Икона апостола Петра

Икона апостола Петра

Икона святого Петра — важнейшая часть любого домашнего иконостаса. Молитвы перед ней способны уберечь вас от опасности, а также укрепить и сохранить веру в Господа.

Апостол Петр был сыном рыбака и с самого детства промышлял рыбной ловлей. По достижении старшего возраста Петр повстречал Христа и пошел за Ним. Среди 12 апостолов Петр стал любимым учеником и последователем Иисуса: именно ему Спаситель доверил хранение ключей от райских врат.

Когда Иисуса Христа схватили и приговорили к смертной казни, Петр, испугавшись преследования, трижды отрекся от Него на рассвете. Осознав весь ужас своего поступка, он горько раскаивался и позже был прощен Господом. Всю оставшуюся жизнь Петр посвятил проповедованию Божьего учения, был схвачен и принял мученическую кончину во времена правления Нерона.

После кончины апостол был канонизирован, а его икона до сих пор творит чудеса исцеления и знамений, спасающих жизни людей.

Где находится чудотворная икона

Существует множество копий и списков чудотворного образа, но первоначальная икона, написанная в 6 веке, находится в Египте, в монастыре святой Екатерины. Канонический образ Петра, с которого были списаны фрески Исаакиевского собора, находится в Соборе Святой Живоначальной Троицы Санкт-Петербурга.

Описание образа

На иконе изображен апостол Петр в расцвете своего духовного пути. Святой одет в монашеский хитон, в одной руке держит Священное Писание, а в другой — ключи от врат Рая. Апостол находится в пути.

Этот образ символизирует долгий жизненный путь проповедования и подвигов во имя Господа и веры в Него, а также долгую дорогу от отречения до прощения и принятия Господом своего любимого ученика во вратах Рая.

В чем помогает икона апостола Петра

Хотя Петр оставил дом и семью ради служения Господу, он не забывал о насущном труде и своих корнях. Именно поэтому Петр считается покровителем рыбаков и моряков. Святому молятся о сохранении жизни на воде и помощи в беде.

Кроме того, по преданию, апостол Петр был наделен столь большой силой, что мог исцелять смертельно больных людей, лишь прикоснувшись к ним. По этой причине иконе святого молятся об исцелении телесных и душевных болезней, а также об облегчении хронических болей.

Молитвы перед образом апостола Петра

«Святой Петр, покровитель мореплавателей и путешественников, молим тебя, в тоске и страхе к тебе прибегая: не оставь молитвы наши без ответа, убереги от опасности на море и на суше! Молим тебя, не попусти живота раба Божьего (имя) и сохрани от всякого зла всех спутников его. Истинно апостол, хранитель и разрешитель, спаси и сохрани раба Божьего (имя) от всякого зла. Аминь».

Эту молитву нужно ежедневно читать за любого человека, находящегося в путешествии или работающего на воде.

«Святой апостол Петр, хранитель ключей, отмыкающих врата Рая, великий целитель, молим тебя смиренно и с надеждою: яви дар, данный тебе Господом нашим Иисусом Христом, исцели раны душевные и телесные, спаси и живот мой, душу мою и разум мой от происков дьавольских, убереги жизнь мою от боли и страданий. Истинно прошу тебя, защити и укрой покровом своим от болезней, дабы возблагодарить мне Господа Нашего и смиренно прославлять волю Его до конца дней моих. Аминь».

Эту молитву необходимо читать больному человеку каждый день после пробуждения и перед отходом ко сну.

Как выглядит икона апостола Петра

Помимо первого канонического образа существуют несколько распространенных версий иконы апостола, признанных Церковью. На одной из них святой изображен не в полный рост, а по пояс.

В одной руке святой Петр держит Священный свиток, а другой благословляет каждого молящегося перед образом.

На другом достаточно распространенном образе святой Петр изображается в преклонных летах. Глаза апостола подняты к небесам: в этот момент святой получает благословение Божье на мученическую смерть.

В одной руке Петр держит раскрытую книгу Евангелия, а в другой сжимает ключи от райских врат.

Апостол Петр был любимым учеником Господа и получил прощение греха отречения от воли Господней и учения Его. Именно поэтому перед образом святого особенно сильны молитвы о прощении грехов. Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Апостол в Евангелиях

Рубенс, «Апостол Пётр»

Родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначальное имя апостола было Симон (ивр. ‏שמעון‏‎ — Шимон). Имя Пётр (Petrus, от греч. πέτρος — камень) возникло от прозвища Кифа (арам. כיפא — камень), которое ему дал Иисус. Он был женат и работал рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра и Андрея, Иисус сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19).

Став учеником Иисуса Христа, он сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса. На вопрос Иисуса ученикам, что они о Нём думают, Пётр сказал, что Он есть «Христос, Сын Бога живого». В ответ Иисус произнёс:

Я говорю тебе: ты — Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Апостол Пётр и петух. Хлудовская псалтырь, ок. 850 г.

По характеру Пётр был очень живой и вспыльчивый: именно он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу, и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду. В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух (см. также раба придверница). Но позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом.

Вместе с Иаковом и Иоанном присутствовал на горе Фавор, когда совершилось преображение Иисуса.

Апостол в Деяниях

Апостол Пётр, воскрешающий Тавифу (фреска Мазолино в капелле Бранкаччи)

Апостол Пётр многократно упоминается в первой части книги Деяний апостолов (главы 1-15). В последующих главах он не упоминается вовсе, они посвящены исключительно миссионерским путешествиям апостола Павла. В первой части Деяний Пётр играет главную роль. В Деяниях описывается, как апостол Пётр проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял больных и воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хотя бы тень апостола Петра осенила их. В Иоппии апостол Пётр воскресил умершую девицу Тавифу.

Основные эпизоды Деяний с участием апостола Петра:

  • Речь перед коллегией апостолов о необходимости избрания 12-го апостола на место предателя Иуды (Деян. 1:15-22).
  • Проповедь перед иудеями в день Пятидесятницы (Деян. 2:14-40).
  • Исцеление хромого и проповедь народу (Деян. 3:1-26).
  • Речь перед начальниками и старейшинами (Деян. 4:8-23).
  • Эпизод с Ананией и Сапфирой (Деян. 5:1-11).
  • Ответ перед синедрионом (Деян. 5:18-32).
  • Эпизод с Симоном Волхвом (Деян. 8:14-25).
  • Посещение Петром Лидды и Иоппии, чудесные деяния (Деян. 9:32-43).
  • Пётр и сотник Корнилий. Принятие первых язычников в Церковь (Деян. 10:9-48).
  • Упрёки от обрезанных, Пётр оправдывает принятие бывших язычников (Деян. 11:2-18).
  • Арест апостола Петра царём Иродом, чудесное спасение (Деян. 12:3-17).
  • Апостольский собор (Деян. 15:6-21).

Арестованный в 42 году по приказу Ирода Агриппы I, царя Иудеи, Пётр был заточён в тюрьму в Иерусалиме, откуда спустя несколько дней спасся, как о том повествуют Деяния апостолов. В 49 году принимал участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, на котором с другими апостолами, в том числе с апостолом Павлом из Тарсуса, был согласован вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины.

Апостол в Священном Предании

Согласно Священному Преданию, апостол Пётр проповедовал Евангелие в разных странах и при этом совершал великие чудеса — воскрешал мёртвых, исцелял больных и немощных, возглавил коллегию двенадцати апостолов. Согласно Иерониму Стридонскому, 25 лет занимал пост первого епископа Рима — с 43 по 67—68 год.

Антиохийская православная церковь (Римский православный патриархат Антиохии и всего Востока) ведёт патриархальный (епископальный) ряд от апостола Петра, который, по преданиям, вместе с апостолом Павлом основал её около 37 года в Антиохии.

Согласно описанию святого Симеона Метафраста, апостол Пётр, проповедуя в Анкире Галатийской, воскресил умершего. В описании древнего церковного историка Егесиппа, а также в послании Маркелла Римлянина говорится о воскрешении апостолом Петром юноши царского рода в Риме. Мать юноши пригласила на погребение сына апостола Петра и Симона Волхва, прославленных в народе тем, что они воскрешали умерших. Для доказательства бесовства Симона Волхва (ряд учёных считают, что Симон Волхв из «Деяний» и Симон Волхв — основатель гностической секты — не одно и то же лицо), которого в Риме многие почитали как Бога, апостол Пётр воскресил юношу на глазах многочисленного народа.

Распятие Святого Петра. Караваджо (1601)

По преданию, во время гонения императора Нерона на христиан апостол Пётр был распят на перевёрнутом кресте в 64 году (по другой версии — в 67—68 годах) вниз головой по его желанию, потому как считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

В досаде на апостола Петра за обращение в христианство двух любимых жён Нерон приказал заключить его в темницу и потом казнить. Незадолго до этого по просьбе верующих Петр пошёл было ночью вон из Рима, чтобы спастись; но в то время как он выходил из города, ему в видении явился Господь, входящий в Рим. «Господи, куда Ты идёшь?» — спросил Его апостол. «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», — отвечал ему Господь. Петр понял, что удаление его неугодно Господу, и возвратился в город. Здесь он был взят воинами, заключён в темницу и через несколько дней, в 67 году по Р. Х., предан казни.

Поиски могилы апостола

Собор Святого Петра в Ватикане, построенный над предполагаемой могилой апостола Петра

Согласно христианскому преданию, древняя римская базилика Константина располагалась над местом захоронения апостола Петра. Позднее здесь же был построен ватиканский собор Святого Петра. С 1939 по 1949 год под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 году был опубликован подробный отчёт, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I—II веках. Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 году вышла её книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Basílica Vaticana), в которой говорилось, что именно в этом месте мог быть похоронен Пётр. В 1968 году папа Павел VI объявил, что, согласно исследованиям учёных, могилу апостола можно считать обнаруженной. Впрочем, некоторые учёные не согласились с его точкой зрения.

«Трофей» апостола Петра

«Исповедальня» апостола Петра (под полом место предполагаемого захоронения апостола)

Для истории католической церкви и Рима как места пребывания понтифика имеет значение толкование слова «трофей», поскольку некий священник, по имени Гай, живший в Риме во второй половине II века, писал, что «трофеи» апостола Петра остались в Ватикане, а «трофеи» Павла были преданы земле у дороги в Остию. На этом была построена теория, превратившаяся практически в догмат, о том, что Пётр, первый папа римский, был похоронен в Ватикане. Сегодня толкователи признают, что слово «трофей» в данном контексте действительно вероятней всего означает — «то, что осталось от мучеников». Такие видные учёные, как Эрнест Ренан и Гиньебер, долгое время считали, что «трофей» означает «памятник». Вероятно также, что слово «тропеум» относится к стенам — постройке, которую возвели вокруг предполагаемого захоронения апостола.

Критика утверждений о посещении, смерти и погребении Петра в Риме

Ряд критиков отмечает отсутствие каких-либо прямых упоминаний в Священном Писании о том, что Пётр посещал Рим. Об этом, например, не сообщает Иустин Философ, писавший в первой половине II века в Риме. «Согласно Гал. 2:9, Пётр, Иаков и Иоанн рукопожатием заключили соглашение с Павлом и Варнавою, что Павел и Варнава проводят свою деятельность среди язычников, а Пётр, Иаков и Иоанн — среди иудеев. Павел, который писал послание к церкви в Риме, в конце его приветствует двадцать семь лиц поимённо, но среди них Пётр не упоминается. Также и во многих посланиях, которые он писал церквам и отдельным лицам, Пётр не упомянут ни одного раза».

При этом о пребывании апостола в Риме пишут раннехристианские авторы: Ориген (III век), Лактанций (нач. IV века), Евсевий Кесарийский («Церковная история», 325 год). Как отмечает шотландский исследователь Александр Хислоп, самое ранее упоминание о пребывании Петра в Риме датируется концом II века, причём это упоминание приведено в сомнительном произведении конца второго — начала третьего столетия под названием «Клементин», где говорится о встрече Петра с Симоном Волхвом. Пётр поставил под сомнение чародейские способности Симона и потребовал доказательств его сверхъестественных способностей. Тогда колдун взлетел в воздух, а Пётр опустил его на землю, да так быстро, что колдун сломал ногу.

Также довод о том, что Пётр не посещал Рим, строится на распределении апостолами мест своей проповеди. Сам Пётр утверждал, что писал своё первое послание из Вавилона (1Петр. 5:13), и, по мнению ряда исследователей, он имел в виду реальный город, а не иносказательное название Рима. Во дни Петра настоящий Вавилон ещё существовал. Кроме того, в Вавилоне была значительная иудейская община.

Примечания

  1. http://www.theguardian.com/news/datablog/2013/feb/13/popes-full-list
  2. http://journals.cambridge.org/article_S0017816000014371
  3. Peter, Simon // International Standard Bible Encyclopedia. — 1939.
  4. Edited by Fr. Edward McDonald. Where Is It in the Bible?: The Summa of Catholic Apologetics. — ObiMaria
  5. «The List of Popes» //Catholic Encyclopedia
  6. Le langage secret de la Renaissance: le symbolisme caché de l’art italien / Richard Stemp. — National geographic France, 2012. — С. 106. — 224 с. — ISBN 9782822900003.
  7. Д. Гатри. Введение в новый Завет. Гл. 8 (недоступная ссылка). Дата обращения 15 апреля 2013. Архивировано 8 мая 2013 года.
  8. Д. Гатри. Введение в новый Завет. Гл. 22 (недоступная ссылка). Дата обращения 15 апреля 2013. Архивировано 8 мая 2013 года.
  9. Иероним Стридонский. О знаменитых мужах, гл. I.
  10. См.: Ганс Йонас. Симон Волхв / Гностицизм (Гностическая религия). — СПб.: Лань, 1998. — С. 115;
  11. Walter Richard Cassels. Supernatural Religion: An Inquiry into the Reality of Divine Revelation. — London, 1902. (в pdf, djVu)
  12. Проповедь в праздник святых апостолов Петра и Павла. pravoslavie.ru.
  13. свт. Димитрий Ростовский. Жития святых. Житие, подвиги и страдание святого славного и всехвального верховного апостола Петра.
  14. Церковь Христова.
  15. «При проведении раскопок не было обнаружено никаких конкретных следов могилы под эдикулой; не может быть никакой уверенности и в том, что тело св. Петра было когда-либо возвращено палачами христианской общине для его захоронения. При нормальном развитии событий тело того, кто был чужестранцем (перегринус) и в глазах закона обычным преступником, скорее всего бросали в Тибр. Более того, в то время не было такой заинтересованности в сохранении телесных останков, какая развилась позднее, когда угасла вера в надвигающийся конец света и начал зарождаться культ мучеников. Следовательно, вероятность того, что тело св. Петра не было возвращено для погребения, представляется вполне реальной». Jocelyn Toynbee, John Ward Perkins. The Shrine of St. Peter and the Vatican Excavations. London; New York: Longmans, Green, 1956 (недоступная ссылка) (Джоселин Тойнби и Джон Уорд Перкинс. «Гробница св. Петра и ватиканские раскопки»)
  16. Вокруг Света. Гробница святого Петра
  17. Э. Франк «Традиционное христианство. Истина или заблуждение?»
  18. Путешествие св. ап. Петра в Рим и его мученическая смерть. Был ли он епископом Рима // Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению деяний святых апостолов (недоступная ссылка). Дата обращения 26 апреля 2009. Архивировано 28 мая 2009 года.
  19. Евсевий Кесарийский. Церковная история
  20. Александр Хислоп. «Два Вавилона» Архивировано 22 мая 2008 года. (нерабочая ссылка).
  21. Болотов В. В. Распространение христианства: Главы из книги История древней Церкви (недоступная ссылка). Дата обращения 24 апреля 2009. Архивировано 24 декабря 2008 года.
  22. На протяжении всего первого тысячелетия новой эры вавилонская община была сначала одним из важнейших, а затем и главным духовным центром еврейского народа: достаточно хотя бы упомянуть о Вавилонском Талмуде. — «…И ПОСЕЛИЛ ИХ В ХАЛАХЕ, И В ХАБОРЕ, ПРИ РЕКЕ ГОЗАН, И В ГОРОДАХ МИДИЙСКИХ» (II ЦАР., 17, 6) Архивировано 5 июня 2007 года.

> Литература

  • Петр апостол и его послания // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.

Ссылки

Апостол Пётр в Викицитатнике

Апостол Пётр в Викитеке

Апостол Пётр на Викискладе

Апостол Пётр в Викиновостях

  • Ален Деко. Гробница святого Петра // Великие загадки истории / пер. И.Алчеева. — М.: Вече, 2004, 2006. — С. 152—177. — 480 с. — (Великие тайны). — 5000 экз. — ISBN 5-9533-0229-0.
  • Православные церкви и часовни в России, освящённые во имя святых апостолов Петра и Павла
  • Подземный некрополь Ватикана: как была найдена могила Святого Петра.

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNF: 120020645 · GND: 118593323 · ISNI: 0000 0001 1984 7373 · LCCN: n79022118 · NKC: jn20000701397 · SUDOC: 028123395 · VIAF: 13581141 · WorldCat VIAF: 13581141

Предшественник:
1-й епископ Рима
33 — 29 июня 64 (67)
Преемник:
Лин

I век

Пётр • Лин • Клет • Климент I • Эварист

II век

Александр I • Сикст I • Телесфор • Гигин • Пий I • Аникет • Сотер • Елевферий • Виктор I • Зефирин

III век

Каликст I • Урбан I • Понтиан • Антер • Фабиан • Корнелий • Луций I • Стефан I • Сикст II • Дионисий • Феликс I • Евтихий • Гай • Марцеллин

IV век

Марцелл I • Евсевий • Мильтиад • Сильвестр I • Марк • Юлий I • Либерий • Дамасий I • Сириций • Анастасий I

V век

Иннокентий I • Зосима • Бонифаций I • Целестин I • Сикст III • Лев I • Гиларий • Симплиций • Феликс III (II) • Геласий I • Анастасий II • Симмах

VI век

Гормизд • Иоанн I • Феликс IV (III) • Бонифаций II • Иоанн II • Агапит I • Сильверий • Вигилий • Пелагий I • Иоанн III • Бенедикт I • Пелагий II • Григорий I

VII век

Сабиниан • Бонифаций III • Бонифаций IV • Адеодат I • Бонифаций V • Гонорий I • Северин • Иоанн IV • Теодор I • Мартин I • Евгений I • Виталий • Адеодат II • Домн • Агафон • Лев II • Бенедикт II • Иоанн V • Конон • Сергий I

VIII век

Иоанн VI • Иоанн VII • Сизинний • Константин • Григорий II • Григорий III • Захарий • Стефан II • Стефан II (III) • Павел I • Стефан III (IV) • Адриан I • Лев III

IX век

Стефан IV (V) • Пасхалий I • Евгений II • Валентин • Григорий IV • Сергий II • Лев IV • Бенедикт III • Николай I • Адриан II • Иоанн VIII • Марин I • Адриан III • Стефан V (VI) • Формоз • Бонифаций VI • Стефан VI (VII) • Роман • Теодор II • Иоанн IX • Бенедикт IV

X век

Лев V • Сергий III • Анастасий III • Ландон • Иоанн X • Лев VI • Стефан VII (VIII) • Иоанн XI • Лев VII • Стефан VIII (IX) • Марин II • Агапит II • Иоанн XII • Лев VIII • Бенедикт V • Иоанн XIII • Бенедикт VI • Бенедикт VII • Иоанн XIV • Иоанн XV • Григорий V • Сильвестр II

XI век

XII век

XIII век

XIV век

XV век

XVI век

Пий III • Юлий II • Лев X • Адриан VI • Климент VII • Павел III • Юлий III • Марцелл II • Павел IV • Пий IV • Пий V • Григорий XIII • Сикст V • Урбан VII • Григорий XIV • Иннокентий IX • Климент VIII

XVII век

XVIII век

XIX век

Лев XII • Пий VIII • Григорий XVI • Пий IX • Лев XIII

XX век

Пий X • Бенедикт XV • Пий XI • Пий XII • Иоанн XXIII • Павел VI • Иоанн Павел I • Иоанн Павел II

XXI век

Список разбит по векам исходя из даты начала понтификата

  • Евзой<а>
  • Дорофей I<а>

Епископы
Антиохии (45—70)
Митрополиты
Антиохийские (70—451)
Мелетианская
схизма (361—415)
Арианская группа омиев Евстафианская группа Аполлинаристская группа Мелетианская группа
Митрополиты
Антиохийские (418—451)
Патриархи
Антиохийские (451—518)
Мелькитские патриархи
Антиохийские (518—1098)
Мелькитские
патриархи Антиохийские
в изгнании (1098—1276)
Мелькитские патриархи
Антиохийские (1276—1724)
Патриархи
Антиохийские (1724—1906)
Патриархи Новейшего
времени (с 1922 года)
  • <а> — арианин
  • <мфл> — монофелиты
  • <миаф> — миафизит
  • <ап> — антипатриарх
  • <н> — наречённый патриарх

Петр I и мироточащая икона

В связи с диалогом, возникшем в журнале у dodododo, привожу практически целиком письмо от одного своего корреспондента, которому я выражаю свою искреннюю благодарность.
Вопрос.

Есть известный анекдот о Петре I, много раз встречающийся в Сети:
Однажды, во время его поездки в Шлиссельбург, к нему доставили известие о том, что в Троицкой церкви около Петропавловской крепости плачет миром икона Божией Матери. Что народом это воспринято как знак нечестивости замыслов Петра строить Петербург, и уже происходят разные возмущения в народе. Пётр немедленно приказал отвезти себя в ту церковь. Там, прямо при народе подошёл к иконе, внимательно её рассмотрел и заметил маленькие дырочки в глазах иконы. Выломав икону из оклада, сзади он обнаружил прибитую реечку, на которую был положен кусочек твёрдого масла. Под действием тепла от свечей масло на службе начинало таять и икона — «плакать». В общем, настоятелю Пётр только погрозил телесными наказаниями. Слова там были что-то вроде: «Если Богородицы ещё раз заплачут маслом, то поповские задницы заплачут кровью». Больше при Петре иконы никогда не мироточили.
1) Насколько можно оценить достоверность сей истории, на Ваш
взгляд?
2) Где, в каком литературном или историческом источнике, можно
найти упоминание этого анекдота?

Ответ:

В разных вариантах эта история попадается в:
— Костомаров, «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших
деятелей.»
++
В 1718 году в Петербурге один священник распространил слух, что у
иконы, стоявшей у него в церкви, творятся чудеса. Петр призвал его
во дворец с иконою и приказал сотворить чудо, а как чуда не
случилось, то Петр приказал отправить обманщика в крепость,
наказать кнутом, а потом лишить сана.
++
А.Пушкин, «История Петра. Подготовительные тексты.»
++
(Анекдот о плачущей иконе, рассказанный гр. Алексеем Петровичем
Бестужевым.)
++
Голиков, «Деяния Петра Великого»
++
От Р.Х. 1720.
1 мая присутствовал при спуске нового
девяносто-шестипудового корабля, наименовав его Фридрнхштатом. По
сем Великий Государь ездил на работу Ладожского канала. Присутствие
его при сих работах оживотворяло, так сказать, вновь души
работающих и вливало в них новые силы.
В сию бытность Монаршую при сих работах поместим мы происшедшее в
отсутствие его в Петербурге и записанное у господина профессора
Штелина. Известно, что в первые годы по застроении сего города были
Великому его Строителю пре-многие и сильные препятствия не токмо от
неприятеля, среди которого он его застроил, но и от злобы и
суеверия и неразумия, все силы напрягавшего к воспрепятствованию
оного; однако ж мужество и постоянство Великого Государя всего
оного было сильнее. В сию же отлучку Его Величества вдруг разнесся
слух, что в одной церкви, и именно Троицкой, на Петербургской
стороне большой образ Богоматери проливает слезы. Народ начал в
великом множестве туда собираться. Суеверие приплело к сему опасное
толкование, что Мать недовольна сею страною, и слезами своими
возвещает великое несчастье новому городу, а может быть и всему
Государству. Канцлер граф Головкин, живший неподалеку от сей
церкви, пошел туда, однако не токмо не мог разогнать сбежавшегося
народа, но едва и сам мог сквозь тесноту назад выбиться
Он тотчас отправил гонца к Государю с известием о сем
происшествии и о ропоте в народе.
Великий Государь, ведая из опыта, что и одна искра суеверия может
произвести страшный пожар, ежели заблаговременно оная не будет
затушена, тотчас отправился в путь, ехал всю ночь, и на другой день
поутру, прибывши в Петербург, тотчас подошел в помянутую церковь,
где встречен был тамошними священниками и отведен к плачущему
образу. Его Величество хотя сам и не видел слез, но многие из
бывших там уверяли его, что действительно недавно оные видели.
Государь, рассматривая несколько времени образ весьма пристально,
приметил нечто подозрительное в глазах. Однако, не давши другим
того приметить, приказал он одному из священников снять икону с
места и отнести за собою во дворец. Тамо прозорливый Монарх
рассматривал сей покрытый лаком образ весьма тщательно в
присутствии канцлера, некоторых из знатнейших придворных, высшего
духовенства и священников той церкви, которые сняли образ с места и
принесли во дворец.
Его Величество скоро нашел в глазах у образа весьма малые и почти
совсем неприметные дырочки, которые наведенная в том месте тень
делала еще неприметнее. Он, оборотивши доску, отодрал оклад, и
выломивши переклад или связь, какая обыкновенно бывает у образов на
другой стороне, к удовольствию своему увидел справедливость своей
догадки и открыл обман и источник слез; а именно: в доске против
глаз у образа сделаны были ямки, в которых положено было несколько
густого деревянного масла, и которые закрывались задним перекладом.
«Вот источник чудесных слез!» — сказал Государь. Каждый из
присутствующих должен был подойти видеть своими глазами сей хитрый
обман.
По том мудрый Монарх толковал окружавшим его, как отовсюду
закрытое сгустившееся масло в холодном месте могло столь долго
держаться, и как оно в помянутые дырочки в глазах у образа вытекало
наподобие слез, растаявши от теплоты, когда то место, против
которого оно лежало, нагревалось от свеч, зажигаемых перед образом.
Казалось, что Государь доволен был сим открытием и доказательством
обмана. Он не дал никому приметить своего намерения исследовать
далее сие дело и наказать выдумщиков, но сказал только
присутствовавшим при том: «Теперь все вы видели причину мнимых
слез. Я не сомневаюсь, что вы везде будете рассказывать о том, в
чем собственными своими глазами уверились; это послужит к
доказательству пустоты и к опровержению глупого, а может быть и
злобного толкования этого ложного чуда. Образ же останется у Меня;
Я поставлю его в своей Кунст-Камере».
++
Деяния Петра Великого, мудрого преобразителя России; собранные из
достоверных источников н расположенные по годам. М., 1789. Ч. VII.
С. 93-97.
(Текст из Басов Д. Чудо мироточения. СПб: А.В.К. — Тимошка, 2001
г., с. 38-40.)
Скорее всего, есть у Якоба Штелина, «Подлинные анекдоты Петра
Великаго слышанные от знатных особ в Москве и Санктпетербурге»
Это то, что на поверхности — попробую отыскать Штелина, у меня его
нет.
Есть книга: Исторический анекдот в русской литературе XVIII века:
Анекдоты о Петре Великом. Никанорова, Е. К., Новосибирск, Сибирский
хронограф, 2001, 468 стр. ISBN 5-87550-132-4
Содержание:
Предисловие
Глава 1. Переводные сборники анекдотов и апофтегм в русской
литературе
Глава 2. Русские сборники анекдотов и апофтегм в литературе XVIII
в.: анекдоты о Петре Великом
Заключение
Приложение. Тексты анекдотов о Петре Великом
Якоб фон Штелин. Подлинные анекдоты Петра Великаго слышанные от
знатных особ в Москве и Санктпетербурге
И. И. Голиков. Деяния Петра Великаго, мудраго преобразителя
России, собранныя из достоверных источников и расположенныя по годам
Рассказы Нартова о Петре Великом. Достопамятныя повествования и
речи Петра Великаго
Осип Беляев. Дух Петра Великаго императора всероссийскаго и
соперника его Карла XII короля шведскаго
Примечания к текстам анекдотов
Указатель основных сюжетов и мотивов к сборникам анекдотов о Петре
Великом.
Эта книга может помочь
Что касается достоверности: вполне в духе взаимоотношений Петра с
Церковью. Конечно, источники — анекдоты, но это вполне могло было
быть. Это как у Честертона: если мне скажут, что на смертном одре
Гладстона мучили бесы, я воздержусь от отрицания или утверждения.
Но если скажут, что на приёме Гладстон хлопнул королеву Британии по
спине и предложил ей сигару — я буду отрицать. Не потому, что это
невозможно — это невероятно. Так вот, история эта вероятна,
учитывая то, что мы знаем о Петре.
© Crusoe

Апостолов Петра и Павла называют первоверховными. Но их первенство совершенно разное. Петр был одним из самых ближних учеников Христа при земной жизни, а Петр не имел к этим событиям никакого отношения. Он начал заниматься проповедью намного позже. Его даже не утвердили в роли одного из 12-ти апостолов. И все- таки этих две судьбы сегодня ставятся в сравнение.

День Петра и Павла

Каждый год 12 июля мы празднуем день Святых Петра и Павла. Церковь особо почитает этот день, выделив его постом. Нужно отметить, что особый пост подобный этому есть только перед 3-ма великими праздниками: перед Рождеством, праздником Успения Богородицы и Великий пост перед Пасхой.

Эти два апостола за всю свою жизнь перенесли очень много разных страданий. Они понесли огромные труды.

  • Петр проповедовал с такой силой, что одновременно к Христу обращались по 5 тысяч человек.
  • Он исцелял безнадежно больных, воскрешал мертвых. Люди даже выносили больных из больниц, чтобы его тень хоть немного попала на болящего и тот исцелился.
  • Именно Петр является первым из всех апостолов, которого взяли в заключение первым.
  • Он перенес страшные побои и поругательства иудеев. Его не один раз бросали в темницы и подвергали преследованиям. После того, как он обратил в христианство двух жен римского императора, его приказали распять на кресте.
  • Апостол Павел путешествуя и проповедуя Евангелия, написал не менее 14 посланий, которые ограждают Вселенскую Церковь от всего злого. Благодаря своему красноречию и мудрости он обращал не одну тысячу людей к вере в Христа.
  • Его не один раз хотели убить. Его преследовали и избивали камнями. Платки и пояса, которые брали у апостола, исцеляли людей от болезней и выгоняли из них злых духов. Апостол также воскрешал людей из мертвых.

Так как Павел был римским гражданином, император приказал его умертвить мечом. Оба апостола погибли в один и тот же день 12 июля по новому стилю, только с разницей в один год. С тех пор в эту дату установлен праздник Петра и Павла.

Святые апостолы Петр и Павел

Христианство распространилось по земле большими трудами учеников Христа — апостолов. Они обходили страны и континенты, принимали мученичество, отдавая жизнь за Христа, от Которого при жизни даже отрекались по малодушию. Среди них особо выделяются двое: апостолы Петр и Павел, названные первоверховными. Но их первенство совершенно разное.

Петр был одним из свидетелей земной жизни Христа, его ближайшим учеником, но при аресте Христа отрекся от Него. А Павел поначалу был даже гонителем Христа — при земной Его жизни он с Христом не встречался. Однако эти двое апостолы более всех известны, потрудились ради Господа и для просвещения людей, смогли взойти на высоту святости, несмотря на свои прежние дела.

В православной традиции принято молиться разным святым в разных трудностях, по разным случаям. Благодать помогать в особых сферах жизни связана с чудесами, совершенными ими на земле или их судьбой. Так святые апостолы Петр и Павел имеют благодать помощи в большом количестве дел, ведь его жизнь была разнообразной, насыщенной духовными подвигами и путешествиями. Путь их был более долгим и протяженным, чем у других миссионеров. Именно апостолы Петр и Павел принесли христианство в Рим и на многие земли Римской империи. Они оба мученически закончили жизнь в Риме, самой своей смертью проповедуя Крест Христов и учение Его.

Святой апостол Петр

Святой Петр был сыном рыбака Ионы, братом апостола Андрея Первозванного. При рождении был назван Симоном. Апостол Андрей, которого первым позвал Христос, возвестил благую весть (именно так переводится слово «Евангелие», в общем смысле означающее учение Христа) старшему брату Симону. По свидетельству евангелистов, он стал первым человеком, который воскликнул: «Мы нашли Мессию, Имя Которого — Христос!» Андрей Первозванный привел брата ко Христу, а Господь назвал его новым именем: Петр, или Кифа — по-гречески «камень», пояснив, что на нем, как на камне, будет создана Церковь, которую не сможет победить ад. Два простых брата-рыбака, ставшие первыми товарищами Христа в Его пути, до конца земной жизни сопровождали Господа, помогали Ему в проповеди, оберегали от нападок иудеев и восхищались Его силой и чудесами.

Горячий по характеру, апостол Петр загорелся желанием служить Христову учению, однако так же внезапно и отрекся от Него уже при аресте. Апостол Петр был в числе избранных учеников Господа, которых он собрал на Елеонской горе, чтобы рассказать о Страшном Суде и будущем человечества. Сопровождал он Христа и на закате Его земного пути: на Тайной Вечере он принял Причастие из рук Христа, затем вместе с другими апостолами в Гефсиманском саду пытался заступиться за Христа, но испугался и, как и все, скрылся. Петра спрашивали, не ходил ли он вслед за Христом, а он сказал, что не знает Иисуса вообще. Видя смерть Христа, как и другие апостолы, испугавшись подойти к Его Кресту, он со временем покаялся в своем предательстве Господа.

Во время Распятия апостолы из-за страха быть убитыми не подошли ко Кресту Господа, кроме одного апостола Иоанна. Однако после Воскресения Христа они уверовали в Божественную волю о Распятии, смерти и Царствии Господа, поняли это до конца. При Вознесении Господнем апостол Петр с другими получил от Господа благословение идти и научить Евангелию все народы, крестя их во имя Святой Троицы: Бога Отца — Саваофа, Бога Сына — Иисуса Христа и Святого Духа — невидимого Господа, зримо пребывающего в человеческой истории только в виде огня, дыма или голубя. Святой Дух и снизошел на апостолов Петра и его брата Андрея, Богородицу и других апостолов, пребывавших в Сионской горнице — месте Тайной Вечери — в Пятидесятницу, то есть в память о Воскресении Христовом совершавшими трапезу в пятидесятый день после него.

После Сошествия на них Святого Духа, апостолы просветились Божественным знанием. В них говорил Сам Бог, они мгновенно заговорили на всех языках мира: Господь подал им этот дар для проповеди Евангелия по всему свету. Все ученики Христа вместе с Богоматерью по жребию получили направления и места, где должны были обращать людей в христианство, крестя их.

Апостол Петр основал церковь в Риме и наставил множество людей в вере. Путешествуя по Империи, он обращал в христианство до пяти тысяч человек одновременно, исцелял больных и даже воскрешал мертвых. В книге Деяний апостолов написано, что в толпе люди выносили больных к ногам проходящего спешно апостола, чтобы хотя бы его тень попала на больного — так исцелялись многие люди.

Император Нерон приказал схватить всех христиан, и ученики упросили Петра покинуть Рим. Но на Аппиевой дороге ему явился Сам Христос… Петр спросил его. «Куда идешь, Господи?» («Quo vadis, Domine?») — а Христос ответил, что идет вновь принять муки. Апостол Петр понял, что есть воля Божия ему оставаться до конца с верными христианами. Он был распят на перевернутом кресте римлянами — есть предание, что это произошло из-за обращения святым апостолом в христианство жены и наложниц самого императора. Этот эпизод и мученическая кончина апостола описаны в романе Генрика Сенкевича «Кво Вадис?»

Святой апостол смиренно, без ропота принимал свой жребий и волю Божию о нем; молясь ко Господу, он и сегодня ходатайствует о просьбах всех людей. Он понимал, что должен пройти через те же муки, которых испугался тогда, когда его Учитель, его Друг — а ведь у Христа, кроме апостолов и Его Матери, не было близких — оставленный всеми умирал на Кресте. Возможно, именно поэтому от старости скончался только один из апостолов, оставшийся со Христом во время Его смерти — апостол Иоанн Богослов; остальные, чтобы достичь святости, искупить свой грех и воссесть на престол в Царствии Небесном, должны были засвидетельствовать верность Богу.

Святой апостол Павел

Святой апостол Павел, имевший до прихода ко Христу имя Савл, был по сути прямой противоположностью Петра. Если Петр был бедным рыбаком, апостол Павел был гражданином Римской империи, родившись в малоазийском городе Тарсе. Он закончил там греческую академию, изучил многие труды греческих философов, но остался правоверным иудеем и перешел академию раввинскую, готовясь к должности религиозного наставника иудеев в Иерусалиме. Он был свидетелем смерти первого христианина-мученика Стефана, убитого фарисеями за веру, а затем сам стал гонителем христиан — Савл искал их и стремился предать в руки фарисеев, осуждавших христиан.
Однако Сам Господь Иисус Христос в чудесном видении направил его к Себе. Он явился Савлу в сильном свете, вопросив: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» — и на недоуменный вопрос будущего апостола, кто это, ответил: «Я Иисус, Которого ты гонишь». Савл ослеп и был направлен Христом в Дамаск, чтобы христиане крестили его именем Павел и исцелили. Так и произошло.
Апостол же Петр был одним из первых наставников Савла-Павла в христианстве. Павел со временем прошел наибольший из всех апостолов путь миссионерства и написал больше, чем у всех апостолов, Посланий христианам разных городов.
Во времена первохристиан римские императоры преследовали их как государственных преступников: ведь верующие признавали Богом только Христа, а не императора. Римская же империя стояла на уверенности в том, что император — бог, он непогрешим и все делает правильно. Святость жизни, праведность или простая нравственность не требовались — напротив, из истории мы знаем множество развратных и преступных императоров-пьяниц. Зато императора не свергали, простой народ боялся выступать против бога — его могли только убить, и то делали это сами приближенные императора. Ко времени распада Империи люди уже не верили в божество императора и всех богов римского пантеона, приносили жертвы иногда, по привычке. Христиане, по мнению императоров, разваливали государство и заставляли Фортуну — богиню удачи — отвернуться от Рима. Сегодня мы упоминаем ее имя в поговорках вроде «колесо фортуны», забывая, как много христиан погибли из-за поклонения удаче.
Поэтому и святой апостол Павел был казнен. Как гражданин Рима он не мог быть подвергнут позорной казни для бродяг и иноплеменников на кресте — апостолу отсекли голову мечом.

Почитание святых апостолов Петра и Павла

По преданию, первоверховные апостолы были казнены в один день (или в один день с разницей в год), в который сегодня все христиане отмечают их память — 12 июля (31 июня по старому стилю, в этот день их память празднует Католическая Церковь).

Перед этим днем Церковь благословляет христиан поститься, празднуя память святых апостолов как великий праздник, к которому нужно тщательно приготовиться, очистившись молитвой и постом. Так празднуется в году только еще Пасха, Рождество и Успение — величайшие праздники.

В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти апостолов Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Их можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти, также в любой трудный жизненный момент.

*Апостолов первоверховные, Вселенной всей учителя, Владыку всех Бога просите мир Вселенной даровать и душам нашим великую Божию милость. *

Молитву Петру и Павлу, в которой совершаются прошения сначала обоим апостолам отдельно, а потом каждому из них, также можно читать онлайн:

*О святые апостолы Петр и Павел, не отходите духом от нас, грешных рабов Божьих (имена), чтобы не были мы навечно разлучены от любви Божией, но сильным заступничеством вашим защитите и охраните нас, чтобы помиловал Господь всех нас по молитвам вашим, уничтожил все грехи наши, записанные на Небесах и в аду, и подал со всеми святыми Царствие Свое, чтобы вечно прославляли мы Господа Христа, которому подобает слава, честь и благодарность всех людей.*

*Святый верховный Апостол Петр, камень веры, стоящий твердо исповеданием твоим на Христе, Камне главном Церкви! Молись Ему, чтобы и мы, мыслями и похотями плоти всегда искушаемые и сомнениями страдающие, на Самом Христе, Камне Жизни, всегда был укреплены и руководствовались Его честью, любовью и избранием, чтобы благодатью Его и мы превратились в храмы духовные, в священство святое, для вознесения жертв молитвенных трудов наших Господу Иисусу Христу.*

*О святой верховный Апостол Павел, сосуд избранный Христов, наполненный благодати и славы Божией! Проси Творца Вседержителя, правящего всеми творениями Его, чтобы и нас, сосуды его несчастные и слабые, сделал Он честными, освященными и готовыми на благо. Аминь.*

Величание — то есть прославление апостолов в благодарность за помощь:

*Возвеличиваем вас, апостолы Христовы Петр и Павел, весь мир учением своим просветивших, и все концы света ко Христу приведших.*

Храмы и святыни, связанные с Петром и Павлом

Над местом казни святого апостола Петра был воздвигнут собор в его честь, ныне — важнейший собор Рима, где находится кафедра Папы Римского и мощи апостола Петра.

На месте смерти апостола Павла император Константин Великий, давший свободу христианской вере и сделавший христианство государственной религией Рима, первый крестившийся римский правитель, возвел храм, где и хранятся мощи апостола.

По свидетельствам ученых, мощи и апостола Петра, и апостола Павла — это их останки. Есть ряд анатомических подробностей, которые подтверждают: их тела действительно сохранились до наших дней.

В России апостолы Петр и Павел особо почитаются в Санкт-Петербурге. Город был поручен Петром Первым его небесному покровителю — апостолу Петру, и первый собор Северной столицы был заложен и освящен в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Сейчас здесь покоятся останки всех императоров из рода Романовых (вызывают споры останки последней Царской семьи, Николая Второго).

В Петергофе, пригороде столицы, любимом Петром Первым также существует Петропавловской собор, построенный при личном участии императора Александра Третьего в неорусском стиле, подобном храму Василия Блаженного — с шатром, изразцовыми куполами и прекрасными фресковыми интерьерами.

В чем помогают апостолы Петр и Павел

Известно, что в православной традиции принято молиться разным святым в разных трудностях, по разным случаям. Благодать помогать в особых сферах жизни связана с чудесами, совершенными ими на земле или их судьбой. Апостолы Петр и Павел имеют благодать помощи

— В науке, учебе — студентам и школьникам, понимании Священного Писания;
— В исцелении от недугов тела, дни и духа, избавлении от грехов.
— В выборе, принятии важного решения.
— Апостолы известны своими трудами, поэтому, по свидетельствам бизнесменов, они помогают тем, кто начинает собственное дело, подавая успех.
— Также апостол Петр считается помощников рыбаков и моряков, поскольку сам до апостольства много рыбачил.

Мужчины по имени Петр и Павел обращаются к своим святым заступникам во всех нуждах. Известно, что для святых нет неважных молитв. Молитва святому Петру или Павлу, если вы носите это имя, звучит так:

*»Молись к Богу обо мне, святой апостол Божий Петр / Павел , ведь я со старанием прошу заступничества твоего, помощника во всем и молитвенника о душе моей».*

Подаренную или приобретенную икону святых апостолов нужно поместить в домашнем иконостасе. Его устраивают обычно в «красном углу» — напротив двери, у окна или в любом чистом и светлом месте. На особой полке для икон, которую можно купить в лавках при церквях, в центре ставят образ Господа Иисуса Христа, слева — Пресвятой Богородицы, а справа — почитаемого святого, например, покровителя вас или ваших близких — здесь и будет уместной икона апостолов, причем вы можете купить образ обоих или одного апостола, тезоименитого вам. Можно при необходимости устроить иконостас и на книжной полке, но только рядом с духовными книгами, а не развлекательными изданиями.

Молитву апостолам Петру и Павлу можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

*О славные апостолы Петр и Павел, души за Христа отдавшие и кровью вашей удобрившие поле веры Христовой! Услышьте детей ваших духовных молитвы и вздохи, приносимые вам от сердец наших сокрушенных. Грехами и беззакониями мы помрачились, бедами, словно тучами, обложены со всех сторон, обнищали без богатства доброй жизни и не можем сопротивляться бесам — волкам хищным, которые стараются разорить наше наследие Божией благодати. *
*О сильные наставники наши! Понесите немощи наши, словно груз тяжелый, чтобы мы не разлучались духом с вами и с Господом Сил, но защитите нас крепкой стеной молитв ваших, просите Господа о милости ко всем нам, о прощении грехов наших и даровании жизни доброй, чистой и спокойной, чтобы мы получили все необходимое для жизни земной, а по смерти со всеми святыми удостоились славить Его вечно в обителях Небесных, воздавать Господу честь и славу, благодарили Его и радовались Его милости всегда. Аминь.*

Да хранит вас Господь молитвами святых апостолов Петра и Павла!

Апостол Пётр (икона из Синайского монастыря)

У этого термина существуют и другие значения, см. Апостол Пётр (значения).

Апостол Пётр. начало VI в.

Доска, восковые краски. 92,8 × 53,1 см

Монастырь Св. Екатерины, Египет

Икона апостола Петра — энкаустическая икона начала VI века, хранящаяся в собрании монастыря Святой Екатерины. Одно из древнейших иконописных изображений апостола Петра.

Икона была написана в начале VI века в Константинополе. Иконография близка к образу Христа Пантократора, созданному в середине того же века. Отмечают, что она похожа на «портрет реального человека с индивидуальным умным лицом и полным внимания взглядом». По сравнению с иконой Христа на данной иконе экседра за спиной апостола поднята очень высоко, что заметно изменяет композицию — фигура апостола Петра не возвышается в её обрамлении, а напротив уравновешивается композиционными элементами.:240

Фигура апостола одета в светлый хитон. В руки помещены крест и два свитка тёмно-синего цвета, что является нетрадиционными для иконографии апостола Петра атрибутами. Их появление на иконе искусствовед Г. С. Колпакова объясняет тем, что апостол представлен на иконе в триумфальном образе исповедника, «свидетеля веры».:240-241 В этом образе крест в руке апостола это символическое указание, что Пётр, отрекшийся от Христа после его ареста, затем, раскаявшись, стал свидетельствовать о нём до самой своей смерти.

Над головой апостола помещён деисус с изображением Христа, Богородицы и Иоанна Богослова. Их полуфигуры заключены в медальоны как на античных портретах или щитах. Г.С. Колпакова отмечает, что деисус в такой композиции (Иоанна Крестителя заменяет изображение Иоанна Богослова) является сокращённым изображением сцены Распятия Христова.:243 По другой версии, в медальонах по сторонам от Иисуса Христа изображены знатная римлянка Рустициана и её наследник малолетний племянник Стратегио. Рустициана при поддержке и с благословения папы Григория Великого совершила паломничество на Синай и может считаться возможным заказчиком этой иконы.

  1. 1 2 Попова О. С. Византийские иконы VI–XV веков // История иконописи. Истоки, традиции, современность. VI–XX века. — М.: Арт-БМБ, 2002. — С. 41-94. — 288 с. — ISBN 5-901721-12-8.
  2. 1 2 3 Колпакова Г.С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М.: Азбука, 2010. — С. 236—240. — (Новая история искусства). — ISBN 978-5-9985-0447-1.
  3. Апостол Пётр (недоступная ссылка) // Лидов А. М. Византийские иконы Синая. — Москва-Афины: Христианский восток, 1999. — 146 с.

> Литература

  • Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. — М: Азбука, 2010. — С. 240—243. — (Новая история искусства). — ISBN 978-5-9985-0447-1.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *