Храм спаса на крови

Что посмотреть

Однопрестольный трехапсидный храм возведен в виде традиционного четверика. Вокруг высокого 8-гранного шатра теснятся 4 главки, каждая с особой кровлей из разноцветной черепицы, меди, и смальты. Вплотную стоит колокольня высотой 81 м. Фасады богато и разнообразно украшены поясками, изразцами, наличниками, кокошниками, отделаны гранитом и мрамором. Над входами размещены мозаичные панно по эскизам В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, А. А. Парланда, В. В. Беляева и Н. А. Бруни на евангельские сюжеты.

Поразителен интерьер собора, украшенный уральскими самоцветами и разноцветным мрамором. Главная святыня — укрытый толстым стеклом участок мощеной булыжниками мостовой, где принял смерть Александр II. Над ней, на серо-фиолетовых колоннах из алтайской яшмы сооружена сень с крестом из горного хрусталя, изнутри усыпанная звездами из топазов.

Все стены, своды и столбы сплошь покрыты мозаикой общей площадью около 6000 кв. м. Смальтовые образа «Богоматерь с младенцем» и «Спаситель» на мраморном иконостасе по эскизам В. М. Васнецова производят неизгладимое впечатление, хотя и нарушают общепринятые каноны. Восстановление этих шедевров заняло больше времени, чем потребовалось на строительство.

В ходе работ была обнаружена застрявшая в перекрытиях купола неразорвавшаяся немецкая бомба.

Спас на Крови — это одновременно действующий храм Санкт-Петербургской епархии РПЦ и часть музейного комплекса Исаакиевского собора.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2. Веб-сайт.

Как добраться: на метро до ст. «Невский проспект», затем пешком по наб. канала Грибоедова.

Время работы: с 10:30 до 18:00, выходной день — среда. Богослужения проводятся по воскресным и праздничным дням, начиная с 7:00; всенощная литургия по субботам с 18:00. Цена билета для взрослых — 250 RUB, учащихся, студентов, пенсионеров — 50 RUB. Цена билета на тематические и вечерние экскурсии — 400 RUB. Цены на странице указаны на октябрь 2018 г.

У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Воскресения Христова. У этого термина существуют и другие значения, см. Список церквей «на крови».

Православный собор

Собор Воскресения Христова

Спас на Крови

59°56′24″ с. ш. 30°19′42″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Санкт-Петербург Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, 2

Конфессия

Православие

Епархия

Санкт-Петербургская и Ладожская

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

Поздний этап «русского стиля»

Автор проекта

Альфред Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев).

Архитектор

Парланд, Альфред Александрович

Первое упоминание

1881 год

Дата основания

Строительство

1883 — 1907 годы, часовня-ризница в 1908 году

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520368460006 (ЕГРОКН). Объект № 7810507000 (БД Викигида)

Состояние

Отличное

Сайт

Спас на Крови на Викискладе

Собо́р Воскресе́ния Христо́ва на Крови́, или храм Спа́са на Крови́ в Санкт-Петербурге — православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова; сооружён в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружён как памятник царю-мученику на средства, собранные по всей России.

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота девятиглавого храма — 81 м, вместимость — до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Храм был возведён по указу императора Александра III в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), который впоследствии от строительства отошёл. Проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного. Строительство длилось 24 года. 6 (19) августа 1907 года собор был освящён. Имеет статус музея (музейный комплекс «Государственный музей-памятник „Исаакиевский собор“»).

История

Временная часовня

1 (13) марта 1881 года на набережной Екатерининского канала в результате нападения террориста Гриневицкого был смертельно ранен император Александр II.

Уже 2 (14) марта на чрезвычайном заседании Городская дума просила вступившего на трон императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести… на средства города часовню или памятник». Тот ответил: «Желательно было бы иметь церковь… а не часовню». Однако всё же было решено поставить временную часовню.

Разработать проект поручили архитектору Леонтию Бенуа. Работы велись быстро, так что 17 (29) апреля 1881 года часовня была освящена, в ней стали проводить памятные панихиды. Думе это практически ничего не стоило: поставил часовню купец первой гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милитин, он же стал старостой. Эта часовня оставалась на набережной вплоть до начала строительства храма — до весны 1883 года, после чего была перенесена на Конюшенную площадь, где простояла ещё девять лет и была окончательно разобрана.

Архитектурный конкурс

Сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика. Находится в западной части храма, прямо над ней колокольня с большим золотым куполом.

Сразу после убийства была создана комиссия по увековечению памяти Александра II, а также объявлен конкурс на лучший проект храма. В установленный срок к полудню 31 декабря 1881 (12 января 1882) года были представлены 26 анонимных проектов. Конкурс привлёк многих знаменитых архитекторов того времени, среди них были: И. С. Китнер, И. С. Богомолов, В. И. Шретер, А. Л. Гун, Л. Н. Бенуа и другие. Архитекторы располагали обширным участком по обе стороны канала, включая часть Михайловского сада, пожертвованную великой княгиней Екатериной Михайловной. Комиссия отобрала 8 лучших проектов, а победителем признала работу в русско-византийском стиле под названием «Отцу Отечества» работы А. О. Томишко. Второй премией был удостоен проект «1 марта 1881 года» академиков И. С. Китнера и А. Л. Гуна, третьей — замысел архитектора Л. Н. Бенуа. 23 марта (4 апреля) 1882 года в Гатчине проекты были продемонстрированы императору Александру III, но ни один из них не получил одобрения. Императором было принято решение, чтобы возводимый храм вобрал в себя черты русской архитектуры, какими обладают церкви XVII веков, особенно в Ярославле. Кроме того, следовало оформить место гибели императора в храме в виде отдельного придела.

Рисунок будущего храма, выполненный архимандритом Игнатием, до доработки проекта архитектором Альфредом Парландом, 1883

Вскоре последовал второй конкурс. Уже 28 апреля (10 мая) 1882 года члены комиссии приступили к отбору из 31 лучшего проекта. В этот раз в списке номинантов появились новые громкие имена: Р. А. Гёдике, А. Н. Бенуа, А. М. Павлинов, Р. П. Кузьмин, А. Л. Обер, Н. В. Султанов, А. И. Резанов и другие. Все представленные проекты также были отклонены Александром III. После разработки новых проектов был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева). Этот проект был одобрен императором 29 июня (11 июля) 1883 года с условием его последующей доработки под наблюдением профессора Д. И. Гримма, окончательно проект был утверждён только 1 (13) мая 1887 года. В создании Храма принимали участие: помощники проф. А. А. Парланда архитектор В. И. Фиделли и Д. А. Орехов; художник Н. К. Бодаревский, мозаичист В. А. Фролов, бронзовых дел мастер Фёдоров и другие.

Строительство храма

Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года. В комиссию по строительству храма, возглавляемую Великим князем Владимиром Александровичем, вошли архитекторы Д. И. Гримм, Р. А. Гёдике, Э. И. Жибер, Р. Б. Бернгард, которые во время возведения здания давали консультации и вносили коррективы в проект; большое участие в переработке проекта принял И. В. Штром, предложения которого существенно повлияли на композицию осуществлённого храма.

Мозаичные работы на десять лет задержали освящение, которое митрополит Антоний (Вадковский) свершил 6 (19) августа 1907 года (в день Преображения Господня, известный также как Второй Спас) в присутствии императора Николая II и иных членов императорского Дома. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей.

Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери. Западный фасад

27 апреля (10 мая) 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.

При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована.

История прихода храма

Дореволюционная открытка, ок. 1917 года. Храм в 1917 году.
Фото: О. С. Уайтман.

Собор Воскресения Христова был одним из двух, наряду с Исаакиевским собором, храмов Санкт-Петербурга, находившимся на государственном содержании. Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В соборе совершали отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносили проповеди.

6 (19) сентября 1907 года резолюцией митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (№ 8039) настоятелем собора был назначен профессор Пётр Лепорский, который был вскоре рукоположён во пресвитера (протоиерей с 14 (27) октября 1907 года).

С 1909 года клириком, а затем (с 9 августа 1923 года) настоятелем храма был протоиерей профессор Василий Верюжский, ставший в конце 1927 года одним из активистов иосифлянского движения в Ленинграде.

В 1917 году прекратилось поступление казённых денежных средств на содержание храма, в связи с чем Пётр Лепорский обратился к жителям Петрограда со следующими словами: «Храм Воскресения на крови лишился средств, необходимых для обеспечения в нём богослужений. Причт храма, сооружённого на общие народные средства, решил обратиться к хозяину храма — народу с приглашением объединиться вокруг храма и по мере сил своих и усердия разделить заботу о поддержании в нём благолепного богослужения. Желающие записаться в число прихожан храма благоволят обращаться к отцу настоятелю протоиерею П. Лепорскому (Невский, 163) или в храме на свечную выручку, и там получат необходимые бланки для заявлений».

В конце 1919 года от отдела юстиции Петросовета поступило распоряжение о формировании при храме Воскресения Христова «двадцатки», то есть прихода. В ответ 2 декабря 1919 года протоиерей Петр Лепорский написал заявление, в котором возражал против такого решения городских властей, «так как храм никогда не был приходским», и, кроме того, «состоит в ведении Наркомата имуществ». Однако 13 декабря 1919 года коллегия по регистрации и охране памятников искусства и старины и отдела имуществ дала разрешение передачи храма «двадцатке», что и было совершено 11 января 1920 года.

С июля 1922 года до 5 июля 1923 года храм принадлежал «Петроградской автокефалии» под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего до 9 августа того же года был обновленческим.

С августа 1923 года, после перехода Казанского и Исаакиевского соборов в ведение обновленцев, храм стал кафедральным собором «староцерковной» («тихоновской») Петроградской епархии.

С конца 1927 года и до закрытия храм был центром иосифлянства в Ленинграде — правого течения в Русской церкви, возникшего как оппозиция заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Сергию после издания им «Декларации» о безоговорочной лояльности «нашему Правительству» (коммунистическому режиму).

30 октября 1930 года президиум ВЦИК постановил закрыть храм.

История после закрытия прихода

Спас на Крови. 1935 год

В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса на Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций.

В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд. Вероятно, он на излёте пробил свод купола и застрял в перекрытии свода. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах 18 лет и был случайно обнаружен верхолазами научно-производственных реставрационных мастерских. При осмотре оказалось, что это 240-миллиметровый фугасный снаряд массой около 150 кг. Работы по его обезвреживанию начались под руководством бывшего пиротехника В. И. Демидова утром 28 октября 1961 года, их проводили шесть человек: верхолазы Евгений Касьянов, Вячеслав Коробков, Владимир Майоров, Александр Мацкевич, Владимир Смирнов и бывший сапёр Валентин Николаев. Это была уникальная операция, потребовавшая от её участников не только мастерства, но и незаурядного самообладания и мужества. При помощи лебёдки снаряд был извлечён, вывезен из города и уничтожен в районе Пулковских высот.

Вид на Храм Спаса-на-Крови со стороны канала Грибоедова

В 1968 году собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 года было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса на Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 года. Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.

В 1970-х были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма началась в начале 80-х годов, первый этап которой закончился в 1997 году.

19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения, музей-памятник «Спас на Крови» открылся для посетителей.

23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.

21 января 2014 года зарегистрирован приход храма Воскресения Христова (Спас на крови).

Архитектура и внутреннее убранство

Внешние видеофайлы

Храм Спаса на Крови

Храм Спаса на Крови

Аэросъемка Храма

Храм Спаса на Крови

Купола

Вид на южный фасад храма (2011 год)

В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас на Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть — эмалевое.

В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов. В западной части собора находится колокольня, завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.

Внешний вид собора

Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного.

С внешней стороны на храме сделаны надписи, где подчёркиваются достижения России в период правления Александра II.

В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.

Внутреннее убранство собора

Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В. А. Фролова по эскизам более 30 художников, среди которых были такие, как В. М. Васнецов, Ф. С. Журавлёв, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса на Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.

  • Внутреннее убранство храма

  • Мозаики на стенах храма

  • Внутреннее убранство восточной части храма

История храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге

Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.

Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).

Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание, для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.

Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.

В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны решение этого вопроса было отложено. Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор». После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.

Внешний вид храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге

Собор имеет ассиметричную форму, вытянутую по оси восток-запад. К восточной стороне собора примыкают три алтарные апсиды – центральная и две малые, боковые с медными позолоченными куполами. С западной части — двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. Входные двери смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом. В нишах установлены двадцать памятных досок из темно-красного гранита, на которых золочеными буквами обозначены дела императора Александра II (основные реформы с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года). Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни, выполненные мозаикой — главное украшение фасада собора. Мозаичные композиции привлекают внимание к основным деталям собора.

Между крыльцами находится распятие (также из мозаики). Сверху – изображения двуглавого орла. Общая площадь мозаики фасадов составляет 400 квадратных метров. Глава собора, покрытая цветной ювелирной эмалью, имеет луковичную форму. Такой же купол и у центрального шатра. Колокола, главный из которых весил 1100 пудов, были изготовлены в Финляндии.

Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. На фоне строгой архитектуры Северной столицы оно кажется игрушкой. Прослеживается сходство собора с храмом Василия Блаженного в Москве.

Внутренне убранство храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге

Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола. В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик. Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, В.В. Беляева. Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе. В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания. Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова — «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».

Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра. Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция, которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза. Под сенью хранятся реликвии собора – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.

Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.

Храм Спас-на-крови — это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства. Построенный памятник архитектуры явился символом надвигающейся революции.

>Официальный сайт собора Спас-на-Крови

Административно является частью Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».

Официальный сайт: www.cathedral.ru

Храм Спаса на Крови: история возведения и удивительные факты

В самом центре Санкт-Петербурга, на набережной канала Грибоедова, возвышается необыкновенной красоты храм с пестрыми куполами, отличающийся от других церквей не только своей многоцветностью, но и трагической историей своего появления. Собор Воскресения Христова, был возведен по случаю гибели от рук террористов Александра II, в народе его стали называть Храм Спаса на Крови. Почему же храм, возведенный по случаю трагической гибели императора, имеет такой праздничный вид?

Храм не зря посвятили Воскресению Христову. Тем самым утверждалась связь между распятием Спасителя, его дальнейшим воскрешением и мученической смертью русского царя. В народе говорили: «Государя жизнь скончали / Второй раз Христа распяли». А согласно христианскому учению, смерть – это не конец бытия, а лишь переход в иной мир. Поэтому и возведенный на месте трагического события светлый храм вполне уместен.

Гибель императора Александра II

Российский император Александр II
Александр II вписан в историю России , как царь-реформатор, осуществивший множество важнейших реформ на благо народа, одна из которых – отмена крепостного права. И за все эти деяния народ отплатил ему тем, что Александр II стал рекордсменом по количеству покушений. Террористы не раз стреляли в него, взрывали Зимний дворец и императорский поезд, но шесть раз, оказываясь на волосок от гибели, император оставался жив.
Однако, 1 марта 1881 года террористы добились своего – бомба, брошенная прямо под ноги царя, оборвала его жизнь. Подготовила покушение группа террористов-народовольцев во главе с Софьей Перовской. Утром в карету с царем, возвращавшимся из Михайловского Манежа в Зимний дворец после посещения развода войск, народоволец Рысаков бросил бомбу, но царь опять остался жив, погибли два конвойных и мальчик-разносчик. Царь вышел из экипажа и направился к раненым, в это время к нему подбежал еще один народоволец, Гриневицкий, и бросил еще одну бомбу. Александра и террориста от мощного взрыва отбросило к ограде канала.
Покушение на Александра II 1 марта 1881 года
Это был конец, через 3 часа царя не стало. На престол взошел его сын, Александр III.
Скончался от полученных ран и Гриневский. Остальные участники покушения были вскоре арестованы и повешены на Семеновском плацу.
Казнь народовольцев
Гибель императора потрясла всю Россию. Борис Чичерин писал:
«Страшной катастрофой завершилось одно из величайших царствований в русской истории. Монарх, который осуществил заветные мечты русских людей, который дал свободу двадцати миллионам крестьян, установил независимый и гласный суд, даровал земству самоуправление, снял цензуру с печатного слова, этот монарх, благодетель своего народа, пал от руки злодеев, преследовавших его в течение нескольких лет и, наконец, достигших своей цели. Такая трагическая судьба не может не произвести потрясающего действия на всякого, в ком не помутилась мысль, и в ком не иссякло человеческое чувство».
«Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался» (В.О.Ключевский).

История возведения храма

На месте трагедии, где «пролилась священная кровь Государя», соорудили временный памятник и поставили часового.

Но Александр III повелел на этом месте построить храм, а пока готовился проект, возвести временную часовню, и 4 апреля часовня уже стояла.
Часовня на месте гибели царя
Александр III хотел, чтобы будущий храм был выполнен в псевдорусском стиле церковного зодчества XVII века, и стоял непременно на этом же месте.
В 1893 году Александр III заложил первый камень в основание храма, и начались подготовительные работы.

Торжественная закладка храма Воскресения Христова на Екатерининском канале 6 октября 1883 года
В 1887 году был, наконец, утвержден проект, авторами которого были А. Парланд и архимандрита Игнатий из Троицко-Сергиевой пустыни, но он требовал доработки, поэтому к работе подключили и других архитекторов. В результате окончательный вариант уже мало чем напоминал первоначальный проект А. Парланда.
Строительство Собора Воскресения Христова
Строительство затянулось надолго, освятили собор лишь в 1907 году.
Император Николай II и Императрица в сопровождении свиты и роты Дворцовых гренадеров идут с крестным ходом вдоль «Спаса на крови». Петербург. 1907 г.
Крестный ход вокруг храма
Спас-на-Крови. Фото 1910 г.

Всепобеждающая красота

Выполненный в псевдорусском стиле, яркий и праздничный, с нарядными куполами из четырехцветной эмали, храм прекрасно гармонирует с окружающими его строгими зданиями.

LiveInternetLiveInternet

  • *****новый год***** (40)
  • (15)
  • *****русский язык***** (10)
  • *****проза***** (8)
  • *****басни***** (7)
  • *****блюда из рыбы***** (5)
  • *****народные рецепты***** (5)
  • *****накрываем на стол***** (4)
  • *****8 марта***** (4)
  • *****суши, роллы***** (1)
  • ***** великие и выдающиеся личности***** (21)
  • ***** салаты***** (63)
  • *****уход за лицом***** (10)
  • «золотой век» русской поэзии (13)
  • *****аватары***** (3)
  • *****авторские афоризмы***** (14)
  • *****английский язык***** (7)
  • *****аффирмации***** (6)
  • *****блюда из ягод***** (4)
  • *****букеты из конфет***** (5)
  • *****видео***** (5)
  • *****всё про МЛМ***** (10)
  • *****выпечка***** (49)
  • *****вязание***** (33)
  • *****гороскоп***** (3)
  • *****делаем из бумаги***** (15)
  • *****десерты, конфеты***** (17)
  • *****дети-подростки***** (20)
  • *****дизайн и интерьер***** (18)
  • *****для души***** (21)
  • *****законодательство РФ и стран мира***** (3)
  • *****законы Вселенной***** (3)
  • *****здоровье***** (43)
  • *****искусство, живопись***** (30)
  • *****картинки комментарии с кодами***** (17)
  • *****книги***** (22)
  • *****комнатные растения***** (9)
  • *****красота в деталях***** (49)
  • *****лучшие фото***** (16)
  • *****мантры***** (6)
  • *****метод Сильва***** (21)
  • *****мир клипарта***** (13)
  • *****мифы***** (3)
  • *****мой дневник***** (4)
  • *****молитва***** (36)
  • *****монастыри и храмы***** (3)
  • *****Москва***** (3)
  • *****мудры***** (3)
  • *****мясные деликатесы рецепты ***** (21)
  • *****о животных***** (11)
  • *****образование***** (7)
  • *****общество***** (6)
  • *****отдых курорты мира***** (3)
  • *****позитивное мышление***** (53)
  • *****поиск предназначения***** (11)
  • *****пословицы***** (4)
  • *****поэзия конца 20-начала 21 века***** (90)
  • *****поэзия серебряного века***** (88)
  • *****притчи***** (25)
  • *****пряничные домики***** (5)
  • *****психология***** (22)
  • *****психотехники***** (9)
  • *****путешествия***** (15)
  • *****работа в интернете***** (3)
  • *****Санкт-Петербург***** (18)
  • *****святые места, источники***** (1)
  • *****семья***** (16)
  • *****соусы***** (1)
  • *****стиль и мода***** (7)
  • *****схемы для дневника***** (13)
  • *****торты***** (30)
  • *****украшения для блога***** (10)
  • *****фен-шуй***** (10)
  • *****фоны***** (8)
  • *****фотошоп***** (17)
  • *****хобби***** (28)
  • *****холодные супы***** (6)
  • *****христианские праздники***** (20)
  • *****цветы***** (32)
  • *****шью сама***** (92)
  • *****юриспруденция***** (15)
  • *****разделители***** (4)
  • *****валентинки***** (3)
  • *****рамочки для постов***** (65)
  • *****рамочки для косметологии***** (5)
  • *****рамочки для рецептов***** (15)
  • *****рамочки с животными***** (11)
  • *****рамочки «Он и Она»***** (24)
  • *****рамочки пасхальные***** (3)
  • *****рамочки- поздравления***** (16)
  • *****рамочки пейзажные***** (18)
  • *****рамочки с ангелами***** (6)
  • *****рамочки цветочные***** (31)
  • *****рамочки черные с золотом***** (12)

История храма

Как уже было сказано выше, место для строительства было выбрано неслучайно. Храм-на-Крови в Екатеринбурге – один из самых огромных и величественных во всей стране. Это место, куда сейчас приезжают поклониться тысячи паломников со всего мира.

Построенный на месте разрушенного большевиками дома инженера Ипатьева, он стал третьим Храмом-на-Крови в России: первые два были возведены на местах смерти царевича Дмитрия и Александра II, в Угличе и Санкт-Петербурге соответственно. Нельзя сказать, что екатеринбургский Храм-на-Крови – это здание с многовековой историей. Напротив, возведен он был сравнительно недавно: строительство происходило в период с 2000 по 2003 год. Будучи создан еще в 1992 году, проект не реализовывался почти десятилетие из-за финансовых трудностей, обусловленных положением экономики в стране.

Особенности архитектуры

Примечательно, что во время проектирования курганский архитектор Константин Ефремов как бы объединил план будущего храма с планом уничтоженного особняка Николая Ипатьева. И хотя фактически место расстрела Романовых находится вне стен храма, символически оно воссоздано прямо внутри.

Екатеринбургский Храм-на-Крови – это 60-метровое архитектурное творение с пятью золотыми куполами, построенное в русско-византийском стиле, что еще раз указывает на стремление связать между собой два времени. Храмовый комплекс состоит из верхнего и нижнего сооружений. И если верхний храм представляет собой огромный златоглавый собор с обилием окон, то нижний, напротив, выполнен в строгом стиле. Именно в нижнем храме располагается упомянутая выше расстрельная комната. Помимо всего прочего, здесь обустроен музей, в котором собраны экспонаты, рассказывающие о последних днях жизни государевой семьи.

Особое место в ансамбле занимает памятник, изображающий момент спуска царя, его жены и детей в подвал на расстрел.

Храм-на-Крови сегодня

В наши дни Екатеринбургский Храм-на-Крови – это не просто место паломничества, а еще и музейный комплекс, где проводятся экскурсии для всех желающих. Помимо этого, здесь организованы библейские курсы и церковно-приходская школа для детей.

Каждый год в ночь с 16 на 17 июля в Храме-на-Крови проводится Божественная Литургия протяженностью в несколько часов в память о семье государя-императора Николая II, которая завершается крестным ходом к Ганиной Яме.

Храм-на-Крови неоднократно посещали высшие представители современной власти: здесь бывали Б.Н. Ельцин, В.В. Путин, а также почетные гости из зарубежных стран.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *