Храм или собор?

Что такое Церковь?

Изначально под словом «Церковь» обозначалось все то, что включает в себя христианство на земле, и на Небе. Это объединение в вечности всех святых и подвижников, которые когда-либо жили, их молитв, всех богослужений и религиозных таинств — объединение их во Христе. Еще говорят так: «Церковь — это тело Христово».

Икона Всех Святых от века Богу угодивших (её часть). В каком-то смысле это образ всей Церкви.

Кроме того, под Церковью называют просто объединение верующих. И неважно, сколько в это объединение входит человек — миллион или тысяча. Как пример, Русская православная Церковь, которая является частью православной Церкви вообще. Или какие-то иные Церкви — правоверные они или нет. Грубо говоря, выдумав свое личное учение, и имея всего одного последователя, вы тоже можете назвать все это церковью.

Выражением «Я хожу в православную Церковь» мы говорим, что мы православные, а не католики. Возможно, словосочетание «ходить в церковь», а не «ходить в храм» идет и от этого тоже — выражение как бы «обмельчало».

Церковь Михаила Тверского и Анны Кашинской в Конаково, Тверская область. Пример, как в храм переоборудовано здание, которое храмом раньше не было.

LiveInternetLiveInternet

Храм и собор — это архитектурные сооружения, предназначенные для совершения богослужений и религиозных обрядов.
Храм (от праславянского chormъ — «дом») представляет собой место сбора и моления христиан и последователей индуизма. Храмы использовались как культовые сооружения также и у древних египтян.
Собор (от старославянского «соборъ» — собрание, съезд) — это тоже храм, который является главным в городе или монастыре. В крупных городах каждая из административных частей может иметь свой собор. Существуют соборы православные, католические и протестантские.
В отличие от простого храма, в соборе богослужение может проводить только духовное лицо высшей степени священства — епископ, архиепископ, митрополит или патриарх. В православии и в католицизме статус собора присваивается храму раз и навсегда и не подлежит пересмотру.
В большинстве случаев соборы строят большими и величественными, вмещающими тысячи человек. Однако он может и не отличаться по размерам от обычного приходского храма. При этом собор всегда рассчитан на то, что службы в нем ведутся священниками нескольких храмов. Богослужения, особенно в праздники, совершаются собором духовенства, в идеале это настоятель и 12 сослужащих ему священников, по образу Христа и двенадцати апостолов.
http://www.aif.ru/dontknows/eternal/chem_hram_otlichaetsya_ot_sobora
Что такое кафедральный собор?
Собор (от старославянского «соборъ» — собрание, съезд) — это главный храм в городе или монастыре. В крупных городах каждая из административных частей может иметь свой собор. Существуют соборы православные, католические и протестантские.
В отличие от простого храма, в соборе богослужение может проводить только духовное лицо высшей степени священства — епископ, архиепископ, митрополит или патриарх. В православии и в католицизме статус собора присваивается храму раз и навсегда и не подлежит пересмотру.
Кафедральный собор — это религиозное сооружение, в котором присутствует или присутствовала ранее кафедра (от латинского cathedra — «трон, кресло») — кресло, в котором восседает епископ. Это место считается наиболее почетным в храме. В православии оно обустраивается возле восточной алтарной стены, в католицизме — за алтарем, а в англиканских храмах — по левую сторону от алтаря.
Епископские троны появились еще в раннехристианских храмах. Их расположение соотносилось с Евангелием от Иоанна и подразумевало подражание Господу и 24 восседавшим возле него старцам. По обеим сторонам кафедры ставились стулья для обычных священников, в результате чего епископ в центре символически изображал Иисуса, а его помощники — старцев.
Помимо кафедральных существуют сокафедральные соборы, где присутствует еще одна кафедра, и прокафедральные, временно выполняющее функции собора или второго собора.

Храм Христа Спасителя.
Кафедральных соборов в мире не много, большинство из них являются одними из главных достопримечательностей города. Их посещают не только верующие, но и туристы. К примеру, в православии статус кафедрального собора имеет храм Христа Спасителя в Москве, в католицизме — Собор Парижской Богоматери в Париже, в протестантизме — Берлинский кафедральный собор в столице Германии.

Ответ автору темы | Сергей Голоха православный христианин Не показывать | Удалить | Исправить |Ответить

Не скажу Вам точно о критериях, но кажется изначально лаврами называли монастыри с определенным расположением келий (кажется буквой «П»), затем стали называться главные монастыри (и такой статус зачастую давался светскими властями, а не церковными). И название лавра было не исключающим слово «монастырь» из названия, а альтернативным. Такими были лавра Саввы Освященного, Студийский монастырь, Синайский монастырь, еще некоторые. Есть лавра и на Афоне, т.н. Великая лавра или лавра Афанасия Афонского. Но не основывайтесь на том, что я написал выше, это пересказ давно забытого старого. Зато то, что ниже более точно:-)))
На территории государств бывшего СССР была еще и Давидо-Гареджийская лавра, которая уже в годы царской России потеряла этот статус. Опять же на тер-рии бывшего СССР лавра подчиняется её настоятелю — священно-архимандриту (коим является архиерей), представленного — наместником. Наместником тоже не обязательно является архимандрит, я бы сказал как минимум архимандрит. Так Киево-Печерской и Почаевской Лавры священно-архимандрит Киевский митрополит, а настоятели епископы Павел и Владимир соответственно.
Относительно Святогорского монастыря. Да, Виктор Федорович (и, вероятно, Борис Викторович Колесников) давно задумали (а говорят эта идея витала еще со времен губернаторства Щербаня) из Славяногорска (а с этого года уже Святогорска) сделать международный курорт, отстроить многозвездочные отели, санатории (возможно по примеру Карловых Вар). (И так и будет. Донецкие бизнесмены давно поговаривают о скупке земли в Святогорске, но бума пока не наблюдалось — все еще впереди) Привлекательности курорту добавляют придуманый почти на ровном месте заповедник «Святые Горы» и монастырь, который по PR-задумке должен стать лаврой. Помощь монастырю оказывается, а вот с лоббированием статуса лавры мтр. Илларион не спешит, судя по всему не желая перехода обители в непосредственное подчинение Киевскому предстоятелю (Пока священно-архимандрит предстоятель Горловской епархии. Вот уж скоро десять лет как (как бы) временно её управляющим и одновременно (постоянным) Донецким предстоятелем является митрополит Илларион).
Насчет дотягивает-недотягивает, современная Александро-Невская лавра ИМХО не дотягивает до Святогорского монастаря. А статус лавры в Восточной Украине как нельзя кстати! Вы посмотрите какой по счету десяток монастырей открывают в Закарпатье или на Буковине, и посмотрите какие монастыри на Востоке (Харьковский Покровский и Донецкий Иверский по сути обычные приходы), на их фоне Святогорск супер-лавра!
С ув.,
Д.

*

Чем отличается Лавра от общежительного монастыря? В Общежительном монастыре:

  • монахи живут вместе в одной ограде;
  • ходят вместе на трапезу;
  • имеют общее послушание
  • каждый день ходят вместе в церковь на общую службу.
    Ввел общежительный тип монашества Пахомий Великий.
    Лавра — это не общежительный монастырь.

У нас в России Лавры крупнейшие — это Троице-Сергиева, Киево-Печерская, Почаевская, Псково-Печерская — это, по сути, общежительные монастыри. Лаврами они называются как наиболее значительные из них.
На самом деле, Лавра — это не общежительный монастырь.
Лавра — это монастырь, где есть общая церковь, но монахи живут сами по себе: сами себе готовят еду…
Лавра святого Саввы представляла собою такую организацию:
был некий центральный монастырь — общежительный; он существует до сих пор; — с общей трапезов (Самое главное отличие Лавры от монастыря — в трапезе: общая они или нет); и множество маленьких монастырей, даже келий, вокруг на расстоянии даже до 20 км (они не сохранились до наших дней).
Монахи Лавры св. Саввы, которые жили не в центральном монастыре, приходили на службу 1 раз в неделю — в субботу.
И раз они пришли, а ночевать им негде, то они так и молились всю ночь — отсюда появилась традиция петь всенощную — с Субботы на воскресенье.
В воскресенье утром причащались, брали с собою Святые Дары на всю неделю и уходили обратно в свои кельи.
Молились они в келье (каждый день вечерню и утреню пели в келье).
Т.к. многие монахи были неграмотными, — по книгам они петь не могли, (книги тогда стоили очень дорого; рукописи были очень дорогими).
Итак, книг у монахов не было, т.к. многие были неграмотными, а другие не могли приобрести богослужебные книги из-за их дороговизны.
И св. Савва ввел такое правило в своем монастыре: каждый монах должен был выучить наизусть Часослов, и тогда его постригали в монахи.

Для монаха главным испытание было знание наизусть Часослова. И дальше он уже наизусть пел Утреню, Вечерню, Часы у себя в келье.
После полудня монах пел службы Изобразительных, во время которых причащал себя взятыми с собой Святыми Дарами.
— дошел до наших дней практически без изменений
— это Древний Палестинский Савваитский Часослов (в монастыре святого Саввы был Палестинский
Часослов).
Общего Устава как такового не было: т.к. других книг богослужебных не было у монахов, то они пели службы по этому Часослову. (Никаких канонов, стихир не пели; это могли себе позволить только монахи центрального монастыря).
Преп. Софроний сделал некоторый синтез из Савваитской традиции. Традиция называется палео-Савваисской, т.е. древне Савваисской
— Древне-Савваисский устав.
Мы видим, что древняя кафедральная традиция умерла и возникла новая традиция; со временем эти традиции слились в Палео-Савваисский или Святогорский Устав;
— они очень близки друг другу.
Рукописи — источники, которые сообщают.
Что происходит дальше с Иерусалимским?
В 1009 г. Иерусалим был опять разорен
Арабь! Иерусалим почти не тронули; они сильно ограничили христиан: запретили колокольный звон, крестные ходы и т.д., но церкви рушить не стали.
Мечети арабы построили не там, где были церкви.
Когда халиф Амар — 3-й праведный халиф после Магомета, взял Иерусалим при патриархе Софроний (всего через несколько лет после победы над персами), Софроний пригласи Амара пройти в Церковь Воскресения.
Но Амар не пошел, т.к. в противном случае Церковь автоматически стала бы мечетью.
Он пошел на место, где раньше был храм, построил там мечеть Алякса — до сих пор она там стоит.
Для евреев большая проблема: они хотят храм снова построить, а там мечеть стоит — одна из 3-х священных мечетей. У арабов есть 3 священные мечети — самые главные в мире.

Во всяком случае арабы Христа не очень тронули.

А в 1009 году тронули очень серьезно.
В 1009 году Святогорский Устав, также как и Древний кафедральный Устав Воскресения прекратил свое существование, и Палео-Савваитский устав тоже.
Вернемся к Константинополю.
В Константинополе было несколько важных 27 монастырей.
Константинопольские монастыри, судя по всему, до эпохи иконоборчества пользовались Уставом акинитов.
«кинисис» по-греч. — «успение», «сон».
Акиниты — это то, кто не спят.
Об этом уставе мы говорить не будем.
Один из Константинопольских монастырей — монастырь Студия — Студийский монастырь. Его основал сенатор Студий. Этот монастырь также пользовался Уставом акинитов.
В эпоху иконоборчества, когда все монастыри оказались под угрозой закрытия в монастырь Студия, переселяется некто Феодор, который до этого был монахом в горах Алимпии.
— преп. Феодор (кон. VIII — нач. IX в.).
В 799 г. он переселился с Олимпийских гор в Константинополь, в монастырь Студия, и устроил там богослужение такое же, какое было в Олимпийских горах.
Основные компоненты богослужения (вообще).
Вся сложная богослужебная система (то, что мы называем обрядом Византийским и Римским) складывается из 4-х основных компонентов:
1) порядок совершения Таинств, т.е. формуляр литургии Таинств.
«Напр, в Александрийской традиции основным формуляром литургии является формуляр литургии Марка
(«формуляр» — это набо текстов).
или, иначе, тексты Евхология
«Евхологий» (по-греч.) — молитвослов, но это не то, что мы понимаем под молитвословом.
У нас молитвослов — это книга молитв для домашнего использования.
Евхология — это книга молитв литургии и Таинств, в первую очередь:
порядок литургии и Таинств.
В Византийском обряде — свой Евхологий, в Александрии был когда-то свой Евхологий.

  1. порядок совершения суточного круга — Часослов — Одологий (по греч.): порядок Вечерни, Утрени

    и Часов.

  1. система праздников

в каждом обряде — своя система праздников: напр, у католиков

  • отделены друг от друга праздники Пятидесятницы и Троицы (у нас это один праздник)
  • есть Рождество и Поклонение волхвлв (у нас вообще нет такого праздника «Поклонение волхвов»).
    Обряды часто отличаются только системой праздников.

.
4) лекциональная система:
«лекция» — чтение
Как распределено чтение Евангелия, Ветхого Завета и Апостола в течение года.
Напр., в Византийском обряде принято на Литургии 1-го дня Пасхи читать 1-е Евангелие от Иоанна.
А в Иерусалиме в древности читали последнее зачало Марка на этой литургии, напр.
Теперь вернемся к истории.
Феодор Студии переехал жить в Константинополь (из Олимпийских гор) с большим количеством монахов.
Феодор Студит имел огромный авторитет. Что он сделал?
В Олимпийских горах жили монахи-беженцы из Палестины (это время арабских гонений); с собою они принесли свои порядки — Палестинский Часослов.
.
Феодор Студит привык с самого начала своей монашеской жизни молиться по Савваисскому Часослову.
Приехав в Константинополь с этим Часословом, Феодор Студит все остальные компоненты богослужения, кроме Часослова, он взял Константинопольские, т.е. из устава Великой Церкви.
В Студийском монастыре произошел синтез — очень важный для истории Православного богослужения (не для истории литургии, а для истории Устава) — Студийский синтез. В Новом Студийском Уставе (Студийский синтез):

  • Евхологий, система праздников, лекционарная система — Константинопольские
  • Часослов — Палестинский.

Авторитет Студийского монастыря был настолько велик, а Устав Студийский (Студийский синтез) настолько всем понравился, что он стал распространяться по всей Малой Азии? (Евразии)

Со временем (в 1204 г.) Константинополь взяли крестоносцы и с э
того времени перестал существовать Соборный Константинопольский Типикон — Типикон Великой Церкви (т.к. этот Типикон написан специально под храм Софию Константинокольскую и без нее не могут существовать).
Когда Константинополь восстановили (после ухода крестоносцев) везде стали служить по Студийскому Уставу.
Студийский Устав был со временем принят и в Палестине. Здесь он был немного отредактирован и превратился в так называемый Иерусалимский Устав. Их сейчас противопоставляют: Иерусалимский и Студийский Уставы. На самом деле, иерусалимский Устав — это редакция Студийского Устава: не той, древней традиции Иерусалимской (самостоятельной), а по редакции Студийского Устава. Она имеет в себе нечто Иерусалимское, а именно Часослов, но не непосредственно, а через посредство Студийского Устава.
Иерусалимский иначе называют Нео-(Ново)-Савваисский Устав.
.
В 1009 г. был погром.
Через несколько лет после погрома, когда он забылся, началось восстановление Иерусалима -реставрация.
Эта реставрация осуществлялась в XI в.
Устав называют Нео-Савваисским, чтобы не путать его с древним Уставом Саввы, лаврским
? или Лаврский Устав — Нео-Савваисский)
.
В XIV в. на Нео-Савваисский Устав переходит Афон. И с этого времени основным уставом Православной Церкви становится Иерусалимский — это Устав, которым мы пользуемся и сейчас.
.
Это была тема: Грекоязычное богослужение на Православном Востоке.
Тема: история нашего Типикона.
Студийский и Иерусалимский Уставы в Византии и на Руси.
Литература:

  1. Арранц
  2. Пентковский ЖМП № 4, 2001.

  3. Пентковский ЖМП № 5, 2001.
    Редакции Студийского Устава.
    1-я редакция (IX, X, XI вв.)

Итак, с IX в. Студийский Устав — это самостоятельный Устав в Студийском монастыре, а со временем и в большинстве других монастырей Византийской Империи. Редакция IX, X, XI веков — досаточно стабильная. В древних памятниках — это 1-я редакция Студийского Устава (древнейшая):
1) Ипостиписис пред. Феодора
«Ипостиписис» — очертания
Типикон — (от слова типос — образец) — главная книга, регулирующая Устав в нашей церкви. Ипотиписис имеет тот же корень «тип»

  • очертания
  • описание порядка совершения богослужения
  • написан одним из учеников преп. Феодора Студита (IX в.)

2) Биопиписис — второй памятник
— написан был преп. Афанасием Афонским, игуменом 1-го на Афоне общежительного монастыря.
Монашество на Афоне существует задолго до Афанасия, но Афанасий открыл 1-й общежительный
монастырь на Афоне и назвал его Великая Лавра (уже тогда началось неправильное употребление термина «лавра»).
Великая Лавра — это 1-й общежительный монастырь на Афоне. Ему преп. Афанасий дал Биопиписис.
Афанасий умер в 1000 г. (X в.).
10
Биопиписис мало отличается от ипотиписиса — что говорит о том, что традиция Студийская в 1Х-Х вв. почти не изменялась.
Памятник сер. IX и конца X вв. — это почти одно и то же.
3) Третий важнейший Типикон 1-й редакции Студийского Устава — это Типикон патриарха Алексия Студита или Студийско-Алексиевский Типикон. Этот Типикон важен именно для русской церкви
Патриарх Алексий, по прозванию Студит, — вселенский патриарх — до своего патриаршества был монахом (даже игуменом) Студийского монастыря; соответственно, он прекрасно знал Студийскую традицию.
Когда он стал патриархом, он основал свой собственный монастырь.
(В поздней Византии это было общепринятой практикой’ каждый уважающий себя человек основывал свой собственный монастырь — был ктитором монастыря (в конце жизни он обычно постригался в монахи в этом монастыре): он давал деньги на монашество.

В поздней Византии было популярным быть монахом: монашествующих в Византии было четь ли не половина населения).
Итак, Алексий основал свой собственный монастырь «Успение Богородицы» — такой маленький монастырек, нет в нем ничего выдающегося. Но Алексий написал для него Типикон (20-е года XI века), который обычно называется Студийско-Алексиевский.
(Позднее мы выясним, почему этот Типикон очень важен для нас, русских Для греков он совершенно не важен).
2 2-я редакция Студийского Устава.
Студийский Устав распространился (как уже было сказано) по всей Византии.
И со 2-й половины Х1-го века образцовым монастырем Константинополя становится Евергикийский монастырь — монастырь Божией Матери Евергикийской (или Благодетельницы)
Евергекция
Этот монастырь имел свой собственный Типикон (этот Типикон содержит Синаксарь’), который достаточно сильно отличался от Типиконов 1-й редакции. Влияние неизвестно откуда, но, скорее всего, из Палестины. В древней Палестине формируется 1-я редакция Студийского Устава
Отличие 2-й редакции от 1-й.
во 2-й редакции в 1-й редакции
Всенощные бдения:
есть нет
Стихиры:
и т.д. пелись на одно число
много отличий в службах.
.
На основе Евергикийского Типикона было создано множество ктиторских Типиконов (XI, XII, XIII вв.). Этот Типикон определял богослужение в Константинополе и Византии во 2-й половине XI в., XII и XIII веках.
Сохранилось достаточно большое количество этих ктиторских Типиконов Некоторые из них Дмитриевский А. А приводит в своем труде (в 1-м томе «Описания»).
Дмитриевский Алексей Афанасьевич — знаменитый русский литургист (кон XIX — начало XX в.)

  • составил 3-томное описание литургических рукописей, хранящихся на Востоке
  • один из самых главных трудов русской литургики в целом.

    Ктиторские Типиконы: все они основаны на Евергикийском Синаксаре.

И эта же самая редакция переехала в Палестину и породила Иерусалимский Устав.
.
Типиконы Южной Италии представляют собой своеобразную редакцию Студийского Устава -можно сказать 3-я редакция Студийского Устава.

  1. Южно-италийские типиконы
  2. Афонские Типиконы (ХI-XIII вв )
    до XIV в.

— не сохранились
— сохранился грузинский перевод одного из таких Типиконов, сделанный святым Георгием
Мтацминдоли (по-грезински, Святогорец) (3-м или 4-м … Иверского монастыря на Афоне)
и
4-я редакция Студийского Устава:
— Иерусалимский Устав: не называется Студийским Уставом, но, по сути, это тоже одна из редакций
Студийского Устава — можно сказать 4-я редакция.
В XIII веке Афон был захвачен тоже крестоносцами. После их ухода на Афоне приняли Иерусалимский Устав, т.к. этот Устав приняли на Афоне, то его приняли и везде.
С XIV в. Иерусалимский Устав используется везде на Востоке.
Это что касается Византийской части темы.
Теперь, что было на Руси?
Русь.
Принятая дата крещения Руси — 988 год Какой Типикон (Устав) был принят на руси в это время -никто не знает. Но косвенные данные (их очень мало) говорят, что этим Уставом был Студийский Устав -естественно, его 1-я редакция (2-й редакции еще не существовало).
Историю Русского богослужения лучше всего прочесть в «Православной Энциклопедии» (нулевой том): «Русская Православная Церковь». Там есть такая статья «Богослужение в Русской Церкви Х-ХХ вв.».

В 60-е годы XI века в игуменство преп. Феодосия в Киево-Печерском монастыре, по сообщению летописи, резко умножилось число братии: монахов стало очень много.
Преп. Феодосии был смиренным человеком и боялся организовывать такой большой монастырь по собственному усмотрению, а тот Типикон (неизвестный нам), который на Руси уже использовался более 50 лет (предположительно, Студийский), не содержал в себе Дисциплинарной части — части, где бы описывалось, как в монастыре нужно организовывать послушание, как нужно одеваться, обуваться и питаться…
Преп. Феодосии отправил (послал) гонца в Константинополь, чтобы такой Типикон разыскали И такой Типикон нашелся — это был Студийский Алексеевский Типикон.
В отличие от других типиконов (собственно, 2 были известны, другие Типиконы не сохранились). Этот Типикон имел Дисциплинарную ч асть, что было так важно для преп. Феодосия.
Именно поэтому Типикон никому не известного монастырька был заимствован преп Феодосией в его Киево-Печерскую Лавру, а из Лавры распространился по всей Руси.
Итак, на Руси:
X — нач. XI в. — Студийский Устав — под вопросом.
С 60-х гг. XI в. — Студийско-Алексиевский Типикон.
Этот Типикон сохранился только в русских переводах (греческий текст не дошел до нас).
Самая лучшая рукопись, содержащая этот Типикон — 330-я. Она издана в этом году, совсем недавно, Пентковским.
Книгу со Студийско-Алексиевским Типиконом сейчас можно приобрести, она называется «Типикон патриарха Алексия Студита в Аизантии и на Руси», М, 2001.
Впервые в мире издан этот Типикон — событие для литургики.
Этот Типикон существовал на Руси до конца XIV в.
В конце XIV в.:
— Куликовская битва (1380 г.). Реставрация Руси фактически.
— на Русь в огромных количествах бегут балканские жители (в самом конце XIV в.). экспансия турок.

.
С собой эти самые сербы и болгары несли книги и высокую культуру, на Руси уже утраченную (из-за нашествия татарского ига).
Под влиянием южных славян (при митрополите Киприане) появляется на Руси Иерусалимский Устав.
.
Почему свт. Киприан привез на Русь Иерусалимский Устав: потому что все уже давно перешли на этот Устав, кроме Руси. На Руси до XIV в. был Студийский Устав.
С самого начала XV в. на Руси — Иерусалимский Устав. Эта мощнейшая реформа Киприана прошла, как ни странно, незамеченной.
Мы знаем потрясения середины XVII в., связанные с Никоном: старообрядство…
Здесь произошла смена всей традиции (радикальная смена одного Устава другим), и она прошла незаметно.
12
Никон в Уставе вообще почти ничего не менял. Меняли после Никона некоторые правщики. Особенно много изменили книг при последующих патриархах. Они изменили, в основном, язык. Когда язык изменяется, это слышно более явно. И хотя слова поют те же, но они звучат по-другому, потому что заново переведены с греческого — новый перевод.
Во многом поэтому были потрясения в середине XVII в., хотя никакой смены Устава не было вообще.
При самом Никоне Типикон вообще не выходил, т.е. Никон руководствовался старым Типиконом.
Издания Типикона XVII в. не так уж сильно друг от друга отличались: как дониконовский, так и послениконовский.
Мы видим, как на Руси все стабильно:
до XV века — один Типикон,
потом — другой Типикон.
Это не сравнить с Византией, где все сложно кипело и изменялось в течение веков.

Отличие Студийского и Иерусалимского Уставов.
Вообще, не совсем корректно ставится проблема, т.е. можно сказать: в чем отличие такой-то редакции Студийского Устава от Иерусалимского.
Более точно выделенную проблему можно сформулировать так:
отличие Студийско-Алексиевского и Иерусалимского Устава, т.е. сравнивают русскую традицию (1-ю редакцию Студийского Устава и Иерусалимский Устав).
Самое главное отличие, которое нужно запомнить: Иерусалимский Устав гораздо строже Студийского. Он выражается в том, что:

  • службы по Иерусалимскому Уставу значительно длиннее
  • в Иерусалимском Уставе есть всенощная (т.е. вечерня и утреня могут объединяться в одну службу)
  • по Иерусалимскому Уставу строже Посты, напр. Великим Постом:

Студийский Устав разрешал рыбу Иерусалимский Устав не разрешал даже елей
— в субботу и в воскресенье — в среду Крестопоклонной седмицы (нет даже
на Преполовение Поста — Среда такого праздника — Преполовение Поста) Крестопоклонной седмицы

  • в Студийском Уставе не было поста в день Усекновения Главы Иоанна Предтечи;
  • не было Успенского Поста;
  • Студийский Устав разрешал в Петрв Пост по воскресеньям и субботам, молоко есть..
  • Студийский Устав не знает так называемого праздничного окончания^Утрени (в Иерусалимском
    Уставе есть два вида окончания Утрени: — праздничное и будничное);
  • по Студийскому Уставу: в Великую Субботу (1 раз в году) Утреня заканчивалась по праздничному
    (по Иерусалимскому, праздничную, по славословному;
  • по Студийскому Уставу гораздо больше пелось, чем читалось

Каждый человек сам для себя решает верить в Господа или нет, ходить в храм на службы и молитвы, молится дома или вообще не принимать участие в каких-либо церковных обрядах. Но необходимо знать разницу между религиями мира и тем более отличия той религии, которую исповедуют в Вашей стране. Это будет не только познавательным, но и поможет избежать многих неприятных ситуаций. Так наиболее часто задаваемый вопрос это — чем отличается церковь от храма и собора?

В чем отличие

Согласно толкованию религиозных изданий, то храмом принято называть архитектурное сооружение, которое предназначается для проведения религиозных обрядов и богослужений. История возникновения таких храмов берет начало еще с проведения Тайной Вечери.

Она состоялась в обычном доме, но в особой горнице. Именно в тот момент Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, а также провел первую торжественную литургию, а также превратил вино и хлеб в кровь свою и тело. Во время таинства они также беседовали о тайнах царства небесного и церкви. Именно с того момента были заложены основы христианского храма, а именно особого помещения для проведения богообщения, молитвенных собраний и совершения таинств.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Чем отличается храм от церкви

Само слово «церковь» в переводе означает дом Бога, а также избранных или отобранных из общего числа. Именно поэтому, церковью называют не только само здание, но и группу верующих людей по всему миру. Так христианский храм также называют церковью. Одной из самых главных частей храма считают алтарь. Там находится трапеза и престол – это помещение для молящихся. На престоле проводят таинство причастия и бескровного жертвоприношения.

Собором же в свою очередь зачастую именуют главную церковь монастыря или города. Но бывает такое, что каждая местность имеет свои традиции и таких соборов может быть несколько. Там, где размещается кафедра правящего епископа, называется кафедральной церковью.

Основные положения в чем разница церкви и храма:

  1. Понятие «церковь» — более широкое и означает не только архитектурное здание, но и совокупность людей.
  2. Слово «храм» означает определенное место для проведения богослужений.
  3. Основные составляющие христианского храма – жертвенник и алтарь.
  4. Каждую церковь считают христианским храмом.
  5. Основная и главная церковь города — собор.

Знание таких различий поможет Вам правильно применять эти понятия.

Господь всегда с Вами!

«АЛЁША — ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ» Очередь волновалась — всем надо ехать, а в автобусе всё меньше и меньше мест. Поглядывали на молоденькую беременную русскую. Пропустить, что ли, её вперёд? А если самим не хватит билетов? Нет уж, пусть дома сидит, а не разъезжает со своим животом! И когда, наконец, очередь дошл… Чудо на Кавказе В 1960 годы при Н. Хрущёве органы КГБ, при содействии армии, планомерно прочесывали Кавказские горы – вылавливали всех, кто там укрывался, в основном монахов и отправляли в исправительные лагеря.В шестидесятые годы я был боевым офицером,имел партийный билет и был начальÐ… Вирус цифрового слабоумия (Всем родителям на заметку) Сегодня весь мир помешался на гаджетах: смартфонах, планшетах и прочей цифровой технике. Вместе с ними в мир проникает вирус цифрового слабоумия. И это не шутка, это диагноз. В 2007 году специалисты заметили, что с каждым годом все больше детей — представителей цифрового поко… Влияние на благосостояние человека ежедневного прослушивания Моцарта ▫Известно, что в середине 60-х Жерар Депардье был абсолютно косноязычным молодым человеком, неспособным в силу ещё и заикания довести до конца ни одного предложения. Изучающие творчество актера объясняют ситуацию семейными неурядицами, личными неудачами, низкой самооценÐ…

В чём разница: церковь, храм? Отличие собора от храма.

Слово Собор происходит от старославянских слов: съезд, собрание. Так обычно называется главный храм в городе или монастыре. Собор рассчитан на ежедневные служения богу как минимум трёх священников. Здесь же проходят богослужение высших духовных лиц: патриарха, архиепископа, архиерея. Значительные размеры собора позволяет собраться в одном месте большому количеству прихожан и духовенства. Хотя собор по площади может не значительно отличаться от обычного приходского храма, но должен быть рассчитан на то, что главным образом праздничные богослужения будут совершаться духовенством из штата храма. В идеале должно быть 12 священников помимо настоятеля- образ Христа и 12-ти Апостолов.

Соборы имеют свою градацию: монастырский, кафедральный. Церковь, где находится кафедра правящего епископа или архиерея, называется кафедральным собором. В кафедральных соборах бывает многочисленное духовенство, в главных храмах епархии, где находится архиерейская кафедра, представляющая собой постоянное возвышение в центре храма, где стоит епископ, проводящий службы.

Слово Храм происходит от старорусских слов: «хоромы», «храмина». Храм представляет собой архитектурное здание или сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов- отправление религиозного культа. Христианский храм называют церковью. В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся. В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии- бескровного жертвоприношения. В каждой конкретной религии Храм имеет особое наименование: в христианстве именуется храм собором, костелом, кирхой; в исламе — мечетью; в иудаизме — синагогой. Здание Храма как место общения людей с богом в любой религии полисемантично- выражает пространственное выражение. В христианстве и буддизме — это пространственная уменьшенная модель Вселенной, ориентированная по сторонам света.

В приходских храмах, в городских – в обязательном порядке, имеется выносная кафедра- обычно деревянный квадратный помост именно на случай служения архиерея. Но, справедливости ради стоит заметить, что нередко кафедральный собор 2-го епархиального города может быть совсем небольшим по размерам, редко посещаемым епископом, что в совокупности не делает необходимым постоянного нахождения в центре храма кафедры, и священников там 2-3 в лучшем случае.

В главным образом в мужском монастыре, где насельники из числа монахов часто имеют священный сан, особенно занимающие ключевые должности- благочинный, экклесиарх, ризничий и прочие, как правило всегда есть соборный храм. Экклесия- распространённое название народного собрания в Древней Греции. Этот термин, часто встречаем в греческом Ветхом Завете для обозначения собрания избранного народа перед Богом. Особенно когда речь идет о собрании у горы Синай, где Израиль получил скрижали закона и был установлен Богом как Его святой народ. Называя себя «Экклесиа», первая община веровавших во Христа признает себя наследницей этого собрания. В ней Бог «созывает» свой народ со всех концов света. Термин «Кириаке», от которого произошли «Kirche», «Church» и русское слово Церковь.

Слово «церковь» происходит от греческого слова и в переводе означает дом Господа, божий дом. Церкви имеют как минимум алтарную часть, ориентированную на восток и примыкающее помещение для молящихся- трапеза. Встречаются церкви с комплексом взаимосвязанных пространств: Капелла и Придел, Крипта и Трапезная. Лютеранские церкви именуются кирками или кирхами, польские католические церкви — костёлами.

По другой версии статус церкви определяется приделом- куполом с крестом. Храм имеет три или пять, семь или 11, 12, а то и 13 куполов, соответственно приделов. В церкви обычно один священник и он может служить только одну литургию. Даже второй священник в том же приделе не может служить следующую литургию в один день. В церквях, где имеется несколько приделов, можно служить такое количество литургий в день, сколько приделов, но разными священниками. Кроме того собором можно назвать церковь, в которой есть святыни. Это по некоторым суждениям считается главным отличием храма от церкви и собора.

В Православии часовня- это относительно небольшая постройка, здание или сооружение, приписанные или подчинённое какой либо городской или сельской церкви и предназначенное для проведения молитв. Часовня может быть посвящена какому-либо святому; христианскому празднику; памятному событию, важному для сердца верующего человека. В часовне не предусмотрено алтаря, но службы в ней или около неё могут проводиться, но относительно не регулярно. В часовне нет приделов, Престола, не служится Литургия.

Подытожим.
Главное отличие собора от церкви и храма- особый статус, единожды присваемый церковному сооружению по причине какого либо особого положения, обычно это главный храм населённого пункта или монастыря. Статус Собора не подлежит пересмотру. Нет разницы, что при перемещении кафедры епископа в другой храм ему присваивается звание Собора. Богослужения совершаются собором (сбором) духовенства, штат состоит из нескольких священников.
Основная разница между храмом и церковью наличие в храме жертвенника или алтаря. В христианстве на алтаре совершалось бескровное жертвоприношение- евхаристия. Значение архитектуры храмов шире религиозных идей и обрядовых функций. Декоративное убранство и архитектура храма раскрывает представление о мироздании, являются местом торжественных церемоний и общественных собраний. Здания храмов обычно расположены в знаковых и узловых точках города- придают отличие архитектурному облику и способствуют укреплению верования.

Щёлковский район Край родной Справочник организаций Евразийский вестник

Чем отличается храм от собора и церкви, каково значение этих слов

Свобода вероисповедания в России предполагает право каждого практиковать какую угодно религию или не делать этого вовсе. Но в любом случае знание специальной терминологии полезно и для расширения общего кругозора, и для углублённого изучения особенностей родной страны. Важно правильно понять, в чём главное значение церкви, недаром во все времена она накладывала отпечаток на различные области деятельности государства — экономику, политику и культуру.

Оглавление:

  • Что такое храм
  • Понятие церкви
  • Особенности собора
  • Определение часовни
  • Основные отличия

И людям, начинающим православную церковную жизнь, и воцерковлённым христианам следует иметь осознанное представление о тех местах, где проводятся религиозные обряды, об истории возникновения их названий и роли в современном обществе. Это знание несущественно для спасения души и обретения Царства Небесного, но учит правильно трактовать понятия и помогает ожиданиям от участия в богослужении соответствовать полученным впечатлениям.

Часто можно услышать вопрос о том, чем отличается храм от церкви или собора. С точки зрения архитектуры, главная задача представляется одинаковой для всех. Она заключается в обеспечении возможности верующим общаться со Спасителем и духовно близкими мирянами. Всё это дома Бога, где приносят искренние покаяния, просят об отпущении грехов и даровании жизни вечной, благодарят Господа за всё и радуются его милостям. А о том, в чём разница между церковью и храмом, собором и часовней, будет рассказано ниже.

Если вдруг Вы еще не знали, то советуем прочитать о том, что значит ставропигиальный монастырь.

Что такое храм

Этим термином называется архитектурное сооружение, построенное во славу Господа и используемое для совершения религиозных обрядов и проведения богослужений. Что значит слово «храм»? Это древнерусское «хоромы» или «храмина», применявшееся для обозначения жилых помещений крупных размеров.

Считается, что первым православным храмом стала горница обычного дома, в которой произошла Тайная вечеря накануне дня, когда Иисус Христос был предан Иудой и принял крестные страдания. Здесь Спаситель преподал ближайшим ученикам заповеди о любви и смирении, предсказал будущее христианской церкви и всего мира. Здесь произошла первая Божественная литургия или Евхаристия — Таинство претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

Это заложило основы православного храма — специально отведённого помещения для общения с Господом посредством проведения молитвенных собраний и совершения религиозных Таинств. Храм — сакральное место с жертвенником и алтарём, в котором наиболее явственно ощущается присутствие Бога. Пришедшим сюда можно помолиться, покаяться в грехах, попросить заступничества, пообщаться с верующими единомышленниками.

Форма постройки храма глубоко символична и может иметь один из видов:

  • Корабль (базилика) — самая древняя конфигурация. Образно выражает мысль о том, что вера — ковчег спасения человечества, плывущий в вечность по бушующему житейскому морю.
  • Крест — основа Церкви, память о распятии Христа, инструмент и средство спасения рода людского.
  • Круг — символ вечности, говорит о безграничности и нерушимости существования православия.
  • Восьмиконечная звезда — сияющий путеводный свет истины на тёмном небосклоне невежества и заблуждений. Он напоминает людям о Вифлеемской звезде, которая привела волхвов к месту рождения младенца Иисуса.

Снаружи храм венчается куполами с крестами и часто имеет колокольню. Внутреннее пространство помещения делится на 3 составляющих:

  • алтарь, где находится престол;
  • центральная часть, которая и есть храм;
  • притвор, специальная пристройка.

На престоле в алтарной части совершается таинство причащения — Евхаристии, бескровного жертвоприношения. У входа обычно размещается паперть, а в дополнительном внутреннем притворе в давние времена совершались трапезы. Большой храм имеет много алтарей, для которых пристраивают приделы. Ежедневно может совершаться столько литургий, сколько есть в храме приделов, а все Евхаристии приносят разные батюшки.

Каждый храм освящается в чью-либо честь (Святой Троицы, Спасителя, Богородицы, святого великомученика или престольного праздника) и носит соответствующее название: Преображенский, Свято-Михайловский и т. п. Часто приделы тоже бывают посвящены кому-то и получают его имя, но весь храм называется в честь того, во чью славу освящён главный престол.

Понятие церкви

Слово «церковь», которое в переводе с греческого означает «дом Господа», несёт большую смысловую нагрузку. В православной традиции есть два понятия того, какая бывает церковь:

  • Религиозное здание. Это и христианский храм, и собор тоже.
  • Религиозная организация или сообщество людей, объединённых исповеданием, в этом случае — верой во Христа.

Как культовое сооружение церковь в сравнении с храмом имеет значительно меньший размер и более скромное внутреннее убранство: до 3 куполов и 1 пастыря, отправляющего службы. В её единственном приделе совершается одна литургия в день, а установка трона или кафедры для предстоятеля не предусмотрена вовсе.

Как главное сообщество всех верующих Церковь Христова включает в себя:

  • Церковь Небесную Торжествующую. Это Богородица, Ангелы, святые угодники, души усопших праведников.
  • Церковь Земную Воинствующую. Это все живущие на свете христиане, которые борются за спасение души и стяжание Святого Духа.

Одна из главных православных молитв «Символ веры» называет Церковь Святой, Соборной и Апостольской. Это — единое богочеловеческое собрание всех христиан, живущих и усопших, которых сплотили Евангельский Дух, Таинства и Благодать. Иисус Христос, установивший эту Церковь ещё более 2 тыс. лет назад и ставший её начальником, невидимо управляет паствой, крестит, исповедует и причащает мирян и духовенство.

В архитектурном смысле у церкви такое же предназначение и те же возможности, что и у храма. Но в лице православной организации и живой общности верующих она играет важную роль наставника и воспитателя своих духовных детей. Если сравнить высказывания: «Завтра в шесть часов вечера в церкви на площади состоится праздничное богослужение» и «Православная церковь решительно не одобряет однополые браки», то в первом случае легко вместо слова «церковь» придумать и подставить «храм», а во втором — нет.

Особенности собора

Название «собор» произошло от старославянского «собрание», «съезд» и получило в христианской традиции разные смысловые значения:

  • Собор Апостольский — встреча в Иерусалиме, устроенная апостолами и пресвитерами в 49 г. для обсуждения условий, необходимых для принятия язычников в христианство.
  • Собор Церковный — собрание представителей церкви для решения вопросов вероучения, дисциплины религиозной и нравственной жизни, стратегии руководства христианским обществом.
  • Главный храм местности: монастыря или всего города, где отправляют службы архиерей и несколько священников.
  • Собор Святых — важный церковный праздник, совместно прославляющий подвиги святых, которые объединяются исторически или территориально.

Обычно одна главная городская или монастырская церковь носит название собора, но иногда их бывает и несколько, т. к. в разных местностях существуют свои традиции. Главное отличие собора от других строений состоит в его грандиозных размерах. Богослужения проводятся с участием как минимум трёх священников, а праздничные обряды совершают высшие духовные чины: патриархи и архиепископы. Для этого специально устраивается кафедра архиерея (правящего епископа), и тогда собор будет именоваться Кафедральным.

Украшение собора значительно более помпезно, алтарей же, как и в храме, может быть несколько. Когда кафедру архиерея переносят в другую церковь, название «собор» у храма не отнимается, а остаётся пожизненно. Во всех крупных российских городах есть бережно хранимые величественные соборы. Они завораживают взгляды туристов, живо интересующихся такими достопримечательностями, а для верующих давно стали местом благодатного общения со Всевышним.

Определение часовни

Часовня тоже помещение для чтения молитв, которое отличается совсем маленькими размерами. Здесь есть иконы и свечи, но нет алтаря и престола, поэтому совершение Литургий допускается только в особых случаях. Часовни строят в городах и сёлах, на дорогах и кладбищах, как правило, в память о важном моменте в жизни верующих, которым было, например, явление чудотворной иконы или источника.

Основные отличия

Поводя итоги проведённого исследования, можно выделить такие главные моменты, которые кратко обобщают всё сказанное выше:

  1. Храм — это всегда архитектурное сооружение, тогда как церковь бывает и строением, и религиозной организацией, и сообществом последователей определённого культа вероисповедания.
  2. Церковь всегда однозначно христианская, а храм может принадлежать к любой конфессии, быть древнегреческим или даосским.
  3. С точки зрения архитектуры они отличаются количеством куполов и расположением на карте местности. Храмы обычно имеют более 3 маковок и воздвигаются в значимых, центральных районах поселений. Церкви — менее 3, и могут строиться на отшибе.
  4. Размер всегда имеет значение. Величественные здания с богатыми богослужениями, от которых «дух захватывает», в народе называют храмами. Церковью, а иногда и «церквушкой», зовут более простое строение меньшего размера, которое рассчитано на небольшой приход. Постройку совсем маленькую и без алтаря именуют часовней, а главные религиозные сооружения величают Соборами.
  5. В храме может быть несколько алтарей с престолами, и потому ежедневно тут свершаются сразу две или три литургии. В церкви имеется один алтарь, поэтому эта служба совершается только раз в сутки.
  6. Для обозначения любых зданий, где проходят православные требы, можно безошибочно говорить и «храм», и «церковь». Если нужно подчеркнуть архитектурное величие христианского строения или рассказать о культовом сооружении древних греков, говорят «храм».

Базилика

У этого термина существуют и другие значения, см. Базилика (значения). Развалины базилики Максенция в Риме (начало IV века) Планировка базилики Максенция Интерьер однонефной базилики Константина (начало IV века) Трёхнефная базилика Сант-Аполлинаре-Нуово (VI век) Главный неф 5-нефной Латеранской базилики Романская базилика Сан-Пьеро-а-Градо в Пизе (X век)

Базили́ка (бази́лика; греч. βασιλική — «дом базилевса, царский дом») — тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.

В многонефной базилике нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф — обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса. В случае отсутствия окон во втором ярусе центрального нефа строение относится к типу псевдобазилика, являющемуся разновидностью зального храма.

Базиликами также именуются наиболее значимые римско-католические храмы вне зависимости от их архитектурного решения. О религиозном значении термина см. базилика (титул).

Древнеримские базилики

Римляне переняли этот тип строения у греков. Наиболее ранние известные примеры — базилика Порция (184 год до н. э.) и базилика Эмилия (179 г. до н. э.). При Цезаре было начато строительство базилики Юлия (54 год до н. э.), завершенное при Августе. В этих общественных зданиях проводили судебные процессы, решали финансовые вопросы, торговали. Гражданские собрания укрывались в базиликах от непогоды.

Строительство по типу базилики велось также в других городах Италии и римских провинциях. Так, в 120 году до н. э. была воздвигнута монументальная базилика в Помпеях. Она сильно пострадала при землетрясении в 62 году и к моменту извержения Везувия (в 79 году) так и не была восстановлена. Это самая старая базилика, руины которой сохранились до наших дней.

В IV веке базилика, до этого занимавшая в античном зодчестве довольно периферийное место, становится излюбленным типом константиновской архитектуры. Ранние базилики были перекрыты деревянной плоской крышей. Отлично сохранившийся пример — Aula Palatina в Трире (310). Первой базиликой, перекрытой каменным сводом, считается колоссальная базилика Максенция на Римском форуме (306—312 гг.).

Раннехристианские базилики

Наиболее ранние из известных ныне церквей, специально построенных для христианских богослужений, соответствовали типу римской базилики, ибо тот не имел стойких ассоциаций с язычеством. Тип базилики — наиболее распространённый тип христианского храма IV—VI веков и основной тип пространственной композиции продольных христианских храмов в последующие века.

Само название базилики, по слову Евсевия Кесарийского, созвучно с именем Веселеила — искусного библейско-ветхозаветного строителя Скинии — первого израильского переносного храма, а также Ковчега Завета и священной утвари (Исх. 31:1-11; 36–39), резчика по металлу, камню и дереву, мастера лепки различных фигур, отделки и оправки драгоценных камней, пошива особых тканей и священных одежд священников.

После издания Миланского эдикта в 313 году, ознаменовавшего прекращение гонений на христиан, началось массовое возведение церквей в Риме и за его пределами. При этом базиликальный тип постройки продолжал противопоставляться традиционному типу языческого храма. Четырехугольная конструкция с ориентацией по сторонам света вполне отражала христианские представления о мироустройстве. С функциональной точки зрения базиликальная постройка отличалась большой вместительностью, с символической точки зрения — напоминала своей протяжённостью ноев ковчег (см. неф).

В отличие от своих языческих предшественников, раннехристианские зодчие делали упор на продольной вытянутости базилики от апсиды на востоке до входа (нартекса) на западе. Осевую композицию подчёркивали параллельные ряды колонн между нефами, над которыми надстраивались арки. Потолки, как правило, кессонировались.

В Восточной Римской империи до VII века господствовал тип базилики в три или пять нефов с расположенными на одной оси нартексом, экзонартексом и атрием. Такие храмы были не так сильно вытянуты, как в Риме, и часто обстраивались с трёх сторон галереями. Примером может служить пятинефная базилика Святого Димитрия (V век).

Дальнейшая эволюция

Со времени Юстиниана в византийской архитектуре начинает преобладать идея купольности, проявившаяся уже в константинопольской базилике Святой Ирины (ок. 530 г.). В качестве основного типа византийского храма утвердилась компактная постройка с центрическим планом (крестово-купольный храм), хотя отдельные базиликальные постройки продолжали строиться в Греции вплоть до падения империи в середине XV века.

На западе Европы базилика продолжала оставаться базовым типом храма и в Средние века. В каролингских базиликах на смену колоннам пришли столбы (пилоны) прямоугольного сечения, были выделены трансепт и контрапсиды, а над средокрестием стали возводиться башни. По мере того, как над базиликами всё чаще надстраивались башни (вестверки), вместо былой протяжённости зодчие стали ценить вертикальную устремлённость храмов.

Это переосмысление эстетических установок получило дальнейшее развитие в романских и готических храмах. Для базилик XI—XII веков характерно членение протяжённого внутреннего пространства на ряд компартиментов. В районе Рейна распространился тип романской базилики с двумя хорами, на востоке и западе, причём вход располагался по сторонам в боковые нефы.

Возвращение к идее древней базилики проповедовали некоторые зодчие-эклектики XIX века; примером может служить базилика Святого Мартина в Туре. В США наиболее точным приближением к римской базилике считается Немецкая церковь в пенсильванском городке Маккиспорт, освящённая в 1888 году. На территории России нет ни одного базиликального храма классического типа (хотя в византийскую эпоху такие здания строились в Херсонесе).

Ссылки

Базилика на Викискладе

  • Статья в Православной энциклопедии
  • Базилика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Статья «Базилика» в энциклопедии «Кругосвет».

Один из лучших образцов нормандского стиля — старейший в Великобритании собор в Или (Ely Cathedral), был заложен в 673 году, но современный вид приобрел лишь к середине XII века. ИЛИЙСКИЙ СОБОР, кафедральная церковь Илийской епархии, находится в Или, в 24 км к северо-востоку от Кембриджа (Англия). Его местное название — «корабль среди болот», так как его рельефная форма возвышается над окружающим его равнинными болотистыми окрестностями.
Выстроенный частью в нормандском, частью в готическом стиле, собор расположен на месте смешанного (мужского и женского) монастыря, основанного в 673 св. Этельдредой, его первой аббатисой. В 970 на месте этого монастыря, разрушенного датчанами, возник бенедиктинский монастырь, который в 1108 стал резиденцией епископа, когда была учреждена новая епархия.
Собор в Или – один из самых больших в Англии: 163 м в длину при ширине трансепта 58 м; западная башня имеет в высоту 65 м, а фонарь над средокрестием – 52 м. Великолепный расписной потолок главного нефа находится на высоте 26 м над уровнем пола.
Город Или знаменит своим собором, одним из самых старых и славных в Англии (основан св. Этелдредой, саксонской принцессой, как монастырь еще в 673 году, сожжен, разрушен, восстановлен и провозглашен кафедральным в 1109 году и четыреста лет после этого был епископской кафедрой, собором и монастырем бенедиктинцев, пока Генрих VIII не уничтожил британские монастыри). Древние витражи Или упоминаются во всех путеводителях по Англии – не случайно на хорах собора расположен музей витражного искусства. Многоцветный, неземной, вибрирующий свет, заполняющий огромные пространства храма, от пресветлых Ангелов, Девы, Спасителя исходящий свет осязаем и вдохновляющ. Животворящий.
Всматриваешься в витражи, виртуозные и безыскусные одновременно, но это сродни рассматриванию инструментов оркестра, где свет – это симфония Храма, исполняемая на них. Столп света в Октагоне (центральной башне 1322 года) – высоченный, как небо.
Нормандский неф (248 футов, или 76 метров!) двенадцатого века, а северный и южный трансепты – старейшая (около 1080 года!) и, быть может, самая гармоничная часть всего собора, более похожего на флотилию храмов, чем на одно здание.
Строительство собора продолжалось почти триста лет, с 1083 года по 1375 год. Ранее на этом месте располагалась церковь, основанная ещё в VII веке Святой Этельдредой (она также известна как Святая Одри) вместе с монастырём, разрушенным в IX веке при викингах. Постройка самого собора начата местным аббатом Симеоном. Англо-саксонская церковь была разрушена, но её реликвии были сохранены и позже перенесены в собор. Центральная башня — старейшая часть собора, западная башня была построена в 1174—1197 гг. Более старые части собора выполнены в романском стиле. Поздние элементы здания относятся к ранней английской готике. В 1321—1349 гг с северной стороны была пристроена часовня.
Высота западной башни составляет 66 м, длина собора — 163 м, из длина нефа, до сих пор остающегося длиннейшим в Великобритании — 75 м. В центре собора построена восьмиугольная осветительная башня высотой 52 м.
При упразднении монастырей Генрихом VIII собор пострадал относительно мало, хотя были серьёзно повреждены статуи в часовне и усыпальница Этельдреды. К 1541 году собор был восстановлен.
В XVII веке епископом Или стал Мэтью Рен, дядя знаменитого архитектора сэра Кристофера Рена, который в 1650-е гг спроектировал на северной стороне собора Ворота в готическом стиле.
В соборе захоронены многие известные люди:
* Святая Этельдреда — одна из ключевых фигур в истории города
* Святая Витбурга — сестра Этельдреды
* Альфред Этелинг — один из сыновей Этельреда II
* Гуго Нортуольдский — епископ Или XIII века
* Луи Люксембургский — епископ Или XV века
* Джордж Басеви (англ. George Basevi) — погиб в 1845 году при работах в соборе
В Или на площади перед собором стоит большая старинная пушка.
Пушка русская, русской работы, привезена из Севастополя и поставлена тут – как трофей и дар королевы Виктории городу.

Православие всегда славилось своими великолепными храмами. С давних времен, славяне старались строить церкви красивыми с золотыми куполами и особенной росписью икон, в основе которой часто была мозаика. Достаточно посмотреть на храмы Киево-Печерской и Почаевской Лавр. Но особенно красой увенчивались храмы со статусом кафедральный собор.

Этот статус получал далеко не каждый храм.

В древности и в наши дни статус собора получают те храм, где находиться кафедра епископа и в них постоянно совершается архиерейское богослужение. Также собором может стать храм, который находится в большом городе (без епископской кафедры), в монастыре. Такой главный храм определенного города, или монастыря будет называться собором. Если есть кафедра епископа, то к слову собор добавляется приставка кафедральный. Самые известные соборы Украины это: Успенский Собор Киево-Печерской Лавры, Собор Святого Александра Невского в г. Ялта, Собор Святой Софии г. Киев, Свято-Успенский Собор Почаевской Лавры.

Статус собора дается по благословению правящего епископа однажды и на все время.

Как выбирают кафедральный собор?

Возникает вопрос: «По каким критериям определяют, что храм может стать собором?». Критериев существует несколько. Во-первых, как уже было сказано выше собором становиться храм, где есть епископская кафедра. Во-вторых, воскресные богослужения, особенно богослужения праздничные совершаются собором священников, которых, как правило, не меньше двенадцати.

Это символическое число означает двенадцать апостолов. Поскольку епископ образ Христа, то его, как и Христа должны окружать двенадцать апостолов. Кстати, в некоторых соборах архиерейская кафедра стоит, постоянно, в средней части храма. Кафедра – это специальная конструкция, которая представляет собой возвышение в виде квадрата, на котором во время определенных моментов богослужения находится епископ. В основном такая епископская кафедра бывает переносной. Ставиться она в храме только на время архиерейского богослужения. По окончании богослужения она забирается и ставиться где то в стороне храма, чтобы не мешать людям. Следует заметить, что в последнее время бывают архиерейские кафедры в небольших по размерам храмах, где служит всего два-три священника. Видимо, это связано с тем, что в настоящее время присуща тенденция к увеличению количества епископата Церкви.

Кафедральный собор всегда собирает много прихожан и паломников для молитвы. Это не удивительно. Когда отмечается храмовый праздник, в кафедральный собор приезжают не только священники епархии, но и множество епископов с других кафедр

Соборный храм Рождества Христова

Строительство храма было завершено в 1842 году. Собор построен по указу императрицы Екатерины Алексеевны, благословению Святейшего синода и преосвященного Иннокентия, епископа Воронежского.
Согласно традиционной точке зрения, строительство каменной соборной церкви Рождества Христова началось в 1791 году.

Возведение храмовой части Христорождественского собора в основном было завершено к 1803 году, но освятить построенный храм удалось не сразу: произошёл пожар, во время которого сгорели все деревянные части собора, сильно пострадал и основной объем здания. К 1805 году соборная церковь была вновь открыта усердием многих благотворителей, а 20 июня 1805 года освящён первый престол нового храма — во имя святого Николая Чудотворца.
Главный соборный престол в честь Рождества Христова освятили 25 мая 1807 года. Именно с этого времени к Христорождественскому храму от Вознесенской церкви, который стоят на нынешней Театральной площади, переходит функция соборного храма Липецка. Третий престол в храмовой части (правый, в южном приделе) был освящён в 1816 году.
В 1822 году было принято решение о возведении соборной колокольни, спроектированной в строгом классическом стиле. Строительство её было начато в 1825 году, а завершено в 1835 году. В начале XX века на колокольне Христорождественского собора насчитывалось восемь колоколов. Самый крупный, весивший 489 пудов и отлитый в 1859 году, был перелит в 1900 году.
После сооружения колокольни наступил довольно длительный перерыв в строительстве собора. И только когда разные по высоте и массе объёмы колокольни и храмовой части стабилизировались, была начата постройка трапезной. Каменная трапезная была пристроена в 1840—1842 годах, руководил работами протоиерей Андрей Иванович Калугин. Два престола в трапезной церкви были освящены в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии в 1841 году (левый) и Воздвижения Животворящего Креста Господня в 1842 году (правый). Строительством трапезной и освящением престолов завершилось возведение главного соборного храма Липецка.
В 1931 году собор был закрыт. В советское время храм начал приходить в ветхое состояние. Поэтому при создании главной площади города — Ленина (ныне — Соборной) встал вопрос о его сносе. Чтобы не потерять памятник архитектуры, в его стенах разместили Липецкий областной краеведческий музей (активным противником сноса был главный архитектор Липецкой области Л. Е. Рудаков).
В декабре 1970 года на 30-метровой высоте колокольни собора были установлены и пущены липецкие куранты. Механизм часов с музыкой изготовили на Петродворцовом часовом заводе. Циферблат спроектировал липчанин В. И. Неминущий .
В 1991 году храм вернули верующим. Тогда же он стал кафедральным.

Адрес: г. Липецк, Соборная площадь

Чем примечателен Кафедральный собор святых Петра и Павла в Вашингтоне? Ведь его не отнести к древним памятникам, рядом с которыми ощущаешь дыхание вечности. Строительство собора закончилось не так давно — неполных три десятка лет назад, в 1990 г. Правда, строился он, как и подобает сооружению такого размаха, немногим более 80 лет. Это 2-й по величине собор в США и 6-й — в мире. И уже поэтому на него стоит взглянуть тому, кто оказался в городе.

Кроме того, первый камень в строительство был заложен при действующем в то время 26-м президенте США Теодоре Рузвельте — это было в начале прошлого века, а в торжественном открытии принимал участие уже 41-й президент Джордж Буш-старший.

В Вашингтонском кафедральном соборе покоится прах людей, при жизни игравших большую роль в культурной и политической жизни Америки. Здесь же проходят траурные церемонии прощания с выдающимися людьми страны. В частности, это были американские президенты Д. Эйзенхауэр, Дж. Форд и Рональд Рейган.

Примечателен собор и тем, что его амвон — место, с которого читаются проповеди, сделан из камня Кентерберийского собора — главного англиканского храма Великобритании. И неудивительно, ведь Кафедральный собор Вашингтона — это главный собор англиканской церкви в США.

А для кафедры епископа был использован камень с руин старейшего в Англии Гластонберийского аббатства.

На строительство Высокого алтаря пошел камень из тех же каменоломен неподалеку от Иерусалима, что и при строительстве древнейшего Иерусалимского храма, или Храма Соломона.

Десятью камнями — символами Десяти заповедей выложен пол перед алтарем. Камни эти не простые — они взяты из часовни на горе Синай. Библия гласит, что именно здесь пророк Моисей получил от Бога Десять заповедей.

И уже современная достопримечательность Кафедрального собора — камень, доставленный астронавтами с Луны и врезанный в центр мозаичного окна, получившего название «космического». Таким своеобразным способом в соборе отметили высадку первого человека на Луну. Всего в соборе 200 витражных окон, придающих строгому интерьеру нарядность и праздничность.

Конечно же, нельзя не отметить и внешнюю величавость собора в неоготическом стиле, увенчанного остроконечными башенками. Проект здания высотой 91 м принадлежит британскому архитектору готического возрождения Джорджу Фредерику Бодли и его ученику Генри Вогану.

Благодаря тому, что при постройке собора для перекрытий использовались дерево со сталью, а для пола — частично бетон, при землетрясении 2011 г. оно пострадало меньше, чем могло бы случиться. В частности, сломались несколько шпилей одной из башен.

Многие жители города и туристы приходят в собор, чтобы послушать соборный орган работы 1938 г., первоначально состоявший из 8400 труб. После модернизации орган насчитывает 10 647 труб. Это один из самых больших органов мира.

Славятся и соборные хор мальчиков, хор девочек и женский и мужской хор. Их пение можно услышать на вечерних службах. Из Вашингтонского кафедрального собора ежегодно транслируется праздничная Рождественская служба.

К территории собора относится и Bishop’s Garden — сад, где можно отдохнуть на резной скамье или в тенистой беседке, увитой плющом, полюбоваться чайными розами и осмотреть коллекцию лекарственных растений.

Значение статуса

В православии статус собора присваивается также главному храму города, монастыря, и имеющим особое значение храмам в столицах.

Как в православии, так и в католицизме, статус собора присваивается храму раз и навсегда. Правящий архиерей может построить или избрать себе для нахождения кафедры другой храм, тогда этому новому храму присваивается статус кафедрального собора, за бывшим кафедральным также остается наименование собора.

Таковыми в Москве, например, именуются бывшие патриаршие соборы: Успенский, Архангельский и Благовещенский в Кремле, Покровский (Василия Блаженного) на Красной площади, построенный Иоанном Грозным в ознаменование взятия Казани, Богоявленский (Елоховский) и др.

В принципе, собор по размерам может не отличаться от обычного приходского храма, но рассчитан на то, что богослужения (главным образом праздничные) совершаются собором духовенства, т.е. в штате храма несколько священников (в идеале — 12, помимо настоятеля, в образ Христа и 12-ти Апостолов). Но многочисленное духовенство бывает как правило в кафедральных соборах, в главных храмах епархии (например при титуле «митрополит Смоленский и Калининградский» кафедральные соборы должны быть в Смоленске и Калининграде), где находится архиерейская кафедра, представляющая собой постоянное возвышение в центре храма, где в определенные моменты службы стоит епископ. В приходских храмах (в городских непременно) как правило, имеется выносная кафедра, обычно деревянный квадратный помост именно на случай служения архиерея. Но, справедливости ради стоит заметить, что нередко кафедральный собор 2-го епархиального города (особенно в наше время, после разрушения многих храмов) может быть совсем небольшим по размерам, редко посещаемым епископом (что в совокупности не делает необходимым постоянного нахождения в центре храма кафедры), и священников там 2—3 (в лучшем случае). В монастыре же (главным образом в мужском, где насельники из числа монахов часто имеют священный сан, особенно занимающие ключевые должности — благочинный, экклесиарх, ризничий и пр.) как правило всегда есть соборный храм.

Особенности

Православие

Наряду со зданием, где находится актуальная кафедра епископа, соборами именуются здания, где эта кафедра когда-либо была.

Помимо этого, собором называется главная церковь монастыря (кафоликон в современной Греции). Необходимо заметить, что монастырский собор может являться главной церковью епархии.

Католицизм

У католиков собор — это здание, где находится или была епископская кафедра. Помимо собственно соборов существуют:

  • сокафедральный собор — здание, в котором находится вторая кафедра епархии, или второй собор епархии.
  • прокафедральный собор (про-собор, Pro-cathedral) — здание, временно выполняющее функции собора или второго собора.
  • малая базилика — почётный титул, даваемый папой некоторым важным соборам.

Протестантизм

У протестантов (англикан, лютеран) кафедральным собором всегда является церковь, где есть или была кафедра епископа. Однако в последнее время в подобное именование иногда вкладывается поэтическое значение — например, Арктический собор (приходская церковь в Тромсё) или Хрустальный собор (мегацерковь у пресвитериан, у которых никогда не было института епископата).

Наиболее известные соборы

В православии

  • Благовещенский собор (Воронеж)
  • Благовещенский Собор (Афины, Греция)
  • Владимирский собор (Киев, Украина)
  • Дмитриевский собор (Владимир, Россия)
  • Исаакиевский собор (Санкт-Петербург, Россия)
  • Казанский собор (Санкт-Петербург, Россия)
  • Петропавловский собор (Санкт-Петербург, Россия)
  • Собор Святого Саввы Белград, Сербия
  • Софийский собор (Киев, Украина)
  • Софийский собор (Великий Новгород, Россия)
  • Софийский собор (Вологда, Россия)
  • Софийский собор (Полоцк, Беларусь)
  • Троицкий собор (Тбилиси, Грузия)
  • Успенский собор Московского Кремля (Москва, Россия)
  • Успенский собор (Владимир, Россия)
  • Успенский Собор (Тбилиси, Грузия)
  • Покровский собор (храм Василия Блаженного) (Москва, Россия)
  • Храм Христа Спасителя (Москва, Россия)

В католицизме

  • Собор Святого Петра (Рим, Ватикан)
  • Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Флоренция, Италия)
  • Собор Святого Марка (Венеция, Италия)
  • Миланский собор (Милан, Италия)
  • Кёльнский Собор (Кёльн, Германия)
  • Франкфуртский собор (Франкфурт, Германия)
  • Шпайерский собор (Шпайер, Германия)
  • Собор Парижской Богоматери (Париж, Франция)
  • Страсбургский собор (Страсбург, Франция)
  • Руанский собор (Руан, Франция)
  • Амьенский собор (Амьен, Франция)
  • Реймсский собор (Реймс, Франция)
  • Собор Святого Франциска Ксаверия (Гродно, Беларусь)
  • Собор Антверпенской Богоматери (Антверпен, Бельгия)
  • Солсберийский собор (Солсбери, Англия)
  • Собор Святого Вита (Прага, Чехия)
  • Кафедральный собор св. Станислава (Вильнюс, Литва)
  • Латинский собор (Львов, Украина)
  • Архикафедральный собор Пресвятой Девы Марии (Минск, Беларусь)
  • Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Москва, Россия)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *