Что значит скоромная пища

Скоромные продукты

Скоромная еда составляет значительную часть рациона многих людей. Сама по себе она не является «плохой» для верующих, если употребляется в предписанное церковным уставом время.

Список

При соблюдении поста важно знать, какие именно продукты относятся к скоромным. Это поможет точно следовать церковному Уставу.

К скоромным продуктам относятся:

  • мясо теплокровных животных (говядина, свинина, баранина, конина, курятина, гусятина, индюшатина и другие);
  • яйца;
  • молочные продукты (молоко, кисломолочные напитки, творог, сливочное масло, сыр).

Рыбу в определенные дни есть позволяется, исключение составляют Великий и Успенский посты. Но и в них в православные праздники, не выпадающие на среду и пятницу, дается послабление.

Когда и сколько можно есть

По православной традиции скоромную еду можно принимать в пищу в любое время, кроме дней постов.

С точки зрения здоровья, в разрешенные Церковью дни не рекомендуется есть много продуктов животного происхождения, так как они являются «тяжелой» для желудка пищей. Особенно внимательно нужно относиться к своему рациону после окончания постного времени. Нельзя объедаться скоромной едой в первый же день: лучше вводить ее в меню понемногу.

Постные аналоги скоромных продуктов

Некоторым людям трудно отказаться от любимой и привычной еды. Но существует много постных блюд, по вкусу не уступающих скоромным.

Постные кондитерские и хлебобулочные изделия

Хлеб чаще всего выпекают без молока. А вот в рецепте выпечки, если в ней присутствуют животные продукты, необходимо заменить ингредиенты.

Мучные изделия, которые можно приготовить без скоромных продуктов:

  • пироги;
  • блины;
  • печенье;
  • булочки.

При замесе теста дрожжи и муку вместо молока разводят теплой или горячей водой. Существуют рецепты постных блинов, печенья, в состав которых входит рассол от соленых огурцов. Он также заменяет молочные продукты при приготовлении выпечки.

Вместо яиц для скрепления теста добавляют крахмал, манную крупу.

Заменить скоромные сладости помогут:

  • мед;
  • халва;
  • мармелад;
  • повидло;
  • варенье;
  • кукурузные палочки;
  • козинак из орехов, кунжута, ядер подсолнечника.

Чем заменить животный белок в пост

В посты, во время которых разрешено употребление рыбы в определенные дни, снимается вопрос о недостатке белка в питании. А как быть, когда она запрещена?

Продукты животного происхождения можно заменить на растительные без ущерба для здоровья.

Много белка находится в бобовых, таких как:

  • горох;
  • фасоль;
  • чечевица;
  • соя;
  • бобы;
  • нут.

В магазинах соя продается в виде крупы и кусочков в упаковке. Если последние приготовить с луком и приправами, по вкусу они будет отдаленно напоминать мясо.

В продаже также можно увидеть соевое молоко. И хотя не каждому оно понравится, покупатели такого товара все же находятся.

Не обходятся посты без грибов, которые можно принимать в пищу нечасто и в небольших количествах. Дело в том, что они плохо усваиваются организмом. Следует знать, что при обострении многих заболеваний желудочно-кишечного тракта грибы противопоказаны.

Орехи тоже являются растительным источником белка. Если отсутствует аллергия, рекомендуется включать их в меню.

Салаты вместо сметаны и майонеза можно заправлять растительным маслом. По желанию в блюдо добавляют лимонный сок.

Что такое пост

Духовную жизнь православного христианина невозможно представить без поста. Некоторые люди воспринимают его только как ограничение в рационе. Но это только внешняя сторона.

Смысл и значение

Смысл поста — отказ от удовольствий, борьба со страстями и грехами. Это время для усиленной молитвы. Чтение Евангелия, православной духовной литературы, посещение церковных служб — важные составляющие постных дней.

Как часто человек погрязает в суете. Мечты, бытовые проблемы захватывают его. Он бежит в круговороте дел, событий, не в силах остановиться. Времени ни на что не хватает.

Когда наступает пост, нужно отринуть все ненужное и напускное. Остановиться и подумать: «Что является главным для по-настоящему верующего человека?». Ответ на этот вопрос — жизнь во Христе.

Без духовной составляющей ограничение в питании становится обычной диетой.

Сроки и продолжительность

Не у всех постов есть устойчивые календарные даты.

Всего в году четыре многодневных поста:

  1. Великий — продолжается 48 дней. Заканчивается светлым праздником Пасхой.
  2. Петров — берет начало через неделю после праздника Святой Пятидесятницы и длится до 11 июля. Посвящен святым апостолам Петру и Павлу.
  3. Успенский — проходит с 14 по 27 августа. Установлен в честь Успения Пресвятой Богородицы.
  4. Рождественский — продолжается с 28 ноября по 6 января.

Также установлены однодневные постные дни.

К ним относятся:

  1. Крещенский сочельник (18 января).
  2. День Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Предтечи (11 сентября).
  3. Воздвижение Животворящего Креста Господня (27 сентября).

По средам и пятницам в течение года верующим необходимо отказываться от скоромной еды. В среду произошло предательство Христа, в пятницу Он принял крестные страдания. В память об этих скорбных днях верующие постятся.

Значение слова пища

совокупность неорганических и органических веществ, получаемых организмами из окружающей среды и используемых ими для питания. П. необходима организму для построения растущих тканей тела и восстановления разрушающихся в процессе жизнедеятельности, для поддержания этого процесса и восполнения расходуемой энергии. Неорганические составные ≈ CO2, H2O и др.≈ служат основной П. для автотрофных организмов (большинство растений), которые синтезируют из них (см. Фотосинтез , Хемосинтез ) органические вещества ≈ белки, жиры и углеводы, ≈ составляющие П. гетеротрофных организмов (ряд растений, все животные и человек). П. человека ≈ натуральные или получаемые промышленным путём (в том числе и так называемая искусственная и синтетическая П.) продукты питания, подвергнутые соответственно кулинарной (преимущественно тепловой) обработке. См. также Питание , Питание растений .

П.≈ одна из наиболее существенных составных частей материальной культуры человека. Состав П., способы её приготовления зависят от уровня развития производительных сил, направления хозяйственной деятельности людей, географических условий и др. В процессе становления человека важную роль играло то обстоятельство, что его предки употребляли как растительную, так и животную П. Такое разнообразие П. оказало существенное влияние на развитие всего организма предка человека и особенно его мозга. Рыболовство, получившее особое развитие с конца палеолита, также доставило древнему человеку новую П., содержащую вещества, важные для его физического развития. Особенно большое значение для приготовления П. имело овладение огнем: человек стал жарить и печь мясную и растительную П. на костре, на углях, в горячей золе, на раскалённых камнях, в ямах, обложенных камнями. Употребление жареной и печёной П. облегчало её усвоение организмом. С изобретением каменной зернотёрки и деревянной ступки (ранний неолит) началось изготовление лепёшек ≈ первого печёного хлеба (квашеное тесто и кислый хлеб появились значительно позже, вероятно, в странах Древнего Востока). В раннем неолите, в связи с изобретением глиняной посуды, появилась возможность варить П. Помимо приготовления П. на огне, издавна применялись различные способы консервирования пищевых продуктов: сушка, вяление, замораживание и пр. Ещё до перехода к земледелию люди научились обрабатывать и некоторые растительные продукты, в сыром виде несъедобные или ядовитые (яме, маниок и др.), обезвреживая их и удаляя горький вкус. С древнейших времён широко известными приправами были мёд, соль; в некоторых местах ≈ пряности (гвоздика, перец и пр.), которые позже, в эпоху Великих географических открытий, распространились в Европе. С глубокой древности известны и многие напитки: пиво, квас, мёд, вино.

Состав П., способы её приготовления и потребления, определяемые главным образом хозяйственной деятельностью людей, постепенно сложились в устойчивую традицию. Например, у скотоводов преобладали разнообразные мясные и молочные кушанья, у земледельческих народов ≈ блюда из разных видов растительных продуктов. Такое одностороннее развитие пищевого рациона у некоторых народов приводило к тому, что отдельные виды продуктов никогда не употреблялись в П., что во многих случаях объяснялось и религиозными запретами (например, неупотребление в П. молока и молочных продуктов в Китае, свиного мяса у кочевых народов Азии и Африки; запрет свиного мяса был закреплен иудейской и мусульманскими религиями). С П. связаны разнообразные народные обычаи и поверья. Совместная еда ≈ форма общения людей начиная от древних охотничьих пиршеств, употребления особой «обрядовой» П., приготовляемой к праздникам, свадьбам, похоронам и т.п., до обычаев угощения по разным поводам посетителей, друзей и пр.; часто совместная еда ≈ символ родства, примирения, дружбы. Вместе с тем обычаи некоторых народов запрещали совместную еду чужеродцев, мужчин и женщин, людей разных каст, разных религий.

Заимствование разных видов П. одним народом у других имело место в процессе взаимного культурного общения начиная с далёкой древности: злаковые растения и изготовляемый из них хлеб распространились ещё в неолите по всей Европе из стран Передней Азии. После открытия Америки у её индейского населения европейцы заимствовали кукурузу, картофель, помидоры, какао и др.

Каждый народ или группа народов имеют свой характерный набор кушаний. Вместе с тем благодаря развивающемуся хозяйству и культурному общению различных современных народов быстро идёт процесс взаимного заимствования национальных блюд и напитков.

Процесс приготовления П. складывается из первичной (механической) обработки сырья и приготовления полуфабрикатов, а также тепловой обработки. Первые два приёма обычно называют холодной обработкой. При этом с поверхности продуктов удаляются малосъедобные части, грязь и микроорганизмы. Изменения, происходящие в продуктах при тепловой обработке, способствуют лучшему усвоению П. вследствие снижения механической прочности (например, при варке картофеля ≈ в 10≈12 раз), большей доступности её действию пищеварительных ферментов, разрушению или переходу в отвар некоторых ядовитых веществ (например, гельвелловой кислоты, содержащейся в сморчках и строчках). При нагреве погибает большинство микроорганизмов, однако разрушаются и некоторые пищевые вещества, особенно витамин С.

Способы тепловой обработки условно делят на основные (варка, жарка и их комбинации) и вспомогательные ( бланширование и пассерование). Варка производится в воде, молоке или атмосфере насыщенного пара; повышение давления ускоряет процесс. Если продукт не покрыт водой, варка называется припусканием; тушение ≈ припускание с пряностями и приправами. Жарка обычно производится с небольшим количеством жира на открытой поверхности плиты или в жарочном шкафу (запекание или выпекание). Можно жарить под действием источников лучистой теплоты ≈ углей, электроспирали. Обжаривание овощей ≈ моркови, лука, а также муки перед окончательной тепловой обработкой (пассерование) сохраняет в овощах эфирные масла и каротин, в муке увеличивается количество растворимых веществ.

При тепловой обработке в пищевых продуктах происходят различные физико-химические изменения. Основной источник белка при питании ≈ мясо, рыба, яйца и молочные продукты. Белки, содержащиеся в них, при нагреве коагулируют, денатурируют, теряют способность набухать и растворяться, снижают устойчивость против ферментов. С водой в окружающую среду переходят минеральные соли и экстрактивные вещества. При жарке вода испаряется с поверхности и образующаяся корочка препятствует потерям питательных веществ. Мягкость готового мяса или рыбы связана с переходом белка соединительной ткани ≈ коллагена в глютин, наиболее полно этот процесс происходит при обработке рыбы. Другой белок соединительной ткани ≈ эластин меняется мало. Альбумин молока, находящийся в продукте в виде золя, при кипячении денатурирует и образует хлопья на стенках посуды, свёртывание происходит и в поверхностной плёнке.

Различные превращения при повышенной температуре происходят и с углеводами. Во время варки крахмал клейстеризуется за счёт низкомолекулярных фракций амилозы, амилопектин превращается в студень. При нагреве овощей и фруктов, приготовлении киселей происходит гидролиз дисахаридов и крахмала с образованием декстринов и простых сахаров. Крахмал декстринизируется и при жарке картофеля: образующаяся корочка придаёт продукту характерные вкус и цвет. Пектиновые вещества клеточных стенок при нагреве переходят в растворимый пектин.

Жиры мало меняются при тепловой обработке. Только при продолжительном кипячении они гидролизуются, придавая бульону неприятный вкус и запах; при длительной жарке непредельные кислоты жиров окисляются. Витамин А и каротин хорошо выдерживают нагрев. Водорастворимые витамины группы В (B1, B2, PP и др.) сохраняются в готовой пище на 70≈80%, частично переходя в отвар, который целесообразно использовать. Чтобы препятствовать потерям витамина С, овощи и фрукты закладывают в кипящую воду, это приводит к разрушению содержащихся в них окислительных ферментов. В щелочных средах аскорбиновая кислота самопроизвольно окисляется, в кислых ≈ более устойчива. Жир предохраняет витамин С от разрушения.

При нагреве изменяется и цвет продуктов. Образующиеся меланоидины окрашивают бульон, топлёное молоко и переваренное варенье. Хлорофилл овощей в кислой среде переходит в буро-зелёный феофитин, в щелочной ≈ в ярко-зелёный хлорофиллин. Антоцианы свёклы распадаются на моно- и дигликозиды.

Развитие и совершенствование приготовления П. идёт по пути поиска новых пищевых продуктов и веществ, улучшающих её, а также интенсификации процессов тепловой обработки. См. также Общественное питание .

Лит.: Гигиена питания, под ред. К. С. Петровского, т. 1≈2, М., 1971.

1. О пище: запрещенный церковными правилами к употреблению во время постов (см. пост) — молочный, мясной. Скоромная пища. Скоромный стол. Скоромное масло (животное, не растительное). 2. в знач. сущ. скоромное, ого, мн. нет, ср. Скоромная пища (разг.). — Семь недель мать не даст скоромного. «Нельзя, надо заговеться.» Чехов. 3. перен. Похотливый, чувственный, непристойный (прост. неод.). «Дружинин отпускал разные скоромные шуточки.» Григорович. «Слушая скоромные куплеты, толкал жену легонько под бочок.» Некрасов.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.
3) СКОРОМНЫЙ, яросл.-пош. скоровный, ·противоп. постный; воложный, пища, дозволенная в мясоед, и частью в мясопустие (на масляну), пища от теплокровных животных, мясо, молоко, масло, яйца и пр. у католиков, одно только мясное. Скоромный стол. Скоромные дни, когда едят скоромное. * Скоромные речи, непристойные. Вам скоромно, а нам на здоровье, и обратное. Скоромное масло, коровье. Скоромный пост, католический. Про ваше здоровье и говорить скоромно, распутен. | Скоромный, влад.-квр. говорят вместо постный. Скоромь жен. скоромятина, скоромная пища, скоромщина, все скоромное. Что за скоромь — одна коровенка! Скоромить кого, оскоромить, кормить в пост скоромью; -ся, поесть чего скоромного в пост. Не греши, не скоромься! За знамо скоромиться нехорошо, а оскоромишься нечаянно — Бо» простит. Скоромничают бары, да собаки. Ну, на здоровье, когда не скоромно! Людям (иному, или кому) скоромно, а нам на здоровье. Кот Евстафий, ты постригся? «Постригся.» И посхимился? «И посхимился.» Пройти мимо тебя можно? «Можно.» Мышка побежала, а кот ее цап! Оскоромишься, кот Евстафий! «Кому скоромно, а нам на здоровье!» Скоромничать, есть в пост скоромное заведомо, не постничать, отказываться от поста. Вы в Петровки постничаете? «Нет, скоромничаем». Скоромничание, не держание постов. Скоромник муж., пск. мясной либо молочный стол. Скоромник, -ница, ·противоп. постник; кто ест всегда скоромное, не держит постов. | * Кто скоромно говорить. Скоромщик муж. -щица, скоромник, но более укоризнено, бранно. Скоромок, остаток чего скоромного, от заговения. Скоромушка, кличка дойной коровы.
Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866. 4) По вопросу скоромности:
Постная — это растительная, рыба может разрешаться, а скоромная — это мясное, молочное, яйца. Думаю, Вам сухоядение не нужно, просто поститесь в эти дни без рыбы, если хотите и без растительного масла. Помоги Господь!
Пост — это с древности установленные правила питания, которые способствуют молитве и помогают внутреннему росту человека. Православная церковь придает большое значение посту. От его соблюдения в значительной степени зависит внутренняя жизнь человека, о чем свидетельствуют святые отцы и древнего и нашего времени.
Пост, и это вполне естественно, прежде всего относится к пище, в отказе от употребления скоромной пищи состоит буква поста, но дух его — в ином. Нельзя сводить смысл поста лишь к отказу от тех или иных яств. «Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, тот более всего бесчестит его, — сказал Иоанн Златоуст. — Ты постишься? Докажи мне это своими делами… Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем?» Дни постов для православного христианина — это дни духовного совершенствования, дни молитв и покаяния.
Установлением Православной церкви в течение года предусмотрено более 220 постных дней.
Да рыба скоромная пища и в пост её употреблять нельзя. Только 2 раза в Великий пост разрешено кушать рыбу- Благовещение (7 апреля) и в Вербное Воскресение (последнее воскресение поста перед Пасхой)
если не получили благословения на пост, то и не замарачивайтесь, можете сами определить для себя ограничения (мясо, сладкое, развлечения и т.п.)
Скоромная пища в пост
«У меня немного знакомых, которые соблюдают пост.
Раньше, приходя в пост или среду-пятницу в гости, я ничего скоромного не ела. При этом напрягала получается хозяев, т.к. они начинали суетиться, спрашивать, что же можно, бросались что-то готовить… или бабушка моя 90-летняя передавала в пост тортик или вафельки своего приготовления, а я не ела…
Последнее время отказываюсь только от мяса, а если есть рыба или овощи в каком-нибудь скоромном соусе или с сыром, я ем. Перед этим говорю: «Господи, помилуй!» и исповедуюсь потом в том, что ела скоромное в пост. Бабушка моя в свои 92 года гостинец мне старалась пекла-я тоже ем, хоть и не постное…
А вы как поступаете?» = PS: в чём тогда смысл отказа в пост от определённых видов пищи? Майонез нельзя, а постный майонез можно? Или колбасу нельзя, но если считаешь, что там одна соя, а мяса нет, то можно? =
С бабушкой сложнее. Ей в 90 лет, возможно, трудно запомнить, когда у любимой внучки пост… И обижать её — грех. Но, с другой стороны, если Вы этот тортик взяли, но не съели, а отдали тем, кто пост и без того не соблюдает, а тортику рад — то какая бабушке обида? Или ей каждый раз нужен отчёт о поедании её кулинарного произведения?
А вот если она у себя дома Вас тортиком угощает… Sorry, ФедорычЪ, но я бы тоже этот тортик ела… Из двух зол выбирают меньшее.
Но можно попробовать избежать этого выбора: перед тем, как пойти к бабушке в гости, позвонить и сказать: «у меня пост» (на всех непостящихся такая формулировка производит впечатление гораздо более благоприятное, чем просто «сейчас — пост»), «тортики не стряпай, я тебе фруктов принесу». Или просто в пост в гости к бабушке не ходить.
=
В книге «Почему православные такие» Кураев так советует поступать тем, кого во время Рождественского поста зовут в гости отмечать Новый год. Отказываться от угощения не стоит, т.к. это может обидеть хозяев и самого верующего в прелесть ввести («я пост соблюдаю. а они грешники…»). Можно поесть (но не объедаться), а это вынужденное нарушение компенсировать сугубым постом в последующие дни. То есть например съели вы во вторник бабушкин тортик, но уж в субботу, когда рыбка разрешена будет, извольте есть кашу без масла…
Думаю, так правильнее всего…
=
при всём анализе слов:
Здесь совершенно разные корни и происхождение.
«Скромный»взято из польского,корень-«крома»,т.е.край,граница.
«Скоромный»-древне-русского происхождения,корень-«скором»=масло,жир.
=
кором — кром
Исследование этимологии слова КРОМ далеко не окончено, и кто интересуется этим вопросом, я бы рекомендовал прочитать статью «Кром — Кремник — Кремль»*. Главная идея статьи: «Слово «кром» (по древнейшему написанию — «кръм») в этимологическом родстве со словом «кopм» («кърм, «кърма» — пища), а также со словом «корма» («къръма» — тыловая часть корабля-лодки, где помещался обыкновенно провиантский запас —.»кърм»). Да и смысл их близок, поскольку «кром» означал «склад», располагавшийся, в тылу города, укрепленного поселения. Понятие «кром» по объему и содержанию неплохо раскрывают с разных сторон однокоренные слова: «укромный» (уединенный), «закрома» (складские клети, хранилища, житницы), «кромешная тьма» (за пределами света, тайна), «ад кромешный» (страшный погром, полный беспорядок), «кромольник» (мятежник, разбойник, вор), «скромный» (от «скоромный» — скудный — о питании), «кроме» (наречие, указывающее на отделенность) и др.»
*Статья «Кром — Кремник — Кремль» продублирована
psm 26/02/12 #793 31/12/13
#1178 03/12/14
#1381 13/03/16

Скоромная пища

Смотреть что такое «Скоромная пища» в других словарях:

  • Скоромная пища — (др. рус. «скором» – «жир», «масло») – мясная, молочная пища, яйца. Скоромная пища исключается во время поста … Православие. Словарь-справочник

  • Скоромная пища — (др.рус. – скоровная, от коровы) – это жирная пища, даваемая животными: мясо, масло, молоко, сало, жир, яйца и т.д. Эта пища запрещалась церковью к употреблению во время постов и дозволялась в мясоед, на масленицу. Непристойно было русскому… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • Постная пища — В Викисловаре есть статья «постный» Постная пища пища, употребляемая в основном во время христианских религиозных постов. Продукты растительного происхождения, рыба и морепродукты, зерновые, бобовые, овощи, фрукты, грибы, съедобные … Википедия

  • СКОРОМНЫЙ — СКОРОМНЫЙ, скоромная, скоромное; скоромен, скоромна, скоромно. 1. О пище: запрещенный церковными правилами к употреблению во время постов (см. пост2) молочный, мясной. Скоромная пища. Скоромный стол. Скоромное масло (животное, не растительное). 2 … Толковый словарь Ушакова

  • скором — жирная, скоромная пища , олонецк. (Кулик.), скоромный, диал. скоровный – то же, яросл., пошехонск. (Даль), укр. скором, скоромина скоромное кушанье , скоромний, блр. скором, др. русск. скоромъ жир, масло; скоромная пища (Вопросы Кирика; см. Срезн … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

  • Ораза — Пост ритуальное воздержание от принятия пищи и питья. Пост упоминается в древнейших библейских текстах (Лев.16:31 и др). Содержание 1 В христианстве 1.1 Значение поста 1.2 У ранних христиан … Википедия

  • Посты — Пост ритуальное воздержание от принятия пищи и питья. Пост упоминается в древнейших библейских текстах (Лев.16:31 и др). Содержание 1 В христианстве 1.1 Значение поста 1.2 У ранних христиан … Википедия

  • Церковный пост — Пост ритуальное воздержание от принятия пищи и питья. Пост упоминается в древнейших библейских текстах (Лев.16:31 и др). Содержание 1 В христианстве 1.1 Значение поста 1.2 У ранних христиан … Википедия

  • СКОРОМНЫЙ — СКОРОМНЫЙ, яросл. пош. скоровный, ·противоп. постный; воложный, пища, дозволенная в мясоед, и частью в мясопустие (на масляну), пища от теплокровных животных, мясо, молоко, масло, яйца и пр. у католиков, одно только мясное. Скоромный стол.… … Толковый словарь Даля

  • Мясоед — (мясоястие) период, когда по православному церковному уставу разрешена мясная пища. Обычно это время после какого либо поста. Традиционно различают четыре мясоеда: весенний: между Великим и Петровым постами, то есть с Пасхи по воскресенье… … Википедия

>Андрей Скоромный: тренировки, питание, достижения, параметры

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *