Благодатное небо богородица

Икона Благодатное Небо

Чудотворная икона Богородицы «Благодатное Небо» помогает во многих бедах и скорбях:

    • При трудностях в жизни: проблемах с жильем, работой, материальных затруднениях;
    • При необходимости отказа от зависимости: алкоголизма, наркомании, игромании;
    • Исцеляет от тяжелых и хронических заболеваний;
    • Помогает избавиться от грехов (обязательно приступайте к Таинству Исповеди, чтобы Господь простил вам грехи, избавил от пороков);
    • Молитесь Богородице в унынии, тоске и отчаянии;
    • Матерь Божия укрепляет наше доверие Богу, уверенность в своих возможностях и силах;
    • Молитва перед образом помогает разрешить конфликты, примиряет близких, соединяет мужа и жену, детей и родителей;
    • Молитесь при трудностях на работе или отношениях с людьми, необходимости защиты от врагов и интриг.

Молитва перед этой иконой вселяет надежду на лучшее, дарует истинную Благодать. Доверие Господу, вера в помощь Его Матери — вот залог духовной жизни и избавления от всех напастей. Поистине, тоска, депрессия и отчаяние — смертные грехи, как о том говорит Церковь. Они могут больше поломать человека, чем сами житейские трудности, которым мы зачастую придает слишком большое значение.

Читать молитву иконе Божией Матери можно ежедневно или единожды, в любое время суток. Чтобы исцелиться и преодолеть жизненные трудности, стоит по возможности посещать богослужения в храме или ежедневно молиться дома. Церковью установлено утреннее и вечернее молитвенное правило, которые старается ежедневно читать каждый православный христианин. Эти молитвы можно найти в любом молитвослове. Обычно они занимают 10-15 минут. Ежедневно к своему молитвенному правилу можно добавлять молитву или тропарь Богородице. Молитву Божией Матери перед иконой «Благодатное Небо» можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже:

«Как назовем Тебя, о Благодатная Богоматерь, Чистая Дева, Невинная Мария? Какими песнопениями прославим Тебя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и людьми? На Тебе Господь показал никогда, во все века неизвестное ни земным людям, ни Ангелам Небесным таинство, которое ни ум, ни слово выразить не могут — воплощение Бога Слова, явившегося прежде начала времен от Безначальнаго Бога Отца без матери и обретшего тело человеческое в Твоей утробе, с ненарушенной печатью девственности Твоей на свет родившегося.
Это чудо, большее всех древних и новых чудес! Неложное слово Самого Бога о победоносном семени и зачатии Господа исполнилось и совершилось в Девушке Незамужней.
О, великая глубина премудрости и славы Божией! Какими же именами назовем Тебя, о Невеста Неневестная? Зарей ли назовем восходящего на небе солнца? Но Ты — само Небо, потому что из Тебя просияло Солнце Правды — Христос Бог наш, Спаситель грешных. Назовем ли Тебя Царскими вратами, открывающих людям грешным потерянный Адамом и Евой рай, изобиловавший всеми благами и красотой? Но ведь Ты Сама — благодатный рай, вырастивший Цветок нетления, лечащий и прогоняющий Ароматом Своим зловоние греха и непослушание прародителей.
Назовем Тебя ли юной Невинной Девушкой, не познавшей брачного ложа? Но Ты и до старости осталась без мужа, девственной была до Рождения, во время и после рождения Твоего Божественного Сына осталась. Назовем ли Тебя Чистой и Святой Девой Марией, превзошедшей Своей чистотой всех матерей и бабушек? Ты не только родила Младенца Христа, но и носила Его на Своей груди, питая Твоим молоком Того, Который Сам питает всех созданий земных, Которому со страхом и трепетом предстоят Небесные силы и Которого прославляет все человечество, звери и все земные создания.
О, воистину Ты дивная среди женщин, чудная среди девушек, неподражаемая среди матерей!
Тебе перед Твоим Божественным ликом поклоняемся и перед Твоими святыми ногами повергаем и оставляем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим, Богоматерь, вниманием и принеси их, как жертву нашего смиренного сердца, словно маленькую дань от нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего. Пусть Сам Он, Ему Одному известными судьбами, руководит наш жизненный путь к спасению и наследованию Царствия Его, не имеющего конца во веки веков. Аминь».

Молитвами Пресвятой Богородицы да хранит вас Господь!

Классификация икон Божией Матери

Условно все многообразие типов икон Богоматери с Младенцем можно разделить на четыре группы, каждая из которых представляет собой раскрытие одной из граней образа Божьей Матери. Иконографическая схема является выражением богословской идеи.

Первая группа — тип иконографии «Знамение» (сокращенный и усеченный вариант – Оранта, от лат. orans — молящийся). Это наиболее богословски насыщенный иконографический тип и связан он с темой Воплощения. В основе иконографической схемы лежат два текста: из Ветхого Завета — пророчество Исайи: «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил» (Ис. 7.14) и из Нового Завета — слова Ангела в Благовещении: «Дух Святой найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1.35). В этих словах открывается нам тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы, рождения Сына Божия от земной женщины.

Это находит свое выражение в иконографической схеме: Мария представлена в позе Оранты, то есть молящейся, с воздетыми к небу руками; на уровне Ее груди расположен медальон (или сфера) с изображением Спаса Эммануила, находящегося в лоне Матери. Богородица может быть представлена в рост, как на иконе «Ярославская Оранта, Великая Панагия», или по пояс, как в «Курской Коренной» или в новгородской «Знамение», это не так существенно. Важнее другое — соединение фигур Богоматери и (полуфигуры) Христа, что передает одно из глубочайших откровений: рождение Бога во плоти, Мария становится Богородицей через воплощение Логоса. В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек. «Чрево Твое пространнее» — так величается Богородица в Акафисте. Мы Ее видим в момент предстояния Богу: «Се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему» (Лк. 1.38). Ее руки подняты в молитвенном порыве (этот жест описан в Книге Исход. 17.11). В ярославской «Оранте» этот жест повторен и в фигуре Младенца, только Ее ладони раскрыты, а положение пальцев Эммануила иное — они сложены в благословение. В других вариантах Знамения Младенец в одной руке держит свиток — символ учения, другой благословляет. Одежды Богоматери традиционные — красный мафорий и синее нижнее одеяние. Таковы одежды Богоматери на всех иконах (за редким исключением), и, напомним, их цвета символизируют соединение в Ней Девства и Материнства, Ее земной природы и небесного Ее призвания. В ярославской «Оранте» одежды Богородицы заливает золотой свет (изображенный в виде крупного ассиста), что является выражением потоков благодати Святого Духа, излившегося на Пресвятую Деву в момент зачатия. По обе стороны от Марии изображаются силы небесные — либо архангелы с зерцалами в руках (ярославская «Оранта»), либо синий херувим и огненно-красный серафим. Присутствие в композиции ангельских и небесных сил означает то, что Богоматерь своим смиренным согласием участия в акте Боговоплощения поднимает человечество на ступень выше ангелов и архангелов, ибо и Бог, по словам св. отцов, не воспринял ангельский образ, но облекся в человеческую плоть. В песнопении, прославляющем Богородицу, так и поется: «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим».

Иконографическая схема «Знамения» может быть очень простой, как в новгородском варианте, а может быть развитой и усложненной, как в случае ярославской «Оранты». В композицию последней, например, включена не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа. Это орлец — коврик под ногами Марии, такие используют в архиерейском богослужении. В данном случае орлец символизирует космичность служения Богородицы, которая предстоит Богу за весь род человеческий. Богоматерь стоит на орлеце как на облаке среди золотого сияния Божьей славы — Богоматерь есть новая тварь, преображенное творение, новый человек. Схема иконы Курской Коренной дополнена изображением пророков, соединенных между собой подобием процветшей лозы. У пророков в руках свитки их пророчеств. Все это символизирует то, что Богоматерь и Божий Сын, от Нее родившийся, есть исполнение всех ветхозаветных пророчеств и чаяний. Так, в разных иконографических вариантах при наличии общего иконографического ядра раскрывается одна и та же тема Боговоплощения, поэтому иконографический тип «Знамение» иногда именуют «Воплощение».

Одним из вариантов иконографии «Знамение» является «Оранта». В данном случае Богоматерь представлена без Младенца в той же позе, с воздетыми руками. Примером такого варианта может служить образ «Богоматерь — Нерушимая стена» из Св. Софии Киевской (мозаика, Х в.). Здесь Богоматерь представлена как символ Церкви. Впервые Августин увидел в Богоматери — Церковь. Эта ассоциация получила в истории богословской мысли широкий диапазон толкований.

Второй иконографический тип получил наименование «Одигитрия», что по-гречески значит «Путеводительница». В том названии заложена концепция богородичных икон в целом, ибо Матерь Божья ведет нас ко Христу. Жизнь христианина представляет собой путь из тьмы — в чудный Божий свет, от греха — к спасению, от смерти — в жизнь. И на этом нелегком пути у нас есть помощница — Пресвятая Богородица. Она явилась мостом для прихода в мир Спасителя, теперь Она — мост для нас на пути к Нему.

Итак, иконографическая схема Одигитрии строится следующим образом: фигура Богоматери представлена фронтально (иногда с небольшим наклоном головы), на одной Ее руке, как на престоле, восседает Младенец Христос, другой рукой Богоматерь указывает на Него, тем самым, направляя внимание престоящих и молящихся. Младенец Христос одной рукой благословляет Мать, а в Ее лице и нас (нередко жест благословения направлен непосредственно на зрителя), в другой руке Он держит свернутый свиток (есть варианты, когда в руках у Младенца скипетр и держава, книга, развернутый свиток).

В жесте Богородицы, указующем на Христа ключ к этому образу — Матерь Божья ориентирует нас духовно, направляя нас ко Христу, ибо Он есть Путь, Истина и Жизнь. Она несет наши молитвы к Нему, Она ходатайствует за нас перед Ним, она сохраняет нас на пути к Нему. Ставшая Матерью Того, Кто усыновил нас Небесному Отцу, Богородица становится матерью каждого из нас. Этот тип богородичных икон получил необычайно широкое распространение во всем христианском мире, а особенно в Византии и в России. Многие чтимые иконы этого типа не случайно приписывали кисти апостола Луки.

К наиболее известным вариантам Одигитрии относятся: «Смоленская», «Иверская» (Вратарница), «Тихвинская», «Грузинская», «Иерусалимская», «Троеручица», «Страстная», «Ченстоховская», «Кипрская», «Абалацкая», «Споручница грешных» и многие другие.

Небольшие иконографические различия в деталях связаны с подробностями истории происхождения каждого конкретного образа. Так третья рука у иконы «Троеручица» добавлена св. Иоанном Дамаскиным, когда по его олитве Богородица восстановила отрубленную его руку. Кровоточащая ранка на щеке «Иверской» возвращает нас во времена иконоборчества, когда этот образ был подвергнут нападению отвергающих иконы: от удара копья из иконы истекла кровь, что повергло свидетелей в неописуемый ужас. На иконе Богоматери «Страстная» обычно изображают двух ангелов, летящих к Младенцу с орудиями страстей, тем самым, предвозвещая Его страдания за нас. В результате этого сюжетного поворота несколько изменена поза Младенца Христа — Он изображен в полоборот, смотрящим на ангелов, Его руки держатся за руку Марии. Каждая из таких деталей достойна внимательного рассмотрения, но за неимением в данном случае такой возможности оставим это для уединенного созерцания.

Как правило, в «Одигитрии» Богоматерь представлена в поясном изображении, но встречаются и оплечные композиции богородичных икон; к таким относятся «Казанская», «Петровская», «Игоревская». Здесь разрабатывается та же тема, но в некотором сокращенном варианте.

Третий тип богородичных икон на Руси получил наименование «Умиление», что является не совсем точным переводом греческого слова «Елеуса» (έλεουσα), т.е. «Милостивая». Этим эпитетом в Византии величали саму Богородицу и многие из Ее икон, но со временем, в русской иконографии, наименование «Умиление» стали связывать с определенной иконографической схемой. В греческом варианте этот тип икон назывался «Гликофилуса» (γλυκυφιλουσα) — «Сладкое лобзание». Это наиболее лиричный из всех типов иконографий, открывающий интимную сторону общения Матери Божьей со Своим Сыном. Иконографическая схема включает две фигуры — Богородицы и Младенца Христа, прильнувшие друг ко другу ликами. Голова Марии склонена к Сыну, а Он обнимает рукой Мать за шею. В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица явлена нам не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении с Богом. Взаимоотношение души с Богом — мистическая тема многих писаний св. отцов. Богоматерь Умиление — один из наиболее мистических типов богородичных икон.

Этот тип также был широко распространен в России. К иконам типа «Умиление» относятся: «Владимирская», «Волоколамская», «Донская», «Федоровская», «Жировицкая», «Гребневская», «Ахренская», «Ярославская», «Взыскание погибших», «Почаевская» и т.д. Во всех этих иконах Богоматерь представлена в поясной композиции, в редких случаях встречается оплечная композиция, как, например, в иконе «Корсунская».

Разновидностью иконографического типа «Умиление» является тип «Взыграние». Иконы подобного рода были распространены в основном на Балканах, но и в русском искусстве изредка встречаются такие образы. Иконографическая схема здесь очень близка к «Умилению», с той только разницей, что Младенец представлен в позе более свободной, как бы разыгравшимся. Примером такого типа икон может служить «Яхромская». В этой композиции всегда присутствует характерный жест — Младенец Христос ручкой касается лика Богородицы. В этой маленькой детали скрыта бездна нежности и доверия, которые открываются внимательному созерцающему взгляду.

Еще одна разновидность иконографии «Умиление» — «Млекопитательница». Из наименования ясно, что отличительной чертой этой иконографической схемы является изображение Божьей Матери, кормящей грудью Младенца Христа. Такая деталь — не только интимная подробность данного иконографического варианта, но она раскрывает новый мистический аспект в прочтении образа Богородицы. Мать вскармливает Сына, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком» Слова Божьего (1 Петр. 2.2), дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой (Евр. 5.12).

Итак, три названных нами иконографических типа — «Знамение», «Одигитрия» и «Умиление» являются основными, ведущими в иконографии Богородицы, так как в их основе лежат целые направления в богословском осмыслении образа Богоматери. Каждый из них представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения.

Четвертый тип не имеет такого богословского наполнения, как первые три. Он скорее собирательный, к нему следует отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три. Наименование четвертого типа условно — «Акафистный», так как главным образом иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Основный смысл икон этого типа — прославление Матери Божьей. Сюда следует отнести уже упоминавшиеся изображения Богоматери с Младенцем на престоле. Основной акцент этих изображений — показать Матерь Божью как Царицу Небесную. В таком виде этот образ вошел в византийскую иконографию — особенно часто такие композиции помещали в конху апсиды. В этом варианте Богоматерь присутствует и в св. Софии Константинопольской. В русской иконографии примером такого образа может служить фреска Дионисия в апсиде церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

Но большая часть икон этого типа представляют собой соединение центральной схемы предыдущих типов с дополнительными элементами. Так, например, иконографическая схема «Неопалимой Купины» состоит из изображения Богоматери Одигитрии, окруженной символическими фигурами славы и сил небесных (аналогично тому, как образ небесной славы изображен в иконографии «Спас в силах»). Иконографическая схема иконы «Богоматерь — Живоносный Источник» включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающим на троне, который имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника. Композиция иконы «Богоматерь — Гора Нерукосечная» также строится по принципу механического наложения символов — Богоматерь с Младенцем Христом (по типу Одигитрии) восседают на престоле, на фоне фигур и вокруг них изображаются различные символы, впрямую иллюстрирующие акафистные эпитеты: руно орошенное, лествица Иаковлева, купина неопалимая, свеча светоприемная, гора нерукосечная и т.д. И, наконец, икона «Нечаянная радость» построена по принципу «икона в иконе», то есть сюжетного включения изображения иконы внутрь происходящего действия. Здесь обычно представлен коленопреклоненный человек, молящийся перед образом Богоматери Одигитрии, давшей ему нравственное прозрение и исцеление.

Вершиной акафистных иконографий следует признать образ «О Тебе радуется обрадованная вся тварь». Это по-своему интересная иконография, в основе ее лежит идея космического прославления Богоматери. В центре изображается Богородица с Младенцем Христом на престоле в сиянии славы и окружении сил небесных. Образ вселенной представлен в виде многоглавого храма, окруженного цветущими деревьями — это одновременно и образ Небесного Иерусалима. В нижней части иконы, у подножия престола изображаются люди — пророки, цари, святые разных рангов, просто народ Божий. Мы видим — на Иконе представлены новая земля и новое небо (Откр. 21.1), — образ преображенной твари, начало которой положено в тайне Боговоплощения (здесь центральное изображение отчасти напоминает схему Знамения).

Иконографические варианты, где изображается Богоматерь без Младенца Христа, немногочисленны, объединить их в особую группу не представляется возможным, так как иконографическая схема в каждой из них определена своей самостоятельной богословской идеей. Но в той или иной степени они примыкают к уже названным нами ранее четырем типам. Например, «Богоматерь Остробрамская-Виленская» представляет собой вариант, тяготеющий к типу «Знамение», так как образ Богоматери явлен здесь в момент принятия Ею Благой вести («се раба Господня, да будет Мне по слову Твоему». Лк. 1.38). Положение рук, скрещенных на груди (жест смиренного молитвенного поклонения) семантически близок жесту Оранты. Следовательно, этот иконографический вариант можно отнести к типу «Знамение». Кроме Остробрамской этому типу соответствует икона «Невеста Неневестная» (ошибочно ее называют «Умиление»), которая была келейной иконой преп. Серафима Саровского.

Известная древняя русская икона «Богоматерь Боголюбская» также изображает Богородицу без Младенца, но предстоящей пред Богом с ходатайством о молящихся Ей (группа молящихся иногда изображается у ног Богородицы). Поскольку здесь Матерь Божья изображена как ходатаица и как указующая путь молящимся, то условно можно отнести эту икону к типу «Одигитрия». В руке Богородица держит свиток с молитвой, а другой рукой указывает на образ Христа, написанный слева в сегменте неба. Таким образом, сохраняется тот же жест, что и в Одигитрии: Христос есть Путь, Истина и Жизнь.

Но по большей части богородичные иконы, в которых Богоматерь представлена без Младенца, относятся к четвертому типу — акафистных икон, так как написаны ради прославления Матери Божьей. Так, например, к этому типу можно отнести иконографию «Богородица Семистрельная» или «Симеоново проречение», известен этот иконографический вариант и под другим названием — «Умягчение злых сердец». Здесь изображена Богоматерь с семью мечами, пронзающими Ее сердце. Этот образ взят из пророчества Симеона, который во время Сретения произнес такие слова: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2.35). Подобные иконографии, как правило, позднего происхождения, по всей видимости, пришли из западноевропейской традиции и отличаются литературностью. Тем не менее, и в них заложен свой смысл, открывающий нам образ Богородицы, столь необходимый для возрастания православной души.

Иконографические варианты, семантически соответствующие третьему типу богородичных икон, известному под названием «Умиление», практически не встречаются, так как трудно представить, как возможно изобразить интимные отношения Богоматери и Ее Сына в образе одной только Богоматери. Тем не менее, и такой поворот в иконографии возможен. Это так называемый тип Скорбящей Богоматери («Mater Dolorosa»), когда Божья Матерь представлена погруженной в молитвенную скорбь о распятом Христе. Обычно Богородица изображается со склоненной головой и молитвенно сложенными руками возле самого подбородка. Этот вариант получил большое распространение на Западе, но и в православной иконографии он также хорошо известен. Некоторые исследователи полагают, что он первоначально не был самостоятельным, входил частью в диптих, на второй половинке которого изображался страдающий Иисус Христос (в терновом венце, со знаками Страстей). Этот же сюжет мы можем видеть и в иконе «Не рыдай Мене Мати», хорошо известной в балканском искусстве и менее известной у нас, в России. На этой иконе обычно изображены Богородица и Христос (иногда стоящими во гробе), Мать оплакивает смерть Сына, обнимая Его мертвое тело. Практически это модификация сюжета «Оплакивание», но иконографическая схема построена по принципу «Умиления» — только на иконах типа «Не рыдай Мене Мати» Богородица прижимает к Себе не Маленького Иисуса, а взрослого после снятия со Креста. Трагизм сюжета достигает необыкновенного накала — горе Матери безутешно, но, как и во всякой иконе, здесь есть весть о воскресении, она в названии иконы, которое построено на тексте страстного песнопения: «Не рыдай Мене Мати во гробе зряща…». Обращение к Богородице идет от имени Христа, победившего смерть.

Традиционно принято изображать Богородицу в одеждах двух цветов: вишневом мафории (модификация красного цвета), синей тунике и голубом чепце. На мафории, как правило, изображаются три золотые звезды — как знак ее непорочности («непорочно зачала, непорочно родила, непорочно умерла») и кайма как знак ее прославления. Сам плат — мафории — означает Ее Материнство, прикрытый им голубой (синий) цвет платья — Девство. Но изредка мы можем видеть Богоматерь, облаченную в синий мафории. Так Ее иногда изображали в Византии, на Балканах. Так Богоматерь написал Феофан Грек в деисусном чине Благовещенского собора Московского Кремля. По всей видимости, в этих случаях для иконописца важнее подчеркнуть Девство, непорочность Богоматери, выделить аспект Ее чистоты, сосредоточить наше внимание на этой грани образа Девы и Матери.

Православная традиция в исключительных случаях допускает изображение женщин с непокрытой головой. Обычно так пишут Марию Египетскую в знак ее аскетично-покаянного образа жизни, сменившего прежний ее распутный образ жизни. Во всех остальных случаях, будь то образ мучениц, цариц, святых и праведных жен, жен-мироносиц и других многочисленных персонажей, населяющих православный иконный мир, принято изображать женщин с покрытой головой. Так и апостол Павел пишет, что хорошо женщине покрывать голову свою, ибо это «знак власти над нею» (1 Кор. 11.5,10). Но в некоторых иконографических вариантах богородичных икон мы видим, весьма неожиданно, изображение Богоматери с непокрытой головой. Например, «Богоматерь Ахтырская» и некоторые другие. В некоторых случаях плат заменен венцом (короной). Обычай изображать Богоматерь с непокрытой головой западного происхождения, где он вошел в обиход с эпохи Возрождения, и в принципе неканоничен. Мафорий на голове Богородицы не просто дань восточно-христианской традиции, а глубокий символ — знак Ее Материнства и полной отданности Богу. Даже венец на Ее голове не может заменить мафория, ибо венец (корона) есть знак Царства, Богоматерь — Царица Небесная, но это царское достоинство основано исключительно на Ее Материнстве, на том, что Она стала Матерью Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому правильно изображать венец поверх плата, как это мы видим в таких иконографических изводах, как «Богоматерь Державная», «Новодворская», «Абалацкая», «Холмовская» и другие. Изображение венца (короны) на голове Богородицы также пришло в восточно-христианскую иконографическую традицию из Западной Европы. В Византии это не было принято вовсе. Даже когда изображали Богоматерь с предстоящими императорами (как это можно видеть в мозаиках св. Софии Константинопольской), что является выражением превосходства Царства Небесного над царством земным, на Ее главе мы не видим ничего, кроме плата-мафория. И это очень характерно, так как в развитии иконографии наблюдается со временем отход от лаконизма и чистой семантики (знаковой структуры) в сторону иллюстративности и внешнего символизма.

От чего защищает Остробрамская икона Божьей Матери?

Остробрамская икона имеет особое значение, как для католиков, так и для православных людей. Согласно наиболее распространенной версии этот образ был привезен в Вильно из Херсонеса князем Ольгердом. После его смерти лик был передан в Троицкую обитель. У этой иконы богатая история она часто переходила из рук в руки. Сегодня увидеть ее можно в Вильнюсской часовне над Острыми воротами.

Православные верующие отмечают праздник Остробрамской иконы 26 декабря. Католики торжество проводят 14 апреля.

Остробрамская икона считается редкой, поскольку Божья Матерь изображена в одиночестве без младенца. Написана она была на восьми двухсантиметровых досках из дуба. Размер лика составляет 165х200 см. Богородица изображена со склоненной головой и скрещенными руками. Православные верующие считают, что этот жест означает, момент принятия Божьей Матери Благой вести. На голове у нее находится корона и нимб из длинных лучей со звездами. Внизу иконы расположен полумесяц серебряного цвета.

История иконы Остробрамской Богородицы

Существует несколько разных версий, о том, как появился этот образ. Согласно одному из преданий лик появился 27 апреля 1431 года на «острых воротах» города Вильны. Именно отсюда и возникло название иконы. Выделяется образ своей красотой и богатым убранством. Согласно другой легенде икону князю прислал в подарок император Греции после принятия христианства. Есть также вариант, что икона появилась над воротами сама собой.

Католики уверены, что икона имеет европейское происхождение. Некоторые специалисты говорят о том, что появился лик примерно в 17 столетии и списали его с образа нидерландского художника-иконописца. Православные же уверены, что Остробрамская Богородица является византийским образом. Есть также информация, что этот лик изначально был частью определенной композиции.

В 1829 году во время снятия серебряной ризы была найдена надпись, которая оказалась Хвалебной Песнью Богоматери «Честнейшую Херувим». Считается, что Божья Матерь в этот миг наблюдала за явлением архангела Гавриила, но часть этого изображения была потеряна.

В чем помогает Остробрамская икона и ее значение

Христиане считают этот образ главным помощником в защите от темных сил и недоброжелателей. Именно поэтому ее рекомендуется вешать непосредственно над входной дверью.

От чего защищает Остробрамская икона Божьей Матери:

  1. Помогает уберечься от сплетен и дурного глаза. Этот уникальный образ оградит от разных проблем и внезапной смерти.
  2. Если молится на икону, то можно избавиться от существующего проклятия и другого магического негатива вплоть до седьмого колена.
  3. Еще один значимый факт, в чем помогает Остробрамская икона – имея ее дома можно наладить энергетику, успокоить атмосферу и достичь гармонию в доме.
  4. Обращаются к этой иконе люди, которые хотят помочь своим родственникам с психологическими заболеваниями, со склонностью к депрессии и с другими подобными душевными проблемами.
  5. Богородица защищает супругов от постороннего вмешательства и помогает им в течение длительного времени сохранять свои чувства.
  6. Считается, если в трудные времена обратиться к образу и некоторое время побыть с ним наедине, то вскоре решение проблем придут сами собой.

Чтобы сила образа всегда защищала свой дом, необходимо регулярно молитвенно обращаться к Богородице. Делать это нужно с чистыми помыслами и с открытой душой.

Перед Остробрамской иконы Божьей Матери нужно читать такую молитву:

«О пресвятая Госпоже, Владычица моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй нас, грешных рабов твоих ( имена) от напрасной клеветы, от всякие беды и напасти, злых и лукавых человек и наглые смерти. Защити нас, Владычице Богородице, от всех враг наших видимых и невидимых, от лютого навета вражия и от всякого злаго обстояния. Аминь».

Женщинам лик помогает забеременеть, выносить и родить здорового ребенка. Для этого нужно читать такую молитву:

«Пресвятая Богородице, не отврати лица Твоего от меня, грешной рабы Божьей, и прими молитву сию к Тебе, от всего сердца возносимую, сохрани плод чрева моего и благополучно разродитеся (родить) во время благопотребное (положенное) благоволи Твоею великою и неизреченною милостью».

Легенда

В Архангельском соборе и сегодня хранится любимая всеми икона Богородицы. Почитание образа началось в XIX веке. Оно связано с трудами митрополита Филарета (Дроздова). Именно он во время реставрации иконостаса собора в 1853 году распорядился собрать об иконе сведения. В несохранившейся описи XVII века было указано, что образ является дубликатом, изготовленным по повелению царя Феодора Алексеевича умельцами Оружейной палаты с хранившейся в соборе древней иконы.

О возникновении исходной иконы «Благодатное небо» имеются несколько версий. Первая была весьма популярна среди археологов и кремлёвских служителей. Она гласит, что этот образ является святыней Царьграда, которую привезла Софья Витовтовна из Смоленска, дочь литовского князя и супруга Василия Дмитриевича – князя московского. Софью из Царьграда прислал патриарх в благословение жителям православного Смоленска, ещё до того, как его покорил языческий князь Витовт.

Это предание появилось на базе знаменитой записи в Троицкой хронике за 1398 год о привозе Софией из Смоленска многих старинных икон, а также фрагментов «страстей Стасовых», доставленных из Царьграда. Версия о византийских корнях древнейшего образа прочно укрепилась во всех печатных изданиях XIX-XX веков о чудесных образах Богоматери.

Согласитесь, история иконы «Благодатное небо» весьма интересна. Второе предположение о вероятном местопребывании исходной иконы до её появления на Руси базируется на данных, почерпнутых из Клинцовского изографического оригинала (XVIII век). В нём указано, что образ был привезён из Литвы Софьей Фоминичной, супругой государя Иоанна III. При этом акцентируется внимание на «западном переводе» иконы. Эта версия в основном базируется на самой иконографии из Архангельского собора, которая относится к прототипу, идентичному почитавшейся в мужском монастыре предместья Вильны Виленской иконе, по преданию появившейся в 1341 году. На Виленском образе Богоматерь была нарисована стоящей на луне, а ангелы над её головой держали царскую тиару.

Московская икона

Описание иконы «Благодатное небо» многим известно. Итак, что на ней изображено? На образе нарисована Божия Матерь в полный рост с младенцем Иисусом на руках, который сидит справа. Руки Пресвятой Девы, придерживающие малыша, скрещены. Свою правую руку с покровительственным жестом она положила на левую, которой удерживает белый плат.

Маленький Иисус нарисован так, как будто он повернулся влево. Он левой рукой прижимает к груди Евангелие, а правой – благословляет людей. Дева Мария и её сын окружены овальной ярко-красной сияющей мандорлой. Мастера её заполнили жёлто-охристыми лучами, исходящими от фигур. Они похожи на лучи пламени.

Необходимо отметить, что эта икона находится в Архангельском соборе. Но продолжаем далее. Фон иконы — сине-зелёный, разрисованный пушистыми облаками. В верхней части образа есть надпись: «Что тя наречем о Благодатная небо воссия еси солнце правды раи яко взрастила еси нетления цвет деву яко пребыла еси нетлена матерь чисту яко имела еси на руку сына всех бога» (текст «Богородична», произносящийся после утрени на первом часу).

Справа и слева от нимба Богоматери имеются общепринятые обозначения её имени: «ΘУ» и «МР». Буквы имени Христа начертаны на нимбе Девы Марии над Его головой: «IX». Под ногами Пресвятой Девы сбереглись следы графьи, очерчивающей лунный серп.

Иконография

Икона Божией Матери «Благодатное небо» относится к рисункам, воспроизводящим 1 и 5-й стихи XII главы откровения Богослова Иоанна. Иконографическая модель этих картин появилась в Германии в XV веке. В Нью-Йорке есть музей «Метрополитен», в котором сберегается удивительное витражное стекло, привезённое из Среднего Рейна (1480-1490 годы). На нём изображена Мадонна с малышом на полумесяце. Её голова увенчана короной. Вокруг фигур сияют золотые лучи, образующие мандорлу.

В Западной Европе подобные образы были весьма популярны: их можно встретить в скульптуре, гравюрах, на витражных стёклах и в миниатюрах. Разнообразные виды этой картины широко распространены в искусстве Польши. Они пришли в Россию через Литву, Украину и Белоруссию в XVII веке.

Символическое значение «жены, облачённой в солнце» раскрыто уже в «Толковании на Апокалипсис» святого Андрея, митрополита Кесарийского (V век), который понимает под ним Апостольскую Церковь. Другие аллегорические образы этого фрагмента из «Апокалипсиса», в соответствии с пояснением святого Андрея, означают: змей – «диавол», луна – «вера баней освобождаемых и очищаемых от тления».

В духовной русской культуре XV-XVI веков новая иконопись «жены, одетой в солнце» являлась персонификацией «Богоматери-Церкви, которую преследовал дракон-ересь», двигающейся туда, где воссияло Московское царство православное, сменившее Византийское и Римское (послания знаменитого инока Филофея).

Известно, что икона Архангельского собора была написана в конце XVII века. Именно тогда в «Слове на Покров» святого Ростовского Дмитрия апокалипсное отражение Жены было соединено с ликом Девы Марии, молящейся за мир, в едином мессианском значении. Эта последняя символичная ценность образа «жены, одетой в солнце» характерна для большинства версий иконографии «Благодатное небо», которыми являются бесчисленные лики Пречистой Девы в росписях храмов Ярославля XVII-XVIII веков.

Наиболее ранней картиной, восходящей к иконографической версии «Благодатное небо» является образ, сберегающийся в Никитинках в храме Святой Троицы. Эта икона датируется 40-ми годами XVII века и находится в местном ряду южного придела. На ней Пречистая Дева нарисована с маленьким Христом в левой руке. На голове её видна корона. Вокруг её фигуры сияет овальный ореол. Внизу изображены коленопреклонённые Хозовит Георгий и Критский Андрей – соимённые святые создателя церкви Никитникова Григория и его сына Андрея. На этой иконе нет полумесяца под ногами Богоматери и лучей сияния.

Ещё один вариант иконы Пресвятой Богородицы «Благодатное небо», похожей на западные образцы, представлен на образе, исполненном Познанским Василием для церкви Распятия (Большой дворец Кремля) в 1682 году. Здесь Царица Небесная стоит на полумесяце, а по внутренней границе облачного сияния нарисованы парящие ангелы.

Самым близким аналогом чтимой иконе Архангельского храма является образ, находящийся в Третьяковской галерее, созданный в XVIII веке. Он идентичен одной из самых распространённых западных икон с тремя летящими херувимами и луной под ногами Жены.

В чём помогает?

Так в чём помогает икона «Благодатное небо»? Мы уже писали о том, что к этой святыне принято обращаться за помощью Пречистой Девы при недугах телесных и душевных расстройствах. Известно, что этот лик содействует и в личной жизни, и в государственных делах. Этой иконе обычно молятся вот о чём:

  • у Девы Марии женщины просят рождения здоровых малышей и счастливого замужества;
  • мужчины молятся об избавлении от завистников и недоброжелателей;
  • у образа просят оградить от напастей и катастроф;
  • приходят к святыне и перед долгим путешествием, чтобы Богородица защищала от бед в пути;
  • молятся о защите от внезапной смерти, чтобы успеть покаяться перед кончиной;
  • просят исцеления от душевных и телесных недугов, от пьянства и разных зависимостей;
  • правители приходят к Пресвятой Деве за напутствием и помощью в управлении государством, а также просят, чтобы Она уберегла страну от катастроф.

Царица Небесная становится покровительницей каждого верующего, который к Ней приходит с сердечными мольбами, бережёт его от врагов и клеветников, влияет на успешное завершение любых начатых дел и в мирской жизни дарует Божию благодать. Одни прихожане читают особую молитву, предназначенную для этой иконы, а иные – просят Богоматерь о помощи своими словами.

Медаль

Вы знали о существовании медали «Благодатное небо»? Известно, что христианская церковь поощряет служителей и прихожан не только благодушными наставлениями, но и трофеями, которые имеют огромную духовную ценность для каждого. На медали изображён образ, повторяющий лик иконы «Благодатное небо», которой молятся также и лётчики. Ведь она покровительствует ВВС РФ.

Эта медаль создана ООД «Россия Православная» в 2001 году для награждения за труды и служение по охране воздушных границ Отечества, развитие транспортного сообщения, освоение космоса, существенный вклад в упрочение обороны РФ.

Медаль «Благодатное небо» произведена в форме круга с широким бортом, фронтальная зона украшена ликом Пречистой Девы с маленьким Христом на руках в солнечных лучах. На оборотной стороне изображён христианский крест и написана фраза старославянскими буквами «С нами Бог». По окружности также размещена надпись: «Благодатное Небо. Россия Православная».

Медаль прикреплена к пятиугольной колодке посредством ушка и кольца. Сама колодка обёрнута шёлковой лентой небесного цвета с двумя узкими золотыми полосами по краям. Медаль изготовлена из латуни, имеет булавочное крепление. Её диаметр равен 32 мм. Это отличный подарок лётчикам, так как именно икона, изображённая на награде, хранит всех крылатых бойцов!

Православные иконы пишутся строго в соответствии с каноном. Тем не менее, существует ряд образов, которые выделяются из общего числа. Характерным примером является икона Благодатного Неба, которая изображает Богоматерь с младенцем, чаще всего не плечный образ (только до плеч), а во всю длину тела.

В чем помогает икона «Благодатное небо»

Если рассматривать значение иконы Благодатное Небо Божией Матери, то нужно углубиться в символику, которая во многом обуславливалась контекстом того времени. Именно тогда, когда образ начал распространяться на территории Руси, распространялась идея о Москве как преемнице Рима и Византии. Тут образ Благодатное Небо икона Божией Матери пришелся кстати и стал активно использоваться для того, чтобы указывать на преемство России в деле святой христианской веры.

Дева Мария «облаченная в солнце» тут представала как образ святой церкви. Этот образ противопоставлялся различным ересям и другим отхождениям от истинной веры. Именно поэтому, когда говорят в чем помогает икона Благодатное Небо указывают на возвращение в истинную веру.

К примеру, данному образу молятся о вразумлении людей, которые начали заблуждаться или впадать в ересь.

Также тут могут возноситься молитвы о людях, которые много грешат, о том, чтобы исцелиться от различных недугов. Перечислим другие наиболее распространенные варианты просьбы перед этим образом:

  • рождение счастливых и здоровых деток и замужество;
  • о том чтобы избавиться от завистников и недругов, особенно такая молитва популярна у мужчин;
  • для того чтобы получить защиту в путешествии, уберечься от различных катастроф и внезапной гибели;
  • чтобы раскаяться;
  • об исцелении от зависимостей;
  • для того чтобы помочь стране избежать различных горестей, а правителям обрести подлинную мудрость.

Как видите, много в чем помогает икона Благодатное Небо. Значение этого образа тут также часто ассоциируется с защитницей всего мира, с Девой, которая молится обо всем мире. Также именно этот образ считают прототипом того как будет выглядеть явившаяся перед Вторым пришествием Дева Мария. Поэтому в каком-то смысле тут также прослеживаются эсхатологические мотивы.

Молитва Божией Матери

Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося. О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены исполнися и совершися в Безмужней Деве. О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невеста Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходящаго на небе солнца? Но Ты — самое Небо, из Тебе бо воз сия Солнце Правды — Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий и отгоняющий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем ли Тя юною Непорочною Девою, не познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшедшею Своею чистотою всех матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих персех и питала Твоим матеро девственным млеком, Того, Иже питает всякое создание, Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесныя силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь. О, воистинну Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоим Божественным ликом припадаем и пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь.

toihara

«Благодатное небо» или «Солнечная Богоматерь»(так её называли старообрядцы)
перед списком иконы Божией Матери Благодатное Небо молился Иоанн Кронштадтский
Икона имеет глубокий мистический смысл. На ней Матерь Божия изображается стоящей на небе с Богомладенцем на руках внутри сияющего солнечного круга. В досинодальный период икону называли «Солнечной Богоматерью». Это название сохранилось в старообрядческой среде.
Иконография образа опирается на слова из Апокалипсиса при описании Второго Пришествия Христа: «И явилось на небе великое знамение: Жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд».
Образ Жены толкуют как символ Церкви и как символ Богородицы, одно не исключает другое. Св.Димитрий Ростовский видел в этом образе Богородицу, молящуюся за весь мир:
«в последняя лютая времена, егда умножившимся грехом нашим умножася беды на ны… тогда Пречистая и Преблагословенная Дева Мария, Мати Господня, подает нам Покров Свой и защищение… Якоже оногда святыи Иоанн Богослов виде на небеси знамение велие: Жену, облеченную в Солнце, сице святый Андрей в небеси подобне Влахернстей Церкве, узре Невесту неневестную…». Икона «Благодатное Небо» изображает Матерь Божию не такой, какой она являлась в своем земном бытии или чудесных знамениях, но представляет Пречистую такой, какой она имеет явиться в конце света. «Благодатное Небо» — в буквальном смысле слова икона последних времен. Это апокалиптическая Богоматерь. В этом и состоит ее тайна.

Вауловский скит – любимое детище св.Иоанна Кронштадтского наряду с Леушинским монастырем. Устроенный в усадьбе сенатора Владимира Павловича Мордвинова в 1903 г. как подворье Иоанновского монастыря в Санкт-Петербурге, он был местом уединения всероссийского пастыря. В письмах из Ваулово о.Иоанна неизменно называл его раем на земле.

В советское время монастырь был превращен в колхоз, два храма обители были разрушены до основания.

Однако чудом сохранилась главная святыня монастыря — икона Божией Матери «Благодатное Небо». Она является списком с иконы, находящейся в иконостасе Архангельского собора Московского кремля, сделанным по благословению св.Иоанна Кронштадтского в 1900 г., т.е. на пороге Голгофского ХХ века. Образ, высотою боле двух метров поражал своим величием и Царственным достоинством Пресвятой Богородицы. Именно пред ним св.Иоанн Кронштадтский отслужил 40 Литургий в последний год своей жизни.

В советское время почти все иконы были уничтожены, разрублены и сожжены. Однако, моленный образ всероссийского пастыря оказался написанным на металле – его ни разрубить, ни сжечь, казалось невозможно, и он был отправлен в Тутаев на металлолом. Однако и здесь его большие размеры спасли образ от переплавки. В конце концов удалось икону перенести в Воскресенский собор Тутаева.

три иконы благодатное небо в храме св. Иоанна Кронштадского в Вауловском скиту

С конца 1990-х г. В Ваулове был открыт приход и устроен домовой храм св.Иоанна Кронштадтского в келейном корпусе. А в 2005 году в память 105 летия написания образа, было решено принести его на три дня в Ваулово на память св.Иоанна Кронштадтского. И здесь произошло чудо: икона осталась в Ваулово — Ни у кого не поднялась рука вывозить ее из Ее родного дома. Как будто сам Иоанн Кронштадтский не отпустил свой образ. С этого момента началось прославление иконы. Была издана книга о ней, напичатан тираж иконочек, в Ваулово потянулись паломники.

Огорченные перенесением иконы Тутаевцы решили написать точный список мера в меру. А в Санкт-Петербурге на Леушинском подворье, где помнят о том, что именно Леушинский причт освящал образ в Санкт-Петербурге 105 лет назад, также в память об этой связи решили написать список иконы «Благодатное небо» для своего храма. Удивительным образом, не сговариваясь, две иконы из Птербурга и Тутаева были привезены в Ваулово для освящения в один день – на праздник этого образа 19 марта сего года. В этот день обычно в обители служит Ярославский архиепископ Кирилл. На службу приехали богомольцы из Санкт-Петербурга, Рыбинска, Тутаева, Ярославля. В храме же предстояло дивное зрелище. Три больших иконы «Благодатное Небо» в ряд. Едва ли кто- нибудь сподоблялся видеть три столь редких образа вместе.

В проповеди, сказанной протоиереем Геннадием Беловоловым, настоятелем Леушинского подворья, было сказано: «Апостол Павел некогда говорил, что он был восхищен до третьего Неба. Сегодня мы дерзновенно можем повторить эти слова: мы зрим перед собой три образа Божией Матери «Благодатное Небо». И если апостол Павел был восхищен на Небеса, то мы удостоились того, что три благодатных Неба сами снизошли к нам».

Владыка Кирилл сам освятил два новых образа Божией Матери и щедро окропил паломников благодатным дождем святой воды.

Сретение трех икон «Благодатное Небо» было воспринято как особое знамение. Дело в том, что именно в этом году архиепископ Кирилл Ярославский предполагает поставить вопрос на заседании Священного Синода о возобновлении Вауловской обители. В связи с этим владыка благословил поселить здесь уже общину сестер во главе с игуменией Дамианой, переведенной сюда из Пошехонского монастыря.

Владыка Кирилл в этот день передал Игумении Дамиане образ Спасителя, который происходит из Вауловского скита. Искусно написанная икона была найдена трудами архимандрита Вениамина (Лихоманова) в одной из антикварных лавок Москвы и выкуплена благотворителями для Вауловского скита. На обратной стороне сохранилась надпись, свидетельствующая о том, что икона была написана в 1893 году в Санкт-Петербурге изографом Платоном Брусникиным «для Вауловского скита». Из надписи следует, что идея устроения скита возникла еще за 10 лет до его официального открытия. Судя по всему, это вообще первая икона, написанная для будущей обители (характерно, что сохранившаяся икона 1892 года надписана просто: «в храм в имении Владимира Павловича Мордвинова»). Возвращение первой иконы Вауловского скита увенчало встречу трех икон Божий Матери.

Специально к празднику приходом Леушинского подворья был издан тираж икон, которые Владыка Кирилл благословил всем богомольцам.

Перед иконами сестры прочитали акафист «Благодатное Небо». Паломники осмотрели место возрождаемого храма преп. Александра Свирского, который предполагают построить уже в том году. Также богомольцы прошлись по липовой аллее, посаженной св.Иоанном Кронштадтским в 1908 году, которую здесь называют «канавкой Дорогого Батюшки» и проходят с молитвой на устах. Все 40 лип, посаженные всероссийским пастырем, до сих пор растут. И хотя в этот день небо было пасмурным, тем не менее, настроение у всех было не пасмурное, потому что всех покрывало три благодатных Неба Пресвятой Богородицы.

В конце праздник иконы отправились в разные концы. Одна – на запад, в Воскресенский собор Тутаева, другая – на восток, в Санкт-Петербург, на Леушинское подворье. И таким образом Матерь Божия распростерла покров Своего благодатного Неба от края и до края. Будем надеяться, что это – не последние списки, и вскоре появятся новые над всей русской Землей.

материал взят с сайта www.leushino.ru

Как выглядит икона

Явление Богородицы землянам.Существует мнение, что «Благодатное Небо» представляет собой изображение Пресвятой Девы Марии именно в том величественном виде, как Ее описал в Апокалипсисе Иоанн Богослов, когда Матерь Божия предстанет перед землянами накануне второго пришествия Христова.

Владычица Небесная написана во весь рост. Фигура Богородицы словно парит в воздухе, лишь ногами слегка опираясь на облако, в других вариантах — на луну или полумесяц. Богоматерь окружена овальным сияющим нимбом.

В иконографии такой прием еще возможен лишь при изображении Иисуса Христа, и то не на всех иконах. К другим же святым он не применим, поскольку символизирует вечную славу Господа.

Богомладенец обычно изображен сидящим на левой руке Богородицы, правой Она поддерживает Его. Руки Иисуса Христа распахнуты, как бы в желании объять всю землю. По другой точке зрения, Его поза предполагает, что Бог-Сын вот-вот покинет материнские объятия, чтобы, выполнив Свою Божественную миссию на земле, взойти на Небо, вознестись к Богу-Отцу.

Головы и Младенца Иисуса, и Его Пречистой Матери увенчаны коронами, символизирующими Их святость.

На некоторых изображениях присутствуют ангельские чины, окружающие центральные фигуры.

Помощница Всеблагая

В чем помогает икона Божией Матери «Благодатное Небо»? «Реестр» просьб, которые возносятся к ней, довольно обширен. Можно выделить как и обычные, так сказать, традиционные человеческие проблемы, так и немножко нетипичные. Ждут помощи:

  • Молитва поможет при борьбе с любой зависимостью.при физических недугах;
  • душевных расстройствах;
  • различных зависимостях, включая наркоманию;
  • отклонении близких людей от веры православной — для возвращения в лоно Церкви;
  • в благополучном замужестве;
  • рождении здоровых ребятишек;
  • перед дальней дорогой;
  • началом любого доброго дела.

Мир полон зла и несправедливости, и нередко только помощь Небес может избавить от завистников, клеветников и недоброжелательных особ, уберечь от мелких напастей и крупных катастроф. Просят также о защите от кончины, случившейся вдруг и потому — без покаяния.

К Матери Божьей приходят за помощью и вразумлением в управлении страной государственные мужи, прося о достойном выполнении возложенных на них обязанностей, с просьбой уберечь государство от стихийных бедствий и вражеского нашествия.

Икона «Благодатное небо» покровительствует Воздушно-десантным войскам. Тем, кто проявил себя в охране воздушного пространства и границ Родины, ныне вручается учрежденная не так давно одноименная медаль.

Во время Великой Отечественной войны икона оберегала летчика-истребителя, первого трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина.

Интересно, что родился он в день почитания данного образа, и по жизни получилось, что небо было для него поистине благодатным.

В ходе Чеченской войны в качестве защиты от врагов, для духовного окормления воинов, исцеления пострадавших в боях работал военно-полевой храм, освященный в честь этой Богородичной иконы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *