Благочестие

Благочестие (Благочестивость) как качество личности – способность иметь большой запас добрых дел, которые принесли реальную пользу людям; соизмерять свои поступки с Богом, жить в строгом соответствии с Божьими заповедями.

Одной старушке духовный наставник сказал, что на ее личном счету накопилось много благочестия. Поэтому Силы Мироздания выполнят любые ее три желания. В первую ночь она перед сном бормочет: — Высшие Силы, сделайте так, чтобы я жила в приличном доме. Утром просыпается во дворце. На вторую ночь она говорит: — Высшие Силы, сделайте меня молодой красивой девушкой! Утром себя не узнает: писаная красавица. И к вечеру бабулька ощутила в организме известное томление. И говорит: — Высшие Силы, превратите моего кота в цветущего мужчину! И — о чудо!.. Просыпается, а возле кровати стоит красавец – мужчина и нежно, но с укором, говорит: — Видно на мне кончился запас твоего благочестия. — Почему? – спрашивает дивная красавица, истомленная негой. – А зачем ты меня кастрировала?

Благочестие – это текущий счет в Небесном банке, в приход которого зачисляются добрые дела человека. Расходуется счет на нужды человека. Чем больше «денег», то есть добрых дел на счету, тем больше можно удовлетворить свои потребности. К примеру, к человеку приходит материальное благополучие, финансовая независимость. Небесный банк наделяет его отменным здоровьем, финансирует семейное счастье, сопутствует удаче.

Что такое удачливость? Это — возможность получать какие-то блага за своё ранее накопленное благочестие, проявленное добро и заботливость о людях. Фаворитами удачи становятся те, кто посеял ранее добро. Человек посеяв добро в одном месте, получает удачу в другом месте. Так действуют законы Мироздания, в частности закон Справедливости. Не зря люди говорят: «От добра добра не ищут». Во-первых, добро бескорыстно, иначе это не добро, а коммерческая сделка в режиме «ты мне – я тебе», а, во-вторых, добро делаешь в одном месте, а бумеранг добра возвращается к тебе в непредсказуемом месте. Учитель учит детей в классе, а получает деньги в кассе. Люди платят за газ и электричество в одном месте, а получают газ из кухонной плиты, электроэнергию из электрических розеток.

Иными словами, удача, зачастую, находит человека не там, где он сотворил добро. Она может проявиться в самых причудливых и неожиданных формах. Главное, что удача – это результат проявленной доброты, накопленного благочестия. Люди обычно воспринимают удачу, как разновидность халявы, как что-то само по себе свалившееся на голову. В мире ничего случайного не бывает. На шару ничего не падает. Сначала авансируй в людей любовь, доброту, уважительность, заботливость, то есть накопи средства на счету благочестия, и, лишь потом, можешь рассчитывать на удачу.

Один благочестивый человек мечтал выиграть в лотерею. Каждый день он приходил в храм, вставал на колени и просил Бога: — Господи, помоги мне выиграть в лотерею! Прошел месяц, второй… Однажды человек, как обычно, пришел в храм, встал на колени и стал молиться: — Господи, ну дай же мне выиграть в лотерею! Ведь другие выигрывают. Священнослужитель не выдержал, встал на колени и тоже обратился к Богу: Господи, помоги ему, он такой благочестивый человек! Вдруг над его головой раздался голос Всевышнего: — Да, я только за, но пусть он, наконец, купит лотерейный билет.

Когда запас добрых дел на текущем счету заканчивается, жизнь не идет к человеку навстречу, для него наступает черная полоса, которая длится, пока он не пополнит счет благочестия. Бывает, человек, находящийся под властью энергии невежества, имеет большие запасы благочестия, которые он накопил ранее, может быть, в прошлой жизни. Надо, кстати, отметить, что остаток на счете благочестия переходит в следующую жизнь. Человек, умирая, не может забрать с собой в будущую жизнь деньги, материальные блага. Пришел голый и уходит голый. Но остаток на счету благочестия – переходящий из жизни в жизнь. Человек, например, получает удачное рождение в хорошей семье, в благополучной стране.

Поэтому запас благочестия могут иметь совершенно разные люди. В прошлой жизни он был, как мать Тереза, а сейчас – грабитель банков, жадный олигарх, коррупционер. Ограбил банк, и всё сошло с рук. Ограбил еще несколько раз, и всё в ажуре. И у человека складывается иллюзия о своей безнаказанности, неимоверном везении, что он заговоренный. Наконец, запас благочестия кончился и попался.

Преступники, бывает, живут в алгоритме «украл – выпил – в тюрьму». Стадия «выпил» может продолжаться довольно долго. Она зависит от запасов благочестия. А, бывает, и такой режим – «украл – в тюрьму». Запасов благочестия нет, поэтому сразу в тюрьму. Словом, если благочестия на счету не осталось, жизнь заставляет человека задуматься, как правильно жить, как выйти из кризиса. Дальше подличать, распутничать, совершать преступления или встать на путь добра. Встав на путь добра, человек вновь может рассчитывать на успех. Встав на путь зла при нулевом счете благочестия, он загоняет себя в «красное» сальдо, и жизнь его превращается в одно сплошное страдание.

Человек должен задавать себе вопросы: — Я хочу иметь дом, шикарную машину, яхту. А имею ли я на это право? Оправдано и справедливо ли мое желание стать миллионером? Хочешь иметь много денег, позаботься о силе благочестия. Если оно не пришло из прошлых жизней «по наследству», так делай всё возможное в этой жизни. Добро никогда не уходит в пустоту. Твори добро и тогда твоя мечта стать миллионером может стать явью.

Как определить своё благочестие, перешедшее из прошлых жизней? Если, к примеру, человек родился в бедной семье или в семье, где скандалы, пьянство и драки – обычное дело, значит, у него проблемы с запасами благочестия. Поэтому нужно сконцентрироваться на добре, совершать только благочестивые поступки, то есть зарабатывать себе банк благочестия здесь и сейчас.

За счет каких добрых дел пополняется счет благочестия? Прежде всего, за счет помощи другим людям и живым существам. Сострадательный человек не просто горестно вздыхает около страдальца, а старается ему оказать реальную, разумную помощь. Помогая другим, мы становимся благочестивыми и, тем самым, привлекаем успех и удачу в собственную жизнь.

Весомые поступления на текущий счет благочестия идут за счет распространения истинных знаний, правдивой информации. Человек, распространяющий какую-то информацию, какое-то знание, становится близким миллионам людей. Он может изменить их жизнь, если люди поверят ему. Поэтому ответственность за распространение информации – огромная. Журнашлюшки, грантоеды думают, что, распространяя ложную информацию, они никак не пострадают. Глубоко заблуждаются. Каждая придуманная ими ложь, клевета резко уменьшает их счет благочестия. В следующей жизни такие люди рождаются слепыми.

Благочестие увеличивается за счет помощи родителям, учителям и вообще старшим людям. Существенные поступления на счет благочестия идут за счет благотворительности, гостеприимства, чистоплотности, словом, за счет четкого следования Божьим заповедям.

Благочестивый человек каждый свой поступок соизмеряет с Богом. Он живет так, как будто Бог ежесекундно наблюдает за ним. Прежде чем что-то сделать, он автоматически думает, как поступил бы в данной ситуации Бог. Поэтому благочестивый человек – это порядочный человек. Что такое порядочность? Это – способность следовать моральным нормам Божественных заповедей, требованиям законов Мироздания; неспособность на низкие поступки, на неэтичность к соперникам в трудной для них ситуации. Порядочный человек – это тот, кто научился на Земле быть Богом.

Иными словами, благочестивый человек ходит пред Богом. Каждое свое слово, каждый поступок или отсутствие поступка он соизмеряет с Богом, т.е. всегда думает: а как на это посмотрит Бог? При таком подходе у человека появляется устойчивый навык благочестивой жизни.

Практическое благочестие

Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.

Основа благочестия — чёткое, непорочное следование предписаниям Библии (прежде всего в Новом Завете) о характере христианина.

Опорные наставления по благочестивому ведению себя через жизнь можно извлечь из Нагорной проповеди Иисуса Христа и посланий апостолов различным Церквям и отдельным христианам.

Характер

В характере христианина должны преобладать:

  • Искренняя любовь к Богу, к себе и к своему ближнему, а также ко всему Его творению. Милосердность.
  • Нищета духа (почитание себя за малость и возвеличивание Бога, всецелое упование и полагание только на Него Одного,а не на себя, других людей или что иное)
  • Сожаление и сокрушение о своих проступках, слабостях, падении нравов, как следствиях отдаления нас от Бога и Его замысла о нас.
  • Кротость (понимать,как самообладание, твердость духа, сдержанность, в сочетании с незлобием, мягкостью нрава, легкой отходчивостью).
  • Правдолюбие (честность и искренность), рассудительность (умение различать добрые дела, слова и помыслы от злых)
  • Милостивость (благосклонность, благодетельность; стремление одарить больше, чем было бы справедливо) . Чуткость, сострадательность, альтруистичность.
  • Умение примиряться с другими (прощать и просить других прощения, каяться). Участие в примирении других.
  • Хранение чистой совести (исполнение заповедей, постановлений и данных обетов) и стремление к её — совести- совершенствованию.
  • Стойкость в правде и терпение в перенесении испытаний и гонений («Мужество в скорбном посещении»). Непреклонность перед всякой ложью.
  • Смелое и открытое исповедание веры в Триединого Бога и несение Света веры в Него другим.
  • Слушание Слова Божьего и стремление жить лишь исполнением Его Воли.

Внешний вид

В христианстве внешний вид (одежда, причёска, украшения) может рассматриваться как выражение внутренних качеств христианина — характера, системы ценностей. Не устанавливая конкретных строгих требований к внешности, христианство обращает внимание на принципы, соответственно которым христиане призваны заботится о своём внешнем виде. К этим принципам относятся:

  • скромность;
  • смирение, кротость;
  • соблюдения норм приличия общества (культурных норм);
  • избежание соблазнов.

В согласии с этими принципами, во внешнем виде христианина желательны:

  • Скромность в одежде (не богатая одежда и не ультрамодная),
  • Отсутствие элементов, подчеркивающих высокий социальный статус или материальное богатство,
  • Одежда не должна быть вызывающей похотливые мысли и плотские желания у противоположного пола.

Между либеральными и консервативными христианами существуют определённые разногласия относительно некоторых вопросов, касающихся внешнего вида. По мнению христиан, придерживающихся консервативных взглядов в вопросах одежды, все части тела (кроме головы, рук, ступней) должны быть покрыты одеждой (чем меньше одежды, тем менее скромный вид). Поэтому для них неприемлемы мини-юбки, шорты, некоторые из них считают, что для женщин неприемлемо носить джинсы, брюки.

Достижение благочестия

По мнению христиан, собственными силами, полностью благочестивым, человек стать не может (из природной склонности человека ко греху). Однако, христианин призван прилагать максимум стараний для достижения благочестия.

Благочестивым человек может стать только с помощью Бога, искренне желая этого и прося Его об этом в молитве.

… конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения…

— 2Пет. 2:9

Проблемы, возникающие у благочестивых

Отношение других людей

В Новом Завете, открывается, что люди, желающие исполнить Волю Бога, будучи благочестивыми, обязательно встретят противников в лице неверующих людей, или людей, отрекшихся от силы благочестия.

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

На практике известно, что люди, живущие очень правильно и разумно, своими праведными делами «мешают жить», тем, кто живёт более свободно и не имеет такого стремления.

Склонность человека ко греху

Согласно христианским представлениям, человек (даже христианин) по своей природе грешен (следствие первородного греха), и в его жизни постоянно проявляются различные дурные качества. Благочестивый человек стремится избавиться от них, изживая их из своего характера и прося Бога об этом в молитве. К таким качествам, например, относятся:

  • сквернословие, злоречие, пустословие

Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает своё сердце, у того пустое благочестие.

— Иак. 1:26 > Люди, названные в Библии благочестивыми

  • Симеон (Лк. 2:25)
  • Корнилий (Деян. 10:2)
  • Анания (Деян. 22:12 — с оговоркой «благочестивый по закону»)

> См. также

  • Пиетизм

О благочестивой семье

Поделиться

Как-то, мой старший сын подошел ко мне с просьбой помочь ему составить доклад на тему «Благочестивая семья». Уже само название темы меня приятно удивило.

«Надо же…» — подумал я, «какие нынче вопросы стали включать в школьную программу!»

— А как ты сам представляешь, что по твоему означает благочестие?— спросил я сына.

Он задумался..

— Ну…мне кажется, это понятие очень церковное, христианское. Думаю, этим качеством были наделены люди, которые своей жизнью угодили Богу.

Я согласился с ним. Действительно, при произнесении этого слова, возникает устойчивое ощущение того, что это неразрывно связано с желанием неотступно следовать Воле Божией. Почему то сразу представляется нечто древнее, фундаментальное. Вспоминаются мои казачьи предки, которые жили задолго до революционных потрясений. Уклад их жизни, размеренной, обстоятельной, как раз и являет для меня образ благочестия. По воспоминаниям одной из моих бабушек, Любови — донской казачки, дед её был войсковым атаманом. Бабушка много рассказывала о быте своей семьи в казачьей станице под Царицыном, а ныне Волгоградом. Они были старообрядцами, строго соблюдали посты, много молились и трудились не покладая рук.

Бабушка часто рассказывала мне о том, что её отец, уважаемый и авторитетный казак Пимен, так работал в поле, что на его спине лопалась от пота рубаха.

В конце недели и в праздники, вся его большая семья (а их было 9 человек) нарядно одевалась и чинно следовала в церковь на богослужение. У каждого было своё место в храме. Мужчины стояли с одной стороны — женщины с другой. После богослужения, семья собиралась дома за большим праздничным столом, где после молитвы отец, благословляя трапезу, как глава семьи, первым приступал к ней, остальные же следовали за ним по старшинству. Прадед мой хоть был и сурового нрава, по словам бабушки, но за строгим видом скрывалась любовь и сердечная забота о близких. А еще мой прадед очень любил петь. Песен тогда знали очень много и дружно пели их всей семьёй. Некоторые из них мне даже посчастливилось услышать в детстве лично от бабушки. Пела она их с характерным казачьим колоритом, протяжно и глубоко, бывало сердце так и защемит. Перед глазами в этот момент проносились картины жизни. То, как раскулачивали их семью, как разоряли дом и ссылали родителей. Как они с братом, будучи совсем детьми , рано повзрослели, испытывая на себе все тяготы лишений.

Ещё я вспоминаю, что бабушка как-то особенно, подолгу молилась Иисусовой молитвой, часто повторяя её. Она рано осталась вдовой с четырьмя детьми на руках, но замуж более так и не вышла. Меня всегда восхищало то, что ей удалось в тяжелые, послевоенные годы самой поднять их. Сохранив твёрдую веру в промысел Божий, бабушка говорила, что никогда не унывала и не жаловалась на судьбу.

Воспоминания нахлынули на меня и я не заметил, как разговор с сыном затянулся до позднего вечера. Он продолжал расспрашивать меня о наших предках и всё удивлялся тому, что это не какие-нибудь вымышленные исторические герои, а наши настоящие деды и прадеды, которые были одними из многих таких же как и они людей, старающихся жить благочестиво и по воле Божией.

На следующий день, сын вернулся из школы сияющим, спеша порадовать нас, родителей, своими успехами. Доклад его всем очень понравился, а одноклассники стали после урока подходить к нему с расспросами, на которые он с удовольствием отвечал.

Мне вдруг вспомнилась моя школьная юность и то, что подобные темы для докладов были тогда совершенно невозможны! И ещё я подумал, что может когда- нибудь, и мои дети также будут рассказывать уже своим детям о моём поколении, о том, какие у нас были добрые традиции. Правда это будет уже совсем другая история…

Статья на тему: Семейное благочестие.

СЕМЕЙНОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ

«В мире, где всё и вся идёт вразброд, брак — место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, оказываются единством, семьёй»

Сегодня пойдёт речь о семейном благочестие. Что такое благочестие?

Благоче́стие — христианская добродетель, неоднократно упоминаемая в Библии.

Благочестие — независтливость, целомудренность, кроткость, щедрость, общительность, не склонность к словопрению (к спорам и ругани).

В классическом греческом языке это слово употреблялось в значении «уважение, страх, преданность» по отношению к родителям.

Как воспитать правильное, тёплое отношение к родителям попробуем разобраться.

Отношение детей к родителям, как правило, создают сами родители, хотя и не всегда осознанно. Важнейший фактор здесь — семья, в которой живет и воспитывается ребенок.

Добродетели, которые необходимо воспитывать в себе и своих детях.

Трудолюбие. — Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий.

Искренность. — Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила.

Справедливость. — Не причинять никому вреда; не совершать несправедливостей и не опускать добрых дел, которые входят в число твоих обязанностей.

Умеренность. — Избегать крайностей; сдерживать, насколько ты считаешь это уместным, чувство обиды от несправедливостей.

Чистота. — Не допускать телесной нечистоты; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.

Спокойствие. — Не волноваться по пустякам и по поводу обычных или неизбежных случаев.

Воздержание. — Есть не до пресыщения, пить взрослым не до опьянения.

Молчание. — Говорить только то, что может принести пользу мне или другому; избегать пустых разговоров.

Порядок. — Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь свое время.

Решительность. — Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.

Бережливость. — Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, то есть ничего не расточать.

Целомудрие. — не допускай, чтобы похоти привела к отупению, или к слабости, либо лишила душевного покоя или бросила тень на доброе имя твое или чье-либо еще.

Все эти добродетели можно воспитывать, если в семье есть любовь детей к родителям. Любовь детей к родителям — это забота детей о родителях, когда делается все, что необходимо, и делается с радостью. Это необходимая физическая и материальная помощь, это моральная поддержка плюс все необходимые знаки внимания.

Родители — всегда значимые люди для детей, но любовь детей к родителям сама не рождается и не гарантирована, генами не передается. Рождаясь, дети любят своих родителей не больше, чем вы любите есть яблоки. Ваша любовь к яблокам проявляется в том, что вы их с удовольствием едите. Любовь детей к родителям проявляется в том, что они родителями с удовольствием пользуются.

Дети будут вас любить — но будет попозже, когда вы их этому научите.

Психологи выявили следующие отношения отцов и сыновей.

4 года: мой отец знает все! 6 лет: мой отец всего не знает. 8 лет: во времена моего отца все было по-другому. 14 лет: мой отец такой старый. 21 год: мой старик вообще ничего не понимает! 25 лет: мой отец кое в чем смыслит, но это обычное дело в его возрасте. 30 лет: думаю, стоит спросить совета у отца. 35 лет: мне ничего не стоило делать, не спросив совета у отца. 50 лет: что бы сделал мой отец? 60 лет: мой отец был таким мудрым человеком, а я это не ценил. Если бы он был сейчас рядом, я бы столькому у него научился. Посмотрите видеосюжет-притчу.

А отношение к матери должно быть, как ответ одного из пророков. Сообщается, что один человек спросил Пророка : «О, Посланник, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?». Пророк ответил: «Твоя мать». Человек спросил: «А кто потом?» Пророк сказал: «Твоя мать». Человек спросил: «Ну, а кто же потом?» Пророк тихо ответил: «Твоя мать».

Вот какие чувства мы должны воспитывать в детях.

Если ребенка не учить дружить, сотрудничать, а позже — любить, ребенок чаще всего вырастает обыкновенным эгоистом, не умеющим любить никого, кроме себя.

А иногда такого, который и даже и себя не любит.

Часть детей, взрослея (и иногда с помощью объяснений самих же родителей), понимают, что их отношение к родителям является примером (образцом) для их собственных детей, и если они хотят, чтобы их любили собственные дети, им нужно показать пример любви к своим родителям.

Умение любить — это определенная высота личности. Это высоту можно взять, но точно, что нельзя делать, это полагать, что умение любить свалится на наших детей само по себе, без нашей о том заботы.

Если вы день за днем будет кормить ребенка вкусной кашей, все, чему научится ваш ребенок — это кушать кашу.

Умение любить — это определенный уровень культуры и понимание, это желание подарить другому человеку лучшее, что есть у тебя, это настоящий интерес к другому человеку, а не только когда тебе от него что-то нужно.

Любовь — это радость от возможности позаботиться о любимом.

Будет ли у детей такой уровень культуры, начнут ли дети понимать, что такое любовь, и будут ли родители достаточно достойны и интересны для того, чтобы дети их любили — зависит от родителей. Все начинается — с родителей, с того времени и сил, которые они готовы выделить своим детям. С той квалификации, которую они, как родители, имеют; с того образа жизни, который они ведут — и с тех образцов отношений, которые они своей жизнью демонстрируют своим детям. Если для вас самих естественно о ком-то заботиться и любить, если для вас самих это доставляет искреннюю радость — вы уже этим подаете своим детям замечательный пример.

Шесть буханок хлеба

Один человек каждый день покупал шесть буханок хлеба. Его приятель поинтересовался, зачем он покупает шесть буханок. Ответил ему человек так:

– Одну сам съедаю, одну выбрасываю, двумя долг отдаю, а две в долг

даю.

Удивился его приятель и попросил растолковать, как же это так выходит.

– Экий ты несмышлёный! Одну сам съедаю, ту, что выбрасываю, – тёще даю, двумя долг плачу – родителям отдаю, а две остальные детям в долг даю.

Родители должны отдавать как можно больше времени своим детям, даже в ущерб своим занятиям и своей работе. А женщинам следует вести такую жизнь, чтобы они могли больше заниматься своими детьми, когда дети в этом нуждаются.

Ритуалы, сохраняющие отношения

Ритуал — это действия (набор действий), которые надо делать, потому что это надо просто делать — потому что это делают все, потому что это здесь принято. Принесение присяги — ритуал, рукопожатие — тоже ритуал, здороваться, то есть желать здоровья — так же всем привычный ритуал.

Тёплые отношения между родителями и детьми — радость, удобство и гарантия предотвращения конфликтов и недоразумений. Как сохранить их с младенчества на долгие годы? Можно ли сохранить надежный контакт родителей и детей даже в трудный подростковый период? Во многих семьях этому помогают привычные ритуалы, изо дня в день проходящие через всю жизнь: ритуал «Доброе утро» и «Спокойной ночи», ритуал «Милые пальчики», ритуал «15 минут перед сном».

Доброе утро!

Любопытно: не все понимают, что говорить друг другу с утра «Доброе утро!» — это не просто добрые чувства от души, это — ритуал. Ритуал состоит в том, что с утра все с теплой улыбкой говорят (не буркают, а тепло и с улыбкой говорят) друг другу «Доброе утро» и целуют (тут по разному — в плечико, в щечку, в губки). Это — формат, то есть обязательное требование взаимоотношений. Ты можешь быть не выспавшимся и в обиде, но сказать «Доброе утро!» ты обязан в любом случае. А когда ребенок подрастет в такой обстановке и к этому привыкнет, это станет для него абсолютно естественным. Это перестанет быть для него ритуалом и станет просто добрыми чувствами — от души!

Спокойной ночи (Аналагично)

Милые пальчики

Утро ребенка начинается с того, что кто-то нежно гладит его пальчики на ногах. Этот кто-то прокрался к нему под одеяло и не щекотно, а приятно поглаживает его пальчики. Большой пальчик, следующий, следующий… мизинчик — все пальчики получают свои поглаживания и поцелуи. «Доброе утро, милый!», «Доброе утро, родная!» — голос мамы (или папы) сопровождает этот мягкий утренний массажик.

Здесь важна осторожность — у каждого ребенка своя чувствительность, и для кого-то даже мягкие поглаживания могут ощущаться как острая щекотка. Однако, как показывает опыт, мягкие и заботливые руки родителей чувствуют, что сейчас приятно ребенку.

Всегда ли и всех ли детей можно к этому ритуалу приучить? К сожалению, то, что упущено, восполнить можно не всегда. Если родители приучили ребенку к этому ритуалу с детства, он привычен так же, как дышать и умыться. Приучать к этому ритуалу первоклассников уже труднее, подростков — скорее неуместно, у них сейчас не тот возраст. Смотрите свою ситуацию сами, думайте. Но если у вас дети еще маленькие, ритуал «Милые пальчики» должен войти в образ жизни семьи, стать полностью естественным и внутренне обязательным, таким же, как утреннее «Доброе утро!»

Слово перед едой

Чтение молитвы перед едой — традиция религиозная, а что может быть заменой этому в семьях со светским мировоззрением?

15 минут перед сном

Чудесная вещь — пятнадцать минут общения ребенка с папой или мамой перед сном, когда ребенок уже в постельке, а папа или мама сидят с ним рядом и о чем-то тихо разговаривают: расспрашивают, слушают. Тут не может быть разборок и нравоучений, на крайний случай (после ссоры) можно посидеть просто рядом, погладить ручку, и сказать: «Я тебя люблю. Спокойной ночи!» То, что говорится на ночь, остается в глубине души и на всю жизнь. Говорите друг другу теплые слова!

Часто неправильное воспитание ребенка в семье приводит к очень тяжелым последствиям, ребенок может замкнуться в себе, плохо учиться, не выполнять пожелания взрослых, мало того, у него могут появиться невротические отклонения, вплоть до заболевания неврозом.

Поэтому на родителей накладывается двойная ответственность за себя и за своих детей. Взрослые должны скорректировать свое собственное поведение, свои нравственные качества и отношения. Требовательность родителей к себе должна быть выше требований к ребенку — это основа родительского авторитета.

В трудные моменты своей жизни дети должны быть уверены в поддержке и понимании своих родителей. Родители должны быть для своих детей самыми близкими друзьями, понимающими всю сложность и противоречивость их внутреннего мира и на основании этого понимания строить свои отношения с детьми.

Для полноценного психического развития детей нужно понимание и эмоциональная поддержка взрослых, признание в семье и в среде сверстников. В общении с другими многим детям не хватает непосредственности, уверенности в себе, непринужденности в отношениях, бодрости и настроения — многое из перечисленного воспитывается в семье.

Если атмосфера в семье доброжелательная и чуткая, то ребенок, воспитанный на положительных примерах своих родителей в обстановке взаимной любви, заботы и помощи, вырастет таким же чутким и отзывчивым.

Родители, которые боятся перегрузки детей в школе, избавляют их от домашних обязанностей, совершают большую ошибку, т.к. в этом случае ребенок может стать эгоистом и пренебрегать трудом вообще.

Весьма полезно обсуждать с детьми семейные и общественные проблемы, прислушиваться к их мнению, уважать, поправлять и направлять их в нужное русло, формируя чувство ответственности, самоуважение личности, при необходимости признавать свои ошибки.

Слабая взаимная заинтересованность родителей и детей создает у обеих сторон негативное отношение друг к другу, дети вообще разочаровываются в общении и переносят свое отношение к родителям на весь мир взрослых людей.

Родители тоже, в свою очередь, испытывают горечь разочарование в своих детях, обиду и досаду, не верят в них, не уважают.

Взаимоотношения родителей и детей, специфика их общения между собой, во время которого эти взаимоотношения проявляются, влияют на формирование личности детей. У родителей, удовлетворяющих лишь потребности детей, и не имеющих с ними душевного контакта, как правило, возникают проблемы в воспитании и общении с детьми.

Если родителям удается справиться со своими личными проблемами, не вовлекая в них своих детей, при этом создавая для них теплую дружественную обстановку поддержки и любви, то у родителей и детей складываются очень хорошие взаимоотношения и понимание.

Спасибо за внимание.

При всей важности ограничений в материальной сфере жизни, основное внимание Коран всё же обращает на очищение сердца, т. е. внутреннего мира, верующего. Внутреннее же благочестие должно проявляться в добрых делах:

? Благочестие не в том, чтобы вам обращать лица свои к востоку или западу; но благочестивы те, которые веруют в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков; по любви к Нему дают из имущества своего ближним, сиротам, бедным, странникам, нищим, на выкуп рабов; которые совершают молитвы, дают очистительную милостыню; верно исполняют обязательства, которыми обязывают себя; терпеливы в бедствиях, при огорчениях и во время бед. Таковые люди праведны, таковые люди благочестивы. ( 2, 177/172)

Приведенный аят – самый пространный и подробный из всех, объясняющих основы и заповеди благочестия. Первые его слова направлены отнюдь не против внешних форм служения Богу, в том числе и не против предписания о «кибле» – направлении лица во время молитвы (как известно, мусульмане, молясь, поворачиваются лицом в сторону храма Каабы в Аравии; иудеи – в сторону Иерусалима; христиане обычно молятся, обратясь на восток). Дело совсем не в отрицании внешних форм проявления веры, а в том, чтобы не заменять внутреннюю жизнь ее внешней имитацией. Аят не запрещает проявлений внешнего благочестия, но утверждает, что внешние формы должны быть наполнены внутренним содержанием.

«…Благочестивы те, которые веруют…» Основа истинного благочестия – вера, а она присуща внутреннему миру человека; ср. в послании Павла:

…Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть и ищущим Его воздает. (Евр. 11, 6)

Здесь сформулированы две необходимые составляющие религиозной веры: вера в самого Бога и вера в Его участие в человеческой жизни.

Далее аят перечисляет признаки истинной веры, отсутствие хотя бы одного из которых делает веру неистинной или недостаточной, ущербной:

? …Веруют в Аллаха, в Последний день, в ангелов, в Писание, в пророков… ( 2, 177/172)

Вера в Бога – краеугольный камень всякого благочестия, и здесь она упомянута в первую очередь. Затем следует вера «в Последний день», которая в Коране неотделима от убежденности в справедливом Божественном воздаянии каждой душе за добро и зло. Без такой веры благочестие оказывается как бы «не подкрепленным» уверенностью в конечном воздаянии, что может многих поколебать в решимости творить добро.

Затем сказано о вере «в ангелов». Будучи посланниками и вестниками Творца, ангелы осуществляют связь между видимым и невидимым миром; поэтому вера в их существование есть необходимый элемент уверенности в существовании незримых, горних, уровней бытия, уверенности, которая возвышает человека, не давая ему целиком погрязнуть в заботах о материальной жизни.

Упомянута и вера «в Писание». Не сказано – «только в Коран » (который как раз в момент произнесения этих слов Писанием еще не был), но – «в Писание» вообще, а под последним Коран во многих местах подразумевает все священные книги, дарованные Богом человечеству. Итак, истинно благочестивый человек признает Божественный авторитет Торы, Псалтири, всех пророческих книг Библии и Евангелия, т. е. наряду с Кораном почитает и авторитет Священных Писаний Ветхого и Нового Заветов.

Из данного положения вытекает и необходимость веры «в пророков», а не только в пророческую миссию самого Мухаммада. Вести, ниспосланные через пророков в течение всей истории человечества, призваны составить предмет благоговейных размышлений для верующего, который должен стремиться к исполнению заповеданного Всевышним через всех этих пророков.

Затем аят указывает на внутреннее состояние духа, характеризующее благочестивого человека, и на его внешние дела. Внутреннее состояние верующего таково, что он всегда готов действовать «по любви к Нему». Все помыслы, слова и поступки верующего определяются царящей в его сердце любовью к Богу – иначе даже добрые деяния утрачивают свою пользу для души того, кто их совершает. Так и в Торе, сразу после провозглашения единства Божьего, говорится:

…И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими. (Втор. 6, 5)

– ср. со словами из послания апостола Павла:

…Если я раздам всё имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. (I Кор. 13, 3)

Далее в обсуждаемом аяте следует перечисление дел истинного благочестия, вдохновляемых любовью к Богу:

? …Дают из имущества своего ближним, сиротам, бедным, странникам, нищим, на выкуп рабов… ( 2, 177/172)

Первый признак любви к Богу – помощь нуждающимся, стремление делиться имуществом, т. е. возобладание альтруизма над эгоизмом; ср. новозаветное:

Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец…

И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего. (I Иоан. 4, 20–21)

Порядок перечисления тех разрядов людей, которым благочестивый должен оказывать материальную помощь, обладает особым смыслом. Вначале упомянуты те, кому следует помогать в первую очередь. Это «ближние», т.е. находящиеся ближе всего к данному человеку, состоящие с ним в наиболее близких – родственных, дружеских, соседских – отношениях. Им надлежит оказывать помощь прежде, чем всем другим; см. новозаветное:

Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. (I Тим. 5, 8)

Затем следуют сироты как наиболее слабые и беспомощные члены общества (имеются в виду малолетние, оставшиеся без покровительства). Сироты нередко упоминаются в Торе на первом месте среди других обездоленных: так, о Господе говорится, что Он

…Дает суд сироте и вдове, и любит пришельца, и дает ему хлеб и одежду. (Втор. 10, 18)

После сирот в аяте упомянуты «бедные», живущие в том же месте, что и благочестивый верующий; ибо следует сперва накормить и обеспечить местных нуждающихся, а потом уже оказывать помощь пришельцам. Надо заметить, что призыв Корана «давать из имущества своего» относится не только к материальной, но также и к духовной помощи и эмоциональной поддержке, поскольку верующий имеет не только вещественный достаток, но и обладает внутренними способностями утешать и ободрять нуждающихся; ср. у пророка Исаии:

…Раздели с голодным хлеб твой…

…И отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца; тогда свет твой взойдет во тьме… (Ис. 58, 7–10)

Из приведенных слов Исаии следует, что полным «просветлением» жизни является сочетание физической помощи с духовной.

Далее предписана забота о «странниках». Они упомянуты ранее «нищих», потому что нищие привыкли просить на хлеб и часто делают это профессионально; странник же, оказавшийся в бедственном положении на чужбине, может стесняться собирать милостыню, и в связи с этим к нему нужен особо бережный подход.

Наконец, благочестивый обязан жертвовать «на выкуп рабов», что в Средневековье было очень важно, поскольку людей в рабство захватывали массами, особенно во время многочисленных войн. Поскольку средства, собранные для выкупа рабов, обычно отправляли в отдаленные местности, где находились пленные или другие проданные в рабство, то эта обязанность упомянута последней, в соответствии с принципом: сначала помоги ближнему, потом – дальнему. В наше время, очевидно, эта заповедь должна пониматься сообразно обстоятельствам: следует всячески стремиться к соблюдению прав и достоинства человека, принимать участие в «выкупе» его из тех форм «рабства», которые характеризуют современную эпоху.

В том же аяте указан еще один признак благочестивых: они «совершают молитвы». Ежедневное общение с Создателем во время молитвы – источник внутренних сил верующего, его духовного роста, преуспеяния в благочестии. Без этого вера не может быть живой.

Затем, благочестивые «дают очистительную милостыню» – сверх жертвуемого на нуждающихся. Духовно чуткий человек понимает, что в его заработке, особенно в коммерческой прибыли, может содержаться нечестно присвоенное, притом не обязательно по злому умыслу с его стороны. «Очистительная милостыня» служит как бы извинением за отсутствие в заработке или прибыли полной чистоты, требуемой святостью веры. Эта милостыня именуется арабским словом «закя?т» – «очищение» (поскольку приносит прощение за неправедно присвоенное), в отличие от милостыни «са?дака» («справедливость», «праведность»), которая раздается добровольно и о которой в аяте шла речь ранее. Если «садака» не имеет установленной нормы, то «закят» начисляется в виде определенного процента с дохода.

Благочестивые также «верно исполняют обязательства, которыми обязывают себя». Положение о необходимости абсолютной честности перед Богом и людьми содержится и в Торе:

…Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить всё, что вышло из уст его. (Числ. 30, 3)

Это касается клятвы посвятить что-либо Господу или исполнить пред Ним какое-либо дело; что же касается обязанности исполнять обещанное другим людям, то сказано:

Не клянитесь именем Моим во лжи… (Лев. 19, 12)

Исполнение обещанного – один из главных признаков человека достойного, на которого можно положиться, а именно таким должен быть верующий в глазах всех окружающих, дабы он мог своим примером приводить их к вере и укреплять в ней.

Наконец, еще один признак благочестивых – то, что они «терпеливы в бедствиях, при огорчениях и во время бед». В этой части аята описано как ситуативное («при огорчениях»), так и долговременное («в бедствиях») поведение праведника, которым подтверждается на деле его упование на Всевышнего; ср. ветхозаветное:

Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа.

…Подставляет ланиту свою биющему его, пресыщается поношением,

Ибо не навек оставляет Господь. (Плач. 3, 26–31)

О том же говорится в Новом Завете:

В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков… (Иак. 5, 10)

Предписание о терпеливости заключает весь список признаков благочестия, поскольку терпение необходимо для исполнения всего, упомянутого в данном аяте. Истинная терпеливость характеризует совершенного праведника; ср. с библейским:

…Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка. (Иак. 1, 4)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *