Горицкий монастырь переславль залесский

Горицкий монастырь

Отзывы Горицкий монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Ансамбль Успенского Горицкого монастыря

Непременно стоит посетить самый знаменитый переславский монастырь — Горицкий. Почти все сохранившиеся сооружения относятся к 17—19 вв. Главный храм монастыря — нарядный собор Успения Богородицы. Его великолепный многоярусный иконостас создавался в 1750-х гг. Через дорогу от Горицкого, почти на выезде из города в сторону Москвы стоит Федоровский монастырь. Самое древнее его сооружение — Федоровский собор (1562), поставленный в честь рождения у Ивана Грозного сына, названного Федором.

Сначала монастырь был мужским, но после 1667 г. обитель передали женщинам. Монахини и сейчас живут в обители.

История

Горицкий Успенский мужской монастырь был основан в первой половине XIV века при Иване Калите. Свое наиболее известное название он получил от расположения на возвышенности — «горице». От древних деревянных построек не сохранилось ничего. В 1382 г. войско Тохтамыша разрушило Переяславль-Залесский, а вместе с ним и Горицкий монастырь. Незадолго перед разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского. Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом.

В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392 г. восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.

Архитектура монастыря

Проездные ворота

Восточные, или Проездные, ворота (середина или вторая половина XVII века) невелики по своим размерам, но благодаря насыщенному декору и богатой игре света и тени, они выделяются на фоне спокойной глади стен, почти лишенной убранства. В нижней части ворот низкие круглые столбы — по паре с каждой стороны от проезжей части. Столбы поддерживают стену, сплошь украшенную разнообразными архитектурными деталями и скульптурным изображением скачущих коней в верхних углублениях — ширинках. Хорошо сохранился лишь один из коньков — правый, другой был восстановлен по оставшимся следам во время реставрационных работ.

Палата привратника

К югу от проездных ворот расположено небольшое здание, которое обычно в старых описях называется палатой или палаткой привратника. Палата привратника, несмотря на свое скромное назначение, имеет два парадных, очень пышных по убранству фасада, которые не уступают по нарядности многим митрополичьим, архиерейским и княжеским теремам того времени. Сложные по очертаниям наличники, повторяющиеся поребрики, балясины, полуколонки и другие архитектурные детали украшают большую часть стен.

Трапезная палата

Лишь западный фасад дает некоторое представление о прошлом облике здания. После снятия толстого слоя поздней штукатурки обнаружились следы сбитых оконных наличников. Внутренняя планировка и сводчатые конструкции трапезной и примыкающих к ней помещений хотя и претерпели некоторые изменения, представляют несомненный интерес. Различные по форме своды с распалубками над дверными оконными проемами весьма вырзительны. Особенно большое впечатление производит сама трапезная палата, от которой и получило название все здание. В центре обширного помещения, расположенного на втором этаже, стоит восьмигранный столп, на него опираются высоко поднятые своды.

Духовное училище

Это двухэтажное здание было построено в конце XIX века для наставников церковного училища.

Звонница

Небольшая звонница зрительно делит северную стену монастыря на две части. В настоящее время служит смотровой площадкой, отсюда открывается изумительный вид на старый город и озеро Плещеево.

В Горицком монастыре размещен Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей с шикарной коллекцией икон, церковной утвари, мебели; полотнами Шишкина, Бенуа; библиотекой и собранием деревянной скульптуры.

Полезная информация

Зимой Успенский собор закрыт для осмотра в целях сохранности интерьеров; нет в зимнее время входа и на колокольню.

Адрес: Переславль-Залесский, Музейный пер, д. 4.

История монастыря

Монастырь основан, вероятно, в начале XIV века при Иване Калите.

В средние века монастырь владел многочисленными сёлами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чашницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы и другие (подробнее см. ).

В 1382 году войско Тохтамыша разрушило Переславль-Залесский, а вместе с ним и Горицкий монастырь. Существует предание, что накануне нашествия и разорения монастыря туда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, супруга Дмитрия Донского. Она и ещё несколько человек якобы чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом. Затем в память о своем спасении Евдокия восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.

12 июня 1722 года в пожаре погиб монастырский архив, в связи с чем исторические сведения о монастыре кратки, отрывочны и неясны:

Время основания Успенского Горицкого Богородицкого мужского монастыря относится к 1362 году. Ошибочно считается, что в Горицком монастыре принял постриг преподобный Дмитрий Прилуцкий. Но этого не могло быть, так как ко времени основания обители он уже был игуменом основанного им Никольского монастыря в том же Переславле.

В XV веке насельником монастыря, а впоследствии и игуменом (с 1470 до 1500 год) был Даниил Переславский, в 1508 году перешедший в основанный им Троицкий Данилов монастырь. Дальнейшая судьба Горицкого монастыря в XVI и XVII столетиях неизвестна.

Закрытие и упразднение

В 1744 г. монастырь был упразднён и отдан для помещения архиерейского дома вновь учрежденной Переславской епархии За время пребывания в нём архиереев известны следующие постройки: Собор Успения Пресвятой Богородицы и Гефсимания, между 1753—1761 годами; колокольня с церковью Богоявления 1768—1777 г.; в это же время (вместо древних) была вновь построена часть ограды с башнями; эти позднейшие части начинаются от колокольни, затем идут по северной стороне и частью по западной; архитектура их ясно отличается от древних, как видно в натуре.

В 1788 году Переславская епархия была упразднена. Бывший монастырь перестал служить архиерейской резиденцией и начал постепенно ветшать. В «Описании монастырей, в Российской Империи находящихся» (1817) упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». А двадцать лет спустя этого монастыря уже не было в книге (издание 1834 года).

В 1904 его внутренний вид являл грустную картину запустения: «громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены».

Древнейшими постройками монастыря, несомненно существовавшими в XVII веке, являются двое ворот, одни из которых «Святые»; южная ограда с одной башней и церковь Всех Святых, почти утратившая древний вид вследствие позднейших пристроек. «Святые Ворота» с церковью святого Николая представляют один из выдающихся образцов древнерусской архитектуры и потому неоднократно изображались и описывались в различных изданиях; из них наиболее ценными представляются чертежи, помещённые в издании Ф. Рихтера, где можно видеть все подробности обработки. Год постройки ворот неизвестен, но указывается многими исследователями в периоде XVII века.

После революции в 1919 году в монастырь переведён Переславский музей-заповедник.

Современный облик

Монастырские строения

  • Успенский собор (1750-е годы), ныне экспозиция и хранилище;
  • церковь Богоявления с колокольней (XVIII век), ныне методический отдел,
  • церковь Всех Святых с Трапезной палатой (конец XVII века), ныне экспозиция и хранилище;
  • церковь Николая Чудотворца (XVII—XVIII века), ныне действующий храм, проводятся Богослужения;
  • церковь Гефсимания (разобрана на кирпич для духовного училища, в музее в качестве одного из экспонатов хранится колонна бывшего храма);
  • святые ворота и палата привратника, ныне туристический отдел;
  • крепостные стены и башни (XVII—XVIII века), ныне хранилища.

Строения духовного училища

  • здание духовного училища (XIX век), ныне картинная галерея;
  • баня (XIX век), ныне здание администрации;
  • звонница (XIX век), ныне смотровая площадка.

Привезены или построены в советское время

  • часовня Покрова из деревни Старово (XIX век);
  • часовня святого Георгия из деревни Фонинское (конец XIX века);
  • бюст Юрия Долгорукого работы скульптора С. М. Орлова — погрудное повторение памятника на Тверской площади в Москве (1963 год).
  • Успенский собор в январе 2009 года

  • Успенский собор в августе 2015 года

  • Церковь Богоявления

> Монастырский некрополь

  • На территории монастыря похоронен академик живописи Д. Н. Кардовский (1866—1943)

Примечания

  1. 1 2 Титов, А. А. Синодики XVII века Переславского Горицкого монастыря / А. А. Титов. — М., 1902.
  2. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи. Том III. Монастыри, закрытые до царствования Императрицы Екатерины II. Составил Зверинский. — СПб., 1897.
  3. 1 2 3 Историческое, географическое, топографическое и политическое описание г. Переславля-Залесского, сочиненное П. Плишкиным. — М., 1802.
  4. 1 2 Зверинский, В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской Империи / В. В. Зверинский. — СПб.: Синодальная типография, 1897. — Том 3: Монастыри, закрытые до царствования Императрицы Екатерины II. С. 199, # 2184.
  5. Ушаков, Н. Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии / Н. Н. Ушаков. — Владимир: Губернская типография, 1913.
  6. Шереметев, С. Д. Два упразднённых монастыря над Переяславским озером / С. Д. Шереметев. — М., 1901.
  7. Владимирские губернские ведомости, 1848, номер 35.
  8. Горицкий монастырь и два иерарха русской церкви в XVIII столетии, А. Титов.
  9. 1 2 3 А. А. Потапов. Памятники древне-русской гражданской архитектуры во Владимирской губернии. Труды Владимирской учёной архивной комиссии. Книга VI. Губернский город Владимир, 1904.
  10. Глаголев, А. Г. Краткое обозрение древних русских зданий и других отечественных памятников / А. Г. Глаголев // Материалы для статистики Российской империи. СПб.: Типография Министерства внутренних дел, 1841.

Переславль-Залесский. Горицкий Успенский монастырь.

Первоначальная история Успенского монастыря известна мало. Основан он был, вероятно, в начале XIV столетия при Иване Калите. В 1382 году монастырь был разорен отрядами татарского хана Тохтамыша, а затем восстановлен при содействии жены Дмитрия Донского великой княгини Евдокии. Среди настоятелей и монахов Успенской обители были известные церковные деятели. Один из них Инок Даниил, основавший недалеко от Гориц Троицко-Даниилов монастырь, был приглашен Василием III в крестные отцы своего сына Ивана — будущего царя Ивана Васильевича Грозного. Великие князья и цари не раз посещали Успенский-Горицкий монастырь, стоящий у дороги при подъезде к Переславлю. Приезды царствующих особ ознаменовывались дарами в монастырскую ризницу.

Переславская епархия была образована в 1744 году. В нее вошли многие села и города, больше шестисот церквей и двадцать пять монастырей. Границы епархии протянулись далеко от Переславля на запад и юго-запад и захватили Дмитров, Волоколамск, Можайск, Рузу и другие города. Успенский-Горицкий монастырь начал именоваться кафедральным и должен был стать местом пребывания архиепископа — архиерейским домом. Задумав создать роскошную резиденцию, первые руководители епархии начали разрушать древнейшие сооружения для того, чтобы на их месте или рядом возвести более высокие и более пышные здания, которые соответствовали бы изменившимся вкусам века. Так, в первые годы существования епархии были разобраны трехглавый храм, звонница и другие строения, о которых сохранилось лишь упоминание в старых монастырских описях.

Обширные строительные работы развернулись в Горицах лишь в середине пятидесятых годов. Начал претворяться в жизнь грандиозный по замыслу проект, который предусматривал возведение нового большого собора с примыкающим к нему с запада зданием, называемым Гефсиманией, перестройку трапезного корпуса и других строений. К сожалению, пока не удалось выяснить, кто автор мастерски сделанного проекта. В бумагах того времени упоминаются имена архитекторов, которые составляли сметы на строительные работы и вели за ними надзор — это Иван Жуков, Карл Бланк, Иван Яковлев и гезель-архитектор Метлин. Известно, что они работали с выдающимся зодчим XVIII века Дмитрием Ухтомским, возглавлявшим в Москве архитектурную «команду», где, возможно, и был выполнен проект перестройки Горицкого монастыря. Заметную роль в сооружении и украшении новых зданий сыграл Амвросий Зертис-Каменский, возглавлявший Переславскую епархию с 1753 по 1761 гг. Амвросий был широко образованным человеком, писателем, переводчиком, хорошо разбирался в архитектуре; он пригласил в Переславль опытных мастеров, работавших по украшению интерьеров Ново-Иерусалимского собора и возведению над ним нового перекрытия, проект которого был выполнен знаменитым Б.Ф. Растрелли. Сооружение таких больших зданий, как Успенский собор и Гефсимания, требовало много мастеров и времени, и, чтобы ускорить возведение главного храма, работы вели даже ночью при свечах. Со второй половины шестидесятых годов, после известных церковных реформ, темп строительных работ в Горицах заметно снижается. Но все же продолжают строить новую колокольню, стены, башни и другие сооружения. Оставалось уже совсем немного сделать, чтобы завершить грандиозный по замыслу проект перестройки ансамбля, но этому не суждено было сбыться.

В 1788 году Высочайшим указом Переславскую епархию упраздняют. Прекращаются строительные работы, разъезжаются из Гориц церковные сановники, пустеют палаты и храмы, часть колоколов увозят в Петербург на колокольню Петропавловской крепости, а богатую ризницу отправляют в Москву. Чтобы поддержать угасающую жизнь в Горицах, городские власти размещают в опустевших зданиях различные учреждения — суд, казначейство, магистрат, а на редкость богато убранный Успенский храм превращают в городской собор. Но переславцы недовольны — из города до Гориц не близко, дорога неважная, да еще и в горку подниматься надо. Они обращаются с жалобами и просьбами перевести главный храм обратно в город. После неоднократных напоминаний просьбу горожан удовлетворили. В Успенском соборе служба проходила только летом по церковным праздникам. Постепенно покидали Горицы и городские управления. С каждым годом все больше и больше приходили в запустение и ветшали строения бывшего монастыря. Их практически не использовали и не ремонтировали. Не нашлось даже применения такому обширному и удобному по планировке зданию, как трапезная палата с примыкающей к ней Всехсвятской церковью и жилыми покоями. В пустующих помещениях разобрали печи, украшенные фигурными кафелями, выломали полы, и в еще недавно богато убранном, а теперь полуразрушенном здании, по словам очевидца: «вверху образовались жилища филинов, вранов, галок и голубей, а внизу происходили свидания людей для свершения темных и скверных дел».

Около столетия пребывали Горицы в небрежении. Только в 1881 году было принято решение разместить в пустующих зданиях бывшей обители духовное училище. Как и при начале епархии, первыми деяниями были разрушения. На сей раз пощадили древнейшие сооружения, но разобрали Гефсиманию, так и оставшуюся недостроенной и сильно обветшавшую к тому времени Кирпич и белый камень разобранного здания пошел на строительство нового жилого корпуса для смотрителя и его помощников, который примкнул с западной стороны к бывшей трапезной, где разместились классы и жилые комнаты учащихся. Эти здания находились под присмотром, временами подновлялись и ремонтировались, остальным же строения продолжали пустовать и разрушаться.

Патриоты Переславля, историки архитекторы в XIX и начале XX столетия не раз высказывали беспокойство о состоянии старинных сооружений Горицкого монастыря, некоторые из которых по праву считались выдающимися памятниками русского зодчества. В статьях и книгах они грустью описывали печальную картину запустения, какую являли собою Горицы, еще недавно «краса и светоч Переславля»: «Громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом… ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены». Призывы обратить внимание на древние строения и спасти их от разрушения не находили отклика, и постепенно терялась вера в то, что положение изменится, -«время неустанно делает свое дело, суля в будущем полную гибель этим памятникам нашего старинного искусства». К счастью, печальным предположениям не суждено было сбыться. В мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей — один из первых музеев, созданных в молодом Советском государстве.

Архитектура Успенского Горицкого монастыря

Проездные ворота. Восточные, или Проездные, ворота (середина или вторая половина XVII века) невелики по своим размерам, но благодаря насыщенному декору и богатой игре света и тени, они выделяются на фоне спокойной глади стен, почти лишенной убранства. В нижней части ворот низкие круглые столбы — по паре с каждой стороны от проезжей части. Столбы поддерживают стену, сплошь украшенную разнообразными архитектурными деталями и скульптурным изображением скачущих коней в верхних углублениях — ширинках. Хорошо сохранился лишь один из коньков — правый, другой был восстановлен по оставшимся следам во время реставрационных работ. Верхняя надстройка над воротами поздняя, она была сделана во второй половине XIX века.

Палата привратника. XVII век. К югу от проездных ворот расположено небольшое здание, которое обычно в старых описях называется палатой или палаткой привратника. Палата привратника, несмотря на свое скромное назначение, имеет два парадных, очень пышных по убранству фасада, которые не уступают по нарядности многим митрополичьим, архиерейским и княжеским теремам того времени. Сложные по очертаниям наличники, повторяющиеся поребрики, балясины, полуколонки и другие архитектурные детали украшают большую часть стен. Оставленные чистыми плоскости подчеркивают декоративное богатство фасадов. Наиболее пышно украшены верхняя половина стен и углы палаты. Трудно выделить какую-либо часть здания, во всем чувствуется мастерство и талант его создателей.

Трапезная палата. XVII век. Здание было сооружено в конце XVII века. Первоначальный облик трапезной палаты до неузнаваемости изменен. Перестройки и ремонты XVIII и XIX веков исказили его настолько, что сейчас даже трудно поверить, что фасады палаты имели характерные для XVII столетия фигурные детали, придававшие зданию нарядный, приветливый вид. Лишь западный фасад дает некоторое представление о прошлом облике здания. После снятия толстого слоя поздней штукатурки обнаружились следы сбитых оконных наличников. Внутренняя планировка и сводчатые конструкции трапезной и примыкающих к ней помещений хотя и претерпели некоторые изменения, представляют несомненный интерес. Различные по форме своды с распалубками над дверными оконными проемами весьма вырзительны. Особенно большое впечатление производит сама трапезная палата, от которой и получило название все здание. В центре обширного помещения, расположенного на втором этаже, стоит восьмигранный столп, на него опираются высоко поднятые своды. Площадь палаты свыше трехсот квадратных метров. Долгие годы трапезная была перегорожена поперечными стенами, которые загромождали помещения и искажали его oблик. В 1971 году стены были разобраны, и светлое просторное помещение предстало в своей первозданной красе. В процессе дальнейшей реставрации были воссозданы первоначальные формы карниза, цоколя, фигурных обрамлений окон.

Духовное училище. XIX век. Это двухэтажное здание было построено в конце XIX века для наставников церковного училища.

Звонница. XIX век. Небольшая звонница зрительно делит северную стену монастыря на две части. В настоящее время служит смотровой площадкой, отсюда открывается изумительный вид на старый город и озеро Плещеево.

В статье использованы материалы сайта http=museum.pereslavl.ru Переславль-Залесский государственный музей заповедник

Жизнь — театр

Ну теперь перейдем Успенскому собору.Как было уже сказано в 1382 году монастырь был разорен отрядами татарского хана Тохтамыша, а затем восстановлен при содействии жены Дмитрия Донского великой княгини Евдокии.

В средние века монастырь владел многочисленными сёлами. Почти все сохранившиеся сооружения относятся к 17–19 вв. Переславская епархия была образована в 1744 году. В нее вошли такие отдаленные от Переславля городá, как Боровск, Можайск, Волоколамск, Дмитров. В Горицком монастыре было решено разместить резиденцию архиепископа. Посвящение двух храмов Успению и Всем Святым — обычное для многих русских монастырей. Возможно, впервые оно пошло ещё от Киево-Печерской лавры.

Для благоустройства резиденции были снесены многие древние постройки: звонница, собор, службы. Упоминания о них сохранились только в монастырских документах. На месте старого трехглавого собора, 1520-х годов постройки, было решено выстроить новый, более грандиозный по своему размаху комплекс, состоящий из Успенского собора, примыкающей к нему с запада Гефсиманией (постройкой, связанной с ландшафтом и символизирующей евангельские события) и трапезной с храмом Всех Святых, которую намеревались перестроить. Здание Гефсимании, разобранное на материал для строительства духовного училища впоследствии, так и не было достроено и долгие годы оставалось без крыши.

Обширные строительные работы развернулись в Горицах лишь в середине пятидесятых годов. Оставалось уже совсем немного сделать, чтобы завершить грандиозный по замыслу проект перестройки ансамбля, но этому не суждено было сбыться.

В 1788 году Высочайшим указом Переславскую епархию упраздняют. Прекращаются строительные работы, разъезжаются из Гориц церковные сановники, пустеют палаты и храмы, часть колоколов увозят в Петербург на колокольню Петропавловской крепости, а богатую ризницу отправляют в Москву. Чтобы поддержать угасающую жизнь в Горицах, городские власти размещают в опустевших зданиях различные учреждения — суд, казначейство, магистрат, а на редкость богато убранный Успенский храм превращают в городской собор.Вид от кассы комплекса.

Только в 1881 году было принято решение разместить в пустующих зданиях бывшей обители духовное училище. Патриоты Переславля, историки архитекторы в XIX и начале XX столетия не раз высказывали беспокойство о состоянии старинных сооружений Горицкого монастыря, некоторые из которых по праву считались выдающимися памятниками русского зодчества. К счастью, печальным предположениям не суждено было сбыться.Вид со стороны колокольни.

Главное здание в ансамбле Горицкого Успенского монастыря – Успенский собор ХVIII века. Этот собор пятиглавый. Успенский собор – главное сооружение Горицкого монастыря – начал строиться в середине 1750-х гг. Построен собор в стиле, который иногда называют «переяславским барокко». В отличие от «московского», где восьмерик увенчан одним куполом, или «петербургского», где храмы совсем уж напоминают европейские, здесь основа осталась традиционно русской, пятиглавой, просто декор заметно изменился.Успенский собор можно назвать и пятикупольным, и — семикупольным: из-за двух башенок-приделов, сдвинутых к алтарю. Расположение этих башен-фонарей очень напоминает ярославское зодчество XVII века. Только там храмы обычно обрамлены шатровыми приделами, здесь же боковые главы по форме не отличаются от пяти основных — только что «спрыгнули» на ступеньку ниже. При взгляде с востока, образуется очень живописная, расходящаяся надвое лестница куполов.Массивный, но в то же время изящный четверик окружен по бокам крытыми галереями с широкими арочными окнами; с востока к нему примыкает большая апсида, по бокам которой поставлены два восьмигранных придела. Приделы завершаются отдельными куполами с люкарнами и световыми барабанами. Сам собор увенчан пятиглавием с широко расставленными главами. Часть окон в барабанах заложена. С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было. По бокам от апсид трапезной церкви сохранились пристройки – следы несостоявшегося грандиозного архитектурного комплекса. На западном фасаде Успенского собора также видны следы этого замысла – высокая заложенная арка, которая и должна была соединять собор с Гефсиманией. Вместо арки там сохранилась небольшая на ее фоне дверь, сейчас закрытая; утрачены даже ступени, ведшие к ней. Маленькие серебристые куполочки Всехсвятской трапезной церкви являют разительный контраст с большими зелёными луковками Успенского собора. И это при том, что по высоте два храма почти одинаковы. Чёрточки их соседствующих кровель словно по одной линейке проведены. Собор — выше только за счёт более массивных куполов. Когда-то два храма составляли неразрывное целое, соединяясь корпусом под названием Гефсимания. Гефсиманский сад в Иерусалиме знаменит не только местом «моления о Чаше» Спасителя, но и Гробницей Божией Матери, потому на Успенский Горицкий монастырь, вполне в русских традициях, было перенесено это евангельское название. Во многих русских монастырях и архиерейских домах постройки соединялись друг с другом, так что их можно было обойти, не спускаясь во двор: актуально для сурового климата с долгой зимой. Переяславские Горицы не были исключением. Только вот до наших дней Гефсиманский корпус, к сожалению, не сохранился — остался лишь след его примыкания на западном фасаде собора (фото выше).Поражает своим размахом и интерьер собора. Своды и стены Успенского собора покрыты лепниной (в т. ч. с изображением вензелей). На своде собора, под изображением короны, размещается вензель Елизаветы Петровны (ЕI), а на западной строне вензель Екатерины Великой (Е II). Как говорят, в честь посещения императрицами этого собора и большими пожертвованиями. Почему-то вензеля Екатерины Великой нет фото, хотя помню, что делала оба снимка…Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима. Белая лепнина эффектно выделяется на окружающем ее голубом фоне. Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Кроме лепнины, стены собора украшены живописными панно. Иконы для него писали мастера из Нового Иерусалима. Интерьеры храма сильно пострадали от того, что помещение было «летним», то есть не отапливалось, и зимние холода ежегодно наносили немалый вред лепнине и настенной живописи. И все же собор поддерживался в наибольшем порядке по сравнению с прочими зданиями монастыря. Заслуживает внимания резной золоченый иконостас. Он является основной достопримечательностью Успенского собора. Иконостас состоит из пяти рядов икон, написанных художниками из иконописной мастерской подмосковного Ново-Иерусалимского монастыря. Резной каркас иконостаса с рельефами и скульптурами – работа мастеров московской артели Якова Жукова. Его великолепный многоярусный иконостас создавался в 1750-х гг. Он считается одним из красивейших в России… во всяком случае, если брать XVIII век, эпоху господства барокко. «Местами иконостас выглядит воздушным и трепетным, словно всё это выполнено из золочёного застывшего кружева», — поэтично выразился автор одного из путеводителей.После упразднения епархии и закрытия Горицкого Успенского монастыря Успенский собор некоторое время выполнял функцию главного городского храма, пока местные жители, которым далеко было добираться сюда на службы, не обратились с просьбой вернуть этот статус собору в центре города. Так главным городским собором стал Владимирский собор в центре Переславля. Последняя реставрация в Успенском соборе была проведена в 1956-66 годах под руководством архитектора-реставратора, создателя и сотрудника Переславской реставрационной мастерской профессора Пуришева И.Б.

Видны уже и новые иконы, видимо тут иногда проходят службы.Часть сохраненного интерьера хранится в самом соборе и ждет своего часа. Все это великолепие просто требует хозяйской руки и реконструкции. Осевшая за более полувека со времени последней реконструкции пыль и грязь видна невооруженным глазом, хотя убранство продолжает впечатлять! Есть и неболльшая часть сохраненных могильных надгробий в соборе.Успенский собор открыт с мая по сентябрь ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника и последнего вторника месяца. В это время можно осмотреть пышный интерьер собора.
Успенский собор, сейчас является экспозицией и хранилищем музея.С одной из стен собора стоит колокол. Колокол весом 149 пудов 19 фунтов отлит на заводе Финляндского в 1865 г. для Переславля-Залесского. Но никаких поясняющих табличек о нем нет.
А вот напротив собора можно увидеть большое количество надгробий. В основном даты смерти относятся к началу ХIХ в., но есть и более «молодые», например, здесь погребен зудожник Д.Н. Кардовский, который был родом из этих мест. Пожалуй это весь материал, что у меня есть о Горницком монастыре.

Известные монахини

В 1563 году после доноса Ефросинья Старицкая была насильно пострижена в монахини под именем Евдокии и отправлена в основанный ею монастырь, и «поволи же ей государь устроити ествою и питьем и служебники и всякими обиходы по её изволению, и для береженья велел у неё в монастыре бытии Михаилу Ивановичу Колычеву да Андрею Федоровичу Щепотьеву да подьячему Андрею Шулепникову». Вместе с ней в монастыре под именем Александра жила Иулиания Дмитриевна, урождённая княгиня Палецкая, жена князя Юрия Васильевича, родного брата царя Ивана Васильевича.

Рака с мощами Ефросиньи и Иулиании в Горицком монастыре
(фотография 1909 года)

В 1569 году вслед за расправой со Старицкими была убита и Ефросинья с сопровождавшими её монахинями и слугами. Существуют различные версии этого убийства. Согласно горицкой рукописи, опричники утопили в Шексне четырёх женщин: инокинь Евдокию, Марию, Александру и игуменью Анну. Тело Евдокии было погребено в Горицком монастыре, а после её канонизации останки стали почитаться как святые мощи. В 2007 году в монастыре были найдены два женских погребения, одно из которых, предположительно, принадлежит святой Ефросинье.

В 1575 году Иван Грозный заключил в монастырь под именем Дарьи свою четвёртую жену, Анну Колтовскую. Есть сведения, что часть своего более чем пятидесятилетнего монашества она провела в Горицах.

В 1591 году после убийства царевича Дмитрия мать его, Мария Нагая была сослана в Николовыксинскую пустынь, а затем в Горицкий монастырь под именем Марфы. В память об убитом сыне она возвела придел при Воскресенском соборе.

В 1606 году Лжедмитрий I выслал в Горицкий монастырь Ксению Годунову, дочь Бориса Годунова, там она была пострижена под именем Ольги.

В 1727 году, после опалы Александра Меньшикова, вместе с его семьёй 11 сентября была сослана и Варвара Арсеньева, а затем от Клина 15 октября она была отправлена под конвоем капитана Шушерина в Александров в Александро-Успенский девичий монастырь. Однако, после обнаружения в Москве подмётного письма в пользу Меньшикова и открытия в розыске попыток Варвары облегчить свою учесть через заступничество духовника царицы Евдокии, она была послана в Белозерский уезд, в Горицкий девичий монастырь и пострижена в монахини 29 мая при унтер-офицере Верёвкине иеромонахом Феофаном Талузским и наречена Варсонофией.

В 1739 году в монастырь была насильно привезена молодая знатная девушка. По мнению некоторых историков, это была Екатерина Долгорукова, несостоявшаяся жена императора Петра II.

В 1810 году обитель возглавила игуменья Маврикия, в миру Мария Ходнева (08.04.1778 — 18.07.1861), управлявшая ею в течение сорока пяти лет. При поддержке архимандрита Феофана Новоезерского, определённого в 1819 году благочинным Горицкого монастыря, она смогла поднять духовную иноческую жизнь и внешнее благосостояние обители. При игуменье Маврикии были пострижены монахини, проявившие себя в будущем великими подвижницами: Феофания, в миру Александра Сергеевна Готовцова, (15.02.1787 — 16.05.1866) и Варсонофия, в миру Мария Никитична Крымова, (30.06.1800 — 02.02.1866). В 1845 году Феофания была назначена игуменьей Воскресенского Новодевичьего монастыря, возобновляемого в Санкт-Петербурге. Помощницей её в 20-летних трудах стала Варсонофия.

Здания монастыря

Горицкий монастырь с высоты птичьего полёта

На территории монастыря расположены 3 каменных церкви и несколько жилых и хозяйственных построек. Много помещений расположено в монастырских стенах, а также за их пределами.

Воскресенский собор

Двухэтажный каменный Воскресенский собор построен в 1544 году на средства Андрея Старицкого и его жены Евфросиньи на месте бывшей деревянной церкви. В 1611 году инокиня Марфа построила над ней квадратную колокольню с четырьмя просветами для колоколов. В XVIII веке колокольня была полностью перестроена.

В настоящее время собор не действует и нуждается в значительной реставрации.

Троицкий собор. Фото Прокудина-Горского, 1909

Троицкий собор

В 1821 году при игуменье Маврикии Ходневой с восточной стороны Воскресенской церкви на месте погребения княгини-инокини Евдокии и Александры вместо деревянной часовни был построен каменный трёхпрестольный тёплый храм в честь святой Троицы.

В советское время в соборе располагался сельский Дом культуры. Ныне собор восстановлен и освящён в 2016 году.

Покровская церковь

В 1832 году на средства княжны Хованской, в схиме Параскевы, построена каменная, тёплая, двухэтажная Покровская церковь. Она находится в ограде с восточной стороны монастыря.

В советское время в церкви располагались палаты дома инвалидов, а некоторое время — контора совхоза. В 2003 году после реставрации она стала главной монастырской церковью.

Монастырские стены

Монастырь обнесён каменной стеной с башенками в углах. В стене расположены жилые, гостиничные и больничные корпуса, Покровская церковь, хозяйственные помещения, подвалы с ледниками. Ледники использовались вплоть до 2 половины XX века. С 3 сторон в стенах есть ворота. Главные «Святые ворота» выходят на берег Шексны.

Монастырский водопровод

При игуменье Маврикии в монастыре был устроен водопровод (прежде воду брали из реки). Источник воды был найден за пределами монастыря, в поле, откуда были проведены трубы в специально устроенную рядом с Воскресенской церковью каменную часовню, а также ко всем монастырским службам. Над самим колодцем построена деревянная часовня в честь Тихвинской Божией Матери, в день празднования которой, 26 июня, был найден источник.

Водопровод действует и сейчас.

Здания внутри монастыря

К Воскресенской церкви примыкает одноэтажное каменное здание, использовавшееся как трапезная и кухня.

В XIX — начале XX века в монастыре было построено несколько деревянных зданий, использовавшихся как жилые корпуса и мастерские. После закрытия монастыря эти здания использовались как жилые.

Введенская церковь

Введенская церковь расположена с западной стороны монастыря на высоком берегу Шексны. Церковь принадлежала сельской общине, рядом с ней располагалось кладбище.

Действовала она в советское время дольше других, до ареста 25 сентября 1937 года служившего в ней иеромонаха Аверкия (Полицына) (расстрелян 30 октября того же года) (официально закрыта в 1941 году). Потом в ней располагался гараж, для чего в стене церкви были прорублены ворота. В 1990-х годах силами местной общины, добровольцев и местных жителей было начато восстановление церкви, в 1993 году в ней прошла первая служба, в 2000 году церковь была передана монастырю.

Здания за пределами монастырских стен

В 1905 году при игуменье Адриане были построены монастырская пристань и каменная часовня в честь Иоанна Предтечи напротив северо-западного угла монастыря.

Также за пределами монастыря располагались деревянные хозяйственные помещения, скотные дворы, кладовые и т. д.

Кладбище

В 1888 году с восточной стороны монастыря, на крутой горе устроено монастырское кладбище и часовня при нём.

В XX веке кладбище, как и саму гору, стали называть «Старым кладбищем».

Настоятельницы

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
  • Памфилия (Коротнева) (1714—1727)
  • Маврикия (Ходнева) (1810—1855)
  • Арсения (Клементьева) (1855—1863)
  • Филарета (Сыромятникова) (1863—1885)
  • Нила (Ускова) (1885—1895)
  • Арсения (Корчагина) (1895—1904)
  • Адриана (Свешникова) (1904—1910)
  • Асенефа (Корчагина) (1910—)
  • Зосима (Рыбакова)
  • Евфалия (Лебедева) (1999 — 7 марта 2018)
  • Тавифа (Федорова) (с 7 марта 2018)
  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Сведения о Горицком женском монастыре. — Кириллов, Вологда, 1994. Архивная копия от 20 февраля 2009 на Wayback Machine
  2. Веселовский С. Б. Последние уделы в Северо-Восточной Руси // . Том // Исторические записки. — 1947. — Т. 22.
  3. Раков Э. Горицкие затворницы // Монастырь опальных княгинь. — СПб.: Концепт, 1995. — 72 с.
  4. Флоря Б. Н. Разгром Новгорода Великого // Иван Грозный. — М.: Мол. гвардия, 1999.
  5. 1 2 3 4 5 6 Аринин В. Легенды и были девичьей обители. — М.: Памятники Отечества, 1994. Архивная копия от 21 февраля 2009 на Wayback Machine
  6. Варламов А. Сенсационная находка // Речь : газета. — 24.10.2007. Архивировано 1 марта 2012 года.
  7. Необычная находка или сенсационное открытие?. Служба информации Радиостанции «Трансмит» (24.10.2007). Дата обращения 6 июня 2009. Архивировано 1 марта 2012 года.
  8. 1 2 3 4 5 Воскресенский Горицкий женский монастырь на сайте Вологодской епархии (недоступная ссылка). Дата обращения 7 июня 2009. Архивировано 26 июня 2009 года.
  9. Горицкий монастырь // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  10. Демкин А. Могила княгини Дарьи Михайловны Меншиковой в селе Верхний Услон // История Петербурга. — № 2 (60). — 2011.
  11. Летопись Горицкого монастыря. Архивировано 6 августа 2012 года.
  12. Сестры Горицкого монастыря записали и сохранили устное повествование архимандрита Феофана о старце Клеопе Покровском.
  13. Воскресенский Новодевичий монастырь. Архивировано 6 августа 2012 года.
  14. Г. Бочаров, В. Выголов. Вологда. Кириллов. Ферапонтово. Белозерск. — М., 1969. Архивная копия от 21 февраля 2009 на Wayback Machine
  15. 1 2 Раков Э. Экскурсия по монастырю // Монастырь опальных княгинь. — СПб.: Концепт, 1995. — 72 с.
  16. Возвращённые имена (недоступная ссылка)
  17. Возвращённые имена (недоступная ссылка)
  18. http://www.patriarchia.ru/db/text/4951220.html
  19. В Горицком монастыре в Вологодской области обвалилась стена XVI века — Портал-Credo.Ru
  20. Здравомыслов К. Я. Панфилия или Памфилия (Коротнева) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

Литература

Горицкий Воскресенский монастырь на Викискладе

  • Летопись Горицкого монастыря (Публикация, вступительная статья и комментарии Г. О. Ивановой)
  • Куликов С. Б. Некоторые итоги исследований истории возникновения и строительства соборного комплекса Воскресенского Горицкого монастыря
  • Рихтер Д. И. Горицкий-Воскресенский монастырь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Смирнов А. И. Горицкий Воскресенский женский монастырь во второй половине XIX века
  • 1661 г. мая 31. — Отписная книга Воскресенского Горицкого девичьего монастыря отписчиков Кириллова монастыря черного попа Матвея и старца Герасима Новгородца игуменье Марфе Товарищевых. (Подготовка к публикации Ю. С. Васильева)
  • Сойкин П. П. Горицкий Воскресенский монастырь в Кирилловском уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 146-147. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
  • Е. Э. Спрингс, А. В. Маштафаров, Е. Р. Стрельникова. Горицкий в честь Воскресения Господня женский монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. XII. — С. 113-118. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-017-X.

Краеведческий музей в Горицком монастыре в Переславле-Залесском

Зима лёгким снежком пытается зацепиться на осенней земле. И зимние картины уже встают перед глазами. Вспомнилась пока ещё прошлогодняя поездка в Переславль-Залесский зимой. Мы выкладывали её вместе с oumnique, но некоторые красивые моменты остались неопубликованными.
Например, краеведческий музей в Горицком монастыре. Запоминается выставка предметов из окрестных дворянских усадеб.
Это не новодельное воссоздание обстановки, как иногда практикуют в музеях, это самые подлинные вещи
Какое двойное готическое кресло! Прямо как двойной трон царей Ивана и Петра.
Сайт музея-заповедника сообщает: В экспозиции — художественные ценности и бытовые вещи из разрушенных дворянских имений Переславского уезда, часть того, что удалось спасти М.И.Смирнову и В.Е Елховскому от разграбления и уничтожения в 1920-е годы. Жаль, что нет информации – из каких именно усадеб собраны предметы.
Мемориальная экспозиция Ф.И.Шаляпина, который бывал в окрестностях Переславля на лаче у художника Коровина и в гостях у Полубояринова, а затем и сам купил дачу в Рахутино, откуда в музей перевезены некоторые вещи.
Шаляпин играл с друзьями в лото
Также в музее образцы народных промыслов.
В художественном музее есть картины друга Шаляпина Константина Коровина.
С.Ю. Жуковского
А это местная жанровая сцена – рынок в Переславле-Залесском
В детстве помню примерно такой фартук, хранившийся у бабушки.
Сезон санок начинается!
Краеведческий и художественный музей находятся в здании духовного училища и трапезной палаты Горицкого монастыря.
Успенский Горицкий монастырь был основан в XIV веке предположительно во времена Ивана Калиты. В 1382 году разорен Тохтамышем, затем восстановлен на средства великой княгини Евдокии, супруги Дмитрия Донского. В 1744 году в связи с образованием Переславской епархии Успенский Горицкий монастырь должен был стать кафедральным и подвергся большой перестройке. Однако в 1788 году Переславская епархия упразднена, материальные и финансовые средства вывезены в Петербург, в зданиях расположились городские учреждения (суд, казначейство, магистрат,), Успенский собор становится городским приходским храмом. В 1881 году территория монастыря возрождается, здесь открывается духовное училище. В 1919 году открывается краеведческий музей.
Слева – белый храм — Церковь Всех Святых, построена в 1670-1700. Справа — Собор Успения Пресвятой Богородицы, 1750-60 гг.
Правее – Богоявленская церковь с колокольней 1760-70 гг.
Памятник князю Юрию Долгорукому, основателю Переславля-Залессского скульптора С.М. Орлова
Часовня Георгия Победоносца из деревни Фонинское, XIX век.
На старой звоннице устроена смотровая площадка, где открываются чудесные виды Переславля-Залесского. Золотыми куполами блестит Никольский монастырь, вдали на берегу озера Никитский монастырь
Плещеево озеро
Церковь на берегу – про неё ещё будет рассказ.
Трубы в Переславле тоже есть
Россия
Материалы о Горицком монастыре на сайте Переславских краеведов
http://pki.botik.ru/show-section.php?mon

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *