Богоматерь оранта

История иконы

Не существует единого мнения относительно времени создания иконы. По различным оценкам, она могла быть написана как в начале XII, так и в 20-х гг. XIII века. Ряд исследователей датировали икону XII в. Другие исследователи раздвинули границы до начала XIII в. Крайними датировками стали предлагаемые В.И. Антоновой и Н.Е. Мневой – 1114 г. и В.Н. Лазаревым – 1224 г. В каталоге Государственной Третьяковской галереи 1995 г. указывается датировка первой третью XIII в.

Согласно преданию, икона была создана преподобным Алипием, монахом киевского Печерского монастыря.

Точная история иконы не известна до 1919 года, когда икона была обнаружена реставраторами. Известно лишь, что в начале XIX века икона находилась в алтаре Спасо-Преображенского собора Ярославля, откуда из-за ветхости между 1811 и 1818 годами поступила в монастырскую ризницу (об этом сообщает В.Г. Брюсова опираясь на сведения описей ярославского архиерейского дома). Специалист в области древнерусской живописи В. И. Антонова так описывала обнаружение иконы:

В полутемной рухлядной (кладовой) Спасского монастыря в Ярославле среди пыльной ветоши… опытные руки иконника Г. О. Чирикова ощутили неровную поверхность огромной старой доски с характерными для древнейшей поры шпонками. Икона оказалась покрытой плотной малярной живописью XVIII — XIX веков, лежащей поверх нового грунта, наглухо закрывшего, казалось бы, вовсе утраченный первоначальный слой. А под этим грунтом таилась почти неповрежденная «Оранта — Великая Панагия», быть может, созданная вдохновением первого русского художника, легендарного Алимпия Печерского

Иконография и датировка.

Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права. Её содержимое, вероятно, скопировано с http://web.archive.org/web/20160708043133/http://www.tretyak практически без изменений.
Пожалуйста, проверьте дату появления предполагаемого источника в Архиве Интернета и сравните с датой внесения правок в статью.
Если вы считаете, что это не так, выскажите ваше мнение на странице обсуждения этой статьи. Если Вы автор, то оформите разрешение на использование текста.
Дата обнаружения нарушения: 26 ноября 2018.
Выявившему нарушение: Пожалуйста, поместите сообщение{{subst:nothanks cv|pg=Ярославская Оранта|url=http://web.archive.org/web/20160708043133/http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2593}} – ~~~~ на страницу обсуждения участника, добавившего данный материал в статью.
Автору статьи: Авторские права, Получение разрешений, Что делать?

Предположительно, эта страница или раздел нарушает авторские права. Её содержимое, вероятно, скопировано с https://books.google.ru/books?hl=ru&id=BkDqAAAAMAAJ практически без изменений.
Пожалуйста, проверьте дату появления предполагаемого источника в Архиве Интернета и сравните с датой внесения правок в статью.
Если вы считаете, что это не так, выскажите ваше мнение на странице обсуждения этой статьи. Если Вы автор, то оформите разрешение на использование текста.
Дата обнаружения нарушения: 26 ноября 2018.
Выявившему нарушение: Пожалуйста, поместите сообщение{{subst:nothanks cv|pg=Ярославская Оранта|url=https://books.google.ru/books?hl=ru&id=BkDqAAAAMAAJ}} – ~~~~ на страницу обсуждения участника, добавившего данный материал в статью.
Автору статьи: Авторские права, Получение разрешений, Что делать?

Тип Богоматери с воздетыми руками и юным Христом на груди восходит к древнему прославленному образу Влахернского храма в Константинополе – Богоматери Влахернитиссы. Более точное название этого иконографического типа – Великая Панагия. На Руси оно впоследствии преобразовалось в форму «Знамение». Н.П. Кондаков указывал, что древний византийский тип Богоматери с воздетыми руками и изображением предвечного младенца в круге на груди существовал в христианском искусстве в VI – VII веках, но затем вновь получил распространение в X – XII веках. На Руси самое раннее изображение этого типа – Богоматерь в апсиде церкви Спаса на Нередице (1199г). Изображение Богоматери с воздетыми руками и Спасом Эммануилом на груди часто помещались на створках артосных панагий, а также в главной апсиде алтаря, что указывает на символическую связь образа с таинством Евхаристии. Редкой особенностью этой иконы является то, что Христос Эммануил благословляет сразу двумя руками.

Крупнейший знаток древнерусского и византийского искусства В.Н. Лазарев считал, что икона была создана в Ярославле в 1220-1230-х годах, уточнив, что по всей вероятности она была написана ок. 1224 года к празднику освящения Спасо-Преображенского собора.. Большинство экспертов согласны, что стиль иконы не противоречит этой датировке – она могла быть создана в первой трети XIII века.

В 1925—1929 гг. была проведена реставрация иконы. Икону в 1928 г. опубликовал А. И. Анисимов, классифицировавший её тип как «Оранта».

В настоящее время икона хранится в Государственной Третьяковской галерее.

> Ccылки

  • Богоматерь Великая Панагия (Оранта). Архивировано 8 июля 2016 года. на сайте Государственной Третьяковской галереи.

Примечания

  1. Богоматерь Великая Панагия (Оранта)
  2. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. — М.: Искусство, 1978. — С. 299.
  3. Живопись домонгольской Руси. — М.: Советский художник, 1974. — С. 40-45.
  4. Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. 1. — С. 51.
  5. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — С. 167-168.
  6. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. — М.: Красная площадь, 1995. — Т. Т. 1. Древнерусское искусство X – начала XV века. — С. 68-70. — 272 с.
  7. Колпакова Г.С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. — М.: Азбука, 2007. — С. 462. — (Новая история искусства). — ISBN 978-5-352-02088-3.
  8. В.Г. Брюсова, К атрибуции произведений живописи домонгольского времени. «Ярославская Оранта» («Богоматерь Знамение»), Русское искусство XI –XIII веков, М. 1986, стр. 75
  9. Чудотворные Иконы Божией Матери. Великая Панагия (Ярославская Оранта) Архивировано 2 октября 2013 года.
  10. Н. П. Кондаков, Иконография Богоматери, т. 2, СПб. 1915, стр. 110-111
  11. В.Н. Лазарев, «Живопись Владимиро-Суздальской Руси». История русского искусства, под ред. И.Э. Грабаря, т.1, М. 1953, стр. 490-491

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

Оранта

Оранта. Ярославль. Около 1218 года.

Ора́нта (от лат. orans — «молящаяся») — один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы.

Подобная молитвенная поза известна с библейских (ветхозаветных) времён. Первые изображения Богородицы Оранты (без Младенца) встречаются уже в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение данная иконографическая схема получает в послеиконоборческий период. Так, в церкви Неа в Константинополе, сооружённой при Василии I в период с 867 по 886 г. (не сохранилась) было изображение Оранты в конхе апсиды. Верхний регистр росписей апсиды становится традиционным местом для мозаичного или фрескового изображения Богородицы Оранты. В апсиде Софийского собора в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаичных изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемых данному изображению — «Нерушимая Стена».

От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность, Её поза предельно статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик, декоративно-прикладному искусству. В и́конописи же самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко. Этот образ входит в состав сложных композиций, например, в иконографии праздников Вознесения или Покрова.

В византийском и древнерусском церковном искусстве был популярен образ Богородицы Оранты с Младенцем Христом в иконографии Эммануила (с нами Бог (евр.) — одно из пророческих имён Бога-Сына, употреблённое в пророчестве Исайи (Ис VII, 14), представляет Христа-Отрока). Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил особое именование — «Зна́мение». Основной смысл икон «Знамение» переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение — это, в определённом смысле, образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.

На иконах в иконографии Знамения Богородица может изображаться в полный рост, как, к примеру, на Ярославской Оранте (Великой Панагии — от греч. Παναγία — Всесвятая) и Мирожской иконе, либо по пояс, как на Новгородской иконе «Знамение» и Курской Коренной иконе.

Развитием иконографии Знамения стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.

  • Оранта (римские катакомбы, первая половина IV в.)

  • Оранта. Мозаика. Киев. XI в.

  • Расположение Оранты в конхе апсиды Софийского собора.

  • Икона Божией Матери «Знамение». Новгород Великий. Первая половина XII в.

  • Неупиваемая Чаша. Серпухов. XIX в.

Мозаики Богоматери Оранты и Христа Вседержителя

Мозаики Богоматери Оранты и Христа Вседержителя — шедевр искусства первой половины XI в.

Мозаика Богоматери Оранты

Мозаика Богоматери Оранты. София киевская

Внутреннее убранство Софийского собора поражает своим великолепием и совершенством. Можем себе представить эмоциональное состояние человека того времени, который зашел в храм. Он испытывал трепет и восхищение, увидев прекрасную мозаичную композицию Богоматери Оранты. Эта композиция – неотъемлемая часть внутреннего убранства Софийского собора.
Игра света, падающего на тысячи граней смальты, особенно в яркий солнечный день, создаёт золотистое сияние вокруг фигуры Богоматери, которая в мольбе возвела руки к небу. Существует легенда, и согласно этой легенде Киев будет существовать, пока существует мозаичная композиция Богоматери Оранты, иное название которой – Нерушимая Стена.

Мозаика Богоматери Оранты, фрагмент.София киевская

В многовековой истории Софии киевской были случаи частичного разрушения здания, но часть храма, где находится изображение Богоматери Оранты, ни разу не пострадала. Высота фигуры Богоматери около 6 метров.

Мозаика Христа Вседержителя

Мозаика Христа Вседержителя

Взор посетителя собора обращается также к главному куполу Софийского храма. Высота купола — 29 метров, а диаметр более 7 метров. Главный купол Софийского собора украшен великолепной мозаикой.
Центральная фигура мозаики — Иисус Христос с благословляющим жестом руки. В руках у Христа — раскрытая книга. Такое изображение носит название Христос Пантократор, что в переводе означает Вседержитель. Поэтому мозаику главного купола Софийского собора и называют мозаика Христа Вседержителя.

Сведения о мозаике Софийского собора

Мозаика — создание изображения путем закрепления на поверхности разноцветных камней, смальты (смальта — стекловидный сплав различных веществ).
Специалисты считают, что первоначальная площадь мозаики Софийского собора была внушительной по размерам — около 600 кв. м. До нашего времени сохранилось только 260 кв .м. Изображения Богоматери Оранты и Христа Вседержителя – часть сохранившейся мозаики Софийского собора. Имена мастеров , создавших эти произведения искусства, нам не известны, очевидно, работы вели приглашенные византийские мастера. В Византии были сохранены античные знания и опыт создания мозаичных композиций. Специалисты предполагают, что к работам могли привлекаться и киевские мастера.

Шедевр искусства

Мозаики Богоматери Оранты и Христа Вседержителя — шедевр искусства первой половины XI в., часть общемирового наследия человечества.
Более подробно о Софийском соборе Вы можете прочитать
Если Вы готовитесь к тестированию, познакомьтесь с рекомендациями по изучению памятников культуры, а также посмотрите видео по данной теме.

Удачи Вам.

Икона Божией Матери «Оранта»

Оранта — один из трех типов иконографии Богородицы. В нем заключено два естества Иисуса Христа: образ человека и божества. Сама же Богоматерь изображена в традиционном жесте заступнической молитвы, символизирующем ее покровительство.

Как известно, «Оранта» — одна из разновидностей изображений Богоматери. Ярославская икона Пресвятой Девы — самый известный и почитаемый образ Богородицы из этой группы. Данная святыня также имеет название «Великая Панагия». К Богородичному лику обращаются в молитвах о спасении души, моля о заступничестве и покровительстве Божией Матери.

История иконы Божией Матери

В переводе с латыни «Оранта» обозначает «Молящаяся». Данный образ Богородицы иконописцы изображали еще в древности. Изображение Богоматери «Оранта» берет начало в Римской Империи. Уже тогда святой лик такого типа обрел огромную популярность.

В настоящее время иконы Богородицы «Оранта» украшают храмы и соборы многих государств по всему миру. Православный народ воздает почести данному образу и молится перед иконами «Оранта», прося помощи и поддержки на жизненном пути.

Подлинный смысл, который таит в себе образ Богоматери «Оранта», заключается в единстве народов всех стран и поколений, несущих в себе жизни и судьбы, соприкоснувшиеся с таинством данного святого образа, с источником света и любви, с духовной силой Богоматери.

Знаменитые иконы Богородицы

К святыням иконографического типа «Оранта» относятся знаменитые образы Богородицы, известные по всему миру:

  • икона Божией Матери «Живописный Источник»;
  • икона Богородицы «Знамение»;
  • икона Богоматери «Неупиваемая Чаша».

Стоит отметить также знаменитую фреску Богородицы типа «Оранта», названную «Нерушимая Стена». Она располагается в Киевском Соборе Святой Софии. Паломники и простые верующие приезжают в собор, чтобы своими глазами увидеть чудо и прикоснуться к образу, наполненному таинством и величием. Фреска заключает в себе сюжет из сцены Благовещенья. На ней изображены Архангел Гавриил и Пресвятая Дева — верные заступники и покровители Киевских земель.

В чем помогают иконы «Оранта»

Иконы группы «Оранта» заключают в себе неимоверную силу и творят настоящие чудеса.
Перед святынями православные люди молятся о поддержке в трудные минуты жизни, об исцелении от болезней различного характера.

Иконы «Оранта» способны наставить на путь истинный, помочь человеку обрести духовное просветление и наполнить сердце любовью к Господу. Также святой образ «Оранта» отгоняет прочь злых духов, недругов и защищает целые страны от нападок врагов.

Описание святого образа

Традиционно на иконах типа «Оранта» изображена Богородица. Её руки подняты вверх и раскинуты по сторонам. Ладони Богоматери раскрыты и обращены к Небесам.
Божия Матерь может быть изображена как в полный рост, так и по пояс. Обычно на святынях группы «Оранта» присутствует Богомладенец. Возведенные вверх руки Божией Матери символизируют молитву перед Господом за каждую душу, а младенец — Таинство Тела и Крови Христовых, названное также Евхарстией. Изображение поручей на руках Богородицы несет в себе символ покровительства Православной Церкви и служения Небесному Отцу.

Молитва перед святым образом

«О, прославленная заступница наша, Богородица Пресвятая! К Тебе молитвы свои возносим! На Тебя лишь надежда наша! Приди на помощь нам, грешникам, помоги справиться с горестью и печалями! Убереги от зла, защити родину от врагов и не дай нам пасть духом, о Святая Дева! Наставь на путь праведный, наполни души наши светом! Изгони тьму из сердец наших, и демонов, что поселились в наших телах! Ты одна защитница наша! В Тебе наше спасение! Помолись перед Господом за грехи наши, подари нам покаяние и прощение Свое! Будь рядом и не покидай нас, ибо восславим мы имя Твое, Царица Небесная! Да будет на все воля Божия. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Молитвы Богородице помогут вам не сбиться с пути, очистить свою душу и обрести истинное счастье. На свете много икон Божией Матери, и каждая из них словно отдельный вид искусства. Но образы святой группы «Оранта» — не просто красивое изображение Богородичного лика. Это таинство, показывающее нам, как сильна любовь и помощь Богоматери для каждого из нас. Мы желаем вам крепкой веры, берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

popova_artclass

Как умеет Любовь Михайловна вдохновить нас, своих слушателей и студентов, на маленькие подвиги!
Решилась после очередной лекции по русскому национальному стилю посетить зал древнерусского искусства, попытаться войти в пространство иконы. На успех не рассчитывала совершенно, памятуя о том, что восприятие образа процесс длительный и требует навыка, которого у меня пока немного. Но то, что я испытала у иконы Богоматерь Великая Панагия, стоит описать.

Немного истории:
«Великая Панагия» – одна из древнейших почитаемых икон, ее называют еще Ярославской Орантой. Известна с начала XII века и, по преданию, написана преподобным Алипием, монахом Печерского монастыря в Киеве, первым выдающимся иконописцем. По другим источникам автор неизвестен.
«В полутемной рухлядной (кладовой) Спасского монастыря в Ярославле среди пыльной ветоши… опытные руки иконника Г.О.Чирикова ощутили неровную поверхность огромной старой доски с характерными для древнейшей поры шпонками. Икона оказалась покрытой плотной малярной живописью ХVIII — XIX веков, лежащей поверх нового грунта, наглухо закрывшего, казалось бы, овсе утраченный первоначальный слой.А под этим грунтом таилась почти неповрежденная «Оранта — Великая Панагия», быть может, созданная вдохновением первого русского художника, легендарного Алимпия Печерского».

Описанное В. И. Aнтоновой обнаружение иконы относится к 1919 году. После реставрации в 1925—1929 годах произведение вошло в историю древнерусского искусства как уникальный памятник домонгольской живописи. Нет общепринятого мнения о времени и месте написания «Оранты». Одни исследователи относят ее к киевской школе живописи, другие — к ярославской. Однако все отмечают стилистическую близость иконы киевским мозаикам.
Богоматерь представлена в позе Оранты, то есть с молитвенно воздетыми руками. На груди ее — медальон с изображением Христа. В верхних углах иконы — полуфигуры архангелов в священнических облачениях. Такой тип изображения Богоматери называется по-гречески «Панагия», что значит «Всесвятая».
Стройная, классических пропорций фигура Марии очень устойчива, но не лишена движения. Это прекрасно передано ритмом складок—веерообразных на покрывающем голову , почти отвесных в левой части хитона и круто круглящихся в правой.
Монументальное, величественное изображение отражает средневековые представления о Богоматери как покровительнице и защитнице людей.
«Полновидный», светлый, румяный лик Марии соответствует русскому идеалу совершенной красоты.
Теперь можно перейти и к личному восприятию.
В первую очередь, икона поражает размером, она довольно крупная, больше метра по высоте.
Далее откликаешься на композицию : «Вся фигура Богородицы уподобляется двум вошедшим друг в друга острым треугольникам с овальными контурами. Пересечение рук создаёт колоссальную концентрацию энергии» (по конспекту лекции Л.М. Поповой). Действительно, фигура Богоматери, кажется, источает мощь и спокойствие, она величественна и всесильна. На телесном уровне, ощущаешь как -будто энергия входит в тебя через макушку головы, причём резко, на первом вздохе. Затем медленный выдох, на следующем вздохе выступают слёзы и тёплая волна спускается к конечностям, разливаясь по всему телу. Кожа покрывается мурашками.
Взгляд возвращается от фигуры в целом к лицу. Этот лик совершенно волшебный. Присмотритесь к нему подольше. Этот цвет щёк, нежный как начинающее краснеть яблочко. Контуры лица, линия носа переходящая в линию бровей и век, она такая плавная, спокойная, но при этом не вялая, а сильная. Ощущение сосредоточенности, спокойствия в сочетании с мягкостью, невинностью и нежностью идёт от этого лика.
Фигура Богоматери вся светится и переливается на золотом фоне.
А теперь представьте, что икона висит не в галерее, а в тёмном храме, где свет идёт только от свечей. Тогда фигура и лик богородицы как будто проступают сквозь темноту, при этом мерцая в тусклом свете. Она как-будто выступает сверху и немного вперёд. Напоминаю, икона 12 века. Переходное время для России, ещё одной ногой в язычестве, вокруг междоусобные войны, высокая смертность, жизнеобеспечение зависит только от урожая. А вы простая русская женщина с детьми, страхами за них, себя, за семью и свою землю, которая кормит и поит. Что вы почувствуете перед этим ликом? Благоговение, покой, надежду. Она защитит, она успокоит, простит и утешит. Она МАТЬ. Конечно к ней шли, ей преклонялись. Икона намоленная, это ощущается сразу.
Возвращаясь к телесному отклику, с каждым вздохом усиливаются ощущения, как будто тебя накрывают покрывалом пушистым, мягким и тёплым. Дыхание становится лёгким, успокоенным. Кажется, что становишься физически меньше, ниже, будто ложишься и сворачиваешься, а внутри разливается тепло, выходящее тёплыми слезами. Ничего не напоминает? Это состояние младенца на руках матери, у груди, а может быть в утробе. Состояние абсолютной защищённости под покровом вечности.

Tags: национальная традиция, о студии, обучение стилистов, творческие привычки

Одним из древнейших образов Богоматери считается икона Божией Матери «Оранта» (Молящаяся). Нередко встречается и другое название – икона Божией Матери «Панагия» (Всесвятая). По иконографическому типу икона «Великая Панагия» восходит к знаменитой Влахернской иконе Матери Божьей из Константинополя.

В России наиболее древним таким образом является икона «Ярославская Оранта» («Великая Панагия»), которую написал по преданию первый русский иконописец преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве.

Описание иконы

Традиционно на иконе Божией Матери «Оранта» изображается Богоматерь с воздетыми и раскинутыми в стороны руками, с Христом Эммануилом в круге на груди, также раскинувшем руки в благословляющем жесте, что является редкостью: как правило, на иконах Богоматери Младенец или Отрок Христос благословляют одной рукой.

Имя «Эммануил» носит любое изображение Спасителя в отроческом возрасте, в том числе и на иконах Богоматери. Его взгляд исполнен недетской серьезности, а взгляд Богоматери – кротости и смирения перед Волей Божьей.

Впоследствии такой же тип иконографии стал характерен для икон Богородицы «Знамение», «Живоносный источник» и «Неупиваемая чаша».

К несколько иному иконографическому типу относится икона «Панагия Сумела», которая также причисляется к типу «Оранта» («Панагия»). Это поясное изображение Богоматери с Иисусом на коленях.

У этой иконы своя драматическая история. Предание гласит, что этот лик написал сам святой Лука. Чудесным образом икона оказалась на голом уступе скалы, и сама Богоматерь повелела двум греческим монахам возвести здесь православный монастырь, получивший название Сумела. Это произошло в IV веке, и с тех пор он приобрел широкую известность как обитель Богородицы Черной горы.

Молитва иконе

О, прославленная заступница наша, Богородица Пресвятая! К Тебе молитвы свои возносим! На Тебя лишь надежда наша! Приди на помощь нам, грешникам, помоги справиться с горестью и печалями! Убереги от зла, защити родину от врагов и не дай нам пасть духом, о Святая Дева! Наставь на путь праведный, наполни души наши светом! Изгони тьму из сердец наших, и демонов, что поселились в наших телах! Ты одна защитница наша! В Тебе наше спасение! Помолись перед Господом за грехи наши, подари нам покаяние и прощение Свое! Будь рядом и не покидай нас, ибо восславим мы имя Твое, Царица Небесная! Да будет на все воля Божия. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Согласно христианскому вероучению, Христос был рожден через непорочное зачатие от Марии, жены Иосифа-плотника. Богородица стала одним из самых почитаемых персонажей в христианской религии. Почитание Богоматери ‒ важная составляющая часть духовной жизни христиан.

Со II в. христиане стали украшать богослужебные помещения изображениями библейских событий, Христа, Богородицы, апостолов. Впоследствии такие изображения стали называть иконами.

Со временем участников библейских историй стали рисовать по строго определенному образцу. По преданию, первую икону написал Иоанн Богослов на доске от стола

Догмат об иконопочитании приняли на VII Вселенском соборе в Никее, иконы стали обязательной частью духовной жизни христиан:

VII Вселенский собор в Никее, на котором приняли догмат о иконопочитании

Поэтому мы, шествуя как бы царским путём и следуя богоглаголивому учению святых отцов и преданию кафолической церкви и Духу Святому, в ней живущему, со всяким тщанием и осмотрительностью определяем:

подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей.

Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением, которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними.

Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней

Богоматерь широко почитали с самого начала существования христианской религии. Древнейшие изображения найдены в римских катакомбах конца II в.

В православной иконографии получили распространения три традиции изображения Богоматери: Одигитрия (указывающая путь), Елеуса (милующая) и Оранта (молящаяся)

Дева Мария с младенцем Христом ‒ одно из древнейших христианских изображений

Древнейший тип иконы Богоматери Оранты называют «Знамение»

Существует несколько типов изображения Богородицы Оранты. В первый выделяют икону «Знамение».

Эммануил изображения Христа в детском возрасте

Богоматерь изображают сидящей или стоящей, с поднятыми и раскинутыми руками. Иногда изображают по пояс. На груди Богоматери в круге изображается Христос Эммануил. Христос либо тоже находится в позе оранты (редкий вариант), либо складывает руки в благословляющем жесте (частый вариант).

Ярославская Оранта называется Великой Панагией. Это самая известная икона типа «Знамение»

Перед иконой читают молитву:

О, Пресвята́я и Преблагослове́нная Ма́ти Сладча́йшаго Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю чудотво́рною ико́ною Твое́ю, воспомина́юще ди́вное зна́мение Твоего́ заступле́ния, вели́кому Нову́гра́ду от нея́ явле́нное во дни ра́тнаго на сей град наше́ствия.

Смире́нно мо́лим Тя, Всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице: я́коже дре́вле отце́м на́шим на по́мощь уско́рила еси́, та́ко и ны́не нас, немощны́х и гре́шных, сподо́би Твоего́ Ма́терняго заступле́ния и благопопече́ния. Спаси́ и сохрани́, Влады́чице, под кро́вом ми́лости Твоея́ Це́рковь Святу́ю, град Твой, всю страну́ на́шу правосла́вную и всех нас, припа́дающих к Тебе́ с ве́рою и любо́вию умиле́нно прося́щих со слеза́ми Твоего́ заступле́ния. Ей, Госпоже́ Всеми́лостивая!

Умилосе́рдися на ны, обурева́емыя грехи́ мно́гими, простри́ ко Христу́ Го́споду Богоприи́мныя ру́це Твоя́ и предста́тельствуй за нас пред бла́гостию Его́, прося́щи нам проще́ния прегреше́ний на́ших, благоче́стнаго ми́рнаго жития́, благи́я христиа́нския кончи́ны и до́браго отве́та на Стра́шнем Суде́ Его́, да, спаса́еми всеси́льными Твои́ми к Нему́ моли́твами, блаже́нство ра́йское унасле́дуем и со все́ми святы́ми воспое́м Пречестно́е и Великоле́пое и́мя Достопоклоня́емыя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и Твое́ ве́лие к нам милосе́рдие во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Празднование в честь иконы совершается 10 декабря.

Икона типа «Неупиваемая чаша» в качестве предыстории имеет осаду Никеи

Другой тип икон, написанный в стиле Оранты, называется «Неупиваемая чаша» и восходит к Никейской иконе Божьей Матери.

Некто Константин во время осады Никеи в 304 г. надругался над иконой Богоматери и был наказан

Богоматерь и Христос Эммануил стоят в позе Оранты. Христос при этом стоит в Чаше Причащения.

Икона Божией матери «Неупиваемая чаша» хранится в монастыре в Серпухове

Перед иконой «Неупиваемая чаша» молятся так:

О, Преми́лостивая Влады́чице! К Твоему́ заступлению ны́не прибега́ем, моле́ний на́ших не пре́зри, но ми́лостивно услы́ши нас, жен, дете́й и матере́й, и исцели́ тя́жким неду́гом пия́нства одержи́мых и того́ ра́ди от матери своея́, Це́ркве Христо́вы, и спасе́ния отпада́ющих бра́тий и сесте́р и сро́дник на́­ших.

О Ми́лостивая Ма́ти Бо́жия, косни́ся сер­де́ц их и ско́ро возста́ви от паде́ний грехо́вных, ко спаси́тельному воздержа́нию приведи́ их. Умоли́ Сы́на Своего́, Хри­ста́ Бо́га на́шего, да прости́т нам согреше́ния на́ша и не отврати́т ми́лости Своея́ от люде́й Свои́х, но да укрепи́т нас в трезве́нии и целому́дрии. При­ими́, Пресвята́я Богоро́дице, моли́твы матере́й, о ча́дех свои́х сле́зы пролива́ющих, жен, о муже́х свои́х рыда́ющих, чад, си́рых и убо́гих, заблу́дшими оста́вленных, и всех нас, к иконе Твое́й припа́дающих.

И да прии́дет сей вопль наш, моли́твами Твои́ми, ко Престо́лу Всевы́шняго. Покры́й и соблюди́ нас от лука́ваго ловле́ния и всех ко́зней вра́жиих, в стра́шный же час исхо́да на́шего помози́ проити́ непреткнове́нно возду́шная мыта́рства моли́твами Твои́ми, изба́ви нас ве́чнаго осужде́ния, да покро́ет нас ми́лость Бо́­жия в несконча́емыя ве́ки. Ами́нь.

Празднование иконе совершается 18 мая.

Тип «Живоносный источник» относится к Оранте, но соответствует ей не всегда

Последний тип иконы называется «Живоносный источник». История восходит к византийскому императору Льву Ему, простому воину, Богоматерь указала место чудотворного источника и исцелила слепого. Когда Лев стал императором, то приказал воздвигнуть на месте источника храм.

Богородица с младенцем изображается сидящей или стоящей в огромной чаше, стоящей в водоеме. Водоем наполнен целительной водой: люди пьют воду и исцеляются.

Тип «Живоносный источник» иногда отличается от других икон Богоматери Оранты. Иногда Богородица находится не в позе Оранты. Такая иконографическая традиция ближе к изображению Никопеи Кириотиссы, которая сама, в свою очередь, восходит к иконографическому типу «Знамение»

На некоторых иконах типа «Живоносный источник» Богоматерь изображена в традиции Богородицы Никопеи, которая просто поддерживает Христа

Перед иконой читают молитву:

О, Пресвята́я Де́во, Ма́ти Го́спода на́шего Иису́са Христа́! Ты́ еси́ Ма́ти и покрови́тельница все́х к Тебе́ прибега́ющих, при́зри с благосе́рдием на моли́твы гре́шных и смире́нных ча́д Твои́х.

Ты́, имену́емая Живоно́сный Исто́чник благода́тных врачева́ний, исцели́ боле́зни стра́ждущих и умоли́ Сы́на Твоего́, Го́спода на́шего Иису́са Христа́, да низпо́слет и все́м притека́ющим к Тебе́ здра́вие душе́вное и теле́сное и, прости́в на́м во́льная и нево́льная согреше́ния на́ша, да́рует на́м вся́ я́же к ве́чней и вре́менней жи́зни потре́бная.

Ты́ еси́ все́х скорбя́щих ра́дость, услы́ши на́с, ско́рбных; Ты́ еси́ утоле́ние печа́ли, утоли́ и на́шу печа́ль; Ты́ еси́ взыска́ние поги́бших, не попусти́ и на́м поги́бнути в бе́здне грехо́в на́ших, но всегда́ избавля́й на́с от вся́ких скорбе́й и напа́стей и вся́каго зла́го обстоя́ния. Е́й, Цари́це на́ша преблага́я, наде́ждо на́ша несокруши́мая и засту́пнице необори́мая, не отврати́ лица́ Твоего́ от на́с за мно́жество прегреше́ний на́ших, но простри́ на́м ру́це Ма́терняго милосе́рдия Твоего́ и сотвори́ с на́ми зна́мение ми́лости Твоея́ во бла́го: яви́ на́м по́мощь Твою́ и благопоспеши́ во вся́ком де́ле благо́м.

От вся́каго же начина́ния грехо́внаго и помышле́ния лука́ваго отврати́ на́с, да всегда́ сла́вим пречестно́е и́мя Твое́, велича́юще Бо́га Отца́ и Сы́на Единоро́днаго Го́спода Иису́са Христа́ и Животворя́щаго Свята́го Ду́ха со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь

Одно из самых распространенных изображений Богоматери Оранты находится в Киеве, в Софийском соборе. Икона получила название «Нерушимая стена», потому что сохранилась неповрежденной на протяжении всей трудной истории Киева 0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *