Грех сребролюбия

Стяжательство — норма или смертельный грех?

Мне бы сердцем в грязь не наступить…
Раз пишешь, значит у тебя что-то болит.
Аммон, демон стяжательства, первоначально был просто арамейским словом,обозначавшим богатство или прибыль.
А демоном он стал считаться из-за того, что Иисус сказал: «Не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 6:24). Плутон и Прозерпина — родом из Древнего Рима, а Эвроним — из Древней Греции. Плутон был римским богом подземного мира мертвых, а Прозерпина(Персефона) — его супругой. Эвронима можно найти на знаменитой фреске из дельфийской сокровищницы книдян, где изображено нисхождение Одиссея в подземное царство. Это человекообразное чудовище, наполовино черное, наполовину синее, как навозная муха; он восседает на шкуре ястреба и, оскалив зубы в зловещей ухмылке, вгрызается в плоть умерших.
Не всякий словарь знает это слово — СТЯЖАТЕЛЬСТВО.
Вот, что пишет Новый словарь Т. Ф. Ефремовой: любостяжание, рвачество, мамона, шкурничество, корыстность, сребролюбие, своекорыстие, торгашество, приобретение, накопительство, своекорыстность, меркантилизм, приобретательство, корысть, корыстолюбие.
АЛЧНОСТЬ (лат. avaritia) — в христианской этике один из семи смертных грехов, поскольку приводит к умножению забот и попечений, ко внутренней злобе и замкнутости, а также непрестанно провоцирует страх утраты и гнев на возможных конкурентов и завистников.
/Википедия/
Стремление к наживе, жажда приобретательства ничего общего не имеет со стремлением к зажиточной, богатой и достойной жизни. Удовлетворение постоянно растущих материальных и культурных потребностей человека также не имеет ничего общего со страстью приобретательства, жаждой наживы и стяжательства. Я имею в виду материальное, а не духовное стяжательство, не стяжание знаний или славы. Но не будем играть в слова.
Разве желание иметь хорошую благоустроенную квартиру, машину, иметь трудовые сбережения на сберегательной книжке, быть хорошо, добротно одетым и т.д. имеет что-либо общее с алчностью и жаждой наживы?
СТЯЖАТЕЛЬ — корыстолюбивый, стремящийся к наживе человек.
Стяжать — приобрести, достигнуть чего-нибудь.(Словарь Ожегова)
А помните классику, например «12 стульев» Ильфа и Петрова:
«… И обуял отца Федора дух стяжательства…»
Бациллы стяжательства не знают границ, а в них теперь яд разрушения всего, чем мы дышим и в чем живем. Общая ошибка, будто человек может и должен покорить природу, кратковременна и ныне изжита. Не меньшая ошибка — полагать, будто земли, воды, воздуха у нас сколько угодно, а природа, в случае чего, справится с любыми отбросами, — эта ошибка, к счастью, изживается тоже.
Но, оголтелый, социально хамелеонствующий эгоизм, стремление урвать для себя побольше, а там хоть трава не расти, — вот это не кратковременно, многоформенно и живуче, всячески мимикрирует, прячется в тень там, где условия для него неблагоприятны, но его можно отыскать всюду, где природе нанесен урон. Так толкует понятие «стяжательство» природовед Дмитрий Биленкин.
О пользе стяжательства.
Запомнился разговор с одной моей знакомой /привожу почти дословно/: — Однажды мой друг сказал одну вещь, после которой я захотела за него замуж. Фраза звучала так: «Деньги жены — это ее деньги, мои деньги — это наши деньги». Трудно устоять перед мужчиной, который так думает.
» Стяжательство подобно змею! оно влачится по земле…
Где лидеры? Я их не зрею! Не важно: в Церкви ли, в Кремле…
тягчайший грех, он вполз когда-то в природы сладкое нутро
и вот уже пошли солдаты их бьет жестокое ядро
война страдания и крики во всем стяжательства оплот
с тех пор законы стали дики и исказился людской род.
Когда-то жили люди в мире со всем в согласии, с добром…
и волхв святой играл на лире не вожделяясь серебром.
Лишь Бог давал приют всем душам и был и есть его закон
но кто к нему закрыл все уши попал в невежества загон?
Социализм не даст опоры: у всех различный аппетит.
Опять появятся заборы и вновь стяжательство вредит…
/Леонард Снегов/
Духовный глава Церкви Англии, епископ Кентерберийский Роуэн Уильямс в пасхальном обращении к пастве призвал избегать стяжательства в повседневной жизни и осудил страны, настроенные на агрессивные завоевания, сообщает РИА «Новости» со сылкой на ВВС. «Люди живут, стремясь к приобретениям, накапливая все, что можно, чтобы обеспечить себе будущее, но все это все равно рано или поздно растворится, когда они умрут», — напомнил глава Церкви Англии.
«Общества и страны делают то же самое… Есть жадные страны, которые думают, что в мире всегда будут ресурсы для удовлетворения их желаний — достаточно нефти, достаточно энергии, достаточно территории», — добавил архиепископ.
«Люди не могут положить конец бесконечным приобретениям, а общество не может представить себе, что наша цивилизация может рухнуть, и поэтому мы не можем смириться с мыслью о том, что комфорту и роскоши может прийти конец», — сказал он.
Я привожу эти «скучные» примеры для того, чтобы вы поняли, как глубоко пустило корни в нашу жизнь СТЯЖАТЕЛЬСТВО.
В ироничной форме, но в то же время всесторонне и глубоко о мотивах, целях и способах стяжательства повествует роман-бестселлер «Преуспеть на Тверской» В. Лазаря. Приведу небольшой отрывок из романа: «… Человеком движут далеко не те мотивы, о которых он нам говорит. Послушаешь иного — бессребреник, икона. На самом деле — стяжатель, редкий жулик, тюрьма плачет по нему».
» Другой представится на службе, как образцовый семьянин. А в его причудах трудно разобраться с Фрейдом…»
«Стяжательство — стягивать куда-то, в какую-то точку.
Стяжательство — стягивание к себе всего, что попадает в орбиту внимания, в поле восприятия. Стяжательство состоит из захвата и последующего стягивания окружающих явлений Жизни.
Стяжательство может быть направлено :
1) — к физическим объектам — деньги, вещи, еда…
2) — к энергетическим — энергия (вампиризм), внимание
3) — к астральным — внимание, отношение других людей, переживаний, которые в системе Эго считаются «ценными»
4) — к общению — общаться с как можно большим количеством людей, чтобы иметь на них влияние.
5) — к области ума — стяжательство знаний, информация, которая потом не используется, а лежит «мертвым грузом» — «на всякий случай»
Цель стяжательства — стянуть к себе, захватить как можно больше явлений жизни, что бы с их помощью потом получить власть над еще большим количеством явлений жизни. Стяжательство связано с программой властности, как бы входит в нее.
А вот как исследует «изнанку» человека, или второй план Полина, героиня романа «Оглянись на Лилит» В.Лазаря:
«… Вот важный обалдуй с портфелем. Голову можно дать на отсечение — в обычной жизни грубиян, ханжа, филистер. И что же? Перед камерой из кожи лезет вон, чтобы сменить обличье. Если ему так нравится, пускай немного попыхтит. Едва забылся — щелчок, и снимок получился. Мнимую значительность и напускное благородство снимет проявитель. А вот филер. «Подсадная утка», «хвост», «топтун» — смотря за кем ведется наблюдение. Профессиональные привычки изуродовали внешность: уши ходят как локаторы, от бокового зрения развилось косоглазие, бедняга поминутно втягивает голову, приподнимает воротник. А как встает, подходит к стулу — точь-в-точь крадется вдоль стены. Его сменяет пугливый старикашка. Яснее ясного — фискал, наушник, соглядатай — роется в чужом белье. Ещё субъект. Подбородок — бампер «КрАЗа». Низкий лоб. Волосатые ручищи. От взгляда в жилах леденеет кровь. Казаться хочет иным — выжимает из себя подобие улыбки. Наконец, абракадабра в юбке. Позвоночник свой, остальное — накладное. Активный или пассивный *****, травести, гермафродит — эти вещи тоже не ускользают от ее внимания. Она научилась разбираться в людях».
Стяжательство связано со страхом перед Жизнью. Соприкосновение с ней требует от человека расширения своих границ, областей своего восприятия. Стяжательство в этом случае — попытка защитить границы своей узкой личности с помощью захваченных явлений. Так же это попытка выстроить некое основание на захваченных явлениях — для человека, потерявшего свое основание.
Мне по электронной почте пришло письмо, по-моему, из России: «Вот у меня возник вопрос. А можно ли в открытой публикации назвать какого-нибудь человека стяжателем. Например, Елену Батурину (жену Юрия Лужкова). Всё, что я про нее читал в открытой прессе — самой разной — и белой, и жёлтой, и красной и белым по-черному, позволяет сделать вывод о том, что она больна — именно стяжательством. У нее налицо страсть к алчному накоплению денег. Которые ей самой вряд ли пригодятся. /Я все больше и больше убеждаюсь в разумном устройстве нашего мира, когда материальные ценности нельзя взять с собой на тот свет. Хотя, попытки такие были и довольно давно — начиная с вождей скифов, с фараонов Египта и предводителей племени майя/. Кстати, а кого Вы лично считаете стяжателем? Если можно, примеры».
— М-м-да, вопросик получила…
Стяжательство агрессивно. Оно как бы является активной формой Жадности.
Жадность — пассивна, она стремится к удержанию того, что уже захвачено, чтобы целостность эго не была разрушена, границы сохранены. А стяжательство направлено на захват новых областей, объектов жизни, энергии.
Жадность приводит к не протеканию энергий, к тромбам, потому что жадный — не отдает, а, значит, не пропускает энергии через себя, постоянно фиксируя их в своей точке, отрезая от Потока Жизни. Поэтому с ним тяжело общаться — не возникает протекания энергий, то есть жадному ее всегда жалко и не возникает взаимодействия.
В общих обстоятельствах жадный всегда жестко держит границу «моё — не моё» и нарушение ее переносит как разрушение своей целостности, с обидой или раздражением.
Жадность возникает из страха перед страданием, болью или просто неудобствами, которые могут возникнуть от недостатка пищи, энергии, времени, денег, вещей и т.д. То есть, в основе жадности — недоверие к жизни по отношению к себе — стяжав много вещей, денег, еды и т.д. Это научный подход, попытка объяснить такое явление в нашей жизни как стяжательство.
Так хорошо это или плохо?

Предназначение человека — развивать все те добродетели, которые заложены в душу его Творцом. Но как же непроста эта задача. Ведь природа наша повреждена и склонность ко злу обнаруживается с самого раннего детства. Грехи превращаются со временем в страсти, которые очень трудно искоренить. И рабства злу в таком случае не избежать. Один из таких грехов — сребролюбие, что это за грех, как распознать его в себе и вести с ним борьбу, узнаем из дальнейшей статьи.

Что такое сребролюбие

Добродетель нестяжательства вложена в нас Творцом изначально. Когда Адам и Ева жили в раю, все было устроено Богом так, что они ни в чем не нуждались. Там имелось все, необходимое им для жизни. После изгнания из рая естественная для нас добродетель нестяжательства трансформировалась в противоположное нравственное качество — страсть к деньгам как источнику всех земных благ.

Под сребролюбием подразумевается все имущество человека. И, соответственно, и деньги, и недвижимость, и даже лишняя рубашка, — все может стать предметом страсти.

В природе у животных также встречаются факты накопительства. Но они определяются не безумным стяжательством или страстным порабощением, а вызваны жизненной необходимостью, имеют приспособительный характер.

А вот человек, одержимый духом собирательства, ищет не только необходимого для жизни, но и старается иметь сверх того. И тогда, как яркие образцы скупости, скряжничества, других проявлений сребролюбия, рождаются персонажи типа знаменитых гоголевских героев. Кто не помнит Плюшкина из «Мертвых душ», ставшего одним из самых узнаваемых примеров этой страсти.

Происхождение слова

В Новом завете Бог предостерегает верующих людей, чтобы они усердно стремились к Нему и отвращались от любви к мамоне (богатству): «Не можете служить двум Господам…». Почему же греховная привязанность к материальным благам называется не «златолюбием» или как-то иначе, а именно сребролюбием?

Здесь прослеживается связь опять же с событиями Евангельской истории. Бог не просто вразумлял христиан о пагубности этой страсти. На страницах Нового Завета мы можем встретить наглядный пример того, как разрушающе действует любовь к мамоне на душу человека и его жизнь.

Страстью к наживе был безнадежно поражен один из апостолов Христа, Иуда. В то время денежные знаки назывались сребрениками. Отсюда, судя по всему, и пошло название греха. Возможно происхождение слова имеет другие корни. У славян в древние времена деньги всегда назывались «серебром».

Образ Иуды послужил красноречивой проповедью о том, что Господь предается людьми из-за денег и тех благ, которые можно за них приобрести.

Ради тленных материальных удовольствий многие из нас теряют возможность получить вечную жизнь и духовную радость, которая неизмеримо выше всех плотских наслаждений.

Значение понятия

Сребролюбием в православии называют такое состояние души человека, которое толкает его на нарушение всех Божественных и нравственных человеческих законов в погоне за приобретением богатства. В основе этого лежит решительное предпочтение материальных ценностей в ущерб духовным.

Сребролюбцы, пустив пагубную страсть в сердце, автоматически нарушают все библейские заповеди:

  1. Первую и вторую — как идолослужение, обожествляя «золотого тельца».
  2. Третью (…имя Господа напрасно…) попирают коммерсанты, которые лживо клянутся, что их товар (услуги) самые лучшие, и цена соответствует заявленному качеству.
  3. Четвертую — в воскресенье работают вместо того, чтобы посвятить седьмой день Богу.
  4. Пятую (почитание родителей) — жалеют денег, чтобы достойно содержать своих состарившихся отца и мать, помогать им финансово.
  5. Шестую (о ценности человеческой жизни) — каждый день случается множество убийств из-за наживы.
  6. Седьмую (о блуде)— широко процветает торговля телом, греховной любовью.
  7. Восьмую (не укради) — распространено воровство как незаконный способ завладеть материальными благами.
  8. Девятую (о лжесвидетельстве) — нарушают в судах и других инстанциях, где за деньги попирается справедливость, обижаются слабые и неимущие.
  9. Десятую (о зависти) — в сердце неуемное желание обладать всеми земными благами.

Человек, подверженный страсти, способен на многие гнусные поступки. Врач, который ставит неправильный диагноз или назначает неэффективное лечение в надежде «выбить» из пациента мзду, — вот один из распространенных в нашей жизни примеров.

Людей, зараженных страстью к богатству, сейчас можно встретить на каждом шагу. Все стремятся соответствовать «золотому стандарту». И все делают для того, чтобы выбиться из общей серой массы «неудачников» любыми доступными средствами и путями. Где уж тут помнить о Боге. Он им только мешает жить.

Упоминание в Библии

В Священном Писании неоднократно упоминается о страсти к богатству, наживе. О пагубности любви к деньгам говорил в своих поучениях сам Господь Иисус Христос, что «…трудно надеющимся на богатство войти в Царство Небесное!». Апостол Павел утверждал в своих проповедях, что сребролюбие лежит в основе любого греха.

Всем хорошо известна история предательства Иуды. Еще один яркий пример губительной любви к деньгам — это печальная участь семейной пары, Анании и Сапфиры. Страсть, поселившаяся в сердце, побудила их ко лжи. И обмануть они пытались в лице апостолов самого Бога. Это красноречиво свидетельствует об их неверии. Что привело мужа и жену в христианскую общину, так и осталось неизвестным.

Страсть стяжательства — это попытка самому, без Бога прожить на этой земле. В Евангелии есть притча про богача, у которого уродился хороший богатый урожай. Этот человек обрадовался, сломал свои старые амбары, создал новые и говорит: «Ешь, пей душа, веселись на многие годы вперед…». Вот здесь также очень хорошо показана основа страсти — как без Бога хочется многое получить и достичь.

Историческая справка

Сребролюбие (или своекорыстие), славолюбие (самовозношение) и сластолюбие (любовь к наслаждениям) — страсти, служащие источником появления других пороков, угасания разума, ослабления веры. В основе лежит самолюбие.

Об их существовании и главенствующей роли в образовании остальных грехов свидетельствовали такие святые отцы, как преп. Авва Дорофей, Оптинский старец Лев, преп. Феодор Эдесский.

Источники и причины появления

Еще апостол Иоанн Богослов приводил разделение греха стяжательства на: «…похоть плоти, похоть очей и гордость житейская…». Святые отцы развили и усовершенствовали учение о видах страсти, распознавании и борьбе с ними. Они считали, что сребролюбие – наиболее опасно, и есть основа всех остальных грехов. Искореняется оно тем, чтобы всем сердцем и душою иметь упование на Бога.

Развитие и дальнейшая судьба

На протяжении веков христианства святые подвижники опытным путем проходили нелегкий путь борьбы со своими страстями. Ими оставлено много книг духовного содержания, из которых мы видим, как становился и развивался православный аскетизм. Святые отцы досконально изучили все тонкости духовного делания, в том числе поведали нам о страсти сребролюбия.

Например, Феодор Эдесский подробно изложил путь появления страстей в душе человека. Он говорил, что за тремя основными — сребролюбием, славолюбием, сластолюбием — неизменно следуют следующие пять греховных навыков, из которых и порождаются все виды пороков. Человек, победивший первые, неизменно получает возможность отсечь и все остальные.

Современное положение

Богослов нашего времени профессор А. Осипов, как и многие другие священнослужители, проповедники, развивает учение о православном аскетизме. По его мнению, эта страсть лежит в основе языческого мировоззрения, которым сейчас заражено большинство людей, а также является центральным стержнем научно-технического прогресса.

Виды сребролюбия

Греховная любовь к богатству проявляется разными формами, порой самыми неожиданными. Этой страсти подвержены люди разного достатка, социального уровня. И было бы неверно считать таковыми только богатых и преуспевающих, как будто бы их состояние и является показателем этой страсти. Бедняк порой крепче держится за последнюю монетку, чем другой за свои миллионы. И поэтому лепта бедной вдовы из Евангельских повествований, отдавшей все, что она имела, была так дорога Господу.

Сребролюбие включает в себя целый букет разновидностей греха:

  • любостяжание;
  • корыстолюбие;
  • скупость;
  • жадность;
  • лихоимство;
  • мшелоимство;
  • порочную выгоду;
  • своекорыстие;
  • алчность;
  • эгоистическую пользу;
  • спекулянство;
  • прочее.

Каждый из перечисленных пунктов означает конкретное проявление греха, но все эти определения являются родственными.

Скупость

Это крайнее проявление жадности, болезненное нежелание расставаться с чем-либо, выходящее за рамки нормальных общепринятых норм. Алчность — это неуемное стремление получить как можно больше, в то время как скупость направлена на то, чтобы потратить как можно меньше.

Любостяжательство

Грех идолопоклонства, когда все попечения направлены на стяжание имущества, не оставляя времени и сил для Бога. Приводит к нарушению практически всех Его заповедей, когда ради наживы предаются интересы и выгоды других людей, попирается закон любви к ближним.

Мшелоимство

Употребляется в первую очередь в тех случаях, когда речь идет о взятках, любви к подаркам, коллекционированию, наличию в обиходе ненужных вещей и тому подобное. Причина кроется зачастую в самолюбии, тщеславии, маловерии.

Корыстолюбие

Применяется, когда речь заходит о личностях, ничего не делающих для других без собственной выгоды. Такие люди бесплатно пальцем не пошевелят во благо другому человеку. Их отличает стремление получить выгоду любым путем, неразборчивость в средствах наживы, что приводит к нарушению гражданских и Божественных законов.

Как выявить в себе

Чтобы обнаружить таящуюся в глубинах души страсть, необходимо хорошо знать признаки ее внешнего проявления.

Святые отцы выявили такие характерные свойства сей духовной болезни:

  • стремление жить в комфорте, роскоши;
  • любовь к дорогим и редким вещам (коллекционирование);
  • воровство, разбой и клептомания;
  • жестокость, жадность и презрение по отношению к малоимущим;
  • завистливость;
  • злоречивость;
  • дерзость;
  • наглость;
  • вероломство;
  • неблагодарность;
  • склонность давать клятвы;
  • мечты и размышления о богатстве;
  • боязнь старости, нищеты, болезней;
  • любовь к подаркам;
  • увлечение суетными тленными предметами и делами;
  • множество забот и попечений;
  • жестокосердие ко всем нуждающимся.

Духовники утверждают, что тот, кто прилепился все сердцем к богатству, не может любить брата, так как всегда хочет отнять у него что-нибудь. Такие люди, как правило, одиноки, потому что враждебно относятся ко всем, даже к друзьям, близким родственникам и самому себе, изнуряя душу чрезмерными заботами.

Современные православные психологи, проведя ряд исследований, пришли к определенным выводам в этой области. Ученые считают, что, если человек не смог расстаться с частью своих средств ради спасения жизни другого человека, он однозначно порабощен греховной страстью к деньгам.

Видео

О том, как бороться с грехом, можно узнать у Иоанна Лествичника и других святых отцов, посмотрев это видео.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие отцы и братья!

Одним из распространенных пороков нашего времени есть корыстолюбие. Иными словами корыстолюбие и корысть являются очень значимой, существенной частью человеческой жизни. Так ли это? И что представляет с собой этот грех?

В словаре живого великорусского языка Владимира Даля, слово корысть толкуется так — это страсть к приобретению, к поживе; жадность к деньгам, богатству, любостяжание. Корыстолюбие это любовь к богатству, как свойство человека. Действительно, святые отцы пишут, что корыстолюбие это состояние души, при котором человек максимально страстно охвачен желанием устроить свою жизнь и устроить так, чтобы ему было максимально приятно для себя. Корыстолюбие есть некая старая закваска, и куда бы она ни проникла, в какой бы дом ни вошла, делает его нечистым, и хотя бы ты немного приобрел от неправды, она заквашивает все твое имущество, вот почему часто немногое, внесенное худо, лишало многого, собранного хорошо, говорит нам Святитель Иоанн Златоуст.

Как известно из слов апостола Павла, один из главных грехов человеческих — сребролюбие. Сребролюбие может так же называться идолослужением. Идолопоклонство исторгает Бога из человеческой жизни. Конечно же и в современном мире есть некоторые формы идолопоклонства, которые проникают в нашу жизнь каждый день. И язычество, и идолопоклонство будет развиваться по мере греховного состояния человека в наше время. По милости Божией, по благодати Его, мы живем в мире, где отсутствует открытое идолослужение, то есть нет храмов, названных в честь языческих богов. И идолов в привычном понимании нет. Но зато есть духовные идолы и, как мы видим, самый мощный, самый великий из них, который требует себе вечного поклонения — это идол сребролюбия. Это очень тяжелый грех, который завладевает большинством людей, то есть люди гоняются за деньгами и даже убивают за них, которых им вечно мало. И все-таки мы служим ему. Так же эта страсть меняет свои формы, это и металл, и бумаги, и виртуальные деньги. Спаситель говорит: «Ищите прежде Царствия Небесного, все остальное приложится вам». Ведь Господь лучше знает, что для нас полезно. Сребролюбие лечится подаянием и пожертвованием. Начните подавать милостыню нуждающимся и тогда у вас будет чисто внутри. Денежных средств все равно будет не хватать, и даже миллионеры не удовлетворяются своим имением и часто теряют смысл жизни.

Из Священного Писания мы знаем юношу, который имел большое имение, и после заданных вопросов Христу о спасении, он отошел от Него с большой скорбью, так как не мог расстаться со своим имением. Господь увидев это, обратился к Своим ученикам, говоря: «Трудно войти богатому в Царствие Божие, легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие». После сего ученики спросили Спасителя, кто же тогда в мире вообще может быть спасен? Господь сказал: «Невозможное у людей, возможно у Бога». Апостол Павел пишет: «Чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости». (1 Фес. 4:6-7).

Бог призывает нас к святости, то есть посвящению себя Богу. Богу свойственно давать, а человек хочет брать, принимать, это его свойство, которое мы даже не замечаем. Приведем самый распространенный пример, мирской человек говорит: » Жизнь дана нам всего лишь раз и я должен ее прожить так, как захочу и получить от нее все. Я не хочу жить хуже других, хочу чтобы у меня и у моих детей было все». Это вроде бы нормальное желание или хотение, но мы прекрасно понимаем, что под всем этим кроется любостяжание, что является одной из форм сребролюбия, как и корыстолюбие. Вспомним евангельскую притчу о безумном богаче, который заготовил на много лет своего богатства, чтобы покоиться и веселиться и, что ответил на это Господь? Похвалил ли Он его? Конечно же нет, но сказал страшные слова, что в эту ночь он умрет и все, что он заготовил, не пригодиться ему за гробом.

Святое Евангелие нам повествует, что Господь похвалил в подаянии вдову, положившая пару мелких монет, которые не играли никакой роли для храма. Но в этом была вся ее жизнь и на это смотрел Бог. Более того, она пришла не получить какую-то выгоду, но имея всего две лепты, могла попросить милостыню, но все-таки она пришла в храм, чтобы положить, чтобы отдать, потому что она пришла к Богу.

По учению святых отцов Церкви миром правят три главных греха: сластолюбие, сребролюбие и славолюбие. Это есть те расставленные дьяволом сети, нужные ему для управления людьми, которые находятся под его властью. Совершенно не верно современное представление, что деньги могут все, потому что миром правит Бог и никто кроме Бога! Это следует понимать. Если кто-то из нас сомневается во Всемогуществе Господа и не сомневается во всемогуществе денег, если кто-то из нас уверен, что деньги могут все, то он чистый идолослужитель.

Будем же избегать, братья, корыстолюбия и быть милостивыми к нашим должникам, чтобы милостив был к нам Бог, благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков.

В обществе всегда есть, были и будут богатые и бедные люди. Все ли богатые пойдут в ад, а бедные в рай? Являются ли деньги преградой на пути в Царство вечное?

Грех сребролюбия в православии стоит на третьем месте в списке восьми смертных грехов. Некоторым людям кажется, что они выполняют заповеди, но при возникновении определенных обстоятельств оказывается, что есть вещи, которые сребролюбцы не могут положить у ног Творца.

Поклонение золотому тельцу во времена Моисея

Богатство и сребролюбие

Иметь много денег не является нарушением ни единой заповеди, а вот поклонение золотому идолу, возведение его в стан бога, которому отдаются мысли, время, эмоции, отдаляет человека от истинного Бога. Христианин обязан выбрать, кому служить — Богу или мамоне (деньгам) (Матв.6:24).

Юноше, от рождения живущему по 10 заповедям и желающему пойти за Иисусом, Спаситель не ответил отказом, Учитель предложил ему продать имение и тогда идти в служение. (Матв. 19:21). Этому парню легче было ограничивать себя во всем, вести праведный образ жизни, но довериться Иисусу, отказаться от богатства было выше его сил.

Демон победил благодать.

О других грехах в православии:

  • Грех ли играть в карты
  • О грехе гордыни
  • Грех чревоугодия

Как только у человека появляется больше средств, чем ему необходимо для жизни, возникает навязчивая страсть обладать еще большим количеством денег, появляется жадность.

Проявление жадности у человека

Сестрой жадности является скупость, рожденная страстью сохранить накопленное.

Жажда обладать большим богатством преобразуется в любостяжательство, о котором говорится в Новом Завете ( Кол.3:5). Любостяжательство появляется в тот момент, когда человек перестает довольствоваться тем, что имеет, приобретая страсть к большему приобретению богатства.

Мшелоимство, как слово, мало знакомо нынешнему поколению, оно означает страсть к награде, желательно денежной. Именно мшелоимство заставляет людей, «идти по головам других» для достижения своей греховной страсти.

Корыстолюбие — грех, основанный на ожидании платы. Корыстолюбивый человек ничего не сделает просто так, он обязательно должен видеть выгоду в своем поступке.

Важно! Любовь, но не к Всевышнему Богу, а к процессу обладания и приобретения является основной движущей силой в жизни грешника.

Причина появления греха сребролюбия

Причинами появления у христиан страсти обогащения являются:

  • неуверенность в завтрашнем дне;
  • отсутствие чувства безопасности;
  • недоверие Творцу;
  • желание стать признанным и уважаемым.

Апостол Павел описывает сребролюбие, как корень всех грехов (1Тим. 6:10), на основе которого вырастает гордость, превозношение.

Сребролюбие как корень всех грехов

Люцифер, обладая всем, находясь около Бога, возгордился, желая большего, был сброшен на землю и в ад.

Адаму и Еве был предоставлен весь мир, кроме дерева познания. Им оказалось этого мало, и они потеряли все.

Горделивое сердце, которое рождается от сребролюбия, является причиной падения многих христиан. Не все гордецы сребролюбивы, но все сребролюбцы становятся гордецами.

Важно! Желание приобретения, накопления богатства любыми средствами способно изгнать из самого верного сердца любовь, и открыть двери ненависти, неуверенности и страху.

О духовной жизни:

  • Как правильно поститься в среду и пятницу
  • Как правильно очистить и освятить дом с помощью церковной свечи
  • Какие молитвы надо читать перед исповедью и причастием?

Грех сребролюбия равно недоверию Богу

Доверие к Творцу основано на вере, надежде и любви.

Приобретая богатство, которое грешник боится потерять, он теряет надежду на Спасителя, а уповает только на деньги, которыми надеется все решить, но при этом:

  • исчезает вера Всевышнему, что Он может прийти на помощь в любой момент;
  • испаряется полностью признание жертвы Иисуса Христа, которой Он заплатил за все наши нужды;
  • растворяется в золоте любовь к ближнему, от которого нет никакой корысти.

Для сребролюбца не Создатель, а деньги, являются единственным спасательным кругом в критической ситуации, но жизнь утверждает обратное. Никакое богатство не спасет от падения самолета или взрыва в торговом центре, нет на земле столько золота, чтобы выкупить больного раком, все это под силу только Иисусу.

Не доверяя Богу будущее, сребролюбец копит на «черный день», превращая не только свою, но и жизнь своих близких в постоянный «черный» день.

Православная церковь осуждает грех сребролюбия

Сидящий внутри верующего дракончик по имени сребролюбие никому не видим, но он сводит на нет усердные молитвенные правила, паломничества по святыням, строгие посты и другие видимые проявления христианства.

Попробуйте у такого христианина попросить сделать пожертвование на храм, воскресную школу или просто на операцию не родного, близкого человека. В такие моменты и раскроется вся сущность истинного верующего. Сребролюбец не умеет любить никого и ничего, кроме денег.

Александр Македонский владел пол миром, но велел похоронить себя с открытой ладонью, показывая, что ничего нельзя унести с собой после смерти, которая может наступить в любой момент.

Как выявить в себе сребролюбство

Богатство дается Богом для сеяния его среди нуждающихся, для строительства храмов и духовных мест, чтобы ширилась весть о любви Христа и Его милости.

Сеющий щедро, пожинает в 30, 60 и 100 раз. Истинных христиан видно по актам милосердия и жертвенности, здоровому способу жизни и в поклонении Богу, Святым.

Смертным грехом называется такой грех, в котором человеку труднее всего покаяться, и от него грешник не может избавиться без помощи Бога. Сребролюбцы часто остаются холостыми, им трудно представить, что на кого-то другого придется тратить дорогие сердцу богатства, накопленные путем:

  • отказа от прелестей жизни;
  • экономии на еде и путешествиях;
  • вечного страха потерять прибыль;
  • переживаний от падения курса валют.

Сребролюбцы постоянно рассказывают о нехватке денег, дороговизне жизни. Такой человек всегда берет в долг, но редко возвращает деньги в срок, но сам вытрясет душу у должника.

Сребролюбцы постоянно рассказывают о нехватке денег Важно! Самое страшное наказание для сребролюбца — христианина — наказание, епитимия, в виде регулярных отчислений в помощь храму или нищим.

Презирая внутри себя грех, сребролюбец начинает ненавидеть священнослужителя, которому надо исповедоваться, избегать таинства, понимая всю свою греховность и наполняясь страхом от приближающегося ада.

Ядовитый сорняк по имени богатство, разрушающий душу, дух и тело, можно вырвать только при помощи нашего Спасителя, Иисуса Христа. Страсть, накопительство рождает делячество, когда человек делает то, что выгодно, помогает тем, кто заплатит больше, видя во всем только выгоду.

Православие запрещает заниматься ростовщичеством, однако, сплошь и рядом деньги даются под проценты даже среди христиан, которые не боятся потерять благодать вечной жизни.

Духовный путеводитель — Библия, учит, что приобретая богатство, следует наблюдать за своим сердцем, чтобы оно не было привязано к золоту (Пс.61:11), чтобы деньги не стали обладать человеком.

Страсть сребролюбия укротить можно только при помощи церкви и Божьей помощи.

Страшно, когда страстью сребролюбия поражаются профессионалы:

  • врачи, назначающие ненужные операции;
  • учителя, выпускающие бездарей с хорошими оценками;
  • педагоги, готовящие малоопытных специалистов.

Мамона пожинает урожай.

Как избавиться от греха сребролюбия

Сердце христианина, наполненное любовью к Создателю, всегда открыто к даянию, помощи бедным и нуждающимся.

История хранит множество примером, когда богатые люди строили церкви, первыми приходили на помощь во время беды. Глубоко почитаем в православии св. Николай Угодник, который все свое богатство раздал бедным. Имея 10 рублей, отдать рубль всегда легко, а вот из тысячи сотней благословить нищего труднее, не говоря уже о десяти тысячах.

Сребролюбцем может быть и бедняк, жаждущий богатства любыми путями, который прикладывает свое сердце не к Творцу, а к мамоне. Христианин должен быть готов в любой момент расстаться с деньгами, если того будет требовать ситуация. Не надо путать милосердие и благотворительность с расточительством.

В учении апостола Павла говорится о том, что при избытке одного человека должно восполнять недостатки другого. (2 Кор.8:14)

Кто больше сеет, то больше жнет. Яркий тому пример тбилисский схиархимандрит Виталий, который раздавал все, что ему давали, получая все больше благословений.

Совет! В раздаче милости надо иметь мудрость, чтобы самому не стать для кого-то обузой или оставить свою семью нищенствовать.

Никакой грех нельзя победить за один день, это борьба, требующая усилия, времени и жертвы. Без исповедания падения, признания себя грешником, сребролюбцем, трудно обрести веру, избавиться от порока, в этом поможет молитва.

Преподобномученикам Феодору и Василию Печерским Тропарь, глас 1-й

Союзом любве связавшеся, преподобнии, всяк союз козней вражиих попрасте, страдание же и смерть неповинне от сребролюбиваго князя претерпесте добле, тем молим вас, вкупе поживших и венцы мучения приемших: молитеся Господеви о нас, яко да во мнозей любви, вере и надежди добле поживше, всегда ублажаем вас, Феодоре и Василие добропобеднии.

Кондак, глас 2-й

Добр светильник явлься блаженному Феодору, Богомудре Василие, избавил еси того советом своим от прелести диаволи и ко свету Богоразумия наставль. С темже последе блаженную приял еси кончину, устрелен неправедно быв во утробу от сребролюбиваго князя. И ныне, предстоя Господеви, молися непрестанно о всех нас.

Молитва Преподобнии отцы Феодоре и Василие! Воззрите на нас милостивно и к земли приверженных возведите к высоте небесней. Вы горе на небеси, мы на земли низу, удалены от вас, не толико местом, елико грехми своими и беззаконии, но к вам прибегаем и взываем: наставите нас ходити путем вашим, вразумите и руководствуйте. Вся ваша святая жизнь бысть зерцалом всякия добродетели. Не престаните, угодницы Божии, о нас вопия ко Господу. Испросите предстательством своим у Всемилостиваго Бога нашего мир Церкви Его, под знамением креста воинствующей, согласие в вере и единомудрие, суемудрия же и расколов истребление, утверждение во благих делех, больным исцеление, печальным утешение, обиженным заступление, бедствующим помощь. Не посрамите нас, к вам с верою притекающих. Вси православнии христиане, вашими чудесы исполненнии и милостями облагодетельствованнии, исповедуют вас быти своих покровителей и заступников. Явите древния милости ваша, и ихже отцем всепомоществовали есте, не отрините и нас, чад их, стопами их к вам шествующих. Предстояще всечестней иконе вашей, яко вам живым сущим, припадаем и молимся: приимите моления наша и вознесите их на жертвенник благоутробия Божия, да приимем вами благодать и благовременную в нуждех наших помощь. Укрепите наше малодушие и утвердите нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки молитвами вашими. О, превеликие угодницы Божии! Всем нам, с верою притекающим к вам, помозите предстательством вашим ко Господу, и всех нас управите в мире и покаянии скончати живот наш и преселитися со упованием в блаженныя недра Авраамова, идеже вы радостно во трудех и подвизех ныне почиваете, прославляя со всеми святыми Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Беседы с духовным наставником должны быть направлены на укрепление веры и надежды на Бога.

Для начала следует научиться помогать нуждающимся. Весь интернетовский простор «кричит» о помощи онкобольным детям и взрослым, кому-то ребенка не в чем в школу отправить, а там сироты голодные сидят. Почему не выделить какую-то ежемесячную сумму и втайне передавать ее в детский дом в виде свежих овощей и фруктов?

Господь поможет побороть грех сребролюбия

У одного бизнесмена — христианина, назовем его Олег, прямо в программе заложено 2 % от прибыли перечислять в доход Дома малютки, делается это автоматически.

Возрастая в пожертвовании, человек научится видеть руку Божью в своей жизни, приходит победа, самоуважение и свобода от богатства. Только истинная свобода и любовь способны сделать человека любимым и научить любить, ведь счастье не зависит от богатства имения ( Луки 12:15).

Размышляйте, рассуждайте, оценивайте жизнь с позиции Царства Божьего, только оно вечно и страшно попасть не туда, а в ад. Выбирая работу, просите мудрости у Бога, чтобы осталось время и для воцерковления. Имея надежду на Господа, человек не должен беспокоиться, что будет после его смерти с деньгами, фирмой, домом. Хороший хозяин обо всем позаботится заранее, полагаясь на мудрость, дарованную Иисусом.

Оставляя завещание, человек заботится о близких, чтобы между ними не возникали распри и ссоры о разделе имущества. Начиная новое дело, христиане не должны ждать, когда разбогатеют, а с первых дней следует заняться благотворительностью, тогда и дело пойдет на лад.

Подаяние — лучший лекарь для сребролюбца, и оно не зависит от излишков, а только от состояния сердца.

Важно! Чем больше даешь, тем шире и добрее становится душа, тем больше в нее Бог посылает любви и радости. Борьба со страстью сребролюбия. Протоиерей Андрей Канев

Молитва св. Иоанна Кронштадтского

Сокровище наше нетленное и богатство неистощимое: даруй рабу Твоему сему, сотворенному по образу и подобию Твоему, познать лесть богатства, и яко вся земля – суета, сень и соние, и яко Ты еси един богатство, покой и радость наша.

Св. Алексию, человеку Божию

О Христов угодниче, святый человече Божий Алексие! Призри милостивно на нас, раб Божиих (имена), и простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, мирную и христианскую жития кончину и добрый ответ на Страшнем суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя, по Бозе и Богородице, возлагаем; но буди нам помощник и покровитель во спасение; да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков.

Святым бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану

К вам, святии безсребреницы и чудотворцы Космо и Дамиане, яко к скорым помощником и теплым молитвенником о спасении нашем мы, недостойнии (имена), преклонше колена, прибегаем и припадающе усердно вопием: не презрите моления нас грешных, немощных, во многая беззакония впадших, и по вся дни и часы согрешающих. Умолите Господа, да пробавит нам, недостойным рабом Своим, великия и богатая Своя милости: избавьте нас от всякия скорби и болезни, вы бо прияли есте от Бога и Спаса нашего Иисуса Христа неоскудную благодать исцелений, ради твердыя веры, безмезднаго врачевания и мученическия кончины вашея. Ей, угодницы Божии, не престайте молящеся за ны, с верою к вам притекающия: аще бо по множеству грехов наших и несмы достойни милосердия вашего, обаче вы, вернии подражателие человеколюбия Божия суще, сотворите, да принесем плоды достойны покаяния, и в вечный покой достигнем, хваляще и благословяще дивнаго во святых Своих Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа и Пречистую Матерь Его, и ваше теплое заступление, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Преп. Ефрему Сирину

О угодниче Христов, отче наш Ефреме! Принеси молитву нашу к милостивому и всесильному Богу и испроси нам, рабам Божиим (имена), у благости Его вся яже на пользу душам и телесем нашим, веру праву, надежду несумненну, любовь нелицемерну, кротость и незлобие, во искушениях мужество, в злостраданиях терпение, во благочестии преспеяние, да не во зло обратим дары Всеблагаго Бога. Не забуди, чудотворче святый, и святым храм (дом) сей и приход наш: сохрани и соблюди их молитвами твоими от всякаго зла. Ей, святче Божий, сподоби нас кончину благую улучити и Царствие Небесное унаследити, да прославим дивнаго во святых Своих Бога, Емуже подобает всякая слава, честь и держава, во веки веков.

Сребролюбие – это черта личности, проявляемая действиями, как стремление удовлетворить желание прибыли, считается греховной страстью, представленная в православии, приводящая к усилению всех других, затмеванию разума и исчезновению веры. Но имеет сребролюбие значение и в обыденной жизни без ракурса религиозности и часто заменяется более современными аналогами, отражающими одну из сторон данного личностного качества. Так это может быть жадность в том, чтобы поделиться своими материальными благами или скупость при расплате за что-то, алчность и постоянное стремление экономить. Это страх потерять собственные накопления или вещи, но не стандартная осторожность, присущая всем людям, а чрезмерное переживание за вещи в большей степени, чем за духовное предназначение, отношения, самореализацию и самоощущение.

Всё это является только различными формами стремления к получению всё большей выгоды, при этом как качество человека сребролюбие всегда выступает исключительно отрицательно. Для окружающих это может быть чревато собственными убытками или невозможностью вести дела с таким человеком. Для самой личности стремление к непрерывному насыщению чувства голода материальными благами приводит к развитию чувства патологической зависти, сравнению себя с другими через материальные достижения, а не личностные характеристики и вечное ощущение неуемности жажды, поскольку невозможно получить все, что существует на материально-финансовом уровне.

Основой проявления в личности сребролюбия всегда выступает большое самомнение и себялюбие, а любовь к деньгам является только способом исполнения всевозможных желаний эго. Тем не менее, большинство религий считают, что корень всех зол сребролюбие, поскольку заставляет забывать о спасении души и развитии человеческих, гуманных качеств.

Что это такое

В контексте изначальном о сребролюбии говорится всё меньше, само понятие своим происхождением и употреблением обязано религиозным постулатам, а в социальных вопросах актуализируется ориентация на материальную сторону, где выгодно затмевать греховные процессы переименованием. Психологическое обоснование стремления к восполнению материального является вполне естественным и во многих психологических концепциях является основой формирования других личностных структур. Пирамида потребностей и теория базового чувства безопасности говорят о том, что только после того, как закрыты проблемы материального уровня, человек способен что-либо продуцировать или изменять на психологическом, в противном случае включается программа выживания, являющаяся базовой.

Негативное восприятие стремления к постоянному обогащению объясняется не самим желанием обладать, а тем, когда насытив базовый необходимый уровень, человек не ищет путей развития собственной личности и души, зацикливаясь на накоплении материального. Данный процесс бесконечен и в нём отсутствует момент достижения как таковой, где достижение будет явным, поскольку новые желания возникают по мере приобретения вещей, а индустрия продаж каждый день предлагает всё новые способы вложения денег.

Стоит отметить, что сребролюбие, как черта личности появляется не в связи с объективными данными количества денег, т.е. не зависит от реальной стороны благосостоятельности.

Это внутренняя потребность иметь, жадность к накопленному, невозможность поделиться или расстаться с деньгами. Такое может проявляться и как среди богачей, для которых является невозможным подать несколько копеек нищенствующему, так и среди живущих бедно, но кто видит свое счастье только в деньгах или новых приобретениях.

Многие пытаются оправдывать свою зацикленность на деньгах, наличием благородных побуждений и объяснять свои действия заботой о других, когда только прикрывают своё внутреннее сребролюбие. Так поступают те, кто прячет общественные взносы, оплачиваемые всеми сотрудниками, мотивируя тем, что необходимо кормить семью или так требуют бесплатный проезд те, кто прикрывается детьми. Не имея на самом деле льгот. Вариантов получить выгоду или просто не потратить своё имеет много предпосылок и оправданий для этого также существует не мало.

Исключительно в церкви разводятся понятия искренней помощи и притворной благодетельности, когда нынешний социум с целью развития экономики и индивидуального развития и обогащения каждого только всё больше запутывает понятия, возводя богатство в культ и даже критерий измерения статусности человека, как личности.

Чем больше утрачивается ценность человеческой личности, проявления её свободы и уникальности как таковой, тем меньше проявленность индивидуальности и вообще стремления к познанию себя, тем больше становится проявления себя через внешнее. Сейчас у человека довольно мало есть представлений о собственной душе и том, чем она наполнена, никто не практикует духовные аскезы, практики, не занимается самопознанием, даже самосовершенствование становится чем-то сверхнормальным, этому учат и к этому мотивируют. В таком обществе нет возможности предъявлять себя через внешнее, а значит, самовыражением служит только материальное, а любовь к нему появляется как замещение истинной любви к себе.

Сребролюбие в православии

Грех сребролюбия в православии причисляется к наиболее тяжким преступлениям веры, поскольку напрямую нарушает вторую церковную заповедь о не поклонении богатству. Тяга к ненасытному увеличению материальных благ трактуется, как служение идолам или то, что человеком управляет бес, злая сущность и уводит его душу дальше от праведного пути. Противоположной чертой, поощряемой в религиозном контексте, является добродетель, когда человек способен отдать последнее или поделиться малым имеющимся с тем, кто нуждается.

Многие тексты говорят о сребролюбие как черте, позволяющей стремиться к обогащению, являются отдельными богами, все больше захватывающими власть в мире. Церковные тексты, предостерегающие о невозможности служения и богу и деньгам, ставят сребролюбие как идолопоклонничество, а эгрегор денег возводят на один уровень с единым божеством. Это показывает насколько сильное влияние стремление к накоплению или жадность в расставании оказывает на человеческую душу, что впоследствии влияет на выбор пути и развитие всей жизненной дороги.

Разбирая сребролюбие, что это за грех, его действие на человека можно опираться на слова святых, называвших именно его основополагающим всего злого на земле. Так ещё первые люди решили обладать яблоком, Люцифер, будучи ангелом, решил обладать свободой и все прочие притчи из Библии внушают понимание, что стремление к лишнему в мирском понимании приводит к исчезновению духовной жизни, приводит к наказанию в контексте веры. Не считая важным потратить время на молитву люди способны тратить больше часов на работу, не стремясь помочь нуждающимся, ищут новые способы афёры и нелегального заработка, даже идя в гости, могут просчитывать собственную выгоду. Нет запрета на богатую и даже роскошную жизнь, порицается только, то поведение, когда деньги ставятся во главу угла и составляют конкуренцию богу, нарушая главную заповедь.

Наиболее распространёнными причинами, приводящими к возникновению сребролюбия даже среди глубоко верующих христиан, являются вполне объяснимые социально и психологически процессы. Среди главных – неуверенность, отсутствие стабильности и возможности обеспечить себе страховку на непредвиденный случай. Это сильно перекликается с отсутствием базовой безопасности, нарушенной психологическими травмами в детстве или недостаточной верой в спасение через бога в настоящем.

Излишнее стремление к деньгам является действенным выражением недоверия богу и его силе, как спасающей от любых неприятностей. Особенно опасно проявление сребролюбия среди людей, призванных по своей профессиональной направленности помогать людям, развивать и настраивать их на путь духовный. Так появляются врачи, назначающие ненужные анализы и операции, заставляющие покупать препараты, дороже необходимых аналогов, так учителя ставят хорошие оценки, руководствуясь личной выгодой, не задумываясь о последствиях деятельности того человека и многие другие специалисты.

Как избавиться от сребролюбия

Тем, кто замечает за собой всё большее погружение в заботы о материальном, стоит найти основные моменты, помогающие вернуться на путь духовный и отречься от сребролюбия. Первым моментом, помогающим справиться с таким наваждением, является вера. Для находящихся в любой религиозной традиции – это непосредственная вера в бога и его помощь, в то, что все испытания даются для чего-то и только всевышний в итоге знает, какой дорогой лучше всего пойти человеку.

Думать только о настоящем, без попыток предотвратить бедность или неприятности в будущем и, не пытаясь запастить впрок – духовная практика, обозначенная как в религиозных текстах, так и в психологических теориях. Тем, кто является атеистом, рекомендуется вспомнить события своей жизни, когда было тяжело или куски биографии других людей, преодолевших неприятности и бедность.

Неуверенность в завтрашнем дне может рождать невротическое стремление к жадности, накопительству и попыткам все посчитать – чем больше спокойствия и предсказуемости будет привнесено в жизнь, чем крепче станут внутренние опоры, тем меньше задач будет возлагаться на материальное спасение. Человек, который понимает, на что способен и что он выкрутится из любой ситуации, меньше трясётся и возводит в культ материальное, зная, что истинное сокровище представляют люди, способные помочь в нужный момент.

Мысль о конечности жизни и том, что смерть может наступить критически близко, также позволяет переоценить свои действия и стремления. Для верующих – это необходимость отвечать на страшном суде, где их будут судить как грешников за нарушение второй заповеди. Такой вариант держит в постоянном страхе и уберегает от сребролюбия, но существует и более лояльная форма, без запугивания. Когда каждый раз понимать, что жизнь может оборваться, что количество минут отмеренных нам временем довольно мало, начинают проступать истинные ценности, такие как объятия любимого человека, созерцание заката или передачи своих ценных знаний дальнейшим поколениям. Именно близость смерти и конечность отрезвляет и позволяет понять, что только материальное не заберешь с собой и не оставишь в виде памяти о себе, т.к. остаются в основном рассказы, легенды, повести, берущие своё начало из реальной человеческой жизни.

Раздавать милостыню и совершать прочие благодетели, пусть и через силу волевое намерение поначалу в итоге приводит к уменьшению сребролюбия. Сначала пропадает жалость к потраченному, а потом появляется радость от принесённого добра в обмен на мнимые радости денег. Это может стать новой страстью – раздавать всё, что было заработано ради того, чтобы увидеть радость других, греющую больше чем собственная. Можно попутно наложить на себя аскезу – зарабатывать только для поддержания жизни и обеспечения жилья, а всё, что сверх или раздавать или прекращать работать, освобождая это время для духовных практик, общения с семьей, заботы об окружающем мире.

СРЕБРОЛЮБИЕ

Смотреть что такое «СРЕБРОЛЮБИЕ» в других словарях:

  • сребролюбие — сребролюбие … Орфографический словарь-справочник

  • сребролюбие — См … Словарь синонимов

  • Сребролюбие — см. Любостяжание, корыстолюбие, сребролюбие … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • СРЕБРОЛЮБИЕ — СРЕБРОЛЮБИЕ, я, ср. (устар.). Жадность к деньгам. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • сребролюбие — @font face {font family: ChurchArial ; src: url( /fonts/ARIAL Church 02.ttf );} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  сущ. жадность к деньгам. Его же сребролюбiе отложи поне на… … Словарь церковнославянского языка

  • Сребролюбие — жадность к деньгам, алчность: грех, который ведет к множеству тягчайших грехов и преступлений. Корень всех зол есть сребролюбие (Первое послание апостола Павла к Тимофею 6, 10) … Православный энциклопедический словарь

  • Сребролюбие — жадность к деньгам, алчность: грех, который ведет к множеству тягчайших грехов и преступлений. Святой апостол Павел в первом послании к Тимофею указывает: Корень всех зол есть сребролюбие (1 Тим. 6, 10) … Православие. Словарь-справочник

  • Сребролюбие — ср. устар. 1. Жадность к деньгам. 2. то же, что корыстолюбие Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • сребролюбие — сребролюбие, сребролюбия, сребролюбия, сребролюбий, сребролюбию, сребролюбиям, сребролюбие, сребролюбия, сребролюбием, сребролюбиями, сребролюбии, сребролюбиях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

  • Сребролюбие — … Википедия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *