Божья матерь касперовская

В чем помогает и о чем молиться Касперовской иконе

Образ упоминается в документах начиная с начала 19 в., но является намного более древним, поскольку уже в то время был почерневшим от времени. Сегодня его украшает богатый оклад, он стоит на почетном месте в главном храме г. Одесса. Касперовская икона весьма почитается на Украине.

Однажды она была украдена, но вскоре святыню удалось обнаружить и вернуть. Для нее построен отдельный киот, больше напоминающий небольшую часовню внутри храма. Молитвы Касперовской иконе звучат в Успенском соборе непрестанно. Чтимый список можно увидеть в Ленинградкой области в Покровском монастыре (с. Тервеничи).

  • Ахтырская икона Божией Матери
  • Икона Божией Матери Всех скорбящих радость —
  • Икона Божией Матери Знамение — https://bogolub.info/ikona-bozhiej-materi-znamenie-znachenie-v-chem-pomogaet/

Чтобы обратиться к Богородице, необязательно совершать паломничество, достаточно иметь дома небольшую копию образа, если нравится именно этот вариант. Всегда следует помнить, что Христос и Приснодева слышат обращения независимо от того, возле какой иконы они звучат. Для Касперовской иконы Божией Матери написаны как молитва, так и акафист.

Заступница земли русской.

Образ Богородицы в русском искусстве занимает совершенно особое место. С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. Одна из первых церквей в Киеве — Десятинная, построенная еще при князе Владимире, была посвящена Богородице. В XII веке князь Андрей Боголюбский ввел в русский церковный календарь новый праздник — Покров Пресвятой Богородицы, ознаменовав тем самым идею покровительства Божьей Матери русской земле. Затем в XIV веке миссию града Богородицы возьмет на себя Москва, и Успенский собор в Кремле будут именовать Домом Богородицы. Фактически с этого времени Русь осознает себя посвященной Деве Марии.

Сколько молитв было вознесено на этой земле Пресвятой Деве, сколько икон посвящено Ей. Многие из этих икон прославились как чудотворные, многие были свидетелями и участниками русской истории. Яркий тому пример — Владимирская икона Божьей Матери, которая сопровождала Россию на всех этапах ее истории. Торжественная встреча иконы описана в летописях, в память о ней введен праздник Сретения Владимирской иконы Божьей Матери, на месте, где москвичи во главе с митрополитом Киприаном встречали чудотворную икону, основан Сретенский монастырь, а улица, по которой двигалась процессия со святыней, получила название Сретенка. В 1395 г. вся Москва молилась перед Владимирской иконой о спасении Москвы от страшного нашествия Тамерлана, и Божья Матерь отвела 6еду. В 1480 г. Заступница поворачивает войска хана Ахмата от границ Руси. Река Угра, где стояли войска Ахмата, получила в народе название Пояса Богородицы, именно здесь, по преданию, явилась хану Сияющая Дева и повелела покинуть русские пределы. В 1591 г. вновь россияне прибегают к заступничеству Пречистой, в этот год подступает к Москве Казы-Гирей. Тогда москвичи молились перед иконами Владимирской и Донской. И вновь Бог даровал победу. В дни смуты и интервенции начала XVII века войска народного ополчения борются не просто за Москву и Кремль, но за свою национальную святыню — «яко уно есть нам умерети, нежели предати на поругание пречистыя Богородицы образ Владимирския». В ранних летописных источниках победа над интервентами приписывается Владимирской иконе Божьей Матери.

В XVII веке царский иконописец Симон Ушаков пишет икону «Богоматерь — древо Государства Российского». В центре иконы образ Владимирской как прекрасный цветок на древе, которое поливают митрополит Петр и князь Иван Калита, заложившие основы московской государственности. На ветвях этого чудесного дерева, подобно плодам, изображены святые подвижники. Внизу, за кремлевской стеной, возле Успенского собора, из которого и вырастает древо, стоят тогда здравствовавшие государь Алексей Михайлович и царица Ирина «со чады». Таким образом, Симон Ушаков увековечил и прославил палладиум русской земли — Владимирскую икону Богоматери. Ни одна другая икона такой чести не удостаивалась.

«Богородичная догматика основана на тайне Боговоплощения, и через образ Богородицы раскрывается нам глубина богочеловеческих отношений. Мария, давшая жизнь Богу в Его человеческой природе, становится матерью Бога (Богородицей). И поскольку это материнство надприродно, то в нем таинственным образом сохраняется и Ее Девство. Тайна Богоматери в том и состоит, что через Девство и Материнство Она является новой тварью. И почитание Ее связано именно с этим» (15, стр. 35).

Из богородичной догматики, как на дрожжах, выросла вся восточно-христианская гимнография: Роман Сладкопевец и Иоанн Дамаскин, Ефрем Сирин и Игнатий Никейский и многие другие замечательные поэты и богословы оставили нам удивительные по своей красоте произведения, посвященные Богородице. На Руси в тонкости богословия не слишком вдавались, но почитание Богоматери носило не менее высокий и поэтичный характер. Образ Приснодевы Марии и Матери Иисуса Христа обрел черты Заступницы и Ходатаицы, Покровительницы и Утешительницы. «Эта чисто народная стихия любви к Богоматери иногда выплескивалась через край, за рамки христианского миропонимания: образ Богородицы то размывался фольклорной стихией, сближающей его в непросвещенном народном сознании со сказочной Матерью-Сырой-Землей, то в утонченном высокомудрии русских софиологов начала века этот образ обретал туманные очертания Вечной женственности. Девы Софии, Мировой души и проч.»(15, стр. 51)

Евангелие дает немного сведений о жизни Богородицы, хотя мы видим Ее в самых важнейших событиях, связанных с земным путем Христа и историей нашего спасения: Благовещение, Посещение Марией Елизаветы, Рождество Христово, Сретение, Обретение Отрока в Храме, брак в Кане Галилейской и т.д., вплоть до Распятия и Воскресения. Тема Марии в Евангелии звучит всегда рядом с темой Христа, причем то ярко, то словно отходя на второй план. Ее тихое присутствие окрашивает повествование в нежные тона, помогая воспринимать все события в их какой-то особой глубине.

Образ Богоматери один из самых лирических образов русской иконописи. Если Христос — Судья, то Богоматерь — Заступница, как, к примеру, на тверской иконе XV в. «Богоматерь». Вслушаемся в наши церковные песнопения, богатством и звучностью которых мы справедливо можем гордиться. Их высокая поэзия нигде не выражается с таким блеском и с такой силою как в молитвенно-хвалебных гимнах Богоматери. Вся тоска страдающего человечества, все умиление перед миром божественным, «свободно и любовно истекают» на Богоматерь: Мать моя — Матушка Мария, Пречистая Дева. Пресвятая, Свет Мати Мария, Пресвятая Богородица, Солнце красное, Пречистая голубица, Мати Божжа, Богородица… (13,Стр..49.) В ее образе — не юном и не старом, словно безвременном, народ чтит небесную красоту. Красота Богородицы подернута дымкою слез. Она всегда остается воплощением страдания. В знаменитом «Сне Богородицы» выражено все предчувствие судьбы еще не родившегося Ее Сына.

«Богоматерь как бы растворялась во всей системе мировидения русского человека, сливалась в единое целое с русской природой, с русской историей» (16, стр. 3): По тому ль полю Куликову Ходит Сама Мать Пресвятая Богородица, А за ней апостоли Господни Архангели-ангели святыи… Отпевают они мощи православных, Кадит на них Сама Мать Пресвятая Богородица… (13, стр.55). Многообразие вариантов рассмотрения образа Богородицы вызывало к жизни многочисленность иконографических типов. Иконопись дозволяет себе разнообразие именно при изображении таинственного лика Пресвятой Девы. По традиции, вся иконография отталкивается от древних типов, но на Руси были введены свои отличительные детали, например, одежды Богоматери украшены восьмиконечными звездами. Восьмиконечная звезда, или славянская, являлась символом Руси, одновременно являлась и символом Богоматери, таким образом, Русь и Пресвятая Дева становились едины. Появляются свои иконографические типы: Смоленская Богоматерь, Новгородская Богоматерь, Курская Богоматерь, др. Появляются свои чудотворные иконы Божией Матери: Тихвинская, Боголюбская, др. Иконы типа «Богоматери Великая Панагия» — произведения домонгольской Руси отличаются впечатлением особого величия и мощи. Но постепенно художник, как и вся Русь, переживает большие душевные волнения и испытания, и образ Богоматери становится все более человечным, близким, душевным. В нем ищут успокоения и умиротворения, надежды.

«Трудно перечислить все наименования образа Той, в Которой, по мнению русского человека, все обретает нежнейшую, попечительнейшую Матерь, заступницу и просительницу. Это те изображения, на которые переводятся все восторги благочестивого чувства, так красноречиво выражающиеся в наших церковных песнях. Каждое из них есть не что иное, как воплощенное в чертах и красках приветствие любви, преданности, молитвы» (15, стр. 42).

Византийские изображения Богородицы спокойны и сдержаны, даже ласка младенца остается безответной, прекрасные глаза Марии полны суровой печали и ожидания. Русские же иконы полны предчувствия будущей радости, прощения, веры и заступничества, любви. Она вместе с Христом правит судьбами мира.

Поэтому и иконы Ее занимают у нас особенно значительное место: в храме и богослужении их место наряду с иконами Спасителя. Иконы Богоматери отличаются от икон других святых и икон Ангелов, как разнообразием иконографических типов, так и их количеством и интенсивностью их почитания.

История

Покрово-Тервенический женский монастырь – один из самых молодых российских монастырей. Он находится на краю Ленинградской области в деревне Тервеничи Лодейнопольского района.В наши дни большинство монастырей в России восстановлено на месте разрушенных обителей, т.е. там, где когда-то существовала монашеская жизнь.

В Тервеничах монашества до революции не было. Здесь стояли только приходские храмы, прекратившие своё существование в годы Советской власти. Вокруг развалин одного из этих храмов – каменного Успенского (ныне Покровского) храма – в 90-е годы XX века вырос наш монастырь.

Монастырь возник из сестричества, сформировавшегося на базе православной общины при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в Санкт-Петербурге, где сейчас находится монастырское подворье. Днём рождения обители считается 1 июня 1991 г. Именно в этот день в поисках места для монастыря в Тервеничи впервые приехали будущие насельницы обители во главе с её основателем и духовником, тогда молодым иеромонахом, а теперь епископом Благовещенским и Тындинским Лукианом /Куценко/. В то же лето по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва) в Тервеничах было образовано Покровское сестричество, получившее в 1997 г. статус монастыря. Настоятельство приняла одна из первых монахинь сестричества, нынешняя игуменья Лукиана (Рысева).

Святыни

Святыни Покровского Тервенического монастыря

  • Тервеническая икона Божией Матери:
  • cвятой источник Божией Матери:
  • частицы мощей вмц. Варвары (IVв.) и прп. Евфросинии Полоцкой (XII в.): раз в две недели в воскресенье в 17.00 перед иконой с частицами мощей служится молебен с акафистом вмц. Варваре
  • частицы мощей мцц. Урсулы Кельнской (IV в.) и Лукии Сиракузской (IV в.): находятся в Покровском храме, раз в две недели по воскресеньям в 17.00 святым мученицам Лукии и Урсуле служится молебен перед иконой с частицами их мощей
  • частица мощей прп. Макария Калязинского: находится в Покровском храме в иконе преподобных Макария Калязинского и Александра Свирского
  • частицы мощей прпп. отцов Киево-Печерских: вставлены в иконы Пещерного храма в честь Собора преподобных отцев Киево-Печерской Лавры; по четвергам после окончания литургии в 9.30 в пещерном храме служится молебен преп. отцам
  • часть камня от гроба Пресвятой Богородицы: вложен в храмовую аналойную икону, хранится в Трапезной Успенской церкви, для поклонения доступен только в день Успения Пресвятой Богородицы

Святыни Санкт-Петербургского подворья

  • частицы мощей святых мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Находятся в храме Веры, Надежды, Любови и Софии: открыты для поклонения ежедневно (Санкт-Петербург, пр. Стачек 186-А); раз в две недели по воскресеньям в 18.00 святым мученицам служится молебен с водоосвящением перед иконой с частицами их мощей.
  • список с Тервенической иконы Божией Матери и частицы мощей 40 святых угодников Божиих: находятся в храме Веры, Надежды, Любови и Софии; мощи открыты для поклонения ежедневно, раз в две недели по воскресеньям в 18.00 Пресвятой Богородице служится молебен с водоосвящением перед Ее иконой.

Святыни скита д. Пирозеро

  • икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша»: находится в скиту монастыря (д. Пирозеро) в храме иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», открыта для поклонения ежедневно; перед образом на утреннем молитвенном правиле насельниками скита читается акафист Божией Матери «Неупиваемая Чаша» (через день попеременно с акафистом у иконы Пресвятой Богородицы «Прибавление ума»)
  • частица мощей мч. Вонифатия Тарсийского (209 г.): находится в храме иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», ковчег с частицей мощей открыт для поклонения ежедневно; каждую пятницу в 7.00 насельниками скита перед мощами совершается молебен с акафистом мч. Вонифатию
  • образ Божией Матери «Лоретский» или «Прибавление ума»: находится в часовне, открыт для поклонения ежедневно; перед образом на утреннем молитвенном правиле насельниками скита совершается акафист Божией Матери «Прибавлению ума» (через день попеременно с акафистом у иконы Пресвятой Богородицы «Неупиваемая Чаша»)

>Престольные праздники

Покров Пресвятой Богородицы — 14 октября

Антоний и Феодосий Печерские, преподобные — 23 июля, 16 мая и др.

Как добраться

Проезд:

В монастырь: автобусом или поездом до г. Лодейное Поле (время в пути – примерно 4 часа), а там местным автобусом до д. Тервеничи (примерно 1,5 часа). Местный автобус ходит 2 раза в сутки — 6.00 и 18.00.

Справочная автовокзала Санкт-Петербурга тел: (812) 766-57-77; 405-75-16; 405-75-17; 405-75-19.

Справочная автовокзала г. Лодейное Поле тел: (81364) 2-23-50.

Справочная железнодорожного вокзала г. Лодейное Поле тел: (81364) 2-18-73

Из монастыря: рейсовый автобус отходит с деревенской остановки в 7.30 и 19.30.

Личным транспортом: 185-ый км Мурманского шоссе, далее от поворота у АЗС «Лукойл» примерно 75 км до д. Тервеничи.

Люди, едущие в монастырь трудиться не менее чем на неделю, могут воспользоваться бесплатным монастырским транспортом. От подворья в Санкт-Петербурге до монастыря каждую неделю ходит микроавтобус (обычно по пятницам в 15.00). Из монастыря в город машина обычно ходит по воскресеньям. Получить более подробную информацию и записаться на поездку можно по тел. (812) 758-62-55 – храм св. мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии – подворье в Санкт-Петербурге.

Желающих воспользоваться монастырским транспортом нужно брать с собой деньги на обратную дорогу, на случай того, если по какой-либо причине не удастся уехать из обители на машине. Монастырь не берет на себя обязательств перед паломниками и трудниками по оплате обратной дороги.

Адрес: Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, д. Тервеничи, ул. Нагорная, 30

Телефон: +7-921-436-36-55, +7-921-422-97-50; +7-931-245-42-34 (гостиница)

E-mail: vnl-tm@yandex.ru

Официальный сайт.

Паломнику

Покрово-Тервенический монастырь открыт для людей, желающих его посетить.

Приехать в монастырь можно с разными целями и, соответственно, в разных качествах: туриста, паломника или трудника.

Прежде чем предпринять путешествие, необходимо задуматься о его цели, т.к. оно потребует от Вас внутренней готовности, ведь даже путь в обитель не близкий.

Хочется сказать о старой традиции посещения монастырей, о которой многие сегодня забывают. В монастырь было не принято приезжать с пустыми руками. Как великое благо для себя понималась возможность чем-то поддержать обитель. Дар мог быть небольшим, но от чистого сердца. Это могли быть продукты или что-то необходимое для совершения богослужения, и просто, для повседневной жизни насельников. Люди знали, что по законам духовной жизни, давая, они приобретают для себя намного больше.

Внимание! Желающим оставаться в обители более одного дня необходимо иметь при себе паспорт и деньги на обратную дорогу. (Дорога от д. Тервеничи до Санкт-Петербурга стоит около 450 р; от д. Тервеничи до г. Лодейное Поле — 110 р.)

Духовенству и монашествующим надо иметь помимо паспорта церковное удостоверение.

Каталог икон на сайте PravIcon.com

Икона Тервеническая — описание
Источник: Сайт «Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы», автор — Валерий Мельников
Чудотворная икона из Покрово-Тервенического женского монастыря Санкт-Петербургской епархии. Тервеническая обитель – одна из самых молодых на Русском Севере, но, благодаря чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, широко известна за его пределами. Божия Матерь явилась во сне духовнику монастыря игумену Лукиану и указала на икону у Своих ног, из-под которой струился родник. На следующий день игумен обнаружил на указанном месте источник, а с его слов иконописцы написали образ Богородицы, виденный им на иконе. С тех пор у колодца, ископанного на источнике, и у Тервенической иконы происходят исцеления страждущих. Образ на иконе списан с известной КАСПЕРОВСКОЙ иконы Божией Матери. Адрес монастыря: Ленинградская область, Лодейнопольский район, село Тервеничи, ул. Нагорная, 30, Покрово-Тервенический женский монастырь.

Описание иконы Пресвятой Богородицы Тервеническая
Тервеническая икона получила свое название по месту прославления – деревня Тервеничи Ленинградской области. Эта икона является списком с чудотворного Касперовского образа Божией Матери, особо почитаемого в Одессе. Тервеническая икона дарована смотрением Царицы Небесной в благословение новоустроенному Покрово-Тервеническому женскому монастырю. Подтверждением этому было явление Божией Матери в тонком сне основателю и духовнику обители: Божия Матерь стояла на Тервенической земле, у ног Ее лежала икона, подобная Касперовской, из-под которой струилась вода. Божия Матерь указывала рукой на лежащую икону. После этого явления, икона, виденная во сне была найдена в мастерской одесской художницы. Это случилось в начале зимы 1992 года. 23 февраля того же года икону привезли в Санкт-Петербург, в храм святых мучениц Веры, Надежды Любови и матери Софии. Свидетельством того, что именно этот образ является благословением Божией Матери Тервеническому монастырю, стало следующее событие. Одна монах

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *