Дети о боге

Церковь и дети

Родители часто беспокоятся и боятся, что ребенок может устать во время богослужения, что богослужения в нашей церкви слишком для него длинные, но не выражают ли подсознательно родители свои собственные страхи и сомнения?

Дети проникаются гораздо легче, чем взрослые, всей мистикой и таинственностью богослужения и литургического символизма, они чувствуют и ценят эту сторону наших богослужений. Чувство святости и благоговения перед Господом Богом, стоящего по ту сторону повседневной жизни и открывающегося таинственно в богослужении, чувство «страха Божия», лежащего в основе каждой религии, гораздо ближе и понятнее детям, чем взрослым.

«Не препятствуйте детям приходить ко Мне» (Мф. 19:14), приходить в церковь — эти слова Господа Иисуса Христа относятся ко всем нам и сейчас, потому что в первую очередь именно в церкви дети должны услышать голос Божий. Это же слово, но сказанное в классе звучит абстрактно и часто не совсем понятно, в церкви же происходит молитвенное восприятие этого слова, тем более что в детстве молитвенное восприятие особенно остро: в детстве у нас есть способность понимать не интеллектуально, а всем существом, что нет большей радости, чем быть в церкви, участвовать в богослужении, вдыхать аромат Царствия Небесного, который есть «радость и мир в Духе Святом».

Атмосфера церкви должна входить в жизнь ребенка еще дома. Как может ребенок чувствовать святость воскресенья, дня, посвященного воскресению Господа Иисуса Христа, и того, что он должен воспринять и почувствовать в церкви, если у него дома с раннего утра гремит радио или телевизор, родители курят, читают газеты и нет ничего святого в этом воскресном дне? Посещение церкви должно бы было быть подготовлено: тишиной и особой торжественностью зажигания лампадок перед иконами, общей молитвой, чтением положенного в этот день Евангелия, чистотой и особой опрятностью и одежды, и жилища. Как часто родители не понимают, как все это формирует религиозное сознание ребенка, которое оставляет свой след на всю жизнь и которое никакие трудности и волнения житейские не смогут в нем уничтожить!

Накануне воскресенья и праздников церковных, во время Великого Поста, когда мы приготовляемся к исповеди и причастию, дом должен отражать церковь, должен светиться тем светом, который мы приносим домой с богослужений…

И еще несколько слов о школе. Само собой очевидно, что устраивать школьные занятия по воскресеньям во время богослужения противно духу Православия. Воскресная Литургия — это радостное собрание всех верующих в церкви, и ребенок должен знать и переживать это задолго до того, как он сможет понимать значение этого богослужения. Думаю, что лучше всего устраивать школу в субботу, которая есть приготовление к воскресному дню, воскресному богослужению. Аргументация же, что родители не будут привозить детей два раза в неделю в церковь, показывает только нашу греховную небрежность к самому важному в жизни ребенка.

Субботний вечер — это начало воскресенья и должен был бы быть литургически освящен так же, как и воскресное утро. Ведь во всех православных храмах служатся вечерни или всенощные накануне праздников и воскресных дней. Нет причины, почему не можем и мы строить свою церковную жизнь по принципу школа — всенощная — Литургия, где школа была бы для детей естественным приготовлением и введением в День Господень, День Его воскресения.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения О_себе_-_Молчу Изуми меня, Господи…
Рижский писатель и кинодраматург Михаил Дымов предложил учащимся
русскоязычных рижских школ в возрасте от 6 до 10 лет написать Всевышнему,
задать ему самые насущные вопросы, попросить о самом главном.
Ответы получил
от юмористических, хитрых, и до глубоко-философских!
Дети не умеют играть чувствами… Они ими ЖИВУТ!…


Почему весной, когда вечером Ты включаешь на небе
звезды и дуешь на Землю теплый ветер и вокруг тихо-тихо,
мне иногда хочется плакать?
Наташа, 2 кл.
Почему нищие просят милостыню около церкви —
чтоб ты отмечал, кто дает?
Ира, 2 кл.
Сделай так, чтоб во второй жизни я родилась во Франции мальчиком.
Кира, 4 кл.
Я с ней два года ходил в садик, целых полгода учился в первом классе,
и вот однажды она мне заявила: «мы с тобой разные человеки».
ты представляешь, я хуже, чем умер.
Аркадий, 2 кл.
Боженька, а душу Ты мне вложил мою или чью-то?
Стасик, 2 кл.
Как умирает день? По старости?
Лева 3 кл.
А я есть на самом деле?
Люба, 3 кл.
Зачем ты сделал человека главным на земле?
Олег, 4 кл.
Когда началась на Земле любовь?
Катя, 4 кл.
Это Ты послал дождь, чтоб он напоил жару?
Рая, 4 кл.
Почему звери раньше говорили, а сейчас не умеют?
Ну, вспомни, даже Змей беседовал с Евой.
Ева, 3 кл.
Почему многие люди такие несолнечные?
Арина, 3 кл.
А нельзя не рождаться?
Света, 2 кл.
Почему, когда любишь, всё нравится, даже яичница?
Степа, 2 кл.
Почему Ты сотворил мир таким, что
когда мама порвет колготки, она плачет?
Вита, 2 кл.
Когда меня не будет, я себя буду видеть?
Толик, 2 кл.
Как стать воспоминанием?
Миша, 4 кл.
Я бы попросил у Тебя ласки.
Нормунд, 2 кл.
Сделай так, Господи, чтоб во всех подвалах
и контейнерах бомжи были аккуратными.
Элеонора, 4 кл.
Дорогой Бог, прошу Тебя, сделай так, чтоб, начиная от бабушки
и кончая слонами, все были счастливы, сыты и обуты.
Тоня, 2 кл.
Хочу, чтоб в молодости я жила хорошо и счастливо,
а в старости можно только счастливо.
Вера, 3 кл.
Чтобы я хотел попросить у Тебя? Да Ты сам все знаешь.
Алик, 4 кл.
Говорят, что человек возвращается на землю в виде кого-то.
Сделай, пожалуйста, так, чтоб я вернулся на землю в виде
моей собаки, а она в виде меня, и мы опять будем вместе.
Алеша, 4 кл.
Верни моих родителей в детство, я бы с мамой дружил.
Гоша, 4 кл.
Пусть все, на кого я посмотрю, улыбаются.
Тима, 2 кл.
Я очень хочу, чтобы дети из приютов
нашли себе новых, уютных родителей.
Даша, 4 кл.
Раздай всем людям доброту.
Катя, 2 кл.
Боженька, сотвори так, чтобы на небе высветились
лица бабушки и дедушки и они улыбнулись мне.
Кира, 4 кл.
Пусть все люди будут счастливы, тогда они не злые.
Вася, 4 кл.
Давай договоримся, Господи, я верю в Тебя, Ты — в меня.
Ляля, 2 кл.
Если Ты найдешь мою варежку, прошу вернуть. Только честно.
Аня, 3 кл.
Мой папа работает моряком, пусть волны будут добрыми к нему.
Катя, 3 кл.
Я бы хотела, чтоб у всех живых существ, у природы
и даже у меня был хороший характер.
Аня, 1 кл.
Научи моих врагов прощать своих врагов.
Гера, 4 кл.
На родительском собрании учительница говорила про меня
так много хорошего, будто я умер.

Олаф, 3 кл.
Знаешь, хоть мне кажется, что души у меня нет,
но иногда она все-таки побаливает.
Роман, 2 кл.
Самая тяжёлая болезнь на Земле, Господи, любовь.
Но все человеки почему-то хотят заразиться этой болезнью.
Люба, 2 кл.
Можно мне не умирать, а?
Юля, 1 кл.
Какие бы Ты поставил мне оценки за жизнь?
Аркадий, 2 кл.
Я горжусь, что у меня есть Ты.
Катя, 2 кл.
Я еще маленькая, учусь в третьем классе,
грехов пока нет, но собираются.
Ева, 3 кл.
А не было с Тобой так: кто-то Тебе симпатичен,
но он не смотрит в Твою сторону?
Оля, 3 кл.
Сколько раз я буду ошибаться в любви?
Три раза уже есть.
Юра, 2 кл.
Мама сказала, что я во сне плакал.
Ты не помнишь, о чем мы с Тобой говорили?
Игорь, 3 кл.
Если бы Ты первым сделал женщину,
Тебе бы не пришлось возиться с ребрами.
Вова, 4 кл.
Можно, я буду Тебе иногда сниться?
Валера, 3 кл.
Если у меня что-то болит, это значит,
Ты на меня сердишься?
Гога, 4 кл.
Я бы попросила ума моим родителям,
а то они меня совсем не понимают.
Надя, 3 кл.
В разных книгах Тебя описывают по-разному.
Где бы достать Твою фотокарточку. Хоть допотопную?
Рая, 3 кл.
А если все люди попадут в рай, места там всем хватит?
Андрей, 3 кл.
Насколько хорошо я закончу свою жизнь?
Никита, 2 кл.
Зачем мы приходим в эту жизнь из другой жизни?
Руслан, 2 кл.
На прошлой неделе к нам в класс пришел новенький. Он такой… такой…
Так что до прошлой недели все мои дни жизни не засчитывай.
Оксана, 3 кл.
Мне очень нравится, когда небо все больше и больше облокачивается.
Рива, 3 кл.
С Тобой я бы пошел в разведку.
Гарик, 1 кл.
Когда сказку читают — она правда.
Нина, 2 кл.
Я родился, глянул, а мир уже такой злой, жестокий.
Андрей, 4 кл.
А когда на Земле стреляют, Ты что, не слышишь, Господи?
Валера, 2 кл.
Хотелось бы знать заранее, что у Тебя намечено:
еще одно наводнение или Земля сгорит огненным пламенем?
Кирилл, 4 кл.
Для чего нужна жизнь, а если она нужна, зачем люди умирают?
Костя, 2 кл. как тут не вспомнить Омара Хайяма:
«Отчего всемогущий творец наших тел.
Даровать нам бессмертия не захотел?
Если мы совершенны — зачем умираем?
Если несовершенны — то кто бракодел?»


Тебе нравится, что творится на Земле?
Андрей, 4 кл.
Ну, а теперь Ты бы создал во второй раз человека?

Если Бог ребенка дает, то и на ребенка дает?

Когда мы готовили один из материалов о многодетности, то в очередной раз вспомнили известную пословицу: “Если Бог ребенка дает, то и на ребенка дает”. И задумались: хоть и народная, а значит веками проверенная мудрость, но можем ли мы ее использовать в качестве аргумента в разговоре о многодетности? Может быть все совсем не так и в многодетных семьях прожиточный минимум соблюдается только жесточайшей экономией?

И тогда мы решили спросить пользователей интернета, посещающих православные семейные сообщества в жж – так ли это? Приводим их отзывы ниже.

Дорогие читатели, напишите нам в комментариях и о своем опыте!

Юрий: Когда мы в Штатах собирались сына рожать, на нас на моем факультете смотрели как на сумасшедших: аспирантская стипендия с садистской точностью сбалансирована для одного человека, уже с женой на иждивении на нее прожить сложно, а еще и с ребенком – вообще невозможно. И никакой возможности подработки – она со студенческим иммиграционным статусом строжайше запрещена и сам университет этот запрет тщательно контролирует. Не забывая также контролировать и покупку далеко не самой дешевой медицинской страховки на иждивенцев, которая покрывала только около 2/3 тоже весьма недешевой стоимости родов… И все эти расходы не считая “обычных” расходов на ребенка: кроватка-коляска, памперсы-пеленки, переезд в более теплую и более приличную квартиру. Для стороннего наблюдателя дело казалось безнадежным.

Однако как-то мы справились – брали кредиты, платили госпиталю за роды в рассрочку, ругались за каждый доллар со страховиками, покупали многое на руках и в секонд хенде, оформили государственные льготы по жилью и страховке (скрывая от университета, который для иностранцев подобные вещи не поощрял, хотя со стороны закона все было честно). Конечно, было тяжело, иногда казалось, что просто невыносимо. Однако справились и все увидели, что родить ребенка, учась в американской аспирантуре, вполне осуществимо. Это послужило началом локального факультетского “бейби бума”: через год после рождения Петьки детишки появились еще у 3-х аспирантских пар.

Елена, жена Юрия: К тому, что сказал Юра, можно добавить, что начинали мы свою американскую часть жизни с сырого однокомнатного подвала, в котором в стены были жуткие сквозняки, с потолка текли трубы медленной струйкой, в дождь пол, покрытый ковролином, превращался в болото, и грибы росли на стенах с такой скоростью, что мы не успевали их счищать.

Машину водить мы не умели, и денег на нее не было.

Вдобавок ко всему этому у меня был жутнейший токсикоз; такой, что в течение первых полутора месяцев я не могла выйти из дома.

Когда мы пошли в университетскую поликлинику, чтобы спросить совета, что делать, нам молча протянули телефонный справочник, без каких-либо комментариев.

Сейчас Петруничу почти 6. И живем мы в трехэтажном доме с палисадником. Петя говорит на двух языках и учит третий.

Слава Господу за все, через что мы прошли! Очень укрепило и благодаря этому пути мы встретили множество замечательных людей!

Вадим: У меня так и было. Правда, деньги по-настоящему появились немного раньше – примерно через полгода после женитьбы. Можно сказать деньги, работа, потом образование т.д. “с неба свалились”. До того – был безработным.

Кстати – я тогда был в общем-то неверующим и веру получил лет через десять.

Ульяна: А у нас было так: родился первый, у мужа на работе случился кризис и он перестал получать зарплату. Это продолжлаось 7 месяцев. Обзанимались денег.Потом потихоньку стало выпраляться, но мне пришлось выйти на работу. Потом чере 2,5 года родился второй. Опять у мужа на работе кризис. Опять я вышла на работу. А когда младшему был год с небольшим, муж заболел раком. Так что хорошо, что я работу не бросила. Сейчас вроде вылечился, но живем под дамокловым мечем.

Сейчас вроде и денег много, и все есть, а детей уже больше не будет. Третьего, если бы я тогда не рожала, как Бог дает детей, а решила бы подождать пока у нас будет квартира, дача, деньги и т.д., то у нас детей бы вообще уже не было.

Елизавета: У нас, как ни старнно, так и было. Правда, с оговорками – т.е. не то, чтобы мы стали жить намного лучше и легче, но пропорционально количеству членов семьи увеличился и доход. Т.е. все впритык, как и было, но на главное (еда, оплата всяких коммуслуг и садов-секций) хватает. Вот с одеждой (особенно на взрослых) уже посложнее, но это мелочи.

Первая дочка у нас родилась через 2 месяца после дефолта, у нас ничего не было для ребенка, но все появилось. Правда б/у, старенькое, но все, что необходимо. Когда вторая родилась, у папы на работе более менее все стабилизировалось. А когда третья – его уволили, и месяц мы были без работы. Зато потом, папа устроился на стабильную работу.

Короче, если конкретно сравнивать – сейчас мы живем лучше, чем тогда, когда у нас был один ребенок. Не уверена, что это связвно с рождением детей напрямую. Возможно, это связано с взрослением нас, что называется “встаем на ноги” :)) При этом содержать родителей однозначно не имеем возможности.

Елизавета: У нас было так, что перед рождением ребенка меня (студентку) и мужа (аспиранта) пригласили в командировку за необычно высокие деньги в университет в штатах (за мои предыдущие заслуги в том же университете в предыдущей командировке и какое-то невероятно доброе ко мне отношение). Поэтому нам удалось скопить какие-то деньги, чтобы совсем не бедствовать, правда, я работала химиком будучи беременной с 3 по 7 месяц, но там с этим попроще.

А потом мне эту работу согласились засчитать как диплом (то есть фактически освободили мне полгода здесь в Москве, чтобы я могла сидеть с ребенком, ну и диплом писать, не уходя в академ).

Нам отдали много поношенных детских вещей бесплатно.

Но все равно трудно сводить концы с концами – не получается без помощи родителей. Они нам материально ОЧЕНЬ помогают, потому что в Москве очень все дорого, а я не могу работать. Но – мужу тоже неожиданно повезло. Ему нашли полставки в лаборатории, где он аспирант. Однако, хоть это и звучит гордо, но у нас на продукты в месяц уходит больше его зарплаты.

Ольга: Во время моей беременности муж сменил работу.
вещи в большом количестве остались мне от племянника и подруг.
Квартирный вопрос пусть и временно, но решился.

Ксения: Ну, я бы не усматривала здесь автоматической зависимости. Скорее работает принцип “у страха глаза велики” или “глаза боятся, а руки делают”. Когда стоишь перед выбором или перед лицом нового важного факта, последствия оного кажутся катастрофическими. А потом жизнь идет, к факту привыкаешь, правильно сделанный выбор дает чувство уверенности, и как-то все оказывается не таким трудным и страшным, возникают новые конфигурации и варианты, которые помогают справиться и которые не просматривались заранее. Бывают, конечно, и очевидно чудесные истории, но думать, что так будет в каждом случае – наивно.

Мария: Я у родителей старшая из пятерых, поэтому есть что сказать. Сказать, что с рождением каждого следующего ситуация улучшалась не могу. Но всегда все были сыты и одеты/обуты. И не столько отец достаточно денег получал, сколько помогали люди одеждой, продуктами… Были очень тяжелые моменты, но как-то всегда все устраивалось, или мы что-то придумывали. Конечно, по сравнению с малодетными семьями мы имели куда меньше: одежда б/у, питание без разносолов, младший брат моря пока не видел, старшие увидели лишь благодаря родственникам и т. п. Но всегда была взаимная поддержка и любовь, которые помогали преодолеть все невзгоды и недостаток чего-либо.

Татьяна: Будет зайка – будет и лужайка. До моей беременности мы жили более-менее в достатке, но к моменту родов все совпало так неудачно, что первые года полтора буквально считали копейки. А потом вдруг как-то само собой все выправилось.

Валентина: Абсолютно подтвердилось с каждым из трех детей!
Особенно с третьей. Когда я забеременела было плохо со здоровьем – за четыре месяца до начала беременности перенесла микроинсульт. Меня спасло то, что через месяц после него я бросила пить таблетки и начала тренироваться, т.что к беременности подошла уже в неплохой форме.
Материальное же состояние семьи было просто катастрофическое. На еду не хватало и были чудовищные долги.

Я о третьем ребенке мечтала и была счастлива безоблачно. У меня была железобетонная уверенность, что Господь не оставит. Супруг все девять месяцев пытался понять, как мы будем выживать.

Родила я в сентябре. К маю основные долги были розданы, а денег стало хватать даже на тортики.

Причем искрометных чудес не происходило. Нам не дарили огромных денег, клад мы не нашли. Но зарплату мужу стали выдавать исправно и побольше. А потом и вовсе предложили другую работу с повышением, которая устраивала его по всем параметрам. По рекомендации моих (весьма немногочисленных во время беременности) частных учеников набежала еще такая толпа желающих, что с октября по май я работала без выходных, а последний ученик уходил в 21.30. Соответственно и зарабатывала я неплохо.

При том успевали и с детьми пообщаться (хотя меньше, чем хотелось бы)и на соревнования съездить.
Сейчас я тоже не могу согласиться, что ничего не успеваю, кроме работы и детей. Например тренироваться 3 – 4 раза в неделю и бегать марафоны (когда есть снег) я успеваю. Мне это нужно, чтобы быть “в тонусе”, иначе наступает депрессняк от усталости. Мне очень помогают старшие дети. Ну и на няню деньги появились.

Правда я все время переживаю, что не уделяю детям больше времени, все время что-то им не додаю. Но я стараюсь максимально, а дальше – как получится.
Для меня эта истина “Если Бог ребенка дает, то и на ребенка дает” очевидна. И трижды проверена. Причем Он дает не только материальную возможность, но и здоровье и силы родителям. Тоже проверено на себе.

Ольга: Не было такого. Но и проблем серьезных не было, как жили всегда – на жизнь хватало, на излишества нет – так и живем.

Юлия: С первым ребенком мы оба работали в госучреждениях: денег хватило только на самую простую коляску; пеленки-распашонки шила сама; кроватку сломанную нам отдали “за так” на детской ярмарке. Видимо, это подтолкнуло отца искать другую работу. К году ребенка уже купили подержаную машину.

Со вторым – папа уже имел нормальную работу. Машину поменяли на новую. Все необходимое смогли купить.
С третьим будем покупать дом в деревне…

Так что, действительно, материальные проблемы решаются. Не сами, конечно, но и без особых трудностей.

Что касается затрат на самих детей – они уменьшаются с каждым, т.к. знаешь, что действительно нужно, а что – нет (те же врачи,и обследования). Все вещественное остается от братьев-сестер.

Вера: Мы яркий пример резкого роста благосостояния с каждым ребенком.

Правда и начинали мы не с нуля, у нас сразу была своя однушка, но больше ничего. То есть муж работал в гос. учреждении, я через 7 месяцев после свадьбы ушла в декрет и жили мы на очень небольшие деньги, выплывали только благодаря помощи родителей. На ребенке все было б.у., коляска жуткая и т.п.

Со вторым ребенком у нас появилась машина, отремонтировали дом на даче, построили второй этаж (раньше был старый развалившийся покосившийся домишко с одной комнатой на 7 человек), сделали там канализацию, душ, туалет в доме, стиралку, вобщем все удобства.
С третьим ребенком мы (вот буквально сейчас) получили возможность купить трехкомнатную квартиру по себестоимости. Это, конечно, потребует усилий, но вполне реальных.

Трудов мы особых не прилагали, больше трудились наши родные.

А вобщем очевидно, что все это помощь Божия.
А вот со временем да, все очень сложно. Его нет совсем, и сил на детей тоже не хватает. Ощущение, что дети разрывают на части и воют за место под солнцем и за родительское внимание.

Елена: Когда я забеременела, работала в издании, где зарплата была совсем смешная. Муж там же работал. Из съемной комнаты выселяли, – в общем, все не очень весело было.

Ничего, устроилось все с Божьей помощью. Мужу зарплату повысили, квартиру нам сдали соседи свекрови за минимальные деньги. Пособие дали губернаторское – тысяч 20, кажется, по карте. Когда ребенку около года было – начали и мне подворачиваться возможности подработать. Потом постоянная работа появилась уже с пристойной зарплатой. Муж на другую работу перешел – тоже с повышением зарплаты. И так далее…

Про время – сложнее. Было совсем непонятно, кто с ребенком будет оставаться, если начну работать. Но – сначала нашли очень милую няню. Потом знакомая помогла садик найти хороший. И на работе – сперва на одной, потом на другой – начальство пошло навстречу и разрешило работать не с 10 до 18, а с 9 до 17. Между делом умудрилась в Университете восстановиться, почти доучилась уже.

Могу про свою подругу еще рассказать.

Она была такая… воинствующая атеистка всегда. А потом появился мужчина, который потихоньку привел ее к вере. Ничего не буду говорить про моральный облик этого православного мужчины, который исчез из поля зрения, как только узнал, что Татьяна беременна.

А она – ходила в храм, молилась, причащалась. И сохранила ребенка, несмотря на то, что врачи предрекали ей, что все равно она свою девочку не выносит – плохая наследственность у самой Татьяны; что ребенок родится больной – у папы облучение радиационное было, что-то там с составом крови сдучилось; что у нее не только жилья не было – а даже прописки питерской; что зарплата ниже прожиточного минимума…

Выносила, родила, нашлись добрые люди – помогли и с работой, и с жильем временным. Прописку – купила. Дочку Верой назвала. Чудесная девочка, вчера 4 годика исполнилось. Мама к Татьяне приехала из другого города – будут вместе жить, собираются свое жилье покупать.

Для статистики – еще одна моя подруга. Примерно та же история – ни прописки, ни гражданства, ни работы. Папа смылся в неизвестном направлении. Забеременела – появилась работа, сняла жилье, ремонт сделала. Родила – няню нашла, она вместе с Леной и ее Женькой – ровесником и лучшим другом моего сокровища – уже пятый год живет. Даже если трудности появлялись – все с Божьей помощью решалось. Выселили из одной съемной квартиры – нашла другую, еще лучше, потом появилась возможность купить в кредит. Пришлось уйти с работы – через неделю предложили новую, с зарплатой почти на порядок больше.

Слава Богу за все! 🙂

Кира: Мой муж сильно болел, когда я ждала второго (вторую!). Беспросвет кончился к рождению дочки, а то я была худая, как велосипед; родственники долго ничего не знали, не было надежды на их помощь, вот мы и скрывали, чтоб не терпеть упрёков и непонимания. Теперь мой муж – генеральный директор фирмы, а я стало быть – генеральша 🙂 Квартиру, правда пока снимаем, но это нас не гнетёт ничуть, сколько вместе пережили – знаем, на Кого уповать…

Ксения: Не могу похвастаться благосостоянием. Как начинала жить по минимуму, так и сейчас впритык. Слава Богу муж вкалывает и , хоть с задержкой, ему платят. Когда моя мама была жива, я подрабатывала. Теперь дома практически безвылазно. Его родители не помогают, никак.
Можно ли жить лучше? Конечно! Было бы у всех членов семьи горячее желание. Но выше головы не прыгнешь.
Совершенно верно говорят, что когда хочешь жениться, посмотри внимательно на семью будущей своей половины и, желательно, сняв розовые очки.

Татьяна: Правда. Не то, чтобы совсем само, но как-то решалось. То неожиданно кто-то из добродетелей давал деньги, то муж находил новую, более денежную работу. Господь всегда помогает.

У моей подруги был такой случай, что муж должен был ей с детьми денег принести – дома, ну, совсем ни копеечки не было, а ему зарплату задерживали, и занять было не у кого. Так он на улице двадцать долларов нашел – и как-то продержались.

Виктория: Когда выходила замуж, очень боялась, что будем жить в нищете… Муж работал водителем и получал 550 долларов, плюс неизвестность в отношении разбитой служебной машины: Повесит за нее долг начальник, не повесит?

Батюшке так и говорила: “Боюсь выходить за него, что ребенку на фрукты не будет.”

А он отвечал: “А с чего ты вообще взяла, что Господь тебе ребенка пошлет?”

“Ну да”, – подумала я и успокоилась.

Через 2 недели после замужества поняла, что беременна.
Мужа увольняют с работы. Я спокойна, как никогда. Знакомые знакомого предлагают поработать в компьютерной помощи – у мужа хобби – компьютер. Так он стал ездить по заказам, а прямо перед родами пригласили его в одну фирму приходящим админом, положили оклад, оформили по трудовой, так что и кредит можно взять.
Если с деньгами напряженка, прошу у Бога помощи, сразу мужу какой-нибудь крупный заказ поступает.

А между прочим, у мужа даже высшего образования нет, самоучка, а фрукты у нас в холодильнике так никогда и не переводятся, во как! 🙂

11 цитат из Библии о детях и для детей

Сыновство — понятие не только физическое, но и духовное. К примеру, верующие называются сынами или чадами Божиими, по вере Иисуса Христа и по благодати возрождения. В честь празднования Всемирного дня ребенка портал Invictory собрал 11 цитат из Библии о детях и для детей.

1. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:1-4).

2. «Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей» (Пр.17:25).

3. «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится» (Пр.23:22).

4. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Пс.126:3).

5. «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138-13-16).

6. «Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их» (Пр.17:6).

7. «И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!»» (Еккл.12:1).

8. «Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения» (Пр.13:1).

Не пропусти самое интересное!

9. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:12,13).

10. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его» (1Ин.3:1).

11. «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим.8:16).

Последнее пожертвование: 18.05 (Россия)

Поделиться в социальных сетях:

А ЧЕМУ УЧИТ ПРАВОСЛАВИЕ ЛЮДЕЙ?

Я с детства искал ответ на вопрос «А чему, собственно, Православие учит людей»? Не воровать, людей любить, дружбу ценить, жить по чести, любимой не изменять? Ну а разве обычная светская этика, кодекс строителя коммунизма, наконец, разве он — учит не тому же самому? В этом и заключается шок для человека со стороны — он думал, что «понимал Православие», а оказывается «он его и не знал». Потому что Православие ВООБЩЕ не учит людей морали в том смысле, в котором мы привыкли ее понимать. И этот крах шаблона вводит людей в ступор.
«Постойте, постойте, не спешите, молодой человек» — говорит голосом старого профессора некто, желающий узнать больше о Православии. Как это Православие — и не о морали? Нас же Церковь вроде как учит жить? Учит вести себя неким «правильным образом»?
О, конечно!
Но ровно в той же мере, в которой «экипаж самолета просит соблюдать спокойствие на борту воздушного судна». Потому что, как ни странно, цель Православия — вовсе не превратить планету в государство идеальных людей, живущих по совести и чести. Задача Православия — подготовить человека к вечной жизни.
«Стоп, стоп, что еще за вечная жизнь? Это после смерти, что ли?»
Интересный вопрос. И ДА, и НЕТ.
Давайте себе представим, что наш мир — не единственно обитаемый. Более того, наш мир неким образом заражен смертельным вирусом, но этот вирус не биологический, а мысленный. Мы неким образом привыкли мыслить «нечисто». В наших мыслях и сердце нет-нет да и шевельнется зависть, или злость, или жажда обладания чем-то, чего у нас пока нет. Мы хоть раз в жизни, да ругались, хоть по мелочи, да крали (хотя бы даже чужое внимание).
А Православие говорит — наша планета, строго говоря, не единственно обитаемая. Есть удивительные миры в другом измерении, миры, основанные на святости. И под святостью там подразумевается не кол-во поклонов и молитв, вовсе нет. Под святостью там подразумевается естественное поведение личности, которая любит пламенно, как в Ромео и Джульетте, любит всех, и все любят ее. Там разумные существа вечно юны, вечно прекрасны, беспредельно свободны, испытывают постоянную радость друг от друга и красоты вокруг них. Если вы когда-либо мечтали о жизни в Швейцарии, то жизнь в Царстве небесном круче в степени «зиллион».
В нашем текущем состоянии нас туда не пустят. Потому что мы мыслим не правильно. Православие — это о том, как подготовиться к тому миру.
Если мы цинично настроены и мыслим только «объективными категориями», сейчас впору скептически хмыкнуть. «Что за нелепые фантазии», что за эскапизм, наконец? От того, что я поверю в розового единорога, он реально не начнет существовать!
В том и соль!
Тезисы Православия неким образом можно проверить. Строго говоря, Православие говорит «мы вообще частенько грустны, мрачны, потому что у нас нет радости от жизни, а ее нет, потому что нас отравляет этот неверный образ мысли». В самом деле, кто ревновал или завидовал, тот готов подтвердить, что это чувство и в самом деле способно отравить жизнь. Даже банальное уныние и депрессия отравляют жизнь. Православие говорит — «есть методы изменить образ мысли». Люди пробуют методы, и убеждаются — с жизни как будто стерли пыль. Вновь вернулась радость, счастье, вновь ожила детская мечта «Пусть всегда будет мама, пусть всегда будет солнце, пусть всегда буду я». И ты задаешься вопросом — «а как я вообще жил раньше, без веры»?
В православии есть люди, у которых получилось выполнить все рекомендации до конца. Мы называем их святыми. Многие из них уже при жизни могли «попадать» в тот, другой мир, общаться с жителями того мира, и даже получать некие вещи из другого мира (например, свежие фрукты или цветы в разгар зимы).
В некотором смысле, чтобы ощутить Рай, умирать не нужно. Многие из нас начинают ощущать Рай уже здесь, на земле. Испытывать невероятную чистоту души, радость, легкость в теле и душе. В принципе, у верующего до конца православного христианина стирается ощущение смерти в принципе. Смерть он воспринимает как «государственный выпускной экзамен», а всю жизнь — подготовкой к нему. Чем большего успеха в борьбе со своим образом мысли достигнет экзаменуемый, тем более высоким, ясным, светлым будет его статус в том, ином мире.
Центральной фигурой христианства является Иисус Христос, историческая личность, которую мы считаем Богом. Во всем нашей мечте Иисус Христос — центральная фигура, главная точка всех наших ожиданий. Чтобы объяснить, что мы испытываем по отношению к Иисусу Христу, проще всего предложить посмотреть на те чувства, что испытывают люди по отношению к хорошему Царю, или мудрому и щедрому правителю, который позаботится о каждом.
Мы жаждем иметь своим лидером и Отцом невероятную, мудрую, светоносную Личность с большой буквы. Это неким образом наполняет нас чувством уверенности и радости, что мы — под защитой разума столь мощного, что был способен сотворить вселенную. И неким образом эта Личность является гарантом всех наших ожиданий. Ведь у Иисуса Христа нет ограничений по возможностям.

Осознавать, что тебя любит тот, кто не просто некая математическая абстракция, а вполне реальная личность, имеющая облик, с которой можно поговорить, насладиться общением, радостью встречи — очень радостно. Ликующе радостно. Поэтому христиане и называются христианами, что для них быть со Христом есть высшая точка жизни.
Но как в это можно верить???
А почему нет? Мы готовы верить в Бозон Хиггса, от которого нам никакой практической пользы и готовы верить в 40% годовых в паевых фондах, теряя впоследствии деньги. Мы готовы верить кому угодно, даже телевизору, но как только речь заходит о глобальной мечте, мы стыдливо опускаем глаза, не давая себе и права на мечту? Но почему? Почему мы готовы голосовать даже за политиков, идя на выборы (и зная заранее, что «наверняка обманут»), но не готовы даже дать себе права на мечту о небе? Неужели эта мечта менее правдоподобна, чем надежда на правительство, которому лично до тебя и дела то нет?
Как бы то не было, Православие — это не учебник морали. И не тому учит Православие, что «надо жить правильно». Православие — это не нудный учитель. Это очень богатая красками, насыщенная мечта сотен тысяч людей. Мечта о дружбе с Богом, мечта о дружбе с небом, мечта о жизни на небе. И эта мечта начинает давать свои плоды уже на земле. Берешь, проверяешь и понимаешь — «да, это работает». В это нет нужды верить, эту мечту можно проверить.
Дмитрий Сиверс

Десять заповедей, или повелений, которые Бог дал Своему народу, точно указывают, что должен делать человек и чего избегать, если хочет любить Бога и ближних.

Вот эти заповеди:

I. Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии, разве Мене.

1. Я, Господь Бог твой; чтобы не было у тебя других богов, кроме Меня.

Заповедь эта повелевает любить Бога больше всего и, кроме Него, не воздавать никому Божеской почести. Святых угодников Божиих следует тоже почитать, но не так, как Самого Бога, а как людей более других угодных Богу, как молитвенников и заступников наших перед Ним.

II. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.

2. Не делай себе идола и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею; не кланяйся и не служи им.

Так как все в мире сотворено Богом, то Ему одному следует покланяться и Его одного следует почитать Божеством. Делать идолов и им поклоняться никак не следует. Поклоняясь святой иконе, мы должны представлять себе того, кто изображен на ней, и ему поклоняться, а не считать самые иконы за Божество.

III. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

Не должно святое и великое имя Божие произносить праздно, в пустых разговорах, а потому и божиться и клясться понапрасну заповедь эта запрещает.

IV. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.

4. Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и совершай в них все дела твои, а день седьмой – день покоя (суббота) да будет посвящен Господу Богу твоему.

Шесть будничных дней недели человек должен трудиться, работать, и вообще заботиться обо всем, что нужно для его земной жизни. Седьмой же день надо посвятить Богу, то есть отделить его для Господа, молиться Ему, читать во славу Божию полезные книги, помогать бедным, и вообще, ради Господа, делать как можно больше добра, а не в праздности быть и отнюдь не бесчинствовать. В Ветхом Завете так праздновалась суббота, а у нас, в Новом Завете, в память воскресения Христа из мертвых, празднуется воскресенье.

V. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.

5. Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго жил на земле.

Должно любить и уважать родителей, слушаться их добрых наставлений и советов, заботиться о них в болезнях, быть опорою им в старости и нуждах, также должно почитать прочих родственников, старших, благодетелей, учителей, духовных отцов и начальников; за это Бог обещает продлить земную жизнь.

VI. Не убий.

6. Не убей.

Под убийством разумеется не только лишение жизни себя или кого-либо другого, но если и допускаем других до убийства своим приказанием, советом, помощью, согласием. Воспрещается этой заповедью также необуздание своего гнева и оскорбление ближнего всяким бранным словом. Заповедь эта повелевает жить со всеми в мире и согласии, а также кротко обращаться с животными.

VII. Не прелюбы сотвори.

7. Не прелюбодействуй.

Этой заповедью Господь запрещает мужу и жене нарушать взаимную верность и любовь. Неженатым же Бог повелевает соблюдать чистоту мыслей и желаний. Обжорство, пьянство и вообще всякое излишество и необузданность также запрещаются этой заповедью.

VIII. Не укради.

8. Не воруй.

Ничего чужого не бери без спроса ни явно, ни тайно; не обманывай при продаже; при всякой сделке рассчитывайся честно; не скрывай найденное; всякую работу оканчивай к обещанному сроку и делай ее по совести.

IX. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.

9. Не произноси на другого ложного свидетельства.

Заповедь эта запрещает лгать, клеветать, говорить о людях дурное, осуждать их, а также верить клеветникам. Заповедь эта повелевает всегда держать свое слово честно.

X. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

10. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни какого скота его, и вообще ничего, что принадлежит ближнему твоему.

Заповедь эта запрещает завидовать чужому добру и повелевает довольствоваться тем, что имеешь. От зависти рождаются недобрые желания, а от недобрых желаний – и все недобрые злые дела.

Закон Божий каждый должен знать и исполнять. Соблюдающий заповеди создает себе, кроме временного благополучия, вечное спасение.

В память Синайского законодательства Моисеем был установлен праздникпятидесятницы.

Источник: http://лучик-света.рф/?p=29473

Разговор с подростками о вере

Каждое воскресенье мы видим в храме множество детей: большинство знаем с младенчества, из года в год видим, как они растут, радуемся за крепкие православные семьи. Но наступает момент, когда мы начинаем их видеть в храме все реже. Это сложный период для родителей, духовников, а, пожалуй, труднее всего приходится самим подросткам. Так как же им помочь уже самостоятельно войти в Церковь? Как не оттолкнуть? Каким может быть язык проповеди в общении с юным поколением, которому часто свойственен критический настрой? Как вернее всего можно донести до них истины веры и понимание жизни в Церкви? Портал «Православие. Ру» предложил пастырям ответить на эти непростые вопросы.

***

Должна быть безусловная искренность и отсутствие менторского тона

Священник Дмитрий Шишкин:

Начнем с того, что подростки бывают разными и по своему психофизическому устроению, и по воспитанию, среде, окружению, в котором они растут. Все это надо учитывать, конечно, в беседе о самом важном в жизни. Но если говорить о каких-то общих правилах, то в первую очередь это должна быть безусловная искренность и отсутствие менторского тона, который большинство подростков не переносит на дух.

Под искренностью же надо понимать то, что человек, намеривающийся благовествовать подросткам, сам в полном и, если угодно, экзистенциальном смысле живет верой. Иначе любые беседы превращаются в скучное и тягостное моралите, способное скорее удалить от духовной жизни, нежели приблизить к ней. Нам, взрослым, надо понимать, что никакими человеческими средствами и усилиями никого невозможно привести к истине. Истина сама открывается человеку в сердце, иногда посредством другого человека, но только в том случае, если сам этот человек причастен истине. А подростки очень чутко чувствуют, где присутствует истина, а где её подменяют благочестивой демагогией. Так что будем в первую очередь блюсти себя со всей возможной тщательностью, тогда, возможно, и через нас кому-то Господь явит Свой свет и вложит в наши сердца верные чувствования, а в уста – правильные слова и интонации.

Говорить о том, что волнует подростков

Священник Дмитрий Березин:

Подросток – существо хрупкое, ранимое, и от этого очень ершистое. Внутри и снаружи человека что-то происходит: меняется сам человек, быстро расширяется мир вокруг. Чем старше становится подросток, тем больше он переходит от сферы развлечений к сфере познания мира.

В среде современных подростков можно отметить тягу к визуальному восприятию информации, языку образов и коротким текстам (и мыслям). Для них практически не существует авторитетов, но есть лидеры в сфере мнений. Хотя я до конца не могу сформулировать, в чем разница. Вот отталкиваясь от такого субъективного взгляда, и попробуем поразмышлять.

Прежде всего необходимо познакомиться, стать близким, завоевать доверие и уважение. Сам статус священника или представителя Церкви не дает по умолчанию особых привилегий, а в некоторых случаях ведет к критиканскому (не критическому, а именно критиканскому) восприятию информации. Но неравнодушие всегда лучше безразличия.

Познакомиться можно во время совместного труда, в общих поездках и путешествиях, в спортивных секциях, в беседе формата «вопрос-ответ». Важно увидеть друг в друге людей, личностей, а не набор штампов «священник», «подросток». Мы со школьниками восстанавливаем родники, ездим на велосипедах по окрестным храмам, проводим военно-спортивные соревнования – все это сближает нас. Но тут, конечно, не стоит допускать ошибки панибратства и мимикрии под подростковую среду.

Хорошо, если священнику есть что рассказать о себе, о своем пути к вере. Особенно когда такие истории необычны, вызывают интерес, повышают авторитет говорящего. Я, например, в беседах со школьниками рассказываю, как ездил автостопом на Камчатку, как был директором – для них это разрывает почти все шаблоны представлений о священниках.

Если говорить о содержании бесед, то, конечно, начинать беседы с изложения учения о семи Таинствах, будет ошибкой. Попробую сформулировать несколько принципов:

– говорить о том, что волнует подростков: отношения с противоположным полом, отношения с родителями и друг с другом, жизнь и смерть, смысл жизни, аскетика, некоторые вопросы из школьных предметов, например, «Сотворение мира» или «Отношение ученых к вере». Есть хорошая книга протоиерея Ильи Шугаева «Один раз на всю жизнь» – по ней можно строить беседы о семье.

– пользоваться понятными образами, иногда провокативно. Например, беседуя о Сотворении мира, я привожу следующие примеры: теория эволюции утверждает, что животные постепенно в течение тысяч лет усложнялись, реагируя на окружающую среду и совершенствуясь. Животные – существа бессознательные, а люди – сознательные. Я предлагаю им вырастить себе на спине шипы, что позволит защищаться от недоброжелателей, и сделать это не «случайно», а осознанно. Хотя бы к старости, или чтобы хоть у внуков появились, или, пускай, для начала небольшие бугорки… Конечно, я не пытаюсь упрощать вопросы Сотворения мира, не утверждаю, что мир сотворен за семь суток или даже семь тысяч лет, но заставляю их отвечать на вопрос «как именно?», думать, искать ответы, а не принимать всё на веру.

– не пытаться подавить интеллектом и не пытаться оппонировать всем инакомыслящим. Беседа не должна превращаться в спор.

– очень важен личный пример, свой или другого авторитетного для них человека. Важно донести мысль, что для меня или этого человека (людей) Церковь и вера – это не просто увлечение или хобби, а основа жизни, то есть стоит на первом месте.

– очень важно показать связь между вероучением (догматикой) и их жизнью, ведь иначе информация будет казаться отвлеченной, бесполезной, максимум – любопытной.

Ну а как это сделать технически, вопрос отдельный: делать ли презентацию, показывать ли видеоролики, просто ли беседовать, дарить ли что-то – способов много.

Не получится говорить о вере сквозь собственное недоверие, маловерие

Священник Максим Крижевский:

Принято считать, что подростки – очень трудные собеседники в разговоре о вере. Даже выросшие в Церкви дети в этом возрасте оказываются от Нее на расстоянии. Наверное, этим вопросом нужно заниматься серьезным педагогам, психологам, антропологам, но позволим себе высказать некоторые суждения, исходя из простого человеческого опыта.

Подросток – это тот, кто подрос. Он уже не ребенок. Но он еще не вырос. Значит, он еще и не взрослый. В этом пограничном положении, кажется, заключаются главные особенности такого возраста. Для разговора о Евангелии именно это состояние человека наиболее удобно. Кто еще поймет необходимость одновременного существования в земной реальности и отказа от нее; кто поймет слова о том, что Царство Божие внутри нас, но в то же время мы его только ожидаем? Кто еще, как никто другой, нуждается во Христе, лично участвующем в жизни каждого человека, Спасающем каждого от вечного одиночества? Кто более одинок, чем прижимающиеся друг к другу, тщеславные и беззащитные перед этим тщеславием уже не дети?

Значит, нам необходимо всего-навсего сообщить им о Церкви, о Спасителе – и дело сделано. Но дело не делается. И сделать его оказывается гораздо труднее, чем решить любые другие вопросы веры. Почему?

Есть одна особенность подросткового возраста – недоверие. Для разговора о вере не самое подходящее качество души. Но оно же и повышает градус чувствительности к честности собеседника. Значит, для того, чтобы разговор о вере с этим парнем получился, я должен быть в первую очередь честным. С Богом, перед людьми, с самим собой. А здесь вопросов много, о них каждый взрослый верующий человек хорошо знает. Не получится говорить о вере сквозь собственное недоверие, маловерие. Лучше не начинать – можно все испортить. Стало быть, здесь, как нигде, необходима духовная поддержка, молитва, крепкая собственная церковная жизнь.

Подросток всегда более или менее явно протестует против взрослой жизни. Он пока только ищет себе в ней место, но на всякий случай отрицает все в ней. Это очень удобный для нас угол зрения. Это качество часто эксплуатируют субкультуры, контркультуры, секты вовлекающие подростка в нехорошее окружение. Но христианам эта тема принадлежит по преимуществу. Кто еще имеет право на разговор о Царстве не от мира сего? Важно дать это понять сразу. Объяснить, как Церковь, тоже не находясь на стороне культуры, тем не менее, существует в ней третье уже тысячелетие, создавая свою культурную оболочку, позволяющую вести диалог с нецерковным миром, освящать, преображать его. Кстати, это поможет сразу обойти многочисленные подводные камни в разговоре об имуществе, стяжательстве, и вообще всю тему «по чем опиум для народа…»

И еще два замечания. Никакая искренность не пробьется сквозь чужую языковую оболочку. А если пробьется, то может там что-то сломать… Это любимый разговор начинающих миссионеров: врага надо знать в лицо, стало быть, я должен пройти лично все круги непростого подросткового космоса, чтобы понять его и чтобы он меня понял. Знать язык, действительно, важно. Узнавать врага в лицо лучше на опыте решения собственных духовных проблем. А вот игра в «своего парня» сразу сдает такого проповедника с потрохами. Случается и по шее схлопотать за плохую игру. Что же делать?

Начать разговор всегда легче с того, что интересно собеседнику. Вот и спросим его о том, что ему самому интересно в этой жизни. И послушаем, искренне, честно, пытаясь понять. Это гораздо труднее, чем демонстрировать собственную наспех усвоенную из Википедии эрудицию. Но это уже подвиг любви к ближнему. Значит, здесь Сам Бог с нами.

И еще одна популярная и важная тема: как весь этот нелегкий процесс общения с подростками организовать? Чтобы массово, масштабно, чтобы проценты, показатели и прочее. Это самая страшная сегодня ошибка в общении с подросшими детьми и неокрепшими взрослыми. Мне лично от словосочетаний «работа с молодежью» и «молодежная работа», которыми названы образовательные направления, административные структуры, – просто физически плохо становится. Страшно представить себе, что происходит в голове молодого человека, который поступает в ВУЗ на направление «Молодежная работа». Это очень опасные оговорки. Они могут нас навсегда рассорить с молодежью. Как называть? Не знаю. Но нужно очень внимательно и серьезно над этим думать. Понимая все трудности организационного характера, которые могут возникнуть, тем не менее, рискну предложить: может, не нужно вообще это называть никак. Опыт показывает: лучшее, что может появиться в молодежной среде, инициируется самими молодыми людьми. А это происходит, когда есть любовь и свобода. Пусть они тогда сами себя и назовут. А если понадобится им наша помощь, постараемся быть рядом.

Продолжение следует

Уроки православия. Детям о Боге. Малышам

Глава I
КТО ТАКОЙ БОГ?
— Бабушка, расскажи мне, кто такой Бог, — попросил бабушку Петя, — Он человек?
Бабушка подумала и сказала:
— Нет, не человек. Посмотри, Петенька на солнышко. От него к нам тепло идёт и свет. Пригревает оно землю, освещает, и помогает расти деревьям и травам. Вот и Бог, как солнышко, даёт людям жизнь. Только он невидимый. Люди всё на небо смотрят, чтобы Бога разглядеть, а он — везде. Всех видит, слышит и потихоньку разговаривает. Мысли людям посылает и слова подсказывает добрые и хорошие. Есть у него помощники. Невидимых помощников называют ангелами. Люди их представляют себе в белых одеждах с крыльями. Как будто по небу они летают. Приносят ангелы людям от Бога известия. Если тебе ангел ночью известие принесёт — проснёшься утром и знаешь, что днём случится. Видимые помощники Бога, священники, в церкви служат. Они такие же люди, как и все другие. Передают Богу просьбы и поют в церкви песни, которым их научили ангелы. Одеты священники в длинные красивые платья — ризы. На груди носят крест. Крест показывает, что выполняют они нелёгкую службу. За то, что служат Богу и людям, охраняет их Бог от всякого зла.
— А в церкви на стенах портреты Бога висят?
— Это, Петенька иконы. На них Бог нарисован и Сын Божий со своими учениками. Бог, для того, чтобы люди узнали, какой он, сделал так, чтобы на Земле родился его сын.
— А сын на Бога похож?
— Лицом он, на маму свою похож, Марию, а вот душой — на Бога. Очень уж мудрый да справедливый.
— Бабушка, а что такое душа?
— Душа, Петенька, внутри человека. Увидеть её нельзя. Душа такая нежная и тоненькая, что и глазом не увидишь, и через очки, и в микроскоп. А почувствовать можно. Душа твоя за тебя и радуется, и плачет, и болит. И характер твой, добрый или сердитый, и настроение, весёлое или грустное — это тоже твоя душа.
— А где же она у меня?
— Душа с каждой твоей клеточкой связана. И с головой, и с руками, и с
ногами, и с животом, и с сердцем. Всё она замечает, что у тебя внутри происходит. И на всё откликается. И на радость, и на горе. Если сильно огорчаешься и боль в груди чувствуется — это, говорят, душа болит.
— А у кошки есть душа?
— Есть и у кошки. Только душа её не так много чувствует, как человеческая. Душа ведь с разумом связана. А кошке думать гораздо меньше приходится, чем человеку.
— А у Бога, бабушка, душа большая?
— Да, Петенька, душа у Бога огромная, добрая и красивая. Бог хочет, чтобы у всех людей души такие же были, чтобы люди только доброе делали, пели, рисовали и радовались. Бог своей душой всё чувствует, что с каждым человеком случается, и с ангелом. И всех очень любит.
— Ангелов много, бабушка?
— Ой, много, Петенька! У каждого человека свой ангел- хранитель есть. Ангелы Бога охраняют и людей защищают.
— А если я ангела сейчас позову, он прилетит?
— Если помощь тебе нужна — прилетит. Только ты его не увидишь, он же невидимый. А беду отгонит. Чтобы ангел тебя поскорей услышал, надо слова особенные говорить — молитвы. Тех людей, кто в церковь ходит и молитвы читает, Бог слышит и помогает им.
— Бабушка, а где Сын Божий живёт?
— О жизни Сына Божия его ученики книгу написали. Называется она Евангелие. Я сейчас тебе о Сыне Божием и его учениках расскажу.
Глава II
РОЖДЕСТВО
Очень давно, в Иудейском городе Вифлееме, у плотника Иосифа и его жены Марии, родился сын. День его рождения стал первым днём нового календаря. По нему люди считают дни уже больше двух тысяч лет. Ещё до того, как Иосиф и Мария стали мужем и женой, Иосиф увидел во сне ангела. Ангел рассказал ему, что Бог сделал так, чтобы у Марии родился сын, похожий на Бога. Очень добрый, мудрый, честный, сильный и красивый. Когда малыш вырастет, он сможет делать невероятные чудеса и станет любить людей так же сильно, как и его Небесный Отец. Он будет не только человеческим сыном, но и Сыном Бога.
Так и случилось. У Марии родился мальчик. Родители назвали его Иисусом. А народ прозвал Иисусом Христом, что означает Спаситель. Предсказатели или пророки, говорили, что в те дни родится человек, который спасёт всех людей Земли от гибели. В те давние времена люди были неграмотными, плохо знали законы, ссорились и воевали между собой. Бог сердился за это на людей.
Через своего Сына он хотел предостеречь их: если люди не перестанут обижать друг друга, через две тысячи лет они превратятся в страшных злодеев и могут погубить Землю.
Спастись от гибели сумеет только тот, кто научится жить по новым законам и перестанет быть злым. А объяснить людям законы сможет только Иисус Христос, потому что будет слышать самого Бога.
Ранним утром, когда родился Иисус, в небе зажглась яркая звезда. Восточные волшебники, волхвы, увидели эту звезду и поняли: Бог дал людям знак, что Спаситель родился. Волхвы пришли посмотреть на малыша и принесли ему подарки. А звезда указывала им путь.
Глава III
БЕГСТВО
Иудейский царь Ирод услышал о рождении великого человека и испугался, что когда Иисус вырастет, может стать царём вместо него. Ирод не знал, где поселились родители с малышом, и никогда их не видел, поэтому приказал убить всех младенцев в городе Вифлееме.
Но Иосифу ночью снова привиделся ангел и предупредил его об опасности. Той же ночью отец и мать убежали, вместе с маленьким Иисусом, из Иудеи в другую страну, Египет, в город Назарет. А через несколько лет вернулись в Иудею.
Глава IV
КРЕЩЕНИЕ
До тридцати трёх лет Иисус жил вместе с родителями. Он ходил с ними в церковь, и все восхищались его мудростью, стараниями в учёбе и добротой. В те дни, в Иудейской пустыне жил Иоанн Креститель. Он говорил людям, которые поступали плохо, что им нужно рассказать о том, что натворили и попросить за это прощения. Значит, покаяться. А потом — креститься. То есть войти в воду для того, чтобы показать, что хотят стать чистыми и честными. Пророки сказали Иоанну, что люди смогут жить правильно только после раскаяния и крещения. Тогда Бог будет их слышать и помогать им. А Иисус сможет научить людей новым законам. Сам Иисус тоже пришел к Иоанну Крестителю в пустыню, поговорил с ним и окунулся в воду реки Иордан. В то время, как Он входил в воду, на небе появился свет и с небес послышался голос Бога: «Он Сын Мой возлюбленный, и в Нём Мое благоволение». Это было благословение Бога, или пожелание, чтобы дела Иисуса благополучно свершились.
Глава V
В ПУСТЫНЕ
После крещения ангел привёл Иисуса в глубь пустыни, где Иисус должен был пройти испытание. Учителю нужно стать сильным, смелым и терпеливым.
Четырнадцать дней и ночей Иисус терпел в пустыне голод, а потом захотел есть. Тогда подошёл к нему дьявол, самый главный и злой колдун, и сказал: «Если ты Сын Божий — сделай камни хлебом, иначе с голода умрёшь». Иисус не испугался и ответил: «Не только хлеб дает человеку жизнь, но и помощь Божия». И не стал дьяволу подчиняться. Тогда дьявол отнёс Иисуса в город, поставил на высокую стену и сказал: «Если ты Сын Божий, прыгай вниз. Написано в книге, что повелел Бог ангелам спасать людей. Попроси Бога, пусть ангелы подхватят тебя на руки до того, как упадёшь на камни». Сказал Иисус: «Написано в книге: не делай так, чтобы звать Бога на помощь по пустякам». И не стал прыгать вниз. Поднял Его дьявол на высокую гору, показал все сокровища мира и сказал: «Всё тебе отдам, если поклонишься мне». Но велел ему Иисус: «Иди за мной сатана, написано: только Господу Богу поклоняйся и ему одному служи». Тогда отошёл от него дьявол. Ангелы окружили Иисуса и заботились о нём.
Узнал Иисус, что враги схватили Иоанна Крестителя и заперли в темницу и ушел из Назаретской земли в другую землю, Галилею. Там начал Иисус учить людей, Он уговаривал их покаяться, чтобы души их стали чистыми, и Бог заговорил с ними.
Глава VI
В НАЧАЛЕ ПУТИ
Когда проходил Иисус по берегу моря Галилейского, увидел двух рыбаков, братьев Петра и Андрея. Они забрасывали в море сети. Сказал им Иисус: «Ступайте за мной и все люди захотят подружиться с вами». Братья оставили свои сети и пошли за ним. Увидели они на корабле братьев Иакова и Иоанна и позвали за собой. Прошёл Иисус по всей Галилее, рассказывал о Боге и законе Божием. Лечил людей без лекарств. Разлетелся об этом слух по всей стране. Стали приходить к Иисусу со всех сторон больные, и он исцелял их. За ним шли многие люди из Галилеи и десяти городов и земель, и от Иерусалима, и от Иудеи и от Иордана.
Глава VII
КАКИМИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЛЮДИ
Увидел Иисус, что собралось много народа, поднялся на гору вместе с учениками и стал говорить:
Хорошо быть прилежными: старательным ученикам Бог помогает.
Лучше быть обиженными, чем обидчиками: тех, кто обиду стерпел, Бог утешит и поддержит.
Лучше быть послушными: их все любят, постепенно все люди такими станут.
Лучше быть честными: у них врагов нет, потому что никого не обманывают.
Лучше быть добрыми: люди им добром за добро платят, а Бог в делах поможет.
Лучше быть терпеливыми и не огорчаться, если люди недоброе говорят. Пусть насмехаются и грубят, если глупые.
Хорошо быть смелыми: с ними Бог всегда рядом.
Добрые и учёные люди, всё равно, что соль земли. Если
соли не будет, чем еду солить? Плохо будет тому, кто соль рассыплет и растопчет. Вот и вы берегите себя.
Если будете так поступать, Бог станет вас сыновьями считать и наградит за то, что своими делами его прославите.
Бог — это идеальное совершенство, гармония, равновесие, абсолютная правда, то есть, Истина. Позволяют её достигнуть добродетели: честность, кротость, доброта, смелость, мудрость, сила, вера, надежда и любовь. Истина делает жизнь человека красивой, счастливой и славной — райским блаженством.
Око — светильник для тела, делает разум светлым, а человека мудрым.
Сердце — источник тепла, делает чувства тёплыми, а человека — добрым.
Уста — дверь для Истины.
В разуме живёт мудрость, в сердце — любовь, а в устах — мудрое, доброе и верное слово, поэтому Библейское имя Бога: Любовь, Премудрость и Слово.
Бог есть дыхание души.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *