Храм в митино

Главный Престол нашего храма освящен во имя Всемилостивого Спаса

Празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице православная Церковь совершает четырнадцатого августа по новому стилю (первого августа по старому стилю).

Этот праздник был установлен более 850 лет назад в связи со знамениями, полученными от икон Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражения святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими булгарами.

Исторические обстоятельства были таковы. В 1164 г. великий князь Андрей отправился в поход против волжских булгар, живших вдоль средней Волги и Камы. Князь Андрей был человеком глубокой веры. В ратном деле он всегда полагался не только и не столько на силу своей дружины, сколько на помощь Божью в правом деле. И в этом походе князь Андрей перед битвой сердечно молился со всем своим войском, испрашивая помощи у Господа и заступления Пресвятой Богородицы. Победа над противником была одержана безусловная, и после неё был отслужен благодарственный молебен. Во время молебна произошло чудо — от иконы Божией Матери стали исходить лучи яркого света, осветившие войско. В память о победе и о происшедшем чуде митрополитом Киевским Константином по ходатайству епископа Ростовского Нестора (+1168) было решено совершать ежегодно первого августа празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Извещение об установлении праздника было послано в Константинополь и здесь выяснилось, что в тот же день — первого августа 1164 г. — византийский император Мануил Комнин (1143-1180) одержал победу над сарацинами и, совершая после битвы благодарственный молебен, видел такое же знамение — лучи света, исходившие от иконы Спасителя. Поэтому праздник стал совершаться не только в Русской, но и в Константинопольской Церкви.

Смысл празднования в честь Всемилостивого Спаса не просто в воспоминании о давней военной победе и произошедшем чуде. Для православных христиан это в первую очередь исповедание веры в бесконечное милосердие Божие, в то, что Бог по Своей любви всецело обращен к человеку и хранит его в Своей руке, оказывая Своему творению всяческую милость.

  • Приставной Престол освящён в честь воскрешения праведного Лазаря

    Празднование совершается в Лазареву субботу, то есть в субботу шестой недели Великого поста. (Праздник является подвижным, другими словами его календарная дата зависит от даты Пасхи). В этот день мы совершаем память одного из самых важных и значимых чудес, совершенных Господом Иисусом Христом – воскрешения праведного Лазаря через четыре дня после смерти (Евангелие от Иоанна, 11:1-45).

    Лазарь – один из самых значимых героев Евангелия, притом, что в Новом Завете мы не найдем ни одного слова, произнесенного им, но о нём говорят его сёстры (Марфа и Мария), говорит Сам Христос и с ним связано поразительное чудо, в котором в полной мере проявились Богочеловеческая любовь и сострадание Господа Иисуса.

    Лазарь жил со своими сёстрами в Вифании, небольшом селении, примерно в трех километрах от Иерусалима. Христос часто бывал в доме Лазаря со своими учениками. Из Евангелия мы узнаем, что все члены этой семьи были верными учениками Господа Иисуса, про которых Евангелист Иоанн прямо говорит, что Иисус любил их. Лазаря же Сам Христос называет Своим другом.

    Незадолго до праздника Пасхи, последнего в земной жизни Спасителя, Лазарь заболел. Марфа и Мария послали сказать Христу: «Господи! Тот, кого Ты любишь, болен». На это Иисус сказал бывшим радом с Ним: «Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией». Христос через несколько дней отправился в Вифанию, сказав своим ученикам: «Лазарь, друг наш, умер». Марфа первая встретила Иисуса со словами: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю: чего Ты ни попросишь у Бога, даст Тебе». На что Спаситель ответил: «Воскреснет брат твой». Вскоре пришла Мария и друзья умершего, и пала она к ногам Иисуса, говоря: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Видя их горе, Христос восскорбел в сердце Своём и заплакал об умершем друге и о горе, постигшем его сестер. Когда они вместе подошли к пещере, где был погребен Лазарь, Иисус велел отвалить камень от входа в пещеру. Марфа заметила Ему, что уже четыре дня, как Лазарь во гробе, и потому смердит. Христос возвел очи к небу, сотворил молитву и сказал громко: «Лазарь, выйди вон!». И умерший вышел из гробницы, обвитый по рукам и ногам пеленами, и лицо его было обвязано платом. Многие из иудеев, увидев это чудо, уверовали в Иисуса Христа (ср. Ин. 11:1-45).

    Этот евангельский эпизод так много говорит об очень важном в отношениях Бога и человека. Господь всерьёз сопереживает и горюет вместе с Марфой и Марией. Иисус не стесняется Своих слёз, которые видят и ближайшие ученики, и совсем неизвестные Ему люди. Да, земная смерть — не конец, но она — подлинное горе, особенно для остающихся на земле, и Господь разделяет это горе. Он не преуменьшает, не обесценивает его. Смерть действительно – последний враг, по слову апостола Павла, и смерть изначально не должна была вторгаться в жизнь человека, как творения Божьего, которое «хорошо весьма». Но через грех человека смерть вошла в мир, и Христос побеждает ее на Кресте и даёт знамение окончательной победы над ней, воскрешая Своего друга Лазаря.

  • Престол крестильного храма освящён в честь Покрова Пресвятой Богородицы

    Празднование Покрова Пресвятой Богородицы Русская Православная Церковь совершает четырнадцатого октября по новому стилю (первого октября по старому стилю).

    Уже более 850 лет Русская Церковь отмечает праздник Покрова. Он был установлен практически одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу в связи с победой, одержанной святым благоверным князем Андреем Боголюбским (1157-1174) над волжскими булгарами и со знамениями, полученными от икон Христа Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время битвы.

    История же возникновения праздника Покрова уходит еще дальше в глубь веков. Есть разные датировки чудесного события, давшего начало почитанию Покрова, основная же версия на сегодняшний день – 910 год. Константинополь, столица византийского императора Льва VI Философа, был осаждён вражеской армией. И, вполне возможно, что эту армию составляли славяне и викинги, ведомые конунгом Олегом Вещим. Основным убежищем мирных горожан стал знаменитый Влахернский храм, где хранилась риза Пресвятой Богородицы, привезенная из Святой земли, и где жители молились об избавлении от рук язычников. В храме был и несший подвиг юродства святой Андрей, со своим учеником Епифанием. В какой-то момент Андрей увидел, как Сама Дева Мария, Пресвятая Богородица, сопровождаемая многими святыми, среди которых были Иоанн Креститель, апостолы Иаков и Иоанн, «сыны громовы», коленопреклоненно молится перед Господом о спасении жителей Константинополя. После чего Дева Мария подошла к Престолу и еще раз помолившись, сняла со Своей головы покрывало и простерла его над молившимися в знак защиты. Покров в руках Богородицы сиял «паче лучей солнечных». Тогда святой Андрей спросил своего ученика: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу, святой отче, и ужасаюсь», – ответил Епифаний. Так Пресвятая Дева спасла невинных жителей великой христианской столицы от разорения и гибели.

    Характерно и крайне важно, что этот один из самых почитаемых в православном народе праздник «перешагнул» национальные перегородки и стал одним из самых любимых на Руси, от чьих воинов когда-то и защитила Пресвятая Дева молившихся византийских христиан. Сегодня этот праздник есть в календаре и Русской Православной Церкви, и греческой. Мы вместе празднуем Покров, как день, утверждающий нас в вере и непреложном знании о заступничестве Божией Матери, Её милости и неотступном внимании к нашим бедам и тревогам.

  • История храма

    См. также: Ново-Тихвинский монастырь

    31 декабря 1809 года по указу Александра I на окраине Екатеринбурга был учрежден Ново-Тихвинский монастырь, первой настоятельницей которого стала Татьяна Митрофанова-Костромина, постриженная под именем Таисии). Обитель быстро стала крупным монастырем — в 1819 году в ней насчиталось 135 насельниц. Устав монастыря был утвержден в 1822 году, причем обитель получила привилегию — настоятельницу сестры могли избирать из своей среды. Это была привилегия, так как как правило настоятельницу назначали «сверху». О размере монастыря свидетельствует план 1819 года. На нём видно, что на прямоугольном участке располагались пять разрозненных келейных корпусов, хозяйственные постройки, а также две церкви. Территория монастыря делилась на три участка: южный (хозяйственные дворы и огород), центральный (жилые здания и церкви) и северный (кладбище). В 1820-е — 1830-е годы у монастыря появилась заимка к югу от Екатеринбурга в посёлке Елизавет. Часть земельных участков была приобретена обителью, еще 130 десятин пожалованы властями. Так появилась Елизаветинская заимка, изначально предназначавшаяся для полевых работ. На ней постоянно жили 19 сестер, а во время страды приезжали еще около 20. Первое время на заимке был только сарай для хранения хлеба и сена. При игумении Магдалине (Неустроевой) на заимке были выстроены деревянный келейный корпус, каменные два овина, коровник и конюшня. Для руководства заимки была назначена старшая сестра, которая на ней проживала постоянно. В период с 1821 по 1876 годы это послушание было возложено на Агафонику (Бородулину). Она была назначена в возрасте 43-х лет и руководила заимкой до своей смерти в возрасте 98 лет. Иногда заимку посещала игумения. Храма при заимке не было. Однако заимка находилась недалеко от Ново-Тихвинского монастыря. Кроме того, к югу от заимки располагался поселок Уктус, имевший свой храм. Таким образом Елизаветинская заимка оказалась между Екатеринбургом и поселком Уктус.

    C середины XIX века Ново-Тихвинский монастырь становится одним из крупнейших на Урале, в него стекаются многочисленные паломники, приходивших поклониться Тихвинской иконе Богородицы. В этот период быстро росло число насельниц: 381 в 1866 году, 510 — в 1881 году, 605 — в 1890 году. Соответственно увеличилось и монастырское хозяйство. Елизаветинская заимка из чисто хозяйственной части превращается в подворье. В 1872 году на Елизаветинской заимке был заложен, а в 1876 году освящен Храм в честь Всемилостивого Спаса. Северный придел, во имя великомученицы Параскевы, был освящен 11 июня 1878 года (престольный праздник 10 ноября по н. ст.), а южный придел, во имя Архистратига Михаила, 15 июня 1880 года (престольный праздник 21 ноября по н. ст.). В начале XX века (по данным ревизии 1903—1904 годов) на подворье жили старшая монахиня Евпраксия, две монахини и 32 послушницы. Они занимались рукоделиями, держали 35 коров и 12 лошадей.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *