Икона Калужской божьей матери

История иконы

Обретение

Явление чудотворной иконы случилось в 1748 году в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово в селе Тиньково (ныне Ферзиковский район Калужской области). Во время уборки на чердаке служанки обнаружили большой свёрток холста, на котором была изображена женщина в тёмном одеянии с книгой в руках. Одна девушка приняла его за изображение монахини и показала второй, Евдокии, пригрозив ей гневом игуменьи за нерадивость и сквернословие, на что та, плюнув на образ, сказала: «Вот как я боюсь твоей игуменьи» — и тотчас же упала, разбитая параличом, не в силах пошевелиться. Служанка рассказала обо всём помещику, который приказал перенести Евдокию в родительский дом и положить под иконы. В ту ночь родителям девушки явилась Богородица и сообщила:

Дочь ваша своим дерзким поступком в изображенном на полотне лице оскорбила не инокиню, но Меня, потому что это изображение есть Мой образ, чрез который, по воле Сына Моего и Бога, Я буду ходатайствовать за город ваш и жителей его. Утром объявите об этом священникам и вместе с ними помолитесь пред поруганной Моей иконой, окропите расслабленную водой, которая истекает из-под храма, и дочь ваша исцелится

Родители сделали так, как велела Матерь Божия, и Евдокия исцелилась, принеся покаяние. Икона была вставлена в раму, помещена на почётное место в барском доме.

Вскоре в том же доме слуга Прохор, долгое время страдавший глухотой, трижды видел во сне Богородицу, которая наказала ему усердно молиться перед иконой. Он так и сделал, после чего заснул на двое суток, а проснувшись, обнаружил, что здоров.

Единственная дочь помещика Евдокия тяжело заболела. Ночью ей явилась Пречистая, сказав: «Молись пред этою иконой — и получишь исцеление». Евдокия рассказала о сне родителям, и они все вместе молились и девушка исцелилась.

После этих чудодейственных событий икона с почестями была перенесена в приходской храм в честь Рождества Богородицы в селе Калужка (Калуженка).

Иконография

Пресвятая Богородица изображена одна, без Богомладенца, в тёмных одеждах, напоминающих монашеские, с раскрытой книгой в правой руке (на некоторых изводах встречается зеркальное изображение — книга в левой руке). Взор Божией Матери устремлён к тексту книги.

Последняя русская царица — Евдокия Лопухина

«На этой иконе Богоматерь соблаговолила предстать в облике поразительно схожим с прижизненным портретом царицы Евдокии в монашеских одеждах с раскрытой книгой, написанном во время её пребывания в Покровском монастыре почти за 40 лет до обретения сей святыни».

Дальнейшая судьба

В 1771 году в Калуге и окрестностях свирепствовала моровая язва. Жители города просили благословения архимандрита Лаврентьева монастыря Никодима принести из Калужки в город чудотворную икону. С иконой в течение трёх дней обходили все улицы Калуги, служили всенародный молебен. Чума прекратилась. В память о чудесном избавлении было установлено ежегодное празднование иконе 2 (15) сентября с крестным ходом вокруг города.

В 1812 году во время Отечественной войны икона была перенесена в город Ефремов. В конце октября после сражений под Тарутином и Малоярославцем наполеоновское войско, отступая, направилось в сторону Калуги, но неожиданно свернуло на Гжатск (ныне город Гагарин), окрестности которого были сильно разорены ими же во время наступления. Пленные позже рассказывали, что не раз им являлось видение Божией Матери. Видения каждый раз сопровождались победами русских войск. Об этом было доложено Александру I, император распорядился с благословения Святейшего синода установить ежегодное празднование Калужской иконе 12 (25) октября с крестным ходом вокруг города.

28 августа 1868 года опасно заболел оптинский старец Амвросий (Гренков). Игумен Исаакий послал в село инока с просьбой принести в Оптину пустынь Калужскую икону. Чудотворную икону доставили в монастырь. В кельях старца был отслужен молебен с акафистом Пресвятой Богородице. После молитв старец Амвросий выздоровел. В летописях Оптиной пустыни говорится также, что икону ежегодно приносили из Калуги, и совершалась торжественная служба.

В 1899 году молитвами иконе была исцелена жена коллежского асессора из Боровска. С позволения епископа Калужского и Боровского Макария икона была принесена впервые в город. На городской площади было совершено торжественное молебствие.

После революции 1917 года икона была спасена от богоборцев. Она хранилась в Московской духовной академии Троице-Сергиевой лавры. При участии патриарха Алексия II святыня была возвращена городу. Список с иконы был торжественно передан и хранится в Калуге в Свято-Георгиевском соборе.

Светские одеяния

Основная статья: Византийский светский костюм

  • Венец, корона — у царственных святых
  • Гиматий (плащ) — верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; обычно поверх хитона, иногда застегивался фибулой у шеи.
  • Далматика — длинная верхняя одежда, которую носили поверх туники, с широкими рукавами. Имеет у царственных святых украшенные оплечье, передник и подольник.
  • Диадема — у ангелов.
  • Зерцало — изображение прозрачной сферы в руках архангела.
  • Кампаги — обувь византийских воинов, напоминающая сапоги.
  • Клав — нашивное украшение в виде вертикальной полосы, идущей от плеча до нижнего края одежды. Служил знаком отличия благородного происхождения у римских граждан.
  • Лор — деталь облачения архангелов, широкая длинная полоса ткани, украшенная жемчугом и драгоценными камнями. Из облачения византийских императоров.
  • Мафорий — длинное женское покрывало, спускающееся с головы до пят. Края прореза около шеи обшивались каймой. Мафорий надевался поверх туники и по длине опускался немного ниже колен.
  • Мерило — один из атрибутов архангела — тонкий жезл, скипетр.
  • Ноговицы — брюки, носимые воинами
  • Рипида — веер на длинной ручке
  • Рясны, рясно — низанные украшения из жемчуга и камней, прикрепляемые к головному убору
  • Сандалии — из кожаных подошв с ремнями
  • Таблион — передник из дорогой ткани, нашивавшийся в Византии к плащу сзади и спереди.
  • Тороки (слухи) — ленты в волосах ангелов, символизирующие слушание ими Бога
  • Туника — длинная нижняя одежда, большей частью с узкими рукавами. У Богородицы обычно синяя, голубая, но может быть разных оттенков, вплоть до темно-синего и темно-зеленого.
  • Хитон — нижняя одежда в виде рубахи, как правило, без рукавов. На плечах хитон скреплялся особыми застежками или завязками, на талии затягивался поясом
    • Тельник — хитон, который носили воины под латами (кольчугой).
  • Хламида, лацерна — плащ воина. Закрепляется фибулой (запона, аграф) — символом того, что обладатель служит царю, в данном случае — Небесному.

  • Спас из Гавшинки. Иисус Христос изображен в одежде знатных сановников Римской империи: на нем надет хитон, поверх которого накинут гиматий. На правой стороне хитона нашит клав. «На иконах хитон Спасителя пишут обычно в красных тонах, а гиматий — в синих. Эти два цвета символизируют человеческую и Божественную природы Христа. Синий цвет, символ чистоты и непорочности, напоминает нам о Небе. Красный же — о крови, пролитой Господом ради нашего спасения. Одеяние такого цвета – это и указание на царственное достоинство Спасителя».

  • Богородицу принято изображать в мафории — четырехугольном плате или накидке, покрывавшей все тело; обычно красного цвета, который символизирует и её царственное происхождение, и муки. «По краям мафорий отделан золотой каймой (лента с золотыми нитями) и бахромой. Такой цвет выбран не случайно: золотая кайма — знак прославления Царицы Небесной — символизирует пребывание Её в Божественном свете и Её причастность к славе Господней. Прикрытый мафорием голубой или синий цвет туники, нижней одежды, и чепца символизирует девство Богоматери, Её небесную, совершенную чистоту». Её мафорий украшается 3 звездами — на челе (символ девства в момент рождества), на правом плече (символ девства до рождества), на левом плече (символ девства после рождества), они же — символ Троицы. Также изображаются поручи — символ её служения главе Церкви — Христу.

  • Архангел Михаил (ярославская икона XIII века). Архангел изображён на иконе триумфатором. На нем императорские одежды — длинный дивитисий (далматик) и киноварный плащ победителя, препоясан на плечах и груди широким лором, украшенным самоцветами и жемчугом, на ногах красные сапоги. В правой руке он держит красное мерило с эмалевым навершием, а в левой — зерцало с образом Спаса Эммануила (сохранился лишь контур)

  • Святой воин Меркурий Кесарийский. Доспехи византийских воинов были заимствованы у римлян. Основой панциря была толстая кожа, на которой были укреплены металлические бляшки. Обязательно присутствовал воинский плащ (трабея или сагум), у военачальников — красного или пурпурного цвета.

  • Константин XI Палеолог. Последний византийский император изображен в парадном облачении, в венце.

Священнические облачения

Многие из перечисленных элементов используются в церковных одеяниях православной церкви по сей день.

  • Архиерейская мантия. Епископов и архиепископов изображают в мантиях лилового цвета, митрополитов — в голубых мантиях, а патриархов — в зеленых, см. также Цвета богослужебных облачений.
    • Источники (струи) — нашиваемые на мантию три ряда красных и белых полос. Во имя Святой Троицы, символизируют струи Божественной мудрости
    • Скрижали — платы, на которых могут быть изображены кресты, херувимы, иконы Спасителя и Божией Матери, символические изображения евангелистов, вензель архиерея. Нашивают на архиерейскую мантию у плеч и спереди внизу.
  • Епитрахиль — знак священного сана; одежда, плотно обхватывающая шею сзади, а спереди — свободно спускающаяся через грудь книзу.
  • Клобук — монашеский головной убор
  • Куколь — монашеский головной убор
  • Мантия — у монахов, длинная без рукавов накидка, застегнутая на вороте
  • Митра — головной убор
  • Наперсник — деталь облачения иудейского первосвященника
  • Омофор — знак архиерейского сана; длинная, широкая полоса материи, украшенная крестами и возлагаемая на плечи поверх всех других священнических одежд
  • Орарь — длинная узкая лента из парчовой или иной цветной ткани.
  • Параманд, аналав — деталь монашеского облачения. Четырехугольный плат с изображением восьмиконечного креста на подножии орудий страстей и черепа Адама.
  • Подризник
  • Поручи
  • Пояс
  • Саккос — нижнее облачение епископов.
  • Стихарь — нижнее облачение священников (подризник) и верхнее — диаконов. Длинная рубаха с вырезом по горлу и с широкими, длинными рукавами (у священников — с узкими).
  • Фелонь — длинное и широкое одеяние без рукавов, с отверстием для головы .
    • Полиставрион (кресчатая риза) — фелонь, украшенная крестами. Был вытеснен саккосом около XV века
  • Никола Липенский. «Обилие тяжеловесных ромбовидных орнаментов с жемчугом на подризнике Николы вызывает ассоциации с княжескими или воинскими одеждами и, возможно, также связано с ориентацией на западные образцы (…) Это одеяние святого, с узкими рукавами и широкими, расшитыми золотом и жемчугом полосами на предплечьях, больше всего похоже на дивитисий – церемониальную одежду византийских императоров, столь же часто украшавшуюся орнаментами. (…) Длинный конец омофора с плеча святителя спускается на сгиб его левой руки и затем образует причудливую петлю, так что кажется почти завязанным в узел»

  • Святители Кирилл и Афанасий Александрийские, Леонтий Ростовский. «Все епископы изображены в подризниках с «источниками», епитрахилях, палицах, омофорах и различающихся по типу верхних одеждах: Кирилл и Афанасий представлены в белых полиставриях с крестами, а Леонтий — в темно-розовой фелони. На голове Кирилла — шапка с крестами, в напоминание о том, что, по преданию, на III Вселенском соборе в Эфесе в 431 году предстоятелям Александрийской церкви была дарована привилегия служить литургию с покрытой головой. (…) Афанасий — с непокрытой головой (…) Леонтий представлен в белом клобуке, служащем символом духовной власти».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *