Чернигово гефсиманский скит

Архитектура монастыря

Этот комплекс чрезвычайно интересен для наблюдателей, потому что построен в псевдорусской архитектурной манере с использованием красного кирпича. В состав входят наземные постройки, располагающиеся на берегу пруда, и подземные катакомбы.

Гефсиманский Черниговский скит, Сергиев Посад

Монастырские строения располагаются напротив Гефсиманской обители (отсюда произошло двойное название), в которую ранее входила территория Черниговского скита. Однако сегодня бывшая часть комплекса недоступна, находится за пределами высокой стены, за которой располагается воинская часть.

Архитектурной основой здесь является храм, построенный в честь Черниговской иконы Богоматери. Автором этой постройки выступил русский архитектор и инженер Н. В. Султанов, множество лет потративший на изучения византийского школы зодчества. Верхнюю церковь построили в 1889 г., отделочные работы продолжались восемь лет. После завершения всех необходимых строительных процедур храм торжественно освятили.

  • Несколько ниже располагается старинная церковь пещерного типа. Эта постройка совершенно не пострадала, когда проводились работы по возведению колоссального пятиглавого храма. Это говорит о высоком мастерстве инженеров, взявшихся за такую ответственную работу. Все постройки Черниговского скита выполнены в псевдорусском стиле и живописно вплетаются в общий антураж комплекса. Сегодня они искусно отреставрированы и выглядят замечательно.
  • По левой стороне от главного храма возведен монастырский погост. В этом месте находятся захоронения знаменитых русских философов, их могилы отмечены колоритными крестами и надгробными плитами. В некрополе скита похоронены служившие здесь монахи и люди, являющиеся благотворителями и попечителями Гефсиманской обители.
  • На самом высоком месте Черниговского скита красуется шатровая колокольня, сооруженная в 1895 г. Её размер практически идентичен колокольне, расположенной в Троице-Сергиевой лавре. К этому изящному зданию с левой и правой стороны приставлены храмы, торжественно освященные в память Николая Чудотворца и прославленных святых подвижников Константина и Елены. Изящная пятиярусная колокольня и две небольшие церкви воздвигли по проекту архитектора Латкова, благотворителем этих построек стал местный помещик Цуриков.
  • В южной области Черниговского скита расположен двухэтажный корпус, предназначенный для братии. Над западной стороной пещер возвышается небольшого размера часовня, сооруженная в честь Владислава Сербского. Она покрывает место, где подземная вода выходит наружу. Эту часовню построили в XX в., но разрушили спустя два десятилетия. Новое здание с купальней появилось в 2016 г., подземный источник заботливо расчистили, и теперь туристы и паломники могут набирать святую воду.

На заметку! Прихожане молятся перед чудотворными списками, сделанными с иконы Черниговской Богородицы. Здесь же находится рака со святыми мощами преподобного Варнавы Гефсиманского, а также камень, привезенный от иерусалимского гроба Девы Марии.

Читайте о других святых местах:

  • Балаклавский мужской монастырь
  • Среднеуральский монастырь в честь иконы «Спорительница хлебов»
  • Свято-Преображенский собор в Санкт-Петербурге

Внутренние распорядки

На территории скита располагается небольшой цех по производству кондитерской продукции для монахов. Часть изделий продается туристам и паломникам. В цехах изготавливают различный хлеб из пшеницы, ржи, льна, и кукурузы. К тому же кондитеры выпекают вкуснейшие торты, сочные куличики, церковные пасхи и др.

Гефсиманский Черниговский скит, Сергиев Посад

Посетители скиты любят покупать ароматные квасы, приготовленные без использования дрожжей. Паломники и туристы могут попробовать несколько разновидностей этого хлебного напитка: свекольный, острый имбирный, хвойный и др. В Черниговском ските недорого продают различный мед, соленые по особому рецепту грибы и полезную квашеную капусту.

На сегодняшний день Гефсиманский скит получил статус подворья святой Троице-Сергиевой лавры. Настоятели ежедневно проводят здесь божественные воспевания. Утреня будничных дней начинается в 6:30, а в выходные и праздники — в 8:30. Вечерня воспевается с пяти часов. Для детей из православных семей на территории обители работает церковная школа.

Приезжая в священное место, верующий должен помнить, что это есть особенное пространство для молитвы и уединения. Каждый прихожанин обязан соблюдать элементарные правила поведения и сохранять скромный вид. Мужчины надевают однотонную рубашку и темные брюки, , а голову обязательно покрывают тканью.

На заметку! Черниговский скит находится на улице Гефсиманские пруды 1. От ж/д вокзала Сергиева Посада отправляются маршрутные такси № 7 и 8. Необходимая остановка называется «Ферма». Скит расположен между микрорайонами под названием Ферма и Киновия.

Храмы, находящиеся в пещерах

Большинство паломников, побывавших в здешних катакомбах, отмечают мистическую красоту и интригующую ауру. Группы для экскурсий в пещеры формируются в монастырском храме. Подземный комплекс составлен из нескольких церквей. Древнейшая постройка посвящена архангелу Михаилу, главе (архистратиг) святого воинства небесных защитников.

Современный вид пещер Черниговского мужского скита

  • За главным алтарем этой церкви стоит часовня в честь «Иверской» Богородицы, её возвели в конце XIX столетия. В постройке сохранились невероятно красивые фрески. В экскурсионном походе туристы могут увидеть и вознести молитвы гробнице Филиппа Гефсиманского, основателя «пещер». Неподалеку хранятся мощи настоятеля этого скита — старца Варнавы.
  • В дальней области пещерных катакомб красуется церковь, освященная в честь четы Печерских. Свое имя подземная церковь обрела от божественной верхней постройки, которая возвышалась над комплексом в продолжение трех десятилетий.
  • Туристы и паломники здесь наблюдают монашеский уклад и маленькие кельи. Чувствуется небывалый дух аскетического образа жизни, довольствующего самым малым и необходимым.

Читайте о церковной жизни:

  • Какие молитвы читают перед исповедью и причастием
  • Как правильно ставить свечи в храме
  • Правила хранения православных икон

Интересно! Когда власть захватили большевики, государство дало поручение полностью затопить подземный церковный городок. Восстановление произошло только в начале 2000 годов. Освящение состоялось в 2006 г. Талантливые выпускники художественного училища работали над реставрацией храмовой росписи.

История обители

В середине XIX столетия при Троице-Сергиевой лавре основали отдельно стоящий Гефсиманский скит. В русском православии давно существует традиция постройки монастырских пустошей. Здесь селятся монахи, желающие уединения и спокойных молитв. Они принимают обет молчания и практикуют аскетический образ жизни с ежедневными прошениями перед святыми иконами.

  • В 1845 г. на другой стороне Скитского пруда возникли первые кельи для отшельников. Последние не получали никакого жалования и носили обноски. В обязанности поселенцев входили ежедневные богослужения и работы на огороде. Первым отшельником стал монах по имени Гавриил, вскоре сюда же перебрался блаженный Филипп, который родился во Владимирской губернии. Последний бросил свою семью и отправился на поиски божественного прозрения.
  • Филипп жил только на мирское подаяние, на земле Черниговского скита он выкопал погреб, который вскоре разросся в пещеру. Центральная часть подземелья стала молельней, которая через время была освящена в честь архангела Михаила. Это помещение имело окна, чтобы впускать достаточно света, немного выступало над поверхностью.
  • В стороны от главного храма расходились узкие коридоры, приводящие монахов к кельям. Когда пещерная архитектура установилась, профессиональные каменщики укрепили стены. Вскоре сюда прибыли сыновья блаженного Филиппа.
  • В середине XIX столетия в церковных катакомбах появилась Черниговская икона Божией Матери. В этот период в обитель пришел В. И. Меркулов, настоятель и послушник, получивший имя после пострига — Варнава.
  • Через пять лет над пещерами построили деревянный храм в честь четы Печерских. В течение трех десятилетий велись постройки божественных сооружений. Когда Черниговский скит был готов, сюда стекалось множество паломников, желающих приобщится к святому месту. Верующие искали общения с Варнавой, зная о его мудрости и спокойствии нрава.
  • При советской власти территорию использовали в качестве обыкновенной тюрьмы, детской колонии и специализированного интерната для слабовидящих людей. После войны здесь располагался санаторий для инвалидов ВОВ, а также складские помещения.
  • Монастырская жизнь возродилась в этом месте в начале 90-х.

Черниговский скит пользуется широкой популярностью среди паломничества и верующих туристов. Здесь люди восхищаются необыкновенной двухъярусной конструкцией, имеют возможность молиться святым спискам и мощам. Богатая история Черниговского скита заставляет с большим уважением относиться к этому божественному месту.

Гефсиманский Черниговский Скит. Прошлое и современность

Гефсиманский Черниговский скит

В 1844 году тщанием святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, и наместника Лавры преподобного Антония (Медведева) было положено начало Гефсиманскому Черниговскому скиту.

В 3-х верстах к северо-востоку от обители Преподобного Сергия на месте, называемом Корбухой, в лесной глуши поселилось несколько монахов, особенно расположенных к безмолвию и строгому уставу. Здесь, помимо обычных молитвословий и тайнодействий, ночью и днем звучала Давидова Псалтирь, освящая обитель и благотворящих ей.

В XVIII веке монашество на Руси претерпевало тяжелейшие испытания: сама Церковь была подчинена государству, а проникновение западных философских течений основательно подрывало авторитет Церкви в высшем обществе. В таких условиях идея восстановления того, что наиболее всего было ближе духу основателя обители преподобного Сергия Радонежского, тщанием попечительных руководителей Лавры вскоре все-таки нашла свое воплощение. А уже по организации нового скита к чистому источнику духовной жизни притекал не только простой крестьянский люд, но и философы, чье учение находило отклик в среде высшего общества.

Первым храмом в новом скиту стала древняя двухэтажная деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, перенесенная из с. Подсосенье, из расположенного там Успенского монастыря. На новом месте храм был освящен 28 сентября 1844 года. Позже рядом появились Трапезная церковь, двухэтажная, с Престолом во имя Преподобных Сергия и Никона Радонежских в верхнем этаже (освященным 27 сентября 1853 года) и с Престолом Филарету Милостивому в нижнем этаже (27 сентября 1860 года), кладбищенская церковь в честь Воскресения Христова, освященная 27 сентября 1853 года.

Главным праздником в новой обители начали почитать третий день по Успении Пресвятой Богородицы – ведь именно тогда ученики Господни лицезрели пустой Ее гроб, открытый для прощания опоздавшего к погребению апостола Фомы, и тогда было явлено чудо Восхождения Богоматери от земли на Небо.

Святитель Филарет, часто останавливавшийся в скиту, так говорит в письме к преподобному Антонию, бывшему наместником Лавры в то время: «Праздновать в скитской церкви ближайший после праздника Успения Пресвятыя Богородицы воскресный день хороню тем, что новое частное празднование присоединилось бы к готовому общему празднику… С историей Гефсимании согласно было бы праздновать третий день по дне Успения. Но еще будет время рассудить о сем».

С учреждением Гефсиманского скита и установлением главного его праздника образовалась глубокая символическая связь между этой монашеской обителью, спрятанной от шумного города густым лесом, и Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой как с Иерусалимом, где совершилось Успение Божией Матери. Положенное святителем Филаретом правило породило благочестивый обычай, по которому многие православные христиане в сам день Успения стремились помолиться в Лавре, а на третий день отправлялись в Гефсиманский скит.

Одну из главных святынь привез в скит православный писатель и историк Андрей Николаевич Муравьев. Из иерусалимской Гефсимании им были доставлены два камня. Муравьев в своем письме святителю Филарету пишет: «Что мне сказать Вам о сладостной для Вас Гефсимании? Говорю для Вас потому, что Вы обновили память ее в Лавре: я принесу в новую Гефсиманию два камня с изсеченными на них крестами из старой: один из пещеры Гефсиманской для вашей верхней церкви и другой из пещеры, где молился Господь о миновании Чаши, – для нижней. Пусть это останется у вас памятью освященных мест и недостойного их посетителя». Один из камней, принесенных Андреем Николаевичем Муравьевым в 1850 году, сохранился до наших дней и пребывает в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская». Под камнем, вставленным в киот, размещается надпись: «Камень, взятый в Палестинской Гефсимании от гроба Богоматери на благословение в северную Новую Гефсиманию».

В том же 1850 году Муравьевым от Патриарха Иерусалимского Кирилла II была привезена грамота с благословением Новой Гефсимании, в которой говорилось: «…Но что вознесло сердце наше на верх духовной радости – это сообщенное нам его превосходительством А.Н. Муравьевым отрадное известие, что Ваше Высокопреосвященство, питая крайнее благоговение ко всечестному гробу Владычицы нашей Богородицы во Святой Земле и желая живее переноситься умом в святую Гефсиманию Иерусалимскую, создали близ святого храма Преподобного Сергия церковь в честь Успения Пресвятыя Богородицы и, освятив оную, наименовали новою Гефсиманиею… Могущественнейшая и православнейшая держава Всероссийская, содержа ныне в недрах своих новый Иерусалим и новую Гефсиманию, да соблюдает во веки обновляющуюся ревность о благочестии и особенное благоговение ко всечестным и первейшим достопоклоняемым местам при нашем Престоле и да продолжает являть неоскудно Матери всех Церквей державное свое заступление и помощь».

Пещерное отделение при ските обязано своим появлением юродивому Филиппу (крестьянину Филиппу Андреевичу Хореву). Приняв на себя тяжкий крест юродства, он отправился в пешее паломничество из Владимирской губернии в Киево-Печерскую Лавру. Увиденное там так поразило его, что по возвращении к обители Преподробного Сергия Филипп задумал устроить пещеры. Испросив благословения у преподобного Антония на «ископание погребка» для хранения продуктов трапезной при Гефсиманском ските, юродивый принялся осуществлять свою идею. Через некоторое время близ скита, на пригорке, в Исаакиевской роще, расположенной через пруд от обители, появились первые подземные келии. Узнав об этом, преподобный Антоний сообщил об увиденном святителю Филарету, и тот благословил начинание со словами: «Господь да просвещает ищущих Его в темноте пещерной».

Вскоре появилась первая церковь в пещерном отделении при Гефсиманском скиту. Она также была двухэтажной. Нижний храм, полностью находившийся в пещерах, был освящен 27 сентября 1851года в честь Архангела Михаила. Верхний, надпещерный, – в честь Преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских (освящен 7 июля 1857 года).

С самого своего устроения пещерное отделение привлекало множество паломников, жаждавших увидеть подобие Киево-Печерских монашеских келий. Но еще больше благочестивых христиан начало притекать в эту обитель, расположенную в самой чаще лесной, после дивного чуда, прославившего чудотворную икону Божией Матери, именуемую Черниговской Гефсиманской.

Первоначально икона Богоматери, именуемая Черниговская Ильинская, была передана вкладом в пещерный храм девицей Александрой Григорьевной Филипповой в 1852 году. Первое же чудо совершилось от образа 1 сентября (14 по новому стилю) 1869 года, когда полностью исцелилась от тяжкого недуга крестьянка Фекла Адрианова. С тех пор по молитвам перед иконой происходит множество чудесных исцелений.

По чудесном прославлении образа Божией Матери еще больше паломников начало прибывать в пещерное отделение, и деревянная церковь уже не могла вместить всех. Поэтому в 1886 году было принято решение о возведении нового каменного собора. Непростая техническая задача была поручена инженеру-архитектору Николаю Владимировичу Султанову, который не только блестяще исполнил проект в русском стиле, но и благодаря своим инженерным навыкам сохранил в неприкосновенности пещеры, возводя мощный фундамент в весьма влажной почве. Более того, во время строительства собора неразобранной оставалась старая деревянная церковь, чтобы служба в ней, по возможности, не прекращалась. Новый величественный собор был освящен 26 августа 1894 года.

Архитектурный облик пещерного отделения, ставшего известным как Черниговский монастырь, был завершен в самом начале XX века, когда территория его была обнесена мощной и рельефной кирпичной оградой, а по центральной оси с собором возвели высокую пятиярусную колокольню, своим благолепием не уступающую лаврской. Архитектор Александр Афанасьевич Латков постарался выполнить ограду и колокольню в едином с собором стиле, что и послужило необычайно целостному восприятию всего ансамбля, безупречно гармонично вписавшегося в природные мотивы хвойных чащоб.

Разумеется, прославляла скит не архитектура, но духовная жизнь. Паломники приезжали сюда не только, чтобы помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, но и для того, чтобы испросить совета и наставления у преподобного Варнавы.

Строгостью и духом православной ревности славился устав Гефсиманского скита. Пост, постоянная молитва, запрет на празднословие, иноческое уединенное житие – всё было направлено ко спасению души человеческой.

Где строгость, там утешение и ласка. Будущий старец отец Варнава (в миру Василий Ильич Меркулов) родился 24 января 1831 года в семье крепостных крестьян в с. Прудищи Тульской губернии. Вскоре семейство было продано помещику Скуратову, который перевел их в с. Нарофоминское (ныне г. Наро-Фоминск) под Москвой. Мальчик был крещен 29 января, в день памяти трех святителей, и назван при Крещении Василием (в честь святителя Василия Великого). Богобоязненный отрок во время одного из паломничеств в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру решил поступить в монастырь. Так в 1851 году он вместе с духовником своим старцем Геронтием поселился в скиту, исполняя послушание слесаря, псалмопевца, проводника богомольцев по пещерам скита. В 1863 году ему было доверено основать новый общежительный монастырь близ с. Выксы Нижегородской губернии. 27 ноября 1866 года, в день празднования чудотворной иконе Божией Матери «Знамение», рясофорный послушник Василий был пострижен в мантию с именем Варнава (в переводе с еврейского – «сын утешения») в честь апостола от 70-ти Варнавы. Так начался подвиг старчества. Господь отметил преподобного Варнаву видимым даром прозорливости и исцелений от недугов душевных и телесных. Народ стал стекаться к нему отовсюду, и он никому не отказывал в помощи и назидании. Ежедневно он принимал более 500 посетителей, каждому находя нужные слова утешения и примирения с Богом.

Преставился ко Господу старец в алтаре храма домовой церкви при Александро-Мариинском доме призрения перед Святым Престолом в 1906 году 17 февраля (1/2 марта по новому стилю). Он был похоронен в пещерной Иверской часовенке, где при жизни любил молиться. С этого момента чудеса стали совершаться на его могилке и по его посмертным молитвам. В 1995 году преподобный Варнава прославлен в лике святых. До нашего времени чудесным образом сохранился деревянный домик старца, в котором он принимал многочисленных паломников.

К сожалению, в 20-х годах прошлого века даже в эти глухие места пришло страшное иго гонений на Церковь. Именно в Гефсиманский скит 21 октября 1919 года переселили братию закрытой Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Испытания богоборческим игом сам скит впервые испытал 31 августа 1918 года, когда с особой дерзостью новые власти произвели обыск в обители. Монашеское общежитие в пещерном отделении было ликвидировано в 1921 году, а сам собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» окончательно отняли у молящихся в 1922 году. Гефсиманский скит в 1924 году получил статус сельскохозяйственной артели, а здания были переданы Московскому областному отделу социального обеспечения (МООСО) для размещения колонии для несовершеннолетних имени Каляева и общества престарелых работников просвещения. Последняя церковь Успения Божией Матери, с переноса которой и началось строительство в глухом лесу, была закрыта в Гефсиманском скиту в 1928 году. Затем ее отдали под клуб глухонемых, а после войны территория скита была передана в распоряжение Центрального физико-технического института. Церкви были разрушены, а на месте скитского кладбища выстроили учебно-административное здание.

Лишь в 1991 году благодаря дневниковым записям писателя Михаила Михайловича Пришвина, часто бывавшего в скиту и пещерном отделении, удалось установить место расположения могил двух известнейших философов конца XIX – начала XX веков: Константина Николаевича Леонтьева (в монашестве Климента) и его идейного наследника Василия Васильевича Розанова.

Большую часть пещерного отделения скита в 1944 отдали под профессиональную школу-интернат для инвалидов. Собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» уцелел отчасти благодаря своим размерам: новая власть приспособила его для тюрьмы-колонии, интерната, а затем – для склада Загорского горпромторга. Внутренний объем был поделен на два этажа. Часть этих перекрытий после возрождения была оставлена и используется ныне для размещения хора.

20-е столетие принесло жестокие испытания. Свидетельства очередного духовного запустения – затопленные пещеры Черниговского скита и поруганные фрески святых с выщербленными ликами. Именно в таком виде вернули Церкви собор в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» и колокольню с расположенными в ней двумя храмами.

Возвращение скита Церкви началось 13 сентября 1989 года. Накануне праздника в честь иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская» состоялась первая встреча наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Феогноста (ныне архиепископ Сергиево-Посадский) с представителями Загорского горисполкома, а 11 апреля 1990 года светские власти приняли решение о поэтапной передаче Лавре Черниговского скита.

18 июля 1990 года скит посетил приснопоминаемый Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С тех пор началось возрождение этого святого места и внешнее, и внутреннее, духовное. В храме вновь служится Литургия, возносятся молитвы, многие труды прилагаются к восстановлению былой красоты обители.

В своем слове по окончании Божественной литургии, совершенной в скиту 10 марта 2012 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отметил: «Несомненно, Черниговский Гефсиманский скит был местом особого взаимодействия Церкви и российской интеллигенции, которая была уязвлена мировоззренческими грехами того времени и не имела сил к сопротивлению, потому что утратила критерий, позволяющий отличить истину от лжи… Зная о том, что произошло сто лет тому назад, зная о том, как совратились мыслящие люди с пути истинного, мы должны сегодня извлекать из этих тяжких уроков истории уроки для своей собственной жизни, чтобы, упаси Бог, не повторить роковых ошибок».

К настоящему времени проведен большой объем архитектурно-восстановительных работ в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская», восстанов­лены пещерные храмы Архангела Михаила и Преподобных Анто­ния и Феодосия Печерских, обновлена колокольня и находящиеся в ней храмы Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца, и Святых равноапостольных Константина и Елены, на берегу пруда воссоздана деревянная надкладезная часовня, в которой еще до революции многочисленные паломники набирали воду из источника.

Гефсиманский Черниговский скит открыт для всех желающих поклониться его святыням: чудотворному Черниговскому Гефсиманскому образу Божией Матери и мощам преподобного Варнавы, честным останкам схимонаха Филиппа, а также для всех, кто хочет узнать историю монастыря, увидеть его достопримечательности, пещерные храмы и келии, а также чудотворный источник.

В скиту проводятся Таинства Крещения и соборования, а также отпевания. Во все дни, кроме воскресных и праздничных, в 11.00 читается молебен с акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери, а в 12.000 начинается соборование.

Ежедневно в скиту проходят богослужения: в понедельник – в пещерном храме Михаила Архангела, по четвергам – в церкви Николая Чудотворца, во вторник, среду, пятницу, субботу и воскресенье – в соборе в честь Иконы Божией Матери «Черниговская Гефсиманская».

Добраться до Гефсиманского Черниговского скита можно автобусами № 7, 30, 36, 37 (остановка «Проходная» или «Ферма» и затем 10 мин. пешком); 38 (остановка «ул. Каляевская») или на маршрутных такси.

Церкви Чернигова

Чернигов известен среди туристов прежде всего своими достопримечательностями времен Киевской Руси и Черниговского княжества. На сегодняшний день в Чернигове сохранилось шесть памятников домонгольской эпохи:

  • Спасо-Преображенский собор (середина ХІ в.),
  • Успенский собор Елецкого монастыря (середина ХІ в.),
  • Антониевы пещеры (ХІ—ХVІІ вв.)
  • Ильинская церковь (XII в.)
  • Борисоглебский собор (середина ХІІ в.)
  • Пятницкая церковь (середина ХІІ в.)

Спасо-Преображенский собор XI века считается старейшим каменным храмом на территории бывшей Киевской Руси, ставший затем усыпальницей черниговских князей. В Борисоглебском соборе XII века похоронены выдающиеся православные иерархи: Лазарь (Баранович), Феодосий Черниговский и Феофил (Игнатович). Также в Чернигове находятся уникальные Антониевы пещеры, которые были выкопаны преподобным Антонием, основателем Киево-Печерской лавры.

Также город богат памятниками казачества украинского барокко, когда храмовое строительство в Чернигове приобрело новое дыхание. К ним относятся Екатерининская церковь, Воскресенская церковь и церковь усыпальница казацких полковников Лизогубов, которые наряду с гетманом Иваном Мазепой были главными православными строителями храмов на Черниговщине.

В период коммунистического режима Чернигову повезло — это один из немногих городов, которому удалось сохранить все старинные храмы.

Список

Название Строительство Адрес Фото Конфессия
Екатерининская церковь 1715 Аллея героев, 6-а УПЦ КП
Пятницкая церковь кон. XII — нач. XIII ул. Гетмана Полуботка, 3 УПЦ КП
Борисоглебский собор ? — 1123 Черниговский детинец Музей
Спасо-Преображенский собор 1036 Черниговский детинец УПЦ МП
Музей
Успенский собор Елецкого монастыря Елецкий Успенский монастырь УПЦ МП
Петропавловская церковь XVII Елецкий Успенский монастырь УПЦ МП
Троицкий собор 1695 Троицко-Ильинский монастырь УПЦ МП
Введенская церковь 1679 Троицко-Ильинский монастырь УПЦ МП
Ильинская церковь XVII—XVIII Троицко-Ильинский монастырь УПЦ МП
Церковь Лизогуба 1701 Елецкий Успенский монастырь УПЦ МП
Воскресенская церковь 1772 ул. Ремесленная, 36
Церковь Михаила и Федора 1806 ул. Гетмана Полуботка, 40 УПЦ КП
Казанская церковь 1827 ул. Коцюбинского, 5 УПЦ МП
Церковь Святого Феодосия Угличского 1996 Яцивское кладбище
Храм 2000-летия Рождества Христова 2001 Масаны УПЦ КП
УПЦ МП
Храм Сошествия Святого Духа 2002 ул. Киевская, 20 РКЦ
Церковь Анастасии Узоришильници 2008 — ? 44-ая женская колония
Храм святого Николая Чудотворца 2010 ул. Кошевого Ивана УПЦ МП
Храм всех святых Черниговских 2011 ул. Всехсвятская, 1 УПЦ МП
Храм Архистратига Михаила 2011 пр. Мира УПЦ МП
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы 2014 ул. Вячеслава Черновола, 45 УГКЦ
Церковь адвентистов седьмого дня ул. 1-го Мая, 166А Адвентисты

Литература

  • Борисоглебский собор. Издательство «Будівельник», Киев-1979 г (укр.)
  • Троицко-ильинский монастырь. Издательство «Будівельник», Киев-1979 г (укр.)

Хотел начать этот пост с фразы: «Наверное, большинство москвичей хоть раз в жизни бывали в Троицко-Сергиевой лавре…». Но потом вспомнил, как опрашивал однажды своих знакомых, когда они последний раз были в Кремле. С удивлением обнаружил, что добрая половина всю жизнь проживших в Москве людей в Кремле не была ни разу.
Но, всё равно, в Сергиевом Посаде бывали очень многие. Бывали в лавре, в Музее игрушки… А в последние годы появилась здесь ещё одна достопримечательность — Черниговский скит. Это обширный и интересный архитектурный ансамбль, расположенный в 3-х километрах от лавры и включающий в себя, кроме всего остального, ещё и комплекс подземных церквей и келий. Что само по себе делает его уникальным памятником своего времени.

Сперва на противоположном берегу озера в 1843—1844 годах появился монастырь Гефсиманский скит. Нынче от Гефсиманского скита осталась одна только ограда, за которой располагается воинская часть.

В этом мире многие большие проекты начинаются с подкрепленного всего лишь парой собственных рук личного энтузиазма, . Так и одна из самых посещаемых паломниками до революции обителей России началась с юродивого Филиппушки, который, спросив разрешене на «копание погребка», начал в 1847 году рыть себе подземную келью, наподобие пещер Киево-Печерской лавры. В 1851 была освящена вырытая им церковь — типа землянки — с выступающей на поверхность кровлей. На следующий год в эту церковку Александрой Григорьевной Филипповой была пожертвована икона Черниговской Божьей Матери. Начиная с 1869 года эта икона получает в народе репутацию чудотворной — исцеляющей тяжёлые недуги. Ещё через 20 лет сам скит по ней уже называют Черниговским.
Плюс в 1870-е годы духовником монастыря становится иеромонах Варнава, широко известный в стране (1905 году исповедоваться к нему приходил сам Николай II) — что тоже способствовало росту популярности обители.
Больше паломников — больше пожертвований. В монастыре развернулось строительство. Пока монахи-энтузиасты рыли под землёй тоннели, наверху профессиональные строители возвели каменные кельи, колокольню, деревянную церковь…
Расцвет монастыря пришёлся на конец 19 столетия. В последнее десятилетие века по проекту одного из идеологов «русского» стиля Н.В. Султанова здесь был закончен большой храм Черниговской Богоматери. Каменный храм, чтобы не прерывать служение, строили прямо над пещерами и старой деревянной церковью (её разобрали ближе к окончанию строителства). Это был изощрённый, выдающийся с инженерной точки зрения, проект. Полностью отделку храма завершили в 1897 году.




Роспись Черниговской церкви. Святое семейство Романовых. Коротка людская память. Сейчас в любой церковной лавке лежат кипы елейных слащавых книжек про Государя императора… Как-то мне попались в Инете стенограммы одного из первых заседаний Всероссийского поместного собора 1917-18 годов. Где почти все выступающие, от рядовых священников до митрополитов, начинали свои речи с радостного выдоха: «Наконец-то мы избавились от этого проклятого царизма!» Ситуация, когда шальной мужик Распутин смещал и назначал архиереев, достала тогда уже и клир и паству.


Молодой симпатичный батюшка ведёт экскурсию паломников (в основном женщин). Спешу отметить: хорошо ведёт, интересно, свободно ориентируясь в материале…
В 1894 году по проекту А.А. Латкова строится ограда скита.
А в 1895 тот же Латков ничинает возведение мощной надвратной колокольни. Во всех путеводителях написано, что по высоте она почти не уступает лаврской — но точных цифр никто не даёт. Высота лаврской колокольни 88 метров.
С этого времени почти всё в монастыре строится по проектам Латкова. Который на тот момент является архитектором Троице-Сергиевой лавры. Благодяря этому сложилось уникальное стилистическое единство большого ансамбля. Сам Александр Афанасьевич привязывает все свои работы к ранее построенной Султановым Черниговской церкви.
Ответственный за противопожарную безопасность иеромонах Августин.
Если пещеры Киевско-Печерской лавры в середине нынешнего века отметят своё тысячелетие, а более молодые пещеры Псково-Печёрского монастыря существуют уже более полутысячелетия, то пещеры Черниговского скита появились всего лишь полтораста лет назад.
Наличие подземных церквей и нахождение в получасе ходьбы от общерусской святыни Троицкой лавры обеспечивали скиту всё возрастающий поток паломников. А отсюда — росло и число желающих поступить сюда в монахи. Потому что не только актёры хотят участвовать именно в громких спектаклях, у монахов тоже бывает желание участвовать в широко известных проектах. Перед Первой мировой в скиту жило 400 насельников.
Так как публика проявляла большой интерес именно к пещерам, то в ранний период многие монахи начали рыть себе норы. Но человек не приспособлен к сырости и холоду — монахи начали массово болеть. Тогда мудрое церковное начальство категорической директивой положило конец этому мазохизму и переселило всех в нормальные кельи наверху.
Вот в таких подземных склепах пытались жить наиболее ретивые монахи. Лично мне, человеку нерелигиозному, с моей сторонней колокольни подобное бессмысленное разрушение данных богом жизни и здоровья кажется не просто глупостью, но и откровенным кощунством — растянутым во времени самоубийством. Вспоминаю слова одного из героев Б. Акунина — о том, что богу нужна наша жизнь, но никак не наша смерть.
Под землёй остались только церковные помещения, используемые во время служб. Со временем их все укрепили кирпичём, потом сделали отопление — и подсушив стены, начали расписывать. Сейчас это сухие, отапливаемые и красиво оформленные церкви.

Адрес: ул. Гефсиманские пруды, 1 Режим работы: с 6.30 до 19.00

В трех километрах восточнее Троице-Сергиевой Лавры находится одно из ее подворий — Черниговский скит, появившийся в этих местах в середине 19 века. Совсем недалеко тогда существовал и Гефсиманский скит, о месте расположения которого сегодня напоминают небольшая оградка и башенка. В память об исчезнувшем ските Черниговский носит двойное название Гефсиманско-Черниговский. А когда-то его называли «Пещеры».

Черниговский скит на берегу Скитских прудов

Сегодня сюда любят приходить верующие паломники и простые туристы. Ведь здесь можно увидеть своими глазами знаменитые подземные церкви и кельи, попить святой водички из местного источника и угоститься церковной выпечкой в Монастырской трапезной, а кроме того восхититься удивительно живописными видами монастырских окрестностей и прудов, которые были искусственно созданы жившими здесь монахами.

История создания

Гефсиманский скит

В 40-х гг. 19 столетия склонные к отшельническому и аскетическому уединению монахи из Троице-Сергиевой Лавры основали в Исаковской роще окраины Сергиева Посада скитское поселение из деревянных келий и церквей. Так появился Гефсиманский скит, по названию известной иерусалимской Гефсимании – места молитв Иисуса Христа и успокоения Богоматери.

Организация нового скита была вызвана поиском нового источника духовной жизни по заветам Преподобного Сергия Радонежского. К этому источнику стремились и простые люди и известные философские умы того времени.

Жили монахи русской Гефсимании более чем скромно – без жалования, в поношенной одежде с самой примитивной церковной утварью и посудой. Первым храмовым сооружением была деревянная Успенская церковь, затем строится церковь Трапезная – в два этажа с престолом С.Радонежского и Воскресенская церковь при кладбище.

Гефсиманский скит Сергиевого посада в начале 20 века

Вскоре в Гефсиманском скиту появляется известный юродивый Филиппушка. Владимирский крестьянин по происхождению, Филипп, уже будучи женатым человеком, оставляет дом и семью ради служения Господу. Он начинает вести подвижнический образ жизни, ходит босиком и в лохмотьях, ест, что придется.

Обойдя множество святых мест и монастырских земель, Филипп мечтает о создании подземной монашеской обители, по примеру понравившейся ему Киево-Печерской Лавры. Лучшим местом для этого оказалась малолюдная территория Гефсиманского скита, куда его и отправляют из Троице-Сергиевой лавры.

«Пещеры»

Охваченный идеей сооружения подземной обители, вновь прибывший Филипп испрашивает разрешения на создание для себя подземной кельи, правда формулирует он эту просьбу как желание «выкопать погребок». Строительство «погребка» он начинает в небольшом отдалении от Гефсиманского скита. К титаническому труду Филиппушки постепенно присоединяются и другие члены монашеского братства.

Келья подземного отделения

Монахи, поддерживающие идею подземного житья, самостоятельно выкапывали себе по «погребку» рядом с подземной кельей Филиппа, и устанавливали там каменные лавки для сна. Таким образом, со временем образовалась целая система подземных келий и переходов между ними, т.е. создался своеобразный подземный пещерный комплекс. Время появления Филиппушки на скитской территории приято считать временем создания Черниговского скита.

Подземные ходы Черниговского скита сегодня

В результате совместного физического труда по копанию земли кроме подземных келий, соединенных подземными ходами, появился подземный храм Бесплотных сил (он же – Архангела Михаила) в обрамлении деревянного сруба, освященный митрополитом Филаретом в 1851 году.

Верхняя часть храма, являвшаяся частью полуземлянки, имела надземный выступ с фигурной кровлей. Под землей храм разветвлялся на подземные переходы и маленькие пещерки-кельи.

Черниговский скит

Вскоре монахам скита был подарен образ Черниговской богоматери, которая спустя несколько лет признается чудодейственной. К концу 19 века название этой иконы переходит на название всей бывшей «Пещеры» — скита, который рос и застраивался, причем строительство шло и за счет расширения подземной территории и за счет создания новых наземных культовых объектов.

В 50-х гг. появляется наземный Храм Преподобных А. и Ф. Печерских. Позднее, в 60-90 гг. возводятся келейные и трапезный корпуса, кирпичное ограждение и пятиярусное сооружение шатровой колокольни и т.д. И, конечно же, венчает это строительство создание великолепного Черниговского храма.

Черниговский храм

В скит в те времена стекались паломники со всей России! Особенно известным монахом являлся Варнава (в миру — В.И.Меркулов), к которому за советом и поддержкой обращался и сам Николай Второй после Кровавого воскресенья 1905 года. Обладая даром прозорливости и умения исцелять, Варнава помог многим страждущим, принимая в день по несколько сотен человек. Для каждого у него было доброе слово и мудрый совет, сочувствие и соучастие. Впоследствии Варнава был канонизирован, а его мощи обрели покой в Черниговском соборе.

Первый этаж келейного корпуса строится с южной стороны скитской территории в первой половине 60-х гг. 19 века, в 70-х гг. к нему надстраивается второй этаж. К концу 80-х на западной стороне, вдоль оград появляется двухэтажный трапезный корпус.

Угловая башня и ограда Черниговского скита

В 90-х гг. сооружается скитское ограждение и с восточной стороны вырастает колокольня, состоящая из пяти ярусов (арх.А.Латков). Как пристрои к колокольной башне с двух ее сторон появляются две церкви – Николая Чудотворца и Константина с Еленой. В начале 20 века параллельно восточной ограде возводится еще один келейный корпус.

Колокольня Черниговского скита

После революции Черниговский скит закрывается, все монахи переводятся в Гефсиманский скит, но и тот вскоре превращается в клуб для глухонемых. В 50-х гг. 20 столетия территория бывшего Гефсиманского скита переходит в руки военного ведомства, что приводит к уничтожению оставшихся скитских строений, на месте которых появляются военно-учебные корпуса, существующие и поныне.

А территория Черниговского скита использовалась то под тюрьму, то под инвалидный интернат, то под складские помещения. В начале 90-х возрожденный скит приписывается к Сергиевой Лавре, однако из-за малочисленности насельников часть скитских помещений в начале 21 столетия было отдано интернату для детей-инвалидов.

Что посмотреть в Черниговском скиту

Архитектурный комплекс монастыря окончательно сформировался к концу 19-началу 20 века. Все сооружения монастыря находятся на территории правильного прямоугольника, растянутого между севером и югом. Среди многочисленных зеленых насаждений размещаются симметрично построенные сооружения.

Пещерные храмы

В Черниговском скиту имеется три пещерных церковных сооружения. Имейте в виду, что их посещение платное.

Самой древней пещерной церковью является Михаило-Архангельская церковь, преобразованная из сооруженной юродивым Филиппушкой часовенки в 1851 году. Со временем этот храм расширился. Первая подземная церковь стала алтарем храма, к которому присоединилась построенная чуть позже пещерная трапезная – просторная и ограниченная сверху потолочным сводом.

Подземный храм Архангела Михаила

В Архангельской церкви можно увидеть необыкновенную роспись, которая восстановлена талантом и терпеливым трудом реставраторов.

Позднее сооружается Печерская церковь (Антония и Феодосия Печерских), которая является преемницей первого Печерского наземного деревянного храма 50-х гг.19 века. Подземная церковь в честь Печерских появилась в отдаленной части скита во второй половине 80-х гг.19 столетия.

В конце 19 столетия позади алтаря Архангельского храма появилась пещерная Иверская часовня, которая послужила погребальным местом Св.Варнавы. А сегодня здесь покоится блаженный Филипп, первый создатель пещер.

В пещерном отделении

В советские времена, когда скит был закрыт, все эти подземные храмы был частично затоплены. Восстановление и новое их освящение произошло в первое десятилетие нынешнего столетия. В пещерных помещениях находится родник с целебной водой. Эта вода очень мягкая и вкусная.

Войти в пещерные помещения можно с южной части Черниговского собора. Экскурсии для туристов проводят сами монахи.

Наземные храмы

Доминантой скитского архитектурного комплекса является Черниговский или Чернигово-Гефсиманский храм, сооруженный в конце 80-х гг. 19 столетия в псевдорусском стиле. Именно под этим пятиглавым краснокирпичным храмом находятся помещения подземных пещерных сооружений, созданных ранее.

Красота «псевдорусского» стиля в архитектуре Черниговского храма

Над первым подземным храмом долгое время находилась деревянная церковь, но со временем она обветшала, и было решено заменить ее на каменный храм. Проект нового храма был разработан архитектором Н.Султановым. Строительство Черниговского храма шло около 10 лет, и весь этот период сама подземная Архангельская церковь продолжала функционировать.

Черниговская современная церковь имеет два придела – Ильинский и Борисоглебский. А в самом храме находится список утраченной в 30-х гг. иконы Черниговской богоматери и мощи Преподобного Варнавы.

Иконостас Черниговского храма

В северной стороне от Черниговского храма когда-то находился монастырский погост, на котором сохранились захоронения русских философов К.Леонтьева и В.Розанова.

Надвратная церковь Константина и Елены была сооружена параллельно с возведением колокольни и находится в ее пристрое с северной стороны. Ее можно опознать по алтарной апсиде и шатровому завершению.

А в южном пристрое колокольни над восточными воротами находится аналогичная Церковь Николая Чудотворца, построенная также вместе с самой колокольней. Эта церковь была восстановлена в скиту, после возвращения его верующим, самой первой.

Колокольня Черниговского скита с боковыми церковными пристроями

Сегодня при Черниговском монастыре работает воскресная школа для местных жителей. А в лавке можно приобрести продукцию скитского производства – это и мед с маслом, и пирожные с тортами. На любой вкус. Вырученные средства пойдут на дальнейшую реставрацию и содержание монастыря.

Киновия Боголюбская

Через несколько лет, после того, как пещерное отделение было сооружено и подземная Церковь Архангела Михаила начала проводить богослужения, блаженный Филипп уходит из скита на выбранное им место в близлежащих окрестностях. Там он начинает создание Киновии (с греч.- «общежитие»), посвященной иконе Боголюбской Богоматери.

Киновия Боголюбская в Сергиевом посаде

Киновия, предназначенная для захоронения монахов из Троице-Сергиевой лавры, возводилась на дарственные средства купчихи Логиновой. Закончено строительство двухэтажной двухпрестольной церкви было к началу 60-х гг 19 века. Престол Боголюбской иконы находился на втором этаже. Около церкви устраивается кладбищенская территория Сергиевского монастыря.

На первом этаже Киновии впоследствии был захоронен Преподобный Филипп. Со временем его останки переносятся в Иверскую часовню пещерного отделения.

Боголюбская Киновия до революции

А созданная им церковь развивалась, превратившись в новую процветающую монашескую обитель, обнесенную каменой стеной, в которой находились Святые ворота. Ко времени революции на территории обители стояли келейные деревянные корпуса, один из них был даже трехэтажным, двухэтажная каменная трапезная, имелся скотный двор.

После революционных событий здесь не осталось камня на камень в прямом смысле, ибо даже из надгробных плит некрополя новые власти мостили дороги. К моменту возвращения этого святого места православной церкви, здесь стояли только остатки каменного одноглавого храма с колокольней, построенные когда-то в псевдорусском стиле.

Храм Киновии в постсоветский период

Сегодня храм восстанавливается и в нем уже проводятся литургии. На месте бывшего некрополя установили Поклонный крест.

Установление Поклонного креста около восстанавливаемой Киновии Боголюбской

Как добраться до Чергиновского скита

Как уже говорилось, ансамбль Гефсиманско-Черниговского скита расположен на окраине города, но с учетом того, что город-то совсем невелик, окраина находится довольно близко.

Вход на территорию

Вариант первый. Если ехать на машине от Сергиевой Лавры, то удобнее воспользоваться услугами навигатора. При его отсутствии нужно ехать следующим образом: с Красногорской площади проехать всю улицу К.Маркса (она идет перпендикулярно проспекту Красной Армии – памятник Ленину остается слева) и свернуть вправо – на Вифанскую улицу, которая прямо выведет к Парку «Скитские пруды».

Скитские пруды осенней порой

Далее, в самом конце парка, уйти перпендикулярно налево по улице Замышляева, а после Памятника Созидателям ядерного щита России уйти направо по Весенней улице вдоль каменного ограждения и вскоре повернуть налево вдоль той же ограды. Сразу же после пруда слева — поворот к Черниговскому скиту. Там находится удобная парковка.

Подъезд к Черниговскому скиту с улицы Замышляева

Вариант второй. Можно проехать и по-другому. С улицы К.Маркса на Вифанскую, затем в переулок Карбушинский (второй слева после железнодорожного переезда). Далее будет резкий поворот направо на Огородную улицу, которая переходит в Новоогородную, а та, в свою очередь, переходит в улицу Гефсиманские пруды, по которой и движемся до самого конца.

Ул.К.Маркса Сергиева посада

Вариант третий. Если у вас нет автомобиля, то от Сергиево-Посадского вокзала на 38 автобусе всего за 15 минут можно доехать до остановки «Поворот на Смену», или на маршрутке до пос.Ферма.

Вариант четвертый. А при наличии сил и времени, от Лавры к Скиту менее чем за час можно дойти и пешком. Зато по дороге можно ближе познакомиться с этим небольшим, но уютным городком, и сделать свои собственные туристические открытия и неповторимые фотографии. Начинать пешеходное передвижение нужно, также как и на машине, с ул.К.Маркса. Далее по старинной Вифанской улице дойти до поворота на 1-ю Каляевскую улицу.

Вифановская улица

Затем, более никуда не сворачивая, нужно идти вперед. Ваш путь пройдет через живописнейшую парковую зону «Скитских прудов», из которых надо выйти к Памятнику Созидателям ядерного щита России.

Памятник Создателям ядерного щита России

А далее, вдоль ограды, которая должна быть все время слева, вы в скором времени окажитесь у Черниговского скита.

Контакты

Гефсиманский Черниговский cкит
находится на восточной окраине Сергиева Посада Московской области
в 3 км от Лавры между посёлками Ферма и Киновия по адресу:

141307 Московская область, Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1

Внимание!

Основной номер канцелярии Скита:
8 (496) 549-25-28
Телефон/Факс
8 (495) 995-30-17

Просьба звонить с 8:30 до 17:00

Электронная почта: info@gefsimaniya.ru

Официальная страница в сети «В контакте».

Вниманию руководителей паломнических групп!

Если в вашей группе представлены инвалиды-колясочники, испытывающие затруднения при входе в храм, то вам нужно заранее сообщить об этом при заказе экскурсии, чтобы мы могли оказать содействие в этом вопросе.

Добраться от Москвы до Сергиева Посада можно пригородным автобусом №388
(станция метро ВДНХ) или электричкой (с Ярославского вокзала), от вокзала Сергиева Посада до скита – автотранспортом:

Автобус №38
Примерно раз в час: 5:45, 6:50, 7:50, 9:05, 10:50, 11:55, 13:10, 14:30, 15:30, 16:36, 17:36, 19:05, 20:10, 21:15. Выйти через 15 мин на остановке «ул.Каляевская».

Маршрутки и автобусы до пос. Ферма (№7, №18), Лоза (№30), №36, №37
Выйти на въезде в Ферму (остановка «КПП»), перейти дорогу и двигаться по ул. Солнечной на север.

Автомобилем
От Лавры – с проспекта Красной Армии по ул. Карла Маркса, далее Вифанской (2 поворот налево с указателем после ж/д переезда) и Новоогородной до указателя «НИИРП» для поворота направо.

С Ярославского шоссе – на запад от развилки 73 км на Глинково.

Реквизиты для добровольных пожертвований:

Московская область, Сергиев Посад
ул. Гефсиманские пруды, 1
ИНН 5042046503
КПП 504201001
р/с 40703810204800140648

ПАО Банк «Возрождение» (г. Москва)
БИК 044525181
КПП 504202001
к/с 30101810900000000181

Желающие помочь развитию Воскресной школы при ските могут перечислить пожертвования на тот же р/с, с указанием «на содержание Воскресной школы».

Братья и сестры!

Вы можете оставить свой отзыв о посещении скита,
передав свои впечатления тем, кто только собирается его посетить.

Также замечания и пожелания ждём на info@gefsimaniya.ru.

Гефсиманский Черниговский Скит

Гефсиманский Черниговский Скит является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви. Скит основан в 1844 г. наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры прп. Антонием (Медведевым) при деятельном участии свт. Филарета (Дроздова). В 1847 г. при ските основано Пещерное отделение блаженным схимонахом Филиппом. Уединённая живописная местность привлекала монахов, жаждущих безмолвия, и скит вскоре стал местом тихого пристанища для более чем 400 монахов. После революции 1917 г. скит, как и большинство храмов и монастырей России, был закрыт. Монашеская жизнь вновь возродилась в скиту в 1990 г.

«Скит» (на коптском языке «шиет») – пространная равнина. Так называлась дикая песчанная местность в Египте, начало пустынножительства в которой положил прп. Макарий Египетский в IV в. Впоследствии этим же именем стали называть подобные уединённые места, устраиваемые при некоторых монастырях для искавших безмолвия и жаждущих более сторого подвижничества монахов. Гефсиманским скит назван в честь Иерусалимского сада, где погребена Богоматерь, а Черниговским – в честь Её чудотворной Черниговской иконы, прославившей скит в конце XIX века.

Теперь скит открыт для паломников, желающих поклониться его святыням, и всех, кто хочет узнать историю монастыря, увидеть его достопримечательности – пещерные храмы, монашеские кельи и святой источник. Помимо пещер скит известен уникальным архитектурным ансамблем храмов, построек и монастырских стен, сохранившихся доныне.

Переступая порог святой обители, следует помнить, что скит — особый дом молитвы, уединения от мира. Уважая святость места сего, следует знать и выполнять несложные правила: необходимо сохранять скромный и благопристойный вид. Мужчинам нужно быть в рубашках и брюках, женщинам — в юбках и с покрытыми головами. Женщины в брючных костюмах, джинсах или коротких юбках могут получить юбку при входе в храм.

Черниговский скит

Черниговский скит находится в трех километрах к северо-востоку от Сергиево-Посадской свято-Троицкой обители.

Прародителем Черниговского скита исследователи считают Гефсиманский скит, не дошедший до наших дней. В середине девятнадцатого столетия здесь начинают возводить свои кельи несколько монахов. Исаковская роща стала домом и для московского ради Христа юродивого — Филиппушки, который собственноручно начинает сооружать подземную келью. Братия строит церковь, куда в последствие будут приходить за утешением и советом сонмы верующих, в том числе сильные мира сего. Император Николай II посетил скит в качестве паломника в 1905 году.

Скит был принудительно закрыт с приходом большевистской власти. На территории монашеской уединенной обители разместили тюрьмы, складские помещения, а затем интернаты для инвалидов.

В начале 1990-х годов Черниговский скит начал постепенно возрождаться. Несмотря на то, что сегодня он приписан к Свято-Троицкой Лавре, большую часть комплекса, в том числе кельи и монашеские корпуса, колокольни и подземные церкви, занимает детский интернат инвалидов.

Главной достопримечательностью скита признана подземная церковь, которая к текущему моменту полностью реставрирована. Надпещерный храм был построен здесь под руководством инженера-архитектора Султанова в 1886 году. Келейные корпуса сооружены в начале ХХ столетия.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Видео: Черниговский скит

Основные моменты

Черниговский скит раскинулся на севере Сергиева Посада, в поселке Каляева. Монастырские постройки стоят на берегу пруда, напротив бывшего Гефсиманской обители, к которой он некогда был приписан, из-за этого скит часто называют Черниговско-Гефсиманским. Однако, то немногое, что осталось от старого Гефсиманского скита, недоступно, так как находится на территории воинской части, за внушительной стеной.

Комплекс Черниговского скита очень интересен для осмотра. Он выстроен в псевдорусском стиле из красного кирпича и состоит из надземных построек и подземного комплекса, созданного по примеру Киевско-Печерской лавры. Экскурсии по монастырю идут одна за одной, так как желающих побывать здесь много.

На территории скита продают вкусную монастырскую выпечку и несколько видов кваса. Многие приезжают сюда, чтобы набрать воды из источника. Это можно сделать во время подземной экскурсии или прямо из трубы в деревянной часовне. В Черниговском ските хорошо провести пару часов — отрешиться от городского шума и суеты, покормить уток в пруду и просто отдохнуть в живописном месте.

В 1843-1844 годах при Троице-Сергиевской лавре основали отдельный Гефсиманский скит. В российском православии издавна существовала традиции строительства пустыней при монастырях. В таких местах обычно селились послушники и монахи, которые хотели большего уединения. Как правило, они жили, приняв обет строгого молчания, и усердно молились богу.

В 1845 году в Исаковской роще, на противоположной стороне Скитского пруда, начали строить деревянные кельи для отшельников Гефсиманского скита. В отличие от монахов из лавры, они не получали жалования, и одежда им доставалась «из рухлядной». Помимо ежедневных богослужений поселившиеся здесь насельники работали на огороде и в фруктовом саду.

Сохранилось имя первого отшельника нового скита — Гавриил. О нем написано в письме, которое митрополит Филарет (Амфитеатров) отправил наместнику Троицко-Сергиевской лавры архимандриту Антонию. Филарет лично распорядился построить отшельнику деревянную келью.

В 1847 году в Черниговский скит из лавры пришел жить блаженный Филиппушка. В мирской жизни его звали Филипп Хорев (1802-1868), и родился он в семье крестьян из Владимирской губернии. Ради христианского подвижничества Филипп оставил жену и двоих детей и отправился странствовать по России, ведя очень аскетичную, полную лишений жизнь. Он часто голодал, носил тяжелые вериги и путешествовал с железным посохом, который весил целый пуд.

В Гефсиманской обители Филипп жил, как тогда говорили, Христа ради, то есть только на подаяние. Поселившись в лесной сторожке зарождающегося скита, он попросил разрешения у настоятеля выкопать «погребок» и взял себе в помощь двух монахов. Постепенно они вырыли целую пещеру. Ее центральная часть служила общей молельной комнатой или подземной церковью, которую позже освятили в честь Архистратига Михаила и других бесплотных сил. Это была обшитая деревом землянка, немного выступавшая над поверхностью земли. Квадратное в плане помещение для лучшего освещения имело окна.

В стороны от пещерного храма отходили коридоры или ходы, ведущие к крохотным монашеским кельям. Когда все помещения были готовы, каменщики, которых прислали из Троицкой лавры, укрепили их стены и своды кирпичом. Через три года в скит пришли сыновья Филиппа и тоже остались здесь монахами.

В 1852 году в подземной церкви, благодаря архимандриту Антонию, появилась икона Богоматери Черниговская, которую верующие считали чудотворной. По названию этого образа отделившийся от Гефсиманской обители новый монастырь получил свое имя. В народе стали говорить о нем, как о «Черниговском ските», а в церковных бумагах обозначали, как «Пещерное отделение Гефсиманского скита».

В это же время же в обители появился Василий Ильич Меркулов (1831-1906). Через пять лет он стал выполнять поручения настоятеля, как послушник, а в 1866 году его постригли в монахи и нарекли именем Варнава. Со временем наместник Троицко-Сергиевской лавры назначил Варнаву духовником разросшегося комплекса Черниговских пещер.

В 1856-1857 годах над пещерами появилась деревянная церковь, которую освятили в честь Антония и Феодосия Печерских. Большие строительные работы на территории скита провели еще через 30 лет, и надземные деревянные строения уступили место каменным. Здесь построили новый пятиглавый храм, корпуса для братии и высокую стройную колокольню с двумя церквями. На рубеже XIX — XX веков обитель испытывала большой наплыв паломников, и количество монахов Черниговского скита выросло до четырехсот.

Монахи и местные жители очень почитали духовника монастыря отца Варнаву. Его авторитет был так велик, что в Черниговский скит приходило много верующих из разных концов страны. Они хотели исповедаться, поговорить с отцом Варнавой и получить его совет или наставление. В начале 1905 года к старцу приезжал российский император Николай II.

Черниговский скит жил по строгому монастырскому уставу. Женщин на его территорию не пускали, и даже по время воскресных богослужений в монастырские храмы приходили одни мужчины. Лишь один раз в году, когда православная церковь отмечала взятие Богоматери на небеса, в обитель на церковную службу могли попасть женщины.

Когда наступила советская власть, Черниговский скит закрыли, а его монахи и послушники стали жить в Гефсиманской обители (1921 год). Однако, продолжалось это недолго, и через три года этот монастырь тоже ликвидировали. Главную святыню скита — Черниговскую икону перенесли в Москву, в Сергиевскую церковь, которая располагалась в Рогожской Ямской слободе.

Территорию и строения Черниговского скита местные власти использовали для разных целей. Какое-то время здесь размещались тюрьма, детская колония, а потом — интернат для слепых и слабовидящих. После войны в обители находились интернат для инвалидов, получивших увечья в бою, складские помещения промторга города Загорск и ПТУ-интернат, где проходили обучение дети-инвалиды.

В 1970-е годы подробное архитектурное исследование зданий Черниговского скита провела Е.Н. Подъяпольская. Она использовала документы, сохранившиеся с дореволюционных времен. Много сведений о монастыре содержалось в книге «Гефсиманский скит и пещеры при нем» (1899 год), а также страховых бумагах Троицко-Сергиевской лавры, оформленных в 1910 году.

В 1990 году была возрождена жизнь мужского монастыря, созданного при лавре. Но долгое время на территории одновременно с монахами находился интернат, где жили дети-инвалиды.

Черниговский скит сегодня

Доминантой архитектурного ансамбля обители считается верхний храм Черниговской Богоматери (1886-1889 годы). Ниже него находится более старая пещерная церковь. Все постройки монастыря выполнены в традициях псевдорусского стиля и смотрятся очень гармонично.

Автором проекта верхнего храма является русский архитектор и гражданский инженер Николай Владимирович Султанов, посвятивший много сил исследованию византийского стиля. Хотя верхнюю церковь достроили в 1889 году, отделочные работы в ней продолжались еще 8 лет, и только после этого главный престол был освящен.

Когда строилось массивное здание пятиглавого двухсветного храма, находящийся под ним пещерный комплекс нисколько не пострадал. Это говорит об отличных инженерных навыках проектировщиков. В наши дни верхний и пещерный храмы хорошо отреставрированы и выглядят великолепно.

Неподалеку от входа в верхний храм можно увидеть икону Богоматери «Молящаяся», которая написана по металлу. В годы антирелигиозной пропаганды этот образ использовали в качестве мишени. Это можно понять по сохранившимся на поверхности иконы следам от пуль. Кроме того, в храме находятся два списка с почитаемой верующими Черниговской иконы Божией Матери.

Слева от верхнего храма, на возвышенном месте раскинулся монастырский погост. Сегодня здесь находятся восстановленные и отмеченные большими крестами и плитами могилы русских философов К.Н. Леонтьева и В.В. Розанова, которые провели последние годы жизни в Сергиевом Посаде. Кроме того, на территории некрополя похоронены монахи и те, кто при жизни был благотворителем или попечителем монастыря.

Выше всех зданий Черниговского скита поднимается шатровая колокольня, появившаяся в 1895 году. Она почти равна высокой колокольне Троице-Сергиевской лавры. К изящному зданию с двух сторон пристроены небольшие храмы, освященные в честь Николая Угодника и святых Константина и Елены.

Живописная пятиярусная колокольня и обе церкви были возведены по проекту Александра Афанасьевича Латкова, работавшего в конце XIX века архитектором лавры. Известно, что колокольню, Никольский храм и церковь Константина и Елены возвели на деньги, пожертвованные местным жителем Г.П. Цуриковым.

На юге скита сохранился двухэтажный корпус для братии, построенный в 1860-1870-х годах. А над западной частью пещерного комплекса возвышается небольшая аккуратная часовня Владислава Сербского. Она закрывает место, где вода, бьющая из подземного источника, выводится наружу. Часовню устроили здесь на рубеже XIX — XX веков. Однако, в 1920-е годы ее разрушили. Последнее здание деревянной часовни с купальней появилось в старом монастыре совсем недавно, в 2016 году. Подземный источник расчищен, и паломники и туристы с удовольствием берут из него воду. Часовня открыта каждый день с 5.00 до 21.00.

Сегодня Черниговский скит обладает статусом подворья Троице-Сергиевской лавры. Богослужение в его храмах проходят ежедневно. Утренняя служба начинается в 6.30 в будние дни и 8.30 по воскресным и праздничным дням, а вечернее богослужение — в 16.45. Для детей верующих здесь работает воскресная школа.

При Черниговском ските создан небольшой кондитерский цех. Его продукция предназначена для монахов. Часть ее продают тем, кто приезжает в обитель на экскурсию. Это разные виды бездожжевого хлеба — ржано-пшеничный, ржано-льняной и кукурузный. Кондитеры также изготавливают вкусные торты с кремами растительного происхождения, куличи, пасхи и другую выпечку.

Паломники и туристы с удовольствием покупают ароматные монастырские квасы, которые, как и хлеб, делают без дрожжей. В ските можно попробовать несколько видов кваса — имбирный, свекольный, петровский (с добавлением хрена и меда), хвойный и витаминный из свеклы, капусты и чеснока. Кроме того, в монастыре продают несколько видов меда, полезное льняное масло, вкусные соленые грибы и квашеную капусту.

Экскурсия в подземелья скита очень интересна. Группы для нее формируют в самом монастырском храме, слева от входа. Подземный архитектурный комплекс состоит из нескольких храмов. Самый старый из них посвящен Архистратигу Михаилу, и его часто называют Архангельской церковью (середина XIX века).

За алтарем этого храма находится небольшая часовня Божией Матери Иверская, возведенная в конце XIX века. Сегодня здесь можно увидеть гробницу, в которой лежит основатель пещерного комплекса блаженный Филипп Гефсиманский, а также гробницу с останками настоятеля Черниговского Скита старца Варнавы. В Иверской часовне чудом уцелели красивые фрески XIX века.

В дальней части пещер расположена церковь Антония и Феодосия Печерских. Подземный храм посвятили верхней деревянной церкви, стоявшей над подземным комплексом в течение 30 лет, с 1856 по 1886 годы.

Аскетичные условия монашеской жизни очень впечатляют! Во время экскурсии по подземельям экскурсоводы показывают маленькие кельи, где раньше жили отшельники. Это очень небольшие по размерам помещения, пол которых выложен досками.

В 1920-х годах, когда Черниговский скит закрыли, все подземные храмы по распоряжению властей затопили. Восстанавливали их уже в 2000-е годы. Торжественное освящение всего пещерного комплекса прошло в 2006 году. А новые росписи подземных церквей выполнили талантливые студенты художественного училища в Абрамцево.

Как добраться

Черниговский скит удален от лавры на 3,5 км к востоку. Он стоит на берегу Корбушинского или верхнего Скитского пруда.

Те, кто хочет добраться до территории монастыря на автомобиле, должны вначале доехать до Троицко-Сергиевской лавры, в центральную часть города. Отсюда, с проспекта Красной Армии необходимо свернуть на Вифанскую улицу, доехать до Верхнего Вифанского пруда, а после него по улицам Мира, Солнечная, Весенняя и Гефсиманские пруды добраться до территории Черниговского скита. Дорога от Троицко-Сергиевской лавры до обители занимает около 8-10 минут (4 км). Следует иметь в виду, что в выходные и праздничные дни, автобусы с паломниками могут занять всю автопарковку возле скита, поэтому придется искать место для машины еще на подъезде.

Тем, кто хочет попасть в Черниговский скит своим ходом, вначале нужно приехать в Сергиев Посад. Из Москвы это можно сделать двумя путями. С Ярославского вокзала столицы до старинного города ходят прямые электропоезда. Кроме того, в Сергиевом Посаде останавливаются все электрички, следующие из Москвы в Александров и Балакирево. Поезда ходят с интервалом в 20-30 минут, и дорога до Сергиева Посада занимает чуть менее полутора часов.

Другой вариант — приехать в город на рейсовом автобусе. Каждые 10-15 минут от автостанции, расположенной возле метро «ВДНХ», в Сергиев Посад ходят автобусы № 388. Если в пути нет пробок, автобусы доезжают до города за 1,10-1,15 ч.

Удобно, что автовокзал Сергиева Посада и железнодорожная станция расположены рядом. До Черниговского скита от этого места остается 5 км. Некоторые туристы приезжают в обитель на такси. Можно также сесть в маршрутку, идущую в микрорайон «Ферма», а от конечной остановки дойти до монастыря пешком. Многие паломники идут до Черниговского скита пешком от железнодорожной станции Сергиева Посада.

Гефсиманский Черниговский скит — это подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, расположенное примерно в 3 км от нее на берегу верхнего Скитского (Корбушинского) пруда в Сергиевом Посаде. Он был основан в 1844 году наместником лавры Антонием (Медведевым). Название напоминает о Гефсиманском саде и о главной святыне скита — чудотворной иконе Черниговской Божьей Матери.

Черниговский храм

Первая пещера в скиту появилась в 1847 году — ее, по подобию пещер в Киево-Печерской лавре, вырыл для себя блаженный схимонах Филипп (известный также как московский юродивый Филиппушка).

В 1851 году в пещерах появляется небольшой храм-землянка Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, над которым в 1856-1857 годах возводится сначала деревянная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, а потом в 1886-1889 годах Черниговский храм, ставший кафедральным.

Черниговский собор — образец классического псевдорусского стиля, популярного в те годы. Все последующие постройки на территории скита, включая высокую изящную пятиярусную колокольню, выдержаны в нем же.

Черниговский храм в Черниговском скиту

Уединенное место пришлось по душе ищущим тишины для молитвы, и вскоре вокруг начинают селиться монахи. Во второй половине XIX века их число достигало 400!

После революции в 1921 году скит был закрыт, в зданиях в последующие годы находились тюрьма, склады, интернат для инвалидов.

В 1990 году в скиту вновь селятся монахи, и чуть позже начинается реставрация.

Сейчас скит могут посетить все, кто желает побывать в храме, в пещерах, набрать воды из святого источника и поклониться могилам великий русских философов Константина Леонтьева и Василия Розанова.

Интерьер Черниговского скита

Главная святыня скита — Черниговская икона Божией Матери — список с Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, находившейся в Троицком Ильинском монастыре недалеко от Чернигова, переданный во второй половине XIX века в скит одной благочестивой женщиной. Первое чудо, связанное с этим образом, было явлено в 1869 году, когда исцелилась парализованная крестьянка. Всего примерно за полстолетия было официально зафиксировано около сотни случаев избавления от болезней. День почитания иконы — 14 сентября по новому стилю (1 сентября по старому).

Икона Черниговской Богоматери

Адрес: Московская область, Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1. Тел.: +7 (496) 549-25-28. E-mail: Интернет: www.skit-chernigovsky.ru Как добраться:
Из Москвы сначала нужно доехать до Сергиева Посада: на электричке от Ярославского вокзала. Время в пути — около полутора часов.
От станции метро «ВДНХ» каждые 15 минут в Сергиев Посад отправляются автобусы № 388. Время в пути — час-полтора.
Далее нужно пересесть на автобус № 38 и ехать примерно 15 минут до остановки «Поворот на Смену», или на маршрутки и автобусы № 36, 37, 7, 18 до поселка Ферма, или № 30 до поселка Лоза, выйти на въезде в Ферму, перейти дорогу и двигаться по ул. Солнечной.

На личном автомобиле из Москвы нужно следовать по Ярославскому шоссе (трасса М8), потом через 45 километров свернуть по указателю на Сергиев Посад. В городе ехать по проспекту Красной Армии, по ул. Карла Маркса, далее Вифанской (второй поворот налево с указателем после железнодорожного переезда) и Новоогородной до указателя «НИИРП» для поворота направо.

Богослужения и требы

С давних времён труды, понесённые в поездке к святыням, считались угодными Богу. Обычная «программа» гостей Черниговского скита состояла из следующих дел:

  • посещение богослужений
  • Исповедь.
  • Причастие.
  • Соборование.
  • поклонение святыням.

Богослужения в соборе Черниговской Божией Матери совершаются ежедневно. Празднование святых следующего дня начинается с вечера предыдущего. Поэтому для участия в Причастии необходимо молиться за вечерней и утренней службой. В настоящее время гостиницы тут нет и ночлег (проживание) возможно только в гостиницах Сергиева Посада.

Исповедоваться можно во время вечерней и утренней служб в скиту или в Лавре — в течение дня. Удобней сделать это заранее, чтобы время Литургии полностью посвятить молитве.

Соборование в Черниговско-Гефсиманском скиту совершается во все дни, кроме воскресений и великих праздников. Узнать, совершается ли соборование в определённый день можно в расписании на официальном сайте скита. Таинство начинается в 12.00 и может длиться до двух часов, в зависимости от количества человек. Священники просят паломников приходить на соборование за полчаса до начала, чтобы успеть записаться в церковной лавке. Желательно одеться в рубашку (платье) с расстёгивающимся воротом, для удобства помазания. Специальной подготовки и каких-либо вещей не требуется.

Кроме соборования, тут совершаются другие требы:

  • крещение;
  • отпевание (над гробом);
  • сорокоусты;
  • поминовения на полгода и год;
  • молебны у Черниговской Божией Матери и мощей прп. Варнавы.

Святыни и экскурсии

В Черниговско-Гефсиманском ските паломники спешат поклониться святыням и побывать на месте подвигов древних монахов, основавших обитель. Даже мимолётное знакомство с этими бесценными сокровищами оставляет долгие воспоминания:

  • Иконы Божией Матери «Черниговская-Гефсиманская». В скитской церкви имеется два списка. К сожалению, сама чудотворная икона, прославившаяся исцелениями в XIX в, была утеряна после закрытия обители. Но не доска и краски, а Сама Богородица творит чудеса, о чём свидетельствуют многочисленные украшения у современных списков иконы, принесённые паломниками в благодарность за исцеления и благодеяния Девы.
  • Камень от гроба Божией Матери был передан в скит как благословение Святой Земли, из Гефсимании Палестинской, где Богородица закончила Свой земной путь.
  • Частицы мощей Киево-Печерских святых — великая святыня, помещённая в небольшую раку. Киево-Печерским подвижникам молятся христиане, одолеваемые скорбями или неудачами.
  • Икона Божией Матери «Молящаяся» — символ покаяния за безбожие и неверие. Во времена разорения скита, эту икону использовали для стрельбы в цель. До сих пор сохранились следы от пуль вокруг кроткого лика Богоматери. Образ, недавно отреставрированный, установлен у входа в церковь.
  • Икона «Нерушимая Стена», на которой временами проявляются лики Ангелов.
  • Мощи прп. Варнавы Гефсиманского — святые останки подвижника XIX в старца Варнавы, жившего в Гефсиманском скиту и знаменитого своей кротостью, умением утешить скорбящих и наставить на правильный путь приходящих к нему за советом. В 1905 г. у него исповедовался последний император Николай II.

После молитвы у святынь паломники направляются к иконной лавке за разрешением посетить пещеры, выкопанные для жилья блаженным схимонахом Филиппом и его сподвижниками. Экскурсовод провожает их в подземелье, где при свете свечей видны бывшие жилища пещерников. Здесь особая атмосфера, создающая смешанное чувство благоговения и удивления. Рассказы о жизни древних подвижников, похожие на сказку, становятся явью при виде мрачных подземелий, освещавшихся их молитвой.

Трапеза и пожертвования

По совершении молитвенных трудов, можно подкрепиться в монастырской трапезной. Насельники скита и Сергиевой Лавры содержат кондитерский цех, где изготавливаются традиционные куличи, постные лакомства, разные виды хлеба. Вся продукция представлена на официальном сайте монастыря. Паломники отмечают вкусный монастырский квас и пирожки, а с собой обязательно набирают квашеной капусты и мёда.

Требы, экскурсии к пещерам и трапеза в скиту, как и Сергиевой Лавре, осуществляются за денежные пожертвования. У некоторых это вызывает непонимание. Следует помнить, что Сам Бог в Библии повелел народу Израиля отдавать часть заработанного на нужды священников, которые не имели права заниматься чем-либо кроме службы в храме.

Отдавая небольшие деньги за бесценную благодать Божию, паломник не только помогает строиться и процветать духовной обители, но и даёт средства помогать неимущим, которые всегда находят в скиту бесплатную помощь и пищу. А их молитва за благодетелей, как известно, наиболее слышна Богу.

Добраться до Черниговского скита можно от железнодорожного вокзала Сергиева Посада на автобусе №38 до остановки «Черниговский скит» или маршрутным такси №7 и 18 до ост. «Ферма». Путь пешком от Лавры займёт около часа, но в ненастную погоду будет затруднён большими лужами на дорогах.

Черниговский скит

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *