Годеново крест животворящий

История явления Креста

Воистину чудесна история явления Чудотворного Креста на российской земле. Сказание повествует нам, что явилась эта святыня с «греческой стороны», и произошло это ровно за 30 лет (день в день!) до взятия Константинополя, которое ознаменовало окончательное падение Византийской империи – оплота Православной Церкви. 29 июня по старому стилю (11 по новому) 1423 года на Сахотском болоте пастухи увидели столп света, исходящего с неба на землю. Долго пробирались они к этому месту по непроходимым болотистым местам, а дойдя, увидели Чудо. В столпе света на воздухе стоял Животворящий Крест, а рядом с ним – образ Святителя Николая со Святым Евангелием в руках. И услышали они глас, возвещающий, что на этом месте будет возведен «дом Божий», и будет всем пришедшим сюда помощь и исцеления от Креста Господня.

Строители, которым было поручено строить храм, заложили основание церкви чуть в стороне от места явления Креста, так как место было сильно заболочено и непригодно для строительства. Однако в ту же ночь чудесным образом заложенный храм был перенесен на указанное Николаем Чудотворцем место, где образовался удобный для строительства холм.

С того самого времени, как построенная церковь была освящена во имя святителя Николая с пределом Животворящего Креста, стали приходить к Святому Распятию люди, получающие исцеления от святыни. В тех пор велась книга чудес, происходящих у Христова Распятия.

Не менее удивительна и дальнейшая судьба этой великой православной святыни. Пожар «слизавший» с лица земли храм Николая Чудотворца, совсем не затронул самого Животворящего Креста. Люди испытали несказанную радость, раскопав на пепелище не тронутое огнем Распятие. Сказание свидетельствует, что на благодарственном молебне перед спасенным в пожаре Крестом, многим было даровано исцеление от недугов и другие милости Божии.

Уцелел Чудотворный Крест и в годы богоборчества, когда особо ретивые активисты всеми силами пытались уничтожить святое Распятие. Сначала они хотели вынести святыню из храма, чтобы прилюдно сжечь ее. Но, какие бы усилия они ни прилагали, сдвинуть с места легкий деревянный Крест они не смогли. Тогда в ход пошла пила. Но и она оказалась бессильна перед Животворящим Крестом. Одному яростному атеисту удалось лишь отрубить топором небольшой кусочек мизинца образа Спасителя, распятого на Кресте. Односельчане этого человека позже свидетельствовали, что умер он спустя 50 лет от заражения крови, начавшегося именно с того пальца, который он повредил на образе распятого Христа.

Когда Крестовоздвиженский храм, в котором находилось Распятие до советских времен, был разрушен, святыню перенесли в церковь Иоанна Златоуста в Годеново. Сейчас Златоустовская церковь является подворьем женского Свято-Никольского монастыря, расположенного в Переславле-Залесском. Сам Чудотворец Николай, который по чудесному Божьему промыслу представился именно в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, и поныне ревностно хранит величайшую древнюю святыню. В этом же храме находится чудотворная икона святого Николая Мирликийского.

Судьба Годеновского Креста поразительна и полна необъяснимых событий и явлений. Хотя необъяснимы они только для людей далеких о веры. Тем же, кто верует в Господа, вся история Нерукотворного Креста в Годеново – это неопровержимое доказательство силы и милостей Божьей, дарованных нам, маловерным и немощным.

Чудеса исцеления у Животворящего Креста в Годеново

С момента, когда храм Иоанна Златоуста был передан Никольскому монастырю, сестры заботливо ведут летопись чудес, происходящих у Животворящего Креста. К сожалению, пожар, уничтоживший Никольский храм на болоте, не оставил нам и книги, в которой фиксировались исцеления прошлых времен. Однако, стараниями многих людей часть этих свидетельств была собрана вновь и записана. Стоит обратиться к этим записям и убеждаешься, что помощь Господа рядом – от нас нужна только вера.

Фотография с сайта sudogda.ru

К Годеновскому Кресту едут люди со всех сторон света, едут приложиться к святыне с разными проблемами. Кто-то просит помощи для детей, кто-то с надеждой обращается к Господу о возвращении мира в семью, кто-то о даровании детей. Люди приходят поклониться святыне в скорбях и в болезнях, и по вере нашей дарует Господь чудеса.

Исцеления случаются от различных недугов – ожоги, травмы конечностей, болезни позвоночника, заболевания внутренних органов (печени, почек, легких, сердца), онкология, тяжелые психические болезни и пр. Список можно продолжать бесконечно. Приведем малую толику свидетельств, зафиксированных инокинями Никольского монастыря.

Ирина из Мытищ пишет о брате своего мужа, у которого диагностировали туберкулез. Диагноз был подтвержден высококвалифицированным специалистом, и больного госпитализировали в туберкулезную клинику. Ирина с мужем, переживая за родственника, отправились в Годеново. Спустя несколько дней после горячей молитвы за болящего у Креста, диагноз был изменен на пневмонию. Больной быстро поправился.

Александр из Москвы исцелился от тяжелых колик, причины которых никто из врачей не мог установить. В Златоустовском храме они заказали молебен, отстояв который, поехали домой. По приезде после сильного приступа колик у Александра вышел большой камень, который на обследованиях не был обнаружен. С тех пор боли больше не возвращались.

Святой водой, освященной на молебне Чудотворному Кресту, получила избавление от хронической формы пиелонефрита 30-летняя москвичка Анна Минаева.

После посещения Годеново чудесным образом исцелилась от гепатита неясного происхождения еще одна москвичка – Вера Васильевна Орлова.

Многие записи повествуют о чудесных исцелениях от последствий травм. Например, у Татьяны Ивановны Сотниковой из Иваново после того, как она приложилась к Кресту, прошел сильно болевший травмированный палец на ноге.

Травма на войне в Афгане обездвижила одного молодого человека. Однажды ему приснился Николай Чудотворец, призывающий приложиться его к Животворящему Кресту. Уговорив родственников отвезти его в Годеново, молодой человек приложился к святыне, причастился в храме и заказал молебен. Исцеление произошло на глазах у прихожан – впервые он самостоятельно встал с инвалидной коляски.

Москвичка Маргарита получила тяжелую черепно-мозговую травму, попав под машину. Последствия были настолько серьезными, что она осталась инвалидом. Родные отвернулись от нее. С большим трудом добралась она до храма в Годеново, где ей произошло явление Святителя Николая. Свидетели говорят, что видимые признаки исцеления произошли тут же – походка стала уверенной и быстрой, стала двигаться правая рука, почти полностью восстановилась речь.

Фотография с сайта orthpoto.net

Записаны случаи исцеления и от кожных заболеваний: от псориаза излечилась Ксения из Херсонской области, от тяжелой экземы, которую не могли вылечить врачи, получила исцеление маленькая дочь семьи Игнатьевых из Москвы.

У Животворящего Креста часты случаи избавления от психических расстройств и беснования. Прихожане часто становятся свидетелями того, что некоторые приезжающие не могут подойти к Кресту, начинают кричать, гавкать или кукарекать.

Среди паломнической группы из Брянска в молебне у Христова Распятия участвовала болящая Наталия, которая не говорила с трех лет. Паломники рассказывают, что она обратном пути Наталия вдруг начала произносить первые слова.

Переславский врач Игорь рассказал, как по настойчивой просьбе привез к Кресту инвалида Александра, страдавшего душевным заболеванием. На вопрос, почему он не носит нательный крест, Александр ответил, что тот слишком тяжелый. После того, как он приложился к Святому Чудотворному Распятию, больной сказал, что теперь он может надеть нательный крестик. Теперь Александр часто просится в Годеново. Его состояние значительно улучшилось, стали реже беспокоить галлюцинации.

За многовековую историю разных свидетельств исцелений собралось очень много, и каждый год они прибавляются.

Как доехать к Животворящему Кресту в Годеново

Общественным транспортом добраться до храма Иоанна Златоуста весьма затруднительно. Поэтому лучше ехать на машине или с паломнической службой. Однако, если нет таких возможностей, то из Москвы от м. Щелковская идет междугородный автобус в сторону Ярославля. Выйти надо на станции «Петровск». Далее нужно сесть на местный рейсовый автобус, который ходит 2-3 раза в день, и ехать на нем до остановки «дер. Годеново».

Если ехать на автомобиле из Москвы, то по Ярославскому шоссе от МКАД двигаться 160 км до г. Петровск. Далее нужно следовать указателям «Животворящий Крест Господень, с. Годеново». От Петровска расстояние составит около 16 км.

Храм открыт для посещения ежедневно с 8.00 до 20.00, однако приложиться к открытым стопам Животворящего Креста Господня можно лишь по пятницам, субботам и воскресеньям.

Службы в храме совершаются ежедневно, кроме понедельников и вторников. В 9.00 – Божественная Литургия, а в 17.00 – Вечерня.

Как бы не был труден путь к Златоустовскому храму, это путешествие совершить стоит. Благодатная сила Святого Христова Распятия неизреченным образом действует на тех, кто сподобился посетить это место. Приложившись к Кресту, многие не хотят уходить, стремятся снова припасть к святыне, испытывая такую благодать, которую невозможно описать словами.

Храм во имя Святителя Иоанна Златоуста cела Годенова

Кондак 1

Избра́нному Царем Славы, и освященному кре́стною смертию Искупителя мира, / чудодейственную силу и́мущему древу, / составим вернии похвалу и радостно возопиим: // Радуйся, честно́е Древо, на нем бо совершися та́инство всемирного искупления.

Икос 1

Ангельския силы, яко Божии служителие о́крест Креста Господня невидимо предстояще, ужаса́шася, и поно́сную на земли́ смерть Иисусову на небеси воспеваша; мы же недостойнии, зна́мением честна́го Креста Господня освящаяся, радостно взываем:

Радуйся, честно́е Древо, кровию Богочеловека освященное;

Радуйся, честно́е Древо, прославльшееся послушанием Христовым.

Радуйся, честно́е Древо, свободившее нас от ада.

Радуйся, честное Древо, низложение диавола.

Радуйся, честно́е Древо, возглашение силы Иисусовой.

Радуйся, честно́е Древо, на нем бо совершися та́инство всемирнаго искупления.

Кондак 2

Ви́дящи Тя на Кресте ви́сяща, вся силы небесныя лица закрывающе, воспева́ша Твое величие, Жизнодавче Христе; мы же на земли́ со страхом и трепетом пред святым Твоим Крестом предстояще, воспеваем радостно песнь: Аллилуия.

Икос 2

Разум прежде недоразумева́емый, зна́мением Честна́го и Животворящего Креста Господня дивно просвещающийся, со страхом и любовию покланяется святому Древу и непрестанно воспевает сице:

Радуйся, честны́й Кресте Христов, из мертвых воскрешающий.

Радуйся, честны́й Кресте Христов, проявляющий истину,

Радуйся, честны́й Кресте Христов, на нем бо Иисус волею распяся и гвозьдми́ бысть пригвожден.

Радуйся, честны́й Кресте Христов, на нем бо святая жертва принесеся.

Радуйся, честны́й Кресте Христов, Древо всесильное.

Радуйся, честно́е Древо, на нем бо совершися та́инство всемирного искупления.

Кондак 3

Силою Честна́го и Животворящего Креста Господня бесы низлагаются, очищается нечи́стое житие наше, греховныя по́мыслы отгоняются, сердце озаряется чистотою; сего ради с верою творя Кре́стное зна́мение и с благоговением взирая на изображение страданий Христовых, поем Богу: Аллилуия.

Икос 3

Имея всегда пред очи́ма на́шима Крест святый, осеняющий святыя храмы Христианския, охраняющий святыню Господню, со слезами благодарения воспеваем сице:

Радуйся, честно́е Древо, источниче благ вечных.

Радуйся, честно́е Древо, освяще́нное плотию и кровию Богочеловека.

Радуйся, честно́е Древо, Древо чудодейственное.

Радуйся, честно́е Древо, Древо треблаженное.

Радуйся, честно́е Древо, Древо жизни и спасения.

Радуйся, честно́е Древо, на нем бо совершися та́инство всемирнаго искупления.

Кондак 4

Бурю страстей лю́тых си́лен угасити Святый и Всечестный Крест Христов, той бо меч духовный, щит верных, оружие всесильное и зна́мение всепобежда́ющее; сего ради и мы недостойнии в весе́лии взываем к Богу: Аллилуия.

Икос 4

Слыша учение Христово, веруем в тайну спасительнаго искупления, покланяемся страстем Христовым, лобызаем Крест всесильный и радостно взываем сице:

Радуйся, честны́й Кресте Христов, угасивший ярости пламя.

Радуйся, честны́й Кресте Христов, поразивший богоотступников.

Радуйся, честны́й Кресте Христов, победивший полчища вражия.

Радуйся, честны́й Кресте Христов, отсекший главу зми́еву.

Радуйся, честны́й Кресте Христов, торжество веры и надежды христиан.

Радуйся, честно́е Древо, на нем бо совершися та́инство всемирнаго искупления.

Кондак 5

Богото́чный источник исцелений бысть нам Крест Чудодейственный, на нем бо Христос волею пострада́ нашего ради спасения, и Божественнии длани своя распростерши, любовию Отчею с Голгофы объя всю вселенную, сего ради вопием Ему, Богу нашему песнь: Аллилуия.

Икос 5

Видевши вси языцы величие славы Креста Господня и чудодейственную силу и изображения и зна́мения Его, увероваша во Святую Живоначальную и Нераздельную Троицу, и поклонишася Кресту всечестно́му, ра́достно взывая:

Радуйся, честно́е Древо, силою своею на добро нас вразумляющее.

Радуйся, честно́е Древо, силою своею нас от болезней исцеляющее.

Радуйся, честное Древо, славою своею вся вражия силы в бегство обращающее.

Радуйся, честно́е Древо, славою своею венценосных царей прославляющее.

Радуйся, честно́е Древо, величием своим их царство возвышающее.

Радуйся, честно́е Древо, на нем бо совершися та́инство всемирнаго искупления.

Кондак 6

Проповедником Богоносным явися честное древо, из него бо бе сооружен Крест Христов, трисоста́вный, его бо земля чудодейственно израсти́ нетленным и зело благоухающим, на нем бо Христос волею заклан бысть: Ему бо, Спасителю мира, приносим песнь: Аллилуия.

Икос 6

Возсиял еси яко солнце правды, Всечестный Крест Христов, в недрах земли сокрове́нный, безду́шными камня́ми яко сокровище сберега́емый, и на радость всему миру обрете́нный, Ему бо велегласно вопием:

Радуйся, честны́й Кресте Христов, молитвами и усердием благочести́выя царицы Елены на́йденный.

Радуйся, честны́й Кресте Христов, на высоту Патриархом Макарием воздви́гнутый для поклонения всем языком.

Радуйся, честны́й Кресте Христов, посрамивший идолопоклонство и неверие.

Радуйся, честны́й Кресте Христов, призвавший хулителей к покаянию.

Радуйся, честный Кресте Христов, яко ты еси древо чудодейственное и Христоносное.

Радуйся, честно́е Древо, на нем бо совершися та́инство всемирнаго искупления.

Кондак 7

Хотяй прояви́ти милосердие свое Спаситель мира к роду человеческому, волею приемлет поноше́ние, присуждается к позорной смерти, ко Кресту пригвождается и Кре́стною смертию смерть попирает, тем бо и мы поем Ему: Аллилуия.

Икос 7

Дивное зрелище является ми́рови: Богочеловек распинается, руце и нозе пригвождаются, ре́бра Его пробода́ются, страданиями Его и уничижением очищаются раны греховныя человечества. Крест Христов победоносным знамением Славы Божия является, сего ради взываем сице:

Радуйся, честно́е Древо, смирения образе.

Радуйся, честно́е Древо, апостолов похвало.

Радуйся, честно́е Древо, преподобных утверждение.

Радуйся, честно́е Древо, мучеников крепосте.

Радуйся, честно́е Древо, пустынножителей ограждение.

Радуйся, честно́е Древо, на нем бо совершися та́инство всемирнаго искупления.

Кондак 8

Странное чудо Позорный Крест преврати́ся в древо жизни и спасения, той бо вразумляет, освяща́ет, и от болезней душевных и телесных исцеляет с верою и любовию непреста́нно вопиющих Богу: Аллилуия.

Икос 8

Все греховное житие наше очищается чудодейственным Крестом Спасителя мира, послужившим к примирению преступнаго человечества с Божеством, сего ради благодарственно вопием:

Радуйся, честны́й Кресте Христов, являющий нам любовь и долготерпе́ние Божие.

Радуйся, честны́й Кресте Христов, им бо совершися призвание языков.

Радуйся, честны́й Кресте Христов, явление благости благоуповающим.

Радуйся, честны́й Кресте Христов, глубино упования душ, любящих Господа.

Радуйся, честны́й Кресте Христов, сило и радосте всех христиан.

Радуйся, честно́е Древо, на нем бо совершися та́инство всемирнаго искупления.

Кондак 9

Всякая житейская буря сокрушается силою Крестных страданий Богочеловека Иисуса, искупивших весь мир, тем бо и мы чествуя Всечестнаго Креста Господня Святое зна́мение, смиренно приносим Богу любви и славы радостну песнь: Аллилуия.

Икос 9

Витийствующий не может язык изрещи́ достойныя похвалы́ древу всечестному, из него бо соста́влен бысть чудодейственный Крест Христов, благоухающий любовию Страдальца Иисуса Христа, сего ради и мы недоуме́я достойно восхвали́ти Тя, со слезами вопие́м:

Радуйся, честно́е Древо, торжество церкви Христовой.

Радуйся, честно́е Древо, вра́чевство наше и радость.

Радуйся, честно́е Древо, освящение всех путей жизни нашея.

Радуйся, честно́е Древо, всем христианам вспоможе́ние.

Радуйся, честно́е Древо, всех не́мощных сило и подкрепле́ние.

Радуйся, честно́е Древо, на нем бо совершися та́инство всемирнаго искупления.

Кондак 10

Спасти хотя мир, длани своя пречистыя Христос на древо вознесе́ и древо преслушания бысть древо сыно́вняго к Богу Отцу послушания: рука, невоздержа́ние Адамово низвергшая, распростертыма рукама Богочеловека соединяет своею любовию вси концы мира; тем бо и мы торжественно взываем победную песнь: Аллилуия.

Икос 10

Стена еси, ограждающая от всех бед и напастей, Кресте Всечестный, Цельбоносный источниче всех языков, осеняющихся святым Твоим зна́мением во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, сего ради с веселием взываем:

Радуйся, честны́й Кресте Христов, Кровию Богочеловека обагре́нный.

Радуйся, честны́й Кресте Христов, цветами райскими благоухающий.

Радуйся, честны́й Кресте Христов, лучами веры нас озаряющий.

Радуйся, честны́й Кресте Христов, лучами надежды нас подкрепляющий.

Радуйся, честный Кресте Христов, лучами любви нас обогащающий.

Радуйся, честно́е Древо, на нем бо совершися та́инство всемирнаго искупления.

Кондак 11

Пение похвальное приносим Ти, Божественное животворящее Древо Креста Господня, верных осеняющее, неверных обличающее, и всех нас ограждающее от всякого врага и супостата; сего ради вопие́м песнь: Аллилуия.

Икос 11

Поюще твоя чудеса, Всесильный Кресте Христов, с верою и благодарением преклоняем колена сердца нашего, со слезами лобызаем святеи нозе Страдальца Иисуса, покланяемся страстем Христовым, и тако вопием:

Радуйся, честно́е Древо, скиптре царей христианских неприложный.

Радуйся, честно́е Древо, державо всея вселе́нныя.

Радуйся, честно́е Древо, основание благочестия.

Радуйся, честно́е Древо, водам освещение.

Радуйся, честно́е Древо, полям и садам плодоно́сие.

Радуйся, честно́е Древо, на нем бо совершися та́инство всемирнаго искупления.

Кондак 12

Благодать Твою Всесильную, Господи, являет нам Древо Треблаженное, осеняет ум наш, вразумляет и научает пети непрестанно песнь победную: Аллилуия.

Икос 12

На го́ру Голгофскую водружен бысть Крест честны́й, и Ты Создатель мира вознесе́н бысть на нем яко в позор мирови; мы же вернии лобызаем пречистыя язвы Твоя, покланяемся честно́му Кресту Твоему, сице взывая:

Радуйся, честны́й Кресте Христов, предназначенный Богом для таинства искупления.

Радуйся, честны́й Кресте Христов, яко Ты еси радостное зна́мение нашего спасения.

Радуйся, честны́й Кресте Христов, знамение нашего освобождения.

Радуйся, честны́й Кресте Христов, страстей наших умерщвление.

Радуйся, честны́й Кресте Христов, совести нашея успокоение.

Радуйся, честно́е Древо, на нем бо совершися та́инство всемирнаго искупления.

Кондак 13

О Пречестное, Божественное и Животворящее Древо Креста Господня чудодейственною Твоею силою огради мя, грешнаго, осеняющего с верою чело мое и перси моя и вся составы и уды моя святым Твоим зна́мением, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, во Славу Святыя Троицы, во Единице прославляемей и благодарственно воспевающего песнь победную: Аллилуия. Аллилуя. Аллилуя

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

Молитва

Святому и Животворящему

Кресту Господню.

Дивный чудодейственною силою четвероконечный и трисоста́вный Кресте Христов у подножия Твоего во прах распростертый, покланяюся Ти, честное Древо, отгоняющее всякое де́монское стреляние и свобождающее от всех бед, скорбей и напа́стей. Ты бо еси Древо жизни, Ты бо еси очищение возду́ха, освящение Святаго Храма, ограждение жилища, охране́ние одра́ моего, просве́щение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое зна́мение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает мя со дня моего крещения; оно со мною и на мне во вся дни живота моего на суше́ и на вода́х; оно же сопровождати мя будет до могилы, осени́т и прах мой; оно бо, святое зна́мение чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о ча́се всеобщаго воскресения мертвых и последняго страшнаго и праведнаго суда Божия.

О Кресте Всечестный осенением Твоим вразуми́, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующаго в непобедимую силу Твою, огради мя от всякаго врага и супостата, исцели вся недуги моя душевныя и телесныя.

Господи, Иисусе Христе Сыне Божий! Силою Честнаго и Животворящего Креста Твоего, помилуй и спаси мя грешнаго. Аминь.

Тропарь Кресту, гл.4.

Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние твое, / победы православным христианом / на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя // Крестом Твоим жительство.

История перенесения Животворящего Креста Господня из Храма Животворящего Креста Господня с. Погост Крест (Никольский погост) в храм свт. Иоанна Златоуста с. Годеново.

Из архивных документов известно, что в 30-х годах в храме Животворящего Креста Господня служил отец Александр Соколов ( ГАИО. ФР.1661. Оп.1. Д.19). Сохранилась анкета, заполненная его рукой в 1932 г. для органов Советской власти, а также список клира и членов церковного совета от 1934 года. Прил. 1,2.
В 1937 году священник и регент храма были арестованы. Несмотря на неоднократные обращения верующих прихода, храм был официально закрыт в 1940 г. ( ГАИО. Ф.Р.-2959.Оп. 3.Д.718). Прил.3,4.
В Ивановском областном государственном архиве сохранились списки верующих прихода 30-х годов. Вопреки гонениям на простых прихожан, священнослужителей, люди открыто объявляли себя православными : в Заречье – 183 чел., Задах — 194 чел., Скочково – 89 чел., Борисовке – 75 чел., Обухово -70 чел., Александровке -55 чел. Рязанке -66 чел., Лаврово- 75 чел., Инархово -87 чел., Лапнево- 150 чел., Антушково -140 чел. (ГАИО. Р.1661. Оп.1. Д.19).
Из документов следует, что Животворящий Крест Господень был перенесен из храма Животворящего Креста Господня в храм свт. Иоанна Златоуста с. Годеново не ранее 1940 г.- начала 1941 года.
С февраля 1939 года в храме Иоанна Златоуста с. Годеново начал служить отец Николай Введенский. Старостой этого храма была монахиня Синклитикия ( Смирнова), ранее исполнявшая клиросное послушание в женском Феодоровском монастыре г. Переславля-Залесского . После закрытия монастыря она, будучи уроженкой с. Баскач, возвращается в родные места, и вся жизнь ее с этого момента была связана с самоотверженным служением Богу у Животворящего Креста Господня. Это она в опасные моменты, когда должны были нагрянуть представители безбожной власти для того, чтобы закрыть храм, убегала с ключами на болота и пряталась там по нескольку дней, а ее племянница Кузнецова Мария, жительница с.Погост Крест , носила ей тайком еду (из воспоминаний Бабариной (Кузнецовой) Алевтины Ивановны, внучатой племянницы м. Синклитикии). В марте 1941 года арестовывают отца Николая (Введенского). В архиве г. Ярославля имеется протокол допроса монахини Синклитикии.
Протокол допроса свидетеля Смирновой Секлетеи Михайловны
с. Петровское 14 марта 1941 г.
1883г.р. уроженка д. Баскач Петровского района, Ярославской обл., бывшая монашка, в настоящее время староста в церкви в с. Годеново.
Вопрос: Что за крест приобрел отец Николай Введенский для своего прихода?
Ответ: Я могу сказать только одно, что животворящий крест принесли верующие из Ильинско-Хованского района Ивановской области. Принесли они к нам этот крест по согласованию с отцом Николаем и церковным советом, но не на совсем, а только покуда они построят себе часовню. Крест этот животворящий, ему более 500 лет. На этом месте, где нашли этот крест, стояла когда-то церковь, сгорела, вот на этом месте сложили новую церковь. Когда принесли этот крест , то отец Николай посоветовал убрать этот крест в укромное местечко, чтобы не было большого стечения народа. Несмотря на то, что крест стоит в отдаленном месте, но на него приходят смотреть многие верующие, приходят из других районов и областей. Как например из Ивановской области. Из Ростовского района Ярославской области, а также из других приходов. Приходил со своими верующими о. Алексей Прозоров, отец Сергий Веревкин.
Следователь спец. Части УНКГБ ЯО. Д.
(ГАЯО.ФР-3698.Оп.2.Д .С.-4535)
Как видно из показаний матушки Синклитикии, Животворящий Крест Господень был перенесен верующими с. Погост Крест на время,пока не будет построена часовня , потому что храм был закрыт и частично разрушен из-за того, что в 1940 году снимались колокола. Отбывший уже однажды срок с 1930 г. по 1933 г. в ссылке в Северном крае, отец Николай Введенский был вновь обвинен в антисоветской деятельности и осужден на 8 лет. Из показаний , данных о. Николаем на судебном заседании 9 мая 1941 г. ,известно, что Животворящий Крест Господень был взят им на временное хранение.
Протокол судебного заседания по делу №194 с. 9 мая 1941 г.
Судебная Коллегия по уголовным делам Ярославского облсуда в составе председательствующего члена облсуда N, народных заседателей N. И с участием прокурора Борисоглебского района т. С. при секретаре С. разбирал в открытом судебном заседании дело по обвинению Прозорова Алексея Алексеевича, Летюк Григория Лаврентьевича и Введенского Николая Васильевича по ст. 58-10ч. УК . 58-11 УК.
Введенский:
В отношении животворящего креста могу сообщить следующее: в один день приходит ко мне гражданка, говорит у нас ломают церковь и там валяется крест, который я хочу купить. Я ей не советовал и больше ничего и никем разговоров не было. На другой день вижу человек пять несут на носилках вроде человека, и я подумал, что несут человека, но потом ко мне подходит опять эта женщина и говорит, что я купила крест, я сначала не брал, но потом составил акт на его с обязательством взять его временно и в последствии передать в Музей. Но я сам ничего не знал о кресте .
(ГАЯО. Ф.Р- 3698.Оп.2 .Д.С-4535; Ф.Р-3698.Оп.2Д.С-111511).
Документы , содержащие материалы допроса монахини Синклитикии и отца Николая Введенского приводятся с сохранением орфографии и пунктуации оригинала.
Известно, что в 1925 году Ростовский музей взял себе на учет здание храма Животворящего Креста Господня и всех предметов в храме, и без разрешения музея все предметы не подлежали перемещению, вывозу и переделке, о чем свидетельствует документ (ГМЗ «Ростовский кремль». АД.730).Прил.5. Отец Николай не мог не знать этого. Как видно из документов, о. Николай ссылается на женщину, не оглашая ее фамилии, и версия о покупке была единственно возможной на тот момент, потому что к обвинению в антисоветской деятельности священнику прибавили бы еще обвинение в сокрытии украденного музейного имущества.
В 1941 году , вскоре после переноса Животворящего Креста Господня, началась Великая Отечественная война, вопрос о строительстве часовни в с. Погост Крест и переносе Креста на место Его явления поднимать было и невозможно из-за военного времени, и некому. Во время войны на территории храма расположился детский дом для детей из блокадного Ленинграда, а впоследствии – для детей из Ивановской области.
И только в настоящее время, когда усилиями братии мужского монастыря Животворящего Креста Господня из руин вновь поднялся храм, стало возможно восстановление исторической справедливости и возвращение Животворящего Креста Господня на место Его явления- с. Погост Крест.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3


Приложение 4

Приложение 5

>
Ведьмочка.net

Животворящий крест в Годеново и экскурсия в Ростов Великий

Продолжаем рассказ о наших паломнических экскурсиях.
Прохладное утро 4 августа мы встретили в Городище, что близ города Переяславля-Залесского.

Как только проснулись отправились на источник, освящённый в честь Никиты Столпника, расположенный на месте колодца, выкопанного этим святым. Окунувшись в источник, мы продолжили путь.

Следующая остановка была в селе Годеново Ярославской области в храме во имя святого Иоанна Златоуста. Главной святыней этого местечка является нерукотворный Годеновский крест.

Приложившись к животворящему кресту в Годеново, паломники отправились в Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, основанный в 14 веке. В монастыре находятся несколько святынь: мощи святого Димитрия Ростовского (единственного канонизированного святого 18 века), которые хранятся в соборе во имя св. Димитрия, построенном на пожертвования графа Н.П. Шереметьева, принесённые в благодарность Господу за рождение наследника, второй святыней является чудотворная икона святых Иакима и Анны, родителей Пресвятой Богородицы, покровителей семьи, люди молятся перед этим образом о рождении детей, последний факт произошедшего чуда был зафиксирован в июне 2016 года, когда у супружеской пары, прожившей вместе 17 лет, жена зачла ребёнка.

Следующим местом на нашем маршруте был Борисоглебский монастырь, основанный в 14 веке монахами Троице-Сергиевского монастыря. Монахи этого монастыря служили корабельными священниками на кораблях Русского флота во время Русско-японской войны.

После этого паломники отправились в Ростовский кремль. Он является памятником архитектуры 16 века. В ансамбле Кремля представлены здания, построенные в различных стилях. Там мы слышали потрясающий колокольный звон, имели возможность побродить по Митрополичему яблоневому саду, любовались трудами местных зодчих.

Последняя остановка в этот день была в Троице-Сергиевском Варницком монастыре, который находится под Ростовом Великим. Монастырь удивительной красоты поражает своим видом, первозданность окружающей природы помогает отрешиться от мыслей мира сего. Монастырь построен на месте, где отроку Варфаламею (Сергию Радонежскому) было явление старца.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *