Божьих благословений вам





К списку молитв

Православная молитва перед делом

Молитвы перед делом :

Господи, благослови

Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело, во славу Твою.

Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.

Молитва перед началом всякого дела

Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.

Молитва перед делом

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Благослови, Господи, и помоги мне, грешному, совершить начинаемое мною дело, во славу Твою.
Господи, Иисусе Христе, Сыне Единородный Безначальнаго Твоего Отца, Ты бо рекл еси пречистыми усты Твоими, яко без Мене не можете творити ничесоже. Господи мой, Господи, верою объем в души моей и сердце Тобою реченная, припадаю Твоей благости: помози ми, грешному, сие дело, мною начинаемое, о Тебе Самом совершити, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, молитвами Богородицы и всех Твоих святых. Аминь.

Молебен перед началом доброго дела

Мирная ектения

— О еже благословити доброе намерение рабов своих (раба) имярек, и благоизволити благополучно начати и спешно, кроме всякаго препятия, во славу свою скончати, силою, действом и благодатию пресвятаго Духа, Господу помолимся.

— О еже труждающимся делателем благоспоспешство в сем подати, и дела рук их исправити и в совершение силою, действом и благодатию пресвятаго Духа спешно произвести, Господу помолимся.

— О еже ко благому тщанию рабов своих (раба) имярек, благопоспешство со всяким довольством, силою, действом и благодатию пресвятаго своего Духа подати, Господу помолимся.

— О еже приставити делу сему и делателем ангела хранителя, еже невидимо отразити вся противныя вещи, видимых и невидимых врагов, и во всем благопоспешество, к сооружению же мудрость, и к совершению силу, силою, действом и благодатию пресвятаго своего Духа подати, Господу помолимся.

На Бог Господь тропари

Тропарь, глас 2: Творче и создателю всяческих, / Боже, дела рук наших, ко славе Твоей начинаемая / Твоим благословением спешно исправи / и нас от всякого зла избави // яко един Всесилен, и Человеколюбец.

Слава, глас 6-ый:

Скорый в заступление и крепкий в помощь / предстани благодатию силы Твоея ныне / и благословив укрепи / и в совершение намерения благаго дела рабов Твоих произведи / вся бо елика хощеши // яко сильный Бог творити можеши.

И ныне, глас той же:

Предстательство христиан непостыдное, / ходатайство ко Творцу непреложное, / не презри грешных молений гласы, / но предвари, яко Благая, на помощь нас верно зовущих Ти: / ускори на молитву и потщися на умоление, // предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Прокимен, глас 4-й:Буди светлость Господа Бога нашего на нас, и дела рук наших исправи.

Стих: И призри на рабы твоя и на дела твоя.

Апостол к Филипийцам: Возлюбленные, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. Все делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов (Филиппийцам 2:12-16)

Евангелие от Матфея: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Матфей 7:7-11).

Сугубая ектения

— Призри, человеколюбче, милостивым твоим оком на рабы твоя (раба) имярек, к твоему благоутробию верою припадающыя, и услышав моления их (его), благое намерение и дело их (его) благослови, и благополучно начати и спешно кроме всякаго препятия во славу твою совершити, яко всесильному царю молимтися, услыши и помилуй.

— Во всем споспешествуяй всем во благое, Господи, милостивно и рабом твоим (рабу) имярек, поспешествуй, Спасе, и во благополучное совершение делу их (его) спешно произвестися, благослови, молимтися, всемогий Владыко, услыши и помилуй.

— Ангела твоего хранителя пристави делу сему, благоуветливе Господи, и еже воспятити вся препятия видимых и невидимых врагов, поспешство же во всем ко благополучному совершению делающым сотворити, молимтися, преблагий Спасе, услыши и помилуй.

— Во славу твою вся творити повелевая, Господи, рабом твоим (рабу) имярек, ко твоей славе дело свое начинающым, благословением твоим поспешество благополучное с довольством к совершению подаждь, здравие им (ему) со благоденствием даруя, молимтися, вседаровитый Творче, услыши и помилуй.

Молитва

Господи Иисусе Христе, Боже наш, приими усердное моление наше и благослови благое намерение и дело рабов твоих (раба) имярек, яже благополучно начати, и без препятия всякаго ко славе твоей совершити. Делателем благопоспеши и дела рук исправи, и в совершение силою пресвятаго твоего Духа спешно произвести сотвори! Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и тебе славу возсылаем, со безначальным твоим Отцем, и пресвятым и благим и животворящим твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.













См.также:





Значение слова божественно

Примеры употребления слова божественно в литературе.

Из оного очевидно, что под Именем Бога в Слове означается Бог со всем Божественным, которое в Нем и исходящем от Него, и так как Слово есть Божественным исходящим, то оно есть Именем Бога, и так как все Божественно, называемые духовным Церкви, исходит от слов, то они суть тоже Именем Бога.

Что Слово Божественно до малейшей черточки, это известно и церкви, но в чем именно заключается эта Божественность — доселе было неизвестно и потому теперь будет объяснено.

Так вот, подобные вещи, будучи описанными и имея такое отличие, не похожи ни на что человеческое: наоборот, и сон, и смыкание глаз, и подобное обмороку состояние, и пребывание между сном и бодрствованием, и только что начинающееся или совершенное бодрствование — все это божественно и необходимо для восприятия богов, ниспосылается от самих богов и тем самым отчасти идет впереди божественного появления.

В ангеле же Божественное качество качествует совсем свято, Божественно и чисто.

В эпическом цикле об их подвигах со всей определенностью говорится о том, что Туатха Де Данаан — существа божественно плана, тогда как кланы Фир Болг, Фир Дхомхнанн и Фир Гаилиоин — такие же смертные люди, как и прочие жители Ольстера.

Он не стремился к громким именам, но Бронзино особый случай, Бронзино, который так безупречно, божественно писал флорентийских патрициев, надменных, мужественных, исполненных достоинства и красоты.

Рокот рассекающих воздух вертолётных лопастей показался мне божественно прекрасным пением ангелов.

Это все должно было еще открыться им как божественно определенный способ залечивания разрыва, созданного грехом между Богом и людьми.

Странствуя утром, Выплыв из ночи, из мрачных мыслей, думая о тебе, Мечтая о тебе, гармоничный Союз, о тебе, божественно поющая птица, О тебе, переживающий дурные времена мой край, удушаемый черным отчаянием, всяким коварством, изменой, Чудо узрел я — дроздиху, кормящую своего птенца, Песнопевца-дрозда, чьи восторженные звуки, полные радости и веры, Всегда укрепляют мой дух, согревают его.

Льву Николаевичу, помнит, когда Оборин играл божественно, что случалась гораздо чаще.

Существует божественное прихлебательство, нисхождение божества в обитель человека, не новое для нашего воображения, божественно случайное соучастие в земном блаженстве, высшее избрание избранницы смертного, любовная страсть бога к жене человека, достаточно благочестивого и богобоязненного, чтобы чувствовать себя не оскорбленным и не униженным такого рода дележом, но, напротив, вознесенным и отличенным.

Ибо, если быть достойным поклонения и почитания, а следовательно, если божеское достоинство существа зависит исключительно от отношения существа к благосостоянию человека, если только существо, благодетельное для человека, полезное ему, божественно, то основание божественности существа покоится ведь исключительно в эгоизме человека, который все относит лишь к себе и сообразно этому отношению ценит.

И я впредь осмеливаюсь утверждать, что человеческое благородство, поскольку это касается множества его плодов, превосходит благородство ангела, хотя ангельское в целом и более Божественно.

Ее бросила богиня Афина, заметив, что игра на изобретенной ею самой флейте обезображивает ее божественно прекрасное лицо.

А если обратиться к платоникам, то — не говоря о многих, — у Порфирия радует изобилие доказательств и многообразная религия, у Ямвлиха — восхищает скрытая философия и мистерии варваров, у Плотина нет ничего особенно предпочтительного, так как он всюду показывает себя достойным восхищения, о вещах божественных говорит божественно, а когда ведет речь о вещах человеческих, покоряет людей такой мудростью и тонкостью мысли, что его с трудом понимают даже сами платоники.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Благословение

Смотреть что такое «Благословение» в других словарях:

  • благословение — См … Словарь синонимов

  • БЛАГОСЛОВЕНИЕ — БЛАГОСЛОВЕНИЕ, благословения, мн. нет, ср. (церк.). 1. Действие по гл. благословить благословлять. 2. Религиозно бытовой свадебный обряд у христиан, состоящий в крестообразном осенении иконой и хлебом жениха и невесты их родителями перед… … Толковый словарь Ушакова

  • БЛАГОСЛОВЕНИЕ — БЛАГОСЛОВЕНИЕ, я, ср. 1. см. благословить. 2. Обращённая к Богу просьба о благодати, помощи. Б. Господне. С божьим благословением приступить к возведению храма. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • благословение — (неправильно благословление) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • Благословение — Благословение ♦ Benediction Доброе слово, способное обратить слово в добро. Ошибкой было бы слишком верить в силу благословения, т. е. ждать от него немедленного практического результата – конкретной помощи или защиты. Добрые слова не… … Философский словарь Спонвиля

  • Благословение — (калька с греч. εὐλογία) многозначный термин … Википедия

  • БЛАГОСЛОВЕНИЕ — , пожелание либо получение особой благосклонности Божией для отдельной личности или общности людей посредством соответствующих слов или символических жестов; по отношению к Богу одна из составляющих религ.… … Православная энциклопедия

  • Благословение — Само слово «благословение» кажется несколько устаревшим, однако суть его остается достаточно значимой для каждого человека. Наверное, поэтому нам вполне может присниться, что мы даем, спрашиваем или получаем благословение. Д. Лофф… … Большой универсальный сонник

  • Благословение — – этим словом обозначаются: в собственном смысле благословение (Эфес. 1, 3); благотворение (2 Кор. 9, 5); изобилие, приходящее от Божия благословения (2 Кор. 9, 6); благодеяние нуждающимся; позволение, взятое от старшего, напр., диаконом от… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

  • благословение — А. Человеческие благословения 1. Благословение священных предметов жертв: 1Цар 9:13 чаши Святого Причастия: 1Кор 10:16 2. Благословение других людей отец благословляет своего сына: Быт 27:1 40; Быт 48:15,16 семья благословляет уходящую дочь: Быт… … Библия: Тематический словарь

  • благословение — испросить благословения • действие, каузация получить благословение • действие, получатель принять благословение • действие, получатель просить родительского благословения • действие, каузация … Глагольной сочетаемости непредметных имён

Эзотерика и религия: отличия и сходства

Религия зародилась в глубокой древности, как средство борьбы с варварством и хаосом. Она дала человечеству духовные основы и необходимые знания о мире. Эзотерика также способствовала развитию и накоплению знаний, однако в отличие от религиозных доктрин была открыта только избранному кругу посвященных. Для получения доступа к секретным знаниям человек должен был иметь определенные способности и развитое сознание. Доступность информации – главное отличие религии и эзотерики, кроме этого есть существенная разница в сути учений:

  • Религия предполагает следование определенным нормам и правилам и предписывает полностью полагаться на Божью волю.
  • Эзотерические учения говорят о том, что человек сам может менять свою судьбу и влиять на те, или иные события. Эзотерика и самопознание неразрывно связаны, только исследуя внутренний мир можно познать законы Вселенной.
  • Религиозные законы нерушимы, они определяют страдание человека при жизни и его существование после смерти. Выполняя все требования и предписания религии можно заслужить вечное блаженство.
  • Эзотерики верят в постоянное перерождение души в материальном мире. В каждом воплощение она совершенствуется и усваивает определенные уроки.
  • Существуют и сходства религиозных и эзотерических учений. Это вера в Высшие силы и Божественное начало человека, а также общие моральные принципы. Причинение вреда другим людям, зависть, ложь, уныние и ненависть одинаково порицаются в обеих системах знаний.

    Эзотерика и оккультизм: подмена понятий

    Рассматривая информацию о том, что такое эзотерика, и что она изучает, мы часто сталкиваемся с таким понятием как оккультизм. Оккультные науки – система тайных знаний о духовном и материальном мире, дающие посвященному огромные возможности. Они действительно в чем-то схожи с эзотерическими учениями, однако есть одно принципиальное различие. Эзотерика – это духовное развитие и самопознание, осознание своей Божественной сути и полное отрешение от материального мира. Оккультизм – это развитие своих способностей для получения силы и власти в материальном мире, такие знания помогают добиваться высокого статуса и материальных благ.

    В настоящее время оккультные науки, такие как: нумерология, хиромантия, целительство, астрология, гадания и др. называют эзотерикой. Это не совсем верное утверждение, так как их основной задачей является улучшение жизни в материальном мире. В то время как эзотерика – это путь к Богу и духовному совершенству.

    Современная наука и эзотерика имеют больше отличий, чем сходств. Наука занимается изучением явлений и процессов в материальном мире, с помощью логики и эксперимента. Сфера изучения эзотерики – духовный мир человека, эмоции и энергетические потоки.

    Для того чтобы окончательно понять, что такое эзотерика в современном мире, и что она изучает, необходимо расширить границы своего сознания и мировоззрения.

    Что такое эзотерика

    • «Позитивная» мистика
      • Классическое определение эзотеризма
      • Знания, бывшие прежде тайными
      • Оккультизм, мистика, магия

    Буквальный перевод слова «эзотерика» с греческого звучит, как «внутренний», и используется для обозначения духовных, мистических, скрытых в сердце людей процессах. Если человек понимает, что он есть не только тело, что его настоящая природа — это бессмертие, свобода и бесконечный творческий процесс, если человек анализирует свою настоящую суть и пытается жить в мире духовном, то его можно смело назвать эзотериком. За многие годы совершенно разные люди в разных уголках планеты сформировали свои методы самопознания и самореализации, включая психологию, религию, йогу, магию и т.д. Этих методов (и их комбинаций) настолько много, что те, кто только-только осознал свою истинную природу, просто теряются и не знают с чего начать…

    Для того, чтобы помочь выбрать правильный Путь или осознать свой, и был создан этот сайт. Чтобы каждый новичок, практикующий или мастер могли найти свою дорогу, подкрепить свой опыт новыми знаниями или помочь тем, кто нуждается в подсказках. Он предназначен для ищущих и свободных людей.

    Эзотерика — это учение, совокупность знаний, предназначенных только для посвященных людей, несущих данную тайну в себе и не имеющих право распространять ее за пределы своего знания. Понятие эзотерика произошло от греческого слова «еsoterikos», означающее в переводе — скрытый, внутренний. Учение содержит все то, что собиралось, накапливалось, столетиями хранилось, передавалось из поколения в поколение и совершенствовалось в культуре разных народов. Эзотерика — это процесс познания окружающего мира и бытия, познание самого себя как части целого. Каждый человек несет в себе тайну, и она должна принадлежать только ему — вот истинный смысл эзотерики. (Философ дал/дала значение слова эзотерика)

    Эзотеризм — очень важная и интереснейшая область человеческих знаний. Эти знания существовали всегда, они сопровождали всю историю человечества, конечно, развиваясь и изменяясь. Но доступ большинства людей к этим знаниям всегда был ограничен. Сейчас настало время, когда степень этой ограниченности стремительно уменьшается, и нам в этом повезло.

    Современный подход философских и естественных наук делит эзотеризм на ряд частей: историческую, философскую, естественно-научную, религиозную, этическую, медицинскую, психологическую и т.д.. В древности все эти аспекты представляли собой неразрывное целое.

    Понятие эзотеризма можно рассмотреть в нескольких следующих значениях, что мы и сделаем:

    Классическое определение эзотеризма — тайное учение, доступное только избранным, посвященным.

    Общедоступные ныне знания, бывшие прежде тайными.

    Широкий круг вопросов, которые отчасти попадают под такие определения как оккультизм, мистика, магия и т.д.

    «Позитивная» мистика

    Классическое определение эзотеризма

    Термин «эзотеризм» происходит от греческого слова «эсотерикос», что означает «внутренний», «сокровенный», «сокрытый».

    Первоначально это понятие применялось для обозначения тайного знания, доступного только для немногих избранных, посвященных, в противоположность экзотерике, означающей открытость для всех, доступность для всех. С истинной эзотерикой всегда связано нечто сокровенное, сообщавшееся лишь немногим. Эти люди должны были предварительно пройти через длительное обучение и самосовершенствование. Наставления в эзотерических учениях, как правило, давались в устной форме, так же происходила передача основных принципов, их толкований и традиций.

    Если мы обратимся к истории человечества, то увидим, что с самых древнейших времен существовали эти два вида знания. Одно было экзотерическое, другое — эзотерическое. Первый вид знания был доступен для широких масс населения, им мог владеть любой человек. Вторым видом знания мог овладеть далеко не каждый, поскольку его приобретение было сопряжено со значительными трудностями, лишениями и опасностями самого различного характера.

    Эзотерическое знание преподавалось в мистериях. Слово «мистерии» произошло от греческого «muo», что означало «закрывать рот». Виновных в разглашении тайн мистерий могло ожидать наказание смертью. Вот какое определение мистерий дает Е.П.Блаватская в своем труде «Разоблаченная Изида»:

    «Мистерии — греческое teletai, или завершение, что аналогично teleuteia или смерть. Это были ритуалы, обычно державшиеся в секрете от профанов1 и непосвященных. В этих ритуалах посредством драматизированных представлений и других методов преподавалось происхождение вещей, природа человеческого духа, его отношение к телу и методы его очищения и возвращения к более возвышенной жизни. Физика, медицина, законы музыки, прорицание преподавались таким же образом… Священные мистерии разыгрывались в древних храмах посвященными иерофантами для пользы обучения кандидатов… Как подтверждает Платон и многие другие мудрецы древности, мистерии как школы этики были высоко религиозными, нравственными и благотворными… Их тайное значение разъяснялось кандидатам на посвящение и воплощалось в философские доктрины».

    Известный американский исследователь древних традиций М.П.Холл писал:

    «Мистерии были хранителями трансцендентального5 знания столь глубокого и непостижимого для всех, кроме наиболее возвышенных интеллектов, и столь мощного, что открывать его можно было только тем, чьи личные амбиции были мертвы и кто посвятил свою жизнь бескорыстному служению человечеству».

    Мистерии существовали практически во всех древних странах. Вот некоторые из них:

    • Мистерии Асар-Хапи в Египте;
    • Вакхические и дионисийские ритуалы в Древней Греции;
    • Орфические мистерии, главным сюжетом которых являлась любовь Орфея и Эвридики;
    • Элевсинские мистерии проводились в честь Цереры (Деметра, Рея или Исида) и ее дочери Персефоны;
    • Персидские мистерии, посвященные культу Митры;
    • Мистерии Друидов Британии и Галлии и другие.

    На заре возникновения христианства многие идеи языческого мира, в том числе и институт мистерий, перешли в новую религию. В христианстве существовали Мистерии Иисуса и Мистерии Царства, в которых также на ищущих посвящения налагались особые условия, необходимые для приобретения знания. Христианство, тесно связанное с еврейскими, персидскими и греческими верованиями, с налетом более древних верований Индии и окрашенное египетской мыслью, являлось позднейшей ветвью общего религиозного ствола. Поэтому оно несло в себе подтверждение древних преданий и передавало в распоряжение западных народов основные идеи древних учений.

    Истоки же эзотерических знаний следует искать в Ведах — древнейших священных писаниях, известных на сегодняшний день человечеству. За этими знаниями в Египет и на Восток приходили философы и мыслители давних времен: Геродот6, Фалес7, Парменид8, Эмпедокл9 и Пифагор10. Там же Моисей11 приобрел свою мудрость и Иисус провел молодые годы своей жизни. Туда устремлялись ученики со всех стран.

    Ауробиндо Гхош, выдающийся индийский ученый-мистик, считал, что Веды изобилуют намеками на тайные учения и мистическую философию. Он писал, что Веды — это тайная религия, соответствующая орфическим и элевсинским верованиям древней Греции. «Предлагаемая мной гипотеза состоит в том, что Ригведа12 сама по себе является единственным дошедшим до нас значительным документом раннего периода развития человеческой мысли, от которого элевсинские и орфические мистерии сохранились лишь как увядающие пережитки, когда духовные и психологические знания человеческого рода, по причинам, которые трудно теперь определить, скрывались за завесой конкретных материальных форм и символов, загораживая смысл от непосвященных и раскрывая его лишь посвященным. Один из руководящих принципов мистиков — святость и тайна, самопознание и истинное знание богов. Они полагали, что эта мудрость не годилась и, может быть, таила опасность для обычного человеческого ума и что, во всяком случае, если открыть ее грубому и неочистившемуся духу, она могла бы быть извращена и сделаться предметом злоупотребления» — писал он.

    Е.П.Блаватская также считала, что истоки древней мудрости следует искать в Индии. Она писала, что Индия является колыбелью современного человечества и что даже древний Египет всеми своими достижениями обязан Индии. Она указывала, что первый царь Египта Менес, покинутый браминами, эмигрировал вместе со всеми своими сторонниками из Индии; при этом он прошел через Иран, Аравию и дошел до Каира.

    Какие же знания преподавались в мистериях? Несмотря на внешнюю пестроту и разнообразие форм мистерий, в них прослеживается определенная общность основных идей. Е.П.Блаватская показывает, что в мистериях преподавалась Единая Эзотерическая Доктрина — Древняя Религия Мудрости. Ее синонимы — Эзотерическая Философия, Оккультная Наука, Божественная Мудрость (Теософия), Тайная Доктрина.

    Елена Петровна Блаватская в главном труде своей жизни «Тайной Доктрине» говорит об эзотерике:

    «Истинный философ, изучающий Эзотерическую Мудрость, совершенно освобождается от личностей, догматических верований и особых религий. Кроме того, Эзотерическая Философия примиряет все религии и, снимая с каждой ее внешнюю оболочку, человеческую, указывает на тождественность корня каждой с основою всякой другой великой религии. Она доказывает необходимость Божественного и Абсолютного Принципа в Природе».

    • профан — человек, совершенно не сведущий в данной области.
    • иерофант — буквально «тот, кто разъясняет священные понятия» (теос. словарь).
    • Платон (V-IV вв. до н.э.) — величайший греческий философ, труды которого известны во всём мире. Был учеником Сократа и учителем Аристотеля.
    • доктрина — учение, научная концепция.
    • трансцендентальный — (от лат. — переступать) — означает такие стороны бытия, окружающего мира, которые не могут быть непосредственно зарегистрированы нашими органами чувств с помощью опыта, эксперимента, так как они превосходят ограниченную сферу видимого плотного мира. Они познаются человеком через созерцательное осмысливание.
    • Геродот (V в. до н.э.) — древнегреческий философ, историк, географ. По определению Цицерона, Геродот — «отец истории».
    • Фалес из Милета (VII-VI вв. до н.э.) — древнегреческий философ, математик, основатель натурфилософии.
    • Парменид (VI-V вв. до н.э.) — основатель идеалистической философии. Главное в его философских убеждениях — тождество мышления и бытия. Жил в Древней Греции.
    • Эмпидокл из Агригента (V в. до н.э.) — древнегреческий философ, поэт, врач, политический деятель.
    • Пифагор (VI в. до н.э.) — древнегреческий математик и философ. Основатель пифагорейской школы — религиозно-этического и философского братства.
    • Моисей (XIII в. до н.э.) — вождь,законодатель и творец религии иудеев, которому приписывается авторство пяти книг (Пятикнижия), Ветхого завета и множество чудес во время исхода иудеев из Египта.
    • Ригведа — первая и самая значительная из четырёх Вед.

    Знания, бывшие прежде тайными

    Термин «эзотерика» в настоящее время может иметь и гораздо более широкое значение — то, что из тайного стало общедоступным. В истории человечества периодически наступают периоды, когда определенная часть эзотерических знаний открывается широким массам. И хотя эти знания, широко обнародованные и опубликованные, фактически перестали быть эзотерическими в классическом понимании этого слова, все же они у широкой публики проходят под понятием «эзотерики» в силу своей неортодоксальности1 и новизны идей, которые нельзя подвести под господствующие взгляды религии, философии, науки или идеологии своего времени.

    В наше время такими широко открытыми для всех знаниями стали Теософия, изложенная Еленой Петровной Блаватской в «Тайной Доктрине» и Учение Агни Йога (Живая Этика), полученное человечеством от Великих Учителей через русских людей — Елену Ивановну и Николая Константиновича Рерихов. Сегодня книги эзотерического содержания может приобрести и изучить каждый независимо от его степени готовности к этому ответственному шагу. Поэтому самостоятельное блуждание в эзотерических просторах без соблюдения выработанных еще в древности определенных условий, накладываемых на стремящегося к эзотерическим знаниям ученика, и без ориентировки на серьезные источники далеко не всегда полезно и эффективно.

    Оккультизм, мистика, магия

    Широкий круг вопросов, которые отчасти попадают под такие определения, как оккультизм, мистика, магия и т.д.

    В современном языке понятие «эзотерика» часто осмысливается и употребляется заметно иначе, чем прежде. Сегодня под ним подразумевается не только его классическое значение, но и широкий круг проблем, которые отчасти попадают под такие определения, как оккультизм1, мистика2, магия3, расширение сознания, альтернативная медицина, пограничные науки, комплексное мышление, холистическое4 представление о мире, метафизика5 и т. д. Передача такой информации позволялась прежде лишь немногим учителям; получить их наставления могли только избранные ученики. Придерживаясь классического значения термина «эзотерика», к нему можно относить также пути и методы развития личностного сознания, приобщения к всеобъемлющему мировому знанию и достижению здоровья человеческого тела, души и духа. Эзотерический подход существенно отличается от прочих подходов к тем же проблемам: он неортодоксален по отношению к господствующей мировоззренческой системе. Эзотерические постулаты не входят в рамки общепринятой системы познания, они пока еще не являются привычной обыденностью жизни, например, в тех случаях, когда мы обращаемся к холистической модели мира или к восточным школам знания — таким, как Веданта6, Йога7 или Аюрведа8.

    Эзотерика в своих объяснениях основывается в основном не на рациональном анализе, логическом мышлении и материалистическом восприятии мира и человека, при том, что эти методы познания тоже важны. Эти функции левого полушария нашего мозга имеют отношение в основном к процессам земного материального плана, которые, воздействуя на пять органов чувств среднего человека, предоставляют ему информацию об объектах видимого мира. Но насколько роковой может оказаться абсолютизация этих функций левого полушария нашего мозга, убежденность в том, что только с их помощью возможно достижение высшего знания и счастья. Внутренние же, духовные способности у среднего человека, которые обеспечиваются правым полушарием мозга, находятся в неразвитом, спящем состоянии, вследствие чего он живет не совсем в реальной действительности, воспринимая мир однобоко. Такое неполное, искаженное восприятие мира восточная философия называет иллюзорным (Майя). Вот эта духовная слепота и является главным бедствием современного человечества, приносящим ему неисчислимые страдания и даже поставившим его на грань катастрофы. Зоны правого полушария обладают гибкими, тонкими свойствами, позволяющими постичь скрытый смысл жизненных процессов при помощи интуиции, образного и ассоциативного9 мышления и т. д.

    Более того, путь к истинному и всеобъемлющему пониманию может быть достигнут только тогда, когда будут развиты качества, не имеющие отношения к функциям полушарий мозга, — миролюбие, сочувствие и любовь. Эти качества в основном связаны с деятельностью пробужденного сердца, с так называемым сердечным психическим центром.

    Необходимо дополнить функции внешних органов чувств внутренним духовным развитием, чтобы вывести человечество из создавшегося тупика. Способы и методы этого духовного развития даются в Теософии и особенно, в Агни Йоге (Живой Этике).

    • оккультизм — (от лат. occultus — тайный, сокровенный), общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для обычных людей, но доступных для людей, имеющих необходимые для этого знания и подготовку. Объем и содержание оккультизма изменялись на протяжении всей истории. Ряд явлений, прежде считавшихся чисто оккультными (напр. магнетизм в эпоху Возрождения, гравитация в астрологии, гипнотизм в 18 веке, тонкие энергии человека, аура), позднее отошли в сферу науки. Эти факты и развитие науки позволяют с уверенностью говорить, что большинство явлений оккультизма будет объяснено и принято наукой.
    • мистика — (греч. mistikos — таинственный), сакральная (священная) религиозная практика, направленная на достижение непосредственного сверхчувственного общения и единения с Богом в переживаемом экстазе откровения, а также система знаний, позволяющих осуществить эту практику. Часто мистикой не очень точно называют всё то, что кажется непонятным, таинственным.
    • магия — (лат., букв. «Великая наука»). Современное понимание магии, как правило, сводится к практическому применению скрытых и сокровенных тайн природы, влиянию на людей, события или явления через так называемые «тонкие энергии». Это колдовство, заклинания, магические ритуалы, способные оказывать воздействие на природу и человека. Белая магия — свободна от эгоизма, властолюбия, честолюбия и корысти и целиком направлена на созидание доброты и справедливости. Её антипод — черная магия — противоположна по всем указанным параметрам. Черный маг — человек, вставший на неправедный путь, утяжеляет свою карму на многие порядки.
    • «…как все насильственное, магия докатывается до самых темных проявлений. Сама граница между черной и белой магией делается неуловимой в своей сложности. Потому на пути к будущему следует отставить всякую магию (Мир Огненный 2, 249)».

    • холистический — от греч. holos — весь, целый.
    • метафизика — переводится с древ. греч. как «то, что после физики» — раздел философии, занимающийся исследованиями первоначальной природы — реальности, бытия и мира как такового. Впервые это название было дано учениками Аристотеля записям его рассуждений об умозрительно постигаемых началах бытия.
    • Веданта — здесь это слово означает одну из главных школ индийской философии.
    • Йога — в этом контексте это слово означает одну из индийских философских школ.
    • Аюрведа — это часть ведического учения. В буквальном переводе с санскр. это означает «знание о жизни».
    • ассоциативный — устанавливаемый по связи между отдельными представлениями, в силу которой одно представление вызывает другое.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *