Дух и душа

Содержание

Рассуждение на тему — Дух, Душа и Тело

Почти во всех верованиях мира есть упоминания о том что человек состоит из трех аспектов — Дух, Душа, Тело. Человек есть трех-центровое существо. Это Сердце, Чело(лоб), Живот

Основной центр находится в сердце человека, именно в нем как бы закреплен Дух. Второй центр находится в животе и отвечает за Тело. Третий центр Души он находится в районе лба.

Дух

Мы есть Дух, частичка Абсолюта, Бога-Творца. Чистое всепроникающее сознание, Божественное присутствие, Аз Есмь. На это уровне мы никто, мы просто есть, нет личности. В Духе мы едины со всем мирозданием, для него нет границ потому как Дух всепроникающий. Закреплен в сердечном центре.

Хоть на картинке дух не покрывает ноги, но это не так, он конечно же находится и в ногах. Это всего лишь попытка визуально изобразить. Недаром говорят что в ногах правды нет)

Мы спустились на время в эту реальность для развития, познания и получения опыта! Наша основа есть самоосознающее себя внимание/сознание или Дух, вечный всепроникающий, изначальный Дух, частичка Единого Отца, Вседержателя Творца. На этом уровне мы все Едины и составляем одно целое! Мы как бы лучи исходящие из одного источника, сохраняющие качество и подобие источника их породившего.

Как семя посаженое в землю растет вверх(надземная часть) и вниз(корень). Так и Дух обретает Душу и Тело, получая возможность творить, познавать, развиваться и получать опыт.

Тело

Тело является носителем сознания в плотных слоях мироздания. Под Телом следует подразумевать(по мнению автора) временные носители сознания, которые полностью распадаются после смерти. Это — физическое тело, эфирное тело, астральное тело и низший ментал. Цент его находится в животе.

Тело является сосудом для Души человека, его временным вместилищем. Именно Тело дает нам возможность существовать и действовать в этом мире. Мудрые люди говорят что мы не есть тело, это тело есть у нас в временном пользовании!

Тело временно и все его составляющие распадающиеся после того как Душа их покидает, или проще говоря после смерти. Верней смерть наступает только для Тела, сознание человека просто переходит в миры другого порядка. Информацию о состоянии тела хранит Душа, в следующем воплощении человек получает тело исходя из этой информации.

Душа

Душа носитель сознания в более высших слоях мироздания. Это индивидуальная личность Духа.

Душа в отличии от Тела человека более вечное проявление Духа. Это система тонких тел человека, которые сохраняются после смерти и распада низших тел. Душа состоит из высшего ментального, причинного, интуитивного и атмического тела.

Душа хранит весь наработанный личностью опыт за все воплощения. Глубинные установки, идеи, привычки, устремления, то как в каком состоянии и как выглядело наше Тело, информацию обо всем этом также хранит в Душа.

Позитивные поступки дают рост Душе, делая ее более, возвышенной, богатой и развитой. Негативные поступки временно сохраняются(если не отработаны) в виде инородных сгустков/заноз в Душе, не дающих полноценно существовать. Негативная карма должна быть отработана путем делания позитивных поступков, служения живим существам в любви и радости.

Дух, душа и тело

Поскольку научный метод абсолютно неприемлем в изучении нематериальных компонентов человеческой природы, было бы слишком самонадеянно для гуманистов отвергать библейское свидетельство в этой жизненно важной области. Учение о человеке в том виде, в каком оно дано в Писании, доходчиво для разума и утешительно для сердца, но что самое важное, оно сосредоточено вокруг личности и служения Сына Человеческого, Иисуса Христа, единственного Человека, Который по собственному опыту знает о независимом существовании человеческой души и духа. Его человеческое тело было мертво и три дня покоилось в гробнице, пока Его «оживший» дух (1 Пет. 3:18) не восторжествовал над смертью и преисподней. Его дух вернулся в оставленное Им тело и поднял его из гробницы. Библия ясно говорит, что душа и дух человека не умирают со смертью тела, но она также говорит, что само тело предопределено для воскресения и жизни в вечности. Пример и победа Господа Иисуса Христа доказывают и обещают, что то же самое ожидает и нас.

Тем не менее, точные качества нематериального компонента человеческой природы трудно установить даже из Писания. Многие богословы на протяжении долгих лет настаивали, что человеческое существо состоит из трех частей — тела, души и духа. Другие не менее уверенно утверждали, что его сущность дихотомична и что дух и душа — это в сущности одно и то же: оба слова означают «внутреннего человека» — все, что не относится К строению и функциям тела.

То, что душа и дух — разные вещи, ясно вытекает из двух стихов Писания.

Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5:23).

Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4:12).

Хотя приведенные стихи показывают, что дух и душа не могут быть синонимами, все же нелегко дать определение каждому слову в отдельности. Само Писание утверждает, что только Слово Божие может различить их. И потому маловероятно, что нам смогут здесь помочь естественные науки, которые имеют отношение лишь к материальным, телесным компонентам человеческой природы.

Однако в Библии сведения на этот счет имеются в изобилии. Слово душа (евр. nephesh} в Ветхом Завете встречается 475 раз, не считая тех более чем 250 случаев, когда оно переводится другими словами (жизнь, сердце и т.п.). Его новозаветный эквивалент (греч. psyche) переводится как душа более 50 раз и более 40 раз другими словами (жизнь и т.п.).

Ветхозаветное ruach переводится как дух 232 раза, как дыхание 28 раз, как ветер 90 раз, а также некоторыми другими словами. Греческим эквивалентом этого слова является рпеита, которое переводится как дух (spirit) 288 раз, как дух (ghost) 91 раз/кроме того, по одному разу как жизнь ветер.

Проблема, следовательно, заключается не в недостатке данных, а в разнообразии способов выражения двух понятий, нередко пересекающихся друг с другом. Трудность усугубляется еще и тем, что и nephesh, и ruach в Ветхом Завете относятся и к людям, и к животным. Например: «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу жизни» (Быт. 7:15). Таким образом, даже обитатели морей обладают «душой», а все сухопутные животные имеют «дух».

Создается впечатление, что душа каким-то образом физически связана с кровеносной системой, а дух — с дыхательной, по крайней мере, в течение земной жизни животных или людей. Например, говоря о животном, которое следует приносить в жертву на алтаре. Бог через Моисея говорит следующее: «Потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши…» (Лев. 17:11). Возможно, это просто способ образно сказать, что «душа», обитающая во плоти, может там находится благодаря циркуляции крови (хотя, конечно, потеря крови влечет за собой смерть плоти живого существа), но в любом случае ясно, что животные, подобно людям, обладают душой, какой бы эта душа ни была.

То же касается и использования этого слова в Новом Завете. Откровение повествует, как в грядущий период великой скорби на земле «все одушевленное умерло в море» (16:3). Это еще одно указание на морских животных (кроме Бытия 1:21).

Выше отмечалось, что слово «дух», особенно в Ветхом Завете, также нередко относится к физиологической функции дыхания как у человека, так и у животных. Оно нередко переводится как «Дыхание». Например: «Отнимешь дух их — умирают, и в персть свою возвращаются» (Пс. 103:29). Судя по контексту, этот стих говорит о смерти животных. Затем, в следующем за ним стихе, ruach переводится как «дух» и в этом случае обозначает придающее силы и оживляющее дыхание Бога. «Пошлешь дух Твой — созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103:30). В Новом Завете это значение слова, по-видимому, не встречается, но рпеита, которое обычно переводится как «дух», обозначает также и ветер. «Дух дышет , где хочет,… так бывает со всяким, рожденным от Духа (также рпеита)* (Ин. 3:8).

Хотя и сказано, что у животных есть душа и дух (в физиологическом смысле, как указывалось ранее), и хотя человеческие существа, как и животные, живут благодаря системам кровообращения и дыхания, которые подразумеваются под этими словами, нет малейшего сомнения в том, что человеческая душа и человеческий дух гораздо сложнее своих соответствий у животных.

Например, нам заповедано возлюбить Господа Бога всей душой (Мф. 22:37) и «служить Богу духом» (Флп. 3:3), а эти наши способности и качества намного превосходят способности и качества животных. Более того, из Писания как минимум следует, что когда умирает животное, его душа и дух умирают вместе с телом. С другой стороны, как было сказано в предыдущем разделе, и дух, и душа человека остаются жить после смерти тела, то есть они по сути самостоятельны.

Многие исследователи Библии выражали мнение, что душа — это место, где сосредоточены самосознание и эмоции человека, тогда как дух — та часть его сущности, которая думает и желает. Вероятно, предлагаемая ими схема слишком упрощена, поскольку эти слова нередко используются как синонимы. Одно из них можно легко и естественно заменить другим. Взгляните, например, на такие два стиха об Иисусе: «Душа Моя теперь возмутилась…» (Ин. 12:27), «… Иисус возмутился духом» (Ин. 13:21). Трудно понять, почему, когда Иисус размышлял о том, что будет распят, возмутилась Его душа, тогда как при размышлении о будущем предательстве Он возмутился духом.

Или подумайте над примером из Ветхого Завета, где в двух следующих друг за другом стихах псалма 76 говорится: «… душа моя отказывается от утешения» (ст. 3), «. -. и изнемогает дух мой» (ст. 4). Снова трудно определить разницу.

Тем не менее, едва ощутимое различие существует, хотя его, может быть, и сложно выразить словами, иначе такие стихи, как Деяния 17:25, были бы излишни: «… Сам дал всему жизнь и дыхание и все». В этом ключевом стихе, касающемся творения Божьего, слова «жизнь и дыхание» фактически означают «душ8 и дух». Мы уже отмечали, что раздельность души и духа следует, например, из 1 Фессалоникийцам 5:23 и из Евреям 4:12.

Более того, и душа, и дух являются объектами великого Господнего спасения: «… примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души» (Иак. 1:21); «… чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:5).

Иногда уместно говорить о «комплексе» душа-дух, как если бы они составляли единую сущность, «внутреннего человека», нематериальную часть человеческой природы. В других же ситуациях одно из слов может оказаться более уместным. Действительно, «душу» скорее связывают с самим человеком, а «дух» — с его личностью. Первая подразумевает то, что из себя представляет сам человек как живой индивидуум. Второй более связан с поведением человека, выражающемся в его позиции, поступках и влиянии, которое он оказывает благодаря своим качествам. «Так и написано: «первый человек Адам стал душею живущею»; а последний Адам есть дух животворящий» (1 Кор. 15:45).

Крайне поразительна аналогия между тройственной сущностью человека и триединой сущностью Бога. Знаменательно, что в описании сотворения человека, когда Бог создал его по образу Своему, содержится указание на триипостасный характер Создателя: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему;… и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:26-27, курсив наш — ГМ.). Три раза Бог говорит о Себе во множественном числе; три раза повествование говорит о Боге в единственном. Бог одновременно один и три. Он триедин.

Мы уже отмечали (в главе 2), как интересно отражается триединство Творца в сотворенной Им триединой Вселенной. Раз физическая Вселенная пространства-времени-материи — модель Бога (Который, независимо от причины, является поистине Троицей из троиц, как мы уже убедились), то что удивительного, если и Его величайшее творение, человек, также отразит Его сущность.

В библейском учении о божественной Троице Отец — невидимая сущность Бога, Сын — видимое выражение Бога, Дух — незримое, но могущественное присутствие Бога в Его творении. Так же и с человеком: его душа — невидимая сущность человека, его личность; его тело — видимое проявление его присутствия; и его дух — невидимая, но действенная индивидуальность человека.

Поскольку личность и индивидуальность, пускай реальные и различающиеся, сами по себе невидимы (как невидимы Отец и Святой Дух), то не удивительно, что трудно провести между ними различие или даже (по крайней мере, для материалистов) вообще признать их существование. Тем не менее, они реально существуют и отличаются друг от друга, хотя необходимо Слово Божие, чтобы узнать о возможности их существования без тела, об особенностях их взаимодействия и функциях.

И не следует забывать, что хотя их три, по сути они единое целое — такова очевидная истина, распространяющаяся как на Триединого Бога, так и на триединого человека. Они едины даже в спасении, поскольку Бог (во Христе, от Отца, Духом) спасет в великом грядущем воскресении не только душу и дух человека, но и его тело, когда Христос «уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все» (Флп. 3:21).

Апостол Павел выразил эту же мысль другими замечательными словами: «Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фее. 5:23).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Дух, душа и тело — составляющие человека, и часто христиане путают душевность и духовность.

Христианин, занимающийся благотворительностью и улыбающийся всем подряд, может быть душевным, но при этом он пойдет в ад, если его сущность не наполнена Божьим дыханием. Душа и дух имеют различную природу и отличия, в то же время они едины.

Что в православии означает душа

Душа — это дыхание, дуновение Бога. Творец сотворил Адама и вдохнул в него душу. (Бытие 2:7) Создатель создал бестелесную сущность, Он ее и забирает, значит, она обладает бессмертностью.

Душевная составляющая наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии

А вот где эта сущность очутится после отделения от тела, зависит от человека. Пророк Иезекииль писал, что умирают согрешающие души.(Иез. 18:2)

Без души человек не имеет ни разума, ни чувств. Душевная составляющая лишена формы, она наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии.

Происхождение души

Душа создается Творцом, она не перевоплощается и не переселяется из тела в тело. Она появляется сразу после оплодотворения и после смерти телесной оболочки ждет Страшного суда.

Долгое время считалось, что бестелесное духовное создание невесомо, однако, в 1906 году профессором Дунканом Макдугаллом путем взвешивания человека в момент смерти было доказано, что вес души равняется 21 грамму.

Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего

Основные составляющие души

От состояния души зависит ум, воля и чувствования человека. Очень важно понять, какие душевные силы относятся к разумным и неразумным.

Высшими силами контролируются разумные составляющие, к ним относятся:

  • ум;
  • чувство;
  • воля.

Неразумные силы наполняют тело жизненными потоками, благодаря которым бьется сердце, преобразуется тело и рождается возможность производить потомство. Наш разум не контролирует неразумную субстанцию, все происходит само собой. Сердце бьется, кровеносная система работает, человек растет, взрослеет, стареет. Все это не зависит от человеческого разума.

Душевный подарок Создателя состоит в том, что Он наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора, управление совестью и наполняет дарами веры.

Важно! Сознание и совесть — основные составляющие души христианина, которые отличают его от животного.

Душевная составляющая человеческого тела в отличие от животных обладает разумной силой, которая характеризуется способностью говорить, мыслить и познавать. Разумная сила господствует над всеми остальными составляющими, ей дана возможность отличать добро от зла; выбирать, показывать силу желаний, кого любить или ненавидеть и управлять раздражительной силой.

Бог наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора

Эмоции людей производит и контролирует раздражительная сила. Святой Василий Великий назвал эту душевную составляющую нервом, поставляющим энергию, которая порой выливается в страсти:

  • гнев;
  • ярость;
  • ревность к добру и злу.

Важно! Святые отцы подчеркивают, что настоящее предназначение раздражительной силы — гневаться на сатану.

Желательная или деятельная сила рождает волю, способную выбирать между добром и злом.

Три силы присущи одной жизни, одному телу и ими, по словам Каллиста и Игнатия Ксанфопулы, можно управлять. Любовь обуздывает раздражительную силу, бесстрастия погасит эмоции, а разумную силу окрыляет молитва.

Только в подчинении духовному познанию и созерцании Всевышнего все три душевные составляющие находятся в единстве. Душа невидима, она живет независимо от состояния тела. Душевное состояние людей уравнивает всех перед Богом, который смотрит не на тело, а на Свое подобие, которое не зависит от пола, возраста, цвета кожи и места жительства.

По словам святого Феофана Затворника, именно душевная сущность является источником всех человеческих проявлений, она является личностью, обладающей разумом и свободой выбора, ее нельзя познать органами тела.

Как влияет на человека дух

Душа является храмом Бога Живого, в котором живет Дух Святой. Ни одному Ангелу Создатель не предоставил такой чести называться Божьим храмом.

При крещении в человеке поселяется дух Божий, который в течение жизни может быть вытеснен другими силами. Это возможно только при условии, что человек сам откроет двери нечисти, загрязнив свой храм.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей

Несмотря на то, что Господь наполняет человека душевной составляющей, она самостоятельно выбирает духовное наполнение. В этом свобода выбора. Творец не создает роботов, Он ваяет Себе подобных.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей, ей дана сила увлекать человека от видимых вещей к невидимому познанию благодати Божьей, отделять вечное от временного.

Дух является той составляющей человека, которая отделается нас от животных. Созданные Богом твари не имеют духовного наполнения.

Духовное неотделимо от душевного, оно является высшей стороной, сущностью. В человеке нет таких чувств, которыми можно познать духовное наполнение. Святые отцы подчеркивают, что дух и есть ум человеческий, от него происходит разумное начало.

Важно! Дух человека нельзя увидеть или постичь, но духовного человека, наполненного Божественной сущностью, видно сразу по его эмоциям, делам и любви к окружающему миру.

Человеческий дух наполняется совершенством только при соединении с Божьим Святым Духом.

В письме святителя Феофана Затворника мы находим, что духовная наполняющая — сила, которую Творец вдохнул в человеческую душевную составляющую, как завершающий этап создания образа Своего.

В соединении с душой дух поднял ее на божественную высоту над нечеловеческим созданьем. Благодаря духовному наполнению душевный человек становится одухотворенным.

Так как духовная сила пришла от Бога, она знает Творца и ищет Его присутствия в жизни.

Проявляющиеся составляющие духа

Кому человек поклоняется, служит, тот и является его богом. Христиане, независимо от степени развития, знают, что всем в жизни руководит Создатель.

Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога

Он Судья и Спаситель, наказывающий и милующий, символом христианской веры есть Троица, Бог Отец, Сын и Дух Святой. Страх Божий является основной составляющей духовного наполнения.

Любите власть, деньги, веселые гулянки, делаете все в гневе, по собственной воле и желанию, значит, Бога не боитесь, душа при этом управляется сатанинскими силами.

Направляющей духовной силой является совесть, которая заставляет человека бояться Господа, во всем Ему угождать и выполнять Его наставления. Совесть руководит душевными качествами христиан, направляя их к познанию святости, благодати и правды. Только благодаря совести верующие могут определить, что угодно или противно Господу.

Божий закон исполнить могут только те, в ком жива совесть. Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога, когда никакое творение рук человеческих не может дать той благодати, какую человек приобретает при общении со Всевышним в постах, молитвах и исполнении Закона.

О духовной жизни:

  • Грех гнева
  • Заповедь о любви к врагам
  • Промысел Божий в жизни человека

Основные отличия души и духа

В человеке, живущем в падшем обществе и любящем Создателя, постоянно будет идти борьба между душевным и духовным, ибо их единство нарушено человеческой греховностью.

Душевная составляющая Божьего творения делает его выше животных, а духовная — выше ангелов. Ибо кому из ангелов когда-либо Господь сказал, что они Его дети? Апостол Павел пишет, что человеческие тела — храмы Бога Живого, Святого Духа, и за это мы должны славить Творца, нашей заслуги при этом нет никакой. (1 Кор. 6:19-20).

Голубь – символ Души

Душевные и духовные силы следует рассматривать в единстве разнообразий, о чем писал святой Григорий Богослов. Святитель подчеркивал, что в христианине есть человеческое и небесное, видимое и невидимое, плоть и духовность. Человек, по словам Григория Богослова, является маленькой вселенной внутри большого космоса.

Прекрасны высказывания святого Григория Паламы о том, что тело, победившее желания плоти, не становится якорем для души, тянущим ее в ад. Оно парит в душевном и духовном единстве вверх, превращаясь в Божью духовную силу.

Любое сотворенное Богом живое существо имеет душу, духовное наполнение только у человека. Окружающий мир может воздействовать на душевные составляющие, духовными силами руководит Господь.

Душа появляется при зачатии, духовная сила человеку дается при покаянии и принятии Иисуса своим Спасителем, Целителем, Творцом и Создателем. Душевная субстанция расстается с телом при смерти, при исчезновении Божьего духовного начала человек впадает во все тяжкие грехи.

Важно! Только духовный христианин может назвать Иисуса Христа своим Господином, познавать при чтении Божье слово, душевный — только чувствует его.

Духовный человек — образ Бога

В телесной оболочке никогда нельзя увидеть Господа. Творцу абсолютно все равно беден ты или богат, худой или толстый, с руками или без ног, красив с человеческой точки зрения или безобразен.

Образ Бога живет в невидимой душевной оболочке, управляет которой духовная сила. Божья душа обладает бессмертием, разумом, свободной волей и чистой, бескорыстной любовью.

Душевное состояние, переходящее в бессмертие, управляется не христианами, а только Господом.

Как свободен Творец, настолько Он дал свободу Своему творению. Премудрый Создатель наделил человека разумом, способным вникать в невидимые глубины, познавая природу Господа. Бесконечна благость Создателя к Его творению, которое Он никогда не оставляет. Духовный человек стремится к единению с Творцом.

В Новом Завете неоднократно встречается фраза о духовно живых людях, то есть тех, кто принял в свою жизнь Иисуса, как Спасителя.

Атеисты или верующие в других богов названы духовно мертвыми созданиями.

Важно! Всевышний, создавая человека, предусмотрел иерархию. Тело корится душе, а та подвластна духу.

Первоначально так и было. Адам слышал Божий голос духовным сознанием, и спешил исполнить все пожелания Творца при помощи тела. Духовный человек подобен Адаму до грехопадения, он научился с помощью Господа творить Богоугодные дела, различать добро и зло, созидая в себе образ Творца.

«Диалог о Православии» о душе и духе

Дух, душа и тело их свойства

В статье освещены различные аспекты физики души. Дух, Душа и тело, их свойства в метафизике.

Физика атома (водород)

Сделаем попытку нырнуть в самое начало материи — в атом водорода.

Безусловно, это абсолютно ненаучное исследование такого серьёзного предмета, как атом — предмет изучения ядерной физики и квантовой механики.

Согласно научной точки зрения, атом состоит из ядра и электрона, который крутится вокруг ядра и нейтрализует полярность атома. Так как ядро имеет положительный заряд, а электрон — отрицательный.

Также считается, что масса атома, по сути, является массой ядра, так как частиц в нём больше, и они «выглядят» солиднее.

Ядро — это набор из двух частиц (нуклонов), протона (положительный заряд) и нейтрона (речь идёт об атоме водорода).

Есть ещё какие-то кварки, бозоны и прочее, которым приписывают самые разные свойства.

Как удерживаются нейтрон и протон вместе? Что их держит?

Их держит сильное взаимодействие. Да, это абсолютно научный термин некой силы, которая проявляет себя в отношении мелких частиц.

Что есть протон, нейтрон и прочие части атома, наука не знает — это какие-то части материи. Которые ведут себя, с одной стороны, как материальные объекты (имеют массу), а с другой — как волновые структуры (полевые). То есть, это фиг знает что.

  • Вообще, у физиков-теоретиков нет общей картины мира, которая давала бы объяснения и микромиру и макромиру. Есть некие теории, которые как-то объясняют и то, и другое.
  • Но раздельно — теория относительности как-то объясняет, почему небесные тела ведут так, а не иначе, а квантовая физика пытается разобраться с микромиром.

И новая теория, теория струн, пытается свести эти теории воедино, но и она начинает буксовать на каких-то отдельных противоречиях, не в состоянии их объяснить.

Нам сделать это проще — мы, мракобесы, с нас взятки гладки.
Подойдём к этому вопросу с того, кто отвечает за создание материи, и с помощью чего он это делает.

За создание атомов отвечают Ангелы 5 группы.
Что у них в распоряжении есть?

У них есть Души (как и у других Ангелов). Их энергия.
Душа — это энергетический конструктор.

Самый высокий уровень энергетической сложности имеет Душа с её 7 чакрами. Но Душу можно разбить по этим самым чакрам.

Сделать шести-чакровую душу, пяти-и т.д.

Протон — это душа (сущность) с одной чакрой. И нейтрон тоже.

У протона коронная чакра (фиолетовый цвет), а у нейтрона — коренная (красный). Есть и третья частица в атоме (и это тоже на 80% нейтрон).
И у неё тоже одна чакра — сердечная (зелёный).

Такая вот троица частиц — сущностей из трёх основных цветов (сочетания которых даёт любой цвет). И держит их вместе именно энергия чакр, их взаимодействие. Разные чакры одной большой структуры — Души.

У электрона нет чакр. Но это тоже часть Души.
Она имеет магнитное поле, как и протон, только их намагниченность имеет разные полюса.

Сами по себе энергетические частицы не могут иметь массу — они полевые структуры. Но полученная конструкция из ядра и вращающегося вокруг него электрона уже эту массу имеет.

Почему при росте энергии (переходы по фракталам) уменьшается плотность материи? Меняется расстояние между атомами? Но это ведёт к изменению агрегатного состояния вещества — из твёрдого в газообразное.

Меняется скорость вращения электрона вокруг ядра.

С ростом вибраций человека она растёт (такая информация есть где-то у Крайона). И вот увеличение этой скорости ведёт к уменьшению плотности материи. Это трудно представить как, но вот информация такая. Да.

Дух душа и тело их свойства

Ангел — это Сущий. Наше Высшее Я.

Не воплощается в людей. Чакр не имеет. Хотя, если быть более точным, воплощается своей частью — МерКаБа. Базой данных.

Основная сущность, которая воплощается в человека, это Душа.

Душа — это некая структура, имеющая три тонких тела и 7 чакр.

Это самая сложная по структуре система, которая находится в распоряжении Ангела.

Из этого же «материала» можно сделать сущность попроще.

  • У собачьей Души, например, уже два тонких тела и 5 чакр.
  • У рыбы — два тела и 3 чакры.
  • У мухи два тела и 2 чакры.
  • У бактерии одно тело и 2 чакры.
  • У вируса — одно тонкое тело и чакра.
  • У нуклона — нет ни одного тонкого тела, как у Души, но есть какая-то её часть, так как имеет в своей структуре одну из её чакр.
  • У электрона нет даже чакры, есть только «фактура» энергии Души.

Путешествие по тонкому миру

Показали картинку.

Как пушечное ядро (1812 года). Вращающееся и два хвоста (волны, которые приводят в вращательное движение само ядро).

Потом показали, что внутри.
А там такая спираль и два квадрата (чёрного и белого цвета).

Квадраты — это условные знаки, возможно, символы протонов и нейтронов.

Если квадраты (условно) одинакового размера, то всё статично, а если меняется объём (размер), то всё приходит в движение.

Когда я вошла в само ядро, меня куда-то выкинуло как в Космос, возможно, в микрокосмос. Всё в таких маленьких «ядрах», они, как звёздочки, просто светятся на фоне очень тёмного фиолетового пространства.

Не ощущается ни глубины, ни объёма.
Какое-то особое, необъяснимое состояние.

Вдруг я приобретаю человеческие формы — руки свои увидела (кисти), но за спиной очень плотно ощущается ядро, откуда «вылетела», оно прямо явно со мной, при мне — это важно.

На мои руки прилетела и коснулась искра, как хвост кометы.
И вокруг все ядра зажглись и завибрировали.
Руки мои преобразовались в пылающие хвосты «кометы».
Я начала ими играть — они выкидывали плазму, фейерверки.
Только более плавной формы и контролируемые.

Потом всё тело превратилось в огненную вибрирующую плазму. У нас так наши Ангелы выглядят.
Пришла мысль: маленькое солнышко, такое тело можно менять, придать ему любую форму.

Комментарий Александра Горловского:

«Материя состоит из молекул.

Молекулы — это связанные атомы.

А сам атом — это набор энергетических частиц некоторой полярности (магнитного заряда) с той или иной скоростью вращения.

Протоны и нейтроны вращаются вокруг себя и создают искривление пространства, как водоворот. И образуют массу (как чёрная дыра).

Электрон вращается вокруг ядра и создаёт условия вместе с ядром формирования молекул.

При повышении энергетики носителя (человека в нашем случае) атомов необходимо менять качество атомов. Адаптировать их под новые, более высокие частоты. Автоматически этот процесс не происходит — нужно намерение человека поменять собственные атомы.

При повышении энергетики происходит увеличение скорости вращения электрона вокруг ядра. Все остальные параметры остаются прежними. Такие изменения в атоме нужно производить и в 90 млн. фрактале, 170 млн., в 500 млн.».

В чём равенство всех людей?

В их одинаковой энергетической конструкции — у всех 6 тонких тел и 7 чакр.
В этом же состоит и образ Бога.

Но тут надо сделать сноску. Бог в нашем понимании — это Ангел. У Ангела 12 чакр. Но 7 чакр уже позволяют человеку иметь все эмоции Бога.

Подобие Богу

Человек может быть подобен Богу при росте его вибраций и высказывании своих намерений — он становится партнёром Бога.

Душа и Дух! В чём разница в троице – Дух, Душа и Тело?

Доброго времени суток, уважаемые читатели!

Информация, что озвучу ниже необычна по содержанию, но проста, хоть и сложна для осознания. Предлагаю читать по принципу Сознание в психологии

В первую очередь озвучу некоторые вступительные моменты в чём разница между Духом и Душой относительно человека в современной символике. Дело в том, что все учения, религии, учителя и наука постоянно нам рассказывают о малом значении в Творении человеческого существа, в то время, как человек является главным фактором Творения, его основной составляющей. Он является тем, во имя созревания и роста которого, вообще, появилось это уникальное Творения со всеми вселенными, галактиками и миллионами форм жизни. Обман зашёл так далеко, что человек поверил в свою ничтожность и поклоняется тем и тому, что не стоит его пальца, и даже Дух и Душа призваны служить Человеку, ибо только он создаёт условия для жизни и Духу и Душе, как его неотъемленные части.

Наследник, Преемник и сам, будучи Творцом Изначальным, служит порождениям невежества и смерти. Пора с этим заканчивать. Время подходит, всё ближе развяка, кончится смерти весёлая пляска!

С импульсивным образом мышления предлагаю сначала прочитать цитатник. Якоря для быстрого перехода поставлены на самих цитатах. С рациональным образом мышления советую начать с первого пункта — «Дух, Душа и Тело! В чём разница».

Немного о том, почему я так пишу. Любое знание осознаётся лучше и глубже при наличии тайны, клада. У исследователя прежде появляется интерес, но!.. Кто измерит то, чего ещё не знаем, какая всемогущая рука? Скажу наверняка, один лишь только интерес! И главное, чтобы текст невозможно было взять на веру, создаётся возможность исследователю в процессе чтения создать свой узор осознания, как бы наводя порядок в качестве исследуемого объекта, субъекта, в нашем случае, статьи, методом создания своего ритма и узора осознания.

Цитатник из АркВеды о Начале Творения

1. Дух, душа и Тело! В чём разница?

2. Развитие Бесконечной Продолжительности

3. Первая интерпретация

4. Вторая интерпретация

5. Третья интерпретация

Есть только Всё, одно только Всё и ничего, кроме Всего

Дух, Душа и Тело! В чём разница?

Возьмём сосуд, для более глубокого понимания, нальём в него воды. А теперь возмутим воду в сосуде чем-нибудь. Волны от касания расходятся в воде, которая налита в сосуде.

Переведём на Дух, Душа и Тело, чтобы понять разницу между этими составляющими – Душой, Духом и Телом.

Дух (внимание) – это касание к воде, сам момент касания.

Душа (восприятие) – это ответная реакция воды на касание, по аналогу.

Тело – это сосуд. Обратим внимание на то, что в беспредельности сосуд равен бесконечности.

Прежде дам небольшое пояснение. Учёные доказывают наличие тёмной энергии или материи вместо того, чтобы дать чёткое определение, которое просится для осознания – ткань пространства, не пустота, а субстанция, находящаяся в абсолютном покое. Субстанция, не имеющая признаков, характеристик, обоснования в понятиях – «до творения» или сказать более точно – Мать (материя), которая есть все вмещение вмещений, как субстанция, не имеющая ограничений – Бесконечная Продолжительность.

Современные учёные близко подошли к этому факту свойств материи. Пример: при охлаждении элементарных частиц материи до уровня абсолютного ноля по Кельвину, в них замирает какая-либо жизнедеятельность (движение) полностью и кардинально меняются свойства материальных частиц. Одно из них — материальный образ в таком состоянии находится как бы везде, то есть, оставаясь объективным образом, образ находится везде одновременно.

Но продолжим.

Возник первый импульс в Бесконечной Продолжительности, первый трепет Беспредельности! Далее мы разберём подробнее этот вопрос.

3

Развитие Бесконечной Продолжительности

Первая градация Матери (материи)

Дух (внимание) => Сила (мгновение времени)

Душа (восприятие) => Энергия (субстанция, пространство)

Тело ещё не существует или, скажем так – тело – это Бесконечная Продолжительность, поэтому и говорят, что бытие существует в пространстве и времени.

Вторая градация

Дух (внимание) => Сила => Информация

Душа (восприятие) => Энергия => Сознание

Идёт создание первого тела методом кристаллизации субстанции моментами силы, заполненных образами информации, как узор на окне в зимнюю стужу.

Третья градация

Дух (внимание) => Сила => Информация => Мысль (внимание)

Душа (восприятие) => Энергия => Сознание => Чувство (восприятие)

Начинается реакция синтеза Силы (мгновений времени) – образования элементарных частиц. Процесс похож на термоядерную реакцию синтеза водорода (дейтерия) в гелий.

Далее начинается обратный эффект.

Четвёртая градация

Мысль (внимание) => Информация

Чувство (восприятие) => Сознание

Сотворение объективного мира, появление Эгоизма. Сказать иначе, выделение Наблюдателя.

Пятая градация

Мысль (внимание) => Информация => Сила

Чувство (восприятие) => Сознание => Энергия

Появление объективного мира – всех форм жизни.

Шестая градация

Мысль (внимание) => Информация => Сила => Дух (внимание)

Чувство (восприятие) => Сознание => Энергия => Душа (восприятие)

Появляется человек (эгоист), как Наблюдатель, осознающий себя вне творения. В результате эволюционного процесса становится Творцом (Творцом Проявленным, Духом Истины, Творцом Изначальным).

Седьмая градация

«Дух – Душа» — Отец идёт на покой, передаёт полномочия Человеку. Начинается эволюция Человека, как Творца Творения, от сотворения каменного топора и образования «Па-Ра» до овладения Духом (внимание) и Душой (восприятие). Человек, как Сын Божий, начинает через мысли и чувства, методом концентрации внимания на восприятии, то есть на самом себе, развивать Мысли и Чувства до полного овладения всеми градациями Души и Духа в себе.

Первая интерпретация

Разумеется, все уровни градации Духа и Души сопротивляются не потому что они такие плохие, они статичны, но сказано: «Царствие небесное силой берётся».

Дух-Душа, Мысль-Чувство – как вверху, так и внизу, как внизу, так и вверху, разница только в том, что Дух и Душа не определены вверху, но определены в виде Мысли и Чувства внизу. Изначально Дух и Душа непроявленные вверху, получают храм (тело) внизу, умеющее мыслить и чувствовать, чтобы исследовать свою неисчерпаемость, хоть и теряют своё первенство.

Переведём на константы бесконечности, ибо сущее не имеет ограничений.

Душа сущего, что есть Всё – это Воды океана Вед. И дух Божий носился (присутствовал) над Водами океана Вед, как огонь, во тьме сокрытый, тот самый энергетический потенциал Океана Вед, потенциал субстанции первичной.

Вода – символ Субстанции (телесность) – Мать (материя) в изначальном виде без признаков, без качеств – самоощущаемость Бесконечная Продолжительность.

Мать (материя-субстанция) решила познать себя, но кроме её нет ничего. Желание познать самое себя создало момент силы в центре, который везде, ибо где может быть в бесконечной продолжительности центр. Произошло непорочное зачатие, в результате которого появился Отец, что несёт в себе два качества Абсолюта –Дух и Душу. Это ещё не объективный образ, но… Я тебя слепила из того, что было. В религии – это бог и дьявол в одном лице бога Отца, что есть вечное разделение и битва Души и Духа, Чувства и Мысли, битва в себе.

Два Принципа Абсолюта – Дух и Душа, Сила и Энергия, Время и Пространство, Мысль и Чувство. Желание познать самое себя наполнило Дух информацией, а Душу сознанием (осознанием себя). Информация – это мысль, луч без протяжённости. Реакция сознания на информационный образ наполнило Душу чувством.

Мысль (внимание) и Чувство (восприятие) вступают во взаимодействие, начинается игра Бога. Мысль (внимание) от взаимодействия с Чувством, умирает, как Мысль, рождается, как Чувство. Чувство (восприятие), умирая, как Чувство, рождается, как Мысль. Так появились все физические, математические и остальные законы, закон сохранения энергии, гравитация, закон сохранения информации, закон всемирного притяжения и все остальные, как производные от основного закона взаимодействия и сотрудничества Духа и Души Мысли и Чувства в режиме Золотого Сечения. Основной закон Беспредельности – это закон сохранения равновесия души и духа, мысли и чувства, единства, непрерывности и непорочности.

Мысль и Чувство в игре Бога взаимодействуют и совершенствуются, создавая сосуд (тело), как храм Души и Духа. Появляется Младенец Сын – Человек и он же Сын Души и Духа. Человек несёт в себе оба Принципа Абсолютного Всего в режиме взаимодействия мысли и чувства – Матери.

Человек обречён создать Универсальное Тело Истины – «Па-Ра», чтобы вечно жить в Матери – Духе и Душе, создавая им условия в качестве Мужского и Женского Начал для вечного исследования своей неисчерпаемости через уже сформированные мысли и чувства.

Вторая интерпретация

Прежде оговорюсь, что мы принимаем версию субстанциональности пространства. Абсолютное Всё решило познать самого себя и появилось Внимание. Но так как кроме Всего нет ничего, Внимание стало Восприятием. Появилось два Принципа Абсолюта – Душа и Дух, которые посягнули на его единство и неделимость.

Абсолютное Всё не могло осознать два своих Принципа, так как это есть единое и неделимое Всё. Абсолют мог жить или в качестве Внимания (центр, который везде), или в качестве Восприятия (бесконечная продолжительность). Но в игре двух Принципов зародилось множество форм жизни.

Вот тогда Абсолютное Всё создало Человека по образу и своему подобию, как Эгоиста, то есть внешнего Наблюдателя и стало входить в него обоими своими Принципами. Обращу внимание, что не просто создало, а вошло в человека обоими своими Принципами. И это позволило человеку быть независимым от всего, что было, есть и будет, правда пока он об этом не знает, не знает, что через мысли и чувства он обречён обрести дух и душу, как единственный наследник Творца изначального. Бог внутри Человека есть. Он есть и вне, как субстанция и сила, но разделён, есть и внутри, как Чувство и Мысль, что есть Разум, как единение двух Принципов Абсолюта.

Неделимость Бога Абсолюта позволяет ему жить в виде одного своего Принципа – Внимания или Восприятия, в виде Духа, либо в виде Души. Творение Абсолюта — Человек превзошёл Бога, вместив в себя оба Принципа, стал хозяином и Духа и Души через овладение Мыслями и Чувствами. Абсолют живёт или в виде Духа, или в виде Души, в виде Творца, либо в виде Творения, как единое и неделимое Всё. Человеку предназначено жить обоими Принципами Абсолюта, не теряя своей Индивидуальности, то есть целостности, стать Творцом Творением.

Третья интерпретация

Процесс взаимодействия Духа и Души аналогичен зачатию младенца, его развитие и рождение. Дух – Сила (сперматозоид) проникает к Душе – Энергии (содержимое яйцеклетки). Далее сила несёт в себе определённую информацию (генетический КОД), на который реагирует Душа, как изначальная субстанция яйцеклетки, начинается формирование организма их взаимодействия через воплощение мысли, как образа информации в чувствах методом создания органов чувств.

Через определённый период времени рождается младенец, как Сын (дочь) Человеческий и он же Сын Бога (Духа и Души), чтобы начать свой путь осознания через овладение Мыслями и Чувствами своими, а после овладения в себе и Духом и Душой, чтобы в грядущем стать единой и неделимой Матерью-Отцом или Творцом-Творением, что есть Универсальная Па-Ра мужского и женского Начал.

И в заключение скажу, что человечество вплотную приблизилось к моменту осознания себя, как Творца Изначального в бесконечном множестве вероятностей, как граней Абсолюта. И желает человек или нет, но он вынужден будет жить в режиме Творца Творения – «вещь сама в себе», а не в режиме закона причин и следствий или вернуться в состояние изначальной субстанции и небытия, то есть раствориться в водах океана Вед.

Вся мистерия жизни Творения, как и Творца, мистерия развития Духа и Души разворачивалась только для того, чтобы возник Человек Эволют, который будет определять статус Творца Творения. Сотворение Человека – это только первый этап сотворения Творца Творения, сказать иначе Творца Изначального, осознающего себя в Человеке, как и Человек себя в качестве Творца.

Отныне Человек обретает не только статус Творения, но и статус Творца. Абсолют сотворил всё Творение только для сотворения Человека, чтобы снизойти через него в материю и обрести жизнь, возродиться, как птица Феникс из пепла мира в виде Творца Проявленного.

Разумеется, озвученная информация не является непреложным фактом, потому, как тема затронута весьма сложная и глубокая, но мы вынуждены будем понять себя, чтобы двинуться дальше. Статья является только отправной точкой для такого понимания. Если не всё поняли, не отчаивайтесь, делитесь с друзьями в социальных сетях, на форумах и вместе мы разберём все моменты, а разбирать придётся и это непреложно. Сужденное непреложно и уже происходит. Кем и какими мы войдём в новую реальность, зависит только от нас.

До скорых встреч, друзья и в добрый путь.

Приглашаю в гости

Различия между душой и духом

В узком понимании, душу можно назвать горизонтальным вектором жизни человека, она связывает его личность с миром, являясь областью чувств и желаний. Ее действия теология разделяет на три линии: чувствующие, желательные и мыслительные. Другими словами ей свойственны мысли, эмоции, чувства, желание добиваться цели, стремление к чему-либо. Она может делать выбор, пусть даже и не всегда правильный.
Дух является вертикальным ориентиром, который выражается в стремлении к Богу. Его действия считаются более чистыми, поскольку ей знаком страх Божий. Он стремится к Создателю, и отвергает земные удовольствия.
Согласно теологическим учениям, можно сделать заключение, что душа есть не только у человека, но и животных, рыб, насекомых, но только человек владеет духом. Эту тонкую грань нужно понять, а еще лучше прочувствовать на интуитивном уровне. В этом поможет знание того, что душа помогает духу войти в тело человека с целью его усовершенствования. Также важно знать, что человек наделяется душой при рождении или зачатии. Но дух посылается именно в момент покаяния.
Душа делает тело живым, сродни крови, проникающей в клетки человеческого организма и пронизывая собою все тело. Другими словами человек обладает ею, также как и телом. Она является его сущностью. Пока человек живет, душа остается в теле. Когда он умирает, то не может видеть, чувствовать, говорить, хотя и имеет все органы чувств. Они бездеятельны, так как нет души. Дух по его природе не может принадлежать человеку, он легко покидает его и возвращается. Если он уйдет, то человек не умирает и живет дальше. Но дух оживотворяет душу.

В чем же разница?

Уяснив для себя эти понятия, можно сделать несколько выводов:

  • душа и дух — совершенно разные понятия;
  • душа есть у любого живого существа, а дух присущ только человеку;
  • душа часто испытывает на себе воздействие окружающих;
  • душа вселяется в человека при рождении, а дух появляется лишь в минуты покаяния и принятия Бога;
  • когда душа покидает тело, человек умирает, а если дух уходит из тела, то человек продолжает жить, совершая грехи;
  • лишь дух может познать слово Божие, душа может лишь почувствовать его.

Нельзя четко провести грань между этими двумя определениями. В каждом религиозном учении свои трактовки этих двух сущностей. Для православного человека ответ следует искать в Библии. Ведь только это писание способно помочь в определении, что такое душа и дух, в чем разница.

Для православных верующих людей такие понятия, как душа и святой дух являются очень важными, однако в разных учениях и религиях эти понятия неоднозначны. Разобраться же более подробно в том, что собой представляют эти термины и в чем заключается разница межу ними вам поможет наша статья.

Разница между душой и духом: сравнение и определение

Личность человека является целостной и состоит из трех основных составляющих – духа, тела и души, которые в свою очередь проявляют не только единство, но также и взаимопроникновение. В священной книге имеется четкое разделение духа и души, но при этом это считается одним из наиболее важных богословских вопросов остающимся закрытым для простых людей. Стоит отметить, что даже в православной литературе эти понятия часто переплетаются, из-за чего в последствии возникают неясности и сомнения.

Православие — душа и дух

Душа представляет собой нематериальную человеческую сущность, двигатель жизни, который закрыт в теле. Именно с ней тело обретает жизнь и за счет нее позволяет познать окружающий нас мир. Если ее нет, то соответственно нет и жизни.

А вот что касается духа, то он являет собой естество человека в высшей его степени, которое влечет и направляет личность к Всевышнему. Очень часто верующие произносят молитву .о помощи святому духу. Именно это естество позволяет человеку в иерархии стать выше других живых созданий.

У вас есть телеграм? Если да, тогда вам понравится наша православная группа в телеграме: https://t.me/molitvaikona, заходите, мы ждем Вас!

Давайте же разберемся более подробно каковы же имеются различия, казалось бы, двух схожих понятий. Чем отличается дух от души.

Человеческая нематериальная сущность – это своего рода горизонтальный жизненный вектор, связывающий личности с миром, чувствами и областью вожделения, действия которого имеют несколько направлений, а именно:

  • мыслительные;
  • желательные;
  • чувствующие.

То есть, это все то чем человек живет – испытываемые эмоции, мысли, чувства, а также появление желания добиваться и стремиться к чему-либо, совершать выбор между противоречивыми понятиями. Высшее же человеческое естество служит вертикальный ориентиром, олицетворяющим стремление к Господу, а деяния его исключительно направляются лишь на горнее, то бишь совесть, жажда и страх Господний.

Следует отметить, что по природе человеку не может принадлежать высшее естество, которое способно покидать и возвращаться вновь к нему, причем его уход не определяет человеческую смерть, а наоборот оживотворяет сущность.

Сущность души человеческой

Нематериальная сущность – это является, тем что болит, когда нет каких-либо причин на боли физической (т. е. тело здорово), такое как правило происходит, когда человеческие желания происходят вопреки возникшим обстоятельствам. А отличие духа от души заключается в том, что он не способен воспринимать подобных чувств.

Одной из наиболее чувственных сфер жизнедеятельности считается тягость к греходеянию. Повинуясь телу человеческая сущность может быть осквернена прегрешением. Нематериальная же часть осязает Божественную красоту и влияет на душу, помогая ей приблизиться к идеальности, пробуждая чувство влечения к изящности, очищая помыслы и порождая стремление к бескорыстию и искуплению больших грехов в православии. При этом нематериальная часть не может подвергнуться влиянию сущности.

Господь всегда с Вами!

Дети пишут Богу. — Если у меня что-то болит, это значит, Ты на меня сердишься? (Гоша, 4 кл.)- Я еще маленькая, учусь в третьем классе, грехов пока нет, но собираются. (Ева, 3 класс)- Когда я умру, не хочу ни в рай, ни в ад. Хочу к Тебе. (Вера, 3 класс)- Вчера узнал про Тебя примету: если вы богаты — эÑ… НА ТЕБЕ ПЮРЕ С СОСИСКОЙ… /обязательно прочти это/ Православного бомжа Валеру знали все. Во-первых, понятное дело, что православный: был на службах в разных храмах. Не только просил милостыню, но и молился. Во-вторых, потому что здорово умел работать: руки у мужика золотые. Если что где починить – от электропроводки до канали… Знакомство в супермаркете Один священник отправился в супермаркет. Когда он разложил продукты на кассе, то услышал за спиной фырканье следующего содержания: «О, смотрите, поп сколько себе понабрал… Учит народ нищете, а сам себе понабрал, чтобы обожраться! Пузо какое отъел…».Это был голос 50-летне… «АЛЁША — ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ» Очередь волновалась — всем надо ехать, а в автобусе всё меньше и меньше мест. Поглядывали на молоденькую беременную русскую. Пропустить, что ли, её вперёд? А если самим не хватит билетов? Нет уж, пусть дома сидит, а не разъезжает со своим животом! И когда, наконец, очередь дошл…

Иудаизм

Выражение «Святой Дух» появляется в Танахе нечасто, например, один раз в Пс. 50:13, дважды в Ис. 63:10—11. При этом слово «Дух» в значении «Дух Божий» употребляется множество раз, первый раз в Быт. 1:2. В иудаизме Бог один, идея двоичности или троичности Бога для иудеев неприемлема. Термин Руах ха-Кодеш (Святой дух) находится часто в талмудической литературе. В некоторых случаях это относится к пророческим вдохновениям, а в других она используется в качестве обозначения силы Бога. Пророческое видение Иезекииль называет «руах Элохим» или «руах Адонай». У иудеев «святой дух» имеет определённую степень персонификации, но он остаётся «качеством принадлежащим Богу, одним из его атрибутов», тогда как в христианстве Святой Дух — Одно из Лиц Триединого Бога..

В иудаизме ссылок на Дух Божий (Руах ха-Кодеш), Святой Дух Иеговы (Яхве), предостаточно, однако он отвергает любую идею, что Святой Дух — это вечный Бог, как часть триединого божества. Термин руах ха-кодеш (ивр. ‏רוח הקודש‏‎, «Святой Дух» — транслитерация руах ха-кодеш) приводится один раз в Псалме 51:11, а также дважды в Книге Исаии. Это три библейских стиха, где используется выражение «Руах ха-Кодеш». При этом существительное руах (רוח), часто использующееся в отношении Духа Всемогущего Бога, а также вообще относится к понятию дух, буквально означает «дыхание» или «ветер». Существительное руах, так же, как русское слово «дыхание», означает либо ветер, либо невидимую движущую силу.

Таким образом Святой Дух всегда воспринимался и воспринимается до сих пор иудаизмом как действующая сила, дыхание самого Бога Иеговы (Яхве), которыми Он всё делает и творит. Впоследствии же словом «дух» (רוח) стали обозначать самостоятельное сверхземное существо. Такое обозначение встречается в некоторых апокрифических сочинениях, а также в Талмуде и Мидраше. Особенное развитие получило это представление в христианстве. Тут речь идёт уже не об особом качестве Господа, не об исходящем от Него просветлении, а об объективно существующем, живом и личном начале. Такому воплощению Святой Дух никогда, вероятно, не подвергался у евреев; но и евреи усматривали в нем иногда эманацию божественной силы, действующей самостоятельно.

Христианство

Христианство

Библия

Троица

История христианства

Христианское богословие

Христианское богослужение

Направления в христианстве

Критика христианства

Портал:Христианство

Важность Святого Духа в жизни каждого верующего признаю́т большинство традиционных христианских конфессий. Святой Дух — лицо Троицы, через которое триединый Бог действует в человеке и церкви. Если понятие Бога Отца было первостепенным в Ветхом Завете, служение Сына — в период, описанный в Евангелиях, то в настоящий момент в Христианской церкви более заметны Дары Святого Духа.

Развитие представлений о Святом Духе

В седьмой главе Дидахе содержится формула крещения «во имя Отца и Сына и Святого Духа».

В конце I века Климент Римский соединил три Лица Троицы в клятве: «жив Бог и жив Господь Иисус Христос и Дух Святый, вера и надежда избранных». Он же задал риторический вопрос: «Не одного ли Бога и одного Христа имеем мы? Не один ли Дух благодати излит на нас?». Также, Климент упоминает Духа как автора и вдохновителя Священного Писания. Ориген утверждал, что Дух Святой «обладает таким достоинством и властью» и сопричастнен Отцу и Сыну. О поклонении Духу Святому говорит Ипполит Римский. О полной божественности Духа Святого и Его единосущности с Отцом и Сыном заявлял Афанасий Великий.

Одновременно, в церкви появились и противоположные взгляды на природу Святого Духа. Так, Константинопольский епископ Македоний в IV веке выражал мнение, будто Дух Святой — «слуга и служитель одного уровня с ангелами» и подчинён Богу Отцу и Сыну. Кизикский епископ Евномий высказывался о происхождении Духа «вследствие повеления Отца и действия Сына». Учения македониан и евномиан о Духе Святом были рассмотрены на Константинопольском соборе в 381 году, признаны еретическими и преданы анафеме.

В средние века интерес к Духу Святому подогревался спорами о филиокве. В конечном итоге, различные взгляды на природу схождения Духа Святого стали одним из поводов для Великого раскола.

В ходе реформации Жан Кальвин заявил о том, что Святой Дух доносит смысл Священного Писания до сердец и умов верующих. Джон Уэсли учил об участии Святого Духа в «освящении» верующего. Продолжением взглядов Уэсли стало движение святости в XIX веке. В XX веке учение о крещении Духом Святым стало одним из самых главных догматов пятидесятников.

Действия Святого Духа

С точки зрения ортодоксального христианства (признающего первые символы веры христианства, в частности Никео-Цареградский Символ веры), Святой Дух вместе с Отцом и Сыном является Творцом невидимого и видимого миров —

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
(Быт. 1:1-2)

Ещё царь Давид молился в Ветхом Завете о ниспослании ему Духа Святого:

Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.

Христиане верят, что, Святой Дух на протяжении всей истории нисходил на отдельных людей с целью облечь их сверхъестественными способностями: на пророков, священников, праведных иудейских царей, апостолов, христианских мучеников и всех святых.

Христиане верят, что через действие Святого Духа воплотился Бог-Сын —

Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
(Лук. 1:35)

В Евангелие от Иоанна сообщается, что Иисус Христос говорил, что Святой Дух впоследствии обличит мир о грехе, о правде и о суде (Ин. 16:7-11).

Иисус Христос также называл Святого Духа Утешителем:

Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне.
(Ин. 15:26)

Очевидно, здесь раскрывается функция Святого Духа в том, что Он будет свидетельствовать об Иисусе Христе.

Святым Духом происходит преложение Святых Даров: хлеба и вина в Тело и Кровь Христа —

Преложив Духом Твоим Святым. Аминь. Аминь. Аминь.
Эпиклеза в Литургии византийского обряда

С действиями Святого Духа связывают такие религиозные понятия как: крещение Святым Духом, плод Святого Духа, дары Святого Духа.

Крещение Святым Духом

Этот раздел требует существенной доработки. Этот раздел статьи необходимо дополнить и убрать это сообщение. Комментарии могут быть на странице обсуждения.

Основная статья: Крещение Святым Духом

В исторических церквях под крещением Святым Духом понимается миропомазание, которое осуществляется священником: в православии единовременно с крещением водой, а в католичестве в более взрослом возрасте. Пятидесятники и некоторые представители иных христианских конфессий верят, что крещение Духом Святым доступно для всех верующих (независимо от традиции Церкви) после дня Пятидесятницы, и является не только обрядом, но и личным духовным переживанием, в некоторых случаях сопровождающимся различными эмоциями.

я крестил вас водою, а Он (Иисус) будет крестить вас Духом Святым
(Мк. 1:8)

Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго.

Дары Святого Духа

Основная статья: Духовные дары

Дары Святого Духа — это сверхъестественные проявления Святого Духа в верующих людях. Христиане верят, что духовные дары даются верующим (или давались во дни жизни апостолов) для выполнения определённых записанных в Библии божественных постановлений, таких как:

  • обращение неверующих людей (1Кор. 14:24-25)
  • созидание Церкви Христовой (Еф. 4:11)
  • назидание поместной общины и её членов (1Кор. 14:12, 1Кор. 14:3)
  • личное назидание верующего (1Кор. 14:4)

Тема даров Святого Духа подробно рассматривается апостолом Павлом в 1-м послании к Коринфянам, в главах 12-14. Основополагающими считаются вступительные слова:

Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.

На основании этого текста принято выделять 9 даров Святого Духа:

  • 1 — слово мудрости
  • 2 — слово знания
  • 3 — вера
  • 4 — дары исцелений
  • 5 — чудотворение
  • 6 — пророчество
  • 7 — различение духов
  • 8 — разные языки
  • 9 — истолкование языков

Принято считать, что ключом к пониманию этих даров является слово «проявление». Святой Дух, обитающий внутри верующего, невидим. Но, благодаря действию даров, Дух Божий являет Себя органам чувств человека. Говоря иначе, каждый из этих даров является сверхъестественным проявлением Духа Святого, обитающего в верующем и действующего через него. И поскольку эти дары являют не верующего, но личность Духа Святого, то все они сверхъестественны по своему характеру. Феофан Затворник считает, что «слова „явление Духа“ значат явное действие Духа, обнаружение Его, заметное для всех».

В пятидесятничестве и харизматическом движении, где духовным дарам придаётся усиленное внимание, проявления Святого Духа общепринято классифицировать по трём различным группам:

  • Дары речи — дары, действующие через органы речи человека (пророчество, разные языки, истолкование языков)
  • Дары откровения — дары, предоставляющие сверхъестественные откровения (слово мудрости, слово знания, различение духов)
  • Дары силы — дары, демонстрирующие силу Божью в физической реальности (вера, дары исцелений, чудотворения)

Плоды Святого Духа

Основная статья: Плод Святого Духа

Плоды Святого Духа — добродетели, которые требуют помимо усилий самого человека содействия Бога. По толкованию Феофилакта Болгарского, «от нас дается семя, то есть произволение, но чтобы стать ему плодом — это зависит от Бога». Их называет апостол Павел в 5 главе послания к Галатам:

Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

Видимые явления Святого Духа

В Новом Завете описаны следующие видимые явления Святого Духа:

  • В виде голубя (Лк. 3:22, Мф. 3:16, Мк. 1:10, Ин. 1:32). Этот эпизод, описывающий Крещение Господне, является в христианской иконографии единственно возможным сюжетом, который допустим — как изображение Духа Святого в виде голубя, сходящего с Небес. То есть все прочие изображения голубя, не связанные с сюжетом Крещения Господа, не изображают Духа, но всего лишь голубя.
  • В виде огненных языков (Деян. 2:3).
  • В виде иных языков, когда люди, на которых снизошёл Дух Святой, начинали говорить на разных языках, которых до этого эти люди не знали (Деян. 2:3-10).

Теология Святого Духа

  • В Евангелиях назван очищающей силой (Мф. 3:11) и преемником Иисуса Христа (Ин. 16:13).
  • В православии, католицизме и большинстве протестантских конфессий о Святом Духе говорится как о самостоятельной личности Божества, единосущной Богу Отцу и Богу Сыну, что и было зафиксировано на II Вселенском Соборе
  • В средневековой мистике развилось учение о Святом Духе как о символе новой постхристианской эпохи — Эры Святого Духа (Иоахим Флорский).
  • В некоторых сектах эксплуатируется идея догматической непрояснённости Святого Духа, и развивается учение о новых воплощениях Святого Духа (Мария Дэви Христос, Элис Лаквена, Нирмала Шивастава), аналогичных Иисусу Христу.

Хула на Духа Святого

Согласно Евангелию, грех хулы на Святого Духа не прощается:

22 Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его, так что слепой и немой стал и говорить и видеть.

23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов?

24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского.

31 Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам;

32 если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем.

Иисус сказал это после обвинения фарисеев в том, что Он силой князя бесовского изгоняет бесов. Согласно толкованию Исидора Пелусиотского и Василия Великого хула на Духа Святого — это приписывание действия Духа Божьего князю бесовскому. Иоанн Златоуст считал, что хула на Духа Святого — это отвержение человеком очевидной истины.

> См. также

Святой Дух на Викискладе

  • Духовные дары
  • Плод Святого Духа
  • Духов день
  • Орден Святого Духа

Душа человеческая

Душа есть созданная Богом самостоятельная, бессмертная, личная, разумно-свободная сущность, отличная от тела.

Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. Феофана Затворника, она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих. Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие грехопадения. Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и свободна, ибо обладает разумной силой и свободной волей. Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами.

Следуя св. Кириллу Иерусалимскому, душа есть прекрасное Божие творение, сотворенное по образу Создателя, бессмертное и нетленное, живое, свободное и разумное. Следуя св. Феофану Затворнику, душа есть самостоятельная, особая, свободно-разумная личность. Следуя св. Иоанну Дамаскину: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом». Разумность, свобода, бессмертие, самостоятельность, личность души говорят о ней как об образе Божьем.

Душа не существует до зачатия человека, не имеет предвечного существования, не может перевоплощаться, но после физической смерти (разлучения с телом) предстает на частный суд Божий и до общего воскресения и Страшного суда находится в ожидании своей вечной участи.

Говоря о человеческой душе, свв. Отцы делали два важных уточнения.

Во-первых, они выделяли в человеческой душе особую способность к познанию Бога, называя ее духом. Именно в этой способности они видели отличие душевной жизни человека от психической жизни, свойственной животному миру.

Во-вторых, они называли душу бестелесной и невещественной условно, а не совершенно. «Бестелесной же и невещественной она называется по сравнению с нами, — говорит св. Иоанн Дамаскин, — ибо все, сопоставляемое с Богом, Который один только несравним ни с чем, оказывается и грубым и вещественным, потому что одно только Божество поистине — невещественно и бестелесно». Человеческая душа рассматривалась святыми отцами как бестелесная в сравнении с грубой материальностью человеческого тела. Однако они признавали наличие у души тонкой телесности, отличной от грубого материального мира. Следуя свв. Отцам, тварное, а значит и обладающее определенной мерой вещественности и телесности, естество человеческой души отлично от совершенно невещественного и бестелесного естества Бога.

В строении души свв. Отцы выделяют три силы (способности) — разумную, раздражительную и вожделевательную.

Разумная сила души (γνωστικον, rationale) также именуется словесной, мыслительной и познавательной. Она признается господствующей частью души. В своем неповрежденном состоянии разумная сила «здраво рассуждает и верно отличает добро от зла, и показывает определено и властно, силе желательной, к каким вещам ей подобает склоняться желанием, какие любить, а от каких отвращаться; раздражительная же сила стоит между ними двумя, как благопокорный раб, готовый усердно служить их желаниям» (св. Симеон Новый Богослов).

Раздражительная сила души (παρασηλοτικον, irascile) есть ее чувствующая, эмоциональная сила. Св. Василий Великий называет ее душевным нервом, сообщающим душе энергию для утруждения в добродетелях. Этой части души свв. Отцы приписывает гнев и яростное начало. Однако в данном случае гнев и ярость означают не страсти, а ревность (рвение, энергию), которая в своем первозданном состоянии была ревностью к добру, а после падения должна использоваться как мужественное отвержение зла. «Дело раздражительной части души гневаться на дьявола», — говорят свв. Отцы. Раздражительная сила души также именуется сердцем.

Вожделевательная часть души (επιθυμητικον, concupiscentiale) также называется желательной (пожелательной) или деятельной. Она позволяет душе стремиться к чему-либо или отвращаться от чего-либо. К вожделевательная части души относится воля, которой свойственно действовать.

Все силы души суть стороны ее единой жизни. Они не отделимы друг от друга и непрестанно взаимодействуют. Наибольшего единства они достигают, когда подчиняются духу, сосредотачиваясь на созерцании и познании Бога. В этом познании, по слову св. Симеона Нового Богослова, от их разделения не остается и следа, они пребывают в единстве подобно единству Святой Троицы.

Человеческая душа соединена с телом. Это соединение есть неслиянное соединение. В результате этого соединения в человеке присутствуют две природы — душевная и телесная, которые, по слову св. Симеона Нового Богослова. срастворенны неслиянно. Из двух природ Богом образовано одно человеческое существо, в котором «ни тело не прелагается в душу, ни душа не изменяется в плоть» (св. Симеон Новый Богослов). При всем такое соединение является неслиянным, но не является нераздельным и неразлучным, поскольку человеческое тело приобрело смертность и разделение с душой в результате греха.

Обсудить на форуме

Понятие души

Душа – это некая особая сила, присутствующая в человеке, которая составляет высшую его часть; она оживляет человека, дает ему способность мыслить, сострадать, чувствовать. У слов «душа» и «дышать» общее происхождение. Душа создана дыханием Бога, и она обладает неуничтожимостью. Нельзя сказать, что она бессмертна, потому что бессмертен по природе только Бог, душа же наша неуничтожима – в том смысле, что она не теряет своего сознания, не исчезает после смерти. Однако у нее есть своя «смерть» – это неведение Бога. И в этом отношении она может умереть. Потому и сказано в Писании: «Душа согрешающая, она умрет» (Иез.18:20).

Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по природе своей невидимая для телесных глаз, разумная и мыслящая. Не имеющая формы, пользующаяся снабженным органом – телом, предоставляющая ему жизнь и возрастание, чувствование и порождающая силу. Имеющая ум, но не иной, по сравнению с ней самой, а как чистейшую часть ее – ибо как глаз в теле, так и ум в душе. Она самовластная и способная желать и действовать, изменчивая, т.е. добровольно меняющаяся, поскольку сотворена. Получивши все это по природе от благодати Создавшего ее, от Которого она и получила свое бытие.

Некоторые сектанты, такие как Свидетели Иеговы и Адвентисты седьмого дня, отвергают бессмертие души, считая ее просто частью тела. И они при этом лживо ссылаются на Библию, на текст Екклесиаста, где ставится вопрос о том, подобна ли душа человека душе животных: «Потому что участь сынов человеческих и участь животных – участь одна: как те умирают, так умирают и эти, и одно дыхание у всех, и нет у человека преимущества перед скотом, потому что все – суета!» (Еккл.3:19). Потом Екклесиаст сам и отвечает на этот вопрос, чем пренебрегают сектанты, он говорит: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» (Еккл.12:7). И здесь как раз мы понимаем, что душа неуничтожима, но может и умереть.

Силы души

Если мы обратимся к святоотеческому наследию, то увидим, что обычно в душе выделяют три основные силы: ум, волю и чувства, которые проявляются в разных способностях – мыслительной, желательной и вожделевательной. Но при этом надо понимать, что у души есть и другие силы. Все они разделяются на разумные и неразумные. Неразумное начало души состоит из двух частей: одна непослушно разумная (разуму не повинуется), другая послушно разумная (повинуется разуму). К высшим силам души относятся ум, воля и чувства, а к неразумным относятся жизненные силы: сила сердцебиения, семенная, возрастательная (которая образует тело) и т.д. Действие силы души оживляет тело. Бог сознательно сделал так, чтобы жизненные силы были неподвластны разуму, чтобы человеческий разум не отвлекался на управление сердцебиением, дыханием и т.д. Существуют разные технологии, связанные с управлением человеческим телом, которые пытаются повлиять на эту жизненную силу. Чем усиленно занимаются йоги: они пытаются контролировать сердцебиение, изменять дыхание, контролировать внутренние процессы пищеварения ? и страшно этим гордятся. На самом деле гордиться здесь абсолютно нечем: Бог сознательно освободил нас от этой задачи, и заниматься этим глупо.

Представьте себе, что, помимо вашей обычной работы, вас заставят выполнять работу ЖЭКа: организовывать вывоз мусора, перекрывать крышу, контролировать подачу газа, электроэнергии и т.д. Сейчас многие люди в восторге от всяких оккультных, эзотерических искусств, они гордятся тем, что в какой-то степени овладели регулировкой этой жизненной силы души, которая неподвластна разуму. Фактически они гордятся тем, что поменяли работу преподавателя университета на работу ассенизатора. Это связано с глупой идеей, что будто бы разум лучше справится с телом, чем неразумная часть души. Я отвечу, что на самом деле справится хуже. Давно известно: всякие попытки рационально построить жизнь приводят к очень нерациональным последствиям. Если мы пытаемся силу нашего разума обернуть на то, чтобы правильно управлять нашим телом, получится полная глупость.

Зачем Антоний Великий говорил, что монах должен даже на количество капель воды, которые выпьет, взять благословение? Для того, чтобы максимально освободить разум монаха от жизненных забот. Задача послушания – это прямая противоположность йоге. Если йог или оккультист пытаются своим телом управлять при помощи разума, то православный монах полностью высвобождает свой разум от заботы о теле, чтобы переключить его весь на Бога.

священник Даниил Сысоев

См. ДУХ, ЧЕЛОВЕК, АНТРОПОЛОГИЯ, ОБРАЗ И ПОДОБИЕ БОЖИИ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *