Икона божией матери геронтисса

Содержание

ЧУДОТВОРНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ИКОНОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ГЕРОНТИССА

Слово Геронтисса в переводе с греческого означает “старица, настоятельница”. Название это присвоено чудотворной иконе Божьей Матери, которая в настоящее время находится в монастыре Пантократор (Вседержитель) на Святой Горе Афон. Предание гласит, что с помощью этого образа Божья Матерь Сама указала место постройки будущего монастыря. Когда начались строительные работы, икона вместе с инструментами пропали, а вскоре были обнаружены на месте построения будущего храма. Так повторялось несколько раз, и в итоге, расценив это явления как знак свыше, было решено перенести место строительство, туда, где раз за разом обнаруживалась икона Геронтисса. После молитв ей происходило множество чудес. Одно из них совершилось относительно недавно, в 1950 году. Тогда в монастыре Пантократор возник сильный пожар, грозивший гибелью святой обители. Иноки успели вынести из огня чудотворную икону и молились ей, чтобы она спасла их дом. После того, как они обошли с иконой вокруг обители, пожар чудесным образом погас.

Святая молитва Божьей Матери Геронтиссе о помощи нуждающемуся

Связано с православной иконой Божьей Матери Геронтисса и множество других чудесных случаев. Среди самых известных рассказывают о том, как в XVII веке Пресвятая Богородица спасла монастырь Пантократор от гибели. Тогда в монастыре начался сильнейший голод, и старец-игумен много молился Геронтиссе, прося у нее помощи и спасения. Вскорости братия монастыря заметили, что из кладовки течет какая-то жидкость. Они заглянули в него и увидели, что из кувшина, стоявшего там, через край льется масло. Удивленные монахи прославили Богородицу, поняв, что таким образом Она спасает их от голода. Другой случай повествует, как умирающий игумен монастыря Пантократор долго просил одного из иеромонахов причастить его. Тот же по нерадению постоянно откладывал это на потом. Тогда умирающий помолился Геронтиссе, после чего иеромонах услышал голос, исходящий от иконы, который приказывал ему выполнить просьбу игумена. Так Богородица проявила заботу о душе умирающего.

О чем молятся перед иконой Богородицы Геронтисса

Множество разнообразных чудес, совершающихся и по сей день после молитвы Геронтиссе, подтверждают то, что молиться Богородице можно о всякой скорби и печали. Перед ней исцелялись больные, в том числе и от рака. Православная молитва помогала при тяжелых родах, излечивала от бесплодия, способствовала решению различных бытовых и социальных проблем. Сейчас это одна из самых почитаемых в Греции икон. Купить икону Божьей Матери Геронтисса можно в православном интернет-магазине или в иконной лавке, а при желании – даже вышить бисером.

Слушать на видео молитву Пресвятой Богородице перед ее иконой Геронтисса (Старица)

Православный текст самостоятельной молитвы перед иконой Божьей Матери Геронтисса

О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех ангел и архангел, и всея твари честнейши: помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительнице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление. О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй Святейшия Патриархи православныя, Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити: и умоли, Госпоже, из Тебе без Семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению: и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего: яко держава Его благословенна и препрославлена, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Текст тропаря перед иконой Божьей Матери Геронтисса

Тропарь, глас 4-й

Яко пресветлая звезда, просия Божественными чудесы святый образ Твой, Избавительнице, лучами благодати и милосердия Твоего озарив в нощи скорбей сущих. Подаждь убо и нам, Всеблагая Дево, избавление от бед, исцеление недугов душевных и телесных, спасение и велию милость.

Ко иконе Твоей, Пресвятая Госпоже, бедствовавши с верою притекшее, заступлением Твоим избавишася от злах, но яко Матерь Христа Бога и нас свободи от лютых обстояний, временных и вечных, да зовем Ти: радуйся Избавительнице наша от всех бед

Икона божией матери именуемая «Геронтисса». Покровительство старикам

Гора Афон знакома многим верующим людям. Одна из причин такой известности – чудотворная Геронтисса — икона Божией Матери, что хранится в местном монастыре Пантократор. Иначе этот образ Богородицы называют «Настоятельницей» или «Старицей».

О точном происхождении образа никому не известно, но предполагается, что он являлся даром монастырю от императора Византии Алексея I Комнина. По мнению ряда учёных икона является списком почитаемого мозаичного изображения Богоматери «Скоропослушница», что также находится в Пантократоре.

Несомненно, что каждый верующий с искренней молитвой в сердце может ожидать помощи от иконы Божьей Матери «Геронтисса». Списки с оригинала этого изображения находятся во многих греческих храмах, а сам он до сих пор остаётся в пределах Пантократора, где ему отведена колонна, поддерживающая северо-восточный угол здания. Там его могут видеть все приходящие в храм паломники.

В России один из списков со Старицы был помещён в Почаевскую Успенскую лавру. Его заказал Модест (Стрельбицкий), архиепископ Волынский и Житомирский (1889 – 1902). После того, как икона оказалась в Житомире, была произведена торжественная передача её в Почаев. Когда 30 мая 1891-го года завершилась литургия, посвящённая празднованию Вознесения Господня, образ поместили в алтарь, справа от престола. С того момента, монахи Успенского собора всегда обращались за благословением к иконе Божьей Матери «Геронтисса» прежде, чем начать службу.

Другой известный список с Настоятельницы был направлен Ново-Тихвинскому женскому монастырю (Екатеринбург). Писали икону в Пантократоре, а украшающая её риза имеет греческое происхождение.

Оригинал иконы обрамлён ризой из серебра. Существует предание, что Геронтиссу украсили по указанию самой Богоматери, а чтобы сделать это мастера воспользовались пожертвованиями одной богатой и знатной женщины из Константинополя.

На изображении Богородица стоит в полный рост, и младенца Иисуса с ней нет. Её ладони протянуты в молитвенном жесте. Весь облик Благодатной излучает спокойную радость, утешая молящихся и даря им надежду.

Рядом со стопами Геронтиссы стоит переполненный елеем кувшин, и это не случайно. Появление сосуда объясняет одна из связанных с иконой историй.

В 17-м веке в Афонском монастыре случился голод. Страдания братии были так сильны, что некоторые из иноков отчаялись и покинули Пантократор. Но игумен не терял веры и лишь молился усерднее, чем раньше. Он просил тех, кто остался, чтобы они следовали его примеру и просили участия у Пресвятой Богородицы.

Одним утром Богоматерь вняла молитвам игумена. Это стало ясно потому, что ранее пустой кувшин был наполнен елеем. Более того, масло даже лилось через края сосуда. С тех пор икона Геронтиссы всегда дополняется изображением кувшина, переполненного елеем. Это служит напоминанием о том, как Богородица радеет за всех, кто просит её помощи.

Древние монастырские предания гласят, что свою чудотворную силу Настоятельница проявила, когда Пантократор ещё только начинал строиться. Первоначально выбранное для монастыря место располагалось на 0,5 километра в сторону от нынешнего месторасположения. В одну из ночей Геронтисса вместе со всеми инструментами исчезла, а после была обнаружена там, где сейчас находится монастырь. Подобное повторилось ещё несколько раз, прежде чем строители уверились в том, что на это место указывает сама Богородица.

Когда на Балканах владычествовали турки, сарацины напали на монастырь. Один из мусульман хотел превратить икону Божьей Матери «Геронтисса» в щепу, которую собирался использовать для раскуривания своей трубки. За это его поразила слепота. Его сотоварищи скинули образ в колодец, который находился рядом с обителью. Старица находилась там на протяжении 80-ти лет, прежде, чем вернулась на своё законное место.

О том, где находится икона, монахам рассказали родственники лишившегося зрения мусульманина, который прежде, чем умереть, покаялся в содеянном и завещал близким рассказать обо всём служителям монастыря. Просьба умершего была исполнена и святыню смогли найти, а её возвращение в Пантократор сопровождалось торжественным крестным ходом.

Нужно сказать, что образ был наречён «Геронтисса» по причине ещё одного чудесного события. Одно время за монастырём смотрел игумен, отличавшийся благочестием и находившийся в весьма преклонном возрасте. Он чувствовал, что вскоре придёт его время умирать. Потому игумен обратился с просьбой к иеромонаху, совершавшему литургию, чтобы тот скорее окончил службу и дал ему возможность в последний раз причаститься перед смертью. Однако священник не прислушался к просьбе и вёл литургию, как и всегда.

В это время раздался грозный глас, источником которого был лик Пресвятой Богородицы. Он велел исполнить прошение, находящегося при смерти игумена. Испугавшись, иеромонах поступил по велению Богоматери: завершил богослужение и причастил игумена, после чего тот смог почить с миром. С того времени икона Пресвятой Богородицы стала называться «Геронтисса», поскольку она является покровительницей старцев («герондас» — в переводе с греческого «старец»).

Геронтисса – икона Божией Матери, покровительствующая пожилым людям. К ней пристало обращаться детям, волнующимся о здоровье отца и матери, тем, кто желает исцелиться от серьёзных болезней (от рака или язвы). Искренняя, обращённая к Старице, молитва позволит излечить и тело, и душу.

Икона Геронтиссы особенно хороша для тех, кому требуется помощь в преодолении духовного кризиса и утешение, дающее силы отыскать праведный путь. Благодатная может поспособствовать хорошей учёбе, содействуя просвещению и обретению уверенности в себе.

Иногда Она даже помогает с решением проблем материального плана и может защитить от внезапной смерти. Некоторые женщины молятся ей о том, чтобы избавиться от бесплодия или берут образ «Старицы» в роддом, чтобы облегчить свои роды.

Память святыне в Православной церкви празднуется 17/4 апреля (по новому/по старому стилю). В этот же день почитаю другую икону Божией Матери — «Избавительница». Она также известна в России. К ней обращаются, чтобы исцелиться от беснования, болезней души и тела, а также просят помощи при трудных жизненных обстоятельствах и молят об избавлении от бедствий.

Ведьмочка.net

Празднование иконы Геронтисса “Cтарица” происходит 17 апреля (4 апреля по старому стилю).

О чем молятся иконе Божией Матери Геронтисса “Cтарица”: молятся о преодолении материальных трудностей; от внезапной смерти; об исцелении от бесплодия; о предотвращении пожаров.

Икона Божией Матери Геронтисса “Cтарица”

Молитва иконе Богородицы Геронтисса “Cтарица”

О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешного раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапный смерти. Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в ночных часех спяща снабди, покрый и заступй. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых и от всякого злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое.

О Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Приимй недостойную молитву мою, и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Ты мне Хранительница жизни всея явися, Пречистая: Ты мене избави от бесов в час смерти: Ты и по смерти мене упокой.

Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не презри в скорбех, но и от бед избави нас, едина Чистая и Благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас. Аминь.

Монастырь Пантократор был построен в середине четырнадцатого века императором Византии Стратопедархом Алексеем. В строительстве принял участие и брат императора, Иоанн Примикий. Пантократор находится на откосе Святой Афонской Горы с северо-востока, на скале омываемой морем. Главная особенность этого монастыря, это одна икона «Геронтисса». Это икона Божией Матери, которую называют чудотворной, с греческого название переводится как «Настоятельница» и в другом варианте «Старица».

В чем значение и символизм иконы «Геронтисса»

Как сказано ранее, женщине молитва перед иконой Божией Матери «Геронтисса» помогает в том, чтобы обрести ребенка или получить какую-то помощь со здоровьем. Также зафиксированы и чудодейственные факты воздействия образа на больных и немощных.

Почему икона Пресвятой Богородицы «Геронтисса» и молитва перед ней являются такими благостными? Во-первых, Господь дарует милость через этот образ, благодаря заступничеству Богоматери, а, во-вторых, нужно обратить внимание на само содержание образа. Изображение является каноническим, но тут много интересных деталей.

Старица изображается тут во весь рост и без Богомладенца и обращенной с молитвой к Господу. Собственно название Старица указывает на преклонный возраст, но, помимо этого, название является статусным, ведь на Руси всегда была разница между стариками и старцами. Старик – тот, кто просто состарился, а старец – тот, кто достиг зрелости.

После того как Христос вознесся Богородица продолжала молить Господа о людях. Изображение «Геронтисса» Старица на иконе Божией Матери представляет перед зрителями молящуюся за всех людей Пречистую Деву. Поэтому к образу обращаются люди с самыми разными молитвами, она всем помогает.

Перед фигурой женщины стоит сосуд, который переполняется от божественной благодати. Сосуд изливается и символизирует тем самым милость Божию, которой всегда оказывается больше, чем хочет получить просящий. Таким образом, если молитва является чистой и искренней, то верующий становится подобным этому сосуду, который переполняется благодатью.

икона

См. также в других словарях:

  • ИКОНА — ИКОНА (от греч. εικών образ, изображение) один из главных феноменов православной культуры в целом и русской в частности; важная категория православного религиозно эстетического сознания. В качестве культового изобразительного образа икона… … Философская энциклопедия

  • Икона — Архангел Михаил . Работа ученика Феофана Грека. ИКОНА (от греческого eikon изображение, образ), в православии и католицизме изображение Иисуса, Богоматери, святых, сцен из Священного Писания; произведений иконописи. Культ иконы зародился во 2 в … Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • икона — Образ, лик, боги, Божье милосердие. Ср. изображение … Словарь синонимов

  • ИКОНА — (н. греч. eikona, образ). Священное изображение предметов и лиц нашего религиозного поклонения. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИКОНА новогреч. eikona, древнегреч. eikon. Живописное изображение И.… … Словарь иностранных слов русского языка

  • ИКОНА — жен. образ, изображенье лика Спасителя, Небесных Сил или угодников. Подымать икону, брать и переносить куда. Молись иконе, да будь в покое/ Наперед икону целуй, там отца и мать, а там хлеб соль. Иконы не купят, а меняют (вместо: не покупают).… … Толковый словарь Даля

  • Икона — Икона ♦ Icоne Значимый образ или образный знак. В этом смысле слово «икона» по значению близко к слову «символ», но содержит более выраженный элемент изобразительности. Символ чаще выступает в роли знака абстрактной идеи; икона – предметов… … Философский словарь Спонвиля

  • ИКОНА — (от греч. eikon изображение образ), в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение; произведение иконописи. Иконами называют также священные живописные изображения в ламаизме … Большой Энциклопедический словарь

  • ИКОНА — ИКОНА, иконы, жен. (греч. eikon, букв. образ, подобие). Живописное изображение бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан; образ. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • ИКОНА — ИКОНА, ы, жен. У православных и католиков: предмет поклонения живописное изображение Бога, святого или святых, образ 2. | прил. иконный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • Икона — (от греч. eikon изображение, образ), в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, сцен из Священного писания, которому церковь приписывает священный характер; в узком… … Художественная энциклопедия

  • Икона — (греч. eikon – изображение, образ) в православии и католицизме изображение Иисуса Христа, Богоматери и святых, которому приписывается священное значение. Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии

Православная иконография Богородицы

Икона «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 образов Богородицы». Кон. XVIII — нач. XIX в. (Богоявленский собор в Елохове, Москва)
См. также: Католическая иконография Богородицы

Правосла́вная иконогра́фия Богома́тери — совокупность типов изображения Богородицы в иконописи и система их изучения.

Внешний вид Богородицы кроме древнейших изображений известен по описаниям церковных историков, например, Никифора Каллиста, монаха Епифания и других авторов. Богородица традиционно изображается в определённых одеждах: пурпурном мафории (покрывале замужней женщины, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье) синего цвета. Мафорий украшают три звезды — на голове и плечах. Надпись на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΗΡ ΘΥ или ΜΡ ΘΥ (Матерь Божья).

Иконы Богородицы призваны раскрывать всю Богородичную догматику христианства. Первые иконы Божией Матери предание приписывает евангелисту Луке. Древнейшие дошедшие до нас изображения Богородицы обнаружены в римских катакомбах и относятся исследователями ко II и III векам. Мария представлена чаще всего сидящей с Младенцем Христом на руках (обычно в сценах поклонения волхвов), либо в позе Оранты.

Образ Богородицы, сидящей на троне, с Младенцем на руках часто встречается в Византии, в русской иконографии он известен по древней Свенской (Печерской) иконе, приписываемой первому русскому иконописцу Алипию, и новой Державной, появившейся в 1917 году. Именно к иконографии Богородицы на троне некоторые исследователи возводят один из самых распространённых типов изображения — Одигитрию.

Иконы Богоматери ещё одного распространённого иконографического типа — Елеусы (Умиления), — вероятно, не встречаются ранее X века, но становятся особенно популярными в поздневизантийской и древнерусской иконописи. Схема Богоматери Оранты нашла развитие в системе росписи храма, а в иконописи известна в самостоятельных иконах под названием Знамение либо в сложных многофигурных композициях.

Наряду с Одигитрией выделяют похожий тип икон Богородицы Панахранта, что значит «Всемилостивая». Этому типу характерно изображение Богоматери на престоле с Богомладенцем на коленях. Трон символизирует царственное величие Божией Матери.

Ещё один тип изображения Богородицы самостоятельно используется ещё реже: это так называемая «Деисусная» икона, представляющая Богородицу без Младенца в молитвенной позе и входящую в состав деисусных композиций. Одиночные иконы Богородицы данного типа (как и сам тип у некоторых исследователей) именуется Агиосоритисса. Кроме этого известно множество композиций, основанных на богослужебных текстах и песнопениях, иногда объединяемые под общим именованием «акафистные иконы». Помимо икон Богородицы к Её иконографии относят иконы Богородичных праздников.

  • Иконографический тип Оранта. Икона Великая Панагия. Ярославль, около 1218 года

  • Иконографический тип Елеуса (Умиление). Владимирская икона Божией Матери. Византия, XII век

  • Иконографический тип Одигитрия. Смоленская икона Божией Матери. Дионисий, 1482 год

  • Иконографический тип Панахранта. Икона Божией Матери Всецарица. монастырь Ватопед, Афон, XVII век

  • Иконографический тип Агиосоритисса. Халкопратийская икона Божией Матери. Византия, конец XIV века

В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований Её икон. Для большинства икон установлены отдельные дни празднования, им написаны молитвы, тропари, кондаки, иногда акафисты.

Почитаемые иконы Богородицы

Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»
Икона Богородицы «Неопалимая Купина»
Икона Богородицы «Умягчение злых сердец»
«Похвала Богоматери с Акафистом»
(икона, XIV век)

  1. Абалакская (Абалацкая, «Знамение» Абалацкая)
  2. Августовская
  3. Агиосоритисса
  4. Азовская
  5. Акафистная Зографская
  6. Акафистная Хиландарская
  7. Албазинская (Слово плоть бысть), Албазинская («Знамение»)
  8. Александрийская
  9. Алтарница (Ктиторская, Виматарисса)
  10. Андрониковская
  11. Арапетская (Аравийская)
  12. Арматийская
  13. Ахтырская
  14. Ацкурская
  15. Балыкинская
  16. Барловская (Блаженное чрево)
  17. Барская
  18. Бугабашская
  19. Бахчисарайская
  20. Белыничская
  21. Беседная
  22. Благовещение (Киевское)
  23. Благовещение (Московское)
  24. Благовещение (Устюжское)
  25. Благодатное Небо
  26. Боголюбская
  27. Богородско-Уфимская
  28. Борколабовская
  29. В скорбех и печалех Утешение
  30. Валаамская
  31. Валанасская
  32. Ватопедская
  33. Вертоград заключенный
  34. Взыграние Младенца
  35. Взыскание погибших
  36. Византийская
  37. Виленская
  38. Вифлеемская
  39. Владимирская
  40. Влахернская (Влахернетисса)
  41. Волоколамская
  42. Вразумившая экклисиарха
  43. Всех Скорбящих Радость
  44. Всех скорбящих Радость с грошиками
  45. Всецарица
  46. Вутиванская
  47. Галичская
  48. Гербовецкая
  49. Геронтисса
  50. Гора Нерукосечная
  51. Гребневская
  52. Греческая Андроникова
  53. Грузинская
  54. Дамаскинская
  55. Девпетерувская
  56. Дегтярёвская
  57. Далматская
  58. Державная
  59. Долинская
  60. Донская
  61. Достойно есть
  62. Дубенская Красногорская
  63. Елецкая
  64. Елеуса
  65. Живоносный Источник
  66. Жировицкая
  67. Заступница
  68. Знамение
  69. Иверская
  70. Игоревская
  71. Иерусалимская
  72. Избавление от бед страждущих
  73. Казанская
  74. Калужская
  75. Касперовская
  76. Козельщанская
  77. Колочская
  78. Коневская
  79. Корсунская
  80. Купятицкая
  81. Курско-Коренная
  82. Лиддская
  83. Максимовская
  84. Милостивая
  85. Млекопитательница
  86. Молдаванская
  87. Молдавская
  88. Моневмасийская
  89. Молченская
  90. Монреальская Иверская
  91. Муромская
  92. Неопалимая Купина
  93. Нерушимая Стена
  94. Неувядаемый Цвет (Благоуханный Цвет)
  95. Неупиваемая Чаша
  96. Неустанная Помощь
  97. Нечаянная Радость
  98. Никопея
  99. О Тебе радуется
  100. Огневидная
  101. Одигитрия
  102. Озерянская
  103. Оранта
  104. Остробрамская
  105. Параклесис
  106. Песчанская
  107. Петровская
  108. Печерская-Свенская
  109. Пименовская
  110. Писидийская (Писийская)
  111. Подкубенская
  112. Поможение родам
  113. Порт-Артурская
  114. Почаевская
  115. Прибавление ума
  116. Призри на смирение
  117. Психосострия (Психосостра)
  118. Равенсбрюкская
  119. Сайданайская
  120. Свенская
  121. Святогорская
  122. Свято-Крестовская
  123. Святорачица
  124. Седмиезерная
  125. Семистрельная
  126. Скоропослушница
  127. Смоленская
  128. Спорительница хлебов
  129. Споручница грешных
  130. Старорусская
  131. Страстная
  132. Табынская
  133. Тервеническая
  134. Тихвинская
  135. Толгская
  136. Торопецкая
  137. Троеручица
  138. Тучная Гора
  139. Умиление
  140. «Умиление» Псково-Печерская
  141. Умягчение злых сердец
  142. Уральская
  143. «Успение» Киево-Печерская
  144. «Успение» Псково-Печерская
  145. «Утоли Моя Печали»
  146. Феодоровская
  147. Филермская
  148. Халкопратийская
  149. Холмская
  150. Целительница
  151. Ченстоховская
  152. Чирская (Псковская)
  153. Экономисса
  154. Ярославская
  155. Ярославская (Печерская)
  156. Яхромская
  157. Якобштадтская

> См. также

  • Иконография Спасителя
  • Иконография Святой Троицы
  • Иконография жития Богородицы

Значение

На руках Божьей Матери, изображенной на иконе, нет Иисуса, как на многих других иконах. Богоматерь держит руки протянутыми к молящемуся. Внизу иконы, у ног Богородицы, изображен кувшин, доверху заполненный елеем.

Богоматерь, изображенная на иконе, является патронессой стариков. Дети, приходящие к иконе, молятся о здравии родителей, сами родители просят излечиться от телесных и духовных недугов.

Эту икону окружают ореол таинственности и множество историй о связанных с ней чудесах.

Когда монастырь только начинали строить, произошло первое необъяснимое событие, которое связывают с иконой Богоматери. Все инструменты для строительства и сама икона несколько ночей подряд исчезали с места стройки и переносились на место современного расположения храма. Недолго думая, было решено, что сама Богоматерь избирает для себя обитель. Строители не могли ослушаться ее воли.

Следующее чудо, связанное с иконой «Геронтисса», состояло в следующем: в храм пришел старец-игумен, который знал о своей скорой кончине и очень просил священника дать ему возможность причаститься перед смертью. По непонятным причинам батюшка игнорировал просьбы старца. В тот момент от иконы Божьей Матери «Геронтисса» донесся грозный громкий голос, который приказал священнику выполнить последнюю просьбу мужчины. После этого случая икону начали называть покровительницей стариков, и она получила свое название «Геронтисса», что означает «Старица».

Во время нападения сарацин на храмы творилось много кощунства. Однажды один из нападавших вздумал расколоть святую икону, дабы прикурить свою трубку. Богоматерь не стерпела подобного и лишила сарацина зрения на всю жизнь. После этого икону «Геронтисса» сарацины бросили в колодец, где она провела 80 лет. Вынули ее родственники ослепшего раскаявшегося сарацина.

Следующее чудесное событие произошло в монастыре во время сильного голода, из-за которого многие стали покидать храм. Игумен в то время убеждал всех молиться Богоматери и молился сам. Пресвятая услышала его мольбу и к следующему утру пустой кувшин был доверху наполнен елеем. В память об этом событии на иконе был изображен этот сосуд.

Однажды сильнейший пожар охватил храм, люди уже не верили, что смогут потушить огонь. Но вдруг над храмом появилась грозовая туча, которая пролила сильнейший дождь, потушивший пламя.

Разумеется, это не все чудеса, которые связаны с иконой. Рассказов о ее чудотворности огромное множество. Многие говорят, что она излечивала молящихся от довольно серьезных недугов, помогала старым и молодым в работе и учебе и продолжает творить чудеса по сей день.

Богородица – идеальная икона на подарок бабушке

Если Вы не знаете ничего о выборе образов, то стоит обратить внимание именно на них. Интересным вариантом станет Божья Матерь Геронтисса, которая является покровительницей пожилых людей. Она исцеляет женщин и помогает им. Казанская икона Божьей Матери также окажется приятным сюрпризом для Вашей бабушки. Она стоит на страже семейного благополучия, помогает детям и внукам реализовать себя. Владимирская Божья Матерь поможет женщинам с болезнями глаз и сердца, равно как Троеручица поможет избавиться от недугов рук и ног. Если Ваша бабушка известна как домашняя женщина, оберегающая семейный уют, то стоит ей тогда подарить Иверскую икону Божьей Матери. Есть также много других вариантов, например, «Материнство», Неувядаемый цвет, Остробрамская икона Богоматери и так далее.

Остробрамская икона Божьей Матери

Икона Ксении Петербургской окажется также приятным подарком на любой праздник для Вашей бабушки. Она помогает побороть болезни, смириться со сложившимися обстоятельствами, найти в себе силы верить в Господа даже в самые трудные минуты. Кроме всего прочего, Ксения защитит от дурной молвы и сглаза.

Икона Параскевы Пятницы поможет сохранить семейный очаг в сложных условиях, исцелит от тяжелых недугов, поможет справиться с душевной болью, равно как и с физической.

Икона Святой Матроны – мощный оберег от нежелательных в жизни каждой женщины событий. Можно сказать, что это универсальная икона, которая помогает найти истину, позаботиться о благополучии семьи, найти счастье в семейных отношениях, попросить совета. Хоть немолодые люди и мудры, но им иногда тоже нужна помощь в принятии сложных решений.

Икона Неувядаемый цвет

Именная икона с Ангелом-Хранителем

Вы можете подарить своей бабушке икону, на которой будет изображена ее покровительница. Обращение к такому образу позволяет очистить душу, попросить совета, уберечь семью от дурной молвы и недугов, попросить о чем-то сокровенном для самой себя.

Теперь Вы знаете, что дарить бабушке. Презентуйте ей красивую икону авторского исполнения, чтобы выразить свои любовь, благодарность и признательность!

Иконы Афона: «Геронтисса». Празднование иконы – 15 декабря

Чудотворный образ Пресвятой Богородицы Геронтисса находится в монастыре Пантократор на Святой Горе Афон. Празднование иконы совершается 17 апреля и 15 декабря по новому стилю.

В точности о происхождении иконы мы не знаем. Но предположительно чудотворный образ является даром Пантократору первостроителя этой обители византийского императора Алексея I Комнина. Некоторые учёные полагают, что «Геронтисса» – список с чтимой мозаичной иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница» из константинопольского монастыря Пантократор.

Согласно древнему монастырскому преданию, первое чудо от «Геронтиссы» на Святой Горе Афон произошло во время строительства будущего монастыря, которое проводилось примерно в пятистах метрах от современных построек. Однажды ночью и икона, и все инструменты строителей пропали, а утром были найдены на месте современного расположения монастыря. Так повторялось несколько раз, пока наконец не стало ясно, что Сама Пресвятая Владычица избирает именно то место для устройства Своей обители.

Название иконы, которое переводится с греческого как «Старица» или «Настоятельница», и указывает на духовное главенство над монастырём Пантократор Самой Божией Матери.

История появления этого наименования связана с чудом.

Благочестивый игумен Пантократора заболел и, получив откровение о своём отшествии к Богу, попросил отслужить литургию и причастить его пречистых и животворящих Христовых Таин. Священник медлил и не торопился выполнить просьбу больного, пока не услышал исходящий от иконы Богоматери (которая тогда находилась в алтаре) голос, призывавший его незамедлительно исполнить волю игумена. Испуганный иеромонах поспешил выполнить повеление Богородицы: приступил к богослужению и причастил умирающего, после чего тот мирно отошёл ко Господу. С тех пор икону Пресвятой Богородицы стали называть «Геронтисса» (в связи с тем, что она покровительствует старцам (по-гречески старец – герондас)).

Во времена турецкого владычества на Балканах монастырь подвергся нападению сарацин. Мусульманин, попытавшийся расколоть образ на щепы, чтобы кощунственно раскурить от них трубку, был поражён слепотой. Товарищи несчастного бросили икону в колодец неподалёку от обители. Там Геронтисса пролежала 80 лет, пока не была обретена афонскими монахами. Местонахождение святыни им было указано родственниками ослепшего святотатца, который раскаялся перед смертью и заповедал домочадцам отправиться на Афон и помочь монахам найти чудотворный образ. Исполняя его завещание, родственники прибыли на Святую Гору и указали инокам место, куда была брошена святая икона. Святыня была с честью вынута из колодца и торжественным крестным ходом отнесена в соборный храм обители.

Ещё одно поразительное чудо произошло в XVII веке. Однажды в монастыре случился столь сильный голод, что братия начала постепенно расходиться. Игумен убеждал всех просить о помощи Божию Матерь и сам усердно молился. И Пресвятая Богородица не посрамила его упования! Однажды утром братья заметили, что из кладовой, где находились в то время лишь пустые сосуды, льётся елей. Войдя внутрь, они были поражены: из одного кувшина масло непрерывно лилось через край. Иноки возблагодарили Пресвятую Заступницу за скорую помощь, а в память этого события на иконе был изображён кувшин с переливающимся через край елеем.

На чудотворной иконе «Геронтисса» Пресвятая Богородица представлена в молении, в рост. Её облик не оставляет никого равнодушным, порождая у паломников чувство радости, надежды, утешения и душевного мира.

Первоначально Геронтисса находилась в алтаре собора, но после чуда, связанного с кончиной благочестивого игумена, её поместили в храм у северо-восточного столпа, поддерживающего купол собора. Это было сделано для того, чтобы ей могли поклониться и приходящие в монастырь паломники.

«Геронтисса» обновлена и обложена серебряной ризой. По преданию образ был покрыт ризой по велению Самой Богородицы. Сделано это было на пожертвование богатой константинопольской знатной дамы.

Ещё одно чудо Богородица совершила во время страшного пожара 2 декабря 1948 года. Над монастырём появилась туча, пролившая дождь, потушивший огонь.

Множество чудес и исцелений совершалось и продолжает происходить по молитвам перед чудотворной иконой Богоматери «Геронтисса». Пресвятая Богородица многократно являла Своё особое попечение об умирающих старцах, излечивала от различных болезней, в том числе и от рака.

Списки «Геронтиссы» есть во многих храмах Греции, и было замечено, что она исцеляет от бесплодия, помогает при родах, оказывает явную помощь в учёбе.

В России прославился чудотворный список с Геронтиссы, находившийся в Почаевской Успенской лавре. Он был заказан на Афоне Модестом (Стрельбицким), архиеп. Волынским и Житомирским (1889-1902). По прибытии этой иконы в Житомир она была торжественно перенесена в Почаев. 30 мая 1891 г. после литургии в праздник Вознесения Господня икону поместили в алтаре Успенского собора по правую сторону от престола. Начиная богослужение, монахи лавры имели обыкновение испрашивать перед этой иконой благословение Божией Матери.

Другой список с чудотворной иконы находится в Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге. Написан он на Афоне, в самом монастыре Пантократор, а ризой украшен в Греции.

Празднование 4 (17) апреля и 2 (15) декабря

Тропарь, глас 4:

Яко пресветлая звезда,/ просиял Божественными чудесы/ святый образ Твой, Избавительнице,/ лучами благодати и милосердия Твоего/ озарив в нощи скорбей сущих./ Подаждь убо и нам, Всеблагая Дево,/ избавление от бед,/ исцеление недугов душевных и телесных,/ спасение и велию милость.

Кондак, глас 8:

Ко иконе Твоей, Пресвятая Госпоже,/ бедствовавшии с верою притекше,/ заступлением Твоим избавишася от злых,/ но яко Матерь Христа Бога,/ и нас свободи от лютых обстояний,/ временных и вечных, да зовем Ти:/ радуйся, Избавительнице наша от всех бед.

Путеводитель по Афону

Местонахождение

Несомненно, что каждый верующий с искренней молитвой в сердце может ожидать помощи от иконы Божьей Матери «Геронтисса». Списки с оригинала этого изображения находятся во многих греческих храмах, а сам он до сих пор остаётся в пределах Пантократора, где ему отведена колонна, поддерживающая северо-восточный угол здания. Там его могут видеть все приходящие в храм паломники.

В России один из списков со Старицы был помещён в Почаевскую Успенскую лавру. Его заказал Модест (Стрельбицкий), архиепископ Волынский и Житомирский (1889 – 1902). После того, как икона оказалась в Житомире, была произведена торжественная передача её в Почаев. Когда 30 мая 1891-го года завершилась литургия, посвящённая празднованию Вознесения Господня, образ поместили в алтарь, справа от престола. С того момента, монахи Успенского собора всегда обращались за благословением к иконе Божьей Матери «Геронтисса» прежде, чем начать службу.

Другой известный список с Настоятельницы был направлен Ново-Тихвинскому женскому монастырю (Екатеринбург). Писали икону в Пантократоре, а украшающая её риза имеет греческое происхождение.

Значение и облик

Оригинал иконы обрамлён ризой из серебра. Существует предание, что Геронтиссу украсили по указанию самой Богоматери, а чтобы сделать это мастера воспользовались пожертвованиями одной богатой и знатной женщины из Константинополя.

На изображении Богородица стоит в полный рост, и младенца Иисуса с ней нет. Её ладони протянуты в молитвенном жесте. Весь облик Благодатной излучает спокойную радость, утешая молящихся и даря им надежду.

Рядом со стопами Геронтиссы стоит переполненный елеем кувшин, и это не случайно. Появление сосуда объясняет одна из связанных с иконой историй.

В 17-м веке в Афонском монастыре случился голод. Страдания братии были так сильны, что некоторые из иноков отчаялись и покинули Пантократор. Но игумен не терял веры и лишь молился усерднее, чем раньше. Он просил тех, кто остался, чтобы они следовали его примеру и просили участия у Пресвятой Богородицы.

Одним утром Богоматерь вняла молитвам игумена. Это стало ясно потому, что ранее пустой кувшин был наполнен елеем. Более того, масло даже лилось через края сосуда. С тех пор икона Геронтиссы всегда дополняется изображением кувшина, переполненного елеем. Это служит напоминанием о том, как Богородица радеет за всех, кто просит её помощи.

О чудесах…

Древние монастырские предания гласят, что свою чудотворную силу Настоятельница проявила, когда Пантократор ещё только начинал строиться. Первоначально выбранное для монастыря место располагалось на 0,5 километра в сторону от нынешнего месторасположения. В одну из ночей Геронтисса вместе со всеми инструментами исчезла, а после была обнаружена там, где сейчас находится монастырь. Подобное повторилось ещё несколько раз, прежде чем строители уверились в том, что на это место указывает сама Богородица.

Когда на Балканах владычествовали турки, сарацины напали на монастырь. Один из мусульман хотел превратить икону Божьей Матери «Геронтисса» в щепу, которую собирался использовать для раскуривания своей трубки. За это его поразила слепота. Его сотоварищи скинули образ в колодец, который находился рядом с обителью. Старица находилась там на протяжении 80-ти лет, прежде, чем вернулась на своё законное место.

О том, где находится икона, монахам рассказали родственники лишившегося зрения мусульманина, который прежде, чем умереть, покаялся в содеянном и завещал близким рассказать обо всём служителям монастыря. Просьба умершего была исполнена и святыню смогли найти, а её возвращение в Пантократор сопровождалось торжественным крестным ходом.

Нужно сказать, что образ был наречён «Геронтисса» по причине ещё одного чудесного события. Одно время за монастырём смотрел игумен, отличавшийся благочестием и находившийся в весьма преклонном возрасте. Он чувствовал, что вскоре придёт его время умирать. Потому игумен обратился с просьбой к иеромонаху, совершавшему литургию, чтобы тот скорее окончил службу и дал ему возможность в последний раз причаститься перед смертью. Однако священник не прислушался к просьбе и вёл литургию, как и всегда.

В это время раздался грозный глас, источником которого был лик Пресвятой Богородицы. Он велел исполнить прошение, находящегося при смерти игумена. Испугавшись, иеромонах поступил по велению Богоматери: завершил богослужение и причастил игумена, после чего тот смог почить с миром. С того времени икона Пресвятой Богородицы стала называться «Геронтисса», поскольку она является покровительницей старцев («герондас» — в переводе с греческого «старец»).

О чём молиться

Геронтисса – икона Божией Матери, покровительствующая пожилым людям. К ней пристало обращаться детям, волнующимся о здоровье отца и матери, тем, кто желает исцелиться от серьёзных болезней (от рака или язвы). Искренняя, обращённая к Старице, молитва позволит излечить и тело, и душу.

Икона Геронтиссы особенно хороша для тех, кому требуется помощь в преодолении духовного кризиса и утешение, дающее силы отыскать праведный путь. Благодатная может поспособствовать хорошей учёбе, содействуя просвещению и обретению уверенности в себе.

Иногда Она даже помогает с решением проблем материального плана и может защитить от внезапной смерти. Некоторые женщины молятся ей о том, чтобы избавиться от бесплодия или берут образ «Старицы» в роддом, чтобы облегчить свои роды.

Память святыне в Православной церкви празднуется 17/4 апреля (по новому/по старому стилю). В этот же день почитаю другую икону Божией Матери — «Избавительница». Она также известна в России. К ней обращаются, чтобы исцелиться от беснования, болезней души и тела, а также просят помощи при трудных жизненных обстоятельствах и молят об избавлении от бедствий.

На се­ве­ро-во­сточ­ном склоне Свя­той Афон­ской Го­ры, на от­вес­ной ска­ле у са­мо­го мо­ря на­хо­дит­ся мо­на­стырь Пан­то­кра­тор, ос­но­ван­ный в 1361 го­ду гре­че­ским им­пе­ра­то­ром Алек­се­ем Стра­то­пе­дар­хом и бра­том его Иоан­ном При­ми­ки­ри­ем. В этом мо­на­сты­ре хра­нит­ся чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Ге­рон­тис­са», что зна­чит «Ста­ри­ца» или «На­сто­я­тель­ни­ца».

Со­глас­но древ­не­му пре­да­нию, пер­вое чу­до от этой ико­ны про­изо­шло во вре­мя стро­и­тель­ства бу­ду­ще­го мо­на­сты­ря, ко­то­рое про­во­ди­лось при­мер­но в пя­ти­стах мет­рах от совре­мен­ных по­стро­ек. Од­на­жды но­чью и ико­на, и все ин­стру­мен­ты стро­и­те­лей про­па­ли, а утром бы­ли най­де­ны на ме­сте совре­мен­но­го рас­по­ло­же­ния оби­те­ли. Так по­вто­ря­лось несколь­ко раз, по­ка на­ко­нец не ста­ло яс­но, что Са­ма Пре­свя­тая Вла­ды­чи­ца из­би­ра­ет имен­но то ме­сто для устрой­ства Сво­ей оби­те­ли.

В дру­гое вре­мя в мо­на­сты­ре был бли­зок к кон­чине ее ста­рец-игу­мен. По­лу­чив от­кро­ве­ние о сво­ем ско­ром от­ше­ствии, он же­лал пе­ред смер­тью при­ча­стить­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн и сми­рен­но про­сил слу­жа­ще­го свя­щен­ни­ка по­спе­шить с со­вер­ше­ни­ем Бо­же­ствен­ной ли­тур­гии. Од­на­ко тот не внял прось­бе стар­ца. То­гда от на­хо­див­шей­ся в ал­та­ре чу­до­твор­ной ико­ны по­слы­шал­ся гроз­ный глас, по­велев­ший свя­щен­ни­ку немед­лен­но ис­пол­нить же­ла­ние игу­ме­на. Он при­ча­стил уми­рав­ше­го и тот сра­зу же мир­но ото­шел ко Гос­по­ду. Имен­но по­сле это­го чу­да ико­на, как по­кро­ви­тель­ству­ю­щая стар­че­ству, и по­лу­чи­ла на­зва­ние «Ге­рон­тис­са».

Еще од­но по­ра­зи­тель­ное чу­до про­изо­шло в XVII ве­ке. В мо­на­сты­ре слу­чил­ся то­гда столь силь­ный го­лод, что бра­тия на­ча­ла по­сте­пен­но рас­хо­дить­ся. Игу­мен убеж­дал всех про­сить о по­мо­щи Бо­жию Ма­терь и сам усерд­но мо­лил­ся. И Пре­свя­тая Вла­ды­чи­ца не по­сра­ми­ла его упо­ва­ния! Од­на­жды утром бра­тья за­ме­ти­ли, что из кла­до­вой, где на­хо­ди­лись в то вре­мя лишь пу­стые со­су­ды, льет­ся елей. Вой­дя внутрь, они бы­ли по­ра­же­ны: из од­но­го кув­ши­на, со­хра­ня­ю­ще­го­ся, как го­во­рят, до сих пор, мас­ло непре­рыв­но ли­лось через край. Ино­ки воз­бла­го­да­ри­ли Пре­свя­тую За­ступ­ни­цу за ско­рую по­мощь, а в па­мять это­го со­бы­тия на иконе был изо­бра­жен кув­шин с пе­ре­ли­ва­ю­щим­ся через край еле­ем.

Позд­нее, во вре­мя на­па­де­ния са­ра­цин, слу­чи­лось сле­ду­ю­щее: один из них хо­тел бы­ло рас­ко­лоть ико­ну на ча­сти, чтобы ко­щун­ствен­но рас­ку­рить свою труб­ку, но в то же мгно­ве­ние ли­шил­ся зре­ния. То­гда вар­ва­ры бро­си­ли об­раз в ко­ло­дец, где он пре­бы­вал бо­лее 80 лет. Пе­ред смер­тью ослеп­ший за дер­зость са­ра­цин рас­ка­ял­ся и за­по­ве­дал сво­им до­мо­чад­цам вновь по­се­тить Свя­той Афон и ука­зать ино­кам ме­сто, где на­хо­дит­ся ико­на. Свя­ты­ня бы­ла об­ре­те­на и с че­стью по­став­ле­на в со­бор­ном хра­ме оби­те­ли.

Со­вер­ша­лось от об­ра­за и мно­го дру­гих чу­дес. Так, по мо­лит­вам пе­ред этой ико­ной Бо­го­ма­терь мно­го­крат­но яв­ля­ла Свое осо­бое по­пе­че­ние об уми­ра­ю­щих стар­цах, из­ле­чи­ва­ла от раз­лич­ных бо­лез­ней, в том чис­ле и от ра­ка. Ее спис­ки ста­ли по­яв­лять­ся во мно­гих хра­мах Гре­ции, и бы­ло за­ме­че­но, что она ис­це­ля­ет от бес­пло­дия, по­мо­га­ет при ро­дах, ока­зы­ва­ет яв­ную по­мощь в ра­бо­те и уче­бе. От это­го и по­чи­та­ние ико­ны в Гре­ции сей­час ши­ро­ко рас­про­стра­не­но.

Из­вест­на ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри Ге­рон­тис­сы в ал­та­ре со­бор­но­го хра­ма Успен­ской По­ча­ев­ской Лав­ры. По бла­го­сло­ве­нию ар­хи­епи­ско­па Во­лын­ско­го и Жи­то­мир­ско­го Мо­де­ста свя­щен­но­слу­жи­те­ли пе­ред на­ча­лом бо­го­слу­же­ния ис­пра­ши­ва­ли пе­ред ико­ною Ма­те­ри Бо­жи­ей бла­го­сло­ве­ние на на­ча­ло служ­бы.

Дру­гой спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны на­хо­дит­ся в Но­во-Тих­вин­ском жен­ском мо­на­сты­ре в Ека­те­рин­бур­ге. На­пи­сан он на Афоне, в са­мом мо­на­сты­ре Пан­то­кра­тор, а ри­зой укра­шен в Гре­ции.

Православный Церковный календарь

Песнь 1

Ирмос: Отверзу уста моя, и наполнятся Духа, и слово отрыгну Царице Матери, и явлюся, светло торжествуя, и воспою, радуяся, Тоя чудеса.

Припев: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Христе, Свете истинный, подаждь ми просвещение восписати похвальная Пресвятей Матери Твоей, и воспою Тоя великое к рабом Твоим благоутробие.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Горе, выну славимая, благоволила еси, Госпоже, и низу среди бедных прославити имя Свое благодатию чудес от святыя иконы Твоея, Избавительнице.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Егда обитателие веси, отчаявшеся от истреблявшаго труды их пружия, притекоша со слезами ко образу Твоему, Дево, абие улучиша избавление и, радующеся, прославиша милость Твою.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Десница Твоя, Владычице, прославися в крепости, и множеством милости Твоея явилася еси Покровительница и Избавительница во спасение бедствовавших.

Слава: Упование христианом, Помощнице сущим в скорбех, моли Сына Твоего избавитися всяких бед празднующим святому образу Твоему, Избавительнице.

И ныне: Радуйся, богатство неистощимое нищих и сирых Заступнице, радуйся, спасающая верою имя Твое, Дево, призывающих, радуйся, уныния отгнание и радости Подательнице.

Песнь 3

Ирмос: Твоя песнословцы, Богородице, Живый и Независтный Источниче, лик себе совокупльшия, духовно утверди, в Божественней Твоей славе венцев славы сподоби.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Господь мертвит, егоже хощет, и живит Тобою, Мати Живота, исполняя молитвы молящихся Тебе, низведенных во ад возводит и от гноища страстей воздвизает Твоим всемощным предстательством.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Замедлившу иерею напутствовати умирающа отрока, егда о умершем помолишася к Тебе, Всеблагая, и осениша иконою Твоею, Избавительнице, внезапу отроча оживе и воста здраво Твоею и Сына Твоего животворною силою.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Живоносный Тя и всецелебный источник, Богоневесто, познахом, раби Твои: образом бо Твоим, Избавительнице, жизнь и здравие подаеши душевное и телесное и от бед избавляеши просящих Твоего заступления.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Начало Христовых чудес Ты еси, Пречудная Дево, темже чудеса образа Твоего славяще днесь, Избавительнице, молимся Тебе: посети рабы Твоя благодатию Твоею, недугов, зол и вечныя смерти изымающи ны.

Слава: Грехами умерщвляемую душу мою оживотвори, Владычице, яко по Бозе вся могущая, и обдержащих мя страстей избави, да пленения страстнаго свобожден, благодарственно Тя величаю.

И ныне: Направи, Чистая, к тишине безстрастия во глубину зол влекома раба Твоего и не попусти ми погибнути, просящему Твоея, Избавительнице, милости, Тобою бо вернии, покрываеми, спасаются.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:

Седален, глас 3-й

Пресвятеи руце Твои, имиже носила еси Носящаго вся, простри к Нему, Приснодево Избавительнице, и молитвами Твоими избави ны гнева Его, грех ради движимаго, отводящи лютая наведения и тех ради бывающую людем тугу и уныние, и спаси в мире души наша.

Песнь 4

Ирмос: Седяй в Славе на Престоле Божества на облаце легце, прииде Иисус Пребожественный Нетленною Дланию и спасе зовущия: слава, Христе, силе Твоей.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Разумеша вернии дела благости Твоея, Владычице, и вниде радостный трепет в сердца их, внегда бо смутитися душам их от бед и недугов, милость Свою, Благословенная, помянувши, иконою Твоею изшла еси на избавление людей Твоих.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Уведевшии о преславном чудеси могущества Твоего, Богородице, во оживлении отрока, устремишася от различных мест к образу Твоему, Избавительнице, и, приемлюще исцеления, с веселием Тя величаху.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Милосерда сущи, Чистая, яко Всеблагое Слово на спасение наше воплотившая, помощи и избавления Твоего не лиши нас, с верою притекающих к чудотворней иконе Твоей, Избавительнице.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Ты похвала верных, Мати Всепетая, Ты кивот святыни, освящение подающая, Ты целеб источник неисчерпаемый и от бед Избавительница молящихся Тебе пред святым образом Твоим.

Слава: Недугами угнетаемых и искушений борителя, избавляй нас от сих, Богородительнице, и в час исхода не предаждь душ наших на одоление супостатом, да воспеваем величия Твоя.

И ныне: Непобедимая Воеводо вождей и воинств христианских, христолюбивое воинство, щитом веры и Креста вооруженных, победоносны являй, избавляющи от всех наветов вражиих.

Песнь 5

Ирмос: Ужасошася всяческая о Божественней славе Твоей: Ты бо, Неискусобрачная Дево, имела еси во утробе над всеми Бога и родила еси Безлетнаго Сына, всем воспевающим Тя мир подавающая.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

В скорби мале наказание Сына Твоего бысть обитателем веси, и, поболевше, призваша Тя, Матерь щедрот, и Тобою возсташа от отчаяния и возвеселишася, роса бо благодати, яже от иконы Твоея, исцеление им бысть.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Благодать точащую икону Твою, Избавительнице, верному Твоему рабу, с собою всегда носившу, возбранила еси, Госпоже, скрывати ю от верных, да избавляются от бед и недугов прибегающии к Тебе.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Тобою, Всемилостивая Владычице, свобождение от лютых ниспослася, притекшим с верою ко святому образу Твоему, надежда же, покров и нерушимо веселие даровася скорбящим, Богорадованная.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Ужасошася бедствовавшии о богатстве даров Твоих, Дево, в чудесех от образа Твоего, к немуже припадающе, радостно взываху: воистинну Ты еси Избавительница от всех бед.

Слава: Радосте Ангелов и человеков, свободна мя печалей житейских сотвори и будущия тесноты избави и вечнаго огня матерним дерзновением Твоим, Всеблагая, от бед Избавительнице.

И ныне: Богоизбранная Приснодево, в руне орошенном предвиденная древле, окропи росою благодати изсохшую землю сердца моего и плодоносну соделай душу мою благим деянием и зрением.

Песнь 6

Ирмос: Божественное сие и всечестное совершающе празднество, Богомудрии, Богоматере, приидите, руками восплещим, от Нея рождшагося Бога славим.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Кий ум постигнет, Госпоже, державу крепости Сына Твоего, изведша люди Своя из земли, еяже вереи заклепи вечнии, и Тебе, Матерь Свою, соделавша врагом страшну, из чрева адова избавляющую призывающия Тя.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Кий язык изъяснит всепобеждающую силу Твою Владычице! Едино бо точию подобие лица Твоего, яко огнь, опаляет злобныя духи, люди же Твоя врачует и радует, егоже благоговейно лобызаем, раби Твои.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Кое слово изобразит величие чудес Твоих, Всемилостивая от бед Избавительнице! Точию бо принесеся святая икона Твоя к люте мучимей бесом, абие исчезе мучитель, и исцеленная велегласно прослави силу Твою.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

От обилия благодати, присущия образу Твоему, Богоневесто, колико беснуемых и иных недужных Тобою исцелеша, колико скорбящих на веселие приложися, с верою притекших ко иконе Твоей.

Слава: О, великаго милосердия Твоего, Богородительнице, благоволившая чудотворным образом Твоим пребывати у нас! Что воздадим Ти за благодать, юже явила еси нам, даровавши храму сему толико священное богатство?

И ныне: О, Всепетая Мати, державный покрове мира! Храни от всех бед чтущия Тя, спобори им на враги христианския необоримою силою Твоею.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:

Кондак, глас 8-й

Ко иконе Твоей, Пресвятая Госпоже, бедствовавшии с верою притекше, заступлением Твоим избавишася от злых, но яко Матерь Христа Бога, и нас свободи от лютых обстояний, временных и вечных, да зовем Ти: радуйся, Избавительнице наша от всех бед.

Икос

Сошедшиися во храме сем, прославим преславный храм Божества, Пресвятую Деву, пред образом Ея со благоговением вопиюще: радуйся, Божественныя славы селение; радуйся, Владычице Небесе и земли. Радуйся, неистощимый источниче чудес; радуйся, всемощное врачевание недужных. Радуйся, прогонительнице демонов; радуйся, мертвецев оживление. Радуйся, обителей Горы Твоей покрове; радуйся, иноков теплое предстательство. Радуйся, верных Заступнице; радуйся, спасение рода христианскаго. Радуйся, Еюже возсиявает радость; радуйся, Еюже печаль престает. Радуйся, Избавительнице наша от всех бед.

Песнь 7

Ирмос: Не послужиша твари Богомудрии паче Создавшаго, но, огненное прещение мужески поправше, радовахуся, поюще: препетый отцев Господь и Бог, благословен еси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Сотвори с нами по множеству милости Твоея, Богородице, и изми нас по чудесем Твоим, и да постыдятся от всякия силы, и крепость да сокрушится являющих злая рабом Твоим, о Тебе поющим: отцев Боже, благословен еси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Тебе, Дево, халдейская пещь прообраз имущи, отроки росою прохлаждаше посреде пламене. Темже и нас, образ Твой имущих, во огни искушений прохлади и неопалимы соблюди благодатию Сына Твоего, да поем Ему: отцев Боже, благословен еси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Седмерицею разжигаемыя стрелы седми смертоносных страстей, яже испускает возстающий на ны седмиглавый змий диавол, угаси и сокруши, Владычице, да, якоже отроцы неврежденнии, поем: отцев Боже, благословен еси.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Седмисвещный светильник разумеем Тя, Богоблагодатная Марие, седмию дарами Духа светящий верным, облагодати убо и ущедри поющих о Тебе, Подателю благих: отцев Боже, благословен еси.

Слава: Тя, Госпоже, имуще милосердия неиждиваемое сокровище и святую икону Твою, Избавительнице, в покров обители и во избавление от бед, Сыну Твоему о Тебе поем: отцев Боже, благословен еси.

И ныне: Яко Царя царствующих Матерь, молим Тя, Владычице: отечеству нашему и христолюбивому воинству буди несокрушимая крепость, подающи им благая, поющим: отцев Боже, благословен еси.

Песнь 8

Ирмос: Отроки благочестивыя в пещи Рождество Богородичо спасло есть; тогда убо образуемое, ныне же действуемое, вселенную всю воздвизает пети Тебе: Господа пойте, дела, и превозносите Его во вся веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Якоже трие отроцы, хранимии во огни, пояху и благословляху Бога, тако и вернии, Тобою, Благословенная, избавльшеся от огня, бед и недугов, вся дела, – взываху, – Господа пойте и превозносите Его во веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Якоже от зловредных пругов избавила еси прежде к образу Твоему притекших, Богородице, тако и ныне не престай от тех и всякаго вреда избавляти обитель сию, Гору, Россию и повсюду православныя, да славим Тя во веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Якоже умерша, осененна иконою Твоею, Дево, оживила еси, оживотворяй и нас, отводящи от смертоноснаго пути и наставляющи на стезю вечнаго живота, да, спасаеми Тобою, превозносим Тя во веки.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Якоже повелела еси рабу Твоему не скрывати от верных благодати, точащияся от святаго образа Твоего, Всеблагая Избавительнице, источай сию и нам, рабом Твоим, да прославляем Тя во веки.

Слава: Якоже многих исцелила еси, Госпоже, от мучительства демонскаго и иных недугов, и нас свобождай болезней душевных и телесных и от всех сетей вражиих, да воспеваем Тя во веки.

И ныне: Якоже Ангел воодушеви Гедеона на побеждение мадиамлян, воодушевляй, Всецарице, и славящия Тя, всякое шатание врагов низлагающи, да благословляем Тя во веки.

Песнь 9

Ирмос: Всяк земнородный да взыграется, Духом просвещаемь, да торжествует же Безплотных умов естество, почитающее священное торжество Богоматере, и да вопиет: радуйся, Всеблаженная Богородице, Чистая Приснодево.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Иночествующии сея обители, к Матери Господа Вышняго притецем днесь, молящеся пред чудотворною иконою Ея, еюже посети скорбящия и сотвори избавление людем Своим.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Щедраго рождшая и Милостиваго Владыку и Избавителя всех, покажи, Всеблагая, щедроты Твоя на нас, празднующих честному образу Твоему, и сотвори избавление от бед людем Своим.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

В Тебе, Богородице, воздвиже Сын Твой рог спасения нам, укрепи убо рабы Твоя служити Ему преподобием и правдою пред Ним вся дни живота нашего и твори избавление от бед людем Своим.

Пресвятая Богородице, спаси нас.

Призри, Дево Избавительнице, на молитвенныя воздыхания наша, не остави ны безпомощны во искушениих и буди Молитвенница ко Господу, да подаст грехом нашим прощение и избавление от бед людем Своим.

Слава: Госпоже Всемилостивая, не престай Гору Твою и обитель сию, Россию и вся православные посещати благодатию и творити избавление от бед людем Своим.

И ныне: Ходатаицу о нас, Слове Божий, предлагаем Матерь Твою, от Неяже воплотился еси на спасение наше, молитвами Ея прости и помилуй нас, Незлобиве, согрешающих Тебе, и сотвори избавление от бед людем Твоим.

Старица Геронтисса Гавриилия

На нашем форуме уже столько раз упоминалось имя этого смиренного Старца, что показалось необходимым открыть посвященную ему тему.
Паисий Святогорец (25 июля 1924–12 июля 1994)
Паисий Святогорец (греч. Παΐσιος Αγιορείτης); в миру Арсений Езнепидис, (греч. Αρσένιος Εζνεπίδης) родился 25 июля 1924 в Фарасах. Сразу после рождения будущего старца между Турцией и Грецией произошел обмен населением. Арсений был крещен святым Арсением Каппадокийским, который предсказал, что он будет монахом.
В сентябре семья переехала в город Коница. В нем Арсений закончил школу и выучился на плотника.
В 1945 Арсений был призван в армию на 3,5 года. На службе он он отличился благонравием и мужеством. После армии Арсений сразу ушел на Святую Гору Афон. В 1950 году он стал послушником благодатного духовника, отца Кирилла, впоследствии игумена монастыря Кутлумуш. Некоторое время спустя о. Кирилл направил послушника в монастырь Есфигмен, где Арсений и принял в 1954 году рясофор с именем Аверкий. Новый монах нес любые послушания, а, выполнив свои, помогал и другим братьям закончить их работу. Аверкий постоянно молился, стараясь, чтобы это не заметили окружающие, любил читать жития святых.
В 1954 году Аверкий по совету духовного отца перешел в обитель «Филофей» и стал там учеником отца Симеона, известного своей добродетелью.
В 1956 году отец Симеон постриг отца Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кессарийского Паисия II, который также был уроженцем Фарасы Каппадокийской. На новом месте о. Паисий вел прежнюю жизнь: подвизался по любочестию и помогал, сколько мог, братии. В 1958 году из Стомио Коницкой его просили придти помочь остановить распространение протестантов. Старец, получив внутреннее «извещение» воли Божией, пошел и жил в обители Рождества Богородицы в Стомио. Там он, с помощью благодати Божией, помог тысячам душ и оттуда отправился в 1962 году, по каким-то духовным причинам, на Синай.
Старец много работал, а на заработанные деньги покупал пищу и раздавал ее бедуинам, которые его очень любили.
В 1964 году Старец вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту. В 1966 году Старец заболел и ему отняли большую часть легких. С мая 1978 года о. Паисий поселился в келии Панагуда святой обители Кутлумуш. Сюда к Старцу потянулись тысячи людей. Ежедневно, от восхода до заката он советовал, утешал, решал людские проблемы, изгонял всякое стеснение и наполнял души верою, надеждою и любовью к Богу. Для всей Греции Старец стал духовным магнитом, вытягивающим скорбь болезнующих людей.
Принимая тяготы притекающих людей, Старец мало-помалу, стал изнемогать телесно. К 1993 году состояние Старца стало очень тяжелым. В октябре 1993 года Старец поехал с Горы Афон в монастырь св. Иоанна Богослова в Суроти. Здоровье его катастрофически ухудшилось.
12 июля 1994 года Старец предал свою преподобную душу Господу.
Старец почил и был погребен в монастыре св. Иоанна Богослова в Суроти Солунской и место его погребения стало святыней для всего православного мира.
(Источник: http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatogorets/)
Ом Саи Рам

Биография

Родилась в состоятельной семье, жившей в районе Фанари в Константинополе. Отец, Илья Папаянни, был представителем французской фирмы Messagerie de France. Мать, Виктория Папаянни, была дочерью врача Христакиса, лечащего врача турецкого султана. Кроме того, Виктория была правнучкой Харисия Мегданиса — священника, мыслителя и писателя, члена национально-освободительного общества Филики Этерия и преподавателя Казанской Богословской Школы, которой он и подарил свою богатейшую библиотеку. Девочку крестил митрополит Герман (Стринопулос), её крестным отцом был директор Халкинской Богословской школы, писатель и друг семьи Василеос Антониадис, который и выбрал ей имя.

Аврилия получила хорошее образование, с 1932 года работала в различных афинских больницах. Во время Второй мировой войны жила в Великобритании и там получила специальность физиотерапевта, позднее открыла собственную клинику в Афинах. В 1955 году полностью продала и раздала всю свою собственность и без денег уехала в Индию, где 5 лет посвятила лечению прокаженных и проповеди православия примером своей жизни. В 1959 году стала послушницей в монастыре святых Марфы и Марии в Вифании, где прожила 3 года. В 1963 году пострижена в малую схиму на острове Патмос старцем Амфилохием (Макрисом). Участвует во многих православных миссионерских поездках в США, Канаду, Индию, Кению, Танзанию, посещает Западную Европу, Святую землю и Синай. С 1979 года в течение 10 лет жила в полузатворе в квартире в центре Афин, где принимала множество посетителей. Перед кончиной переехала на остров Лерос в монастырь святых Ангелов, где жила в безмолвии и приняла великую схиму. Скончалась 28 марта 1992 года в возрасте 95 лет, похоронена в монастырской церкви Панагия ту Кастру, на острове Лерос.

Высказывания

Некоторые высказывания старицы Гавриилии:

  • Любовь — это то, что нам даётся от Бога, потому что Бог — это Любовь. Любовь, которую мы даём другим, исходит из Источника; она идёт к тем, кого мы любим, и снова возвращается в Источник.
  • Любовь есть назначение человека… И назначение человека есть любить. И ничего более… И как сказал Святой Августин: «Люби — и делай, что хочешь, потому что, если любишь, — не можешь сделать плохого!».
  • Сотворяя нас, Бог вдохнул в нас своё дыхание. И дыханием Божьим была Любовь.
  • Наша цель заключается в поклонении к Богу и в любви к ближнему своему.
  • Величайшей благотворительностью является то, когда ты хорошо отзываешься о людях.
  • Отношения осложняются, когда «Я» стоит выше, чем «Ты».
  • Три вещи необходимы: во-первых — Вера, во-вторых — Вера, в-третьих — Вера.
  • Любить всей душой кого-то это значит молиться о нём. Тот, кому знакомо это, находится в раю.
  • Не потеряв надежды, не увидишь Свет.
  • Всегда двигайся вперёд, пусть даже черепашьим шагом.
  • Тот, кто живёт в прошлом, подобен мёртвому. Тот, кто живёт в будущем в своём воображении, — наивен, потому что будущее принадлежит только Богу. Радость Христа находится в настоящем. В вечном присутствии Божьем.

Свидетельства

…Она не жила затворницей в монастыре. Монастырём для неё был весь мир. Великое её приношение, духовное и общественное, составило многоценную главу в жизни сегодняшнего Православия.

— Митрополит Кисамский и Селинский Ириней

…Поминаю всегда с волнением имя и лицо усопшей геронтиссы Гавриилии и прошу Всеблагого, да восполнит Он отсутствие и чувство пустоты, которое осталось у нас. Может быть, стал бы полезным выпуск книги с описанием обстоятельств жизни, а также учения из её долгого и поучительного жития.

— Митрополит Идры, Спетсоны и Эгины Иерофей

Геронтисса Гавриилия представляет собой особую личность с особым местом в пространстве нашей христианской православной веры. Она посвятила себя Богу, любви к ближнему, служению страждущему брату, и это её приношение становилось действенным, потому что было по воле Божией. Те, кто ходили к ней, перенимали этот жизненный её опыт, ибо она передавала его, как и опыт постоянного Присутствия Божия, каковой она имела. Молодой человек ищет искусственного рая, т.к. не находит истинного человека. Могут быть знаменитые «проповедники», но эти люди не всегда с жизненным опытом. Она сделала нас общниками своего жизненного опыта и постоянного Присутствия Божия и Ангелов в её жизни… Ушла, и её сильно не хватает.

— Архимандрит о. Илия Мастройаннопулос > Примечания

  1. Приводятся по книге «Η ΑΣΚΗΤΙΚΗ ΤΗΣ ΑΓΑΠΗΣ» — «Аскетика любви», в русском издании книга называется «Подвиг любви».
  • Гавриилия (статья в Православной энциклопедии)
  • О любви к прокаженным. 30 января — всемирный день помощи больным проказой
  • Лиля из Дома Ангелов
  • Подвиг Любви (цитаты из книги)
  • Γερόντισσα Γαβριηλία

> Литература

  • Подвиг любви: Геронтисса Гавриилия / Пер.: игум. Илия (Жуков); Свято-Покровская монашеская община. Покров-Задорожье, 2000, 288 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *