Дед мороз Николай

Православный Приход храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость » г. Канаш ЧР Канашской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Из истории о Святом Николае (и Новогоднем Дед Морозе)

В день святого Николая

Свечи радостно сияют,

В небеса хвала летит;

И увенчанный цветами,

Озаренный весь огнями,

Лик Святителя глядит.

Нынче мир весь торжествует,

И вселенная ликует

С нами в светлый праздник Твой….

В III веке в малоазиатской провинции Римской империи Ликия в семье пожилых супругов родился мальчик Николай. Еще в детстве он помогал всякому, кто попал в трудное положение; потом его выбрали архиепископом в городе Мира, центре провинции Ликия. Архиепископ Николай продолжал помогать людям и спасать их всю жизнь. Среди спасённых им были и несправедливо осуждённые на казнь простые люди, и несправедливо брошенные в тюрьму римские военачальники.

Святитель Божий епископ Мирликийский, он же — Николай Чудотворец, стал известен своей исключительной доброжелательностью, особенно к детям.

Средиземноморский климат сильными морозами не отличается, а в холодных странах за всю свою долгую жизнь святой Николай, он же — Санта Клаус, никогда не бывал. Никто не догадывался, что однажды его превратят в Деда Мороза… Как же это получилось? Почему Дедом Морозом стал именно Святой Николай? Может быть, сыграла роль дата поминовения этого святого – 19 декабря – перед самым Рождеством…

Существует такое предание. Услышав о том, что разорившийся горожанин из-за крайней нужды собирается отдать своих дочерей «на блудодеяние», св. Николай спас всю семью от позора.

Святитель ночью тайно подбросил в сад три мешочка с золотом и тем спас всех от голода и от духовной гибели. (Так продолжалось до тех пор, пока те не накопили достаточное приданное для того, что бы выйти замуж.)

Но как-то раз однажды все окна в доме не оказались запертыми. Тогда Святой Николай подкинул мешочки с золотом в трубу.

Другая легенда гласит, что золотые монетки подкинутые им в трубу попали в висящие у печки сохнущие носки.

Поэтому теперь католики подкладывают подарки в носки, которые вешают у камина.

В канун праздника в детские башмачки, выставленные у порога, или носочки, повешенные у камина, с незапамятных времен кладут подарки. Считается, что подарки получают только послушные дети, а непослушным полагаются розги или камни. Но малыши, как правило, в ожидании праздника и, конечно, подарков, не бузят, стараясь дать понять Святому Николаю, что они всегда готовы быть хорошими.

С той поры атрибутом Санта Клауса стал мешок с подарками. В западной Европе легенда о спасении св. Николаем трех дев трансформировалась в притчу о том, как cвятитель бросил в трубу дома, где жили три бедные сестры, золотые монетки. И упали они в чулки, которые сушились у камина. Отсюда пошел обычай в ночь перед днем поминовения св. Николая ставить к дверям башмаки и вешать чулки у кровати, чтобы утром найти в них дары.

Традиция делать детям подарки в день Святого Николая существовала в Европе еще с XIV века. Затем этот обычай «сместился» во времени, и подарки стали делать на Рождество, а св. Николай в воображении детей превратился из строгого священнослужителя в веселого сказочного старика. Взрослые стали одеваться в манере Св. Николаса — одеяние епископа и посох, чтобы сыграть роль доброго святого. Они ходили из дома в дом, спрашивая, хорошо ли там вели себя дети. Дети оставляли свои ботинки за дверью, чтобы на следующее утро они могли найти их со сладостями и безделушками.

Святой Николай раньше всего стал ассоциироваться с Дедом Морозом в Голландии, где пышно отмечали 9 декабря праздник любимого святого – покровителя мореплавателей. В этот день св. Николай приплывал в Амстердам из теплых стран в праздничном облачении и раздавал подарки. Позднее Санта-Клаус стал приезжать не только 9 декабря, но и на Рождество, поэтому получил кое-где другое имя – «рождественский дед»: пер Ноэль – во Франции, бабо Натале – в Италии.

Он умер в глубокой старости, после короткой болезни. Его похоронили в том же соборном храме города Миры. В 1087 году мощи святого Николая перевезли в город Бар (Италия), они покоятся в мраморной раке в глубоком подземелье под храмом.

В России Николай Угодник стал одним из самых любимых народных святых. Простые крестьяне молили его о помощи, если заболевала корова, долго не было дождя или происходило ещё какое-нибудь несчастье. Память о нём Православная Церковь чтит два раза в году: 19(6) декабря — Николай «зимний» и 22(9) мая — Николай «вешний».

В городе Мира (ныне город Демре) и сейчас стоит храм, основой которого была церковь, в которой служил Николай Угодник (до 1087 года в ней покоились мощи святителя). Турки назвали ее Баба Ноэль Килизе — Церковь Деда Мороза.

Николин день: Как Святой Николай стал прототипом Деда Мороза, Санта Клауса и других сказочных Рождественских героев

Дед Мороз, Санта Клаус, Йоулупукки, Пэр-Ноэль, Юлетомте — любимые герои рождественских и новогодних праздников в разных странах, общей характеристикой которых является то, что раз в году в морозную зимнюю ночь они дарят детям подарки. Откуда же взялись эти персонажи, из каких легенд и преданий они пришли в нашу жизнь. Достоверно известно, что у всех этих сказочных героев есть реальный прототип, живший много веков назад, а имя ему — Святитель Николай, самый почитаемый святой в христианской религии, день памяти которого приходится на 19 декабря.

Никола-Угодник, глубоко чтимый святой многими народами земли, попал в народные сказки из христианских легенд и преданий, которые гласят, что родился он в турецком городе Патары в 258 году в семье супружеской пары, долго ждавшей наследника. Имя ребенку родители дали Николай (Николас), с греческого языка означающее «победитель народов».

Мальчик с детства рос сердобольным ребенком и пытался всякому помочь, кто нуждался в помощи, так как дух добра, любви, сострадания к ближнему, царивший в доме его родителей, с детства наложил свой отпечаток на формирование его личности. Рано потеряв отца с матерью и получив богатое наследство, Николай начал тратить деньги на благотворительность.

По одному из преданий Святой Николай случайно узнал, что разорившийся купец чуть было не отправил троих красавиц-дочерей зарабатывать на жизнь блудом. Увидев тяжкие мысли отца, горечь и безысходность его положения, юноша подкрался ночью к их дому и незаметно забросил в окно узел с золотом. Отец девушек, проснувшись утром, очень обрадовался такому счастью и на вырученные за золото деньги выдал дочерей замуж. По иной версии Николай подбрасывал деньги несколько дней, то в обувь, то в печную трубу, после чего золотые монетки попадали в носки девушек, сушащиеся у огня. Так он помог многим бедным и страждущим. И так появилась традиция тайно класть подарки для детишек в башмаки под елкой или в носочки у камина.

Со временем Николай стал архиепископом и был славен многими добрыми делами и чудесами: спас родной город Ликию от голода, во время мятежа во Фригии, помог троим императорским воеводам успокоить толпу и решить конфликт мирным путем, сохранил жизнь невинно осужденным. А еще он мог утихомирить море, остановить бурю, шторм и спасти утопающих.

Почитание Святого Николая на Руси

Николай Чудотворец был столь почитаем на Руси, что во многих странах в нем стали видеть исконно русского святого. Простой люд считал Николая вторым заступником после Бога. День памяти Николая угодника в декабре установлен в день смерти святого, а в августе — в день его рождения. В народе его называли «Никола зимний» или «Никола осенний». Есть еще «Никола весенний» — в день памяти переноса мощей святого в город Бари.

Издревле считалось, что в эти дни Святой Николай, опускаясь с небес, обходит всю землю и помогает бедному народу, который молился ему во всех тяжких жизненных ситуациях, и он им приходил на помощь. Проводы на войну, венчание, тяжкие роды, любые трудности в жизни были обязательно сопряжены с молитвами этому святому. Молись ему и воины на полях сражений.

По славянскому преданию считалось, что святой Николай был начальником рая, отпирающим райские врата большим ключом и встречающим у них души умерших. В 17-18 веках была широко распространена традиция влаживать в руку покойного письмо к Николаю Чудотворцу с прошением о прощении усопшему грехов его.
Николай Угодник — мужицкий Бог, в поверьях русского крестьянства ассоциировался с покровителем урожая, плодоношения, пчеловодства, домашней живности и диких зверей.

Интересен тот факт, что согласно преданию иконография «Николы зимнего» существенно изменилась во времена властвования Николая I, обратившего внимание на то, что в иконографии его небесный покровитель изображен без головного убора и сделавшего замечание духовенству. С того времени на иконах голова «Николы зимнинего» была облачена в митру.

Как Святой Николай попал из Европы в Америку

Каждая из православных стран имела свои традиции и своего персонажа, который ассоциировался с образом доброго и справедливого святого. Этот герой всегда старался помочь бедным и вознаградить послушных, и наказать за плохое поведение нерадивых.
Популярность Святого Николая в былые времена была очень велика в Голландии, так как будучи морской страной, всегда уповала на помощь святого, который покровительствовал морякам.

Во время Реформаций в Европе, а в особенности в протестантской религии, культ святых практически исчезает. И лишь в Голландии традиция в день памяти святого класть в деревянные башмачки детей сладости и фрукты осталась незыблемой.

И что интересно, именно голландцы привезли в 1626 году в Северную Америку фигуру Святого Николая, установленную на носу одного из фрегатов, и свою традицию его почитания. В Новом Свете они купили у индейцев кусок земли за двадцать четыре доллара и назвали свое поселение Новым Амстердамом, ныне Нью-Йорк.

Деревянная скульптура Николая Святителя была установлена на главной площади, а со временем имя «Santa Nicolas» трансформировалось в «Санта Клаус». Это американизированное имя святителя и стало впоследствии известно всему миру.

В 1822 году в канун Рождества, преподаватель литературы Колумбийского университета Клемент Кларк Мур сочинил для своих шестерых отпрысков сказку в стихах «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая», где за главного героя взял Санта Клауса, который по сюжету стихотворения является в ночь перед Рождеством и опускается с большим мешком по каминной трубе в дом, чтобы положить под елку подарочки ребятне. Изобразил его литератор веселым и толстеньким старичком и с трубкой, которой дымит, не переставая.

Дети Кларка тот час же узнали в этом персонаже слугу их дома — упитанного и веселого голландца. В стихотворении он был одет шубу, имел белую бороду и красный нос, а средством передвижения у Санты были восемь оленей, запряженных в сани, с серебряными колокольчиками на шеях.

Клемент Мур, почитав свое творение детям и удовлетворившись их восторгом, спрятал рукописный текст в стол и напрочь забыл о нем. Но получилось так, что через год его друг без спросу отнес этот стих в газету Sentinel, которая и напечатала сочинение Клемента в канун Рождества 1823 года.

Успех был неожиданно громким. Газеты и журналы наперебой печатали рождественское стихотворение, а вскоре появилось и отдельное его издание. Так, Клемент Мур, не думаючи, не гадаючи, стал классиком американской литературы, а Санта Клаус вошел в жизнь миллионов американцев.

И в довершение ко всему, в 1930 году компания «Кока-Кола» придумала очень хитрый рекламный ход, позволяющий не забывать об их чудесном напитке ни летом, ни зимой: чикагский художник Хэддон Сандблом нарисовал одежду Санта-Клауса в красно-белых цветах Кока-Колы.
Совсем недавно православный мир чтил память а почему этот день с нетерпением ждут незамужние девушки читайте

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Дед Мороз

Дед Мороз

Мифология

восточнославянский городской фольклор

Местность

С конца 1980-х Архангельск, с 1995 года Лапландский заповедник, с 1998 года — Великий Устюг, в 2012 также Северный полюс

Толкование имени

зимний персонаж, олицетворяющий холод

Имя на других языках

укр. Дід Мороз
белор. Дзед Мароз
польск. Dziadek Mróz
серб. Дедо Мраз

Пол

мужской

Связанные персонажи

внучка Снегурочка, преемник Мальчик Новый Год

Связанные понятия

новогодняя ёлка, подарки

Связанные события

Новый год

Атрибуты

посох, шуба, рукавицы, валенки, борода

В иных культурах

см. Санта-Клаус и подобные персонажи

Иллюстрации на Викискладе

Дед Моро́з — главный сказочный персонаж на празднике Нового года, славянский вариант рождественского дарителя. Создание канонического образа Деда Мороза как обязательного персонажа новогоднего — а не рождественского — праздника произошло в советское время и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка. Прообразами Деда Мороза являются персонаж славянского сказочного фольклора и календарных обрядов и Святой Николай.

Дед Мороз изображается как старик в цветной — голубой, синей, красной или белой шубе, с длинной белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит на тройке лошадей. Часто приходит в сопровождении внучки Снегурочки, а во времена СССР, бывало, и Нового Года — мальчика в красной шубе и шапке (на одном из этих предметов одежды часто имелось цифровое обозначение наступающего/наступившего года). Мальчик Новый Год выступал как своеобразный преемник Деда Мороза; наиболее часто он был изображён на новогодних открытках конца 1950-х — середины 1980-х годов, а в одном из мультфильмов даже якобы является внуком Деда Мороза и летает на самолёте, после чего популярность этого персонажа стала падать и к настоящему времени он почти забыт. Также деда Мороза иногда сопровождают различные лесные звери.

История возникновения

Исследования

В своём исследовании С. Б. Адоньева указывает, что канонический образ Деда Мороза с внучкой Снегурочкой как обязательных персонажей новогоднего праздника сформировался уже в советское время и относится к концу 1930-х годов, когда после нескольких лет запрета вновь была разрешена ёлка. Е. В. Душечкина, в принципе соглашаясь с таким мнением, указывает на более древние источники формирования образа. Более подробно она рассматривает этот вопрос в отдельной книге.

Славянская мифология

Подробнее по этой теме см. Мороз (мифология).«Дед Мороз», В. М. Васнецов, 1885.

Мороз как природная стихия издавна персонифицировался восточными славянами. Он представлялся ими в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец», или как даритель при правильном поведении сказочного героя (см. Морозко). Снежная морозная зима в представлении славянина-земледельца связывалась с будущим хорошим урожаем. Об этом судили по наличию рождественских или крещенских морозов. Поэтому в Святки и Чистый четверг было принято совершать обряд «клика́нья мороза»: его зазывали на трапезу и угощали ритуальной пищей — блинами и кутьёй. В то время точно так же призывали в дом души умерших предков, а кутья — традиционная поминальная еда у славян. Еда для мороза оставлялась на окне или на крыльце. Тогда же Мороза просили не приходить летом и не портить урожай.

Формирование образа

Дореволюционная рождественская открытка со святым Николаем

В литературную традицию Дед Мороз входит в 1840 году — с публикацией сборника сказок «Сказки дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского. В сборник была включена сказка «Мороз Иванович», в которой впервые давалась литературная трактовка образа фольклорного и обрядового Мороза, прежде выступавшего лишь в качестве языческого хозяина стужи и зимнего холода.

Созданный Одоевским образ ещё не слишком похож на знакомого новогоднего персонажа. Календарная приуроченность сказки — не Рождество или Новый год, а весна. Поэтому Мороз Иванович живёт в ледяной стране, вход в которую открывается через колодец. И не Мороз Иванович приходит к детям, а дети приходят к нему. Никаких подарков к какой-то дате он не делает, хотя и может щедро вознаградить за хорошо выполненную работу. Однако, как пишет исследователь:

… образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» — «седой-седой» старик, который «как тряхнёт головой — от волос иней сыплется»; живёт он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега. Рукодельницу за хорошую работу он одаривает «горстью серебряных пятачков», однако и Ленивицу не замораживает (как Морозко старухину дочь в сказке), а лишь проучивает, дав ей вместо серебра сосульку… В педагогической сказке Одоевского обрядовый Мороз и сказочный Морозко превращены в доброго, но справедливого воспитателя и наставника.

Достаточно долгое время Мороз Иванович и ёлка с Новым годом существовали по раздельности. Их объединение произошло во второй половине XIX века, когда в городской среде России отмечаются первые попытки создать самобытного «рождественского деда», который дарил бы подарки русским детям, как Николай Угодник у их западных сверстников. При Александре II упоминаются «старый Рупрехт» (явно немецкого происхождения, 1861), святой Николай или «дедушка Николай» (1870) — единичные попытки, которые не прижились. Однако народные представления о св. Николае в дальнейшем оказали определённое влияние на создание образа Деда Мороза. В 1886 году впервые отмечается «Морозко», и к началу XX века уже складывается знакомый образ Деда Мороза. Тогда же из иллюстрированных переводов Валерия Каррика сказка о Морозко становится знакомой и англоязычным читателям. В переводе Морозко выступает под именем «Король Мороз» (англ. King Frost).

Образ Деда Мороза использовался в антинацистской пропаганде во время Великой Отечественной войныДед Мороз на тройке, марка СССР, 1971.

После революции Дед Мороз, вместе со всеми рождественскими традициями, подвергся гонениям. Его окончательное изгнание произошло в канун 1929 года. Тогда Рождество было объявлено обычным рабочим днём, а специальные патрули ходили по улицам и заглядывали в окна на предмет выявления праздничных приготовлений.

В советский обиход Дед Мороз вернулся в канун 1936 года. Это произошло после того, как 28 декабря 1935 года член Президиума ЦИК СССР П. П. Постышев опубликовал в газете «Правда» статью, где предложил организовать для детей празднование Нового Года с новогодней ёлкой (однако Постышев не предлагал вернуть Деда Мороза), после чего по всей стране начинают организовываться новогодние мероприятия с использованием переосмысленной старой «рождественской» атрибутики. Официальное торжественное возвращение Деда Мороза произошло очень скоро. В первом в СССР Харьковском Дворце пионеров (открыт в 1935 году) 30 декабря 1935 прошла первая в СССР после «реабилитации» официальная новогодняя ёлка. А в январе 1937 года Дед Мороз со Снегурочкой приветствовали гостей на празднике в московском Доме Союзов.

В формировании нового образа Деда Мороза важную роль сыграл и советский кинематограф.

В России

Дом Деда Мороза в Великом Устюге.Летняя резиденция Деда Мороза. Тверь, 18 июня 2016. Дед Мороз и Снегурочка на «Кремлёвской ёлке» 2016/2017 годов.

В России существует несколько независимых проектов, связанных с Дедом Морозом. Первая родина Деда Мороза, Архангельск, появилась по инициативе обкома ВЛКСМ, поддержанной тогда, в самом конце 1980-х годов, директорами Архангельского морского торгового порта, военного Севмашзавода, других крупных предприятий. В начале 1991 г. были созданы ЗАО «Дом Деда Мороза» и ТОО «Почта Деда Мороза», зарегистрированы соответствующие товарные знаки. В 1995 году руководство Лапландского заповедника на Кольском полуострове запустило проект «Сказочная Лапландия — Владения Деда Мороза», по которому резиденция Деда Мороза располагалась в Чунозерской усадьбе. По инициативе бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова в Вологодской области с 1998 года действует государственный туристический проект «Великий Устюг — родина Деда Мороза». В рамках этого проекта с 2005 года также отмечается «официальный» день рождения Деда Мороза: 18 ноября. Эта дата была выбрана как день, близко к которому в Великом Устюге по статистике ударяют первые сильные морозы.

Ситуацию с несколькими общероссийскими Дедами Морозами, в том числе Лапландским и Великоустюгским, разрешили так: поскольку Дед Мороз волшебник, он может быть одновременно и в Лапландии, и в Великом Устюге. Если на детских письмах Деду Морозу не указан Лапландский заповедник, то их доставляют в Великий Устюг.

25 декабря 1999 года в Великом Устюге состоялось торжественное открытие «Дома Деда Мороза». В город идут туристические поезда из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, других городов России. По словам бывшего губернатора Вологодской области В. В. Позгалёва, за первые три года (с 1999 по 2002) число туристов, посетивших Великий Устюг, выросло с 2 тысяч до 32 тысяч. С начала реализации проекта Деду Морозу было направлено более миллиона писем от детей из различных стран, а товарооборот в городе вырос в 15 раз и снизилась безработица.

Московская усадьба Деда Мороза была создана в рамках межрегионального проекта «Великий Устюг — Родина Деда Мороза». В 2004 году мэр Москвы Ю. М. Лужков и префект Юго-Восточного округа столицы В. Б. Зотов приняли решение построить Почту Деда Мороза, торжественное открытие которой состоялось через год. В 2006 году в Усадьбе были открыты четыре новых объекта: терем Снегурочки, терем Творчества, ледовый каток, тропа сказок. 5 августа 2008 года распоряжением правительства Москвы Московской усадьбе Деда Мороза был присвоен статус государственного бюджетного учреждения. Учредителем Усадьбы является Комитет общественных связей г. Москвы. Усадьба работает круглый год, основная активность приходится на период с 18 ноября — дня рождения Деда Мороза, до середины января. В течение года в усадьбе проходят праздничные концерты, игровые программы, мастер-классы, экскурсии по Почте и теремам зимних волшебников, разнообразные мероприятия с общественными организациями. Ежегодно в усадьбу поступает более 20 тысяч писем.

В конце декабря 2011 года появилась своя сказочная резиденция в Мурманске. Дом лапландского Деда Мороза был возведён там на территории парка «Огни Мурманска».

Помимо «общенациональных» Дедов Морозов с резиденциями в Архангельске, Великом Устюге и на Чунозере, на территории Российской Федерации известны и их «коллеги» других народов. Например, в Карелии под Петрозаводском можно посетить Паккайне (в переводе с ливвиковского диалекта карельского языка Морозец). Этот герой, впрочем, довольно далёк от привычного образа. Он средних лет, у него нет бороды, а живёт он в большом чуме.

В Белоруссии

Белорусский Дед Мороз в его осеннем наряде.

В Белоруссии Дед Мороз (белор. Дзед Мароз) также имеет свою официальную резиденцию. 25 декабря 2003 года на территории национального парка «Беловежская пуща» приветствовал в своей усадьбе первых гостей белорусский Дед Мороз со Снегурочкой. С тех пор Дед Мороз круглый год, а не только под Новый год, встречает гостей. За первые пять лет работы Поместья здесь побывало более 340 тысяч туристов из 70 стран мира.

Белорусский Дед Мороз одет в длинную шубу до пят, опирается на волшебный посох, не носит очки, не курит трубку, ведёт здоровый образ жизни и не страдает заметной полнотой. Самым первым официальным Дедом Морозом в Беловежской пуще был Вячеслав Семаков, заместитель директора белорусского Национального парка «Беловежская пуща» по научно-исследовательской работе. О своей двухлетней карьере Деда Мороза он написал книги «Как я был Дедом Морозом» и «Дед Мороз и его родня» (совместно с генеральным директором национального парка Николаем Бамбизой).

Общая площадь поместья составляет 15 гектаров. Кроме собственно Дома Деда Мороза, в поместье также имеется отдельный домик для Снегурочки, Сокровищница (белор. Скарбніца), где хранятся подарки и письма, присланные детьми, и Музей Деда Мороза. На территории резиденции произрастает, как ошибочно заявляют в национальном парке, «самая высокая в Европе» сорокаметровая натуральная ель, которой 120 лет.

Территория усадьбы украшена многочисленными деревянными статуями различных сказочных персонажей, макетом мельницы и «волшебным» колодцем. Филиал почтового ящика Деда Мороза находится в минском парке им. Горького.

С 2011 года Белорусская железная дорога организовала праздничный вагон в поместье Деда Мороза в Беловежскую пущу, который будет курсировать с 23 декабря. Также имеется «неофициальный» аналог Деда Мороза из белорусских сказок — Зюзя Поозёрский, который проживает в деревне Озерки под Поставами.

На Украине

Дед Мороз на Майдане Незалежности, 2003.

На Украине Дед Мороз (укр. Дід Мороз) повсеместно известен. «Конкуренцию» Дед Мороз составляет Святому Николаю, который с 2004 года имеет резиденцию в селе Пистынь в Ивано-Франковской области, где принимает местных и зарубежных гостей.

Некоторые журналисты считают, что советизированный образ покровителя праздника Нового года подменил собой исконно почитаемого среди украинцев христианского заступника Святого Николая (укр. святий Миколай), который приносит в ночь с 18 на 19 декабря детям подарки (миколайчики) и кладёт их под подушку (см. Никола Зимний). До революции в Российской империи Новый год приходился на древний праздник Меланьи (укр. Маланка) или Щедрый вечер и имел свою атрибутику и ритуалы.

В ноябре 2014 года городской голова Киева Виталий Кличко подписал указ о том, что главная ёлка Украины должна переехать с Площади Независимости на одну из древнейших площадей Киева — Софийскую площадь. Празднование Нового Года будет происходить с участием Святого Николая. Организаторы говорят о стремлении восстановить древние традиции празднования Нового Года.

С 2014 года проживает на территории Национального Экспоцентра Украины и на территории парка «Киевская Русь».

В советском и российском кинематографе

Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела. Добавьте , предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён.
Эта отметка установлена 23 января 2019 года.

Художественные фильмы

  • «Морозко» (1965) — роль Морозко исполняет Александр Хвыля;
  • «Снегурочка» (1968) — Пётр Никашин;
  • «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975) — роль Деда Мороза исполняет Игорь Ефимов.

См. также: Категория:Новогодние фильмы

  • «Снегурочку вызывали?» (1985) — в роли Владимир Меньшов.
  • «Ирония судьбы. Продолжение» (2007) — Михаил Ефремов.
  • «Срочно требуется Дед Мороз» (2007) — Леонид Неведомский.
  • «Дедушка в подарок» (2008) — Александр Михайлов
  • «Страна ОЗ» (2015) — Юлия Незлученко
  • «Дед Мороз. Битва магов» (2016) — Федор Бондарчук.

Мультфильмы

  • «Новогодняя ночь» (1948)
  • «Когда зажигаются ёлки» (1950)
  • «Снеговик-почтовик» (1955)
  • «Новогоднее путешествие» (1959)
  • «Дед Мороз и лето» (1969)
  • «В лесу родилась ёлочка» (1972)
  • «Ну, погоди!», новогодний выпуск (1974)
  • «Дед Мороз и серый волк» (1978)
  • «Новогодняя песенка Деда Мороза» (1983)
  • «Маша и Медведь» (мультсериал, с 2009) — в серии «Раз, два, три! Ёлочка, гори!»
  • «Белка и Стрелка. Озорная семейка» (мультсериал, 2012) — 1 сезон 3 выпуск 6 серия «Настоящий Дед Мороз» (изображён Дед Мороз у собак)
  • «Смешарики» — в серии «Операция „Дед Мороз“».
  • «Три богатыря и принцесса Египта» (2017)

См. также: Категория:Новогодние мультфильмы

Примечания

  1. 1 2 Великий Устюг — родина Деда Мороза. Правительство Вологодской области.
  2. Дед Мороз принял приглашение отправиться в экспедицию на Северный полюс. INTERFAX.RU. Дата обращения 25 ноября 2014.
  3. 1 2 3 4 5 6 Душечкина, 2001.
  4. 1 2 Адоньева 1999
  5. Мороз // Мифы народов мира. Энциклопедия : В 2 томах. — М., 1987. — Т. 2. — С. 176.
  6. Николин день: Как Святой Николай стал прототипом Деда Мороза, Санта Клауса и других сказочных Рождественских героев. yandex.ru. Дата обращения 14 декабря 2018.
  7. Душечкина 2002
  8. 1 2 Кликанье мороза. Российский Этнографический музей. Дата обращения 25 ноября 2014.
  9. Одоевский В. Ф. Мороз Иванович // Сказки дедушки Иринея.
  10. Шигарова, Юлия. Мороз или Санта? // Аргументы и факты — СтоЛичность. — 2013. — № 19 (49) за 18 декабря. — С. 4. (Проверено 9 января 2016)
  11. Народная культура и проблемы ее изучения. Сборник статей. / Материалы научной региональной конференции 2008 г. — Воронежский государственный университет, 2009. — 280 с. (Афанасьевский сборник. Материалы и исследования. Вып. VII) — С. 196—197
  12. Голодяев И. К. Никольские церкви города Ново-Николаевска (Новосибирска)
  13. Душечкина 2003
  14. Carrick V. King Frost // More Russian picture tales. — 1914.
  15. Минаева, Анна. Как ёлочка стала советской // Московские новости. — 2003. — № 49. (Проверено 9 января 2016)
  16. Ильич, Лариса. На элитную ёлку — строго по пропускам // Вечерний Харьков. — 2007. — № за 21 декабря. (Проверено 9 января 2016)
  17. Душечкина 2008
  18. Лесков С. Дед Мороз и клаустрофобия. // Известия науки (28 декабря 2006). Дата обращения 1 декабря 2011. Архивировано 30 января 2009 года.
  19. Сальников А. Соработничество // Благовестник : вологодская епархиальная газета. — 2000. — № 12.
  20. titkov_speak: Экономическая география Деда Мороза («Российский региональный бюллетень»)
  21. «В России появилась ещё одна родина Деда Мороза». Архивировано 28 ноября 2012 года.. 17 декабря 2003
  22. 1 2 Черемушкина И. Российский Дед Мороз отпразднует день рождения 18 ноября. РИА Новости (17 ноября 2009). Архивировано 27 августа 2011 года.
  23. «В „Лапландию“ к Деду Морозу…». Архивировано 28 ноября 2012 года.. «Мир новостей» № 2 (836)2012
  24. 17 ноября вологжане отметят в Петербурге день рождения Деда Мороза. Аргументы и факты — Северо-Запад (16 ноября 2011). Дата обращения 1 декабря 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  25. Распоряжение Правительства Москвы от 05.08.2008 N 1794-РП.
  26. Как появилась Московская усадьба Деда Мороза (недоступная ссылка). Дата обращения 5 февраля 2014. Архивировано 8 марта 2014 года.
  27. Новости ТВ-21. Архивировано 28 ноября 2012 года. — 29 декабря 2011
  28. Кучер К. Кто такой Паккайне и когда он родился?. ШколаЖизни.ру (25 ноября 2015). Дата обращения 21 января 2019.
  29. Поместье белорусского Деда Мороза. сайт Брестской области. Дата обращения 1 декабря 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  30. Досье на Деда Мороза. Дата обращения 14 декабря 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  31. Главный белорусский Дед Мороз утверждает, что отечественные производители сувениров неправильно изображают новогоднего персонажа. TUT.BY. Дата обращения 14 декабря 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  32. Белорусский Дед Мороз написал книгу. Дата обращения 14 декабря 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  33. От Камчатки до Беловежья. Дата обращения 14 декабря 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  34. 1 2 3 Резиденция белорусского Деда Мороза. Дата обращения 14 декабря 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  35. Длинная ель «Sauta kalna» в Латвии (латыш.) (англ.)
  36. Белорусский Санта Клаус (фото). Дата обращения 14 декабря 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  37. Праздничный вагон в поместье Деда Мороза начнет курсировать по БЖД с 23 декабря. Дата обращения 14 декабря 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  38. Международное сотрудничество Святого Николая (укр.)
  39. 1 2 Дід Мороз — радянський Святий Миколай (укр.). Дата обращения 14 декабря 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  40. Климончук О. Святой Николай всегда был для меня праздником Божьей доброты // День : газета. — 2010. — № 232—233.
  41. 19 грудня — Свято Миколая (укр.). Дата обращения 14 декабря 2011. Архивировано 4 февраля 2012 года.
  42. Завтра у Києві презентують програму святкування Нового Року (недоступная ссылка). Дата обращения 25 ноября 2014. Архивировано 23 ноября 2015 года.
  43. Распоряжение исполнительного органа Киевского городского совета № 1309 от 10.11.2014 (укр.)
  44. Завтра у Києві презентують програму святкування Нового Року Архивная копия от 23 ноября 2015 на Wayback Machine (укр.)
  45. Резиденція Діда Мороза
  46. В Киеве появится зимний «Диснейленд» / Комсомольская правда в Украине/
  47. ВДНГ почали перетворювати на казкове містечко. ФОТО /»Українська правда»/ (укр.)
  48. Парк развлечений «Зима» на ВДНХ посетило почти 500 000 гостей /»Лиза»’/
  49. Новогодняя сказка в Древнем Киеве в Княжестве Киевская Русь
  50. Что посмотреть в «Парке Киевская Русь» (10 фото)

Литература

  • Адоньева С. Б. История современной новогодней традиции // Мифология и повседневность : сборник. — СПб.: ИРЛИ РАН, 1999. — Вып. 2. — С. 372.
  • Душечкина Е. В. Дед Мороз и Снегурочка // Отечественные записки : журнал. — М., 2003. — № 1.
  • Душечкина Е. В. Дед Мороз: этапы большого пути (К 160-летию литературного образа) // «Новое литературное обозрение» 2001, №47 : журнал. — М.: НЛО, 2001. — ISSN 0869-6365.
  • Душечкина Е. В. История Деда Мороза в России // Русская ёлка. История, мифология, литература. — СПб.: Норинт, 2002. — ISBN 5771101265.
  • Душечкина Е. В. Три века русской ёлки // Наука и жизнь : журнал. — 2008. — № 1.
  • Георгий Бородин. Образ Деда Мороза в российской анимации. animator.ru (окт. 2001 — окт. 2007).

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 119290197 · VIAF: 59891099 · WorldCat VIAF: 59891099

19 декабря – День Святителя Николая, ставшего символом Нового года во многих странах.

В последнее время многие наши соотечественники открещиваются от Санта Клауса, отстаивая Деда Мороза. Однако все не так просто. Наш Дед Мороз находится в большем родстве с Сантой, чем со своими славянскими прародителями.

Итак, все началось со Святого Николая, он же Николай Чудотворец, Николай Угодник, Николай Зимний, который жил еще в III-IV веках в Мире Ликийской (сейчас это территория Турции, город Демре близ Анталии). То есть жизнь одного из самых популярных русских святых протекала в те времена, когда на Руси еще не помышляли о христианстве. Николай славился своей добротой и готовностью помогать ближнему. Так, одна из историй гласит, что он помог обнищавшему гражданину, который из-за бедственного положения был готов отдать трех своих дочерей в публичный дом. Николай дал несчастному отцу денег, чтобы обеспечить приданое дочерей. Сам процесс дарения описывается по-разному. По одной версии, он завязал деньги в три мешочка и бросил их ночью в окно, и один из мешочков попал в чулок девушки. Другая версия утверждает, что деньги были брошены через дымоход.

Эта легенда о Святом Николае легла в основу христианской традиции дарить подарки детям перед Рождеством со всем сопутствующим антуражем: ночью подарок клался в детский чулочек (позже носок), а наутро детям рассказывали историю о том, как Святой Николай, пробравшись через дымоход, принес подарки. Традиция эта началась в Нидерландах, добрый волшебник Синтерклаас (тот самый Святой Николай) стал появляться в домах еще в Средневековье. Когда в начале 17 века голландские переселенцы основали в Америке Новый Амстердам (позднее – Нью-Йорк), традиция дарить подарки в декабре переехала вместе с ними, а Синтерклаас со временем стал называться Санта Клаус. Кстати, вплоть до 19 века Санта Клаус являлся в традиционном для святого епископском одеянии. С различными вариациями Святой Николай продолжал одаривать детишек в большинстве стран Европы.

В России же традиция дарить подарки накануне Рождества появилась только в 19 веке и была связана с именем супруги Николая I Александры Федоровны, бывшей немецкой принцессы. С ее легкой руки в высших кругах общества стали наряжать елки и дарить подарки. Кто же их дарил? Очевидно, что перенести Санту из западного мира в русский просто так не получилось бы, учитывая то, что в России Святой Николай еще с 11 века был самым популярным после Богородицы святым. В России стали создавать новый миф из двух традиций.

С одной стороны, это был европейско-американский добрый старец с мешком подарков, восходящий к Святому Николаю. С другой – собирательный образ русского фольклора: различные жестокие Морозко, Студенец, Трескун, а также злобные бородатые духи предков, появлявшиеся во время святочных колядок, которых нужно было задабривать. Компромиссный образ создал Александр Одоевский, написавший в 1840 году сказку «Мороз Иванович», герой которой одаривал детей подарками за их труды. Персонаж попал в дворянский быт, а к началу 20 века его уже стали называть Дедом Морозом, и «прожил» он до самой революции. Дед Мороз ходил в традиционном русском кафтане и напоминал опрятного простолюдина. А вот у самих простолюдинов ни елки, ни Деда Мороза, ни традиции дарить подарки не было никогда.

Вновь воскрес Дед Мороз только в 1937 году в СССР. И снова ориентиром стал Санта Клаус, который в то время переживал свой звездный час в Америке. Во-первых, в течение 19 века Санта резко преобразился и даже изменил легенду благодаря писателю Клементу Кларку Муру, который вместо торжественного епископа предложил доброго эльфа с брюшком в кургузой шубейке, который разъезжает в санях, запряженных восьмеркой оленей, и живет на Северном полюсе. В конце 19 века Санту окончательно переодели – теперь он появлялся только в красном. В 30-е годы, когда появилась резонансная реклама кока-колы, к образу Санты ничего нового, кроме бутылки, не добавилось. При этом в то же самое время в Европе Святой Николай продолжал расхаживать в своем привычном епископском наряде (что до сих пор и делает в Нидерландах и Бельгии).

А в СССР в 30-е годы возрождали елку, но уже не рождественскую, а новогоднюю. И снова появился добрый, забытый на 20 лет, Дед Мороз, и теперь его сопровождала внучка Снегурочка – девушка не менее загадочного происхождения, чем сам Дедушка.

Происхождение Санта-Клауса

Сентиментальный Санта-Клаус. 1889

Прообразом Санта-Клауса является общехристианский святой Николай Чудотворец (Санта — «святой», Клаус — «Николай»), известный своей благотворительностью — помощью в виде тайных подарков бедным людям, имеющим детей. Первоначально 6 декабря, в день святого Николая по церковному календарю, в странах Европы было принято дарить детям подарки от его имени. Однако в период Реформации, когда не одобрялось почитание святых, в Германии и сопредельных странах персонажем, который раздаёт подарки, стал младенец Христос, а день их вручения был перенесён с 6 на 24 декабря, то есть на время рождественских ярмарок. В период Контрреформации подарки детям снова стали вручаться от имени святого Николая, однако теперь это происходило уже в конце декабря, на Рождество. Но в некоторых европейских странах ещё остаются в силе более старые традиции. Так, в Нидерландах, где имя святого Николая произносят как Синтаклаас, малыши могут получать подарки от его имени и на 5 декабря, и на Рождество.

Именно благодаря голландским колонистам, основавшим в 1650-х годах поселение Новый Амстердам, ныне превратившееся в город Нью-Йорк, образ святого Николая попал на североамериканский континент. При этом необходимо отметить, что английские пуритане, осваивавшие Северную Америку, Рождество не отмечали.

В 1809 году в свет вышла «История Нью-Йорка» американского писателя Вашингтона Ирвинга, в котором тот рассказывал о временах голландского правления, упомянув и обычай чествования святого Николая в Новом Амстердаме.

Санта-Клаус на рисунке Томаса Наста (1881). Поэт Клемент Кларк Мур и художник Т. Наст оказали сильное влияние на современные представления об этом персонаже

В 1822 году преподаватель восточной и греческой литературы в Колумбийском университете Клемент Кларк Мур сочинил для своих детей стихотворную рождественскую сказку, повествующую о Санта-Клаусе — сказочном персонаже, дарящем детям подарки. В канун Рождества 1823 года поэма была опубликована в газете Sentinel под названием «Ночь перед Рождеством, или визит Святого Николая». Ставшая очень популярной, поэма была переиздана в 1844 году. В документальной программе «Легенды Санты», вышедшей в 2000-х годах на американском телеканале History Channel, утверждалось: «Благодаря перу Клемента Мура святой Николай превратился в Санта-Клауса» и «к 1840-му году практически все американцы знали, кто такой Санта-Клаус. Этого забавного старика подарил нам Клемент Мур». В этом же стихотворении впервые были упомянуты восемь из классической девятки оленей Санта-Клауса.

В 1863 году знаменитый американский художник Томас Наст, работавший в журнале Harper’s Weekly, использовал персонаж Санта-Клауса, нарисованный по мотивам книги Клемента Кларка Мура, в серии своих политических карикатур — в виде героя, дарящего подарки. Персонаж приобрёл популярность, и позднее Наст выпустил множество забавных рисунков для детей с весёлыми сценками из жизни Санта-Клауса — в журнале «Харпер Уикли» и других изданиях. В своих рисунках Наст придумал и подробно живописал быт Санты.

Художник впервые упомянул о том, что Санта живёт на Северном полюсе и ведёт специальную книгу, куда записывает хорошие и плохие поступки детей. По рисункам Наста можно проследить постепенную трансформацию облика Санты: от толстого пожилого эльфа в меховом костюме к более реалистичному и весёлому персонажу в полушубке. Как указывает телеканал History Channel, «Наст срисовал Санта-Клауса с себя». Художник был упитанным человеком небольшого роста, с большими усами и широкой бородой.

Необходимо отметить, что первоначально полушубок Санты на рисунках Наста был коричневого цвета, однако почти сразу, в процессе выхода новых рисунков, стал приобретать красноватый оттенок. Красный цвет полушубка Санты не несёт никакой смысловой нагрузки, — отмечает History Channel в своем исследовании «Легенды Санты».

В 1931 году компания «Кока-кола» запустила рекламную кампанию для увеличения продаж прохладительных напитков в зимнее время. При этом она предложила более современный облик Санты, разработанный Хэддоном Сандбломом. Именно этому живописцу принадлежит заслуга создания образа обаятельного Санта-Клауса, узнаваемого и очень популярного во всём мире. Его изображения стали самыми удачными из тех, что были представлены ранее многими художниками под влиянием поэмы Клемента Кларка Мура и рисунков Томаса Наста.

Санта-Клаус в виде эльфа на обложке журнала «Пак» (Puck), 1904

Костюм Санты в трактовке Сандблома был красным, с белой опушкой из меха. Но приоритет в использовании такого сочетания цветов в одежде сказочного персонажа вовсе не принадлежит компании «Кока-Кола»: гораздо раньше Санта, одетый подобным образом, появился на нескольких обложках юмористического журнала «Пак» (Puck) (1902, 1904 и 1905 годы) и на плакатах, рекламирующих напитки компании White Rock Beverages (1915 и 1920-е годы).

Спутники Санта-Клауса

В различных традициях Санта-Клаус появляется в сопровождении других персонажей, добрых или злых. Так, в фольклоре альпийского региона спутником и одновременно антиподом Св. Николая является косматый и рогатый Крампус, который наказывает непослушных детей и пугает их.

Санта-Клаус на Викискладе

Санта-Клаус в Викиновостях

  1. совпадающим — намеренно или случайно — с цветом напитка «Кока-Кола» и его оригинальной фирменной крышечки
  1. Kit B. Kevin Hart in Talks to Play Santa Claus in Disney’s ‘Dashing Through the Snow’ (Exclusive) // The Hollywood Reporter / J. Min — Prometheus Global Media, 2016. — ISSN 0018-3660
  2. The Ultimate Christmas Present — 2000.
  3. ‘Twas the Night — 2001.
  4. 1 2 3 4 5 6 Портал о странах и народах мира.
  5. 1 2 3 4 5 Александр Ткаченко. От святителя Николая до Санта Клауса. АНО «Православие и Мир» (20 декабря 2011). Дата обращения 23 сентября 2017.
  6. Голос Америки. 25 декабря в истории.
  7. Does Santa Claus still drink White Rock? (англ.). White Rock Collectors Association (whiterocking.org). Дата обращения 7 января 2013. Архивировано 23 июля 2011 года.
  8. Coca-Cola’s Santa Claus: Not The Real Thing! (англ.). BevNET.com (18 December 2006). Дата обращения 7 января 2013. Архивировано 20 января 2013 года.

Ссылки

  • Как в Coca Cola придумали Санта Клауса и сделали его частью мировой культуры
  • Кто такой Святой Николай, и как он превратился в Санта-Клауса. Празднование Рождества и Нового года в разных странах мира. — Трансформация: от Святого Николая к Санта-Клаусу. История образа Санты в рисунках. Дата обращения 8 января 2013. Архивировано 20 января 2013 года.
  • Дубинская И. 25 декабря в истории. Голос Америки (golos-ameriki.ru) (24 декабря 2010). — Упоминание о том, что пуритане не праздновали Рождество. Дата обращения 8 января 2013. Архивировано 8 января 2013 года.

Дед Мороз не одинок, у него есть родственники во многих странах. Самый известный – Санта Клаус (“святой Коля” – уж больно любят янки фамильярничать). Он прижился во многих домах Западной Европы и Америки. Правда приходит он не Новый Год, а на Рождество. Проникая в дом через трубы и форточки, он раскладывает подарки в чулочки, чаще всего развешанные на камине, и позвякивает колокольчиками, как бы возвещая о приходе Нового Года.

Многие американцы считают, что современный образ Санта Клауса был придуман рекламной службой компании “Кока-кола”. Это мнение сложилось из-за того, что Санта Клаус одет в красно-белый костюм, а именно эти цвета являются фирменными цветами компании “Кока-кола”, а также оттого, что в своей рекламной кампании фирма “Кока-кола” изображает Санта Клауса с бутылкой Кока-колы. В действительности история современного Санта Клауса не столь банальна – Святой Николай традиционно считается на Западе и в Америке дарителем подарков.

Святой Николай – прообраз Санта Клауса

Прообразом современного Санта Клауса, считается Святой Николай, епископ Мирликийский. Он был добрым чудотворцем и гонителем зла, покровителем похищенных и потерянных детей.

Когда семнадцать веков назад в далёкой малоазиатской провинции Римской империи Ликия, в приморском городке Патара, родился мальчик Николай, никто не догадывался, что однажды его превратят в Деда Мороза. Средиземноморский климат сильными морозами не отличается, а в холодных странах за всю свою долгую жизнь святой Николай – он же – святитель Божий епископ Мирликийский, он же – Николай Чудотворец, он же – Санта Клаус – никогда не бывал.

И всё-таки святой Николай жил так, что человечество помнит его уже больше тысячи семисот лет.

Чудотворец Николай

С детства он был немного не похож на других детей. Горожане знали – этот мальчик поможет любому, кто попал в трудное положение: донесёт тяжелую поклажу пожилому человеку, исполнит просьбу старой одинокой женщины, подтолкнёт застрявшую повозку. Николай постоянно совершал добрые дела. И от этого другие люди тоже становились добрее, старались помочь знакомым и незнакомым.

О взрослом святом Николае рассказывают множество историй.

В одной бедной семье отец собирался отправить своих дочерей “учиться” древнейшей профессии. И Николай ночью через дымоход подбросил в дом три кошелька с золотом. Угодили они в девичьи башмаки, которые сушились у камина. Счастливый отец накупил дочерям приданого и выдал их замуж. А миллионы детей с тех пор оставляют у камина свои башмаки в надежде получить подарки.

Во время плавания он спас от шторма погибающий корабль, обратившись с молитвой к Господу, и тем успокоив море.

В городе Мира (теперь Демре), центре провинции Ликия, его выбрали Архиепископом – там и сейчас стоит храм, в котором сохранились элементы архитектуры III века.. Турки назвали этот древнейший памятник Баба НоэльКилизе – Церковь Деда Мороза.

Архиепископ Николай продолжал помогать людям и спасать их всю жизнь. Среди спасенных им были несправедливо осуждённые на казнь простые люди, а также несправедливо брошенные в тюрьму римские военачальники. Святой Николай покинул земной мир в глубокой старости, после короткой болезни. Его похоронили в соборном храме города Миры, а когда в 1087 году христианской провинции стало угрожать нашествие мусульман, мощи святого перевезли в город Бар – на Апулийский полуостров Италии, где они покоятся и по сей день.

Святой Николай и Дед Мороз в России

В России Николай Угодник стал одним из самых любимых народом святых. Простые крестьяне молили его о помощи, если заболевала корова, долго не было дождя или происходило ещё какое-нибудь несчастье. Память о нём Православная Церковь чтит два раза в году: 19(6) декабря – Николай “зимний” и 22(9) мая – Николай “вешний”.

С тех пор, как в России начали отмечать Новый Год, в домах стал появляться старый дед, с бородой, в валенках – Дед Трескун. В одной-то руке он нёс мешок с подарками, а в другой – палку.

Рассказывают, что тогда Дед Мороз не был веселым старичком, который распевает песенки – характер он имел очень суровый. Подарки он дарил только самым умным и послушным, а иным доставались тумаки. Его потомки были уже не такими суровыми. Они перестали драться, а стали просто запугивать плохих детей страшными сказками.

Прошли годы, дед Мороз старел и добрел. Палку он стал использовать как опору, а сказки все старые забыл. В тоже время с ним стала ходить и внучка – юная Снегурочка, которая стала помогать старому деду разносить подарки и рассказывать сказки.

В 1873 году драматург А.Н. Островский написал про них пьесу, а в 1881 году композитор Н.А. Римский-Корсаков написал оперу по мотивам этой пьесы – “Снегурочка”.

В наши дни Святой Николай и Дед Мороз считаются разными личностями. Один приходит в ночь на 19 декабря, а второй – в новогоднюю. И оба приносят подарки. Согласитесь, иметь двух дарителей значительно лучше, чем одного Санта Клауса, не так ли?

Святой Николай в Америке

В 1804-м году в Нью-Йорке под патронажем Святого Николая было основано историческое общество.

В 1809 году Вашингтон Ирвинг опубликовал сатирическую “Историю города Нью-Йорка”, где надсмехался над голландским прошлым Нью-Йорка (многие традиции, в том числе и Святой Николай – даритель подарков, пришли в Нью-Йорк из Голландии). Ежегодно в день святого Николая на улицу выносили деревянную статую святого (высокую, в длинной мантии) и пели песню о святом Николае – Занкта Клаусе (по-голландски Sinterklaas).

Рождение Санта Клауса

В 1822-м году другой житель Нью-Йорка Клемент Кларк Мур написал серию сказок, где описал, что Санта Клаус прибывает на восьми северных оленях. Клемент Кларк Мур также заставил Санта Клауса лазить в дом через дымоход. Это озорной эльф-жизнелюб в кургузой шубейке с толстым брюшком и вечно дымящейся трубкой в зубах. Мотается он по свету в оленьей упряжке и опускает подарки в детские башмачки и чулочки, оставленные у камина.

В 1841 году в Филадельфии некий коммерсант Паркинсон для привлечения в магазин клиентов нанял человека и одел его Санта Клаусом. Первый живой Санта Клаус сидел на крыше дома, где располагался магазин, рядом с дымоходом.

В 1863 году карикатурист Томас Наст изобразил Санта Клауса с огромными бакенбардами и одетым в мех с головы до пят.

В 1869 году вышли стихи Жоржа Вебстера, где в качестве жилица Санта Клауса указывался Северный полюс.

Издатель Луис Пранг распространил в Америке английскую традицию слать друзьям и родственникам на Рождество поздравительные открытки. В 1885 году он выпустил поздравительную открытку, на которой был нарисован Санта Клаус в красном костюме. С тех пор Санта Клауса все чаще стали рисовать именно в красной мантии, а не в мехах или мантии какого-либо другого цвета.

В 1927 году газета “Нью-Йорк Таймс” описывала Санта Клауса: “Перед юными жителями Нью-Йорка предстал Санта Клаус: огромного роста, в красной мантии, шапочке и белыми бакенбардами, мешком, полным подарков, красным носом и густыми бровями”.

Художник по рекламе фирмы “Кока-кола” Хадон Сандблом начал работать над рекламной кампанией “Санта Клаус тоже пьет Кока-колу” лишь в 1931-м году. Кроме бутылки “Кока-колы”, ничего нового в образ Санта Клауса широкая рекламная кампания не внесла. Она лишь популяризовала его.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *