Икона помощница в родах

Никольский Собор г. Серпухова

3 октября праздник иконе Божией Матери «Помощница в родах»

Икона Божьей Матери «Помощь в родах»

Святой образ чудесно появился в 1993 году в российском городе Серпухове. В период Великого поста настоятель храма Николы Белого причащал на дому старушку, которая попросила внучку достать с чердака икону Божией Матери. Образ с потемневшей ризой, весь в паутине и многолетней пыли был отдан священнику в храм. Известно, что по молитвам к этому образу роды проходят успешно, исцеляет он и от бесплодия. Сейчас чудотворная икона находится в Никольском кафедральном соборе Серпухова.

В марте 2006 года храм в честь святыни был открыт также в Киеве. В Украине по благословению Блаженнейшего Владимира, митрополита Киевского и всея Украины, праздник в честь иконы Божией Матери «Помощница в родах» установлен 3 октября.

Икона Пресвятой Богородицы «Помощь в родах» также именуется «В родах Помощница», «Помощница в родах»»Поможение родам», и «Помогательница женам чады рождати». Перед образом молятся о зачатии, об исцелении от бесплодия, о благополучном разрешении бремени и рождении здоровых детей, так как Богородица Сама прошла все тяготы чадорождения, равно как и Спаситель прошел тот же путь рождения, что и человек. Безболезненно разрешившись от бремени, Божия Матерь является сильной заступницей перед Богом всех обремененных и страждущих. Икону «Помощь в родах» вносят в комнату беременной женщины и в родильную палату. По молитвам перед образом благополучно проходят роды даже при различных осложнениях.

Храм иконы Божией Матери «Помощница в родах» при Киевском городском роддоме № 4 ( в настоящее время Киевский городской центр репродуктивной и перинатальной медицины)

Известны три варианта образа «Помощь в родах»: в старинном варианте Пресвятая Богородица с покрытой головой стоит в полный рост с молитвенно поднятыми вверх руками, а на уровне Ее груди изображается младенец Иисус в одеянии. В современном варианте Богородица изображается с непокрытой головой, распущенными волосами и сведенными на груди перстами, ниже которых помещается Богомладенец без одеяний. Третий вариант образа известен как почитаемая икона Божией Матери «Слово плоть бысть» Албазинская, святыня русского Приамурья. Названием иконы служат слова из Евангелия от Иоанна «И слово плоть бысть» («И слово стало плотью») (Ин.1:14). Сейчас икона хранится в новом Благовещенском кафедральном соборе. На этом образе Богоматерь с покрытой головой держит руки ниже Богомладенца без одеяний. Иконографический тип иконы – «Иммакулата» («Пречистая»).
Известная чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Помощь в родах» была явлена в подмосковном городе Серпухове в 1993 году. Образ «Помощь в родах» находится в кафедральном соборе во имя (или «освящённом во имя Святителя Николая», либо просто «соборе Святителя Николая») святителя Николая («Николы Белого»), где каждую субботу перед ней совершается молебен с водосвятием. В 2005 году была обретена икона «Помощница в родах» письма второй половины XVIII века в Хабаровске. Чтимая икона «Помощница в родах» есть и в Москве в Спасо-Преображенском храме на Болвановке.

Празднование иконе Божьей матери «Помощь в родах» происходит 8 января (26 декабря по старому стилю). Праздник собора Пресвятой Богородицы, приходящийся на этот день также известен в народе под прозванием «Бабьи каши». На Руси это был день повивальных бабок, акушерок и рожениц.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ея иконой, именуемой «Помощь в родах»
Прийми, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к тебе притекающих. Зрим тя на святей иконе во чреве носящую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему, и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемилостивая Владычице: нас грешных осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благопомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и сущих Господь совершит хвалу Свою.
О мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащыя на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления прийми благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердную Заступницу и верную Надежду рода нашего, во веки веков.

Каждые роды – это чудо: о действенной помощи женщинам образа Божией Матери «Помощница в родах»

С давних времен в минуты страданий при рождении детей женщины прибегают с особенно горячей молитвой к Спасителю и Пречистой Его Матери. В благочестивых семействах и в наше время можно видеть икону Богоматери, называемую «Помощница в родах». На этой иконе Пресвятая Дева изображена стоящей в рост и воздевающей руки горе, с Младенцем при персях, как на иконе Знамения.

Перед этой иконой преклоняются в горячих молитвах матери, призывая на помощь преблагословенную Деву Марию, безболезненно родившую Христа Спасителя. К Ней взывают матери в страшную, полную тайны минуту, веруя, что Она сильная перед Богом Заступница и Помощница всех страждущих и обремененных. Празднование образу «Помощница в родах». совершается 26 декабря / 8 января, в день Собора Пресвятой Богородицы, вместе с другой близкой ему по духовному смыслу иконой Божией Матери «Блаженное Чрево».

Многие прибегающие к Царице Небесной получают от Нее утешения и помощь в скорбях и болезнях. Ее всесильное заступничество дает благополучный исход разрешению всех болезней и страдний. Молитвенно взывают к Божьей Матери, Сына с просьбой о благополучном исходе родов, рождении здорового младенца, даровании сил для перенесения родовых болей.

Молятся Божией Матери и Ее чудесному образу «Помошница в родах» и сами роженицы, и их мужья, и благочестивые родственники.

Своим опытом делится врач акушер-гинеколог, Людмила Николаевна Коваль, которая более 20 лет помогает женщинам. Людмила Николаевна работает в Ратновской центральной районной больнице Волынской области. К нам в Центр «Семья в радость» приезжала на семинар о православной психологии, где и поделилась с нами своим опытом веры.

«Когда я веду занятия по подготовке к родам, обязательно рассказываю женщинам и их родственникам о том, что самая действенная помощь в родах – это молитва. У нас ведь народ верующий, православный. Показываю икону «Помощница в родах». И многие женщины в родах обращаются к Божией Матери, предстательнице за всех христиан, за помощью. Когда схватки еще не активные, поют молитву «Богородице, Дево, радуйся…». Если в родах участвуют родственники, также молитвенно просят о роженице и ребенке, с верой читают Акафист Божией Матери к образу ее «Помощница в родах». По молитве матери и отца получают рождение здорового ребенка, менее болезненность для матери.

Бывает так, что образуется проблема в родах, например, затягивается процесс раскрытия шейки матки, тогда все вместе – я, врач и женщина – молимся Божией Матери. Икона «Помощница в родах» всегда со мной в родильном зале, часто сами женщины приносят с собой в родильный дом этот образ. И Пресвятая Богородица приходит на помощь, роды проходят естественно, без осложнений, радуется мать, радуется отец и я вместе с ними.

Каждые роды – это чудо: как мудро и удивительно Господь создал человека! Как врач, акушер-гинеколог с многолетним опытом работы, могу сказать, что многократно по молитвам к Божией Матери к Господу нашему Иисусу Христу, женщины и их рождающиеся детки получали помощь. А я благодарю за то, что смогла стать ее свидетелем. Пресвятая Богородице, спаси нас!»

Тропарь иконе Божией Матери «Помощница в родах», глас 4

Ангелов лицы благоговейно Тебе служат, / и вся Силы Небесныя немолчными гласы Тя ублажают, / Помощнице в родах, / усердно молим Тя, Богородице, / да пребудеши в славе Господа, / чрез икону Тобою явленную / и светозарный луч славы чудес Твоих / да восхитит от тьмы, с верою Тебе молящихся, // и вопиющих Богу: Аллилуиа.

Молитвы иконе Божией Матери «В родах Помощница»

Молитва первая

Приими, Госпоже Богородительнице, слезная моления рабов Твоих, к тебе притекающих. Зрим тя на святей иконе во чреве носящую Сына Твоего и Бога нашего, Господа Иисуса Христа. Аще и безболезненно родила еси Его, обаче матерния скорби веси и немощи сынов и дщерей человеческих зриши. Темже тепле припадающе к цельбоносному образу Твоему, и умиленно сей лобызающе, молим Тя, всемилостивая Владычице: нас грешных осужденных в болезнех родити и в печалех питати чада наша, милостивно пощади и сострадательно заступи, младенцы же наша, такожде и родившия их, от тяжкаго недуга и горькия скорби избави. Даруй им здравие и благопомощие, да и питаемии от силы в силу возрастати будут, и питающия их исполнятся радостию и утешением, яко да и ныне предстательством Твоим из уст младенец и ссущих Господь совершит хвалу Свою. О Мати Сына Божия! Умилосердися на матери сынов человеческих и на немощныя люди Твоя: постигающия нас болезни скоро исцели, належащыя на нас скорби и печали утоли, и не презри слез и воздыханий рабов Твоих. Услыши нас в день скорби пред иконою Твоею припадающих, и в день радости и избавления прийми благодарная хваления сердец наших. Вознеси мольбы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет ко грехом и немощем нашим и пробавит милость Свою ведущим имя Его, яко да и мы, и чада наша, прославим Тя, милосердную Заступницу и верную Надежду рода нашего, во веки веков.

Молитва вторая

О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, в земной жизни нас не оставляющая! К кому молитвы вознесу, к кому слезы и воздыхания принесу аще не к Тебе, всех верных Утешение! Со страхом, верою, любовию, Мати Живота, молю: Да вразумит Господь люди православныя во спасение, да даст рождать нам чад Тебе и Сыну Твоему во благоугождение, да соблюдет нас в чистоте смирения, в надежде о Христе спасения, и дарует нам всем, в покровах благодати Твоея, земное утешение. Храни нас под сению милости Твоей, Пречистая, молящимся о родах помози, наветов злых свободи, тяжких бед, напастей и смертей отврати. Даждь благодатное прозрение, дух сокрушения о гресех, даждь зрети всю высоту и чистоту дарованнаго нам Христова учения; храни нас от погибельнаго отчуждения. Да вси, благодарне воспевающе величия Твоя, сподобимся Небесного успокоения и тамо с возлюбленными Твоими, со всеми святыми прославим в Троице Единого Бога: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Статью подготовили: Иерей Александр Пчельников, клирик храма Всех святых.

Иванна Братусь, руководитель центра развития семьи «Семья в радость».

Среди памятников архитектуры позднего классицизма в городе Серпухове храм Николы Белого, занимает бесспорно первое место как по художественным достоинствам, так и по своему градостроительному значению (он служит главной высотной доминантой для целого района старой, исторически сложившейся застройки).

Никольский храм на Калужской улице имеет длительную и сложную строительную историю. Первоначально он был деревянным. Таковым он фигурирует в документах XVI — начала XVII вв. (в частности, в описях г. Серпухова 1552 г. и 1620 г.). «Только храм в честь Николая Чудотворца в 1649 г. является уже каменным, отчего стали называть его Николою Белым… Это была первая каменная церковь в городе и на посаде, вторую подобную церковь построили в сельце в честь жен Мироносиц, затем третьим каменным храмом стал Троицкий собор в 1696 г.», — читаем мы в Истории Серпухова П. Симсона.

Высказывалось предположение о том, что в строительстве первой каменной церкви Николая Чудотворца, предшественницы нынешней, принимали участие зодчие из Ярославля. Оно основывается на близости композиционного построения здания, о котором можно составить представление по сохранившемуся старинному рисунку, с характерными особенностями ярославских культовых сооружений XVII в.

В 1713 году издается указ о постройке каменной церкви в честь свт. Николая. Инициатором постройки являлся подьячий Земской избы г. Серпухова Михаил Попов. Уже в марте 1721 года Михаил Попов пишет: «…и ныне я по своему обещанию вместо той ветхой церкви каменную построил и верх на той церкви сделал по чину». В том же году храм освятили.

Храм представлял собой тогда увенчанный одной главой четверик с алтарной пристройкой, имевшей симметрично расположенные шатровые завершения над жертвенником и диаконником. Здание было сложено из тесаных блоков местного известняка. Отсюда и происходит ставшее общепринятым местное название храма — Никола Белый. В таком виде памятник просуществовал до 30-х гг. XIX вв.

В 1831 г. был составлен проект перестройки здания церкви. Сохранились проектные чертежи с фасадами и разрезами за подписями: Архитектор Таманский и архитектор Шестаков. Поскольку инициалы обоих зодчих в подписях на чертежных листах отсутствуют, встает вопрос об идентификации этих лиц с теми или иными «каменных дел мастерами», которые известны историкам русской архитектуры.

В собранных М.В. Дьяконовым материалах к словарю архитекторов XVIII-XIX в.в., работавших в Москве и Подмосковье, есть данные о трех Таманских и шести Шестаковых. Однако при ближайшем знакомстве с биографиями всех их, удается выяснить, что поставить свои подписи под сохранившимися в архиве проектными чертежами могли в 1831 г. только двое из них: Федор Михайлович Шестаков (родившийся в 1787 г. и умерший в 1836 г.; академик Императорской Академии Художеств, проектировавший многие культовые постройки для Москвы, Коломны, Дмитрова и т.д.) и Иван Трофимович Таманский (родился в 1775 г., умер в 1850 г.; ученик М.Ф. Казакова; работал в основном в Москве, но часто командировался по делам в различные места Московской губернии).

В 1835 г. началось строительство ныне существующего храма Святителя Николая с приделами святителя Алексия Митрополита Московского и преподобного Кирилла Белоезерского.

Возведенный в 1835-1857 гг. храм Николы Белого является прекрасным образцом московского ампира. Он выстроен из кирпича и отштукатурен, имеет во внешнем декоре белокаменные детали. Мощный четверик с одной апсидой и двумя боковыми папертями-портиками несет большую купольную ротонду. Примыкающие к основному объему с запада четырехстолпная трапезная и многоярусная колокольня претерпели в ходе их соору-жения некоторые изменения по сравнению с проектом.

Фотограф — Михаил Мамаев

После революции 1917 г. богослужебная жизнь в храме Николы Белого прервалась не сразу. Примечателен факт посещения храма Святителем Тихоном 2 июня 1924 года. Именно им, Патриархом Всероссийским, был присвоен храму статус Кафедрального Собора, после чего значение Николы Белого в городе возросло. В 1928 г., во время церковного раскола, кафедра боровшегося с ним епископа Серпуховского Мануила (Лемешевского) находилась в Никольском соборе. Известно также, что после закрытия Владычного женского монастыря почитаемый в городе образ Божией Матери «Неупиваемая Чаша» находился именно в храме Николы Белого. Однако и его постигла участь многих храмов Серпухова, в 1929 г. его закрыли. По рассказам старожилов иконы собора были снесены на р. Нара и сожжены на ее льду.

Неприязнь к церкви, кощунственно взращиваемая в людях новой властью, дала себя знать и здесь: колокольня, величественно возносившаяся над городом с середины XIX века, была частично разрушена, образ святителя Николая на внешней стене храма постоянного подвергался надругательствам. Но как рассказывают жители прилегающих к храму домов, наблюдавшие это осквернение, всякий раз на следующее утро образ святого чудо-творца обновлялся, являя Божию силу и будто предрекая новую жизнь поруганному собору.

В каком-то смысле собор оказался счастливее других храмов. Некоторое время в нем находилась городская макаронная фабрика, что, возможно, спасло его от окончательного разрушения. Во время войны здесь были устроены прачечные. В последнее время пе-ред открытием помещение храма использовал штаб гражданской обороны под хим. склад, который был размещен в соборе по настоянию председателя Исполкома города С. Н. Кудрякова с главной целью — избежать сноса храма, а такие предложения были!

В канун 1000-летия крещения Руси о Соборе Николы Белого, как ярчайшем архитектурном памятнике заговорили вновь. Среди планов использования храма рассматривалась возможность превращения его в концертный зал. Но милостью Божией в 1995 г. он был возвращен верующим как подворье Высоцкого монастыря, с 1998 г. — приходской храм. В 1995 г. во время пребывания Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II в Серпухове Администрация города вручила Предстоятелю русской Православной Церкви ключи от храма. В 1999 г. на средства благотворителей, городской администрации и горожан были приобретены колокола. Колокол весом 1380 кг имеет четыре иконы-клейма: Спасителя, Божией Матери, Святителя Николая Чудотворца и образ небесного покровителя Управляющего Московской Епархией Высокопреосвященнейшего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского — святого Ювеналия Патриарха Иерусалимского. На восстановленной колокольне звучит 300 — пудовый благовестник.

С 2002 года восстанавливать Собор стала входящая в Группу компаний СУ-155 фирма «Стромальянс». В 2003 году уроженцем города Серпухова, — благотворителем Михаилом Балакиным храму подарен колокол весом 5 тонн, отлитый специально для серпуховского собора ярославскими мастерами.

За последние годы в соборе Николы Белого восстановлены и обустроены кроме главного алтаря еще четыре придельных: во имя святителя Алексия Московского, преподобного Кирилла Белоезерского, новомучеников и исповедников серпуховских и иконы Божией Матери «Поможение родам». Многое сделано по благоустройству территории храма. В ночное время собор Николы Белого словно облит светом, струящимся по стенам и окнам, и как зажженная свеча светит всему городу.

Особого внимания достойна внутренняя роспись собора. На своде купола изображена вся земная история, начиная от предвечного совета Святой Троицы о сотворении мира, ветхозаветных патриархов и пророков, учителей Церкви, до Российских святителей и мучеников. Солнечный свет озаряет храм, проходя между изображений святых апостолов, напоминая об истинном Солнце — Иисусе Христе. Среди икон Спасителя и Его Пречистой Матери, сонм русских святых: святителей и благоверных князей, воинов и монахов и, конечно же, святой Николай Чудотворец в житийном изображении его чудотворений. Храмовая живопись — это библия в красках. Вечная книга, приводящая к спасению, раскрыта для верующих в Серпуховском кафедральном соборе.

Величественные царские врата главного алтаря увенчиваются арочной сенью, на которой расположены иконы страстной седмицы: Вербное воскресение, предательство Иуды, неправедный суд мирского властителя, распятие, погребение и, наконец, светлое Воскресение.

В память о шестерых новомучениках — жителях Серпухова в соборе освящен один из приделов. Но не только живопись и архитектуру возродили в соборе Николы Белого: здесь восстановлена и полноценная приходская жизнь. При соборе сегодня имеется общедоступная библиотека, действуют две воскресные школы: детская и взрослая. Духовенство собора опекает Серпуховский Военный институт, следственный изолятор и детские приют и интернат, педагогический и гуманитарный колледжи…

В соборе находится чудотворный образ Божией Матери «Поможение родам», пред которым совершаются молебны с акафистом, составленным настоятелем собора протоиереем Владимиром Андреевым, а также местночтимые образа святого Николая Чудотворца, великомученика Пантелеимона, мученика Вонифатия, новомучеников и исповедников Серпуховских.

Особо любят и почитают в городе образ Божией Матери «Взыскание погибших». В 2002 году была восстановлена традиция с 23 июля по 23 августа совершать крестные ходы во все монастыри и храмы города с этим образом Божией Матери.

12 июля 2005 года митрополит Ювеналий посетил Серпухов, где состоялось торжественное освящение собора Николы Белого.

Возрождение собора силами всего города — знаменательный знак нашего общего духовного возрождения. Колокольня опять высится над городом, и колокола будят наши уснувшие души, подвигая их к милосердию, покаянию и обновлению нашей жизни.

Духовенство: прот. Владимир Андреев — настоятель, священник Олег Журба, священник Алексий Филатов, священник Валерий Гололобов, диакон Алексий Спигин

Телефон: 8 (4967) 72-49-17

Адрес: Московская обл., г. Серпухов, ул. Калужская, д. 26/12

Проезд: с Курского вокзала до ст. «Серпухов», далее автобусом № 4 до остановки «Никольский собор» или другим автобусом до остановки «ул. Чехова»

Тропарь

Ангелов лицы благоговейно Тебе служат и вся Небесныя Силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево; темже усердно молим Тя: да пребудет Божественная благодать на честней иконе Твоей и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от нея на всех с верою Тебе молящихся, Тя бо Едину Помощницу и Предстательницу имамы.

Семейная икона

С принятием христианства русский народ вошел во Вселенское Православие, восприняв сложившуюся к тому времени церковную богослужебную практику и вероучение. Вместе с этим икона, святой образ, вошла в каждый дом христианина. Она стала неотъемлемой частью жизни верующих.

Семейную икону называли еще и «родовой». Она переходила к потомкам как напоминание о всегдашней за них молитве родителей и как память об их благочестии. Она скрепляла поколения рода благодатью.

В исконном понимании семейная икона – это икона с изображением тезоименных святых (т.е. тех святых, в честь которых был назван человек) всех членов семьи. Но это не только часть материального родового наследия, которое передается из поколения в поколение. Это, прежде всего, святыня, которая связывает всех членов семьи, объединяет их дух.

Такая икона всегда почиталась особо: после крещения к ней подносили младенцев, перед ней произносили молитву, благословляли на дела, детей – на учебу, взрослых – на службу, благословляли новобрачных. Присутствие в доме семейной иконы сплачивает семью, укрепляет веру, помогает совершать поступки с чистыми помыслами. Духовная сила такого образа заключается в его соборности. Вознося свои молитвы, каждый член семьи молится не только за себя, но и за своих родителей, детей, близких.

Семейная икона, разумеется, имеет свои иконографические особенности. Как правило, это образ Спасителя или Богородицы с избранными святыми. Угодники Божии, чьи имена носят члены семьи, изображались справа и слева от образа Иисуса Христа или Божией Матери, в пол-оборота или предстоящими с молитвенно поднятыми руками. Если икона написана ко дню венчания молодых супругов или сразу же него, то на ней обычно изображаются двое святых: покровители мужа и жены. Может быть изображено множество святых: святые покровители детей, супругов, их родителей, их прародителей, в том числе и уже ушедших из жизни. Наверху «семейной иконы» может быть изображён благословляющий Господь Иисус Христос, или же это Нерукотворный Образ, Пресвятая Троица, Богородица – обычно «Знамение» или «Покров».

Также на такой иконе может быть написан Ангел-Хранитель, он бывает изображен в центре иконы, среди семейных святых.

Есть ещё один тип «семейных икон» – когда святые семейные покровители расположены не в среднике иконы, а на её полях. Святых, написанных на полях иконы, называют «полеосными». Вместе с ними часто пишут и Ангела-Хранителя. В центральной части иконы располагают образ Христа Вседержителя или особо почитаемый образ Пресвятой Богородицы. Святые, изображенные на полях, обращаются в молитве о своих подопечных к центральному образу.

Также «семейной иконой» может быть «частник», другими словами, «складень» – икона, состоящая из нескольких икон (частей), соединённых в общую композицию. На одной из частей такой иконы изображают святых покровителей, или же их изображают в клеймах на полях. Также на такой иконе может быть написан «Деисус» (изображение в центре Христа с предстоящими по бокам Богоматерью и Иоанном Крестителем, ангелами) или изображены любые почитаемые святые. В других «частях» иконы могут быть написаны образы Пресвятой Богородицы, или Спаситель, а так же образы Гурия, Самона и Авива, почитавшихся заступниками женщин в браке, врачевателями семейных неурядиц, или Кирика и Иулитты, которым молились о добрых отношениях между родителями и детьми.

А совсем недавно ко мне в руки попала семейная икона, которая недавно была обретена в нашем городе. Мне как иконописцу очень хочется рассказать про этот необычный с точки зрения иконографии образ.

История его неизвестна, как впрочем, и истории многих других икон Гродненщины. По древесине и поперечным клиньям, которые были частично утеряны и позже вставлены, можно считать, что икона может относиться к началу XVIII века. Икону мне принесли в плачевном состоянии, с многочисленными утратами частей композиции. Сложно было разобраться, кто на ней изображён. Найден образ был на пыльном чердаке одного из деревенских домов. Можно лишь представить, что когда-то он принадлежал какой-то благочестивой верующей семье со своей историей и традициями.

Композиция этого образа построена несколько необычно для семейной иконы. Его доминантой является крест, символизирующий крестные страдания Спасителя и разграничивающий икону на четыре композиционные части. В верхнем левом углу изображена Казанская икона Божией Матери, особо почитаемая данной семьей. В правом верхнем углу находятся святые Александр Невский и апостол Иоанн Богослов, покровители мужской части этой семьи. В нижнем левом –святые Матрона Константинопольская и святая Агриппина Римляныня. В правом нижнем углу – святая Дарья Римская и святая Евлампия. Эти угодницы Божии почитались как покровители женской частью семьи.

Примечательно, что в данном сюжете собраны святые из разных эпох, никак не связанных друг с другом. Это говорит о том, что икона относится к семейному типу. В данный момент икона отреставрирована и вновь радует глаз, напоминая нам о семейных традициях, почитании предков и высокой духовности тех времен. Она явилась к нам через века для того, чтобы мы на минуту остановились и заглянули в свои семьи, в свои души.

Поддержите наш сайт

Сердечно благодарим всех тех, кто откликается и помогает. Просим жертвователей указывать свои имена для молитвенного поминовения — в платеже или письме в редакцию.

Согласно церковному преданию, мерная икона является источником незримого присутствия в доме святого, которому она посвящена. Этот уникальный образ способен не только духовно объединить семью, но и сохранить в ней молитвенную память в жизни многих поколений.

Современная технология изготовления

Некоторые мастерские используют метод ультрафиолетовой печати. Иконописцы, которые стараются придерживаться православных традиций, изготавливают образы вручную.

Процесс написание образов выглядит так:

  1. Изготовление образа начинается с выбора доски, на которой он будет написан. Лучше всего для этой цели подходит липа, древесина которой однородная и отличается характерным приглушенным блеском.
  2. После просушки шпонированную доску обрезают по ростовой мерке, предоставленной заказчиком.
  3. Заготовка грунтуется, проклеивается паволокой (куском льняной ткани) и покрывается несколькими слоями левкаса — смеси, состоящей из особого клея и алебастра. Такая сложная подготовка необходима для того, чтобы золотая краска, чаще всего используемая иконописцами для оформления фона, не могла впитаться в деревянную основу и потускнеть.
  4. После тщательной просушки левкас шлифуют до состояния абсолютной гладкости, затем специальной тонкой иглой наносят контуры фигуры изображаемого святого.
  5. Прорисовкой деталей в большой мастерской занимаются разные художники: одни пишут только одеяния, другие — пейзаж, а самым опытным доверяются лики. По православной иконописной традиции краски для написания образов, помимо пигментов, содержат эмульсию из яичных желтков, которая обеспечивает долговечность красочного покрытия иконы.
  6. В завершение образ покрывают олифой и лакируют.

Зачем нужна «доула» или помощница в родах?

Зачем нужна «доула» или помощница в родах?

Еще до того как наступят роды, будущей мамочке приходится задуматься над тем, хочет ли она рожать одна или ей может потребоваться поддержка и помощь со стороны. Безусловно, можно посещать курсы для беременных и пойти рожать вместе с мужем или мамой, а можно найти помощницу в родах или доулу.

Прежде всего, стоит разобраться в том, кто такая доула и чем она может помочь вам в родах. На Западе заключение договора с доулой или помощницей в родах – достаточно распространенная практика. Доула (по греч. служанка для женщин), иногда ее еще называют духовной акушеркой, помогает женщине во время беременности, а самое главное, в родах пройти этот непростой период наиболее комфортно для матери и ее малыша. Помните, что доула не врач и не акушерка, у нее нет специального медицинского образования, поэтому она не может заменить вам квалифицированную помощь в роддоме. Доула не может проводить осмотр шейки матки на предмет раскрытия, ставить монитор для исследования сердцебиения плода, назначать обезболивающие. Доула не может, как акушерка принимать роды, но может ассистировать, если возникнет такая необходимость. Несмотря на это, доула обладает широким набором знаний о беременности, родах и постродовом периоде, в ее арсенале есть техники уменьшения болевых ощущений в родах, она может сделать массаж и, что самое главное, поддержать психологически. Зачастую, доула выступает в качестве представителя матери, ее доверенного лица. Она может стать связующим звеном между матерью и ее врачом. Иногда у врача просто нет ни времени ни возможности выслушивать путаные просьбы рожающей женщины. Тогда на помощь приходит помощница. Она может объяснить, чего бы хотела женщина, на что изначально настраивалась. Хочется отметить, что доула работает не в противовес врачу, а она дополняет его, привнося в роды духовный аспект, которого так не хватает сегодняшним излишне техническим и обезличенным родам.

Еще до родов помощница совместно с будущей мамой несколько раз встречаются и детально обсуждают план родов. Будущая мамочка делится, какие бы роды она хотела иметь, и они совместно с помощницей вырабатывают оптимальную стратегию. Доула объясняет, что будет происходить во время родов, как надо себя разные периоды родов, как настраивать себя на хорошие роды, когда ехать в роддом, на что обратить внимание в разговоре с врачом. Доула также помогает скорректировать питание или физ. нагрузку во время беременности, чтобы роды прошли наиболее мягко и легко. Доула знает, какие лекарства и медицинские манипуляции могут применяться врачом во время родов, и может рассказать о преимуществах и недостатках тех или иных процедур. Несмотря на то, что доула больше ориентирована на естественные роды, она никогда не будет выступать против использования обезболивающих по желанию матери или других медицински необходимых процедур, которые рекомендует врач. Как правило, доула приезжает к вам домой при первых признаках начавшихся родов и остается с вами до отъезда в роддом. В роддоме она также присутствует рядом, подсказывает правильные позы для того, чтобы облегчить боль во время схваток, дает питье или еду, делает массаж, помогает не упасть духом, поддерживает и направляет.

Доула напоминает матери и врачу, каков был план родов, объясняет роженице, что происходит, если обстоятельства изменились, и врач предлагает попробовать медикаментозное воздействие.

Очень важно, что помощница останется с вами на всем протяжении ваших родов, даже если они будут длиться почти сутки, и будет помогать только вам. К сожалению, от врача или акушерки нельзя ожидать такой самоотверженности, даже если вы с ними заранее договорились. Как правило, вы не единственная, кто рожает в этот день, и врач просто обязан уделить внимание и другим роженицам. Доула же будет отстаивать только ваши интересы, она будет полностью сконцентрирована на ваших потребностях и проблемах, если таковые возникнут. Она всегда сможет вам подробно рассказать, что происходит на данном этапе родов, объяснить, как расслабляться, как дышать.

Доула — не замена вашего супруга, Вы можете поехать рожать вместе с партнером, а она будет аккуратно помогать вам обоим. Да-да, будущим отцам тоже иногда требуется психологическая поддержка во время родов жены.

К услугам доулы может прибегнуть любая женщина в независимости от того, настроена она на естественные роды или нет. В Европе и США к услугам помощницы в родах обращаются даже в случае запланированного кесарева сечения. Доулы часто помогают матерям-одиночкам или женщинам, которым недостает эмоц. поддержки со стороны семьи или партнера. Женщины, которые хотят рожать естественно после кесарева сечения также часто прибегают к услугам доулы.

Даже врачи не отрицают благотворное воздействие знающей и подготовленной помощницы в родах. Известно, что присутствие доулы на родах сокращает вероятность кесарева сечения на 50%, продолжительность родов на 25%, использование окситоцина (стимуляции) на 40% и вероятность эпизиотомии на 60%.

Если вы решили найти такую помощницу, не забудьте узнать о ее квалификации. Опытная доула должна знать анатомию и психологию беременной женщины, понимать, как происходят роды и, что очень важно, иметь реальный опыт помощи в родах. Не забудьте уточнить, на скольких родах она помогала и можно ли пообщаться с кем-то из родивших с ее поддержкой мамочек.

Очень важна также психологическая совместимость с доулой. Вы должны верить ей, она должна стать для вас авторитетом. В противном случае, лучше рожать вообще без помощницы, чем с человеком, который вам неприятен или которому вы не доверяете.

На Западе существуют также и доулы для послеродовой помощи, которые, как правило, за почасовую оплату, помогают молодой мамочке освоиться с малышом, объясняют, как ухаживать за ним, помогают по хозяйству.

Где найти такую помощницу?

В нашей стране людей такой профессии не очень много, но при желании доулу все-таки можно найти. Обычно ими бывают опытные мамы, психологи, ведущие курсов для беременных или школы будущих мам, которые действительно знают все психологические нюансы родового процесса. Если вы все-таки решите взять с собой профессиональную помощницу в родах, то рассмотрите несколько кандидатур и выберите именно ту, с которой вам комфортнее всего.

На самом деле доулой конкретно для вас может стать любой близкий вам человек, рядом с которым вам надежно, спокойно и комфортно и которому вы действительно доверяете. Это могут быть мама, подруга или сестра. Единственная проблема – если такая помощница первый раз находится на родах, то она может испугаться и растеряться в сложной ситуации гораздо больше вас. А опытная доула хладнокровна и непоколебима, она поддержит вас и поможет абсолютно в любой ситуации.

Моральная и психологическая поддержка во время родов очень важны, а ее результаты трудно переоценить:

  • продолжительность самих родов сокращается;
  • уменьшается количество рожениц, настаивающих на применении обезболивания;
  • реально снижается количество кесаревых сечений (См. «Плановое кесарево сечение: подготовка, виды разрезов»);
  • быстрее и качественнее налаживается процесс грудного вскармливания.

Какой должна быть профессиональная доула?

Она уважительно относится к любому выбору будущей мамы и поддерживает ее, где бы та не решила рожать и какой бы способ для этого ни выбрала, и ни в коем случае не навязывает свое мнение. Доула вежлива, деликатна и терпелива, она выполняет свою задачу, никому не мешая при этом. Она четко знает все основные потребности роженицы и всеми силами старается их обеспечить.

Помощница в родах владеет умением быстро наладить контакт со всеми участниками родового процесса, доброжелательно относится к ним, может четко донести до них все желания роженицы, а затем проследить за их выполнением. Она спокойна в любых сложных ситуациях. Доула максимально четко осознает свою роль в родах: она не акушерка, не ведущая, она – помощница роженицы. Роды – достаточно сложный процесс, который пугает и очень волнует будущую маму, поэтому помощь профессиональной доулы окажется очень кстати.

И если вы все-таки решите пригласить ее, то желаем вам найти именно такую, которая поможет максимально сгладить все болевые ощущения и превратить появление малыша на свет в настоящий праздник в самом полном смысле этого слова!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *