Икона божья матерь

Русское царство

Икона

«Похвала Владимирской иконе. Древо государства Российского». 1668. ГТГ

Воцарение династии Романовых в 1613 году поставило задачу официального подтверждения легитимности власти этого дома. Известный генеалог М.Е. Бычкова высказала мнение, что первая попытка создать родословное древо царской семьи по законам западной генеалогии принадлежала знаменитому иконописцу Симону Ушакову. По её словам, подобные древа спиритуальной генеалогии были хорошо известны в Византии и позднесредневековой Европе, в XV веке были распространены в сборниках жизнеописаний святых и преподобных католических монашеских орденов.

«Древо Государства Российского» («Похвала Владимирской иконе Божией Матери», «Насаждение древа государства российского») — это вариант Владимирской богоматери, созданный в 1668 году Симоном Ушаковым. Образ был написан для иконостаса церкви Троицы в Никитниках, ныне находится в Третьяковской галерее.

Внизу на изображении кремлёвской стены в среднике надпись с датой; справа в нижнем углу авторская подпись:
«А писал сии образъ его государевъ зографъ Пимин зовомый Симон Ушаковъ».

На фоне Успенского собора изображены первый московский митрополит Петр и князь Иван Данилович Калита. Они сажают и поливают дерево, которое как бы прорастает сквозь Успенский собор, заполняя ветвями всю поверхность иконы. На ветвях древа — медальоны с изображением московских святых, а в центральном самом большом медальоне — образ Богоматери Владимирской. За кремлёвской стеной стоят царь Алексей Михайлович и его первая жена Мария Ильинична с детьми. Наверху в облаках Спас, вручающий парящим ангелам венец и ризу для Алексея Михайловича: царь небесный венчает царя земного.

Изображения святых в медальонах располагаются снизу вверх с некоторыми отступлениями от исторической последовательности, как бы сообразуясь с «ростом» дерева. На левой ветви, за митрополитом Петром представлены отцы русской церкви: митрополиты Алексий, Киприан, Иона, Фотий и Филипп, патриархи Иов и Филарет, цари Михаил Федорович, Феодор Иоаннович, царевич Дмитрий.

На правой ветви в первом медальоне изображен дед Ивана Калиты князь Александр Невский в одежде схимника. За ним — основатели и настоятели близких к Москве монастырей — преподобный Никон Радонежский, преподобный Сергий Радонежский, преподобный Савва Сторожевский, преподобный Пафнутий Боровский, преподобный Симон Безмолвник, преподобный Андроник и московские блаженные Максим, Василий, Иоанн Большой колпак.

«Общая композиция произведения восходит к сербским изображениям родословной правителей Неманичей, которая, в свою очередь, опирается на иконографию родословной Христа, называемую „Древо Иессеево“. Но если в этих двух схемах дерево с многочисленными ветвями было прежде всего древом генеалогическим, то в иконе Симона Ушакова оно символизирует духовные подвиги изображенных». («Лоза Неманичей» считается первым светским родословием, созданным по образу «Древа Иессеева». Эта фреска была написана около 1320 г. в церкви Богородицы в сербской Грачанице, и благодаря композиции в ней подчеркивается божественное происхождение власти местных властителей).

«По мнению В. Г. Чубинской, посвятившей использованию идейной программы „Древа Московского государства“ отдельное исследование, прообразом композиции иконы служили изображения „вертоградов“ в православной украинской и белорусской литературе и книжной гравюре второй половины XVII в., где царь Алексей Михайлович уподоблялся Христу. В идеологическом смысле эту икону можно рассматривать как „полемический трактат, вобравший в себя важнейшие публицистические идеи времени и служивший церковно-религиозным обоснованием политики царского правительства в период становления российского абсолютизма“»

  • «Лоза Неманичей», Монастырь Высокие Дечаны

  • Икона «Древо Иессеево»

  • Фреска «Древо Иессеево», Благовещенский собор (схема)

  • Фреска «Древо Иессеево», Благовещенский собор

Возможно, Феофан Грек, включая в начале XV в. композицию «Древа Иессеева» в стенопись галереи Благовещенского собора Московского Кремля, «также стремился подчеркнуть избранность московской династии. При возобновлении росписи Благовещенского собора в середине XVI в. „Древо Иессеево“ было дополнено изображениями московских князей. Они оказались помещенными на лопатках храма в одном ряду с пророками и мыслителями и составляют подножие „древа“ как охранители православной веры. Таким образом устанавливалась также генеалогическая параллель между родом Иессеея и родом великих князей московских»

Синодики

«Родословное древо русских князей и царей». Миниатюра из Синодика царевны Татианы Михайловны. 60-80-г гг. XVII в. (ГИМ. 80370. Воскр. № 66)

Л. Б. Сукина указывает, что существовал и параллельный вариант иконографии великокняжеского и царского генеалогического древа, бытовавший приблизительно в то же самое время. «Это две принадлежащие разным рукописям миниатюры, иллюстрирующие поминание великих князей в первой — официальной части синодичного помянника». «Родословное древо русских князей и царей» присутствует в синодике ярославского Спасского монастыря 1656 года, писанном дьяконом Сергием.

«Вторая известная нам миниатюра с изображением родословного древа русских князей и царей с их „портретами“ в рост находится в синодике середины XVII в., по преданию, писанном и рисованным для Воскресенского Новоиерусалимского монастыря царевной Татьяной Михайловной — дочерью первого царя новой династии Михаила Романова. На макушке древа — родоначальник династии православных правителей Руси Владимир Святой в византийском императорском венце. По левую сторону кроны — 11, по правую — 9 князей. Они изображены в позах предстояния Владимиру. Великие князья киевские, владимирские и московские — в парадных русских одеждах, принявшие перед кончиной монашеский постриг — в схимах, цари Михаил Федорович, Алексей Михайлович и Федор Алексеевич — в царских облачениях и коронах. Наличие среди князей изображения царя Федора Алексеевича позволяет предположить, что данная миниатюра была вшита в синодик уже после 1675 года. Не исключено, что, помещая новую иллюстрацию в уже готовую и использовавшуюся в патриаршем монастыре рукопись, заказчики, вероятно принадлежавшие к царскому дому Романовых, считали не лишним ещё раз напомнить о „богоизбранности“ новой династии, её преемственных связях с древними великокняжескими родами. Следует обратить внимание на тот факт, что первая из упомянутых выше миниатюр „Родословное древо русских князей“ датируется второй половиной 50-х гг. XVII в., а вторая — второй половиной 70-х. Возможно, между ними были и другие аналогичные памятники, пока не обнаруженные или не сохранившиеся. Это означает, что Симон Ушаков, создавший свою икону в 1668 г., не может считаться единоличным зачинателем традиции „наглядной генеалогии“ на русской почве».

Новоспасский собор

Новоспасский монастырь служил усыпальницей бояр Романовых, после женитьбы Ивана Грозного на Анастасии Романовне началось возвышение обители. В 1645-47 гг. на месте древней церкви над могилами, был возведен новый храм, расписанный в 1689 году в правление царевны Софьи.

Галерею Спасо-Преображенского собора украсила фреска «Древо государей Российских», отчасти повторяющая иконографию росписи середины XVI века на паперти кремлёвского Благовещенского собора (речь идет об упомянутой выше фреске «Древо Иессеево»). Художниками в Новоспасском монастыре были Василий Осипов Колпашников с артелью костромских иконописцев. Изображение родословного дерева находится на своде вблизи входа в собор.

«Представлено в виде дерева (а в средневековье именно так изображались генеалогические таблицы), которое своими ветвями покрывает свод. Среди ветвей находятся круги, в которых изображены великие и удельные князья и цари. Все портреты написаны одним стилем и лица различаются более возрастом, чем индивидуальными чертами. Изображенные здесь персонажи были взяты, очевидно, из монастырского синодика». «Все государи изображены во весь рост с нимбами вокруг головы. Первыми представлены святые равноапостольные великий князь Владимир и великая княгиня Ольга с кувшинами в руках, поливающими корень этого родословного древа. Все князья династии изображены по порядку престолонаследия». Заканчивается роспись на Иване Грозном с сыновьями Федором и Дмитрием. Все князья, как это было принято в древнерусских фресках, в частности, в Успенском соборе Кремля, изображены с нимбами, что вызывает у современных зрителей конспирологические теории (см. Вопрос о канонизации Ивана Грозного).

Ещё раз фрески собора были возобновлены в 1837 г. После революции в стенах монастыря разместилась исправительная колония, другие учреждения. В 1930-е со стен собора была снята часть фресок, ныне хранящаяся в Историческом музее. В 2010-е была произведена реставрация фресок собора.

  • Фрагмент фрески из Новоспасского монастыря с изображением Ивана Грозного и Федора Иоанновича, ГИМ

  • Роспись Спасо-Преображенского собора

«Род Царствия благословится»

«Род Царствия благословится» Фрагмент с изображением Петра Первого Гравюра 1666 года

Церковь Ильи Пророка (Ярославль) имеет роспись «Род Царствия благословится» на тот же сюжет в своде северного крыльца, относящаяся к 1716 г. Авторство росписей принадлежит артели ярославских мастеров во главе с Фёдором Игнатьевым.

«У ярославской фрески имеется ряд прототипов — это прежде всего иконописная композиция „Древо Иессеево“, „Лоза Неманичей“ из Дечанского монастыря в Сербии, а наиболее близкий — гравюра „Род правых благословится“ из книги Лазаря Барановича „Меч духовный“, изданной в 1666 г. На гравюре, провозглашающей преемственность власти Романовых от Рюриковичей, из чресл святого равноапостольного князя Владимира произрастает древо, на котором в цветочных чашечках изображены царь Алексей Михайлович, царица Мария Ильинична и трое их сыновей».

«По сравнению с гравюрой из книги Барановича композиция на ярославской фреске значительно расширена. По сторонам от лежащего князя Владимира здесь стоят святые благоверные князья Борис и Глеб». Прямо над Владимиром изображён Александр Невский. По сторонам от Александра — Федор I и царевич Дмитрий. Над Александром — Михаил Феодорович. По сторонам от Михаила — Алексей Михайлович и царевич Алексей Алексеевич. Правее царевича — Федор III. Левее Алексея Михайловича — царевич Симеон Алексеевич. На самом верху и Иван V и Пётр I. Левее Федора I — царевич Алексей Петрович, под ним — царевич Пётр Петрович. Правее царевича Димитрия Иоанновича — царевич Александр Петрович, под ним — Пётр II.

Характеристика

В современной диссертации рассматривается вопрос иконографии: «Древа, рассматриваемые обычно как аналог родовых галерей, могут трактоваться и как „Древа власти“. Значимость каждой личности утверждается через приобщение её к ряду не столько родовому, сколько функциональному, в данном случае — держателя власти: древа в XVII в. всегда объединяют 2 династии, а род Романовых в них не прослеживается глубже Михаила Федоровича. Выделены 2 варианта Древа, их композиционная схема строится в соответствии с различными жанровыми принципами: 1) в виде расходящейся в две стороны виноградной лозы — в этом случае используется структура ктиторского жанра; 2) в виде прямостоящего дерева — символа царской власти из сна царя Навуходоносора — в таком случае древо занимает центральное положение как самый значимый сакральный элемент, и уже святые изображаются в предстоянии ему, что сопоставимо со структурой символико-догматического и гимнографического жанра древнерусской живописи. Однако сами российские государи на ветвях древа практически всегда изображались в позе ктиторского предстояния (…) Оба символа государственной власти — Древо и гербовый орёл — сохраняли идущий от их истоков религиозный характер. Это нашло отражение и в формальной структуре композиций, соотносимых со структурой гимнографического жанра иконописи. Таким образом, самодержавная власть в представлениях XVII в. сохраняла исключительно сакральный характер».

«Иконография произведения Симона Ушакова существенно отличается от иконографических схем синодичных миниатюр. По сути, мы имеем дело с визуальным отображением двух различных вариантов родословной росписи: по восходящей и по нисходящей линии, одинаково принятых и на Западе, и в русской генеалогии. На рисунках синодиков родоначальник династии изображен на вершине древа, а каждому из потомков отведено по отдельной ветви, исходящей из звездообразной сердцевины. По нисходящей линии было принято изображать также и „Древо родословия Иисуса Христа“ в иллюстрациях к Евангелию от Матфея, где кроной служили изображения предков Христа, стволом — свет божественной истины, исходящий от Вифлеемской звезды. У подножия древа помещалась сцена поклонения волхвов и пастухов с Богоматерью и сидящим у неё на руках Младенцем. У Симона Ушакова, равно как и в гравированных родословиях последующего — XVIII в., линия происхождения русских царей начинается с подножия, и медальоны с изображениями деятелей церкви и государства „нанизаны“ на две мощные ветви, произрастающие из корня. Но конкретно это древо в строгом смысле нельзя считать генеалогическим, так как кроме членов династии в него включены и русские митрополиты, и святые, не состоявшие с Романовыми в кровном родстве. Здесь мы сталкиваемся скорее с живописной демонстрацией политических взаимоотношений, связывавших государство и церковь со времен первых московских князей (…) Тем не менее, и в конце XVII в., и в последующее время распространение получает иконографическая схема „восходящего“ генеалогического древа. Очевидно, её источником на русской почве служили не только полонизирующие гравюры, но и хорошо известная по фресковым росписям храмов иконография „Древа Иессеева“, хорошо известная в странах византийского мира с XII в., а может быть и немного раньше. Ствол этого „древа“ обычно составляли библейские „прародители“ Христа, на боковых ветвях помещались пророки, возвещавшие его будущее рождение, а венчало крону изображение Богоматери».

«Следовательно, в художественной культуре XVII в. сложились, по крайней мере, три типа изображения генеалогической схемы княжеского и царского родов:

  • расширенный (за счёт включения „портретов“ членов правящей династии) вариант традиционной иконографии „Древа Иессеева“;
  • „Родословное древо русских князей“, представленное иллюстрациями синодичного помянника;
  • и написанное Симоном Ушаковым „Древо Московского государства“.

Все они, в конечном счёте, восходят к родословию Иисуса Христа — сюжету, распространённому в христианской культуре восточного и западного Средневековья. В свою очередь, каждый из вариантов мог служить образцом для создания художественного родословия как правящий династии, боярских и дворянских семей, так и родов рядовых граждан России, осознавших в XVII в. свою личную принадлежность к истории. Примечательно, что ревностно относившиеся к „старине“ старообрядцы в своей художественной культуре сохраняют и культивируют именно такой образец иконографии с восходящей генеалогической линией, который семантически был связан с „Древом Иессеевым“, а не тот, что запечатлелся в лицевых рукописных книгах. „Восходящая“ генеалогическая схема распространяется и на изображение „Сатанинского древа“ в обличительных старообрядческих сборниках раннего времени, и на знаменитые рисованные родословия старообрядцев Денисовых и Соловецкого монастыря, созданные в XIX столетии».

В Российской империи

Родословное древо Русских царей. 1731.

По сведениям Н. М. Молевой, в 1732 году живописец Иван Никитин продавал в московских торговых рядах царские портреты «с родословием». В Русском музее сохранилась подобная картина, датированная 1731 годом, центром изображения которой является императрица Анна Иоанновна.

Известен один случай, когда эта иконография уже в конце XIX века использовалась провинциальными мастерами декоративно-прикладного искусства — в собрании музея-заповедника «Ростовский кремль» находится уникальная финифтяная иконка «Родословное древо русских князей», композиция которой повторяет соответствующие книжные миниатюры.

Исторический музей

Интерьер Исторического музея

Интерьер здания ГИМа в Москве украшен репликами многих исторических росписей и мозаик, в том числе и «Древом», выполненным артелью мастеров под руководством художника Ф. Г. Торопова в мае 1883 года. Роспись находится на потолке парадных сеней, начинается со свв. Бориса и Глеба, Ольги и Владимира, а доведено до основателей музея — Александра III и его супруги Марии Федоровны.

Потолок был закрашен в 1937 году, а в 1997 вновь расчищен. Медальоны с изображениями написаны на холсте и наклеены на штукатурный слой. Орнаменты написаны по грунту на штукатурке.

Список 68 изображенных лиц

1. Святой Борис
2. Святой Владимир
3. Святая Ольга
4. Святой Глеб
5. Игорь Олегович
6. Святослав Ярославич
7. Олег Святославич
8. Всеволод Олегович
9. Изяслав Ярославович
10. Ярослав Мудрый
11. Вячеслав Ярославович
12. Всеволод Ярославович
13. Владимир Мономах
14. Мстислав Владимирович
15. Юрий Долгорукий
16. Андрей Боголюбский
17. Всеволод Юрьевич

18. Юрий Всеволодович
19. Ярослав Всеволодович
20. Михаил Черниговский
21. Михаил Тверской
22. Михаил Ярославович Тверской
23. Александр Михайлович
24. Ярослав Ярославович
25. Александр Невский
26. Даниил Московский
27. Андрей Александрович
28. Ярополк Владимирович
29. Дмитрий Александрович
30. Симеон Иоаннович
31. Иоанн Иоаннович
32. Иоанн Калита
33. Василий Темный
34. Василий Дмитриевич

35. Дмитрий Донской
36. Юрий Дмитриевич
37. Анастасия Романовна
38. Дмитрий Шемяка
39. Дмитрий Красный
40. Андрей Ярославович
41. Иоанн Васильевич
42. Василий Иоаннович
43. Иоанн Грозный
44. Дмитрий царевич
45. Иоанн Иоаннович (царевич)
46. Федор Иоаннович
47. Михаил Федорович
48. Патриарх Филарет Никитич
49. Алексей Михайлович
50. Царевич Алексей Алексеевич
51. Иоанн Алексеевич

52. Екатерина I
53. Петр I
54. Царевна Софья
55. Федор Алексеевич
56. Петр II
57. Елизавета Петровна
58. Анна Иоанновна
59. Екатерина II
60. Александр II
61. Мария Александровна
62. Николай I
63. Иоанн Антонович
64. Петр III
65. Александр III
66. Мария Федоровна
67. Александр I
68. Павел I

Примечания

Древо государей Российских на Викискладе

  1. Бычкова М. Е. Икона Симона Ушакова и идея происхождения государства Российского // Церковная археология: Материалы первой всероссийской конференции. СПб.; Псков, 1995. Ч. 2. С. 30-31.
  2. Симон Ушаков: государев иконописец
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 Л. Б. Сукина. Генеалогия князей и царей в русской художественной культуре позднего Средневековья
  4. 1 2 Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1990. С. 39.
  5. Чубинская В. Г. Икона Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская», «Древо Московского государства», «Похвала Богоматери Владимирской» (Опыт историко-культурной интерпретации) // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 38. С. 290—308.
  6. «Романовы. Начало династии». Каталог выставки
  7. Аверьянов К. А. (Москва). Князья Каргопольские
  8. Спасо-Преображенский собор
  9. Русский исторический сборник: издаваемый Императорским Обществом
  10. 1 2 «Род Царствия благословится»
  11. Святуха О. П. Репрезентация самодержавной власти в русских портретах XVII в. 2002
  12. Государственный Русский музей. Живопись XVIII век. Каталог. Санкт-Петербург. Palace Editions. 1998.
  13. Реставрация настенной масляной живописи (1995)

Икона «Древо Жизни» является достаточно редкой и не столь распространенной, как многие другие. Второе ее название — «Спас Лоза Истинная». На ней изображен Иисус Христос в середине виноградной лозы, имеющей отходящие от центрального столба ветки. На них расположены Богородица и ученики Христа. Значение иконы может быть непонятно непосвященному человеку.

Уважаемые туристы.Заказывайте экскурсии с моим участием, прекрасное время провождение, гарантирую!!! Рассказываю много, интересно, и человеческим языком:)

Список моих экскурсий, маршруты, цены и фотографии:

Иерусалим+ Вифлеем

Иерусалим Христианский

Иерусалим трех религий

Галилея Библейская и Назарет

Путешествие к Мертвому Морю

Икона глубоко назидательная. В данном случае Дерево символизирует собой Церковь, Священное Писание. В центр помещен Иисус Христос, представляющий собой идеальный образ христианина. А приближенные к нему апостолы символизируют наиболее близких и познавших веру людей. Также на ветках изображены мелкие листочки, которые в свою очередь символизируют остальных людей, чья задача заключается в том, чтобы распространять христианскую веру.

Еще существует трактование, что изображенное Дерево, как и Церковь, не стоит на одном месте, а постоянно развивается. И каждый человек должен вносить свой посильный вклад в это развитие. В частности, распространять любовь и мудрость среди всех людей. Также икона является символом плодородия и бессмертия (как вечно растущее Дерево).

Как правило, перед этой иконой люди молятся с благодарностью перед Богом о том, что он уберегает их от имеющихся в мире многочисленных соблазнов и дает им вечную жизнь. Молясь перед иконой, стоит пожелать плодородия. Если хотите чтобы ваши дети росли в почитании взрослых, то вам так же следует обращаться именно к этой иконе. В различных религиозных традициях используются разные молитвы (и даже несколько). Поэтому текст лучше уточнить у священнослужителя.

Купить икону «Древо Жизни» лучше всего в Иерусалиме. На территории города и его пригородов существует немало торговых точек, где это можно сделать. Кроме того, я покажу вам проверенные места, где икону делают действительно профессиональные мастера. Вы сможете выбрать или простую икону без дополнительных украшений, созданную из простых материалов. Или с использованием драгоценных металлов и украшений. Все зависит лишь от вашего желания и финансовых возможностей.

В Иерусалиме также удобно покупать икону еще и потому, что ее можно здесь же собственноручно освятить ( вы сами освещаете её на камне Миропомазания где лежало тело Иисуса когда его сняли с креста).. Главное, приезжайте в Израиль, а уж интересное и полезное времяпровождение я вам гарантирую!

Уважаемые туристы! Если вы по какой либо причине не можете приехать в Израиль, то просто напишите мне и я попрошу продавца связаться с Вами, чтобы обсудить покупку и пересылку. Соответственно икона или крестик купленный вами, будет освещен на Камне Миропомазания в Храме Гроба Господня перед отправкой (Просите у прадовца, фотографию или короткий ролик освящения в качестве доказательства 🙂 )

Важно!!! Уважаемые туристы, я не торгую иконами или крестиками 🙂 любые вопросы по ценам, качеству и т.п вы уже задаете напрямую продавцу ( на русском ) который свяжется с Вами. Я же могу вас только познакомить (физически если приедите и виртуально если напишите:))

Во многих православных иконах используется глубокий символизм. Хотя в православии перед образами принято молиться, каяться и о чем-то просить. Тем не менее, такие образы как икона Древо Жизни дают не только молитвенное настроение, но и почву для размышления. Прямая аллегория образов позволяет верующему более глубоко понять различные концепции. Подобное умозрение и умопостижение иконы Дерево Жизни развивает духовно.

Также этот образ часто называется икона виноградная лоза, так как здесь используется как символ дерево виноградной лозы, которое изображает церковь.

По центру располагается Спас, который представляет собой как бы основу лозы. От нее отходят различные ветви и этими ветвями являются апостолы, Дева Мария и другие евангельские персонажи.

Рассматривая икону Древо Жизни, становится полностью понятным ее значение: церковь являет собой подобие живого организма, который включает в себя целое сообщество. Конечно, начинается оно от относительно небольшого количества людей: самого Христа и святых подвижников. Тем не менее, далее церковь начинает состоять из сообщества всех христиан, то есть все люди этой веры составляют так называемое тело Христово.

Люди в церкви объединены друг с другом, они взаимосвязаны как ампелос (виноградная лоза по-гречески) и каждый может действовать тем или иным образом. К примеру, тот, кто выбирает райское существование, воздвигается собственной ветвью ввысь и достигает предела Небесного. Тот, кто наоборот ни к чему ни стремится, становится сухой ветвью, которую отделяют в итоге от дерева для того чтобы сжечь.

Помимо этого икона Древо с Христом дает намек на генеалогическое древо, которое представляет собой родословную каждого отдельного человека.

Только в этом образе под семьей понимается христианская церковь и община, люди в которой являются родными друг другу.

В этом свойство христианства, которое стирает любые границы и различия между людьми и позволяет каждому войти в Царство Божие.

Значение иконы Древо Жизни указывает на возможность верующему лучше осознать собственную причастность к церкви. Перед этим образом возносят любые молитвы Христу. Также возможно молиться Святой Троице или Святому духу перед этим образом.

Рекомендуем прочитать: Икона «Воскрешающая Русь»

Икона Древо Пресвятой Богородицы

Композиционно этот вариант практически не отличается от предыдущего, но тут основой является Древо Богородицы. В центре включает в себя сцену рождения Христа, а на ветвях располагаются различные образы Пречистой Девы.

Также используется название иконы «Горний Иерусалим», которая указывает на воскресение и возможность каждого верующего очутиться в Небесном Иерусалиме. Для этого только нужно соблюдать заповеди на земле. Тогда после конца времен праведники вознесутся именно туда. Собственно Небесный город изображается на одном из краев образа скрытым за дымкой.

Также следует рассмотреть значение иконы Горныго Иерусалима, где центральную часть занимает сцена рождения Спаса. Данное событие акцентирует на себе внимание и является центральным во всех смыслах, только благодаря этому стало возможным остальное. На ветвях располагаются различные образы Девы Марии с младенцем, они предлагают верующему посмотреть на разные вариации отношений Богоматери с младенцем.

Также символически данное многообразие указывает и на разнообразные варианты взаимоотношений между верующим и Господом. Душа стремится к Господу разными способами и устанавливает весь спектр взаимоотношений. Именно благодаря рождению Христа эти взаимоотношения стали не только возможными, но и позволяют обрести Царство Небесное.

Как правило, молитва иконе Древо Пресвятой Богородицы произносится в уединении. Поэтому часто для этого в доме отводят небольшое пространство, которое позволяет немного отдалиться от суетливого мира и обратиться к образу. Каждый образ, который содержит икону Древа Богородицы помогает в чем-то отдельном.

Поэтому молитва перед этой иконой может использоваться для того, чтобы получить самые разнообразные блага.

Молитвы перед иконой Древо Богородицы

Молитва 1

Царице моя Преблагая, надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице! Зриши мою беду зриши мою скорбь, помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва 2

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышняго, Заступнице и Покрове всех, к Тебе прибегающих! Призри с высоты святыя Твоея на мя, грешнаго (имя), припадающаго ко пречистому образу Твоему; услыши мою теплую молитву и принеси ю пред Возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа; умоли Его, да озарит мрачную душу мою светом Божественныя благодати Своея, да избавит мя от всякия нужды, скорби и болезни, да низпослет мне тихое и мирное житие, здравие телесное и душевное, да умирит страждущее сердце мое и исцелит раны его, да наставит мя на добрая дела, ум мой убо от помышлений суетных да очистит, исполнению же заповедей Своих мя научив, от вечныя муки да избавит и Своего Небеснаго Царствия да не лишит мя. О Пресвятая Богородице! Ты, «Всех скорбящих Радосте», услыши и мя, скорбнаго; Ты, именуемая «Утоление печали», утоли и мою печаль; Ты, «Купино Неопалимая», сохрани мир и всех нас от вредоносных огненных стрел врага; Ты, «Взыскание погибших», не попусти и мне погибнути в бездне грехов моих. На Тя бо по Бозе вся моя надежда и упование. Буди мне в жизни временней Заступница, и о жизни вечней пред Возлюбленным Сыном Твоим, Господем нашим Иисусом Христом, Ходатаица. Научи мя Тому убо с верою и любовию служити, Тебе же, Пресвятая Мати Божия, Преблагословенная Марие, благоговейно чтити до скончания дней моих. Аминь.

Несмотря на огромное количество уже давно существующих в Православной Церкви образов Девы Марии, иконописцы продолжают писать им подобные, будучи вдохновленными Духом Святым. Икона «Древо Пресвятой Богородицы» также относится к молодым доскам. Появился образ в то время, когда люди особенно нуждались в нем — в период экономического кризиса как знак расположения Девы Марии. Автор доски неизвестен, но это совершенно неважно, важно то, что люди продолжают видеть реальную поддержку Господа Бога.

Композиционные особенности

Появилась икона «Древо Пресвятой Богородицы» относительно недавно — в начале XXI века. Для иконы это очень маленький возраст, но сегодня ее можно встретить повсеместно — в храмах, церковных лавках и домашних алтарях. Главная особенность иконы — это ее собирательность, поскольку на ней изображены 16 ликов Богородицы, в целом она несколько напоминает генеалогическое древо, но каждое отдельное изображение описывает Деву Марию как Царицу Небесную.

Читайте о церковной жизни:

  • О Таинстве миропомазания в церкви
  • Почему и зачем у православных много храмов
  • Как правильно вести себя в храме детям

Икона характерна своей собирательностью — всего на ней 16 различных изображений Девы Марии, которые располагаются в виде ветвей одного древа. Каждая Богоматерь держит на руках Младенца Христа.

Композиция состоит из:

  • 7 образов справа;
  • 7 образов слева;
  • «Владимирская» снизу;
  • Рождение Христа в центре;
  • «Святая Троица» сверху;
  • очертания небесного Иерусалима под образом «Владимирской».

Центральным звеном является пещера в Вифлееме, в которой был рожден Христос, Богоматерь и Младенец Иисус, располагающийся в яслях. Этот образ крупнее прочих. Поскольку Младенец Христос — это Тот единственный, Которому следует поклонятся, то Его не может не быть на доске. Именно Его рождение сделало Деву Марию — Богоматерью. Именно поэтому картина Его рождения представлена в центре — это самое важное событие для человечества.

Под картиной с рождением располагается образ «Сладкое лобзание» как символ особенной любви и связи между Матерью Божией и Иисусом Христом. А по бокам от картины рождения расположены по семь знаменитых икон Богородицы, которые считаются православным миром чудотворными.

Украшено дерево крупными розами и листьями как символ жизни, которая происходит от Господа Бога.

Состав

Каждый образ из всех 14 сделан в классической манере: форма вытянутого овала, который заключен в некий медальон. Главное отличие данных изображений от канонической иконописи в том, что Богородица на каждом образе изображена улыбающейся.

Для справки! Единственная икона, на которой Дева Мария улыбается — это «Вифлеемская», но ее автор не изобразил на «Древе».

Аналога данной иконы нет в православной иконописи. Изображения дерева, в принципе, достаточно часто встречается на различных образах, но здесь изображение дерева дополнено плодами — отдельными картинами с Девой и такой способ боле не применялся художниками.

Сразу под картиной, изображающей рождение Христа, располагается образ «Сладкое лобзание». Образ сделан по типу Елеуса — одному из главных типов икон, с нарисованной Царицей Небесной. Такой тип часто используется русскими художниками, поскольку жесты изображённых персонажей просты и понятны — это любящая Мать и Сын.

Отличительные особенности образа таковы:

  • Младенец и Матерь соприкасаются щеками;
  • они крепко обнимаются;
  • Христос изображен с желанием обнять Матерь одной рукой за шею.

Кроме «Сладкого лобзания», на «Древе» изображены также образы:

  • «Иверская»;
  • «Смоленская»;
  • «Казанская»;
  • «Млекопитательница»;
  • «Тихвинская»;
  • «Утоли моя печали».

Всего на данной доске Дева Мария изображена 17 раз (преимущественно в стиле Елеуса), включая ее на картине рождения Младенца.

Икона Богоматери «Древо Пресвятой Богородицы»

Значение лика

Главная идея данного образа заключается в том, что Дева Мария — одна единственная Матерь Христа, но ее личность многогранна и каждая из них представлена отдельно на различных образах иконописцами. Все Ее личность — как большое дерево, ветви которого связаны единым стволом — Рождением Христа в Вифлееме. Каждый образ — это плод данного дерева.

Появилась икона в начале 21 века в период серьезного экономического кризиса в стране и поэтому она особенно важна и имеет глубокий смысл для православного человека. В то время, когда люди теряют работу, средства, мир сотрясают войны и стихийные бедствия Господь все так же близок к людям. Он также призывает их к Себе и помогает им. Церковь все так же ждет, когда люди придут и поклонятся своему Господу.

Важно! Данная доска призвана напомнить людям, что они все — братья, что они должны оказывать друг другу помощь в трудные минуты жизни.

Главная идея доски в том, что вся жизнь от Господа. Все через Него и Им создано, поэтому забывать про Него приравнивается к богохульству. Он не терпит такого к Себе отношения, как написано в Писании.

Поскольку на доске представлено сразу несколько совершенно различных Богородиц, каждой из которых молится совершенно разные люди, то ее смысл — в объединении воедино всех их.

Кто может молиться образу и в чем он помогает

Поскольку «Древо» собрало в себе много икон, у прихожан в церкви возникает справедливый вопрос «Кому из них молится и о чем?». Попробуем на него ответить.

Читайте о православной молитве:

  • Как нужно молиться православным
  • Есть ли смысл обращаться к Богу
  • Как молиться за некрещенных

Именно благодаря ее многозначности образ прекрасно подходит для молитв в домашних условиях. Нет необходимости заполнять стену множеством икон — достаточно повесить «Древо Пресвятой Богородицы» и в доме будут сразу иконы Богоматери, Иисуса Христа и Троицы.

Совет! Лучше всего разместить доску в тихом, уединенном месте, где никто не сможет помешать тихой личной молитве. Прекрасно подойдет спальня или кабинет. Это должно быть место, где можно будет молиться утром и вечером, чтобы освятить грядущий день и поблагодарить за прошедший.

Молится «Древу» только одному неправильно — он состоит из 16 различных изображений и каждое из них предназначено для определённых ситуаций и проблем, в чем и заключается ее главное преимущество. Следует молиться каждой иконе по отдельности, не забывая про главного персонажа — Иисуса Христа.

Данная доска способна оказать помощь всякому, кто придет к ней с искренней просьбой будет озабочен вопросом чистоты своего собственного сердца. Молятся «Древу» все, кто:

  • нуждается в утешении от печалей и скорбей;
  • требует защиты от врагов и их злых умыслов;
  • нуждается в исцелении физическом и душевном;
  • желает получить помощь в преодолении мирских трудностей и укрепить свой дух и веру;
  • хочет защитить свой семейный очаг от скандалов и трудностей;
  • стремится защитить своих детей от невзгод и потерь.

Важно! Любая искренняя молитва будет услышана Господом и обязательно отвечена. Возможен не тот ответ, которого ждет человек, но все исходящее от Господа — есть благо. Икона «Древо Богородицы» прежде всего была создана с целью напомнить человеку, что его жизнь — от Господа и про Него не следует забывать. Посмотрите видео об иконе *Древо Богородицы*

Христианство.

Иконография образа призвана прославлять Великую Заступницу и Покровительницу земли русской. Древо Государство Московского Божием промыслом насадил собиратель русских земель Иван Данилович Калита, а взрастил и поливал виноградную лозу Московский Митрополит Пётр. Благодатной почвой стал Успенский собор Московского Кремля. На кремлёвской стене стоят: слева царь Алексей Михайлович, справа царица Мария Ильинична с царевичами – старшим Алексеем Алексеевичем (умер в 16 лет) и младшим Фёдором Алексеевичем, будущим третьим государем династии Романовых.
Автором иконы «Богоматерь Владимирская – Древо Государства Московского» был служилый «дворянин московский» и «царский изограф» Симон (в крещении Пимен) Федорович Ушаков (1626-1686), написавший ее в 1668 году для церкви Троицы в Никитниках. Эта икона – одна из самых известных его работ. Авторство подтверждается датирующей надписью внизу на изображении кремлевской стены: «А писал сии образъ его государевъ зографъ Пимин зовомый Симон Ушаковъ». Размер иконы – 105 х 62 см., в настоящее время она находится в Третьяковской Галерее.
Икона выражает единую историю Руси и Русской Православной Церкви, церковно-государственное почитание Владимирской иконы Божией Матери в эпоху царя Алексея Михайловича. В основе иконографии лежит идея Божественного покровительства царствующему дому и государству Московскому, являемого Владимирской иконой. Икона не имеет надписи с названием, поэтому известна под разными названиями: «Богоматерь Владимирская – Покровительница государства Московского», «Насаждение древа государства Российского», «Похвала Владимирской иконе Божией Матери». Она представляет древо Московского царства, произрастающее из Успенского собора Московского Кремля. Медальон с образом Владимирской иконы Богоматери помещен в центре иконы, среди ветвей и цветов. Князь Иван Калита насаждает древо у подножия Успенского собора, а митрополит Петр поливает корни растения из кувшина, с их именами традиционно связывается возвышение Москвы. Митрополит Петр начал строительство Успенского собора Московского Кремля, где ныне покоятся его мощи. По сторонам от них – царская семья: государь Алексей Михайлович, его супруга Мария Ильинична, сыновья Алексей и Федор. Наверху в облаках Спас, вручающий парящим ангелам венец и ризу для Алексея Михайловича: царь небесный венчает царя земного. Изображения святых в медальонах располагаются снизу вверх с некоторыми отступлениями от исторической последовательности, как бы сообразуясь с «ростом» дерева. От древа идут побеги в виде виноградных лоз с листьями, цветами роз и гроздьями плодов.
Главные плоды древа – русские святые, изображенные в медальонах-венках со свитками-молениями в руках. Общее число медальонов – 20, по 10 с каждой стороны. Справа от иконы Богоматери представлены святители (митрополиты Иона, Алексий, Киприан, Филипп, Фотий, патриархи Иов и Филарет), а также цари Федор Иванович, Михаил Федорович и царевич Димитрий, слева – преподобные (Андроник Московский, Сергий и Никон Радонежские, Симон Безмолвник, Пафнутий Боровский), а также московские юродивые – Василий Блаженный, Максим Блаженный и Иоанн Большой Колпак.
Многие исследователи отмечают, что композиция произведения восходит к сербским изображениям «Родословной Неманичей», которая в свою очередь опирается на иконографию «Древа Иессеева». Но если в этих двух схемах дерево с многочисленными ветвями было древом генеалогическим, то в иконе Симона Ушакова это древо символизирует духовные подвиги изображенных. Их родство в том, что все они – святые Русской земли. Московское царство, а точнее – Кремль – его духовный и политический центр.
изображение kraeved1147.photofile.users.photofile.ru/photo/kraeved1147.photofile/4211325/xlarge/105440173.gif

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *