане накануне Воздвижения с заката до рассвета совершали всенощное бдение с малой вечерней. К определенному времени Животворящее древо переносят на престол с жертвенника. Ныне этот обряд встречается редко, потому Крест заранее кладут на престол. В алтаре на утрене читается Евангелие, потом происходит песнопение. Воздвижение проходит без целования Евангелия и помазания после его чтения.

Как только священник полностью облачается, начинается Великое славословие. Настоятель совершает определенные действия с Крестом, читает тропарь Воздвижению Креста Господня. Далее тропарь воспевается троекратно с земными поклонами, затем все переходят к стихирам с помазанием елеем. Заканчивается богослужение ектенией, освобождая место литургии.

Католики праздник отмечают с вечера или утром (все зависит от того, на будничный или воскресный день приходится 14 сентября). Вечернее богослужение начинается с латинского обряда, а утреня состоит из трех ноктюрнов, посвященных истории возвращения Креста Господня, проповеди папы римского. Последовательность этапов католического праздника прописана в миссале (богослужебной книге). Так что никаких изменений не произойдет, да и проповедь на Воздвижение Креста Господня аналогична текстам Страстной недели.

Иконы Воздвижения

Так как праздник отмечается католиками и православными по-разному, то иконы имеют разные сюжеты. С пятнадцатого века иконописцы изображают много людей у храма, центр занимают диаконы с патриархом, который воздвигает Крест, украшенный растениями, а с противоположной стороны изображены император Константин с матерью Еленой.

До этого периода икона претерпела разные изменения и приобрела различный вид:

  • Константинопольский храм Святой Софии изображает с двенадцатого века на иконе образы равноапостольных Елены с Константином, которые держатся за Крест. Этот образ рисовали, вырезали из дерева, складывали из мозаики.
  • В румынском монастыре Бистрица Воздвижение Креста Господня — икона — изображает троицу: Константин с Еленой молятся около патриарха.
  • Ватиканская миниатюра одиннадцатого века изображает императора Василия Второго с Крестом с епископами. Кстати, у католиков и православных рядом с епископом всегда изображены диаконы, охраняющие Крест. Это связано с легендой, что кто-то из простого люда, преклоняясь перед Животворящим Древом, отгрыз щепку. Потому диаконы наблюдают за поведением христиан во время Воздвижения.
  • Московская икона семнадцатого века повествует о праздновании Воздвижения. Перед храмом стоит патриарх Макарий с диаконами и Животворящим Древом. Судя по положению рук, возможно, епископ проводит тропарь Воздвижению Креста Господня. По обе стороны стоят равноапостольные Константин с Еленой. Снизу располагается хор церковных певцов. По бокам расположены апостолы со святыми.
  • Капелла Сан-Сильвестро тринадцатого века повествует о раскопках Елены. Люди раскапывают гробницу Иисуса, где лежат три креста. На переднем плане изображается образ немощного, чтобы напомнить о чудесной силе Животворящего Древа.

Главное отличие католических икон от православных — это изображение исторического факта возвращения Креста. Православные изображают Елену с Константином, а католики — императора Ираклия. Таким образом, вроде и разная у христиан икона Воздвижения Креста Господня, значение же у всех одинаковое — вера в Бога, принятие факта Воскресения Сына Божьего, почитание Креста как спасение всего рода человеческого. Этот церковный праздник посвящен не плачу о страданиях Христа, а радости после перенесенных испытаний. Крест рассматривается как орудие искупления, возвышая его, христиане прославляют имя Христа.

История возникновения распятия

Со временем Животворящее Древо растащили по кусочкам в разные церкви, теперь христиане лишь образно прославляют имя Господа. При этом Евангелие нигде не упоминает о происхождении креста в отличие от апокрифических сказаний. По богомильской легенде, дерево Добра и Зла из райского сада образовало три ствола, знаменующих Адама, Господа и Еву. После изгнания людей из рая остался только ствол Бога, а две остальные части дерева попали на землю. Именно из них будет сделано распятие для Христа (имеется в виду Воздвижение Креста Господня). Фото апокрифов можно найти в музеях и летописях (самые популярные работы Пьеро делла Франчески).

По «золотой» легенде, после смерти Адама проросла сухая ветвь дерева Добра и Зла, которую принес его сын от архангела Михаила, чтобы продлить дни отца. Дерево это росло до появления царя Соломона, который срубил его для строительства храма. Однако из бруса построили мост, по которому отказалась идти царица Савская, открыв всем значение этого дерева. Соломон закопал этот брус, но через какое-то время его нашли. Дерево омывала вода, которая имела лечебные свойства, потому здесь была основана Силоамская купель. После захвата Иисуса брус этот всплыл на поверхность, а иудеи использовали его для основы распятия. Поперечные доски были взяты из деревьев других пород.

Церкви Воздвижения

Первая церковь, построенная в честь Животворящего Древа, была возведена на палестинской земле в четвертом веке, при императрице Елене. Затем со временем возникли Антиохийская, Константинопольская, Александрийская, Римская церкви. Сразу находятся писатели канонов и стихир. Наиболее известными являются творцы Косма, Феофан, которые хотели связать сюжеты Нового и Ветхого Завета. Так, упоминаются прообразы патриарха Иакова, Моисея, Богородицы и связываются с Иисусом, Животворящим Древом. Со временем были составлены молитвы, тропарь, кондак, каноны и акафист Воздвижению Креста Господня.

На сегодняшний день создана тысяча церквей, храмов, монастырей, соборов в честь Животворящего Древа по всей России (Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, Пермский край, Свердловская область, Калининград, Красноярск, Омск, Петрозаводск, Тутаево, Санкт-Петербург, Республика Коми, Кизляр, Севск, Тверь, Белгород, Воронеж, Ижевск, Иркутск, Карелия, Калмыкия, Уфа, Калуга).

На территории других стран христиане также отстроили религиозные объекты в честь Воздвижения. На Украине эти церкви находятся в Днепропетровской, Донецкой, Луганской, Харьковской области, Полтаве, Каменец-Подольске, Ужгороде. В Молдове под Тирасполем располагается Кицканский Ново-Нямецкий мужской монастырь с многочисленными постройками. Там же находится музейная библиотека с редкими книгами и святынями, описывающими Воздвижение Креста Господня (икона, молитва, песнь и прочая христианская атрибутика религиозного праздника описаны в церковных изданиях).

Как видите, по всему миру можно найти монастыри, церкви, соборы, храмы, построенные в честь Животворящего Древа. Во многих из них сохранены христианские святыни, проводятся религиозные богослужения. Другие же используются как культурные туристические объекты. Подробнее остановимся на московских церквях.

Недействующие московские храмы Воздвижения

  • Крестовоздвиженская церковь. Отстроена к тысяча шестьсот восемьдесят первому году русским царем Федором Алексеевичем. Богослужения не проходят, так как церковь вместе с другими теремными религиозными постройками составляет Кремлевский Большой дворец, а также считается частью Резиденции российского президента.
  • Воздвиженский храм Никольского монастыря единой веры. Строительство объекта было закончено к тысяча восемьсот шестому году, а освящен митрополитом Филаретом он был только через сорок восемь лет. Большевиками был разгромлен, в девяностых годах передан во владения Церкви, на средства которой реставрировали исторический объект. Храм не проводит ныне проповедь на Воздвижение Креста Господня, так как считается объектом культурного наследия России.
  • Серпуховская Воздвиженская церковь. Построена к тысяча семьсот пятьдесят пятому году на благотворительные пожертвования купеческой семьи Кишкиных. Просуществовала церковь до советских времен, затем, как и многие религиозные объекты, была закрыта, а потом разрушена. Ныне ее помещения используются текстильной компанией под склад.

Действующие московские храмы Воздвижения

  • Старообрядческая церковь Воздвижения. Находится в Преображенском районе города Москвы. Храм построен к тысяча восемьсот одиннадцатому году на женской территории Преображенской общины. Старообрядческая церковь Воздвижения Креста Господня продолжает работать, хотя ценности при советской власти были перевезены в Крестовоздвиженский храм.
  • Алтуфьевская Воздвиженская церковь. Создан храм под руководством И. И. Вельяминова к тысяча семьсот шестьдесят третьему году на территории усадьбы Алтуфьева, недалеко от пруда. Церковь входит в Троицкий благочиннический округ Московской Епархии, действует до сих пор.
  • Воздвиженский храм на Чистом Вражке. Входит в Центральный благочиннический округ Епархии города Москвы. Название получил от оврага, по которому вывозили в девятнадцатом веке навоз с царских конюшен. Храм построили к тысяча семьсот восьмому году. Советский период наложил свой отпечаток на религиозную деятельность, но с 1992 года богослужения возобновились. Так что нынешние христиане также могут послушать акафист Воздвижению Креста Господня.
  • Черкизовский Воздвиженский храм. Его еще называют церковью Илии Пророка. Ныне входит в Воскресенский благочиннический округ Московской Епархии. Основан храм Ильей Озаковым в четырнадцатом веке. Дважды церковь реконструировалась, но не из-за советских антирелигиозных взглядов, а из-за недостаточного места для прихожан. Это один из немногих храмов, который устоял в советский период, так как прихожане с духовенством отправили миллион рублей И. В. Сталину на нужды солдат Великой Отечественной Войны.
  • Иерусалимский женский Воздвиженский монастырь. Построен к тысяча восемьсот шестьдесят пятому году в Домодедовском районе Московской области. Ранее здесь располагалась богадельня, которая со временем превратилась в общину, на территории которой было выстроено три храма: Богоматери Успения, Божьей матери Иерусалимской, и третий храм — «Воздвижение Креста Господня» (икона с изображением креста и образа Девы Марии находилась в каждой церкви). В советское время монастырь закрылся, но уже в годы перестройки (1992 год) был передан Московской Патриархии для продолжения религиозной деятельности.
  • Брусенский Успенский женский монастырь. Находится на территории Коломны Московской области. Изначально основан к тысяча пятьсот пятьдесят второму году как мужской храм, но просуществовал в таком виде до Смутного времени. Женский монастырь, несмотря на многие религиозные постройки, советскими властями был закрыт, а потом частично разрушен. С 1997 года постройки стали восстанавливать, а к 2006 году весь монастырь был восстановлен.
  • Коломенская церковь «Воздвижение Креста господня». Молитва проходила в церковный одноименный праздник с 1764 года. Но спустя семьдесят три года церковь была перестроена на средства сестер Н. К. Колесниковой и М. К. Шараповой. При советской власти здесь располагалась картонажная фабрика. На сегодняшний момент церковь действует как объект культурного наследия России.
  • Воздвиженский храм в Дарне. Относится к Истринскому благочинническому округу Московской епархии. Изначально храм заработал с 1686 года. После пожара в восемнадцатом веке был заново построен Лазарем Гниловским к 1895-му году, по проекту русского архитектора Сергея Шервуда. Однако еще пять лет продолжались строительные работы на территории церкви, куда входили школа, ограда, дома священников, собственный кирпичный завод. Во время Отечественной войны храм был полностью разрушен, с 1991 года отдан во владение церкви. Долгие десятилетия шли реставрационные и восстановительные работы.

Снесенные московские церкви Воздвижения

  • Московский Крестовоздвиженский монастырь на Арбате. Первое строительство религиозного объекта приходится на 1540 год в связи с датой доставки святынь, в числе которых и «Воздвижение Креста Господня» (икона). Через семь лет монастырь сгорает дотла. Еще многие годы церковь вновь и вновь воздвигается разными правителями после военных разгромов, однако окончательно разрушена большевиками.
  • Армянская Крестодвиженская церковь. Построена в 1782 году в Москве на средства Ивана Лазарева, по проекту архитектора Юрия Фельтена. Советские власти этот объект снесли, а затем построили школу.
  • Тульский Воздвиженский храм. Первоначально возникла деревянная церковь в 1611 году. Спустя восемьдесят пять лет пожар сжег все постройки дотла. На этом месте построили каменный храм, который снова оснастили всеми святынями (тут же была Толгская икона Богоматери, предел Тихона Воронежского, а также икона «Воздвижение Креста Господня»). Фото храма можно найти только в исторических летописях. Большевики все религиозные постройки снесли и создали на его территории Крестовоздвиженскую площадь.

Воздвижение Креста Господня является важным праздником у христиан. Торжество у католиков и православных имеет отличия, но смысл у них единый. Важно сохранить веру и любовь к Богу, прославить имя его за перенесенные страдания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *