Челтер мармара монастырь

Содержание

Монастырь Саввы Освященного

Монастырь Саввы Освященного — Город в пустыне.

Вдохновленные примером праведника, в ущелье возле мертвого потока стали приходить люди, жаждущие подвига духовного. Обживали другие пещеры, молились денно и нощно, и вместе с Саввой, и келейно. Воды не хватало на всех! Но как сказано в тропаре Савве, он слезами возделал бесплодную пустыню.

В видении подвижнику явлено было место, где под землей скрывалась вода. Другое видение огненный столп — указало на удивительную обширную пещеру, словно предназначенную для того, чтоб все братья могли собраться там на молитву. Так появилась первая церковь. И монашеское поселение начало свою историю уже как монастырь Саввы Освященного. Здесь он создал Иерусалимский богослужебный Устав, который используется при православных богослужениях и поныне.

Расцвет монастыря.

К концу своих дней Савва успел увидеть 5 000 своих духовных детей: столько иноков тогда проживало с ним рядом.

Игумен Даниил сравнил кельи обители с небесными звездами — сравнение говорящее, ведь для человека того времени звездам нет числа!

При жизни Св. Саввы монастырь строился и украшался церквями. В 491 г. выросла церковь св. Николая Мирликийского. Чуть позже братья-иноки Геласий и Феодул Исавры задумали и принялись воплощать в камне собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Завершил богоугодное дело Юстиниан Великий. Любопытная деталь: на царских вратах в алтарной части собора изображены не традиционные четыре евангелиста, но святые Савва Освященный, Иоанн Безмолвник, Харитон Исповедник и Евфимий Великий.

На месте руин одного из древних храмов уже в 70-е гг. XX в. игумен Серафим выстроил церковь Собора святых Архангелов.

Всего же на территории Лавры 9 церквей.

Сохранившиеся скиты.

Сейчас можно видеть сохранившиеся скиты:

  • Из самых древних — скит на восточном склоне ущелья.
  • На втором «этаже» — келья Иоанна Безмолвника, почти треть ее — апсида для молений с фрагментами фрески, изображающей трех Вавилонских отроков. Лица мальчиков варварски затерты завоевателями.
  • Пещера Ксенофонта.
  • Скит Иоанна.
  • Башня Аркадия. Возле пещеры, относительно обширной по сравнению с кельями Саввы и Иоанна, позже выстроили башню, от которой осталась лишь восьмиметровая кладка.
  • В одной из пещер жил знаменитый Иоанн Дамаскин. В Лавре он постригся в монахи, здесь прожил полвека и написал свои «Три защитительные слова в поддержку иконопочитания». Вызвавшие бурю в восточном христианском мире, склонявшемся к иконоборчеству.

Крепость.

Юстиниан I, оказывавший покровительство Лавре, сам был отличный военачальник. Он знал, что если молитва и спасает от меча, то в крайне редких случаях. Именно по его указу вокруг монастыря встали крепкие крепостные стены и появилась сторожевая башня, названная Юстиниановой. Византийский властитель словно предвидел грядущие бедствия, грозящие мирной пустынной обители.

В ходе Ирано-Византийской войны кровь христиан залила весь Ближний Восток. Пострадала и Лавра Саввы Освященного. Израиль изнемогал от персидского нашествия, в 614 году был захвачен Иерусалим. А на отдаленную обитель среди пустыни напали уж точно не из религиозных или стратегических соображений. Тут сыграл роль миф о невиданной роскоши христианских монастырей. Пришли за сокровищами, не ведая, что здешние насельники не копят богатств на этом свете. Запыленные камни, потертые рясы да добродетели — вот и все достояние монахов.

Завоеватели от души выместили свое разочарование на беззащитных иноках, у которых не было ничего, кроме чуждого персам имени Христа на устах. 44 монаха были зверски убиты, а кельи их осквернены.

Тогда же погиб и оригинальный, написанный самим Св. Саввой список Иерусалимского Устава.

Арабское завоевание.

Арабское завоевание Палестины 634-638 тоже принесло немало бед. Халифату не было ни малейшего дела до разбойничающих бедуинских племен, которые с удовольствием грабили и убивали всех, носящих крест.

Больше века спустя, в 786 г., история 614 года повторилась с вариациями. На этот раз бедуины осадили Лавру Саввы Освященного. Мирная крепость держалась месяц и не сдалась, но была взята штурмом. Снова святыни обагрились кровью монахов и почернели от огня. И если б не помощь Константинополя, монастырь так и остался бы среди пустыни мертвым памятником собственным монахам.

В 1187 г. Иерусалим был завоеван султаном Салах ад-Дином, и все храмы города превратились в мечети. Но упрямая Лавра в пустыне — полуразрушенная и потерявшая множество своих иноков, так и осталась христианской обителью.

Жизнь Вечная.

Крепость, хранимая не только стенами, но и верой, иначе не скажешь. И все же слова о том, что монашеская жизнь здесь никогда не прерывалась, звучат неточно. Около 1440 г. Лавра была оставлена насельниками, которых измучили бесконечные бедуинские набеги, и около сотни лет стояла пустой. Османское правительство Сулеймана II позволило вновь заселить монастырь Саввы Освященного и подтвердило свое решение охранными грамотами. С тех пор обитель пережила еще один разрушительный набег бедуинов в 1834 и землетрясение в 1837 гг. В 1840 на средства государства Российского разрушения были устранены, а стены укреплены контрфорсами.

Монастырь Саввы Освященного (Мар Саба) в Палестине

… И есть дивно мѣсто и несказанно отнудь. И ту есть гробъ святаго Савы посредиѣ церквий тѣх трий, вдалее отъ великия сажень 4. И есть теремець над гробомъ святаго Савы; учинено красно. Ту же лежат мнози святии отци, телесы яко живи: святый Иоаннъ епископъ Исихастъ ту лежить, святый Иоаннъ Дамаскинъ ту лежит, и святый Феодоръ Едесский ту лежитъ и Михаилъ сыновець его, Афродитианъ святый ту бежит, и инии мнози святии ту лежат, телесы яко живи; и благоухание от них исходить несказанно. И видѣх кладязь святаго Савы, егоже показа ему в нощи осля дикое в потоцѣ том, противу келии его; пихом от кладязя того воду сладку и студену зѣло.

Житие и хождение игумена Даниила из Русской земли

Как гласит официальная израильская статистика, россияне занимают второе место по количеству визитов в Израиль, лишь немного уступая по этому показателю США. Причем, если американцы зачастую просто приезжают посетить родственников или живут «на две страны», то треть наших сограждан уверенно едут в Израиль с целью посещения Святых мест. Отмена виз вызвала в этой стране настоящий бум туристических поездок из России: в 2012 г. пересекло границу почти 600 тыс. россиян.

С православными паломниками работает большое количество туристических агентств, для которых такой поток стал серьезным источником дохода. Однако, туризм как и любой бизнес стремится к унификации, конвейеру, массовости, превращая паломнические туры в череду стандартных посещений Храма Гроба Господня, многочисленных Святых мест Иерусалима, изредка затрагивая окрестности — Назарет, Галилейское море и место Крещения на р. Иордан.

Многочисленные Святыни Святой Земли остаются без внимания, в том числе и по политическим причинам: они располагаются на территории Палестины, чье существование официальный Тель-Авив не признает. Даже гражданам Израиля, к которым относятся гиды, водители автобусов, посещение территории, находящейся под арабским контролем правительством запрещается. Поэтому, если мимо Вифлеема пройти не удается никак, то многие монастыри, да и памятные места остаются почти без внимания израильских туроператоров.

К таким можно отнести г. Каранталь неподалеку от Иерихона (место, где Иисус Христос постился в пустыне), могилы Праотцев и Мамврийский дуб в Хевроне, колодец Иакова в Наблусе и многие другие. Поэтому для того, чтобы проникнуться духом Святой Земли по-настоящему, лучше перемещаться самостоятельно, или, договорившись заранее, воспользоваться услугами насельников многочисленных русских монастырей в качестве проводников.

Историческая Палестина очень невелика по размеру и испещрена разветвленной сетью автомобильных дорог, поэтому, если позволяют средства и есть возможность хорошо подготовиться к поездке — лучше взять напрокат автомобиль, что можно сделать прямо в аэропорту. Наш сегодняшний разговор пойдет как раз о месте, добраться до которого на туристическом автобусе невозможно — о Лавре св. Саввы Освященного, крупнейшем монастыре Иудейской пустыни, воспитавшем сотни подвижников, Отцов Церкви, праведников и исповедников.

К сожалению, прекрасная Лавра не пользуется большим вниманием паломников не только из-за ее некоторой удаленности от стандартных туристических маршрутов. Ведь наши паломники — это, в основном, женщины, а им на территорию монастыря вход запрещен. Мужчинам же позволяется не только осмотреть Лавру, но и, при желании, остаться там на некоторое время для участия в полном монастырском цикле богослужений.

Кстати, этот самый цикл, который известен у нас как Иерусалимский устав, был разработан св. Саввой именно здесь, и в библиотеке монастыря монахи бережно хранят ранний список Типикона — оригинал погиб во время нашествия на Палестину персидского царя Хосрова II Парвиза в 614 г.

Общежительная Лавра была основана св. Саввой, прибывшим сюда из Каппадокии в поисках уединения. Он отрыл пещеру и взялся за монашеский подвиг вдали от людских глаз. Однако со всего Ближнего Востока к нему стекались последователи, поэтому в 484 г. была учреждена Лавра — монастырь, в котором монахи жили в простирающейся на многие километры вокруг пустыне и собирались лишь раз в неделю для совместного Богослужения.

Для этого еще при жизни основателя были построены церковь св. Николая Мирликийского (491 г.) и величественный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (начало VI в.). В дальнейшем появились трапезная, сторожевая башня и стены, возведенные при императоре Юстиниане, мощехранилище, располагающееся под полом центрального собора. Вокруг Лавры все окрестные безжизненные холмы покрыты небольшими пещерами, в которых и жили насельники. Одна из них выделяется железной решеткой с буквами, А и С — в ней на протяжении десятков лет подвизался св. Савва.

Нетленные мощи основателя находятся в Благовещенском храме сравнительно недавно. Сначала его гробница располагалась в небольшой купольной усыпальнице на центральной площади монастыря. Однако в 1256 г. мощи св. Саввы были вывезены в Венецию крестоносцами и помещены в церковь Сан Антонио. 12 ноября 1965 года мощи были возвращены в Лавру Саввы Освященного в качестве жеста доброй воли папы Павла VI. По сей день в Венеции находится монашеский крест преподобного Саввы, сделанный, по преданию из Древа Животворящего Креста Господня.

В Лавре св. Саввы сделано все для того, чтобы полностью отрешиться от мира. Нет электричества, не работает сотовая связь. Основные постройки монастыря окружены величественной каменной стеной. Устав совершается не по израильскому времени, а по византийскому, которое определяется по солнцу. Некоторые немногочисленные паломники из России, Греции, Румынии живут там по несколько недель, насколько позволяет виза.

Богослужение происходит ночью. В обычные дни оно начинается примерно в 1.30 ночи и продолжается до 6.30. В особо торжественные и праздничные дни ночная служба начинается около 23.00 (по израильскому времени). Оно совершенно чудесно. Даже не зная греческого языка, осознаешь, что дотронулся до одной из тех тонких струн, на которой еще пока висит над бездной наш многогрешный мир. Русских монахов всего двое, поэтому, они обязательно попросят вас прочесть за богослужением пару внушительных пачек записок на кириллице, которые подают паломники. В основном, конечно, русские, но очень много грузинских и сербских.

Кстати, в Лавре св. Саввы, в отличие от большинства церквей на Ближнем Востоке, глубокая исповедь и приготовление к таинству Святого Причащения не являются формальностью. Исповедует всегда сам игумен Евдоким на греческом языке под перевод русского насельника, как правило, у себя в кабинете. Игумен является опытным духовником, к которому ходят исповедовать грехи многие палестинские священники из окрестных городов и деревень.

Одна из величайших святынь монастыря — гробница и пещера Св. Иоанна Дамаскина. Именно в ней он проживал с 706 г. вплоть до своей кончины в 780 г. в возрасте 104 лет и написал большинство своих произведений, благодаря которым стал известен по всему православному миру. На иконах его часто изображают в головном платке, столь похожем на палестинский.

Утром, после скудной трапезы, врата монастыря открываются для немногочисленных посетителей, и до заката туда можно попасть. Если вдруг привратник куда-то отошел — можно позвонить в колокольчик и подождать: братия, скорее всего, на трапезе.

Монастырь очень популярен не только среди местных палестинских христиан, но и мусульман, поскольку до самого недавнего времени кормил жителей близлежащих деревень. Мальчишки из соседней деревни Убедийе играют вокруг Лавры, да и степенные отцы семейств тоже любят посидеть у башни Юстиниана, любуясь красотой пустынных пейзажей и слушая шум воды маленькой речки, протекающей в Кедронском ущелье под стенами обители.

Добраться до Лавры можно следующим образом. Если у вас есть автомобиль, то из Иерусалима можно ехать в сторону Иерихона до развязки Маале Адумим, на ней направо, еще раз направо через блокпост в селение Абу Дис, а уже в нем на перекрестке с круговым движением повернуть налево. Ехать по серпантину до авторазборки, минуя, а за ней налево по очень крутому подъему, затем опять налево, следуя указателю на Вифлеем. Там вскоре появятся и коричневые указатели Mar Saba.

Можно приехать и из Вифлеема, там указатели появляются даже в центре города, опять же, всегда можно спросить у местного населения. Если же машины нет, то любой палестинский таксист довезет вас из Иерусалима или Вифлеема. Выехать из монастыря после ночной службы тоже проблем не составит — кто-нибудь из монахов обязательно поедет в город.

Словарь Правмира – Монастырь, монашество

История монастыря

Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того, как вокруг отшельника начали селиться ученики.

Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нем были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой.

Купола и контрфорсы Мар Саба

К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков.

Преподобный Савва Освященный дожил до 94 лет, из них 86 в отшельничестве и монастыре, и был погребен в лавре.

В монастыре есть усыпальница в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 г.

Черепа монахов, принявших мученическую смерть

По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь.

Для своей матери, Софии, Савва, рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню», которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой.

Во время арабского завоевания Палестины (636 г.), ситуация вокруг христианских монастырей постепенно ухудшалась. Власти халифата практически не контролировали действия отдельных бедуинских племен, промышлявших разбоем и грабежом в первую очередь христианского населения.

В 786 г. бедуины после месячной осады взяли лавру штурмом. Святыни были разграблены и поруганы, а монахи поголовно вырезаны.

Обитель вновь была восстановлена за счет помощи Константинополя.

В 1187 г., после завоевания Иерусалимского королевства Саладином, лавра св. Саввы опять серьезно пострадала, часть монастырских построек была разрушена и погибло множество монахов.

В начале XII в. лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней:

Будучи не в силах противостоять постоянным набегам бедуинов, последние насельники лавры покинули ее еще до 1440 г. и она простояла необитаемой около 100 лет, пока власть в Палестине не перешла к туркам-османам. Охранные грамоты Сулеймана II позволили монахам возобновить деятельность лавры.

Монастырь был снова разрушен и разграблен бедуинами в 1834 г. и землетрясением 1837 г.

В 1840 г. на средства России монастырь был восстановлен и укреплен контрфорсами.

В настоящее время обители проживают 15 монахов — греки, румыны и один русский.

Монастырские строения

Церкви

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы (кафоликон лавры)

Строительство было начато между 494 и 501 гг. братьями Геласием и Феодулом Исаврами. Завершена постройка была императором Юстинианом Великим. При императоре Иоанне VI была выполнена реставрация собора.

Первое описание церкви составлено современником преподобного Саввы Кириллом Скифопольским. Собор каменный, однонефный, однокупольный, перекрыт крестовыми сводами, длина 27 м.

К западной части пристроен притвор размерами 3,65 х 6,1 м. Купол опирается на шесть колонн, встроенных в продольные стены здания. Западный вход украшен фронтоном с греческой надписью: «ΙΕΡΑ ΛΑΥΡΑ ΣΑΒΒΑ ΤΟΥ ΗΓΙΑΣΜΕΝΟΥ» (святая лавра Саввы Освященного).

Внутри стены собора украшены фресками, пол вымощен чёрным и белым мрамором, вдоль боковых стен установлены стасидии.

Алтарная часть отделяется от основного пространства резным позолоченным иконостасом на царских вратах которого вместо четырёх евангелистов изображены известные палестинские подвижники (Савва Освященный, Харитон Исповедник, Евфимий Великий и Иоанн Молчальник).

В алтаре хранятся мощи преподобного Ксенофонта и сыновей его Аркадия и Иоанна. После возвращения в 1965 г. из Венеции мощей святого Саввы они были помещены в соборе в стеклянной раке.

Пещерная церковь Николая Чудотворца

Церковь Собора святых Архангелов

Построена в 1970-е гг. по инициативе игумена Серафима на месте несохранившейся древней церкви (следы её кладки видны на южной стороне здания). Церковь двухэтажная, однокупольная.

Церковь Софии (матери Саввы Освященного)

Часовни

Часовня-усыпальница Саввы Освященного

Построена в VII в. для хранения мощей основателя лавры. В 1256 г. его мощи были вывезены в Венецию и после возвращения в 1965 г. в обитель были помещены уже в Благовещенском соборе.

Гробница святого Саввы

Часовня имеет шестигранную форму и купольный свод. Вход в часовню расположен на восточной стороне, он украшен порталом с двумя колоннами, увенчанными резными капителями.

Рака с мощами святого Саввы в Благовещенском соборе

Над порталом находится греческая надпись: ‛Ο τάφος του ‛αγίου Σάββα (Гробница святого Саввы). Юго-западная стена часовни глухая, на остальных имеются окна.

Часовня Иоакима и Анны и третья келья Саввы Освященного

Часовня Георгия Победоносца

Часовня Иоанна Крестителя

Часовня Симеона Столпника в Женской башне

Расположена в одной из трёх комнат Женской башни, лишена внутреннего убранства, имеется лишь небольшой алтарь.

Часовня Иоанна Златоуста

Скиты

Скит Саввы Освященного (первая келья Саввы)

Расположен к юго-востоку от монастыря в естественной пещере. Согласно жития святого Саввы, это место для духовных подвигов было указано ему ангелом.

В пещере имеется каменная скамья и место для молитв в вырубленной полукруглой нише, напоминающей апсиду. Размеры пещеры 5,5 х 3,2 м, высота 2,7 м.

Скит Иоанна Молчальника

Пещерные кельи к северу от монастыря на восточном берегу Кедрона. В первой половине VI в. в ней проживал преподобный Иоанн Молчальник. Его келья расположенная на втором ярусе скита имеет размеры 4×2,8 м и завершается подковообразной апсидой шириной 2,2 м. В апсиде сохранились остатки фрески с изображением трёх вавилонских отроков, их лица стёрты бедуинами-мусульманами.

Скит Ксенофонта (пещера Ксенофонта)

Скит Аркадия, сына Ксенофонта (башня Аркадия)

Расположен на юго-западном берегу Кедрона в 300 м от монастыря. Своё название получил по имени сына преподобного Ксенофонта, жившего в этой пещере. Во второй половине VI в. рядом с пещерой была построена башня, кладка которой сохранилась до высоты 8 м. Пещера Аркадия имеет размеры 13,5×5 м и разделена на несколько помещений, одно из которых служило кельей, а другое использовалось как часовня. На стенах часовни сохранились остатки фресок, относящиеся к VII—VIII вв.

Скит Иоанна, сына Ксенофонта

Монастырь

Лавра Саввы Освященного

Λαύρα Σάββα τοῦ Ἡγιασμένου

31°42′18″ с. ш. 35°19′53″ в. д.HGЯOL

Страна

Израиль (зона C Западного берега реки Иордан)

Территория

Западный берег реки Иордан

Конфессия

православие

Епархия

Иерусалимская православная церковь

Тип

мужской

Основатель

Савва Освященный

Дата основания

484 год

Известные насельники

Иоанн Дамаскин, Иоанн Молчальник, Филумен Святогробец

Реликвии и святыни

мощи Саввы Освященного и других палестинских святых

Состояние

действующий

Лавра Саввы Освященного на Викискладе

Ла́вра Са́ввы Освяще́нного (греч. Λαύρα Σάββα τοῦ Ἡγιασμένου; араб. دير مار سابا‎; ивр. ‏מנזר מר סבא‏‎ — монастырь Мар Саба) — православный греческий мужской монастырь, находящийся на территории Западного берега реки Иордан в Иудейской пустыне, в долине Кедрон, под полным контролем Израиля (зона C). Основан около 484 года преподобным Саввой Освященным. Является одним из древнейших общежительных монастырей. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной церкви.

История монастыря

Монастырь был основан Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана I, при нём были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой. К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков. В VIII веке в лавре принял монашеский постриг и прожил около 50 лет святой Иоанн Дамаскин, сохранилась пещера в которой он жил и его гробница. В монастыре есть усыпальница, в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 году; о мученичестве упомянутых монахов рассказал во вводной главе «Пандектов» свидетель этой резни Антиох Палестинский.

В начале XII века лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней:

Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии — прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы.

За время существования лавры монашеская жизнь в ней не прекращалась. В настоящее время настоятелем обители является иерусалимский патриарх, а управляет монастырём назначаемый им «духовник» в сане архимандрита и двое помощников.

По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь. Для своей матери Софии Савва рядом с лаврой построил так называемую «Женскую башню», которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой.

В монастыре уже при жизни основателя был создан Иерусалимский богослужебный устав, распространившейся затем по православному Востоку и используемый в богослужениях по настоящее время. На создание Иерусалимского устава, содержащего, кроме богослужебных указаний, сведения о монашеских традициях палестинских монастырей VI века, оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 году, когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров.

В монастыре никогда не было и по сей день нет проведенного электричества, однако используются электрические фонари.

История: приют иконопочитателей в Крыму

Исторические источники молчат о монастыре в Бельбекской долине. Историки полагают, что его основателями стали представители одного из направлений византийского христианства – иконопочитателей. Временем основания полагается IX век, следовательно, сакральный объект заметно древнее официального православия, ведущего свою родословную с 1054 г. Но это лишь одна из версий. Согласно другой, он заметно моложе (XIII век) и изначально был православным.

Название «Челтер-Мармара» звучит необычно, происхождение его тоже до конца неясно. «Челтер» по-татарски – «решето». Так местное население именует гору, где расположен монастырь, и это понятно – пещеры там были изначально, церковные служители воспользовались природным подарком. Ничего, что именовалось бы «Мармара», ныне в окрестностях Терновки нет. Существует предположение, что в период средневековья существовало поселение с таким названием.

По основной версии, обитель была действующей до XV века и ее уничтожили турецкие завоеватели. Вопреки расхожему представлению, турки относились к православию достаточно терпимо и иноверцев на своих землях не преследовали, позволяя свободно исповедовать свою веру. Но им было известно, что монахи обычно бывают богаты, и во время военных походов не упускали случая пограбить владения церкви, так что версия звучит убедительно. После этого о существовании монастыря как бы позабыли, вспомнив только в 1886 г., когда его осмотрел знаменитый Бертье-Делагард.

Посещение обители: крепость в скале

Турецким завоевателям наверняка пришлось немало потрудиться, чтобы захватить добычу в районе Терновки. Пещерный монастырь Челтер-Мармара был велик и хорошо укреплен. До сих пор сохранились остатки каменной оборонительной стены, а сам он занимал 5 уровней естественных и рукотворных пещер. Всего в нем 50 помещений, часть из них сейчас разрушена.

Первый ярус представляет собой череду небольших углублений в скалах. Они использовались для хозяйственных нужд. Тут же иноки устроили и своеобразное кладбище – ряд усыпальниц, которые можно отличить по круглым небольшим входам. Есть и бывшие кельи – небольшие комнатки с низкими входами.

Интереснее всего второй уровень, куда с нижнего ведет каменная лестница. Вдоль устроена галерея с каменными колоннами – она отлично смотрится на фото. С нее можно попасть в 11 разных комнатушек довольно большого размера. Большинство из них – естественного происхождения. Особенно интересен огромный зал площадью 150 м с каменными опорными колоннами. Тут же монахи устроили в камне 5 емкостей для сбора дождевой воды – это было удобно и давало возможность выдержать возможную осаду.

Третий ярус частично разрушен, но изначально в нем было 15 помещений, связанных в единую систему коридорами и лестницами. В одном из них ученые нашли две гробницы с надписями краской на греческом языке. К сожалению, за прошедшие века они стерлись настолько, что прочитать их не удалось. Все здешние помещения имеют окна – отверстия в скале, обращенные на долину.

Верхние уровни разрушены сильнее. На последний можно попасть с вершины горы через имеющийся провал, но делать это следует осторожно – занятие небезопасное. Предполагается, что здесь находилась монастырская церковь, возможно, что и не одна.

Впрочем, приведенная информация может быстро устареть. Ныне монастырь Челтер-Мармара в Крыму снова стал действующим. В нем поселились служители веры, они занялись приспособлением пещер под свои нужды, их утеплением, организацией подсобного хозяйства. Прошло то время, когда посещение пещер было только вопросом личного интереса и осторожности туриста.

Отзывы о происходящем сильно разнятся. Есть люди, что однозначно одобряют создание и восстановление культовых объектов. Но ученые опасаются, что действия монахов приведут к уничтожению уникальной древней пещерной архитектуры: и современные представления об условиях их проживания, и новые православные традиции имеют мало общего со Средневековьем.

Как добраться (доехать) из Севастополя?

Добираться до монастыря Челтер-Мармара удобнее всего из Севастополя: садитесь на маршрутку №40 или №109, уходящую от остановки «5-й километр Балаклавского шоссе». Выходить нужно будет в Терновке.

Из Симферополя сюда напрямую доехать не получится: автобусы ходят лишь в Залесное, откуда уже придется либо идти, либо ловить попутки. От самой Терновки путь нужно будет проделать такой:

Открыть карту
На машине до культового объекта также несложно доехать, вот маршрут на карте из Севастополя: Открыть карту

Туристу на заметку

  • Адрес: п. Терновка, Балаклавский район, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты GPS: 44.595566, 33.732016.

Пещерные монастыри Крыма, Челтер-Мармара в том числе, принадлежат всему человечеству, а не только православным. Они – демонстрация предприимчивости и трудолюбия наших далеких предков. В заключение смотрите видео об описанной выше достопримечательности, приятного просмотра!

В то время, когда происходило усиление мусульманства на крымском полуострове, важно было сохранить греческое православие. Такие очаги расположились неподалеку от Бахчисарая в пещерных монастырях Крыма. Один из таких пещерных монастырей – Челтер-Мармара расположен на всоте примерно 400 метров над уровнем моря. Ученые полагают, что возник он на этом месте в 8-9 веках.

На сегодняшний день сохранилось 50 монастырских пещер, которые расположены в пять ярусов. «Решетчатая» скала имеет высоту примерно 40 метром и обращена на юг. Нижняя часть пещерного монастыря состоит из двенадцати рукотворных пещер, которые очень хорошо сохранились на востоке комплекса и двух естественных пещер, гротов, в центре монастырского комплекса. Искусственные углубления в нижнем ярусе являют собой всевозможные хозяйственные сооружения и неглубокие камеры, которые были усыпальницами – они имеют вход исключительно круглой формы. В центре монастырского комплекса, между гротами, есть лестница. Она ведет ко второму ярусу. Вход на территорию монастыря защищала каменная стена, от которой сохранились лишь скальные вырубки. Неподалеку от входа на второй ярус, в скале устроено 5 цистерн, в которых собиралась дождевая вода. Вдоль второго уровня проходит галерея, которую вырубили в скале. Из нее входы в одиннадцать помещений. Все помещения на втором этаже отличаются от остальных монастырских помещений тем, что имеют намного больше размеры.

Фото пещерного монастыря Челтер-Мармара

Пещерный монастырь Челтер-Мармара

Центральным местом всего монастырского комплекса Челтер-Мармара является большое помещение, расположенное на краю скалы. Его длина 32 метра, а ширина от 3 до 7 метров. Помещение имеет плоский потолок, который на южной стороне в качестве опор имеет 5 монолитных колонн. Поскольку скалы частично разрушены, посетить третий ярус монастыря довольно проблематично, но реально. На этом ярусе всего пятнадцать помещений. Из них сегодня доступны семь. Они связаны друг с другом с помощью внутренних лестниц и площадок. Во всех стенах имеются окна, которые обращены в сторону обрыва. В полу одной из пещер имеются две вырубленные гробницы. Над ними остатки греческой надписи, которую невозможно разобрать, хотя нанесены буквы на стену светлой краской. На четвертый ярус монастыря без специального снаряжения подняться невозможно, поскольку он основательно разрушен. Здесь был храм и шесть помещений. На пятый ярус можно попасть сверху. Через карстовый провал от края плато в западной части монастыря идет тропа. Сегодня восстановлением пещерного монастыря Челтер-Мармара заняты монахи.

Карта и GPS координаты пещерного монастыря Челтер-Мармара в Крыму
GPS — N 44 35.525 E 33 45.340
{mosmap lat=’44.592083’|lon=’33.755667’| text=’Пещерный монастырь Челтер-Мармара’}

ЖЖ Крыма: Чилтер-Мармара — древний и новый пещерный монастырь

Грот до вселения монахов

Пещерных монастырей в Крыму довольно много. Самые известные — ныне действующие Успенский Бахчисарайский, близ Чуфут-Кале, и Свято-Климентовский в Инкермане под Севастополем. Рядом с пещерным монастырем в Четвёртом гроте Качи-Кальона тоже возрождён скит св. Анастасии Узорешительницы. В этих обителях мы побывали в прошлом году.

Не во всякий пещерный монастырь Крыма вас приведут экскурсии туристических агентств. Иногда придётся на рассвете сесть в старенький пригородный автобус (можно, конечно, и ближе к обеду — но не забывайте о жарком солнышке), неторопливо проехать между виноградниками и полями, попросить водителя остановиться «у тополей» — перед поворотом к деревне Терновка, чтобы продолжить путь сначала вдоль шоссе, а потом по тропе в зарослях невысоких сосен, кизила, колючего держи-дерева, можжевельника. Летом здесь цветут сначала тысячелистник, ромашки и колокольчики, чуть позже — зверобой и душица, и можно унести с собой букетики, а дома заваривать самый летний на свете травяной чай.

Новый монастырь на старом месте

Традиционно на Чилтере было пусто. Ящерки, бабочки, цветы жабрицы над обрывом. Никаких следов присутствия человека — даже мусора.

В этом году у входа в пещеры прибита аккуратная табличка: «Московская Патриархия. Украинская Православная Церковь. Пещерный мужской монастырь преподобного Саввы Освященного». Первый подъём оборудован лестницей. Появилась не только лестница — поставлена и стена с воротами. В наше посещение ворота были открыты…

Мы входим на карниз, идём вдоль пещер. Традиционно в путеводителях этот ярус называется вторым, однако для нас он первый, потому что мы ни разу не лазили в нижний ярус пещер — только видели их проёмы с тропы.

Ещё недавно здесь были совершенно пустые гроты, сейчас — множество следов отшельнической жизни: в куче кирпича примостился велосипед, лежат фрагменты белых резных орнаментов, колонн и перил. Прямо в первом из больших гротов построена печь — не то недостроенная, не то слегка развалившаяся. Впрочем, чтобы пещера держала тепло, нужно будет закрыть устье стенами, так что, видимо, всё ещё впереди. Это труды монахов и трудников древнего нового монастыря.

Храм прп. Саввы

Та информация, которую удаётся найти в путеводителях и в интернете, не содержит никаких упоминаний о том, кому был посвящён большой храм на втором ярусе. Одни археологи выделяют в пещерном комплексе четыре церкви; другие говорят, что в монастыре был только один храм и одна часовня. Остальные сооружения не сохранили следов Престолов, жертвенников, алтарных преград, поэтому сложно разобрать, где просто хозяйственное помещение, а где храм.

Алтарная апсида храма в 2008 году

Совершенно очевидно, что в восточной части того грота, где ныне храм прп. Саввы Освященного, храм был и раньше. Сохранилась алтарная апсида с основанием для Престола и нишей для жертвенника; вероятно, окно, в которое сейчас виден семисвечник нового действующего храма, получилось в результате обвала скалы, когда нишу для жертвенника высекали в средние века. Теперь этот провал застеклён.

В гроте поставлены уже стены — пока явно временные. Уже зрительно теряются массивные каменные столпы, поддерживающие своды грота. Когда-то западная и южная стены храма, как считают учёные, были сложены из камня. Скорее всего, через несколько лет монахи восстановят утраченное — вряд ли исторически точно, но храм обретёт чёткие границы, а грот будет уже не узнать.

Есть временный иконостас, напоминающий о том древнем, от которого осталось только основание в полу пещеры. Есть и «паникадило» — подвешенная к потолку лампада. Аналои, иконы, столик с записками, ящичек для пожертвований — всё как в обычном храме. Только в западной части оборудована лежанка для местных отшельников.

В прошлом году здесь были только постелены ковры, поставлена пара аналоев и прислонён к восточной стене запрестольный образ Спасителя. Тем летом нас встретил котёнок — но он ничего не мог сказать о насельниках Чилтера. В этом году мы не видели кошек, зато видели несколько мужчин в рабочей одежде, один из которых — с самой роскошной бородой — отворил нам двери храма. Впрочем, он ни о чём нас не спрашивал и ни о чём не рассказывал нам. А через окна в южной — временной — стене храма была видна долина, карниз Чилтера и несколько луковых грядок прямо на скале.

Как всё начиналось

Долгое время в крымоведческой литературе господствовало мнение, что Чилтер, равно как и другие пещерные монастыри, был основан в VII-IX вв. монахами-иконопочитателями, бежавшими в Крым из центральных областей Византии в период господства там иконоборцев. Однажды, встретив монахов на Мангуп-Кале, мы спросили их, давно ли они там живут, поскольку помнили, что за год до того те же пещеры пустовали. Нам ответили: «Давно ли мы тут живём? С VIII века — после иконоборчества».

Однако в результате проведённых исследований выяснилось, что пещерные монастыри в Крыму появляются в более позднее время, не ранее Х-ХI вв., а наивысший расцвет их приходится на период существования княжества Феодоро (вторая половина ХIV — третья четверть ХV вв.). Православное княжество Феодоро связано как раз с тем самым Мангуп-Кале, где теперь тоже живут иноки.

Алтарь храма прп. Саввы в 2009 году

Скорее всего, монастырь на Чилтере начал функционировать с ХII-ХIII вв. Однако можно предполагать, что отдельные отшельники могли поселиться и ранее, облюбовав расположенную здесь карстовую пещеру. Известно, что значительная часть монастырей возникала в уже намоленных местах — в районе бывших келий или захоронений почитаемых подвижников. В ХIV — середине ХV века монастырская жизнь на Чилтере переживает подъём, он расширяется и достигает своих максимальных размеров. Турецкий захват Крыма в 1475 г. привёл к тому, что православные монастыри, в том числе и пещерные, частью были разрушены, а частью пришли в упадок. Возможно, отдельные монахи жили здесь и в ХVI-ХVII в., однако следы их пребывания практически не отмечаются.

Возрождение древней обители Крыма

Подробности Категория: Главная

В наше непростое время очень трудно созидать или восстанавливать монастырь. Это, как говорят в Православии, тяжелый крест, и, чтобы взяться за это святое дело, нужно иметь твердую веру и целеустремление.

Пример такой незыблемой веры и духовной стойкости можно увидеть в жизнеописании преподобного Саввы Освященного. Он тоже когда-то много веков назад пришёл и поселился на пустынной земле, не имея с собой ничего, кроме скромных пожитков, но с помощью Божией он сумел создать там громадную по тем временам обитель, которая прославилась на века. Так было и с другими монастырями, которые начинались с одного монаха, а спустя века превращались в Лавры. Но за внешними фасадами и куполами обителей порою сокрыта самая главная их духовная ценность и незаменимое предназначение – призывать милосердие Божие на весь человеческий род и на каждого человека в отдельности. Православные христиане знают, что пока стоят монастыри и молятся монахи, держится человечество.

Поэтому люди всегда старались жертвовать на строительство обителей и Господь в свою очередь сохранял таких людей, давал им благоденствие и многие милости. Так, например, один человек перед самой войной просто поправил на часовне наклонившейся крест (сделал такое, казалось бы, маловажное дело) и Господь сохранял его на всех фронтах: пули часто свистели мимо головы, а одна из них ударила прямо в грудь в металлическую пуговицу, отрекошетила, так и не причинив вреда. В минувшие времена каждый человек от князя до простолюдина старался внести свою лепту на благо монастыря.

Очень поучителен пример одного из самых богатых людей IXX века золотопромышленника Иннокентия Сибирякова (будущего афонского монаха). Он всю жизнь раздавал своё богатство, но так до конца и не раздал, потому что чем больше он раздавал, тем больше ему Господь давал. Сейчас времена изменились и людям свойственно всё чаще впадать в суету, больше искать земных выгод и мало заботиться о своём спасении. Человеку кажется, что если он не пожертвует на монастырь, не подаст нищему на улице, не уступит место пожилой женщине в метро или в маршрутке, то всё равно ничего от этого не изменится.

Однако не понимает при этом, что на весах Божьего правосудия важен каждый его поступок, каждая мысль и даже взгляд. Поэтому и малые дела могут совершить решающую роль в спасении человека. «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю», — говорит Господь. «Спешите делать добро, пока ещё не поздно», — такими словами поучал людей известный наш современник старец Зосима (Сокур). Слава Богу, что ещё есть люди, которые стремятся делать добро. Святыни издавна созидались всем народом, поэтому заранее хотим поблагодарить тех людей, которые захотят нам помочь или уже оказывают посильную помощь в деле возрождения этой обители. Мы будем молиться о вас и пусть Господь воздаст вам благим воздаянием.

Священник монастыря о. Антоний, с братьями и единомышленниками.

О том как возрождается монастырь. Видео.

Объявления

1) В обители каждое воскресенье и во все праздники в 9-00 совершается Божественная Литургия.

2) Во время посещения группы паломников служится молебен с акафистом и помазанием святым елеем из иерусалимской обители Св. преп. Саввы Освященнонго (группам звонить заранее).

3) Во все двунадесятые и великие праздники служится водосвятный молебен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *