Библия и динозавры

Содержание

Динозавры и библия, что говорит библия о динозаврах

Многие люди которые верят , что планете Земля уже около 4,6 миллиардов лет, склонны соглашаться с тем, что в Библии не упоминают о динозаврах , поскольку в учёном мире считается , что такие животные , как динозавры закончили своё существование ещё за десятки миллионов лет до того, как на Земле появились первые люди, а авторы Библии просто не могли их видеть.

Хотя некоторые Учёные считают , что нашей планете Земля на много меньше лет и динозавров упоминают в Библии , хотя и не используют термин «динозавр» . В Библии используется слово «танниун» , что в переводе с древнееврейского на русский язык переводится, как «дракон» , «змей» или «морское чудовище». Видимо «танниуны» были очень похожи на рептилий гигантских размеров. Этих созданий в Ветхом Завете упоминают около 30 раз , и встречи с ними происходили как на суше, так и в воде.

Наряду с рептилиями гигантами в Библии так же описывают животных, которые по мнению некоторых палеонтологов были очень похожи на динозавров. Самым сильным из Божьих созданий описывается Бегемот . У этого гиганта был хвост могучий, как кедровое дерево (Иов 40:10-13). Считают что это описывается гиппопотам или слон , но их оппоненты подмечают, что гиппопотам и слон имеют довольно маленькие хвосты , их невозможно сравнивать с кедровым деревом. А вот такие гигантские динозавры, как диплодок или брахиозавр имели именно такие огромные хвосты , которые отлично подходят под такие описания.

Изображения гигантских созданий, которые очень похожи на рептилий исследователи встречают почти в каждой древней цивилизации. Артефакты , петроглифы (писаницы или наскальные изображения) и даже фигурки из глины , которые находят в северной америке, очень сильно походят на изображения динозавров. Рисунки найденные на скалах в Южной америке изображают людей оседлавших животных , которые имеют очень большое сходство с диплодоками, а изображения с птеродактилями, тираннозаврами и трицератопсами поражают ещё больше! Сосуды Майа , Римская мозаика и стены древнего Вавилона говорят об интересе людей разных местностей и культур к этим легендарным существам. Так же существуют и физические доказательства сосуществования динозавров и людей такие , как окаменелые отпечатки следов человека и динозавра , которые находят в различных местах Центральной Азии и Северной Америки.

что говорит библия о динозаврах

Итак , упоминает ли динозавров Библия на прямую или нет? На этот вопрос точного ответа нет , все будет зависеть от того , как и кто будет толковать саму Библию. Существует даже вполне научная теория, которая говорит о том, что динозавры были уничтожены самим человеком.

  • Shares

Как христиане, так и неверующие люди хотят знать, насколько четко мы можем дать ответ относительно эволюционистской интерпретации так называемой эпохи динозавров с точки зрения Библии и науки.

Возможно, кто-то возразит: «В Писании про динозавров ничего нет!» Слово «динозавр», придуманное сэром Ричардом Оуэном, появилось только в 1841 году. Понятно, что оно не может встречаться в библейских переводах, появившихся ранее (так, ставший традиционным английский текст появился в XVI и XVII веках, когда были напечатаны Женевская Библия и Библии короля Иакова). Тем не менее, Библия сообщает нам немало важной информации о динозаврах.

Первые подобные динозаврам существа были созданы во время недели сотворения около 6 тыс. лет назад.

Наземные ящеры (собственно динозавры) появились в шестой день недели творения, тогда же, когда человек. Если существовали водяные ящеры, то они были созданы днем раньше, вместе со всеми водоплавающими (плезиозавр) и крылатыми (птерозавр) рептилиями.

До грехопадения в мире не было ни страданий, ни смерти; динозавры изначально жили бок о бок с человеком и другими сотворенными животными.

Из-за греха Адама все творение (включая динозавров) предано проклятию и попало в «рабство тлению» (Римлянам 8:21).

Все легочные позвоночные наземные животные (и динозавры в том числе), не попавшие в Ноев Ковчег, утонули во время Всемирного Потопа около 4500 лет назад. Однако это не значит, что все динозавры вымерли, потому что по паре каждого рода вошло в Ковчег.

С места, где Ковчег сел на грунт («горы Араратские», Бытие 8:4, нынешний Средний Восток), легочные наземные животные (включая динозавров) распространились по Земле.

После Потопа страх и трепет перед человеком охватил всех животных без исключения, а человек получил разрешение есть мясо (Бытие 9:2–4).

Описание динозавров в Библии

Писание не раз косвенно говорит о животных, которые, возможно, были динозаврами, а в книге Иова содержится подробное описание динозавроподобного существа.

Бегемот

Библия говорит о существах, напоминающих динозавров. Библия использует такие названия, как «бегемот» и «танин». Слово «бегемот» означает гигантское царственное животное, а слово «танин» объединяет в себя драконоподобные и гигантские морские существа вроде китов, гигантских осьминогов и кальмаров, а также морские рептилии, подобные плезиозаврам, которые на сегодняшний день практически вымерли.

Одно из самых исчерпывающих описаний динозавроподобного существа описано в 40-й главе «Книги Иова»:

«Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это — верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют; он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах; тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его; вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром?» (Иов 40:10-19).Книга Иова — древняя книга, написанная после Всемирного Потопа, приблизительно за 2000 лет до рождения Иисуса Христа. Здесь Бог описывает царя наземных животных, подобного огромным динозаврам Диплодоку или Апатозавру. Это было величественное животное с большими и крепкими костями и мышцами и питающееся гигантскими растениями.
«Бегемоту» нечего было бояться. Он был огромным, и его длинный и мощный хвост был подобен кедровому дереву — одному из самых могучих деревьев древнего мира.
Так случилось, что со временем библейские «бегемоты» вымерли или были истреблены, и люди о них позабыли. И только около 150 лет назад музеи начали составлять их кости в огромные величественные экспонаты. Сегодня многие ошибочно считают, что «бегемот», упомянутый в библии — это не кто иной, как слон или гиппопотам (бегемот). Однако они не соответствуют описанию библейского «бегемота», поскольку ни хвост слона, ни хвост гиппопотама не напоминает по своему виду ствол кедра.

Левиафан

О Левиафане Библия упоминает в 40 и 41 главах книги Иова и описывает его как самого большого обитателя моря. Левиафана невозможно было поймать крючками, гарпунами или сетями. «Нет на земле подобного ему; он сотворен бесстрашным» (Иова 41:25).

Что же это за животное — Левиафан? Огромный размер, сильные челюсти, большие зубы, способность быстро передвигаться под водой, — всё это проливает свет на то, что это за животное. Вполне возможно, что это Кронозавр или что-то подобное кронозавру. Это было одно из самых грандиозных морских существ. Конечно, это был не совсем динозавр, но это было нечто напоминающее рептилию с огромными острыми зубами.

Самое невероятное заключается в том, что, скорее всего, таковые животные ещё существовали во времена царя Давида. Псалом 103:25-26 упоминает Левиафана, говоря: «Это — море великое и пространное: там пресмыкающиеся, которым нет числа, животные малые с большими; там плавают корабли, там этот левиафан, которого Ты сотворил играть в нём».

Скорее всего, речь идёт о Средиземном море. Интересно, что многие навигационные журналы содержат в себе рапорты и доклады о «морских змеях», по внешнему виду напоминающих древних плиозавров и мозазавров. Они выглядели как огромные ящерицы или крокодилы с плавниками или перепонками на лапах. Окаменелые останки подтверждают, что спинные кости были очень гибкими. Вполне возможно, что они могли плавать, совершая змеевидные телодвижения.

Подобное существо было замечено немецкой подводной лодкой во время Первой Мировой войны. Капитан Георг Вон Фостнер описывает случившееся следующим образом:

«30 июля 1915 года мы торпедировали Британский пароход «Иберин», направлявшийся с большим грузом в Северную Атлантику. Пароход начал быстро тонуть под прямым углом. Через 25 секунд после погружения под воду, раздался огромный взрыв. Несколькими минутами позже на поверхность с огромной силой выбросило и подбросило на 20-30 метров из воды обломки парохода, между которыми мы разглядели огромное морское животное (в судорогах и конвульсиях)». Я находился на смотровой башне вместе со своими офицерами, старшим инженером, навигатором и кормчим. Каждый из нас одновременно вскрикнул и указал рукой на морское чудовище. Никто из нас не знал, что это было такое. Животное затонуло через 10-15 секунд, так что у нас даже не было времени, чтобы его сфотографировать. Оно было приблизительно 20 метров в длину, имело форму крокодила и имело четыре конечности с перепончатыми лапами и длинный сужающийся на конце хвост.

Кент Ховинд, американский евангелист и младоземельный креационист – «Левиафан — огнедышащий дракон»

Как динозавры поместились в ковчег?

Учитывая многообразие существовавших видов динозавров и громадные размеры некоторых из них (например, сейсмозавр – Seismosaurus– был 40 метров длиной, судя по реконструкции на основе останков), возникает вопрос: как все они поместились в Ноевом ковчеге? Чтобы дать верный ответ, нужно принять во внимание несколько обстоятельств.

1. Существовало всего лишь около 55 сотворенных родов динозавров

Ною нужно было взять с собой не все виды животных («виды» – категория, печально известная своей неопределенностью), а только по одной паре от каждого сотворенного рода. Поэтому же принципу отбирались и динозавры. Таким образом, в Ноев ковчег вошли не около 668 видов динозавров, а лишь представители «родов» (Бытие 6:20), которых, по подсчетам, было всего лишь 55. Хотя люди при слове «динозавры» обычно представляют себе огромных представителей древних ящеров, большинство динозавров были относительно малы. Компсогнат (Compsognathus), например, был не больше курицы. А размер среднего динозавра не превышал размеров небольшой овцы.

2. Ковчег был огромных размеров

Согласно книге Бытия 6:14–16, ковчег представлял собой далеко не мелкое суденышко, каким его часто изображают. Он был достаточно большим, чтобы разместить столько животных, сколько было нужно, включая и динозавров.

3. В ковчег могли войти только молодые особи

Но даже несмотря на реальные огромные размеры Ковчега, самые крупные известные нам динозавры вряд ли протиснулись бы через вход в него. Однако это не значит, что крупных динозавров не было на судне вообще. Логичнее было бы взять в ковчег не «престарелую чету брахиозавров», а молодых особей того же рода, которым предстояло размножаться и заселять Землю после Потопа. Учтите, что Бог Сам выбирал пары каждого рода и приводил их к ковчегу (Бытие 6:20), так что Ною не нужно было «пригонять» динозавров (как, впрочем, других животных и птиц) на место.

Но разве у громадных динозавров «малыши» не были крупными?

На сегодняшний день обнаружено много динозавровых яиц, самое крупное из которых достигает примерно 50 см в длину. Таким образом, едва вылупившись из яйца, детеныши самых крупных динозавров были менее метра ростом. Специалисты, изучающие годичные кольца в костях динозавров, обнаружили, что у этих рептилий был «подростковый скачок роста».

Например, у внушительных размеров апатозавра (Apatosaurus) данный скачок начинался в возрасте приблизительно пяти лет, при весе всего в одну тонну (приблизительно столько, сколько весит бычок). Во время скачка роста животное набирало более пяти тонн в год, а к 12–13 годам при весе 25 тонн, кривая роста выравнивалась. Другие динозавры – как, например, 1700-килограммовый малазавр (Maiasaura) или весившие всего 20 кг синтарзус (Syntarsus) и пситакозавр (Psittacosaurus) – имели такую же сигмоидальную (S-образную) кривую роста.

Темпы роста динозавра, рассчитанные по годичным кольцам животных, указывают на то, что молодые особи крупных динозавров вполне могли разместиться в ковчеге. Бог знал, какие виды пойдут в рост сразу после того, как покинут ковчег, и выбирал их соответственно. Это объяснение также отвечает на возражения скептиков, связанные с размерами и питанием крупных динозавров во время их нахождения в ковчеге. Кратко говоря, когда динозавры находились на борту, они были небольшого размера. А скачок роста после выхода из ковчега позволил им быстро перерасти тех, кто мог на них охотиться. Подводя итог, можно сказать, что Ной без особых затруднений мог разместить в Ковчеге динозавров всех родов, потому что:

— средний размер большинства динозавров не превышал размеров овцы;

— даже крупные динозавры были невелики до наступления скачка роста;

— родов динозавров (по сравнению с количеством «видов») было сравнительно немного – около 55;

— ковчег был достаточно большим.

Так что же все-таки произошло с динозаврами?

Ученые-эволюционисты предлагают ряд объяснений того, что, по их мнению, произошло с динозаврами. Вот лишь частичный список гипотез:

— Давным-давно в нашу планету врезался большой астероид.

— Вымерла целая группа трудноперевериваемых растений, и животные, поедающие эти растения, погибли от хронического застоя в желудке, что, в свою очередь, привело к гибели поедающих их хищников.

— Динозавры пристрастились к растениям, содержащим наркотические вещества.

— Климат во всем мире стал слишком жарким, слишком холодным, слишком сухим или слишком влажным.

— Недалеко от Земли произошел взрыв суперновой, из-за чего Земля подверглась сильнейшему воздействию радиации.

— Млекопитающие поедали яйца динозавров.

Что касается доказательств этих предполагаемых событий, то с ними возникают серьезные проблемы. Взять, к примеру, теорию столкновения с крупным астероидом. Почему в результате этого события вымерли только динозавры, но не утки, белки, бобры и другие животные, сосуществовавшие с динозаврами, как было отмечено выше? Что уж говорить о ящерицах и крокодилах, которые предположительно являются их ближайшими родственниками? Даже некоторые эволюционисты оспаривают тот факт, что подобное столкновение могло привести к вымиранию динозавров. Ни одно из событий, предложенных эволюционистами, не может считаться веским доказательством (и именно поэтому существует столько мнений о том, что на самом деле произошло с динозаврами).

Креационисты предполагают, что большинство динозавров погибли и были погребены в результате всемирного Потопа, описанного в главах 6–8 книги Бытия (и это подтверждается множеством доказательств). По две особи каждого вида спаслись на Ковчеге и таким образом пережили Потоп. Однако из-за резкого сокращения количества представителей каждого рода все животные подвергались различным негативным воздействиям, в том числе и вследствие резкого изменения климата после Потопа (им пришлось пережить ледниковый период). Возможно, некоторые из видов обладали уникальными физиологическими особенностями, в силу которых они не смогли достаточно быстро адаптироваться к изменениям окружающей среды после Потопа. Например, эволюционисты предполагают, что динозавры были не теплокровными, и не холоднокровными животными, а имели некую совершенно иную кровеносную систему. Возможно, у них была и уникальная система метаболизма, отличающаяся от всех современных животных.

Возможно, это стало одной из причин их вымирания, наряду с другими причинами, по которым животные вымирают и сегодня (охота, болезни, климатические изменения, изменения среды обитания и т.д.).

Однако, по меньшей мере, несколько особей динозавров дожили до сравнительно недавних времен. Например, об этом свидетельствуют изображения динозавров на территории Великобритании 1400-х годов и резные рисунки стегозавра в Камбодже, возраст которых насчитывает столетия, а не тысячелетия. Конечно же, эти доказательства совершенно не воспринимаются людьми, верящими в «древний возраст Земли» и настаивающими на том, что последний динозавр умер около 65 миллионов лет назад, задолго до того, как на Земле появились первые люди.

Однако существуют и другие доказательства, буквально кричащие о том, что возраст ископаемых останков динозавров не может насчитывать миллионы лет. Так, в останках динозавров были обнаружены мягкие ткани, содержащие не только эластичные связки и следы белков, но и гибкие прозрачные разветвляющиеся кровяные сосуды, наполненные субстанцией, которую можно выдавить из них, как зубную пасту из тюбика. А внутри этих сосудов с легкостью обнаруживаются остатки красных кровяных телец с ядрами, характерными для рептилий.

Если сложить все эти факты воедино, динозавры вовсе не являются проблемой для христианского мировоззрения. Бог сотворил их наряду со всеми остальными животными примерно 6000 лет назад. Мы обнаруживаем их окаменевшие кости вместе с останками других животных, погибших в результате всемирного Потопа 4500 лет назад. Они жили и после Потопа, однако постепенно вымерли (как и многие другие виды).

Нет никакой «великой тайны», покрывающей существование и вымирание динозавров, если рассматривать эти события с точки зрения Божьего Слова. На самом деле Библия предлагает гораздо лучшее объяснение этих событий, чем эволюционное мировоззрение.

Что Библия говорит о динозаврах?


Рауль Эсперанте, доктор философии, ученый-исследователь, Геологический исследовательский институт, Лома Линда, Калифорния
Несколько лет тому назад, когда я читал лекции в адвентистском университете, ко мне подошел пастор и попросил: «Пожалуйста, не могли бы Вы поговорить с моей женой и убедить ее, что динозавры действительно существовали?» Эта просьба не была шуткой. Жена этого пастора была школьным учителем и отказывалась учить своих учеников, что динозавры когда-либо существовали. Я сразу же понял, что за ее отрицанием динозавров стояла борьба непонимания загадки, которая озадачивает одних и увлекает других: как нам вписать прошлое существование (и исчезновение) динозавров в библейский контекст?
К несчастью, это отрицание существования динозавров стало более широко распространено, чем мы хотели бы допустить, и это даже несмотря на наше современное научное общество, а также передовые исследования во всех областях, включая геологию и палеонтологию! Но эти специфические науки кажутся неуместными в наших школах и колледжах, а наша молодежь вряд ли подумает о них при выборе будущей профессии. Как христианин и палеонтолог я ежедневно должен встречаться с широко распространенным понятием биологической эволюции, основанным на миллионах лет. И я могу понять, что некоторые люди боятся быть впутанными в философию, противоречащую Священному Писанию.
Тем не менее, это возможно – изучать ископаемые, породы и эволюцию, не отрекаясь от своей веры. Если мы ценим красоту и тайны сотворения земли и последующую историю, то многое зависит от того, что и как преподают учителя и пасторы в наших школах и церквях. В этой статье я предлагаю путь для студентов, учителей, родителей и пасторов для продуктивного размышления о месте динозавров в пределах библейской парадигмы на путях, утверждающих веру.
Музейный динозавр
Если вы когда-либо посетили естественнонаучный исторический музей, вы, вероятно, видели грандиозные и массивные скелеты динозавра. В других местах вы можете увидеть воссозданный облик динозавров. В случае телевизионных «документальных» фильмов динозавры могут показаться живыми и реальными. При просмотре подобных воссозданий образа зрителю необходимо принимать во внимание некоторые особенности.
Первое, что мы должны принять, что на определенном этапе истории земли динозавры существовали, и в некоторых местах они были довольно многочисленными. Палеонтологи обнаружили подтверждение их существования в осадочных породах на каждом континенте, включая Антарктику. Найдены кости, яйца, гнезда и следы. Эти следы и дорожки очень распространены и не могут быть объективно связаны ни с каким другим творением, кроме того, которое мы сегодня называем динозаврами.
Второе, что нам необходимо понять, это что скелеты, выставленные в музее, обычно не настоящие кости, но точные копии. Подлинные кости слишком ценные и хрупкие, чтобы их представлять широкой публике. Поэтому они обычно хранятся в безопасном месте в пределах музея. Кроме того, скелеты, представленные в музее как полные, чаще всего собраны из копий костей от разных образцов, которые иногда были обнаружены на значительном расстоянии друг от друга. Это не означает, что скелеты были просто бездумно собраны вместе. Палеонтологи способны воссоздать архитектуру тела динозавров, даже если они не могли иметь все скелетные элементы этого конкретного экземпляра, и, таким образом, копии, которые мы видим в музее разумно надежные. Существуют некоторые почти полные образцы, такие как Tyrannosaurus rex, представленные в Чикагском музее под открытым небом. Воссозданные образы, которые вы видели по телевизору, тем не менее, — скорее умозрительные, особенно это касается окраски кожи, физиологии, поведения и так далее.
Исчезновение динозавров
В геологической колонне останки динозавров появляются в слоях породы, которые палеонтологи называют Триасовый, Юрский и Меловой. Эти слои осадочных пород нагромождены один на другой и имеют специфические характеристики, включая такие определенные виды, как моллюски, рептилии, рыбу, динозавров и микроскопические организмы (водоросли, например), которыми наполнены океаны. Некоторые палеонтологи верят, что динозавры, а также и другие группы животных и растений, внезапно исчезли в результате взрыва гигантского метеорита 65 миллионов лет тому назад. Другие по разным причинам сомневаются в этой модели.
Большинство ученых-креацианистов верят, что динозавры исчезли вместе с другими видами во время всемирного Потопа, описанного в книге Бытие. Этот сценарий мог бы включать и падение метеорита, закончившееся гигантским цунами, вулканической деятельностью, выбросом углекислого газа, сульфидов и других химических веществ, губительных для растений и животных. Следовательно, идея упавшего на землю метеорита не обязательно противоречит библейской модели Потопа.
Несмотря на несогласованность среди мнений ученых относительно того, что заставило динозавров исчезнуть, СМИ и псевдонаучная пресса решили, что теория влияния метеорита является единственным правильным объяснением. Но это далеко от действительности. Динозавры исчезли, но мы не знаем, когда и почему. Тем не менее, возможность их исчезновения во время всемирного Потопа, описанного в книге Бытие (связанного или не связанного с падением метеорита), может быть рассмотрена как правдоподобная научная гипотеза, и заслуживает рассмотрения.
Динозавры и люди
Многое было написано и было много споров относительно некоторых доказательств, которые предположительно показывали, что останки динозавров и людей находили вместе. Доказательствами считались следы человека рядом со следами динозавра, а также доисторические картины в пещерах и на гончарных изделиях, где человеческие фигуры располагаются рядом с необычными творениями, очень похожими на современный воссозданный образ этих гигантских рептилий. Однако строгий научный анализ показал, что эти доказательства были неправильно интерпретированы.
Давайте проанализируем, например, предполагаемые «человеческие» следы рядом со следами динозавров, обнаруженные в русле реки Палукси в Техасе. Несколько лет тому назад некоторые ученные восторженно провозглашали, что найдено твердое доказательство против теории эволюции и подтверждение всемирного Потопа. Заинтригованные этими утверждениями, некоторые ученые-эволюционалисты и креационисты подробно изучили найденные в породах следы. В этом конкретном месте русло и берег имеют множество отпечатков, созданных водной эрозией. Мы способны отличить настоящие следы динозавров от псевдоследов, оставленных в породах благодаря циркуляции воды. Обладая небольшим воображением, мы можем принять подобные отпечатки за следы любого животного.
Также проводились лабораторные исследования. Если отпечаток подлинный, мы должны ожидать уплотнение нижележащих слоев породы под весом животного. Для проверки отпечатки были разрезаны крест-накрест, но ожидаемой деформации обнаружено не было. Поэтому ученые сделали вывод, что форма была не реальным человеческим следом, а результатом эрозии, или каким-то природным явлением, или подделкой, сделанной человеком. Дальнейшие исследования показали, что некоторые «следы» и рисунки были умышленно помещены фанатичными защитниками идеи о совместном существовании человека и динозавра. Этот вид неудачного подлога, возможно, был произведен излишне рьяными сторонниками Творения и Потопа, желающими предоставить неопровержимое доказательство своих убеждений; либо это было сделано, чтоб манипулировать верующими в своих целях, или для того, чтоб заработать деньги.
Были также случаи, когда ученым, не признающим библейский отсчет земной истории, таким образом давалось преимущество над этими наивными фанатиками, подтасовывающими факты, это становилось причиной насмешек и отвержения среди академического мира. Подделывание окаменелостей и других «доказательств» вредит истинным исследованиям ученых -креацианистов. Поэтому именно эти ученые выучились быть наиболее осторожными и точными в своих утверждениях.
Динозавры и Библия
История Творения, описанная в первой главе книги Бытие, сообщает о Боге, который создал всех морских животных и птиц в пятый день и остальных животных в шестой.
И хотя рептилии упомянуты среди созданных животных, динозавры особо не упомянуты. Это не должно нас удивлять, так как во времена Моисея (автора книги Бытие) слова «динозавр» еще не существовало. Да он и не был обязан упоминать динозавров отдельно, так же, как он не упомянул и множество других групп животных и растений. Например, Бытие ничего не говорит нам о жуках, акулах, морских звездах, мхах, водорослях и об огромном количестве других групп организмов.
То, что динозавры не упомянуты в Библии по имени не доказывает, что Бог не создавал их. Также не является доказательством, что Бог их не создавал и то, как странно выглядят копии их скелетов в музее. В настоящее время существует множество других животных, не менее странных на вид, например, глубоководная рыба-удильщик, утконосы, кенгуру, — и они не привлекают к себе слишком уж большого внимания. Некоторые люди верят, что динозавры являются результатом греха Адама и Евы, но Библия не проливает ни малейшего света на этот вопрос. Также в Библии не говорится о том, какие животные изменились в результате греха, и какого типа изменения вероятно произошли.
Большинство ученых-креацианистов верят, что динозавры вымерли во время или короткое время спустя после всемирного Потопа. Кроме того, Библия не дает нам ключ для понимания судьбы этих животных. То, что динозавры вымерли во время всемирной катастрофы, именуемой нами Потопом – это гипотеза, которую мы должны серьезно рассматривать, но только в рамках научного исследования, по причине молчания Библии на эту тему. Доказывать истинность этой гипотезы должны геологические и палеонтологические данные, но не нужно заставлять говорить Библию то, о чем она вовсе не говорит.
И последнее, есть люди, считающие, что динозавры продолжали существовать еще некоторое время после Потопа, что они исчезли постепенно, потому что не смогли привыкнуть к новым условиям существования. Это также возможно: несколько динозавров было взято в ковчег, но после Потопа исчезли во время освоения новой среды обитания. Библия упоминает два странных творения – бегемота (Иов. 40:15-18) и левиафана (Иов. 41:1), которых некоторые интерпретируют, как выживших после Потопа динозавров. Тем не менее, большинство библейских исследователей не признают это объяснение, и слова «бегемот» и «левиафан» переводят как «гиппопотам» и «крокодил» соответственно, и, следовательно, считают, что в данных библейских отрывках ничего не говорится о динозаврах.
Динозавры и Елена Уайт
Термин «динозавр» впервые был использован британским зоологом Ричардом Оувеном в 1842 году, чтобы назвать группу ископаемых рептилий, недавно обнаруженных. Использование этого термина расширялось по мере того, как делались все новые открытия и обнаруживались находки в Европе и Северной Америке. Ко времени, когда Елена Уайт впервые написала о Творении, Потопе, науке и вере (в 1864 г.), термин «динозавр» уже был распространен в научных книгах и газетах. Тем не менее, Елена Уайт никогда не использовала этот термин, либо любое другое аналогичное слово, говорящее об этих вымерших рептилиях.
В кратком заявлении в 1864 году она писала: «Каждая разновидность животных, которых создал Господь, была сохранена в ковчеге. Смешанные виды, которые Бог не создавал, которые появились в результате скрещивания, были уничтожены во время потопа». Это стало излюбленным изречением тех адвентистов, которые верят, что это объясняет исчезновение организмов с промежуточными характеристиками, включая динозавров, чьи окаменелые останки сейчас находят. Многие усматривают в этих словах ссылку на то, что мы сегодня называем генной инженерией, указание, что в допотопные времена люди практиковали скрещивание, включая животных и людей, результатом чего явились странные биологические гибридные формы.
Тем не менее, эта интерпретация скорее создает проблемы, чем отвечает на вопросы. Во-первых, трудно определить, что Елена Уайт подразумевала под «скрещиванием». Тщательные исследования не проливают ясный свет, и мы вынуждены признать, что не знаем определенно, что именно хотела сказать пророчица в своем утверждении.
Вторая возникающая проблема – как определить в реальной летописи окаменелостей, какие организмы были «скрещенными видами». Если «скрещенные виды» — это гибриды, как мы можем распознать их в окаменелостях и современных животных и растениях? Как должны были бы мы определить, какие виды являются допотопными гибридами, если они действительно вообще существовали? Некоторые отвечают на это, что Господь изначально не хотел, чтоб эти гибриды существовали и поэтому не сохранил их во время Потопа. Но эта своеобразная аргументация является циклической ошибкой, поскольку критерии, которые мы используем для того, чтоб определить, что такое гибрид, те же самые, по которым мы определяем и те виды, которые вымерли. Другими словами гибриды – это те виды, которые вымерли, а вымерли те виды, которые являются гибридами.
После предыдущего утверждения, она идет дальше, говоря, что так как ко времени Потопа были «скрещенные» формы животных и человека, то можно было наблюдать бесконечное количество вариаций видов животных. Во-первых, это важно подчеркнуть, Елена Уайт не говорит о гибридных «скрещиваниях» между животным и человеком, как некоторые интерпретируют ее слова. Во-вторых, если «скрещенными» мы будем считать промежуточные формы, гибриды или странно-сконструированные творения, то не понятно, по каким критериям мы будем их признавать? Елена Уайт не дает нам никаких ключей в этом вопросе.
Далее в этом же тексте Елена Уайт говорит, что ей было показано, что до Потопа существовали очень большие и мощные животные. В другом тексте она сообщает, что существовал класс огромных животных, которые погибли в водах Потопа. Дело в том, что Бог знал, что силы людей ослабеют, и им теперь трудно будет управлять столь мощными животными.
Это утверждение, среди прочих, относительно допотопной жизни наводит на мысль, что пророчица упоминает существование большого количества животных, которые не были сохранены в ковчеге. Однако мы не уверены в значении этого утверждения, мы не знаем, что подразумевала Елена Уайт, говоря об «очень больших и мощных животных». Речь ведь может идти и о том, что в ковчег были взяты только молодые, не столь громоздкие животные. Но если говорить о динозаврах, то ее утверждения действительно не далеки от научного описания этих рептилий. С точки зрения биологии, динозавры способны кого-то смутить, не только из-за того, что некоторые из них были гигантами, но и их части тела (ноги, шея, хвост и так далее) в некоторых случаях увеличивают видимые размеры. Динозавры до сих пор считаются загадкой, и палеонтологи даже не могут прийти к согласию в вопросе, были ли динозавры тепло- или хладнокровными.
Правда заключается в том, что многие люди борются в поддержку идеи, которую, как им кажется, дает Елена Уайт, что динозавры не были созданы Богом, но были результатом скрещивания и погибли во время Потопа и, таким образом, были осуждены погибнуть во время всемирной катастрофы. Все могло бы быть и так, но при тщательном изучении ее трудов мы не находим однозначного ответа на этот вопрос. Мы вынуждены признать, что не знаем точно, что имела в виду пророчица, и должны ожидать времени, когда сможем достичь лучшего понимания ее утверждений.
Вывод
Священное Писание не упоминает о существовании динозавров – по крайней мере, как мы сейчас представляем их – ни до, ни после Потопа, описанного в кн. Бытие. Елена Уайт тоже ничего о них не говорит, и мы не можем с полной уверенностью объяснить ее утверждения относительно «больших животных». Ни Библия, ни Елена Уайт не объясняют, почему они не упоминают об этих рептилиях. Это очень важно, несмотря на то, что Библия, вероятно, ничего не говорит о динозаврах, это совсем не означает, что их никогда не было. То, что мы не можем объяснить, еще не означает, что и не существует. Просто это существа и явления, о которых Библия ничего не говорит, но которые дают нам новые просторы для научных исследований, исследуя ископаемые и другие данные.
Нам надо учить наших студентов и членов церкви, что динозавры существовали. У нас этому есть ясные подтверждения: у нас есть кости, зубы, яйца, следы и даже отпечатки их кожи. Кроме того, мы знаем, что в какой-то период земной истории динозавры исчезли. Они могли вымереть до, во время или после Потопа, описанного в кн. Бытие. Подобно другим существам, найденным в окаменелостях, и появление и исчезновение динозавров окутано тайной. Поэтому их исследование требует аккуратного и честного анализа, но заинтересованный и талантливый христианин способен был бы это сделать. Динозавры не являются вызовом нашей вере, и призная их существование, мы не идем на компромисс с совестью.

Еще нет и двухсот лет, как были найдены первые кости динозавров. Со временем сформировалась наука, изучающая останки древних ископаемых под названием палеонтология. К настоящему времени найдено десятки тысяч костей древних животных, что кажется, ставит под сомнение некоторые постулаты христианского вероучения о сотворении мира. Как же объясняет динозавров христианство?

Что говорит Библия о динозаврах

Само слово «динозавр» было придумано в XIX веке зоологом Ричардом Оуэном, когда начали находить первые останки этих животных, перевести его можно как «страшные ящеры». То есть Библия не знает такого слова. Однако в ней можно найти подтверждение существования таких животных.

Священное Писание упоминает невиданных животных, которые существовали в прошлом

  1. Бог в пятый день творения создает пресмыкающихся, птиц и рыб «по роду их». Род — это общее понятие, предполагающее включение в себя видов, одним из которых и могли быть ископаемые ящеры.
  2. Как известно, динозавры вымерли – сведения об этом мы находим в библейском рассказе о всемирном потопе, когда Ной также брал на ковчег животных «по роду их», проводя своеобразный отбор животных. Можно предположить, что Ной не захотел брать на борт тех животных, которые мы теперь называем динозаврами.
  3. Есть и прямые указания в Библии на неких невиданных животных, которые существовали в прошлом, например: «Как чудовище в морях кидаешься в реках твоих, и мутишь ногами твоими воды, и попираешь потоки их» (Иез. 32:2) или «из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон» (Ис. 14:29).

Также и история пророка Ионы, который попал в чрево огромной «рыбы», которая в русском переводе Библии трактуется как «кит» свидетельствует о динозаврах. Но это существо было гораздо больше современных китов и наверняка являлось реликтом, выжившим после потопа, так как это животное было морским ящером. Таким образом, Библия упоминает о динозаврах, но только использует иные термины и понятия.

Важно! Следует помнить о том, что Священное Писание это собрание книг не по зоологии, географии, физике, биологии или другим естественным наукам. Предназначение их в другом: это повествование о человеке и его взаимоотношениях с Богом.

Отношение Церкви к палеонтологии

Наука всегда оперирует фактами, эти факты можно опровергнуть другими фактами или же доказать их неопровержимость. С этой точки зрения ,палеонтология как строго научная дисциплина всегда вызывала вопросы не только у церковных деятелей, но и у ученых.

В данной отрасли научного знания есть всегда только фрагмент останков некоего животного или целый комплекс этих фрагментов. Но это ничего не дает для дальнейшего научного анализа, а только пищу для различных реконструкций специалистов в области зоологии и других наук.

Со стороны Церкви есть вполне обоснованные претензии к методам, которые применяются в палеонтологии.

  1. Определение возраста останков древних животных оставляет много вопросов. Современные ученые оперируют миллионами лет, основываясь на сомнительных методах датировки: к примеру, возраст лавы, застывшей в штате Вашингтон в 1986 году 28 лет, но согласно современным способам измерения ее возраст 2,8 млн. лет.
  2. Был случай нахождения в останках тиранозавра, возраст которого определялся в 70 млн лет костных клеток, мягких тканей и даже красных кровяных телец. Что в принципе невозможно, так как все эти компоненты разлагаются в ближайшие сотни лет максимум, но никак не в течение десятков миллионов лет.

    В Библии упоминается животное, похожее на кита, выбросившее Иону на берег Ниневии

Важный момент еще состоит и в том, что создатели палеонтологии Жорж Кювье, Жан Агассис не были сторонниками теории эволюции Дарвина. Сторонники креационизма, т. е. создания мира Богом и неизменяемости видов, указывают на то, что до сих пор палеонтологами не найден ни один промежуточный вид среди ископаемых останков животных. А то, что эволюционисты пытаются представить как развитие вида, является подлогом.

Мнение священнослужителей

Взгляды Церкви формируются верой и основываются на авторитете Святых Отцов и учителей Церкви. Они зафиксированы в письменных источниках, где есть их высказывания. Однако останки древних животных хоть и обнаружили еще в античности, но обсуждать эту проблему начали только в наше время. В писаниях Отцов мы не сможем найти ответ на этот вопрос.

Но по этому поводу есть высказывания некоторых современных священнослужителей, которые вполне авторитетны в данной теме и по благодати являются наследниками Отцов Церкви древности.

  1. Богослов епископ Василий (Родзянко) говорит о том, что Библия говорит языком того народа и времени, к которому она обращается, т. е. к древним евреям, но при этом Священное Писание говорит и с нами, а значит это язык символов.
  2. Современный проповедник, миссионер, апологет и богослов иеромонах Иов (Гумеров), признавая тот факт, что такие животные могли существовать на земле и это никак не противоречит Библии, в то же время отрицает все способы эволюционистов обосновать свою теорию о естественном отборе видов.

И одно из доказательств — кистеперая рыба, которая живет в Индийском океане и она никак не эволюционировала за миллионы лет, как это представляли сторонники эволюции.

Что Библия говорит о динозаврах? Православный взгляд иерея Алексия Шляпина> Что говорит Библия про динозавров и обезьян: отвечаем детям

Предисловие для родителей

После посещения естественнонаучных музеев, да и просто читая книги, смотря кино, общаясь друг с другом, воцерковленные дети младшего и среднего школьного возраста вполне могут задаваться вопросами: как стыкуется то, что они узнали, с истинами христианской веры? Если такие вопросы они задают родителям, то это очень хорошо: значит, у них с родителями есть контакт, значит, родителям они доверяют. Но отвечать на такие вопросы нелегко.

Во-первых, речь, как правило, идет о вещах недогматизированных, о которых в Церкви нет единства мнений. И тут уж родителям следует быть аккуратными, чтобы не выдать свое личное мнение за общецерковную позицию. Во-вторых, даже очень простой по своей формулировке детский вопрос может потребовать достаточно сложного ответа, может вызвать разговор о таких философских понятиях, до которых дети еще не доросли. Поэтому, отвечая, надо искать ту меру, которая доступна именно вашему ребенку. Слишком сложный, «загрузный» ответ может оказаться непонятным, но и слишком простой, слишком примитивный может вызвать чувство неудовлетворенности, подозрение, что взрослые что-то скрывают или что им на самом деле нечего сказать.

Но все же мы предлагаем несколько ответов на наиболее распространенные детские вопросы — не как «методичку», а как ориентир для родителей. Наши варианты ответов могут им пригодиться, но в любом случае искать конкретные слова придется самостоятельно, с учетом особенностей каждого ребенка.

  1. Верующие говорят, что мир был сотворен Богом 7500 лет назад. А откуда они это знают? Разве в Библии про это написано?

В Библии нет точного указания на возраст мира, но в ней содержатся сведения о жизни первых людей: кто сколько лет прожил, какие у кого были дети, сколько они прожили, кто и когда у них родился… и так от Адама и Евы до Рождества Христова. Во II-III веках по Р. Х. христианские богословы попробовали на основании этой информации подсчитать, когда же был сотворен мир: они смотрели, в каком возрасте кто из упомянутых в Библии людей становился отцом, складывали эти числа — и в итоге у них получилось, что Рождество Христово было спустя 5508 лет после сотворения мира. При этом у разных церковных ученых получались немножко разные результаты.

Адам и Ева. Греческая миниатюра

Вопрос в том, как относиться к этим подсчетам. Точнее, к той содержащейся в библейском тексте информации, на основе которой они сделаны. А тут среди образованных верующих людей есть разные мнения. Кто-то уверен, что все подсчитали правильно и миру действительно примерно 7500 лет, а кто-то думает, что в библейском тексте упомянуты не все этапы человеческой истории, а только самые важные, и поэтому у нас маловато данных, чтобы вычислить ее продолжительность. И это не говоря уже о том, что Библия нам ничего не говорит о том, как соотносилось течение времени в раю, до грехопадения, с течением времени уже потом. Может быть, то, что казалось Адаме и Еве одним днем, равно миллиону, а то и миллиарду лет, если мерить нашими мерками.

Но самое главное, что в христианском вероучении возраст мира — это вопрос второстепенный. Один христианин может думать, что миру семь с половиной тысяч лет, другой — что ему четырнадцать с половиной миллиардов. И такое различие взглядов вполне нормально. А самое главное — что Бог воплотился, стал человеком Иисусом Христом, оставаясь при этом и Богом. А зачем? Затем, чтобы, умерев и воскреснув, дать всем людям возможность спастись, если они, конечно, сами этого хотят. Вот насчет этого все христиане едины.

  1. Если кроме нашего мира есть и другие миры, то кто их сотворил? Наш Бог или какие-то другие боги?

Современная наука ничего не может сказать достоверно о том, существуют ли другие миры, другие вселенные кроме нашей. Предположения выдвигаются разные, но ни одно из них пока что не доказано. И уж если наука ничего не может нам определенного сказать о существовании иных миров, то тем более ничего об этом не говорит религия. Не говорит потому, что это попросту не ее тема. Религия же не говорит что-то по поводу математических теорем или особенностей дыхания червяков. Это вопросы, которыми занимается именно наука.

Религия вся построена на Откровении Божием, то есть на том, что Бог сообщил людям — и через Своих пророков, и Сам, воплотившись и став человеком, оставаясь при том Богом. И здесь вот что важно: Он сообщил людям только то, что им действительно следует знать для того, чтобы идти путем спасения. Все остальное — в том числе, как устроен созданным Им мир — Бог не сообщил. Не потому что это какая-то запретная тайна, а просто потому что если людям это интересно, то они и сами постепенно, развивая науку, это выяснят. В том числе и вопрос о существовании других миров.

Но если даже другие миры когда-нибудь действительно откроют и научно докажут, что они есть, то все равно мы скажем, что они сотворены Богом. Не какими-то другими богами, а нашим Богом, единственным, потому что других богов нет — на этом основана наша вера. Да и мир в этом случае тоже можно считать единым, просто разделенным на разные части, «отсеки» — примерно как разные квартиры в большом доме.

  1. Зачем Бог сотворил там много звезд и галактик, если мы одиноки во Вселенной? Какой в них смысл?

Действительно, Бог сотворил огромный мир, с множеством галактик, звезд, планет, туманностей, черных дыр… И у нас, обитателей маленькой (по сравнению, например, с Юпитером) планеты Земля, вращающейся вокруг маленькой (по сравнению с многими другими) звезды по имени Солнце, может возникнуть вопрос: а зачем нужно все остальное, все эти неисчислимые звезды и другие космические объекты? Зачем, если мы одиноки во Вселенной?

Можно ответить так: Бог сотворил такой огромный, яркий, многообразный мир для нас, людей, из любви к нам. Был в древности такой православный святой, Максим Исповедник (VII век), и есть у него слова, что Бог дал человеку сотворенный Им мир, чтобы человек, изучая его, восходил к познанию Бога — подобно тому, как маленький ребенок крутит-вертит игрушку, разбирает ее, собирает — и развивается. Вот и этот мир, эти миллиарды звезд и планет — они как развивающая игрушка для нас, для человечества.

А еще это попросту красиво! Кто видел звездное небо над головой, тот никогда не захочет лишиться этой красоты, не захочет, чтобы небо навсегда затянуло серыми облаками. Бог нас любит — и поэтому создал для нас эту красоту. Пускай по большей части она для нас пока недоступна, пускай пока мы только-только начали осваивать Солнечную Систему — но быть может, все еще впереди. Мы не знаем планов Бога, не знаем, сколько еще просуществует человечество, но вполне возможно, что когда-нибудь люди полетят к другим звездам, выйдут за пределы нашей Галактики.

Это знаете с чем можно сравнить? Вот живем мы в городской квартире, у нас вроде все нужное для жизни есть: электричество, вода, газ, интернет… но нас тянет и за пределы квартиры: на городские улицы, на спортивные площадки, в парки, в театры и музеи, за город, в лес или на речку, на море, в горы, в другие страны… у нас есть огромный мир под названием планета Земля, где столько всего интересного! Мы, конечно, могли бы и в квартире прожить, но хочется и всего остального. А если это остальное по каким-то причинам нам недоступно, это же не значит, что оно вообще не нужно! Если мы никогда не полетим в Бразилию и не увидим ягуаров и броненосцев, это же не значит, что без ягуаров можно обойтись? Без ягуаров жизнь была значительно скучнее.

Вот так же и все эти миллиарды пока недоступных нам звезд: они красивые, они делают нашу жизнь интереснее, и без них нам было бы как-то тускло. Но они есть, эти звезды и галактики, и это — подарок Бога нам. Причем подарок, как говорится, «на вырост».

  1. Всегда ли наука права?

Конечно же, нет! Наука вообще не может быть всегда права, потому что научное знание — это не что-то застывшее раз и навсегда, оно может меняться, уточняться. Ученые могут ошибаться в каких-то вопросах, а потом — признавать свои ошибки. Самый смешной пример: в средние века ученые считали, что у насекомых восемь ножек, потому что так написал в древности великий греческий ученый Аристотель, чей авторитет почти две тысячи лет был непререкаем. И никому просто в голову не приходило усомниться, поймать кузнечика или муху и посчитать, сколько там ножек. Или, уже позже, в XVIII веке, ученые — не какие-нибудь шарлатаны, а уважаемые, серьезные ученые! — считали, будто существует такое невидимое вещество, теплород, и оно-то и передает тепло. И тогда же, в XVIII веке, французские академики считали, что никакие камни с неба падать не могут — то есть отрицали, что иногда на Землю падают метеориты.

Но так научное познание устроено, что ученые постоянно подвергают сомнению то, что считается незыблемым, без конца проверяют вроде бы твердо установленные факты, ищут им другие объяснения, которые более точно описывают то, что мы наблюдаем. Поэтому если сейчас наука по какому-то вопросу не права — это не значит, что она и дальше будет не права. Ошибку исправят, неточную теорию заменят более точной, то, что раньше считали универсальным законом, признают всего лишь частным случаем чего-то более общего.

Но тут вот еще что важно: наука не может (да и не пытается) объяснить всего того, что есть в жизни. Существуют такие вещи, которыми наука попросту не занимается, не рассматривает их. Например, любовь между людьми, ощущение красоты, те чувства, которые вызывают у нас картины, музыка, стихи.

Точнее говоря, есть ученые, которые пытаются и это тоже исследовать, объяснить все человеческие чувства и мысли с помощью физики и химии. Но с помощью физики и химии можно объяснить только то, что происходит у нас в организме, когда мы что-то чувствуем. А сами чувства и мысли к физике и химии не сводятся. Это все равно что объяснить, как поэт пишет стихотворение: «вот он берет белую бумагу, берет карандаш, грифель царапает бумагу, от него отслаиваются мелкие частички графита, оставляют след на бумаге…» Но разве можно таким образом объяснить, почему поэт решил написать именно «Я помню чудное мгновенье», а не «Мороз и солнце, день чудесный» или «Белеет парус одинокий»?

И, конечно, наука не рассматривает веру в Бога, наука ничего не говорит об ангелах, о рае и аде, о чудесах. Если это, конечно, настоящая наука, а не какая-то подделка под нее. А такие подделки встречались и в прошлом, и сейчас бывают. Да к тому же есть люди, которые уверены, будто кроме того, что способна изучить наука, вообще ничего не существует. Ни любви, ни красоты, ни Бога. На самом деле такое мнение ни разу не научное. Это такое философское учение, называющееся сциентизм (от английского слова science — наука), но к настоящим наукам — физике, математике, биологии, химии и так далее — оно не имеет никакого отношения.

  1. Говорят, что настоящий ученый не может быть верующим, а настоящий верующий — ученым. Почему это?

Те, кто так говорит, неправильно понимают и что такое вера, и что такое наука. Они думают, что если ученый верит в Бога, то религия заставляет его отказаться от использования принятых в науке методов исследования. И еще они думают, что настоящий ученый считает существующим только то, что описывается наукой, а раз Бог ею не описывается, то Его и не существует.

Но это заблуждение. На самом деле наука и вера говорят о разных вещах, а все столкновения между ними — это недоразумения, когда или верующие не очень правильно понимают смысл своей веры, или ученые рассуждают о том, что к науке не относятся. Например, когда в XVI веке Католическая Церковь осудила учение Коперника о том, что Земля вращается вокруг Солнца, она была не права: что вокруг чего вращается, к христианскому вероучению отношения не имеет. Это об устройстве нашего мира, а не о Боге, не о душе, не об ангелах… Другой пример: в XIX веке некоторые ученые, основываясь на теории эволюции, утверждали, что человека создал не Бог, а он сам, независимо от Бога, произошел от древней обезьяны. Эти ученые были не правы, потому что наука может говорить лишь о происхождении человеческого вида — то есть о том, как благодаря эволюции человеческое тело стало таким, каково оно у нас. Но наука ничего не может говорить о душе, об образе Божием в человеке — все это не относится к ее предмету исследования.

Ну а если от общих рассуждений перейти к примерам, то можно привести множество случаев, когда ученые, в том числе великие ученые, были глубоко верующими людьми. Тот же Николай Коперник, выдвинувший теорию, что Земля вращается вокруг Солнца, был не просто верующим, а священником! А знаменитый английский математик и физик Исаак Ньютон был еще и богословом и писал богословские труды. Да и в наше время среди ученых очень много верующих людей, и их вера никак им не мешает в их научных исследованиях.

  1. Говорит ли наука о том, как на самом деле устроен мир?

Тут надо понимать, что такое вообще наука. Это не только какие-то конкретные знания, но и способы, с помощью которых ученые эти знания добывают. Говоря по-взрослому, эти способы называются научной методологией. Например: проверять результаты всех исследований, снова и снова ставить одни и те же опыты, никому и ни в чем не верить на слово, доказывать все утверждения, а выдвигая какую-то теорию, понимать, какие факты могли бы ее опровергнуть, и если такие факты обнаружатся, то теорию придется отвергнуть. Нельзя врать, подтасовывая данные экспериментов. Нельзя отбрасывать неудобные факты, нельзя бояться неудобных вопросов. И еще много чего.

Кроме того, настоящая наука никогда и не утверждает, что описывает весь мир «как он есть». Ученые делают наблюдения за природой, ставят опыты, обдумывают результаты — и выдвигают какое-то объяснение этих результатов. Такое объяснение называется гипотезой. Ее начинают тщательно проверять: все ли наблюдаемые факты ею объясняются? можно ли с помощью этой гипотезы предсказать какие-то пока еще не открытые явления? Если да, если гипотеза дает четкое объяснение имеющимся фактам и предсказывает еще не открытые, а потом их открывают, то такую гипотезу уже называют теорией. Но такая теория — это всего лишь модель реальности, она хорошо объясняет то, что нам по этой теме уже известно, она дает возможность практического использования — например, теорию электричества можно применить для разработки всяких электроприборов, от лампочки и до компьютера. Но никакой добросовестный ученый не станет говорить, что общепринятая теория — это истина в последней инстанции, что реальность в точности такова, как утверждает теория.

Например, та же гелиоцентрическая теория Коперника. Ее, несмотря на недовольство Католической Церкви, довольно быстро приняли, потому что от нее была практическая польза, с ее помощью можно было гораздо быстрее делать астрономические расчеты, чем раньше. А расчеты эти были очень важны для нужд мореплавания. Потом, сто лет спустя, уже в XVII веке, эту теорию развил другой ученый, Иоганн Кеплер, расчеты стали не только проще, но и гораздо точнее. Потом, когда Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, стало понятно, почему планеты именно так, а не иначе вращаются вокруг Солнца. Но только в XX веке, когда появилась космонавтика, люди окончательно убедились, что теория Коперника — это не просто удобная математическая модель, что Солнечная система действительно именно так и устроена, как предположил Коперник.

Это же касается и любой другой теории в любой другой науке: научная теория описывает не саму реальность, а только модель реальности. Верна эта модель или неверна, выясняется не сразу, а только впоследствии. Например, физики в XIX веке предполагали, что всё космическое пространство пронизано неким невидимым веществом, «мировым эфиром». Это была общепринятая теория, с ее помощью объяснялись результаты разных физических опытов и астрономических наблюдений, но только в начале XX века, благодаря Альберту Эйнштейну, от теории эфира отказались, его теория относительности смогла лучше объяснить наблюдаемые факты, чем эфир. То есть получается, что несколько десятилетий образованные люди думали, будто эфир есть, будто мир именно вот так и устроен, с эфиром, потому что наука это утверждает. А оказалось, нет, ошибалась тогда наука. Отсюда вывод: и многие современные научные теории в будущем будут пересмотрены, поэтому не стоит верить, будто мир в точности таков, каким его сейчас считает наука.

  1. Если мы произошли от обезьян, то чем мы от них отличаемся?

Отличаемся мы от них прежде всего тем, что у нас есть душа, у нас есть разум, есть свобода воли, есть дар творчества, есть способность различать добро и зло — то есть это образ Божий в человеке. И все эти вещи — разум, свобода воли и так далее — не закономерный результат эволюции, а именно что дар Божий.

Библия говорит о том, что «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Вот эти слова, «вдунул в лицо его дыхание жизни» и означают, что в человеке есть образ Божий (о котором говорилось чуть ранее, Быт. 1:27). А что такое «прах земной»? Библия не уточняет этого, но вовсе не обязательно трактовать эти слова буквально, то есть как обычную пыль. Тут имеется в виду вообще материя. И вполне возможно, что под «прахом земным» можно понимать и тела древних приматов, предков и человека, и современных обезьян. Например, такого мнения придерживался святой Феофан Затворник, живший в конце XIX века. Он писал: «»Это тело — что это было? Глиняная тетерька, или живое тело? — Оно было живое тело, было животное в образе человека, с душою животною, а потом Бог вдунул в него дух Свой…»

Действительно ли человек, то есть вид Homo sapience, произошел от древних приматов — это вопрос науки, а не веры. Сейчас наука считает, что да, что такое предположение доказывается множеством палеонтологических находок. Если мы, христиане, признаем это как научную теорию — помешает ли это нам веровать во Христа и идти путем спасения? Нисколько. А если в будущем наука найдет другое объяснение этим фактам и будет иначе объяснять происхождение человеческого вида, то и это никак не затронет нашей веры. Она, наша вера, про другое.

  1. Почему Церковь против теории эволюции?

Начнем с того, что у Русской Православной Церкви нет какой-то официальной, общецерковной позиции насчет этой теории. Есть разные мнения, которых придерживаются верующие люди — и миряне, и священнослужители.

Те, кто против теории эволюции, считают, что она несовместима с тем, что сообщает нам Библия о происхождении мира и человека. Библейский рассказ о сотворении мира они воспринимают буквально, и на то у них есть некоторые основания: действительно, многие древние святые говорили, что эти главы книги Бытия надо понимать буквально: то есть что мир был создан за шесть суток, и эти сутки — обычные наши сутки, в которых 24 часа. А если так, то эволюции просто некогда было бы происходить, ведь для нее нужны миллионы лет. Есть у них и другое возражение против теории эволюции: ведь для того, чтобы эволюция происходила, растения и животные должны умирать, а Бог же смерти не создавал, смерть появилась только после грехопадения Адама и Евы.

Другие православные люди уверены, что в идее эволюции нет ничего такого, что противоречило бы христианскому учению. Они не считают, что Господь создал мир ровно за шесть обычных суток, слово «день», которое звучит в библейском рассказе о сотворении мира, можно понимать иначе: как определенный этап, длительность которого нам неизвестна: может, это миллиарды лет. Что же касается смерти, которая необходима для того, чтобы происходила эволюция, они предполагают, что под «смертью» в Библии понимается только смерть людей, а когда завял цветок или сдохла рыбка — это не смерть, а просто прекращение жизни. И тогда противоречий с текстом Библии нет.

Кто из них прав? Это каждый из нас решает сам. Но важно, что и те, и другие — православные христиане, что они имеют право думать так, как думают, что ни тех, ни других нельзя обвинять в ереси. Можно быть добрым христианином, идти путем спасения и принимая теорию эволюции, и не принимая ее.

Но при этом надо понимать вот что: есть сама по себе теория эволюции, то есть чисто научная теория, а есть люди, которые из теории эволюции делают выводы, что Бога нет, что человека никто не создавал, а просто он естественным путем из обезьяны вывелся, и поэтому религия — это вредные и глупые сказки. Причем такие выводы встречались и (до сих пор иногда встречаются) в школьных учебниках. И вот против таких воззрений Церковь, разумеется, возражает, потому что здесь речь идет уже не о науке, а о нашей вере. Да, и в прошлом, и сейчас кое-кто пытается использовать теорию эволюции для борьбы с религией. Поэтому и многие церковные люди так настороженно к этой теории относятся, считают ее оружием наших врагов. Хотя на самом деле виноваты не научные теории в биологии, а те, кто просто прикрывается ими для совсем не научных целей.

  1. Существуют ли инопланетяне?

Это крайне сомнительно. Реально-то об инопланетянах мы знаем только из фантастических книг, но ведь это же просто фантазии писателей. Не стоит думать, будто всё, описанное в художественной литературе, существует на самом деле. Каких-либо серьезных доказательств, будто есть инопланетяне, не существует. Никаких их следов наука не нашла. А писатели-фантасты, которые пишут про них — они же сами в них не верят, они их используют как иносказание, как способ под другим углом поговорить о чисто человеческих проблемах.

При этом вообще жизнь (в виде каких-то бактерий, может, и растений) на других планетах в принципе возможна, такое предположение не противоречит современной науке. И если когда-нибудь ученые объявят, что где-нибудь на спутниках Сатурна или Юпитера найдены какие-то простейшие формы жизни — никакого шока у нас, христиан, не случится, это никак нашей вере противоречить не будет. Но одно дело плесень, и совсем другое — разумная жизнь. Вот это поставило бы перед нами очень серьезные богословские вопросы.

Но пока что все рассуждения об инопланетянах — это просто игра ума. Можно вообразить себе что угодно — хоть розовых летающих пони, хоть крокодилов-академиков. Однако если мы начинаем всерьез верить в наши придумки — то это может кончиться плохо.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Дорогой Дмитрий! Вопрос касается научного статуса палеонтологии. Решить его мы можем только тогда, когда, хотя бы в общих чертах рассмотрим отличительные свойства классической науки и сравним ее с палеонтологией. Характерная особенность науки – предметность и объективность знания. Ее категориальный аппарат и методы формировались применительно к исследованию конкретного заданного объекта. Поэтому структурными единицами научного знания является научный факт (точное и полное эмпирическое описание изучаемого объекта) и теория (логически упорядоченное знание свойств исследуемого объекта). Итогом работы является построение идеальной модели объекта. Адекватность этой модели опытно проверяется. Представители логического позитивизма в качестве критерия демаркации науки и не-науки выдвинули принцип верификации (лат. verificatio – подтверждение). Карл Поппер показал недостаточность этого принципа. Он предложил в качестве критерия демаркации метод фальсифицируемости (лат. falsus – ложный): только та теория научна, которая может быть принципиально опровергнута опытом. «Догму значения или смысла и порождаемые ею псевдопроблемы можно устранить, если в качестве критерия демаркации принять критерий фальсифицируемости, то есть по крайней мере, асимметричной или односторонней разрешимости. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно – если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с некоторым “методологическим решением”) проверкам, результатом которых может быть их опровержение» (К.Поппер. Логика и рост научного знания). Дальнейшие работы в области логики науки показали, что предложенный К.Поппером принцип есть вариант принципа верификации. Итак, критерием науки является система знаний, которые могут быть подтверждены или опровергнуты. Насколько палеонтология отвечает логическим критериям науки? Первое, что обращает на себя внимание, это чрезвычайно узкая эмпирическая база. Прошлый мир, который палеозоология пытается научно исследовать, представлен в виде следов – незначительных фрагментов. Вместо аналитического описания – реконструкция. Итоговое знание всегда получается гипотетическим (гипотеза – недоказанное утверждение или предположение). Выдвижение гипотез является необходимым этапом формирования научного знания. Но если определенная гипотеза является принципиально неверифицируемой, если ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть, то она никогда не будет иметь статуса научного знания. Поскольку палеонтология получает знание методом реконструкции, то велика зависимость концептуальных построений от мировоззрения исследователя. В любой науке неизбежен аксиологический (ценностный) аспект. Однако в классической науке он не является определяющим при формировании концепций. В палеонтологии же не так. Основные методологические принципы в ней зависят от мировоззрения ученого. Это не обесценивает научных трудов палеонтологов. Все зависит от того, насколько соответствует истине мировоззрение исследователя. Это хорошо можно увидеть, обратившись к истории палеонтологии. Основатель ее, Ж.Кювье (1769-1832), соединял дарования великого ученого с христианским верой. Он полностью разделял библейское учение о сотворении мира: «Моисей оставил нам космогонию, истинность положений которой удивительнейшим образом подтверждается со дня на день». Ж.Кювье ввел понятие типа в зоологии. Установил принцип «корреляции органов», который позволил реконструировать строение многих вымерших животных. Он не признавал изменяемость видов. Последователь Ж.Кювье видный швейцарский зоолог Жан Луи Агассис (1807–1873 гг.), много сделавший для развития палеонтологии, был также противником эволюционизма. Он был христианином. Исследуя природу, Ж.Л.Агассис мог убедиться в том, что: «Мир есть самое наглядное доказательство бытия личного Бога, Творца всех вещей и Промыслителя мира». Другие видные палеонтологи этого периода А.Д.Д’Орбиньи во Франции, А.Седжвик и Ричард Оуэн в Англии были противниками эволюционизма.

С появлением в 1859 г. книги Ч.Р.Дарвина «Происхождение видов путем естественного подбора» начинает формироваться «эволюционная палеонтология». Дарвинизм не является наукой. Он представлял собой разновидность идеологии, оказавшейся весьма востребованной в условиях нарастающего массового неверия. Термины «дарвинист», «дарвинизм», «борьба за существование» за короткое время сделались известными во всех слоях населения. Имя Дарвина в те десятилетия приобрело такую популярность, какой не доставалось ни одному ученому. Н.Я. Данилевский, ученый и оригинальный мыслитель, в капитальном труде «Дарвинизм. Критическое исследование» (СПб., 1885 – 1888, тт.1-2) точно заметил, что именем человека называются не науки, а философские системы: «Дарвиново учение овладело умами ученых всех специальностей, всего образованного и полуобразованного общества, и не останется, и даже не остается уже, без сильного влияния и на людей совершенно необразованных. В чем же заключается причина этого необычайного явления? Если хорошенько вникнем, то найдем ее уже в самом имени, которое общий голос и ученого мира и публики – дал этому учению, назвав его Дарвинизмом… Действительно ни одно направление, данное какой-либо отрасли положительных наук, или совокупности их, сколько бы оно само по себе важно и плодотворно ни было – ни данное Коперником астрономии, ни Галилеем физике, ни Лавуазье химии, ни Жюсье ботанике, ни Кювье зоологии – не назывались и не называются Коперникизмом, Галилеизмом, Кювьеризмом и т. п.. Однако, если хорошенько поищем, то найдем целую область знаний, и притом именно ту, которая, по праву или нет, считает себя во главе всех знаний и наук, т.е. философию, где такое обращение собственного имени автора философского учения в нарицательное для обозначения целой философской системы весьма обычно. Все говорят Картезианизм, Спинозизм, Шеллингизм, Гегелизм для обозначения философских учений, творцами которых были: Декарт, Спиноза, Шеллинг, Гегель. Таким образом, если мы причислим Дарвиново учение к философским учениям, то подмеченная г. Тимирязевым аномалия исчезнет; окажется, что учение Дарвина получило название Дарвинизма не по причине особенного качественного превосходства и совершенства его, сравнительно с прочими учениями в области положительного знания, а по общему характеру этого учения, совершенно независимо от его внутреннего достоинства, характеру, по которому оно как бы изъемлется из области положительных наук, и относится к области философии. Оправдывается ли такое наше предположение на деле, может ли учению Дарвина быть приписан характер особого философского мировоззрения? Такой характер не только может, но необходимо должен быть ему приписан, потому что учение это содержит в себе особое миросозерцание, высший объяснительный принцип, не для какой-нибудь частности, хотя бы и самой важнейшей, но для целого миростроения, объясняющий собою всю область бытия» (Дарвинизм, т.1, Введение). Возникла парадоксальная ситуация: хотя палеонтология с каждым десятилетием опровергала дарвинизм, сама она все больше и больше оказывалась в плену у этой философии. А опровергала палеонтология дарвинизм тем, что показывала отсутствие переходных форм. Если бы учение Дарвина было бы верным, то должны были бы быть миллионы переходных форм. Сам Дарвин понимал, что это подрывает его гипотезу. Он говорил, что палеонтология еще молода, ей предстоит открыть эти формы, подтверждающие эволюцию. Что мы имеем полтора века спустя? Вот мнение ученых: «Мы придерживаемся точки зрения, что вообще не существует никаких промежуточных звеньев, которые могли бы убедительно подтвердить эволюцию от простейших живых существ до сложных. Эта точка зрения не нова – наоборот, этот факт относится к разряду «секретов Полишинеля» в палеонтологии. И, несмотря на это, на протяжении многих десятилетий стараются сохранить классическую эволюционную модель и через 100 лет после Дарвина надеются, как и он в свое время, найти убедительные доказательства эволюционного процесса – промежуточные звенья. Опираясь на неисчислимые миллионы исследованных ископаемых, ученые на сегодняшний день каталогизировали свыше 250 000 видов ископаемых животных, которые выставлены в музеях всего мира. И среди них невозможно встретить ни одного неоспоримого промежуточного звена. В последнее десятилетие научная общественность стала свидетелем того, как эти надежды (на то, что промежуточные звенья в цепи эволюции все-таки обнаружатся), по всей видимости, окончательно рухнули» (Р.Юнкер, З.Шерер. История происхождения и развития жизни). Приведу оценку еще одного представителя науки: «За прошедшее столетие число извлеченных на поверхность останков возросло в сотни раз, однако картина, бывшая во времена Дарвина, нисколько не изменилась и ни одного вида животных или растений, который можно было бы назвать промежуточным, так и не было найдено. Показываемые сейчас публике в музеях «ряды развития» (мышь – лошадь) – это просто подобранные фрагменты существ совершенно разных видов. Некоторые виды, причислявшиеся одно время к давно вымершим промежуточным формам, например, двоякодышащая кистеперая рыба, были обнаружены живущими в настоящее время и точно такими же, какими их прежде находили в слоях земли. Недавно экспериментально было доказано, что собака НЕ произошла от волка, как это постоянно утверждалось, а что это два разных, хотя и близких вида. Особенно интенсивно велись (и ведутся) поиски ископаемых останков предков человека, в качестве которых выдвигались питекантроп, неандерталец, пилтдаунский человек, синантроп, яванский человек, а в последнее время – австралопитек. Не вдаваясь в подробности, можно с полной определенностью сказать, что предъявлявшиеся фрагменты скелетов (чаще всего отдельные кости черепа) всех упомянутых «предков» принадлежат либо обезьянам и другим животным, либо людям, близким к современным, либо являются более или менее удачными подделками. Наиболее известной подделкой является «пилтдаунский человек», более сорока лет считавшийся во всем мире самым доказательным звеном между обезьяной и человеком, пока не было установлено, что найденные кости сфальсифицированы с помощью механической и химической обработки фрагментов скелетов обезьян и людей, их группировки и закапывания в землю на том участке, где вел раскопки английский археолог-любитель» (доктор физико-математич. наук Г.А.Калябин. Взгляд математика на христианство и науку в историческом аспекте). Достаточно вспомнить историю с т.н. питекантропом. Молодой голландский военный врач Эжен Дюбуа в 1891 г. на о.Ява в долине р. Бенгаван, близ сел. Триниль на глубине 1 метра нашел 3-й коренной зуб, похожий на человеческий, а в расстоянии одного метра от него, на том же уровне, верхнюю часть черепа. В 1892 г. метрах в 15 от этого места выше по реке им была найдена бедренная кость, весьма похожая на человеческую. Впоследствии найден был еще один коренной зуб. Все это, по мнению Дюбуа, принадлежало одной и той же особи – человекоподобной обезьяне. Лишь в конце жизни Дюбуа признался, что верхняя часть черепной коробки «питекантропа» на самом деле принадлежала большому гиббону.

О динозаврах. Признание существования на Земле пресмыкающихся длиной до 30 м. нисколько не противоречит библейскому учению о сотворении мира. Один из самых крупных динозавров диплодок (diplodocus) был около 28 метров в длину. Размеры отдельных особей синего или голубого кита доходят до 30-33 м., а вес до 130-150 т. Из систематики динозавры не выпадают. Они относятся к классу рептилий, подклассу архозавры. Выделяют четыре отряда архозавров: ящеротазовые динозавры, птицетазовые динозавры, птерозавры и крокодилы. Почему в Библии ничего не говорится о динозаврах? У нас нет основания для категорического утверждения. Слова этого, действительно, нет, потому что оно появилось в 1841 г. Понятие «динозавр» ввел английский зоолог и палеонтолог Ричард Оуэн (1804—92), соединив два греческих слова deinos (страшный) и sarius (ящер). Однако в Библии есть описания огромных животных. Мы не можем исключить, что это о крупном динозавре: как чудовище в морях, кидаешься в реках твоих, и мутишь ногами твоими воды, и попираешь потоки их (Иез.32:2); из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон (Ис.14:29). Но если даже нет о динозаврах, то это, потому что Библия не является книгой по зоологии, а богооткровенным Священным Писанием о путях нашего спасения. Самым неприемлемым в работах о динозаврах являются датировки. Удивляет, насколько уверенно утверждается, что они начали существовать 220 – 230 млн. лет назад, расцвет их был 160 млн. лет назад, а исчезли они 65 млн. лет назад. Все это – фантазия. Это опровергается данными сравнительно молодой научной дисциплины – молекулярной палеонтологии. Приведу пример. В штате Монтана в 1990 г. были найдены останки тиранозавра. Его изучали в группе, которую возглавляет ведущий исследователь Университета Северной Каролины Мэри Швейцер. Кости тираннозавра не были окаменелыми. В них оказались клетки крови. Это однозначно доказывает, что динозавр жил не «65 млн. лет» назад, а всего несколько тысяч лет назад. Насколько ненадежны принятые методы датировок, можно судить по некоторым примерам. Было проведено исследование потока дацитовой лавы, образовавшейся в 1986 г. в новом куполе вулкана Сан-Хеленс (штат Вашингтон). Датировка показала от 0,35 до 2,8 миллионов лет. На самом же деле лава образовалась в 1986 г., т.е. 10 лет назад. «Неопределенность исходных данных приводит к неопределенности результатов. Так, множество различных проб пород лавы с Гавайских островов, возникновение которых докумен­тируется 1800-1801 годами, по калиево-аргоновому методу дают возраст 160 х 106 – 2 х 109 лет, в то время как их истинный возраст достигает 166-167 лет» (Р. Юнкер, З. Шерер. История происхождения и развития жизни). Чем объяснить сохраняющуюся монополию эволюционизма в биологии? Духом времени, для которого характерно массовое неверие. Доктор физ.-мат. наук, проф. В.С.Ольховский объясняет: «Почему же так живуча эта доктрина? Каковы причины её живучести? Их немало. Прежде всего, это гипнотическое воздействие, сила привычки и остаточный конформизм после длительной монополии этой доктрины в государственных учебных программах средних школ и вузов многих стран. А монополия эта была обусловлена свыше ста лет тому назад тем, что доктрина эволюционизма стала якорем спасения слабеющего секулярного гуманизма, порождённого иллюзиями Просвещения и сциентизма, а затем ряда течений атеистической идеологии и идеологии Новой Эры, несмотря на то, что ряд выдающихся учёных подвергал теорию универсальной эволюции серьёзным сомнениям и научной критике». От гипноза эволюционизма избавляет человека мысль о Творце, ибо невозможно истинному ученому, проникающему в тайны этого мира, не увидеть изумляющую ум премудрость в его строении. «Я верю в Бога, как в Личность и, по совести могу сказать, что ни одной минуты моей жизни я не был атеистом. Еще будучи молодым студентом, я решительно отверг взгляды Дарвина, Геккеля и Гексли, как взгляды беспомощно устаревшие» (А.Эйнштейн).

Дорогой Дмитрий! Так долго пришлось говорить об эволюционизме, потому что многие палеонтологи все еще остаются в плену этой атеистической философии. Вам же и журналу Вашему желаю, чтобы трудами своими подтверждали мысль одного из самых выдающихся представителей палеонтологии Ж.Л.Агассиса: «Наука – перевод мыслей Творца на человеческий язык».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *