День Дмитрия солунского 2018

Дмитриев день: чего нельзя делать в праздник

8 ноября славяне и православные отмечают Дмитриев день.

Название дня происходит от имени святого Дмитрия Солоунского. У восточных славян завершался осенний брачный сезон.

Этот праздник связывают с военным патриотизмом, защитой родной земли. На образах чаще всего изображен святой Дмитрия с копьем в руках.

«Обозреватель» предлагает узнать более подробно об истории этого дня и познакомиться с интересными приметами и традициями.

Что принято делать в Дмитриев день

В этот деньв церкви принято почитать память Дмитрия Солунского, который был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием на его место. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей.

Известия о деятельности Димитрия дошли до императора. Приведённый на суд к императору, Димитрий исповедал себя христианином и был заключён в темницу. Его казнили. Тело мученика было ночью погребено солунскими христианами.

8 ноября, в день святого великомученика Димитрия люди поминают умерших родственников в церкви и обедом дома. Существует верование, что ночью можно увидеть на кладбище тени умерших, посещающих своих родственников по случаю праздника. Поэтому следует произвести поминки умерших родственников и друзей. Чтобы достойно поминать, обычно заказывают службу в церкви или просто свечи ставят, а также устраивают праздничный обед дома. Обед этот не такой, как другие, он должен подаваться вечером. Существует поверье, что души умерших придут ночью, чтобы и себе поесть, поэтому следует от каждого блюда отложить по ложке и поставить отдельно, желательно под образами или на другом «торжественном» месте. Рядом надо поставить воду и новое полотенце — вдруг какая-то душа захочет напиться или помыться.

О чем можно просить в этот день

Дмитрию Солоунскому возносят молитвы об оказании помощи на поле боя, а также о даровании мужества и терпения, об исцелении болезни глаз, о прозрении ослепших.

Приметы

По народным представлениям, святой Дмитрий приносит зиму, а также завершает свадебный сезон. Если какая-то девушка на выданье остались просватана, то в старину она уже должна была ждать целых следующий свадебный сезон.

Ходила легенда, что св. Дмитрий золотым ключом закрывает землю-матушку. Он в себя ключи держать, пока не придет святой Юрий за ними (6 мая) и землю откроет для тепла.

Чеснок надо сажать до Дмитрия — вот тогда он и вырастет хороший, дородный.

Коли отдохнут на дедовой неделе родители (случится оттепель), то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинами

Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота

В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит

Дмитриев день — зима уж лезет на плетень

До Дмитрá девка хитра, а после Дмитрá ещё хитрее

Как сообщал «Обозреватель», Дмитриевская родительская суббота: что нужно сделать в этот день.

Подпишись на наш Telegram. Присылаем лишь «горящие» новости!

Великомученик Димитрий Солунский

Великомученик Димитрий Солунский был сыном правителя города Солуни, или Фессалоник. Родители его тайно веровали во Христа и молились о даровании сына.
Сын родился, они и его научили вере и тайно крестили. После смерти отца Димитрий стал проконсулом солунским, и император Максимиан приказал ему очистить город от христиан. Святой же вместо того начал сам явно исповедовать Христа и учить всех вере в Него. Узнал об этом император и, приехав в Солунь, призвал Димитрия к себе. Св. Димитрий уже приготовился к смерти постом, молитвой и раздачей имения бедным. Представ пред императором, он обличил его в нечестии и был заключен в темницу. Здесь святой видел ангела, который показал приготовленный ему мученический венец. Из темницы он благословил молодого христианина Нестора, который, видя, как царский боец Лий убивал много христиан на любимых царем побоищах, бросая их с высоты на острые копья, решил выйти против этого бойца. Димитрий, благословив Нестора, сказал ему: «Ты победишь Лия, но будешь замучен». Так и случилось. Нестор, призвав имя Христово, победил Лия и бросил его на острые копья, и после этого был казнен. Царь, узнав, что св. Димитрий благословил Нестора, воспылал гневом и осудил и его на такую же смерть, какой умер любимый его боец. Воины копьями закололи его в темнице в 306 г. Над гробом св. Димитрия был построен храм, и здесь совершались многие чудеса. При перестройке церкви мощи св. Димитрия обретены нетленными, источавшими миро, почему он называется Мироточивым. Часть главы и мира от мощей св. Димитрия хранятся на Афоне, в Ватопедском монастыре; там же есть часть мощей в Покровском соборе Пантелеимонова монастыря, а также в Ксевофском монастыре и других местах. В субботу перед днем святого великомученика Димитрия, называемую Дмитровской, совершается поминовение усопших воинов и вместе с ними и всех православных христиан. Установлено оно со времени великого Московского князя Димитрия Донского, который, одержав славную победу над татарами на Куликовом поле, совершил в Троице-Сергиевой лавре поминовение павших на брани воинов.

8 ноября – день памяти Великомученика Димитрия Солунского

Великомученик Димитрий Солунский родился в городе Солуни в Греции (иначе – Фессалоники, ныне – Салоники) в правление нечестивых царей-богоборцев Диоклетиана и Максимиана.

Родители его, тайные христиане, долго не имели детей. Они усердно молили Господа о даровании им наследника. Всемилостивый Господь внял их молитвам и даровал им сына, которого они назвали Димитрием. Когда отрок подрос, они, призвав священника, тайно крестили его в своем потаенном домашнем храме и постоянно наставляли в вере.

Отец его, римский проконсул, умер, когда Димитрий Солунский достиг совершеннолетия. Император Максимиан Галерий, вступивший на престол в 305 году, назначил Димитрия на место отца властителем и воеводой Фессалонийской области.

Главной обязанностью Димитрия было защищать свою область от внешних врагов, но император потребовал от него также, чтобы он истреблял христиан. Димитрий вместо этого стал искоренять языческие обычаи, а язычников обращать к Христовой вере.

Конечно, императору вскоре донесли, что проконсул Димитрий Солунский — христианин.

Возвращаясь из похода против сарматов (племен, населявших причерноморские степи), Максимиан остановился в Солуни. Готовясь к смерти, Димитрий Солунский раздал свое имущество бедным, а сам предался молитве и посту. Император заключил проконсула в темницу.

Как в светлом чертоге святой Димитрий Солунский сидел в темнице, хваля и прославляя Бога.

Дьявол, желая устрашить святого, обратился в скорпиона и хотел ужалить его в ногу. Осенив себя крестным знамением, святой безбоязненно растоптал нападавшего. Также он сподобился посещения Ангела Божьего, принесшего ему мир и ободрившего его перед страданиями.

В это время нечестивый Максимиан развлекал себя и жителей Солуни гладиаторскими сражениями в цирке. Христиан разыскивали и тащили на арену. Известный среди гладиаторов гордый и надменный Лий легко одолевал кротких христиан в сражении и, при ликовании озверевшей толпы, сбрасывал их на копья воинов.

Юноша Нестор, из христиан, навестил Димитрия Солунского в темнице, и испросил у него благословения на единоборство с Лием. Укрепляемый Богом, Нестор одолел гордого гладиатора и бросил его на копья воинов.

Гибель Лия сильно опечалила Максимиана, и он тотчас приказал казнить блаженного Нестора. Но эта казнь не утешила злочестивца, а когда он узнал, что святой Нестор поразил злодея Лия по совету и благословению святого Димитрия, он разозлился еще сильнее и возгорелся желанием отомстить за гибель любимого борца.

Ранним утром 26 октября 306 года в темницу вошли воины. Они застали святого стоящим на молитве и тут же пронзили его копьями. Так исповедник Христов, святой Димитрий, перешел в вечные светлые обители. Тело великомученика Димитрия выбросили на съедение зверям, но солуняне тайно предали его земле.

Слуга Димитрия Солунского Лупп взял кровавую ризу и перстень мученика и начал ими исцелять недужных. Когда слух об этом дошел до Максимиана, император приказал ему тоже отрубить голову.

В правление императора Константина Великого (324-337 гг.) над могилой великомученика Димитрия воздвигли храм, в котором совершалось множество чудес и исцелений. А через сто лет один иллирийский вельможа по имени Леонтий, получив в том храме исцеление от тяжкого, неизлечимого недуга, захотел в знак благодарности построить новый величественный храм.

Два Деметрия и один Бог

При разборке старого храма были обретены нетленные мощи. Из них истекало благовонное миро, так что весь город наполнился благоуханием. От прикосновения к мощам и помазания святым миром совершались чудеса и исцеления. Намного позднее, в XIV веке Димитрий Хризолог напишет: миро “по свойству своему не вода, но гуще ее и не похоже ни на одно из известных нам веществ… Оно удивительнее всех благовоний не только искусственных, но и по естеству созданных Богом”. По этой причине великомученика Димитрия наименовали Мироточивым.

Когда Леонтий отправлялся на родину, он взял с собой плащаницу, обагренную кровью святого, с помощью которой он чудесно перешел через встретившуюся ему на пути волнующуюся и многоводную реку.

Вернувшись в Иллирию, Леонтий построил и там храм во имя святого великомученика Димитрия, и там тоже творились чудеса: правитель Иллирии получил исцеление от струпьев и гноя, покрывавших его тело, множество бесновавшихся и недужных навсегда исцелились.

В правление императора Маврикия авары, жившие на Дону, осадили город Солунь. Святой Димитрий явился на городской стене и, поразив копьем, сбросил со стены первого из неприятелей, который поднялся на стену. Падая, тот увлек за собой других наступавших, и 100-тысячное войско осаждавших в ужасе обратилось в бегство. Но спустя некоторое время неприятель опомнился и снова осадил город.

В это время некий благочестивый житель Солуни по имени Иллюстрий горячо молился в храме святого великомученика Димитрия об избавления города от врагов. И вдруг он увидел двух ангелов, вошедших в храм и направившихся ко гробу святого. Вышедшему им навстречу великомученику ангелы возвестили Божие повеление оставить город, ибо Богу было угодно предать Солунь в руки врага. Святой Димитрий смиренно ответил, что не покинет родного города, умоляя милосердие Божие пощадить городских жителей, после чего он возвратился в свою гробницу.

Утром Иллюстрий рассказал о видении своим согражданам, чем очень их ободрил и обрадовал. На седьмой день осады враги без всякой видимой причины обратились в бегство, побросав свои палатки и метательные орудия.

Но в результате осады оказались уничтоженными все хлебные запасы, и в городе начался голод. Святой несколько раз являлся на кораблях, плававших по морю, обходил пристани и острова, повелевая повсюду кораблям с пшеницей плыть в Солунь. Так город был спасен от голода.

Когда благочестивый царь Юстиниан выстроил в Константинополе новый великолепный храм во имя Софии Премудрости Божией на месте сгоревшего старого, он послал в Солунь благочестивых мужей, чтобы они доставили оттуда часть мощей великомученика Димитрия. Когда посланники приблизились к ковчегу, оттуда вырвался столп пламени, и из огня послышался грозный голос, запрещавший прикасаться к мощам.

Однажды юноша по имени Онисифор, исполнявший послушания в солунском храме, по научению дьявола придумал красть свечи, возжигаемые у раки с мощами, и вновь продавать их, присваивая вырученные деньги себе. Святой Димитрий явился во сне Онисифору и с величайшим снисхождением обличил его.

Это произвело впечатление на юношу, но ненадолго. Вскоре он опять вернулся к прежнему занятию. И вот, когда он в очередной раз протянул руку к свечам, из гроба раздался громогласный голос: «Опять ты делаешь это?!» Юноша упал на землю и лежал, пока его не подняли, после чего он рассказал присутствовавшим о своей греховной страсти и об обличениях святого Димитрия и покаялся.

Кто такие святые?

Житие святого Димитрия повествует также, что он освобождал пленных от ига неверных и помогал им достигнуть Солуни.

Так две прекрасные девицы, попав в плен и получив повеление от иноземного князя вышить образ святого Димитрия Солунского (князь-язычник много слышал о чудесах святого и хотел поклониться его изображению, словно идолу). Когда утомленные девицы заснули за работой, они были чудесным образом перенесены вместе с вышитым ими образом в солунский храм, где как раз совершалось бдение в честь праздника святого Димитрия Солунского. Проснувшиеся девицы прославили Бога, а образ был поставлен над алтарем.

Множество чудес совершил святой великомученик Димитрий Солунский и в нашем Отечестве.

По предуказанию Божьему его имя в самых древних русских летописях упомянуто прежде, чем другие имена святых: преподобный Нестор летописец рассказывает, что греки, побежденные великим князем Олегом под Константинополем в 907 г. приписывали свое поражение не храбрости славян, а заступничеству за них их покровителя святого Димитрия.

Об особом почитании святого Димитрия среди славян свидетельствует такой выдающийся факт: первым сочинением на славянском языке святых равноапостольных Мефодия и Кирилла после создания ими славянской азбуки был «Канон Димитрию Солунскому».

Этот канон считается отправным местом в рождении великой славянской литературы.

Сербы и болгары с древнейших времен почитают великомученика Димитрия как покровителя славян, называют «отечестволюбцем» славянских народов, связывая это со славянским происхождением святого, а в старинных русских сказаниях святой Димитрий предстает русским по происхождению.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси.

Русские издревле старались приобрести хоть малейшие частички от мощей, одежды, миро или даже персти от гроба святого Димитрия. Поэтому во всех древних русских монастырях и храмах среди частиц мощей различных святых почти непременно находится часть мощей или миро от святого великомученика Димитрия.

В начале 70-х годов XI столетия основан Дмитриевский монастырь в Киеве, известный ввпоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. В XII веке воздвигнут Дмитриевский собор во Владимире, который и доныне является украшением этого древнего города. В 80-х годах XIII столетия святой благоверный князь Даниил Московский воздвиг храм во имя святого великомученика Димитрия, который стал первым каменным храмом Московского Кремля. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте был воздвигнут Успенский собор с приделом Димитрия Солунского.

В 1197 году была перенесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона святого великомученика Димитрия, написанная на гробовой доске святого, и это событие было внесено как праздник в древние святцы.

Эта чудотворная икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а накануне Куликовской битвы в 1380 году была торжественно перенесена в Москву как великая святыня святым благоверным князем Димитрием Донским и поставлена в Успенском соборе Московского Кремля.

Одним из ценнейших изображений святого Димитрия является также фреска на столпе Успенского собора во Владимире, написанная преподобным Андреем Рублевым.

В древней Руси день святого великомученика Димитрия был в числе больших праздников; службу обыкновенно совершал сам Патриарх в присутствии Государя.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в воинских доспехах, с копьем и мечем в руках. На свитке писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу в видении Иллюстрия: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей – с ними и я спасен буду, если погубишь – с ними и я погибну».

Об особом почитании на Руси святого Димитрия свидетельствует и традиция русских князей называть своих первенцев его именем. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Александра Невского, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. Святой благоверный великий князь Димитрий Донской был ревностным почитателем святого Димитрия.

Предстательством святого великомученика Димитрия Солунского Мироточивого и молитвенным ходатайством преподобного чудотворца Сергия Радонежского русскими воинами была одержана важнейшая в истории нашего Отечества победа над иноверной татаро-монгольской ордой и началось собирание Земли Русской.

После победы в Куликовской битве в память о русских воинах, павших в сражении с Мамаем, была установлена для общецерковного поминовения Дмитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена 20 октября 1380 года в Троицком монастыре преподобным Сергием Радонежским в присутствии святого благоверного великого князя Димитрия Донского. Эта церковная традиция жива и по сей день.

Святой великомученик Димитрий Солунский

День памяти: 26 октября
Великомученик Димитрий Солунский

Святой великомученик Димитрий Солунский был сыном римского проконсула в Фессалониках (современные Салоники, славянское название — Солунь). Шел третий век христианства. Римское язычество, духовно сломленное и побежденное сонмом мучеников и исповедников Распятого Спасителя, усиливало гонения. Отец и мать святого Димитрия были тайными христианами. В тайной домовой церкви, бывшей в доме проконсула, мальчик был крещен и наставлен в христианской вере. Когда умер отец, а Димитрий уже достиг совершеннолетия, император Галерий Максимиан, вступивший на престол в 305 году, вызвал его к себе и, убедившись в его образованности и военно-административных способностях, назначил его на место отца проконсулом Фессалоникийской области. Главная задача, возложенная на молодого стратега, состояла в обороне города от варваров и истреблении христианства. Интересно, что среди угрожавших римлянам варваров важное место занимали наши предки славяне, особенно охотно селившиеся на Фессалоникийском полуострове. Существует мнение, что и родители Димитрия были славянского происхождения. В отношении к христианам воля императора была выражена однозначно: «Предавай смерти каждого, кто призывает имя Распятого». Император не подозревал, назначая Димитрия, какую широкую стезю исповеднических подвигов предоставляет он тайному подвижнику. Приняв назначение, Димитрий возвратился в Фессалоники и тотчас пред всеми исповедал и прославил Господа нашего Иисуса Христа. Вместо того, чтобы гнать и казнить христиан, он стал открыто учить жителей города христианской вере и искоренять языческие обычаи и идолопоклонство. Составитель Жития, Метафраст, говорит, что он стал для Фессалоник в своей учительной ревности «вторым апостолом Павлом», потому что именно «апостол языков» основал когда-то в этом городе первую общину верующих (1 Фес., 2 Фес.). Святому Димитрию предназначено было Господом последовать за святым апостолом Павлом и в мученической кончине.

Когда Максимиан узнал, что вновь назначенный им проконсул — христианин, и многих римских подданных, увлеченных его примером, обратил в христианство, гневу императора не было границ. Возвращаясь из похода в Причерноморье, император решил вести армию через Фессалоники, полный желания расправиться с солунскими христианами.

Узнав об этом, святой Димитрий заблаговременно повелел своему верному служителю Луппу раздать имение нищим со словами: «Раздели богатство земное между ними — будем искать себе богатства небесного». А сам предался посту и молитве, готовя себя к принятию мученического венца.

Когда император вошел в город, вызвали к нему Димитрия, и он смело исповедал себя христианином и обличил неправду и суетность римского многобожия. Максимиан приказал заключить исповедника в темницу, и Ангел сошел к нему в узилище, утешая и укрепляя в подвиге. Между тем император предался мрачным гладиаторским зрелищам, любуясь, как его любимый силач, германец по имени Лий, сбрасывал с помоста на копья воинов побежденных им в борьбе христиан. Отважный юноша, по имени Нестор, из солунских христиан, пришел в темницу к своему наставнику Димитрию и просил благословить его на единоборство с варваром. По благословению Димитрия, Нестор одолел молитвами святого угодника свирепого германца и сбросил его с помоста на копья воинов, как убийца-язычник сбрасывал христиан. Разгневанный повелитель приказал немедленно казнить святого мученика Нестора (память 27 октября) и послал стражу в темницу — пронзить копьями благословившего его на подвиг святого Димитрия.

На рассвете 26 октября 306 года в подземную темницу святого узника явились воины и пронзили его копьями. Верный служитель святой Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика Димитрия, снял с его пальца императорский перстень, знак высокого достоинства его, и также омочил в крови. Перстнем и другими святынями, освященными кровью святого Димитрия, святой Лупп стал исцелять недужных. Император повелел схватить и умертвить его.

Тело святого великомученика Димитрия было выброшено на съедение диким зверям, но солунские христиане взяли его и тайно предали земле. При святом равноапостольном Константине (306-337) над могилой святого Димитрия была воздвигнута церковь. Сто лет спустя, при строительстве нового величественного храма на месте ветхого, обретены были нетленные мощи святого мученика. С VII века при раке великомученика Димитрия начинается чудесное истечение благовонного мира, в связи с чем великомученик Димитрий получает церковное именование Мироточивого. Несколько раз почитатели солунского чудотворца делали попытки к перенесению его святых мощей или частицы их в Константинополь. Но неизменно святой Димитрий таинственно проявлял свою волю остаться покровителем и защитником родных Фессалоник. Неоднократно подступавшие к городу славяне-язычники бывали отогнаны от стен Солуни видом грозного светлого юноши, обходившего стены и внушавшего ужас воинам. Может быть, потому имя святого Димитрия Солунского особенно почитаемо в славянских народах после просвещения их светом Евангельской истины. С другой стороны, греки считали святого Димитрия как бы славянским святым по преимуществу.

С именем святого великомученика Димитрия Солунского связаны, по предуказанию Божию, первые же страницы русской летописи. Когда Вещий Олег разгромил греков под Константинополем (907), как сообщает летопись, «убоялись греки и говорили: это не Олег, но святой Димитрий послан на нас от Бога». Русские воины всегда верили, что они находятся под особым покровительством святого великомученика Димитрия. Более того, в старинных русских былинах великомученик Димитрий изображается русским по происхождению — так сливался этот образ с душой русского народа.

Церковное почитание святого великомученика Димитрия в Русской Церкви началось сразу после Крещения Руси. К началу 70-х годов ХI столетия относится основание Димитриевского монастыря в Киеве, известного впоследствии как Михайлов-Златоверхий монастырь. Обитель была построена сыном Ярослава Мудрого, великим князем Изяславом, в Крещении Димитрием († 1078). Мозаичная икона святого Димитрия Солунского из собора Димитриевского монастыря сохранилась до наших дней и находится в Государственной Третьяковской галерее. В 1194-1197 годах великий князь Владимирский Всеволод III Большое Гнездо, в крещении Димитрий, «создал церковь прекрасную на дворе своем, святого мученика Димитрия, и украсил ее дивно иконами и писанием» (т. е. фресками). Димитриевский собор и доныне является украшением древнего Владимира. Чудотворная икона святого Димитрия Солунского из иконостаса собора также ныне находится в Москве в Третьяковской галерее. Она написана на доске от гроба святого великомученика Димитрия, принесенной в 1197 году из Солуни во Владимир. Одно из ценнейших изображений святого — фреска на столпе Владимирского Успенского собора, принадлежащая кисти преподобного инока-иконописца Андрея Рублева. Почитание святого Димитрия продолжалось и в роду святого Александра Невского (память 23 ноября). Святой Александр назвал старшего сына в честь святого великомученика. А младший сын, святой благоверный князь Даниил Московский († 1303; память 4 марта), воздвиг в Москве храм во имя святого великомученика Димитрия в 1280-х годах, который явился первым каменным храмом в Московском Кремле. Позже, в 1326 году, при князе Иоанне Калите, он был разобран, а на его месте воздвигнут Успенский собор.

Память святого Димитрия Солунского издревле связывалась на Руси с воинским подвигом, патриотизмом и защитой Отечества. Святой изображается на иконах в виде воина в пернатых доспехах, с копьем и мечом в руках. На свитке (в более поздних изображениях) писали молитву, с которой святой Димитрий обращался к Богу о спасении родной Солуни: «Господи, не погуби град и людей. Если град спасешь и людей — с ними и я спасен буду, если погубишь — с ними и я погибну».

В духовном опыте Русской Церкви почитание святого великомученика Димитрия Солунского тесно связано с памятью защитника Родины и Церкви, великого князя Московского Димитрия Донского († 1389). «Слово о житии и о преставлении великого князя Димитрия Ивановича, царя русского», написанное в 1393 году, как и другие древние источники, ублажает его как святого. Духовный сын и воспитанник Митрополита Алексия, святителя Московского († 1378; память 12 февраля), ученик и собеседник великих молитвенников Русской земли — преподобных Сергия Радонежского († 1392; память 25 сентября), Димитрия Прилуцкого (†1392; память 11 февраля), святителя Феодора Ростовского († 1394; память 28 ноября), великий князь Димитрий «о церквах Божиих весьма печаловался, а страну земли Русской мужеством своим держал: многих врагов, встающих на нас, победил и славный град свой Москву стенами чудными оградил». Со времен построенного великим князем Димитрием белокаменного Кремля (1366) Москва стала называться Белокаменной. «Процвела земля Русская в лета княжения его»,- свидетельствует названное «Слово». Молитвами своего Небесного покровителя, святого воина Димитрия Солунского великий князь Димитрий одержал ряд блестящих военных побед, предопределивших дальнейшее возвышение России: отразил натиск на Москву литовских войск Ольгерда (1368,1373), разгромил на реке Воже татарское войско Бегича (1378), сокрушил военную мощь всей Золотой Орды в битве на Куликовом поле (8 сентября 1380 г. в день празднования Рождества Пресвятой Богородицы) между реками Доном и Непрядвой. Куликовская битва, за которую народ назвал Димитрия Донским, стала первым общерусским национальным подвигом, сплотившим вокруг Москвы духовные силы русского народа. Этому переломному событию русской истории посвящена «Задонщина», вдохновенная героическая поэма, написанная иереем Софонией Рязанцем (1381).

Князь Димитрий Донской был великим почитателем святого великомученика Димитрия. В 1380 году, накануне Куликовской битвы, он торжественно перенес из Владимира в Москву главную святыню Владимирского Димитриевского собора — икону великомученика Димитрия Солунского, написанную на доске гроба святого. В Московском Успенском соборе был устроен придел во имя великомученика Димитрия. В память воинов, павших в Куликовской битве, установлена была для общецерковного поминовения Димитриевская родительская суббота. В первый раз эта панихида была совершена в Троице-Сергиевом монастыре 20 октября 1380 года Преподобным Сергием, игуменом Радонежским, в присутствии самого великого князя Димитрия Донского. С тех пор она ежегодно совершается в обители с торжественным поминанием героев Куликовской битвы, в том числе схимонахов-воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Осляби).

Традиции

Фрагмент русской иконы, символизирующий лето:
• Георгий Победоносец, в день которого начинается летнее полугодие,
• Иоанн Креститель, в чей день отмечается «макушка лета» и
• Димитрий Солунский, в чей день заканчивалось летнее полугодие.

Дмитрию Солоунскому возносят молитвы об оказании помощи на поле брани, а также о даровании мужества и терпения, об исцелении болезни глаз, о прозрении ослепших.

Дмитриев день отмечал завершение осеннего брачного сезона, так как только до этого дня (в преддверии рождественского поста и последующих праздников) можно было засылать сватов.

Гальковский Н. М. упоминает об осенней коляде в октябре: «тогда крестьяне дают хлеб зерном» колядовщикам.

Дмитриев день считался началом зимнего полугодия, называемого у сербов «митровско» (дмитриевское) и продолжающегося до весеннего Юрьева дня 23 апреля (6 мая), который открывал второе, джурджевско (юрьевское), полугодие. Пограничный характер праздника отразился в поверье, согласно которому в ночь на Дмитриев день (как и на Юрьев день) ведьмы сбрасывают с неба луну, превращают её в корову и доят (ю.-болг.). С началом зимы были связаны пословицы: «В Дмитриев день зима лезет на плетень»; «Пришёл к нам святой Дмитрий на белом коне». В Болгарии говорят: «Святой Димитр приносит зиму, а святой Георгий — лето». В одной народной сказке оба святых — близнецы-братья. За святым Дмитрием — старшинство. Он ездит верхом на огненном коне и является властелином зимы. По болгарскому поверью, в Дмитриев день «дядо Димитър» тряс своей белой бородой и из неё сыпался первый снег.

У южных славян Дмитриев день считался основной хозяйственной границей года, отделяющей летнюю его часть от зимней. День, следующий за Дмитриевым днём, назывался во многих местах разпус. Тогда заканчивались сроки долговых обязательств и хозяйственных договоров, наниматели расплачивались за полгода работы со слугами, овчарами, пастухами, после чего заключались новые договоры на следующую половину года. В Македонии в Дмитриев день в селе устанавливали новый деревянный календарь, на котором обозначали размеры долгов, а также имена должников и заимодавцев. Дмитриев день обозначал также завершение скотоводческого года, начинающегося в день св. Георгия, а сами святые Юрий и Димитрий считались покровителями скота. В связи с этим овчары, чабаны и пастухи устраивали празднества в корчме, которые длились несколько дней, кололи барана (курбан), посещали «сборы» в соседних сёлах.

У сербов, черногорцев и частично боснийцев к этому дню были приурочены обычаи хозяйственного характера, подобно тому как это было в день всех святых у хорватов и словенцев.

Кое-где в горных районах центральной Болгарии день называют «полазником» — так называют гостя, который первым перешагнул порог дома. Верят, если он человек добрый и состоятельный, то и будущий год будет успешным и будет хороший урожай.

В центральной Словакии в этот день был большой праздник окончания года у пастухов овцеводческих деревень. Главный пастух, его помощники и владельцы овец производили окончательный расчёт. После раздачи овец хозяевам главный пастух и валахи сразу же отправлялись на торжественный ужин, который устраивался на общие средства.

По древней традиции, суббота перед этим праздником (реже — пятница) посвящается поминовению родителей.

Следующий за Дмитриевом днём день св. Нестора у болгар и сербов принадлежал к «мышиным» праздникам. В Лесковачкой Мораве в сам Дмитриев день совершалось ритуальное изгнание мышей. У сербов Косово 27 октября (9 ноября), в день, называемый «слугой святого Димитрия», запрещалось открывать сундуки, чтобы у змей не раскрывались пасти. В некоторых регионах Дмитриев день связывался с волчьей темой. У восточных славян считалось, что с Дмитриева дня до весеннего Юрьева дня «волки распущены» и потому нападают на скот. К Дмитриеву дню приурочены запреты шить, кроить полотно, прясть, ткать, чесать шерсть, работать со скотом, чтобы избежать нападения волков на овчаров и на стадо.

Литература

  • Дмитрия св. день / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1999. — Т. 2: Д (Давать) — К (Крошки). — С. 93–94. — ISBN 5-7133-0982-7.
  • Васілевіч Ул. А. Беларускі народны каляндар // Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. Ліс А.С.. — Мн., 1992. — С. 554-612. Архивировано 11 мая 2012 года. (белор.)
  • Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. — Харьков: Епархиальная типография, 1916. — Т. I. — 376 с.
  • Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси. — М.: Индрик, 2000. — 703 с. — ISBN 5-85759-108-2. (недоступная ссылка)
  • Грацианская Н. Н. Чехи и словаки // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Летне-осенние праздники. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — М.: Наука, 1978. — 296 с.
  • Грушевський М. С. Історія української літератури, В 6 т. 9 кн (укр.) / Упоряд. В. В. Яременко. — К.: Либідь, 1993. — Т. 1. (укр.)
  • Золотые правила народной культуры / О. В. Котович, И. И. Крук. — Мн.: Адукацыя i выхаванне, 2010. — 592 с. — 3000 экз. — ISBN 978-985-471-335-9.
  • Кашуба, М. С. Народы Югославии // Календарные обычаи и обряды в странах Зарубежной Европы. Конец XIX — начало XX в. Летне-осенние праздники. Институт этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР. — М.: Наука, 1978. — С. 200–222. — 296 с.
  • Некрылова А. Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь. — М.: Правда, 1991. — 496 с. — ISBN 5-253-00598-6.
  • Попов Р. Светци-близнаци в българския народен календар. — София: Издат. на БАН, 1991. — 176 с. — ISBN 954-430-048-1. (болг.)
  • Попов Р. Български народен календар. — София: Свят. Наука, 1997. — 111 с. — (Етнология). — ISBN 954-8223-31-7. (болг.)
  • Снегирёв И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. (Выпуск 1). — М.: Университетская типография, 1837. — 243 с.
  • Feglová Viera. Demeter (Mitra, 26. október). Kalendárne obyčaje. Centrum pre tradičnú ľudovú kultúru. (слов.)

ДЕНЬ ПАМЯТИ ДМИТРИЯ СОЛУНСКОГО: 8 НОЯБРЯ 2018 ГОДА.

Святого Дмитрия Солунского еще называют Апостолом Павлом. Его преднамеренно убили, после того как он публично сказал о том, что является христианином. В России к Дмитрию относились с особым почетом. Во-первых, несмотря на то, что он жил в Греции, люди считали святого Дмитрия Солунского русским, называя его покровителем и главным помощником. Во-вторых, этот святой был воином, который помогал в разных боях, а их в прошлом России было немало.

Согласно истории родители святого были славянами и верующими. Именно поэтому они строили свою жизнь по заповедям. В своем доме родители имели церковь, где и был окрещен Дмитрий. В те времена христианство было запретным, поэтому люди никому не рассказывали о своей вере. Отец Солунского был проконсулом и когда он умер, его должность занял сын. Он не стал скрывать своей веры и сразу перед своими подданными рассказал, что является христианином. Дмитрий понимал, что император не простит ему такой выходки и решил готовиться к смерти. Он раздал все свое имущество бедным, начал поститься и молиться. Так и случилось, сначала Солунского посадили в темницу, а затем, убили. На месте где он был похоронен, люди построили небольшую церковь.

После того как были найдены мощи святого, они начали мироточить и люди, используя выделяющее миро, смогли исцелиться от многих болезней. С того времени верующие стали замечать многочисленные чудеса, которые происходят с теми, кто дотрагивался до мощей или читал молитвы Дмитрию Солунскому. Помогает святой исцелиться от различных заболеваний и в первую очередь от глазных. Поскольку великомученик Дмитрий Солунский считается покровителем всех воинов, возносят молитвы ему родные военнослужащих, которые находятся на службе или же участвуют в военных действиях. Могут обращаться к нему и сами военные, о преодолении тягот службы и о помощи в разных операциях и т.д. Обращаются к нему также люди, нуждающиеся в обретении мужества перед серьезными проблемами.

Предлагаем вспомнить некоторые чудеса, связанные с этим святым:

Эпарх Мариан вел неправедную жизнь, что в итоге привело к тому, что он серьезно заболел. Ни один врач не смог ему помочь и когда ему предложили воспользоваться магией, Мариан отказался, решив спасти хотя бы свою жизнь. В ту же ночь к нему явился Дмитрий Солунский и сказал идти в его храм. Мариан послушался святого и, проведя ночью в храме, он понял, что болезнь отступила.

Дмитрий Солунский стал покровителем своего родного города Фессалоники. Когда на эти местности напали варвары и спалили все посевы, наступил голод. Корабли боялись приходить в город, думая, что он до сих пор в осаде. Тогда произошло чудо и во сне одному капитану, на корабле которого был хлеб, явился Дмитрий Солунский. Он начал идти по воде и указывать путь кораблю, который пришел в Фессалоники, и спас людей от голода.

Иоанн в своих писаниях рассказывает о том, что однажды началась серьезная эпидемия, которая унесла жизнь огромного количества людей. Болезнь не щадила ни взрослых, ни детей, не обращая внимания на статус человека. Люди начали усилено молиться своему покровителю Солунскому, чтобы он помог им выжить. Согласно истории, все кто находились в храме Дмитрия, наутро выжили, а те, кто остался дома умерли.

Есть также рассказ о воине, которым завладели демоны, и он не мог обратиться к Высшим силам за помощью. Друзья отвели его в храм Дмитрия и оставили его там на ночь. Уже утром воин был в здравом уме.

Это только небольшой перечень чудес, которые показывают силы Дмитрия Солунского.

Величаем тя, страстотерпче святый Димитрие, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси!

Одним из самых почитаемых православных святых считается Дмитрий Солунский (Фессалоникийский), который при жизни проповедовал веру в Господа Бога. На его долю выпало немало испытаний. Несмотря на все трудности, он не отрекся веры своей. В данной статье речь пойдет о житие Дмитрия Солунского и его чудесных деяниях.

Биография Дмитрия Солунского

Проживавшие в греческом городе Солунь (сейчас – Салоники) римский проконсул и его жена никак не могли зачать ребенка. Услышав просьбы молящихся, Господь даровал им дитя. Появившегося на свет мальчика нарекли Димитрием.

Родился мальчик во времена правления царей-богоборцев Диоклетиана и Максимиана. Его родители, тайно исповедовавшие христианство, отважились на крещение сына в небольшой домовой церкви. С раннего детства ребенку прививалась вера в Иисуса Христа. Мальчик рос послушным и смиренным ребенком.

После смерти отца отрок был призван в пенаты правителя Максимиана. Пообщавшись с юношей, император посчитал его достойным занять место усопшего родителя. Заняв высокую должность, Димитрий стал исповедовать христианскую веру в Фессалониках.

Узнав о проповеднической деятельности наставника своего, богоборец Максимиан направил войско в Фессалоники, приказав уничтожить всех солунских христиан, а праведника Димитрия взять под стражу. Не испугавшись гнева императорского, христианин не пожелал отречься веры своей, за что и был заточен в темницу.

На долю Димитрия Солунского выпало немало испытаний и трудностей

Император Максимиан много времени посвящал гладиаторским поединкам. Был у него любимец – гладиатор по имени Лия. Но однажды святой Димитрий благословил на бой христианина по имени Нестор. Последнему удалось одержать победу над Лием. Прознав о благословении, император отдал приказ убить гладиатора Нестора и праведника Димитрия. Так, 26 ноября 306 года великомученик погиб от копья слуги императорского. Тело мученика было выброшено хищникам.

Спустя какое-то время христианам удалось обнаружить и придать земле останки Димитрия Солунского.

Чудеса великомученика

С образом и мощами святого Димитрия связано немало чудотворных исцелений и уникальных событий. До наших дней дошли лишь самые интересные.

Однажды возведенный в честь великого мученика храм в родном городе Солунь охватило пламя. Пожар был настолько сильным, что огонь расплавил навес из серебра над гробницей с мощами. Правящий в те времена архиепископ Евсевий решил восстановить покров и церковь, но средств на задуманное не хватало. Поэтому он принял решение перелить на навес сохранившийся при пожаре серебряный трон.

Жившему при храме священнику по имени Дмитрий явился святой великомученик и просил передать архиепископу, чтобы тот не трогал серебряный трон. Евсевий прислушался к словам пресвитера и оставил трон в сохранности. Вскоре в храм пришел местный праведник по имени Мина и оставил пожертвование в виде 75 фунтов серебра. Он просил направить деньги на восстановление раки. Другие жители Фессалоников последовали его примеру и принесли еще серебро в храм Божий. Так, общими усилиями был восставлен покров над мощами.

Базилика Святого Димитрия в городе Салоники (Греция)

В период правления императора Маврикия началась осада города Солунь аварами. Одно из наступлений было отбитым самим Димитрием Солунским, явившимся на одной из городских стен.

Спустя некоторое время авары пошли в новое наступление. Один из местных жителей по имени Иллюстрий пришел помолиться в храм Божий, где и стал свидетелем дивного видения. Святой великомученик явился в ярком солнечном свете. Рядом с ним были ангелы, которые уговаривали его покинуть осажденный врагами город. Божий угодник отказался оставить родные стены.

В очередной битве многочисленное войско вражье обратилось в бегство. Иллюстрий поведал местным жителям об увиденном в храме Божием. Димитрия Фессалоникийского стали называть небесным заступником города.

По окончании осады аварами оказалось, что в городе практически не осталось хлеба и других продуктов. Чтобы спасти жителей от голода, Божий угодник являлся на морских судах и изменял их курс к родному городу.

Правящий в городе Константинополе Юстиниан отправил своих посланников в Солунь, чтобы те раздобыли мощи святого Димитрия и доставили их в недавно возведенный храм в честь Софии-Премудрости Божией. Явившиеся посланники едва подошли к гробнице с мощами, как из нее вырвалось огненное пламя. В стенах храма раздался громкий глас, запрещающий прикасаться к мощам мученика. Испуганные посланники пали на колени и больше не приблизились к раке с мощами.

С ликом великомученика связывают немало чудесных исцелений. Например, предававшийся частому чревоугодию некий эпарх страдал от острой боли в животе. Все испробованные им лечения не давали результата. Однажды ему во сне явился Божий угодник и приказал идти в церковь. Исполнивший волю святого эпарх мгновенно исцелился.

С ликом великомученика связывают немало чудесных исцелений

Почитание Димитрия Солунского на Руси

Димитрий Солунский особо почитаем среди православных христиан. В честь великого мученика возводят храмы и монастыри. Почтить память и обратиться со словами благодарности или просительными речами можно пред образами с изображением святого.

Дни памяти

День памяти Димитрия Фессалоникийского припадает на 8 ноября (по старому календарю – на 26 октября). Именно в тот день был убит Божий угодник.

Предшествующая 8 ноября суббота носит название Дмитриевской родительской субботы. В этот день принято читать молитвы и заказывать панихиды за усопших.

День памяти припадает на 8 ноября (26 октября) – дату смерти святого

Храмы во имя великомученика

В честь великого мученика Божиего было возведено немало храмов и памятников. Так, 8 ноября 2008 года (в день памяти святого) в городе Дмитрове Московской области установили монументальное сооружение великого воина. Димитрий представлен в полный рост с щитом и копьем в руках.

Спустя 5 лет – 8 ноября 2013 года – в городе Камышине Волгоградской области установили монумент великомученика, который является небесным покровителем этой местности.

К самым известным храмам и монастырям, возведенным в честь воина и мученика Димитрия Солунского, можно отнести:

  1. Действующий в настоящее время Михайловский Златоверхий монастырь (г. Киев). Согласно преданию, основателем монастыря выступает первый митрополит Киевский Михаил.
  2. Дмитриевский собор (г. Владимир). Божия обитель была возведена под руководством великого князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо.
  3. Заложенная в 1381 году церковь в Великом Новгороде.
  4. Построенная в 1790 году старообрядческая церковь в поселке Добрянка на Черниговщине (Украина).
  5. Новонекрасовский старообрядческий храм Краснодарского края.
  6. Построенный в 1570-х годах Льговский монастырь в Курской области.

Михайловский Златоверхий монастырь (г. Киев)Дмитриевский собор (г. Владимир)Церковь в Великом Новгороде

Иконы с ликом святого

Святыни с изображением Димитрия Фессалоникийского установлены во многих православных храмах и монастырях. Самыми древними считаются мозаичные композиции V–VII веков, используемые в базиликах античных и средневековых храмов.

В православном христианстве представлено большое количество иконографических разновидностей. Чаще всего святого изображают в виде безбородого отрока. Чело юноши увенчано короткими прямыми прядями (реже – волнистыми). На некоторых святынях Димитрий представлен в лике молодого мужа с усами и короткой бородой. Первое время великомученика изображали в патрицианских одеяниях. Позже начали появляться образы в военном облачении и с оружием.

В наши дни особо чтимой считается икона Димитрия Солунского домонгольского периода, которая была написана в XII веке. Божий угодник изображен восседающим на троне с венцом на голове. В руках он держит наполовину извлеченный из ножен меч. В настоящее время святыня находится в Государственной Третьяковской галерее (г. Москва).

В христианстве представлено большое количество иконографических разновидностей образа

Православный Церковный календарь

Кондак 1

Дивный воеводо града Солуня, великий угодниче Христов и славный страстотерпче, святый Димитрие, источаяй мирови милости миро, похвальная восписуем ти, чтущии святую память твою. Ты же имеяй дерзновение ко Господу, от всяких бед избавляй нас, верно зовущих ти:

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Икос 1

Ангелов Творец и Господь Сил яви тя, досточудне, ангела во плоти, мученика тверда и сильнаго предстателя верных. Прибегающе убо к заступлению твоему, сицевая радостная тебе приносим:

Радуйся, звездо блистающая на тверди церковней; радуйся, светильниче, чудесы мир озаряяй.

Радуйся веры непоколебимый столпе; радуйся, христиан несокрушимый щите.

Радуйся, Фессалии светлое украшение; радуйся, Солуня похвало преславная.

Радуйся, апостолов согражданине; радуйся, мучеников совсельниче.

Радуйся, молящихся к тебе прошения приемляй; радуйся, о всех нас Богу моляйся.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 2

Видяще себе безчадна, благочестивая родителя твоя прилежно моляста Бога о даровании чада. Прием же Всевышний молитвы ею, и помянув милостыни, яже творяста убогим, дарова им тебе, блаженне. Сего ради с веселием возописта Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум божественный имея, яко отроча богодарованное, возгнушался еси языческия прелести, мудре. Родительское же благочестие возлюбль, добродетельми аки лествицею от силы в силу восходяй, благодать Божию приобрел еси, юже испроси получити и нам, почитающим тя звании сими:

Радуйся, благочестивым родителем молитвенное прозябение; радуйся, благочестия их наследниче.

Радуйся, рождением своим возвеселивый многих; радуйся, от утробы матерния благодатию свыше осененный.

Радуйся, благоуханный крине девства и нетления; радуйся, освещенный душею же и телом.

Радуйся, вместилище дарований Божиих; радуйся от юности идолослужение презревый.

Радуйся, истинное богопочитание даже до смерти возлюбивый; радуйся, яко благочестием твоим угодил еси Христу.

Радуйся, яко благодатию Его мног плод сотворил еси; радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 3

Сила Вышняго сотвори тя, Димитрие, храбра во бранех, врагом страшна, всем людем именита. Темже и злочестивый царь Максимиан вручи тебе град Солунь, повелевая, яко суемудрый, гнати Христианы, поющия Богу: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй благоприятную по благочестию ревность, яве пред неверными исповедал еси Христа, прехвальне, и тех веровати и покланятся Тому научил еси, и яко вторый Павел был еси солуняном, с нимиже вопием ти:

Радуйся, Церкви Христовой драгий бисере; радуйся, града твоего украшение.

Радуйся, божественную ревность в сердцы своем носивый; радуйся, мучителей коварства победивый.

Радуйся, идольския прелести обличителю; радуйся, идольское терние посецаяй.

Радуйся, благочестия учителю; радуйся, на стези спасения наставителю.

Радуйся, врагом видимым и невидимым неприступне; радуйся, воине Христов непобедиме.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 4

Бурею одержим помышлений злобных, нечестивый царь смятеся, уведев тя, всечестне, вернаго быти раба Христова, к вере в Того приводяща и идолы низлагающа, солунян же научающа славити трисвятое имя Божие и пети Тому: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша, яко дышащий на тя, Димитрие, яростию Максимиан грядет в Солунь, молитвою и пощении предуготовил еси себе к мучению, повелевая Луппу, верному ти рабу, вся имения твоя и богатства привременная расточити убогим. Темже, восхваляюще тя, с любовию зовем:

Радуйся, прещения мучителева не убоявыйся; радуйся, да Христа приобрящеши, вся расточивый.

Радуйся, суетную славу мира сего во уметы вменивый; радуйся, небесную славу у Христа Бога нашего получивый.

Радуйся, яко состраждеши всем требующим от тебе помощи; радуйся, сущим в нуждах скорый заступниче.

Радуйся, нищих обогатителю; радуйся, сирых предстателю.

Радуйся, убогим помощниче; радуйся, алчущим питателю.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 5

Боготечней звезде уподоблься, Димитрие, дерзновенно Солнце Правды проповедал еси тьмою одержимому царю. В темнице же им заключенный, славословил еси в ней, яко в чертозе светле, Христа Бога нашего, с веселием поя Тому: Аллилуиа.

Икос 5

Видя добра ненавистник диавол течение, достоблаженне, скончатися имущее, завистию снедаемь, устремися на тя во образе скорпии. Ты же, поправ того, узрел еси во светлости велицей ангела Господня, укрепляюща тя и венец райский тебе подающа, приими убо и от нас земных малый венец похвалы сицевыя:

Радуйся, трубо, неверным Христа Бога возвестившая; радуйся, свиреле, услаждающая слышание верным.

Радуйся, яко мужеством твоим небожители возвеселил еси; радуйся, в темнице мрачней святым ангелом утешенный.

Радуйся, пресветлый на небесех чертог, яко мученик, унаследовавый; радуйся, во плоти безплотныя враги победивый.

Радуйся, козни их, аки паучину разоривый; радуйся, светлый конец победы приемый.

Радуйся, венцем от Царя славы венчанный; радуйся, сугубыя благодати от Него сподобивыйся.

Радуйся, велие дерзновение к Нему стяжавый.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 6

Проповедник злочестия Максимиан радовашеся, яко прекрепкий борец его Лий убиваше Христианы. Блаженный же Нестор не терпя того безчеловечия, у тебе, мучениче, благословение испроси, и шед низверже того на копия, поя Богу: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявый в Солуне просвещение истины, святе, предпослал еси ко Господу Нестора, чрез посечение от нечестивых. Таже и сам, повелением царевым, копиями избоден был еси за Христа, пред Нимже помяни и нас, поминающих страдания твоя и вопиющих ти:

Радуйся, на Лиево низложение Нестора молитвами твоими укрепивый; радуйся, яко по умерщвлении Лия, смерть мученическую купно с Нестором приял еси.

Радуйся, яко за Прободеннаго на Кресте нас ради копиями избоден был еси; радуйся, со славою на небеса по смерти от ангел провожденный.

Радуйся, в немерцающем свете душею пребываяй; радуйся, с мученики и со всеми святыми ликовствуяй.

Радуйся, покрове песнословящих тя; радуйся, молитвенниче о чтущих святую память твою.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 7

Хотя блаженный Лупп благословение от тебе, страстотерпче Христов, получити, взя по кончине твоей перстень твой и ризу, кровию твоею омоченную, и многа чудеса и исцеления теми сотворив, усечен бысть во главу, да поет купно с тобою и Нестором в Троице славимому Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новый храм созидая тебе, досточудне, исцеленный тобою Леонтий, обрете в земли святыя мощи твоя, источающая миро, егоже благоухания исполнися весь град и множество болящих исцеле. Темже уврачуй и облагоухай и нас, вопиющих ти сице:

Радуйся, благоухание добродетелей от юности возлюбивый; радуйся, нрав ангельский от младенчества стяжавый.

Радуйся, сосуде благодати; радуйся, храме непорочности и чистоты.

Радуйся, яко Господь обитель в тебе сотвори со Отцем и Духом; радуйся, яко Той прослави мощи твоя нетлением благодати.

Радуйся, благовонное Миро от тех источаяй; радуйся, освящение и цельбы теми подаваяй.

Радуйся, яко паче нарда и смирны благоухаеши; радуйся, яко благоуханием твоим зловоние страстей отгоняеши.

Радуйся, землю и одежды твоя кровию твоею освятивый; радуйся, язвами своими наша язвы душевныя и телесныя врачуяй.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 8

Странное и дивное чудо сотворил еси, пречудне, возвращавшемуся восвояси храмоздателю твоему, приим бо той плащаницу от святых твоих мощей, волнующуюся и многоводную реку немокренно прейде. Темже прославляемому в тебе Богу сердцем и усты воспеваше: Аллилуиа.

Икос 8

Весь горя любовию и усердием к тебе Леонтий вторый в честь твою, святе, созда храм во Иллирии, отечестве своем, и тамо, якоже и в Солуне, множество болящих и страждущих от дух нечистых, молитвами твоими исцеляшеся, и ина многа совершахуся чудеса. Имже мы, дивяшеся тебе, вопием:

Радуйся, любовию прославляющим тя крепкий заступниче; радуйся, созидающим во имя твое храмы чудный покрове.

Радуйся, здравия подателю; радуйся, недугов врачевателю.

Радуйся, токи крови уставляяй; радуйся, епарха Марина от струпов и гноя свободивый.

Радуйся, одеждою твоею, якоже Павел убрусцами, чудодействуяй; радуйся, имевшему ю Леонтию немокренный на реце путь показавый.

Радуйся, яко повинуются тебе быстрины речныя; радуйся, яко дуси злобы бегают от призывающих имя твое.

Радуйся, яко предстательством твоим и мы уповаем от наветов вражиих сохранитися; радуйся, яко заступлением твоим и мы веруем от потопа иных бед избавитися.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися, Димитрие святый, великаго твоего дерзновения делу. Хотящу бо Господу врагом предати Солунь, и явлением ангельским, повелевшу ти оставити град, не оставил еси того, славне. Темже сподобивыйся ужаснаго видения и слышания, Иллюстрий с трепетом возглашаше: Аллилуиа.

Икос 9

Витии многовещанныя не возмогут разумети, как плененныя иногда девы, образ твой, святе, пленившему их князю швением уготовавшия, внезапу восхищени быша тобою, и у гроба твоего поставлени, бдению на память твою совершающуся, благословяще убо о тебе Господа, со умилением зовем ти:

Радуйся, за истину на земли, даже до крови пострадавый; радуйся, на небеси со дерзновением престолу Божию предстояй.

Радуйся, благопотребная оттуду верным посылаяй; радуйся, от бед призывающия тя свобождаяй.

Радуйся, яко во озлоблении сущим скоро помогаеши; радуйся, яко Господь молитвам твоим благоутробно внемлет.

Радуйся, чудес неисчерпаемый кладезю; радуйся, знамений неоскудеваемый источниче.

Радуйся, плененных свободителю; радуйся, варварския дерзости укротителю.

Радуйся, печальным утешение посылаяй; радуйся, скорбящим радость подаваяй.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 10

Спасти хотя град твой от глада, являлся еси, Димитрие, во пристанищех морских и отоцех, повелевая имущим пшеницу плыти с тою в Солунь. Темже тобою от смерти избавленнии, благодарственне пояху о тебе Богу: Аллилуиа.

Икос 10

Стена явился еси граду твоему несокрушимая, богомудре, и необоримый защитник всем призывающим тя, зане тако благоволи о тебе небесе и земли Творец. Темже и нас научи приглашати тебе:

Радуйся, милосердия великий любителю; радуйся, о бедствующих сострадательный попечителю.

Радуйся, от глада верныя спасаяй; радуйся, от нашествия языков тех изымаяй.

Радуйся, множицею избавивый солунян от уз работы горькия; радуйся, губительную язву и иный вред от них удаливый.

Радуйся, воеводо, никимже в мужестве одолимый; радуйся, ратоборче, николиже в силе оскудевающий.

Радуйся, вся на град твой устремляющияся, яко Моисей Амалика, низлагаяй; радуйся, яко Сампсон, иноплеменники прогоняяй.

Радуйся, царем верным на враги одоление подаваяй; радуйся, христолюбивым воином на брани помогаяй.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 11

Пение всякое побеждается, прехвальне, пред сиянием славы твоея и величием чудес. Егда бо Иустиниан царь, возжеле имети в Софийстем храме часть мощей твоих, огнь изыде от гроба твоего на посланные от него, возбраняюще прикасатися раце твоей. Темже удивленнии со страхом возопиша Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светозарную звезду, сущим во тьме неразумия, зрим тя, святе. Служащу бо у гроба твоего Онисифору тьмою святотатства держиму, двукратным явлением твоим возбранил ему похищати свещи, возжигаемыя верными у мощей твоих. Сего ради со благоговением зовем ти:

Радуйся, прежде мученическия кончины свято поживый; радуйся, по кончине чудесы прославивыйся.

Радуйся, яко жив во граде мощми твоими почиваеши; радуйся, яко присноживый чудеса теми содеваеши.

Радуйся, яко правду милостию растворяеши; радуйся, яко огнем ревности по славе Божией гориши.

Радуйся, святыя мощи твоя неприкосновенны имеяй; радуйся, касатися им дерзающия, яко молния опаляяй.

Радуйся, согрешающих вразумителю; радуйся, святотатцев наказателю.

Радуйся, освящение подаваяй благоговеющим к тебе усердно; радуйся, миром облагоухаяй чтущих тя верно.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 12

Благодать приял еси, Димитрие, целити всяк недуг и всяку язю в людех. Подаждь убо и нашим душам и телесем исцеление, да Богу, даровавшему нам тебе, помощника и врачевателя, благодарственне воспоим: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще твоя чудеса, ублажаем тя, досточудне, пред нечестивыми Христа Бога дерзновенно исповедавша, прославляем мученическую кончину твою, почитаем память твою, и сицевая радостная тебе приносим:

Радуйся, стопам Христа Спасителя всех ревностный последователю; радуйся, страстем его мужественный подражателю.

Радуйся, с небесными силами прославляяй Бога; радуйся, с Царицею небесе и земли моляяйся о мире.

Радуйся, многоцелебнаго мира сподобляяй верных; радуйся, разслабленныя телом и духом исцеляяй.

Радуйся, святый Димитрие, славный великомучениче и чудотворче.

Кондак 13

О, святый великомучениче и верный угодниче Христов, Димитрие мироточиве, малое сие песнословие от нас приемше, моли Христа Бога нашего, да вселяется и благоухает в сердцах наших святыня православной веры, да умножается в житии нашем елей благих дел, да не угаснут светильники наши в полунощный час сретения Небеснаго Жениха, и да сподобимся вместе с тобою воспевати Ему в вечном Царствии: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й «Ангелов Творец…» и кондак 1-й «Дивный воеводо…»

Молитва

Святый и славный великомучениче Христов Димитрие, скорый помощниче и теплый заступниче с верою притекающих к тебе! Предстоя с дерзновением Небесному Царю, испроси у Него прощение согрешений наших и о еже избавитися нам от всегубительныя язвы, труса, потопа, огня, меча и вечныя казни. Моли благость Его, еже ущедрити град сей, обитель сию и всякую страну христианскую. Исходатайствуй у Царя Царствующих на враги победу и одоление православным христианам, всей державе православной мир, тишину, твердость в вере и преспеяние во благочестии; нам же, чтущим честную память твою, испроси благодатное укрепление на дела благая, да благоутробное Владыце нашему Христу Богу зде творяще, сподобимся молитвами твоими наследовати Царствие Небесное для вечнаго прославления Его со Отцем и Святым Духом. Аминь.

Жизнеописание

Согласно житию, Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца Димитрий был назначен императором Галерием на его место. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей.

Известия о деятельности Димитрия дошли до императора и, возвращаясь с войны против славянских племён, Максимиан остановился в Салониках. Перед этим Димитрий поручил своему рабу Луппу раздать своё имущество бедным, а сам по словам агиографа: «стал молиться и поститься, готовясь таким образом к венцу мученическому». Приведённый на суд к императору, Димитрий исповедал себя христианином и был заключён в темницу. Спустя несколько дней в городе были устроены бои, в которых императорский любимец боец Лий побеждал многих противников, в том числе городских христиан, которых понуждали к бою с ним. Присутствовавший при этом христианин Нестор по благословению Димитрия вступил в бой и сбросил Лия с помоста на копья. В гневе император приказал тут же казнить Нестора, а следующим утром и Димитрия:

Мученичество св. Димитрия, критская икона 15 века

Лишь только забрезжилось утро 26 октября, в темницу к Димитрию вошли воины; они застали святого мужа стоящим на молитве, и тут же устремились на него и пронзили копьями. Так предал сей исповедник Христов в руки Создателя честную и святую свою душу.

— Димитрий Ростовский. Жития святых (26 октября)

Тело мученика было ночью погребено солунскими христианами, а раб Лупп «благоговейно взял ризу своего господина, орошенную его честною кровью, в которой омочил и перстень. Сею ризою и перстнем он сотворил много чудес».

Версия о паннонском происхождении святого

Древнейшие мартирологи связывают мученическую кончину Димитрия с городом Сирмием (современная Сремска-Митровица в Сербии), тогдашней столицей римской провинции Нижняя Паннония (англ.)русск.. Так сирийский мартиролог 411 года под 9 апрелем указывает память «в Сирмии Димитрия», а мартирологи Иеронима Стридонского под этой датой указывают память «в Сирмии Димитрия диакона». По этой причине существует гипотеза о сербском происхождении культа святого Димитрия и то, что изначально днём его памяти было 9 апреля, а 26 октября является памятью перенесения его мощей из Сирмия в Салоники. По мнению исследователей, мощи Димитрия могли быть перенесены в Салоники либо после захвата города Аттилой в 441 году, либо аварами в 582 году (последнее предположение было оспорено археологами, производившими раскопки в солунской базилике Святого Димитрия).

История мощей

Рака с мощами святого Дмитрия Солунского, Салоники

По житию, после казни Димитрия его тело было брошено на съедение зверям, но те не тронули его и останки были погребены солунскими христианами. В IV веке над могилой святого в Салониках была построена первая церковь в его честь — базилика Святого Димитрия. Спустя сто лет, в 412—413 годах иллирийский вельможа Леонтий в память об избавлении его от паралича построил первую большую церковь между превратившимися в руины античными банями и стадионом. Алтарная часть построенной церкви была расположена над предполагаемым местом захоронения святого, и при её строительстве были обретены мощи святого Димитрия.

Мощи поместили в серебряный киворий. Он имел шестиугольное основание, глухие стены и кровлю, увенчанную крестом. Внутри находилось серебряное ложе с изображением лика святого. Верующие могли заходить внутрь и возжигать перед ним свечи. Описание кивория было сделано фессалоникийским архиепископом Иоанном в середине VII века, также его изображение было на мозаике северной колоннады базилики (известно только по акварелям английского архитектора У. С. Джорджа). Драгоценный киворий был утрачен при пожаре в VII веке.

После этого мощи поместили в мраморную гробницу. Предположительно в конце XII — начале XIII века, возможно, в период существования латинского королевства Фессалоники, они были вывезены из Салоник в Италию. Мощи были обнаружены в 1520 году в аббатстве города Сан-Лоренцо-ин-Кампо и вернулись обратно в Салоники только в XX веке: в 1978 году — честная глава, а в 1980 году — основная часть святых мощей (в Италии осталось шесть больших частиц).

В житии святого Димитрия Солунского описываются эпизоды, когда он запрещал отделять части от его мощей. Так иллирийский вельможа по имени Леонтий решил забрать из Солуни часть мощей святого, чтобы в своем городе построить церковь в честь святого Димитрия. Но святой, явившись ему, запретил отделять часть его мощей. Тогда Леонтий взял только плащаницу, обагренную кровью святого Димитрия. Также византийский император Юстиниан I решил иметь часть мощей святого в построенном им храме Святой Софии в Константинополе. Когда посланные приблизились к ковчегу с мощами святого Димитрия, то из него вырвался столб пламени и из огня послышался голос, запрещавший забирать мощи. Тогда посланные взяли только немного земли с этого места.

Мироточение

Раковина для сбора мира в крипте базилики святого Димитрия

Мощи святого Димитрия с древности почитались как мироточивые (Димитрий Ростовский сообщает, что мироточение известно с VII века, но Иоанн Скилица первый письменно сообщил о том, что мироточение впервые появилось в 1040 году). Верующие, приходившие в базилику для поклонения святому, набирали миро в стеклянные ампулы, самые ранние из которых датируются XI—XII веками. Миро почиталось не только христианами. Иоанн Анагност, описавший захват города турками, сообщает, что миро набирали и мусульмане, считавшие его медицинским снадобьем от любых болезней.

С XIV века вместо истечения миро-елея от мощей стало упоминаться об истечении миро-воды из колодца в крипте (первое письменное упоминание сделано в 1330 году Никифором Григора). В это же время, когда мощи исчезли из храма, возникла легенда, что они были спрятаны в колодце, находившемся в крипте. Упоминания о мироточении из колодца прекратились в 1493 году, когда базилика была превращена в мечеть (православным был сохранён доступ для поклонения к кенотафу святого Димитрия, оставшемуся после исчезновения мощей).

В древности истечение мира было очень обильным — Никита Хониат описывает, как норманны, захватившие в 1185 году Салоники, кощунственно набирали миро в кастрюли, жарили на нём рыбу и мазали им обувь. Сейчас мироточение мощей прекратилось. Раку святого Димитрия открывают на вечерни в канун дня памяти святого и раздают верующим вату, пропитанную ароматной жидкостью, не отождествляемой с тем миром, о котором в XIV веке писал Димитрий Хризолог.

Кровь святого

Культ крови великомученика возник уже в раннехристианский период (см. выше историю о рабе Луппе). При раскопках в алтаре базилики Святого Димитрия под престолом в крестообразном углублении в мраморном ковчеге был обнаружен стеклянный сосуд с засохшей кровью. Считается, что под алтарём изначально была расположена гробница святого Димитрия, в которой, по мнению ряда исследователей, в средневизантийский период была земля, смешанная с кровью. Сохранились мощевики XI—XII веков с кровью великомученика (в Великой Лавре Афона), с кровавой землёй (в Ватопедском монастыре Афона), а также с кровью и миром (энколпион XII—XIII века в Британском музее).

Почитание

Во имя великомученика Димитрия освящены храмы во многих населённых пунктах разных стран.

Греция

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. Эта отметка установлена 30 июня 2016 года.

Россия

Святой Димитрий Солунский
(русская икона, 1275—1300 годы)

В старинных русских стихах великомученик Димитрий представляется помощником русских в борьбе с Мамаем. У русских и вообще у всех славянских народов мы видим с древнейших времен особенное чествование святого Димитрия, была даже предпринята попытка доказать, что святой Димитрий по своему происхождению — славянин. Сербы и болгары чтут его как патрона славянской народности, называют «отечестволюбцем» славянских народов. В русских летописях имя Димитрия встречается на первых же страницах, прежде чем было упомянуто имя какого-либо другого святого: о нём упоминает преподобный Нестор в рассказе о взятии великим князем Олегом Константинополя. По словам русского летописца, своё поражение греки приписывали не храбрости славян, а заступлению за них святого Димитрия, их покровителя.

Русские издревле старались приобретать хотя бы малейшие частички его мощей, одежды, мира или даже частицы от его гроба. Этим объясняется наличие практически во всех древних монастырях и церквях, среди частиц мощей различных святых, частиц мощей или мира от святого Димитрия.

В 1197 году была принесена из Солуни во Владимир великим князем Всеволодом Юрьевичем икона великомученика Димитрия, написанная, по преданию, на его гробовой доске, и это событие было внесено как праздник в древние святцы. Эта икона сначала находилась в Киеве, потом во Владимире, а при великом князе Димитрии Ивановиче, в 1380 году, перенесена в Москву и поставлена в Успенском соборе.

Особое почтение к памяти святого Димитрия видно из того, что русские князья часто называли своих первенцев именем этого святого. Так было у Ярослава I, Юрия Долгорукого, Иоанна II, Иоанна Грозного, Алексея Михайловича. В древней Руси день великомученика Димитрия считался в числе больших праздников, службу совершал обычно сам патриарх, в присутствии царя.

Наше время

8 ноября 2013 года в городе Камышине состоялось торжественное открытие памятника Димитрию Солунскому, который считается небесным покровителем города.

Иконография

Святой Димитрий Солунский
(псковская икона XV века, Русский музей)
Святой Димитрий Солунский
(греческая икона, 1824 год)

Изображения Димитрия Солунского наиболее распространены в православных странах, уступая по своему количеству (среди изображений святых) лишь изображениям великомученика Георгия Победоносца. В западноевропейской живописи изображения Димитрия практически неизвестны.

Изначально св. Димитрия изображали как мученика в патрицианских одеждах (например, мозаики V—VII веков в базилике Святого Димитрия, Салоники). Поскольку согласно житию святой Димитрий был воин и правитель Солуни, то сообразно с этим с XI века он стал изображаться в военном облачении, с копьём и мечом, но более ранний вариант иконографии продолжал использоваться. В отношении изображения его внешности Ерминия Дионисия Фурноаграфиота сообщает, что он должен изображаться молодым и безбородым. Другой иконописный подлинник XVIII века содержит более подробные указания:

святаго славнаго великомученика Димитрия Селунскаго, иже прободен в ребра копием, млад, вооружен доспех санкир с белилом, пернат верх празелен, препоясан ширинкою, в руце копие да свиток, а в левой меч в ножнах, колени голы, а в свитке писано: «Господи, не погуби град и людей, аще град спасеши, с ними и аз спасен буду, аще погубиши, с ними и аз погибну».

Чудо о погибели царя Калояна

Чудо о погибели царя Калояна — эпизод жития св. Димитрия Солунского. Согласно легенде, (пересказываемой, в частности, Димитрием Ростовским), именно этот святой в 1207 году чудесным образом явился в стан Калояна и пронзил его копьём, отчего злодей и погиб.

Легенда стала популярным элементом иконографии святого Димитрия. Он изображается верхом на коне, который попирает Калояна, в то время как Димитрий пронзает его копьем.

С развитием почитания Димитрия как святого воина-защитника начинают появляться его изображения вместе со святым Георгием Победоносцем и прочими святыми воинами.

Димитрий Солунский в Викитеке

Димитрий Солунский на Викискладе

  • Базилика Святого Димитрия
  • Дмитриевская башня
  • Дмитриевская суббота
  • Дмитриев день
  1. ἅγιος Δημήτριος, ὁ μυροβλύτης, ἅγιος Νέστωρ, ἅγιος Λοῦπος
  2. 1 2 3 4 5 6 Димитрий Солунский // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Т. XV. — С. 155-195. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-026-4.
  3. 1 2 Страдание и чудеса святого славного великомученика Димитрия
  4. Acta Stratigraphica Sinica. Nov. T. 2. Pars 1. P. LV
  5. Martirologos Hieronumus. P. 41, 180
  6. David Woods Thessalonica’s Patron: Saint Demetrius or Emeterius? // The Harvard Theological Review, Vol. 93, No. 3. (Jul., 2000), p. 222
  7. Святой Димитрий Солунский (недоступная ссылка). Дата обращения 23 ноября 2008. Архивировано 26 июня 2008 года.
  8. Подалтарная крипта — предполагаемое место захоронения святого Архивная копия от 26 февраля 2008 на Wayback Machine
  9. 1 2 Charalambos Bakirtzis. Pilgrimage to Thessalonike: The Tomb of St. Demetrios (англ.) // Dumbarton Oaks Papers. — 2002. — Vol. 56. — P. 176.
  10. Cormack, R. The Church of Saint Demetrios: The Watercolours and Drawings of W.S. George. — Thessaloniki, 1985.
  11. Чудеса святого Димитрия (Иоанн, архиепископ Фессалоникийский, середина VII века) Архивировано 17 октября 2007 года.
  12. Святитель Димитрий Ростовский. Жития святых. Страдание и чудеса святого славного великомученика Димитрия, память 26 октября
  13. 1 2 Bakirtzis, Ch. Pilgrimage to Thessalonike: The Tomb of St. Demetrios (англ.) // Dumbarton Oaks Papers. — 2002. — Vol. 56. — P. 185—187.
  14. Nicetae Choniatae Historia / Ed. J. Van Dieten. — B., 1975. — Vol. 1. — P. 306.
  15. Великомученик Димитрий Солунский
  16. «Чтения в Обществе истор. и древн. рос.», 1846 год
  17. Торжественное открытие памятника Димитрию Солунскому Камышин — Официальный сайт Администрации городского округа.
  18. Преображенский А. С. Иконография великомученика Димитрия Солунского
  19. Ерминия Дионисия Фурноаграфиота
  20. Большаков, Сергей Тихонович. Подлинник иконописный. — М., 1905. — С. 42.
  • Житие Димитрия Солунского (Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ)
  • Васильев П. П. Димитрий (Солунский) // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Иванова О. В. Димитрий Солунский // Православная энциклопедия. — М., 2007. — Т. XV. — С. 155-195.
  • Преображенский А. С. Иконография великомученика Димитрия Солунского // Православная энциклопедия. — М., 2007. — Т. XV.
  • Святой великомученик Димитрий Солунский (иконы, молитвы, храмы, святыни) на сайте Православие.Ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *