Храм архангела Михаила

«Благодарю Бога за то, что Он дал мне такую насыщенную жизнь»

Храм Архистратига Михаила, первый открытый храм в Москве к празднованию Тысячелетия крещения Руси уже на протяжении 18 лет является и одним из самых многолюдных храмов Юго-Запада столицы. И на протяжении всех этих лет его бессменным настоятелем является протоиерей Георгий Студенов.

— Отец Георгий, расскажите о своем детстве.

— Родом я из подмосковного города Клин. У мамы нас было четверо детей. Отец был тяжело ранен, а дедушка погиб, защищая родной Клин. Все мои родственники были людьми церковными, поэтому с детства храм был естественной частью моей жизни. На каждый праздник с бабушкой и с мамой я ходил в храм.

Одним из воспоминаний детства были посещения на Волге матушек, вернувшихся из многолетних ссылок. Я с детства помню, как сидел у них на руках, помню их рассказы о ссылке, об их лишениях — схиигумения Олимпиада, схимонахиня Анатолия, многие другие инокини, послушницы. Когда мне исполнилось семь лет, мы с моей бабушкой первый раз поехали в Троице-Сергиеву Лавру. И, как только вступил на благодатную землю Лавры, состоялась моя встреча с молодым тогда еще иеромонахом Варфоломеем (Гондаровским). Он оказал на меня очень большое влияние. Что бы ни происходило, я всегда мог спросить его совета; он всегда меня хранил и сейчас я чувствую, что это человек за меня предстоит и молится Богу. Еще для меня много значит отец Марк (Лозинский) и владыка Владимир, сейчас Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины. С самого детства был дружен с семьей Капалиных, и сейчас, когда мои друзья детства являются архиереями нашей церкви — Управляющий делами Московской Патриархии, митрополит Калужский и Боровский Климент и архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, — я благодарю Бога за то, что он сподобил меня пронести дружбу с ними через всю жизнь.

— Как относились окружающие к тому, что вы, в советское время, были открыто верующим человеком?

— Хотя действительно были и постоянные насмешки в школе: пальцем показывали и смеялись над детскими чувствами. Но, несмотря на это, я не был ни октябренком, ни пионером, не вступал в комсомол, и хотя тогда из–за этого были трудности с учителями, я им только благодарен. Они, не ведая того, воспитывали во мне характер, у меня сейчас с ними со всеми хорошие отношения. С детства очень любил рисовать, так что в школе даже все говорили, что я буду художником. Но поскольку с детства была уверенность в выбранном пути, стремился закончить школу, отслужить положенное время в армии и поступить в семинарию.

— Как складывалась Ваша учеба, кто из семинарских преподавателей вам особенно запомнился?

— Я поступил в Московскую Духовную семинарию. Господь сподобил меня служить иподиаконом покойного Святейшего Патриарха Пимена. В время учебы в Семинарии познакомился со своей будущей супругой. В четвертом классе семинарии, испросив благословение Святейшего, мы обвенчались. Из преподавателей вспоминаются многие — нынешний архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин (Пушкарь) интересно преподавал, отец Алексей Остапов, Осипов Алексей Ильич, Скурат Константин Ефимович. И владыка Александр, ректор Московских духовных школ, а затем архиепископ Саратовский и Вольский, — он понимал людей, видел, что в человеке есть настоящее церковное зерно, всегда лояльно относился и поддерживал каждого искреннего студента. Могу многих вспомнить, все преподаватели оставили о себе самые приятные воспоминания.

— Как складывалась Ваша жизнь после окончания семинарии?

— После окончания семинарии поступил в Московскую духовную академию. В 1975 году был рукоположен Святейшим Патриархом Пименом сначала в диакона, под праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, а 1 июня того же года — во пресвитеры. И фактически сразу получил назначение в храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Опыта священнического служения особого не было еще, а там по восемь отпеваний, по 50 крестин, службы. Как пример вспоминается служба под Троицкую родительскую субботу. Все священники заболели, и тысяч шесть просфор надо было вынуть. Тогда я еще не понимал, что можно одну, две частички из просфоры вынимать: «Помяни, Господи, принесшия и их же ради принесоша», но многажды видел в Лавре иеромонахов, которые над каждой просфорочкой молятся и каждое имя поминают по частичке, и так же каждую просфорочку вынимал — целый день провел за этим делом. Это был мой первый храм.

Там я прослужил все лето, а затем был переведен в храм Воскресения Словущего на ул. Неждановой, где многие годы служил владыка Питирим, митрополит Волоколамский и Юрьевский. И под его началом я прослужил 9 лет, владыка митрополит дал мне очень многое примером благоговейного служения. В ту пору в храме служили многие достойнейшие священники. С протоиереем Леонидом Ролдугиным служил вместе, с протоиереем Сергием Вишневским, протоиереем Василием Жеребцовым, а когда отца Василия в Троицкий храм на Пятницкое кладбище назначили настоятелем, он передал как бы эстафету, подарил мне иерейский серебряный крест. Одновременно со священнослужением работал на различных церковных должностях — и в хозяйственном управлении и в Управлении делами Московской Партиархии.

— Расскажите, было ли что-то особенное в вашем назначении настоятелем в храм Архангела Михаила в Тропареве?

— Храмы не выбирают, все священники находятся в послушании у священноначалия, поэтому со своей стороны я никак не мог повлиять на решение о моем назначении. Но к этому храму у меня особое отношение. Еще в школе, потрудившись целое лето в Псково-Печерском монастыре, мы с другом, который ныне очень высокое духовное лицо — митрополит Калужский и Боровский Климент, поехали путешествовать. И вот первый раз я оказался в этом месте, когда мы проезжали мимо храма в аэропорт. Не знаю почему, но врезался в память величественный вид храма. И тогда, с детства, во мне укрепилось желание служить в этом храме. Затем, каждый раз проезжая мимо него, я молился, чтобы Господь даровал мне служить здесь. Потому, когда получил назначение именно в этот храм, я воспринял это назначение как несомненную волю Божию.

Тогда храм был разрушен, на крыше росли деревья, вокруг было ужасное запустение. Но в трудах и заботах прошли незаметно 18 лет настоятельства из 32-х, что служу священником.

— Отец Георгий, храм Архангела Михаила в Тропареве открылся одним из первых в Москве и сейчас он — один из крупнейших приходов столицы. Расскажите о храме, о его истории и современном состоянии.

— В этом году храму исполнилось 313 лет, он построен в 1794 году. Можно с уверенностью сказать, что в этом районе он каменный старожил, потому что ничего подобного здесь не было, все постройки существуют в пределах десятков лет. До революции здесь были маленькие деревеньки — были и пожары и разгромы, а храм устоял. Но, поскольку храм изначально был сельским, он небольшой. В советское время храм подвергся разрушению, потому что за крышей никто не следил, она протекала, своды набирали влагу, во весь потолок образовывались трещины. Окна и двери были наглухо забиты железом.

И сейчас с радостью вспоминается 1988 год — Тысячелетие Крещения Руси, всеобщий духовный подъем, в обществе меняется отношение к Церкви. В этом же году храм возвращается Церкви, а вошли мы в него 23 февраля 1989 года, и тогда это было страшное зрелище — груда ржавого металла, вплотную до сводов, какие-то конструкции чудовищные, станки. Но состоялось торжественное освящение храма, собравшее множество прихожан со всей Москвы. После этого мы уже не выходили из храма, было установлено дежурство, люди руками выскребали ржавчину и грязь с полов. И с того дня заботами всей моей жизни было восстановить этот храм, вернуть ему первоначальный достойный внешний вид и внутреннее убранство. К моменту открытия у меня дома хранились иконы, сосуды, другая утварь: что-то дарили, что-то покупал сам. Все это я отдал в наш храм.

Сейчас прихожан по большим праздникам можно и десятками тысяч исчислять, приход очень большой — сказывается и огромный район, в котором мы находимся и то, что наш храм — один из первых открытых храмов Москвы.

— Помимо настоятельства в храме Архангела Михаила в Тропареве, Вы являетесь настоятелем еще нескольких храмов. На ваш взгляд, эта ситуация нормальная или, скорее, она является следствием советского периода?

— На самом деле, быть настоятелем нескольких храмов, а я являюсь настоятелем десяти храмов, — достаточно тяжело, и десять храмов — многовато. Сейчас численность храмов по стране растет, а духовенства хватает не всегда, тем более, когда идет речь об ответственной должности настоятеля. Наш храм Архангела Михаила — центральный, вокруг него объединяются все остальные храмы. Одни храмы уже могли бы существовать самостоятельно, другие являются дотационными — храмы в домах престарелых, в детском доме. Несколько храмов находится в стадии завершения строительства. И хотя у нас большой штат священнослужителей, всем хватает забот, по праздникам порой приходится служить даже одному.

— Как устроено управление храмами?

— В каждом храме есть ответственный священник из клириков храма, хотя, конечно, мне приходится решать определенные организационные, административные вопросы.

Все священники имеют возможность два-три раза в неделю служить здесь, в нашем храме. И здесь они видят единый богослужебный строй, московскую традицию служения, которые передаются от маститых клириков, которых я очень почитаю — отца Матфея Стаднюка, отца Василия Свиденюка. Многие священники, служившие в храме Архангела Михаила, становятся настоятелями в других храмах города, поэтому можно сказать, что здесь своеобразная кузница духовная, школа служения.

— Вы упомянули о традициях. Какие-то есть у вас в храме уже сложившиеся традиции — в песнопениях, в последовательности богослужений, какие-то особенности храма?

— В нашем храме очень хороший хор, профессиональный. Хор не раз принимал участие в Патриарших богослужениях. Регент, Ольга Михайловна Кораблева, человек глубоко церковный, добрый, всецело преданный Богу. Она в храме с первого дня. Постепенно в храме сложился костяк людей, преданных Церкви и храму.

В богослужении мы стараемся следовать Патриаршим службам, опираться на тот опыт, который многие, кто учился в Московских духовных школах, получили в Лавре Преподобного. По воскресеньям служится акафист Архангелу Михаилу. В храме есть иконы с частицей мощей святителя Николая и священномученика Харалампия, поэтому по средам мы всегда служим акафист святителю Николаю, а по пятницам священномученику Харалампию.

С иконой священномученика Харалампия связана особая история — когда храм закрывали, верующие, как могли, спасали все имущество, в том числе и чтимые иконы. Икона святого Харалампия была передана на хранение в храм Ризоположения на Донской. И к 23 февраля 1989 года отец Василий Свиденюк, зная, что икона принадлежит этому месту, а он является лишь хранителем, любезно ее вернул в храм. Так что это была первая икона, возвращенная в свой храм.

— У Вас в кабинете стоит мольберт, Вы рисуете и сейчас?

— Сейчас только если карандашом какие-то зарисовки делаю. Люблю рисовать человеческое лицо, это всегда у меня получается — передать характер, настроения, чувства. А было время, когда я рисовал . Что-то у меня и дома осталось, многое осталось у знакомых. Иногда видишь картину — «Кто рисовал?», а мне говорят: «Ты что, забыл? Это же ты рисовал». Раньше бывало двух-трех часов достаточно и уже какой-то этюд небольшой или натюрморт готов. А сейчас времени нет, приходится прикладным образом свои навыки применять. Расписывали и этот храм, на Востряках совсем новый храм расписали, в Никольском. Конечно, приходилось с художниками все время работать в отношении выбора сюжетов, стиле написания. Они всегда, надо сказать, признавали во мне коллегу, который убедительно подскажет и поправит.

— В бесконечной череде забот особенно крепкими должны быть тылы — расскажите о вашей семье.

— Матушка, к которой я обращаюсь исключительно «Ольга Алексеевна», с детства в Церкви. Родители у нее богобоязненные, верующие. У нее два образования, но, тем не менее она всю себя отдает семье, у нас трое детей. Дети, слава Богу, устроились, закончили также высшие учебные заведения, старшая даже два высших учебных заведения. Меня радует то, что они вполне приличные граждане, храм Божий не забывают. Внуки также подрастают. Корни мои по отцу рязанские, по матери корни из Подмосковья. А вот фамилия Студенов очень редкая. И если кто к этой фамилии принадлежит, то это непременно мои родственники.

Всегда благодарю Бога за то, что Он дал мне такую насыщенную жизнь, все время в движении, в заботах. Вы бы так понаблюдали за мной со стороны, увидели бы, что за мной бегут или я за кем-то бегу, все время на лице забота (смеется). Слава Богу, жизнь вот именно такая. Я по натуре оптимист, поэтому бывает что-то тяжелое в жизни … переживешь. Не всегда справедливо кто-то оценит твой поступок, твои действия — ничего, забудешь. Я оптимист, эта черта характера мне всегда помогает.

Беседовал диакон Александр Волков

Патриархия.Ru

Церковь Михаила Архангела

Большая пятишатровая церковь была построена архитекторами А.Ф. Мейснером и А.А. Никифоровым в 1894—1897 гг. как главный храм Клинического городка Московского университета на Девичьем поле. Дарителем храма был заслуженный профессор университета А.М. Макеев, возглавлявший Акушерскую клинику.

Освящением церкви официально завершилось строительство клинического городка. Церковь стала домовой для всех клиник на Девичьем поле, а прихожанами ее были врачи, обслуживающий персонал, больные и студенты. В храме часто крестили младенцев, рождавшихся в Акушерской клинике.

Храм стоит на стрелке улиц Погодинской и Еланского. Он как бы начинает собой Аллею жизни – трассу, образованную двумя рядами построек Клинического городка.

Даритель храма А.М. Макеев был человеком глубоко верующим. Он задумал устроить больничную церковь во имя архангела Михаила – небесного покровителя своего брата. Кроме единовременного пожертвования на проект и строительство, он финансировал ее обустройство и содержание. В ходе строительства на храм поступило еще одно пожертвование, по завещанию сотрудницы акушерской клиники Е.В. Соловьевой.

Больничный храм находился в собственности университета и был одним из лучших в Москве.

В 1911 году были устроены приделы Александра Невского и Екатерины мученицы, в честь главного жертвователя храма и его сестры.

Во время Первой мировой войны клинический городок был обращен в госпиталь, и священники церкви окормляли множество лечившихся здесь раненых воинов. Так продолжалось до революции 1917 г.

В 1918 г. Храм святого архистратига Михаила стал обычным приходским, а его имущество было объявлено «народным достоянием». В 1922 году имущество было изъято, в том числе более пуда драгоценных богослужебных предметов и даже плащаница.

В 1931 году храм закрыли для организации в нем рабочего клуба завода «Каучук».

В здании в разное время располагались «культпросветчитальня», спортзал, аптека, склад, институтский музей. Главы и колокольня были снесены, пробиты новые окна, внутренняя отделка полностью уничтожена, устроены перегородки.

В 1976 г. по инициативе 1-го Московского медицинского института им. И.М. Сеченова здание решено было снести. От уничтожения его спас известный реставратор П.Д. Барановский. Однако треть храма к тому моменту уже была разрушена. Полуразрушенным храм простоял до 1990-х гг., когда нашлись средства на его восстановление.

По инициативе ректора Медицинской академии М.А. Пальцева оба здания бывших клинических храмов были переданы Русской православной церкви.

Великое освящение храма состоялось 19 сентября 2002 года, в день, когда Церковь вспоминает чудо святого архистратига Михаила в Хонех. Освящение совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Храмовая икона архангела Михаила, увешанная крестиками, была принесена сюда из церкви Николая Чудотворца в Хамовниках. Также в церкви хранятся редкие иконы: образ Богоматери «Помощница в родах», «Целительница» и икона великомученицы Екатерины, тоже почитающейся помощницей в родах и покровительницей детей. Хранятся здесь частицы мощей великомучеников Пантелеимона и Феодора Тирона.

Иконы Божией Матери.

«Ахтырская»

Икона была обретена в 1739 г. в Ахтырке Харьковской губернии, и прославилась несколькими исцелениями от лихорадки.

С 1751 г. почитается как чудотворная.

Икона считается также Покровительницей детей, и хранилась в ахтырском Покровском соборе, в 1917 г. — утрачена.

Чтимая икона находится в храме Воскресения Словущего на Арбате.

«Богоматерь – Древо государства Российского»

Икона написана в 1668 г. царским иконописцем Симоном Ушаковым. В центре иконы образ Владимирской Божией Матери как прекрасный цветок на древе, которое поливает митрополит Петр и князь Иван Калита, заложившие основы московской государственности. На ветвях этого чудесного дерева, подобно плодам, изображены святые подвижники. Внизу, за кремлевской стеной, возле Успенского собора, из которого вырастает древо, стоят тогда здравствовавшие государь Алексей Михайлович и царица Ирина «со чады».

Таким образом, Симон Ушаков увековечил и прославил палладиум русской земли — Владимирскую икону Богоматери.

Чтимая икона находится в храме Троицы Живоначальной в Никитниках.

«Боголюбская»

Икона написана в память чудесного явления Богородицы в 1157 г. князю Андрею Боголюбскому. Когда он вез «будущую» икону Владимирской Божей Матери из Вышгорода в Ростов, Богородица явилась ему со свитком в руке и повелела перевозимую икону поставить во Владимире. Что он и сделал. На месте явления Богородицы князь заложил храм и призвал искусных иконописцев отобразить это явление.

Во Владимире в Свято-Успенском Княгинином монастыре находится чудотворная икона «Боголюбская», написанная в XII в. Перед ней молятся об избавлении от эпидемии и чумы.

Чудотворная икона находится в храме свв. апп. Петра и Павла у Яузских ворот.

«Благодатное небо»

Чудотворная икона Богоматери находится в Москве, в Архангельском соборе Московского Кремля, слева от царских врат. Она принесена в Москву вел. кн. Софией Витовтовной, супругой вел. кн. Василия Дмитриевича.

Празднование — 6/19 марта и в неделю Всех Святых.

«Взыскание погибших»

Икона была написана в память чудесного спасения человека от гибели, и прославилась многими чудесами. Эта икона отцов и матерей, молящихся о своих детях, икона-утешительница родительской скорби. Она считается также покровительницей невест.

Чудотворный образ находится в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

«Владимирская»

По преданию, Владимирская икона Божей Матери написана св. евангелистом Лукою на доске стола, где трапезовало Святое семейство: Христос, Богоматерь и Иосиф Обручник. В 1131 г. список этой иконы был подарен кн. Мстиславу, а Андрей Боголюбский принес икону во Владимир и построил для нее храм. С того времени икона получила название «Владимирская». Все даты празднования иконы установлены в память спасения Москвы от нашествия иноплеменных. Перед этой иконой молятся во время нашествия врагов, от насилия иноверных, об избавлении от междоусобной брани.

Чудотворная икона находится в храме свт. Николая в Толмачах.

«Влахернская»

По преданию, икона написана св. еванг. Лукою. Первоначально она находилась в Антиохии, затем — имп. Евдокиею (408 — 450) перенесена в Иерусалим, а оттуда — в Константинополь и находилась во Влахернском храме, откуда получила свое название. По взятии Константинополя турками в 1453 г. икона исчезла и появилась на Афоне, затем в 1654 г. перенесена в Россию в дар царю Алексею Михайловичу.

Была помещена в Успенском соборе Московского Кремля.

В настоящее время находится в музее «Московский Кремль».

Чтимая икона находится в Успенском храме в Косине (XIX в.).

«Всех скорбящих радость»

Свою известность образ приобрел в 1688 г. после исцеления по молитве перед ним родной сестры Патриарха Иоакима Евфимии. Празднование иконы — 24 октября, в день исцеления больной.

Икона — целительница всех недугов телесных и душевных, Помощница и Утешительница в скорби.

Чудотворная икона находится в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

«Всецарица»

Икона была написана на Афоне в XVII в. и находится в Афонском Ватопедском монастыре. Списки с нее дважды доставлялись в Москву (1995, 1996 гг.). Явила свою чудотворную силу против колдовских чар, имеет благодать исцеления от раковых болезней.

Чудотворный список иконы находится в храме Всех Святых Алексеевского монастыря.

«Грузинская»

Икона, как и многие другие грузинские святыни, оказалась в Персии после покорения Грузии персидским шахом Аббасом (1622 г.), затем была выкуплена приказчиком из России (1629). Прославилась многочисленными чудесами и исцелениями, особенно во время чумы 1654 г. в Москве. Икона также имеет особую благодать помогать бесплодным женщинам и исцеляет от глазных болезней.

Чудотворная икона находится в храме Троицы Живоначальной в Никитниках.

«Державная»

Была обретена в день отречения от престола мч. имп. Николая II. Царственный вид иконы, скипетр и держава, подчеркивают, что Владычица приняла на Себя опеку и окормление верных чад Российской Церкви. Впоследствии, было установлено, что эта икона до 1812 г. принадлежала Вознесенскому женскому монастырю.

В год нашествия Наполеона на Москву она была спрятана в с. Коломенское и, вероятно, забыта на долгие 105 лет, пока не явила себя в начало русского лихолетия XX в. Перед ней молятся о покровительстве и помощи государству Российскому.

Чудотворный образ находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.

«Донская»

По преданию, была поднесена св. блгв. кн. Димитрию Донскому после Куликовской битвы донскими казаками. Помещена вначале в Успенский собор Кремля, затем в Благовещенский собор Московского Кремля. В 1812 г. французы похитили золотой оклад иконы, а на ней остались следы, похожие на шрамы.

С 1930 г. находится в Государственной Третьяковской Галерее. Перед ней молятся об избавлении от нашествия иноплеменных.

Еще одна чудотворная икона находится в Донском ставропигиальном мужском монастыре, в Малом соборе.

«Достойно есть»

Икона, прежде называемая «Милующая», перед которой на Афоне впервые была воспета архангелом Гавриилом песнь «Достойно есть…», принесенная им на землю и записанная на камне. После этого образ и камень были перенесены из монашеской кельи в соборный храм монастыря, и икона получила новое название.

Чтимая икона находится в храме Троицы Живоначальной в Свиблове.

«Живоносный источник»

Источник, в честь которого названа икона, был явлен будущему имп. Льву Маркеллу близ Константинополя в 457 г. и прославился чудесными исцелениями. Возле источника был возведен храм, а мозаичная икона Богородицы и списки с нее получили название «Живоносный Источник». В России икона прославилась многочисленными исцелениями, особенно от онкологических заболеваний.

Чтимая икона находится в храме пророка Илии в Черкизове.

«Знамение» (Московская)

Икона названа в честь Знамения Пресвятой Богородицы в Великом Новгороде в 1170 г., когда ее чудесным заступничеством город был спасен от осады кн. Мстислава, сына Андрея Боголюбского. Прославилась многочисленными чудесами и исцелениями. Чудотворный образ находится в Софийском соборе кремля в Новгороде.

Одна из чтимых икон в храме Спаса Преображения на Песках.

«Иверская»

Иверская икона считается покровительницей российской столицы, и является списком с древнего образа, хранящегося с 999 г. на Святой горе Афон в Афонском Иверском монастыре. В 1648 список с этой иконы был привезен в Москву. Сначала он хранился в Московском Новодевичьем монастыре, потом его поместили в специально построенной Иверской часовне у Воскресенских ворот Китай-города. После 1917 г. часовню разрушили, а список перенесли в храм Воскресения Христова в Сокольниках (находится и поныне там). В 1995 г. с Афона прибыл новый список иконы, который помещен в восстановленную Иверскую часовню. Икона прославилась многими исцелениями и чудотворениями.

Одна из чтимых икон находится в храме Вознесения Господня у Никитских ворот.

«Иерусалимская»

Список с одной из икон, написанных св. еванг. Лукою, был поднесен в Херсонесе св. кн. Владимиру и привезен им в Киев. Затем более 400 лет находился в Новгороде.

При Иване Грозном образ был поставлен в Успенском соборе в Кремле. Оттуда был похищен французами в 1812 г. и ныне находится в Парижском соборе Богоматери. Известны многие списки, один из которых прославился в подмосковном с. Измайлово во время эпидемии чумы 1771 г. и эпидемии холеры 1866 г. Икона известна также многими исцелениями от слепоты.

Чудотворный образ находится в храме Рождества Христова в Измайлове.

«Казанская»

Явилась в 1579 г. 8 июля, спустя 25 лет по взятии Казани. Представляет собой список с образа, написанного св. еванг. Лукою и хранившегося во Влахернском храме в Константинополе.

В России у обретенной иконы сразу стали совершаться чудеса, и с нее было сделано несколько списков. В 1904 г. икона, хранившаяся в Казани, была украдена. В Смутное время один из списков попал к кн. Д. М. Пожарскому и находился с ним в ополчении.

При освобождении Москвы от интервентов установлена вторая дата празднования иконы 22 октября / 4 ноября — в память избавления России от поляков. Казанская икона широко почитается на Руси и по числу списков, вероятно, превосходит любую другую икону Богородицы. Перед ней молятся об избавлении от междоусобной брани, в глазной болезни и о прозрении слепых очей.

Один из чудотворных списков находится в Богоявленском кафедральном соборе.

«Киккская»

Киккская — «Милостивая» икона Божией Матери, написанная, по преданию, св. еванг. Лукою, хранится в Киккском монастыре на Кипре, и прославилась многими чудесами.

Чтимый список находится в подворье Александрийского Патриархата в Москве, в храме Всех святых на Кулишках.

«Коневская»

По преданию, в 1393 г. икона была привезена в Новгород с Афона прп. Арсением, основателем Богородице-Рождественского монастыря на острове Коневец в Ладожском озере. В настоящее время находится в православном Ново-Валаамском монастыре в Финляндии.

Особо чтимый список иконы XVII в. находится в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке.

«Косинская» (Моденская)

По преданию, икона была привезена гр. Шереметевым из итальянского г. Модены, а на рубеже XVII — XVIII вв. оказалась в с. Косино. По другому сказанию, эта икона пожертвована селу императором Петром I, когда он перенес свою флотилию с Измайловских прудов на Белое озеро. Благодарный за первую науку обучения морской службе на этом озере, как драгоценный дар, он оставил Косинской церкви икону Божией Матери, именуемую Моденскою.

В 1848 г., когда по России прокатилась страшная эпидемия чумы, икону носили с Крестным ходом, и заступлением Владычицы эпидемия отступила. Икона прославилась также исцелением от болезни ног и является Покровительницей детей.

2 июля 1991 г. чудотворный образ, находившийся долгое время в запасниках музея, был торжественно перенесен в Косинский храм Успения Пресвятой Богородицы.

«Млекопитательница»

Известны две иконы с таким названием, одна сначала находилась близ Иерусалима, и в XIII в., по пророчеству Саввы Освященного, перенесена на Афон. Другая была обретена в 1650 г. в урочище Крестогорске Минской губернии, и прославилась многими чудесами. Молятся, дабы вскормить грудью младенца.

Чудотворный образ находится в Богоявленском кафедральном соборе в Москве.

«Милостивая»

Икона называется «Милостивой» оттого, что Пречистая Богоматерь умоляет Сына Своего о помиловании нас грешных. Чудотворения от этого образа бесчисленны, в скорбях и болезнях все стремятся к Милостивой Заступнице.

Имеются многочисленные списки с чудотворного образа, один из которых находится в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре.

«Молченская»

Икона в начале XIV в. была принесена в пещеру, что на горе близ Путивля, двумя отшельниками, которые совершали перед ней свои молитвы.

Затем она была вновь обретена через сто лет, в 1405 г. на болоте Молче, под Путивлем. На этом месте воздвигли церковь и основали монастырь. После большого пожара в обители чудотворный образ исчез, но сохранилось несколько списков с него.

В 1635 г. при строительстве Софрониевой пустыни (Курганская губ.) один из списков по особому повелению самой Богородицы был передан в обитель сумским атаманом Лукианом Константиновым. Через этот образ особое милосердие Царицы Небесной является ко всем отходящим в жизнь вечную.

Чудотворный образ находится в храме прп. Сергия Радонежского в Бусинове в Москве.

«Неопалимая купина»

По преданию, спасает от пожара. Чудотворная икона была обретена в недавние годы в горящей печке деревенского дома в Ивановской области.

Образ был передан в церковь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» Новгородского Юрьева мужского монастыря.

«Нерушимая стена»

В главном алтаре Киево-Софийского собора находится мозаический образ Пресвятой Богородицы, именуемый «Нерушимая Стена». Пресвятая Дева изображена во весь рост с воздетыми руками.

Более восьми веков сий чудотворный образ остается неповрежденным. Вероятно, поэтому и назван «Нерушимою Стеною».

Необоримая Заступница земли русской и в самые тяжкие времена подавала ей благодатную помощь.

«Нечаянная радость»

История этой иконы, рассказанная свт. Димитрием Ростовским, повествует об обращении и прощении раскаявшегося грешника. Собираясь идти на греховное дело, он увидел кровь на ранах Богомладенца и услышал голос Богоматери, который говорил, что он и другие грешники вновь распинают своими грехами Ее Сына. После увиденного, грешник глубоко осознал свой грех. Перед иконой молятся об обращении заблудших и за детей.

Одна из чудотворных икон находится в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще в Москве.

«Неупиваемая чаша»

Один крестьянин был одержим страстью пьянства. Однажды он увидел сон, в котором старец советовал ему пойти в г. Серпухов в Высоцкий мужской монастырь и там, перед иконою Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужить молебен, что он и сделал. Отслужив молебен пред чудотворной иконой, он выздоровел. Перед ней молятся об исцелении от пагубной страсти пьянства и запоя.

Одна из чтимых икон находится в храме прп. Сергия Радонежского в Бусинове.

«Новодворская»

По преданию, икона написана свт. Петром, митр. Московским, в начале XIV в.

Чтимая икона находится в храме свв. мчч. Адриана и Наталии в Бабушкине.

«Покров Богородицы»

Икона написана в память явления Покрова Богородицы св. блж. Андрею и отроку Епифанию во время службы во Влахернском Константинопольском храме. На Руси праздник и икона Покрова стали символом неустанного предстательства Владычицы за род людской.

Одна из чтимых икон находится в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе.

«Помощь в родах»

В благочестивых семействах и в наше время можно видеть икону Богоматери, называемую «Помощь в родах».

Перед ней молятся о благополучном разрешении беременных женщин, чтобы родить здоровых детей.

Чудотворный образ находится в Никольском соборе г. Серпухова, а чтимый — в храме Спаса Преображения на Болвановке в Москве.

«Песчанская»

Эта чудотворная икона Божией Матери была явлена свт. Иоасафу Белгородскому в 1754 г.

Инспектируя храмы во вверенных ему землях, святитель в Вознесенской церкви слободки Пески (близ г. Изюма) увидел образ, который он видел в провиднеческом сне. Икона служила перегородкой для свалки мусора и угля. Святитель, увидев такое отношение к святыне, умиленно приклонил колена и воскликнул: «Царица Небесная! Прости небрежение Твоих служителей — не ведят бо, чего творят!».

Вскоре чудотворный образ Песчанский Божией Матери прославился многими чудотворениями. По молитвам родителей воскрес умерший младенец, в середине XIX в. была остановлена эпидемия холеры, в 1915 г. сея чудотворная икона находилась в ставке командования наших воинских формирований.

Ныне список Песчанской иконы Богородицы находится в храме-часовне Казанской (Песчанской) иконы Божией Матери, что в Измайлове.

«Почаевская»

Эта икона привезена из Константинополя в 1595 г. Более 400 лет пребывает в Почаевской лавре. Икона прославилась множеством чудотворений, в т.ч. исцелениями от тяжелых недугов, освобождением из плена, вразумлением грешников и др.

В Москве чудотворный образ находится в храме свв. апп. Петра и Павла в Лефортове.

«Прибавление ума»

Эта икона именуется также как «Подательница ума». Перед ней обращаются с молитвою к Богоматери и Ея Богомладенцу как источнику высшей неземной мудрости и разума. Просят о «прибавлении ума», о даровании помощи в учении, а также о духовном просвещении и помощи в воспитании детей.

Чтимая икона находится в университетском домовом храме св. мц. Татианы при МГУ им. Ломоносова на Б. Никитской.

«Рудненская»

Икона явилась в 1687 г. в местечке Рудне, Могилевской епархии, а в октябре 1689 г. тамошний священник Василий принес ее в Киев и поставил в церкви Печерского женского монастыря.

В 1712 г. она была перенесена во Флоровский монастырь, что на Подоле в Киеве.

Чтимая икона в Москве находится в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

«Семистрельная»

Чудотворная икона находится в церкви Иоанно-Богословской-Семистрельной на погосте, недалеко от г. Вологды. Явилась одному больному крестьянину, который, найдя ее на колокольне, помолившись и отслужив молебен, исцелился.

В 1830 г. спасла г. Вологду от свирепствовавшей холеры. Прославилась многими чудесными исцелениями больных.

Чтимая икона находится в храме свт. Григория Неокесарийского в Дербицах.

«Скоропослушница»

Первообраз иконы находится на Святой горе Афон в монастыре Дохиар. Икона именуется «Скоропослушница», «потому что скорую всем притекающим к ней являет милость и исполнение прошений». Прославилась множеством исцелений.

Чудотворный список, привезенный со Святого Афона в 1878 г., находится в Спасо-Преображенском Муромском монастыре.

Чтимая икона в Москве находится в храме Воскресения Словущего на Арбате.

«Смоленская» — Одигитрия

Греческий император Константин Порфирородный благословил этой иконою дочь, царевну Анну, выдавая ее замуж в 1046 г. за черниговского кн. Всеволода Ярославича. Поэтому икона получила название «Одигитрия» (Путеводительница). Владимир Мономах перенес икону из Чернигова в Смоленск, после чего она стала называться и «Смоленской». Чудотворный образ пропал в 1941 г., список с него находится в Успенском соборе в Смоленске. Один из чтимых списков — в Московском Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре.

Эта икона была подарена обители инокиней Марфой, матерью царя Михаила Федоровича (XVI в.). Перед иконой молятся о сохранении помощи в пути.

«Споручница грешных»

Впервые икона прославилась в 1844г. в Орловской губернии. Мироточивый список в 1848 г. передали в Никольский храм в Хамовниках, где перед ней свершилось множество исцелений.

Молятся об избавлении от эпидемии, от бессонницы, потери аппетита и др. недугах.

«Страстная»

Икона явилась и прославилась чудесами в Нижнем Новгороде в первой половине XVI в., как «больных исцеление и грешных спасение». Чудотворный образ был торжественно перенесен в Москву в 1641 г. На месте встречи иконы у Тверских ворот был построен монастырь, получивший название «Страстного».

Когда в 1937 г. сносились здания Страстного монастыря, икону удалось спасти и перенести в храм Воскресения в Сокольниках, где она находится и поныне.

«Тихвинская»

Эта чудотворная икона, по преданию, написана св. ап. Лукою. В 1388 г. икона, перенесенная в V в. из Иерусалима в Константинополь, внезапно исчезла и явилась в сиянии над Ладожским озером близ г. Тихвина, где впоследствии был основан монастырь. В годы войны икона оказалась в Америке и находилась до недавнего времени в Троицком соборе в Чикаго.

В 2004 г. она была торжественно возвращена в Тихвинский монастырь Санкт-Петербургской епархии. Эта икона прославилась многими чудотворениями, перед ней молятся во время нашествия врагов, от насилия иноверцев, об избавлении от междоусобной брани и при болезнях детей.

Московская чудотворная икона византийского письма находится в храме Тихвинской иконы Божией Матери на Алексеевском кладбище.

«Трех радостей»

Икона с изображением Святого Семейства была привезена из Италии в начале XVIII в. и помещена в храме Троицы на Грязех. Была прославлена дивными знамениями. Название свое получила после того, как по молитве одной женщины: вернулся сын из плена; оклеветанный муж оправдан и вернулся из ссылки; конфискованное имущество было возвращено из казны.

Повсюду на Руси икона считается покровительницей семейного счастья.

Чудотворная икона находится в храме Троицы Живоначальной на Грязех у Покровских ворот.

«Троеручица»

Когда прп. Иоанну Дамаскину по клевете на него отсекли руку, он слезно молился, чтобы рука его приросла.

Отсеченная рука по его молитве во время короткого сна срослась. Тогда Иоанн Дамаскин, в знак благодарности Божией Матери, привесил к Ее иконе серебряное изображение руки, отчего икона называется «Троеручица». Перед ней молятся при болях или увечье рук.

Одна из чтимых икон находится в Троицком соборе Данилова монастыря.

«Утоли моя печали»

Икона принесена в Москву казаками в 1640 г. Особенно стала почитаться после эпидемии чумы в 1771 г. Перед образом иконы молятся об избавлении от многочисленных болезней, телесных и душевных, а также от греховных помыслов и страстей, обуревающих сердце.

В Москве чудотворная икона находится в храме свт. Николая в Кузнецкой слободе.

«Феодоровская»

Икона была обретена в 1239 г., когда явилась костромскому кн. Василию Ярославичу и получила свое название от кафедрального собора Костромы храма Феодора Стратилата, куда образ был поставлен. 14 марта — празднование иконы в день восшествия на престол первого царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. Икона считается покровительницей брака, детей и юношества.

В Москве чудотворные образы находятся в Донском ставропигиальном мужском монастыре и в храме свт. Николая в Кленниках.

«Целительница»

Прославилась в России в конце XVIII в. Чудотворная икона находилась в Московском Алексеевском девичьем монастыре.

После его снесения образ был перенесен в храм Воскресения Христова, что в Сокольниках. Перед ней молятся при тяжелых болезнях и недугах.

«Ченстоховская»

По преданию, эта икона написана св. еванг. Лукою в Иерусалиме. В Константинополь она перенесена царицею Еленою.

Оттуда святая икона была перенесена русским кн. Львом, основателем г. Львова — Лемберга и поставлена в Бельзском замке под ведением православного духовенства. Здесь она прославилась многими чудесами. При осаде замка татарскими полчищами одна из стрел попала в икону — из язвины истекла кровь, которая видна и поныне. В то же время на татар нашла какая-то вредоносная мгла, от которой многие умерли. Тогдашний польский правитель Владислав по велению Богородицы, явившейся ему во сне, перенес чудотворный образ на Ясную гору Ченстоховскую и основал там монастырь.

В 1813 г. по взятии Ченстоховской крепости русскими войсками генералу Сакену был поднесен список с чудотворного образа.

Император Александр I украсил икону богатою ризою и поставил в Петербургском Казанском соборе.

В Москве чтимая икона находится в храме Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове.

«Черниговская-Гефсиманская»

В 1852 г. один из списков почитаемой Черниговской-Ильинской иконы Богородицы был передан благочестивой женщиной Александрой Филипповной в Троице-Сергиеву лавру. 1 сентября 1869 г. — в день церковного новолетия, эта икона неожиданно прославилась исцелением одной расслабленной женщины.

По распоряжению наместника обители чудотворную икону поместили в новоустроенный пещерный храм в честь Архистратига Михаила при Гефсиманском ските. Слава о чудотворном образе распространилась с неимоверной силой. К началу XX в. было засвидетельствовано более ста чудотворений.

С тех пор икону стали называть Черниговской-Гефскманской — по месту ее пребывания.

Чтимая Черниговская икона Божией Матери находится в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

В начало

НАШ НЕБЕСНЫЙ ПОКРОВИТЕЛЬ

Архангел Михаил — один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий заселенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово “ангел” на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. Приставка “архи” к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами.

Имя Михаил (на еврейском) значит “Кто, как Бог”. Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, — по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них — архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания.

Архангел Михаил в Писании именуется “князем”, “вождем воинства Господня” и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование “архистратиг”, т. е. старший воин, вождь. Так, архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. “И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною”. Апостол Иуда кратко упоминает об архангеле Михаиле, как о противнике диавола. (Нав. 5, 13; Дан. 10; 12, 1; Иуд. 9; Откр. 12, 7-9; Лк. 10, 18).

По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.

Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 — 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков — Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан. 3, 92 — 95).

По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).

Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей ми возбрани пойти на Великий Новгород»».

Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы — храм-усыпальница в Кремле — посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них — икона «Благословенное воинство» — написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины — князья русские — изображены под предводительством Архистратига Михаила.

Церковь почитает архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке, или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник “Собора” (т. е. совокупности) святых ангелов во главе с архангелом Михаилом 8 ноября.

Архангел Михаил почитается как защитник всех православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов, как помощник в скорби и страж над спящим человеком. Ему также молятся при входе в новый дом и при освещении дома.

Церковь Михаила Архангела (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Вид на церковь Архангела Михаила

Церковь Михаила Архангела на Которосльной набережной, известна, в первую очередь, тем, что здесь сохранилась одна из старинных ярославских икон «Архангел Михаил», которая сейчас выставляется в Третьяковской галерее в Москве.

Церковь Михаила Архангела — древнейшая церковь, одна из самых первых в Ярославле.

Эта церковь — одна из старинных в Ярославле и в России вообще. Изначально она служила для моления военнослужащих — была гарнизонной.

Первые упоминания о церкви Михаила Архангела датируются 13 в. Она была построена из деревянного бруса в 1215 г. по приказу третьего ярославского князя Константина Мудрого и освящена в честь Архистратига Михаила — покровителя и защитника военных. Как и многие другие, храм неоднократно горел, и только в 1657 г. был заново возведен из камня. Однако и это не спасло его от пожаров: через год после возведения пожар уничтожил практически всю церковь изнутри, и восстановить ее удалось только спустя почти 30 лет.

После революции помещение церкви много лет использовали как склад, а все колокола были переплавлены. Практически все внутреннее убранство, включая цветные изразцы и фрески, было уничтожено, и до сих пор восстановлено лишь частично. Только в 1994 г. церковь снова стала действующей и была восстановлена в соответствии с архитектурными традициями 17 в.

> Практическая информация

Адрес: Ярославль, ул. Первомайская, д. 67.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *