Буддизм и христианство

Какая мировая религия самая древняя?

Какая мировая религия появилась раньше других?

Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно четко обозначить, почему среди множества различных религий статуса мировых удостоились единицы, в чем заключаются их отличия. На сегодняшний день на земном шаре существует более двадцати тысяч различных вероисповеданий, религиозных течений и сект.

Что же касается мировых религий, то их всего три. Наверняка их названия знакомы каждому: буддизм, христианство и ислам. И отличаются они своей масштабностью: их исповедуют по всему миру, причем независимо от политических, национальных и культурных факторов. И действительно, настоящих христиан можно встретить как в развитых европейских странах, так и в заброшенных поселениях Африки. Чего не скажешь о синтоизме или, скажем, об иудаизме, чье влияние очерчено определенной территорией. Вопреки распространенному заблуждению, самая древняя мировая религия — не индуизм, возникший в 15 в. до н.э., и даже не язычество, появившееся еще раньше. Это гордое звание носит буддизм, зародившийся намного позже, но быстро распространившийся по всей планете и повлиявший на развитие многих культур. Каждая мировая религия уникальна и имеет ряд специфических черт, которые мы разберем ниже.

Буддизм

Возник предположительно в 6 столетии до н.э. на территории современной Индии. Его основатель — Сиддхартха Будда Гаутама — индийский принц, предпочетший размеренной роскошной жизни путь отшельника. К 35 годам он достиг просветления и начал проповедовать свое учение. Вся жизнь, по его мнению, от рождения и до смерти,
пронизана духом страдания, а причиной этому — сам человек. Путь к освобождению от страданий, или Благородный Восьмеричный Срединный путь, лежит через отказ от земных страстей и удовольствий. Лишь при помощи медитаций и постоянного самоконтроля, как учит Будда, возможно достижение состояния гармонии — нирваны. На сегодняшний день эта мировая религия широко распространена в юго-восточном, восточном, центральном регионах Азии, а также на Дальнем Востоке. Число последователей-буддистов по всему миру достигает 500 миллионов человек.

Христианство

Зародилась эта мировая религия около 2 тыс. лет назад на территории современной Палестины, в те времена бывшей одной из провинций Священной Римской империи. Христианство проповедовало любовь к ближнему, милосердие и непротивление злу, что делало его непохожим на жестокие языческие обряды. Несмотря на гонения последователей «религии рабов и униженных», учение Христа очень быстро распространилось по всему Евразийскому континенту. Со временем единая Церковь разделилась на множество течений: католичество, православие, протестантизм и различные восточные конфессии.

Ислам

Это не самая ранняя мировая религия, но она в настоящее время занимает первое место по числу приверженцев (более 1 млрд. человек). Известна официальная дата ее возникновения — 610 год н.э., именно тогда пророку Мухаммеду были даны первые аяты Корана. К концу его жизни ислам исповедовал весь Арабский полуостров. Популярность этой молодой религии объясняется традиционно высокой рождаемостью в мусульманских семьях, в которых царят очень строгие порядки и не допускается аморальное поведение.

Самая старая религия в мире

Христианство, ислам, буддизм

В наше время существует три основные мировые религии – христианство, ислам и буддизм. Самой древней религией считается буддизм. Хотя он уступает христианству и исламу по количеству приверженцев, все же буддизм старше христианства на пять столетий, а ислам вообще на двенадцать. Главным ареалом обитания буддистов считается южная, юго-восточная и восточная части Азии, в частности Индия, Вьетнам, Непал, Бутан, Камбоджа, Шри-Ланка, Китай, часть Сингапура и Малайзии, Монголия, Корея, Япония, Мьянма, Таиланд и Лаос. В России также есть субъекты, в которых традиционно исповедуют буддизм, такие как Бурятия, Калмыкия, Тува.

Школы

Буддизм делится на несколько школ, например, Махаяна, Ваджраяна, и др. Сейчас насчитывается около 400 миллионов буддистов, а также приблизительно 1 миллион монахов и монахинь.

Оплотом буддизма является Тибет. Именно в Тибет буддизм принес индийскую культуру, дал письменность, литературный язык и основы цивилизации. Каждый год в Тибет стекаются миллионы поклонников буддизма. В столице Тибета — Лхаса находится традиционная резиденция духовного лидера буддистов-ламаистов Далай Ламы.

Началом становления буддизма принято считать возникновение легенды об индийском царевиче Сиддхартхи Гаутаме (6 век до н.э.). Именно его еще называют Буддой. По легенде царевич, достигнув 30-летия, оставляет свою семью и встает на путь отшельничества, добиваясь, таким образом, избавления от страданий. Спустя семь лет он достиг Просвещения и стал Буддой.

Суть исповедания буддизма состоит в том, что человек рождается – умирает — и вновь рождается. И так до бесконечности. Сущностью этого круговорота является страдание. Цель буддиста — нирвана, то есть состояние освобожденности от желаний и страданий, высшее состояние души человека.

Медитация, дыхание, йога

Буддисты на пути к нирване практикуют медитацию, ритмичное и спокойное дыхание, йогу, размышления на различные темы, разные стадии транса, симпатию ко всем живым существам и т.д. Так можно сказать, что буддийское учение основывается не на вере, а на опыте.

Буддизм, в отличие от других религий, объединяет многоконфессиональные народы, с различными культурными традициями. В последние годы буддизм распространился по всей России. К началу 20 века буддизм начал завоевывать стремительную популярность во всем мире. Его последователи появились в Америке и Европе.

Кстати, самой молодой религией в мире является религия Бахаи. Справедливости ради надо отметить, что в споре за титул «самой старой религии» конкуренцию буддизму может составить и иудаизм.

Наталья Чёрная, Samogo.Net

>
Действительно ли буддисты – идолопоклонники?

Перевод Таблица Оригинал

Действительно ли Буддисты – идолопоклонники?

Буддисты поклоняются идеалу, а не идолу.

Хотя у буддистов принято иметь дома изображения Будды и выражать ему своё почтение, последователи этой религии не являются идолопоклонниками. По определению идолопоклонничество — это создание изваяний или изображений неведомых богов и богинь всевозможных форм и размеров, чтобы затем молиться непосредственно им как настоящим богам. Молитвы – это просьбы к богам с целью получения помощи и защиты. Люди взывают к богам и богиням с мольбами о здоровье, богатстве, процветании, удовлетворении различных нужд и прощении грехов.

Почитание образа Будды имеет совершенно иное содержание. Буддисты поклоняются ему в знак уважения к самому великому, мудрому, доброму, милосердному и святому человеку когда–либо жившему в этом мире. То, что этот великий духовный наставник действительно жил в этом мире и принёс великое благо человечеству, является историческим фактом. На самом деле, поклонение Будде означает выражение уважения, почтения и приверженности ему и всему, что он олицетворяет, а не камню или металлической статуе.

Изображение – это визуальное средство, которое помогает человеку воскрешать Будду в своем сознании и помнить его великие качества, вдохновлявшие людей из поколения в поколения во всём цивилизованном мире. Буддисты используют статую как символ и как объект сосредоточения, чтобы обрести спокойствие ума. Когда последователи Будды смотрят на его образ, они оставляют мысли о соперничестве, и думают только об умиротворении, безмятежности, спокойствии и невозмутимости. Статуя помогает нам воскресить образ этого великого человека внутри себя и вдохновляет следовать его примеру и наставлениям. Искренние буддисты в своем сознании ощущают живое присутствие наставника. Это чувство делает процесс поклонения насыщенным и важным. Безмятежность, излучаемая образом Будды, благотворно влияет на людей и вдохновляет их на правильное поведение и мышление.

Мудрые буддисты никогда не просят у Будды мирских благ или прощения за совершённые плохие поступки. Они стараются контролировать свой ум, следовать его советам, освободиться от страданий этого мира и спастись. Те, кто критикует их за идолопоклонничество, на самом деле ошибочно понимают совершаемые буддистами действия. Если люди могут хранить у себя фотографии родителей, дедушек и бабушек, чтобы помнить о них, если они могут хранить фотографии королей, королев, премьер-министров, великих героев, философов и поэтов, то почему же буддисты не могут держать у себя изображение их горячо любимого учителя, дабы помнить и проявлять уважение к нему?

Что плохого в том, что люди читают вслух фрагменты, прославляющие великие качества их наставника? Если в знак благодарности возлагаются венки на могилы любимых, то что плохого, если буддисты преподносят цветы, свечи, благовония и тому подобное в знак почтения своему дорогому учителю, посвятившему жизнь спасению страдающего человечества?   Иногда люди воздвигают статуи героям-завоевателям, которые на самом деле являются убийцами, ответственными за гибель миллионов невинных людей. Желая власти, эти завоеватели совершали убийства, движимые ненавистью, жестокостью и жадностью. Они завоёвывали бедные страны и приносили огромные страдания, отбирая чужие земли и имущество, оставляя большие разрушения. Среди этих завоевателей многих считают национальными героями, в честь которых проводятся мемориальные церемонии с возложением цветов на их могилы и надгробия. Что плохого в том, что буддисты выражают уважение своему Учителю, отрешившемуся от мирских удовольствий ради Просветления, показавшему путь к Освобождению, почитаемому во всём мире?

Образы – это язык подсознательного. Поэтому, изображение Просветлённого появляется в сознании человека как воплощение совершенства. Образ может глубоко проникнуть в подсознание и, если он достаточно силён, может стать автоматическим препятствием, направленным против злонамеренных побуждений. Воспоминание о Будде порождает радость, стимулирует ум и выводит человека из состояния обеспокоенности, волнения, напряжённости и разочарования. Таким образом, почитание Будды – это не молитва в обычном смысле, а медитация. Поэтому, это поклонение не идолу, а идеалу. Так буддисты находят дополнительный источник силы, при помощи которой можно создать храм внутри себя. Они очищают своё сердце до тех пор, пока не ощутят себя достойными принести изображение Будды в этот храм. Буддисты выражают уважение к великому человеку, олицетворяемому изображением. Они стараются получить вдохновение от его благородной личности и стремятся быть похожими на Будду. Последователи не считают образ Будды неодушевлённым идолом из дерева, металла или глины. Образ исполнен жизни для тех людей, кто способен к пониманию и чист в мыслях, словах и поступках.

Изображения Будды – это ничто иное, как символическое представление его великих качеств. Нет ничего необычного в том, что глубокое уважение к Будде выражается в самых возвышенных и прекрасных известных миру образцах искусства и скульптуры. Трудно понять, почему некоторые люди смотрят свысока на тех, кто выражает почтение изображениям святых духовных учителей.

Спокойный и умиротворённый образ Будды — это общепринятый во всём мире идеал прекрасного. Изображение Будды – это наиболее ценный и распространённый атрибут азиатских культур. Где ещё, если не в образе Будды, мы можем найти столь безмятежную, лучезарную и свободную личность?

Образ Будды высоко ценится не только азиатами и не только буддистами. Анатоль Франс в своей автобиографии пишет: «Первого мая 1890 года я, по случаю, оказался в Парижском музее. В тишине и простоте азиатских богов, мой взгляд упал на статую Будды, призывающего страдающее человечество развивать мудрость и сострадание. Если бог когда-либо ходил по земле, то я подумал, что это был он. Я почувствовал, что хочу упасть на колени и молиться ему как богу.»

Однажды во время Второй мировой войны некий генерал послал изображение Будды Уинстону Черчиллю. Генерал сказал: «Если в вашем сознании появилась тревога или растерянность, посмотрите на него – и вы почувствуете себя легче.» Что же делает учение Будды столь привлекательным для людей, развивших свой интеллект? Возможно, ответ кроется в безмятежности образа Будды.

Последователи выражали свою веру в Будду и сострадание его учения не только цветом и линиями. Люди своими руками воплотили образ Будды в металле и камне, и эти творения стали одними из величайших плодов человеческого гения. Посмотрите на известные изваяния Будды в Абхаягири Вихара в Шри-Ланке, в Сарнатхе или почитаемые статуи из Боробудура. Глаза Будды полны сострадания, а руки выражают бесстрашие или доброжелательность и благословение. Также его руки иногда распутывают клубки мыслей или призывают землю стать свидетелем его великого поиска Истины. Где бы не прошла Дхамма, образ великого учителя шёл вместе с ней, причём не только как объект поклонения, но и как объект медитации и почитания. Херман Кейсерлинг (Hermann Keyserling) пишет: «Я не знаю ничего в этом мире, что было бы величественнее статуи Будды. Это абсолютно совершенное воплощение духовности среди всего, что можно увидеть глазами.»

Прекрасная жизнь, чистое и доброе сердце, глубокий и просветлённый ум, столь вдохновляющая и бескорыстная личность, столь прекрасная жизнь, такое сострадающее сердце, спокойный ум, и такая безмятежность — действительно достойны уважения, славы и подношений. Будда воплощает высшее совершенство человека.

Образ Будды символизирует не человека, а состояние, достичь которого могут все люди, но достигают лишь немногие. Состояние Будды не принадлежит одному человеку, оно — для многих: «Будды прошлого, Будды будущего, Будда настоящего: каждый день я скромно преклоняюсь перед вами.»

Однако чтобы практиковать буддизм, всем последователям не обязательно иметь изображение Будды. Те, кто может дисциплинировать ум и чувства, способны заниматься практикой, не используя образ в качестве объекта. Если буддисты действительно хотят узреть Будду в потрясающем великолепии и красоте его идеального образа, они должны в своей повседневной жизни на практике воплощать его учение. Именно при практическом применении его учений они смогут стать ближе к Будде и почувствовать прекрасное сияние его бессмертной мудрости и сострадания. Простое почитание образа Будды без следования его возвышенным учениям не приводит к спасению.

«Тот, кто видит Дхамму, видит меня»
(Ваккали сутта, СН 21.87)

Мы также должны стремиться понимать дух Будды. Его учение – это единственный путь спасти наш беспокойный мир. Несмотря на огромные достижения в науке и технологии, современные люди наполнены страхом, тревогой и отчаянием. Лекарство для нашего мира, наполненного проблемами, находится в учении Будды.

Примечание редактора

1. Абхаягири Вихара — монастырский комплекс в Анурадхапуре — древней столице Цейлона. По преданию, построен на том самом месте, где отпечатался след Будды. Абхаягири -вторая по величине буддийская ступа в мире (122 м). Сарнатх — город в северной Индии, где Будда произнес свою первую проповедь — вторая по значимости святыня буддистов. Главная достопримечательность — 35-метровая Ступа Дхамекха. Боробудур (название означает: много Будд) — крупнейший в мире памятник буддийской архитектуры, сооруженный около VIII — IX веков на о. Ява (Индонезия). В храме насчитывается 500 фигур Будды.

Первый буддийский собор (около 500 года до н. э.)

Первый буддийский собор был созван в следующем году после Паринирваны Будды, который был проведен в 499/8 г. до н. э. в соответствии с писаниями традиционного Тхеравады.

Под председательством старшего Махакашьяпа пятьсот монахов-арахантов собрались во время сезона дождей. Первый вопрос, который поднял Махакашьяпа, — оценка настоящего содержания «Виная», преподобного Упала и особенности монашеских правил. Этот монах хорошо подходил для выполнения задачи, так как сам Будда учил его «Винаю».

Затем старший Махакашьяпа обратил своё внимание на Ананду, так как тот обладал авторитетными, экспертными знаниями во всех вопросах, связанных с дхармой. Ананда смог ответить точно, таким образом эта беседа встретилась единодушным одобрением сангхи. Семь месяцев потребовалось монахам для того, чтобы прочитать весь «Винай» и «Дхарму». Собор стал известен как «Панчасатика», так как в нём приняли участие пятьсот просвещенных арахантов.

Некоторые ученые отрицают, что первый собор действительно имел место. Согласно макмиллановской «Энциклопедии буддизма» (2004), «его историчность ставят под сомнение практически все буддийские ученые. Они утверждают, что хотя не исключено, что небольшая группа близких учеников Будды собралась после его смерти, сам факт проведения собора в великом стиле, описанном в священных писаниях, почти наверняка фикция».

Третий буддийский собор (около 250 года до н. э)

В противоположность единому своду записей со второго собора, есть записи нескольких возможных «третьих соборов». Эти различные версии разъясняют отличие основной концепций одной конкретной школы от других.

В соответствии с комментариями Тхеравады и летописям, Третий буддийский собор был созван около 250 г до н. э. царём Ашокой Маурианом (260—218 до н. э.) в Паталипутре (ныне Патна) под руководством монаха Моналипутта Тисса. Его целью было очищение буддийского движения, в частности от оппортунистических группировок, которые существовали под царским патронажем. Считается, что к моменту созыва собора в сангху проникло порядка шестидесяти тысяч аскетов, загрязнивших учение ложными, еретическими взглядами. Царь спросил у монахов, знают ли они, чему учил Будда, и они утверждали, что он учил взглядам, таким, как бессмертие и т. д., которые осуждаются в каноническом брахманизме Сутты. Он обратился к добродетели монахов, и они сказали в ответ, что Будда — «Учитель анализа» (пали: Vibhajjavādin), что подтвердил Моналипутта Тисса. Совет приступил к чтению писания ещё раз, добавляя к собственной книге каноны Моналипутты Тиссы, Катавадху, обсуждение различных буддийских взглядов, которые теперь содержатся в тхераваде «Абхидхами Питака».

Во время Третьего собора был окончательно сформирован Палийский канон, и именно тогда он приобрел своё нынешнее разделение на три части — формализованные ранее Учение («Сутта») и Монашескую дисциплину («Виная»), а также новый раздел утонченной философии («Абхидхамма»). Собственно, с этого момента он и приобрел название «Типитака», по трём составным частям свода наставлений.

Кроме того, в целях распространения буддизма были направлены послы в различные страны, такие, как греческое царство на Западе (в частности, в соседнее ему Греко-Бактрианское королевство и, возможно, ещё дальше — согласно надписям, оставленным на каменных столбах Ашоки). Согласно Фраувальнеру (Фраувальнер, 1956), некоторые из этих миссионеров несли ответственность за основание школ в различных районах Индии: Майхантика был отцом Касмири Сарвастивадинс (пали: Kasmiri Sarvastivādins); Йонака Дхаммаракхита (пали: Yonaka Dhammarakkhita), возможно, был основателем школы Дхармагуптака; Махадева (санскрит: महादेव), направлен в страну Махиса, и, возможно, был основателем Махисасакас (пали: Mahisasakas), несколько преподавателей предприняли поездку в Гималаи, где они основали школу Хаймавата (пали: Haimavata), которая включала часть Кассапаготта (пали: Kassapagotta), что может быть связано с Касияпияс (пали: Kasyapiyas). Реликвии некоторых монахов Хаймавата были раскопаны в Ведиса в центральной части Индии. Наиболее известным из миссионеров, который находится в центре внимания интерес историй Тхеравада, является Махинда, который побывал в Шри-Ланке, где он основал школу, известную как Тхеравада.

В Дипавамса (пали: Dipavamsa) Тхеравады записан совершенно иной собор, названный «Великое изложение» (Mahāsangiti), в котором утверждается, что после поражения на втором соборе ватсипутриями (пали: Vajjiputtakas) была проведена реформа. Дипавамса критикует Махасангитикас (пали: Mahasangitikas, Mahasanghikas) и описывает некоторые тексты как неканонические: ; Паривара, 6 книг Абхидхаме, Патисамбхида, Ниддеса, часть Джатаки и стихи. (Дипавамса 76, 82) (76 Дипавамса, 82) Махасангхика, со своей стороны, помнят все по-другому: они утверждают, что в Сарипутрапариприча (пали: Sāriputraparipriccha) была предпринята попытка необоснованного расширения старого «Виная». В собственной «Виная» Махасангитики запись Второго собора по существу такая же, как у других, то есть они были на одной стороне.

Совершенно различные объяснения происхождения Махасангхики можно найти в работах группы Сарвастивада. Вазумитра рассказывает о споре в Паталипутре во время правления Ашоки касательно пяти еретических пунктов: у араханта могут быть ночные поллюции; что он может сомневаться; что он может быть обучен по-другому, что ему может не хватать знаний и что этот путь может быть пройден под девизом «Что страдания!». Эти же моменты обсуждаются и осуждаются в Катхаватху (пали: Kathāvatthu) Маггалипутты Тиссы, однако упоминаний об этом соборе нет в источниках Тхеравады. Позднее Махавибхаса развивает эту тему в зловещую клеветническую кампанию против основателя Махасангхика, которая определена как Махадева. Эта версия событий подчеркивает чистоту Касмири Сарвастивадинс, которые изображаются как пришедшие из арахантов и подвергшиеся преследованиям благодаря «Махадеве».

Два четвёртых буддийских собора

Основная статья: Четвёртый буддийский собор

Ко времени проведения Четвёртого буддийского собора буддизм давно раскололся на несколько разных школ. В школе Тхеравада в Тамбапини в последние века до н. э. состоялся Четвёртый буддийский собор. Если быть точнее, проходил он на острове Шри-Ланка во времена короля Ваттагамани-Абая, в месте Алока Лены, которое теперь называется Алу-Вихара. Однако следует уточнить, что анонимному местному предводителю покровительствовал не царь, так как он был твердым последователем школы Абаягир (п. махаяны). В действительности, одна из главных причин для совета была жестокая политика царя, которую он вел против священников Пахарпуры, придерживающихся Тхеравады, и на которых он однажды напал на Пахарпуре — многих убил, а оставшихся выдворил. Храм был разрушен, и на его месте был построен храм Махаяны. Другой важной причиной для проведения собора были нестабильная политическая ситуация в стране в связи с постоянными набегами, которые заставляли царя несколько раз отступать, а также сильный голод. Говорят, что собор был посвящён написанию Палийского канона, который ранее хранился в памяти. Не было упомянуто о том, кто проводил этот собор, ориентировочной причиной проведения которого было ухудшение статуса буддизма, а также коллективные усилия со стороны духовенства, направленные на сохранение религии в её чистом виде, а, следовательно, не нуждающейся в лидере (был упомянут только тот факт, что священство Пахарпуры, то есть школы Тхеравада, приняло участие в этом сборе и объединении).

По поводу Четвёртого буддийского собора, проведённого в традициях Сарвастивады, утверждается, что он был созван правителем Кушанской империи Канишкой I около 100 н. э. в Джаландхаре (пали: Jālandahara) или в Кашмире. Канишка собрал в Кашмире пятьсот бхикшу под руководством Васумитры для того, чтобы систематизировать тексты Сарвастивада-Абхидхармы, которые были переведены с ранних форм народных языков пракрита (таких, как Гандхары в сценарии Кхароштхи) на классический язык санскрит. Говорят, что в ходе работы собора из трехсот тысяч стихов и были составлены более девяти миллионов строф, этот процесс занял двенадцать лет. Хотя Сарвастивада уже не существует в качестве независимой школы, её традиции переняли школы Махаяны.

Этот собор не преследовал цели сохранить Палийский канон (Типитаку) в оригинальном виде. Напротив, был включен ряд новых писаний, равно как и основополагающие принципы махаянской доктрины. Профессор Этьен Ламот, буддолог, установил, что собор Канишки был фиктивным. Однако Дэвид Снэллгроув, другой известный буддолог, считает, что вклад Тхеравады в Третий собор и вклад Сарвастивады в Четвёртый собор «одинаково тенденциозны» и иллюстрируют неопределённость достоверности многих из этих историй.

Тхеравадинский Буддистский Собор в 1871 году (Пятый буддийский собор)

Пятый буддийский собор под руководством монахов Тхеравады состоялся в Мандалае-Бирме в 1871 году во время правления короля Миндона. Собор проходил под предводительством Трёх старцев, в нём также участвовало две тысячи четыреста монахов. Совместные чтения Дхармы длились пять месяцев. Кроме того, работа собора заключалась в том, чтобы утвердить всю Трипитаку, записанных для потомков на семьсот двадцати девяти мраморных плитах в бирманских сценариях. Эта грандиозная задача была проделана монахами и многими умельцами, которые после завершения каждой плиты размещали их в красивые миниатюрные питака-пагоды в специальном месте под названием «Пагода великой заслуги» у подножья горы Мандалая, где она стоит и по сей день — так называемая «Крупнейшая книга в мире».

Впоследствии, в 1900 году, высеченные в камне тексты были изданы на бумаге, составив в объёме 38 томов в 400 страниц каждый. Издание было подготовлено бирманцем армянского происхождения Филиппом Рипли (Английский язык: Philip H. Ripley) в издательстве Хантавадди Пресс (Английский язык: Hanthawaddy Press).

Пятый собор был внутрибирманским событием, и многие буддийские страны не приняли в нём участия.

Тхеравадинский Буддистский Собор 1954 года (Шестой буддийский собор)

Шестой собор был проведен на Каба-Ай в Рангуне (сейчас Янгон) в 1954 году, через восемьдесят три года после пятого, проведенного в Мандалае. Он был организован бирманским правительством во главе с тогдашним премьер-министром, достопочтенным У Ну. Он санкционировал строительство Маха-Пассана-Гуха, «большой пещеры» — искусственной пещеры, которая очень похожа на пещеры Саттапанни в Индии, где был проведен Первый буддийский собор. После завершения строительства собор был проведён. Дата собора — 17 мая 1954.

Как и в случае предыдущих соборов, его основной целью было подтвердить и сохранить подлинную Дхарму и «Виная». В то же время собор был уникальным, поскольку монахи, которые приняли в нём участие, пришли из восьми стран. Эти две тысячи пятьсот человек, изучившие Тхераваду, были монахами из Мьянмы, Камбоджи, Индии, Лаоса, Непала, Шри-Ланки и Таиланда. В конце собрания преподобный Махаси Саядо был назначен для выполнения благородной задачи задавать необходимые вопросы о Дхарме преподобному Бхаданте Вичиттасарабхивамсе, который ответил на все из них грамотно и толково. В то время этот собор отвечал требованиям всех стран-участниц, у которых был Пали-Трипитака, переведенный на их родной язык, за исключением Индии.

На традиционное произнесение буддийских писаний потребовалось два года, все сценарии, как Трипитака, так и подобные литературные писания были тщательно изучены, и их различия записаны. Затем были сопоставлены необходимые поправки всех версий. Было установлено, что не было большой разницы в содержании этих текстов. Наконец, после того, как Совет официально утвердил их, все книги Трипитаки и их комментарии были подготовлены к печати на современных машинах и опубликованы в бирманском письме. Это великое достижение стало возможным благодаря самоотверженным усилиям двух тысяч пятисот монахов и большого числа мирян. Их работа подошла к концу вечером в Весаке, 24 мая 1956 года, ровно через две с половиной тысячи лет после Паринирваны Будды, в соответствии с традиционными чтениями Тхеравады.

Буддизм основные божества. Обзор 8 классов божеств тибетского ламаизма

Буддизм основные божества. Обзор 8 классов божеств тибетского ламаизма 4.4 (87.5%) 8 vote

Буддизм основные божества. Объявляя весь «чувственный мир» иллюзией нашего заблудшего сознания, порождением неведения (авидья), ламаизм, широко используя для этого изобразительное искусство.

В нем отражается грандиозный мир существ сверхъестественных — божеств и духов различного ранга и различных «специальностей».

♦♦♦♦♦♦

Высшие из этих божеств уже вышли за пределы сансары и поэтому не могут быть изображены внутри «колеса жизни»

Об этом образно свидетельствует фигура Будды, помещаемая обычно в верхнем правом углу сансариин-хурдэ, вне пределов чувственного мира.

Схематическое изображение сансары в виде колеса. Оно не является объектом поклонения, в нем запечатлены основополагающие методологические принципы буддийской мысли.

Википедия

Божества и духи более низкого ранга или подчинены круговращению бытия*, или же постоянно вторгаются в мир человека и играют, по уверению лам, огромную роль как в обыденной жизни каждого, так и в делах его спасения или в обеспечении той или иной формы нового перерождения.

* (Мы помним, что тенгрии и ассурии занимают один из секторов «колеса жизни».)

Буддизм основные божества. Все божества в пантеоне ламаизма разделяются на восемь рангов

Будда медицины

На первом месте стоят будды (т. е. «просветленные», «прозревшие») — те высшие руководители, которые систематически являются в мир людей для проповеди пути к спасению, и именно это гарантирует в конечном счете выход из сансары всех живых существ, победу над волнением-страданием.

Ламаизм точно определяет число таких спасителей — их тысяча. Пять из них уже являлись миру (пятым был Шакьямуни)

Следующим будет Майтрея, культ которого занимает одно из важнейших мест в верованиях и обрядах ламаизма.

По учению ламаизма, эти спасители и являются ламами — «высочайшими» в подлинном смысле этого слова.

Сюда относятся, кроме тысячи буд, тринадцать ближайших учеников Шакьямуни — первые распространители учения.

Первый ранг божеств Тибета

Чести занять высшее место в пантеоне удостоились также более поздние проповедники буддизма, отцы церкви, в их числе «шесть украшений Индии», и, конечно, те, кто сыграл особую роль в привитии буддизма в Тибете.

«Основатель ламаизма» — Цзонкаба

Нагарджу́на — выдающийся индийский мыслитель, развивший идею о «пустотности» дхарм; основатель буддийской школы Мадхъямаки и ведущая фигура в буддизме Махаяны. Принадлежит к числу 84 махасиддх буддизма.

Атиша – великий буддийский учитель XI века (982–1054гг), основатель тибетской школы Кадампа

Среди них на первом месте Цзонкаба, его ученики и последователи. Часто Цзонкаба изображается вместе с Нагарджуной и Атишей — они именуются тогда тремя солнцами религии.

Ко второму рангу божеств относятся идамы, или божества-хранители

Ади—Будда «Первоначальный Будда» — в буддизме махаяны и ваджраяны олицетворение всех будд и бодхисаттв, их вневременное единство.

Ваджрадха́ра — в Ваджраяне изначальный Будда, олицетворение Дхармакаи. В тибетском буддизме отождествляется с Ади-буддой. Ваджрадхара иконографически изображается в тёмно-синем цвете, он сидит в позе медитации.

Некий монах дал обет практиковать Дхарму в Восточном мире, не испытывая злобы или гнева ни к одному живому существу, пока не достиг полного пробуждения. Он при этом оставался неподвижным, и стал в результате буддой Акшобхьей.

Амита́бха или Амита́ Будда — самая почитаемая фигура в буддийской школе Чистой земли. Считается, что он обладает множеством достойных качеств: поясняет универсальный закон бытия в Западном раю и принимает под своё покровительство

Ратнасамбхава — один из пяти Дхьяни-Будд в буддизме Ваджраяны, являющихся манифестацией первоначального Ади-будды. Эти пять будд соответствуют пяти осознаваемым аспектам реальности и пяти скандхам. Кожа жёлтого цвета.

Амогхасиддхи — один из пяти Будд Мудрости в буддизме Ваджраяны, происходящих от первоначального Ади-будды, эти пять будд соответствуют пяти осознаваемым аспектам реальности и пяти скандхам. Кожа зелёного цвета.

Здесь на первом месте стоит Адибудда — исконный, первичный будда, первопричина мира и «хранитель всех тайн» в форме Ваджрадхары, который силой своей мудрости и созерцания эманирует из себя пять так называемых дхаяни-будд («будд созерцания») — белого Вайрочану, синего Акшобхъю, желтого Ратнасамбхаву, красного Амитабу и зеленого Амогхасиддху.

Эти божества изображаются либо поодиночке, либо со своими «женскими энергиями»; Ваджрадхара с Лхамо, будды созерцания с Ваджрадхатвишвари, Лочаной, Мамаки, Пандара-ситой, Тарой*.

Эти божественные союзы порождают бодхисаттв созерцания — божества, играющие уже прямую и непосредственную роль в спасении живых существ, содействуя этому своими магическими возможностями.

* (Из них Лхамо и Тара (точнее, две ее разновидности — белая и зеленая Тары) появляются, как увидим, в ламаистском пантеоне и самостоятельно.)

Буддизм основные божества. Третий ранг — будды, обретшие человеческий облик

Бу́дда Ша́кьямуни — духовный учитель, легендарный основатель буддизма, одной из трёх мировых религий. Получив при рождении имя Сиддха́ттха Гота́ма

К ним относятся пять «победителей». Из них четыре — уже побывавшие на земле будды: Кракуччандра, Ка-накамуни, Кашьяпа и Шакьямуни.

Четвертый разряд божеств — бодхисаттвы

В раннем буддизме бодхисаттвами назывались те живые существа, которые в результате накопления неизмеримого объема добродетели являлись уже потенциальными буддами.

Манджушри – Бодхисаттва Мудрости. Выполнение практик, повторение мантр, связанных с ним, развивает мудрость, укрепляет память.

Бодхисаттвой был и Шакьямуни до его «последнего» возрождения на земле в виде царевича Гаутамы и до момента «великого прозрения».

Ваджрапани — в буддизме бодхисаттва. Является защитником Будды и символом его могущества. Широко распространён в буддийской иконографии как один из трёх божеств-охранителей, окружающих Будду.

В некоторых случаях термин «бодхисаттва», как мы видели выше, употреблялся наряду с «архатом» для обозначения людей, достигших высших степеней святости.

Авалоките́швара — бодхисаттва, воплощение бесконечного сострадания всех будд. Атрибут — веер из хвоста павлина. Далай-лама считается воплощением Авалокитешвары и регулярно проводит инициации Авалокитешвары

В махаяне, и особенно в той ее линии, которую представляет собой ламаизм, бодхисаттвы стали важнейшим звеном спасения, обеспечивающим своим милосердием и активной помощью возможность выхода из колеса сансары всем живым существам.

Майтре́я — у исповедующих буддизм народностей самое почитаемое лицо, грядущий Учитель человечества, «Владыка, наречённый Состраданием», бодхисаттва и будда нового мира, золотой эпохи в буддизме или сатья-юги; единственный бодхисаттва.

Главных бодхисаттв восемь. Они носят высокий титул «сыновей Будды». Некоторые из них являются самыми популярными божествами в пантеоне ламаизма.

Это божества вполне теистического характера, способные вмешиваться в ход земных процессов и людских судеб, ведущие непримиримую борьбу со злыми силами мира.

Особенно почитаемые Манжушри, Ваджрапани, Авалокитешвара и Майтрея.

Чёрный Манджушри в гневной форме

Манжушри (Манжугоша), бог мудрости, с поднятым мечом в правой руке и священной книгой (парамитой) в левой.

Он желтоватого цвета, иногда изображается скачущим на льве. Ваджрапани (Очирвани) синий, с волшебным жезлом — ваджрой или очиром — в правой руке и колокольчиком (дрилбу, хонхо) — в левой.

Авалокитешвара белый, с венком из роз и лотосом в руках.

Майтрея обычно изображается стоящим или сидящим на европейский манер в кресле, с колесом, раковиной и сосудом со святой водой или просто с цветком лотоса в руках.

Белая Тара — это богиня, избавляющая от всех опасностей и дарующая долгую жизнь. Имя «Тара» обозначает «Спасительница».

Кроме бодхисаттв мужского пола есть и женские бодхисаттвы. Среди них наибольшей популярностью пользуется Тара, почитающаяся как юм (с а нор. шакти), мистическая супруга Авалокитешвары, «рожденная из его слез».

Как мы говорили, Тара (Долма) может являться в вариантах белой или зеленой избавительницы. Насчитывают двадцать одну различную форму этого божества, некоторые из форм считаются юмами пяти будд созерцания.

Кроме того, в качестве женских божеств выступают персонификации отдельных абстрактных понятий.

Такова, например, Сарасвати с лютней, богиня музыки и юм Манжугоши; Парамита — «богиня потусторонней мудрости», которую называют «матерью всех будд и бодхисаттв», и др.

Пятый разряд божеств — чисто женский.

Это дакини («воздушные путешественницы»). Они свободно передвигаются в небесном пространстве, повелевают демонами и могут показываться тем, кто ищет их помощи или вызывает их заклинаниями.

При этом они являются или в обличий прекрасных молодых женщин, или в образе уродливых старух.

Они изображаются летающими, танцующими, бегущими, в большинстве случаев с украшенным черепами жезлом под мышкой и с чашей, сделанной из черепа, и топориком в руках, нагие, лишь с венцом из человеческих черепов на голове.

Некоторые из дакинь, в том числе Карма-дакиня, имеют человеческие лица, другие снабжены головами львов, тигров, медведей, трехглазых демонов.

Отдельные дакини служат ездовыми животными для входящей в следующий разряд Лхамо.

Шестой разряд божеств

— страшные «хранители закона» (дхармапалы, тибетск, докшиты) и «наводящие ужас палачи».

Это — грозные защитники веры. Сюда относятся некоторые божества класса идамов, например бодхасаттва созерцания Ваджрапани, который очень редко изображается в «благостной» форме, а также в устрашающем виде Авалокитешвара.

Божества этого разряда всегда окутаны пламенем и дымом, украшены короной из пяти черепов, имеют три глаза, растрепанные красные волосы, широко открытый рот, готовый поглотить мясо, сердце и кровь врагов буддизма.

Их темно-синие или красные нагие тела прикрыты шкурами зверей или содранной с людей кожей.

Часто они имеют много рук, ног, лиц. Иногда их сопровождают юмы (шакти).

Среди этих божеств следует назвать в первую очередь Ваджрабхаираву — ужасающую форму Манжугоши;

Хайягриву — темно-красное излучение бодхисаттвы Акшобхъи, всегда вооруженного волшебным кинжалом (пурбу);

Яму — бога смерти с головой быка;

Махакалу («Великого черного») — ламаистскую модификацию Шивы, являющуюся одновременно одной из 75 страшных проявлений бодхисаттвы Авалокитешвары.

Палден Лхамо — в тибетском буддизме: гневное женское божество, одна из 8 основных дхармапал. Является гневной формой богини Сарасвати. В тибетской мифологии сближается с Кали.

Как и Махакала, в темно-синий цвет окрашена жуткая Лхамо, вся увешанная украшениями из черепов и костей.

Она скачет через море крови на муле, покрытом попоной из кожи ее сына, убитого ею за измену буддизму.

Относительно некоторых из докшитов, в частности о Лхамо, рассказывается, что они были первоначально демонами, а затем приняли буддизм и стали его свирепыми защитниками и распространителями.

Лхамо почитается как покровительница Лхасы и действующего на территории Бурятии Иволгинского дацана. К докшитам относятся также бог богатства Кубера (Вайшравана), бог войны Чжамсаран и даже сам Брахма.

Кубе́ра бог богатства и светлокожий владыка севера

Этот образ — результат слияния воедино ряда напластований и черт разных религиозных систем.

Тут и демонические божества, хранители тайн жизни и смерти, и древнейший культ матери — прародительницы, а также женщин-целительниц, спасающих от болезней и смерти…

Она несет на себе черты хозяйки горы — религиозный образ эпохи матриархата, сменившийся впоследствии представлением о хозяине горы.

Буддизм основные божества. Седьмой разряд боги местности

Разряд юллха («боги местности») охватывает многочисленные формы сопровождающих главных богов менее значительных божеств, вошедших в ламаистский пантеон частично из пантеона индуистского, но главным образом трансформированных ламаизмом духов тибетского и монгольского шамаизма. К юллха относится, в частности,

Цаган убугун — «белый старик», один из наиболее почитаемых и любимых в массе верующих «близких к людям» божеств шаманистского происхождения.

Один считают его великим шаманом, другие говорят, что он покровительствует скотоводству, земледелию, семейному счастью.

В некоторых районах он — хозяин местности, отвращающий своим взором неурожаи и болезни скота.

Во время тантрийской мистерии цам Цаган убугун — единственный персонаж, противостоящий своими шутками, непосредственным контактом со зрителями грозным фигурам до-кшитов — главных действующих лиц этой исполненной мрачной мистики пантомимы.

К юллха относятся также божества, персонифицирующие времена года, скелетоподобные Читипати и некоторые другие персонажи.

Восьмой разряд божеств Тибета

Наконец, восьмой разряд — сабдыки — «хозяева земли», покровители отдельных конкретных гор, рек, родников, деревьев, камней, населенных пунктов и т. д.

Особенным почетом среди сабдыков пользуются дух-король змей клу (нага), его смертельный враг Гаруда, хранители четырех стран света и многие другие, более локальные и мелкие духи.

Создав эту грандиозную систему мира сверхъестественного, ламаизм далеко не рисует ее сферой, отгороженной от жизни людей непроходимой стеной.

Нет, эта сфера и есть мир «истинно-реальный», мир великой постоянной активности, от которой зависит каждый из нас.

Будь то 11-головый и 22-рукий Авалокитешвара — воплощение сострадания и активной любви к людям, непрерывно занимающийся их спасением, помогая преодолеть «круговорот бытия», будь то величественный Амитаба — хозяин рая, несущий слово спасения тем, кто удостоился возродиться в этом раю, или, наконец, последний чутхур — черт, злой дух, сбивающий с дороги путника или забирающийся в человека, чтобы лишить его здоровья,— со всем этим сверхъестественным миром, заменяющим в сознании верующего мир естественный, человек имеет тесную связь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *