День жен мироносиц

Второе воскресенье после Пасхи Православная церковь поминает жен-мироносиц. Как отблагодарить наших матерей и сестер молитвой? Зачем отмечать праздник жен-мироносиц, когда есть 8 марта? И кто − самая таинственная из ближайших учениц Христа? Об этом расскажем в нашем сегодняшнем тексте.

Ближайших учениц Христа из числа женщин в православной традиции принято называть мироносицами. На третий день после смерти Спасителя его ученицы, не испугавшись приставленной к гробу стражи, отправились помазать Тело Учителя благовонным маслом – миром, по традициям того времени.

Нестеров Михаил Васильевич “Жены-мироносицы” 1889 г.

У гробницы Иисуса пришедшие женщины не увидели ни римской стражи, ни заслонявшего вход тяжелого камня. Внутри пещеры мироносиц ждал пустой Гроб и ангел, сообщивший ученицам Спасителя радостную весть: Христос воскрес. Радостные женщины отправились в город, чтобы сообщить апостолам о чудесном событии.

У Гроба осталась только Мария Магдалина, которой первой явился воскресший Христос. После этого и Мария отправилась в город, рассказывая всем о том, что Распятый Иисус воскрес из мертвых.

Кем были жены-мироносицы?

Имен всех жен-мироносиц и подробностей их жизни, социального статуса и рода занятий мы не знаем, но церковное предание сохранило память о самых ярких среди них:

Икона Марии Магдалины

Имя Марии Магдалины известно далеко за пределами христианского мира. Когда Христос изгнал из женщины 7 злых духов, она в благодарность стала служить Ему верой и правдой. После Вознесения Спасителя Мария отправилась на проповедь в Италию, встретилась с римским императором и даже положила начало традиции дарить на Пасху красное яйцо.

Про Марию Клеопову очень мало сведений. Известно лишь, что она приходилась Иисусу Христу родственницей.

Иоанна была женой Хузы, чиновника при дворе Ирода Антипы. Благодаря занимаемой должности мужа и связям, Иоанна активно участвовала в обеспечении апостольской общины деньгами и продуктами питания. Женщина с почестями похоронила голову Иоанна Крестителя на Елеонской горе после его казни.

Марфа и Мария приходились сестрами праведному Лазарю, которого Христос воскресил накануне своего Входа в Иерусалим. Согласно преданию, они вместе с братом переехали на Кипр, где помогали ему в епископском служении.

О Сусанне также мало сведений. Из евангельского повествования можно сделать вывод, что женщина так же, как и Иоанна, оказывала общине материальную помощь. Сусанна была владелицей имения, которое позволяло ей помогать Христу и апостолам деньгами.

Зачем нам праздник жен-мироносиц?

Праздник жен-мироносиц, как ряд других христианских торжеств, не всегда понятен современнику. Некоторые верующие называют второе воскресенье после Пасхи «православным женским днем». Но в чем же разница? Только в дате?

8 марта был утвержден как день революционерок, феминисток и бунтарок. Женщины требовали себе равных с мужчинами прав и даже больше. В нашей стране этот праздник не нес уже той смысловой нагрузки, с которой был задуман европейскими революционерками. 8 марта в России считается праздником всех женщин.

День жен-мироносиц, в отличие от 8 марта, наполнен глубоким религиозным смыслом. Этот праздник воспевает высокие женские качества, такие как верность, жертвенность, желание служить ближнему, стремление следовать за Богом и своим мужчиной, и, конечно, любовь. Перед женщинами, готовыми на тихий, но нужный подвиг, каждый уважающий себя мужчина с восхищением и восторженным уважением преклонит голову.

Матери, жены и сестры всегда были самоотверженными помощницами мужчин. Моральная поддержка ближних и забота о тепле и уюте домашнего очага, рутинный, никому незаметный, но важный труд в доме, титанический подвиг рождения и воспитания детей вызывают уважение, которым была пожалована Мария Магдалина, первой увидевшая Христа.

Михаил Нестеров, “Жены-мироносицы”, 1889 г.

В советское время, когда огромное количество верующих мужчин, «камней», на которых стояла Русская Церковь, были убиты или репрессированы, женщины взяли на себя крест церковного служения. Матери и жены в слезных молитвах сохраняют баланс в жизнях детей и мужей, беря на себя подвиг общения с Богом. Скольким мужчинам Господь сохранил жизнь по молитвам их женщин, ночами проводящим с Псалтырью в руках у святых икон?

Церковные праздники мы отмечаем, прежде всего, молитвой. В этот день, посвященный женам-мироносицам, отплатим нашим дорогим женщинам, бабушкам, мамам, женам, сестрам и подругам благодарным жестом прошений об их здравии к Богу.

Неделя третья после Пасхи – Мироносицкая, праздник Святых Жен-Мироносиц в 2019 году – содержание, история, особенности, традиции и народные обычаи.

Третье воскресенье после Пасхи в 2019 году 12 мая – День Святых Жен-Мироносиц. С этого дня начинается Мироносицкая седмица, которая заканчивается в субботу 18 мая.

Этот праздник можно считать международным женским днем. В этот день на приходах Русской православной церкви активисты поздравляют всех прихожанок, нередко устраивают раздачу цветов проходящим женщинам на улицах.

В этот день вспоминают тех, кто первыми узнали о Воскресении Спасителя. В самом начале воскресного дня Мария Клеопова, Сусанна, Мария Магдалина, Саломия, Мария Иаковлева, Иоанна, а также сестры воскресшего Лазаря Марфа и Мария, пришли к заранее подготовленной пещере, куда перенесли Христа после крестной смерти в пятницу. Они несли с собой благовония, для того что отдать последние почести умершему – умастить тело к погребению.

Мироносицы двигались в предрассветной тишине и думали о том, как им отодвинуть камень, которым задвинут вход в пещеру. Оказалось, что тяжелого камня при входе нет, гроб пуст, а на месте погребения лежат только пелены.


Сначала женщины решили, что тело унесли, похитили. Однако им явился светлый ангел и спросил их:

«Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь. Он воскрес и предваряет вас в Галилее!»

Услышав чудесную весть, Жены Мироносицы рассказали ее апостолам.

Слабые, испуганные женщины усиливаются верой и несут благую весть о воскресении Спасителя. Этим они показывают нам пример мужественного и самоотверженного служения Богу, а через Него и ближним.

Кроме Жен-Мироносиц, Церковь вспоминает в этот день Праведного Никодима и Иосифа Аримофейского – двух тайных учеников Христа. Они стояли вместе со всеми у распятия, позже испросили у Пилата тело Христа и отнесли во Гроб, что Иосиф готовил для себя в Гефсиманском саду.

Издавна этот день в народе называли «бабьим». Накануне сельские женщины ходили по дворам и собирали яйца и иные продукты для совместной трапезы. В воскресенье шли в храм, где после обедни служили молебен с поминанием имен всех жительниц и проходили обязательным пасхальным крестным ходом. День заканчивался праздничной трапезой в складчину.

Мироносицкая седмица обычная, имеет постные дни в среду и пятницу, все православные продолжают приветствовать друг друга «Христос Воскресе!» и играют в пасхальные игры.

Значение в православии

Подробнее по этой теме см. Жёны-мироносицы.

В этот день Православная церковь вспоминает святых жён — свидетельниц страданий, смерти и Воскресения Иисуса Христа. Жёнам-мироносицам первым явился воскресший Иисус. От них произошло пасхальное приветствие «Христос воскресе!». Жены-мироносицы в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на Тело Спасителя.

В православной традиции жёнами-мироносицами считаются святые: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и иные.

Слово миpоносицы означает «носящие миро». Это те женщины, которые в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на бездыханное Тело своего Божественного Учителя. В то время как многие ученики Христа разбежались, опасаясь гонений, и сидели за закрытыми дверями «страха ради иудейского», эти женщины преодолели страх перед грозящими им опасностями и движимые любовью ко Иисусу отправились к его гробу, даже несмотря на то, что вход туда был завален камнем и иудейские начальники выставили стражу.

В Русской православной церкви этот день отмечается как праздник всех женщин-христианок.

Западные христиане называют жён-мироносиц «Три Марии», так как в Евангелии упомянуты три благочестивые женщины, и, в католической традиции, считается, что все они были по имени Мария.

Православные в этот день вспоминают Иосифа Аримафейского и Никодима, которые помазали тело Иисуса Христа перед погребением, а жёны-мироносицы пришли помазать тело Христа в первый день после субботы — в воскресенье. На литургии в этот день читается 69 зачало Евангелие от Марка (Мк. 15:43-16:8).

Современные православные женщины этот день почитают вместо Международного женского дня 8 марта.

Славянские традиции

Другие названия дня

рус. Маргоски, Моргосье, Жёны-мироносицы, Женский праздник, Бабий праздник (белг.), Бабья яичница, Бабья братчина (нижег.), Бабья неделя (костром.), Кумитное, Кумишное, Завивальное воскресенье (смол., белг.), Маргошенье (смол.), Лалынки (белг.), Шапшиха (яранск.), Неделя святых жён мироносиц и Иосифа праведного; церк.-слав. Неде́ля святы́х же́н-мироно́сиц; белор. Бабскі свята; укр. Неділя Жон-мироносиць; сербохорв. Мироносице, Недеља мироносица.

Обряды и поверья

Яичница — главное блюдо бабьей братчины

Русские крестьяне считали, что в этот день все женщины — именинницы. Поэтому его называли бабьей братчиной (Нижегородская губерния), бабьей неделей (Кологривский уезд Костромской губернии). Необычно курское и смоленское название — маргоски, маргошенье (маргосье), которое, по-видимому, связано с диалектным словом маргосить (псков., твер.) в значении умильничать, кокетничать.

Жёны Мироносицы — женский праздник. Это яичницу жарят и курей режут. Одни женщины, девушки, только не мужчины. Собирались, кто кого позовёт.

Обычно накануне одна или несколько женщин собирали по дворам яйца и другие продукты. В Чухломском районе Костромской области разыгрывалось окликанье жён-мироносиц с обрядовым исполнением песен-окличек, в которых женщин приглашали выйти на крыльцо и вынести яйцо. Такие оклички проводились рано утром, до света. На мироносицкий день каждая женщина старалась побывать в церкви за обедней. После службы женщины совместно заказывали общий молебен, причём платили за требу яйцами, иногда (редко) — льном. После обедни ближе к вечеру устраивалась совместная бабья пирушка. С песнями и плясками женщины гуляли до поздней ночи. Лишь иногда, в порядке исключения, к гулянью могли присоединиться мужья пирующих женщин.

Обычаи «жён-мироносиц» отличались даже в пределах одной губернии. В Рославльском уезде Смоленской губернии женщины, по случаю праздника, собирались за околицей. На выгоне на костре готовилась яичница; затем пели весенние песни. В некоторых уездах Смоленской губернии яичницу съедали с приговором: «Дай, Боже, чтоб нам лён уродился куделён!». В Смоленском, Краснинском, Ельнинском уездах этой же губернии ходили поочередно по домам, и в каждом готовилась яичница — таким образом женщины обходили все дома.

Особая страница в праздновании дня — поминальная, когда день или даже вся неделя отмечались как память по умершим. Например, каждый год с понедельника Мироносицкой недели в приходе с. Сергачская Ачка служится мирской сорокоуст по всем умершим прихожанам. Обязательно посещается кладбище в субботу под жён-мироносиц в рязанском с. Аксеново Рыбновского района. При этом на могилах оставляют крашеные яйца.

Поминальные мотивы в празднике жён-мироносиц не случайны. Вероятнее всего здесь христианское празднование наложилось на более древний весенний женский праздник, который был соотнесён с аграрным культом и как частью его — с культом предков, в том числе и с почитанием птиц.

В Белоруссии третья после Пасхи неделя носит название жён-мироносиц, и начинается она с воскресенья, считавшегося когда-то «бабским праздником». В этот день женщины ходили с яичницей в поле и там, съев её, приговаривали: «Дай, Боже, чтоб наш лён урадился куделём» (белор. Дай, Божа, каб наш лён урадзіўся кужалём).

По мнению И. Бесонова (Государственный республиканский центр русского фольклора), современное почитание дня, как женского («бабского») праздника, восходит к древней славянской традиции.

Поговорки и приметы

  • Козьма и Демьяна да Жён мироносиц — куриная смерть (режут кур).
  • Мужики за пахоту, а бабы за стряпню (Рязан. губ.).

Литература

  • Бабий праздник // Беловинский Л. В. Энциклопедический словарь российской жизни и истории: XVIII — начало XX в. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — С. 32. — ISBN 5-224-04008-6.
  • Бессонов И. А. Праздничная культура религиозной православной среды: восприятие светскиx праздников // Традиционная культура, 2016, № 1 (61). — М.: Центр культурных стратегий и проектного управления, 2016. — С. 18–28. — ISSN 2410-6658.
  • Курица / Бушкевич С. П. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 60—68. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар (белор.) // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554-612. Архивировано 11 мая 2012 года.
  • Громыко М. М. Женский праздник // Русский образ жизни. — М.: Институт русской цивилизации, 2007. — С. 254. — ISBN 978-5-902725-05-3. Архивировано 4 марта 2016 года.
  • Громыко М. М. Мир русской деревни. — М.: Молодая гвардия, 1991. — 446 с. — ISBN 5-235-01030-2.
  • Баба // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  • Даль В. И. Месяцеслов // Пословицы русского народа. — 1861–1862.
  • Ермолов А. С. Народная сельскохозяйственная мудрость в пословицах, поговорках и приметах. — СПб.: Типография А.С.Суворина, 1901. — Т. 1. Всенародный меяцеслов. — 691 с.
  • Календарные обряды и обрядовая поэзия Воронежской области. Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. — Вып. III / Сост. Пухова Т. Ф., Христова Г. П. — Воронеж: Изд-во ВГУ, 2005. — 249 с.
  • Недељковић М. Српски обичаjни календар за просту 2003 годину. — Београд: ЧИН, 2002. — 391 с. — (Библиотека Запис). (серб.)
  • Полищук Н. С. Местные праздники // Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — С. 602–615. — ISBN 5-88590-309-3.
  • Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — 725 с. — ISBN 5-88590-309-3.
  • Терещенко А. В. 6. Обрядные праздники. Неделя ваий. Пасха. Русальная неделя. Семик. Троицын день. Первое апреля. Первое мая // Быт русского народа: забавы, игры, хороводы. — СПб., 1848. — 233 с.
  • Братчина / Терновская О. А., Толстой Н. И. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 256—257. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Тульцева Л. A. Календарные праздники и обряды // Русские / Отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. — М.: Наука, 1999. — С. 615–645. — ISBN 5-88590-309-3.

Приметы

День выдался пасмурным – хлеб будет с сорной травой.

Если на дубе осталось много желудей, значит, год будет плодородным, а зима – студеной.

Распустился первоцвет – ближайшие дни будут теплыми.

День Жён-мироносиц празднуется на второе воскресенье (пятнадцатый день) после Пасхи Христовой. Этот день является традиционным православным общим женским праздником, имеющим давнюю историю. В культуре восточных славян день считался бабьим праздником. Обрядовой едой была «девичья», или «бабья» яичница. День завершал весеннюю молодёжную обрядность Радоницкой недели.

Robert Anning Bell. “Жены-мироносицы”

Библейская история

Святые мироносицы — мужественные женщины, следовавшие за Иисусом на Голгофу. Они были преданными Его ученицами, помощницами в проповедях и свидетельницами Его крестных страданий. Жёнами-мироносицами считаются святые: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария и иные.

Слово миpоносицы означает «носящие миро».

Михаил Нестеров. “Жены-мироносицы”. 1889. Третьяковская галерея

Что такое миро?

  • Миро в Православии готовится из чистого елея (с добавлением белого виноградного вина) и из многих благовонных веществ. Перечень их и количество не были прежде строго установлены, и обычно использовались вещества, которые были в наличии в то или иное время. В настоящее время в состав мира входит около 40 разных веществ. Основой миро является елей — оливковое масло высшего качества, а так же белое виноградное вино. Из благовонных веществ обычно употребляют ладан, лепестки розы, фиалковый корень, гвоздичное, мускатное, розовое, лимонное масло и другие компоненты.

John Roddam Spencer Stanhop. “Зачем ищите живого среди мёртвых?”

Именно мироносицы в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках, чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на бездыханное тело своего Учителя. В то время как многие ученики Христа разбежались, опасаясь гонений, женщины преодолели страх перед грозящими им опасностями и движимые любовью к Иисусу отправились к его гробу, несмотря на то, что вход туда был завален камнем и иудейские начальники выставили стражу.

Гюстав Доре. “Жены-мироносицы и ангел”

Их вера была вознаграждена. Именно мироносицы первыми узнали весть о воскрешении Иисуса, когда пришли утром к гробнице, чтобы смазать его тело маслом миро. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже апостолу Петру и другим ученикам.

Фра Беато Анжелико. Фреска “Жены-мироносицы”

Когда они приблизились к могиле, то увидели, что пещера открыта. Они заглянули вовнутрь и встретили ангела, который говорил им, что Тот, Кого ищут мироносицы, воскрес и ждет их в Галилее. Ученицы Христовы поверили ангелу сразу, без всякого сомнения. Они бросились обратно в город, к апостолам, которые сидели в доме и там переживали обрушившееся на них горе. Еще больше вера женщин укрепилась, когда на обратной дороге они увидели самого воскресшего Господа.

Явление Христа Марии Магдалине после воскресения 1835. Русский музей (СПб)

У гроба Господня осталась лишь Мария Магдалина, которая либо пришла не со всеми, либо просто решила побыть наедине, чтобы лучше понять случившееся. Она еще не до конца осознала величие этого момента, и когда перед ней появился человек, подумала, что перед нею садовник, и стала спрашивать у него, куда исчезло тело Учителя. Но садовник назвал ее по имени, причем сделал это так, как делал только один Человек на земле. Перед нею стоял Сам Христос — живой, воскресший, реальный!

Фра Беато Анжелико. “Явление Христа Марии Магдалине” 1438—1445 гг. Флоренция, монастырь Сан Марко.

Празднование в России

День Жен-мироносиц – день женщины-христианки, которая несет мир. Накануне Дня жен-мироносиц женщины договаривались, у кого будут отмечать праздник и собирают продукты. Главными блюдами застолья являются яичница и курятина. На празднике присутствуют только женщины. Мужчинам запрещено принимать участие даже в подготовке к торжеству (резать курицу и т.п.). В этот день проводился обряд «кумления девушек». Он подразумевает под собой выбор душевной подруги и обмен подарками.

Праздник Жен – мироносиц издревле чтился на Руси особо. Родовитые барыни, богатые купчихи, бедные крестьянки вели строго благочестивую жизнь и жили в вере. Основная черта русской праведности — особое, чисто русского склада, целомудрие христианского брака как великого Таинства. Единственная жена единственного мужа — вот жизненный идеал Православной Руси. Другая черта древнерусской праведности — особый «чин» вдовства. Русские княгини второй раз замуж не выходили, хотя Церковь второй брак не запрещала. Многие вдовы постригались и уходили в монастырь после погребения мужа.

Лампады над Святым Гробом в Иерусалиме

Каждая женщина Земли является мироносицей по жизни — несет мир миру, своей семье, домашнему очагу, она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей. Воскресенье жен-мироносиц — праздник каждой православной христианки, православный женский день.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *