Где мощи князя Владимира

Содержание

Очередь к Матроне простоит до 4 марта

Пребывание ковчега с частицей мощей святой блаженной Матроны Московской в храме Архангела Михаила на Студеной горе во Владимире продлено до 4 марта, подтвердили Зебра ТВ в паломнической службе Владимирской епархии. Ежедневно к церкви на Студенке выстраивается длинная очередь из сотен страждущих помолиться перед реликвией — православные верят, что прикосновение к мощам Матроны дарует избавление от недугов, нравственных и физических.

Напомним, частицу мощей Матроны Московской во Владимир доставили 10 февраля — правда, не из московского Покровского монастыря, где хранятся мощи святой. Ковчег с частицей мощей блаженной Матроны прибыл из Элистинской и Калмыцкой епархии, чей архиепископ Юстиниан родился в городе Костерёве Владимирской области.

«Наше моление освещено сегодня и тем, что мы имеем возможность созерцать славу святой блаженной Матроны Московской. Будучи отягченной недугом, святая сосредоточилась на своей душе и молитвой достигла такого преображения, что стала прозревать души других людей. Сегодня к святой Матроне обращаются все и получают исцеления и врачество от всех болезней. Всех чудесных историй не перечесть! Молитвами святой блаженной Матроны и мы обратимся к своей душе», — митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия, принимавшего ковчег с мощами.

Предполагалось, что мощи Матроны пробудут на владимирской земле до 25 февраля, святыня доступна для верующих в храме Архангела Михаила на Студёной горе ежедневно с 7:00 до 19:00. Возможно, местные церковные власти не предполагали, что поклониться святой Матроне захотят так много владимирцев — и поэтому было принято решение оставить ковчег во Владимире еще на неделю.

Но, заботясь о душах паствы, организаторы пребывания мощей Матроны во Владимире несколько позабыли о физических нуждах верующих, полагают некоторые владимирцы. В редакцию Зебра ТВ обратилась одна из жительниц столицы Владимирской области — она переживает, что для православных, проводящих в очереди к храму достаточно длительное время, не созданы хотя бы минимальные условия для отправления естественных надобностей. В итоге, по словам женщины, все окрестные закоулки приобретают не самое выдающееся санитарное состояние. А со среды в регион-33, по прогнозам синоптиков, придет достаточно серьезное похолодание — и «великое стояние к Матроне» для многих может оказаться непосильным испытанием.

Как поясняет официальный представитель владимирской мэрии Александр Карпилович, городские власти по запросу епархии готовы оперативно помочь церкви организовать для верующих удобства: поставить биотуалеты, возможно, полевую кухню с согревающим чаем. На очередь из страждущих приобщиться к вере в исцелительные мощи Матроны городские власти обратили внимание еще в выходные дни, во время объезда территории областного центра. Однако просьбы о помощи в организации более комфортной дороги в храм для верующих от представителей епархии пока не было.

В пресс-службе молодежного отдела Владимирской епархии пояснили Зебра ТВ, что пребывание мощей святой Матроны во Владимире действительно продлили по просьбам верующих — из районов региона-33 не все желающие поклониться мощам успевают доехать до областного центра.

В молодежном отделе подтвердили, что звонок из мэрии к ним уже поступил — и в ближайшее время возле храма будут установлены дополнительные биотуалеты. К слову, место для санитарных нужд возле церкви уже есть, во дворе — сегодня к нему был повешен указатель.

В день в храм на Студенке приходят по 3 — 3,5 тысячи человек, сегодня, скорее всего, будет больше, говорят в епархии. Максимум, сколько верующим приходится проводить на улице в ожидании входа в церковь — 2 часа. С очередью работают волонтеры — тех, кто пришел с детьми, пропускают вперед.

В Успенском соборе в центре Владимира четыре дня будет пребывать ковчег с частицей мощей святителя Луки, архиепископа Крымского и Симферопольского. Главную крымскую святыню во Владимир (и еще шестнадцать городов от Владивостока до Калининграда) доставит Фонд Андрея Первозванного. Ппутешествие святыни началось 1 октября и продлится до 27 ноября, Владимир стал практически последним пунктом. Ковчег с мощами в наш город прибудет из Нижнего Новгорода, а после отправится в Калугу и Смоленск. Кстати, ковчег с частицей мощей святителя Луки впервые покинет на такой долгий срок Симферополь.

Торжественная встреча святыни состоится 25 октября в 17.00 в Успенском соборе, водосвятый молебен возглавит митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий. Для всех желающих поклониться мощам храм будет 26 октября открыт с 7:00 до 19:00 часов, 27 октября – с 7:00 до 20:00, а 28 октября – с 7:00 до полудня. Ежедневно будет совершаться молебен святителю Луке. Святителя Луку считают одним из самых почитаемых святых, живших в XX веке. При земной жизни много помогал людям как врач и хирург, поэтому верующие обращаются к нему с просьбами о помощи в различных болезнях и немощах.

СПРАВКА «КП»

Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в Таврической губернии. После окончания гимназии молодой человек выбирал между медициной и рисованием, сначала подал документы в Академию Художеств, но потом все же предпочел профессию врача, посчитав ее более полезной обществу. Работал земским врачом, вел активную хирургическую практику, написал несколько научных трудов, защитил докторскую диссертацию. В 1921 году после смерти жены принял сан, став протоиреем, был репрессирован, но никогда не прекращал лечить людей. Потеряв зрение в конце жизни, он уже не мог оперировать и только благославлял пациентов, исцеляя своей верой. Скончался он 11 июня 1961 года и на маленьком церковном кладбище долгие годы приходили люди в надежде исцеления и нередко получали его. В 1995 году архиепископ Симферопольский и Крымский Лука был причислен к лику святых Православной Церкви, его мощи были перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор.

С 25 по 28 октября во владимирском Успенском соборе будет находиться ковчег с частицей мощей святителя Луки Крымского. Православные верят, что молитва к этому святому способна укрепить в вере и исцелить болезни.

Встреча святыни состоится в четверг, 25 октября, в Успенском соборе. Водосвятный молебен и акафист Луке отслужат митрополит Евлогий с епископом Александровским и Юрьев-Польским Иннокентием и епископом Муромским и Вязниковским Нилом. Молебен Луке отслужат утром в 8:00 в пятницу и субботу, а также в воскресенье после литургии, которая начнется в 9:00. Каждый день доступ к мощам будет открыт с 7:00 до 19:00, отбытие мощей произойдет в воскресенье в 09:00 (первоначально сообщалось об отбытии мощей в 12:00, однако время изменилось).

Мощи святителя Луки Крымского с 1 октября по 27 ноября по благословению патриарха посетят 17 российских городов от Владивостока до Архангельска.

В конце августа делегация из Крыма передала частичку мощей святителя Луки в Муромскую епархию. Ранее из Мурома в Крым отправляли часть мощей Петра и Февронии. На день города Владимира 2 сентября над Соборной площадью находился аэростат с иконой Луки Крымского.

Фото — eg.ru

С Владимирским краем святителя Луку, в миру Валентина Войно-Ясенецкого, связывают годы работы в Переславле-Залесском, находившемся тогда в составе Владимирской губернии. Здесь он с 1910 года в разное время возглавлял городскую и уездную больницы, а также военный госпиталь.

Работая в Переславле, врач издал книгу «Регионарная анестезия» и задумал труд «Очерки гнойной хирургии» − спасший жизни в Великую Отечественную войну. За «очерки» Валентин Войно-Ясенецкий в 1946 году получил Сталинскую премию первой степени, уже будучи монахом, репрессированным и находясь в сане священнослужителя.

За свою жизнь Валентин Войно-Ясенецкий проработал в разных уголках Советского Союза, от Ташкента до городов Заполярья. Три раза побывал в ссылках, но не отказался от своих религиозных взглядов. В многочисленных показаниях на следствии сообщал, что считает советское государство наилучшей формой госустройства, но не может поддерживать власть из-за ее отношения к православию. Резко выступал против обновленческой церкви, в последние годы писал статьи против американского милитаризма.

Валентин Войно-Ясенецкий успешно проводил достаточно сложные операции и в условиях недостатка врачей в СССР пользовался большим уважением, особенно в ссылках, где также заведовал медицинскими учреждениями. Будучи самым квалифицированным врачом в отдаленной местности, святитель Лука лечил своих надзирателей и доносчиков, а также их детей.

Войно-Ясенецкий (справа) и епископ Иннокентий Фотография из следственного дела

После войны и до смерти в 1961 году ослепший Валентин Войно-Ясенецкий служил архиепископом в Симферополе. Трое его сыновей стали докторами наук. После смерти началось местное прославление, главным образом на Украине. Образ «святителя-хирурга» стал также популярен в Греции. Украинской православной церковью в 1995 году был канонизирован как местночтимый святой. В 1997 году в России издали книгу «Святитель-хирург», ставшую церковным бестселлером, в 2000 году был канонизирован РПЦ.

В российских публикациях упоминаемость святителя Луки резко выросла после присоединения Крыма в марте 2014 года. За два года после крымских событий количество публикаций о св. Луке в интернете превысило число публикаций за весь предыдущий период.

В последние несколько лет РПЦ стимулирует народное почитание святителя: его мощи путешествуют по епархиям и учреждениям ФСИН, о его небезынтересной жизни и служении снимают фильмы.

Тэги Евлогий РПЦ Успенский собор

Свято-Успенский кафедральный собор Владимира по праву признан одним из наиболее значимых храмов в городе, который уже давно является обязательной частью любой экскурсионной программы. Само святилище было возведено во время правления князя Андрея Боголюбского в середине 12-го века, дабы стать в будущем главным Божьим храмом государства. Согласно сохранившимся летописям для его создания из всех земель, а также с романского Запада были приглашены талантливейшие мастера. А вот узнать более подробно, что представляет собой святилище, когда проводятся богослужения и как к нему добраться можно из нашей статьи.

Описание Успенского собора Владимира

Следует отметить, что храм является пятиглавым, трехапсидным пятизальным крестово-купольным из белого тесанного камня и совмещает в себе несколько периодов строительства. Изначальное его шестистолпное, трехапсидное, трехнефное ядро, которое создавалось в 1158-1160 гг. было дополнено в 1185-1189 гг. открывающимися внутрь святилища двухъярусными галереями, образовавшими дополнительные два зала.

Планировочная же структура храма стала представлять собой квадрат благодаря образованным галереям всеволодовой постройки включающую в себя прямоугольное старинное ядро, при этом как у новой постройки, так и у древнего святилища площадь является приблизительно равной друг другу.

Храм имел всего три притвора, а цоколь внешне выглядел как обычный непрофилированный отлив. Пересечения стен было выполнено с аркатурным-колончатым поясом, с поребриком над ним. Между колоннами простенки отделаны фресками, а молельню украшал зооантропоморфный скульптурный декор. Через лестничную башню, примыкающую у северной стены святилища к западному пряслу возможно было подняться к хорам храма.

Суровость же глади стен расположенным с внешней стороны немного оживляется благодаря рельефам, которые частично были выполнены в период новой обстройки молельни и перенесены со стен святилища Андрея Боголюбского. В древней части храма с юго-западной стороны располагаются фигуры Артемия и Авраамия, причем фигуры, находящиеся на заиконостасных столпах, были расписаны лишь в 1189 г.

Святыни

А вот среди особенностей и представленных в храме святынь можно выделить наиболее примечательные: фрески, мощи, иконы.

Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира

Следует заметить, что росписи храма были расчищены только в 1918 г., при этом обнаружилось что они сильно пострадали от побелки и безграмотной реставрации. Поэтому сами фрески до наших дней дошли лишь частично сохранившимися, а большая часть из них навсегда останется утерянной (к примеру, в северо-западной части молельни, в куполе, на парусах, алтаре и не только).

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Те, части росписей, которые были расчищены относятся к фрагментам действительно величественной композиции «Страшного суда», служащая украшением прилегающих столбов и западных сводов южного и центрального нефов.

Мощи святых в Успенском соборе Владимира

Здесь почивают мощами нетленными, как владимирские богоугодники, так чудотворцы всего русского государства, к которым относятся:

  • благоверный праведник князь муромский Глеб (день памяти 20 числа в июне месяце/июль месяц 3-го числа);
  • Андрей Боголюбский – великий благочестивый князь, память которого приходится на 4/17 число в июле месяце;
  • Георгий (проводится день памяти церковью 4/17 числа последнего зимнего месяца) – великий князь, который своим праведным образом жизни был удостоен канонизации.

Также в молельни находится части святых мощей св. богоугодника великого князя Владимирского Невского Александра, равноапостольного праведного князя Владимира. Примечательным является то, что в представленном Божьем храме в расположенном в галерее некрополи хранятся свыше 40 мощей святых праведников.

Иконы Успенского собора Владимира

К особо чтимым чудотворным ликам, представленных в Божьем храме следует отнести:

  • образ Царицы Небесной «Боголюбская»,
  • образ Пресвятой Богородицы «Владимирская»,
  • икона «Максимовская»,
  • божественный образ святителя Авраамия Болгарского с частицами его мощей,
  • лик Апостола Симона.

Православный храм Владимирской епархии пребывает в совместном ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и Православной Русской Церкви. В 1992г. был внесен в качестве памятника в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как добраться к храму

Владимирский Божий храм находится по адресу: ул. Большая Московская д. № 56, г. Владимир.
Добраться же до него можно несколькими способами:

  • рейсовым или же транзитным автобусом, отправляющимся из Москвы;
  • на личном авто;
  • также можно доехать до Владимира на поезде, идущем с Ярославского или Курского ж/д вокзалов.

Храни Вас Господь!

Луковка Жила-была одна баба злющая-презлющая, и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро.А Ангел-Хранитель ее стоит да и думает: «Какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать». Вспомнил и говорит Богу: … В магазине Сегодня в магазине обратил внимание на бабушку — долго выбирала консервы подешевле. Обратил внимание, что в плюс 2 градуса, она была в резиновых тапочках… Подошел, встал рядом, помог разобраться с ценниками, потом повел по магазину, кидал в корзину все, что попадалось на глаÐ… 7 СЕКРЕТОВ СЧАСТЬЯ ОТ АФОНСКИХ СВЯТЫХ И СТАРЦЕВ Наверное, нет на земле такого человека, который не мечтал бы стать счастливым. Но представление о счастье у каждого свое. Кто-то видит счастье в материальном достатке и богатстве, кто-то в успехе и популярности у окружающих, кому-то для счастья не хватает второй половинки, кÐ… «Именно такой веры ждет от нас Бог.» Однажды поздним вечером в одном из домов вспыхнул пожар. Вся семья – отец, мать и дети – потрясенные происходящим, выбежали на улицу и смотрели на разгорающийся огонь. И вдруг все поняли, что среди них нет самого младшего члена семьи – пятилетнего сынишки.Скорее всего,…

Во Владимир привезут ковчег с частицей мощей святителя Луки

Во Владимир доставят ковчег с частицей мощей святителя Луки, архиепископа Крымского и Симферопольского. Об этом сообщила пресс-служба Владимирской епархии.

Торжественная встреча святыни состоится в 17 часов 25 октября в Свято-Успенском кафедральном соборе. Церемонию возглавит митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий.

Доступ к святым мощам будет открыт 26 октября — с 7.00 до 19.00 и 27 октября — с 7.00 до 20.00. В воскресенье состоятся торжественные проводы святыни: в 9.00 — Божественная литургия. Молебен, в 12.00 — ковчег с частицей мощей святителя Луки отбудет из Владимирской епархии.

Святитель Лука — один из самых почитаемых святых XX века, живших в XX веке. Верующие обращаются к нему за исцелением от различных болезней и немощи, так как при жизни Святитель Лука помогал людям как врач и хирург.

Мощи святителя Луки — одна из главных крымских святынь. Впервые ковчег покинул на долгий срок Симферополь для посещения 17 российских городов — Владивостока, Новосибирска, Омска, Челябинска, Самары, Ульяновска, Нижнего Новгорода, Владимира, Калуги, Смоленска, Брянска, Орла, Курска, Липецка, Тамбова, Архангельска, Калининграда.

Места духовной силы Владимирщины

Владимир – духовный центр России. Именно отсюда столица была перенесена в Москву, поэтому вся сила и слава русского народа начинается здесь.

Сегодня ни один турист или паломник не обходит стороной владимирские земли, и это в том числе благодаря деятельности губернатора Светланы Орловой.

Туристы с удивлением узнают, что тут, под боком у Москвы, так много удивительного. Здесь построены памятники белокаменного зодчества, которые входят в список Всемирного наследия Юнеско. В наших краях жили многие известные на весь мир православные святые.

Руководитель паломнической службы Владимирской епархии протоиерей Анатолий Сегеда и его заместитель Мария Федотова рассказали мне о пяти местах духовной силы нашей земли.

Храм Покрова на Нерли – визитная карточка России. Один из самых знаменитых храмов в мире. В этом году исполнилось 25 лет, как это белокаменное чудо включили в список всемирного наследия Юнеско. Тысячи туристов со всех уголков планеты приезжают на него посмотреть.

Памятник архитектуры никогда не перестраивался, несмотря на то, что ему более 850 лет.

Этим сохранил свою уникальность.

Храм построен Андреем Боголюбским в честь праздника «Покров Пресвятой Богородицы». Престол в церкви освящен. Там ведутся богослужения. Рядом с белокаменным собором расположен еще один храм – Трех святителей.

— Два храма — это уже архиерейское подворье, — рассказывает Мария. — Подготовительная ступень перед тем, как это место станет монастырем.

Чтобы попасть в храм, нужно пройти пешком полтора километра по знаменитому Боголюбовскому лугу.

Как любой уважающий себя владимирец, я посетил «Жемчужину Святой Руси» (так принято называть церковь Покрова на Нерли). Хочу сказать, что расстояние абсолютно не чувствуется. Более того, я даже не поверил, что прошел три километра, если учесть дорогу туда и обратно.

— Так и есть, — поддерживает меня Мария. – Если человек приходит с определенными мыслями, он проходит дорогу легко и не устает. В храме Покрова на Нерли чувствуется особая атмосфера, отличная от других храмов. Там какая-то особая тишина и покой. Прихожане просят заступничества, Покрова, чтобы Богородица, как наша любящая мать, укрывала нас от всяких наветов, помогала нам и защищала. Церковь Покрова на Нерли — место уединенной молитвы. Андрей Боголюбский специально повелел построить данный храм позади от города.

Легенда гласит, что Храм Покрова на Нерли князь возвел в память о своем сыне Изяславе, который погиб в битве с волжскими болгарами.

Церковь стоит на слиянии рек Нерли и Клязьмы как знамение о совместном княжении Владимирской и Суздальской земель.

Ризоположенский монастырь в Суздале

Обитель примечательна своей огромной колокольней – высотой 72 метра. Самая высокая точка города. Как говорят местные жители, не подняться на Преподобенскую звонницу и не посмотреть на панораму города – все равно что не побывать в Суздале.

Монастырь основан в начале 13 века. Главная святыня здесь — Ризоположенский собор.

Самой выдающейся насельницей обители считается преподобная Евфросиния – дочь черниговского князя Михаила.

Юная Евфросиния ехала на собственную свадьбу в Суздаль. По одной из версий она должна была выйти замуж за брата Александра Невского, по другой – за суздальского боярина. В дороге княжна узнала, что ее жених умер. По приезде в город девушка решила уйти в Ризоположенский монастырь.

— При жизни по молитвам матушки Евфросинии было совершено много чудес, — продолжает рассказывать Мария. – Во время татаро-монгольского нашествия город был сожжен за исключением Ризоположенской обители. Монастырь охватил густой туман, и враги его не заметили. В эти тяжелые годы к праведной Евфросинии ехали за советом со всей Руси. Матушка принимала всех.

Она обладала даром прозорливости.

Монахиня предсказала смерть своего отца в Золотой Орде. Позже свою собственную кончину.

В советские годы мощи святой находились в музее, затем на протяжении 20 лет пребывали в расколе. Несколько лет назад мощи преподобной Евфросинии вернули в Ризоположенский монастырь.

— Я присутствовала на службе, когда ее мощи передавали в собор.

Когда открыли раку с мощами, храм наполнился очень сильным благоуханием.

От реликвии исходили очень тонкие ароматы, как от полевых цветов. Вчера я снова была в этом монастыре, прикладывалась к мощам святой преподобной Евфросинии. Запахи настолько сильные… Ощущение, что приложилась к цветам.

Обитель была разделена на два монастыря: Ризоположенский девичий и Троицкий вдовий. После революции монастырь закрыли. Со знаменитой звонницы сбросили колокола, а Троицкий храм взорвали. Из Ризоположенского собора сделали электростанцию. Сретенский трапезный храм стал для местных жителей клубом…

Сейчас монашеская жизнь возрождается, но не вся территория занята сестрами. По соседству с действующим храмом работает спортивная школа и тренажерный зал. Здесь же расположена гостиница и общежитие для студентов реставрационного училища.

Свято-Успенский монастырь в Александрове

Монастырь основан в знаменитой Александровская слободе. Все знают, что на этом месте находилась резиденция самого Ивана Грозного. После отъезда царя в слободе началась монашеская жизнь. Очень часто в Свято-Успенский монастырь ссылались знатные женщины из княжеских и боярских родов.

Одной из них была царевна Марфа Алексеевна – родная сестра Петра Первого.

Сегодня богослужения проходят в Троицком соборе – самом древнем в обители. Конечно, верующим храм интересен не только архитектурой 16 века, но в первую очередь своими святынями.

— В Свято-Успенском монастыре находятся мощи преподобного Корнилия Александровского Чудотворца, — сообщает Мария. — Отец Корнилий жил в 18 веке, и был духовником дочери Петра Первого — императрицы Елизаветы Петровны. Его даже не хоронили, пока она лично не приехала с ним проститься. Было жаркое лето, покойного не погребали две недели, и тело сохранило свежесть. Преподобный Корнилий прославился как известный духовный руководитель, который наставлял не только обычных монахинь, но и саму императрицу.

Преподобный Корнилий и его ученик Лукиан основали Лукиановскую пустынь – 15 километров от Александрова. Сегодня – это действующий мужской монастырь.

С начала 90-х годов в Покровском и Успенском храмах на территории слободы расположены музеи. Помимо этого, игуменья Иоанна с другими монахинями воссоздали келью преподобного Корнилия.

Храм Параскевы Пятницы. Гусь-Хрустальный район

Храм, в котором до сих пор нет электричества. Единственный источник света – свечи. Там сохранился иконостас, древние иконы, паникадило с подсвечниками. Столь необычная церковь расположена на границе Владимирской и Рязанской областей, в селе Пятница. Церковь была построена отнюдь в непростое для России время – 1924 год. Гонения верующих и отрицание Бога.

— В 17-18-е годы закрывают храмы, — рассказывает Мария. — В 19-ом изымаются церковные ценности. В 22-ом вскрывают мощи святых. Все разрушается, а тут в 24 году строят деревянный храм! В этом приходе совершенно — особая атмосфера. Кажется, что ты попал в дореволюционную Россию. Дело не только в отсутствии электрического света. Здесь служили святые люди.

Не так давно, еще в 1972 году, в Пятницком храме служил священник Петр Чельцов. Сейчас он уже причислен к лику святых, и его мощи покоятся в той самой церкви, где он вел литургии. По наставлениям нашего современника сейчас живут многие владимирские священники.

Подобно оптинским старцам отец Петр принимал по 100 и более человек в день. Священник обладал даром предвидения.

— Святой праведный Петр Чельцов относится к сонму новомучеников. Он прошел многочисленные Соловецкие лагеря особого назначения, и остался жив. В 55 году священник оказался в том самом селе — Пятница, где служил до самой смерти.

Сложную жизнь преподобного Петра предвидел оптинский старец отец Варсанофий.

При встрече с еще юным Петей Чельцовым монах благословил его иконой Божией Матери «Утоли моя печали».

Таким образом предзнаменовал юноше его жизнь. Сейчас эта икона одна из главных святынь в селе Пятница. По словам очевидцев, мощи святого праведного Петра остались нетленными.

Петр и Феврония. Муром

Наши покровители семьи, любви и верности. Князь Петр и княгиня Феврония жили в 13 веке. Они стали образцовым примером супружеской жизни. С 1992 года мощи святых праведных Петра и Февронии покоятся в Свято-Троицком Муромском монастыре.

К покровителям семейного счастья ежегодно приезжают тысячи паломников.

Многие семьи воссоединились по их молитвам, а кто-то нашел свою вторую половину. О святых праведных князьях есть легендарное придание.

— В Муроме правил князь Павел, — рассказывает Мария Федотова. – Он был женат. Во время его отсутствия к княгине повадился летать змей. Чудовище принимало образ Павла и искушало княгиню. Женщина все рассказала мужу. Князь Петр – родной брат Павла решил помочь близким. Взяв Агриков меч, он убил змея. Кровь гада поразила кожу Петра. Молодой князь покрылся язвами и струпьями. Его исцелила простая девушка по имени Феврония. Петр выздоровел, но вскоре снова покрылся язвами. Феврония вновь исцелила Петра особыми мазями. Девушка покорила князя внешней красотой и своей необыкновенной мудростью. Князь женился на Февронии вопреки запретам бояр. Она была простолюдинкой.

Со временем Петра и Февронию начали обвинять во многих злодеяниях, которые они не совершали, и выгнали из Мурома.

Супруги прошли через все испытания, и остались вместе.

У праведных Петра и Февронии было трое детей. Этому есть исторические подтверждения.

Их дочь вышла замуж за сына Всеволода Большое гнездо – Святослава, который является покровителем города Юрьев –Польского.

— Последние дни своей жизни Петр и Феврония провели в монастырях, — заканчивает рассказ Мария. — Петр — в мужском. Феврония — в женском. Накануне кончины Петр видел пророческий сон. За благочестивую жизнь князь получил дар прозорливости. Он предупредил Февронию, что скоро придет их смертный час. Феврония в это время уже вышивала надгробную пелену. Когда княгиня в последний раз воткнула иголку в ткань, сделала завершающий стяжок, одновременно закончились ее жизнь и жизнь Петра. Они умерли в разных монастырях, в один день, час, в одну минуту.

Петр и Феврония завещали похоронить их в одном гробу. Люди сочли такое погребение недопустимым для монахов.

Их тела положили в разных обителях. На следующий день тела супругов чудесным образом оказались вместе.

Петр и Феврония покоятся в одной раке по сей день. На территории монастыря есть святой источник имени Петра и Февронии Муромских.

Дорогами русской истории: Владимир–Суздаль–Боголюбово

Зима – лучшее время для путешествий! И для этого совершенно не обязательно брать отпуск. Если вы хотите ощутить дух и настроение исконно русских городов, совершить паломничество к православным святыням и в вашем распоряжении есть только выходные, отправляйтесь в поездку по городам Золотого кольца России.

Владимир

Владимир. Успенский собор с высоты птичьего полета

Садимся в машину и из Москвы по шоссе Энтузиастов, а потом по трассе М-7 через Покров и Петушки едем во Владимир! Всего три часа в пути – и вы попадаете в совершенно иной мир: тут вам и ярмарка, и вкуснейшие пироги да расстегаи, и чаи на пряных травах, и сладкая медовуха, и гармонисты, и самое главное – потрясающе праздничное настроение! Вас просто захлестнет водоворот качелей-каруселей на площади перед Успенским собором и катание на санках с городских валов. Да и люди здесь совсем другие – непосредственные, открытые, улыбчивые.

Владимирцы любят свой город, умеют принимать гостей и создавать доброжелательную атмосферу в любое время года, зимой же здесь особенно хорошо и как-то совсем уж «по-русски».

Вы помните, что Владимир – древняя столица Северо-Восточной Руси?

Помните, что Владимир – древняя столица Северо-Восточной Руси? Долгое время город был политическим, историческим и культурным центром, он имеет богатую многовековую историю. Располагаясь на высоком берегу Клязьмы, Владимир может похвастать панорамными видами на реку и окрестности – впечатляющее зрелище.

Золотые ворота

Визитной карточкой Владимира считаются Золотые ворота. Въезжая в старый город, мы проезжаем под ними, любуясь их величием и красотой. Построены они были в середине XII века и представляют собой белокаменную арку, над которой высится надвратная церковь. В давние времена к арке с двух сторон примыкали крепостные валы, частично сохранившиеся до сих пор. Они возводились с оборонительной целью – защищать город от вторжений. Сегодня одной из излюбленных забав взрослых и детей Владимира является катание с валов на санках и ледянках.

Основные архитектурные достопримечательности Владимира построены еще в XII веке и сохранились по сей день! Вы только вдумайтесь, сколько всего произошло за девять сотен лет! Собственно, сюда и едут туристы, чтобы посмотреть на старину, и мы последуем их примеру.

Успенский собор

Главная православная святыня Владимира, созданная мастерами-каменщиками еще до монголо-татарского нашествия и дошедшая до нас, – Успенский собор. Он расположен в самом центре города, на Соборной площади. Это архитектурная доминанта и исторический центр города.

Именно в стенах Успенского собора во Владимире венчались на княжение владимирские и московские князья, здесь сохранились фрески, принадлежащие кисти самого Андрея Рублева!

Роспись Успенского собора. А. Рублев. Престол уготованный, Богоматерь, Иоанн Предтеча, Адам, Ева, ангелы, апостолы Петр и Павел

Слева от царских врат иконостаса вы увидите чудотворный список Владимирской иконы Божией Матери XVII века – подлинная икона хранится в Третьяковской галерее. Одна из святынь Успенского собора – покоящиеся здесь мощи князя Андрея Боголюбского, коварно убитого в 1174 году и причисленного к лику святых в 1702 году. Именно при нем в полную силу расцвело Владимиро-Суздальское княжество и столица всех русских земель перенесена из Киева во Владимир – тем самым была поставлена точка в истории Киевской Руси.

Роспись Успенского собора. А. Рублев. Ангел, свивающий небеса в свиток

Успенский собор – действующий храм, где регулярно совершаются богослужения. При этом он один из объектов – памятников архитектуры – Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Поэтому с 10:00 до 16:00 за вход в храм с вас попросят 100 рублей, но утром и вечером, когда идет служба, вход в собор бесплатный.

Перед Успенским собором расположена смотровая площадка, подковой выдающаяся вперед. С нее хорошо просматривается Клязьма и мост через нее. А где-то далеко внизу, под склоном, по железнодорожным путям движутся крошечные, кажущиеся игрушечными с такой высоты поезда.

Еще одно чудо домонгольского периода, на которое непременно стоит посмотреть, – Дмитриевский собор, построенный в конце XII века по приказу князя Всеволода Большое гнездо. Он расположен буквально рядом, здесь же, на Соборной площади, около здания Присутственных мест. Именно внешнее убранство храма представляет наибольшую ценность: знаменитая белокаменная резьба полностью сохранилась.

Под стенами соборов на всем пространстве Соборной площади раскинулась, разгулялась, раскраснелась веселыми лицами задорная русская ярмарка. Здесь можно перекусить, отведав ароматных пирогов, кулебяк и расстегаев прямо из печи, напившись удивительного целебного чая, а если холодно, то и согревшись медовухой, которую, оказывается, подают не только холодной, но и горячей. Вы обязательно увезете с собой и несколько сувениров: Владимир славится своей керамикой, а соседний Гусь-Хрустальный – тончайшим морозным кружевом хрусталя.

Димитриевский собор

Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы включены в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому посещение этих мест – программа-минимум для всех туристов.

С течением времени город разрастался. Возводились храмы, появились торговые ряды, а купцы строили свои дома. Сегодня древний Владимир может похвалиться и малоэтажной архитектурой XVIII–XIX веков.

По старинным городским улочкам можно гулять допоздна, и вы будете удивлены, увидев, сколько людей беззаботно прогуливается, подобно вам, – здесь и стар, и млад.

Нагулявшись вдоволь, надышавшись древностью города, поужинав в одном из тысячи уютных и недорогих ресторанчиков или кафе, останавливаемся на ночлег. Надо заметить, что гостиницы во Владимире вполне неплохи, и хотя в большинстве своем были построены еще в советские годы, но и сегодня вполне добротны и приемлемы по ценам. Немало хороших гостиниц расположено и вне города, в ближайших его окрестностях, например за Клязьмой, и добраться до них на машине – дело 10–15 минут.

Побывав в этом исконно русском городе, вы непременно захотите снова сюда вернуться и полюбоваться просторами и видами, открывающимися со стороны Успенского собора, поклониться Владимирской иконе Божией Матери и приобщиться к всеобщему веселью в духе прошлых веков.

Суздаль

Суздаль

Наутро наш путь лежит дальше, в сказочный город, где кажется, что время воистину повернуло вспять, – в Суздаль. Благо, от Владимира до Суздаля совсем недалеко – всего 30 километров – и дорога нас ждет нетрудная и живописная.

В прошлом Суздаль – столица Ростово-Суздальского княжества. И после того, как Андрей Боголюбский перенес административный центр во Владимир, город продолжал отстаивать свое первенствующее значение. С середины XIII века Суздаль становится столицей самостоятельного Суздальского княжества.

Город подвергался нападениям и разграблениям со стороны то волжских булгар, то польско-литовских захватчиков, то крымских татар, но, несмотря на это, с XVI века Суздаль становится духовной жемчужиной Руси.

Да-да, это не ошибка: и храмы, и площади, и улицы, и даже частные дома – весь Суздаль признан музеем!

Именно в этом городе, весьма провинциальном сегодня, рождается иллюзия, что на дворе не XXI век, а много более ранние времена. Все дело в том, что Суздаль имеет статус города-музея. Да-да, это не ошибка: и храмы, и площади, и целые улицы, и даже частные дома – весь город целиком признан музеем!

Суздальский кремль

Суздальский кремль – самая древняя часть города, ведущая свою историю еще с X века. На его территории сохранился собор Рождества Богородицы – самый древний храм Суздаля, построенный «каменным зданием» в начале XIII века. Но так как храм был построен из известняка, верхняя часть постройки не сохранилась. Ее восстанавливали три столетия спустя уже из кирпича. Но вся нижняя часть постройки с рельефными изображениями и орнаментами дошла до наших дней без изменений.

В наши дни Рождественский собор – это действующий храм: тут совершаются богослужения – и одновременно часть музея-заповедника. Помимо сохранившихся с момента постройки фресок самой главной достопримечательностью собора Рождества Богородицы являются «златые врата» с изображениями и древними письменами, которые можно буквально читать, как книгу.

Не оставляет равнодушным и колокольня XVII века, украшенная часами-курантами, на которых вместо привычных для нас цифр – буквы славянского алфавита. Завораживающий вид открывается с крепостных валов Суздальского кремля. По правую руку расположена Ильинская церковь – этакий пряничный домик на возвышенности.

Спасо-Евфимиевский монастырь

Обязательно посетите в Суздале Спасо-Евфимиевский монастырь. Следует сразу же уточнить: если цель вашей поездки – паломничество, то здесь вы испытаете двоякое чувство. Вся территория находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Соответственно, никаких богослужений тут не совершается. Чтобы пройти на территорию, необходимо купить билет. За 400 рублей вам предоставляется возможность увидеть 10 экспозиций: старинные иконы, золотые украшения, книги и т.д. В центре территории не обычная колокольня, а целая звонница. Дважды в день звонарь поднимается наверх и будит окрестности затейливыми старинными мелодиями.

Зрелище удручающее: алтарь Спасо-Преображенского собора используется как сцена, а сам храм – как зал для выступлений

Центральный храм – Спасо-Преображенский собор – для православных христиан сегодня представляет собой зрелище удручающее: алтарь используется в качестве сцены, а сам храм – как зал для выступлений. Ежедневно здесь устраиваются концерты церковных песнопений для посетителей. Справа от входа в собор – усыпальница рода Пожарских. Сам князь Дмитрий Пожарский захоронен здесь.

В глубине монастыря со времен Екатерины Великой располагалась тюрьма. Интересно, что именно в ее стенах провел 15 лет и скончался инок-прозорливец Авель. Именно он предсказал кончину Екатерины II, гибель Павла I, сожжение Москвы французами… Как известно, Авель также предсказал гибель последних Романовых – императора Николая II и членов царской семьи – и другие знаковые события российской истории, такие как Первая и Вторая мировые войны, победа России над фашизмом. Инок Авель похоронен за алтарем Никольской церкви. Там же установлена соответствующая памятная табличка.

Тут провел 15 лет и скончался инок-прозорливец Авель

На экспозицию, посвященную истории тюрьмы в Спасо-Евфимиевском монастыре, можно попасть, пройдя по тюремному двору, куда выводили узников на прогулку. А сиживали в ней многие: изначально – раскольники и еретики, потом декабристы и государственные преступники, затем – политзаключенные советской эпохи. В годы Великой Отечественной войны тюрьма выполняла функцию так называемого проверочно-фильтрационного лагеря для вернувшихся из плена или окружения солдат и офицеров. Остается только догадываться, какое количество страшных приговоров было озвучено в этих стенах. Начиная с 1943 года, тюрьма стала лагерем для военнопленных. Самый известный заключенный фашист – фельдмаршал Паулюс.

Сейчас внутри этой тюрьмы-музея чистенько, беленько, однако мрачный дух прежних времен ощущается здесь очень живо.

Глоток свежего воздуха кажется особенно вкусным в аптекарском огороде Спасо-Евфимиевского монастыря. Летом здесь можно насладиться запахом разнотравья и посидеть на установленных для отдыха лавочках.

Суздальский Покровский женский монастырь

Вот уж куда непременно нужно заглянуть, так это в Суздальский Покровский женский монастырь, благо, весь городок очень маленький, и от Евфимиева монастыря сюда – рукой подать.

Кстати, нельзя не заметить, что отдельное удовольствие – кататься по Суздалю на конной упряжке или просто ходить по улочкам пешком. Город словно разворачивается перед вами, постепенно раскрываясь во всем своем великолепии и необычности.

Покровская обитель была построена в XIV веке. Именно в нее ссылались неугодные представительницы знатнейших родов. Можно себе представить ощущение безнадежности и обреченности, царившее здесь. Ведь насельницы знали, что путь отсюда им заказан. А когда покидали земную юдоль, тела их захоранивали в склепе в стенах монастыря.

Сегодня монастырь ожил. В 1992 году здесь поселились первые за многие годы монахини.

Женская обитель очень красива. В центре – Покровский собор. Рядом расположена колокольня, которая соединяется с собором галереей. По периметру монастыря вы можете увидеть деревянные домики, предназначенные для келий насельниц обители, – своеобразная деревня внутри монастырских стен.

Если останутся силы, можно заехать в Александровский монастырь, хотя бы для того, чтобы, обогнув его стены с левой стороны, увидеть потрясающую панораму реки Каменки, Покровского собора и Спасо-Евфимиевского монастыря. Интересно, что изначально Александровский монастырь был основан Александром Невским как обитель женская. При Екатерине II монастырь был упразднен, и лишь в 2006 году его возобновили, но уже в качестве мужского монастыря.

Вечером, еще засветло, возвращаемся на ночлег во Владимир. Впрочем, и в Суздале можно заночевать вполне комфортно, если вы хотите двинуться дальше на север – в Юрьев Польский, в Гаврилов Посад, в Иваново. Гостиниц в этом небольшом городке предостаточно.

Храм Покрова на Нерли и Боголюбово

Храм Покрова на Нерли. Фото: Татьяна Белякова

Мы же начинаем третий день нашего путешествия вновь из Владимира и направляемся к, пожалуй, самой главной цели нашей поездки – церкви Покрова на Нерли. Это первый в мире храм, посвященный Покрову Божией Матери, – белоснежная русская мечта, воплощенная в камне. Здесь нет ничего лишнего, только строгость совершенных линий, застывших в стремлении к небу.

Храм был построен в 1165 году Андреем Боголюбским – князем Владимиро-Суздальским. Именно он в 1164 году учредил праздники в честь Покрова Пресвятой Богородицы (1/14 октября) и Всемилостивого Спаса (1/14 августа), вошедшие в литургический обиход Русской Церкви. Чтобы добраться до храма Покрова на Нерли, потребуется преодолеть пешком немалое расстояние по берегу реки. Для тех, кому идти трудно, есть вариант нанять конную упряжку: вас с ветерком довезут до места и доставят обратно. Но, откровенно говоря, если вы идете в храм не только ради праздного интереса, то имеет смысл преодолеть этот путь пешком.

Храм Покрова на Нерли. Фото: Эдуард Гордеев

Церковь Покрова на Нерли стоит в низине, на заливных лугах. Чтобы во время половодья храм не пострадал, его возвели на насыпном холме и мощном фундаменте. Стены церкви украшены резными рельефами, во всем чувствуется величие и мощь. Все великолепие этого храма дошло до нас в первозданном виде. Более восьми с половиной столетий это воплощение православной веры и силы русского духа возвышается над бескрайними просторами заливных лугов и влечет к себе паломников со всего света.

Здесь поистине благодатное место! Молчаливая гладь полей, плавный изгиб русла Нерли, высокое небо, кажущееся на этих просторах особенно бескрайним. Можно себе представить, сколько страждущих молились в стенах церкви Покрова на Нерли со времен Древней Руси и до наших дней!

Из внутреннего убранства в храме сохранился лишь каменный иконостас, однако иконы в нем уже современные, мозаичные. Здесь можно поставить свечи святителю Николаю – покровителю всех путешествующих – и, конечно же, преклонить голову перед главной для русичей иконой – образом Покрова Богородицы.

Боголюбский монастырь Рождества Богородицы

Прежде чем покинуть Боголюбово, обязательно посетите Боголюбский монастырь Рождества Богородицы. Это женская обитель, построенная на территории княжеского двора Андрея Боголюбского. Как известно, князь Андрей был убит заговорщиками в 1174 году в своей загородной резиденции в Боголюбово. От древних палат мало что осталось. Но что интересно, часть дома с лестницей, под которой пытался укрыться от своих преследователей князь, но был ими жестоко убит, сохранилась. Об этом свидетельствует и соответствующая табличка на стене постройки.

Имена убийц князя Андрея Боголюбского высечены на стенах Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском

Буквально месяц назад открылся интересный факт: полный список имен убийц князя Андрея Боголюбского высечен на стенах древнего Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Имена убийц были разосланы с гонцами по всем городам и весям Руси, были высечены на стенах храмов для всеобщего порицания и проклятья, а также в назидание потомкам. Найденная надпись стала древнейшим письменным памятником Северо-Восточной Руси!

Храм Рождества Богородицы и остатки палат Андрея Боголюбского (ниже шатра колокольни)

Боголюбский монастырь активно развивается. На сегодняшний день он является действующим. Собор Боголюбской иконы Божией Матери полностью восстановлен, в нем ежедневно совершаются богослужения.

Приятная неожиданность для паломников: при выходе из монастыря установлена своеобразная кухня-столовая. Здесь насельницы обители напоят вас вкуснейшим чаем, дадут в дорогу пончиков, а также предложат отведать горячего супа. Никакой платы не возьмут. Вы будете уезжать из Боголюбова в прекрасном настроении и с уверенностью, что не всё измеряется деньгами и каждому воздастся по вере его.

Напитавшись душевно, набравшись свежих впечатлений, отдохнув от суетной Москвы, неспешно возвращаемся домой. Следующая наша цель – Сергиев Посад, Переславль-Залесский и Ростов Великий.

(Продолжение следует.)

Владимир (Владимирская область.)

Владимир — город в России, административный центр Владимирской области.

Первые люди стали появляться на территории, которую занимает современный город, около 30-25 тысяч лет до н. э. — Сунгирская стоянка. В третьем тысячелетии до н. э. здесь появляются волго-финские племена. В VI-VII вв. н. э. эту территорию осваивает финно-угорское племя меря. В IX-X вв. сюда стали проникать славяне, сначала ильменьские словени, а затем другие племена. В VIII-X вв. на холме, где позже был построен Успенский собор, располагался мерянский поселок. В ряде поздних летописей (Супрасльской, Густынской, Ермолинской, Никоновской, Холмогорской летописях, в сокращенных летописных сводах 1493 и 1495 гг., в летописных сводах 1497 и 1518 гг., Степенной книге, Русском хронографе, в «Великих Четьях-Минеях», Тверской летописи) указывается, что Владимир Святославич основал Владимир на Клязьме в 990 году:

«в лето 6498-е (990 год) поиде Володимер в землю Словенскую и страну Залесскую, в Суздальстей области и в Ростовстей, и постави тамо над рекою Клязьмою град, и нарече его первым своим именем Володимерь, и созда церковь Пресвятыя Богородицы соборную: повеле же людей крестити повсюду и церкви ставити, даде же им первого епископа Феодора».

В летописи Авраамки, содержащей более древний и краткий текст, указано, что Владимир основал город в «Словенской земле», но о Залесье/Ростово-Суздальской земле и реке Клязьме не упоминается.

C 1108 года — укрепление города Владимиром Мономахом, как опорного пункта защиты Ростово-Суздальского княжества. Расцветом обязан князю Андрею Боголюбскому, который в 1157 году перенёс столицу Владимиро-Суздальского княжества. Во Владимире и соседнем Суздале сложилась владимиро-суздальская школа живописи; в городе велось летописание. Значительный урон как общерусскому центру северных княжеств был нанесён в 1238 году нашествием монголо-татар, которые впоследствии повторялись. В 1299 году Владимир стал резиденцией русских митрополитов, что на некоторое время усилило его политическое значение среди русских земель и закрепило статус столицы Руси.
Золотые ворота

Однако к середине XIV века с возвышением Москвы, некогда окраинного города Владимиро-Суздальского княжества, стал утрачивать свою роль. Символической вехой стал переезд в 1328 году (при Иване Калите) в Москву митрополита Петра (а в конце XIV века и главной святыни — Владимирской иконы Божией Матери). В 1382 году Владимир и другие города Северо-Восточной Руси были разорены Тохтамышем. В 1441 году город подвергся нападению татарского царевича Талыча и нижегородского воеводы Карамышева. В 1609 году владимирцы восстали против ставленника Лжедмитрия II воеводы Вельяминова, закидав его камнями. В 1614 году окрестности города были разорены войсками польского авантюриста Лисовского.

С 1719 года Владимир — центр провинции, с 1778 года — наместничества. В 1783-1785 годах во Владимире строится здание присутственных мест. 1796 год — учреждение во Владимире главного и малого народных училищ. 1796 год — Владимирское наместничество преобразовано в губернию. В ноябре 1797 года открыта первая во Владимире типография. 1804 год — учреждение во Владимире гимназии. В 1834 году — открытие во Владимире первой губернской библиотеки.

В 1838-40 годах во Владимире отбывал ссылку А. И. Герцен. Через город проходила печально известная «Владимирка». 1847 году — в городе основан драматический театр. 1861 год — открытие железнодорожного движения по линии Москва-Владимир Московско-Нижегородской железной дороги. 1862 год — основание губернского краеведческого музея. В 1866 году городе окончено строительства водопровода. 29 ноября 1898 года — создана Владимирская губернская учёная архивная комиссия. 5 декабря 1908 года — заработала в городе первая электростанция.

Октябрь-ноябрь 1917 года — во Владимирской губернии устанавливается Советская власть. 25 июня 1927 года — во Владимире состоялся вечер с участием В. В. Маяковского. 14 января 1929 года — Владимир входит в состав новообразованной Ивановской промышленной области. 5 марта 1932 года — в городе начал выдавать продукцию завод «Химпластмасс» (ныне Владимирский химический завод). Май 1932 года — в городе вступил в строй завод «Автоприбор». 14 августа 1944 года — Владимир становится центром области. Декабрь 1944 года — основание Владимирской областной библиотеки им А. М. Горького. 24 апреля 1945 года — закончено строительство (с 1943) первой очереди Владимирского тракторного завода. 1950 года — открыт педагогический институт им. П. И. Лебедева-Полянского. 8 ноября 1952 года — открыта первая троллейбусная линия. 1952 год — открыт стадион «Торпедо». 1960 год — закончено строительства арочного железобетонного моста через реку Клязьма. 1964 год — открыт политехнический институт.

Владимирская область

Россия

Владимирская область образована 14 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР на территории существовавшей до 14 января 1929 года Владимирской губернии РСФСР (в границах, значительно меньших Владимирской губернии Российской империи).

Археологические раскопки Мурома и других поселений рассказывают нам о финно-угорских корнях этих земель. Территорию области населяли мещера, мурома и меря.

С X века началась славянская колонизация области, возникли города Муром, Суздаль. Территория современной Владимирской области вошла в состав Древнерусского государства. В XI веке вошла в состав Ростовско-Суздальского княжества, в XII веке Владимирско-Суздальского княжества. В начале XII века возник Владимир, тогда же, вероятно, Ярополч-Залесский. В середине XII века при Юрии Долгоруком и Андрее Боголюбском земли Владимирской области стремительно развиваются. Возникают города Юрьев-Польский, Гороховец, Стародуб-на-Клязьме, Мстиславль, княжеские резиденции Кидекша и Боголюбово. Нагляднейшие памятники истории — сохранившиеся города напоминают о древнерусской и средневековой истории — пике культурного развития этих мест, а подробные документы, об истории последних столетий (Владимирская губерния, Владимирский тракт).

Православие во Владимирской области

Владимир-на-Клязьме стал подниматься как важный центр Руси с середины XII века, когда сюда перенес свою столицу благоверный князь Андрей Боголюбский. Он же основал здесь кафедральный Успенский собор выстроенный для великой святыни — Владимирской иконы Божией Матери. С того времени Ростовские владыки, управлявшие всей церковной областью Северо-Западной Руси, нередко проживали во Владимире. Однако, самостоятельная Владимирская кафедра была учреждена лишь около 1214 года. В то время, в связи с разделением Ростовского княжества надвое, епархия была соответственно разделена и митрополит Матфей по просьбе Владимирского великого князя Юрия Всеволодовича поставил Владимиру и Суздалю отдельного архиерея — преподобного Симона. По некоторым данным в домонгольский период кафедра находилась в Суздале, но известно что епископ Владимирский священномученик Митрофан принял кончину в кафедральном соборе Владимира.

После татарского разгрома, особо тяжелого для Юго-Восточной Руси, митрополиты Киевские и всея Руси всё чаще бывают во Владимире. Однако, с 1274 года Владимирская епархия определенно была действующей и её архиерей пребывал в своёт титульном граде. В 1299 году митрополит Киевский святитель Максим окончательно переселился во Владимир, будучи утвержден в этом выборе явлением Пресвятой Богоматери. Хотя митрополит продолжал носить наименование Киевского, Владимирская епархия составила новую Митрополичью область, а отдельные Владимирские архиереи не назначались. Святитель Петр в 1325 году перенес митрополичью кафедру в Москву, но оставил Владимир в своём непосредственном управлении. Бо́льшая часть прежней Владимирской кафедры продолжила существование как отдельная Суздальская епархия, но Владимирский край разделил церковную судьбу Московской епархии вплоть до 1740-х годов. В 1352-1354 годах Владимирская епархия кратковременно существовала в виде наместничества — своего рода викариатства, которое занимал нареченный митрополитом святитель Алексий Московский.

Указом от 16 июля 1744 года был вновь учреждена местная Владимирская епархия, на деле открывшаяся 10 февраля 1748 года. Указом от 6 мая 1786 года к ней была присоединена Суздальская епархия, кафедральным городом вновь объединенной Владимиро-Суздальской епархии стал Суздаль. В 1788 году к епархии была присоединена и Переславльская, а её название изменено на Суздальскую. При императоре Павле была проведена еще одна административная реформа надолго закрепившая местное церковное первенство за Владимиром — 31 июля 1798 года туда была перенесена архиерейская кафедра, а 16 октября 1799 года епархия вновь поименована Владимирской.

С 1922 по 1936 год существовала одноименная обновленческая епархия и с 1925 года — григорианская.

После восстановление Владимирской области в 1944 году границы Владимиро-Суздальской епархии совпадали с её пределами.

16 июля 2013 года из состава Владимирской епархии были выделены самостоятельные Муромская и Александровская епархии, после чего в ведении Владимирской кафедры остались городские округа Владимир, Гусь-Хрустальный, Ковров; ЗАТО Радужный, а также Гусь-Хрустальный, Камешковский, Ковровский, Собинский, Судогодский и Суздальский районы в средней части Владимирской области. Одновременно Владимирская епархия была определена центром новоучрежденной Владимирской митрополии.

>Населённые пункты

  • Александров
  • Владимир
  • Гороховец
  • Киржач
  • Муром
  • Суздаль
  • Юрьев-Польский

Святыни Владимирской области

В Успенском соборе города Владимира находятся мощи святителя Максима, благоверного князя Георгия и его семьи, благоверного князя Глеба, святителя Митрофана Владимирского, а также мощи святого благоверного князя Андрея Боголюбского.

Святые мощи святителя Иоанна, первого епископа Суздальского и Нижегородского, почивают в соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Суздаля. Кстати, у его гроба засвидетельствованы многочисленные исцеления.

Святые мощи преподобного Евфимия Суздальского, создателя Спасо-Преображенского Евфимиева монастыря, почивают в Царевоконстантиновской церкви города Суздаля. Здесь же находятся святые мощи преподобной Евфросинии Суздальской. А в Суздальском женском монастыре — святые мощи преподобной Софии Суздальской, в миру — великой княгини Соломонии Сабуровой, жены великого князя Василия III.

Святые мощи преподобного старца Алексия почивают в Смоленско-Зосимовой пустыни, что в Александровском районе. В самом же городе в Успенском женском монастыре хранятся мощи преподобного Корнилия. А в Струнино — недалеко от Александрова — в Богородице-Рождественской Лукиановой пустыни есть мощи преподобного Лукиана.

Святые мощи преподобного Романа Киржачского, ученика основателя монастыря преподобного Сергия, — в Свято-Благовещенском женском монастыре города Киржача.

Святые мощи преподобного Димитрия, Переславского чудотворца, почивают в Юрьев-Польском в раке перед царскими вратами храма Благовещения Пресвятой Богородицы в женском монастыре во имя святителя Николая. В этом же городе в Свято-Успенском Космином мужском монастыре находятся мощи преподобного Космы Яхромского, а в Покровском храме — мощи благоверного князя Гавриила.

Муром

Святые мощи благоверного князя Константина, его сыновей Михаила и Феодора (XI-XII), и супруги Ирины находятся в Благовещенском монастыре города Мурома. Святые князья жили в XI-XII веках и немало потрудились в распространении Православия среди язычников.

Святые мощи праведной Иулиании Лазаревской покоятся в Николонабережной церкви города Мурома. Подвиг жизни святой праведной Иулиании — подвиг любви. В голодные годы (1601-1602) при царе Борисе святая распродала всё имущество и отпустила на волю своих крестьян. Некоторые из самых верных остались и собирали для своей госпожи лебеду и древесную кору, из которых та пекла хлеб, кормилась сама с детьми и слугами, питала и захожих нищих. Скончалась праведная 10 января 1604 года. А через 10 лет, устраивая могилу для её сына Георгия, нечаянно раскопали и её могилу, полную мирра.

Святые мощи святых благоверных князей Петра и Февронии, которые прославились благочестием и милосердием, почивают в Троицком монастыре города Мурома.

Есть на Владимирщине мироточивые иконы: одна из них — икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша» находится в храме великомученика Пантелеймона в посёлке Городищи Владимирской епархии. Мироточение произошло 7 июня 1996 года, при освящении нового храма в честь великомученика Пантелеймона.

На территории Владимирской епархии есть и несколько известных святых источников. Во Владимире — источник Казанской Божией Матери (или источник святого князя Александра Невского) по улице 50-летия Октября (в овраге). Есть святой источник и на территории Свято-Боголюбского монастыря, забивший в 1992 году. В Свято-Николо-Волосовском женском монастыре в селе Волосово Собинского района тоже есть источник, а также в Лакинске в храме Казанской иконы Божией Матери и в селе Новое Юрьев-Польского района.

Монастыри Владимирской области

Все монастыри

Свято-Троицкий женский монастырь (Муром)

Свято-Троицкий женский монастырь был построен в середине XVII века на средства богатого муромского купца Тарасия Борисовича Цветнова. На месте деревянной церкви Святой Троицы, построенной в 1351 году по велению князя Юрия Ярославича, в 1642-1643 гг. был воздвигнут каменный храм в честь Живоначальной Троицы. Небольшой пятиглавый Троицкий собор имеет изящные пропорции и богато украшен. Особую нарядность ему придают изразцы с изображениями трав, диковинных зверей и птиц.

Рядом с Троицким собором в 1648-1552 гг. на одном фундаменте были построены шатровые Казанская надвратная церковь и колокольня. Казанская церковь также украшена изразцами, а колокольня, благодаря прорезным граням шатра и «кружевным» деталям убора, совершенно лишена тяжеловесности. Архитектура обеих построек настолько ажурна и воздушна, что кажется, будто они стоят без всякого фундамента.

Адрес: Владимирская область, г. Муром, площадь Крестьянина (Троицкая пл.), д. 3-а г.

Телефон: (8-49234) 2-26-48

Боголюбский женский монастырь Рождества Богородицы

Монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского — единственного гражданского здания Древней Руси, дошедшего до нашего времени хотя бы частично.

Владимиро-суздальский князь Андрей Юрьевич Боголюбский (второй сын ростово-суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого) около 1158 года основал здесь загородную резиденцию — «град камен» Боголюбово, в котором также воздвиг храм в честьРождества Богородицы. Позднейшие источники объясняли выбор места волей Богоматери, либо чрез Владимирскую икону, либо при её явлении князю Андрею (см. Боголюбская икона Божией Матери).

Ансамбль княжеской резиденции включал в себя, помимо храмов, двухэтажный каменный дворец и каменный киворий; замок ограждён каменными стенами (см. одну из реконструкций). «Другого столь значительного комплекса белокаменных зданий мы в домонгольской Руси не знаем», — констатирует С. В. Заграевский. Замок до 1950-х годов считался утраченным, пока Н. Н. Воронин в 1954 году не обнаружил переход на хоры и лестничную башню, над которой в XVIII веке была надстроена шатровая колокольня. От белокаменной церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 году, сохранилась только цокольная часть.

Адрес: 601270, Владимирская область, Суздальский район, поселок Боголюбово

Смоленско-Зосимова мужская пустынь

Смоленская Зосимова пустынь входила в ряд приписных пустыней и скитов вокруг Троице-Сергиевой Лавры. Основателем мужской пустыни предание называет схимонаха Зосиму, подвизавшегося в конце XVII в. После смерти Схимника в середине XVIII в. обитель прекратила свое существование.

Несколько попыток ее возродить были безуспешны. Лишь в 1848 г. местный фабрикант Зубов поставил деревянную часовню над могилой Зосимы. В 1867-м пустынь возродили монахи Троице-Сергиевой Лавры, к которой она и была приписана.

В конце XIX в. при игум. Германе Зосимова пустынь переживала расцвет. Здесь было около 100 монахов. В 1897-м выстроили над могилой основателя большой Смоленский собор, чуть позднее — еще 2 каменных храма: Всех святых и прп. Сергия Радонежского.

Адрес: 601604, Владимирская область, Александровский район, п/о Плеханы

Храмы Владимирской области

Основные храмы Владимирской области

Успенский собор (Владимир)

Собор поставлен на крайней и высокой части холма, завершая древний центр Владимира. Он является важным элементом пространственно-композиционной структуры города и его панорамы из-за реки Клязьмы, определяет городской пейзаж.

Первая церковь В 990 году во во Владимире на Клязьме была построена из дубового леса первая православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. После того как икона Божией Матери, за это названная Владимирской, стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный великий князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни. Согласно Лаврентиевской летописи в 1158году «…заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8 день…». В 1160 году собор был уже отстроен: «Того же лета создана бысть святая Богородица… благоверным… князем Андреем… и верх ея позолоти, по вере же его и по тщанью его к святой Богородице приведе ему Бог из земель все мастеры, и украси ю паче инех церквей_» летом 1161 года.

Адрес: Россия, 600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, 56

Телефон: 8 (4922) 32-52-01

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Суздаль)

По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы – первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был огромным и величественным. Шестистолпное (или четырехстолпное) мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича — плинфы — и расписано лучшими византийскими мастерами. Но уже примерно через полвека из-за слишком слабого для такого гиганта фундамента собор начал рушиться и по приказанию Юрия Долгорукого был разобран.

В середине XII века (1148г.) на месте прежнего собора из тесаного белого камня — пористого известняка — был возведен новый огромный храм, сходный по своей архитектуре с Успенской церковью в Киево-Печерской Лавре.

Адрес: Владимирская область, г. Суздаль, ул. Кремлевская

Телефон: (49231) 2-16-24

Николо-Набережная церковь (Муром)

Церковь впервые упомянута в источниках второй половины XVI века: «В Муроме на посаде за городом государя и царя и великого князя двор против Николы Мокрого…». В XVI веке храм имел два придела: мученика Феодора Стратилата и святых Косьмы и Дамиана. Рядом стояла деревянная церковь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Упоминание о Николо-Набережной церкви содержится и в Писцовой книге г. Мурома 1636/1837 гг., где церкви названы «строением государевым».

В 1700 году началось строительство каменного Никольского храма. Его возводил московский священник Дмитрий Христофоров в память о своём отце — священнике Никольской церкви протоиерее Хритофоре. В 1707 году была получена благословенная грамота на строительство и в 1714 году в новопостроенной церкви уже установлен иконостас. В 1717 году для храма Николы Набережного знаменитый муромский иконописец Александр Казанцев исполнил изображения двенадцати сивилл — пророчиц, якобы предсказавших рождение Иисуса Христа. В 1717 году храм был освящён.

Адрес: ул. Плеханова, 27А, Муром, Россия

Телефон: +7 492 343-12-33

Принятие христианства

Летописи и сказания расходятся в оценке причин, побудивших Владимира принять христианство. Существует красивая легенда, согласно которой у князя болели глаза, он практически ослеп, но приняв таинство крещения, чудесным образом исцелился.

Также упоминается, что любовь к Анне Византийской, которая не желала сочетаться браком с язычником, заставила правителя креститься. Исторический портрет княгини Анны неточен из-за скудости деталей, однако она, несомненно, оказывала на супруга большое влияние, и, будучи религиозной женщиной, сыграла значительную роль в распространении христианства.

В летописях упоминается выбор, который правитель предоставил своим посланникам. Ислам не понравился русичам обилием запретов в повседневной жизни, строгость и жесткие обеты католиков также пришлись не по душе. Иудаизм отвергли из-за отсутствия собственной земли у евреев. Православная религия покорила посланников князя красотой храмов, торжественными пышными службами, молитвенными песнопениями.

Достоверно известно, что таинство крещения состоялось в Херсонесе, откуда правитель с молодой женой отбыл в свои владения, где принялся проводить религиозные реформы.

Последователи языческой веры были крещены по велению правящей четы в Днепре, куда они массово заходили, чтобы священники совершили обряд. Владимир полностью уничтожил старые капища и жестоко карал приверженцев язычества. Церковь становилась организацией, влияющей на светскую жизнь. Князь установил церковную десятину. Отныне ремесленники десятую часть доходов должны были отдавать на долю церкви. На эти деньги была построена Десятинная церковь.

Крещение Руси не сопровождалось известными масштабными бунтами или восстаниями. Киевляне охотно приняли новую веру, новгородцы же считались ярыми приверженцами традиций. Князь подавлял недовольство народа, и в течение короткого промежутка времени христианство стало главенствующей религией на Руси.

Почему князя Владимира назвали Владимир — Красное солнышко

Мирная жизнь при централизованном управлении государством способствовала появлению зажиточных горожан, развитию ремесел, искусства и в целом повышению благосостояния населения.

Всенародно популярный князь, живущий по правде и неустанно пекущийся о своих подданных, получил прозвище Красно Солнышко. В немалой степени его прозвали так за отказ казнить преступников.

Князь Владимир был одним из самых значительных персонажей в истории Руси. Именно в его правление началось становление христианства в России, коренным образом изменившее уклад жизни русичей. Страна укрепилась на мировом политическом и экономическом рынках, годы правления князя – годы стабильности и процветания государства. В XIII веке равноапостольный князь

Владимир был причислен к лику святых, было написано его житие, составленное святителем Дмитрием Ростовским. Если кратко подвести итоги, то князь, несмотря на характеристику распутника и жестокого воина, был человеком, который дал толчок постепенному превращению Древней Руси в современную Россию.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *