Икона святой христофор

Содержание

Святой мученик Христофор и его иконография

Святой мученик Христофор. Византийская икона ХІІІ века, ныне хранящаяся в Афинах

Тропарь, глас 4:

Одеждами от кровей украшаяйся, Господеви предстоиши Царю сил, Христофоре приснопамятне: отонудуже со безплотными и мученики поеши трисвятым и страшным сладкопением: темже молитвами твоими спасай стадо твое.

* * *

Житие святого сообщает нам, что святой Христофор до крещения имел имя Репрев (Ρεπρεβος – отверженный, осужденный).

В годы правления императора Деция Траяна человек, носивший имя Репрев, был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике. Позже он служил в римской когорте Cohors – подразделении мармаритов – выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени.

Святой мученик Христофор. Греческая икона святого Христофора XVIII века

О сем преславном мученике, память которого весьма чтится как на востоке, так и – еще больше – на западе, особенно в Испании, рассказывают нечто странное и необыкновенное: это был человек огромного роста и ужасающего поведения. Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки – песью голову и происходил из страны людоедов. Одни утверждают, что святой Христофор по происхождению своему был выходцем из земли хананеев, а другие производят его от канинеев (canis – собака) или кинокефалов (κύνος – собака и κεφαλή – голова) – представителей племени «псоглавцев» – собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён, или антропофагов (άνθρωπος – человек и φαγείν – есть). Песий вид святого в славянском Прологе отвергается, а прп. Никодим в Синаксаристе дает ему только безобразный вид.

По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.

Святой мученик Христофор

Когда одним комитом (так назывались царские телохранители) он взят был на войне в плен, то не обладал даром человеческой речи. Он помолился Богу, и Господь послал к нему ангела, который сказал ему: «Мужайся, Репрев!» – таково было его первое имя, – а потом прикоснулся к его устам и сообщил ему чрез это способность говорить. Когда после сего он прибыл в один город, то стал обличать тех, которые преследовали христиан. За это некий Вакх избил его, но он в ответ на это сказал Вакху, что принимает со смирением от него побои только ради заповеди Христа, а если бы он поддался гневу, то не устоял бы ни сам Вакх, ни даже сила императора, которую он обратил бы в ничто. Вскоре за ним было прислано двести человек воинов, чтобы привести его к императору (согласно с греческими прологами, это был вероятно император Декий, царствовавший в Римской империи с 249 до 251 г.), и, когда они шли, то на пути совершенно сухой жезл, бывший в руках святого, чудесно расцвел, а затем когда во время путешествия у воинов не хватило хлеба, то он умножил его в изобилии. Это великое чудо привело в удивление воинов, и они уверовали во Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом, святым священномучеником Вавилою, причем святому вместо Репрева дано было имя Христофора (Χριστόφορος). Когда святой приведен был к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа, но не явными мерами насилия, а хитростью сперва изменить его настроение, а потом ласкою склонить его к исполнению своей воли. С этою целью он велел позвать двух женщин – блудниц, красивых лицом и готовых отдать себя на блудное соединение, которые соблазнительными беседами возбуждали в молодых людях непреодолимое, безумное стремление к блудодеянию. Имя одной из этих женщин было Каллиникия, а другой – Акилина. Император велел им войти к святому и внушить ему различные соблазнительные мысли, как это было у них в обычае, чтобы, побуждаемый преступною любовью к ним, он согласился отречься от веры во Христа и принести жертву языческим богам, но святой Христофор стал их поучать вере во Христа и своим словом отвратил их от идолослужения. Вернувшись к императору, они объявили себя христианками, за что подвергнуты были жестоким мучениям и, потерпевши таким образом страдания за веру во Христа, восприняли мученические венцы. Сильно разгневавшись на этих женщин, император велел привести к нему святого Христофора и стал издеваться над ним по поводу необыкновенного вида его лица, но святой в ответ на это назвал его вместилищем действий диавола, ибо такой смысл имело имя императора Декия. После этого император приговорил к смерти тех двести человек воинов, которые были посланы, чтобы привести к нему святого Христофора и которые приняли святое крещение вместе с ним, так как они пришли к святому и на глазах императора поклонились ему. Он велел всем им отсечь головы, а тела их сжечь, святого же Христофора приказал заключить в медный сосуд, прибить его в нем гвоздями, а затем сосуд раскалить, но когда это было исполнено, то святой остался невредимым. Не испытывая никаких страданий ни от огня, ни от пригвождения, он стоял в раскаленном сосуде, как бы в какой приятной прохладе. Многим из присутствовавших это показалось обманом, а верующим святой совершенно правдиво и с радостью рассказал, что во время истязания он видел какого-то весьма высокого ростом и прекрасного видом, одетого в белые одежды мужа, который исходящим от него светом превосходил солнце и имел на главе своей блестящий венец, что его окружало множество воинов, с которыми какие-то черные и смрадные арапы вели борьбу, стараясь схватить и увлечь его, но этот страшный вождь с гневом взглянул на них и своим взглядом привел в смятение и поразил все это вражеское воинство, а ему дал силы без вреда перенести мучение. Слыша такой рассказ и видя святого совершенно невредимым, многие из народа поверили ему и обратились ко Христу, а затем вынули святого из раскаленного сосуда, за что и были изрублены царскими палачами. После сего святому Христофору привязали на шею камень и бросили его в колодец, но ангел извлек его оттуда, потом надели на него раскаленную медную одежду и наконец отсекли ему мечом голову. Святой мученик скончался в Ликии при императоре Декии ок. 250 г.

Память святого Христофора и других святых мучеников, с ним пострадавших, празднуется в Кипариссии – местности в Константинополе – в день его кончины, близком ко дню кончины святого великомученика Георгия. Согласно с актами мученика день его кончины все древнейшие календари, восточные и западные, относят к 23 апреля.

Хранившиеся некоторое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии. Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого Христофора.

День памяти святого мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая.

* * *

Иконография святого Христофора в православии

Святой мученик Христофор

В православии Христофор часто изображается псоглавым. При этом синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником. Однако, как говорится в житии Христофора, «когда святой был приведен к императору, то последний при виде его почувствовал ужас и неожиданно упал навзничь, а потом, придя снова в себя, задумал заставить его отречься от Христа…». Таким образом сам вид святого был необычен и он уже к этому времени не был язычником. Поэтому здесь речь идет не о символическом образе святого, а о реальном.

Древнейшее подобное изображение святого находится на керамичесчкой иконе VI–VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия.

Древнейшее изображение святого находится в монастыре Святой Екатерины на Синае и относится ко времени императора Юстиниана (527–565).

Святой мученик Христофор

В русской иконописи изображения святого Христофора в собачей головой известны со второй половины XVI века. Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине». Однако Сенат не поддержал решения Синода, рекомендуя не принимать однозначных мер относительно тех изображений, что уже много лет пользуются широким народным почитанием.

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский. В середине XVIII века в Ростовской епархии духовенство, в том числе митрополит Антоний (Мацеевич), также выступало за исправление икон святого и за создание новых «по надлежащему с человеческою главою… дабы вместо Христофора песия главы не почитать, а писать его противу великомученика Димитрия». На прошение митрополита о запрещении икон Кинокефала в Синоде было заведено особое дело, но оно не получило дальнейшего развития.

После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. Так, в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: на нимбе виден абрис собачьего лика.

Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой. Необходимо отметить, что и в поздних русских памятниках святой изображается не с песьей головой, а с головой, более походящей на лошадиную.

Святой мученик Христофор. Старообрядческая икона

Таким образом большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми. Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в Третьяковской галерее.

С XVIII века Христофор уже изображается только в образе человека. Однако в музейных собраниях встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и XIX века.

В православии существует и вариант иконографии Христофора, аналогичный западному: святой Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с Младенцем Христом на плечах.

* * *

Житие и иконография святого Христофора в католицизме

Святой мученик Христофор.

Житие святого Христофора в западной традиции гласит, что он был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Гигант Репрев отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос. Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он – Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя – Христофор, «несущий Христа».

Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций – в западной традиции он выступает под именем Дагнус), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

Святой мученик Христофор

В католицизме святой Христофор изображается как великан, переносящий через реку благословляющего Младенца (см. букв. перевод его имени – «несущий Христа») – эпизод, непосредственно вытекающий из его жития в западной традиции.

На этот сюжет писали картины Дирк Боутс, Иероним Босх, Мемлинг, Конрад Виц, Гирландайо, гравировали Дюрер и Кранах.

Монеты с ликом святого Христофора чеканились в Вюрцбурге, Вюртемберге и в Чехии. Статуи Христофора часто ставились при входах в церковь и жилые дома, и нередко на мостах. Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В Кёльнском соборе есть статуя святого Христофора, которая, по распространённому поверью, защищает посмотревшего на неё от внезапной смерти.

В 1969 году, в свете реформаторских постановлений II Ватиканского Собора, день памяти святого Христофора, вместе с днями памяти некоторых других общехристианских святых, был удалён Ватиканом из всеобщего католического календаря. Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.

* * *

Так как в православном житии святого Христофора мы не обнаруживаем упоминания о том, что Христофор был перевозчиком через реку и о явлении ему при этом Младенца Христа, то можно предположить, что в восточной и западной версиях жития святого Христофора речь идет о двух совершенно разных святых.

Католические изображения св. Христофора относятся к очень узкому периоду времени: это примерно одно столетие, с 1430 по 1530 гг. Самые известные изображения выполнены ведущими художниками эпохи Возрождения язычества в Германии, Фламандии и Италии.

Примерно в это же время рождается самый известный в мире Христофор – великий мореплаватель Христофор Колумб (в испанском варианте Кристобаль Колон), живший с 1451 по 1506 гг. Как св. Христофор переносит младенца Христа через реку, так Колумб через Атлантический океан приносит в Новый Свет католическую миссию, которая была лишь прикрытием для колонизации, ограбления и физического уничтожения коренного населения Америки. Напротив, восточные православные изображения св. Христофора встречаются на протяжении очень длительного периода времени и представлены в разных иконописных стилях: если самые ранние изображения святого относят к VI-VII веку, то поздние пишут и в наши дни именно с песьей головой. Множество таких икон относится к XIX веку.

Поэтому помещенные ниже современные православные иконы св. Христфора, несущего на своих плечах Младенца Христа, не соответствуют древней восточной традиции изображения этого святого.

Святой мученик Христофор. Современная икона

Возможно с образом святого Христофора, как он изображается в восточной традиции, связаны какие-то тайны и непонимание. В России имя Христофор встречается крайне редко, и написание достаточно большого количества его икон связано явно не с именем (католическая иконография делает акцент на имени «Христоносец»). Христоносец – это ношение Христа внутри своего сердца, а не на плечах, снаружи. Именно сам образ святого Христофора трогает сердце человека. Ведь он был не только христианским мучеником, он мучился и будучи ещё язычником. Даже царь упал при необычном виде его. Христофор был изгоем среди людей нормального вида. Возможно поэтому этот святой особенно близок именно тем людям, которые чем-то обделены, на вписались в эту жизнь, обладают какими-то физическими недостатками или уродством. Сам Господь говорит: «Не судите по наружности, но судите судом праведным» (Ин. 7:24). В любом случае стоит ознакомиться с житием и подвигами святого мученика Христофора.

Житие

Житие в восточной традиции

В годы правления императора Деция Траяна, человек, носивший имя Репрев (Ρεπρεβος, ср. лат. Reprobus «отверженный, осуждённый, дурной») был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике. Позже он служил в Numerus Marmaritarum (римская когорта Cohors III Valeria Marmaritarum) — подразделении мармаритов (мармаридов) (выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени). Это был человек огромного роста и ужасающего поведения, он был киноцефалом (с пёсьей головой), как и все представители его племени. Другой вариант возникновения его собачьей головы (эта легенда появилась на Кипре) — святой был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность.

В Константинопольском синаксарии имеется указание на то, что необычный облик святого и его происхождение из страны пёсьеголовых людей и людоедов «следует понимать символически, как состояние грубости и свирепости во время пребывания его язычником». Звероподобие Христофора вовсе не упоминается в Синаксарии преподобного Никодима Святогорца, «сообщается лишь, что тот имел уродливый лик». Известно также, что «против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский».

Ещё до крещения Репрев исповедовал веру во Христа и обличал тех, кто преследовал христиан. За это он однажды был избит неким Вакхом и принял побои со смирением. Вскоре после этого были присланы 200 воинов, чтобы привести его, известного силача, к императору Децию. Репрев подчинился без сопротивления. В пути произошли чудеса: жезл в руке святого расцвел (ср. жезл Аарона), по молитве его умножились хлебы, которых недоставало у путников, подобно умножению хлебов Иисусом Христом в пустыне. Воины, сопровождавшие Репрева, были поражены чудесами, уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом — мучеником Вавилой.

После крещения Репрев получил имя «Христофор» и стал проповедовать христианскую веру, используя дарованную ангелом возможность говорить на прежде незнакомом ему языке ликийцев (ср. глоссолалия апостолов). Когда Христофор был приведён к императору, (вариант — губернатору Антиохии), тот ужаснулся его наружности. Он решил заставить его отречься от Бога не насилием, а хитростью. Деций призвал двух женщин-блудниц — Каллиникию и Акилину, и приказал им склонить святого отречься от Христа и принести жертвы римским богам. Но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами.

Деций приговорил к казни также посланных за святым Христофором воинов, которые уверовали во Христа. Император приказал бросить мученика в раскалённый медный ящик. Однако святой Христофор не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний мученику наконец отсекли голову мечом. Его тело обратно в Александрию отвёз Петр Атталийский.

Житие в западной традиции

Иероним Босх, «Св. Христофор», 1504-05, Музей Бойманса-ван Бёнингена

Одна из легенд гласит, что Христофор был римлянином огромного роста, изначально носившим имя Репрев. Он принял христианство и начал служить Иисусу. Другие легенды говорят, что его именем было Offero, и он родился в Ханаане. В основном католическая традиция основывается на «Золотой легенде» Иакова Ворагинского.

Простодушный великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но понимает, что тот боится дьявола. Он предлагает свои услуги дьяволу, но понимает, что тот трепещет при виде креста.

Гигант отыскивает святого отшельника, и спрашивает его, каким образом он может служить Христу. Отшельник отвёл его к опасному броду через реку и сказал, что большой его рост и сила делают его отличным кандидатом, чтобы помогать людям пересекать опасную воду. Он начал перевозить путников на своей спине.

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой все тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил своё новое имя — Христофор, «несущий Христа».

Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций — в западной традиции он выступает под именем Дагнус), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.

Литературная обработка

Эта греческая легенда могла возникнуть примерно в VI веке. В середине IX века она распространяется по Франции. Первоначально святой Христофор был простым мучеником, просто упоминаемым в старых мартирологах. Простая форма греческих и латинских текстов страстей скоро уступила место более сложным легендам. В 983 году находим их в латинских прозаических и стихотворных текстах поддьякона Вальтера Шпейерского «Thesaurus anecdotorum novissimus».

Рассказ, относящийся к XI веку, есть в «Acta SS», и ещё один — в «Золотой легенде». Мысль, выраженная в имени святого, изначально означавшая, что он принял Христа в своё сердце, была истолкована буквально, и он стал нести Христа на своих плечах. Словосочетание «большой мученик» также могло быть истолковано буквально, и Христофор стал в «Золотой легенде» человеком гигантского роста, а именно 12 локтей (ок. 5,4 метра).

То, что существование мученика не может отрицаться, было доказано иезуитом Николасом Серариусом (Nicholas Serarius) в «Litaneutici» (Кёльн, 1609) и Моланусом (Molanus) в «De picturis et imaginibus sacris» (Louvain, 1570). Как рассказывает «Acta SS», в церкви, посвящённой Христофору, уже в 532 году было похоронено тело святого Ремигия, а святой Григорий Великий (VII век) упоминает монастырь святого Христофора. Древнейшие изображения святого относятся к VI веку.

Критика исторической недостоверности

Икона Святого Христофора

Почитание в католицизме этой невероятной фигуры резко критиковалось Эразмом Роттердамским в «Похвале глупости». День поминовения Христофора был понижен Ватиканом до уровня местночтимых праздников в 1969 году из-за недостатка реальных свидетельств о его существовании. (Но вопреки распространённому заблуждению, Христофор не был деканонизирован, он всё ещё остаётся святым католической церкви).

Хотя сохранившиеся свидетельства о его жизни переплетаются с рассказами о чудесах и явлениях, которые плохо воспринимаются современной историографией, всё же сохранилось достаточно информации, чтобы попытаться нарисовать картину его жизни, приемлемую, с точки зрения критиков, для современного человека.

Первое, на чём, по мнению критиков, спотыкаются современные агиографы — это упоминание о том, что Христофор был собакоголовым людоедом. Данная информация, по их мнению, должна быть рассмотрена с точки зрения того факта, что эти свидетельства о Христофоре даны его современниками. А для греко-римско-персидской ойкумены той эпохи практика описывать всех людей из «нецивилизованного» мира как людоедов, с звериными частями тела или даже ещё более странно — была очень распространена, пусть даже иногда использовалась и метафорически. Более поздние поколения могли воспринять эту метафору и гиперболу как факт.

Рассказы о псоглавых людях часто встречались в повестях о путешествиях в античности и средневековье начиная с Геродотовского описания Скифии

А рассматриваемая персона, как гласит житие, была включена в военное подразделение, состоящее из марматанцев (Marmaritae). Это племя было независимым народом Мармарики (современная Ливия), которое было вытеснено к границам после римской колонизации. Как человек из приграничного племени, считают критики, он вполне (в рамках образного языка своего времени) мог быть описан как псоглавец, а различные чудеса, приписываемые ему восточными легендами, — обычные атрибуты житий святых первых веков христианства.

Наконец, критикуя утверждение, что он был убит в Антиохии, и его тело было увезено епископом, заявляют, что Христофор не мог быть казнён на 4-м году правления императора Декия, так как тот правил только два года. Возможно, говорят критики, всё это происходило во время правления императора со сходным по звучанию именем — Максимина Дазы, тогда смерть святого приходится на 308 год. Правда, информации о посещении императором Максимином Антиохии не сохранилось, вдобавок, вероятно, информация о казни Христофора в личном присутствии цезаря — более позднее измышление.

По мнению критиков, ни один из упомянутых фактов не позволяет его идентифицировать как фактически существовавшего человека. По-гречески его имя — просто «несущий Христа», и в восточной традиции это соотносится с готовностью этого святого «нести крест» — частая метафора для обращения в христианство. Его языческое имя Reprebus — это просто «отверженный, дурной», так что сама история его крещения другим именем в двух словах сводится к примитивному: «дурной человек обратился в христианство». К тому же, утверждают критики, могилы святого Христофора не показывают нигде.

Эта критика в своих важнейших пунктах не принимает, однако, в расчёт тот факт, что наличие мощей «мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки» было письменно зафиксировано во второй половине XVII века (см. ниже).

Мощи

Существует письменное свидетельство архидьякона Павла Алеппского, который, находясь в Москве во второй половине XVII века, участвовал в «чине омовения мощей». Перечисляя различные реликвии Благовещенского собора, он описал лобызаемую пёсью голову святого Христофора:

Вот названия мощей тех святых, которые мы могли удержать в памяти: <…> глава мученика Христофора с лицом точь-в-точь как у собаки, с длинным ртом; она тверда как кремень — наш ум был поражён изумлением: тут нет места сомнению!

Согласно католическому преданию, голова святого, хранившаяся некоторое время в Константинополе, затем была перевезена на остров Раб в Хорватии. Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб в 1075 году, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и вражеские корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого.

На сегодняшний день, позолоченный реликварий с черепом святого Христофора, хранится в музее сакрального искусства в церкви св. Юстины г. Раба в Хорватии.

Иконография

Иконография в православии

Икона мученика Христофора. XVII век. Художественный музей, г. ЧереповецСвятой Христофор с волчьей головой. Лубочная картинка.

В православии Христофор часто изображается псоглавым. При этом синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником. Древнейшее подобное изображение святого находится на керамической иконе VI—VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия. В русской иконописи изображения святого Христофора с собачьей головой известны со второй половины XVI века.

Версии сложения столь экзотической иконографии Христофора-кинокефала (псоглавца), в основном, связаны с предположением, что какое-либо его прозвище было истолковано ошибочно. Варианты прозвища:

  1. от географического названия: местность Киноскефалия (возвышенность в Фессалии)
  2. от слова «cananeus» («хананит»), которое могло быть истолковано как «собачий».
  3. описание ужасной внешности — «звероподобный» могло быть воспринято буквально.
  4. ещё один вариант: сравнение с символом верности — собакой постепенно переросло в объединение образа с символом; проводятся параллели с опричниками Ивана Грозного, приторачивавшими к лошадиному седлу голову собаки (действительно каждый из них был «всадником с собачьей головой») и т. п.
  5. Ещё одна версия гласит, что образ псоглавца пришёл из коптской христианской живописи, на территории которых оставались следы почитания шакалоголового Анубиса (см. также псоголовых коптских святых Ахракса и Аугани на иконе из Музея Коптского искусства в Каире).

Также существует представление о Христофоре, как представителе племени «псоглавцев» — собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён.

Есть вероятность, что человек, ставший прообразом Христофора, страдал редким типом генетической мутации, именуемой нынче как гипертрихоз универсальный (hypertrichosis universalis) или синдромом оборотня, в результате которой тело человека практически полностью покрывается густыми волосами, в том числе и лицо. Быть может христианский святой имел прозвище, истолкованное последователями как характеристику его внешности. Загадка столь экзотической иконографии Христофора-кинокефала остается неразгаданной.

Запрет на «псоглавца»

Старообрядческая житийная икона святого Христофора Мученик Христофор.
Успенский монастырь города Свияжска, Татарстан

Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 21 мая (1 июня) 1722 года как «противные естеству, истории и самой истине». После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина. Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой.

Большинство старинных изображений пёсьеголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре и, кроме того, в церкви Николая Чудотворца в поселке Ныроб Пермского края. Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), Вологодском музее-заповеднике, в Ростове, а также в Перми, Егорьевском историко-художественном музее. Икону Святого Христофора с пёсьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в ярославском Сретенском храме, в Третьяковской галерее. Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери. Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.

С XVIII века Христофор изображается только в образе человека.

Два других типа изображения в православии

Всего в православии существует три варианта иконографии Христофора. Два других:

  • прекрасный юноша, с длинными волосами, с четырёхконечным крестом в правой руке; на нём багряный плащ, туника украшена золотыми полосами (примеры изображений — фрески в монастыре Высокие Дечаны, церкви Святого Георгия в Старой Ладоге, мозаика кафоликона монастыря Осиос Лукас и др).
  • аналогичный западному: Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, с младенцем на плечах.

Иконография в католицизме

Дирк Боутс, «Святой Христофор», 1467—1468, Старая пинакотека, Мюнхен

В католицизме Святой Христофор изображается как великан (изредка также и как псоглавец), переносящий через реку благословляющего Младенца (см. буквальный перевод его имени — «несущий Христа») — эпизод, непосредственно вытекающий из его жития в западной традиции.

На этот сюжет писали картины Дирк Боутс, Иероним Босх, Мемлинг, Конрад Виц, Гирландайо, гравировали Дюрер и Кранах.

Древнейшее изображение святого находится в монастыре Святой Екатерины на Синае и относится ко времени императора Юстиниана (527—565). Монеты с его ликом чеканились в Вюрцбурге, Вюртемберге и в Чехии. Статуи Христофора часто ставились при входах в церковь и жилые дома, и нередко на мостах. Часто они сопровождались надписями: «Кто сегодня посмотрит на образ Святого Христофора, тому сегодня не грозят внезапные обмороки и падения». В Кёльнском соборе есть статуя Святого Христофора, которая, по распространённому поверью, защищает посмотревшего на неё от внезапной смерти.

Почитание

День памяти мученика Христофора в православном календаре 9 (22) мая, в католическом мартирологе 25 июля.

Из всеобщего католического календаря день памяти святого Христофора был удалён Ватиканом в 1969 году. Тем не менее, праздник остался в местных календарях католических стран.

В Католической церкви Христофор — один из 14 святых помощников и святой патрон путешественников. Несмотря на удаление из всеобщего католического календаря, Христофор остаётся популярным среди католиков, особенно любим моряками, паромщиками, перевозчиками и путешественниками. В наши дни крупные центры его почитания находятся в Италии и среди итало-американцев. Продолжается выпуск медальонов с его именем, их часто помещают в автомобилях, чтобы помочь в путешествиях. Часто на них имеется надпись «Si en San Cristóbal confías, de accidente no morirás» (исп.) (Если веруешь в Святого Христофора, не умрёшь в аварии).

Кроме того, в католицизме он заботится о следующих вещах: всё, что связано с путешествиями, люди, несущие ношу, против удара молнии, против мора, лучники, автоводители, холостяки, лодочники, переплётчики, эпилептики, наводнения, торговцы фруктами, садовники, сукновалы, ливни и дожди, водители грузовиков, рыночные торговцы, носильщики, сёрфингисты, зубная боль.

Христофор — патрон следующих географических пунктов: Баден, Барга, Брауншвейг, Мекленбург, о. Раб, Рурмонд (Нидерланды), Тозес (район Жироны), Агринион, Вильнюс, Гавана.

В честь Святого Христофора названы несколько населённых пунктов, в основном в испаноязычных странах.

В Испании

Особенно чтится в Испании, где к его молитвам прибегают при заразных болезнях. Считается покровителем путешествующих (в том числе автомобилистов), паромщиков, мостостроителей, мореплавателей, переплётчиков, садовников.

Ручка дверей вильнюсской Ратуши

В Литве

Покровитель Вильнюса, изображён на гербе и флаге города. В 1957 году во дворе костёла Святого Николая в Вильнюсе была установлена статуя Христофора с младенцем на руках и текстом на постаменте (на литовском языке) «Святой Христофор, опекай наш город!», созданная по просьбе прелата Чесловаса Кривайтиса скульптором Антанасом Кмеляускасом (за что он был исключён из членов Союза художников Литвы). В 1995 году имя покровителя города было присвоено основанному в 1994 году камерному симфоническому оркестру Вильнюсского самоуправления. Имя святого Христофора носит средняя школа в Вильнюсе на улице Казлишкю (Kazliškių g. 4).

В июле — августе в Вильнюсе ежегодно проводится международный летний музыкальный фестиваль имени святого Христофора. Начиная с 1997 года за неделю до Рождества в Вильнюсе ежегодно вручается статуэтка святого Христофора — самая почётная награда города наиболее заслуженным частным лицам, учреждениям и предприятиям за благотворительную деятельность, выдающиеся достижения в искусстве, спорте, науке и просвещении, за вклад в развитие туризма и т. п.

Примечания

  1. Woods, 1994, p. 170—186.
  2. Нестерова, 1988, с. 604.
  3. 1 2 3 Липатова, 22.05.2007 г..
  4. The Life of S. Christopher // The GOLDEN LEGEND or LIVES of the SAINTS. Compiled by Jacobus de Voragine, Archbishop of Genoa (англ.)
  5. 1 2 Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Poccию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским Глава XV. Москва. — Чин омовения мощей в Великую пятницу. Чин плащаницы в Великую субботу.
  6. Желтов М. С. — Реликвии в византийских чинопоследованиях С.110-114 «Реликвии в Византии и Древней Руси. Письменные источники», ред. А.М. Лидов. М.: «Прогресс-Традиция», 2006. 440 с. ISBN 5-89826-275-X
  7. Православие.Ru: Святой мученик Христофор и его иконография
  8. Portal Grada Raba: Povijest 14. ZAŠTITNIK RABA SV. KRISTOFOR
  9. The legend of St. Christopher For centuries now, the relics of St. Christopher have been guarded in the Cathedral in Rab.
  10. Portal Grada Raba: Povijest 14. ZAŠTITNIK RABA SV. KRISTOFOR Svečeva lubanja dospjela je u Rab i čuva se u muzeju sv. Justine, kao dragocjena relikvija.
  11. SVETI KRISTOFOR — naš Sveti pomoćnik SV. KRISTOFOR — SVETAC ZAŠTITNIK GRADA I OTOKA RABA
  12. Sv. Kristofor Već stoljećima se relikvije sv. Kristofora čuvaju u rapskoj katedrali.
  13. Максимов, 1975, с. 82.
  14. Святые Ахракс и Аугани, икона в музее коптского искусства, Каир.
  15. Великомученик Христофор: святой с песьей головой
  16. Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству Православного исповедания Российской империи. — СПб., 1872. Т. II. 1722 г. С.294 № 625 С. 293—295.
  17. Святой с собачьей головой — Христофор Псеглавец
  18. Старый стиль, 9 мая, Новый стиль 22 мая, пятница // Православный церковный календарь
  19. >22 мая 2015 года // Православие и мир, православный календарь, 2015 г.
  20. Старый стиль, 9 мая, Новый стиль 22 мая, воскресенье // Православный церковный календарь
  21. Martyrologium Romanum 25 Julii In Lycia sancti Christophori Martyris, qui, sub Decio, virgis ferreis attritus, et e flammae aestuantis incendio superna Christi virtute servatus, ad ultimum, sagittarum ictibus confossus, capitis obtruncatione martyrium complevit.
  22. The Christopher Chamber Orchestra (англ.)
  23. Vilniaus Šv. Kristoforo vidurinė mokykla (лит.). Дата обращения 14 октября 2008. Архивировано 25 августа 2011 года.
  24. Сойкин, 1913, с. 2307.

Литература

  • Липатова С. Н. Святой мученик Христофор Песьеглавец: Иконография и почитание. — М.: Православие.ру, 22.05.2007 г..
  • Гувакова Е.В. Святой песьеголовец — аберрация, дань православной традиции или иконографический курьез?: Обзор икон св. мученика Христофора в собрании фонда Древнерусской живописи. С. 48 — 63, ил. // Сборник материалов Исторический музей — энциклопедия отечественной истории и культуры. Забелинские научные чтения. ГИМ. М. 2004.
  • Максимов Е. Н. Образ Христофора Кинокефала: Опыт сравнительно-мифологического исследования // Древний Восток: К 75-летию академика М. А. Коростовцева. — Сб. 1. — М.: Наука, 1975. — С. 82. — 76-89 с.
  • Найденова Д. В. Особенности почитания святого Христофора на Руси и иконография мученика в искусстве старообрядчества // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 7. / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2017. — С. 473–482. ISSN 2312-2129.
  • Нестерова O. E. Христофор // Мифы народов мира. — М.: Советская энциклопедия, 1988. — Т. II. — С. 604.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь. Въ двухъ томахъ. — М.: Изд-во П. П. Сойкина, 1913. — Т. II. — С. 2307. (Репринт: London: Variorum reprints, 1971, ISBN 0-902089-08-0.)
  • Woods, D. “St. Christopher, Bishop Peter of Attalia, and the Cohors Marmaritarum: A Fresh Examination”. Vigiliae Christianae. 48 (2): 170—186. Неизвестный параметр |год= (справка); Используется устаревший параметр |month= (справка)
  • Алексей Иванов. Псоглавцы. — М.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. — С. 352. (Репринт:)

Голова святого была похожа на собачью

Свитки того времени, описывают святого таким образом — это был человек огромного роста, с крайне ужасающим поведением.

Память его весьма чтится как на востоке православной церковью, так и еще больше на западе католической церковью, особенно в Испании.

Голова святого похожа на голову собаки.

Также документы сообщают и то, что он был кинокефалом, то есть песиголовцем — зооморфным персонажем из культуры разных народов, имеющим человеческое тело и голову собаки, волка, шакала или гиены, то есть голова святого была похожа на собачью.

Как утверждают многие свидетельства, голова у него хоть и была собачья, но все остальное тело было как у человека. Кинокефалы пользовались инструментами и оружием, а также носили одежду — что дало возможность средневековым теологам утверждать, что душа у них есть, ведь стыд — это результат дарованной Господом души. Другими словами, мученик Христофор был как бы с собачьей головой.

По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины.

Желая избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку, не умевшую даже говорить.

Когда мученик был взят на войне в плен одним царским телохранителем, тот увидел, что пленник вообще не обладал даром человеческой речи. Он помолился Богу, и Господь послал к нему ангела, который сказал ему: «Мужайся, Репрев!» – а потом прикоснулся к его устам и сообщил ему через это способность говорить.

Здесь необходимо сделать небольшую паузу в повествовании, и объяснить с современной точки зрения, почему так именовали святого, и была ли действительно у него собачья голова.

Наиболее правдоподобной кажется версия о том, что святой мученик родился с каким-то тяжелым пороком внешности. Не просто так ведь мальчику дали имя при крещении Репрев — «Отверженный».

Возможно, предположить, что у святого была врожденная болезнь волчья пасть

Существует такая врожденная болезнь «волчья пасть». На детей, рождающиеся с таким заболеванием, и есть как легкие формы, так и тяжелые, невозможно даже смотреть без слез.

Болезнь «волчья пасть» проявлялась уже с самого рождения, после того как плод извлекали из тела матери

У некоторых вообще носа почти нет, и действительно лицо напоминает волка, или собаку. Подобные патологии часто наследственные (может быть, в этом и можно найти объяснение легенды о «племени кинокефалов»).

Это объясняет и то, почему он был громадного роста. Взрослые люди живущие с этой болезнью, очень часто страдают и еще одной патологией – чрезмерной растительностью, по-другому, «волосатостью». Из-за этого, вид таких людей действительно ужасающий. Человек реально похож на собаку.

Сейчас хирурги могут, полностью или хотя бы частично, справиться с такими недугами, все чаще встречается среди людей отношение с любовью к ближнему, принятие другого человека, не судя по его внешности, а тогда — мальчик с рождения оказался Отверженным, или Осужденным.

Чудеса, которые творил святой, были всем необъяснимы

Но продолжим повествование о жизненном пути святого мученика. После того, как Репрева исцелил ангел Господень, он прибыл в один город, то стал обличать тех, которые преследовали христиан. За это некий Вакх избил его, но он в ответ на это сказал Вакху, что принимает со смирением от него побои только ради заповеди Христа.

После увиденных чудес святого, многие приняли веру во Христа.

После этого за ним прислали 200 человек воинов, чтобы привести к императору.

Все время пока они шли, у святого в руках был жезл. Он был совсем сухой, но каким-то чудесным образом расцвел. После этого во время обеда воины жаловались, что у них нет хлеба, и на всех не хватает.

Святой умножил их хлеб в изобилии. Для всех это было самое настоящее чудо.

Оно привело всех в удивление, и после этого воины уверовали во Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом, святым священномучеником Вавилою.

Впоследствии святому вместо Репрева дано было имя Христофора (Χριστόφορος).

Когда святой был приведен к императору и предстал перед ним, то ужас обуял правителя, и он упал навзничь.

Потом, придя в себя, задумал заставить святого отречься от Христа. С этою целью он велел позвать двух блудниц – Каллиникию и Акилину соблазнить Христофора, и заставить отречься от христовой веры.

Однако, вернувшись к императору, они объявили, что уверовали во Христа, за что подвергнуты были жестоким мучениям и, потерпевши, таким образом, страдания за веру во Христа, восприняли мученические венцы.

Император очень сильно разозлился, он приказал немедленно привести к нему святого. После чего отдал приказ подвергнуть его самым жестоким истязаниям из-за его необыкновенного и странного вида лица, которое так сильно не давало ему покоя.

Но святой лишь сказал императору, что тот самое настоящее вместилище действий дьявола.

После всего сказанного, император всех тех людей, кого отправлял за святым, и которые обратились к вере Христа, приговорил к смерти.

Тяжкие испытания и мучения пришлось пережить — Христофору Псеглавцу, но его вера во Христа спасала его

Император Декий повелел всем отсечь головы, а тела их сжечь, а святого Христофора приказал заключить в медный сосуд, прибить его в нем гвоздями, а затем сосуд этот раскалить. Когда слуги все выполнили, как повелел император, святой все равно остался совершенно невредимым. При этом всем он даже не испытывал какой-либо боли от огня.

Многие кто присутствовал там, сказали, что все это полный обман, что святой врет, что такого быть не может. Но святой с радостью сказал, что во время своих пыток, он увидел странного человека очень высокого роста. Он имел довольно прекрасный вид, одет был в белые одежды мужа.

От этого человека исходил странный свет, который превосходил даже солнце. На голове у этого человека был блестящий венец, и его окружало множество воинов, а также какие-то черные и смрадные арапы вели борьбу, стараясь схватить и увлечь его.

Но этот вождь, своим страшным взглядом посмотрел на них и сразу же привел всех в смятение. А святому Христофору он дал сил, чтобы он перенес все испытания и истязания, которые выпали на его долю.

Когда все услышали то, о чем рассказал святой, и то, что после таких жестоких испытания он остался совсем невредимым, все поверили и обратились ко Христу.

После этого из святого вынули раскаленный сосуд. А все те, кто это сделал, были казнены.

Мучения Христофора закончились тогда, когда ему отсекли голову.

После этого, святому Христофору привязали на шею камень и бросили его в колодец. Но, Господь избавил святого мученика от смерти: ангел извлек Христофора из колодца.

Узнав это, мучитель приказал надеть на святого раскаленную медную одежду и наконец, отсечь голову. Так, скончался святой мученик в Ликии около 250 года.

Икон Христофора Псеглавца очень много, его изображали и с человечьей головой

В православии святой мученик часто изображается псоглавым. При этом синаксари указывают, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником.

Древнейшее подобное изображение святого — керамическая икона VI–VII века македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия. К сожалению, до наших дней изображение не сохранилось.

1722 в этом году Святейший Синод запретил изображения Святого Христофора с собачей головой

В русской иконописи изображения святого Христофора в собачей головой известны со второй половины XVI века и были запрещены распоряжением Святейшего Синода от 1722 года, как «противные естеству, истории и самой истине».

Известно, что против звероподобных изображений святого Христофора высказывался святитель Димитрий Ростовский, говоря, что какой православный святой может быть изображаем с головой зверя.

Святитель Дмитрий Ростовский — епископ Русской православной церкви, митрополит Ростовский и Ярославский, а также духовный писатель, агиограф, проповедник и педагог. Был категорически против «псовых» изображений святого Христофора

После запрета образ святого Христофора делают антропоморфно, как воина. Известны переписанные изображения с записанной (то есть новое изображение накладывали поверх старого) собачьей головой. В некоторых случаях иконы святого Христофора действительно исправляли. Так, в росписи Спасо-Преображенского собора в Ярославле песья голова святого, изображенного на столпе, была заменена человеческой. Следы существования прежнего образа святого просматриваются до сих пор: на нимбе виден абрис собачьего лика.

Именно так выглядит Христофор, нарисованный именно с человечьей головой, а не с собачьей — роспись на стене в храме

С XVIII века изображения святого Христофора существуют только в образе человека. Однако в музейных собраниях, до сих пор встречаются иконы святого с головою собаки не только XVIII, но и второй половины XIX века.

В православии существует и вариант восточный традиции изображения Христофора, аналогичный западной традиции: святой Христофор изображается в момент переправы через реку, в виде великана, несущим Христа в образе младенца на плечах.

Здесь Христофор также изображен человеком, несущим на плече ребенка через реку, по которой сам же идет ногами, с одной тоненькой тростинкой

К святому обращаются — с молитвами об укреплении веры и даровании сил

Святой Христофор покровительствует водителям, морякам, и путешественникам. К святому Христофору обращаются с молитвенной просьбой об укреплении веры, о даровании сил в трудной ситуации, а также при эпилепсии и зубной боли.

Также можно прочитать специальную молитву святому Христофору.

Молитва святому

О преславный и добропобедный мучениче Христов Христофоре, истинный воине святыя Церкве, сродником твоим земным похвало и украшение. Ты, не убоявся безбожнаго гонения, веру Православную даже до крове исповедал еси, страдании же твоими образ верным подая, вратами правды в Царство Небесное вшел еси.

Темже молим тя, якоже некогда молитвою твоею ко Господу силу претерпети страдания стяжал еси, тако и ныне молися, да подаст нам Господь силу заповеди Его животворныя соблюдати, и да избавит нас от уз греха и безбожия, Отечество же наше да сохранит в Православии до скончания века. Аминь.

Святой Христофор Псеглавец – личность довольно неоднозначная, ибо в православной культуре существуют разные сведения о его жизни и деяниях, а вместе с тем, и различного рода факты, которые свидетельствуют о достаточно противоречивых событиях исторического характера. Этим же и интересен образ святого, ибо ореол тайны и святости – это почести поистине великого человека.

Житие святого Христофора

О житие святого известны лишь некоторые сведения. Исторические источники сообщают, что Христофор до крещения имел другое имя – Репрев (в переводе – отверженный, осужденный).

Годы жизни мученика припадают на время правления императора Деция Траяна. По документальным данным человек с именем Репрев был захвачен римлянами в плен во время боя в Мармарике. Позже известно и его службе в римском подразделении мармаритов.

Память святого высоко чтится как на востоке, так и на западе, особенно в Испании. О нём существует множество историй, полных странностей и необыкновенных фактов. Согласно одной из версий, более распространённой, Репрев имел такие особенности:

  • огромный рост;
  • тело человека, а голова собаки (пса);
  • безобразный вид;
  • происходил из страны людоедов;
  • отличался ужасающим поведением.

Согласно другой, довольно поздней, получившей широкое распространение на Кипре, мученик от рождения имел красивую внешность, которая очень нравилась женщинам. И желая избежать соблазнов, он сам молился о том, чтобы Бог дал ему уродливый облик. И именно после этого он стал похожим на пса.

Страдания сопровождали святого всю жизнь. Он обличал инакомыслящих, которые преследовали христиан, за что часто жестоко был избит. Но принимал всё со смирением, ибо это ради слова Христа. Мученик старался никогда не превращать свои слова и действия в гнев, ибо тогда перед его силою не устоял ни один человек, даже сам император.

Одна из историй гласит, что однажды 200 воинов было послано за Псеглавцем, дабы привести его к императору. Но когда они шли, то увидели нереальные чудеса:

  • сухой жезл в руках святого расцвёл;
  • когда в путешествии у воинов не хватило хлеба, то святой дал его в изобилии.

Эти великие дела привели воинов в удивление – они уверовали в Господа и были крещены вместе со святым (тогда он и получил имя Христофор).

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Не раз император заставлял мученика отречься от Христа: сначала хитростью, потом применяя различные методы насилия и к нему, и к людям, которые вместе с ним познали волю Христа. Но всё было тщетно. Праведник не испытывал страданий ни от огненных языков, ни от раскалённого сосуда, ни от гвоздей, что вонзались в его тело. Видя всё это, многие простые люди поверили ему и также обратились ко Христу, за что приняли смерть.

И даже после всего содеянного страдания святого не прекратились, император жаждал кончины Христофора:

  • сначала ему привязали на шею камень и бросили в колодец, но чудесным образом ангел достал его оттуда и вернул к жизни;
  • потом на него надели раскаленную медную одежду;
  • и наконец, отсекли голову мечом.

Так мученик скончался в Ликии около 250 года.

Мощи и голова святого долгое время хранились в Константинополе, а затем были перевезены на остров Раб (Хорватия), который они чудесным образом защитили от нападения норманнов. С тех пор одна из крупнейших средневековых крепостей этого острова названа в честь мученика Христофора.

День памяти

Святой мученик Христофор имеет и свой день памяти в православном календаре. Это 9 (22) мая. В этот день к его чудодейственной силе обращаются тысячи христиан по всему миру.

Святой Христофор Псеглавец, икона

Иконографические сюжеты изображения Христофора также являются достаточно “спорными”. До XVIII века в православии святой изображался с головой пса и в облике воина. Позже святого стали изображать только в образе человека.

Также в христианстве существует и аналогичный западному вариант изображения Христофора: в момент переправы через реку, в виде великана с Младенцем Христом на плечах.

Святой Христофор в православии ассоциируется с праведностью смирением. Поэтому и сегодня его почитают как символ незыблемой веры, вечной и всепобеждающей, которая способна изменить весь мир.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о святом Псеглавце:

ЧУДО У МОЩЕЙ СВЯТОГО ИОАННА РУССКОГО ПРОИЗОШЛО НА ОСТРОВЕ ЭВБЕЯ Настоящее чудо на глазах у большого числа паломников случилось в храме Святого Иоанна Русского в селении Прокопи на острове Эвбея. Весть о событии за короткий срок распространилась по всей территории Балканского полуострова.Поклонившись мощам Святого одна из женщин… На могиле библейского пророка ожило иссохшее дерево Весть об этом чуде разошлась по Самарканду. О нем говорили, затаив дыхание, не только христиане, но даже мусульмане и иудеи для которых это место так же священно. На могиле библейского пророка Даниила в Самарканде после молитвы патриарха Московского и всея Руси Алексия II ож… Воспоминания о приезде епископа Разнеслась по селу весть, что приезжает епископ. Его решили встретить с почестями. Настал долгожданный день. Дьякон отправился на станцию. Сошедших с поезда пассажиров оказалось мало. Из первого вагона вышел старичок в простой одежке. Подождал он на перроне, никто и не под… «Именно такой веры ждет от нас Бог.» Однажды поздним вечером в одном из домов вспыхнул пожар. Вся семья – отец, мать и дети – потрясенные происходящим, выбежали на улицу и смотрели на разгорающийся огонь. И вдруг все поняли, что среди них нет самого младшего члена семьи – пятилетнего сынишки.Скорее всего,…

cheger

Чем больше увлекаешься культурологией и религиоведением, тем больше зарываешься в огромном количестве информации. Но благодаря этому постоянно всплывают очень интересные факты и истории. Про одну такую история, которая лично меня очень заинтересовала, сегодня и расскажу. Речь пойдет об очень странном святом, которого раньше изображали в виде … собаки. Точнее не собаки, а киноцефала. Причем святой этот канонизирован как православной, так и католической церквями, поэтому про него стоит немного рассказать поподробнее. Зовут его святой Христофор.
Православная икона
Согласно восточной традиции, этот святой жил в третьем веке и звали его Репрев. Происходил он из области Мармарика, что в Ливийской пустыне. В одном из боев его захватили в плен римские солдаты, но после этого он служил у римлян в специальном подразделинии, состоящем только из берберов.
Это был человек огромного роста и ужасающего поведения, он был киноцефалом (с пёсьей головой), как и все представители его племени. Другой вариант возникновения его собачьей головы (эта легенда появилась на Кипре) — святой был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность.
Более вероятная, конечно, первый вариант, согласно которому, видимо, он просто был очень страшен собой, отчего его ассоциировали с собакой (вспоминаем Пса из Игры Престолов?).
Полностью его историю рассказывать я тут не буду, кому интересно, можно почитать на Вики. Скажу лишь, что он, как и большинство святых того времени, очень успешно проповедовал, что и что и поплатился жизнью (Император приказал бросить мученика в раскалённый медный ящик. Однако святой Христофор не испытывал страданий и остался невредим. После многих жестоких истязаний мученику наконец отсекли голову мечом)
Святой Христофор. Икона. XVIII в. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
В западнохристианской иконографии святого, имя которого буквально переводится как «Христоносец», изображают как великана, несущего на своих плечах Младенца Христа. В «Золотой легенде», своде житий XIII века, составленном доминиканским монахом Иаковом Ворагинским, сказано, что Христофор (тогда еще носивший другое имя) работал на речной переправе. Когда он однажды переносил через реку ребенка, то ощутил невыносимую тяжесть, будто держит весь мир. Оказалось, что великан несет не только мир, но и Того, Кто его сотворил: в виде ребенка Христофору явился Сам Христос.

Традиция изображения Христофора как высокого мужчины с Младенцем в западной средневековой скульптуре, книжной миниатюре, а также живописи более позднего времени устойчива.
1. Дирк Баутс. Святой Христофор. Левая створка триптиха. 1467–1468 гг. Старая Пинакотека, Мюнхен
2. Иероним Босх, «Св. Христофор», 1504-05, Музей Бойманса-ван Бёнингена
В православии Христофор часто изображается псоглавым. При этом указывается, что этот облик, как и происхождение святого из страны кинокефалов, следует понимать как символическое указание на его грубость и свирепость в период пребывания язычником. Древнейшее подобное изображение святого находится на керамической иконе VI—VII веков македонского происхождения. На ней Христофор вместе со святым Георгием поражает змия. В русской иконописи изображения святого Христофора в собачей головой известны со второй половины XVI века.
Святые Христофор и Георгий. Керамическая икона. V–VII вв. Македония

Версии сложения столь экзотической иконографии Христофора-кинокефала (псоглавца), в основном, связаны с предположением, что какое-либо его прозвище было истолковано ошибочно.
Варианты прозвища:

— от географического названия: местность Киноскефалия (возвышенность в Фессалии)
— от слова «cananeus» («хананит»), которое могло быть истолковано как «собачий».
— описание ужасной внешности — «звероподобный» могло быть воспринято буквально.
— ещё один вариант: сравнение с символом верности — собакой постепенно переросло в объединение образа с символом; проводятся параллели с опричниками Ивана Грозного(действительно каждый из них был «всадником с собачьей головой») и т. п.
Ещё одна версия гласит, что образ псоглавца пришёл из коптской христианской живописи, на территории которых оставались следы почитания псоголового Анубиса
Также существует представление о Христофоре, как представителе племени «псоглавцев» — собакоголовых людей, описание которых достаточно часто встречается с античных времён.
Иконы Христофора «с песьею главою» вместе с некоторыми другими «спорными» иконографическими сюжетами были официально запрещены распоряжением Синода от 1722 г. как «противные естеству, истории и самой истине».

С XVIII в. Христофор изображается только в образе человека. После запрета Христофор изображается антропоморфно, в образе воина.
Святой Христофор. Фреска на юго-западном столпе Спасо-Преображенского собора в Ярославле. 1563–1564 гг.
Известны переписанные изображения с записанной собачьей головой. Старообрядцы продолжали (и до сих пор продолжают) почитать Христофора-кинокефала, а запрет «господствующей церкви» лишь подтвердил и усилил это почитание. Свияжская иконописная традиция изображает Христофора не с собачьей, а с лошадиной головой.

Большинство старинных изображений псоголового Христофора было уничтожено или записано. Помимо фрески в Успенском монастыре города Свияжска, существует фреска в Макарьевском монастыре, а также в Ярославле в Спасском монастыре.
Кроме того в церкви Николая Чудотворца в поселке Ныроб Пермского края.
Иконы Христофора сохранились в Череповце (художественный музей), в Ростове, а также в Перми, Егорьевском историко-художественном музее.
Икону Святого Христофора с песьей головой можно увидеть в Московской старообрядческой церкви Покрова, Московском Кремле (Архангельский собор), в ярославском Сретенском храме, в Третьяковской галерее. Сохранились также скульптуры, одна из которых хранится в соборе Парижской Богоматери. Большинство подобных икон было уничтожено в период иконоборчества.
Старообрядческая житийная икона святого Христофора
Иконография
Мученик Христофор. Вторая половина XVII в. Икона из собрания музея Ростовского Кремля.
Добавить в друзья в ЖЖ || Facebook || Twitter || Instagram ||

Tags: интересно, культура, религия, староверы, христианство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *