Икона божией матери влахернская

Влахернская икона Божией Матери

Образ Влахернской Божией Матери считается одной из древнейших икон. В наше время святыня имеет огромную ценность. К ней в молитве обращается большое количество христиан со всего мира, ищущих заступничества и покровительства Пресвятой Девы.

Влахернская икона Божией Матери известная также, как Одигитрия, то есть указывающая путь. Как и многие образы Богородицы, данная святыня признана защитницей каждого человека и покровительницей при войнах, нашествии врагов и мятежников. Православная иконография обязана своим зарождением данному образу.

История иконы

С иконой Влахернской связанно имя патриарха Сергия, который в 626 году, во время окружения войсками Константинопольской стены, обходил ее с Божественным ликом. Святой неустанно молился, умоляя в своих просьбах Пресвятую Деву защитить город от вражеского ополчения и натиска. Тяжелое сражение было выиграно благодаря могущественной силе чудотворного образа.

Где хранится икона

В наше время икона находится в Москве, в Рисположенской церкви Кремля. Она широко распространена, поэтому ее можно встретить во многих церквях России, а также в Третьяковской галерее, в церкви Рождества Богоматери в Москве и под городом Дмитровом, в Спасо-Влахернском монастыре.

В чем помогает чудотворный образ

Искренние молитвы пред ликом Пресвятой Богородицы придадут сил и укажут направление для дальнейшего пути. Образ является заступником от недругов, грехопадения, приносит душевное и физическое исцеление и покровительствует семейной жизни. Перед иконой Влахернской молятся в покаянии, просят избавления от тревог, страха и неуверенности. Божия Матерь всегда поможет и поддержит верующего человека в любых трудностях и неудачах.

На святыне написан рельефный образ самой Пречистой Богородицы. На ее левой руке изображен Младенец, который дает благословение и держит свиток. Мастера иконописи обнаружили, что икона была написана не красками, так как некоторые части тела Богородицы и ребенка выступают с поверхности холста. Многие христиане устрашаются, когда смотрят на икону, так как видят в ней подлинную силу и могущество.

Дни празднования иконы

Изначально день памяти отмечался только в Константинополе, в Влахернском храме. Но в девятом веке праздник стал общим для всех христиан. На сегодняшний день почитание Влахернской иконы Божией Матери приходится на 20 июля по новому стилю.

Молитва пред иконой

Произносить молитву следует с крепкой верой в сердце, добрыми помыслами и любовью. Божья Матерь поможет каждому человеку по вере его. Молитва звучит так:

«Царица Небесная, моя надежда, моя вера, оскорбляемых и притесняемых покровительница! Узри беды мои, услышь мольбы мои, прошу о помощи Твоей, ибо Ты — спасительница наша, и помощь в Тебе наша. Молю, утешь нас и ни оставь молитвы наши не услышанными. Даруй защиту от недоброжелателей и спаси душу мою грешную. Во веки веков. Аминь».

Бог призывал открывать душу свою в молитве и праведности. В трудные минуты, во время тревог и невзгод, каждому необходимо светлое присутствие Господа. Правильно прочтенные молитвы обязательно будут услышаны, а помощь не заставит себя ждать. Мы желаем вам крепкой веры и огромной любви. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Одним из наиболее редких образов Богородицы считается чудотворная Влахернская икона Божией Матери. Ее доставили в Константинополь в 439 году, специально для нее по повелению императора Льва Великого была воздвигнута церковь в западной части города по прозванию Влахерны (некогда там был убит скифский вождь Влах). По преданию, именно на том месте Андрею Юродивому явилась Богоматерь.

Икона получила название Влахернской Божией Матери, и хотя после пожара 1434 года, когда церковь была уничтожена огнем, икону перенесли в другой храм, название за ней сохранилось.

Из истории Влахернской иконы

Влахернская икона издавна стала считаться покровительницей как самого Константинополя, так и императоров Византии. Когда в 626 году город был осажден врагами, патриарх Сергий обошел его стены с иконой в руках, и врагам по их собственному утверждению явилась сама Богоматерь, после чего они в страхе отступили.

Еще одно чудо, связанное с Влахернской иконой, произошло в эпоху иконоборчества. Тогда икона вместе с горящей перед ней лампадой была замурована в стену монастыря Пантократора, там ее и обнаружили через сто лет, причем лампада продолжала гореть.

Именно эта икона была доставлена на Русь в 1653 году как дар царю Алексею Михайловичу, в сопровождении грамоты о ее происхождении и почитании. Здесь икону сразу стали почитать как одну из величайших святынь, украсили окладом из чеканного золота с большим количеством драгоценных каменьев и жемчуга и приложили золотые пластинки, где была изложена ее легенда.

Влахернская икона хранилась в Успенском соборе Московского Кремля, откуда царь всегда брал ее с собой в военные походы. В настоящее время она находится в Третьяковской галерее, а ее рельефный список, пожалованный отцу Григория Строганова и датируемый 17 или 18 веком, — во Влахернском храме в Кузьминках, который был выстроен специально для нее. Она стала семейной святыней рода Строгановых.

Влахернский храм в Кузьминках

В 1653 году царю Алексею Михайловичу из Иерусалима прислали два списка с чудотворной иконы Влахернской Богоматери.

Что есть что в церкви

Считается, что этот образ написал евангелист Лука, и сначала он находился в одной из местностей Константинополя — Влахернах. После падения Византии икону перенесли на Афон, а оттуда уже в Россию. Один образ поместили в Успенском соборе Московского Кремля, а второй образ Алексей Михайлович пожаловал Дмитрию Строганову, отцу первого владельца усадьбы Кузьминки.

Первый деревянный храм для иконы Влахернской Богоматери в Кузьминках построили в 1720 году, а каменный по проекту И.П. Жеребцова — в 1759-1774. Еще через 10 лет Родион Казаков пристроил колокольню. Он же перестроил и сам храм в стиле раннего классицизма. Расписывал Влахернский храм Антонио Клауди.

Церковь в Кузьминках пострадала от нашествия Наполеона, но ее восстановили. Тогда в храме появился новый мраморный иконостас работы М.Д. Быковского и несколько скульптур работы И.П. Витали.

В 1928 году Президиум Московского Совета постановил закрыть церковь в Кузьминках, а ее здание передать Институту Экспериментальной Ветеринарии.

На просьбу верующих сохранить храм поступил отказ. И вскоре Влахернскую церковь закрыли и изменили до неузнаваемости.

Сейчас храм в Кузьминках отреставрирован и возвращен верующим. Помимо церкви и колокольни в ансамбль входит еще фамильный склеп и конусообразное хранилище при ризнице 1830 года постройки (автор проекта — Д. Жилярди). А список Влахернской иконы Божьей Матери — фамильная святыня Строгановых — находится в фондах Государственной Третьяковской галереи.

Влахернская церковь на фотографиях разных лет:

А что вы знаете о Влахернском храме в Кузьминках?

На свете осталось не так много чудесных и редких икон Богородицы, часть из них была утеряна, часть уничтожена, а какие-то экземпляры похитили для частных коллекций. Часть сохраненных драгоценных икон хранятся в Третьяковской галерее, как и знаменитая Влахернская икона.

История написания святого лика

Икона Божией Матери Влахернская считается древнейшей в мире — дата ее написания датируется 302 годом.

Авторство приписывается ученику Христа — Луке, но точных данных, подтверждающих этот факт нет. По преданию, Лука написал ее в Антиохии, где она и хранилась. Впервые о ней стало известно, когда императрица Евдокия перевезла образ в столицу Византии в 439 году. Евдокия передала ее в дар сестре императора, а та, в свою очередь, передала икону на хранение во Влахерны, в храм Богородицы. Именно поэтому с того времени образ стал именоваться Влахернским.

Влахернская икона Божией Матери

Образ считался покровителем Константинополя, поскольку во время нападения аваров патриарх Сергий совершил с ней крестный ход вокруг стен города и молился иконе об освобождении, которое не замедлило произойти. Это произошло в субботу пятой недели перед Пасхой, поэтому с тех пор этот день считается праздником Влахернской иконы, который сначала отмечался только в Константинополе, а через несколько лет и по всему миру Православной Церковью.

В 1654 году Влахернская икона уехала к императору Алексею Михайловичу, но вот повод точно неизвестен:

  1. Первая версия гласит, что монахи спасали образ от турок, которые захватили столицу Византии.
  2. Вторая — что икона хранилась в женском монастыре, а когда на его месте воздвигли мечеть, то оставшиеся там христиане отправили ее в Россию.

В течение двух веков реликвия хранилась в Кремлевском Успенском храме, а позже, после закрытия собора для прихожан — перенесена в Крестовоздвиженскую церковь на Вознесенке. Вернулась икона обратно в Кремль (в Государственный Музей) в 1931 году, когда храм на Вознесенке был разрушен коммунистами.

В течение 17-18 веков с нее было сделано несколько списков, самые известные из них:

  • Влахернский образ, хранящийся в Третьяковской галерее;
  • образ, хранящийся в храме в Кузьминках.

Внимание! Оригинальный образ хранится сегодня в Государственном музее Кремля, как часть собрания реликвий.

Богородица на Влахернской иконе относится к типу Одигитрия, т.е. указывающая путь. Главная особенность доски в том, что она сделана в технике воскомастики — иконописец смешивал воск с мощами мучеников и наносил смесь на плоское дерево, на котором был вырезан рельеф будущего образа. Сверху мастики нанесена краска.

Древний список Влахернской иконы Божией Важно! Ввиду особенности создания образа, с него сделано всего лишь несколько списков — менее пяти штук.

Размеры доски 6 × 37,5 × 4 см, а из-за особой техники написания создается впечатление объемного изображения, как бы выступающего за пределы доски. Богородица изображена по пояс, с Христом на руках. Фигура Матери массивна, нимбы фигур также сильно увеличены так, что перекрывают полосу полей. Облачены персонажи в платья пурпурного цвета, что указывает на высокое их царское положение.

История иконы

Византийский период

Влахернская икона входит в число тех старинных икон, создание которых предание приписывает евангелисту Луке. Икона изначально хранилась на родине евангелиста в Антиохии, а затем была перенесена в Иерусалим. Императрица Евдокия привезла её в 439 году из Иерусалима в Константинополь вместе с другими христианскими реликвиями. Переданная в дар Пульхерии, сестре императора Феодосия II, икона была помещена в церкви Богородицы во Влахернах. От имени храма икона получила своё настоящее название.

Влахернская икона считалась покровительницей города Константинополя и византийских императоров. В 626 году во время осады города персами, аварами и славянами патриарх Сергий обошёл с ней стены Константинополя, и, по сообщению Пасхальной хроники, враги отступили, заявив, что видели на стене Богородицу. С этого момента возникла традиция ежегодно в Великий пост переносить эту икону из Влахерн в императорский дворец, где она находилась до понедельника Светлой седмицы.

В период иконоборчества икону прятали в монастыре Пантократора. Там же её укрывали в период захвата Константинополя крестоносцами. Икона была известна русским паломникам, о торжественных процессиях с ней пишет Стефан Новгородец, посетивший Константинополь в XIV веке:

Одному человеку поставят икону на плечи стоймя, а он руки распрострёт, словно его распяли, и глаза у него закатятся, так что смотреть страшно, и по площади бросает его туда и сюда, и вертит его в разные стороны, а он даже не понимает, куда его икона носит. Потом другой подхватит её, и с тем бывает так же, а затем и третий, и четвёртый подхватывают, и они поют с дьяконами пение великое, а народ с плачем взывает: «Господи, помилуй!». Два дьякона держат рипиды, а остальные киот перед иконой. Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный.

— «Хождение Стефана Новгородца»

О судьбе данной иконы вплоть до турецкого завоевания в 1453 году достоверной информации нет. Павел Алеппский пишет о той иконе, которая была прислана в Москву, следующее:

Когда мы там были , явилась в подворье Воскресения одна вдова и подарила настоятелю икону Владычицы, известную под именем Влахернской. Это та самая икона, которую некогда патриарх обносил кругом стен города, при чём она обратила в позорное бегство напавших на него врагов. Женщина рассказала, что нашла её в стене своего дома с горящей перед нею лампадой… Наш владыка патриарх употреблял все старания, предлагая много червонцев, чтобы получить её от упомянутого настоятеля, но напрасно. Впоследствии игумен послал её с одним купцом царю московскому, который принял её наилучшим образом… Царь взамен её послал тому игумену 800 динаров, кроме того, что дал человеку, который её доставил.

Эта история совпадает с преданием периода иконоборчества, когда Влахернскую икону вместе с горящей лампадой замуровали в стене монастыря Пантократора, где она находилась около ста лет.

Перенесение в Москву

Успенский собор Московского Кремля

В 1653 году икона, которую считали Влахернской, была прислана в дар русскому царю Алексею Михайловичу от протосингела иерусалимского престола Гавриила с торговым греком Дмитрием Евстафьевым (Остафьевым), по другим сведениям — Дмитрием Костинари. В записях XVII века о царских выходах под 7162 годом (константинопольской эры) записано:

Октября в 16 день встречал Государь образ пречистыя Богородицы Одигитрия, что принесен из Грек, из Лахернской церкви.

На следующий день в честь иконы, помещённой в Успенский собор Московского кремля, была совершена торжественная служба. Икона, бывшая покровительницей византийских императоров, сразу стала одной из важнейших святынь русского государства. Она была включена в церемониальный царский обиход и литургическую практику Успенского собора, её поместили на жертвеннике собора. Для неё был изготовлен оклад из чеканного золота, украшенный большим количеством драгоценных камней и жемчуга и золотыми пластинками с текстом, излагавшим легенду об иконе. О драгоценном окладе пишет Павел Алеппский: «Кроме лика и рук Владычицы и Господа ничего из неё не видно, всё остальное покрыто золотом».

Алексею Михайловичу была направлена свидетельствованная грамота об иконе, написанная константинопольским Патриархом Паисием, её оригинальный греческий текст был обнаружен в Российском государственном архиве древних актов. В ней данная икона впервые названа Влахернской, а название на сам образ было надписано только при его реставрации в 1813 году (см. Реставрации иконы).

При патриархе Никоне возникает обычай ежегодно в пятую субботу Великого поста ставить икону между амвоном и царскими вратами и читать перед ней акафист в память спасения Константинополя в 626 году. Такая традиция сохраняется до второй половины XVIII века. В «Книге записи ежедневных служб, совершавшихся в Успенском соборе и об особых службах и крестных ходах 1666—1743 гг.» Влахернская икона уступает по числу упоминаний об её участии в богослужении только Петровской иконе (предание приписывает её авторство митрополиту Петру):

Шествие на осляти времён Алексея Михайловича
(В. Г. Шварц, 1865 год)

  • икона участвовала в крестном ходе на Покров к Покровскому собору на рву;
  • на Богоявление во главе шествия на иордань несли Влахернскую икону, а во время водосвятия возлагали на аналое вместе с иконой Московских святителей;
  • на праздник Собора трёх святителей икону помещали рядом с мощами Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова;
  • икону выносили на водоосвящении 1 августа в день Происхождения честных древ Животворящего Креста;
  • в день празднования новолетия (1 сентября) икона за богослужением ставилась на аналое вместе с Владимирской иконой;
  • икона участвовала в «шествии на осляти» — крестном ходе в праздник Входа Господня в Иерусалим, устраивавшемся в Москве в XVI—XVII веках.

Влахернская икона стала почитаться как заступница против вражеских нашествий: сразу после её перенесения в Москву Алексей Михайлович взял её с собой на войну, а по возвращении, по свидетельству Павла Алепского, «вёз перед собою». Во время смоленского похода её ставили напротив царя в санях.

К началу XIX века популярность иконы ослабевает, в 1812 году, когда наполеоновские войска вошли в Москву, то Влахернская икона не была вывезена из Успенского собора и после изгнания войск была обнаружена повреждённой. Образ врезали в новую кипарисную доску и украсили серебряной ризой. В XIX — начале XX веков икона находилась в Петропавловском приделе Успенского собора, где её поместили над ракой святителя Феогноста, однако продолжали выносить на крестных ходах. В 1918 году, после Октябрьской революции, её переместили в Крестовоздвиженскую церковь на Воздвиженке. В 1931 году Влахернская икона вошла в собрание музеев Московского кремля.

Реставрации иконы

  • В 1674 году икона была отреставрирована по указанию Алексея Михайловича иконописцами Оружейной палаты Симоном Ушаковым и Никитой Павловцем. Было сделано укрепление ветхой доски подведением новой, кипарисной.
  • В 1813 году при реставрации на ней были сделаны новые греческие надписи: «Госпожа обители Влахернской» и «Многоценное сокровище», а также надпись на русском языке: «0AWГІ (1813) года августа А (1) дня обновлен сей образ».
  • В 1983 году реставрацию Влахернской иконы произвёл в Реставрационном центре имени академика И. Э. Грабаря реставратор Д. А. Дунаев. При данной реставрации на иконе было раскрыто оригинальное греческое надписание — Η ΘΕΟΣΚΕΠΑΤΟΣ («Богохранимая» или «Богом Хранимая»). Это редкий эпитет Богородицы, известный лишь по двум примерам (печать Трапезундского монастыря с изображением Оранты (XIII век) и название чтимой кипрской иконы из церкви Феоскепасту (XIV век)).

Характеристика образа

Размеры иконы 46 × 37,5 × 4 см. Хранится в Успенском соборе Московского Кремля. Влахернская икона относится к иконописному типу Одигитрия и выполнена в технике воскомастики, то есть является рельефным изображением. Павел Алеппский, посетивший Москву в 1655 году, писал о ней: «не нарисована красками, но как будто телесная или изображённая мастикой, ибо части её тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх… Она как будто воплощённая». Сама воскомастика сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава», то есть икона представляет собой своеобразный мощевик. Источники XIX века сообщают, что среди мощей, использованных для написания иконы, был пепел мучеников Никомидийских (Виктора, Викторина, Клавдиана, Вассы — погибли в IV веке), Синайских и Раифских.

Иконография Влахернской иконы наиболее подробно исследована Никодимом Кондаковым в сочинении «Иконография Богоматери». Он относит Влахернскую икону к числу трёх икон Одигитрии, которые наиболее точно передают данный иконописный тип (две другие — Цилканская икона Божией Матери IX—XIII веков и стеатитовый образ из Ватопедского монастыря XII—XIV веков). Влахернетисса относится к классическому типу Одигитрии, сложившемуся в константинопольском искусстве в XIII—XIV века. Особенностями иконографии являются: массивность фигуры Богородицы и её почти погрудный обрез, заходящие на поля крупные нимбы, высоко поднятые ноги Богомладенца, которые касаются полей иконы.

Датировка иконы

Левон Нерсесян сообщает, что в средневековых источниках Влахернская икона выступает как «некая мраморная плита с изображением Богоматери в рост, которая находилась в часовне при святом источнике, и вода святая изливалась из дырочек на пол, к праху Богоматери». Само наименование привезённой в Москву иконы «Влахернская» появляется только в середине XVII века в грамоте патриарха Паисия. Этот эпитет в Византии обычно применяли к иконописным изображениям Оранты, мозаика которой, по мнению Н. П. Кондакова, украшала апсиду Влахернского храма. По причинам этих противоречий вопрос о времени создания иконы, присланной Алексею Михайловичу, является спорным.

Иконографические и эпиграфические аналоги иконы датируются XIII—XIV веками. Серьёзная реставрация Влахернской иконы в 1674 году свидетельствует о древнем происхождении образа. С другой стороны, по мнению исследователей:

В легенде об иконе конкретный рассказ о ней начинается лишь после событий 1453 года. Можно предположить, что именно тогда, во второй половине XV века, возникла потребность воссоздать какую-то святыню, связанную с Влахернским храмом. Не исключено также, что на старой основе был реконструирован сильно повреждённый в перипетиях турецкого завоевания древний памятник.

Списки

Строгановский список иконы

Известно три списка иконы, сделанных в различное время:

  1. принадлежавший роду Строгановых, а с середины XVIII века — роду Голицыных. Икона хранилась в имении селе Влахернском (Кузьминках) под Москвой, где была построена церковь, освящённая в честь Влахернской иконы. В настоящее время этот список хранится в Третьяковской галерее. Первое упоминание об иконе относится к 1716 году, но по датировке Г. В. Сидоренко образ относится к VII веку. Древнее происхождение иконы связано с семейным преданием Строгановых и Голицыных о том, что царю Алексею Михайловичу из Константинополя привезли не одну, а две иконы. О возможности изготовления списка иконы в технике, аналогичной первообразу, свидетельствует письменное указание о составе мастики и отливке — «О составлении иконы указ, како образ устроен Влахернской Пресвятой Богородицы» из сборника XVII века;
  2. из храма Сергия Радонежского в московском Высоко-Петровском монастыре (создан в 1701 году), в настоящее время хранится в церкви Рождества Богородицы в Старом Симонове);
  3. из Спасо-Влахернского монастыря под г. Дмитровом (одна из святынь рода Головиных, создана в 1705 году, в настоящее время находится в музее Андрея Рублёва).

Второй и третий списки являются точными копиям кремлёвской иконы, имели аналогичные драгоценные оклады с надписью о спасении заступничеством иконы Царьграда от врагов. В подражание оригиналу эти два списка изготовлены как иконы-мощевики — венцы «исполнены множеством частиц святых мощей разных угодников Божиих». В описаниях эти иконы называются воскомастичными, но на самом деле это рельефные деревянные изображения, покрытые левкасом и расписанные темперой, то есть они отличаются от византийского первообраза.

Примечания

  1. 1 2 3 Дмитриева Н. Чудотворная икона Божией Матери Влахернская. Православие.Ru. Дата обращения 21 июля 2009. Архивировано 30 января 2012 года.
  2. Хождение Стефана Новгородца. Дата обращения 21 июля 2009. Архивировано 30 января 2012 года.
  3. 1 2 Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидьяконом Павлом Алеппским / Перевод с арабского Г. Муркоса (по рукописи Московского главного архива Министерства иностранных дел). — М., 1898. — Т. 7, вып. 3. — С. 11.
  4. 1 2 3 Соколова И. М. Икона «Богоматерь Влахернская» из Успенского собора Московского Кремля // Древнерусское искусство. — СПб, 1997. — С. 413—426.
  5. Выходы государей царей и великих князей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 год) / Сост. П. Строев. — М., 1844. — С. 299.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 Соколова И. М. Влахернская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. — Т. IX. — С. 119—121. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3.
  7. Чиновники Московского Успенского собора и выходы патриарха Никона. С предисловием и указателем проф. А. П. Голубцова. — М., 1908. — С. 247.
  8. Саенкова Е. М. Константинопольская святыня «Богоматерь Влахернская» в богослужении Успенского собора Московского Кремля последней трети XVII в. // Византия и Запад (950-летие схизмы христианской церкви, 800-летие захвата Константинополя крестоносцами). — М.: Институт всеобщей истории РАН, 2004. — С. 153—154. — ISBN 5-94067-114-4.
  9. Снегирёв И. М. Успенский собор в Москве. — М.: Тип. А. Семёна, 1856. — С. 27.
  10. Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. — СПб., 1915. — Т. 2. — С. 187—189.
  11. Константин VII Багрянородный. «О церемониях». 2. 12
  12. Богоматерь Великая Панагия // Эхо Москвы, интервью с Левоном Нерсесяном. Дата обращения 21 июля 2009. Архивировано 30 января 2012 года.
  13. Порецкий Н. А. Село Влахернское, имение князя С. М. Голицына. — М., 1913. — С. 43.
  14. История и святыни храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове. Дата обращения 22 июля 2009. Архивировано 30 января 2012 года.
  15. Спасо-Влахернский общежительный монастырь. — М., 1894. — С. 27.
  16. О Бедийском Храме/ Сост. О. Ермолаева. — Сухум: Типография Я. А. Шейнберга, 1913 (на внутренней обложке — 1912). — С. 4. (Издание Сухумской Церковно-Археологической комиссии)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *