Иисус Христос умер

Содержание

После смерти куда идёт душа? Много свидетельств, что душа встречается со светом или тому подобное.

Спрашивает Вадим
Отвечает Александра Ланц, 16.12.2009

Мир сердцу вашему, Вадим!
По Библии, душа – это не какая-то невидимая субстанция, способная существовать отдельно от человеческого тела. Библия говорит нам, что весь человек, во всей совокупности его жизненного опыта, способностей, разума, ощущений, знаний и пр. и есть душа. Т.е. говоря о вас, например, я могу сказать: Вадим – это живая душа, которую Бог пытается спасти для Вечной Жизни.
В книге Бытие читаем: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт.2:7). Видите, что произошло? Бог взял прах земли (т.е. её составляющие элементы), сформировал некую телесную оболочку (очень сложную по струкруте, с ДРК, РНК, мышцами, рефлексами и пр.) и потом вдохнул в лицо того, что было пока мёртвым телом, дыхание жизни, т.е. возможность существовать, использовать все заложенные в это тело возможности: мыслить, чувствовать, двигаться, принимать решения, помнить, творить и т.д. И в этот момент человек стал душою живой.
Что происходит в момент смерти человека?
«Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его». (Пс.145:4)
«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его». (Еккл.12:7)
Проще говоря, как только дыхание человека ушло из тела, человек, или как он назван в Библии — «живая душа», прекращает своё осознанное этим человеком существование. Об умерших сказано следующее:
«Всё, что может рука твоя делать, по силам делай, потому что в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости». (Еккл.9:10).
«участь сынов человеческих и участь животных — участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом» (Еккл.3:19)
Ветхий Завет полон стихов, подобных этому, например: «умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему» (Втор.32:50) «И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жизнью; и погребли его Исав и Иаков, сыновья его». (Быт.35:29) Не говорится «и попал в рай», а просто «приложился к народу своему», тому, который уже в земле лежит. Здесь ещё одно: народ ведь состоял из разных людей, и грешников, и праведников, но Ветхий Завет не делает разделений для умерших.
Но вот, что интересно, Библия говорит об умерших не как о навсегда исчезнувших душах, а как о тех, кто заснул смертным сном.
Давид, например, просит Бога: «Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я смертным» (Пс.12:4)
Сам Христос указывает на то, что смерть, через которую мы все проходим, — это подобие сна. «сказал им: выйдите вон, ибо не умерла девица, но спит. И смеялись над Ним» (Лука8:52, 53).
Даниилу было сказано: «и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан.12:2).
Ярче всего, конечно, история о воскрешении Лазаря, который был мертв уже 4 дня. Этому чудесному деянию предшествует разговор Иисуса с учениками. «Лазарь, друг наш, уснул; но Я иду разбудить его». Ученики Его сказали: «Господи! Если уснул, то выздоровеет». Иисус говорил о смерти его, а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: «Лазарь умер…» ( Иоанн11:11-14)
Теперь представим, что умерший Лазарь, по смерти своей оказался-таки в раю (или планировал там оказаться), был бы он благодарен Иисусу, возвратившему его к тяготам и проблемам земной жизни? Я вовсе здесь не шучу.
Таким образом получается, что всякий человек, когда-либо умерший на этой земле, спит сейчас смертным сном, для этого человека нет ни времени, ни пространства.
Ваш вопрос относится к такому состоянию человека, которое называет клинической смертью, т.е. человек на самом деле не мёртв полностью, но какие-то физические процессы всё ещё происходят в его теле, поэтому если Бог считает возможным продолжение его земной жизни, Он не отнимает у человека силу жизни. Соответственно, человек (живая душа) ещё продолжает существовать, а значит, его мозг в состоянии реагировать на раздражители, помнить и вспоминать (умерших родственников, например). Вот и реагирует: вспышки света (попытки сознания выйти на реальный уровень ощущений), туннель, отсоединённость от физического тела (ведь даже в глубоком сне нормальный человек может чувствовать, что он не в теле). Однако всё это лишь реакция «расслабившегося» мозга на всё, накопившееся в подсознании, и на внешнии раздражители. Почему у многих реакции схожие? Потому что наши тела отключаются от жизни и включаются в жизнь одинаково, всегда в одной и той же последовательности.
Чтобы не поддаться очарованию этих реакций отключающегося-включающегося тела и не пойти ложным путём в познании Бога, надо доверять Библии, которая говорит: «в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя?» (Пс. 6:6) «Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда, так как и псу живому лучше, нежели мёртвому льву. Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению: и любовь их, и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чём, что делается под солнцем» (Еккл. 9:4-6, 10)
Я так же хочу посоветовать вам прочитать книгу Дж. Вандемана «Жизнь после смерти». Думаю, что вы сможете даже найти её в интернете.
С уважением,
Саша.

Христианство подробно описывает и показывает человеку нормы и стандарты той жизни, которая необходима для соединения с Господом в Вечности. Однако есть в истории христианства переломный момент, без которого было бы невозможно наше спасение и последующее воскресение в жизнь вечную. И этот момент — Христова смерть на Кресте. Она очень подробно описана во всех четырех Евангелиях.

Кроме того, в Ветхом Завете, в различных пророчествах можно найти немало указаний на то, что Мессия будет убит. Почему кончина Христа так важна для нас? Неужели наше спасение могло быть куплено только такой высокой ценой? А что бы было, если бы Христос не умер? Попробуем ответить на эти вопросы.

Как умирал Бог

Евангелие говорит нам о том, что Господь наш Иисус Христос был распят на кресте. Исторически у иудеев того времени такой способ казни считался самым позорным, к нему приговаривали только самых страшных отпетых злодеев. Такая смерть мало того, что была самой мучительной из всех возможных, но она была на виду у большого количества людей, которые до последнего издыхания казненного могли всячески издеваться и насмехаться над ним.

Через смерть Христа произошло примирение человека с Богом

Крест, на котором распяли Господа, был установлен на горе Голгофе. Но мучения Христа начались гораздо раньше — еще до восхождения на гору Ему на голову надели терновый венец, якобы символизирующий царскую корону, а также Он был подвергнут бичеванию.

Важно! Бичевание само собой считалось достаточной мерой наказания для многих преступников, поскольку переживал его не каждый.

Видимо, все же Понтий Пилат пытался не довести дело до позорной казни и надеялся, что мучения Христа ограничатся бичеванием. Этот вид наказания представлял собой стегание кожаной плетью из пяти хвостов, где на конце каждого хвоста бы привязан свинцовый шарик. Удары такой плетью были настолько травматичны, что разрывали тело человека до самых костей. Именно поэтому по законам того времени предусматривался только один вид наказания. В случае с Христом этот закон был нарушен, и после бичевания, которое Господь смог пережить, Его повели на позорную казнь.

После окончания всех приготовлений, солдаты пригвоздили Христа ко Кресту. Для этого Ему пробили ладони и ступни ног, после чего Крест был установлен вертикально. В это время Господь молился за своих мучителей словами: «Прости их, Отче, ибо не ведают, что творят».

Важно! Мы должны всегда помнить об этих словах Иисуса, поскольку Он подает нам пример отношения к нашим врагам — мы не должны их ненавидеть и мстить, но должны прощать.

Конечно же, простым смертным трудно вместить в себя подобную полноту прощения, но как минимум, каждый христианин должен к этому стремиться. И если даже, по нашему маловерию, нам недоступна вся глубина христианского прощения, минимум, что мы должны делать в отношении наших врагов — не отвечать злом на зло. Это краеугольный камень всей православной веры.

В чем обвиняли Христа

Чем же Господь заслужил такую страшную смерть? Ведь незадолго до своего распятия народ иудейский встречал Его в Иерусалиме с почетом и славой, приветствовал, как Царя. Сегодня Церковь воспоминает эти события в праздновании дня Входа Господнего в Иерусалим. И вот прошло совсем немного времени, и тот же народ уже кричит Пилату — «Распни его». В чем же Господь так провинился перед народом?

Понтий Пилат осудил Христа на бичевание и распятие

Прежде всего, Он не оправдал ожиданий иудеев. Они надеялись, что Мессия придет в расцвете своей славы и дарует им свободную и богатую жизнь. А Он учил в храмах и синагогах смирению, любви, отказу от чрезмерного богатства, духовным ценностям. Для ожесточенного и погрязшего в грехах иудейского народа это означало полное несоответствие желаемому. Они ждали мирского царя, который создаст им рай на земле здесь и сейчас, а не когда-то потом, в последующей жизни.

Кроме того, книжники и фарисеи очень взбунтовались против обличений Христа. Он в открытую говорил, что первосвященники иудейские ушли от Истинного Бога и предались греховной жизни, что очень подрывало авторитет иудейских старейшин в обществе. Ученики Христа привлекали все больше и больше последователей, которые открыто выступали против власти и беззаконий церковных старейшин, что приводило к серьезному расколу в иудейском обществе.

По традиции тех времен, над распятыми разбойниками всегда вешали табличку с указанием их провинности. И когда Христа распяли, по указанию Понтия Пилата над Ним прибили дощечку со словами «Иисус Назорей, Царь Иудейский». В Его вину вменялось богохульство, поскольку никто не смел называть себя царем и посланником Божиим.

Последние часы жизни на Кресте

Видя надпись над Крестом и памятуя обо всех пророчествах Иисуса, народ стал насмехаться над Ним. Многие говорили — «Если ты Сын Божий, спаси Сам Себя и сойди с креста». Одежду, которая была снята с Господа перед распятием, делили между собой сотники, в чем исполнилось ветхозаветное пророчество из 21 Псалма Царя Давида, где есть строки «разделили ризы Мои между собою, и об одежде Моей бросали жребий».

В последние часы своей земной жизни Христос прощает раскаявшегося разбойника

В это же время в Евангелии мы видим отступление от Христа и Его смерти и переключение внимания на одного из разбойников, висевшего рядом. Всего на Голгофе стояло три креста — один Господень, посередине, и еще по одному с каждой стороны. На двух крестах подле Господа были распяты разбойники, один из которых, несмотря на страшные мучения, продолжал злословить Христа и говорит — «Докажи, что ты Сын Божий, спаси сам себя и нас». А другой разбойник, также претерпевая страшные муки, пытался увещевать злословящих, говоря о том, что рядом с ними распят праведник. «Достойно по делам моим приемлю, помяни мя, Господи, когда приидешь во Царствии Твоем» — таковы были слова раскаявшегося преступника.

И вот тут, уже на Кресте, в последние часы своей земной жизни, Христос преподает человечеству величайший урок. Он отвечает раскаявшемуся разбойнику, что тот в этот же день попадет вместе с Ним в рай. Это огромный акт Божией милости к падшему, полностью погрязшему в грехах человеку, разбойнику, который наверняка совершил тягчайшие преступления. Но он успел в последние минуты своей жизни спасти свою бессмертную душу только тем, что искренне покаялся, признал свою вину и открылся Богу.

Важно! Любой из нас в глазах Господа — разбойник. Ежедневно мы совершаем множество грехов, которые ведут нас к вечной погибели. Но Господь любит нас настолько, что готов даровать прощение, если только мы искренне каемся в соделанном.

У разбойника не было возможности уже как-то исправить свою жизнь, принести плоды своего покаяния, совершить добрые дела. Тем не менее Господь даровал ему прощение. Каждый христианин должен помнить об этом и стараться прожить свою жизнь так, чтобы перед смертью суметь предстать перед Богом с чистым и покаянным сердцем.

Вместе с больши́м скоплением народа подле Креста стояла сама Божья Матерь и любимейший ученик, Иоанн. Невозможно описать ту великую скорбь, которую испытывали они, глядя на страдания Христа. Господь же, видя своих близких, сказал Иоанну, что теперь это его Матерь. И после смерти Иисуса, Иоанн до конца земной жизни Богородицы заботился о Ней, как о родной Матери.

Происходящее на Голгофе в это время было настолько значимо, что поколебалась сама природа, нарушались естественные законы бытия. С момента распятия и до самой кончины Господа (это приблизительно с 12 часов дня), померкло солнце, и наступила кромешная тьма. Примечательно, что упоминания об этом неестественном затемнении можно найти не только в Евангелии, но и в трудах великих ученых древности, и даже языческих историков.

Так, философ Дионисий Ареопагит, будучи в это время в Египте, описал свои впечатления от внезапно накрывшей землю тьмы словами: «Или мир разрушается, или же Творец страждет». Впоследствии Ареопагит принял христианство и стал епископом.

Тем временем страдания Бога подходили к концу. Предчувствуя скорую кончину, Он громко восклинкул «Господи, зачем Ты меня оставил?», чем исполнил еще одно Давидово пророчество из того же 21 псалма. Этими словами Христос в последний раз подтверждает то, что он действительно был Сыном Божиим.

Один из сотников, бывших на Голгофе, сжалился над страждущим и поднес к Его губам мочалку с уксусом. Смочив губы, Христос воскликнул «Свершилось! Отче, в руки Твои предаю Дух Мой» и в этом момент умер. Тут же в иудейском храме разодралась надвое завеса, и поколебалась земля, и камни рассеклись.

Видя все происходящее, сотник и его служащие, охранявшие Крест, очень испугались и говорили, что перед ними умер действительно Сын Божий. Поскольку распятие совершалось накануне Пасхи, воины торопились снять тела с крестов, поскольку накануне праздника иудеям не разрешалось прикасаться к умершим. Для того чтобы распятый человек скорее умирал, ему перебивали голени. И вот пришедшие солдаты перебили голени другим разбойникам, но, подойдя ко Христу, увидели Его уже умершим. Тогда, для большей достоверности, один из солдат пробил копьем Ему ребра, и из открывшейся раны потекла кровь и вода.

Телесное погребение Иисуса Христа

Зачем нужна была подобная жертва

Сам Господь лично много раз говорил и давал понять, что он пришел в этот мир ради того, чтобы победить смерть. И победить ее Он мог только лишь собственной смертью, за которой последовало воскрешение. Поскольку Бог есть жизнь, совершенно невозможно представить себе, что божественная природа может вместить смерть. Именно для того, чтобы это было осуществимо, Господь и воплотился в человека. Христос вместил в себя две природы — Божественную и человеческую. От обычного человека Его отличает только лишь отсутствие греха.

Грех — это именно то, что отдаляет человека от Бога, нарушает общение с Ним. Грех выстраивает в сердце человека непреодолимую преграду, которую даже Всесильный Бог преодолеть не может. Тем не менее для спасения души необходимо эту преграду убрать, без этого невозможна вечная жизнь и бессмертие.

Но слабый человек самолично не способен выстроить путь к Богу, основываясь только лишь на собственных заслугах и добродетелях. Об этом четко говорит Библия — человек не может сам себя спасти. Тогда для того, чтобы человек мог соединиться с Богом, Он сам приходит в этот мир, очеловечивается. «Слово стало плотью». Господь Сам приходит к человеку, для того, чтобы дать возможность восстановить утраченную вследствие греха божественную связь.

Придя в этот мир, Господь вмещает в себя все человеческие качества, кроме греха. Но помимо человеческого тела, отношений, умений и прочих качеств существует еще один важный аспект, доставшийся людям после грехопадения. Люди стали смертны, они научились умирать. Это неотъемлемая часть человеческой природы, которую Бог не мог отменить, когда стал человеком.

Воскресение Иисуса Христа

Отменить смерть было нельзя, но ее можно было победить. И победилась она последующим воскрешением Иисуса Христа. Через воскрешение Христос воссоединил божественное и человеческое, и даровал такую возможность каждому из нас.

Очень часто смерть Христа рассматривается как Жертва. Кому она была принесена? По мнению святых отцов Церкви, она была принесена Святой Троице за грехи каждого человека. Но суть этой Жертвы не в том, что Бог-Отец жаждал крови Бога-Сына, а в том, что Бог-Сын добровольно принял на себя страдания, чтобы победить смерть и дать возможность каждому человеку спастись.

Безусловно, главным событием всего христианства является Христово воскрешение из мертвых. Но оно было бы невозможным, если бы Бог не прошел весь путь человеческой жизни и не познал бы в том числе и человеческую смерть. Именно это познание и позволило Ему победить. «Смертию смерть поправ» — так поется в пасхальном каноне.

Распятие и смерть Иисуса Христа

Распятие и смерть Иисуса Христа

Пронзили руки Мои и ноги Мои… делят ризы Мои между собою и об одежде Моей бросают жребий. Псалтирь (21:17,19)

Казнь через распятие на кресте была на Востоке самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Так в древности казнили только отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов. Кроме нестерпимой боли и удушья, распятый испытывал страшную жажду и смертельную душевную тоску.

По приговору синедриона, утверждённому римским прокуратором Иудеи Понтием Пилатом, Господь Иисус Христос, Сын Божий, был осуждён на распятие.
Смерть пришла в мир вместе с грехом Адама. Христос Спаситель — Новый Адам — не имел греха, но взял на себя грехи всего человечества. Чтобы избавить людей от смерти и ада, Господь Иисус Христос шёл на смерть добровольно.
Когда Спасителя привели на место казни, на Голгофу, то римские воины, исполнители казни, давали Ему пить уксус, смешанный с желчью. Этот напиток притуплял чувство боли и несколько уменьшал мучительные страдания распинаемых. Но Господь отказался. Он желал испить всю чашу страданий в полном сознании.

С Христа сняли одежды, и последовал самый ужасный момент казни — прибивание ко Кресту. «Был час третий, — свидетельствует евангелист Марк, — и распяли Его.» По нашему времени это было около девяти часов утра.
Когда воины подняли Крест, то в этот ужасный момент раздался голос Спасителя с мольбой за Своих безжалостных убийц: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают».
Рядом с Христом распяли двух разбойников — одного по правую, а другого по левую сторону.
Между тем воины, распявшие Иисуса, делили между собой Его одежды. Верхнюю одежду они разорвали на четыре части. А нижняя — хитон — была не сшитая, а цельнотканая. Поэтому воины бросили о нём жребий — кому достанется. По преданию, этот хитон был выткан Пречистой Матерью Спасителя. Враги Христа — книжники, фарисеи и старейшины народные — не переставали злословить Господа, висящего на Кресте. Насмехаясь, они говорили: «Если Ты Сын Божий, сойди с креста… Других спасал… спаси Себя Самого».
Разбойник, распятый слева от Христа, также хулил Божественного Страдальца.
Другой же разбойник, напротив, унимал его и говорил: «Мы осуждены справедливо… а Он ничего худого не сделал». Сказав это, разбойник обратился к Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё!»
Милосердный Господь принял сердечное раскаяние этого грешника и ответил благоразумному разбойнику: «Истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю». Около Креста были не только враги Христовы. Здесь стояли Его Пречистая Матерь, апостол Иоанн, Мария Магдалина и ещё несколько женщин. Они с ужасом и состраданием смотрели на муки Распятого Спасителя.
Увидев Матерь Свою и любимого ученика, Господь Иисус Христос сказал Ей: «Жено, вот Сын Твой». Затем, обратив Свой взор на Иоанна, произнёс: «Вот, Матерь твоя». С того времени апостол Иоанн взял Матерь Божию к себе в дом и до конца Её жизни заботился о Ней.
Начиная с шестого часа, солнце померкло, и тьма объяла всю землю.
Около девятого часа по иудейскому времени, то есть в третьем часу пополудни, Иисус громко воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?» Это переживание богооставленности было самым страшным мучением для Сына Божия.
«Жажду», — произнёс Спаситель. Тогда один из воинов наполнил губку уксусом, надел её на трость и поднёс к иссохшим губам Христа.
«Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось!». Исполнилось обетование Божие. Совершилось спасение человеческого рода.
Вслед за тем Спаситель воскликнул: «Отче, в руки Твои предаю дух Мой», — и, «преклонив главу, испустил дух».
Сын Божий умер на Кресте. И земля содрогнулась. Завеса в храме, закрывавшая Святое Святых, раздралась надвое, тем самым отверзая людям вход в закрытое дотоле Царство Небесное. И как знамение победы Господа Иисуса Христа над смертью, многие тела усопших святых воскресли и по Воскресении Господнем вошли в Иерусалим.
Видя происшедшее на Голгофе, все жители Иудеи были объяты страхом. И даже для распинателей-язычников стала очевидной великая истина Божества Христова.

Человек Сей был Сын Божий.
Евангелие от Марка (15:39)

Евангельское повествование

Основные эпизоды земной жизни Иисуса Христа согласно Евангелиям

  • Рождество
  • Сретение
  • Крещение
  • Искушение Христа
  • Призвание двенадцати апостолов
  • Нагорная проповедь
  • Чудеса
  • Преображение
  • Дарование молитвы ученикам
  • Пророчество о Втором пришествии
  • Воскрешение Лазаря
  • Вход в Иерусалим
  • Изгнание торгующих из храма
  • Страсти Христовы
    • Помазание миром
    • Тайная вечеря
    • Моление о чаше
    • Суд Пилата
    • Крестный путь
    • Распятие
    • Смерть Христа
    • Погребение
    • Сошествие во ад
  • Воскресение
  • Явления Христа ученикам
  • Вознесение

Шаблон: просмотр • обсуждение • править

О распятии Иисуса Христа повествуют все четыре евангелиста и каждый сообщает свои подробности:

Евангелие Описание
От Матфея
(Мф. 27:33-38)
И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; и, сидя, стерегли Его там; и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.
От Марка
(Мк. 15:22-27)
И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский. С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую Его. И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен. Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий! спаси Себя Самого и сойди со креста.
От Луки
(Лк. 23:33-43)
И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий. Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого. И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский. Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
От Иоанна
(Ин. 19:17-25)
И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса. Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски. Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский. Пилат отвечал: что я написал, то написал. Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины. При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

Действующие лица и атрибуты

Распятие
(Матиас Грюневальд, 1500—1508)

Свидетели казни

Согласно сообщениям евангелистов при распятии Иисуса присутствовали:

  • Мария, мать Иисуса Христа, традиционно Богородица;
  • Автор Евангелия от Иоанна (ему Иисус вверил заботиться о своей матери: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе» (Ин. 19:26-27);
  • Мария Магдалина;
  • Мария Клеопова;
  • Два разбойника, распятые по сторонам от Иисуса;
  • Римские воины во главе с сотником, именуемым в апокрифах Лонгином;
  • Народ, первосвященники и книжники, которые насмехались над Иисусом.

Восхождение на Крест
(русская икона, XVI век)

Орудия Страстей

Предметы, использовавшиеся при распятии Иисуса вошли в число орудий Страстей Христовых и стали почитаемыми христианскими реликвиями. К ним относятся:

  • Крест Животворящий, на котором был распят Иисус, является священной реликвией христианства.
  • Титло INRI — табличка со словами «Иисус Назорей, Царь Иудейский» написанными по указанию Пилата (Ин. 19:19).
  • Гвозди, которыми тело Иисуса было прибито к Кресту.
  • Губка, с которой Иисуса напоили уксусом.
  • Чаша Грааля, в которую, по преданиям, собрали кровь Иисуса Христа.
  • Копьё Лонгина, которым пронзили подреберье мёртвого Иисуса, чтобы убедиться в Его смерти.
  • Лестница, с помощью которой сняли тело мёртвого Иисуса с Креста.
  • Клещи, которыми вынимали гвозди.

Голгофа

Кровь Христа омывает череп Адама (фрагмент фрески Фра Беато Анджелико)
Основная статья: Голгофа

Голгофа (ивр. ‏גולגלתא‏‎, «лобное место» от арам. gûlgaltâ, букв. «череп») — невысокий холм за границей городских стен Иерусалима. Был традиционным местом публичных казней.

Своё название холм получил от того что имел форму черепа. Также существует предание, что Ной перед потопом взял череп и кости Адама в ковчег, а по его окончании Сим похоронил череп и две кости на Голгофе.

Некоторые христианские богословы считают, что кровь Христа омыла захороненный на Голгофе по промыслу Божьему череп Адама и в его лице всё человечество от греховной скверны, даровав этим возможность спасения. В изобразительном искусстве изображение главы Адама, омываемой кровью Иисуса, известно с IX века.

В искусстве

Три этапа Страстей Христовых: Возведение на крест, Распятие, Снятие с креста. 1645 год. Вклад царя Михаила Федоровича. Собор Успения Богородицы Кирилло-Белозерского монастыря. (Клейма царских врат)

Отличительный признак изображения Распятия в католической традиции — скрещенные и пробитые одним гвоздём обе ступни Христа. В православной традиции Христос изображается распятым на четырёх гвоздях: как руки, так и ноги прибиты каждая своим гвоздём. Также на Распятии в православной традиции ладони Христа изображаются обязательно открыты. Вопрос о недопустимости изображения согнутых пальцев Христа под католическим влиянием поднимал в 1553 году дьяк Висковатый и, хотя дьяк был осуждён за рассуждения об иконописи, доводы о необходимости изображения открытых ладоней были признаны верными и спорные иконы были переписаны.

Скульптурное изображение распятого Христа (см. Распятие), является традиционным атрибутом убранства западных церквей, в православной церкви в храмах традиционно используют резные деревянные распятия (иногда с предстоящими).

> См. также

Распятие Иисуса Христа на Викискладе

Анри
Дидон

III. ГОД СМЕРТИ ИИСУСА

Для того, чтобы в точности определить год смерти Иисуса, нужно:

1) доказать, что Он был распят именно в пятницу;

2) доказать, что эта пятница была днем Пасхи, 15-го Нисана.

Доказав это, остается только справиться с астрономической таблицей и иудейским календарем и отыскать в конце правления Понтия Пилата тот год, когда Пасха пришлась на пятницу. Этот год и будет годом смерти Иисуса.

Что Иисус был распят в пятницу, об этом евангелисты говорят совершенно определенно.

Евангелист Лука (XXIII, 54), говоря о погребении Иисуса, последовавшем непосредственно за Его смертью, указывает день и час Его: «День тот был пятница, и наступала суббота». День, который следовал за пятницей и во время которого женщины, присутствовавшие при погребении Иисуса, удержались от труда помазания святого тела Иисуса, хотя они и приготовили для этого ароматы и смирну, этот день евангелист Лука называет субботой (XXIII, 56). Наконец, тот день, когда женщины идут ко фобу, неся с собой приготовленные накануне ароматы и благовония, называется первым днем после субботы.

Евангелист Марк также называет пятницу днем смерти Иисуса, и для того, чтобы не смешивали день пятницы с кануном Пасхи, он говорит конкретно: «И как уже настал вечер (потому что была пятница, то есть день перед субботой (XV). «По прошествии субботы», то есть вечером в субботу, женщины купили ароматы для помазания тела Иисуса и в первый день после субботы они идут ко гробу (XVI, 1, 2). Св. Матфей, говоря о дне, следовавшем за днем смерти Иисуса, характеризует его в таких выражениях, которые не оставляют и тени сомнения: «На другой день, который следует за пятницей» (XXVII, 62).

Итак, три синоптика согласуются друг с другом: остается сравнить с четвертым Евангелием. Свидетельство евангелиста Иоанна вполне совпадает с предыдущими. Действительно, мы читаем в гл. XIX, 42: «Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко». И в той же главе ст. 31: «Но как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, ибо та суббота бьта день великий , просили Пилата…». По прошествии субботы, рано утром, до зари, Мария Магдалина приходит ко гробу — другой день после субботы очень ясно назван евангелистом Иоанном (гл. XX) тем же самым именем, как и у других евангелистов, первым днем после субботы.

Нельзя требовать соответствия более полного и совершенного между всеми четырьмя Евангелиями, как то, которое указано в этих текстах.

Заключение ясно: Иисус умер в пятницу.

Во-вторых, необходимо доказать, что Иисус был распят именно 15-го Нисана.

Это вытекает из самого факта, что Он умер в пятницу на Пасхе; и из того, что накануне Он, следуя иудейскому закону, вкушал с учениками Своими пасхального агнца. Весь вопрос в том, что это был за праздник: был ли это пасхальный праздник, когда все иудеи должны были праздновать? Если да, если пасхальная трапеза должна была совершаться 14-го Нисана вечером, несомненно, что Иисус был распят на другой день, то есть в самый день праздника, 15-го числа.

Если мы обратимся к свидетельству первых трех евангелистов, то очевидно, что каждый из них говорит о последней вечери Иисуса, как о иудейской Пасхе: «В первый же день опрес-ночный», говорит св. Матфей (XXVI, 17). Св. Марк прибавляет к этому более точный штрих: «В первый день опресноков, когда заколали пасхального агнца» (XIV, 12). Св. Лука ясно и прямо говорит о законном и обязательном характере этого праздника, дня опресноков: «Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца» (XXII, 7).

Указания слишком ясны и не допускают предположения, что это была обыкновенная трапеза. Евангелисты говорят о вечери, предписанной законом, которая совершалась 14-го Нисана.

Некоторые толкователи хотели исказить смысл четвертого Евангелия, замечая, что св. Иоанн противоречит самому себе. Действительно, в гл. XIX, 14, говоря о суде Пилата, св. евангелист прибавляет: «Тогда была пятница перед Пасхой».

Вместо того, чтобы понять это выражение в смысле пасхальной пятницы, что в других случаях могло обозначать канун Пасхи, они приписали ему последнее значение — кануна Пасхи, тщетно пытаясь доказать на основании филологии его подлинность.

Итак, филология никак не должна склоняться в пользу толкования слов св. Иоанна в смысле приготовления к празднику Пасхи; и с другой стороны, здравая критика не должна обвинять автора в противоречии самому себе, если только не вынуждают нас к этому слишком решительные и неопровержимые доводы.

Те, кто противопоставляли синоптическим Евангелиям и их столь ясному свидетельству свидетельство четвертого Евангелия, чтобы защитить то положение, будто Иисус совершал Свою Тайную вечерю 13-го Нисана и умер 14-го, в самый день установленной законом иудейской Пасхи, по-видимому, упускали из виду жаркие споры относительно празднования Пасхи, которыми наполнен был весь II век. Что же утверждали епископы Малой Азии с Поликарпом во главе? Что Иисус совершил Пасху 14-го, а умер 15-го Нисана. На чем же основывались они, как не на свидетельстве самого евангелиста Иоанна и остальных апостолов?

Как же, поэтому, возможно давать четвертому Евангелию такое толкование, которое противоречит свидетельству первых трех, или которое, во избежание явного противоречия, заставляет искажать произвольным толкованием совершенно ясный смысл текста синоптиков?

У св. евангелиста Иоанна есть только два места, которые давали повод к сомнению и на которые ссылались защитники того мнения, что Иисус совершил Свою последнюю Пасху 13-го, а умер 14-го Нисана.

Первое место (XIX, 14) — это то, где Иоанн говорит, что когда Иисус был осужден Пилатом, «была пятница пред Пасхой». Но мы уже видели, что это выражение с точки зрения языка могло одинаково обозначать и «пасхальную пятницу», и «канун Пасхи»; судя по контексту речи, оно означает «пятницу», самый день праздника Пасхи.

Другое место (XVIII, 28): «Было утро; и они не вошли в преторию, чтобы не оскверниться, но чтобы молено было есть пасху». Следовательно, день, когда Иисус был осужден Пилатом и предан смерти, приходится на канун Пасхи, 14 Нисана.

Заключение было бы окончательное, если бы выражение «есть пасху» ограничивалось только законным праздником 14-го числа Нисана. Но так как слово «Пасха» раньше обозначало только вечер 14-го числа Нисана, а в позднейшее время, как на то указывают Иосиф Флавий и талмудисты, целый день, с вечера 14-го числа и до вечера 15-го числа, и даже все 7 дней, посвященные торжеству праздника, в особенности же вечер 14-го числа, а также 15-е, 16-е «-21-е число, то выражение «есть Пасху» значило не только есть пасхального агнца, а еще и добровольные жертвы, «Chagiga», как их называет Талмуд — жертвы, которые благочестивые израильтяне, исполняя Закон Моисеев (Исход, XXIII, 15, XXXIV, 20; Второз., XVI, 16), предлагали народу в дни праздника и особенно утром 15-го Нисана.

Вряд ли это выражение, понятое в последнем смысле, который, впрочем, нисколько не противоречит обороту речи, употребляемому евангелистом Иоанном относительно Пасхи (Иоанн, II, 13,23; VI, 4; XI, 55; XIII, 1), могло дать повод к такому толкованию четвертого Евангелия, которое далеко уклонялось бы от простого и согласованного повествования трех первых евангелистов .

Год смерти Иисуса должен быть отнесен к 783 г. от основания Рима и к 30-му году по христианскому летосчислению. Это подтверждает и астрономия.

Действительно, Иисус был распят в пятницу; все евангелисты согласны в этом, а равно и всемирное предание подтверждает это (Матф., XXVII, 1, 62; Марк, XV, 42; Лука, XIII, 54; Иоанн, XIX, 31, 42); эта пятница была днем самой Пасхи (Иоанн, XIX, 14) и, следовательно, 15-го Нисана. Отсюда нужно заключить, что Иисус умер в том году, когда Пасха приходилась на пятницу. И астрономические таблицы, указывающие обращение луны с 29-го по 33-й год, как крайние годы, к которым можно отнести смерть Иисуса, доказывают, что 30-й год был единственным, когда первый день Пасхи пришелся на пятницу, 15-е Нисана этого года соответствовало 7 апреля. Итак, Иисус был распят 7 апреля 783 года от основания Рима, или 30-го года по христианскому летосчислению.

ВЕРОЯТНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15-ГО ЧИСЛА МЕСЯЦА НИСАНА
с 28-го по 36-й год христианской эры .

годы
от Р.Х.
ДЕНЬ
новолуния
ДЕНЬ,
когда луна
делается видимой
15-е ЧИСЛО НИСАНА
28 15 марта, 2ч.16 м.
13 апреля, 4ч.10 с.
16 марта
15 апреля
30 марта, вторник
29 апреля, четверг
29 2 апреля, 7 ч. 42 с. 4 апреля 18 апреля, понедельник
30 22 марта, 8 ч. 8 с. 24 марта 7 апреля, пятница
31 12 марта, 12 ч. 56 м.
10 апреля, 2 ч. 0 с.
13 марта
12 апреля
27 марта, вторник
26 апреля, четверг
32 29 марта, 10 ч. 57 с. 31 марта 14 апреля, понедельник
33 19 марта, 1 ч. 16 с.
17 апреля, 9 ч. 30 с.
21 марта
19 апреля
4 апреля, суббота
3 мая, воскресенье
34 9 марта, 9 ч. 2 м.
7 апреля, 6 ч. 42 с.
11 марта
9 апреля
25 марта, четверг
23 апреля, пятница
35 28 марта, 6ч.19м. 30 марта 1 3 апреля, среда
36 16 марта, 5 ч. 53 с.
15 апреля, 5ч.15м.
18 марта
16 апреля
1 апреля, воскресенье
30 апреля, понедельник

Кроме Евангелий, два историка — один иудейский, Иосиф Флавий, другой языческий, Тацит — смело упоминают о смерти Иисуса и относят ее ко времени правления Пилата и царствования императора Тиберия.

Говоря о христианах, которых Нерон, благодаря низменной лжи и ужасной клевете, обвинил в государственном преступлении, а именно — в поджоге Рима, и которых он предавал самым утонченным пыткам, Тацит прибавляет также, что их обыкновенное название — «христиане» —происходило от «Христа», осужденного на смерть в царствование Тиберия, когда прокуратором Иудеи был Понтий Пилат (Анналы, XV, 44).

«В то время, когда Пилат управлял Иудеей, был Иисус. Отвергнутый первыми из нас, Он был осужден и предан на распятие Пилатом». Так говорит иудейский историк Иосиф в своем знаменитом толковании, которое критика приписывает руке христианина, но не может отрицать вовсе (Древн., XVIII, 3).

Итак, Пилат управлял Иудеей с 26-го по 36-й год, следовательно, к этому же указанному евангелистом времени нужно отнести и смерть Иисуса. Свидетельства язычников, иудеев и христиан — все совершенно согласны между собой по этому вопросу.

1. Курсив автора.

2. Необходимо заметить также, что даже придавая выражению «есть пасху» его буквальный смысл, наше заключение остается непоколебимым. Необычайный наплыв богомольцев не позволял всем иудеям, находящимся в Иерусалиме, вкушать пасху в один и тот же день; чужеземцы, как и Иисус, совершали пасхальную вечерю 14-го числа, а жители Иерусалима имели право совершать ее 15-го числа.

В этом разделе можно найти ответы на некоторые вопросы, возникающие при просмотре видео на нашем сайте. Пожалуйста, сообщите нам, если у вас возникли какие-нибудь вопросы.

Что нужно для просмотра видео?

Windows
— Операционная система: Windows 7 или новее
— Высокоскоростное интернет-соединение (рекомендуем: 2 Mbps или выше)
— Современный процессор: Intel® Core i3® или мощнее
— Оперативная память: 2Gb и выше
— Звуковая карта и колонки
— Броузер: MS Internet Explorer 7+, Firefox 30.0+, Chrome 58+
— Flash 20.0 и новее
Apple
— Операционная система: Mac OS X v10.4.x или новее
— Высокоскоростное интернет-соединение (рекомендуем: 2 Mbps или выше)
— Современный процессор: Intel® Core i5® или мощнее
— Оперативная память: 2Gb и выше
— Звуковая карта и колонки
— Броузер: Safari, Firefox 30.0+, Chrome 58+
— Flash 20.0 и новее
iPhone/iPod/iPad
— iPhone, iPod Touch или iPad с операционной системой: iOs версии 7.0 или новее
— Интернет-соединение: Wifi или мобильный интернет 3G / 4G / LTE (рекомендуемая скорость: 2 Mbps или выше)
— Рекомендуем план с неограниченным интернет-траффиком (если вы смотрите через 3G, 4G или LTE)
Проверить скорость вашего интернет-соединения можно на сайте SpeedTest.net.

Почему у меня прерывается видео?

Это может быть вызвано одной из следующих причин:
— Недостаточная скорость интернет-соединения
Информацию о рекомендуемой скорости интернет-соединения можно прочитать выше.
— Недостаточная мощность компьютера
Минимальные требования к компьютерам для просмотра трансляций можно прочитать выше. Советуем вам установить самую последнюю версию Adobe Flash Player, которую совершенно бесплатно можно загрузить .
— Технические проблемы у интернет-провайдера
Иногда у вашего интернет-провайдера могут возникать технические неполадки. Бывают случаи, когда ваш провайдер может ограничивать интернет-трафик и скорость доступа в интернет. Если проблемы продолжаются регулярно, советуем вам связаться со службой технической поддержки компании, через которую вы имеете доступ в интернет.

Если Христос победил смерть – почему же мы умираем?

«Воскрес Христос, и торжествует жизнь!», — писал в слове на Пасху Иоанн Златоуст (IV). Но как понимать эти христианские максимы в контексте жизни человека: он страдает, болеет, умирает

Распятый Иисус Христос. В.В.Васнецов. Изображение с сайта forum-slovo.ru

Протоиерей Всеволод Шпиллер так отвечал на серьезный, малопонятный, но всех волнующий вопрос:

— Пусть еще умираем прежнею смертью. Но в ней не остаемся, а это не значит умирать. Если умерший после смерти оживет, притом лучшею жизнью, то это уже не смерть. Потому что в Воскресении Христовом с Воскресшим совоскресает все человечество, хотя не так, что все уже теперь восстают из своих гробов.

К естеству, общему для всех людей, в Воскресении привито бессмертие Воскресшего.

А это значит, что то, что было с Господом Иисусом в Его смерти и Его воскресении, сделалось возможным и сбудется со всеми людьми, носящими то же естество.

В смерти происходит страшное разлучение души и тела. Разрыв их умерщвляет человека, умерщвляет личность, которая заключена в целостности нашей двуединой природы. Именно этой целостности дана богообразная красота. И все уродство смерти и весь ее ужас в распадении этой целостности.

Оплакивание Христа. Микеланджело. Изображение: livejournal.com

Одна упавшая на землю Голгофы капля крови Спасителя незримо действительно изменила все на всей земле.

В мир вошла совершенно новая сила Воскресения. Но в ней нет ничего от какого бы то ни было принуждения. Поэтому-то все, что она дает, обращено к нашей свободе.

Победная сила Воскресения Господа была силой именно вольных страданий и вольной смерти. Нашей она становится, когда с нею соединяемся тоже вольно.

Но в нашей смерти разъединившееся с душой тело в тлении проходит некое очищение.

К нему примешалось много отравы порока и нечистоты! Оно проходит очищение до тех пор, пока не «переплавится», чтобы через воскресение снова быть возведенным к первоначальной целостности, носящей образ Славы Божией.

Телу же Спасителя не нужно было никакое очищение. Потому и не было у Него этой долгой-долгой, как у нас продолжающейся века, сени смертной. Было лишь священное, таинственное тридневие смерти.

Воскресение Христово. Стамбул. Церковь Хора. Изображение: liveinternet.ru

И вот, как в Спасителе разлучилась душа с пречистым телом, но в Воскресении соединилась с ним, и силой Божией восстала во всей красоте и славе целостности человеческого естества, так будет и с нами. Именно эта возможность дана Воскресшим Господом естеству человека, общему для всех людей. И в таком смысле Церковь и учит об умерщвлении смерти нашей силой Воскресения Христова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *