Грех ли усыплять животное

Православное отношение к животным

Поговорим об отношении христианской религии к животным. Дело в том, что людей, неравнодушных к нашим “мень­шим братьям”, у нас немало. Часто можно видеть, как сердобольные мужчины и женщины с утра несут миски с похлёбкой для бездомных щенков или котят. Большинство из этих людей верит в Бога, в искупительную жертву Христа и живёт по Его заповедям, однако не принимает учения Церкви именно потому, что, по их мнению, оно отвергает ценность животных в мироздании и вообще считает их не достойными внимания со стороны человека.

Это далеко не так. Прежде всего отмечу, что учения Православной Церкви о животных не существует. Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью. Поэтому мы и рассмотрим именно частные мнения христианских подвижников1.

В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей.

Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов), говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.

Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт 2:19–20)), причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, — абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались: ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.

А теперь обратимся к доводам тех святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников святителя Игнатия). В частности, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных <…> не может быть смертным, ибо и он — от Духа Святого” (нетленно­го — В. К.)2.

Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22).

Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира <…> и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям”3. Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными — в неоплатном долгу. Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были!

Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них4.

По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её”5.

Именно: “не будет мучить и истреблять…”. К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.

Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа — тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!

Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла мед­ведица.

Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…

Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и т. д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, и Православие на это указывает. Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление, а именно: к своим “мень­шим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка — в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-божески. Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним — кормить, лечить и т. д. — до конца его жизни (в исключительных случаях — например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка — необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).

И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.

Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже — забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо!..”. И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).

Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!

Милосердие — неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?

…Недавно в одной из брошюр с рассказами о паломниках Дивеева я увидел фотографию, на которой был запечатлён мужчина, а на его плечах и вытянутых в стороны руках спокойно сидели голуби и чистили свои пёрышки. Глядя на снимок, я подумал: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божиим творением, единое братство всего живого — людей, зверей, птиц, бабочек, букашек. Ибо все мы — пусть и в разную меру (кто-то “старший брат”, а кто-то “млад­ший”), но дети одного Небесного Отца.

1Подробнее см.: Об отношении к животным. М., 1998. — Ред.

2Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.–Клин, 2003. С. 125.

3Там же. С. 125–126.

4Протоиерей Максим Козлов. Детский Катехизис. 200 детских вопросов и недетских ответов о вере, Церкви и христианской жизни. М., 2001. С. 34.

5Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. С. 126.

Убийство животных — это грех? Просто убийство для развлечения, например, охота.

Отвечает: Инна Белоножко

Антон спрашивает: «Здравствуйте! Скажите пожалуйста, убийство животных — это грех? Я имею ввиду не для употребления в пищу или для принесения в жертву, а просто убийство для развлечения, например, охота.»

Мир Вам, Антон!

Остановимся на конкретном вопросе об убийстве для развлечения. Вспоминаются слова Льва Толстого: «Сострадание к животным так тесно связано с добротой характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым человеком тот, кто жесток с животными».

Убивать животных ради забавы есть грехом. Охотничье сафари, трофейная охота, за которые любители острых ощущений выкладывают тысячи долларов, чтобы поехать в места дикой природы, выследить и убить животное, а потом фотографироваться рядом или стянуть шкуру для украшения дома, как напоминание о «ловкости», «смелости», «везении»…

Какое же нужно иметь сердце, чтобы убивать животных ради развлечения! Мне приходилось видеть фотографии, на которых охотники сидят верхом на своих трофеях ( львах, слонах, антилопах, буйволах и т.д.) или шутливо держат их головы, сами при этом горедливо выпячивают грудь и демонстрируют безумно счастливый оскал — по другому не скажешь.

Издевательство над животными недопустимо. Ради удовлетворения своих низменных желаний, славы, хвастовства, тщеславия, удовольствия. Если человек любит Бога, его любовь проявится и в обращении с животными. «Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Притчи 12:10). Помните, как Иисус сказал о Себе: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоанна 10:11). Жестокость к животным, убийство ради азарта — несовместимы с духом христианского милосердия, ибо грех против творения есть грех против Творца. «Мои все звери в лесу» (Псалом 49:10), – говорит Господь, и ничего в полном смысле «своего» у нас нет, все дано Богом.

Насыщать свои кровожадные инстинкты, наслаждаться страданием невинных животных — в этом ли добро? Это страшно, когда кровь и страдания вызывают восторг и неописуемую радость у охотника. Вся «прелесть» ведь состоит в том, чтобы беззащитное животное «взять в кольцо», втянуть в засаду, замучить смертельным страхом, и затем убить.

Пусть сердце наше будет наполнятся добротой и милосердием к людям и всему живому на земле! Чтобы мы научились любить, как Христос!

Благословений и радости!

С уважением,

Инна

Вопрос:

Что вы думаете об убийстве животных ради того, чтобы приготовить из них еду для людей? Особенно о том, что в наше время существует много ферм, где разводят птиц, свиней, овец, рыб и т.д. для того, чтобы потом убить их для еды, в то время как в Ветхом Завете эти убийства несли другое значение? Заранее благодарю и пусть Бог поможет вам.

Первая глава Библии повествует нам о сотворении человека и говорит следующее:

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. (Бытие 1:27-31)

Обращаю внимание читателя на то, что и в пищу животным была дана зелень травная. Позже произошли изменения и как люди, так и животные стали употреблять в пищу мясо.

В Библии нет заповеди, в которой бы Бог останавливал людей от употребления в пищу мяса, но есть некоторые ограничения, такие как, не употреблять в пищу мясо нечистых животных, растерзанных или мертвых. Что касается нечистых животных, то это несло определенное значение и эта заповедь уже больше не действительна для нас, христиан. Нечистые животные символизировали нас, пришедших из Язычников, которые сейчас имеют свободный доступ к благодати Божьей через веру в Иисуса Христа.

На совете в Иерусалиме апостолы приняли следующее решение, которое применимо ко всем христианам и которое в общем не останавливает от употребления мяса в пищу:

А об уверовавших язычниках мы писали, положив, чтобы они ничего такого не наблюдали, а только хранили себя от идоложертвенного, от крови, от удавленины и от блуда. (Деяния Апостолов 21:25)

В первом веке были христиане, которые не употребляли мясо и Апостол Павел написал о них:

Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. (Римлянам 14:1-3)

А о тех, кто ставили воздержание от мяса условием для спасения, Апостол написал так:

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою.

Не имеет ничего общего жертвоприношение животных в Ветхом Завете с тем, что сегодня люди называют убийством животных. Мое мнение, что люди перешли все границы, стараясь выглядеть “хорошими и гуманными”, и дошли до того, что стали ценить больше жизнь животных, чем людей и чтобы не говорить, что они убивают, говорят, что они “приносят в жертву” животных для употребления их в пищу. Кого они жалеют? Сами себя?

Еще раз повторюсь, что в Библии нет заповеди, которая бы останавливала людей от употребления пищи животного происхождения, и если кто-то проповедует это, то пусть знает, что такое учение названо бесовским и ложным. Да поможет нам Бог следовать во всем только истине.

Перевод: Моисей Наталья

Ответы священников по усыплению больных животных

Если пробежаться по форумам, то этот вопрос у владельцев домашних животных возникает довольно часто. У кого-то питомец тяжело и неизлечимо заболел, и его жизнь представляет собой сплошное мучение — и для собаки или кота, и для домочадцев.

Но есть и такие ситуации:

Иногда усыпить неизлечимо больное животное — самый гуманный поступок.

  • переезд на новую квартиру,
  • несоблюдение питомцев «санитарных норм».

В первом случае хозяева не хотят брать с собой четвероногое создание, мол, «не впишется» в интерьеры евроремонта.

Во втором — как ни приучивали кошку, во всех остальных моментах вполне умную и сообразительную, к лотку, она, словно назло, справляет свои естественные нужды на любимом кресле хозяина.

Как решение проблемы владельцы таких животных видят усыпление: грех или не грех?

Однако лучше всего узнать ответ православного священника.

Протоиерей Владимир Воскресенский, настоятель челябинского храма во имя Святого великомученика Георгия Победоносца:

— Если эвтаназия человека — это несомненный грех, то по вопросу «животной» эвтаназии в Церкви не существует однозначного мнения. Часть священнослужителей считает, что и это такой же грех; другие полагают, что все зависит от конкретной ситуации. Мое же личное мнение таково: когда заболевает человек, то болезнь надо расценивать как пользу для души, ибо, страдая, человек душу очищает. Святитель Иоанн Златоуст так это определял: «Болезнь сжигает страсть».

А если мукам подвержено больное животное? Как быть тогда?

  • Если есть хоть малейшая надежда на выздоровление, надо с большим терпением ухаживать за ним.
  • Если же домашнему любимцу суждено умереть, то молите Господа о том, чтобы Он избавил животное от лишних страданий.

Хотелось бы, конечно, чтобы эта смерть наступила не от укола, а естественным путем.

Если же все мыслимые способы испробованы и выхода просто нет, тогда и в самом деле наиболее гуманным будет отвезти животное в ветеринарную лечебницу и усыпить. Эта процедура, которая проводится там, лишена какой бы то ни было жестокости: страдальцу ставят укол, и тот засыпает. Так что в отсутствие реального выхода греха в усыплении не будет.

Это гораздо лучше и человечнее, чем выбросить больное домашнее животное на улицу, обрекая его на еще большие страдания, а нередко еще и смерть от голода. Тем более что в последнем случае опасности подвергаются и другие люди, ведь бездомные зверушки способны не только поцарапать, но и покусать, передать какую-то инфекцию или паразитов.

«Бытовые» же варианты с желанием усыпить вполне здоровое, но «непослушное» животное однозначно считаю грехом убийства живой души.

Поговорим о стерилизации

Второй по «взволнованности» вопрос — считается ли грехом стерилизовать животных, чтобы избежать нежелательного потомства?

Стерилизация — способ уменьшить рост бесхозных животных.

Приводим объяснение протоиерея Петра Дынникова, настоятеля храма Илии Пророка (Подольское благочиние).

Батюшка организовал на своем приходе приют для бесхозных домашних питомцев и не понаслышке знает о данной проблеме и ее масштабе, а также как следует относиться к подобной операции верующим.

— Я не беру на себя смелость выражать точку зрения всей РПЦ на вопрос о стерилизации животных, но могу высказать лично свое мнение — стерилизовать их надо обязательно! Поступая так, мы сделаем гораздо более доброе дело, чем оставляя все как есть.

Мы в своем «бездомном» приюте стерилизуем питомцев, потому что плодятся они беспрерывно и в больших количествах. Ведь как часто бывает? Один человек из лучших побуждений дарит животное другому человеку — может быть, даже исполняя желание того, а подарок этот через какое-то время надоел, стал ненужным, и его, образно говоря, выбрасывают на помойку, так он становится бездомным.

И вот через какое-то время на свет появляется еще два десятка никому не нужных, нередко больных животных. Или, бывает, хозяева, уезжая осенью с дачи, оставляют там кошку или собаку… Не подобное ли поведение является грехом?

Стерилизуем мы бесхозных животных, безусловно, с сердечной болью, но надо понимать: это просто-таки жизненная необходимость. Один наш прихожанин познакомился с подобными программами за границей. Он-то и принес нам данную практику, рассказал, что в Чехии, Англии да и в Германии существуют специальные центры по стерилизации животных. Это является наиболее безобидным и гуманным методом уменьшения количества бездомных «братьев наших меньших».

А вообще количество бездомных-бесхозных домашних животных — на совести их бывших хозяев, которым необходимо помнить: коль уж ты приручил зверушку, то будь добр — отвечай и за нее, и за ее будущее потомство.

Существует точка зрения, что подобным образом мы вмешиваемся в дела Господа Бога. Возможно, с этой позиции данный акт не является самым милосердным, но зато он самый милосердный с позиции гуманности и заботы о городских бездомных животных. Если же они будут бесконтрольно размножаться, то их потомство обречено на страдания и нередко гибель.

Одна из основных библейских заповедей гласит: «Не убий».

Так вот, стерилизовать кошку — это не есть убийство, здесь уместно говорить о контрацепции.

А вот ежели только что рожденного котенка или щенка выбрасывают на улицу или топят, вот это и является убийством в чистом виде.

В данной ситуации мы в частности из двух зол выбираем меньшее. Возможно, Божье создание в результате этого проживет на земле на какой-то год меньше, но зато жизнь эта будет, так сказать, качественной — счастливой и сытой, а на улицах будет меньше «ненужных» животных.

Усыплять или не усыплять домашнее животное — зависит от обстоятельств. Если человеку просто надоело заниматься им и он желает таким бесчеловечным образом избавиться от вполне здорового питомца, то здесь четко можно говорить о греховности такого решения. Но множество людей, искренне любящих своих кошек-собак, встают перед таким вопросом, когда животное неизлечимо заболевает и мучается.

С точки зрения гуманности, будет лучше прекратить мучения, усыпив и таким образом проявив сострадание. Примерно так же имеет смысл рассуждать и в вопросе о стерилизации: что ждет в будущем рожденных и уже заведомо никому не нужных малышей?

Бывают случаи, когда встает вопрос об усыплении домашнего питомца. Например, если он тяжело, неизлечимо болен или опасен для людей. Иногда применить эвтаназию советует ветеринар. У хозяев могут возникнуть вопросы: не грех ли это? Не считается ли убийством? Каково отношение православия к усыплению животных?

Православный взгляд на вопрос

На это Церковь не дает однозначного ответа. Эвтаназия людей запрещена как убийство, но в отношении животных равным по тяжести грехом не может считаться.

Эвтаназия собак

Тут отдельно рассматривается каждый случай, многое зависит и от мнения конкретного священника. Есть батюшки, которые считают усыпление питомца грехом в любом случае.

Об животных в православии:

  • Можно ли похоронить домашнее животное на человеческом кладбище?
  • Есть ли у животных душа
  • Как верующему человеку относится к животным

Важно! По мнению большинства священников, все зависит от мотивации. Эвтаназия допустима, если это проявление не жестокости и эгоизма, а заботы о животном, желания избавить его от страданий.

В каких случаях усыпление не грех?

  • Если питомец сильно мучается, а вылечить его нельзя. Однако если есть возможность облегчить эти страдания обезболивающими, то лучше его оставить до естественной смерти.
  • Когда животное несет серьезную опасность людям. Например, собаки, больные бешенством.

В каких случаях усыплять нельзя?

  • Бывает, что хозяева таким способом желают избавить себя от проблем, связанных с питомцем. Например, усыпляют кота, «потому что гадит». Это бессовестный поступок и, конечно, греховный.
  • Известны случаи, когда люди, находясь в материальных затруднениях, усыпляли питомца, поскольку не могли его содержать. Это тоже грех. Священники говорят, что лучше бросить животное на улице или подкинуть кому-то, чем отнимать у него жизнь.

Отношение церкви к усыплению животных

Почему убийство животных и людей — не одно и то же

В христианском понимании, человек выше целого космоса. Чтобы там ни говорилось в теории Дарвина, у людей особый уникальный статус в этом мире.

Только человека Бог творил «своим дыханием» («И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» Быт.2-7), по своему образу и подобию («И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» Быт. 1-27).

Еще тексты из Библии:

  • Евангелие от Иоанна, глава 15
  • Послание к галатам апостола Павла

Человек не является частью Вселенной, скорее это космос — часть человека. Наши тела из мира материи, а души и дух от Самого Бога. Животные же всего лишь порождения земли. В Библии сказано: «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так» (Быт.1-24).

Поэтому Церковь не запрещает есть мясо, разрешает охоту и животноводство.

Внимание! Но что касается домашних питомцев, перед ними человек несет ответственность, поскольку взял их в свой дом и позволил к себе привязаться. Он обязан заботиться об их жизни и благополучии. Видео об эвтаназии для животных. Отвечает Максим Каскун

Грех ли усыплять больное животное?

А это как посмотреть

Если посмотреть с точки зрения например буддизма, то это грех однозначно.Если с точки зрения православия, то явного запрета на убийство животных, там нет.Во всяком случае, что касается еды

Ну вот, очень даже не плохо тут написано:

Отношение христианства к убийству животных.Что говорит Библия?

А вот еще.Как раз по теме вашего вопроса:

Отношение к убийству животных в православии.Беседа со священником

(Все даже очень доступно для восприятия)

Так что нет в Библии такого запрета.Человек сами понимаете, дело другое.Человек это образ и подобие Бога, поэтому и его жизнь, ценится в христианстве на много выше, чем жизнь животного

Если судить с точки зрения например буддизма, то животное ваше, должно было до конца отработать свою карму, что бы его душа, смогла освободится и очистится.А вы этому процессу воспрепятствовали.Ну если вы человек православный, то вам повезло больше.Потому что православие, относится к этому более снисходительно.Но чего не одобряет, так это жертвоприношения.В данном случае, катастрофического с точки зрения религии, ничего не произошло.Ну а смерть любого живого существа, с биологической точки зрения, процесс к сожалению естественный.

Смотря как к этому отнестись.Можно отнестись так, что вы убили животное.А можно, что помогли ему избавится от страданий.Это уже на ваше усмотрение.Но думаю в вашем случае, лучше думать второе.Так будет легче перенести его смерть.Все равно животное в любом случае, вы уже не вернете.

Лично мое мнение, иногда если животное очень сильно мучается, это даже гуманнее.С людьми все конечно уже сложнее.

С точки зрения религии, явного греха вы не совершили.Личная совесть и отношение к ситуации, вопрос уже другой

Проблема эвтаназии (так называют процедуру прекращения жизни неизлечимо больного человека, испытывающего невыносимые страдания) очень актуальна в наши дни. Это связано с тем, что резко увеличилось число заболеваний в первую очередь онкологическими болезнями, которые часто бывают неизлечимы и крайне мучительны для больных. Нередко, не в силах терпеть физические муки, больные просят прекратить их жизнь каким-нибудь безболезненным способом, иногда родственники из сострадания могут просить об этом врачей. Какова позиция Церкви по этому вопросу? Допустима ли эвтаназия?

(Выступление Архиепископа Афинского и всея Эллады Христодула на научном симпозиуме в г. Фессалоники 17 мая 2002 года)

С душой, исполненной пасхальной радости, которая переполняет и души всех христиан, я нахожусь сегодня во второй нашей столице – Фессалониках, в этом благочестивом и славном городе святого Димитрия вместе с Блаженнейшым Саввой, митрополитом Варшавским и всея Польши, которого мы имеем честь и благословение радостно принимать в эти дни в нашем Отечестве.
Мы находимся среди Вас, чтобы участвовать в научном симпозиуме, темой которого является эвтаназия – проблема, как это видно из названия моего выступления, которая в последнее время очень остро встала во всем мире. Дело в том, что многие в различных странах воспринимают эту проблему положительно, и даже стало известно, что после недавнего решения Голландии принять закон об эвтаназии, а также после подобного решения правительства Бельгии, положительное решение этой проблемы получило государственную поддержку.
Характеристика смерти дается в песнопениях заупокойного богослужения и представляется как трагический момент в жизни человека. Там говорится: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть и вижду во гробех лежащую по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, безславну, не имущую вида. О чудесе! Что сие еже о нас бысть таинство? Како предахомся тлению, како сопрягохомся смерти? Воистинну Бога повелением, якоже писано есть, подающаго преставльшимся упокоение». И вот сам песнописец дает ответ, который является ответом для каждого христианина: «Смерть Твоя, Господи, стала причиной бессмертия, ибо, если бы Ты не был во гробе положен, рай бы не был отверст». Также и Апостол народов Павел, основатель Фессалоникийской, а также Афинской и еще многих других Церквей в нашей стране, объясняет Коринфянам, что Господь наш упразднил смерть, которую Он характеризует как «последнего врага для человека» (1 Кор. 15, 26). Продолжая же свои размышления, он говорит известные слова: «если мертвые не воскресают, станем есть и пить, ибо завтра умрем» (1 Кор. 15, 32).

Поэтому наша Церковь всегда молится, чтобы верующие удостоились «христианския кончины, безболезненны, непостыдны, мирны». Все то, что мы, христиане, называем «христианской кончиной», как об этом говорится в церковной молитве, для древних греков имело наименование эвтаназии. Как достаточно легко понять, это греческое слово, которое стало международным термином, является составным. Оно состоит из прилагательного ev, т.е. благо, или эпического ev, что значит «добрый, красивый, доблестный, благородный» и слова «танатос», что значит «смерть». Антигона, в одноименной трагедии Софокла, была исполнена решимости «добре умереть» (Софокл «Антигона», ст. 97), т.е. умереть благородно, а не бесчестно, не похоронив своего брата Полиника. То же просит, перед началом единоборства, и Гектор у Ахиллеса, чтобы не иметь «плохой смерти», как буквально говорится в оригинале Гомеровой Илиады. Как говорит Th. Potthoff, в своем исследовании «Эвтаназия в древности», термин эвтаназия тогда ни в коем случае не обозначал преждевременного конца, наполненной страданиями, отчаянием и мучениями, жизни. Этот термин никогда не уравнивался с современным его пониманием как «помощь в смерти».

Сегодня все соглашаются, что смысл эвтаназии заключается в том, что врач или кто-либо другой полагает конец жизни больного прямым или косвенным образом из-за «сочувствия», «облегчения от болей» или же удовлетворяет желание больного умереть, как говорят, будто бы «достойной смертью».
Позиция Церкви

Недавно, выступая на тему эвтаназии на медицинском факультете Крайовского Университета в Румынии, я объяснил, что мы стали говорить о достойной смерти, или же о содействии смерти из-за сочувствия потому, что мы потеряли любовь и веру в Бога и к ближнему, которые заменили утилитаризмом и рационализмом. Мы, христиане, не можем согласиться с прямым или косвенным прерыванием жизни, так как мы считаем, что не имеем на это права. Жизнь не является чем-то таким, что принадлежит нам. Не мы её создали с тем, чтобы распоряжаться ею как нам нравится.

Когда Голландский парламент в начале апреля 2002 года одобрил соответствующий закон и узаконил эвтаназию, сразу же в последующие дни после этого, а точнее 14 декабря того же года, Священный Синод (Элладской Церкви – прим. пер.) выступил с заявлением, главные положения которого я напомню Вашей любви:

Наша жизнь является высочайшим даром Божиим, начало и конец которой находятся только в Его руках (Иов, 12, 10).

Те моменты нашей жизни, которые связаны с её началом и концом, а также моменты бессилия, боли и испытаний сокрывают в себе уникальную таинственность и составляют тайну, которая требует благоговейного отношения со стороны родственников, врачей и всего общества.

Такие моменты благоприятствуют соединению людей, развитию любви в обществе, проявлению сочувствия и милости. Просьба любого больного об эвтаназии, по сути, является испытанием нашей любви к ним и нашего желания быть рядом с ними.

Существование боли в человеческой жизни, также как и любое испытание, является «содействием ко спасению» и даже порой «лучшее во здравие», согласно святому Григорию Паламе (EPE, Thessaloniki 1985, t. 9. p. 264). Однако Церковь, признавая болезненность человеческой природы, всегда человеколюбно просит освобождения «от всякия скорби, гнева и нужды», а иногда даже молится об упокоении человека, находящего при смерти (например, молитва на исход души). Мы, люди, должны молиться, а не решать жить или умирать.

Эвтаназия, несмотря на то, что всеми оправдывается как «достойная смерть», на самом деле является содействием самоубийству. Она есть соединением убийства и самоубийства.

Так называемое «право на смерть», которое составляет юридическое основание эвтаназии, может превратиться в угрозу для жизни тех больных, которые не могут оплатить свое лечение.

Чем обосновывают материалисты эвтаназию, и какие проблемы возникают в результате её применения?

Одним из объяснений, которое можно дать разуму тех, кто поддерживает эвтаназию, является то, что они находятся под влиянием своих материалистических воззрений на жизнь и убеждены, что существование человека должно оцениваться на основании силы и его способности к деятельности. Такая позиция приводит их к логическому заключению, что достойным человеком является только сильный и здоровый, и что общество должно состоять только из таких «достойных людей». Такая позиция совпадает с восприятием человека как совокупности клеток, которые гармонически работают между собой, подобно некоему совершенному механизму, который в случае поломки ремонтируется и, по завершении цикла работ, выбрасывается.

Еще начиная с 1974 года, я говорил о том, что мы становимся обществом грубым, бесчеловечным и безжалостным. В то время «Манифест об эвтаназии» (журнал «The Humanist», июль 1974) был подписан многими учеными, среди которых был и французский биохимик, лауреат Нобелевской премии, Жак Моно. Он, за некоторое время до этого, сформулировал теорию о том, что вселенная и человек являются результатом случая и необходимости, не объясняя, конечно, как могло произойти столько «случайных совпадений» и почему «необходимость» — и, следовательно, человек является властелином самого себя и может делать с собой все, что захочет? (Jak Moneaux «H tyxe kai i anagkaioteta «, Ekd. Rappa, Athene 1971)

Я приведу Вашей любви один отрывок из «манифеста», который показывает, как материалисты смотрят на жизнь. Итак, там говорится, что человек «имеет право умереть с достоинством … он свободен своим разумом избирать себе вид смерти … и необходимо, чтобы ему были предоставлены средства, чтобы он мог умереть спокойно и легко … когда жизнь для него потеряет достоинство, смысл, и будущее».

Как охарактеризовал манифест профессор Л. Мелина, в нем речь идет о «риторике смерти», и о «словах, лишенных содержания» (L. Melina «Bioetica», Piemme, Casale Monferrato, 1998). И все это потому, что смерть определяется как право, а не как факт. Единственное право, которое имеет человек – защищать и делать все возможное, чтобы сохранить жизнь, которая ему дана Богом. Семена высшего долга, который мы имеем относительно жизни как дара Божия, дает нам Гиппократ, который категорически отвергает эвтаназию и даже требует от врачей, чтобы они поклялись в том, что «не дадут никогда никому просимого у них смертельного средства и не покажут пути для подобного замысла». Перенося клятву Гиппократа в наши дни, профессор А. Спаньоло подчеркивает, что «смысл служения врача заключается в том, чтобы лечить и давать жизнь, а не сеять смерть … смерть никогда не была врачебным поступком». (A. Spagnolo, Perche non condiviso l’ eutanasia, per. «Le Scienze», n.88, pp.52-53,1996)

Многие врачи по всему миру разделяют точку зрения профессора А. Спаньоло на то, что принятие эвтаназии обозначает для них позор и фиаско! Ибо, даже с медицинской точки зрения, болезнь, ведущая к смерти, не является непобедимой, поскольку человек может увидеть некий смысл и в этом событии. Исследования Университета Campus Biomedical показывают, что никто из тех, кто просит об эвтаназии, не делает этого только из желания умереть. Существуют три причины, которые вместе с тем являются и косвенной характеристикой современного общества: физическая боль, отчаяние, происходящее от исчерпания всех физических сил, и страх стать тяжким бременем для своих близких. Если бы больной был уверен, что хотя бы одна из этих причин, или даже все три, встречают любовь и участие со стороны медперсонала, родственников и друзей, он не был бы вынужден просить об эвтаназии.

Другое объяснение для тех, кто положительно относится к эвтаназии, состоит в том, что они воспринимают общество как полностью материальное, что жизнь не имеет никакой ценности, что она неразрывно связана только с внешней красотой, с физическим здоровьем и экономическим благополучием. Вследствие преобладания в некоторых современных обществах материалистического отношения к таинству нашего существования на нашей прекрасной планете распространяется тенденция к обесцениванию жизни. Следовательно, жизнь легко может отниматься и ставать объектом мучений и эксплуатации.

Здесь я считаю нужным подчеркнуть, что те, кто старается разрушить христианские ценности в обществах и насадить бесчеловечную логику, как, например, эвтаназию, несут огромную ответственность перед историей. Ибо, разрушая эти ценности, испытанные веками и устоявшиеся в сознании людей как самые лучшие для жизни и благополучия, они делают людей варварами и превращают их в совокупность двигающихся существ, которым «все позволено». И те сведения, которые доходят до нас с разных концов планеты нас очень беспокоят, поскольку вышеприведенные воззрения находят благоприятную почву.

В Австралии, согласно Medical Journal of Australia, 30% смертей в больницах происходят по решению врачей, которые прекращают лечение на последних стадиях болезни. Соответствующее количество в Голландии составляет 16 %, в Бельгии 18 % и в США 11 %. В 2000 году в Голландии было 2123 официально зарегистрированных случая эвтаназии, из которых 1893 на последних стадиях рака.

Объяснение причины принятия голландцами эвтаназии, которое дает голландский профессор Аарт Гизольф, состоит в «их культурных кальвинистских корнях». Теми же корнями объясняется и их положительное отношение к абортам и однополым бракам … («La Repubblica», 2.04.2002, p. 12). Неприятно, но это уже стало действительностью, что, начиная с искажения христианских принципов, голландцы, и все те, кто придерживается подобных им принципов, секуляризировались и дошли до официального сегодняшнего принятия эвтаназии, что для нас является не потерей достоинства, но, напротив, оскорблением и обесцениванием таинства человеческого существования.

Тем не менее, необходимо заметить, что для будущего человечества является обнадеживающим тот факт, что большинство обществ и конституционных государств противостоят введению эвтаназии. И это потому, что они удостоверились в том, что, открывая эту лазейку для, по существу, смертной казни людей, они содействуют исполнению беззаконных интересов и созданию некоего кошмарного общества, в котором будут иметь место только здоровые, состоятельные и успешные. Ибо, в конце концов, восприятие обществом ближнего без любви во Христе, только сквозь призму рассудка и голой этики, ведет само общество к бесчеловечности.

На сегодняшний день кроме Голландии государствами, в которых разрешается эвтаназия под условиями, на мой взгляд, не легко контролируемыми, — являются Австралия, Япония, Германия, Дания, Швеция, Бельгия и Китай. В США Верховным Судом было решено передать вопрос о принятии или непринятии эвтаназии и о содействии самоубийству на самостоятельное рассуждение каждого штата. В штате Орегон уже узаконено содействие самоубийству с помощью лекарств, которые продаются в аптеках по рецепту врача. Калифорния сняла уголовную ответственность за применение эвтаназии. В Вашингтоне также было решено отменить уголовную ответственность за применение эвтаназии, но после референдума 1991 года соответствующий закон был отменен. Хочу подчеркнуть, что эта проблема, которая напрямую касается морали местного общества, сразу же взволновала народ, который и отменил решение своих избранников. В Швейцарии в Цюрихском кантоне была отменена уголовная ответственность за применение эвтаназии. В Великобритании те суды, которые рассматривают дела об эвтаназии, не легко дают разрешение на её осуществление. Во Франции подобный законопроект, представленный на рассмотрение французского Парламента Бернаром Кушнером, встретил серьёзные сопротивления.

Большинство стран не соглашаются на принятие эвтаназии. И с этой точки зрения я выражаю своё удовлетворение решением Совета Европы от 26 мая этого года, которым государства-члены призываются «соблюдать абсолютный запрет на то, чтобы полагался добровольный конец жизни неизлечимых или близких к смерти больных». Также недавно избранный президент Франции Жак Ширак заявил, что не относится благосклонно к эвтаназии, и выступает за исследования тех методов в медицине, которые принесут облегчение больным до самой их смерти. (La Croix, 16.04.2002, p. 8)

Проблема, которая недавно возникла в Голландии, где уже вошел в силу закон об эвтаназии, заключается в том, кому надлежит определять боли как «невыносимые и неизлечимые». Сам президент Голландского Королевского Медицинского Общества Ruud Hagenouw несколько дней тому назад признал, что «очень трудно определить эти границы, и мы постоянно находимся в процессе исследования» (La Croix, 03.04.2002, p. 4). И вот одно из недавних дел в голландском суде проявило именно это недоумение голландского общества относительно определения тех границ, которые разрешают эвтаназию. Амстердамский апелляционный суд осудил врача, который сделал эвтаназию бывшему сенатору Эдварду Бронгесма, поскольку его аргументы, что больной «состарился», «страдал от боли», «устал жить», не были доказаны. Сам президент Голландского Медицинского Общества признал, что сегодня, когда медицинская наука постоянно усовершенствует возможности борьбы с болью, не легко сказать, когда боли становятся невыносимыми. И необходимо приветствовать и благословить начинания, предпринимаемые теми врачами, которые посредством применяемых ими лечебных методов, облегчают страдания больных до самого конца их настоящей жизни. Таким образом, они дают как научный, так и человеческий ответ тем, кто поддерживает эвтаназию, всегда помня, что любовь и психическая поддержка медперсонала, родственников и друзей являются незаменимыми средствами для борьбы больных со своими страданиями.

Вследствие узаконения эвтаназии в одних государствах, сразу же возникли злоупотребления и проблемы в других, одной из которых является так называемая «торговля смертью». Она совершается с помощью заранее организованного незаконного перемещения в другие государства тех лиц, которые желают эвтаназии, или по желанию тех, кто организовывают её для своих родственников. В апреле этого года итальянское правосудие начало расследование по причине поступивших сведений, что в стране налажены незаконные сети, которые, исполняя заказы родственников, желающих освободиться от своих богатых больных, на наследие которых они претендуют, перевозят их в Голландию или в Швейцарию, где им «законно» делают эвтаназию. Согласно тем же сообщениям, размер вознаграждения за это преступное деяние, которое называется «облегчением», находится в пределах от 3600 до 5100 евро.

Прекрасное совпадение, что сегодняшний научный симпозиум проводится в пасхальный период, когда мы празднуем «тридневное воскресение, ставшее виновником жизни вечной. Ибо, подобно тому как Мария Богородица не испытала мук рождения, будучи Девой и Неневестной, но Божиим хотением и Духа благодатию родила Творца веков Бога Слова от Бога, также и земля из недр своих, мук смерти избежав, извергла, когда ей было повелено, Владыку иудеев; ибо не могла удерживать тело, ставшее носителем бессмертия» (Ag. Gregoriou Nysses, Eis ten fotoforon kai Agian Anastasin tou Kyriou, BEPES, tomos 69, p. 252).

Для нас, христиан, не существует ни малейшего сомнения в том, что мы обязаны с должным уважением относиться к человеческому телу, с самого момента его сотворения и до его физической смерти, потому что оно есть «храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои» (1 Кор. 6, 19). А также, потому что «если кто растлит храм Божий», в котором живет Святой Дух, «растлит того Бог» (1 Кор. 3, 17). Кроме того, это тело готовится к славе и нетлению после его воскресения, согласно обращенным к нам словам ап. Павла, «Тот, Кто воздвиг Христа из мертвых, оживотворит и тленные наши тела через живущего в нас Своего Духа» (Рим. 8, 11).

Великий Отец нашей Церкви святой Григорий Нисский учит нас как раз об этом оживотворении наших тел в день воскресения и об их безграничной ценности. Так, например, на вопрос, будет ли умерший молодой человек вечно иметь те телесные недостатки, с которыми родился или приобрел при жизни, или воскреснет ли старик в своем слабом и дряхлом теле, которое имел в своей глубокой старости, или неизлечимый больной в своем последнем предсмертном теле, св. Григорий Нисский нас уверяет, что все мы, независимо от того состояния в котором умерли, будем в некотором смысле подобны колосу. Поскольку мы высохли от жары греха и претерпели на земле испытания и земля нас приняла, и наши тела были разложены смертью, во время весны воскресения опять появится голое семя нашего тела в высоком, богатом и прямом колоске, который прострется до небесной высоты и будет украшен нетлением и другими боголепными признаками, и все мы будем иметь прежнюю добр?ту Адама, которую он имел до своего падения.

Также нас учит Святой Отец о святости нашего тела, удивляя самого современного ученого специалиста генетической механики, что душа не находится в каком-либо конкретном месте, но присутствует во всех местах тела и, следовательно, находится в каждой из его точек, т.е. в каждой нашей клетке (См. Ag. Gregoriou Nyssis Erga, «Dialogos peri psyxes kai anastaseos «, EPE t.1, p. 380 kai p. 296). Итак, какое мы имеем право вмешиваться в жизнь нашего ближнего, образа и подобия Божия, и растлевать Храм Его?

С тем же уважением к человеческому телу написано и «Учение Двенадцати Апостолов». Во второй его заповеди подчеркивается, что человеку запрещено отнимать жизнь в любом её виде и положении: «Вторая же заповедь учения не убий, не прелюбодействуй, не растлевай детей, не отравляй, не убивай дитя во утробе и родившегося не убивай». Дальше в «Учении Двенадцати Апостолов» подчеркивается, что детоубийцы и убийцы творений Божиих, избрали путь смерти и погубления души (Vas. Moustaki, «Ap. Pateres», Ekd. Oik. Papademitriou, p. 10 k.e.). Итак, очевидно, что для нас, христиан, убийство, аборт, детоубийство, также как и эвтаназия являются тяжелейшими грехами.
Эпилог

Название моего выступления – «Церковь и проблема эвтаназии». Конечно, для христианина здесь не существует никакой проблемы, потому что он отвергает эвтаназию. Это проблема для того общества, которое унижает творение Божие, рассматривая его как некую совокупность, неожиданно оказавшихся на нашей планете и случайно взаимодействующих между собой, клеток. Это проблема для того общества, которое превращается в жестокую власть, которая заинтересована только в здоровых и сильных, а всех остальных ведет к, будто бы, достойной смерти.
Мы провозглашаем Любовь и Уважение к каждому человеку, независимо от национальности и религии, от его зачатия до самой его кончины. Для нас человеком является как зародыш, так и правильно осужденный на смерть. Советую тем, которые поддерживают эвтаназию, не закрывать глаза. Человек с момента своего рождения переживает смерть, иногда потерей любимого человека, иногда болезнью, иногда изменениями своего тела вследствие возраста. И только тот человек, который побеждает во Христе грех, побеждает и смерть. Вот – действительность. В мире, который живет без Христа, смерть является мучительной и непреодолимой действительностью. Что бы там высокопарно ни говорилось, каким бы сверхчеловеческим ни становилось общество, существуя без Христа, какие бы ни провозглашались и не писались права человека и политические свободы. Надеюсь, что все это будет принято во внимание при составлении Конституции Объединенной Европы XXI-го века.
Мы всегда и всем проповедуем Христа распятого и воскресшего для спасения каждого человека, проповедуем, что жизнь наша в Его руках, что все то, что случается с нами, происходит для нашего спасения, что мы не имеем права исправлять Божьи планы, что эвтаназия, несмотря на то, что говорит о достоинстве, является феноменом упадка общества, феноменом игнорирования человека. Также, вместе с приснопамятным старцем Иустином Поповичем исповедуем, что «Воскресший Господь есть Все во всем: Он есть То, Что Красиво, Благо, Истинно, Любимо, Радостно, Божественно, Мудро, Вечно. Он – вся наша Любовь, вся наша Истина, вся наша Радость, всё наше Благо, вся наша Жизнь, Вечная Жизнь во всей божественной вечности и бесконечности. Поэтому снова и снова, бесчисленное количество раз, будем возглашать: Христос Воскресе» (Ioustinou Popovits «Anthropos kai Theantropos » Ekd. Papademitriou, p.48-49).

Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул

Перевод с греческого Николая Данилевича

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *