Экуменизм в православной

Что такое экуменизм

Данное понятие пришло из греческого языка и буквальный его перевод означает обитаемый мир или вселенная. Этимология слова подразумевает такое значение слова — единая вселенная, где правит Иисус Христос.

В современном мире термин трактуют тремя разными путями:

  1. Диалог или общение Православной Церкви и других религиозных и нерелигиозных течений с целью миротворческих действий в мире.
  2. Либеральное течение, для которого характерно объединение различных конфессий в рамках одной общины.
  3. Синкретизм или учение об объединении всех религий в одну новую.

    Экуменизм означает межконфессиональное христианское общение, тенденцию к сближению

Если первое понятие вполне принимается Православной Церковью (далее ПЦ), то второе полностью отрицается, поскольку предполагает отвержение уже действующей единой церкви с апостольским преемством. Третье же понятие считается ПЦ полностью еретическим. Таким образом, в рамках ПЦ возможно только одно толкование термина экуменизм — это диалог с другими религиями и движениями для миротворческих действий.

Допустимо также толкование термина как сближение и диалог, но только между христианскими конфессиями, у которых есть единое представление об учении Христа.

История экуменизма

Череда серьезных массовых расколов во Вселенской Церкви (между Западом и Востоком, католиками и лютеранами, и протестантами) привело к росту незарегистрированных самовольных общин и длительному конфликту между ними.

Понятие экуменизма было зарождено в XIX-XX веках среди протестантов Западной Европы и Америки. Протестанты поняли необходимость общения друг с другом, несмотря на некоторые различия в собственных учениях и начали предпринимать шаги к сближению. Впервые эти мысли прозвучали на мировой конференции в Эдинбурге в 1918 году.

В результате проводились совместные мировые межконфессиональные конференции, форумы и конгрессы. Это привело к единому движению протестантов, а позже они стали рассматривать возможность объединения не только отдельных ветвей христианства, но совместную работу с другими религиями (иудаизмом, исламом и политеистическими религиями).

Кульминацией экуменического движения стало создание ВСЦ — Всемирного Совета Церквей (1948 год) в Женеве. РПЦ является частью данного совета с 1959 года и поддерживает экуменическое движение в целом, в отличие от католической церкви.

Благодаря экуменическому движению сегодня возможен диалог различных церквей, а также:

  • межцерковные службы;
  • общие молитвы и дискуссии;
  • общие собрания и фестивали;
  • богословские консультации;
  • общие диалоги и помощь в социальных вопросах.

Все это было невозможно в XX веке, а сегодня существует множество экуменических низовых групп, которые проводят работу в церковных общинах повсеместно для содействия общей ответственности.

Преследования других религий и христианства

Мировая история и история христианства содержит множество историй нетерпимости (и многие из них нелицеприятные), когда были преследуемы христиане различных ветвей. Одной из наиболее страшных страниц в христианстве стала Варфоломеева ночь, когда католики вырезали множество гугенотов и воды Сены в Париже стали красными от их крови.

Нетерпимость в христианском мире понятие распространенное и чаще всего обусловленное богословскими и историческими отличиями.

Гонения на христиан первых веков

Если погрузиться в историю христианства и мучеников первого века станет ясно, что римские правители были своего рода экуменистами — они требовали от христиан признания всех религий равными, на что те отказывались и шли на казнь. Будучи толерантными к множеству языческих религий, правители ждали этого же от христиан. Но христиане утверждали (и до сих пор утверждают), что нет Бога, кроме Господа Иисуса Христа, а другие боги — это языческие идолы.

Позже, с признанием христианства как официальной религии в Римской империи началось преследование и уничтожение проявлений иных религий — уничтожались храмы и идолы, сжигались библиотеки. Это наблюдалось на протяжении всей истории христианства. Даже крещение Руси князем Владимиром — это насилие над людьми и проявление нетерпимости.

Сегодня нет такой явной агрессии к представителям другой веры, по крайней мере, открытых столкновений и актов вандализма. Однако пренебрежительное и агрессивное отношение все же присутствует, как и много веков тому назад. Это происходит из множества различных конфессий, каждая из которых убеждена — ее вера в Христа наиболее верная и она является носителем Христовой благодати, а также спасения.

Важно! Переход в иную церковь считается отпадением от истинного учения, поэтому как такового реального экуменизма в мире сегодня нет.

Что такое экуменизм с точки зрения православия

Православная Церковь сегодня — это наиболее консервативное ответвление христианства, поскольку все новые тенденции в ПЦ воспринимаются подозрительно и отвергаются большинством христиан (наиболее яркий пример — отказ перехода на иной календарь). Тем не менее ПЦ готова на межконфессиональный диалог, несмотря на утверждение в «Основных принципов отношения РПЦ к инославию», что только Православие имеет полную Божественную благодать. Это утверждение приводит к мысли, что католикам и протестантам следует покаяться и вернуться в лоно истинной церкви.

Экуменизм выражается в проведении межконфессиональных съездов и конференций, совместных молитв и богослужений

Таким образом, экуменизм для православия явление вредное и, скорее всего, лишнее. Если и сотрудничать с другими религиями, то только на базе православия. Многие православные богословы считают, что экуменизм не только не дает никакой пользы, но обедняет своей механичностью и обезличиванием. Объединить же может только Господь.

Экуменизм и другие религии

Несмотря на то что католики не состоят в ВСЦ, они сделали шаг навстречу сближению после Второго Ватиканского собора и провозгласили свое уважение к иным религиям в ряде документов. В целом они проявляют большую открытость к экуменизму, нежели православные. Например, Польша, являясь католической по большей части, вполне открыта к другим религиям и там не наблюдается враждебного отношения к ним.

Протестанты же твердо убеждены в пользе движения и его необходимости. Подтверждая это, они открыто призывают участвовать с ними в причастии всех, кто признает Святую Троицу. Часто можно услышать их открытые молитвы за глав Католической и Православной Церквей.

Важно! Идеал экуменизма — это реальное равенство и взаимоотношения всех религий.

Однако этот идеал недостижим. Причиной тому является наличие серьезных и многочисленных противоречий. Но для успешной евангелизации всего мира (что является единой целью всех религий) просто необходим межконфессиональный диалог. Он необходимо не только для уменьшения противоречий, но и для совместного влияния христианского мира на развращенное мировое сообщество.

Что такое экуменизм?

Экуменическое жюри на Таллинском кинофестивале

Только что завершившийся в Таллине кинофестиваль «Темные ночи» оказался интересен во многих отношениях, но наиболее важным, с точки зрения христианской церкви, – было привлечение к анализу и разбору фильмов представителей практически всех существующих в Эстонии конфессий.
Каждое художественное произведение было подвергнуто не только светской критике, – ему была дана общехристианская оценка. Данный почин нельзя не приветствовать, так как заложенный в киноленты нравственный заряд или, наоборот, – его отсутствие, – во многом определяют моральный облик современного общества, а, следовательно, и активных прихожан христианской церкви. Выбранная организационная форма: отдельное экуменическое жюри – как нельзя лучше соответствовало поставленной задаче. Представитель каждой конфессии мог привнести свое независимое суждение и повлиять на итоговую оценку того или иного фильма. В конечном счете, лучшими были признаны две картины: «Вселенная Стивена Хокинга» (реж. Джеймс Марш) и иранская кинолента «Сегодня» (реж. Реза Миркарими).

Что такое экуменическое жюри?

Экумени́зм (греч. οἰκουμένη, обитаемый мир) , экумени́ческое движение — движение за всемирное христианское единение, в более узком и общепринятом значении — движение за лучшее взаимопонимание и сотрудничество христианских конфессий. Экуменизм возник в начале ХХ века с целью: 1. усиления влияния христианства; 2. сопротивления секуляризации; 3. выработки общехристианской социальной программы, пригодной для верующих, живущих в странах с различными социальными системами. 4. упразднения межконфессиональных различий благодаря приведению догматов всех церквей к единому компромиссному варианту — общему для всех христианскому учению На данный момент экуменизм понимается как либеральное религиозно-философское течение с тенденцией к объединению различных конфессиональных направлений в рамках одной церкви. Считается, что это будет исполнением слов Христа «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня». http://ru.wikipedia.org/wiki/Экуменизм

В современном мире довольно мало явлений, которые бы вызывали столь противоречивые оценки, как экуменизм. Спектр человеческих реакций здесь разнится от восторженных призывов до крайней степени отрицания. В данной статье мы попробуем разобраться в том, кто это такие экуменисты.

На нашей планете более двух миллиардов христиан. Все они веруют в одного Бога, но Евангелие могут трактовать по-разному. Именно это стало причиной существования различных конфессий и церквей. Однако, некоторые христиане считают, что всем христианским религиям необходимо объединиться в единую церковь, с общими принципами и догматами.

Говоря простыми словами, экуменизм — это идеология всехристианского единства.

Основой данного течения является признание триединого Бога. Догматические мировоззрения экуменистов базируются на одном постулате: «Иисус Христос – наш Господь и Спаситель».

Происхождение слова

Название движения происходит от греческого слова «oikoumene», или «экумена», которое обозначает мир, вселенную.

Значение понятия

Впервые это понятие предложили в 1937 году теологи Принстонской теологической семинарии. Данным термином пользуются для того, чтобы обозначить межконфессиональную инициативу, поощряющую более активную совместную работу между христианами.

В христианском понимании используется в значении сотрудничества Католической и Православной церкви. В современном мире экуменические идеи понимаются как идеи религиозно-философского течения либерального характера, позиционирующие объединение всех христианских конфессий в одну.

Что такое экуменическое движение

Что собой представляет

Это движение представляет собой общность людей, ратующих за объединение разных христианских течений в одну религию. Самыми активными пропагандистами подобных теорий являются представители протестантской церкви.

Историческая справка

Еще в период Реформации в Германии были распространены храмы, где практиковалось проведение богослужений разными конфессиями поочередно. Но все же до наступления 20 века различные конфессии были настроены по отношению друг к другу скорее оппозиционно.

В 1918 году в Эдинбурге состоялась первая всемирная миссионерская конференция, на которой представленные конфессии согласились пойти на сближение. В начале 1920 года местоблюстителем патриаршего престола в Константинополе митрополитом Дорофеем была выпущена энциклика «К Христовым Церквам всего мира», в которой было обозначено, что митрополит благосклонно относится к идее сближения различных ветвей христианства. Он предложил сформировать «Общество Церквей» и принять утверждение единого календаря христианских праздников.

Летом того же года патриархат Константинополя участвует в Женевской конференции, рассматривающей принципы, в соответствии с которыми будет осуществляться объединения церквей. Следующей важной вехой стал «Всеправославный конгресс», проведенный в 1923 году в Константинополе.

Участие в нем приняли пять поместных православных церквей:

  • Константинопольская;
  • Кипрская;
  • Сербская;
  • Элладская;
  • Румынская.

Конгрессом были установлены изменения в церковном календаре и второбрачие для духовенства. Некоторые из представителей этих церквей приняли изменения.

Вместе с тем, в 1948 году было проведено «Всеправославное Совещание», в котором приняли участие представители таких церквей, как:

  • Антиохийская;
  • Александрийская;
  • Грузинская;
  • Сербская;
  • Румынская;
  • Болгарская;
  • Греческая;
  • Польская;
  • Русская.

В резолюции совещания был обозначен категорический протест этих конфессий и отказ от участия в совещании. Однако через десять лет митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем это решение было фактически отменено. Патриарх декларировал изменение позиции относительно экуменизма в Православной церкви.

Основной причиной этого называлось стремление проповедовать среди инославных. После назначения митрополита Никодима (Ротова) на должность председателя совещания для русской церкви наступил период активного участия в экуменической деятельности.

В 1948 году состоялся «Всемирный совет». А в 1961 году к этому совету присоединились некоторые христианские конфессии, придавая этому движению новый импульс.

В настоящее время Всемирный совет видит свою роль в том, чтобы сохранить и поддержать экуменическую идеологию.

Это позволило принять как должное некоторые принципиальные для ортодоксов вещи:

  • межцерковные богослужения;
  • проведение молитвенных и дискуссионных межконфессиональных групп;
  • проведение собраний и церковных фестивалей для представителей разных религий;
  • возможность оказания церковной богословской консультативной помощи.

Дополнительно к классическому движению экуменистов в современном мире существуют и отдельные группы, работающие в церковных общинах с целью поддержания и укрепления толерантных межконфессиональных отношений.

Причины возникновения

Суть экуменической идеологии наиболее полно отражается в молитве из Евангелия от Иоанна:

«Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» .

(Ин.17:21)

Принятие этой идеи, стремление к нивелированию межконфессиональной розни и были основными причинами возникновения этого движения в общемировом масштабе. Наряду с этим можно отметить и тот факт, что в Европе начала 20 века было множество протестантских церквей. Большинство обрядов и традиций у протестантов имеют облегченный вариант, что обеспечивает более тесный контакт друг с другом и достижение взаимопонимания.

Множество христианских миссионерских организаций не принадлежит к какой-либо конфессии, достаточно просто верить в Бога и быть христианином, что также способствует объединению. Кроме того, в предвоенное время европейцы задумались о необходимости объединения перед лицом нового врага.

Цель движения

По мнению ученых, основной целью этого направления можно считать не видимое единство всех церковных организаций, а очищение христианских конфессий от лжи и греха. Восстановление догматической веры, а также позиций, определяющих духовную жизнь христианина такими, как они даны в Священном Писании.

Деятельность организации

Во Всемирном совете церквей (ВСЦ) состоит около 350 церквей – представителей 120 стран мира.

К членам ВСЦ принадлежит ряд Православных церквей (РПЦ тоже является членом совета), 20 протестантских конфессий, в том числе:

  • англиканская;
  • лютеранская;
  • кальвинистская;
  • методическая;
  • независимая.

Из состава совета вышли Грузинская и Болгарская церкви. Совет управляется Ассамблеей, которая созывается каждые семь лет. На Ассамблее избирают президиум, который состоит из восьми президентов, генерального секретаря совета, в обязанности которого входит общее руководство советом между заседаниями и Генеральный комитет, который состоит из 150 человек. Также на очередном заседании Ассамблеи определяется дальнейшая политика ВСЦ и подводятся итоги по реализации ранее одобренных программ.

Совет не может принуждать своих членов к какому-либо решению. Каждая конфессия имеет право принять или нет то или иное решение совета. Основной деятельностью ВСЦ является установление живых контактов между различными конфессиями, обсуждение вопросов, касающихся достижения единства.

Кроме того, это реализация программ сопровождения различных конфессий при наступлении конфликтной ситуации. Организацией направляются делегации священников к конфликтующим сторонам, в чьи задачи входит достичь примирения и справедливости.

Много внимания уделяется ситуации, сложившейся на Ближнем Востоке и необходимости мирного урегулирования конфликтов. Совет регулярно проводит конференции, семинары, встречи, тематические недели, межцерковные службы, молитвенные и дискуссионные группы и много других мероприятий для достижения поставленных целей.

Приз экуменического жюри

Экуменическое жюри отмечает фильмы, затрагивающие острые темы социальной направленности. Присяжные этого жюри присутствуют на тридцати фестивалях мира, занимая позицию межконфессионального паритета.

Описание премии

Премия представляет собой независимую награду, утвержденную христианскими мастерами кино, журналистами, критиками. При награждении учитывается и художественная ценность кинокартины, и наличие сюжета, затрагивающего вопросы религиозного, социального, гуманистического характера. В состав жюри входит шесть членов, которые избираются в католическом и протестантском киноцентрах.

Такое жюри работает на многих всемирных фестивалях, в том числе на:

  • Каннском кинофестивале;
  • Берлинском кинофестивале;
  • фестивале в Локарно;
  • Монреальском мировом кинофестивале;
  • Кинофестивале в Карловых Варах и т.д.

Как правило, члены жюри рекламируют и пропагандируют кинокартины, удостоенные приза, в своих странах.

История церемонии награждения

Впервые экуменическое жюри начало свою работу в 1973 году на фестивале в Локарно. Идейным вдохновителем был Мориц де Хэдельна, стремившийся привлечь христианскую общественность к участию в фестивалях кино. Следующее жюри работало в 1974 году в Каннах. Современный кинофестиваль уже невозможно представить себе без такого жюри, оно стало его неотъемлемой частью. В 1989 году участие в заседании Вселенского жюри приняла и Православная церковь в рамках работы Международного кинофестиваля в Москве.

Известные лауреаты

За историю существования премии награду получали фильмы из разных стран. В основном это представители Европы: Италия, Германия, Польша.

Есть и уникальные случаи. Единственным человеком, получившим награду трижды, стал Андрей Тарковский.

А единственной женщиной-режиссером, к тому же из мусульманской страны, стала Самира Махмальбаф. Из числа нехристианских стран, получивших награду, можно выделить Японию и Китай. Также в 2009 году Ларсу фон Триеру был впервые вручен антипод награды за фильм «Антихрист».

Экуменизм в религиях

Религии, в большинстве своем, на протяжении веков занимали позицию отрицания по отношению к идеям экуменического типа.

В православии

Православные священники, принимавшие участие во Всеправославном совещании, высказали резко негативную оценку этому движению. В то время их поддержали и представители Зарубежной Русской православной церкви.

Сегодня Православие одна из самых консервативных ветвей христианства, хотя представители РПЦ готовы к межконфессиональному диалогу, несмотря на утверждение о том, что лишь Православная вера обладает полной божественной благодатью.

В такой трактовке это выглядит, как назидание другим конфессиям: необходимо покаяться и вернуться в лоно истинной религии.

По мнению представителей Московского патриархата, в настоящее время экуменическое течение находится в состоянии кризиса, причиной которого являются православные консерваторы. На последнем заседании Всемирного совета представители всех православных поместных церквей сделали заявление о том, что необходимы коренные перемены в деятельности ВСЦ и всего движения.

Проходит время, а изменений в сближении богословских позиций, налаживании диалога между верующими нет. Однако понемногу православная общественность начинает приходить к пониманию, что диалог между разными конфессиями жизненно необходим, в противном случае есть один вариант — война.

В католицизме

Официальная позиция католической церкви зиждется на том, что она позиционирует себя как единственную христианскую религию, которая обладает всей полнотой истинной веры. Основная задача католиков — распространение папской власти и умножение числа приверженцев своей веры.

Римско-католическая церковь не являлась и не является членом Совета. Но принимает участие в некоторых мероприятиях. Католики в настоящее время активно участвуют в экуменическом диалоге, пытаясь быть толерантными. Однако они всегда стараются занять позицию над оппонентом, а не рядом с ним, и всегда связывают любую свою деятельность с собственной миссионерской инициативой.

В протестантстве

С течением времени в протестантской среде появилась «теория ветвей», в которой делались предположения, что все христианские религии представляют собой ветви одного дерева. А также «теория догматов», в соответствии с которой признавались важными основополагающие постулаты вероучения, а вторичные были оставлены на личное усмотрение верующего. Как продолжение этих веяний появилась экуменическая идеология, которая предполагает либо синкретическое сочетание конфессий, либо нахождение определенного минимального фрагмента религиозного учения, общего для всех.

В целом, протестанты принимают существующее разделение христианства. Единство в данном случае может выражаться в достижении согласия в принципиальных вопросах вероучения. По остальным теологическим вопросам они предоставляют представителям других конфессий свободу выбора, считая, что «единство не значит единообразие».

В сектах и других конфессиях

Кроме крупных конфессий, в экуменическое течение влились различные религиозные группы и секты:

  • мормоны;
  • свидетели Иеговы;
  • ассирийская церковь Востока и т.д.

Для многих религиозных общин — это возможность установить диалог, достичь договоренностей. Однако есть и противники, выражающие против экуменических идей категорический протест. Например, православное молодежное движение «Соборяне». Его представители отстаивают позицию о «Едином Всевышнем», недопустимости контактов с «инославными» и догматическую чистоту Православия.

Мнения церковных деятелей

В одном из интервью Патриарх Кирилл говорил о том, что необходима информационная открытость и тщательное изучение вопроса:

«У нас люди по-настоящему ничего не знают об экуменизме. Отсюда и еще одно заблуждение: будто мы в экуменическом движении предаем православие. Так вот, для того, чтобы оценить деятельность русских богословов, участвующих в экуменическом движении, чтобы понять, что такое экуменическое движение, нужна о нем полная гласность».

Категорических оценок этой деятельности Патриарх не высказывает, стараясь в своих суждениях занимать толерантную позицию.

Вместе с тем, еще в 1972 году Патриарх Александрийский Николай VI высказывался наряду с другими православными священниками совершенно однозначно против этой идеи, говоря о том, что это не просто ересь, а «сверхъересь», направленная против православного народа, представляющая самую большую опасность для него.

Представители Римско-католической церкви занимают активную позицию в экуменическом диалоге и стараются говорить о своей лояльности, толерантности и желании объединения с другими конфессиями на паритетных началах.

Что такое экуменизм?

Греческое слово «экуменизм» буквально означает «во всём населённом мире», поэтому «экуменический» просто означает «во всем мире». По самой своей природе Церковь Иисуса Христа является экуменической, то есть во всём мире она не ограничивается одним или несколькими конкретными народами. Согласно слову Иисуса, его учение является транснациональным, международным, внутри и между всеми народами.

Экуменизм относится к усилиям христиан различных традиций для развития более тесных отношений и лучшего понимания друг друга. Этот термин также часто используется для обозначения усилий, по достижению видимого и органического единства различных христианских конфессий в той или иной форме.

Прилагательное «экуменический» также может быть применено к любой межконфессиональной инициативе, которая поощряет более активное сотрудничество между христианами.

В христианстве экуменизм используется в таких терминах, как Вселенский собор и Вселенский патриарх в смысле, относящемся к совокупности Католической или Православной Церкви, а не ограничиваясь одной из своих местных конфессий или епархий. Используемый в этом оригинальном смысле этот термин не имеет никакого отношения к реорганизации исторически разделённых христианских конфессий, но предполагает единство местных общин в мировом сообществе.

Из следующей статьи Вы узнаете, что значит слово «аллилуйя» в различных религиях.

Исторически это слово использовалось в контексте крупных экуменических советов, которые были организованы под эгидой римских императоров для разъяснения вопросов христианского богословия и доктрины. Эти «Вселенские соборы» объединили епископов со всего мира. Всего было проведено семь Вселенских соборов, принятых как восточным православием, так и римским католицизмом. Таким образом, современный смысл всемирного экуменизма вытекает из предсовременного чувства христианского единства и побуждения снова воссоздать это единство.

Разделение церквей

Большинство современных делений является результатом исторического раскола — разрыва в полном общении между ранее объединёнными Церквями, епископами или общинами. Некоторые исторические расколы оказались временными и в итоге были излечены, другие застыли в сегодняшних деноминациях. Однако учитываются индивидуальные наименования, нужно выделить следующие крупные «семьи» церквей:

  • Католическая.
  • Евангелические и пятидесятнические.
  • Церкви протестантов, старо — католиков и англиканских церквей.
  • Восточная Православная Церковь, Восточные Православные Церкви и Ассирийская церковь Востока.
  • Независимые или незначительные христианские группы и секты (Мормоны, Свидетели Иеговы и т. д. ).

В Соединённых Штатах исторические расовые / этнические конфессии иногда считаются отдельной семьёй, хотя в любом случае они могут вписаться в любую из предыдущих категорий.

Некоторые из этих семей сами по себе представляют собой единое общение, такое как католическая церковь. Другие семьи — это очень общее движение, не имеющее универсальной руководящей власти. Например, основной протестантизм включает в себя такие разнообразные группы, как адвентисты, анабаптисты, баптисты, конгрегационалисты, евангелисты, лютеране, методисты, пресвитериане, реформаты. Многие из них в результате экуменического диалога установили полные или частичные соглашения об объединении.

Экуменическое движение

До XX века отношения различных конфессий друг к другу характеризовались скорее сосуществованием или оппозицией. На первой всемирной миссионерской конференции в Эдинбурге в 1918 году представленные там церкви согласились сблизиться.

Экуменической идее помогло созданию «Всемирного совета» (ВСЦ) в 1948 году. В 1961 году к Совету присоединились различные православные церкви, придав важный импульс этому движению. Римско-католическая церковь не является членом ВСЦ, но участвует в Конференции веры и ордена.

В Римско-католической церкви Второй собор (1962−65) стал важным стимулом для экуменизма. В «Указе об экуменизме» отцы Совета необратимо объявили себя общиной. В настоящее время в совете насчитывается 349 церквей из более чем 120 стран.

Сегодня Всемирный совет видит свою роль как «наследие одного экуменического движения и ответственность за его поддержание» и действует «как попечитель за внутреннюю согласованность движения».

Экуменическое движение приняло много вещей как должное, что было немыслимо в середине XX века. К ним относятся:

  • межцерковные службы;
  • молитвенные и дискуссионные группы;
  • собрания и церковные фестивали;
  • церковные богословские консультации;
  • общие разъяснения по социальным вопросам.

В дополнение к «институциональному» экуменизму существует много экуменических низовых групп, которые работают в церковных общинах или городах, чтобы содействовать общей ответственности за мир, справедливость и целостность.

Существуют и другие экуменические собрания. Например, Сообщество протестантских церквей в Европе (CPCE) представляет собой ассоциацию, основанную на Лёенбергском соглашении со взаимным кафедрой и евхаристическим общением. Основой согласия является понимание того, что конфессиональная разница необязательно означает.

Кроме того, экуменическое движение также поддерживается многочисленными инициативами на низовом уровне. Например, крупнейшее в мире экуменическое движение на низовом уровне — Всемирный день молитвы женщин.

Формулирование цели экуменического движения само по себе является частью процесса. Это предполагает общую концепцию. Обычно модель представляет собой организационное воссоединение христиан, взаимное признание их правильного учения и общее празднование Вечери Господней.

Но это спорная цель. Снова и снова в экуменическом движении появляются голоса, призывающие к экуменизму консенсуса и призывающие к экуменизму взаимной оппозиции, поскольку каждая церковь должна обязательно иметь право защищать собственные позиции.

Экуменизм в православии

В усилиях по единству христиан, которые очень важны для Православия, необходимо провести различие между отношениями католиков, реформаторов и православием. На первый взгляд, есть много общего: православные и римские католики разделяют одни и те же апостольские верования, таинства и те же посвящённые служения, но культурные и богословские различия между Восточной и Западной Церковью существовали практически с самого начала.

С середины первого тысячелетия всепоглощающий теологический и культурный обмен привёл к отдельному развитию. Церковные доктрины, введённые в католическом богословии со времён Средневековья начиная с папского первенства, рассматривались Православием как односторонние нововведения, которые привели к обрыву общения.

В частности, догматы девятнадцатого и двадцатого веков — Непорочное зачатие, телесное принятие Марии на небо и непогрешимость Папы Римского по Ватикану I — ещё больше расширили этот разрыв.

Папа Иоанн Павел I. I. часто выступал за католический православный экуменизм и прилагал большие усилия для улучшения отношений, но всегда защищал католические догмы

4 мая 2001 года Иоанн Павел I. I. сказал греческим православным христианам: «Для прошлых и настоящих случаев, когда сыновья и дочери католической церкви согрешили от действий или упущений против своих православных братьев и сестёр, пусть Господь простит нас». В 2004 году, в связи с 800-летием завоевания Константинополя крестоносцами в 1204 году, Папа Иоанн Павел I. I. возобновил это признание. Но остаётся неясным, как можно преодолеть различия философских объяснений богословских вопросов, отвергаемые православием.

Сближение между Православием, Англиканским Причастием и Старокатолическими Церквями продвигалось, но в последние десятилетия на него негативно повлияло рукоположение женщин в католицизме и других протестантских тенденциях, в то время как православные придерживались традиции рукоположения только мужчин.

Православные церкви, за редким исключением, принадлежат Всемирному совету церквей (ВСЦ). На этапах холодной войны это рассматривалось как возможность более тесного контакта между Востоком и Западом на негосударственном уровне, поэтому социалистические государства поддержали это членство.

Хотя православные церкви являются единственными хранителями полного апостольского учения, они признают, что единство всемирной христианской церкви охватывает многообразие независимых общин. Тем не менее православные церкви занимают особое положение в ВСЦ.

Экуменизм патриарха Кирилла

Патриарх Кирилл считает, что хотя сейчас в экуменическом движении кризис, есть только один путь — диалог с католической и протестантскими церквями. И невзирая на растущий межконфессиональный конфликт (которому сопутствует межнациональный конфликт) нет другой дороги, необходимо продолжать диалог.

В некоторых сектах экуменизм считается ересью. Причину всей этой деятельности, так называемых ревнителей веры вокруг экуменизма, следует искать в стремлении враждебных Церкви сил расколоть Русскую Церковь.

Экуменическое жюри

Премия экуменическое жюри признаёт выдающиеся фильмы, которые затрагивают важные социальные и межрелигиозные темы. Вселенские присяжные присутствуют на более чем 30 фестивалях, они занимают конфессиональный паритет.

Вселенское жюри было впервые создано в 1973 году на Международном кинофестивале в Локарно по предложению Морица де Хэдельна, который хотел привлечь христианские церкви к участию на кинофестивалях. Затем последовало второе жюри в Каннах в 1974 году. Предназначенное в качестве эксперимента экуменическое сотрудничество вскоре стало неотъемлемой частью киноискусства церкви.

С 1989 года работает Вселенское жюри с участием Православной Церкви на Международном кинофестивале в Москве.

Вселенские жюри участвуют в работе международных фестивалей:

  • Канн.
  • Карловы Вары.
  • Локарно и Мангейм — Гейдельберг.
  • «Золотой абрикос» Ереван.
  • Всемирный кинофестиваль в Монреале или Дни скандинавских фильмов Любек.

Жюри награждают кинематографистов, которые в своих фильмах выражают человеческое поведение или свидетельство, согласуемое с евангелием. Члены жюри и их делегирующие учреждения стремятся публиковать и рекламировать удостоенные наград фильмы в своих странах.

Экуменический символ

Экуменический символ предваряет Всемирный совет (ВСЦ), образованный в 1948 году, он включён в официальный логотип ВСЦ и многих других экуменических организаций.

Церковь на символе изображается как лодка, плывущая по морю мира с мачтой в виде креста. Эти раннехристианские символы воплощают веру и единство и несут послание экуменизма. Символ лодки берёт своё начало в евангельской истории о призвании учеников Иисусом и успокоении бури на озере Галилея.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *