Икона Андрею первозванному

Святой Андрей Первозванный

Сегодня, 13 декабря, православные христиане празднуют День памяти святого апостола Андрея Первозванного.

АПОСТОЛ АНДРЕЙ был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее – добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей – греческое и в переводе значит мужественный.

Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Заведеевым (происходившим с ним из одного города – Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь в его учении найти ответ на свои духовные вопросы. Многие начали думать, что может быть Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснял людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь. В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: “Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира.”

Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: “Что вам надобно?” Они сказали: “Равви (Учитель), где Ты живешь?” “Пойдите и увидите,” – ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: “Мы нашли Мессию.” Так Петр присоединился к ученикам Христовым.

Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию. Из Евангелия мы знаем, что братья Андрей и Симон Петр и братья Иоанн и Иаков должны были на какое-то время вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой – рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь, проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: “Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.” Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.

Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. Он пребывал с Христом в течение всего периода Его общественного служения. После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо.

После сошествия Святого Духа, апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т.е. земля, на которой позднее образовалась Россия. Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев.

“Верьте мне, – сказал апостол своим ученикам, – что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей.” Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.

Николай Ломтев. Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах

После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патрос, расположенном у Коринфского залива. Здесь через возложение рук он многих людей исцелял от недугов, в том числе и знатную Максимиллу, которая от всего сердца уверовала во Христа и стала ученицей апостола. Так как многие жители Патры уверовали во Христа, местный правитель Егеат возгорелся ненавистью против апостола Андрея и приговорил его к распятию на кресте. Апостол, нисколько не устрашившись приговора, во вдохновенной проповеди раскрыл перед собравшимися духовную силу и значение крестных страданий Спасителя.

Правитель Егеат не поверил проповеди апостола, назвав его учение безумием. Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязали ко кресту наподобие буквы Х, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Несправедливый приговор Егеата вызвал в народе возмущение, тем не менее, этот приговор остался в силе.

Вися на кресте, апостол Андрей непрестанно молился. Перед разлучением его души с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62-го года после Рождества Христова.

Русская церковь, приняв веру Христову из Византии, епископы которой ведут свое преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы Х, под сенью которого русские одержали множество побед.

Тропарь
апостола Андрея Первозванного:

Яко апостолов первозванный/ и верховнаго сущий брат,/ Владыце всех, Андрее, молися,/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.

Кондак
апостола Андрея Первозванного:

Мужества тезоименитаго богоглагольника/ и Церкве возследователя верховнаго,/ Петрова сродника восхвалим,/ зане якоже древле сему/ и ныне нам воззва:// приидите, обретохом Желаемаго.

Акафист перед иконами святого Андрея Первозванного

Кондак 1

Первозваннаго апостола Христова, Евангелия святаго проповедника, Русския страны богодухновеннаго просветителя Андрея преславнаго, песньми восхвалим, стояще на версе холма, идеже Крест водрузи десница его, и ему, яко Церкве возследователю верховному, в след себе указавшему ей путь ко Христу, во умилении воззовем: Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Икос 1

Ангел благовестник Агнца Христа, вземлющаго грехи мира, был еси Андрее апостоле, и с Ним во веки пребываеши на Небеси; отонудуже и призри на пения, приносимая тебе во храме твоем, на месте, идеже стоясте нозе твои, и, яко богат сый блатодатию Божиею, подаждь нам слово благо, да зовем ти: Радуйся, деннице от града Вифсаиды нам возсиявшая; радуйся, равночестный брате верховнаго Петра. Радуйся, учениче великаго Предтечи Христова; радуйся первее прочих апостол званный ко апостольскому служению от Самаго Господа. Радуйся, яко и другим с радостию воззвал еси: «Приидите, обретохом желаемаго Мессию»; радуйся, и нас к Нему же приводяй. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 2

Учителю, где живеши? — вопросил еси, Андрее, Спаса душ наших и, с Ним пребыв день един, возлюбил еси на все дни живота твоего обретеннаго тобою Мессию, и брата твоего старейшаго привел еси к Нему. Темже и нас, яко меньшую братию твою, к Нему же не престай влещи, да и мы, последующе стопам твоим, вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Провидя в тебе, святый Андрее, веры и любве пламень, Господь паки тя обрете на езере Геннисаретсте, яко рыбаря, купно с братом твоим, вметающа мрежи во глубину, и рече вама: «Грядита по Мне, и Аз сотворю вы ловца человеком». Ты же абие последовал еси Ему и богодухновенным словом, яко мрежею, человеки уловил еси Христу, с нимиже и мы уловленнии тобою во спасение, вещаем ти: Радуйся, яко от Самаго Господа ловитве духовней научился еси; радуйся, яко на том же езере с прочими апостолы обуреваем быв, верою спаслся еси в Господа, запрещающаго ветром и морю. Радуйся, стяжавый велию веру, егда видел еси пречудное насыщение пяти тысящ пятию хлебами; радуйся, дар приявый от Господа целити всяк недуг и всяку болезнь. Радуйся, яко глас с небесе слышан бысть еллином, Христа тобою узревшим; радуйся, яко на горе Елеонстей откровена быша и тебе грядущая при кончине мира. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 3

Странствия Владычня и Безсмертныя Трапезы на Горнем месте Сиона насладився, яко верный друг Христов, вкупе с прочими апостолы узрел еси Господа и Бога твоего, от Негоже и Дух Свят приял еси, во еже вязати и решити грехи людския. И паки, в тойжде горнице Сионстей, обильное бысть на тя излияние обетованнаго Духа во огненных языцех. Темже вся племена удивишася, како языком их глаголал еси величия Божия, поя: Аллилуиа.

Икос 3

От Господа заповедь приим проповедати Евангелие всей твари, обтекл еси многая грады и страны, апостоле Андрее, призывая люди к познанию Истиннаго Бога и крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа; с нимиже и мы сподобихомся благодати Крещения. Сего ради благодарственная восписуем ти: Радуйся, чудес Христовых провозвестниче верный; радуйся, Святаго Евангелия проповедниче громогласный. Радуйся, идольскаго служения потребителю; радуйся, истиннаго благочестия насадителю. Радуйся яко по слову твоему людие водою и Духом возрождаются; радуйся, яко тобою вернии Безсмертныя Трапезы причащаются. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 4

Сила Божия осени тя, апостоле Первозванный, во еже благовестити силу и славу Сына Божия и утверждати вся веровати во Святую Троицу призванныя. Темже убо и нас, покланяющихся Единому в Триех Ипостасех Богу, на злачней пажити веры Христовы соблюди, да благодатию Святаго Духа выну освящаемии, велегласно поем Ему: Аллилуиа.

Икос 4

Привед ко Христу брата своего Симона Петра, Первозванне, с ним изшел еси и на апостольское служение твое, первее во Антиохию и Синоп, тамо победив демонов полки, от уз темничных спутника твоего апостола Матфия свободил еси, и юзники с ним бывшия крестил, верховному Петру оттуду в западныя страны текущу, ты братнее целование дал еси ему, сам же добре подвизался еси на востоцех. Темже и мы, людие Церкве Восточныя, блажим тя: Радуйся, сило Божия, полки демонов прогоняющая и узы темниц сокрушающая; радуйся, приятелище благодати апостольския, от адовых уз тайнодейственне нас свобождающия. Радуйся запад и восток с братом твоим богомудрым, проповеди ради слова Божия, жребием разделивый; радуйся, во граде Синопе неверие иудеев силою чудес твоих обличивый. Радуйся яко тамо от безбожных Христа ради биен был еси; радуйся, яко от Самаго явльшагося ти Господа исцеление язв тебе даровася. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 5

Двукраты возвращся во святый град, да купно со апостолы пятидесятный день празднуеши тамо, двукраты паки шествовал еси от святаго Сиона, во еже Христа проповедати вселенней, первее со Иоанном наперсником Господним, посем же с Симоном Кананитом и Матфием, иже жребием назнаменован бысть во апостола, и вся пределы Асии и Понта обтекл еси, словом спасения всех оглашая, да Богу поют: Аллилуиа.

Икос 5

От моря Галилейскаго до Понта Евксинскаго апостольския мрежи твоя распрострый и все поморие окрест огласивый благовестием твоим, востекл еси, Первозванне, и в страны Скифии, Крест Христов всюду водружая в знамение нашего спасения. Сего ради и мы, аще и позднии роди, внемлюще благовестию твоему и воспоминающе подвиги твоя, зовем ти: Радуйся, в Никеи лютыя разбойники укротивый и лютейшаго дракона умертвивый; радуйся, Крест Христов посреде града сего водрузивый, яко Предтеча сый двукраты собранных тамо отец богоносных. Радуйся, яко во Асии и Понте тобою свет Христов возсия; радуйся, яко апостольский жезл твой предгорие Кавкаса свету Христову отверзе. Радуйся, имже мрак киммерийский озарися; радуйся, имже вселенная струями воды живы напоися. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 6

Бурею страстей одержимая и, яко воды океана, волнуемая, племена человеков, яже не ведяху Бога Истиннаго, привел еси, апостоле, к тихому пристанищу Христову и тех сердца, аки утлую ладию неверием обуреваемая, на якори веры православныя утвердил еси. Темже и мы, яко чада православныя веры, благодарным сердцем и благодарными усты вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 6

На горе Елеонстей Божественного Учителя твоего иногда со прочими апостолы вопросил еси, Андрее: «Рцы нам, что есть знамение пришествия Твоего?» На горах же Киевских, яко орган сый благодати Духа Святаго, ты предвозвестил еси грядущую славу места сего; мы же, предреченныя на милости сея сподобльшеся, умиленно взываем ти: Радуйся, яко с горы Сиона закон нам евангельский принесл еси; радуйся, яко по водам Ворисфена апостол Божий к нам востекл еси. Радуйся, благодать Иорданову, Крещения нашего ради, реце сей даровавый; радуйся, на горах Киевских Kpeст нашего спасения водрузивый. Радуйся, имже обильное излияние благодати Божией зде предречеся; радуйся, имже бытие града велика и церквей многих зде предвозвестися. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 7

Днесь, во исполнение пророческаго гласа твоего, храм преславный красуется на месте, идеже не сущая яко сущая провидел еси по дару Духа Святаго; окрест же его град велий с церквами златоверхими истину словес твоих свидетельствует, емуже и доныне ты, яко с горния кафедры, мир благовествуеши. Темже и мы, сбытие богодухновенных глагол твоих зряще, велиим гласом взываем Богу: Аллилуиа.

Икос 7

От светоносныя зари, Первозваннаго апостола свет боговедения восприимши, святая Ольга возсия Русской земли яко денница нашего спасения, возводя вслед себе, яко светозарное светило, внука своего Владимира, просветителя всея полунощныя страны. Темже и мы, возведше очи наша к тебе, Андрее богомудре, яко к начальному благовестнику нашего спасения, восписуем ти похвальная сия: Радуйся, яко деннице нашего спасения, Ольге святей, света Божественнаго познание даровася; радуйся, яко благоверию ея Христово Царствие отверзеся. Радуйся, яко благословением твоим преславное светило от сея денницы нам произыде; радуйся, яко по твоему предвозвестию апостольскому равноапостольный князь нам явися. Радуйся, яко тобою святаго Владимира царствие земное к Небесному приобщися; радуйся, яко Днепр и Почайна, реки Киевския, спасительною купелию нам быша. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 8

Проповедуют преславного града Киева и всея Русския страны пастырие и пасомии память деяний твоих, богомудре Андрее апостоле; в недрах же пещерных нетленно почивающии угодницы Божии, со Антонием и Феодосием, немолчными усты, яко живи суще, славу твою веком и родом возглашают, тобою бо водруженный зде Крест, яко благосеннолиственное древо, произрасте, во еже изнести нам плоды благочестия и святыни. Мы же райскаго вертограда твоего, аки птенцы духовнии, тобою научени есмы воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Не точию Руси единыя был еси спасения провозвестник, Первозванный апостоле Христов, но и вся словенская племена, якоже кокош, птенцы своя под криле собираяй, привел еси я ко Христу; ты бо от Херсониса во мрак полунощныя страны презирая, сущим тамо людем, да Божию научатся слову, премудрыя учители, Кирилла и Мефодия, проповедию твоею за многие веки предуготовал еси; мы же, аки устами сих просветителей наших, велегласно вопием ти: Радуйся, словенская племена искони благословивый; радуйся, слово их разумное словом Божиим умудривый. Радуйся, яко глаголу Божию послушливии, Церкве чада словесная быша; радуйся, яко в Херсонисе, идеже проповедал еси, первая росская писмена Кирилл святый обрете и прият я. Радуйся, яко теми Алфу и Омегу, начаток и конец — Христа Божию премудрость возвестил еси им; радуйся, яко и вся богодухновенная писания учителие сии на язык словенск нам преложиша. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 9

Пустынныя Скифии не убоявся, во глубину полунощныя страны, простерл еси апостольская странствия твоя, Первозванне, отонудуже и в ветхий Рим пришел еси, иже тогда глава миру языческому бысть; обаче тьмы ради идольския оставль его, и на красный брег Воспора пришед, тамо во граде Византии, иже новый Рим и матерь христианом бысть, апостольский престол твой утвердил еси. да от него Восток и Север весь светом веры озарится, вернии же чада Церкве Христовы Богу единомысленно зовут: Аллилуиа.

Икос 9

Мати Сион — псаломски речет человек, яко человек духовно родися в нем, новый же Сион нам бысть Киев: в нем бо свет и благодать Божия явися всем сыновом русским от кафедры, юже ты, Первозванне апостоле, в Византии утвердил еси. Темже и мы, Невечерним Светом озаряемии, благодарне взываем ти: Радуйся, от горы Сионския снисшедый и горним светом Киев многохолмный озаривый; радуйся, граду сему многоплодие духовное благословением твоим ниспославый. Радуйся, яко посреде вселенныя апостольский престол твой утвердил еси; радуйся, яко под сень его (в новом Риме) вся просвещенныя тобою языки собрал еси. Радуйся, имже православие в душах их утверждается; радуйся, имже от Востока тьма Запада отревается. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 10

Егда наста время преставления твоего, блаженне апостоле, в древния Патры Ахайския пришел еси, да тамо жрен будеши, течение бо скончал еси, подвигом добрым подвизался еси, всем проповедав Христа распята, иудеем соблазн, еллином же безумие, нам же, званным и спасаемым, — Христа, Божию Силу и Божию Премудрость, от Неяже и научихомся пети Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Всюду именем Господа Иисуса болящия исцеляя, мертвыя воскрешая, бесы изгоняя, и во Патрах предсмертную проповедь твою чудесами утвердил еси, апостоле Христов, и анфипата Лезвия обратил еси к познанию истины, егда противления ради язвою поражен быв, тобою от одра болезни воздвижен бысть; людие же вси, видевше в тебе силу Божию, идолы своя сокрушиша, посем и Господь явися тебе, якоже Павлу иногда в Коринфе, и повеле взяти Крест твой, назнаменовав сим твое в Патрах, Его ради, страдание. Темже и мы, дивящеся велией благодати в тебе, благоговейно взываем: Радуйся, велия Бога всемогущаго сило; радуйся, многоценное чудес сокровище. Радуйся, древних Патр просвещение и украшение; радуйся, неверие анфипата в веру пременивый. Радуйся, яко тамо паки явися тебе Господь, на подвиг крестный тя призвавый; радуйся, яко уготовася тебе венец правды. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 11

Нерон кесарь, якоже иногда Ирод, гонения на вся верныя воздвигнувый, в Риме Павла мечем усекну, Петра же на кресте распя, подобне и тебе достиже в Патрах рука мучителева, егда вместо кроткаго Лезвия судию постави Егеата лютаго, иже не терпяй крещения брата своего, ниже исцелением жены своея умягчен быв, в темницу вверже тя и, якоже верховного Петра, на крест осуди. Ты же юзник сый, в темнице мрачней, яко во светлом храме, брата анфипатова Стратоклиса во епископа Патром проручествовал еси, Богу со всеми верными посреде узилища воспевая: Аллилуиа.

Икос 11

На месте лобнем крест воздвизаем узрев, на немже имел еси распят быти, не убоялся еси, апостоле, даже до смерти свидетельствовати возлюбльшаго тя и возлюбленнаго тобою Христа, и к сему знамению спасения руце простирая, умиленно взывал еси: Радуйся, Кресте Всечестный, пред нимже с веселием предстою, ведая тя, упование мое; радуйся, Кресте Животворящий, егоже глава до Небес достиже, подножие же врата ада сокруши. Радуйся, Кресте достопокланяемый, восприемый Владыку моего, яко гроздие сладчайшее, источившее нам спасение; радуйся, Кресте благословенный, разбойника спасый и тому плоды исповедания даровавый. Радуйся, яко и моея радости исполнение был еси; темже радуйся и ты, страстотерпче, на Кресте веру твою во Христа запечатлевый. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 12

Приидите, свидетелие радости моея! — воззвал еси апостоле к совершителем воли Егеата, — творите волю над мною, распните мя и, яко агнца, принесите в жертву создавшему мя Творцу. И сия рек, возшел еси на крест, яко на горнюю кафедру, с неяже три дни и три нощи проповедал еси слово Божие окрест стоящим людем, да не боятся смерти, исповедающе Господа Иисуса. Егда же светом небесным озарися лик твой, ужасеся мучитель и тя со креста взяти повеле; обаче ты, страстотерпче, не восхотел еси от крестных мук разрешитися, до исхода твоего непрестанно Богу вопия: Аллилуиа.

Икос 12

Славяще апостольския подвиги твоя, Андрее Первозванне ублажаем святую кончину твою, еюже Живоносную Страсть Сына Божия прославил еси, и во умилении сердца взываем ти сице: Радуйся, друже Христов, с радостию крестная страдания за Него претерпевый; радуйся, апостоле верный, со креста глаголы Живота Вечнаго людем проповедавый. Радуйся, яко в час снятия со креста осени тя свет, аки молния с небесе; радуйся, аки православно исповедающим проповеданнаго тобою Христа Сына Божия обещал еси благодать велию. Радуйся, Горняго Иерусалима апостольское основание; радуйся, седяй со апостолы на едином от двоюнадесяте престолов, во еже судити вся колена Израилева. Радуйся, Андрее, апостоле Христов Первозванный.

Кондак 13

О Первозванный апостоле Христов Андрее, призри на благохваления сия всех чтущих святую память твою, и яко водрузил еси Крестное Древо на горах града Киева, присно осеняй и нас спасительным знамением сим, да, Крестом Господа Бога и Спаса нашего охраняеми, достигнем в меру возраста исполнения Христова и сподобимся с тобою и со всеми святыми, во гласе радования, в безконечныя веки пети Богу, Спасителю нашему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Икона Андрей Первозванный

Христианские люди довольно часто восхваляют Небесных Угодников и Божьих Ангелов. К этим святым подают прошения верующие об выздоровлении, за поддержкой в каких-либо начинаниях и для приведения себя в порядок. Апостол Андрей является наиболее известным из двенадцати вестников Господа. Ответы на такие вопросы, как: Какие чудеса его прославили? И с какими просьбами обращаются к нему страждущие? вы найдете в нашей статье. Вестник Андрей известен, как Первозванный потому как он был одним из первых вестников Господа Бога. Работал святой с братом Симоном (в скором времени он станет Вестник Пётр), ловили рыбу. Когда он, был еще молодым парнем, он принял решения пойти во служение к Всевышнему.

Сперва будущий апостол стал послушником Ивана Предтечи. Однако после знакомства с Христом, Андрей примкнул к нему, исповедуя и восхваляя христианские вероисповедание до конца мирской жизни Иисуса Христа. Через пятьдесят дней после как Сын Божий Воскрес на вестников снизошло благословение Господа. Им было подвластно вылечивать духовно и физически обратившихся.

И еще апостолы, умели говорить на многих языках мира, благодаря чему они могли проповедовать по всему миру. Вестнику Андрею дали государства вблизи Черноморского края и около Дуная. Апостол Андрей полностью погружался в богослужение Всевышнему. Из-за этого и расплатился. Андрея как и Христа казнили на кресте. Однако он сам сделал этот образ жизни и знал, что его ожидает.


Молебен Вестнику Андрею Первозванному

Андрей еще при мирском житие вылечивал верующих. Поддерживал обращающихся в поиске выхода из их жизненных трудностей. И сегодня верующие возносят молитвы ему:
• О здоровье души и тела;
• Об успехе в рыболовстве;
• Об удаче в морском путешествии;
• О удачном замужестве.

Рыбаки и мореплаватели молят о помощи и охраны Апостола Андрея Первозванного, потому как он считается их покровителем. Молитвословие Вестнику Господнему Андрею мореплаватели и рыбаками произносится, и перед тем как начать, и в разгаре дела. Андрей Первозванный дарует им помощь в их небезопасной работе, оберегает, и при его поддержке они возвращаются домой здоровыми и невредимыми.


Молитва Вестнику Господнему Андрею об удачном браке

Любая из прекрасного пола представляет свадьбу, белоснежное платье и рыцаря своего сердца. Однако случается и так, что многие девушки никак не дождутся исполнения этой мечты по различным обстоятельствам. Иногда молодые особы уж очень переборчивы в этом вопросе, а некоторым не удается встретить свою половину.

В таких ситуациях и приходится к делу молебствие Апостолу Андрею об удачном замужестве. Потому как Святой считается еще и защитником прекрасных половин, которые хотят счастливо выйти замуж.

Уникальной силой эта молитва обладает, если ее произнести в день почитания Божественного Вестника Андрея, 13 декабря. Есть предание, что и сновидение, которое вы увидите этой ночью, станет вещим и знаменательным.

«Первый вестник Всевышнего и Спасителя нашего Господа Иисуса, Церковный последователь Небесный и вселюбимый Андрей!
Восхваляем и преклоняемся перед твоими святыми делами, слово твое вспоминаем напутственное и явление к нам, восхваляем мучения твои невинные, как за Иисуса терпел ты их, целуем священные останки твои, почитаем небесный лик твой и верим, что Всевышний живой, и живет ж с ним и дух твой, и с Господом навеки на небесах находится, и ты и нас любовью своей не оставляешь, как полюбил ты отцов наших, когда Святым духом услышал ты с жизни нашей к Иисусу мольбу. Верим так, же и просишь о нас Господа, видя в свете Его все потребности наши. Так эти чаянья наши в церкви твоей произносим, и Всевышнего и Владыке и нашего Спасителя Иисуса Христа просим, и мольбами твоими подарит нам все нужное к исповедованию нас недостойных: И как ты верен голосу Всевышнего, оставя сети свои, уверенно отправился к нему, так и каждого от нас не своих из нас выбираешь, но, если к творению ближнего, и о гордом чине и мечтают. Имея же тебя в покровители и молебнах о нас, надеемся, как просьба твоя сможет очень многое пред Всевышнем и Господом нашим Иисусом Христом, Его же восхваляем, чтим и преклоняемся с Отцом и Святым Духом во веки веков. Аминь.»

Сейчас вам стало известно, при каких трудностях, встречаемых на жизненном пути, молится Божьему Вестнику Андрею Первозванному. Но по какой причине Апостол Андрей носит имя Первозванный? Это объясняется тем, что его первым призвали с числа учеников и ангелов Всевышнего. Большинству православных верующих он известен, как покровитель и защитник мореплавателей. Кроме этого, он благосклонно относится к тем, кто преподает иностранные языки и занимается переводами. А еще девицы на выданье и их родные молят его о встрече с суженным.
День памяти Андрея Первозванного

Как известно у любого великомученика или Божьего Угодника существует свой день в православном календаре. Чествование памяти апостола Андрея Первозванного происходит два раза в год тринадцатого декабря и тринадцатого июля. В эти дни многие православные, верующие посещают церкви и возносят молитвы.
О чем просят Андрея Первозванного?

К апостолу Андрею Первозванного возносят молитвенные прошения о:
• Помощи в обращении в православие;
• Защите мореплавателей;
• Защите Родины;
• Покровительстве преподавателям иностранных языков и переводчикам;
• Усилении веры;
• Единстве людей в мире;
• Встрече с суженным.
В каких случаях помогает Апостол Андрей Первозванный?

Так как этот Святой больше известен, как покровитель мореплавателей, то больше всего именно они и подают молитвы Апостолу Андрею. Перед тем как идти в море некоторые моряки заказывают специальный молебен Андрею Первозванному. Все это совершается с той целью, чтобы Святой защищал их во время морского путешествия, и помог вернуться благополучно домой. Кроме того, именно Андреевский крест нанесен на флаг морского флота
Святые останки Апостола Андрея

Часть святых останков хранятся в нескольких церквях. Таких как:
• Собор Иисуса Христа в столице России. Здесь находится рака с останками.
• Богоявленская церковь Москвы.
• Богоявленский кафедральный храм города Москвы. Здесь хранится правая рука Андрея Первозванного. Десница расположена у северной стены в металлическом ковчеге

Иконы Апостола Андрея Первозванного

В православном свете существует большое множество святых ликов и копий ангела Андрея Первозванного. Вот несколько соборов, в которых хранятся божественные изображения этого Святого:
• Собор Ангела Андрея Первозванного в городе Москве на Ваганьковском погосте. Здесь хранится почитаемый лик Апостола.
• Собор Пречистой Девы «Всех Скорбящих Радость» на Ордынке, в котором хранится образ с частью останков.
• Собор Сиони (Успения Девы Марии) в Грузии, в котором хранится мироточивый облик.
• Патриарший Кафедральный храм Живильной Троицы в города Тбилиси. Лик, который там хранится – уникальный. Он сделан из дерева.
Существует помимо этих и иные частицы останков и лики Апостола Андрея. Они хранятся:
• Пыжки город Москва – собор Чудотворца Николая.
• Кузьминки город Москва – Церковь Влахернского лика Девы Марии.
• Гольянов – собор Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
• Дивеево – храм Андрея Первозванного.

Распятие Святого Андрея Первозванного

Последние годы жизни апостол Андрей Первозванный жил в Патрах, здесь он проповедовал Христову веру, собрал вокруг себя большую христианскую общину. В Патрах, по сообщению жития, Андрей Первозванный совершил множество чудес: исцеления наложением рук, воскрешение мёртвых. Около 67 года правитель Эгеат приказал казнить Андрея Первозванного, распяв его на кресте. Крест, на котором распяли Андрея Первозванного, имел не обычный вид, а скошенный, поскольку апостол считал себя недостойным умереть на таком же кресте, как Иисус Христос. В память об этом такой скошенный крест называется сейчас «андреевским крестом», теперь он является одним из почитаемых символов христианства.

Правитель Эгеат распорядился не прибивать Андрея Первозванного к кресту, а привязать за руки и ноги, чтобы продлить его мучения. Два дня апостол проповедовал с креста. Люди, слушавшие его, потребовали прекратить казнь, и правитель, опасаясь народных волнений, распорядился снять апостола с креста. Однако Андрей Первозванный хотел принять смерть во имя Христа, и воины не смогли развязать верёвки. Житие сообщает, что когда святой апостол скончался, крест озарился ярким сиянием. По преданию, на месте распятия апостола Андрея Первозванного забил источник.

Мощи и частицы креста Святого Андрея Первозванного

Крест-реликварий с частями креста апостола Андрея

В Патрах, на месте мученической гибели апостола Андрея Первозванного остались его мощи. В 357 году по повелению императора Римской империи Констанция II они были перенесены в Константинополь и положены в основание церкви Святых Апостолов. Однако в IX веке честная глава Святого Андрея и остатки креста, на котором он был распят, вернулись в Патры по особому ходатайству перед императором Византии.

Многие века честная глава и частицы креста Святого Андрея Первозванного находились в Патрах. Феодор Продром в XII веке свидетельствовал, что эти мощи почитались не меньше константинопольских. В 1460 году Патры были захвачены войсками османского султана Магомета II. Фома Палеолог, деспот Мореи, в 1462 году увёз главу и частицы креста в Рим, где передал папе Пию II, поместившему их в соборе святого Петра. В 1964 году папа Павел VI передал главу Андрея Первозванного и частицы андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии торжественно возвратились на своё историческое место в Патры. Глава апостола находится в серебряном ковчеге в правом приделе храма, на престоле, под сенью из белого мрамора. Части креста святого Андрея вставлены в косой крест.

В старом храме апостола Андрея, находящемся рядом с собором, имеется часть перста апостола Андрея, помещенная в мощевик, расположенный на мраморной гробнице. Эта святыня была подарена Патрам в 1847 году дворянином Андреем Муравьевым, получившим её на горе Афон. На этой гробнице помещена икона апостола Андрея в полный рост в серебряном окладе.

Мощи святого апостола Андрея Первозванного

Мощи святого апостола Андрея Первозванного первоначально находились на месте его мученической кончины — в Патрах (Греция).

В 357 году по поручению императора Констанция II мощи святого апостола Андрея Первозванного (кроме честной главы) были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого апостола и евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея.

После взятия Константинополя крестоносцами, в 1208 году кардинал Петр Капуанский, духовник четвертого крестового похода, увез мощи Андрея Первозванного в Италию и поместил их в кафедральном храме города Амальфи, где они находятся в настоящее время. Мощи пребывают под престолом, а в отдельном реликварии хранится часть главы святого апостола.

Собор святого апостола Андрея Первозванного в Амальфи

Внутренне убранство собора

В крипте (подземном храме собора) хранятся мощи св. Апостола Андрея Первозванного

Останки св. Апостола Андрея хранятся под мраморным саркофагом, который используется в качестве престола

Останки св. Апостола Андрея хранятся под мраморным саркофагом, который используется в качестве престола. На этом престоле еженедельно служится месса (католическая литургия) и раз в неделю служится православная служба.

Честная глава и крест Андрея Первозванного на протяжении многих веков оставались в Патрах. В 1462 году морейский деспот Фома Палеолог увез главу и крест апостола из Патр, спасая их от турок, и передал на хранение Папе Римскому Пию II, который поместил их в соборе святого апостола Петра. Часть главы была положена вместе с мощами Андрея Первозванного в Амальфи.

Реликварий с частью главы святого апостола Андрея Первозванного (г.Амальфи, Италия)

В 1964 году папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры.

Кафедральный собор святого Апостола Андрея Первозванного в Патрах

Ковчег с Честной главой и крест апостола Андрея Первозванного в кафедральном соборе г.Патры — крупнейшем храме Греции

Во время наполеоновских войн французские солдаты пытались уничтожить Андреевский крест, находившийся тогда в одном из монастырей около Неаполя, предав ее огню. Но один из монахов закрыл крест своим телом и ценой своей жизни спас святыню.

Часть главы есть также и в Андреевском скиту на Афоне.

Мощевик с лобной частью главы св. Апостола Андрея Первозванного (Афон)

В Великой лавре Афанасия хранится рука апостола, а в Пантелеимоновом монастыре — стопа.

Стопа святого апостола Андрея

Мало кто знает, что мощи апостола Андрея — мироточивые, причём где бы они не находились (в Патрах или в Амальфи) они мироточат очень обильно. Священнослужители-католики открывают мощи и берут миро 6 раз в год, в дни памяти святого.

В Амальфи, также как и в Бари, благодаря благосклонности католических властей Неаполя, православный священник имеет возможность служить Божественную литургию и молебны для православных паломников, ведь они особо почитают апостола Андрея, который первым принес слово Божие на скифские земли, на территорию будущей Святой Руси.

Часть фотографий взята из личного фотоальбома священника Константина Пархоменко.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 4:
Яко Апостолов первозванный, и верховнаго сущий брат, Владыце всех, Андрее, молися, мир вселенней даровати, и душам нашым велию милость.

Кондак, глас 2:
Мужества тезоименитаго боголагольника, и церкве возследователя верховнаго, Петрова сродника восхвалим, зане якоже древле сему, и ныне нам воззва: приидите обретохом желаемаго.

  • Иоаннов Родник
    • Слово духовника
    • Наш небесный покровитель
    • Памяти отца Василия Ермакова
    • Храм св. Николая Чудотворца в Лебеде
    • Источник св. Иоанна Богослова
  • Информация для паломников
    • Правила поведения для паломников
    • Что нужно знать при посещении источников?
    • Как одеться в паломничество?
    • Что взять с собой в паломничество?
    • Зачем и как ставить свечи в храме?
    • Словарь церковных терминов
    • Устав о посте в Православной Церкви
  • О паломничестве
    • Православное паломничество
  • Афон
    • Монастыри Афона
      • Великая лавра св. Афанасия
      • Ватопед
      • Ивирон
      • Хиландар
      • Дионисиат
      • Кутлумуш
      • Пантократор
      • Ксиропотам
      • Зограф
      • Дохиар
      • Каракал
      • Филофей
      • Симонопетра
      • Агиа Павла
      • Ставроникита
      • Ксенофонт
      • Григориат
      • Эсфигмен
      • Русский Пантелеимонов монастырь
      • Констамонит
    • Тайны Афона
    • Старцы Афона
    • Скиты
    • Карта Афона
    • Документы для оформления визы в Грецию
    • Чудотворные иконы Афон
  • Беларусь
    • История православия в Беларуси
    • Белорусский экзархат
    • Святые Беларуси
    • Чудотворные иконы
    • Монастыри
    • Источники
    • Храмы
  • Россия
    • Святые России
    • Святыни России
  • Сербия и Черногория
    • Монастыри
    • Достопримечательности
    • Святыни
    • Святые
  • Румыния
    • Святые
    • Монастыри
  • Польша
    • Монастыри
    • Святыни
  • Литва
    • Монастыри
    • Святыни
  • Грузия
    • Святыни
    • Монастыри
  • Кипр
    • Монастыри Кипра
    • Храмы Кипра
    • Святые Кипра
  • Греция
    • Монастыри Греции
    • Святые Греции
  • Европа
    • Святые Европы
    • Святыни Европы
  • Эстония
  • Святая Земля
    • Израиль
      • Иерусалим
        • Монастырь Святого Креста
      • Вифлеем
      • Галилея
      • Иудейская пустыня
      • Назарет
      • Иордан
      • Фавор
      • Тель-Авив
      • Лидда
      • Хеврон. Мамврийский дуб
      • Иерихон
      • Хайфа и гора Кармил
    • Иордания
    • Синай — Египет
    • Ливан
    • Палестина
      • Бейт-Джала
      • Сихем
  • Святыни Урала
    • Екатеринбург
      • Храм-на-Крови
      • Иоанно-Предтеченский собор
      • Ново-Тихвинский женский монастырь
      • Храм в честь Всемилостивого Спаса
      • Верхотурский женский монастырь
      • Свято-Троицкий мужской монастырь с. Тарасково
    • Ганина Яма
    • Алапаевск
      • Монастырь во имя Новомучеников Российских
    • Невьянск
      • Спасо-Преображенский собор
    • Верхотурье
      • Верхотурский Свято-Никольский мужской монастырь
        • Святой праведный Симеон Верхотурский
      • Верхотурский Свято-Покровский женский монастырь
      • Верхотурский кремль
    • Меркушино
      • Михаило-Архангельский собор
  • Рассказывают паломники
    • Сходи со мной на Афон
  • Богомольцу в назидание
  • К святыням через объектив
  • Книги, которые стоит прочесть
    • Библиотека
  • Молитвослов паломника
    • Акафисты Богородице
    • Акафисты святым
    • Акафисты Господу
    • Псалмы
  • Контактная информация

> Мощи Апостола Андрея Первозванного

Собор ап. Андрея Первозванного в г. Амальфи (Италия)

Город Амальфи лежит там, где скалы врезаются в море и стоят отвесной стеной на всем протяжении амальфитано-позитанского побережья. Здесь всегда много туристов, приезжающих сюда чтобы полюбоваться красотами этого нерукозданного берега. Когда-то город Амальфи являлся центром властной Морской Республики и имел огромную власть на море. Амальфи поддерживал тесные связи с другими морскими державами и вел бойкую торговлю со странами Востока.

Жемчужиной города является кафедральный собор, архитектура которого включила в себя элементы византийского искусства. В крипте собора почивают мощи святого апостола Андрея Первозванного. История их нахождения в Амальфи следующая:

Святой апостол Андрей пострадал в городе Патросе, где был распят за проповедание веры Христовой. В 357 году мощи святого апостола были перенесены из Патроса в Константинополь, но его глава оставалась в Патросе.

В 1460 году, после захвата турками Греции глава святого апостола была привезена из Патроса в Рим, где хранилась в базилике святого Петра в Ватикане а течении 5 веков. В 1964 году честная глава была возвращена папой Павлом VI в греческий город Патрос.

Во время византийского разорения 1203 года крестоносцами, останки мощей святого апостола Андрея были похищены из храма святых апостолов в городе Константинополе. Петр из Капуи- кардинал Амальфийской церкви, воспользовавшись благоприятными обстоятельствами прибыл в Константинополь и взял из храма святых апостолов мощи святого апостола Андрея вместе с другими реликвиями и совершенно тайно отвез их в Раэту, а оттуда переправил в Амальфи, где они до настоящего времени и почивают в кафедральном соборе.

Мощи св. Ап. Андрея Первозванного, похищенные крестоносцами из Константинополя и перевезенные в итальянский город Амальфи, не мироточили больше сотни лет. Итальянские паломники протирали коленями мраморные плиты великолепного собора, проливали пот и слезы, стоя на молитве и умоляя Апостола откликнуться и дать знак, что он их простил, но Апостол был неумолим. Для мощей выстроили колоссальный собор, денно и нощно у гробницы шли службы, но мощи, изобильно мироточившие у православных, несколько раз в год миро вычерпывали из гробницы золотым ковшом, — мироточить перестали. И только когда умер последний из тех, кто мог иметь какое-то отношение к святотатству, к грабежу Константинополя, Апостол смилостивился над латинянами. Не в последнюю (а может быть, в первую) очередь потому, что сюда, в Амальфи, приезжали и православные. Приезжали и оплакивали потерю такой великой святыни… «…Слава Богу, мироточение возобновилось, — рассказывает мне православный священник, который служит в Амальфи и раз в неделю на гробнице с мощами св. Ап. Андрея совершает Литургию для православных людей. — Сегодня мощи мироточат очень обильно. Мы делаем так: смачиваем в этом мире ватку и кладем ее в бумажный конверт. Всякий приходящий поклониться мощам получает такой конвертик».

Кафедральный собор святого апостола Андрея Первозванного Собор, стоящий почти у входа в город, очень красив внешне. Вход в собор осуществляется либо в определенные часы, когда проходят службы, либо по билетам во все остальное время.

Посещение базилики, начинается с монастырского дворика, носящего название «Райского». Он был построен в 1266 году с целью погребения здесь знатных горожан города. Остроконечные арки опираются на 120 мраморных колонн. По стенам стоят древние саркофаги разных эпох и стилей. К дворику прилегает колокольня, которая возводилась в период с 1180 по 1276 годы.

Из «райского дворика» мы попадаем в Базилику Распятия. Она является первым кафедральным собором города и построена в 833 году. В настоящее время в ней выставлены, как музейные экспонаты, церковные сокровища, привезенные из крестового похода на Константинополь. Среди них дискосы, иконы, реликварии для мощей, золотые и серебрянные изделия для богослужений.

Из базилики Распятия, спустившись вниз по лестнице, мы сразу же попадаем в крипту собора, где сохраняются мощи святого апостола Андрея. Над гробом апостола стоит величественная статуя работы скульптора Микеланджело Наккерино. Помолившись у раки святого апостола Андрея, поднимаемся по другой лестнице вверх в собор.

Собор был отстроен в 987 году. Внутреннее убранство храма в стиле барокко. В главном алтаре весит икона с изображением мученичества святого апостола Андрея. В правом нефе собора мы видим статую святого апостола Андрея. В ней находятся кости черепа святого апостола. В главном алтаре собора стоит саркофаг архиепископа Петра из Капуи, того самого, кто привез из Константинополя мощи святого апостола Андрея.

Рис. Статуи на крыше Собора Святого Апостола Петра в Риме. Спаситель. Рядом — достойнейшие: Иоанн Креститель и первый из Апостолов, пошедший за Иисусом, — Апостол Андрей.

Рис. Статуя Ап. Петра в Амальфи, у базилики, где почивают его мощи

Рис. Широкая лестница, ведущая вверх, к вратам собора

Рис. Бронзовое изображение Ап. Андрея на вратах собора, отполированное пальцами паломников за тысячу лет

Рис. Внутри храма

Рис. Гробница святого ап. Андрея Первозванного. Мироточущие мощи

Собор ап. Андрея Первозванного в Патрах (Греция)

В 1964 году папа Павел VI принял решение о передаче главы Андрея Первозванного и частиц андреевского креста Элладской Православной Церкви, и эти реликвии были торжественно перенесены в Патры. В 1974 году здесь было окончено длившееся 66 лет строительство собора во имя Андрея Первозванного — крупнейшего на Балканах. В правом приделе храма, на престоле, покоится под беломраморной сенью в серебряном ковчеге честная глава апостола. За престолом — большой андреевский крест-реликварий, хранящий частицы креста, на котором был распят апостол. Во время наполеоновских войн французские солдаты пытались уничтожить эту святыню, находившуюся тогда в одном из монастырей около Неаполя, предав ее огню; один из монахов закрыл крест своим телом и ценой своей жизни спас святыню.

Но надо сказать, что со Средневековья хранится здесь и еще одна частица мощей Ап. Андрея — его палец. Как она сюда попала, если мощи, похищенные крестоносцами, с 11-го века находились в Амальфи? Прикладываясь к мощам в Амальфи, его… откусила и вернула на историческую родину одна благочестивая православная христианка.

Рядом с собором — другой, средневековый, храм, построенный как раз на том месте, где принял мученическую кончину Андрей Первозванный, а также пещера, в которой из-под земли бьет источник. Согласно преданию, он появился в момент смерти Андрея Первозванного.

Андрей Первозванный считается покровителем Патр, поэтому в день памяти святого — 13 декабря — местные жители традиционно отмечают День Города, который начинается с крестного хода из храма к центру города. Зачастую к крестному ходу присоединяется и президент Греции.

Рис.

Рис. Греческий город Патры. Собор Святого Апостола Андрея

Рис. Внутри храма Престол в правом приделе, на котором в серебряном ковчеге хранится часть главы Апостола Андрея.

Рис. А за престолом — Х-образный крест с вмонтированными в него подлинными частицами креста, на котором был распят Ап. Андрей.

Рис. В пятидесяти метрах — средневековый храм, построенный на месте мученической кончины Ап. Андрея

Рис. Крест, установленный на том самом месте, где предал свою душу Богу Апостол Андрей Первозванный. Патры. Греция

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *