Игоревская икона божией

РЕДКИЕ И ПОЧИТАЕМЫЕ ИКОНЫ

Икона Пресвятой Богородицы «Игоревская»
изображение

Игоревская икона Божией Матери

Дата появления: 1147 год, Киев

Иконографический тип: Елеуса

Местонахождение: Государственная Третьяковская Галерея, Москва

Дата празднования: 5 (18) июня

Игоревская икона Божией Матери — икона Богородицы, почитается чудотворной. Данная икона Богородицы названа в честь Святого Страстотерпца, Благоверного великого князя Черниговского и Киевского Игоря Ольговича, молившегося перед иконой в самые последние минуты жизни. Эта икона древнего греческого письма.

История иконы:

Празднование иконе совпадает с празднованием перенесения мощей князя Игоря в 1150 году из Киева в Спасо-Преображенский собор в Чернигове 5 (12) июня (по расчётам пролептического григорианского календаря, Юлианский календарь в XII — XIII веках теоретически отставал бы от тогда ещё не введённого Григорианского календаря всего на 7 дней, а не на 13 дней, как XXI веке). Позже образ был перемещен в придел апостола Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, где оставался до начала XX века; затем икона находилась в алтаре над жертвенником в приделе первомученика Стефана (о чем упоминается в литературе, посвященной киевским святыням). В настоящее время местонахождение иконы неизвестно. Представление о ней можно составить по воспроизведениям в изданиях о Киево-Печерской лавре.

Иконографический тип — «Умиление» (Элеуса). Имеется множество списков с иконы. Икона «Богоматерь Умиление Игоревская с Деисусом и избранными святыми», относимая искусствоведами к концу XIV — началу XV вв., находится в коллекции Государственного Русского музея.

Самые ранние из известных списков иконы — две иконы 2-й половины XVI века (обе в Государственной Третьяковской Галерее: одна происходит из собрания П. М. Третьякова, другая поступила из Государственного Исторического Музея). Обе выполнены в Москве, возможно, во времена митрополита Макария (1542—1563 гг.), когда в его мастерских создавались повторения древних чтимых икон с точным соблюдением их иконографии и размеров.

Игоревская икона Божией Матери

(5/18 июня)

История иконы связана с памятью о святом великом князе Игоре из рода Ольговичей, в крещении Георгии, в иночестве Гаврииле, убитом в Киеве в 1147 году (память 18 июня и 2 октября по новому стилю). Святой князь, вовлечённый против своей воли в самый центр междоусобной брани, стал невинной жертвой ненависти киевлян к его старшему брату – великому князю Всеволоду. Брат его Всеволод восхитил киевский престол у потомков Мономаха и при смерти передал его Игорю. Получив после смерти Всеволода в княжение город Киев, князь Игорь владел им всего лишь две недели, так как киевские бояре сразу же призвали врагов рода Ольговичей Мстиславичей с войском.

Киевляне, не любившие Ольговичей, тайно предложили престол внуку Мономаха Изяславу. В происшедшей между ним и Игорем битве киевские бояре открыто предавались Изяславу.

Под Киевом произошла битва между войсками князя Игоря и Изяслава Мстиславича. Киевские войска в разгар сражения предали Игоря и перешли на сторону Изяслава. Четыре дня Игорь Ольгович скрывался в болотах около Киева. Там его взяли в плен, привезли в Киев и посадили в поруб – холодный бревенчатый сруб без окон и дверей (чтобы освободить узника, приходилось его оттуда «вырубать»).

В порубе многострадальный князь тяжело заболел. Думая, что он умрёт, противники князя разрешили «вырубить» его из заточения и постричь в схиму в Киевском Феодоровском монастыре. Вскоре он пожелал принять иноческое пострижение. «Давно, и в самом счастье, — говорил он, — хотел я посвятить душу мою Богу. Ныне в темнице и при дверях гроба могу ли желать другого!» Изяслав освободил его. Бессильного отнесли его в келью, где он пролежал восемь дней, как мертвый. Но после пострига он выздоровел и принял схиму. Оставшись иноком монастыря, князь проводил время в слезах и молитве. Между тем, брат Игоря Святослав, заступаясь за брата, выступил в поход против Изяслава.

Но не прошло и года, как взбунтовавшаяся чернь решила расправиться с князем-иноком. Митрополит и духовенство старались вразумить и остановить киевлян. Правивший в Киеве князь Изяслав Мстиславич и особенно его брат князь Владимир пытались предотвратить бессмысленное кровопролитие и спасти святого мученика, но сами подверглись опасности со стороны ожесточённой толпы.

Недоброжелатели Ольговичей подняли на князя Игоря чернь. Восставшие ворвались в храм во время Божественной литургии, схватили молившегося пред иконой Божией Матери Игоря, схватили его, безжалостно убили и влекли обнаженный труп его по улицам. Так 19 сентября 1147 года в Киеве погиб безвинный мученик, святой князь Игорь Ольгович, во святом крещении Гавриил.

На следующий день тело блаженного Игоря было перенесено в церковь, и здесь «Бог явил над ним знамение велико, зажглись свечи все над ним в церкви той». Поняли люди, что убили угодника Божия, покаялись и стали чтить память его и икону, у которой он молился перед смертью.

Последние часы своей жизни перед страшной смертью князь Игорь, причисленный церковью к лику святых, молился перед келейной своей иконой, которая получила от него имя «Игоревской» и почитается чудотворной.

Икона эта древнего греческого письма с надписью о ее принадлежности святому князю Игорю. К заступничеству Пресвятой Богородицы перед Ее Игоревским образом особенно прибегают ищущие утешения в скорбях и печалях. Празднество Игоревской иконе Божией Матери совершается одновременно с памятью святого страстотерпца благоверного князя Игоря Ольговича – 5/18 июня.

Вскоре Игоревская икона Пресвятой Богородицы стала почитаться как чудотворная и была помещена близ царских врат в приделе святого апостола Иоанна Богослова в Успенском соборе Киево-Печерской Лавры, где оставалась до начала XX века; затем икона находилась в алтаре над жертвенником в приделе первомученика Стефана (о чем упоминается в литературе, посвященной киевским святыням).

Игоревская икона (ок. 40х31 см) была украшена серебряной золоченой орнаментированной ризой с выгравированным на ней текстом об истории образа. В нач. XX в. по заданию Комитета попечительства о русской иконописи художник А. Шинкаренко выполнил копию с Игоревской иконы (без ризы). Это изображение, воспроизведенное Н.П. Кондаковым, дает представление об иконографии и отчасти о стилистических особенностях образа.

Игоревская икона — уменьшенный оплечный извод византийской иконы «Елеуса» (Умиление), по перенесении из Киева во Владимир называвшейся Владимирской иконой Божией Матери. Создание уменьшенных вариантов чтимых икон восходит к древней традиции (например, поколенные, поясные и оплечные списки ростовой католической польской иконы Божией Матери «Одигитрия»). В изводе Игоревской иконы повторены основные особенности Владимирской иконы Божией Матери: наклон головы Богородицы, поза Младенца, положение Его правой протянутой руки, лежащей у плеча Богоматери, характерный силуэт изображения. Но есть и отличия: взгляд Богоматери отражает Ее созерцательно-молитвенное состояние, он не устремлен к предстоящему, как на Владимирской иконе; левая рука Младенца, которой Он на первообразе обнимает Богоматерь под мафорием, на Игоревской иконе не изображена. По своей технике икона, несомненно, греческого письма, но не столь древнего, как о том утверждает сохраненное за нею предание, по особенностям личного письма напоминает Владимирскую, а охрение сходно с Иверской Афонской и некоторыми другими древними иконами.

Самый ранний из известных списков Игоревской иконы — икона 2-й пол. XVI в. (ГТГ, поступила из ГИМ). Выполнена в Москве, возможно во времена митр. св. Макария (1542-1563), когда в его мастерских создавались повторения древних чтимых икон с точным соблюдением их иконографии и размеров.

Датировка другой иконы в собрании ГТГ (происходит из коллекции П.М. Третьякова, ранее датировалась 2-й пол. XVI в.) в настоящее время уточняется.

В лицевом «Житии прп. Сергия Радонежского», в т.ч. в композиции «Явление Богоматери прп. Сергию», в качестве келейного образа преподобного устойчиво повторяется извод Игоревской иконы. Такая икона могла быть семейной реликвией прп. Сергия Радонежского, уроженца Ростовской земли, где в кафедральном ростовском Успенском соборе кн.Владимиром Мономахом был поставлен список киевской святыни, выполненный, по преданию, прп. Алипием Печерским

В настоящее время местонахождение иконы неизвестно.

После победы большевиков монахи пытались приспособиться к новым условиям. В апреле 1919 г. была организована Киево-Лаврская сельскохозяйственная и ремесленная трудовая община в составе приблизительно 1000 духовных лиц, послушников и монастырских рабочих. Общине была передана часть сельскохозяйственного имущества Лавры. Другое имущество, как движимое, так и недвижимое, было изъято во время нескольких национализаций в течение 1919—22 гг. Громадную монастырскую библиотеку и типографию передали Всеукраинской Академии наук. В 1922 г. под давлением новой власти прекратил деятельность лаврский Духовный собор, однако монашеская община продолжала функционировать.

В 1923 г. на территории Киево-Печерской Лавры начал действовать Музей культов и быта. Одновременно здесь был организован инвалидный городок, руководство и жители которого фактически грабили монахов. В 1926 г. территория Лавры была провозглашена заповедником, и здесь началось создание громадного Музейного городка. Монахи же были окончательно изгнаны из древней православной святыни в 1929 г. после сфабрикованного «дела Чехуна».

Во время оккупации Киева в 1941 году икона бесследно исчезла. С первых дней нацистской оккупации Киева начался систематический вывоз лаврских ценностей в Германию. В ноябре 1941 г. был взорван Успенский собор, остальные сооружения, оставшиеся без надлежащего надзора, начали быстро разрушаться. Одновременно на Дальних пещерах по инициативе Антония (Абашидзе) возродился монастырь. После бегства оккупантов (которые под видом «эвакуации ценностей» окончательно ограбили заповедник) этот монастырь влачил существование вплоть до закрытия в 1961 г.

Советская власть вложила очень большие средства в реставрацию строений заповедника, благоустройство территории и возобновление музейных экспозиций. Это делалось, конечно, не для того, чтобы вернуть это имущество церкви, но произошло иначе. В 1988 г. часть территорий и сооружений Дальних пещер была возращена Украинскому экзархату Русской православной церкви, и Печерский монастырь возродился. В следующем году то же самое произошло с Ближними пещерами, и туда в 1990 г. была переведена Духовная семинария. Знаменательным событием стало открытие на Успение 2000 г. воссозданного Успенского собора.

К заступничеству Пресвятой Богородицы перед Ее Игоревским образом особенно прибегают ищущие утешения в скорбях и печалях.

АКАФИСТ

Кондак 1

Избранней от всех дщерей земли, от всякой погибели нас спасающей и ко спасению направляющей, всех обидимых Заступнице, похвальная восписуем Ти раби Твои, Богородице, Ты же от всех нас бед спаси и от обидящих защити, да велегласно зовем Ти:

Радуйся, Всемилостивая Владычице, всех обидимых Покровительнице!

Икос 1

Ангелов и человеков Творец и Создатель, видя сердце Твое сострадательное и милосердие к падшему человечеству бесконечное, избра Тя в Добрую Защитницу всех обидимых и обремененных, да познав Твое всемощное заступление, научатся к Твоему ходатайству прибегати и зовут Ти таковая:

Радуйся, всех страждущих и обремененных Сострадательнице!

Радуйся, благ земных лишенных небесных благ Подательнице!

Радуйся, море милосердие неистощимое, все скорби наши омывающее!

Радуйся, Источниче милости бесконечныя, духовную жажду утоляющий!

Радуйся, всех радости лишенных Милосердная Утешительнице!

Радуйся, всех в скорби вопиющих быстрая Услышительнице!

Радуйся, всех Истину лукавством подавляющих перед людьми и Богом Обличительнице!

Радуйся, всех гонимых правды ради Милостивая Защитительнице!

Радуйся, Всемилостивая Владычице, всех обидимых Покровительнице!

Кондак 2

Видяща Тя Милостивую Защитительницу обремененных и всех скорбящих Сострадательницу, все в узах содержимии и печалями обремененнии к Твоему заступлению прибегают и глаголют о Тебе, зовуща: Аллилуйя!

Икос 2

Разум неуразумеваемый хотя дати всем заступления Твоего ищущим, изволила еси верному рабу Твоему страдальцу князю Игорю дати икону Свою, да вси в скорбных обстояниях и узах прибывающии и помощи Твоея просящии, тому подражая, зовут сице:

Радуйся, Воительнице крепкая, за нас во бранях грозно ополчающаяся!

Радуйся, милосердия покрове ширший облака, нас в напастях покрывающий!

Радуйся, щите несокрушимый, от стрел вражиих сохраняющий!

Радуйся, броня от враг неодолимая, во всех нас бедах защищающая!

Радуйся, орудие непобедимое, во бранях верным данное!

Радуйся, мечу неотразимый, все поползновения враг наших посецающий!

Радуйся, страстотерпца князя Игоря всерадостное утешение!

Радуйся, нас, меньших его братьев, молитв к Богу милостивое приношение!

Радуйся, Всемилостивая Владычице, всех обидимых Покровительнице!

Кондак 3

Сила Вышнего дана Тебе, Мати Дево, быти всех обидимых Защитницей и Покровительницей, да все вернии, к Твоему заступлению прибегая и помощь Твою получая, всегда поют сице: Аллилуйя!

Икос 3

Имуще икону Твою, Матери Господа своего, как Спасительницу и Всемилостивую Сострадательницу в узах своих, блаженный страдалец Христов благоверный князь Игорь всю скорбь и печаль свою пред нею изливал есть. Мы же подражая ему, вопием к Богородице:

Радуйся, В скорбях и печалях Утешение!

Радуйся, скорбей в Нечаянную Радость обращение!

Радуйся, исполненная сострадания ко всем страждущим, обремененным и во узах заключенным!

Радуйся, последнее прибежище надежды и утешения лишенным!

Радуйся, всяческих печалей и болезней Утоление!

Радуйся, всех скорбями и печалями обремененных радование!

Радуйся, не отвергающая моления самых падших и отверженных!

Радуйся, и нас убогим сострадати научающая!

Радуйся, Всемилостивая Владычице, всех обидимых Покровительнице!

Кондак 4

Бурю внутрь имея помышлений сумнительных и злобных, нечестивии соотечественники – не знающии сострадания звероподобные мучители ведуща князя Игоря достойна быти венца великого князя киевского, иже по праву ему принадлежа, распыхахуся злобою, тщашася его отцовского наследства лишити и сим коварством завладети, посадиша славного князя Игоря в поруб, идеже ни окон, ни дверей. Сие страшное злодеяние совершиша, к беззаконию беззаконие преложиша, Бога не бояся и человек не срамяся. Он же перед иконой Владычицы неба и земли и славной Ходатаицы всех скорбящих и обремененных скорбь свою изливал есть, вопия Сыну Ея: Аллилуйя!

Икос 4

Слышаша Тя, яко добрую Споручницу всех в узах содержимых и Защитницу всех скорбящих и обремененных, вси в скорбях прибывающии вседушно к помощи Твоея притекают и по мере веры своея помощь от Тебе получающе, от всея души Тебя благодарят, поюще реша:

Радуйся, Небесная Сокровищнице, сострадания исполненная!

Радуйся, Стена несокрушимая, всем верным в скорбях данная!

Радуйся, о всех лишенных утешения усердная Просительнице!

Радуйся, невинно страждущих Всемилостивая Покровительнице!

Радуйся, печалей наших Утолительнице!

Радуйся, даров Святого Духа независтная Подательнице!

Радуйся, всех с верою просящих от бед и скорбей Избавительнице!

Радуйся, жития нашего Всемилостивая Устроительнице!

Радуйся, Всемилостивая Владычице, всех обидимых Покровительнице!

Кондак 5

Боготечней звезде подобна явися икона Твоя, Богородице, иже пред нею князь Игорь скорби свои изливал есть. Мы же, подражая ему, о таковом сокровище благодарим, Богу вопиюще: Алиллуйя!

Икос 5

Видяще Тя, яко скорую вверженных в скорбь Заступницу и обидимых Покровительницу, все скорбями одержимии и узами тяжких житейских обстояний обремененнии к Твоему заступлению прибегают, о Всемилостивая наша Владычице, и по всесильному Твоему заступничеству В скорбях и печалях Утешение, в болезнях исцеление и скорбей на радость преложение обретая, вопиют Благословенней:

Радуйся, всяческия скорби избавление!

Радуйся, всех печалей утоление!

Радуйся, ключу воды живой, сострадания исполненный!

Радуйся, милосердия источниче, открытый всем жаждущим утешения!

Радуйся, во всяком скорбном обстоянии всемилостивое прибежище!

Радуйся, всем в скорбях пребывающим неисчерпаемое милости сокровище!

Радуйся, всех страждущих за правду Милостивая Утешительнице!

Радуйся, обидимых и от жестокосердных терпящих Усердная Защитнице!

Радуйся, Всемилостивая Владычице, всех обидимых Покровительнице!

Кондак 6

Проповедницы славнии милости Твоея все исцеленнии и утешеннии Тобою быша, иже, улучившии Твоя богатыя милости, поют Богу о Тебе: Аллилуйя!

Икос 6

Возсиял еси в келии славного страдальца благоверного князя Игоря дивный образ Твой, Богомати, яко славное просвещение истины, к нему же все обремененнии в скорбях, печалях и болезнях прибегают, сих же избавльшеся, вопиют к Богородице:

Радуйся, в терпении нести свой крест нас научающая!

Радуйся, от погибели отчаяния спасающая!

Радуйся, в терпении скорбей нас твердо укрепляющая!

Радуйся, в стяжании Царствия Христова нам смысл жизни полагающая!

Радуйся, всем ищущим премудрости славное просвещение Истины!

Радуйся, тайны спасения всем верным, ищущим Пути Христова, открывающая!

Радуйся, на Пути Христовом в Царствие Небесное всемилостиво укрепляющая!

Радуйся, неправедно гонимых и обидимых от скорбей и печалей избавляющая!

Радуйся, Всемилостивая Владычице, всех обидимых Покровительнице!

Кондак 7

Хотяще от бед и скорбей совершенное избавление получити, все вернии к ходатайству Твоему прибегают, о Всемилостивая Владычице, В скорбях и печалях Утешение и полное их избытие по ходатайству Твоему получая, зовут: Аллилуйя!

Икос 7

Новую сокровищницу Божественныя благодати показа икону Твою Господь, пред ней же святый князь Игорь, смертного часа чая, пав в слезах, во время Бескровной Жертвы Господней, тако молился: «Господи! призри на немощь мою, чтобы, уповая на Тебя, мог я перенесть все; благодарю Тебя, что Ты смирил меня; удо¬стой взять меня из этого мятежного и мрачного мира в Твой свет». От того часа сия икона Твоя, о Богомати, иже Игоревской наречеся, чудодействует. Мы же, дивяся Твоему неизреченному милосердию, к невинным страдальцам являемому, воспеваем Тя, вопиюще:

Радуйся, всем радости лишенным Милостивая Воздаятельнице!

Радуйся, о всех обидимых усердная Просительнице!

Радуйся, невинным во всех скорбях Сострадательнице!

Радуйся, от вечныя погибели всех верных Избавительнице!

Радуйся, страх Божий потерявших грозная пред Богом Обличительнице!

Радуйся, праведного гнева утешения лишенных Утолительнице!

Радуйся, обидящим, отвергнувшим страх Божий, грозная Отмстительнице!

Радуйся, всех помощи просящих Милостивая пред Богом Защитительнице!

Радуйся, Всемилостивая Владычице, всех обидимых Покровительнице!

Кондак 8

Странно есть неверующим видети, како вси благовернии, обидимии и правды ради гонимые к заступничеству Богоматери прибегая, В скорбях и печалях Утешение и от всех злых обстояний избавление по Ея всесильному ходатайству получают, вопиюща Богу: Аллилуйя!

Икос 8

Вся бо в вышних ныне прибываеши, о Владычице, но и нас нижних никакоже отступаеши, Всемилостивая, яко сама на земле скорби велия претерпев, можеши всем страждущим помогати и скорбей на радость приложение нам даровати. Сего и ради слышиши сия:

Радуйся, всех немощных и страждущих в недугах Покровительнице!

Радуйся, Истины Христовой ищущих Учительнице!

Радуйся, всех подвизающихся за правду Добрая Воительнице!

Радуйся, Истину лукавством подавляющих пред всеми Обличительнице!

Радуйся, ключу воды живой, всех истины взыскующих собою напояющий!

Радуйся, кладезю прохладный, жажду правды утоляющий!

Радуйся, Книга, тайны Царствия Божия верным открывающая!

Радуйся, Посох, всем взыскующим Пути Христова помогающий!

Радуйся, Всемилостивая Владычице, всех обидимых Покровительнице!

Кондак 9

Всякое естество ангельское и человеческое непрестанно хвалы Тебе приносит, о Владычице, Ты бо послужила Царя Небесного вочеловечения делу, непреступного Бога явиша всем приступного человека, нам убо спребывающа, жизнь человеческую восприявша, слыша же от всех: Аллилуйя!

Икос 9

Ветия многовещанныя суетного и жестокосердного века сего яко рыбы безгласныя зрим о Тебе, Богородице, недоумеют бо, како вси обидимые и за правду гонимые к Твоему заступлению прибегая, от всех скорбей и жестоких обстояний совершенное избавление и скорбей на радость преложение обретают. Мы же, на Твое всемилостивое покровительство упование возложив, верно вопием:

Радуйся, гонимых правды ради защищение!

Радуйся, обид и скорбей разрешение!

Радуйся, невинных всех страдальцев воздаяние!

Радуйся, обидящих и беззакония творящих наказание!

Радуйся, всех кающихся грешников прощение!

Радуйся, грехов воюющих за правду отпущение!

Радуйся, к небесной правде обращение!

Радуйся, к Истине, Иже есть Христос Распятый, верных приведение!

Радуйся, Всемилостивая Владычице, всех обидимых Покровительнице!

Кондак 10

Спасти хотя мир всех Спаситель прииде, Чрево Твое Блаженное Благодатным Небом соделав и нам Тя яко Спасительницу и от всех злых Защитительницу даровав, яко Бог слышит: Аллилуйя!

Икос 10

Стена Нерушимая еси всем обидимым и правды ради гонимым, Богородице Дево, и всем к заступлению Твоему прибегающим, ибо Небеси и земли Творец вселься во утробе Твоей, Сыном Твоим став и вся прошения Твоя исполняет. Сего ради вся приглашати Тебе научи:

Радуйся, блаженства в Царствии Небесном правды алчущим и жаждущим всемилостиво подающая!

Радуйся, всех гонимых правды ради Покровительнице!

Радуйся, всех страждущих за правду Сострадательнице!

Радуйся, гонителям их грозная Отмстительнице!

Радуйся, оклеветаемых пред Богом Оправдательнице!

Радуйся, земного устроения лишенных небесного их дома Созидательнице!

Радуйся, в небесный дом нам Добрая Сопроводительнице!

Радуйся, всем скорби Христа ради претерпевшим от Бога утешения Подательнице!

Радуйся, Всемилостивая Владычице, всех обидимых Покровительнице!

Кондак 11

Пение всякое побеждается, прославити тщашеся множество многих щедрот Твоих, Богородице, иже по ходатайству Твоему Сын Твой верным Своим дарует. Аще бо и многочисленне всех лествий земных и звезд небесных песни приносим Сыну Твоему и Богу нашему, ничтоже совершаем достойно, яже по ходатайству Твоему дал еси нам, Ему о Тебе вопиющим: Аллилуйя!

Икос 11

Светоприемную свещу во мраке скорбного жития нашего зрим икону Твою, Богородице, пред ней же угодник Твой славный князь Игорь усердно моляся, яко славное наследие остави нам, иже наставляет к разуму Божественному вся, милостию Твоею ум наш просвещающая, званиими же почитаемая сими:

Радуйся, во всякой скорби видети волю Божию, иже вся ко благу устрояющую, научающая!

Радуйся, ко спасению нас вразумляющая и направляющая!

Радуйся, все скорби наша ко спасению обращающая!

Радуйся, смысл жизни разумом Христовом просвещающая!

Радуйся, всех плачущих надеждой утешающая!

Радуйся, печали наша утоляющая!

Радуйся, всех скорби Христа ради претерпевших в Царствие Небесное сопровождающая!

Радуйся, скорбями, яко цветом многоценным, дом небесный верным украшающая!

Радуйся, Всемилостивая Владычице, всех обидимых Покровительнице!

Кондак 12

Благодати источник неиссякаемый яви славную икону Твою благодати Податель, Владычице, да вси обидимии и напаствуемые к помощи Твоея прибегая и от всех бед и напастей спасение тобою улучая, вопиют Богу: Аллилуйя!

Икос 12

Поюще Твоя неизреченныя милости, к падшему и во скорбях погибающему роду человеческому являемые, хвалим Тя вси, яко одушевленный храм, Богородице: во Твоей бо вселився утробе вся содержаяй рукою Господь, всю Тя освяти, не токмо Тя, но и многия образы Твоя чудесы прослави и научи вопити Тебе всех:

Радуйся, всяческих недугов врачевание!

Радуйся, нечаянное всех благ исполнение!

Радуйся, плоти созидание Бога Слова Созидателя!

Радуйся, чудное селение всякой скорби Избавителя!

Радуйся, млеком Своим кормившая всех благ вселенныя Подателя!

Радуйся, рукой Своей носившая Носящего вся!

Радуйся, всех в скорби пребывающих моления и прошения принимающая!

Радуйся, от всякия скорби и печали избавляющая!

Радуйся, Всемилостивая Владычице, всех обидимых Покровительнице!

Кондак 13

О, Всепетая Мати, рождшая всех святых Святейшее Слово! Нынешнее наши прими приношение и избави нас от всякия скорби, от всех бед и печалей спаси, от обидящих защити и всех благ исполни, о Тебе Богу вопиющих: Аллилуйя!

(Сей кондак читается трижды, затем 1-й икос и 1-й кондак)

МОЛИТВА

О, Всемилостивая наша Владычице, от всех бед и печалей Спасительнице и обидимых Покровительнице! Ты Сама велия скорби в житии Своем претерпела еси, видя Сына Своего Неповинного и Безгрешного скорбяща, гонима, обидима, оклеветаема, всех благ лишенного, от неправедных судий, вождей и архиереев осужденна, поругана, заушенна, оплеваема, в темницу ввержена, ко Кресту за нас пригвождена, по сем же во Гроб полагаема, можеши вся скорби наши вместити, нам всем во всем сострадати и от всех бед защитити.

Прими нынешнее малое моление наше, от скорби нашея тебе приносимое и принеси к Престолу Сына Своего Возлюбленного, да даст нам во всякой скорби терпение, от всех бед избавление и по сем радости исполнение. Всех страждущих и гонимых правды ради оправдай и защити, всех гонителей, подавляющих Истину неправдою, пред всеми обличи и грозно накажи, всех немилосердных, страдания братий своих гонимых равнодушно и жестокосердно презирающих, милостивно и кротко в сердцах их обличи, яви перед глаза их грехи их и творити волю Сына Твоего Возлюбленного, Иже рек: «Я Есмь Путь, Истина и Живот, иже сотвористе одному из братий сих меньших – Мне сотвористе» вразуми и настави.

Веруем, яко вся сия испросити можеши, вся бо возможно Тебе по ходатайству к Сыну Твоему Возлюбленному — Христу Богу нашему, Ему же слава, честь держава, и поклонение подобает в бесконечныя веки веков. Аминь.

ТРОПАРЬ

Тропарь, глас 4

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и Едину надежду имамы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *