Что делать если священник опаздывает на службу

Содержание

Если взрослому начать говорить: “Сделай так, стой так” – получается сплошное фарисейство

Когда меня начинают расспрашивать прихожане о правилах, которые нужно соблюдать в церкви, я всегда говорю: «Какие правила? Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и ближнего, как самого себя – вот главные правила». Одна из самых вредных привычек – это привычка копаться в правилах. Конечно, есть какие-то общецерковные обычаи, которые надо соблюдать, но если человек их не знает, можно знакомого спросить, просто посматривать по сторонам.

Протоиерей Константин Островский

А учить людей правилам и обычаям сейчас малоплодно. Потому что одно дело, когда весь народ живет внешне одинаковой церковной жизнью, как было, начиная со времен Адама и Евы – стиль жизни у народа был приблизительно одинаковый, и органично прививался детям. Вводили ребенка в храм: «Поклонись так, вот так перекрестись, так ручку держи, а этого не делай», – естественное воспитание.

А другое дело, когда взрослому человеку начинают говорить, особенно, если с амвона проповедовать: «Сделай так, а здесь так». Тогда все внимание взрослого человека концентрируется на том, как ему правильно перекреститься, поклониться, и на то, как это делают окружающие, в том числе, батюшки. Получается сплошное фарисейство.

Я сам стараюсь об этих вещах говорить только в случае крайней необходимости, потому что если мы будем вместе и по отдельности жить духовной жизнью и бороться со своими страстями, стараться молиться Богу, смиряться, терпеть друг друга, и этим, насколько Бог даст, привлекать благодать Божью, то внешние вещи приложатся, и все наладится само собой.

Нелепо, когда люди навязывают друг другу свои мнения и чувства. Я обычно советую прихожанам, чтобы они ни своих мнений не навязывали, ни в чужие особенно не вникали. Одно дело – общецерковные правила, опыт Церкви, а другое – мои личные переживания – что-то мне показалось, почувствовалось.

Есть огромная разница – моя психика и опыт Церкви. Очень многие люди действительно путают свою психику с общецерковным опытом и начинают свои личные переживания навязывать окружающим как что-то общезначимое для всей Церкви. Примеры приводить не буду, чтобы не разносить суеверия.

Жить по правилам нужно учить с детства. Я сам пришел в церковь, когда мне было уже 27 лет. Я крестился и почти сразу стал алтарником. Обычным прихожанином я и не был никогда. Как я встроился в жизнь церкви? Смотрел, что люди делают, старался также делать, что-то мне мои собраться-алтарники подсказывали, что-то другие сотрудники. Это все было по-братски, не помню, чтобы меня что-то обидело или смутило.

Главное, чтобы исполнение правил было не фарисейским, не показным. Потому что встроиться в церковный обиход, в церковный быт, во внешний церковный стиль жизни, конечно, нужно, чтобы и самому было спокойнее, и других не раздражать. И очень важно понимать, что правила поведения – не главное. Это внешнее. Если человек пришел на свидание с любимой девушкой, я не думаю, что принципиально важно, одет он в кеды или в кроссовки. Во всяком случае, как он выглядит, не имеет значения для их будущей жизни. Впрочем, это как раз моё личное мнение.

Фото: tatarstan-mitropolia.ru

– А если несоблюдение каких-то внешних правил начинает мешать другим людям в храме? Например, человек громко подпевает хору, опаздывает на службу?

–Я думаю, если очень сильно мешает, батюшка, охранник или прихожане могут остановить. Но может быть иногда лучше и потерпеть. У меня всегда был очень громкий голос, а слух плохой. Но я насчет своего слуха заблуждался, даже не знал, что может быть музыкальный слух, поэтому в церкви всегда пел очень громко, а люди меня не останавливали. Они, конечно, страдали, но не останавливали. Такие были добрые и тактичные.

Вообще, это вполне естественно – подпевать. Если человек может подпеть хору, не мешая, это прекрасно; если нет слуха, пусть потихоньку поет. У нас, кстати, я заметил, в храме очень многие люди подпевают хору общеизвестные песнопения – они никому не мешают, но с другой стороны, участвуют в богослужении. А есть храмы, где общенародное пение развито.

Или бывает, люди немощные, опаздывают. Иногда по лености, по дурной привычке – человек идет на службу причаститься, и не может прийти вовремя. А бывает, человек идёт на работу, и у него есть возможность по дороге зайти в храм на 5 минут, поставить свечку, помолиться. Пусть это даже посреди службы будет, во время литургии, но если он никому не мешает, тихо вошел, перекрестился и пошел дальше, что тут плохого? Надо радоваться, что человек зашел в храм хоть на 5 минут. В наше время – это обычное явление. Главное, по совести судить самого себя. Чем меньше внимания мы обращаем на поведение других, тем лучше.

Действительно, очень плохо, если человек во время службы громко разговаривает, как-то вызывающе себя ведет, ходит по храму. Но, откровенно говоря, если человек в любое сообщество приходит и ведет себя вызывающе, явно не так, как члены этого сообщества, то конечно, он ведет себя глупо и бестактно.

Внешние правила, если только мы не осуждаем нарушителей правил, помогают нам двигаться к Богу. Если нарушаем правила по неведению – ничего страшного. А вот нарушение заповедей Божьих нам действительно мешает и даже может погубить наши души. На обычаях, которые сложились в том или ином храме не должно быть заостренности. То, что в одних храмах во время полиелея люди прижимаются к стенке, а в других – от стенки отходят, какая разница. Как сложилось, такие правила и надо соблюдать.

Недавно я был на Соловках, и там принято, чтобы мужчины в храме во время богослужения стояли справа, а женщины слева. Но, когда наша группа, и я в том числе, забыв об этом правиле, встали слева, то ни мне, ни другим мужчинам никто никаких замечаний не сделал. Мы через несколько минут сами как-то смекнули и передвинулись на правую сторону. Поэтому нужно всегда помнить, что внешние правила – это нечто не принципиальное, не важное. Просто для общего удобства и порядка эти правила надо соблюдать и друг другу подсказывать.

Фото: tatarstan-mitropolia.ru

– А кто должен подсказывать? В некоторых храмах даже назначают специальных людей для этого. Это правильно?

– Я слышал об этой практике – стоят назначенные люди и подсказывают. Что же, если так сложилось, пожалуйста. Если есть такие бойкие ребята, которые могут подсказать, которым это нравится, хорошо. Это ничего не меняет на самом деле, потому что отделяют нас от Бога страсти, а приближают нас к Богу терпение скорбей, смирение. Остальное все не имеет особенного значения. Конечно, нехорошо на людей бросаться, но люди бросаются на ближних по своим страстям, дело не в обычаях и не в правилах.

Я сам пришел в церковь, ничего не зная ни о каких правилах, но совершенно никаких трудностей не видел в том, чтобы встроиться в церковную жизнь. Даже алтарником сразу стал. И другие мои знакомые также – ни от одного из своих знакомых я не слышал, чтобы они испытывали трудности при внешнем вхождении в церковную жизнь. Все наши трудности внутреннего порядка.

Бывает, слышишь от некоторых женщин: «Стесняюсь идти в храм, не знаю, как себя вести». Это просто какие-то личные немощи, проявление каких-то наших страстей. Сама по себе робость как раз не мешает. Ведь если человек очень робкий, он пришел в храм, от робости встал в уголок и так внешние все правила соблюл – никому человек не мешает, никого не раздражает.

– А какие хорошие привычки прихожан вы можете отметить?

– Хорошие привычки прихожан – это войти вниманием в сердце и предстоять Богу. А сами по себе правила всем известны, если что о них и прочитать можно. На каждом приходе, в каждом монастыре, в каждой местности есть свои обычаи. Хорошие они или не очень – пусть будут, раз Церковь их приняла, и все к ним привыкли. Но самое главное, и самая хорошая привычка – исполнять заповеди Божии.

Расписание проведения литургий

Для церковных обителей нет общего правила проведения Божественных литургий, заутрений, особенно в будни. Открывается храм рано утром. Время проведения определяется самим священником в зависимости от желаний людей, посещающих ее.

По большим христианским праздникам проводится вечерняя и утренняя литургия. Кроме того, молебен проводится в воскресенье. Начало службы в церкви по воскресеньям, как правило, происходит в 7—8 часов утра. В некоторых храмах заутреня и утреня может быть перенесена на час позже или на час раньше. Поэтому о заутрени нужно уточнять у служителей храма, в который вы ходите, сколько длится литургия утром, решают именно они. Вечерня в 19—20 часов. Ночное служение тоже бывает, но только по большим праздникам: Крещение, Пасха. Кроме того, проводится и крестный ход во славу Божью.

Сколько длится служба в церкви, зависит от значимости праздника. В будние дни она может проводиться в течение максимум 2 часов, а воскресная служба в православной церкви доходит и до трех часов.

Во сколько начинается вечерняя служба в церкви, также зависит от масштаба праздника. Самое раннее начало может быть в 16:00, самое позднее — в 18:00. Проходит такое служение в течение 2—4 часов. Если отмечаются церковные праздники, то ее разделяют на вседневную, малую и великую. Всенощное бдение проводится при использовании всенощного языка.

Мы уверены, что Вам будет полезна статья о том, что такое молебен о здравии и об упокоении.

Служба в храме

Как было уже сказано, служба проводится в каждом храме, единственное, что есть разница во времени проведения и ее длительности. В течение суток главным богослужением является Божественная литургия.

На службе читается молитва, вспоминают Христа, а заканчивается она приглашением всех желающих пройти таинство Причастия. Оно проводится в промежутке времени между 6 и 9 часами.

В воскресенье проводится, как правило, одна служба, и называется она Евхаристической. Служба в этот день идет одна за другой. Утреня сменяется обедней, а обедня, в свою очередь, сменяется вечерней службой.

Не так давно в церковном Уставе были изменения, и теперь повечерье проводится только во время начала Великого поста. Если речь идет о церковных праздниках, то служба может не останавливаться, и одна сменяет другую.

Кроме больших служб, в церкви могут проводиться обряды и таинства, прочтение вечерних и утренних молитв, чтение акафистов в храме и многое другое. Все богослужения, независимо от времени проведения, ведется служителем храма, а посетители становятся его участниками.

Посещение церкви, прочтение молитвы на ночь или днем — это исключительно дело каждого. Никто не может заставить человека идти в храм и молиться. Только сам человек решает для себя, как поступить, что посетить и как донести свою мольбу к Богу.

1. К утреннему посещению нужно готовиться следующим образом:
Встав с постели, возблагодари Господа, даровавшего тебе возможность провести ночь в мире и продлившего тебе дни для покаяния. Умойся, встань перед иконой, зажги лампаду (от свечи), чтобы она вызывала в тебе молитвенный дух, приведи свои мысли в порядок, всех прости и только тогда приступай к чтению молитвенного правила (утренние молитвы из Молитвослова). При этом надо помнить, что лучше прочесть одну молитву с искренним сокрушением сердца, чем всё правило с мыслью, как бы все это поскорее закончить. Начинающим можно пользоваться сокращенным молитвословом, постепенно прибавляя по одной молитве.

Перед выходом скажи:
Отрицаюсь тебе, сатана, гордыне твоей и служению твоему и сочетаюсь Тебе, Христе Иисусе, Боже наш, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Перекрестись и спокойно иди в храм, не боясь, что сделает тебе человек.
Идя по улице, перекрести дорогу перед собой, говоря про себя:
Господи, благослови пути мои и сохрани меня от всякого зла.
По дороге в храм читай про себя молитву:
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго.

2. Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. В случае опоздания нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попросите передать свечи через других людей.

3. Во время богослужения мужчины должны стоять в правой части храма, женщины — в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам. В православном храме запрещается сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.

4. В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Во время богослужения запрещается разговаривать. Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Свечи нужно покупать именно в том храме, в который вы пришли. По возможности не следует покидать храм до окончания богослужения.

5. При посещении храмов полагается одеваться так, чтобы большая часть тела была прикрыта. Не принято ходить в храм в шортах и спортивной одежде. Женщины не должны приходить в церковь в брюках, коротких юбках, с яркой косметикой на лице, недопустима помада на губах. Голова должна быть покрыта платком или шарфом. Мужчины перед входом в церковь должны снять головной убор.

6. Не следует просить благословения у диаконов и простых монахов, так как они это делать не вправе. Благословляют священники и епископы, а также настоятельницы монастырей в сане игумений. Принимая благословение, следует складывать ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой) и целовать правую, благословляющую руку священнослужителя, креститься перед этим не надо.

Можно ли принимать пищу перед посещением храма в утренние часы?
По уставу нельзя, это делается натощак. Отступления возможны по немощи, с укорением себя.

Как правильно креститься?

На правой руке складываем большой, средний и указательный пальцы, чтоб они соприкасались подушечками (символ Троицы – Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух), два оставшихся прижимаем к ладони (символ двойного естества Иисуса Христа – Бог и Человек). Далее руку подносим ко лбу (во Имя Отца), на живот (и Сына), к правому плечу (и Святаго Духа), к левому плечу (Аминь) и кланяемся.

Сколько времени надо находиться на службе?
Службу надо отстоять от начала до конца. Служба — это не повинность, а жертва Богу. Разве будет приятно хозяину дома, к которому пришли гости, если они уйдут раньше окончания праздника?

Можно ли сидеть на службе, если нет сил стоять?
На этот вопрос святитель Филарет Московский ответил: «Лучше думать о Боге сидя, чем о ногах стоя». Однако во время чтения Евангелия необходимо стоять.

Как правильно целовать иконы?
Лобызая св. икону Спасителя, следует целовать ноги, Божией Матери и святых — руку, а Нерукотворенный Образ Спасителя и главу Иоанна Крестителя — во власины.

Как нужно себя вести при каждении?
При каждении нужно преклонить голову, словно Дух Жизни принимаешь, и творить молитву Иисусову. При этом нельзя поворачиваться спиной к алтарю — это ошибка многих прихожан. Надо лишь слегка развернуться.

Куда ставить свечи за здравие?

Свечи за здравие ставятся на любой подсвечник, кроме кануна (стола у Распятия) – там ставятся свечи с молитвой об умерших. Кому из святых? Как Вашей душе угодно, кому сердце укажет. Ваша молитва – ко Господу. А святые – наши заступники пред Ним и ходатаи. Можно также поставить свечи, например, к особо чтимым Вами и Вашей семьей иконам Божией Матери или Празднику.

Виды записок:

— о здравии: проскомидия, ектения, молебен.
— о упокоении: проскомидия, ектения, панихида.

И о живых, и об умерших можно также заказывать сорокоуст, полугодовое, годовое, пятилетнее и вечное поминовение.
Проскомидия: совершается перед Литургией: из просфор вынимаются частицы и кладутся в Чашу, готовится богослужебная просфора — Агнец. С записок, поданных на проскомидию, прочитываются имена. И частицы вынимаются за этих людей. Уже во время Литургии, после пресуществления Даров, вынутые частицы погружаются в Святую Чашу с молитвой ко Христу омыть грехи поминаемых.
Ектения: имена читаются во время Сугубой ектении после чтения Евангелия на Литургии.
Молебен: заказывается отдельная служба (точнее, это называется требой). В записке на молебен можно указать кому: например – молебен к какой-либо иконе Богородицы, святому…
Панихида: отдельная служба об умерших. Совершается часто. Есть еще Родительские субботы, перед которыми служится Парастас – специальная заупокойная служба. Записки, поданные на Родительскую субботу, читаются и накануне, в пятницу, на Парастасе, и в субботу на Литургии на ектении, и после Литургии на панихиде.
Сорокоуст: молитва во время чтения псалтири в монастыре в течение 40 дней;
полугодовое, годовое, пятилетнее и вечное поминовение – соответственно, по тому же принципу.
Подавать записки следует в свечную храма. Образцы есть везде. Если образец не вывешен – можно спросить в свечной храма об оформлении – вам все объяснят.

В записки пишут только имена крещеных людей. Новорожденных (еще некрещеных) пишут так: «имя матери» со чадом. Беременных – непраздной «имя». Если человек болен – болящей(го) «имя». Если записка об умерших – то нельзя писать самоубийц, некрещеных младенцев (о них молятся дома).

Что такое исповедь?

Исповедь подразумевает открытое к Богу сердце, искреннее желание стать лучше и расстаться с плохими мыслями и действиями, избавиться от желания совершать плохие поступки (по отношение как к окружающим, так и к себе). И раскаяние в том плохом, что уже совершено. Что является греховным? На эту тему достаточно толковой литературы, которую Вы можете купить в церковной лавке, например, «В помощь кающимся» Игнатия Брянчанинова.

Как готовиться к исповеди?

Здесь универсального рецепта нет. Да и не спросишь особо никого: а как ты готовишься к исповеди? Потому что это очень личный вопрос. Некоторые вообще на бумажке все пишут накануне. Главное, что нужно сделать – это настроиться на размышление о своих поступках и мыслях.

Как проходит исповедь?

Узнайте в храме о часах исповеди. Это может быть вечер (после или даже во время службы) и утро (перед Литургией). Если Вы знаете какого-либо священника (видели на службе, разговаривали и прониклись доверием) – узнавайте в свечной, когда он будет исповедовать. Лучше (особенно в первый раз) идти на исповедь к тому, кто Вас к себе располагает. Несмотря на то, что исповедуетесь Вы Богу, а не батюшке, личный фактор здесь влияет, и ничего мы с этим поначалу поделать не можем. Хотя, возможно, кому-то это и неважно.

Подходить на исповедь нужно в порядке живой очереди. Подойдя, преклоняйте голову. Начинайте «согрешил(а)» и перечисляйте грехи. После того, когда Вы сказали все, закончите исповедь «Прости меня, Милосердный Господи». После того, как Вы закончили исповедь, батюшка накрывает вашу голову епитрахилью (принадлежность богослужебного облачения – длинная лента, огибающая шею и обоими концами спускающаяся на грудь) и читает молитву. Предварительно спросит ваше имя (не забудьте, что если Вас зовут Розой, а крещены Вы Надеждой, надо сказать «Надежда»). После молитвы Вы креститесь, целуете Евангелие, лежащее перед вами, и Крест (там же) и отходите от аналоя.
Главное: причащаться без исповеди нельзя, но исповедоваться без последующего причастия можно. Подготовка к причастию гораздо сложнее и больше, чем к исповеди.

Как готовиться к Причастию?

Три дня до Причастия положено поститься (не есть мяса, молочных продуктов, яиц, а постом – и рыбы). В пост входит также отказ от курения, выпивки и воздержание. Необходимо за время подготовки прочитать правило ко Причащению (оно есть в любом православном молитвослове). В сам день Причастия после 12 часов ночи (то есть с начала нового дня) не положено кушать и пить до конца Литургии. Раньше люди к причастию одевались в светлые одежды – была такая православная традиция. До службы или накануне положена исповедь.
Во время Литургии, ближе к концу службы, услышав пение: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос во славу Бога Отца. Аминь.», начинайте потихоньку перемещаться в правую часть храма. К Чаше подходят именно оттуда. После слов священника «Со страхом Божиим и верою приступите» (он выносит Чашу) и пения «Благословен Грядый во имя Господне, Бог Господь и явися нам» – читается молитва «Верую, Господи, и исповедую…» (вы ее уже узнаете после домашней подготовки к Причастию). Ее батюшка читает сам, но весь храм про себя (иногда, и вслух) повторяет. После молитвы под пение «Тело Христово приимите…» причащающиеся подходят к Чаше. Руки складываются крестообразно на груди – правая на левую.

Подходя к Чаше, называйте свое имя в крещении, открывайте рот и принимайте Тело и Кровь Господа. После этого целуйте край Чаши и отходите дальше в левую часть храма. Там берите кусочек просфоры и запивайте. Креститься и кланяться у самой Чаши не надо, чтобы не задеть ее. Также до того, как Вы запьете, не следует ничего говорить. После причастия сразу из храма выходить не следует. Дождитесь конца службы, поцелуйте Крест, который будет давать священник после проповеди, и только после этого обновленные выходите из храма. Не забудьте дома прочитать молитвы после Причастия. Или послушайте их в храме по окончании службы.

По выходе из храма

Благословение
• Должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хотя и священными. Принимая благословение священника или епископа, христиане складывают ладони крестообразно, полагая правую на левую, и целуют десницу благословляющего, но не крестятся перед этим. Сей обычай напоминает о том, что эта рука держала Святую Чашу Евхаристии.

Общее
• Выходя их храма, сотвори три поясных поклона с крестным знамением.
• Попечение Святой Церкви о нас продолжается и после службы, чтобы мы не лишились благодатного настроения, которого по милости Божией удостоились в храме. Церковь заповедует нам и расходиться после богослужения в благоговейном молчании, с благодарением Богу, с молитвой, чтобы Господь даровал нам до конца нашей жизни всегда посещать Его святую обитель.
• Курящим запрещается курить даже на улице в пределах церковной ограды.
• Но совершенно необходимо вникать во все, совершающееся за церковным богослужением, чтобы питаться им. Только тогда каждый согреет свое сердце, возбудит свою совесть, оживит иссохшую душу и просветит свой ум.

Теперь отвечаем на часто задаваемые вопросы:

— корзинка с деньгами (около аналоя на исповеди, около запивки после причастия или еще где в храме) – это добровольная жертва, а не плата за таинство. Решайте по возможностям и по совести.

— то, что Причастие дается одной ложкой, Вас тоже пусть не смущает. Никто еще от Чаши не заразился.

— после первой исповеди (особенно, если вы каялись в тяжких грехах) Вас могут не допустить к Причастию. Редко, но такие случаи бывают. Идите спокойно домой, делайте то, что сказал священник, и готовьтесь к следующей исповеди. Подходить к Чаше без благословения нельзя.

— если у Вас есть потребность рассказать о чем-то священнику – договаривайтесь с ним об индивидуальном приеме. Во время исповеди долгие беседы неуместны – за вами, скорее всего, стоит еще много человек.

-Что делать, если стоя на молебне или другом богослужении не услышал имени, которое подал на поминовение?
Бывает, что священнослужителей упрекают: дескать, не все записки прочитали или не все свечи поставили. И не знают, что этого делать нельзя. Не судите, да не судимы будете. Вы пришли, принесли — всё, ваш долг выполнен. А уж как священник сделает, так с него и спросится!

Церковь — это тоже работодатель?

Здесь все, как у всех

— Можно ли называть службу в церкви «работой»?

— Да, но позволить себе это могут только миряне — люди, работающие в церкви, но не имеющие отношения к духовенству. Например, для женщин, которые тушат свечки в зале — это работа. Работой можно назвать и труд охранников при монастыре или храме. Для представителей духовенства — это служба. В круг их обязанностей входит проведение богослужений, таинств и треб. У меня помимо богослужебной деятельности еще есть работа по связи с общественностью. Про меня можно сказать, что я и служу, и работаю. Все эти варианты трудовых отношений в Церкви, как и для всех, регламентирует Трудовой кодекс РФ.

— Чем отличаются условия службы и работы в церкви от светской работы?

— Ничем, в церкви все устроено так же, как в любой другой некоммерческой организации. На каждого работника заводится трудовая книжка, выплачивается заработная плата, идут отчисления в пенсионный и другие фонды. Кроме того, у нас тоже есть больничные и отпуска. Можно брать отгулы. Женщинам выплачивается декретное пособие. Присутствует и материальное обеспечение: все работники снабжаются всем необходимым для работы и службы, а для духовенства специально шьются рясы. До недавнего времени были проблемы с обеспечением жильем, но сейчас все изменилось. Недавно епархии подарили трехкомнатную квартиру, которую владыка Лукиан определил быть гостиницей для священников, приезжающих из отдаленных приходов.

Уволить могут каждого

— Какие профессии могут пригодиться в церкви?

— Многие. Например, сегодня в нашей епархии на постоянной основе работают охранники, учителя воскресных школ, работники зала, повара, бухгалтеры, машинистки, швеи, продавцы церковных лавок, водители, певчие. Сантехники, электрики и прочие специалисты работают неполный рабочий день. Особой текучки кадров у нас нет, но иногда требуются неквалифированые рабочие. Никаких объявлений о вакансиях мы не даем. Как правило, нужные люди находятся из числа прихожан. Чаще всего это люди пенсионного возраста, для которых церковный оклад является неплохим дополнением к пенсии.

— Предъявляются ли какие-то требования к соискателям на мирскую работу?

— Каких-то особенных — нет. Даже не обязательно, чтобы они были верующими. Как правило, многие люди обращаются в веру в процессе. Например, у нас работает водитель, который на момент трудоустройства в церковь был некрещеным. Спустя время он сам попросил его покрестить. Конечно, огромную роль играет среда, в которой приходится находиться. Однако никакого давления здесь ни на кого не оказывается.

— А каким образом можно попасть в духовенство?

— По-разному. Бывает, что человек сам приходит в церковь с желанием стать священником. Однако сразу его мечта не может исполниться. Сначала для этого необходимо получить духовное образование. На Дальнем Востоке это можно сделать в Хабаровской духовной семинарии. Обучение в ней может проходить как очно, так и заочно. Если человек поступает на заочное отделение, то в церкви его берут сначала на послушание, в ходе которого он учиться быть церковным. Это особая специфика. А бывает, что человек сначала приходит на послушание, а потом ему предлагают послужить в церкви. При этом в обоих случаях это могут быть только мужчины. Женщин принимают в церковь только на мирскую работу. Со временем некоторые из них изъявляют желание принять монашество, но это все индивидуально.

— Есть ли у работников и служителей церкви испытательный срок?

— Конечно, любому человеку, который приходит в церковь, дается время, чтобы он мог себя проявить. За ним в этот период присматривают. Особенно это касается тех женщин, которые устраиваются на работу в храм следить за подсвечниками. Именно с этими работницами в первую очередь встречаются прихожане, переступая порог церкви. Поэтому они должны обладать определенными качествами, главное из которых — внимательное и беззлобное отношение к людям.

— А уволить из церкви могут?

— Да. Однако чаще всего люди уходят с работы по каким-то форс-мажорным обстоятельствам. Например, у нас была казначей, которая по семейным обстоятельствам должна была уехать во Владивосток, поэтому ей пришлось уволиться. Случаев, когда «увольняли» представителей духовенства, я не припомню. Но это возможно в двух случаях. Первый — когда священник по каким-то причинам не может осуществлять свое служение в Благовещенской епархии. Это могут быть только особые случаи, когда, например, дети у приходского священника болеют из-за климатических условий. Второй — сана могут попросту лишить, если человек сделал то, что идет вразрез с христианской моралью. Но иногда человек начинает понимать, что взял крест не по себе. Ненормированный рабочий день, поскольку священнослужитель обязан и ночью выехать к умирающему, и служить с утра до вечера, не говоря уже о невероятных нервных нагрузках, которые давят на психику.

Карьеризм под запретом

— А зарплата как у вас начисляется?

— Так же, как и у всех. Хотя по-церковному это звучит жалование. Как у духовенства, так и у мирян есть определенный оклад. Также есть премии, правда у нас они называются «праздничными», потому что выдают их только по большим праздникам. Но у нас существует своя специфика, ведь Церковь, можно сказать, живет исключительно на пожертвования верующих.

— Существует ли в церкви понятие «карьерная лестница»?

— Понятие карьерной лестницы у нас категорически осуждается. Когда человек приходит в храм, то православные верят, что его привел Бог. Стремление к продвижению по службе для него считается пороком. Повышение возможно лишь помимо воли церковнослужителя, когда на него возложено послушание, к которому он никогда не стремился. Для информации хочется отметить, что у православного духовенства три ступени — диакон, священник и епископ. Это что-то вроде сержанта, офицера и генерала в армии.

— Могут ли представители духовенства помимо службы в церкви работать еще где-нибудь? А миряне?

— Да, такое возможно. Но к представителям духовенства в этом плане есть свои требования. Так, по канонам церкви им нельзя подрабатывать на работах, связанных с кровью (мясник, охотник) и ростовщичеством (банкир). На сегодняшний день в Благовещенской епархии есть несколько примеров совмещения трудоустройства. Например, в Тынде дьякон служит и работает заместителем начальника службы инкассации. А в Серышево священник является заместителем командира по работе с личным составом авиабазы «Украинка». Я вот тоже — служу диаконом и работаю пресс-секретарем в епархии, а дополнительно к этому еще преподаю «Основы православной культуры» в частной школе.

Мнение

Андрей Букреев, священник Благовещенского кафедрального собора, председатель отдела по работе с молодежью Благовещенской епархии:

— После школы получил специальность ветзоотехника, но работать в этой сфере не стал. Вместе с другом мы сразу же подались в рекламные агенты. Несколько лет работали в разных изданиях города. Затем создали свое дело — издавали справочники, организовывали выставки… Однако эта работа никогда не приносила мне полного удовлетворения. В глубине души я понимал, что никакой я не бизнесмен и не рекламщик. Постоянно находился в поисках самого себя. А помощи в этом, конечно, просил у Бога. В какой-то момент я понял, что хочу служить ему. И вот однажды, помолившись, я вышел из церкви и встретил своего друга, который в то время работал сторожем в кафедральном соборе. От него я узнал, что храму нужен сторож. Я понял, что это Господь открыл мне дверь.

Сторожем проработал около года, потом меня ввели в алтарь, затем рукоположили в дьякона, а через три месяца я стал священником — сейчас служу в Кафедральном соборе. Параллельно учусь в Хабаровской духовной семинарии.

Являюсь членом Православного братства «Святого князя Александра Невского», работаем с молодежью. Наша главная цель — объединить верующих молодых людей, рассказать о Христе тем, кто еще о нем не знает, а также заниматься делами милосердия.

Сейчас у меня мир в сердце — в Церкви мое место в этой жизни.

Можно ли приходить в гости без приглашения?

Вопрос.

Можно ли ходить в гости без приглашения? Что об этом говорится в хадисах?

Ответ.

Начнем с того, что ходить в гости без приглашения не совсем правильно. Поскольку это может вызвать неудобства для хозяина и поставить его в неловкое положение.

Рассмотрим случай из жизни сподвижников, связанный с нашей темой:

«Однажды один из сподвижников приготовил угощение для Пророка (мир ему) и пригласил вместе с ним ещё четырех человек. Однако по пути к ним присоединился ещё один и они пришли все вместе в гости. Подойдя к двери наш Пророк (мир ему) обратился к хозяину дома:

— Этот человек присоединился к нам по пути. Если ты разрешишь, то можешь позволить ему войти к себе в дом. А если нет – то можешь не позволять.

Хозяин ответил:

— Нет, я разрешаю ему войти. О, Посланник Аллаха!» (Бухари, «Буйю», 21; Мезалим, 14; «Ат’тиме» 34, 57; Муслим, «Ашриб», 138)

Приглашать всех в свой дом не является обязанностью хозяина дома. А если же человек впустит к себе, то этим он проявит свое великодушие. В хадисе сказано: «Верящий в Аллаха и Судный день должен оказывать почести своим гостям» (Бухари, Муслим).

Однако не стоит приносить неудобства хозяевам, ибо есть хадис: «Пусть верующий не стесняет своего брата по вере».

Когда приглашают в гости какого-либо важного человека, то желательно пригласить его с кем-либо, например, с родными. А тот, кого пригласили, в свою очередь, должен утвердительно ответить на приглашение, если нет какой-либо уважительной причины не прийти.

Нет особого запрета на то, чтобы присоединиться к приглашенным гостям и отправиться с ними вместе. Если бы это было запрещено, то Пророк (мир ему) никому бы не позволил так делать. Единственное, что не стоит делать, так это входить в чужой дом без разрешения.

Хозяин, который собирается почтевать гостей в своем доме должен привести свое жилище в надлежащий вид, надеть лучшую одежду, приготовить угощение для своих гостей. Не нужно руководствоваться мнением, что «одно блюдо может хватить на двоих», ведь вместе с ними могут прийти ещё и другие люди. В отношении гостей нужно быть щедрыми и великодушными.

Не забывайте, что если Аллах послал вам гостя, значит Он послал благо в ваш дом. Ведь в хадисе сказано: «Каждый гость приходит со своей долей хлеба насущного. Никто не сможет съесть чужое пропитание. Напротив, гость увеличивает достаток и средства гостеприимного дома».

Да одарит Всевышний вас и ваш дом нуром!

Правила этикета: Можно ли приходить в гости без приглашения?

Времена, когда приглашения в дом доставляли с посыльным, а на праздники звали за несколько месяцев, давно в прошлом. Но это не значит, что сегодня все церемонии забыты. Ходить в гости без приглашения во многих домах все еще считается дурным тоном – и это не единственное правило, которое стоит помнить, если хотите всюду быть дорогим гостем.

Если приглашаете вы

Составьте список, если собираете вечеринку, – не для того, чтобы нечаянно не забыть кого-то, и даже не для того, чтобы оценить свои силы (хотя это тоже важно), а чтобы понять, можно ли пригласить всех этих людей одновременно. Не все гости, к сожалению, совместимы друг с другом, и одна оплошность с вашей стороны может испортить удовольствие всем.

Если готовите большой праздник, лучше всего, как в старые времена, разослать гостям приглашения – не за полгода, конечно, но хотя бы за 10 дней. Или обзвонить всех, но тоже заранее. Не стоит тянуть с приглашением и в том случае, если вы хотите принять гостей в выходной день – у них вполне могут быть свои планы, и если вы опоздаете с предложением встретиться на вашей территории, то можете получить отказ, даже если в принципе люди были бы очень рады оказаться у вас.

Если приглашают вас

Вы обидите приглашающих, если первым вопросом будет: «А кто еще придет?» Звучит это так, как будто общество хозяев для вас не настолько интересно, чтобы сразу сказать «да». Собственно, от вас в такой ситуации вообще ничего больше не требуется, кроме как принять приглашение или отказаться. Если вы готовы прийти, можно спросить о форме одежды.

Иногда возникает ситуация, когда у того, кто приглашен в гости, в доме уже есть свои – например друг остановился проездом. В таком случае можно спросить хозяев, можно ли привести с собой незнакомого человека. Естественно, вы будете полностью отвечать за него – если что-то пойдет не так, смущенное «Ну вот такой он человек, что же делать» ни в коем случае вас не извинит.

Если к вам не могут прийти

Не нужно выпытывать у людей, почему. И выкручивать им руки, чтобы любой ценой заманить к себе, сто раз меняя время и день визита, тоже не стоит – скорее всего ничего не выйдет, а несостоявшимся гостям будет неудобно. Предложите прийти в другое время, раньше или позже намеченного, и если люди отклоняют предложение, не настаивайте. Можно спросить, когда в принципе они будут свободны в следующий раз, и отталкиваться от этого. Нельзя исключать, что те, кого вы хотите пригласить, вовсе не мечтают быть приглашенными. Именно такой вывод стоит сделать, если человек несколько раз отказывается от визитов к вам: согласно этикету приглашать его впоследствии не стоит.

Если вы вынуждены отказывать

Не терзайтесь угрызениями совести и не посвящайте другую сторону во все подробности дела, которое вынуждает вас отклонять приглашение. Просто извинитесь и предложите встретиться в следующий раз. Если хозяева дома тут же озвучивают другую дату и время, постарайтесь вспомнить свои планы и оценить возможность визита. Если конкретики нет, предложите созвониться в ближайшие дни и обсудить все снова. Однако звонить в таком случае должны не вы, а принимающая сторона.

Никогда не приглашайте в гости кого-то одного, находясь в компании. Если другого способа нет, зовите и того, кто слышит разговор.

Нюанс

Можно ли все-таки приходить в гости без приглашения? Этикет допускает это только в том случае, если речь идет о самых близких людях, однако предписывает все же предупредить их звонком.

Довольно часто можно встретить людей, которые жалуются на то, что чувствуют себя плохо в храме.

Во время службы, например. У них кружится и болит голова, закладывает и звенит в ушах, темнеет в глазах. Они задыхаются и падают в обморок. Иногда даже случаются эпилептические припадки.

Все перечисленные ситуации не редкость в церквях. Кто-то связывает это с неподготовленностью. Например, если человек впервые посещает храм. Кто-то – с греховностью человека. Некоторые священники утверждают, что человеком движет одержимость. Кто-то говорит, что чувствует сильную энергетику молитвы или иконы.

Предлагаем рассмотреть вопрос почему некоторым людям становится плохо в церкви с двух позиций.

С точки зрения физиологии и с позиции религиозных убеждений, рассмотрим ответы священников на вопрос о том, почему в церкви становится плохо.

Желание идти в храм связано с поиском ответов на вопросы

Часто у людей самых разных качеств, профессий, возрастов, уровней жизни и благосостояния возникает непреодолимое желание оказаться в церкви.

Хотя, до сих пор они могли не посещать храмы или бывать там крайне резко. Для многих такие ощущения в новинку. Тогда они задаются вопросом почему тянет в церковь.

Точного ответа на этот вопрос нет. Хотя бы потому, что каждый человек индивидуален и желание возникает у каждого по своей причине.

Но если объединить все истории, которыми сопровождается вопрос о том, почему же тянет в церковь, то можно заметить одно сходство. Каждый из этих людей находится в поиске чего-то важного и фундаментального.

Кого-то на этот поиск подвигло потрясение в жизни, трагедия, потеря близкого человека. Кто-то всю жизнь размышлял о главном, но не обращался к церкви. Кто-то чувствует одиночество и считает, что в православной церкви найдет единение.

Кто-то вдруг понял, что до сих пор он все делал не так, а как по-другому не знает. Для кого-то церковь единственное место, где он чувствует себя в безопасности и в гармонии с собой.

Церковь — место, где можно почувствовать единение с самим собой

Однозначного ответа нет. Но есть объяснение и доказательство того, что церковь объединяет тех, кто в поиске, кто движется по пути духовного просветления и хочет найти ответы на вопросы.

Почему после посещения церкви происходят неприятности

Среди людей, часто посещающих церковь встречаются и те, кто сталкивается с неприятностями после ее посещения.

Почему после посещения церкви происходят неприятности довольно частый вопрос. Но однозначного ответа на него пока нет. Рассмотрим несколько из них.

Ошибки в богослужении.

Часто люди, которые только начинают свой путь веры могут делать что-то неправильно.

Чтобы человек уяснил урок, Бог преподносит ему трудности и некоторые страдания. Исправиться можно через покаяние, соблюдение поста, общение с батюшкой.

Если есть нужда, исповедуйтесь. Поговорите с батюшкой, спросите, что вы можете делать не так, в чем ошибаетесь.

Укрепление духа

Господь слышит молитвы каждого

Господь дает ситуации, чтобы укрепился дух человека, поэтому неприятности после церкви — нормально.

Люди не всегда и не сразу понимают, что то, что кажется им бедой и неприятностью на самом деле благость для них, и для их близких.

Очищение души

Иногда люди жалуются, что после похода в храм, они или их родные начинаю болеть.

Речь идет не о смертельных болезнях, а простудах и им подобных по тяжести. Это объясняют тем, что душа того, кто был в храме, и тех, за кого он молился, очищается от негатива.

Так, через некоторые страдания душа движется к благости. Если вы заметили, что такое происходит и с вами, не стесняйтесь и обратитесь к священнику.

Исповедуйтесь и все пройдет.

Видео «Если в церкви становится плохо»:

Особенности служб

В православных служениях многое заимствовано от ветхозаветных времен. К примеру, начало новых суток принято считать не полночь, а 6 часов вечера, что является причиной проведения вечерни — первой службы суточного круга. На ней вспоминаются основные события Священной истории Ветхого Завета; речь идет о творении мира, грехопадении прародителей, служении пророков и Моисеевом законодательстве, а христиане возносят Господу благодарение за новый прожитый день.

После этого по Уставу церкви нужно служить повечерие — общественные молитвы на сон грядущий, в которых говорится о сошествии Христа в ад и освобождении праведников из него.

В полночь положено совершать 3-ю службу — полуночницу. Это служение проводится с целью напоминания о Страшном суде и Втором пришествии Спасителя.

Утреннее богослужение в православной церкви (утреня) — одно из самых длительных богослужений. Оно посвящено событиям и обстоятельствам земной жизни Спасителя и состоит из множества покаянных и благодарственных молитв.

Первый час совершают около 7-ми часов утра. Это краткая служба о пребывании Иисуса на суде первосвященника Каиафа.

Третий час проходит в 9 часов утра. В это время воспоминаются события, происходившие в Сионской горнице, когда к апостолам снизошел Святой Дух, и в претории Пилата Спаситель получил смертный приговор.

Шестой час проводится в полдень. Это служение о времени распятия Господа. Не стоит путать с ним девятый час — службу о Его крестной смерти, которая совершается в три часа пополудни.

Главным богослужением и своеобразным центром данного суточного круга считается Божественная литургия или обедня, отличительной особенностью которой от других служб является возможность, кроме воспоминаний о Боге и земной жизни нашего Спасителя, соединиться с Ним в реальности, участвуя в таинстве Причащения. Время этой литургии с 6-ти до 9-ти часов до полудня перед обедом, отчего ей и дано второе название.

Изменения в проведении служений

Современная практика богослужения привнесла некоторые изменения в предписание Устава. И сегодня повечерие проводится только в период Великого поста, а полуночница — один раз в течение года, накануне Пасхи. Еще реже проходит девятый час, а оставшиеся 6 служб суточного круга объединены в 2 группы по 3 службы.

Вечерняя служба в церкви проходит с особой последовательностью: христиане служат вечерню, утреню и первый час. Перед праздничными и воскресными днями данные служения объединяются в одно, которое называется всенощным бдением, т. е. подразумевает собой длительные ночные молитвы до рассвета, проводимые в древности. Данная служба длится 2−4 часа на приходах и от 3-х до 6-ти часов в монастырях.

Утреннее богослужение в церкви отличается от прошлых времен последовательными служениями третьего, шестого часов и обедни.

Также важно отметить проведение ранней и поздней литургии в храмах, где больший приход христиан. Такие службы принято совершать в праздничные дни и в воскресенье. Обе литургии предваряются чтением часов.

Существуют дни, когда не проводится утренняя служба в церкви и литургия. К примеру, в пятницу Страстной седмицы. Утром этого дня совершается недолгое последование изобразительных. Данное служение состоит из нескольких песнопений и как бы изображает литургию; при этом статуса самостоятельного служения этой службой не получено.

К богослужениям также относятся различные таинства, обряды, чтение акафистов в церквях, общинные чтения вечерних и утренних молитв и правила к Святому Причащению.

Кроме этого, в храмах совершаются службы по потребностям прихожан — требы. Например: Венчание, Крещение, Соборование, отпевания, молебны и другие.

В каждой церкви, соборе или храме часы службы устанавливаются по-разному, поэтому для получения информации о проведении какого-либо служения церковнослужители рекомендуют узнавать расписание, составленное конкретным духовным учреждением.

А тем, кто незнаком с ним, можно придерживаться следующих временных промежутков:

  • с 6-ти до 8-ми и с 9-ти до 11-ти часов утра — раннее и позднее утреннее служение;
  • с 16-ти до 18-ти часов — вечерняя и всенощная службы;
  • в течение дня — праздничная служба, но лучше уточнить время ее проведения.

Все богослужения обычно совершаются в храме и только священнослужителями, а верующие прихожане в них участвуют пением и молитвой.

Христианские праздники

Христианские праздники подразделяются на две разновидности: переходящие и не переходящие; также их называют двунадесятыми праздниками. Чтобы не пропустить службы относительно них, важно знать даты.

Не переходящие

  1. 7 января — Рождество.
  2. 19 января — Крещение Господа.
  3. 15 февраля — Сретение Господа.
  4. 7 апреля — Благовещение.
  5. 19 августа — Преображение Господа.
  6. 28 августа — Успение Богородицы.
  7. 21 сентября — Рождество Богородицы.
  8. 27 сентября — Воздвижение Креста Господа.
  9. 4 декабря — Введение Богородицы в храм.

Переходящие, на 2018 год

  1. 1 апреля — Вербное воскресенье.
  2. 8 апреля — Пасха.
  3. 17 мая — Вознесение Господа.
  4. 27 мая — Пятидесятница или Святая Троица.

Длительность церковных служб в праздничные дни отличается друг от друга. В основном это зависит самого праздника, исполнения служения, длительности проповеди и количества причастников и исповедующихся.

Если по каким-то обстоятельствам вы опоздаете или не придете на службу, никто вас не осудит, ведь не столь важно, в какое время она будет начинаться и сколько будет длиться, намного важнее, что ваш приход и участие искренны.

Как себя вести во время причастия

Чтобы не пропустить начало службы в церкви в воскресенье, необходимо прийти в церковь заранее, примерно к 7.30. До этого времени нужно не есть и не курить. Существует определенный порядок действий при посещении.

  1. Прочитать правила, которые висят на информационном стенде храма, они предназначены для прихожан.
  2. Написать записки о здравии и за упокой.
  3. Поцеловать центральную икону.
  4. Поставить свечки за тех, кто вам небезразличен и близок (не рекомендуется это делать во время проведения службы, т. к. ваши действия могут отвлекать всех).
  5. Занять место для причастия и исповедования: мужчины становятся в правой стороне зала, а женщины в левой.
  6. Всё время литургии (она идет примерно 2 часа) необходимо слушать молитвы, думать о своих неправильных поступках и повторять за священником «Господи, Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй мя грешного».
  7. Когда начнется причастие, нужно скрестить руки на груди таким образом, чтобы правая была сверху. Когда священник вынесет две большие чаши, склоните голову, а когда он вынесет малую чашу — поклонитесь и встаньте на колени, назовите имя, откройте рот, скушайте то, что вам даст священник и дождитесь, пока он вас вытрет, затем поцелуйте чашу.
  8. Когда вынесут подносы для милостыни, можно сделать пожертвование.
  9. Обязательно дождитесь конца службы, и священник позволит вам поцеловать крест.

После причастия ни в коем случае не рвитесь получить желаемое, то есть накуриться вдоволь и так далее, не оскверняйте причастие. Рекомендуется знать меру во всем и несколько дней читать благодатные молитвы, чтобы не осквернить данное богослужение.

Необходимость посещения храма

Иисус Христос, Господь наш и Спаситель, пришедший на землю ради нас, основал Церковь, где присутствует поныне и невидимо все необходимое, что подается нам для вечной жизни. Где «невидимые Силы Небесные служат для нас», — говориться в православных песнопениях, «Где двое-трое собраны во имя Мое, там и Я посреди них» — написано в Евангелии (глава 18, стих 20-ый, Евангелие от Матфея), — так сказал Господь апостолам и всем, кто верит в Него, поэтому невидимое присутствие Христа во время служений в храме люди теряют, если не приходят туда.

Еще больший грех совершается родителями, которые не заботятся о служении Господу их детей. Вспомним слова нашего Спасителя из писания: «Пустите детей своих и не препятствуйте им ходить ко Мне, ибо для них есть Царство Небесное». Также Господь говорит нам: «Не хлебом будет жить человек, а всяким словом, исходящим из Божьих уст» (глава 4, стих 4-ый и глава 19, стих 14-ый, то же Евангелие от Матфея).

Духовная пища тоже необходима человеческой душе, как и телесная для поддержания сил. И где же человек услышит Божье слово, как не в храме? Ведь там, среди верующих в него, пребывает сам Господь. Ведь именно там проповедуется учение апостолов и пророков, говоривших и предсказывавших по внушению Духа Святого, там учение Самого Христа, который и есть истинная Жизнь, Мудрость, Путь и Свет, который просвещает каждого прихожанина, грядущего в мир. Храм — это небо на нашей земле.

Богослужения, которые совершаются в нем, по словам Господа, — это дела ангелов. Проходя учения в церкви, храме или соборе, христиане получают Божье благословение, способствующее успеху в добрых делах и начинаниях.

«Ты услышишь звон колокола церковного, призывающего к молитве, и совесть подскажет о том, что нужно идти в дом Господень. Пойди и отложи, если можешь, всякие дела в сторону и поспеши в Божью церковь» — советует Феофан Затворник, святитель православия, — «Знай, что Ангел твой хранитель зовет тебя под кров дома Господня; это он, твой небожитель, напоминает о Небе земном, чтобы ты там смог освятить душу твою благодатию Христовою и усладить сердце свое небесным утешением; и, — кто знает как будет? — может быть, он зовет тебя туда еще и для того, чтобы отвести от тебя искушение, которое никак не избежать, ведь если дома останешься не укрыть тебя под сению дома Господнего от опасности великой…».

Христианин в церкви учится Небесной мудрости, которую приносит на землю Сын Божий. Он узнает и подробности жизни своего Спасителя, и знакомится с поучениями и житием угодников Божьих, и принимает участие в церковной молитве. А соборная молитва — великая сила! И тому есть примеры в истории. Когда апостолы находились в ожидании пришествия Духа Святого, они пребывали в единодушном молении. Поэтому в церкви мы в глубине души ожидаем, что и к нам придет Дух Святой. Так бывает, но только в том случае, если мы не создадим для этого препятствия. К примеру, недостаточная открытость сердца может помешать прихожанам в соединении верующих при чтении молитв.

В наше время, к сожалению, это происходит довольно часто, так как верующие неправильно ведут себя, в том числе и в храме, и причиной этому является незнание истины Господней. Господь знает и мысли наши, и чувства. Он не оставит искренне верующего в него, а также нуждающегося в причащении и покаянии человека, поэтому двери Божьего дома всегда открыты для прихожан.

Сколько длится служба в церкви — когда начинается, расписание

Двери храма всегда открыты для каждого православного христианина, он имеет право прийти туда, чтобы пообщаться с Богом, когда ощущает потребность в этом. Но наверняка все, кто посещал ранее церковь, замечал, что иногда можно попасть на некие богослужения или иначе сказать службы, литургии.

Как же успеть попасть к началу или вообще, зная точное время проведения служб в церкви, включить их в свое ежедневное расписание? Из этой статьи вы узнаете все о различных видах служб, а также когда и как долго их проводят.


Ежедневно церкви открываются рано утром. В большие праздники обязательно проводят утренние и вечерние литургии, а в некоторые вроде Пасхи и Крещения, службы происходят даже по ночам.

Более точный ответ на вопрос, во сколько начинается та или иная служба, вы можете уточнить у священнослужителей храма, который собираетесь посещать, так как у каждой церкви имеется индивидуальный порядок и длительность проведения литургий.


Имеется определенная классификация служб – они бывают суточными, недельными и годовыми. По дням недели также распределены определенные литургии:

  • воскресенье – малая Пасха, когда поминают воскрешение Иисуса Христа;
  • понедельник – день молитвы Ангелам;
  • вторник – молятся Иоанну Предтечи;
  • среда – памятуют о Кресте и предательстве Иуды;
  • четверг – апостольский день, посвящается Николаю-Святителю;
  • пятница – молятся о страданиях Христовых;
  • суббота – день Матери Божией.

Теперь подробнее о ранее перечисленных ежедневных службах.

Вечерние службы

По церковным канонам именно вечером, а именно в 6 часов, наступают следующие сутки. Во время вечернего богослужения молятся о событиях, описанных в Ветхом Завете: о сотворении мира, первородном грехе, пророковом служении и законах Моисея. После вечерни наступает повечерие, где молятся, вспоминая сошествие Христа в ад и вызволении праведников. В полуношницу, которая наступает в полночь, вспоминают о Втором Христовом пришествии и Страшном Суде. Принято считать, что следует обязательно посетить вечернее богослужение тем, кто имеет намерение причаститься утром.

Начало ночной службы в 17:00-18:00 в зависимости от приходского Устава.

Утренние службы

Утреннее богослужение принято проводить до восхода солнца. Это самая продолжительная служба, во время которой вспоминается о служении Христа на земле, воспеваются покаянные и благодарственные молитвы. По воскресным дням и большим праздникам проводятся две литургии – ранняя и поздняя.


Правила посещения храма

Есть определенный свод несложных, общих для всех христиан правил посещения православных церквей. Вероятно, вы уже знакомы с ними или с большей их частью, но не лишним будет снова их повторить.

  1. Утром в храм идите «со светлой головой» и легким сердцем, предпочтительно, натощак.
  2. Оденьтесь скромно. Женщины надевают платья или юбки не выше колена, голову в храме обязательно должен покрывать платок или шарф, но не головной убор. Макияж не должен быть ярким, а лучше всего вовсе от него отказаться. У мужчин одежда также должна быть предельно проста, без пестрых рисунков и коротких шортов. В самом храме мужчина головной убор снимает. От украшений лучше отказаться. Главное в вашем облике – опрятность.
  3. Заходя в храм, прихожанин трижды крестится и совершает поклон после этого. До начала литургии, если позволяет время, имеется возможность поставить свечи иконам.
  4. Уходя, также следует перекреститься 3 раза и поклониться.
  5. При чтении псалмов не крестятся. Земные поклоны не совершаются в воскресенья, на Рождество Христово, Воздвижение и Преображение.
  6. Если вы, к примеру, забыли в каком-то моменте поклониться или совершили поклон тогда, когда этого не делают – не переживайте. Греха в этом нет абсолютно никакого. Со временем, регулярно посещая церковь, выполнение всех правил войдет в привычку.
  • 12 Правил верующего человека;
  • как правильно креститься православным христианам;
  • Правила поведения в церкви — https://bogolub.info/pravila-povedeniya-v-cerkvi/.

Что важно для истинно верующего христианина

Имеет большое значение в духовной жизни православного человека ведение определенного образа жизни, а именно:

  • носите нательный освещенный крестик или икону;
  • имейте Библию и Молитвослов в своем личном пользовании – все это, а также различные иконы и прочую церковную атрибутику вы можете приобрести в лавках при храме;
  • живите согласно библейским заповедям;
  • причащайтесь, исповедывайтесь перед Богом;
  • ежедневно молитесь;
  • соблюдайте посты;
  • чтите христианские праздники и другие даты, установленные Церковью, посещайте службы;
  • совершайте паломничества, посещайте святыни в иных городах и прочих местах;
  • совершайте добро и милосердные поступки во славу Божию.
  • повышайте уровень своего духовного образования – читайте соответствующую литературу, интересуйтесь, какие и где существуют святые места, которые, возможно, вы возжелаете посетить.
  • делитесь своей верой с окружающими, жертвуйте Церкви и давайте милостыню.

Изо дня в день будьте благодарны Господу Богу всей душой за дарованное вам спасение.

Да прибудет с вами Господь!

Отличная статья 0

  1. Главная
  2. /
  3. Правила обрядов
  4. /
  5. Сколько длится служба в…

Читайте далее:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *