Чистилище

Содержание

Чистилище

У этого термина существуют и другие значения, см. Чистилище (значения). Чистилище. Иллюстрация Густава Доре

Чисти́лище (лат. Purgatorium), согласно католическому вероучению, — состояние, в котором души умерших грешников очищаются от неискуплённых при жизни грехов. Догмат о чистилище был введён в католицизме в 1439 г., и подтверждён в 1562.

Согласно учению Римско-католической церкви о чистилище, крещёный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший «простительный» грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь, после смерти. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощённый бременем лёгких грехов, не позволяющих беспрепятственно войти в Царствие Божие, претерпевает врéменную стадию очищения и лишь затем наследует Небо.

Согласно учению Западной церкви, эта истина подтверждается Писанием (Вторая книга Маккавейская 12:43-45). Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осуждённым на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в таком состоянии, где молитвы ещё могут им помочь «разрешиться от греха».

Считается, что с началом Страшного суда чистилище будет упразднено, однако до тех пор грешники остаются в подобном состоянии до полного очищения от всего, что препятствовало им единению с Богом. Живые могут помочь сократить участь себе и другим, принося «умилостивительные жертвы», благих дел, молитвы (например, служить заупокойные мессы), жертвуя индульгенции.

Люди, проходящие чистилище, не могут избежать наказания. Однако, поскольку они умерли в единстве с Церковью и не находились в состоянии смертного греха, продолжая любить и надеяться на Бога, непременно окажутся на небесах после того, как завершатся их страдания.

Веру в чистилище традиция обнаруживает уже у ветхозаветных евреев. Это учение всегда принимала Католическая церковь, однако протестанты (Лютер и Кальвин) решительно отвергали его.

Православие отрицает существование чистилища. Согласно учению Православной церкви состояние душ умерших людей — предначинание вечного блаженства или вечных мук. При этом православные христиане считают, что Всемилостивый Бог всё-таки может облегчить вечную участь грешников, и даже сделать их сонаследниками Царства небесного, если за этих грешников будут усердно молиться оставшиеся ещё в живых на Земле (их родственники или благочестивые знакомые). Именно поэтому в православных храмах молятся за умерших, поминают их и принимают записки с именами усопших — об упокоении их душ.

> Чистилище в искусстве

Задолго до официального принятия постулата о чистилище Данте подробнейшим образом описал структуру Чистилища в своей «Божественной комедии».

Отвечает архимандрит Тихон (Шевкунов):

Для православного человека рай, Царство Небесное – это таинственное единение человека с Богом, когда христианин становится наследником Небесного Царства и усыновляется Богом через веру в Иисуса Христа, что является высшей и конечной целью человеческого бытия. Именно ради этого – обожения человека – и воплотился, претерпел страдания и воскрес Господь наш Иисус Христос. Напротив ад – катастрофическое состояние полного отторжения человеческой души от Бога.

В католицизме особый упор в определении понятий рая и ада делается не на состояние души, а, скорее, на некое конкретное место, в которое попадает человек, после похожего на юридический процесс определения его посмертной судьбы. Иногда это место покупалось (индульгенции).

Такие представления, конечно, далеки от святоотеческого православного учения о посмертной участи человека. Догмат о чистилище принят у католиков на Флорентийском соборе в 1439, т.е. почти через 400 лет после отпадения Римской церкви от Вселенской, и не разделяется Православной Церковью как неоправданное, малообоснованное новшество.

Чистилище – это концепция римско-католической доктрины, которая утверждает, что ни один человек не свободен от греха. Это место, где после смерти душа очищается (согласно католическому писанию и катехизису), прежде чем сможет войти в Рай. Место это не обязательно должно быть материальным, это также может быть состояние, в котором происходит очищение.

«Чисти́лище (лат. Purgatorium), согласно католическому вероучению, — состояние, в котором пребывают души людей, которые умерли в мире с Богом, но нуждаются в очищении от последствий, совершённых при жизни грехов».

Википедия

Слово «чистилище» – говорящее само за себя, оно значит очищение, искупление. Даже если не существует материального Ада и Чистилища, существует некий психологический Ад и Чистилище, которые превращаются в незаметных диктаторов и контролёров наших поступков, мыслей и выбора.

Существует предположение, что Чистилищем является земной путь человека. За время пребывания на Земле у него есть выбор, и этот выбор делает он сам. Совершая зло – ввергает себя в адские мучения, творя добро и любовь – прокладывает себе путь в райские кущи.

Вся беспросветность будущего и его неопределённость заключается в неосознанном проживании этой «очистки души», непонимании своей задачи. Человек по большей мере лишь плывёт по течению, не понимая причин и следствий, придумывая объяснение и пытаясь найти виноватых в том, чего он не в состоянии объяснить.

По мнению церкви, даже душа праведника нечиста и способна на совершение небольших грехов в течение жизни. Католики считают, что невозможно предстать перед Богом, если человек нечист. Поэтому те, кто нуждается в оставшемся очищении перед переходом в Рай, должны провести время в Чистилище.

Временные рамки при этом не имеют значения, время как бы растянуто, оно не ощущается. Говоря на «земном языке», душа может пробыть в Чистилище сколько угодно, но всё же это времяпрепровождение конечно. Истекает оно ровно тогда, когда все остальные привязанности, которые мы имеем к греху, нарушаются. Матрица греха сыпется – и душа свободна.

Христиане нарекли Христа «архитектором» Чистилища, они верят, что за свои страдания на кресте он даровал людям освобождение через возможность очистить душу и избежать Ада. Их всех трёх ветвей христианского вероисповедания только протестанты отрицают существование Чистилища.

Римско-католическая вера подразумевает возможность исцеления для души через очищение. Состояние зависания между жизнью и смертью, некое небытие – и есть трактовка Чистилища в данной конфессии. На откуп могут быть отданы грехи несмертные, те, что ещё можно искупить, те, что можно оправдать, и, как ни странно, после всего что было, наладить связь с божественным.

Чистилище у христиан – это состояние очищения, которое происходит после смерти (не физическое место). Обычно это связано с какой-то болью или дискомфортом (но это не всегда только боль). Его цель – подготовить христиан к Небесам. Это не второй шанс (люди, подразумевается, уже получили осуждение), а способ перехода на более высокую ступень развития души и сознания.

Это не буквальный огонь. Чистилище – милосердие Бога, а не суд. Бог помогает через Чистилище. Молитвы святых (у христиан) помогают двигаться через Чистилище быстрее. Время действует по-разному в этом месте, нежели на Земле. Не каждый христианин должен пойти в Чистилище (хотя, скорее всего, так и есть). Люди, которые умирают без всякого греха, могут вообще пропустить Чистилище (например, если они признались). Многие люди также подвергаются очищению на Земле.

Также существует грань между Чистилищем и Лимбо: то, где карают и искупается вина – Чистилище, а Лимбо – своеобразный «зал ожидания» для язычников и некрещёных младенцев.

Определение Ада и его отличительные черты

Ад, Преисподняя, Геенна огненная – всё это названия одного и того же места. Хотя Геенна ещё трактуется как место, откуда не возвращаются, не воскресают. Ад, как вечное проклятие души и мучений, которые не описать и не вынести. Для верующих нет худшего страха, чем попасть в Ад за прегрешения. Нечто до такой степени мучительное для тела и души, что любое описание меркнет в сравнении с истинным положением дел (хотя и этого никто не может утверждать наверняка).

«Ад (от др.-греч. Ἅδης — Гадес или Аид) — в представлении религий (авраамические религии, зороастризм), мифологий и верований — ужасное, чаще посмертное, место наказания грешников, испытывающих в нём муки и страдания».

Пугает лишь то, что неизвестно. Именно этот дикий страх человека использовала любая религия для удержания «в узде» верующих. Чтобы попытаться представить степень адских мук, достаточно всего лишь знать, что они не предназначены для человека. Страх этого необъяснимого феномена загнал людей в церкви, присоединяться к различным религиозным течениям, совершать ритуалы и пытаться избежать наказания любыми способами.

Настолько зайдя в тупик собственного сознания, совести и спутанных убеждений, человек сам создаёт свой АД. Он просто вынужден спровоцировать его, ведь мозг ограничен, и, не справляясь с ограничениями в хромоногом полёте своей фантазии и умении справляться с более сложными задачами, нежели простые обывательские трудности, он просто сдаётся! И … становится неуправляем.

Можно только догадываться, какие жуткие адские мучения это воспалённое бедное вещество, способное лишь на простенькие задачи, готовит нашему сознанию в наказание за молодость и неопытность! Отсутствие контроля над собственным мозгом притягивает извне самые жуткие подтверждения правоты человека, заплутавшего в лабиринте собственных страхов.

Христианство

Одно из жесточайших описаний Ада трактует именно христианство. Наказание – неминуемо, и отбывание его жестоко до безумия: адское пламя, пожирающее плоть, ужасные наказания за каждый тип греха, в зависимости от степени его тяжести.

Жуткие полулюди-полузвери, черти, пытками вынуждающие страдать грешника, страшные муки, на которые он обречён из-за грехов – полностью «оправдывают» его страдания и становятся пресловутым методом наказания и очищения одновременно. Причинно-следственная связь – налицо.

В традициях православия всегда присутствовали молитвы о душах родных и близких, для них существует этот значимый переход от грехопадения – к прощению, повышение уровня души благодаря покаянию и признанию греха.

Ислам

Для приверженцев Ислама Адом является реалия, которая уготована неверным, за то, что они отвергают Бога и не исполняют его предписаний. Нет ничего хуже такого оскорбления, нет ничего хуже Ада.

Символом Ада явился огонь, всепожирающее пламя. Ад – глубок до бесконечности, ужасающ из-за палящего огня, он снова и снова уничтожает секунда за секундой, но это длится бесконечно. Ад – это смесь глубокого отчаяния, невыносимой боли и безумного, беспощадного ужаса.

Буддизм

Буддисты, как особые созерцатели разума и его игр, склонны к убеждению виновности именно этого ограниченного «органа»… По сути, это всего лишь самообман, игры разума, сумасшествие и болезненный бред воспалённого ума.

Чистилище vs Ад

Жизнь диктует свои правила – человек оступается, переходит черту дозволенного, становится преступником морали и совести. Теряет веру, как в себя, так и во что-то слишком значимое, чтобы жить и умереть достойно и спокойно.

В его душе начинает жить отчаяние, сомнение и страх. Именно страх заставляет нас забывать о грани между любовью и ненавистью. Так начинается путь в Ад, небытие. Ведь как ни назови то состояние, которое приносит только боль, бесконечные терзания или бездонную чёрную пустоту, это – АД.

Но есть один маленький шажок, лишь миг между АДОМ и успокоением, момент, когда среди сомнений и безверия вспыхивает искорка истины. Именно этот момент и даёт возможность избрать другой путь.

И как бы ни верилось в страшное возмездие, есть истина, увидев которую, человек может прозреть, признать и увидеть ясно, как, почему и зачем он совершил, казалось бы, неисправимое. Именно в Чистилище душа раскрывается, сгорая и перерождаясь в пламени раскаяния, будто закаляется для будущих светлых свершений.

Идёт ли речь о некой борьбе зла с добром? Скорее всего, такой вопрос вообще не стоит. Есть ли подобные понятия во Вселенной? Скорее, они вовсе не воспринимаются как абсолют или догма, это есть две стороны единого целого, ни больше, ни меньше. Гомеостаз, равновесие, граница нормы – как ещё привести в равенство то, что нельзя уравновесить или чётко противопоставить знаку «плюс» или «минус»?

Психологическая подоплёка Ада и Чистилища – на удивление прозрачна, стабильна, понятна и оправдана. В отличие от конфессиональной. Но это – для простого обывателя, для человека. Для создания более развитого существуют, очевидно, более понятные, с его точки зрения, объяснения и понятия, которые могли бы служить истинной причиной всего и его же объяснением.

Но …, как всегда, мы снова скатываемся к своему убогому человеческому альянсу, сговору с незыблемыми, а потому неживыми, утверждениями относительно чего угодно. И даже таких сложных понятий, как Чистилище и Ад.

По сути, Чистилище – это ИТЛ, где исправляют и заставляют трудиться человеческую душу. Дабы почистить от скверны. Своеобразный приёмник-распределитель. Труд души, который воспринимается телом как боль и страдания. Всё это странно и непривычно, но есть материи в мире, которые в обличье человеческом нашему разуму просто недоступны.

Можно представить, что как Ад, так и Чистилище – это всего лишь голограммы, не более того. Определённый энергетический износ, сбой системы, компрометирующий матричные коды на созидание или разрушение, а, возможно, на режим ожидания, в зависимости от того, чего требует повреждённая программа.

Приход в тупик срывает рычаги управления. Вот почему человек испытывает адские муки. Ему никогда прежде не приходилось испытывать боли такой силы и характера. Возможно, для определённой материи или существа это вообще болью не является. Но человеческое существо – существо ранимое телесно и морально, а его болевой порог оставляет желать лучшего… Вот и мучаемся, бедняги, переливая «несуть» в «несуть».

Сборка матричного кода (того, который не будет «спорить» с «установленными программами») происходит настолько болезненно в сознании человеческого существа, что начисто меняет его составляющие, что и выглядит как Ад или Чистилище. Ведь по большому счёту, мы – лишь песчинки, но песчинки всё же значимые, потому и возятся с нами, «переделывают».

Вся трагедия человечества в том, что для человечества что угодно в обязательном порядке должно быть связанным с материальным носителем, своеобразной «флешкой», которую можно почистить. В отрыве же от него – мысленно «лицезреть» – не представляется возможным. Мука для нас – смертная. Может, мы мазохисты и нам просто нравится боль. А откуда её взять, как не выдумать? Красота! Шутка жёсткая, но вполне себе склонная к существованию.

У множества религий мира есть собственная концепция загробной жизни на Небесах или в Аду. В этом сравнении рассматриваются убеждения различных религиозных конфессий и их идеи о Небе и Аде. Чистилище же – отдельная, не всеми признанная «система» работы божественного с человеческой душой.

«Божественная Комедия» мощно и красочно описала Рай, Ад и Чистилище, и дала удивительно точную, с точки зрения эклектического слияния мировоззрения двух эпох, картину путешествия души, «переписать» которую едва ли когда-то и кто-то сумеет.

Послесловие

Каждая конфессия рассматривает Ад, исходя из духовного опыта поколений и определённых культурных различий, но схожесть описания не оставляет сомнений, что «прекрасное» это место у большинства людей вызывает целую гамму разнообразных оттенков первородной дикой эмоции – страха.

Догматом веры всё же остаётся материальное воплощение Ада, ведь это объясняется доступностью объяснения данных понятий широкому кругу верующих. К тому же, оно не оставляет выбора метущемуся мозгу и душевным сомнениям. Но оно же заставляет остальных (верующих не очень) высказывать сомнения в правдивости такого толкования.

Наиболее адекватное объяснение того, что есть Ад на самом деле, существует в буддизме. Адом считается лишь наваждение, посланное больному, извращённому разуму, полному неразрешённых внутренних проблем, раздирающих душу человека и терзающих его воспалённый мозг.

9 кругов ада по Данте:

Независимо от вероисповедания или атеистического взгляда на существование, каждый человек в определённой степени понимает связь между тем, как он живёт, и тем, что ждёт его впереди. Иначе не было бы разочарований в последствиях своих поступков, не «болела» бы душа, и не охватывал безумный страх в неизбежности наказания за то, что мы творим.

Чистота, очищение и адское пламя – независимо от вероисповедания, между этими понятиями всегда существует нерушимая связь, отражённая в любом проявлении, будь то ритуальное таинство, вера или неверие и отрицание потусторонних материй. И наличие этой связи даёт бесконечную базу, как для споров, так и для исследований.

Многие верующие пытаются ответить на вопросы, которые многие столетия так и остаются без ответа, либо ответы на них порождают новую волну вопросов. Можно ли грешнику попасть в Ад после Чистилища? Может ли настолько оскверниться человек, что даже после очищения он попадёт в Ад?

Никто не ответит на этот вопрос точно и исчерпывающе. И что бы ни говорили священнослужители, каждый решает для себя проблему искупления от своих же грехов наедине с собой. А большей частью человечество задаётся этими вопросами лишь перед ликом смерти, когда она уже холодит сердце и душу своим безучастным взглядом.

Если остаться беспристрастным и попытаться взглянуть на трактовку Ада и Чистилища, учитывая и религию, и опыт, и науку, то все дороги в любом случае приведут к неизбежному выводу об их природе и сути.

Ад – это бесконечное глубинное страдание, преувеличенное до бесконечности и переливаемое в бесконечность. Наистрашнейшая мука, которую не способен выдержать человек. Но тем не менее он – в ней, прямо внутри этой нещадной, всепоглощающей муки.

Чистилище же даёт хоть и слабую, но надежду, на искупление даже смертного греха. Оно как лекарь, жалящий в самое сердце твоей раны, выедающий плоть, но дарующий исцеление. Боль, за которой может следовать успокоение души.

Все эти размышления об Аде и Чистилище влекут за собой множество вопросов. Не является ли одно лишь разновидностью другого? Или Чистилище – это часть Ада? Но это уже тема для следующей дискуссии.

Чем Ад отличается от Чистилища

По христианским представлениям, Ад — это то ме­сто, куда души грешников попадают на ВЕЧНЫЕ муки.

Чистилище — это то место, куда попадают души грешников на ВРЕМЕННЫЕ мучения для того, чтобы отбыв наказание, избавившись от грехов и пороков, пе­рейти затем в Рай.

На самом деле ВЕЧНЫХ страданий в природе не существует. Все страдания даются людям лишь для того, чтобы они, осознав свои ошибки, исправились. Того Ада, который нам описывают священники, не суще­ствует.

Те семь уровней Небес, предназначенных для греш­ников, было бы правильнее назвать Чистилищем, по­тому что там на Небесах тоже никто не мучается вечно.

Адом можно назвать только самое черное место, са­мое грязное, его дно, там, где обитаем мы с вами.

Ад находится на Земле

Это место — наша Земля. Даже в Небесном Чисти­лище лучше и чище, чем здесь, на нашей планете. Зем­ля — это настоящий Ад, здесь труднее всего. Там в Не­бесах начинается царство Бога.

Мир выглядит следующим образом — внизу, на Зем­ле, царство Зла, созданное нами. Властелин этого тем­ного царства — дьявол. Выше над Землей располагают­ся семь этажей Чистилища. Самый худший седьмой — самый нижний. По мере возрастания уровней этажи Чистилища становятся более чистыми и светлыми.

Затем начинаются семь этажей Рая, каждый после­дующий уровень лучше предыдущего.

Представьте себе высокий стакан с водой. На дне стакана — толстый слой ила, над которым кружат мел­кие песчинки грязи и мусора, — неприятное зрелище. А в верхней части стакана — чистая прозрачная вода, сквозь которую видно искрящееся солнышко — благо­дать.

Вот так устроен наш мир. Мы с вами живем на са­мом дне стакана, в грязи. После смерти наши души вырываются на волю и улетают к нашему Отцу Небес­ному, в чистую воду, к солнцу.

Он встречает нас, своих любимых детей, и через не­которое время снова отправляет нас на дно стакана. Чтобы мы своими добрыми делами и мыслями уничто­жили ил и грязь, очистили Землю от черноты.

А на дне стакана нас снова встречает дьявол, кото­рый хочет, проникнув в наши души, заставить нас слу­жить ему. Иногда ему это удается, но после смерти наши души все равно опять возвращаются к Отцу нашему Не­бесному, к Богу.

Бог хочет очистить дно стакана, дьявол хочет весь стакан до самого верха наполнить грязью. Мы, люди, своими делами и мыслями помогаем то одному, то дру­гому.

Как появился Ад

Вначале, как написано в Библии, на Земле был на­стоящий Рай. Люди жили в гармонии с природой, сре­ди животных и растений, соблюдая Божьи заповеди и законы.

Потом брат Каин убил брата Авеля, и появилось первое Зло, порядок в Раю был нарушен.

Затем братья стали убивать своих братьев десятка­ми, сотнями, тысячами, миллионами. И на Земле прак­тически ничего не осталось от Рая, некогда цветущая планета превратилась в настоящий Ад.

Бог приподнял Рай над Землей, перенес его в Небе­са. И теперь идет постоянная борьба между Раем и Адом. Люди, ушедшие на Небеса, помогают нам Свыше своими советами и подсказками, надеясь, что мы сможем хоть как-то побороть в себе дьявола.

Рай — это остатки цивилизации, существовавшей десятки тысяч лет назад на Земле. Жители этой циви­лизации обладали бессмертием. Кстати, все легенды и сказки о бессмертных героях и богах, живших когда-то в древности, имеют под собой реальную основу, их нельзя считать полным вымыслом.

Посланники Бога и посланники дьявола

Что означают эти выражения на самом деле?

Все мы, люди, являемся посланниками Бога, и толь­ко Бога. Дьявол никого никуда не посылает. Он может только сбить с пути истинного посланника Бога.

Даже такие одиозные личности, как людоеды и серийные убийцы, насильники и садисты, кровавые маньяки, гитлеры и пол поты, все они изначально были посланниками Бога и были отправлены на Зем­лю для того, чтобы вершить добрые дела. Но, к сожа­лению, попали в лапы дьявола, который заставил их служить себе.

Когда про человека говорят: «Он исчадие Ада, он послан сатаной», то знайте, что это неправда.

Все мы сыны Божьи — в каждом из нас живет Бог, частица его космической энергии — наша душа. Она есть у всех без исключения. Бог есть даже в душах мань­яков и людоедов, Бог вездесущ, Он любит всех своих детей и мечтает вернуть в свое стадо даже самую послед­нюю заблудшую овечку.

Он хочет спасти всех и каждого. И у каждого есть шанс спастись. Все мы в этом одинаковы.

Но также в каждом из нас есть частица дьявола. У одних она больше, у других меньше, но эта частица есть у каждого.

Дьявол жил даже в душах святых великомучеников. С ним они сражались всю свою жизнь. На Земле очень сложно победить в своей душе дьявола окончательно — это все-таки его царство, — но можно. Бороться с дья­волом — это долг каждого из нас.

Все умершие попадают только к Богу

Человек, умирая, оставляет тело на Земле. Душа его возносится на Небеса с огромной радостью, даже если ей суждено попасть в Чистилище.

Даже в Чистилище на Небесах лучше, чем здесь, на Земле. Там, на Небесах, и есть наш настоящий дом. После смерти все души умерших направляются до­мой, к Богу. Несмотря на все наши земные грехи, мы все всё равно возвращаемся к нашему Отцу Небесному — к Всевышнему.

Никто после смерти не попадает в лапы дьявола — только домой — к Отцу своему. Каждый приходит сво­ей дорогой — чья-то душа после смерти взлетает ввысь, чья-то со страшным свистом летит сквозь черные тон­нели, чья-то пробирается сквозь мрачные подвалы, но в конце концов все они оказываются в одном месте — у Бога.

Каждая душа после Высшего Суда попадает на свою ступень Рая или Чистилища. И даже если человек совершил убийство на Земле, после смерти он все равно попадает в царство Отца своего Небесного. Там он зай­мет свое достойное место.

Как проявляет себя дьявол

Когда человек рождается на Земле, то ему изначально даются небесное и земное начала. Небесное — более возвышенное, земное — дьявольское. Вначале в чело­веке земного и небесного находится поровну, но потом по ходу жизни все меняется — становится больше или земного, или небесного.

Чтобы стать небесным человеком, приблизить себя к святому — нужно по капельке выдавить из себя дья­вола. На самом деле даже просто удержать равновесие в душе — половина земного, половина небесного — бы­вает чрезвычайно трудно.

Человека постоянно тянет вниз, ему все время хо­чется сделать что-нибудь черное и гадкое. К сожале­нию, жизнь так устроена, что к возвышенному челове­ка тянет гораздо реже, чем к низменному.

Земля — это царство дьявола. Поэтому большин­ство людей голос сатаны слышат намного сильнее, чем глас Божий.

Иногда у каждого из нас бывают приступы вдохнове­ния, полеты души, желание совершить какое-нибудь доб­рое дело. Но, к сожалению, такое происходит очень ред­ко, в основном голова у человека все время занята какими-нибудь проблемами и хлопотами. Наша жизнь состоит из постоянных нервотрепок, стрессов, кризисов.

Строить всегда труднее, чем ломать. Испортить че­ловеку настроение можно всерьез и надолго всего лишь одним неудачно сказанным словом, и сколько потом надо потратить усилий на то, чтобы вернуть обратно хорошее расположение духа.

Ведь недаром говорится — ложка дегтя бочку меда портит. Один-единственный хам и негодяй может лег­ко испортить настроение целой компании весельчаков.

Жизнь на Земле тяжела, и поэтому дьяволу легко толкнуть человека на злые дела — заставить его кого-нибудь оскорбить, на кого-нибудь накричать.

Если человек четко понимает, какие поступки от­носятся к земным и низменным, то он, отказавшись от дурных действий и мыслей, может стать небесным со­зданием. До конца на Земле он никогда не сможет очи­ститься, но приблизиться к божественному и высокому он способен еще в этой жизни.

И когда его душа уйдет на тот свет, то он попадет на высшие уровни Рая и через небольшой промежуток вре­мени сможет вернуться на Землю.

Бог отправляет души на Землю

Когда душа вселяется в тело, то ей еще на Небесах показывают все те ощущения, которые она может ис­пытать в будущей жизни, — например, заключение в тюрьме, падение в пропасть, горение в огне и т.д.

Это делается для того, чтобы предостеречь человека от ошибок в земной жизни. Чтобы он, заранее прочув­ствовав все неприятные ощущения, в дальнейшем из­бегал их повторения. Чтобы он сторонился огня, тюрь­мы, высоты, воды и т.д.

Каждый из нас на Небесах пережил нечто подобное, но, к сожалению, большинство людей плохо помнят те ощущения. Если человек ничего не чувствует — значит, у него ослабла связь с Небесами, то есть он идет по невер­ному пути, он далек от истины.

И таких людей, к сожалению, больше половины. Только тридцать процентов читателей понимают, о чем идет речь в наших книгах. И только десять процентов применяют на практике полученные из этих книг зна­ния правильно и грамотно.

Придут времена, и таких людей станет все девянос­то процентов.

Надо уметь видеть невидимое

Когда человек переселяется с Небес на Землю, он начинает видеть мир иначе. На его разум как бы наде­вается некая пелена, не позволяющая ему видеть всю правду вокруг себя.

Задача каждого человека — научиться реально смотреть на мир, отличать правду от лжи, постарать­ся приподнять занавес, которым окутан разум каждо­го из нас.

Представьте себе, что вы находитесь в театре и смот­рите увлекательный спектакль. При этом вы понимае­те, что на сцене вам показывают только сказку, а ре­альная жизнь за кулисами театра совсем иная. И если вы зайдете за кулисы, то увидите совсем дру­гой мир — вы встретите живого артиста, который толь­ко что «умер» на сцене, вам мило улыбнется девушка, которая пять минут назад была злой бабой-ягой в сказ­ке, вы потрогаете страшного змея-горыныча, сделан­ного из папье-маше, иубедитесь, что он совсем не та­кой страшный, каким казался вам из зрительного зала.

К сожалению, большинство людей не способны за­глянуть за кулисы собственной жизни. Они видят толь­ко ту сказку, которую играют для них окружающие их люди — знакомые, родственники, друзья, — и настоя­щую правду о своей жизни они узнают только после смерти, когда их души попадают на Небеса и им от­крывается все тайное.

Старайтесь это тайное видеть еще при земной жизни.

Когда человека из Небесного мира с его прелестя­ми вновь заставляют вернуться на грешную землю, то его душа изо всех сил противится этому.

На Небесах душе хорошо, ее все любят, окружают вниманием, заботой. Естественно, возвращаться после этого Рая обратно на Землю в Ад никому неохота.

Поэтому приход в этот мир оказывается таким бо­лезненным для ребенка, который рождается в криках и мучениях.

Почему некоторые люди слишком рано умирают

У каждого из нас за спиной находятся как бы два невидимых сосуда — в одном копятся наши добрые дела и мысли, в другом собираются все наши пороки.

Приходя в этот мир, рождаясь заново, человек при­носит за собой два этих сосуда из прошлых жизней. Эти сосуды разной величины, и у каждого они напол­нены по разному — у кого-то в сосуде Зла еле-еле за­крыто донышко, а у кого-то этот кувшин полон дегтем почти под самое горлышко.

У одного в кувшине Добра белого молока налито лишь чуть-чуть, а другому не хватает лишь нескольких капель до края.

Как только какой-нибудь из сосудов наполняется доверху — или кувшин Добра, или кувшин Зла, — че­ловек умирает. Он либо выполнил свою миссию и его забирают Свыше, или, напротив, он не справился с за­данием — и его отзывают назад к Богу.

Случайных смертей не бывает.

Поэтому не важно, когда человек умер — главное, как он жил. Достойный человек может уйти из жизни и в раннем возрасте и дожить до глубокой старости.

Черная энергия не выливается из стакана, она толь­ко накапливается.

Добрый человек уже не может делать плохих дел, он освободился от всего черного. У него в стакане белой энергии почти половина, а может быть, и под самый край.

Такие дети — Божьи дети — уходят очень рано. Они приходят в этот мир, чтобы дополнить свой стакан с белой энергией. Поэтому добрые и сострадательные люди уходят очень рано.

Если человек творит только черные дела, то он ста­новится злым, раздражительным. У каждого стакана оп­ределенное время. Человек может быть злым, но он на­бирает свой стакан зла до восьмидесяти лет.

И даже злой человек периодически раскаивается, порой делает добрые дела. Это обычные люди.

А есть люди, которые убивают и ненавидят других. И даже если при этом такой человек бежит в церковь и ставит свечки, занимается благотворительностью, он все равно уйдет рано.

Пример:

Молодой бизнесмен С. считал, что главное в жиз­ни — это деньги и нет такого преступления, на которое нельзя было бы пойти ради хорошей прибыли. С конкурентами он особо не церемонился, в крайнем случае обращался за помощью к профессиональным убийцам.

К 33 годам на совести С. было уже восемь заказ­ных убийств. Естественно, при таком образе жизни самому С. тоже приходилось постоянно опасаться за свою жизнь. Ему хотелось обезопасить себя и от лю­дей, и от кары Небесной.

В доме у С. икон было больше, чем в церкви. Он регулярно посещал все службы в храмах, занимался благотворительностью, обращался за помощью к эк­страсенсам и колдунам. Но ему уже ничто не могло помочь.

Разве можно, истинно веруя в Бога, жить подобной жизнью? Нет, конечно! Его стакан отведенного времени быстро наполнился. Вскоре С. погиб от руки наемного убийцы.

Есть определенное время для того, чтобы наполнить стакан положительной энергии и стакан отрицательной энергии. Обычно это 80—90 лет.

Если человек в своей жизни делал очень добрые дела, то он тоже может уйти из жизни раньше времени.

За человеком приходят или черные силы, или белые.

Дальнейший путь зависит от того, как человек ушел из этой жизни, ведь все люди уходят по-разному. Если заполнился белый стакан, то человек уходит легко и ему там живется хорошо. Если наполнился черный, то человек тоже может уйти легко, но все происходит совершенно по-другому.

Чистилище

пургаторий), согласно католическому вероучению, — место, где души умерших грешников очищаются от неискупленных при жизни грехов. Догмат о чистилище был введен в католицизме в 1439 г., и подтвержден в 1562.

Согласно учению Римско-католической церкви о чистилище, крещеный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший «простительный» грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь или в будущей жизни. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощенный бременем подобных грехов, попадает в чистилище, то есть туда, где души претерпевают страдания за прегрешения, что дает им впоследствии возможность попасть на небеса.

Согласно учению Западной церкви, эта истина подтверждается Писанием (Вторая книга Маккавейская 12:43-46). Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осужденным на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в таком месте, где молитвы еще могут им помочь «разрешиться от греха».

Считается, что с началом Страшного суда чистилище вообще будет упразднено, однако до тех пор каждая душа останется в нем на тот срок, который необходим, чтобы она расплатилась за свои прегрешения. Живые могут помочь сократить этот срок себе и другим, принося «умилостивительные жертвы». благих дел (например, заказывая мессы) или получая индульгенции. Эту плату Бог учитывает, определяя сроки временного наказания.

Души в чистилище не могут избежать наказания. Однако, поскольку они умерли в мире с церковью и не находились в состоянии смертного греха, они продолжают любить Бога, а потому знают, что непременно окажутся на небесах после того, как завершатся их страдания.

Веру в чистилище традиция обнаруживает уже у ветхозаветных евреев. Это учение всегда принимала Католическая церковь, однако протестанты (Лютер и Кальвин) решительно отвергали его.

Православие отрицает существование чистилища. Согласно учению Восточной церкви состояние душ умерших людей — временное ожидание вечной радости или вечных мук. При этом православные считают, что всемилостивый Бог, все-таки, может облегчить вечную участь грешников и даже соделать их сонаследниками Царства небесного, если за этих грешников будут усердно молиться оставшиеся еще в живых на земле (их родственники или благочестивые знакомые). Именно поэтому в православных храмах молятся за умерших, поминают их и принимают записки с именами усопших – О упокоении их душ.

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Католическая энциклопедия в 4 т.

У этого термина существуют и другие значения, см. Чистилище (значения). Чистилище. Иллюстрация Густава Доре

Чисти́лище (лат. Purgatorium), согласно католическому вероучению, — состояние, в котором пребывают души людей, которые умерли в мире с Богом, но нуждаются в очищении от последствий совершённых при жизни грехов.

Богословие

Веру в чистилище традиция обнаруживает уже у ветхозаветных евреев. Также это учение всегда принимала Католическая церковь.

Согласно учению Католической церкви о чистилище, крещёный человек, совершивший грех и получивший прощение или совершивший не смертный грех, остающийся неотпущенным, как правило, подвергается «временному» наказанию здесь, после смерти. Человек, умерший добрым христианином, однако отягощённый бременем лёгких грехов, не позволяющих беспрепятственно войти в Царствие Божие, претерпевает временную стадию очищения и лишь затем наследует Небо.

Катехизис Католической церкви говорит:

Те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную. Церковь называет чистилищем это конечное очищение избранных, совершенно иное, нежели наказание проклятых.

Согласно учению Католической церкви, эта истина подтверждается Священным Писанием:

Сделав же сбор по числу мужей до двух тысяч драхм серебра, он послал в Иерусалим, чтобы принести жертву за грех, и поступил весьма хорошо и благочестно, помышляя о воскресении; ибо, если бы он не надеялся, что павшие в сражении воскреснут, то излишне и напрасно было бы молиться о мертвых. Но он помышлял, что скончавшимся в благочестии уготована превосходная награда, — какая святая и благочестивая мысль! Посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха 2Мак. 12:43-45.

Поскольку возможно приносить за умерших умилостивительную жертву, это должно означать, что их души не пребывают ни в аду, ни в раю, так как достигшие спасения не нуждаются в молитвах живых, а осуждённым на вечное проклятие такие молитвы не помогут. Таким образом, считается, что души умерших пребывают в таком состоянии, где молитвы ещё могут им помочь «разрешиться от греха».

Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам пишет:

Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. 1Кор. 3:13-15

Считается, что с началом Страшного суда чистилище будет упразднено, однако до тех пор грешники остаются в подобном состоянии до полного очищения от всего, что препятствовало им единению с Богом. Живые могут помочь облегчить участь и себе и умершим, принося «умилостивительные жертвы»: благие дела, молитвы (в том числе заказ заупокойных месс), жертвуя индульгенции.

Поскольку люди, проходящие чистилище, умерли в единстве с Церковью и не находились в состоянии смертного греха, продолжая любить и надеяться на Бога, — они непременно окажутся на небесах после того, как завершится их очищение. В современном богословии о чистилище говорится не как о месте, а как о процессе очищения, к которому не применяются земные временные характеристики. Этот процесс современные богословы рассматривают не в терминах наказания за грех или выплаты долга, а в терминах духовного роста.

Отношение в других конфессиях и религиях

Протестанты (Лютер и Кальвин) решительно отвергали его (хотя изначально, в 95 тезисах, Лютер ещё сохранял верность ряду католических догматов, в том числе и о Чистилище). Согласно протестантскому учению, основанием для этого могут служить тексты Писания «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр. 9:27) и «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24).

Православие признаёт необходимость молитв за умерших, но отрицает существование чистилища. Согласно учению Православной церкви, состояние душ умерших людей — предначинание вечного блаженства или вечных мук. При этом православные христиане считают, что Всемилостивый Бог всё-таки может облегчить вечную участь грешников, и даже сделать их сонаследниками Царства Небесного, если за этих грешников будет усердно молиться Церковь и оставшиеся ещё в живых на Земле (их родственники или благочестивые знакомые). Именно поэтому в православных храмах молятся за умерших, поминают их и принимают записки с именами усопших — об упокоении их душ. Сербский старец Фаддей Витовницкий говорил: «Души усопших ждут от нас помощи. Как только кончается телесная жизнь человека, он теряет право молиться за себя, потому что время его покаяния истекло, за него могут молиться перед Богом только другие. Те души, которые упокоились в надежде на воскресение, но пали на мытарствах, ждут молитв святой Церкви и своих сродников о том, чтобы Господь освободил их от мысленных уз и адских свойств, от которых они не смогли освободиться при жизни. Это „промежуточное состояние“ душ западная церковь называет „чистилищем“».

В исламской космологии аналогом католического чистилища считается Араф как пространство между адом и раем.

В теософии проводятся прямые параллели между чистилищем и кама-локой буддизма.

В искусстве

В первые десятилетия XIV века (то есть задолго до того, как Чистилище стало католическим догматом) Данте подробно описал структуру Чистилища в своей «Божественной комедии».

  1. 1 2 3 4 «Чистилище» ////Католическая энциклопедия. М.:Изд. францисканцев. 2013. Т.5. Ст. 235—237
  2. Глава тридцать девятая. Есть ли очистительный огонь по смерти? // Святитель Григорий Великий (Двоеслов). Диалоги Собеседования о жизни италийских отцов и о бессмертии души
  3. Рашкова Раиса Тимофеевна. Григорий I Великий – первый папа Средневековья //Католицизм. Спб.: Питер, 2007.
  4. Рашкова Раиса Тимофеевна. Католицизм. Спб.: Питер, 2007.
  5. Фома Аквинский. Сумма теологии. Ч4. Вопрос 52. О сошествии Христа в ад
  6. Влияние «Божественной комедии» Данте на формирование римо-католического догмата о чистилище
  7. Катехизис Католической Церкви. &1029
  8. Катехизис Католической Церкви. &&1029-1030
  9. Катехизис Католической Церкви. &1031
  10. «…Посему принёс за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха» (2 Макк 12:45)
  11. Святитель Филарет (Дроздов). Пространный Православный Катихизис
  12. Духовные поучения. Об усопших // Фаддей Витовницкий, Духовные поучения
  13. ПРАВОСЛАВНОЕ МИССИОНЕРСТВО // Старец Фаддей Витовницкий. Мир и радость в Духе Святом: поучения, беседы / пер. с сербского С.А. Луганской. — М.: Новоспасский монастырь, 2010. С. 151. — вместо словосочетания «промежуточное состояние» используется «среднее состояние», которое приведено в кавычках, как и слово «чистилище».
  14. Что бессмертно в человеке. Е. П. Блаватская

Здравствуйте! Почему у католиков есть понятие «чистилище», а в Православии его нет? Откуда католики его взяли?Почему апостолам было запрещено проповедовать в Азии и Вифинии? Что в те времена считалось той самой Азией – Китай, Монголия? Китайцы верят в каких-то драконов. Вифиния (греч. Βιθυνία, лат. Bithynia) — историческая область, древнее государство и римская провинция, существовавшая на северо-западе Анатолии (Малой Азии) между проливом Босфор и рекой Сангариус. (Википедия). Так это же территория современной Турции, в прошлом самой что ни на есть христианской Византии?? Как это понять? Евангелие ведь должно быть проповедовано всем народам, или нет? Есть ли какое-то толкование, кто такой «Гог в земле Магог», о котором так ужасно говорит Господь в Откровении? Он «придет на Израиль с севера». Что же находится к северу от Израиля, мы, что ли??

«Почему у католиков есть понятие «чистилище», а в Православии его нет? Откуда католики его.»

Вопрос о происхождении Чистилища достаточно сложен. Если уйти в глубь веков, то одно из первых упомнианий о посмертном суде мы находщим у Платона (+347 до Р. Хр.). Умерший следует путем мертвых до места, где его ждут полубоги Минос, Радаманф и Эак, сыновья Зевса. Они отправляют души грешников по левую руку от себя в тартар, а праведников по правую руку на острова блаженных, однако некоторые из них проходят сначала через чистилище. Подобные верования встречаются в иранской и индийской сакральной письменности. Но во времена Платона врядли можно говорить о разработанном учении. Другое дело в Талмуде. Здесь раввинская мысль с удивительной интуицией смело заявляла о существовании геенского огня и помещала в него души людей, способных воспринять его очистительное действие. Именно отсюда, по мнению православных богословов, и заимствовано римско-католическое учение об очистительном огне. Так, протоиерей Н. Малиновский со ссылкой на проф. Ив. Г. Троицкого утверждает, что под влиянием именно талмудической эсхатологии сложилось римско-католическое учение о чистилище (Малиновский Н., прот. Православно-догматическое богословие. Указ. соч. С. 451).
Талмуд в изложении проф. Ив. Троицкого утверждает: «По словам школы Шаммая души умерших в день суда будут разделены на три класса: один класс совершенных праведников, другой – совершенных нечестивцев, и третий – средних (между теми и другими). Совершенные праведники будут записаны и запечатаны для места вечной жизни; совершенные нечестивцы будут записаны и запечатаны для геенны… Средние сойдут в геенну, будут вопиять и поднимутся отсюда вверх… Все, сходящие во ад, поднимаются, исключая трех, которые сходят и более не поднимаются. Это суть: человек, совершивший прелюбодеяние с замужней женщиной; тот, кто уничижает своего ближнего перед миром или подвергает его незаслуженному посмеянию… Обитатели ада испытывают неодинаковую участь: для одних он служит местом истребления, для других местом продолжительного пребывания, для третьих местом очищения (чистилищем)… Что касается так называемых средних, то они, спустя двенадцать месяцев, под влиянием геенского огня, очищаются и поднимаются из геенны… Что касается ученых, то они не испытывают на себе действие геенского огня…».
При чтении некоторых бесед святителя Григория Великого (Двоеслова) (+604) складывается впечатление, что он вполне согласен с этой эсхатологической идей Талмуда и комментирует её, как широко утвердившуюся в сознании его единоверцев – христиан: «…некоторые вины могут быть прощены в сем веке, а некоторые в будущем… Должно разуметь то о малых и незначительных грехах, каковы, например, непрестанное празднословие, неумеренный смех, излишнее попечение о домашних, которое бывает невинно у знающих, как избегать вины в этом случае; также грех неведения о маловажных предметах, что всё увеличивает виновность после смерти, если не было очищено еще в этой жизни.
Апостол Павел, говоря, что Христос есть основание, присовокупляет: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, – каждого дело обнаружится; ибо день покажет; потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасется, но так, как бы из огня» (1 Кор. 3, 12-15).
Хотя эти слова можно понимать об огне мучений, употребляемом для нас еще в сей жизни, однако же, если кто будет понимать их и о будущем очистительном огне, должен только непременно иметь ввиду то, что через огонь может спастись не тот, кто созидает на этом основании железо, медь или свинец, т. е. грехи важные, тягчайшие и потому неразрешимые в той жизни, но кто созидает дрова, сено, тростник, т. е. грехи маловажные и легчайшие, которые удобно может истребить огонь.Должно заметить притом, что не получит там очищения и от малых грехов тот, кто не заслужил его добрыми делами еще в этой жизни «.
Свт. Григорий Великий не уточняет происхождения этого огня, однако его источник был известен в богословии древней Церкви, благодаря прозрениям Оригена (+254), знаменитого христианского мыслителя III-го века, который считал, что «каждый грешник сам возжигает пламя своего вечного огня и не ввергается в огонь, зажженный кем-то другим или существовавший до него. Этот огонь является своего рода «лихорадкой» в самом грешнике и происходит из неумеренности и страстей. Мучения же, которые он причиняет, суть обличения совести (Princ. 5-6).
Сам же термин чистилище появляется в католической эсхатологии достаточно поздно. В XI–XII веках после разрыва с христианским Востоком латинская Церковь неоднократно пыталась уточнить статус души, подлежащей очистительному огню. По мнению католического богослова Ж. Лe Гоффа (род. 01.01.1924 г.), переход от словосочетания «очистительный огонь» к существительному «чистилище» произошел около 1170 года. Первое упоминание этого термина приписывается Гильдеберту из Лавардина (Hildebert von Lavardin) (+1135), епископу города Манса (Mans), затем он встречается у Петра Коместора (Petrus Comestor) (+1178) и Одо из Оурскамра (Odo von Ourscamp) (+1172). Первыми богословами чистилища были Петр Кантор (Petrus Cantor) (+1197) и Симон из Турни (Simon vоn Turnai) (+1201). В XIII веке это понятие входит в лексикон римских пап. Доктринальное рождение чистилища как места фиксируется в папском определении Иннокентия IV от 1254 года, но в итоговых постановлениях Лионского Собора 1274 года слова «чистилище» нет, тогда как догматическое закрепление чистилища в католическом богословии произошло на Ферраро-Флорентийском Соборе 1438-1439 годов. Одновременно возникает и все более и более утверждается обычай молитвенного поминовения душ, пребывающих в чистилище, который достигает особой активности в XIX веке. Более того, известна гипотеза, что на окончательное формирование концепции чистилища повлияло литературное произведение «Божественная комедия» Данте Алигьери.

«Почему апостолам было запрещено проповедовать в Азии и Вифинии? Что в те времена считалось той самой Азией – Китай, Монголия? Китайцы верят в каких-то драконов. Вифиния— историческая область, древнее государство и римская провинция, существовавшая на северо-западе Анатолии (Малой Азии) между проливом Босфор и рекой Сангариус. (Википедия). Так это же территория современной Турции, в прошлом самой что ни на есть христианской Византии?? Как это понять? Евангелие ведь должно быть проповедовано всем народам, или нет?»

Нельзя из одного частного эпизода книги Деяний Святых Апостолов выводит тотальный запрет на пропоедь в определенной области. Тем более, что Азией (Асией) в те времена называлось все западное побережье Анатолийского полуострова (Малая Азия), с провинциями — Мисией, Лидией и Карией. Центром Асии являлся город Ефес. . Известно, что апостол Павел пришел в Ефес чуть позже и был там на протяжении двух лет во время третьего миссионерского путешествия. Т.е. этот запрет был временным и связан он был с видением некоего мужа-македонянина. «И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения, тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там.» (Деян: 16,9-10). Т.е. Господь, через видение, послал апостолов благовествовать в территории Европы.

Есть ли какое-то толкование, кто такой «Гог в земле Магог», о котором так ужасно говорит Господь в Откровении? Он «придет на Израиль с севера». Что же находится к северу от Израиля, мы, что ли??

Гог и Магог — два народа, нашествие которых потрясёт мир незадолго до прихода Мессии. В Книге пророка Иезекииля Гог, «князь Роша, Мешеха и Фувала», и «земля Магог» названы рядом в описании «великого сборища полчищ», которые вторгнутся под предводительством Гога в Землю Израиля «в последние дни… как буря… от пределов севера», чтобы грабить и опустошать, и падут в ней от руки Господней. Там же упомянут Гомер, сын Иафета, «со всеми отрядами его» (Иез. 38:6) как участник нашествия. В других местах Библии (Быт. 10:2; 1Пар. 1:5) он, наряду с Мешехом и Фувалом, фигурирует как брат Магога, внука Ноя. Иосиф Флавий, еврейский автор 1 века,отождествляет Магог со скифами. Христианские представления о народах Гог и Магог дополняются Апокалипсисом, где сказано, что в конце времен после освобождения сатаны, он призовет народы Гог и Магог для очередной священной войны с верными (Отк. 20:7). В истории многие народы и страны пытались отождествить с Гогом и Магогом. Это были и гунны и авары, монголами, китайцами. В двадцатом веке, особенно во время холодной войны американские протестанты связывали Гогов и Магогов с Советским Союзом. Обобщая всё, можно сказать, что Гог из земли Магог — это могущественная безбожная сила, которая выступить в конце времени. Но попытки сейчас выйскать кто это будет не имеют под собой достаточных оснований. Всему свое время.

Вернуться к списку вопросов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *