Архангельский собор московского

Архангельский собор (Москва)

У этого термина существуют и другие значения, см. Архангельский собор.

Православный собор

Собор святого Архистратига Михаила


Вид с колокольни Ивана Великого, 2009 год

55°45′01″ с. ш. 37°37′04″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Москва

Ближайшая станция метро

Александровский сад,
Библиотека имени Ленина

Конфессия

Православие

Епархия

Московская

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

русская архитектура

Автор проекта

Алевиз Новый

Архитектор

Алевиз Новый

Основатель

Василий III

Дата основания

XVI век

Строительство

1505—1508 годы

Приделы

Покрова Божией Матери
Иоанна Предтечи
Мученика Уара

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 771510302110286 (ЕГРОКН). Объект № 7710353040 (БД Викигида)

Объект всемирного наследия

Kremlin and Red Square, Moscow
(Московский Кремль и Красная Площадь)

Ссылка

№ 545 в списке объектов всемирного наследия (en)

Критерии

(i), (ii), (iv), (vi)

Регион

Европа и Северная Америка

Включение

1990 (14-я сессия)

Состояние

Действует

Сайт

Архангельский собор на Викискладе

Собо́р свято́го Архистрати́га Михаи́ла в Кре́мле (Арха́нгельский собо́р) — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Был построен в 1508 году по проекту архитектора Алевиза Нового. Входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».

История

Строительство

Первый деревянный храм во имя святого Архистратига Михаила был построен в 1247—1248 годах московским князем Михаилом Хоробритом, братом Александра Невского. В 1333-м на его месте воздвигли белокаменную Архангельскую церковь, которую освятил митрополит Феогност. Сооружение возвели по указу Ивана Калиты в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного возросшей, но не давшей зёрен рожью. Предположительно, это был небольшой одноглавый храм, подобный Спасу на Бору. Он служил усыпальницей великокняжеского рода. В конце XIV века собор расписали иконописец Феофан Грек и его ученики, а также создали новые иконы для высокого двухъярусного иконостаса. Во время пожара 1475 года для спасения здания от огня разобрали деревянные приделы во имя Воскресения и преподобного Акилы, которые восстановили в 1482-м.

К началу XVI века храм обветшал и был переполнен гробницами умерших. Его разобрали в 1505 году по указу Ивана III. Строительство нового собора поручили итальянскому архитектору Алевизу, получившему прозвище «Новый». Великий князь не дожил до окончания строительства и его похоронили в заложенном соборе. Работы продолжились при Василии III. Когда постройка была доведена до верхних камор, гробы князей перенесли и расположили вдоль стен. Алевиз Новый построил традиционный крестово-купольный собор с элементами итальянского зодчества. В качестве образца для своего творения он использовал Успенский собор, что определило пятиглавие и разделение алтарной преграды на пять частей в Архангельском храме. 8 ноября 1508-го его освятил митрополит Симон. Собор имел семь приделов: Первого и Второго обретения главы пророка Иоанна Предтечи, Симеона Столпника Летопроводца, Покровский придел, Иоанна Милостивого, Андрея Критского, Обновления храма Воскресения Христова, Апостола Акилы.

XVI—XIX века

Архангельский собор, 1882 годВосточный фасад Архангельского собора на картине Джакомо Кваренги, 1797 годГробницы царей, до 1917 года

Собор пострадал в пожаре в 1547 году. Повреждённая от огня живопись была восстановлена новгородскими и псковскими мастерами. С 1599 по 1765 год при нём стояли особые архиереи, совершавшие панихиды в дни поминовения князей и царей.

В 1652 году по указу государя Алексея Михайловича началось возобновление стенописи, пришедшей в ветхость. Мастерам указали сбить старую роспись, составив её описание, и приступить к выполнению новой. Однако работы приостановили из-за нехватки денег в казне после затяжных войн с Польшей и Швецией. Продолжили реставрацию в 1660-м и закончили через шесть лет. На последнем этапе артель мастеров возглавлял изограф Симон Ушаков. С ним работали девяносто два художника, среди которых: Степан Резанец, Сидор Поспеев, Яков Казанец, Фёдор Зубов, Фёдор Фёдоров Козлов, Иосиф Владимиров, Гурий Никитин и Сила Савин. В 1677 году Ушаков написал для собора посмертную парсуну царей Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. В 1680-м был создан новый резной иконостас.

Собор пострадал в ходе Троицкого пожара в 1737 году, после чего его капитально ремонтировали в правление Елизаветы Петровны. Возобновлением руководил князь Дмитрий Ухтомский. В результате работ были сооружены серебряные чеканные вызолоченные оклады на местные иконы, восстановлены портреты царей и надгробия. Центральная, ранее шлемовидная глава, получила луковичную форму, часть южного фасада перекрыли белокаменными контрфорсами, с закомар убрали декоративные украшения. После учреждения самостоятельного Московского епархиального управления в 1742-м Архангельский собор стал кафедральным. С 1771 года по 1801 год протоиереем собора был Пётр Алексеев, лексикограф и автор «Церковного словаря».

По указу Екатерины II на подоле Боровицкого холма, рядом с Архангельским собором, было решено воздвигнуть Кремлёвский дворец по проекту Василия Баженова. Однако при выкапывании рвов для фундамента земля вблизи храма начала осыпаться и на строении появились трещины. Работы остановили, а южную стену собора укрепили тремя контрфорсами. В 1772 году восстановили три верхних яруса иконостаса, отреставрировали решётки около гробниц, изготовили пять паникадил, сделали новые покрова: бархатные — на царские надгробия и суконные с крестами из серебряного позумента — на великокняжеские.

Во время оккупации Москвы французами в 1812 году собор подвергся разорению: были испорчены иконы, раки лишили окладов и украшений. В алтаре находилась кухня Наполеона, а на царских гробницах стояли винные бочки. После окончания Отечественной войны все похищенные украшения заменили новыми, промыли иконы и очистили росписи от копоти. Собор переосвятил в 1813-м преосвященный Августин.

В 1826 году к южной стене собора пристроили двухэтажную палату для священнослужителей на месте прежней одноэтажной, в которой судили монастырских крестьян. В 1837-м среднюю главу собора позолотили и обшили медными листами, четыре угловых купола покрыли белой жестью, кресты на всех главах обтянули латунью и вызолотили. Через десять лет в западное междустение перенесли Покровский придел.

Общая реставрация Архангельского собора по очистке и возобновлению икон и стенописи была произведена в 1853 году под руководством художника Н. А. Козлова. В 1870-е годы иконы реставрировались Николаем Подключниковым. В 1895-м храм перешёл в ведение Московской дворцовой конторы. Через два года реставрацию иконостаса и образов производила мастерская Якова Ефимовича Епанечникова под наблюдением Московского археологического общества.

Согласно Высочайшему повелению, Святейший Синод указом № 809 от 23 февраля 1895 года передал Архангельский собор из епархиального в Придворное ведомство со всем имуществом, капиталом и (временно) причтом.

XX век

Архангельский собор в 2009 году

В 1913 году к 300-летнему юбилею царствования дома Романовых в соборе обновили интерьер усыпальницы, промыли стенопись и главный иконостас, отреставрировали Царские врата, вычистили паникадила, подсвечники. По рисунку великого князя Петра Николаевича была сооружена сень над гробницей царя Михаила Фёдоровича с двумя массивными лампадами. Их зажёг император Николай II, прибыв в Кремль 24 мая того же года.

Во время вооруженного восстания 1917 года Кремль обстреливался из тяжёлой артиллерии — в храм попал снаряд. Из протокола осмотра наружных и внутренних строений комплекса от ноября того же года:

Снаряд попал в южную стену собора и разрушил среднюю часть левого по выходе из собора контрфорса, образовав выбоину в кирпичной кладке длиною и шириною около 2 аршин и глубиною до 10 вершков.

Как и другие храмы Кремля, собор закрыли в 1918 году, но были начаты восстановительные работы. В 1920-е годы специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря были укреплены и покрыты олифой местные и большие центральные иконы. В 1934—1935 годы реставрировались образы из местного и праздничных чинов: были укреплены основы, левкас и красочный слой. В 1950-х годах раскрыли из-под позднейших записей стенопись XVII века. В 1955-м собор преобразовали в музей. В том же году начались реставрационные работы, к которым привлекли центральную научно-производственную мастерскую Академии архитектуры СССР. В 1960-м кремлёвские музеи передали в ведение Министерства культуры. В 1962—1965 годах в Архангельском соборе проводились архитектурно-археологические работы. Антрополог Михаил Герасимов по найденным останкам воссоздал скульптурные портреты Ивана Васильевича и Фёдора Ивановича. В 1969-м по инициативе главного архитектора Кремля Владимира Ивановича Фёдорова отдел Всероссийского производственного научно-реставрационного комбината провёл реставрацию живописи в барабанах собора. В 1970-х годах были восстановлены фрески, промыты иконы и укреплена конструкция иконостаса. С 1991-го в соборе совершаются богослужения.

Архитектура

Внешний вид

Центральный портал западного фасада, 2014 год

Патиапсидный собор высотой 21 метр построен из белого камня. Пять куполов сдвинуты к востоку. Центральная глава возведена над амвоном, с которого священник произносит проповеди, над алтарной частью установлены купола малых размеров. Фасад разделён пилястрами и украшен двумя карнизами, визуально разделяющими здание на два этажа. Нижний ярус более высокий и мощный, с декоративными арками в простенках, верхняя часть строения имеет меньший размер. Закомары декорированы белокаменными раковинами и акротериями в виде высоких сосудов. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения: ордерные пилястры с растительными капителями, многопрофильные карнизы, сочетание малых и больших круглых окон, встречающееся в архитектуре Венеции, в частности в храме Санта-Мария-деи-Мираколи. Первоначально главы храма покрывала чернолощёная черепица, стены, вероятно, были окрашены красным, а детали — белым. В западной части собора находится отделённое стеной помещение, на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи.

Выполненные из белого камня порталы увенчаны резными акротериями и декорированы растительным орнаментом. Главный вход собора находится в широком углублении. На западном фасаде расположены ещё две боковые двери, ведущие на верхние этажи западной пристройки. Через них можно было попасть в соборную ризницу, которая размещалась в подвалах, и во внутренние придельные храмы. С восточной стороны к зданию примыкают приделы святого Уара и Иоанна Предтечи, построенные во второй половине XVI века. Своды закреплены на шести столпах, четыре из них устроены в центральной части храма, два — в алтаре. Стены собора разбиты на прясла.

Росписи

Стенопись, 2003 год Изображение Михаила Палеолога XVII века, 2015 год

Более шестидесяти портретов русских князей расположены на столпах и в первом ярусе. Среди них Иван Калита, Василий III, Дмитрий Донской и другие. В куполах представлены лики пророков, праотцов, на сводах — сюжеты из Нового Завета. В центральном барабане изображены фигуры Адама и Евы. В западных куполах помещены образы архангелов Михаила и Гавриила, ниже — апостолов, святых угодников, воинов-мучеников и сцены чудес архангела Михаила. Над алтарём находятся композиции Богородичного цикла, в том числе «Успение Богоматери». На южной стене в третьем ярусе помещена композиция «Крушение стен Иерихона». Пять композиций во втором ярусе повествуют об отроке Василии, нашедшем золото. В западной части собора располагается цикл композиций на тему «Символы веры».

Иконостас

В соборе установлен иконостас рамной конструкции высотой 13 метров с полихромным резным декором, изготовленный во главе с И. Недумовым на Потешном дворе в 1680 году. Он разделён четырьмя горизонтальными поясами-карнизами и по вертикали делится на три части — центральную и боковые. В начале XIX века он был дополнен резьбой. Иконостас состоит из четырёх ярусов: пророческого, деисусного, праздничного и местного. Большая часть икон написана в 1681 году художниками Дорофеем Золотаревым, Фёдором Зубовым, Михаилом Милютиным, остальные образы относятся к XIV—XVI векам.

В пророческом чине изображены ветхозаветные пророки. Они держат развёрнутые свитки в руках, на которых написаны тексты из их предсказаний о Боговоплощении. В центре ряда представлена Богоматерь на троне с отроком Христом на коленях. Над ними помещено распятие с предстоящими Богоматерью и Иоанном Богословом. Оно вырезано из дерева и расписано Фёдором Зубовым и Михаилом Милютиным. Центр деисусного ряда занимает композиция «Спас в силах», справа — Богоматерь и архангел Михаил, слева — Иоанн Предтеча и архангел Гавриил. В праздничном чине представлены события Нового Завета, которые отмечаются церковью. В местном ряду находятся патрональные святые великих князей и царей. Самая древняя икона — «Архангела Михаила с деяниями» — была написана в конце XIV — начале XV века по заказу вдовы Дмитрия Донского в память о муже.

При средних столбах собора в двух и трёхпоясных иконостасах находятся образы, именуемые царскими. Лики в нижних поясах называются тезоименными, они изображают патрональных святых погребённым царям; во втором ярусе — родимыми, так как были написаны при рождении царевичей; в третьем — гробовыми.

Иконостас, 2015 год

Икона «Иоанн Белогородский и царевич Иван Михайлович» XVII века, 2011 год

Царские врата иконостаса, 2016 год

Некрополь

Основная статья: Некрополь Архангельского собора Схема расположения мужских погребений, 2015 год

В октябре 1508 года Великий князь Василий III «повелел уготовить места и перенести мощи прародителей своих Великих князей Русских» в новый Архангельский собор с указанием правил захоронения. В нём находятся 46 гробниц и 54 захоронения. В 1906 году надгробия были покрыты бронзовыми футлярами. Погребения совершали в белокаменных саркофагах, которые опускали под пол в землю. Над захоронениями устанавливали кирпичные надгробия с плитами, украшенными тонкими резными растительными орнаментами и эпитафиями. Первым в храме был похоронен Иван Калита, его гробница установлена у южной стены. Вдоль западной помещены саркофаги близких родственников великих князей, вдоль северной — князей, впавших в немилость и умерших насильственной смертью. У северо-западного и юго-западного столпов захоронены принявшие православие представители татарской знати, находившиеся при русском дворе. Цари из династии Романовых похоронены у юго-восточного и северо-восточного столбов. В соборе также стоят гробницы удельных князей из Московского княжеского дома — Юрия Звенигородского, Василия Косого, Юрия Дмитровского, Василия Боровского, Андрея Углицкого, Владимира Храброго, Андрея Серпуховского. С северной стороны находится рака с мощами князя Михаила Черниговского. Её перенесли из церкви, стоявшей над зданием приказов и снесённой при постройке Кремлёвского дворца Баженова. Последнее захоронение в Архангельском соборе состоялось в 1730 году, когда у северо-восточного столба похоронили императора Петра II. Напротив надгробий расположены изображения в полный рост почти всех погребённых здесь великих князей.

Примечания

  1. 1 2 Собор святого Архистратига Михаила. Православие.ru. Дата обращения 24 мая 2018.
  2. 1 2 Власова, 2012, с. 9—10.
  3. Мясников, 2012.
  4. Баталов, 2011, с. 122.
  5. Архангельский собор Московского Кремля. Музей православного зодчества. Дата обращения 24 мая 2018.
  6. 1 2 3 4 Московский Кремль: Архангельский собор. Patriarchia.ru. Дата обращения 24 мая 2018.
  7. 1 2 3 Романюк, 2013.
  8. Кавельмахер, 2002, с. 123—160.
  9. 1 2 3 4 5 6 Бартенев, 1916, с. 152—169.
  10. 1 2 Власова, 2012, с. 17.
  11. Власова, 2012, с. 97.
  12. Публикации ИРЛИ РАН > Справочники > Словарь русских писателей XVIII века > А > АЛЕКСЕЕВ Петр АлексеевичАрхивировано 26 июня 2012 года.
  13. Розанов, 1869, с. 4.
  14. Власова, 2012, с. 18—19.
  15. Бусева-Давыдова, 1997, с. 138.
  16. Маясова, 2002, с. 225.
  17. Лебедев, 1880, с. 50—55.
  18. Власова, 2012, с. 20.
  19. приделы, 2002.
  20. Маясова, 2002, с. 226—227.
  21. «Московские церковные ведомости», 12 марта 1895, № 11, официальный отдел, стр. 23—24.
  22. 1 2 Власова, 2012, с. 23.
  23. «Московские церковные ведомости», 5 июня 1913, № 22—23, стр. 444—445
  24. «Правительственный вестник», 28 мая (10 июня) 1913, № 114, стр. 1
  25. Обстрел Кремля в 1917 году: уникальные фотографии. Ридус (12 октября 2017). Дата обращения 24 мая 2018.
  26. Маясова, 2002, с. 227.
  27. 1 2 3 4 Архангельский собор, 1978.
  28. Макарова, 2012.
  29. 1 2 Паламарчук, 1992, с. 50—54.
  30. Самойлова, 2004, с. 20.
  31. Власова, 2012, с. 30—37.
  32. Маясова, 2002, с. 33.
  33. Бусева-Давыдова, 1997, с. 95.
  34. Архитектурный путеводитель, 1997, с. 19.
  35. 1 2 Юдаков, 2013.
  36. Власова, 2012, с. 26.
  37. Власова, 2012, с. 68.
  38. Власова, 2012, с. 46.
  39. Самойлова, 2004, с. 51.
  40. Власова, 2012, с. 60—66.
  41. Самойлова, 2004, с. 86.
  42. Власова, 2012, с. 120.
  43. Бусева-Давыдова, 1997, с. 106.
  44. Маясова, 2002, с. 221.
  45. Брюсова, 1976, с. 98—103.
  46. Власова, 2012, с. 124—129.
  47. Власова, 2012, с. 134—139.
  48. Власова, 2012, с. 162.
  49. Бартенев, 1916.
  50. Воронов А. А. Спасо-Преображенский монастырь на бору // Монастыри Московского Кремля. — М.: Изд-во Правосл. Свято-Тихоновского гуманит. ун-та, 2009. — 160 с. — ISBN 978-5-7429-0350-5.
  51. Власова, 2012, с. 101.
  52. Власова, 2012, с. 119.
  53. Панова, 2003.

Литература

  • Антипов И. Древнерусская архитектура второй половины XIII — первой трети XIV века Каталог памятников.. — СПб, 2000. — С. 38—40, 47-48.
  • Архангельский собор Московского Кремля / под ред. Маясовой Н. — М.: Красная площадь, 2002. — 439 с.
  • «Архангельский собор», музей Архангельский собор / под ред. Маясовой Н. — М.: Изобразит. искусство, 1978. — 16 с.
  • Бартенев С. Большой Кремлевский Дворец. Дворцовые церкви и придворные соборы. — М., 1916. — 172 с. — ISBN 978-1-387-70390-6.
  • Брюсова В. О времени написания икон Архангельского собора // Материалы и исследования. — 1976. — № 2. — С. 98—103.
  • Бусева-Давыдова И. Храмы Московского Кремля: святыни и древности: Подробный историко-культурный путеводитель. — М.: МАИК «Наука», 1997. — 368 с. — ISBN 5-7846-000-4-4.
  • Бусева-Давыдова И., Нащокина М., Астафьева-Длугач М. Москва. Архитектурный путеводитель. — М.: Стройиздат, 1997. — 512 с. — ISBN 5-274-01624-3.
  • Воронин Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV веков. — М., 1962. — Т. 2. — С. 150, 161—162.
  • Власова Т. Архангельский собор: путеводитель. — М.: Гос. историко-культ. музей-заповедник «Моск. Кремль», 2012. — 288 с.
  • Выголов В. Архитектура Московской Руси середины XV века. — М., 1988. — С. 68—70.
  • Кавельмахер В. О приделах Архангельского собора. — М., 2002. — С. 123—160.
  • Кавельмахер В. Архангельский собор Московского кремля. — М., 2002.
  • Московский Кремль XV столетия. Архангельский собор и колокольня «Иван Великий» Московского Кремля. 500 лет / под ред. А. Баталова. — М.: Гос. историко-культ. музей-заповедник «Моск. Кремль», 2011. — Т. 3. — 411 с.
  • Московский кафедральный Архангельский собор / под ред. Лебедева А. — М.: Тип. Л. Ф. Снегирева, 1880. — 388 с.
  • Мясников В. 100 великих достопримечательностей Москвы. — М.: Вече, 2012. — 510 с. — ISBN 978-5-9533-6097-5.
  • Панова Т. Средневековый погребальный обряд по материалам некрополя Архангельского собора Московского Кремля // Советская археология. — 1987. — № 4. — С. 110—122.
  • Панова Т. Некрополи Московского Кремля. — ГИКМЗ «Московский Кремль», 2003. — 71 с. Архивировано 6 июля 2012 года.
  • Петров Л. А., Гнездовский Б. В., Давид Л. А., Подьяпольский С. С., Маркелова В. Н., Шеляпина Н. С. ЦНРМ: Отчёт об археологических исследованиях в южном делении алтаря Архангельского собора и придела Иоанна Предтечи // Архив ВПНРК. — 1962—1963. — № 130.
  • Розанов Н. Петр Алексеевич Алексеев, протоиерей Архангельского собора в Москве и его время. — М.: М: Унив. тип. (Катков и К°), 1869. — 16 с.
  • Романюк С. Сердце Москвы: от Кремля до Белого города. — М.: Центрполиграф, 2013. — 908 с.
  • Самойлова Т. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля: иконографическая программа XVI века. — М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 261 с.
  • Святые Архангелы Михаил и Гавриил / под ред. Марковой А. — М.: Благовест, 2012. — 288 с.
  • Снегирёв И. Памятники московской древности, с присовокуплением очерка монументальной истории Москвы и древних видов и планов древней столицы. — М.: Изд. А.Семена, 1842. — 609 с.
  • Сорок сороков: краткая иллюстрированная история всех московских храмов / под ред. Паламарчука П. — М.: Центрполиграф, 1992. — 415 с.
  • Шервинский С. В. Венецианизмы Московского Архангельского собора. — М, 1917.
  • Юдаков И. Московский Кремль. Красная площадь. Путеводитель: Сокровища. Дворцы Святые реликвии. Соборы. Музеи. Схемы. Экскурсии. История. — М.: Игорь Юдаков, 2013. — 160 с.
  • Фёдоров В. Новое о древней топографии и первых каменных постройках Московского Кремля // ГММК, Материалы и исследования. — 1973. — № 1. — С. 41—51.

Административные здания
и музеи

Памятники

Площади и сады

Соборы и монастыри

Достопримечательности

Примечания † — не сохранился ≠ — был разрушен и воссоздан ± — перенесён в другое место

Архангельский собор

История Архангельского собора

По утверждению летописных источников, Архангельский собор был заложен в 1333 году Иваном Калитой. Согласно одной из версий, скромная каменная постройка возводилась в благодарность высшим силам за избавление Руси от голода в неурожайный год, однако получившееся в итоге сооружение настолько понравилось великому князю, что он завещал себя похоронить в его стенах.

С легкой руки правителя Архангельский собор почти на 180 лет стал родовой усыпальницей, куда стали свозить почивших представителей правящей верхушки. За относительно короткий срок многочисленные гробницы княжеской родни настолько заполонили внутреннее пространство церкви, что уже при Иване III здание пришлось разобрать, чтобы возвести на его месте более массивное и вместительное сооружение.

Интересный факт: часть внутренней росписи первого Архангельского собора была выполнена легендарным иконописцем Феофаном Греком.

Строительство нового собора доверили итальянскому зодчему Алевизу Новому, который презентовал свое архитектурное детище в 1508 году. Правда, сам Иван III к тому времени успел покинуть «земную обитель», поэтому принимать работу пришлось его сыну – Василию III. Менее чем через полтора столетия Архангельский собор вновь изменил свой облик: старинная настенная роспись стала осыпаться, угрожая полностью исчезнуть. По приказу царя Алексея Михайловича остатки фресок сбили, предварительно сделав копии оригинальных рисунков, но сами реставрационные работы затянулись. В итоге закончить роспись храма удалось лишь к 1666 году.

В 1733 году церковь сильно пострадала при Троицком пожаре, и целых два года в ней шли восстановительные работы. Впоследствии храмовый ансамбль лишился своих галерей, а центральный купол Архангельского собора, имевший ранее шлемовидную форму, превратился в «луковицу».

После взятия Москвы Наполеоном французы изрядно наследили в храме, устроив в его алтаре походную кухню. А при отступлении бравые гвардейцы прихватили с собой драгоценные оклады, снятые с икон. В результате из всех церквей Соборной площади, пострадавших от французского нашествия, Архангельский собор приводили в порядок первым.

В 1918 году храм объявили культурным памятником, закрыв его на реконструкцию, которая затянулась до 50-х годов прошлого столетия. Кстати, несмотря на то, что доступ в церковные помещения открылся сразу же после войны, первое богослужение в Архангельском соборе Московского Кремля было проведено лишь в 1991 году.

Архитектура

Архитектурный стиль Архангельского собора можно назвать типичным для православных крестово-купольных храмов домонгольского периода. В шестистолпном пятиапсидном сооружении тесно переплелись мотивы итальянского Возрождения и архитектурные традиции Византии. Так, например, западный фасад собора, благодаря арочным окнам, напоминает экстерьер венецианских дворцов. Из традиционно русских украшений можно назвать закомары (ниши), расположенные по периметру верхней части фасада. Правда, Алевиз Новый и здесь умудрился оставить свой «автограф», придав закомарам форму морских раковин, что не совсем обычно для храмового зодчества того времени.

Стены здания разбиты на так называемые прясла (порталы). Разделяющие участки стены пилястры (декоративные колонны) увенчаны акротериями, декорированными затейливым растительным орнаментом. Если верить исследователям, каждая из пилястр имеет собственный оригинальный рисунок, который больше нигде не повторяется.

Первоначально Архангельский собор был выкрашен в красный цвет, с которым эффектно контрастировали белые барельефы. Сегодня стены храма имеют однородный белый оттенок.

Интерьеры

Внутренние помещения собора довольно тесные, так как большую площадь в них занимают водруженные на постаменты столпы, разграничивающие сооружение на нефы и гробницы. Оригинальные фрески, украшавшие церковь в эпоху Ивана III, не сохранились, поэтому сегодня прихожане могут наблюдать на стенах лишь их искусные копии, впрочем, тоже довольно древние. Всего над созданием единого настенного полотна трудились 92 художника, которых тщательно отбирал знаменитый иконописец XVII века, автор Спаса Нерукотворного, – Симон Ушаков.

Живописные сюжеты в храме располагаются в два яруса. Верхнюю, подкупольную часть Архангельского собора занимают изображения пророков и небесных сил, церковные своды украшают эпизоды из жизни Спасителя, чуть ниже расположились изображения апостолов, воинов-мучеников и святого покровителя храма – архангела Михаила.

Одна из главных православных святынь собора – четырёхъярусный иконостас. Авторы практически всех размещенных на нем образов неизвестны, и лишь икона «Распятие» сохранила имя своего создателя, которым оказался ученик Симона Ушакова – Михаил Милютин. Еще одна святыня и гордость храма – икона «Михаил Архангел с житием». По легенде, это изображение создавалось по заказу вдовы Дмитрия Донского – княгини Евдокии.

Усыпальница Архангельского собора

Во внутренних помещениях Архангельского собора находится 45 надгробий, под которыми покоятся останки 56 представителей княжеского рода. Кстати, именно в усыпальнице этого храма в свое время был погребен сын Ивана Грозного, убитый своим вспыльчивым родителем, а также его малолетний брат – царевич Дмитрий, дважды чудесным образом «воскресавший» в период Смуты. Нашли здесь свой приют и некоторые представители династии Романовых, в частности: цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович, а также оба брата Петра I. Сам же «великий реформатор» упокоился в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга, где в дальнейшем стали хоронить всех представителей царствующей фамилии.

У северной стены Архангельского собора находится рака с мощами князя Михаила Черниговского, причисленного православной церковью к лику святых за отказ подчиниться воле золотоордынского хана Батыя и зверски за это убитого. Одно время в храме размещалась гробница Бориса Годунова, но в период Смуты останки бывшего самодержца перенесли в Варсонофьевский монастырь.

Как добраться

Сегодня Архангельский собор Московского Кремля носит статус музея, и богослужения в нем проводятся лишь дважды в год: на престольный праздник и Радоницу. Попасть в один из старейших храмов столицы можно с организованной экскурсией, включающей осмотр основных достопримечательностей Соборной площади. Добираться сюда удобно на метро (станции «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина», «Боровицкая»), либо на автобусе (маршруты № 144, М1, М2, М3, М6, Н1, Н2).

>Места, где похоронены правители

1Царская усыпальница в Архангельском соборе Московского Кремля

Обычай погребения правителей и высших сановников в церкви пришел на Русь из Византии, он лег в основу традиции возведения великокняжеских храмов-усыпальниц для представителей одной династии. Таким родовым некрополем является и Архангельский собор Московского Кремля. Здесь хоронили представителей московских правящих династий — Рюриковичей и Романовых.

Архангельский собор Ивана Калиты стал первой великокняжеской усыпальницей. К началу XVI века Иван III решил разобрать прадедовскую усыпальницу и построить новую, более просторную. Через четыре года в заново построенную усыпальницу возвратили каменные гробницы предков. Но сначала в соборе был положен сам его основатель, Иван III, скончавшийся 27 октября 1505 года.

Захоронения князей Рюриковичей расположены вдоль стен собора в определенном порядке. Вдоль южной стены погребены в основном великие московские князья; вдоль западной — удельные, близкие родственники великих князей; вдоль северной — князья, впавшие в немилость и умершие насильственной смертью. У северо-западного и юго-западного столпов захоронены принявшие православие представители татарской знати, находившиеся при русском дворе.

При Иване Грозном в дьяконнике — южной части алтарного помещения собора — была устроена царская усыпальница. Создание особой усыпальницы диктовалось принятием Иваном IV царского титула. Помимо гробницы самого Грозного, там находятся захоронения его сыновей — Ивана Ивановича, пострадавшего от отцовского гнева, и Федора Ивановича, правившего после смерти отца. В Архангельском соборе покоится и младший сын Ивана IV — царевич Дмитрий, погибший в Угличе в 1591 году в возрасте неполных девяти лет. С 1606 года рака со святыми мощами царевича Димитрия находится у юго-восточного столпа собора.

Гробницы царской династии Романовых расположены у столпов в центральной части собора. Здесь обрели покой основатель династии царь Михаил Федорович, а также цари Алексей Михайлович, Федор Алексеевич и Иван Алексеевич. Российских же императоров начиная с Петра I хоронили в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. В Архангельском соборе покоится только император Петр II, внук Петра I, умерший в Москве в 1730 году от черной оспы.

Погребения совершали в белокаменных саркофагах, их опускали под пол в землю. Над захоронениями устанавливали кирпичные надгробия с белокаменными плитами, украшенными тонким резным растительным орнаментом и эпитафиями, выполненными славянской вязью. В начале ХХ века надгробия заключили в латунные застекленные футляры с накладными крестами и надписями. Всего в соборе под сорока четырьмя надгробиями и двумя памятными плитами находятся пятьдесят четыре захоронения.

2Императорская усыпальница в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге

При Петре I в России появилась новая усыпальница для монарших особ и членов их семей. Эту функцию выполнял Петропавловский собор Санкт-Петербурга. Он возводился в 1721—1733 годы, но погребения в нем производились и раньше. В северном приделе нынешнего собора у дверей, ведущих в великокняжескую усыпальницу, помещены бронзовые доски над предполагаемым местом захоронения сына и четырех малолетних дочерей Петра I и Екатерины. В январе 1716 года у входа в собор было предано земле тело царицы Марфы Матвеевны — вдовы царя Федора Алексеевича. Потом под недостроенной колокольней появилась третья усыпальница, где была похоронена принцесса Брауншвейгская-Люксембургская Шарлотта — супруга царевича Алексея, скончавшаяся вскоре после родов сына — будущего императора Петра II. В последние дни июня 1718 года, в присутствии Петра I, рядом было предано земле и тело ее замученного мужа. Позднее в Петропавловском соборе упокоилась Мария Алексеевна — сестра Петра I. Но ранг императорской усыпальницы Петропавловский собор приобрел только после смерти Петра I, скончавшегося 28 января 1725 года.

Постоянную усыпальницу Петру I соорудили только в 1731 году, а еще через два года Петропавловский собор был освящен. Гроб с телом императора предали земле у южной стены. С этого момента собор становится усыпальницей членов русской императорской фамилии. Здесь похоронены почти все русские императоры и императрицы, кроме Петра II и императора Иоанна VI. Рядом с Петром Великим погребены его ближайшие родственники и преемники, в том числе и императрица Екатерина I. Над гробницей Анны Иоанновны до революции находились две иконы — Иерусалимской Божьей Матери и Святой Анны Пророчицы. Неподалеку от Анны Иоанновны похоронены две дочери Петра I и Екатерины I — старшая Анна и младшая — императрица Елизавета Петровна. Петра III первоначально погребли в Александре-Невской лавре, а по восшествии на престол Павла I останки убитого монарха торжественно перенесли в Петропавловский собор. Это произошло 5 декабря 1796 года одновременно с погребением императрицы Екатерины II.

Надгробия над захоронениями изначально были каменными. Но в 70-е годы XVIII века их заменили надгробиями из серого мрамора. В повседневности они были накрыты темными суконными покрывалами с вышитыми на них гербами. По торжественным же случаям надгробия покрывали парчой, обшитой мехом горностая. Во второй половине XIX века над новыми захоронениями стали устанавливать надгробия из белого мрамора. Новые надгробия существенно отличались внешне от старых, поэтому в 1865 году император Александр II повелел все надгробия сделать одинаковыми беломраморными. К надгробиям прикрепили бронзовые доски с именами и титулами усопших, датами рождения, вступления на престол и смерти. Сверху надгробия украсили позолоченными бронзовыми крестами, а для императоров и императриц еще и государственными гербами. На новые надгробия перестали стелить покровы.
Очередное изменение произошло по решению Александра III, решившего над могилами своих родителей установить надгробия из яшмы (Александру II) и родонита (Марии Александровне). А Николай II в начале своего царствования решил пристроить к собору специальную усыпальницу для членов императорской фамилии. К этому времени в соборе уже было 46 захоронений, места для новых могил оставалось мало, поэтому в нем планировалось хоронить только императоров и императриц. Первое захоронение в новой усыпальнице состоялось осенью 1908 года, погребли великого князя Алексея Александровича, сына Александра II. Похороны в усыпальнице проводились до 1915 года, когда был погребен великий князь Константин Романов. В усыпальнице не предусматривались надгробия, а вровень с полом устанавливались мраморные плиты с выбитыми на них сведениями о похороненных.
Весной 1919 года Петропавловский собор был закрыт. К счастью, сам собор практически не пострадал, и прах усопших потревожен не был. Первые после революции похороны в усыпальнице состоялись в июле 1998 года, когда здесь предали земле останки императора Николая II, его семьи и погибших вместе с ними слуг. К настоящему времени в Петропавловском соборе находятся 52 захоронения.

3Некрополь у Кремлевской стены

Некрополь у стен Московского Кремля начал складываться с ноября 1917 года, тогда там появились первые братские могилы. Первая одиночная могила у Кремлевской стены появилась в 1919 году. В ней был погребен Я. М. Свердлов. В начале 20-х годов в одиночных могилах были захоронены многие известные деятели партии и правительства: М. В. Фрунзе, Ф. Э. Дзержинский, М. В. Калинин и другие.
С 1924 года центром Кремлевского некрополя стал Мавзолей, в котором покоилось тело В. И. Ленина. 9 марта 1953 года в мавзолее было помещено и тело Иосифа Сталина. Там оно покоилось до 1961 года, когда на XXII съезде коммунистической партии было вынесено решение о перезахоронении вождя на Красной площади, у стен Кремля, за Мавзолеем. Вынос тела Сталина состоялся в обстановке строжайшей секретности. 31 октября, поздним вечером, под предлогом очередной репетиции торжественного парада 7 ноября, была оцеплена Красная Площадь. Вырытая могила и вход в Мавзолей при этом были укрыты фанерными щитами. Свидетелями переноса тела были только многочисленная охрана, комиссия по перезахоронению и похоронная команда. В 1970 году на могиле вождя был установлен памятник, созданный скульптором Томским.
15 ноября 1982 года в 12 ч. 45 мин. после торжественной траурной церемонии, воспроизводящей в общем виде похоронный ритуал по И. В. Сталину и В. И. Ленину, у Кремлевской стены был захоронен Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, умерший 10 ноября. Бюст работы скульптора И. М. Рукавишникова был установлен над могилой в 1983 году.
14 февраля 1984 года в Кремлевском некрополе появилась могила генсека Юрия Андропова. А последним лидером СССР, похороненным у Кремлевской стены, был К. У. Черненко, погребенный там 13 марта 1985 года.

4Усыпальница французских королей в Сен-Дени

Место, на котором сегодня высится базилика Сен-Дени, считается святым еще с III века н. э. По легенде, именно здесь окончил свои дни Святой Дионисий. В V веке Святая Женевьева благословила возведение первой часовни на этом месте. Впоследствии вокруг церкви вырос крупный монастырь — в 630 году его основал король Дагобер I.
В 30-х годах XII века аббат Сугерий начал перестройку главной монастырской церкви. Работы длились около 20 лет. Базилика Сен-Дени была полностью закончена и освящена в 1281 году. А в начале XIII века Людовик IX Святой приказал перенести в базилику прах своих предшественников и создать для них надгробия. С этого момента церковь служила усыпальницей французских королей.
В Сен-Дени были похоронены 25 французских королей (начиная с Дагобера I), 10 королев и 84 принца и принцессы. Особенно замечательны гробницы Людовика, сына Людовика Святого, Людовика XII и его супруги Анны Бретонской, Генриха II и его супруги Екатерины Медичи (работы Жермена Пилона), Дюгеклена, Франциска I и мозаичный надгробный памятник Фредегунды.
Во время Великой французской революции аббатство было разграблено и закрыто, а останки погребённых монарших особ выброшены в ров. В 1814 году при реставрации Сен-Дени кости королей и членов их семейств были собраны в оссуарий. В крипте здания были перезахоронены казненные во время революции Людовик XVI и Мария-Антуанетта, а также умершие в эмиграции принцы и принцессы. В 1820 году здесь же был погребен убитый Лувелем герцог Беррийский, а в 1824 — Людовик XVIII. С июльской революцией 1830 года захоронения в аббатстве прекратились.
9 июня 2004 года в церкви было захоронено сердце Людовика XVII, малолетнего, признанного правительствами многих европейских государств и США, но фактически не взошедшего на престол, короля Франции, сына Людовика XVI и Марии-Антуанетты.

5Усыпальница английских королей в Вестминстерском аббатстве

Вестминстерское аббатство основал на месте старых церквей еще в 1065 году Эдуард Исповедник. Все следующие короли Англии украшали и расширяли аббатство. Строительство современного здания аббатства началось в 1245 году по указанию Генриха III и под руководством королевского каменщика Генри Рейнского. Планировалось построить сооружение в готическом стиле, предназначенное не только для богослужений, но и для коронаций, также оно должно было стать местом захоронения монархов. Освящение церкви прошло 13 октября 1269 года, хотя к этому времени была реализована лишь часть проекта, новая восточная часть церкви примыкала к старому нефу.
В XIV веке значительный вклад в строительство аббатства сделал английский архитектор Генри Йевель. Под его руководством в 1362 году были построены Дом Аббата, неф и западный клуатр, а также гробницы Эдуарда III, Ричарда II и кардинала Саймона Лэнгэма.
На протяжении многих веков Вестминстерское аббатство было усыпальницей английских королей и великих людей Великобритании. Сначала здесь хоронили только монархов, затем, начиная с 17 века, появилась традиция захоронения лучших представителей науки и культуры, великих государственных деятелей. Всего на территории аббатства расположено более 3300 могил.
Надгробия Вестминстерского аббатства можно разделить на два стиля: английский и итальянский. К итальянскому стилю можно отнести гробницы Эдуарда Исповедника и Генриха VII. Гробница Генриха VII и его жены, последней из рода Йорков, в часовне Богородицы считается одним из самых величественных и изящных памятников своего времени. Она выполнена итальянским скульптором Торриджиано из Флоренции в 1518 году.
Английский стиль хорошо представлен в надгробиях монархов 13 — 14 веков, расположенных вокруг алтаря. Объединяет их использование готических архитектурных элементов в оформлении, таких как стрельчатые арки, ниши с фигурками рыцарей и святых, использование растительного узора и мозаики. На верхней части саркофага обычно располагались выполненные в полный рост фигуры умерших, одетых в богатое, тщательно вырезанное платье. В некоторых надгробиях мастера добивались портретного сходства.

Из истории Архангельского собора

На месте Архангельского собора еще в 1247-1248 годах во времена Михаила Ярославича, брата святого князя Александра Невского, была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. При Иване Калите в 1333 году был сооружен новый белокаменный храм. По одной из версий его построили в знак благодарности за избавление Руси от голода из-за неурожая ржи в то лето. По другой версии – в память избавления Руси от чумы. Храм имел высоту 20 метров и был самым большим в Кремле. Иван Калита стал первым, кто был погребен под сводами строящегося храма. С тех пор храм стал усыпальницей великих князей Москвы и их ближайших родственников — удельных князей.

В сентябре 1933 года храм был освящён. К началу 16 века церковь обветшала. Тогда под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового в 1505-1508 гг. на месте старого храма строится новый. Для поминовения князей и царей здесь были служители, совершающие панихиды. Здание несколько раз реставрировалось. В 18 веке работы проводились дважды, поскольку храм находился в аварийном состоянии. В 1772 году по проекту Баженова для укрепления здания была сооружена Южная пристройка. Как и другие храмы, после Отечественной войны 1812 года здание пришлось восстанавливать. Оклады и украшения с икон были украдены французскими солдатами. Иконы первых двух ярусов иконостаса использовались как скамейки и кровати. После войны убранство храма и иконостас были обновлены. Изготовлены резные царские врата. С 1955 года в здании храма работает музей. В начале 1980-х годов завершилась очередная реставрация храма. Были отремонтированы каменные надгробия и иконостас, внешнее и внутреннее убранство. В начале 19 века после сноса церкви Рождества Иоанна Предтечи к северной стороне храма был перенесен придел святого мученика Уара.

Архитектура Архангельского собора

В основном храм сооружен в традиционно русском стиле. В плане — прямоугольник, вытянутый по оси восток – запад. Построен из кирпича с белокаменными деталями. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами. Пять глав храма смещены к востоку. Их барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично. Так архитектор сумел создать впечатление динамики и свободы.

При строительстве храма была впервые использована интерпретация архитектуры Успенского собора Московского Кремля. В западной части были устроены палати, в которых разместились 4 придела. В архитектуре прослеживаются элементы венецианского стиля. Если посмотреть на фасады, то видим, что здесь применен двухъярусный ордер, что характеризует Венецианскую архитектуру. Закомары (полукруглые или килевидные завершения стены здания) выполнены в виде полукруглых фронтонов, известных в Венеции в 15 веке. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения — ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах и многопрофильные карнизы.

При устройстве внутреннего пространства Алевиз Новый впервые внёс в интерьер храма ордерную декорацию. В середине 16 века с восточной стороны был пристроен одноглавый храм Покрова Богородицы. Позже симметрично был построен придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи.

Убранство Архангельского собора

В интерьере собора преобладает торжественно-сумеречное настроение. Считается, что Архангел Михаил, в честь которого и построен храм, был проводником душ в царство вечности. Также, он считался и покровителем князей, отличившихся на поле брани. Исследователи предполагают, что при первоначальном оформлении храма при Василии III роспись не предполагалась. Впервые, видимо, храм был расписан в 1564-1565 гг. при Иване IV. Доказательство этому – сохранившиеся фрески над западным входом и в южном предалтарии. Те фрески, которые мы видим сейчас были созданы в середине 17 века. По указанию царя Алексея Михайловича в 1652 году четверо жалованных иконописцев — Симон Ушаков и Степан Рязанец, Яков Казанец и Сидор Поспеев сделали тщательные прориси. Всего 92 мастера принимали участие в росписи стен храма. Интересна галерея из условных портретов князей и царей, похороненных здесь. В роспись стен включены сюжеты о героической борьбе русских воинов с иноземными захватчиками и легендарные страницы жития Архангела Михаила.

Иконостас, сооруженный при строительстве храма (1508 года) сгорел во время пожара в 1547 году. В настоящее время в храме установлен иконостас, выполненный царскими резчиками в 1679-1680 гг. Большинство икон были выполнены тоже в это время. Главная достопримечательность — храмовый образ «Архангел Михаил с деяниями», относится к 14-15 вв. Ее можно назвать вершиной в истории иконописи на Руси. Также примечателен список чудотворной иконы Благовещение Устюжское. Некоторые иконы верхних ярусов иконостаса написаны на старых досках, принадлежащих иконам 1547 года и старше. Верхний ряд венчает Распятие Господне, выполненное Ф. Зубовым и М. Милютиным.

Архангельский собор как усыпальница

Как были расположены захоронения в храме в 1333 году неизвестно. Первым на территории храма был похоронен Иван Калита, который и заложил храм.

Когда в 1505 году храм разобрали, княжеские гробы были вынесены. А в новый храм их поместили в октябре 1507 года. Расположение погребений проводилось по чётким правилам. По южным стенам расположены великокняжеские погребения. Удельные князья погребены вдоль западной стены, а опальные князья — у северной стены. У алтарной преграды у южной стены похоронены Василий III, его дед и отец (Василий II и Иоанн III) и внук царевич Димитрий. В 60-х гг. 16 века царь Иоанн IV соорудил новый придел для царской усыпальницы. Здесь покоятся царевич Иоанн Иоаннович, цари Иоанн Грозный и Феодор Иоаннович.

Всего в храме 54 захоронения. Большая часть погребений находится под плитами пола. В 17 веке над ними были сооружены надгробия, украшенные орнаментами и надписями. Открыто здесь почивают мощи царевича Димитрия Угличского, помещенные сюда в 1606 году у среднего северного столба. В 1774 году из Сретенского собора были перенесены мощи святых князя Михаила Черниговского и боярина его Федора. Они покоятся в раке за иконостасом, у северной стены. В 1928 году в крипту (могилу) подвальной палаты южной пристройки из снесенного собора Вознесенского монастыря были перенесены погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых.

Архангельский собор Московского Кремля – это одна из святынь русского православия. И хотя в нём работает музей, но в престольный праздник и на Радоницу в нем совершаются богослужения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *