Что такое иерей?

В различных христианских конфессиях

Православие

Священник Украинской православной церкви (Московского патриархата)Грузинский православный священник

Священник — священнослужитель второй степени священства. Имеет право совершать богослужения и все таинства кроме таинства рукоположения. Иначе священник называется иере́ем, или пресви́тером (греч. πρεσβυτερος — старейшина (так называется священник в посланиях апостола Павла).

Поставление в священники совершается епископом через рукоположение. Порядок совершения хиротонии во священника находится в Чиновнике архиерейского священнослужения.

К рядовому мирскому священнику или монашествующему священнику (иеромонаху) принято обращаться: «Ваше преподобие». К протоиерею, протопресвитеру, игумену или архимандриту — «Ваше Высокопреподобие». Неофициальное обращение — «отец (Имярек)» или «батюшка». В Русской Зарубежной Церкви обращение «Ваше преподобие» традиционно относилось к монашествующему, а «Ваше благословение» — к мирскому священнику.

С конца XIX века в России термин «поп» воспринимается как разговорно-просторечный (порой с негативной коннотацией). До 1755—1760 годов слово было общепринятым и официальным званием. Практически всегда термином «поп» обозначается мирской священник. Благодаря деятельности Ивана Панфилова, духовника императрицы Екатерины II, в официальных документах стали использовать слова «священник» и «протоиерей». Слово «поп» возводят к новогреческому языку — «папас». Также в новогреческом языке имеется специальное наименование католического священника. Его, как и в русском, называют «Папа», с ударением на первый слог. Жену же мирского священника в новогреческом языке называют «попадья». В подтверждение этой версии историко-этимологический словарь П. Я. Черных приводит факт, что слово «попадья» пришло в славянские языки из греческого. Среди русских насельников на Афоне слово «поп» часто используется в речи как обиходное обозначение лиц в пресвитерском сане. В атеистической пропаганде в СССР собирательное «попы» могло использоваться в расширенном контексте, соотносясь со всем клиром.

Образ православного священника в искусстве

Православный священник — главный герой многих произведений русской классической литературы. Одним из них является «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. С. Пушкина. Широкую известность получил образ православного мирского священника из романа «Воскресение» Л. Н. Толстого. История непростой жизни провинциального мирского священника представлена в романе Н. С. Лескова «Соборяне».

В множестве советских кинолент, действие которых разворачивается в Российской империи и в более ранние эпохи, православный священник возникал как герой второго плана в сценах церковных ритуалов: венчания, отпевания, а также торжественных служб на Пасху и т. п. Монах-иконописец Андрей Рублёв — главный герой одноимённого фильма Андрея Тарковского. Как участники политических событий, священники предреволюционной России возникают в кадрах фильма «Агония» Элема Климова.

В постсоветское время образ православного священника стал чаще выдвигаться на передний план. Например, главная роль фильма «Остров» режиссёра Павла Лунгина — человек, подобранный монахами на некоем северном острове во время военных действий Великой Отечественной войны. Главный герой фильма «Поп» режиссёра Владимира Хотиненко — православный священник, служащий в оккупированной немцами Псковской области.

Католицизм

В Католической церкви, как и в Православных церквах, священники являются священнослужителями второй степени священства.

Условия рукоположения в священника

Рукоположение в священство в Католической церкви регулируется определёнными канонами. При этом Римско-Католическая церковь и каждая церковь из группы так называемых «Восточных католических церквей» имеют свои собственные требования к кандидату к священству, которые могут не совпадать.

Римско-католическая церковь

Католические священники латинского обряда

Каноническое право Римско-Католической церкви требует перед рукоположением в священство определённое время обучения. Согласно Каноническому праву кандидат должен пройти обучение философии и богословию (каноны 250, 1032). В различных странах местная Конференция католических епископов, учитывая специфические условия, может определять конкретные условия и сроки обучения. В США кандидаты в священство должны закончить четырёхлетний курс философии и пятилетний курс католического богословия, после чего они получают научную степень бакалавра богословия. В Европе от кандидатов требуется иметь четырёхлетний курс обучения, при этом по крайней мере обучение должно проходить в течение четырёх лет в Высшей духовной семинарии. В Африке и Азии существует более гибкая ситуация, когда срок обучения зависит от конкретной ситуации, духовного или возрастного состояния желающего стать священником.

В России в Санкт-Петербурге существует единственная католическая Высшая духовная семинария «Мария — Царица апостолов», где обучаются кандидаты на рукоположение в священника. В настоящее время обучение в этой семинарии в общей сложности составляет шесть лет. В Новосибирске при соборе Преображения Господня действует предсеминария, готовящая кандидатов, желающих поступить в санкт-петербургскую семинарию.

Священник рукополагается епископом. Рукоположение кандидата в сан священника регулируется предварительными требованиями, которые указаны в канонах 1024—1039 Кодекса канонического права Римско-Католической церкви. Священником может быть только крещённый мужчина (канон 1024), принявший таинство миропомазания (канон 1033). Кандидат должен иметь определённые документы и пройти определённую проверку. В частности, кандидат должен «обладать должной свободой и его нельзя принуждать» (канон 1026), о чём должно свидетельствовать поданное им рукописное заявление (канон 1036) с просьбой допустить его к принятию священнического сана (канон 1036). Он должен пройти определённую подготовку и знать обязанности, проистекающие от его рукоположения (канон 1027—1029). Священство может принять мужчина, достигший 25 лет (канон 1031). Кандидат должен пройти пятилетний курс обучения философии и богословию (канон 1032). Необходимо согласие епископа или монашествующего начальства инкардинировать определённого кандидата в священника (канон 1034). Кандидат перед рукоположением должен пройти духовные упражнения хотя бы в течение пяти дней (канон 1039).

Существуют некоторые препятствия к принятию таинства рукоположения в сан священника. Эти препятствия могут быть постоянными или временными. Препятствия к таинству священства описаны в канонах 1040—1042. От постоянных препятствий при определённых условиях может освободить только Римский папа.

Постоянные препятствия:

  1. тот, кто страдает той или иной формой умственного расстройства или другой психической болезнью, вследствие которой он, по мнению экспертов, считается неспособным к надлежащему исполнению служения;
  2. тот, кто совершил преступление вероотступничества, ереси или схизмы;
  3. тот, кто попытался вступить в брак, пусть даже только гражданский, либо сам связан брачными узами, священным саном или вечным публичным обетом целомудрия, либо замышляя брак с женщиной, состоящей в действительном браке или связанной таким же обетом;
  4. тот, кто совершил умышленное убийство или аборт с воспоследовавшим результатом — а также все те, кто в этом позитивно участвовал;
  5. тот, кто совершил акт власти рукоположения, право на который сохраняется за лицами, состоящими в епископском или пресвитерском сане, если при этом виновный либо не имеет такого сана, либо подпадает под запрет осуществлять священнослужение в силу объявленного или наложенного канонического наказания.

Временные препятствия:

  1. женатый мужчина;
  2. тот, кто исполняет такую должность или осуществляет такую руководящую работу, которая запрещена клирикам по нормам канонов 285 (публичные должности, предполагающие участие в осуществлении гражданской власти — прим.) и 286 (коммерческая деятельность — прим.) и за которую он должен отчитываться — до тех пор, пока он не освободится, уволившись с этой должности или руководящей работы и отчитавшись в их исполнении;
  3. новокрещённый — за исключением того случая, если он, по суждению ординария, уже был в достаточной мере испытан.

Перед непосредственным рукоположением кандидата настоятель прихода, к которому приписан кандидат, даёт объявление, призывающее верующих сообщить настоятелю об известных препятствиях.

Общие сведения

Католический пресвитер за совершением таинства крещения

Католический священник латинского обряда имеет право совершать пять таинств из семи, за исключением таинства священства (хиротонии) и таинства миропомазания (его священник имеет право совершать лишь с разрешения епископа диоцеза, в котором он инкардинирован).

В отличие от Православной церкви, Римско-Католическая церковь учит, что законно рукоположённый священник не может быть извергнут из сана, потому что он получает при рукоположении так называемую «» священства, которая сохраняется у священника вне зависимости от его воли или воли других лиц (в том числе и Римского папы). Священник может быть запрещён или временно отстранён по различным причинам в своём служении, но при этом священство у него сохраняется. Запрещённый или отстранённый от совершения богослужения священник может совершать таинство исповеди в случае обращения к нему верующего, находящегося под угрозой смерти.

Как и в православии, священники делятся на монашествующих (чёрное духовенство) и епархиальных священников (белое духовенство). В латинском обряде католической церкви для всех священников установлен целибат, в восточнокатолических церквях безбрачными обязаны быть только монахи и епископы. Священники могут состоять в законном браке только в том случае, если он заключен до их рукоположения. Повторно вступать в брак (например, по смерти жены) священники не могут.

Кроме самого многочисленного латинского обряда в Католической церкви существуют обряды Восточных церквей. Католические священники в Католической церкви могут быть биритуальными (двухобрядными), то есть исполнять богослужения в латинском и в одном из восточных обрядах.

К священнику принято обращаться «отец (Имярек)».

Традиционной одеждой всех священников является сутана с поясом и воротник-колоратка, которая также употребляется в облегчённом варианте как вставка в воротник чёрной или иного цвета сорочки. Цвет сутаны зависит от степени клирика. Литургическое одеяние священника включает в себя альбу, орнат (называемая также казула) и столу.

По учению Католической церкви, любой верующий в силу таинства крещения обладает так называемым всеобщим священством и может совершать в особых условиях и при соблюдении определённой устной формы и наличии воды таинство крещения.

Некоторые другие терминологические обозначения

Во Франции термин «кюре» обозначает приходского священника. Слово аббат (фр. Abbé) используется в двойном смысле, как синоним священника и как настоятеля аббатства.

Древневосточные христианские церкви

Армянская апостольская церковь

Cвященник (справа) и дпир Армянской апостольской церкви

Армянская апостольская церковь — одна из древнейших христианских церквей, принадлежащая группе дохалкидонских Древневосточных церквей. ААЦ получила особое развитие с IV в., когда христианство стало государственной религией Великой Армении, и имеет ряд особенностей в догматике и обряде, отличающих её как от византийского православия, так и римского католицизма. В богослужении церковь использует армянский обряд.

В отличие от греческой трёхчастной (епископ, священник, диакон) системы духовных степеней иерархии, в Армянской церкви существует пять духовных степеней.

  1. Католикос (Епископоначальник) имеет абсолютные полномочия совершать таинства, в том числе и хиротонию всех духовных степеней иерархии, в том числе епископов и католикосов. Рукоположение и миропомазание епископов совершается в сослужении двух епископов. Миропомазание католикоса совершается в сослужении двенадцати епископов.
  2. Епископ и архиепископ отличаются от католикоса некоторой ограниченностью полномочий. Епископ может рукополагать и миропомазывать священников, но не может самостоятельно рукополагать епископов, а лишь сослужит католикосу в епископской хиротонии. При избрании нового католикоса двенадцать епископов миропомазуют его, возводя в духовную степень.
  3. Священник и архимандрит совершают все таинства кроме хиротонии.
  4. Диакон сослужит в таинствах.
  5. Дпир — низшая духовная степень, получаемая в епископском рукоположении. В отличие от диакона не читает Евангелие на литургии и не подносит литургическую чашу.

Священник англиканской церкви

Протестантизм

В целом протестантизм характеризуется более демократичным устройством общин по сравнению с католицизмом. Во главе церковной общины стоят старейшины (пресвитеры), избираемые из светских членов общины, и проповедники, обязанности которых не были связаны со священнической деятельностью, а являются лишь службой (лат. ministerium; отсюда их название — министранты). Пресвитеры и министранты являются частью консистории. Консистория же является коллегиальным органом управления в церкви, в обязанности которого входит решение всех насущных вопросов и проблем прихожан, их веры и жизни самой церкви. В протестантизме упразднён институт монашества и монастырей.

У квакеров все члены общины выполняют роль священников, а если и есть пастор, то он (она) лишь исполняет роль проповедника.

Лютеранство

В теологии Евангелическо-лютеранская церковь исходит из догмата «Священства всех верующих» на основании слов Священного Писания: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1-е Петра 2:9). Таким образом, по учению лютеран, все верующие являются священниками, получающими всю необходимую благодать от Бога при крещении.

Однако в связи с требованиями внешнего порядка в лютеранских общинах существуют люди, призванные для публичной проповеди и совершения таинств — пасторы (Аугсбурское исповедание, XIV). Пастор призывается церковью через обряд рукоположения. Призвание подразумевает, что пастор обладает способностями и получил достаточные знания и умения для проповеди Евангелия в чистоте и совершения таинств согласно Евангелию. Рукоположение рассматривается как обряд благословения будущего пасторского служения, при этом не идёт речи ни о какой «дополнительной» благодати, человек получает все духовные дары при крещении.

В случаях, если по той или иной причине в общине нет пастора, его обязанности исполняет проповедник или лектор. Проповедник должен иметь определенное теологическое образование. Проповедник имеет право сам составлять проповеди, которые он читает, лектор такого права не имеет.

Иудаизм

Основная статья: КоэныИудей в традиционной одежде священника

Имеет особое значение в историческом иудаизме. В древнем Израиле иудейское священство произошло от Аарона, старшего брата Моисея. Считается, что священство было установлено Самим Богом. В книге Исход 30, 22-25 описан обряд приготовления Моисеем специального миро для помазания во священство. Во времена двух Храмов священники отвечали за проведение специальных богослужений в Иерусалимском Храме, во время которых приносились различные жертвы. После разрушения Второго Храма священническое служение прекратилось, после чего некоторые священнические обязанности стали исполнять так называемые коэны, которые совершали священническое благословение.

В настоящее время в иудаизме нет священников (точнее, современные функции коэнов невелики, а левитов — вообще крайне незначительны, а использовать данный термин применительно к раввинам — ошибочно). Ортодоксальный иудаизм считает современных коэнов резервом для восстановления будущего настоящего священства, когда будет построен Третий Храм.

Ислам

Основная статья: Исламское духовенствоМуфтий-матурид

Исламское духовенство — условный термин, применяемый для обозначения совокупности лиц, выполняющих в исламе функции организации культа и разработки догматической и религиозно-правовой доктрины. В исламе (за исключением шиизма) нет института церкви, служащего посредником между верующими и Богом и особого духовного сословия, обладающего Божественной благодатью. Поэтому среди мусульман теоретически любой совершеннолетний мужчина, обладающий достаточным знанием и морально-нравственным авторитетом, с согласия верующих может руководить религиозной жизнью мечетского общества без специальной процедуры посвящения в сан, не приобретая при этом никаких социальных привилегий. Чаще всего под термином «исламское духовенство» обозначаются «учёные» (араб. улама) — знатоки богословия, историко-религиозного предания и этико-правовых норм ислама. В понятие «улама» включают богословов (улемы, муджтахид), правоведов (факих), а также практических деятелей, специализирующихся на религиозно-общественных функциях — мулла, муэдзин, кади, преподаватели мектебов, медресе и т. д..

Корпоративный дух улама получил развитие лишь в пределах Османского государства и державы Сафавидов. Здесь в XVI—XVIII веках при поддержке государства сложился корпус «людей религии» (риджал ад-дин), тесно взаимодействующий с государственным аппаратом.

> См. также В Викицитатнике есть страница по теме
Священник

  • Священство
  • Духовенство
  • Духовный сан
  • Жрец
  • Духовные дары

Примечания

  1. Архиерейский чиновник. Книга 1. Чи́нъ, быва́емый на хїротоні́ю пресвѵ́тера
  2. Панфилов, Иоанн Иоаннович // Русский биографический словарь: В 25 т. / под наблюдением А. А. Половцова. 1896—1918.
  3. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка
  4. ККП, каноны 1024—1039
  5. ККП, канон 1041
  6. ККП, канон 1042
  7. ККП, канон 1008
  8. Написание даётся по словарю: Лопатин В. В., Нечаева И. В., Чельцова Л. К. Прописная или строчная? Орфографический словарь. — М.: Эксмо, 2009. — С. 60. — 512 с.
  9. Архим. Августин (Никитин). АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ. Православная Энциклопедия. Московский Патриархат.
  10. 1 2 Колодин А. Исламское духовенство // Культура веры. Путеводитель сомневающихся

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

BNE: XX525954 · GND: 4047233-4 · LCCN: sh85106637 · NDL: 00571243

Католическая иерархия
Епископат Папа (Папа на покое) · Камерленго · Кардинал-викарий · Кардинал (Кардинал-дьякон · Кардинал-священник · Кардинал-епископ) · Кардинал-протодьякон · Кардинал-протопресвитер · Патриарх · Верховный архиепископ · Примас · Митрополит · Архиепископ · Епископ · Коадъютор · Ауксилиарий · Епископ-эмерит (Архиепископ-эмерит) · Титулярный епископ (Титулярный архиепископ)
Пресвитеры Монсеньор (Протонотарий · Почётный прелат · Капеллан Его Святейшества) · Генеральный викарий · Епископальный викарий · Каноник · Пробст · Архипресвитер · Декан (или Окружной викарий) · Пастор · Приходской администратор · Приходской викарий · Кюре · Помощник пастора · Капеллан
Диаконы
Прислуживающие во время литургии Аколит · Чтец · Певчий · Церемониарий · Министрант (Туриферарий · Круциферарий)
Для определённых задач Префект · Папский легат · Апостольский нунций · Военный ординарий · Апостольский администратор · Епархиальный администратор · Апостольский викарий · Апостольский префект · Пенитенциарий · Архидиакон · Примицерий · Ректор
В восточнокатолических церквях Экзарх · Архимандрит
В католических орденах Генеральный настоятель · Провинциал · Аббат-предстоятель · Аббат (Митрофорный аббат · Регулярный аббат) · Новиций
Упразднённые Королевский кардинал · Кардинал-мирянин · Князь-епископ · Окружной епископ · Антиепископ · Прелат Фьоккетто · Аббат комендаторий · Субдиакон · Экзорцист · Остиарий

>Кто такой иерей

Иерей и протоиерей – это титулы православных священников.

Таблица

В представленной вашему вниманию таблице указано, в чем разница между иереем и протоиереем.

Иерей Протоиерей
Что означает В переводе с греческого означает «священник». Раньше этим словом называли жрецов, а в современной церкви оно служит для обозначения священника определенного ранга В переводе с греческого означает «первосвященник». Титул является наградой иерею за многолетний труд и заслуги перед церковью
Уровень церковной ответственности Проводят церковные службы, могут совершать шесть из семи таинств (кроме таинства рукоположения – посвящения в священнослужители) Проводят церковные службы, могут совершать шесть из семи таинств (кроме таинства рукоположения – посвящения в священнослужители). Обычно являются настоятелями храма или прихода, находятся в прямом подчинении у епископа

СВЯЩЕНСТВО

у православных и католиков Таинство, соединенное с религиозным обрядом рукоположения в духовные пастыри лиц, специально к тому подготовленных. У христиан существует три основных степени С-ва: епископ, иерей и диакон.

Оцените определение:

Священство

1) христианский обряд (таинство) посвящения в сан священнослужителя. Совершается в торжественной обстановке и сопровождается пышным ритуалом (дача клятвы вступающим, рукоположение, литургия); 2) сан, духовное звание. В христианстве три степени священства: архиерей (епископ), пресвитер (священник) и дьякон.

Оцените определение:

одно из семи таинств в католицизме и православии, посредством которого совершается возведение в сан священнослужителя. Согласно вероучению, С. есть таинство наделения через епископское рукоположение (хиротонию) рукополагаемого особой благодатью святого духа, делающей его посредником между Богом и людьми. Имеет 3 степени: диакона, пресвитера и епископа.

Оцените определение:

Священством называется достоинство того, кто по благодати Божией совершает особое служение в Церкви Христовой. Священство подразделяется на три степени (ступени, чина): епископский чин, священнический и диаконский. Священством именуется также таинство, посредством которого избранные для соответствующего церковного служения возводятся в ту или иную степень священства. Обряд таинства священства известен под названием рукоположения, или хиротонии: существует рукоположение во епископа, во священника или во диакона (для обозначения действия совершения этого обряда говорится рукополагать или посвящать; принятие этого таинства обозначается глаголом рукополагаться / рукоположиться). В обрядах таинства Священства (всех степеней) отсутствует тайносовершительная формула, а основными внешними действиями является возложение рук служителем этого таинства – епископом – на кандидата и молитва призывания Святого Духа.

Церковная иерархия в Русской православной церкви

Оцените определение:

есть таинство, в котором Дух Святый, чрез молитвенное возложение рук Архиерейских, поставляет правильно избранного совершать таинства и наставлять людей в вере и добрых делах. О священстве ясное свидетельство можно видеть в словах ап. Павла: “Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе, кровью Своею” (Деян 20:28), и в другом месте: “Каждый должен разуметь вас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих” (1Кор 4:1). Главных степеней священства три: епископ, пресвитер и диакон. Различие между ними состоит в следующем: Епископ имеет право совершать все таинства и рукополагать других для совершения таинств; пресвитер может совершать таинства кроме священства и притом в зависимости от епископа, а диакон может только помогать епископам и пресвитерам при совершении таинств. — Апостольское происхождение трех степеней священства ясно видно из Священного Писания. Так в книге Деяний Апостольских говорится об избрании и рукоположении самими апостолами первых семи диаконов (6:1-7) и рукоположении пресвитеров к каждой церкви (14:23). О правах и власти епископов, избранных апостолами, ясно говорится в Посланиях к (епископу Ефесскому) Тимофею и (епископу Критскому) Титу. Так, первому апостол пишет: “Руки ни на кого не возлагай поспешно” (1Тим 5:22), второму: “Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров” (Тит 1:5). Отсюда ясно, что апостолы предоставили епископам власть посвящать пресвитеров чрез рукоположение и обязанность заботиться об устройстве дел церковных.

Оцените определение:

Первый шаг

У нас была самая обычная семья – папа, мама, я и еще два моих сводных брата. Детство мое прошло в Ленинском районе нашего города. Я рос спокойным, тихим мальчиком, сорванцом не был. Но при этом в школе учился не особенно прилежно: самые частые оценки были тройки и четверки. А в церковь впервые меня привела бабушка. Это был храм во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в поселке Поливановка. Меня поразила тогда какая-то особенная атмосфера, сложившаяся на приходе (тогда еще службы проходили в приспособленном помещении), ощущение великой тайны богослужения, приветливость священника и его глаза, полные знания чего-то такого особенного, чего я ребенком понять совсем не мог.
И однажды, когда мне было уже лет 14, после службы я подошел к батюшке и спросил, не нужна ли помощь. Он поинтересовался: «А какого плана?». Я к тому времени уже много читал и знал, что могу помогать на богослужении в качестве пономаря. Поэтому так и сказал: «Хочу пономарить!». Священник, отец Сергий Лобанов согласился принять мою помощь, но не сразу благословил меня входить в алтарь. Это разрешение я получил только через месяц, когда батюшка убедился, что мое желание не блажь, и я действительно стараюсь от всего сердца.
Я ходил в церковь всегда, как только появлялось свободное время, чаще всего в пятницу, субботу и воскресенье. Старался посещать все службы, присутствовал на требах, ездил с батюшкой на освящение квартир, крестить детей. Мне было приятно, что я причастен к святому действу: где-то чашу со святой водой подержу, где-то подам что. Родители всячески приветствовали мою заинтересованность, но сами в храм ходили нечасто: им было, как и многим другим людям, некогда. Кстати, в роду у нас уже были священнослужители по материнской линии, один из них даже служил в сане епископа.
Я пономарил четыре года и твердо решил стать священником. Могу сказать, что отец Сергий, скромный, но в то же время очень открытый и общительный человек, стал для меня примером. И когда однажды к нам на Великое освящение храма приехал Владыка Лонгин, батюшка сказал ему, что молодой служитель при храме хочет стать семинаристом. Владыка тогда ответил, что даст благословение после того как я закончу профессиональное училище (в то время я учился на втором курсе ПУ) и освою какую-либо светскую профессию.

«Да, я готов служить в селе»

В училище время пролетело быстро. Ребята ко мне хорошо относились, никто не смеялся над будущими планами поступить в семинарию. Наоборот, у них было много вопросов о духовной жизни. Шутки, конечно, тоже были, но это нормально, невоцерковленные люди могут себе позволить шутить. Но меня это никогда не обижало.
Окончив учебу, я получил профессию автомеханика и сразу после училища приступил к подготовке к экзаменам в семинарию. Требуется знание молитв, правил Вселенских соборов, умение читать на старославянском языке, и, как при поступлении в любой вуз, абитуриенты в семинарии пишут сочинение. Мое служение в церкви стало для меня хорошей подмогой в освоении необходимого материала, а если возникали вопросы, то я всегда подходил к отцу Сергию и просил его помочь мне разобраться. От батюшки я получил и необходимую рекомендацию для поступления.
В итоге я, как и хотел, стал семинаристом. Впереди, конечно, еще много всего неизведанного, что предстоит освоить в процессе обучения. Но меня уже сейчас спрашивают, готов ли я поехать по распределению в какое-нибудь дальнее село Саратовской области, служить там. Скажу даже больше: я был бы рад. Это гораздо лучше, чем в городе. В селе можно иметь свой огород, держать скотину, каждый день наслаждаться природой, чистым свежим воздухом. И еще у меня есть мечта: восстановить какой-нибудь разрушенный храм… В нашей области таких очень много.
Учиться в семинарии не скажу, что очень трудно, но и не легко. Скорее, очень интересно: мы изучаем и богословские, и светские дисциплины, объем информации очень большой.

Иерархия в церкви среди священников

Живем все – и саратовцы, и приезжие – в общежитии. В выходные гуляем с друзьями, навещаем родителей, совершаем паломнические поездки: в последний раз, например, были в Дивеево. Я много читаю и духовную, и классическую литературу. Сейчас очень увлечен Чеховым. Если вы хотите спросить про развлечения вроде пойти в ночной клуб и т.д., сразу скажу: мне это неинтересно. Я не пью и не курю и не считаю это чем-то необычным в современном мире. Наоборот, так и должно быть.

По-другому быть не может

На женитьбу Владыка благословляет не раньше четвертого курса. У меня сейчас есть подруга, но пока трудно сказать, как отношения между нами будут складываться дальше. Матушку нужно очень серьезно выбирать. Быть женой священника – сложная работа. И девушка должна заранее осознавать, какие тяготы ее ждут. Вместе с любимым мужем их могут послать на служение в далекую деревню, где практически нет людей, и поначалу бывает очень сложно, так, что в доме порой и есть нечего. И потом не стоит забывать, что семьи священников, как правило, многодетные. А дети – это и большое счастье, и большой труд. Матушке не к лицу вульгарность, страсть к развлечениям. Она должна служить примером для других и быть правой рукой батюшки.
Некоторые девушки имеют неверное представление о семейной жизни со священнослужителем, порой думают, что выйти замуж за священника – это значит жить и ни в чем себе не отказывать, как сыр в масле кататься. Но это неправда. Вся жизнь семьи священника зависит от прихода, от пожертвований людей. Не каждая девушка, столкнувшись с реалиями жизни священнической семьи, способна эти реалии принять. Но развод в семье священнослужителя – дело тоже недопустимое, под вопросом оказывается его последующее служение. И дальнейшую судьбу священника в случае развода решает епископ – благословить его на продолжение священнического служения или нет… Вот в этом случае, наверное, и оказываются кстати полученные до семинарии светские профессии.
Есть воспитанники семинарии, которые выбирают для себя монашество. Как возникает этот выбор, невозможно объяснить, это можно назвать только Божьим Промыслом. Святые отцы советуют: если в тебе возникло благочестивое желание стать монахом, то подожди три года. Если оно не исчезло – значит такова воля Божья. Так молодые ребята становятся послушниками, затем монахами и молятся за всех нас, борются с искушениями, которых очень много. Соблазнов в современном мире – изобилие. Но мы должны стремиться не грешить даже в мыслях.
Почему молодые люди выбирают учебу в семинарии? Сложно ответить. Здесь не получится откосить от армии, и духовное образование – не трамплин для будущих огромных заработков. Те, кто собираются поступать в духовную семинарию, должны заранее быть предупреждены обо всех трудностях, быть готовыми к смирению, послушанию, жесткому графику и внутренней борьбе с искушениями. Ведь невозможно сразу отрешиться от всего, к чему человек привык в своей жизни до семинарии. Можно только сказать, что в истинные священнослужители людей призывает Господь. А если ты пошел не по своему пути, тебе чужд сделанный когда-то выбор, то душа обязательно подскажет об этом. Я себя чувствую в семинарии как рыба в воде, это моя родная стихия. Я понимаю, что быть священником – мое призвание, и я сейчас нахожусь на своем месте. Для меня жить – это Господу служить, по-другому быть просто не может.

Виктория Федорова
Фото Артема Коренюка

Взгляд-Православие

ИЕРЕЙ

ИЕРЕЙ

, то же что священник; слово «иерей», отличается от слова «священник» лишь стилистически, употребляется гл. обр. в литургическом контексте. В качестве технического термина наряду с «рукоположением во пресвитера» употребляется также выражение «рукоположение во иерея» (см. ст. Хиротония). В совр. языке И. называются священнослужители 2-й степени священства, т. е. пресвитеры. В раннехрист. лит-ре и в эпоху Вселенских Соборов слово ἱερεύς употреблялось и по отношению к епископам (Greg. Nazianz. Ep. 16; Sozom. Hist. eccl. IV 22. 22), а также к пресвитерам наряду с епископами (Const. Ap. VI 18. 11; VIII 2. 6; Epiph. Adv. haer. 80. 5). В рус. переводах соответствующих текстов чаще употребляется слово «священник», чем «иерей». Широкое использование слова «архиерей» применительно к епископам сузило значение слова «И.», связав его по преимуществу с пресвитерами.

Изначально словом ἱερεύς называли человека, приносящего кровавые жертвы, оно употреблялось по отношению к языческим жрецам (см., напр.: Homer. Il. 1. 370; Plat. Phaed. 58. 2). В греч. переводе ВЗ (Септуагинте) ἱερεύς соответствует евр. ( ) и применяется к ветхозаветным священникам, к-рые совершали жертвоприношения в Иерусалимском храме (ср., напр.: Быт 14. 18; Исх 18. 1; Иер 23. 33 и др.). В НЗ это слово означает как ветхозаветного священнослужителя (Мф 12. 4; Лк 1. 5; 10. 31; Евр 10. 11), так и языческого жреца (Деян 14. 13). В рус. переводе в соответствующих местах используется слово «священник» и только в Деян 14. 13 «ἱερεὺς τοῦ Διός» передается как «жрец Зевса».

И. в НЗ именуется Господь Иисус Христос (Евр 7. 15-21; 8. 4). В богословии Послания к Евреям раскрывается, что Христос имеет священство (ἱερωσύνην) непреходящее, вечное «по чину Мелхиседека». Он, как основатель нового завета, не имеет нужды ежедневно, подобно ветхозаветным первосвященникам, приносить жертвы за грехи народа, поскольку «совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого» (Евр 7. 27). Отныне Христос является единственным И. в полном смысле этого слова, Он — и Жертва, и в то же время приносящий жертву, поэтому ветхозаветное священническое служение завершено, так же как исполнен, завершен ветхий завет. Подобным образом о Христе как И. высказывались и раннехрист. писатели, напр. мч. Иустин Философ (Iust. Martyr. Dial. 34. 2; 36. 1; 118. 2 и др.) и Ориген (Orig. Comm. ad Joh. 1. 3).

Свящ. Писание не называет христ. пресвитеров И., однако к IV в. сложилась устойчивая традиция такого их именования (см.: Lampe. Lexicon. P. 669-670). Еще сщмч. Климент Римский в Послании к Коринфянам, написанном в кон. I в., проводил аналогию между евр. и христ. И.- епископами (Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 40-42). Такое же сравнение присутствует в «Дидахе» (Didache. 13. 3). Уподобление новозаветного священства ветхозаветному, а также сближение значений слов «И.» и «пресвитер» связаны прежде всего с пониманием Евхаристии как бескровного жертвоприношения, к-рое приобщает участников таинства к Крестной Жертве Спасителя (см., напр.: Didache. 14; Iust. Martyr. Dial. 41; Iren. Adv. haer. IV 29. 5); в этом смысле совершитель таинства Евхаристии называется в правосл. традиции И.

В совр. рус. языке термин «И.» применяется исключительно по отношению к христ. священнослужителям, более того, почти всегда к правосл. клирикам. В церковной лит-ре, равно как и в устной речи, священниками могут быть названы пресвитеры католич., армяно-григорианской и всех тех Церквей, в к-рых существует и признается правосл. Церковью действительным священство, но И. в правосл. текстах таковые, как правило, не называются. В лит-ре внецерковной священниками могут быть названы и протестант. пасторы, однако слово «И.» по отношению к ним также не употребляется.

Прот. Владислав Цыпин

Православная энциклопедия. — М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия». 2014.

Словарь. Иерархия

Автокефалия (гр.-самоглавенствование) — независимость, самоуправление Православных Церквей (Константинопольской, Иерусалимской, Русской, Сербской, Греческой, Кипрской, Болгарской, Румынской и других).

Архиепископ (греч.) – старший епископ.

Архиерей (греч.) – старший над иереями (священниками). Лицо высшей (третьей) степени священства: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх.

Архимандрит (греч.) – высший монашеский сан. Монах, имеющий этот сан, может быть посвящен в архиереи.

Батюшка – традиционное для православной Руси именование священника.

Благословение – осенение кого-либо крестным знамением.

Благочинный – священник, назначенный помогать архиерею в наблюдении за деятельностью духовенства и жизнью приходов во вверенной ему части епархии – благочинии. Благочинные есть и в монастырях.

Викарий (от лат. — заместитель)– епископ, помогающий архиепископу или митрополиту в делах управления епархией.

Диакон – первая степень священнослужения от времен апостольских. Диаконы являются помощниками священников при совершении богослужения

Духовенство – служители Церкви, имеющие духовный сан, полученный ими при посвящении (рукоположении), дающий право и благодать совершать богослужения и таинства Церкви. Имеет три степени (см. Степени священства): диаконат, пресвитериат и епископат. Духовенство делится на белое и черное. К белому духовенству относятся диаконы и священники, состоящие в браке; к черному духовенству — диаконы и священники, принявшие монашество (они именуются соответственно: иеродиакон и иеромонах). Архиереем (епископом, архиепископом, митрополитом, патриархом) может стать только представитель черного духовенства.

Епархия – территория в церковном отношении подчиненная архиерею. Разделяется на благочиния, каждое из которых состоит из нескольких приходов.

Епископ (греч. – надзирающий) – архиерей, главный пастырь епархии (См. Степени священства). Может совершать все таинства, включая таинство рукоположения во диакона и во иерея.

Игумен (греч. – ведущий) – монах в сане священника, званием выше иеромонаха, но ниже архимандрита.

Игуменья – настоятельница женского православного монастыря.

Иерарх (греч. – священноначальник) – представитель высшего духовенства, архиерей: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх.

Иерархия (греч. – священноначалие) – общее название для всех трех степеней священства: диакона, пресвитера (священника) и епископа (см. Степени священства).

Иерей (греч.) – священник, духовное лицо, посвященное во вторую степень священства. Может совершать все таинства, кроме таинства рукоположения во иереи.

Иеродиакон – монах в сане диакона.

Иеромонах – монах в сане иерея.

Иподиакон – служитель Церкви, по положению ниже диакона. При архиерейском богослужении иподиаконы облачают епископа, подкладывают ему под ноги орлецы – специальные половики, на которые он должен становиться, передают ему дикирий, трикирий, жезл и т.д.

Миряне – рядовые верующие.

Митрополит – архиерей очень крупной церковной области.

Настоятель – старшее духовное лицо в монастыре, храме.

Неофит (греч. – новообращенный) – новокрещенный, новоначальный член Церкви.

Патриарх (греч. – родоначальник) – первосвятитель, высший священноначальник (архиерей) страны. Патриархи Русской Православной Церкви

Пресвитер (греч. – старший) – древнейшее название священника, духовного лица, посвященного во вторую степень священства (см. Иерархия).

Приход – церковная община, объединенная вокруг одного храма.

Протодиакон – первый или главный диакон в епархии.

Протоиерей – старший иерей (священник), обычно настоятель храма. Звание жалуется как почетное за заслуги перед Церковью.

Святитель — архиерей.

Священник – служитель Церкви, посвященный во вторую степень священства и имеющий право совершать богослужения и шесть из семи христианских таинств: крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение.

Семинария (лат. – рассадник) – учебное заведение для подготовки священнослужителей.

Синод Русской Православной Церкви – совещательный орган при Патриархе, состоящий из высших иерархов.

Синод Святейший Правительствующий – орган церковного управления, учрежденный Петром I после ликвидации патриаршества в 1721 году. Во главе его стоял правительственный чиновник – обер-прокурор, который фактически руководил всей деятельностью Церкви. Сделано это было для подчинения Церкви государственной власти. Синод просуществовал до 1917 года, когда было восстановлено патриаршество.

Степени священства — установленные апостолами три степени священной иерархии: диаконская, пресвитерская (священническая) и епископская. Диаконы помогают священникам и епископам при совершении богослужений, но самостоятельно ни служить, ни совершать таинства не могут. Служение диакона украшает службу, но не является обязательным — священник может служить и один. Диакон из монашествующих называется иеродиаконом. Первый диакон, служащий при епископе, называется протодиаконом (или архидиаконом, если он из монашествующих). Пресвитеры (священники, по-гречески — иереи) при рукоположении получают благодать совершать богослужения и таинства (кроме таинства рукоположения новых священников). Старшие иереи называются протоиереями. Священники-монахи называются иеромонахами, старшие среди них — игуменами, а самые старшие — архимандритами. Епископы (архиереи) получают высшую степень благодати. Епископы равны между собой по степени благодати, но по своим административным обязанностям подразделяются на епископов, викариев, архиепископов, митрополитов и патриархов. Архиереи, кроме совершения всех богослужений, могут рукополагать диаконов и пресвитеров, освящают миро, антиминсы, храмы; управляют церковными делами во вверенных им епархиях. В современной церковной практике кандидатов в епископы выбирают исключительно из монашеского звания, а рукоположение во епископы совершается несколькими епископами. (См.также Вопросы о церковной иерархии и Вопросы о церковном этикете)

Экзарх – архиерей, облеченный властью управлять особо крупным церковным округом.

>сподвижник

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. сподви́жник сподви́жники
Р. сподви́жника сподви́жников
Д. сподви́жнику сподви́жникам
В. сподви́жника сподви́жников
Тв. сподви́жником сподви́жниками
Пр. сподви́жнике сподви́жниках

спо-дви́ж-ник

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -сподвиж-; суффикс: -ник .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. тот, кто участвует вместе с кем-либо в каком-либо важном, трудном деле; соратник ◆ По всему этому, мы с особенным нетерпением ожидали выхода «Новой истории» того же автора — ожидали её, как потверждения надежд, которые подал о себе новый сподвижник на трудном и скользком поприще учебно-исторической литературы, или… если не как разрушения, то как охлаждения этих надежд. В. Г. Белинский, » Руководство к познанию новой истории для средних учебных заведений», 1844 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

Синонимы

  1. соратник, товарищ

Антонимы

    Гиперонимы

      Гипонимы

        Родственные слова

        Ближайшее родство

  • существительные: сподвижница, сподвижничество
  • прилагательные: сподвижнический
  • глаголы: сподвижничать

Этимология

От ??

Перевод

Список переводов

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»
  • Добавить хотя бы один перевод в секцию «Перевод»

СПОДВИЖНИК

Смотреть что такое «СПОДВИЖНИК» в других словарях:

  • сподвижник — См. товарищ… Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. сподвижник товарищ, помощник, соратник. Ant. противник, конкурент Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

  • СПОДВИЖНИК — СПОДВИЖНИК, сподвижника, муж. (книжн. ритор.). Чей нибудь сотрудник на поприще высоко оцениваемой деятельности, соучастник какого нибудь великого дела, подвига. «Упоминалось в реляциях его имя в числе отчаянных гарибальдийских сподвижников.»… … Толковый словарь Ушакова

  • Сподвижник — м. Тот, кто вместе с кем либо участвует в каком либо важном, трудном деле; соратник. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • сподвижник — сподвижник, сподвижники, сподвижника, сподвижников, сподвижнику, сподвижникам, сподвижника, сподвижников, сподвижником, сподвижниками, сподвижнике, сподвижниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

  • сподвижник — сподв ижник, а … Русский орфографический словарь

  • сподвижник — (2 м); мн. сподви/жники, Р. сподви/жников … Орфографический словарь русского языка

  • сподвижник — Syn: соратник (приподн.) Ant: противник, конкурент … Тезаурус русской деловой лексики

  • сподвижник — а, ч., книжн. Той, хто бере участь разом з ким небудь у якійсь важливій, відповідальній справі; соратник … Український тлумачний словник

  • сподвижник — а; м. Тот, кто участвует вместе с кем л. в каком л. важном, трудном деле; соратник. Сподвижники Кутузова. Сподвижники Станиславского. ◁ Сподвижнический, ая, ое. Разг. Сподвижница, ы; ж … Энциклопедический словарь

  • сподвижник — същ. съмишленик, съидейник, последовател, привърженик, адепт, съпартизанин, партизанин, другар, съдружник, съратник … Български синонимен речник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *