Икона воина иоанна

Иконы православного воинства

Иконы православного воинства
Некоторые знакомые мне люди создают документальный фильм о православных воинах, о духе христолюбивого воинства и о воинских традициях. Специально для этого фильма они попросили сфотографировать им иконы святых воинов, находящиеся в Свято-Троицком Измайловском соборе. На их просьбу любезно откликнулся мой друг и прихожанин Дмитрий Терентьев, который уже не раз радовал нас своими фотопроектами (а у меня в «редакционном портфеле» от него есть еще несколько замечательных фотоподборок, которые ждут своего часа).
Итак, Свято-Троицкий, лейб-гвардии Измайловского полка, собор. Иконы святых воинов. Некоторые из них эксклюзивные, то есть, такие образы созданы специально для нашего храма.
Для чего я их размещаю на сайте? Только для того, чтобы вас познакомить с этими иконами? Нет, дорогие. Иконы эти я разместил в хорошем качестве, чтобы всякий желающий мог их себе распечатать и поместить в домашний иконостас. Если вы воин (например, офицер), или ваш сын/внук служит в Армии, или вы хотите сделать подарок своему приятелю — воину… вы имеете такую возможность.
Те, кого качество не удовлетворяет, или кто хочет распечатать икону в большом формате, пишите мне на почту, и я вышлю в оригинальном размере. Там будет качество в несколько раз лучше, чем то, что я выложил, просто мы имеем ограничение по размеру размещаемых файлов.
Кому все это покажется интересным и нужным – не забудьте в комментариях поблагодарить Дмитрия Терентьева. Все фотографии в этой записи — Дмитрия Терентьева.

Приближаемся к Свято-Троицкому воинскому собору

Входим в него…

Эта уникальная икона была создана в 2002 году специально для нашего собора иконописцем Сергеем Ивановым. Здесь собраны практически все самые известные воины-святые. Увеличив фотографию, вы можете прочитать их имена и разобраться — кто изображен. А в интернете можно найти и жития этих святых.
Неоднократно иллюстрация этой иконы публиковалась в военно-исторических журналах.

Святой праведный воин Феодор Ушаков, адмирал Российский.

Св. великомученик Георгий Победоносец.

Архистратиг Божий Михаил — предводитель воинств Небесных.

Святой мученик Иоанн Воин и священномученик Антипа.

Св. Александр Невский.
Святой страстотерпец Император Николай.

Чудо о глазах

Чудо о глазах
Возвращаясь со службы «Похвала Пресвятой Богородицы» (любимейшей, еще ни разу за все годы в Церкви не пропущенной!..), я неожиданно вспомнила, что так ведь и не рассказала о второй иконе, привезенной из Свято-Николаевского женского монастыря в Арзамасе. Придя домой, открыла свою запись «И вот – явилась Матерь Божия…»: «Тут нужно обязательно купить две иконы», – сказал Николай и показал, какие именно». И дальше я стала рассказывать об иконе «Избавление от бед страждущих», а о второй, тоже явившей чудо обновления, решила рассказать позже, да так и забыла. Как раз сегодня, в Субботу Акафиста, уместно будет исправиться.
«Икона Божией Матери «Достойно есть» Арзамасского Свято-Николаевского женского монастыря – своеобразное свидетельство эпохи богоборчества, – читаем на Официальном сайте Арзамасского благочиния Нижегородской митрополии. – Образ был найден в 1997 году жителями города в хозпостройке старинного дома и принесен в монастырь. Сохранилась только центральная часть иконы, да и та вся «изувеченная»: на лике топором кто-то вырубил лицо и глаза Богородицы.
В монастыре икона обновилась за одну ночь, после того как сестры взяли ее на крестный ход. Буквально на следующий день после обновления икона замироточила. Ее поместили в киот и повесили в нижней церкви Богоявленского храма монастыря.
У образа появилось много почитателей – людей с израненными, как Лик Богородицы, душами. В народе икону прозвали «Изрубленной».
Вскоре произошло еще одно чудо: после обновления красок образа над вырубленными безбожниками глазами Богородицы стали проявляться новые. Как будто невидимый иконописец тщательно выводил их своей кистью, в назидание всем, что Бог поругаем не бывает». (http://arzblag.ortox.ru/pochitaemye_…iew/id/1114789)

​ Я пересняла привезенную из монастыря эту узенькую деревянную дощечку как она есть, почти один к одному, и затем сняла ее фрагмент в увеличенном виде, чтобы можно было получше рассмотреть это чудо о глазах Богородицы…
А вот еще одно свидетельство. Оно несколько экстравагантно по стилю и немного расходится в деталях со статьей на сайте Арзамасского благочиния, но помещаю его как есть, без правки, хотя бы ради одной вот этой фразы: «Эта икона позволяет начать все с чистого листа».
«Изначально мы планировали только поездку к Серафиму Саровскому. Как всегда, у жизни оказались свои планы.
Уезжали в Москву мы ночью из Арзамаса. Так сложилось, что мы оказались в Арзамасе в районе 9 вечера, неприкаянные. Пошли слоняться по улицам. Через некоторое время мы с мужем заметили, что наши спутницы пропали. Разыскивали мы их полчаса, и поиски привели нас в женский монастырь. Во дворах была открыта дверь в маленькую церковь, я бы сказала, малюсенькую. В зале стояла монашка на костылях и читала лекцию десяти дамам в косынках на скамейках. Не ожидая наткнуться на такой расклад, мы оторопели.
Когда я зашла внутрь, монахиня рассказывала про икону Божьей Матери «Изрубленная». В монастыре есть мастерская икон, и им присылают со всей страны разрушенные иконы. Эта икона (как и следующая) поступила к ним без изображения, они повесили ее в храме, и в течение нескольких лет изображение проявилось.
…Монахиня рассказала, что икона исцеляет «изрубленное»: неудавшееся материнство – аборты, замершие беременности, детей, умерших при родах или во младенчестве. Все случаи, когда материнство закончилось раньше времени. Эта икона позволяет начать все с чистого листа.
Очень круто – я помолилась за всех своих подруг, у которых не родились или умерли дети. Ну, мега круто, набрести на такую икону в малюсеньком храме в ночи. Я думала, что женщины, пережившие такой опыт, оставлены одни со своими переживаниями. Ан нет, для них есть такая замечательная икона. Смотрится она мощно. Похожа на картины Пикассо».
baby2revolution Посвящается тем, кто живет — Термоядерное чудо
Кто из нас, особенно из старшего поколения, не хотел бы начать с чистого листа? Возможно ли это? Но вот ведь и в этой истории невозможное явлено возможным: очи Богородицы неведомо как сотворены заново… Обновившаяся – не обновит ли и нас?..
Антонина Савечко нравится это.

Для наших читателей: икона ивана воина с подробным описанием из различных источников.

Преподобный мученик Иоанн служил при дворе императора Византии. Ему давали приказания уничтожать христианских подвижников, но он делал обратное: предупреждал верующих о пришествии гонителей и освобождал попавших в плен. За невыполнение приказов его заключили в холодную темницу, где он провел несколько месяцев в страданиях.

Икона мученика Иоанна Воина способна обличить воровство, вернуть украденное, а также защищает от нападения врагов и отводит неприятности. На Руси святой лик являлся покровителем людей, защищающих собственное отечество.

Когда жил Иоанн Воин?

Житие святого описано скудно; известно лишь, что рожден он был в семье благочестивых людей. Отец и мать с ранних лет приучали мальчика любить Господа и быть послушным ему, поэтому Иоанн Воин в детстве было переполнен добром и состраданием. В римском войске будущему святому пришлось служить во времена правления Юлиа­на Отступ­ни­ка (361–363).

Этого императора прозвали отступником за то, что он предал веру в единого живого Бога и попытался привить жителям своей империи любовь к языческому культу. В связи с этим по городам начал царить разврат и хаос; люди забывали законы Господа и предавались утехам в объятиях чужих жен и мужей, грабили слабых и глумились над больными.

Интересно! Что считается смертным грехом в православии: список

Именно в этот период христианам пришлось очень сложно: по приказу деспота-императора разрушались христианские семьи, убивались дети и отправлялись в тюрьмы верующие мужчины. Жены их, оставшись без средств существования, были вынуждены покидать места обоснования и отправляться в скитания. Такие люди больше всего нуждались в поддержке и защите сильного римского воина, который был вынужден служить под началом деспотов, но душой всегда оставался с Богом.

В те времена служба в римском войске была трудна и опасна. Стать настоящим воином мог только бесстрашный мужчина, сильный и морально и физически. Распространять слово Божье легче, будучи семейным и спокойным человеком, но с юношеских лет Иоанн понял, что больше пользы принесет в солдатском строю.

Выполняя приказания Юлиана, будущий святой на самом деле преследовал благородные цели, практически всегда успевая предупредить христиан о надвигающемся гонении.

Так праведник помогал своим единоверцам не один год, пока злой император не узнал об истинной деятельности христианина не приказал кинуть Иоанна в темницу.

Это интересно! Подробные рассказы о житии Иоанна Воина в формате видео есть на Ютубе. Там же можно посмотреть проповеди священников, посвященные дню памяти святого, и послушать акафист.

Познавательно! Кто такой святой Лука Крымский и в чем он помогает

Даже будучи в заключении, раб Божий Иоанн ни разу не роптал на своего Отца, а лишь просил у него помощи и заступничества для тех, кому не успел помочь сам.

После того, как римский император погиб в бою, диктатура в стране сменилась демократическим режимом, и заключенные верующие были освобождены. После заключения Иоанн Воин продолжил служить Богу, но действовал уже открыто, не скрываясь от государственных стражей. До конца своих дней проповедник нес в народ слово Бога, за что щедро вознаграждался господней любовью.

Так как святой большую часть своей жизни провел в странствиях, постоянного дома у него не было, потому долго не было известно место смерти праведника. Но Господь не мог допустить, чтобы память о его верном рабе была утрачена. Он позволил Иоанну явиться во сне одной благочестивой женщине и сообщить о месте своего захоронения.

После этого место упокоения быстро отыскали и поставили там памятный символ. Впоследствии, спустя несколько веков, мощи были перенесены в Константинопольскую церковь, где и сейчас находятся в драгоценной раке. Ежегодно к ним совершает паломничество огромное число людей, которые верят в чудо исцеления.

В чем помогает святой?

Иоанн Воин, житие которого интересует не только верующих людей, но и исследователей, всегда считался заступником слабых. Его современники часто обращались к нему за помощью в любых бытовых вопросах, душевных переживаниях и физических болезнях.

Важно! Сильная 40 дневная молитва Николаю Чудотворцу об изменении судьбы

Силой молитвы Иоанн ставил на ноги тяжело больных детей и раненых воинов. Жертвуя собой ради других, праведник отдавал им огромную часть своей энергии, которую Бог быстро восполнял.

Как тогда, так и сегодня многие верующие люди обращаются к Иоанну за помощью в таких случаях:

  • тяжелое материальное положение;
  • безосновательные обвинения в чем-либо;
  • страдания во благо своих близких;
  • тяжелые болезни;
  • потребность в помощи заключенным.

Это далеко не все, о чем молятся Иоанну. Авторитет в православном мире позволяет святому ходатайствовать перед Богом за просящих в любом вопросе.

Часто к нему обращаются те, кто потерял близких людей на войне и не может пережить утрату. Его помощи жаждут находящиеся в местах боевых действий, а также те, кто подвергся различного рода репрессиям.

Молитвы о помощи

В чем помогает Иоанн Воин святой, знают многие, но вот не все имеют представление о том, как правильно молиться. Люди, которые церковь посещают не часто, и обращаются к Богу только в крайне тяжелых случаях, вообще плохо представляют себе, какой должна быть молитва. На самом деле сложного ничего нет. Для того чтобы святой услышал вас и помог, совсем не обязательно заучивать сложные тексты и выговаривать слова, половину из которых вы не понимаете.

Достаточно обратиться к мученику своими словами, полностью открыв сердце и душу. Ваши фразы будут обязательно услышаны, если перед самой молитвой вы произнесете «Отче Наш», очищая таким образом свое энергетическое поле. Молиться можно как в церкви, так и дома. Для того чтобы молитва была услышана, не обязательно, чтобы в доме была икона святого. Акафист Иоанну Воину звучит так:

«Святой богослужитель Иоанн, ты видишь мои нужды и мое открытое сердце. Прошу тебя помочь мне в делах моих и избавить от проблем, которые я, раб Божий, накликал на себя по незнанию. Помоги мне избавиться от греха содеянного и иметь силу отказываться от соблазна. Буду верно идти твоими стезями и служить Господу, проповедуя чудеса его. Верю, что молитва моя будет услышана. Аминь!».

Можно также найти тропарь Иоанну Воину и заучить текст, произнося его в любой сложной жизненной ситуации. Обращаться с просьбами о помощи можно только в том случае, если вы не пытаетесь утаить грех на сердце и полностью каетесь в предыдущих деяниях, которые спровоцировали сложную конфликтную ситуацию.

Это интересно! Когда нужно читать благодарственную молитву Господу Богу нашему за помощь

В век информационных технологий найти нужную молитву совсем не сложно. Достаточно ввести ключевые слова в поисковой строке, и вам на глаза попадется множество вариантов обращения к святому. Молитвы существуют таких типов:

  • утренние;
  • вечерние;
  • молитвы на все случаи жизни и на каждый день.

Если найденный в Интернете текст молитвы подходит вам, можно смело им пользоваться. Но если, перечитав информационные статьи и варианты обращения к святому образу, вы не нашли подходящий для запоминания текст, можно обратиться к святому Иоанну своими словами.

Хороший вариант – отправиться в церковь и побеседовать со служителем храма на эту тему. Если вы не уверены, что в своем обращении к святому делаете все правильно или чувствуете какой-то дискомфорт, обязательно пообщайтесь с батюшкой.

Это интересно! Фото иконы Святого Иоанна в различном исполнении легко найти в Сети. Его часто изображают с копьем и мечом, подчеркивая его функцию защитника слабых.

Чудеса, связанные с образом святого

О необъяснимых событиях, которые происходили рядом с Иоанном, современники говорили еще при жизни святого. Как тогда, так и после своей смерти этот воин добра был задействован во многих историях, где при помощи святой молитвы люди исцелялись от болезней и обретали удачу. По одному из преданий, в молитве о помощи к святому образу однажды обратились супруги, у которых украли старинный дорогой персидский ковер.

Раритет имел 150-летнюю историю и представлял не только материальную ценность для семьи. Несправедливо обиженные супруги стали молиться иконе Иоанна Воина, чтобы тот помог вернуть им фамильную реликвию. Вскоре на пороге дома этой семьи появился сам вор с украденной вещью и начал каяться, прося, чтобы суровый мужчина в военной форме больше не тревожил его во снах.

Познавательно! Какие нужно читать молитвы перед исповедью и причастием

Еще одна история, подтверждающая чудотворную силу иконы Иоанна: во времена татарских набегов пострадал Серпуховский женский монастырь. Грабители ворвались в монашеские келии, начали убивать и насиловать женщин, а один варвар схватил топор и стал рубить деревянную икону Воина.

В это время из иконы начали показываться капли крови. Увидев их, татарин не остановился. Когда кровь начала заливать пол, мужчина бросил топор и уверовал в Бога. Эта история свидетельствует не только о великой силе римского воина, но также о безграничной доброте и милосердии. Спустя много лет после этого происшествия следы от запекшейся крови никуда не исчезли с иконы.

В большую силу и доброту приближенного к Богу праведника верили во все времена. Даже в период крепостного права незащищенные слои населения верили в то, что обратившись в молитве к этому мученику, обретут свободу или хотя бы кратковременное облегчение. Святой способен оказывать помощь в любых вопросах, главное – правильно обратиться в молитве к нему.

Даже принявшие христианство иноверцы много раз спасались от большой беды, склонив голову перед иконой. Кстати, на иконах мужчина изображается либо в рыцарских доспехах, либо в дорогой одежде патрициев. Это – наглядный пример того, что и богатые, обеспеченные люди нуждаются в Божьей помощи и способны проявлять милосердие и добро к нижестоящим.

Вывод

День памяти Иоанна Воина святого отмечают 12 августа. По преданию, именно в этот день благочестивый старец отдал Господу душу. Традиционно, 12 числа последнего летнего месяца все верующие люди отправляются на церковную службу, чтобы почтить память героя и склонить колени перед его святым образом. Именно в этот день чаще всего святого просят о помощи. Считается, что он обязательно должен помочь каждому человеку, пришедшему в храм в надежде на исцеление. Обратившись в молитве к святому, каждый желающий может почувствовать на себе силу его влияния и избавиться от затянувшихся проблем.

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 13 августа 2018; проверки требует

1 правка

Текущая версия страницы пока

не проверялась

опытными участниками и может значительно отличаться от

версии

, проверенной 13 августа 2018; проверки требует

1 правка

В Википедии есть статьи о других людях с именем

Иоанн

Святой мученик Иоа́нн Во́ин — христианский святой. По происхождению славянин. Жил в IV веке. Память совершается 30 июля (12 августа).

Икона Иоанна Воина

Иоанн Воин — весьма почитаемый святой как в Русской Православной Церкви, так и за рубежом. Образ Иоанна в вашем доме способен защитить семью от врагов, опасности и зависти недоброжелателей.

История иконы

Святой Иоанн родился в семье благочестивых христиан в 1690 году. Это время знаменовалось гонениями на православных, и Иоанн был одним из солдат войска правителя Юлиана. Святой должен был убивать верующих в Бога, но вместо этого он предупреждал единоверцев о грозящей им опасности, помогал им выбраться из плена и избежать страшной участи.

Юлиан, узнав о деяниях святого Иоанна, бросил его в темницу, где юноша и находился несколько долгих лет. Казнить святого не успели: Юлиан был убит во время сражения, а Иоанн был освобожден и посвятил свою жизнь Господу. Скончался святой в преклонном возрасте и был погребен со всеми почестями.

Где находится чудотворный образ

После смерти Иоанна Воина его нетленные мощи и написанный образ были помещены в храм города Константинополя, откуда и пропали через несколько десятилетий. В настоящее время местонахождение первой иконы неизвестно.

Описание иконы

На святом образе Иоанн Воин изображен в самом расцвете его богоугодных деяний. Святой облачен в воинский доспех, символизирующий его жизненный путь. В одной руке Иоанн держит копье, а в другой — меч, опущенный лезвием вниз.

Этот образ напоминает каждому верующему человеку о цене, которую святой Иоанн заплатил во имя веры и спасения людей, идущих праведным путем.

В чем помогает чудотворный образ

Иоанн Воин считается покровителем всех несправедливо обиженных, гонимых и притесняемых. С давних времен люди обращаются с молитвой к образу этого святого, прося:

  • о восстановлении справедливости;
  • о раскрытии воровства и иного зла;
  • об обретении верного жизненного пути;
  • об укреплении веры в Господа.

Молитвы перед иконой Иоанна Воина

«Святый Иоанне, с мечом шедший в дом православных, дабы защитить и спасти истинно верующих, смиренно прошу тебя: не будь глух к мольбам моим, убереги и сопроводи меня по пути истинной веры в Господа нашего Иисуса Христа. Аминь».

Эту молитву необходимо читать перед всяким важным для вас начинанием.

«Святой Иоанн, волю Божью несущий, слабых защитник, гонимых спаситель, со слезами молим тебя: не покинь смиренных рабов Божьих в минуту скорби, помоги увидеть и одолеть врагов и желающих всякого зла. Да не посрамим волю Господа нашего недостойным стенанием и возрадуемся справедливости Его. Аминь».

Эта молитва перед иконой Иоанна Воина способна помочь вам одолеть любые препятствия и помешать недоброжелателям разрушить вашу жизнь.

Очистить свою душу и изменить жизнь в лучшую сторону возможно с помощью искренней молитвы о прощении грехов. Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

>Святой Иоанн босой Шанхайский>Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский

04. 06 (16.06) 1896 г. – 19.06 (02.07) 1966 г.

Святой аскет вселенского значения

Это слово об архиепископе Иоанне само собой вышло из уст одного из ближайших к нему священников, когда владыки не стало на земле.

Многие ли о нем знают на родине, в России? А в мире тысячи людей почитают его как великого праведника.

При жизни он молился обо всех, кто нуждался в помощи, по убеждению, что «перед Богом все люди равны», и сила его молитвы свидетельствовала об истине Православия. Владыка никогда не разделял экуменических взглядов, и вообще, был очень строг в отношении всего, что касалось канонических правил, однако с благодарностью за молитвенную помощь к нему в храм приходили люди разных исповеданий, было и немало случаев перехода в Православие.

Один католический священник, француз, исчерпав аргументы на проповеди, обращенной к молодежи, воскликнул однажды: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой – Saint Jean Pieds–Nus (Святой Иоанн Босой)!»

На фотографиях владыка Иоанн часто выглядел невзрачно, то есть совершенно по-монашески: сутулая фигурка, беспорядочно распущенные по плечам темные волосы с проседью. При жизни он к тому же прихрамывал и имел дефект речи, затруднявший общение. Но все это не имело ровно никакого значения для тех, кому пришлось опытно удостовериться в том, что в духовном отношении он был явлением совершенно исключительным – подвижником по образу святых первых веков христианства.

Память о Шанхае

Мечта о настоящем духовном отце для верующего человека, наверное, одна из самых заветных, – так, чтобы вздох или набежавшие слезы могли тут же отозваться «на том конце провода» внутренней, молитвенной связи. Именно таким отцом с открытым слухом, с «сотней антенн на все стороны», был для своей паствы в эмиграции архиепископ Иоанн Шанхайский, «Владыченка», как называли они его между собой.

Русской диаспоре в Китае, в годы после революции, досталось лихо: неустроенность, крайняя дороговизна, – с большим трудом можно было снять комнату, не говоря уже о квартире, – постоянная и острая нехватка средств, одиночество в чужой стране, тоска и порой просто отчаяние.

Церковь, свой православный храм, была для многих из них той единственной «родиной», которая у них осталась. И вот, в тех условиях, когда страшно было заглянуть в завтрашний день, владыка Иоанн стал центром, объединявшим их всех и помогавшим им выстоять. Видимо, промыслительно было то, что среди исключительных скорбей людям дано было видеть настоящее чудо.

…1945-ый год. Во французском госпитале плачет, мечется в агонии тяжелораненая, просит пригласить владыку, чтобы он исповедовал ее в последний раз. Сбежавшиеся на крики санитары и врачи пытаются объяснить, что вызвать епископа невозможно: военное время, госпиталь закрыт на ночь, на улице буря – проливной дождь и шквальный ветер. А та продолжает звать его, своего духовного отца. И, вот, под раскаты грома совершенно мокрый входит в палату владыка Иоанн, и на ходу успокаивает ее: «не призрак я, а самая что ни на есть реальность». После причастия больная проспала 18 часов, а затем пошла на поправку. Под подушкой, в удостоверение того, что владыка действительно приходил, обнаружила она 20-ти долларовую банкноту, оставленную им в счет уплаты долга, накопившегося за лечение. Рассказу ее тогда персонал так и не поверил, хотя владыку видела и ее соседка по палате, но несколько лет спустя действительность этого эпизода подтвердил он сам.

Можно было бы отнести этот случай на счет совпадений, если бы подобные свидетельства не исчислялись десятками.

1948 год. В больнице русского Православного братства умирающий больной умоляет сестру срочно позвонить владыке Иоанну, а связи нет – линия повреждена из-за начавшегося тайфуна. Однако примерно через полчаса слышен стук в ворота. На вопрос: «Кто?» в ответ раздается: «Я – владыка Иоанн, меня зовут сюда, меня здесь ждут».

Среди многочисленных свидетельств тех лет есть и рассказ о молитве владыки за одного тяжелобольного с Хаилаи. Состояние его было признано безнадежным, и дежурившие в отделении католические сестры с минуту на минуту ожидали конца, но вскоре обнаружили его сидящим на постели. Вопрос больного, что за священник был у него только что и молился за него, остался без ответа. Когда же после выписки этот человек обошел все католические храмы и не нашел того, кого искал, ему, все же, помогли, подсказав, что надо зайти в русскую церковь, где служит «православный епископ, своего рода Христа ради юродивый».

Мнение о «юродстве» владыки Иоанна поддерживалось тем, что облик его мало соответствовал высокому сану: одежду он носил самую простую и в любую погоду обходился легкими сандалиями, а когда случалось, что и эта условная обувь переходила кому-нибудь из нищих, привычно оставался босиком. При этом бедным он помогал непрестанно, раздавая хлеб, деньги, и с тем же постоянством подбирал в переулках, среди трущоб, беспризорных детей, для которых им был основан приют в честь святителя Тихона Задонского. Не имея ничего, для сотен и тысяч людей он стал неутомимым жертвователем: Господь подавал ему все необходимое.

Только самые близкие знали, насколько строгий, аскетический образ жизни ведет их владыка. Пищу он принимал обычно лишь раз в день в самом ограниченном количестве, а спал всего пару часов, сидя или согнувшись на полу перед иконами, где его иногда заставал в таком положении келейник. Кроватью не пользовался никогда. Такая аскетическая практика известна, однако является исключительно редкой.

И при такой требовательности к себе, для паствы владыка Иоанн оставался добрейшим, терпеливейшим духовником. Аскеза была делом внутренним, настолько сокровенным, что у тех, кто видел его впервые, возникали самые простодушные мысли на его счет: «Какой удивительный иерарх, и к тому же юродивый во Христе!», но в ту же секунду ответом на «сердечное умиление» был поворот головы и проницательная улыбка «блаженного иерарха». – В прозорливости владыки обычно убеждались тогда, когда он обнаруживал детальное знание обстоятельств людей, прежде с ним не знакомых, еще до того, как ему был задан вопрос, сам называл имена тех, о ком его собирались попросить помолиться, или без всякого смущения отвечал на обращение к нему в мыслях.

Если и была с его стороны строгость, то лишь в отношении того, что касается правильного исповедания основ вероучения, сохранения церковной традиции и благоговейного отношения к святыне. На протяжении многих лет владыка последовательно защищал, например, юлианский календарь, запрещал своему клиру участвовать во «всехристианских» богослужениях в виду их канонической сомнительности, и среди прочего имел обычай не допускать до креста и икон дам с помадой на губах. Впрочем, с этой модой его прихожанки расставались легко. Правила наружного поведения в храме не тяготили: там, где все соединяла любовь, у всякой вещи было свое место.

«Монах с рождения»

В сведениях о ранних годах архиепископа Иоанна найдется немало того, в чем можно усмотреть «прообраз» его служения в будущем. Среди известных представителей его семьи, – а вышел он из малороссийского дворянского рода Максимовичей, – был святитель Иоанн Тобольский.

В Харькове, на родине владыки Иоанна, был отмечен особым почитанием Мелетий (Леонтович), оставивший пример строгого аскетизма и молитвенного бдения. Примечательно и то, что еще в годы учебы в университете, будучи студентом юридического факультета, он обратил на себя внимание митрополита Антония (Храповицкого), принявшего его под свое духовное окормление.

Но и при подобных «слагаемых» не всякому дано стать тем, кем стал владыка Иоанн. Его избрание определялось, прежде всего, самим его устроением. Болезненный и тихий с детских лет, он не любил суеты, и шумным играм предпочитал чтение исторических книг, житийной литературы. Особую радость доставляли ему и паломничества в Святогорский монастырь, расположенный в нескольких верстах от имения Максимовичей, на берегу Северного Донца. Впечатления от духа и самого уклада монастырской жизни производили на него такое действие, что из игрушечных крепостей он устраивал монастырские ограды, а солдатиков переодевал в монахов. Знавшие его люди говорили, что «монахом он был с детства».

По воле родителей, – с их мнением он серьезно считался всю жизнь, – прежде духовного он получил светское образование: в Полтавском кадетском корпусе, а затем – в Харьковском университете. Однако это не изменило его настроя. В 1934 г. в одной из проповедей владыка сказал как-то, что «с самых первых лет, как начал осознавать себя, захотел служить праведности и Истине».

После революции, в 1921-м, семья Максимовичей эмигрировала в Белград, и тогда он смог избрать направление, соответственно внутреннему складу, став студентом богословского факультета. Из рук владыки Антония (Храповицкого) в 1926 г. принял он монашеский постриг с именем Иоанн в честь своего дальнего родственника – святителя Иоанна Тобольского, и почти десять лет посвятил преподаванию и духовному окормлению учащихся Сербской государственной высшей школы и семинарии в честь апостола Иоанна Богослова в Битоле.

Для семинарии он был настоящим приобретением: его забота об учениках простиралась за рамки учебного процесса. В семинарии вскоре обнаружили, что о. Иоанн, имевший привычку бодрствовать по ночам, в перерывах между молитвой, обходил общежитие, поправляя одеяла и подушки своих воспитанников; и семинаристы отзывались на его доброту искренней привязанностью.

Скромность иеромонаха Иоанна была такова, что когда в 1934 г. митрополит Антоний решил возвести его в сан епископа, он подумал, что его вызвали в Белград по ошибке, перепутав с кем-то другим, а когда оказалось, что письмо предназначено ему, пытался отказаться от сана, ссылаясь на проблемы с дикцией. Но владыка Антоний нисколько не сомневался в своем выборе, и, направляя его на Восток, писал правящему архиерею: «…как мою собственную душу, как мое сердце, посылаю вам епископа Иоанна. Этот маленький тщедушный человек, с виду почти ребенок, – на деле зерцало аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».

Так он оказался в Шанхае, где прослужил почти двадцать лет. Случаи исцелений, изгнания нечистых духов, помощи в тяжелых обстоятельствах, совершившиеся в Китае по молитвам владыки Иоанна, с годами составили значительную часть подробного жизнеописания, составленного братством преп. Германа Аляскинского.

«Святитель Запада»

Для большинства почитателей владыки он и по сей день остается «Иоанном Шанхайским», однако «право на участие в его титуле» могли бы оспаривать, помимо Сан-Франциско, где прошли последние годы его служения, Франция и Голландия: в обеих странах Православная Церковь была принята им под свой омофор. Но все по порядку…

В 1946 г. владыка Иоанн был возведен в сан архиепископа. Под его окормлением оказались все русские, жившие в Китае. С приходом коммунистов владыка организовал эвакуацию своей паствы на Филиппины, а оттуда – в Америку. Заслуживает упоминания и его усердие: разрешение на въезд для русских беженцев в Штаты он исходатайствовал буквально «приступом», сутками напролет дежуря у дверей кабинетов, терпеливо дожидаясь приема чиновников. Тогда же из Шанхая на Запад был эвакуирован и основанный им детский приют, через который в общей сложности прошло 3500 детей.

В 1951 г. владыку Иоанна назначили правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. Чем были заполнены эти годы? – На его плечи легли дела по управлению Русской зарубежной Церковью и помощь православным церквям во Франции и в Нидерландах. В те годы владыка Иоанн проделал и огромную работу по установлению канонических оснований для почитания в Православии древних западных святых, живших до отделения католической церкви, однако не включенных в православные календари: собирал сведения, свидетельства о помощи, иконы. При этом он, как и прежде, служил (На протяжении многих лет он имел правило каждый день служить литургию, а если не было возможности, – принимать Святые Дары.)

В Париже, где цены за аренду превышали возможности прихода, помещением для храма послужил обычный гараж. «Церковь в гараже» стала любимым приходом для русских, приезжавших на службы со всех концов города и из пригородов. Особым покровительством владыки пользовался и перебравшийся к тому времени во Францию Леснинский монастырь, основанный когда-то по благословению двух великих старцев – преп. Амвросия Оптинского и св. прав. Иоанна Кронштадсткого.

Для своих духовных воспитанников владыка оставался тем же, кем был прежде – другом, молитвенником, к которому можно было обратиться за помощью в любой день и час. Поражала его доступность, совершенная непритязательность и забвение себя ради других. В Европе архиепископа Иоанна признавали человеком святой жизни, так что и католические священники обращались к нему с просьбой помолиться за больных.

А на склоне лет его ожидало новое церковное «послушание». По ходатайству тысяч русских, знавших владыку по Шанхаю, его перевели в самый крупный кафедральный приход Русской Зарубежной Церкви, в Сан-Франциско.

Ситуация внутри русской общины в тот период сложилась непростая; в нем видели единственного пастыря, способного восстановить мир, и этот последний отрезок оказался для владыки в полном смысле «крестным». К обычным обязанностям прибавились хлопоты, связанные с возведением кафедрального собора в честь иконы «Всех Скорбящих Радосте» и забота о пастве в условиях, когда жизнь по «законам мира» проникла и в церковную ограду, стремясь вытеснить нормы христианской этики.

Тяжелым испытанием для владыки Иоанна стал, например, следующий эпизод: как-то в канун дня памяти св. прав. Иоанна Кронштадтского часть его прихода оказалась вовлеченной в празднование американского «Хэллоуина», и тогда, к полному изумлению и стыду участников, владыка пришел на этот «бал» и, не проронив ни слова, медленно обошел зал, заглядывая в лица.

А затем, будто весь ад восстал против него, – уже немолодого архиепископа ожидал суд «перед внешними», на котором ему был предъявлен иск в «сокрытии собранных на строительство собора средств». В конечном итоге выдвинутые против него обвинения были сняты, но тогда, во время процесса, особенно ясно проявилась еще одна черта его духовного облика – детское незлобие, удивительно мирное состояние, с которым он встречал выпады в свой адрес. Не только во время следствия, но и после, в кругу близких, владыка воздерживался от воздаяния «подобным», и на вопрос, кто был виновником смуты, отвечал просто: «Диавол».

Удивительной была и кончина архиепископа Иоанна. В тот день, 2 июля 1966 г., он служил литургию, и еще долго, в общей сложности около трех часов, оставался в алтаре. В материалах о его жизни и служении, собранных братством Св. Германа Аляскинского, встречаются и свидетельства того, что владыка был, по-видимому, извещен о своем скором исходе. Кончина его была мгновенной. Он до последнего, по-монашески, оставался на ногах, и умер в кресле, в своем кабинете.

У мощей архиепископа Иоанна в Сан-Франциско поддерживается неугасимая лампада, горит множество свечей. Теперь владыка Иоанн предстательствует перед Господом за свою Православную Церковь и за мир уже в Церкви Небесной, Торжествующей.

На адрес братства преп. Германа Аляскинского из года в год приходят свидетельства о помощи по молитвенному к нему обращению. А в курсах по агиологии о владыке Иоанне уже рассказывают как о подвижнике, соединившем в себе несколько образов служения: святителя-миссионера, богослова, аскета-молитвенника, попечителя бедных и милостивого, прозорливого старца.

В 2008 г. определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн прославлен в лике общецерковных святых, имя его включено в Месяцеслов Русской Православной Церкви.

Сноски:

Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Максимовича)./ Подвижники благочестия XX века. Правило веры, Русский паломник. М., 1993. С. 61-62

Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. С. 293-294

Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. С.218

Владыка следовал уставу монастырской жизни Паисия Великого (IV в.), получившего из уст ангела следующее правило: «И они (монахи) не должны спать лежа, но ты должен сделать такие седалища, чтобы они имели опору для головы». (Цит. по: Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. С. 30)

Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. С. 69

Цит. по: Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. С. 47

Цит. по: Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. С. 31.

Это был день небесного покровителя Кронштадтского пастыря – Преп. Иоанна Рыльского

Одному из прихожан он сказал тогда, что тому больше не придется уже получить его благословение.

Рекомендуемые для чтения источники и литература:

  1. Иеромонах Серафим (Роуз), игумен Герман (Подмошенский). Блаженный Иоанн Чудотворец. Предварительные сведения о жизни и чудесах архиепископа Иоанна (Максимовича)./ Подвижники благочестия XX века. Правило веры, Русский паломник. М., 1993
  2. Святитель русского зарубежья, вселенский чудотворец Иоанн (Максимович). М., 1997.
  3. Савва (Сарашевич), еп. Летопись почитания архиеп. Иоанна (Максимовича): Чудеса Божии сегодня. Платина; М.: Валаамск. об-во, 1998.
  4. Определение освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви по докладу председателя Синодальной комиссии по канонизации святых митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Архиерейский Собор 2008 г. (http://www.patriarchia.ru/db/text/427141.html)
  5. Иоанн Шанхайский (Максимович). Материал из Википедия. Свободная энциклопедия. (http://ru. wikipedia. org)

Читайте также: Святитель Иоанн Шанхайский «на людские нужды отзывчивый»

>Все храмы Иоанна Воина (144 всего, 143 на карте)>Алтайский крайТальменский район. Тальменка. Иоанна Воина, часовня
>Астраханская областьг. Астрахань. Астрахань. Иоанна Воина, часовня
г. Астрахань. Астрахань. Иоанно-Предтеченский монастырь. Церковь Иоанна Воина в колокольне
>Беларусь, Брестская областьБрестский район. Брест. Николая Чудотворца, собор (с приделом Иоанна Воина )
>Беларусь, Витебская областьВитебский район. Мазолово. Иоанна Воина, церковь
>Беларусь, Гомельская областьЖлобинский район. Жлобин. Иоанна Воина, церковь
>Беларусь, Минская областьМинский район и г. Минск. Околица. Иоанна Воина, церковь
>Брянская областьг. Брянск. Брянск. Иоанна Воина у Кургана Бессмертия, церковь
г. Брянск. Брянск. Спаса Преображения, кафедральный собор (с приделом Иоанна Воина )

Московская область

Волоколамский район. Ивановское. «Знамение» иконы Божией Матери, церковь (с приделом Иоанна Воина )
Коломенский район. Коломна. Иоанна Богослова, церковь (с приделом Иоанна Воина )
Коломенский район. Коломна. Иоанна Воина, часовня
Коломенский район. Андреевское. Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Иоанна Воина )
Коломенский район. Дарищи. Николая Чудотворца, церковь (с приделом Иоанна Воина )
Наро-Фоминский район. Верея. Георгия Победоносца, церковь (с приделом Иоанна Воина )
Орехово-Зуевский район. Большая Дубна. Николая Чудотворца в Житенине, церковь (с приделом Иоанна Воина )
Пушкинский район и г. Королёв. Мартьянково. Иоанна Воина, церковь
Пушкинский район и г. Королёв. Мартьянково. Иоанна Воина, часовня
Раменский район. Юрасово. Бориса и Глеба, церковь (с приделом Иоанна Воина )
Сергиево-Посадский район. Пересвет. Иоанна Воина при в/ч ВВ МВД РФ, церковь
Солнечногорский район. Мерзлово. Воскресения Словущего, церковь (с приделом Иоанна Воина )
Ленинский район. Видное. Иоанна Воина при учебном центре ГУВД, церковь
Ступинский район. Куртино. «Всех скорбящих Радость» иконы Божией Матери (Иоанна Воина), церковь (с приделом Иоанна Воина )
Балашихинский район. Заря. Иоанна Воина, храм-часовня
Каширский район. Злобино. Михаила Архангела, церковь (с приделом Иоанна Воина )
Каширский район. Сытино, урочище. Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Иоанна Воина )
Луховицкий район. Долгомостьево. Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Иоанна Воина )

г. Москва

Центральный административный округ (ЦАО). Хамовники. Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Бережках, церковь (с приделом Иоанна Воина )
Центральный административный округ (ЦАО). Пресненский. Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, церковь (с приделом Иоанна Воина )
Центральный административный округ (ЦАО). Замоскворечье. Иверской иконы Божией Матери (Георгия Победоносца) на Всполье, церковь (с приделом Иоанна Воина )
Центральный административный округ (ЦАО). Якиманка. Иоанна Воина на Якиманке, церковь
Центральный административный округ (ЦАО). Якиманка. Иоанна Воина в Якиманском переулке, часовня
Центральный административный округ (ЦАО). Мещанский. Часовня Александра Невского и Иоанна Воина
Центральный административный округ (ЦАО). Мещанский. Иоанна Воина, что на Старых Убогих домах, церковь (с приделом Иоанна Воина )
Центральный административный округ (ЦАО). Арбат. Усекновения главы Иоанна Предтечи, что в Кречетниках, церковь (с приделом Иоанна Воина )
Центральный административный округ (ЦАО). Таганский. Николая Чудотворца на Гостиной горке, церковь (с приделом Иоанна Воина )
Зеленоград (Зеленоградский административный округ, ЗелАО). Савёлки. Николая Чудотворца в Ржавках, церковь (с приделом Иоанна Воина )
Троицкий административный округ (ТАО). Щапово (Александрово). Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Иоанна Воина )
Троицкий административный округ (ТАО). Богоявление. Богоявления Господня, церковь (с приделом Иоанна Воина )
>г. Санкт-ПетербургСанкт-Петербург. Адмиралтейский район. Троицы Живоначальной («Измайловский»), собор (с приделом Иоанна Воина )

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *