Богородицы в дивеево

ort_palomnik

Из рассказа «Дивеево – Русская Земля Обетованная».
О Дивеево писать трудно. До поездки сюда я читала разные отзывы про него и всегда удивлялась их аскетичному стилю повествования. Я люблю, и сама имею склонность, к цветистости изложения, к подробностям и деталям, а такая скупость слов и чувств меня озадачивала. Но, теперь, вернувшись из этого воистину дивного места, сама не знаю, ни с чего начать, ни как написать о том, что мы там увидели и прочувствовали – очень трудно найти нужные слова. Попытаюсь.
Дивеево – это особая земля. Это особый кусочек нашей планеты, где человек имеет возможность очистить свою душу.
Дивеево – это не просто прекрасная природа и красивый монастырь. Дивеево – это очень сильное энергетически и обдирающее от всего лишнего душу место.
О монастыре: Наши впечатления. Канавка Богородицы.
Сам Серафимо-Дивеевский монастырь занимает достаточно большую по площади территорию, но даже и её, похоже, мало – очень много паломников и людей, которые сюда приезжают. В монастырской ограде с улицы Октябрьской есть несколько входов в монастырь. Мы совершенно случайно пошли правильным путём – через Колокольню. Правильным – потому что так получается более торжественно, не просто выскочить где-то сбоку на территорию, а именно пройти через арку колокольни, увидеть Троицкий собор салатового цвета через ажурные чугунные ворота, большую мощёную площадь, яркие цветники, за ними величественный Преображенский собор кипенно-белого цвета, почти копию первого, только с более округлыми формами. Купола на этом соборе и колокольне – не просто горят золотом, а ослепительно сияют, как полноценные дополнительные солнца к основному светилу. Очень много золота в небе. Это очень красиво.
На территории монастыря, почему-то отчётливо ощутилось, что Троицкий собор (там находятся мощи святого Серафима Саровского) – мужского рода, а Преображенский – женского. Хотя, на самом деле, конечно, такого разделения нет. Может быть, так кажется, исходя из их внешнего облика: Троицкий – высокий, чуть угловатый, зелёный, серо-стальные маковки, а Преображенский – стройный, мягкий, белее снега и купола золотые.

Дивеево. Троицкий и Преображенский соборы

Дивеево. Троицкий собор
Мы зашли в Троицкий собор. Шла служба и внутри было чрезвычайно много людей, поэтому мы немножко постояли, вышли и стали обходить его кругом. Слева увидела большую очередь. Она стояла к мощам святого Серафима Саровского, вход к которым отдельный. Мы стоять не стали. Не знаю, как объяснить честно почему, скажем так – почувствовали себя не вправе обращаться к нему в том состоянии, в котором мы тогда находились. Конечно, это очень обидно, что так у нас нелепо получилось. Но с другой стороны его невидимое присутствие в Дивеево чуть ли не материально ощутимо. Рассказывают, что и монашки часто встречают седобородого старца у Святой Канавки, и строители, видели его в храме, и дети, которых он особенно любил, часто рассказывают родителям о добром дедушке, который с ними разговаривал. В Троицком соборе можно также увидеть некоторые вещи, принадлежавшие отцу Серафиму: мантию, нательный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, башмаки и чугунок. В этом соборе также находится любимая икона батюшки Серафима «Божья Матерь Умиление».
Мы ходим по территории, присматриваемся, ориентируемся, прислушиваемся к многочисленным экскурсоводам, водящим группы. Слушать очень интересно, тем более что мы никуда не торопимся в отличие от тургрупп, поэтому слушаем, как несколько гидов рассказывают об одном и том же, но по-разному. За Троицким собором расположен небольшой некрополь. Здесь нашли своё последнее пристанище игуменьи, несколько блаженных стариц из монастыря, монахи. Такого мы никогда не встречали. О них расскажу чуть ниже. Могилки – бархатные зелёные холмики все в цветах почитаются святыми местами. Сюда люди специально приезжают, чтобы мысленно пообщаться с блаженными, попросить их помощи.
Дальше мы заходим в Преображенский собор. Там внутри тоже стоит очередь, чтобы приложиться к мощам трёх дивеевских блаженных (о них тоже расскажу отдельно). Здесь в соборе я узнаю о святом масле, о сухариках из чугунка преподобного, и о землице с Канавки (подробности будут ниже, сейчас не хочу отвлекаться). Но нам сейчас не до этого. Выходим из Собора и спрашиваем, где Канавка. Она начинается сразу за Преображенским собором, чуть правее, а заканчивается тоже примерно за ним, но уже левее.
Я подготовилась к ней ещё заранее. По Канавке можно, конечно, прогуляться и просто так, но что-то я сомневаюсь, что это удастся. Это очень намоленное и сильное место, и когда заходишь за кованую калиточку, там, где её Начало, и вступаешь на эту высокую дорожку на гребне вала, а внизу под тобой высокий склон и узкая канавка, это как переходишь из земного притяжения в отсутствие гравитации. Здесь совсем другой воздух даже и совсем другое направление мыслей – старое осталось за калиткой.

Начало Канавки Пресвятой Богородицы
Святую Канавку надо проходить, читая молитву Пресвятой Богородице или Архангельское приветствие (этими словами приветствовал Архангел Гавриил Деву Марию при Благовещении): «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Отец Серафим говорил так: «Канавка эта – стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».

Канавка. Мы начинаем свой путь
У меня в руках чётки, правда, признаюсь, они буддистские, сувенирные и в них 108 бусинок-горошинок, а молитву Пресвятой Богородице надо прочитать 150 раз, поэтому дома я нужную бусинку отметила красной ленточкой. Чётки очень удобно использовать, они нужны для того, чтобы не сбиться со счёта. Люди, которые ходят по Канавке, безусловно, все очень разные, и есть очень и очень своеобразные. Когда кто-то громко нараспев вслух читает молитву, это, конечно, неудобно, но терпимо, но и встречается и пуленепробиваемый контингент, который впереди тебя буднично и самозабвенно обсуждает «поведение Надьки с Ленкой» — это за гранью моего понимания.

Канавка
Канавка – очень длинная, у неё ломаная траектория, она по-разному изогнута, окружена цветами. Весной здесь на склонах (вижу) цветут ландыши, летом – разные цветы, есть даже очень ухоженные огородики вдоль неё.


Почти дошли до завершения
Начинать читать молитву нужно сразу же, как только вы на неё ступили, иначе не успеете прочитать 150 раз. Её длина и количество молитв продуманы ещё самим святым старцем Серафимом.
Обходя Канавку, мы увидели невдалеке за монастырской оградой огромное дерево, которое было чем-то украшено и привлекло наше внимание. Потом мы туда сходили. Оказалось – это огромная лиственница царевича Алексея. Это дерево было посажено в честь первой годовщины рождения цесаревича — то есть в 1905 году. Кора этой лиственницы на срезе имеет цвет запёкшейся крови, и смола — тоже. Других подобных деревьев в природе не найдено. Она огорожена небольшим заборчиком, рядом с ней есть стенд, и висит его фотография. На лиственнице и оградке повешены иконы царской семьи, служатся молебны.
Лиственница царевича Алексея
Любимая икона Серафима Саровского.
Это Божия Матерь «Умиление».
Перед этим образом всегда молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим.
Божия Матерь изображена без младенца Иисуса, с перекрещенными на груди руками и нежной чуть заметной улыбкой. На этой иконе запечатлён момент Благовещенья, когда Пресвятая Дева отвечает Архангелу Гавриилу на весть о будущем рождении ею сына: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему». Серафим Саровский очень любил этот образ и называл его «Всех радостей радость». Николай II подарил для этой иконы очень богатую золотую ризу, украшенную драгоценностями — нимб, в виде сияющих лучей, состоит из драгоценных камней и жемчуга. Когда на икону падают солнечные лучи, она сияет необычным образом: лик Богородицы становился живым, краски — нежными, а украшения, написанные маслом, трудно было отличить от настоящих драгоценных камней. С иконы было сделано множество списков, некоторые из них тоже стали чудотворными. В Троицком соборе в Дивеево сейчас висит список, а оригинал находится в Москве, в Патриархии.
Отец Серафим оставил сёстрам монастыря заповедь – по воскресеньям совершать особое молебное пение Пресвятой Богородице по уставу Афонской горы – Параклис. «И если эту заповедь мою исполните, то все хорошо у вас будет, и Царица Небесная не оставит вас. Если же не исполните, то без беды беду наживете». Эта заповедь свято исполняется в обители.
Что привезти из Дивеева.
Иконы, конечно же.
А также масло и сухарики святого Серафима, и землю со Святой Канавки.
Пакетики для них – небольшие прозрачные – настоятельно рекомендую взять с собой. Иначе за ними вы будете стоять в большой очереди в церковную лавочку на входе (притворе) в Преображенский собор, и их ещё может и не быть. Бутылочки для маслица продаются здесь же. Напротив этой лавочки – окошко, где вам в них нальют маслица, освященного на мощах преподобного Серафима, а также на мощах святых блаженных – Дивеевских матушек.
Сухариков (горсточку) вам насыплют в пакетик в бревенчатой часовенке имени отца Серафима (там, где заканчивается Святая Канавка) — летом, или в притворе Преображенского собора (там, где наливают масло) – зимой. Считается, что нужно капнуть буквально капельку такого маслица в бутылку обычного, и всё масло приобретёт благодатные свойства.
Сухарики – маленькие кусочки ржаного хлебца. Когда я стояла за ними в очереди в часовенку, то прочитала на деревянной доске, что «в Дивеевском монастыре после кончины великого старца появилась традиция раздавать сухарики в память о преподобном и как его благословение. Отец Серафим многим приходящим к нему давал в благословение сухарики – кому горсточку, а кому и большую ношу. В наши дни эти сухарики освящаются в чугунке батюшки Серафима, в котором старец готовил себе скудную пищу, а потом отдавал дивеевским сёстрам для церковных нужд (в нём хранили уголь в алтаре). Многие паломники увозят эти сухарики в разные страны и потом пишут об чудесных исцелениях и необычных случаях, связанных с ними». Сухарики раздаются монашкой бесплатно, но своё вознаграждение любого размера вы можете оставить в рядом стоящем ящичке с пожертвованиями.
Часовня в которой раздают сухарики. И сами сухарики из Дивеево
Земля со Святой Канавки имеет силу очищать «от бесов помещения и территорию». Совсем небольшую часть этой землицы можно смешать с речным песком или обычной чистой землёй в любой пропорции, и эта смесь будет благодатной и сохранит все свойства земли со Святой Канавки. Целая насыпь этой землицы находится за часовенкой, где раздают сухарики. Это место, где раньше стояла та самая первая монастырская Мельница. В монастыре просят брать её по горсточке, не более, чтобы досталось всем.
Ещё здесь в монастыре продаётся уникальная книжка «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Её автор – митрополит Серафим (Чичагов). Мы её видели, но не купили, потому что ничего о ней не знали. Только позже прочитали в книжечках про Дивеево.
О Дивеевских матушках.
Когда мы заходили в Рождественский и Преображенский соборы, внутри них всегда стояли очереди к мощам дивеевских блаженных женщин, а за первым собором в некрополе экскурсоводы подводят группы к зелёным бархатным холмикам и тоже рассказывают про них. Кто это? Оказывается, Дивеево выбрали своим местом несколько блаженных стариц. Их всем сердцем привечал батюшка Серафим.
Блаженные – это особые люди. Блаженность – очень трудно объяснить словами материалистически настроенному человеку, потому что это не врождённое качество, а приобретённое. В книжках пишут, что это – «один из труднейших подвигов христианства», что юродивые это – «люди, которые представлялись как бы лишёнными рассудка». Для чего? – Чтобы побороть гордость, чтобы, изъясняясь иносказательным языком, сильнее воздействовать на людей, мимо которых слова обычные проходят мимо.
Но это не совсем понятное объяснение: получается, что какое-нибудь актёрство или любое сумасбродство, тоже можно назвать блаженностью. А это неправильное понимание.
Блажённые – это полуспящие люди. Мы с вами тоже спим, и видим сны, и знаем, что сон это всегда иная, другая реальность. Особенно эта граница отчётливо ощущается, когда мы просыпаемся – где мы – там или тут? Блажённые люди – находятся больше Там, чем Здесь. Но их другая реальность – всегда светлая. Там – они очень близко видят Бога. Там – они разговаривают с Богом, а не с тёмными сущностями. Поэтому они ясновидят, поэтому они говорят правильные вещи, хотя при этом они ведут себя по- разному – играют в куклы, передразнивают, выясняются образно, а также здесь могут присутствовать и сопли, грязь, лохмотья, т.е. весь тот набор, который обычных людей отпугивает и внушает (может внушать) страх, презрение, отвращение. Но блажённым нет никакого дела до искусственных правил нашей обыденной жизни. Они – светлые люди, они – взрослые дети. А вот мы, обычные нормальные люди, имея и трезвый ум, и здравую память, находясь в этой реальности и говоря красивые слова, часто творим ужасные гадости.
Вот ещё одно интересное понимание блаженности: «В какой-то момент на Руси стали считать, что юродивый – это умный человек, прикидывающий дурачком. Смирение гордого ума – это, может, и очень большой подвиг, но все-таки в первую очередь это всего лишь притворство. Настоящее же юродство – отнюдь не притворство, не имитация дурости, но – неподдельная дурость. Которая, впрочем, вовсе не отменяет подлинный ум. Ты просто впадаешь в состояние, когда обыденный ум (умение ориентироваться в условностях мира) вдруг отлетает, и на его место приходит что-то другое: мудрость, которой уже нет никакого дела до глупых условностей».
И ещё пришла в голову странная мысль (Дивеево ведь): блаженные – это удивлённые люди. Удивлённые Богом.
В некрополе (за Рождественским собором), помимо других священнослужителей, захоронены блаженные – Пелагия (в центре), Параскева (справа), Наталья (слева).
Блажённая Пелагия (Пелагия Ивановна Серебрянникова, в монастыре прожила до 1884г.) – «безумная Палага», «дурочка» для одних людей и «великий светильник света», «духовная мать», «второй Серафим» для самого батюшки и остальных. Она была замужем, родила детей, но её душа стремилась к иному. Её очень любил отец Серафим. Когда Пелагея с мужем приехали в Саров (в 1828 году), Серафим беседовал с ней шесть часов наедине. Провожая, прилюдно ей поклонился до самой земли и сказал, чтобы скорей шла в Дивеевскую обитель.
Блаженная Параскева — Паша Саровская (Параскева Ивановна, в монастыре прожила до 1915г.) – «третий Серафим». У неё очень была тяжёлая судьба. Она крепостная. Помещица придралась к ней, навела ложь из-за якобы «воровства», отдала её, честную жену, пьяным солдатам. Параскева потом ушла в Киевскую Лавру и там приняла схиму, что для женщин практически недоступно. 30 лет жила в лесу, там её нищую, тоже ограбили разбойники, так же, как и святого Серафима, а вдобавок отрезали ей ухо. Она пришла в Дивеево, в монастырь и здесь осталась. Жила блаженная Паша в маленьком домике-келье, который называла «пустынькой». Играла в куклы, за её переменчивым настроением, иносказательными разговорами и поступками скрывалась высочайшая любовь, смирение и сострадание. К ней вереницей текли люди. Она привечала всех и никого не выделяла ни по чину, ни по регалиям, ни по званиям. Только блажённые так могут поступать. К ней приезжали Николай II с женой. И Паша ему всё предсказала: революцию, гибель династии… Она даже показала куклу мальчика и сказала: «Это ваш». Но Императрица проявила недопонимание: не верю. Тогда блаженная протянула ей кусок кумача: «Это твоему сынишке на штанишки. Когда он родится, поверишь».
Здесь на территории монастыря есть её голубой домик, та самая «пустынька», а сейчас в нём размещается её музей и паломнический центр.
Блажённая Наталья (Наталья Дмитриевна, в монастыре прожила до 1900г.). Она также обладала даром совета.
Как это ни странно звучит, в советское время на месте их захоронения стоял …пивной ларёк. Там среди местных алкашей часто появлялись и сидели на лавочке эти блаженные старицы — Пелагея, Паша и Мария, чьё место было попрано ларьком. Особенно смущалась ларечница при виде этих трёх неведомо откуда взявшихся блаженных старушек.
Вход в Преображенский собор
Где поесть в Дивеево.
…Можно перекусить на территории монастыря. Там, во-первых, есть большая трапезная. Мы даже где-то прочитали, что для паломников она бесплатная. Потом там есть несколько палаток, где продаются очень вкусные монастырские пирожки. И ещё там есть крохотные кафешки-блинные «Монастырская трапезная». Но народу там, особенно в обеденное время, гораздо больше чем самих блинов. Поэтому нужно либо запасаться терпением и стоять в очереди, либо куда-то ехать, для более основательного перекуса.
Тут вкусные блинчики
Мы попали в блинную удачно, народу никого, потому что девушки ушли за новой порцией блинов. Мы подождали всего 5 минут, за нами уже выстроился хвост, а блинчики как-то быстро прибыли. Очень вкусные, с разными начинками, но необычные. Тесто, видимо, скоромное, поэтому немножко резиновое.
Продолжение в рассказе «Дивеево – Русская Земля Обетованная»

Дивеево — здесь исполняются желания!

Мы можем привести много примеров, где после выполнения определенных действий (потереть, постоять, обойти вокруг, прикоснуться и т.д.) Ваше желание по легенде должно исполниться! Но так ли это на самом никто не может точно сказать…

Но из всех этих мест именно в Дивеево желания исполняются! И это не сказки и не домыслы, место это святое и основание его было так же значимо и определенно, как основание Иерусалима или Афона! Место это — четвертый удел Пресвятой Богородицы, четвертый и последний и самый главный!

А теперь разберемся что же такое удел!?. Удел — это часть, доля, данная, уделенная кому-н. (старин.). Удел — это место, определенная территория на Земле, данная в данном случае Божьей Матери под покровительство. И как же это произошло, что таким местом стала глухая деревня Нижегородской области, Арзамаского р-на!?.

А дело было так. Божья Матерь вместе с апостолами кидала Жребий в какую страну Ей отправиться проповедовать. Первым Жребием выпала Ей Иверия (по современному Грузия), но явился ей Ангел и сообщил о том что Иверия просветится позже.

Тогда божья Матерь отправилась на остров Кипр навестить святого Лазаря, воскрешенного Господом. Но в пути началась буря и корабль ветром был отнесен к берегу Афонской горы. Тогда Афон населяли язычники. Божья Матерь решила, что это указание воли Божьей и сошла на берег Афона и стала проповедовать Евангельское учение. И сотворив много чудес отплыла на Кипр, а Афон стал вторым Уделом Б.М.

Третий Удел она основала уже через Афонского монаха Антония, который родом был из Черниговской губернии. Явилась Она ему и указала , что ему надо идти к себе на родину и основать там монастырь. Послушный Антоний, дойдя до Киева, основал Киево-Печерский монастырь — третий удел Б.М. Было это уже в 11-м веке.

В середине 18-го века приехала в Киев богатая помещица из Рязани. Лишившись в 30-ти годам мужа и детей она решила стать монахиней. И явилась ей Пресвятая Богородица и указала ей идти на север России. И остановила ее Божья Матерь в селе Дивеево и указала здесь ей основать обитель — «Это четвертый Жребий Мой во вселенной».

Так основан был Серафимо-Дивеевский монастырь, огромнейший по размерам (сейчас около 500 монашек и около 1000 послушников и трудников). Вокруг монастыря Богородица указала выкапать «Канавку» (неглубокий ров протяженностью ок. 750 метров) и завещала, что «Кто Канавку с молитвой пройдет, да полтораста «Богородиц» прочтет, тому все тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!», т.е. читать 150 раз молитву «Богордице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословленна Ты в женах и благословлен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших»

Во время чтения молитвы загадывают до трех желаний. И даже самые необычные все равно сбываются!

Отзывы тех кто уже посетил это чудесное место:

«Приезжали в Дивеево, взяли с собой дочку. У девочки с детства косоглазие и никакие врачи ей не могли помочь, сейчас ей 8 лет, искупали ее двух местных источниках и когда приехали домой, через неделю глаза разошлись и стали ровными! Счастью не было предела! Через пол года ездили благодарили.» Марина

«Я был человеком неверующим, считал что Бог не существует, но потом меня друзья вытащили посмотреть Задонские монастыри, ехал я тогда с пивком и только ради друзей, но вы знаете меня это место так впечатлило, что я попросил отвезти меня еще куда-нибудь, тогда мои друзья пригласили меня в Дивеево на неделю, они рассказали мне про Канавку и я решил пройти и загадать желание. На тот момент у меня была любимая жена, нам обоим по 32 года, но она занималась карьерой и не хотела детей, и я загадал «Хочу ребенка от своей жены!», когда я приехал домой, выяснилось что у моей жены ребенок, но не от меня!!! Я был шоке, прошло много времени, хоть я и простил ее и хотел этого ребенка воспитывать, но к сожалению мы расстались. Потом мне объяснили, что нужно точно формулировать свое желание, а то получается как у меня. В 33 года я покрестился» Андрей

«Мы ехали летом с подружкой, просто путешествовали, в Дивеево нам рассказали про канавку, я крещеная, но не особо верующая, да и образ жизни веду совсем не такой как надо, но решили пройти раз уж приехали, я загадала найти любимого человека, как ни странно желание меньше чем через год сбылось, вот теперь жалею, что только одно загадала, надо было хотя бы два. Хочу еще поехать, но пока не получается, к сожалению.» Алина

«У меня не ладились отношения с единственным сыном, он вырос и стал жить своей жизнью и даже не звонил, в Дивеево я прошла по канавке и потом рискнула искупаться в источниках, вода была очень холодная и у меня скакануло давление, пришлось вызывать скорую, ехала домой, жалела что поехала, но тут позвонил сын: Мама как у тебя дела, как ты? Я так была счастлива, не пересказать, даже заплакала, а это именно то о чем я попросила Богородицу! Спасибо что рассказали про это место!» Вера

«Был в Дивеево и желание и правда сбылось.» Алексей

«Ездила и просила о трех вещах о муже, чтобы помирились, о болезни, чтобы вылечиться и о ребенке, очень хотелось мальчика, уже было две девочки, сейчас уже взрослые, но врачи сказали что из-за болезни, детей иметь несмогу. Первое желание исполнилось прямо сразу, через пол года сняли диагноз, и вот сейчас беременна, незнаю кто еще будет, но в любом случае даже если девочка — это такое счастье для меня! Недавно едздила еще раз, не побоялась беременной, загадала еще три желания, вот жду теперь когда исполнятся…» Александра

«Я девушка молодая, и много слышала об этом месте, а когда поехала решила проверить, и загадать что нибудь нереальное, и загадала получить ПМЖ в Эмиратах, я там однажды отдыхала и страна мне понравилась, и через пол года мне предлагают сначала учиться в Эмиратах, потом работу, потом еще один вариант поступил, я была просто в шоке, уже лежали документы, но я подумала и отказалась, как то страшновато стало ехать жить в другую страну.» Катерина

Село Дивеево стало известно на всю Россию после того, как здесь был образован Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь – один из самых больших в России. С начала XX века Саров и Дивеево являются центрами православия. После прославления в лике Святых преподобного Серафима Саровского эти святые места становятся известные всему миру. Саров и Дивеево расположены недалеко друг от друга. Саров – место подвигов преподобного Серафима Саровского – это закрытый город, в который невозможно проехать без специального разрешения и пропуска. Дивеево неразрывно связано с духовными подвигами преподобного Серафима Саровского, чьими стараниями монастырь стал жемчужиной православия. Дивеево – русская православная святыня – Четвертый удел Пресвятой Богородицы. Это одно из самых святых мест России.

В Дивеево стекаются тысячи паломников, чтобы поклонится святым мощам великого русского праведника – преподобного Серафима Саровского, мощам святых жен Дивеевских преподобных Александры, Марфы, Елены, святым мощам блаженных Дивеевских, недавно прославленных в лике святых, чудотворным иконам, а также окунуться в целебные источники, вода которых удивительна чиста и чудотворна. Температура воды круглый год 4 градуса. Здесь зафиксировано множество исцелений взрослых и детей от тяжких недугов. Главное – вера страждующих. По молитвам небесных покровителей рода человеческого приходит помощь Божия.

Какая радость ощутить благодать, почувствовать исцеление души и тела! Какую тихость испытывает душа, когда проходишь с молитвой по Канавке Царицы Небесной – тропочке, проложенной самой Пресвятой Богородицей! В течение всего года паломники посещают Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, многие участвуют в восстановлении монастыря, трудясь, на различных послушаниях. Некоторые приезжают в Дивеево регулярно.

Местные жители всегда рады гостям, храня заветы любви и добра. Преподобный Серафим Саровский, встречая приходивших к нему людей, приветствовал словами: «Радость моя, Христос Воскресе!» Это поистине Пасхальная радость пребывает в сердцах всех кто бы однажды посетил Дивеево. Вы по достоинству оцените спокойную, несуетную атмосферу этого места, целебную воду святых источников, чистейший воздух! А также, Дивеево идеально подходит для тех, кто хочет насладится покоем, тишиной и колоритом провинции!

>
Свято-Троицкий Серфимо-Дивеевский монастырь: история, святыни, храмы, расписание богослужений

Храмы Дивеевского монастыря

Казанский собор — старейшая каменная церковь монастыря, строительство которой было начато еще в 1773 г. основоположницей обители матушкой Александрой. В годы советской власти храм лишился куполов и крестов, здесь располагались различные службы. С 1992 г. началось его возрождение. Накануне 250-летия со дня рождения преподобного Серафима главный престол Казанской церкви был торжественно освящен.

Троицкий собор. Земля для постройки этого собора, расположенного восточнее Казанской церкви, была куплена у помещика Жданова по особому распоряжению преподобного Серафима. Начало строительства состоялось в 1848 г., однако активные работы начались только в 1865 г. Строительство сопровождалось многими чудесами. В 1874 г. собор был освящен, а один из его приделов был освящен в честь преподобного Серафима после его прославления. Сегодня здесь хранится копия иконы «Умиление», принадлежавшей старцу.

Спасо-Преображенский собор, заповеданный быть построенным в конце святой Канавки, с самого начала ожидала трудная судьба. Полностью выстроенный и обустроенный, он так и не был освящен из-за начала революции. Много лет он простоял в запустении. Освящение храма состоялось лишь спустя без малого столетие после начала его строительства, в 1991 г.

Благовещенский собор — это самый новый собор в храмовом комплексе монастыря. Его строительство начато в 2012 году по завещанию преподобного Серафима. Этот храм должен встать в одну линию с колокольней и Троицким собором и завершить комплекс церквей у Святой Канавки.

Святые источники Дивеева

В селе Дивеево находятся пять источников:

  • Источник преподобной матушки Александры.
  • Иверский источник (в 15-ти минутах ходьбы от монастыря).
  • Казанский (самый старинный из дивеевских источников, известный с XVIII века).
  • Пантелеимоновский источник.
  • Источник иконы Божией Матери «Умиление» (в получасе ходьбы от монастыря).

Наиболее чтимым является дальний источник преподобного Серафима Саровского у поселка Цыгановка. Он открылся в 1960-е гг. на реке Сатис, по преданию, при чудесном явлении самого святого.

Добраться до него можно автобусом, который отходит в 12:00 в будние дни и в 13:00 в воскресные и праздничные дни от паломнического центра. Здесь же можно приобрести билеты. Летом автобус ходит чаще:

  • в будние дни в 10:00, 12:00 и 14:00.
  • в воскресенье и праздничные дни в 11:00, 13:00, 15:00.

Для купания в источнике женщинам необходима хлопчатобумажная сорочка, мужчинам — короткая сорочка или нательная рубашка. Купание в голом виде или в купальнике недопустимо. В источнике можно набрать святую воду, для этого нужно иметь с собой бутыль. Все необходимое можно приобрести в Дивеево, рядом с монастырем.

Другие источники:

Расписание работы монастыря

Монастырь открывает двери для паломников утром в 5:00 и закрывается в 22:00.

С 5:30 до 7:00 совершается утреннее правило.

В 7:00 начинается молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому у его святых мощей.

В будние дни акафист совершается еще в 13:00 и в 14:00.

В 8:00 в будние дни начинается божественная литургия. В 7:45 начинается общая исповедь, после которой исповедники подходят под частное разрешение грехов.

В воскресные дни в 8:00 служится Параклис, литургия начинается в 9:00.

Для самостоятельного посещения открыты Троицкий, Преображенский и Казанский соборы, храм Рождества Богородицы и святая Канавка.

Расписание работы храмов:

  • с 8:00 до 16:00 (летом — до 17:00)
  • с 12:00 до 13:00 — перерыв на уборку.

Для более глубоко знакомства с обителью необходим проводник по монастырю. Для организации экскурсии следует обратиться в паломнический центр. Ознакомительная прогулка по обители совершается в течение часа.

Внимание: расписание и цены указаны с целью ознакомления и актуальны на момент написания статьи. Детальную информацию запрашивайте у официальных представителей монастыря.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *